ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ КАК СОВОКУПНОСТЬ ПРИНЦИПОВ, МЕТОДОВ И СРЕДСТВ УПРАВЛЕНИЯ ПРИРОДООХРАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ

<

062414 0328 1 ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ КАК СОВОКУПНОСТЬ ПРИНЦИПОВ, МЕТОДОВ И СРЕДСТВ УПРАВЛЕНИЯ ПРИРОДООХРАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯВ. В. Гаврилов, И.В. Лимонова, М.В. Щеглова отмечают, что необходимость отказа от высокозатратных способов сохранения окружающей среды путем технического перевооружения производства на основе ресурсосберегающих и малоотходных технологий, внедряемых с начала 1980-х годов рядом государств, явилась причиной развития экологического менеджмента.

В 1992 г. в Великобритании был введен национальный стандарт Britsh Standart for Environmetal management systems (BS 7750) — первый европейский стандарт по экологическому менеджменту, который вскоре стал использоваться не только в Великобритании, но и в других странах Европы — в Швеции, Норвегии и др. — в качестве национальных стандартов. В настоящее время стандарту следуют более 500 компаний мира.

Британский стандарт BS 7750 был взят в качестве основы для разработки Руководства (Правил) Европейского Союза по экологическому менеджменту и экологическому аудиту 1836/93 Economanagment and audit scheme (EMAS), принятого Советом ЕС в 1993 г.

Система экологического управления — часть государственного регулирования процессами охраны окружающей среды. Основой систем экологического управления является принцип постоянного совершенствования природоохранной деятельности.

Объекты совершенствования: «сама система экологического управления; государственные регуляторы природоохранной деятельности.

Требования к системам экологического управления:

  • наличие конкретных требований к используемым предприятием технологиям;
  • обязательность информированности общественности и заинтересованных лиц о деятельности предприятия, производимой продукции, об используемых материалах, ресурсах и т.д.;
  • публикация экологических целей и задач деятельности предприятия (т. е. его природоохранной политики, стратегии); .
  • ежегодная публикация результатов деятельности (природоохранной).

    Заметим, что последнее требование достаточно четко корреспондирует с нормой, введенной указами Президента РФ от 04.02.94 г. № 236 и от 01.04.96 г. № 440 и закрепившей установление пределов ответственности за экологические результаты хозяйственной деятельности. Именно эти результаты интересуют в первую очередь инвесторов, акционеров и других участников предприятия, а также общественность.

    Международная организация по стандартизации, существующая с 1946 г., с созданием в 1993 г. Технического комитета «Экологическое управление» (180/ТС 207) приступила к разработке международных стандартов по экологическому менеджменту — стандартов серии 14000. Основой для их создания послужили британский стандарт BS 7750, а также уже существовавшие международные стандарты по системам контроля качества продукции — стандарты 150 серии 9000.

    Технический комитет ИСО/ТК 207 «Экологическое управление» разрабатывает международные стандарты по следующим направлениям:

  • системы экологического управления;
  • экологический аудит;
  • экологическая маркировка;
  • оценка характеристик экологичности;
  • оценка жизненного цикла;
  • термины и определения.

    Направлением деятельности одной из рабочих групп ТК является также учет требований охраны окружающей среды в стандартах на продукцию.

    В настоящее время в серии ИСО 14000 в виде стандартов, проектов международных стандартом (ПМС) и проектов комитетов (ПК) насчитывается 20 стандартов].

    Система стандартов 180 серии 14000 ориентирована, в отличие от других природоохранных стандартов, не на количественные параметры и конкретные требования к воздействию хозяйствующего субъекта на окружающую среду — концентрации веществ, объемы выбросов и сбросов и т.д. — и не на технологии — распространенное в западных странах требование использовать «наилучшую доступную технологию» (best available). Основным предметом ISO 14000 является система экологического управления (система экологически ориентированного управления на уровне предприятия или компании) — environmetal management systems.

    Такой характер стандартов обусловлен отчасти тем, что международные стандарты не должны вторгаться в сферу действий национальных нормативов, а также тем, что стандарты ISSO разработаны с учетом оправдавшей себя концепции «глобального управления качеством» (total quality managment), в соответствии с которой одним из основных условий достижения качества продукции является создание надлежащей организационной структуры и распределение ответственности за качество продукции.

    Следование стандартам серии 14000 предполагает обеспечение уменьшения неблагоприятного воздействия на окружающую среду на организационном, национальном и международном уровнях.

    Стандарты серии 14000 не заменяют установленных нормативными правовыми актами требований, а обеспечивают создание системы определения предприятиями (хозяйствующими субъектами) того, как они влияют на окружающую среду и как выполняются требования национального законодательства.

    В настоящее время экологически ориентированные системы управления признаны в качестве основных методов, обеспечивающих эффективное и устойчивое экономическое развитие.

    В Российской Федераций в 1998 г. в качестве государственных стандартов приняты международные стандарты 18014004, 14010, 14011, 14012 (ГОСТ Р ИСО 14001-98). Системы управления окружающей средой. Требования и руководство по применению ГОСТ Р ИСО 14004-98. Системы управления окружающей средой. Общие руководящие указания по принципам, системам и средствам обеспечения функционирования; ГОСТ Р ИСО 14010-98. Руководящие указания по экологическому аудиту. Основные принципы; ГОСТ Р 14011-98. Руководящие указания по экологическому аудиту. Процедуры аудита. Проведение аудита систем управления окружающей средой; ГОСТ Р ИСО 14012-98. Руководящие указания по экологическому аудиту. Классификационные критерии для аудиторов в области экологии).

    В соответствии со стандартом ГОСТ Р ИСО 14001-98 система управления окружающей средой — это часть общей системы административного управления, которая включает организационную структуру, планирование, ответственность, методы, процедуры, процессы и ресурсы, необходимые для разработки, внедрения, реализации, анализа и поддержания экологической политики.

     

     

     

     

     

    2. ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И ПРЕДМЕТ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА

     

    Экологический менеджмент изучает постоянно меняющиеся, естественные условия среды обитания человека и уровни использования обществом окружающей природной среды. Как и другие экономические науки, экологический менеджмент изучает производственные отношения между людьми, в данном случае по поводу использования людьми сил и ресурсов природы. Процесс труда есть взаимодействие между обществом и природой.

    Являясь общеэкономической наукой, экологический менеджмент применяет данные конкретных экономических наук, а также естественных наук — геологии, биологии, почвоведения, лесоведения, метеорологии, демографии и других наук, их выводы и положения, которые необходимы для обоснования наиболее эффективных методов использования условий и ресурсов природы.

    Экологический менеджмент имеет как теоретическое,
    так и практическое значение. В условиях функционирующей системы народного хозяйства в стране в настоящее время экологический менеджмент призван давать конкретные рекомендации по различным путям использования природных ресурсов.

    В более широком смысле экологический менеджмент должен способствовать разработке основ концепции устойчивого эколого-экономического развития. Такое развитие предполагает отказ от сложившейся на практике концепции экстенсивного экономического роста, лежавшей в основе развития системы мирового хозяйства и базировавшейся на представлении о неисчерпаемости природных ресурсов и неограниченности возможностей природной среды к самовосстановлению.

    <

    В работах Ю.Б. Осипова, А.С. Шилова, в стандартах эти понятия, а также термин «управление качеством окружающей среды» считают тождественными (синонимами). Однако С.В.Макаров, Т.В.Гусева придерживаются несколько иного мнения.

    Несогласованность терминологии, на наш взгляд возникла из-за отсутствия аутентичного перевода на русский язык принятого на Западе термина «environmental management». «Экологическое управление» и «экологический менеджмент» также тождественны, как и родовые термины «управление» и «менеджмент». Оксфордский русско-английский словарь (1994 г.) и русско-английский словарь А.И. Смирницкого и О.С. Ахматовой (1969 г.) переводит на английский язык слово «управление», в том числе, таким термином как «management» (а также administration, direction и др., считая их синонимами). В свою очередь, не менее известный англо-русский словарь В.К. Мюллера (1969 г.) первым синонимом русского эквивалента слова «management» ставит именно «управление» (а также — заведование, умение владеть, правление и т.д.).

    «Советский энциклопедический словарь» (1986 г.) менеджерами называет профессиональных управляющих, «Словарь иностранных слов» (1989 г.), и «Толковый словарь как управлению» (1994 г.) определяет менеджмент как управление производством, а «Словарь-справочник менеджера» (1996 г.) как тип управления.

    В английском, и в русском вариантах Международных стандартов ИСО серии 14000, а также в Британском стандарте по экологическому менеджменту ВS 750 термин единственный— «environmental management». Он, по нашему мнению, наиболее точно переводится как обобщающее название системы управления деятельностью предприятия по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности.

    В соответствии с принятой трактовкой экологического менеджмента как вида управления деятельностью предприятия в экологической сфере уточним его определение: экологический менеджмент — это совокупность принципов, методов, средств (в том числе организационно-правовых) и типа управления природоохранной деятельностью предприятия (обеспечением техногенной безопасности окружающей среды), имеющего целью повышение инвестиционной привлекательности, экологичности предприятия и эффективности его производственно-хозяйственной деятельности.

    Экологический менеджмент тесно связан с экономикой страны и формирует исходную информацию о необходимости использования природных ресурсов при решении задач эффективности развития производства. Возникновение новых задач рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды обусловлено ощутимой потребностью практики хозяйствования. Комплексный программно-целевой подход к развитию новых форм собственности и рыночной экономики отражает взаимосвязь всех разделов программы природопользования. Развитию научных основ экологического менеджмента способствует разработка генеральных схем размещения производительных сил, включающих региональные аспекты, производственные особенности, ресурсные потенциалы и т.д.

    Объективные предпосылки формирования экологического менеджмента в основном ассоциируются с общественно-трудовой и индивидуальной деятельностью, которая является одним из существенных факторов воздействия на окружающую среду, ее изменения в эпоху научно-технического прогресса.

    Общественные и индивидуальные формы труда — основа формирования сущности экономики природопользования. В этой связи важно рассматривать специфические природные ресурсы, ландшафты, биогеоценозы и т. п., которые в основе своей не имеют формы товара, что затрудняет развитие хозрасчетных отношений между отраслями народного хозяйства.

    Использование природных ресурсов в должно быть в целом таким, чтобы оно способствовало снижению затрат и повышению прибыли в общественном производстве. Надо наиболее эффективно применять имеющиеся виды сырья и энергии. Их изъятие должно быть бережным, чтобы не переступать определенных границ, после которых становится невозможным самовосстановление ресурсов. Для этого необходима всемерная рационализация производства, его комплексность, что предполагает минимизацию отходов, ликвидацию потерь, широкое применение вторичного сырья. Все задачи по экономному, хозяйственному использованию природных ресурсов должны сочетаться с максимально возможным сохранением окружающей среды путем, с одной стороны, совершенствования технологии ‘и сокращения выбросов, а с другой—всемерной очистки от загрязнения, сведения к минимуму возможного ущерба, наносимого здоровью и жизни людей, средствам производства, зданиям и сооружениям.

    Общественное производство, да и многие другие виды деятельности людей создают все большую нагрузку на природу. Необходимо ее всемерно ограничить. Это зависит от природоохранной деятельности общества. Современный человек в состоянии распоряжаться природой в интересах общества. Он бессилен только против таких стихийных сил и явлений природы, как землетрясения, извержения, наводнения. Но и тут многое зависит от своевременного учета опасности этих природных явлений и в соответствии с ними принятия особых мер при возведении сооружений, строительстве дамб, защищающих от наводнений, от возможных потоков лавы и т. д.

    Вряд ли можно безоговорочно согласиться с получившим широкую известность изречением И. Мичурина: «Мы не можем ждать милостей от природы. Взять их у нее — наша задача». Очевидно, что нужно не только брать от природы, но и помогать ей, бережно к ней относиться, восстанавливать то, что у нее взято в интересах производства, всего развития человеческого общества, защищать ее от негативного к ней отношения.

    Природа страдает от нарушения нормального естественного воспроизводства своих элементов. Биосфера представляет собой замкнутую и уравновешенную систему, которая сама себя поддерживает. Так, в лесу насекомые питаются растениями и тем самым себя воспроизводят, пресмыкающиеся поедают насекомых, мелкие животные—пресмыкающихся, крупные животные—мелких. Воспроизводство может совершаться и не в такой последовательности: крупные животные могут питаться растениями, мелкие животные— насекомыми. Органические останки и отмершие существа являются пищей микроорганизмов, могут использоваться грибами, червями, корнями растений. Осыпавшиеся осенью листья рощи перегнивают и питают корни деревьев. Система саморегулируется наличием исходных материалов для ее воспроизводства и, возможностями потребления отходов внутри системы, что обеспечивает ее равновесие. Таким образом, биологическая система, или экосистема, имеет замкнутый характер, она сама себя поддерживает и тем самым обеспечивает собственное равновесие при данных условиях соотношения с неживой природой.

    Современное промышленное производство не имеет замкнутого характера, это — открытая система. В нее поступают массы сырых природных материалов, проходящих иногда стадию первичной обработки при добыче, — уголь, нефть, руда, строительные материалы, сельскохозяйственное и лесное сырье, вода, воздух. Вся масса материалов проходит одну или несколько стадий обработки и затем в виде конечного продукта выходит из системы и поступает в потребление. Наряду с этим на всех стадиях ее обработки из системы выбрасываются отходы — пустая порода, шлаки, зола, стоки, аэрозоли, газы, пары, пыль и другие, содержащие нередко различные вредные для человека и живых организмов вещества.

    Объем отходов часто превосходит объем конечного продукта. О степени полезного использования сырья и об относительной величине отходов можно судить по отношению веса конечного продукта к весу исходного материала.

    В современном мире на долю отходов приходится до 96—98% от исходного материала и только 2—4%—на конечный продукт. Задача заключается в том, чтобы уменьшить отходы за счет всемерного их использования. Надо превращать производства до возможности в замкнутую систему, развивая малоотходные и безотходные формы производства.

    Вмешательство человека в биосферные системы нарушает их сбалансированность и внутренние связи. Получаются неожиданные последствия. Применение инсектицидов в лесу для истребления насекомых приводит к гибели муравьев и мелких животных. Химическое опыление для противодействия росту так называемого сорного леса (осины и др.) с той целью, чтобы эти малоценные быстрорастущие деревья не мешали росту хвойные пород,—создает опасность гибели живых существ в лесу. Применение гербицидов может вызвать массовый падеж скота, поевшего отравленную траву.

    В Процессе развития общества постоянно возникают противоречия между возрастающими потребностями людей и ограниченными возможностями биосферы, природных ресурсов по их удовлетворению.

    Экологический менеджмент должен учитывать эти противоречия и определять рациональные соотношения между уровнями потребления, развития производства и экологическими факторами, т.е. вносить диалектический характер.

    Система экологического менеджмента предприятия — это часть общей системы менеджмента предприятия, включающей организационную структуру, планирование деятельности, распределение ответственности, собственно практическую работу, процедуры, процессы и ресурсы для разработки, внедрения, оценки достигнутых результатов и совершенствования экологической политики предприятия.

    Основными принципами создания системы экологического менеджмента, (согласно ИСО 14004), являются:

  • высший приоритет управления;
  • создание экологической службы предприятия;
  • взаимодействие с участниками деятельности в экологической сфере, заинтересованными в реализации эффективной экологической политики предприятия;
  • согласие между руководством и персоналом предприятия по его деятельности в экологической сфере;
  • идентификация требований нормативно-правовых актов к экологическим аспектам деятельности предприятия и установление соответствия этим требованиям показателей его техногенной и экологической безопасности;
  • оценка показателей воздействия производственных процессов на окружающую среду и воздействия загрязненных природных объектов на предприятие;
  • учет экологических требований на всех этапах жизненного цикла предприятия, в особенности, при выпуске продукции или оказании услуг;
  • обеспечение материальными, финансовыми и кадровыми ресурсами требуемого уровня «экологичности» предприятия;
  • установление соответствия характеристик экологичности предприятия его экологической политике, перспективным целям и задачам его производственной деятельности;
  • оценка качества экологического управления и изыскание возможности улучшения системы экологического менеджмента, т.е. проведение аудита собственно системы как самостоятельного объекта аудита. Естественно, что аудит системы экологического менеджмента является составной часть экологического аудита предприятия, на которой реализована эта система. Учитывая тот факт, что цели, объем и глубина экологического аудита предприятия устанавливаются договором между заказчиком, и аудитором, не исключено, что экологический аудит предприятия может быть ограничен, проведением аудита системы управления (экологического менеджмента) предприятия;
  • активизация деятельности по созданию систем экологического менеджмента предприятиями-партнерами;
  • создание подсистем экологического маркетинга, экологического образования и других.

    Для внедрения системы экологического менеджмента необходимо:

  • определить экологическую политику и сформулировать требования к системе экологического менеджмента;
  • сформировать программу реализации экологической политики предприятия;
  • проводить экологический мониторинг, производственный экологический контроль и экологический аудит.

    Важнейшим элементом функционирования системы экологического менеджмента является анализ состояния управления качеством окружающей среды, который может быть проведен с учетом требований нормативных правовых актов; экологических аспектов деятельности предприятия; оценки соответствия требованиям стандартов, правил и норм; практики экологического менеджмента; экологической политики и результатов производственной деятельности предприятия; возможности повышения конкурентоспособности продукции, работ и услуг за счет экологических факторов; оценку заинтересованными сторонами эффективности управления предприятием.

    Обеспечение соответствия деятельности предприятия основным положениям его экологической политики не менее важная задача системы экологического менеджмента. Политика в области охраны окружающей среды устанавливается в соответствии с общей ориентацией производственно — хозяйственной деятельности предприятия, состоянием окружающей среды в регионе расположения предприятия, с требованиями нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность предприятия. Важно установить уровень ответственности предприятия за экологические последствия его производственно-хозяйственной деятельности. Руководство предприятия ответственно за формирование, внедрение и модификацию природоохранной политики.

    При анализе деятельности предприятия по охране окружающей среды рассматриваются вопросы:

  • имеет ли предприятие одобренный (согласованный) документ, содержащий основные положения экологической политики;
  • отражает ли эта политика цели производственно-хозяйственной деятельности предприятия;
  • одобрена ли экологическая политика руководством предприятия, обеспечена ли возможность корректировки этой политики, в т.ч. по предложениям персонала;
  • стимулирует ли экологическая политика направление деятельности в области экологического мониторинга, экологического аудита и использования информационных технологий в практике управления;
  • предусматривает ли экологическая политика деятельность по непрерывному улучшению экологичности предприятия.

    Следующая задача, решаемая в рамках функционирования системы экологического менеджмента — это оценка воздействия на окружающую среду планируемой и осуществляемой деятельности предприятия.

    Оценки значимости воздействий включают:

  • экологические аспекты: характер, масштаб, интенсивность, вероятность, продолжительность воздействия на окружающую среду;
  • влияние экологических аспектов на инвестиционную привлекательность предприятия.

    Ответственность за эффективность системы экологического менеджмента должна возлагаться на официальное лицо из состава руководства предприятия, обладающее авторитетом и полномочиями.

    Внедрение системы завершается контролем, подтверждающим полное соответствие системы экологического менеджмента направлениям экологической политики, ее целям и задачам.

    Задачи обеспечения техногенной и экологической безопасности предприятия, защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера также должны учитываться в системе экологического менеджмента.

    Особенностью систем экологического менеджмента является периодический аудит систем с целью засвидетельствования ее соответствия установленным предприятием целям, требованиям стандартов IS0 14001.

     

    СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

     

  1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.93. М.: Юрид. лит., 1993.
  2. Об экологической экспертизе: Федеральный закон от 23.11.95 № 174-ФЗ// СЗРФ. 1995. № 48. Ст. 4556// РГ от 30.11.95.
  3. О Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию: Указ Президента РФ от 01.04.96 № 440//РГ 09.04.96. Об утверждении положения о лицензировании космической деятельности: постановление Правительства РФ от 02.02.96 № 104// РГ от 17.02.96.
  4. Бринчук М.М. Экологическое право (Право окружающей среды). Учебник. — М.: Юристь. 2005.
  5. Васильева М.И. Общественные экологические интересы: правовое регулирование. —М.: Наука. 2003.
  6. Залесский Л.Б. Экологический менеджмент. –М.: ЮНИТИ, 2004.
  7. Информационная поддержка устойчивого развития. Международный конгресс ЕВРО’98. — М.: Институт промышленного развития. 1998.
  8. Ерофеев Б.В. Об экологических правоотношениях. В сборнике Правовые проблемы охраны окружающей среды / Под ред. Жевлакова Э.Н. — М.: Юридический бюллетень предпринимателя, 1998.
  9. Лукьянчиков Н.Н., Потравный И.М. Экономика и организация природопользования. — М.: Тройка. 2005.
  10. Макаров С.В., Гусева Т.В. Экологический менеджмент. /В кн. «Современные механизмы экологического регулирования». // Пособие для неправительственных организаций. ЭКОЛАЙН, МОУЦ Нахабино. 1998.
  11. Основы экологического управления. Международные стандарты ИСО 14000. Справочник. М» 1997.
  12. Тимофеева С.С. Экологический менеджмент.–М.: НОРМА, 2005.
  13. Управление природоохранной деятельностью в Российской Федерации. Учебное пособие. /Под ред. Ю.Б. Осипова, Е.М.Львовой. — М.: Варяг, 2003
  14. Шеховцов А.А и др. Влияние отраслей народного хозяйства на состояние окружающей среды. — М.: Минприроды. 1995.
<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 0.94MB/0.00033 sec

WordPress: 22.13MB | MySQL:122 | 1,613sec