ФАКТОРЫ РИСКА

<

 

062014 0421 1 ФАКТОРЫ РИСКАВ Уставе Всемирной организации здравоохранения сказано, что здоровье — одно из основных прав человека. Не менее важным правом является право человека на информацию о тех факторах, которые определяют здоровье человека или являются факторами риска, т.е. их воздействие может привести к развитию болезни.

Фактор риска — общее название факторов, не являющихся непосредственной причиной определенной болезни, но увеличивающих вероятность ее возникновения. К ним относятся условия и особенности образа жизни, а также врожденные или приобретенные свойства организма. Они повышают вероятность возникновения у индивидуума болезни и (или) способны неблагоприятно влиять на течение и прогноз имеющегося заболевания. Обычно выделяют биологические, экологические и социальные факторы риска. Если к факторам риска присовокупить факторы, являющиеся непосредственной причиной болезни, то вместе их называют факторами здоровья. Они имеют аналогичную классификацию.

К биологическим факторам риска относятся генетические и приобретенные в онтогенезе особенности организма человека. Известно, что некоторые болезни чаще встречаются в определенных национальных и этнических группах. Существует наследственная предрасположенность к заболеванию гипертонической и язвенной болезнью, сахарным диабетом и т.д. Для возникновения и течения многих болезней, в том числе сахарного диабета, ишемической болезни сердца, серьезным фактором риска является ожирение. Существование в организме очагов хронической инфекции (например, хронического тонзиллита) может способствовать заболеванию ревматизмом.

Экологические факторы, риска. Изменения физических и химических свойств атмосферы влияют, например, на развитие бронхолегочных заболеваний. Резкие суточные колебания температуры, атмосферного давления, напряженности магнитных полей ухудшают течение сердечнососудистых заболеваний. Ионизирующее излучение является одним из онкогенных факторов. Особенности ионного состава почвы и воды, а следовательно, и продуктов питания растительного и животного происхождения, приводят к развитию элементов — заболеваний, связанных с избытком или недостатков в организме атомов того или иного элемента. Например, недостаток йода в питьевой воде и продуктах питания в районах с низким содержанием йода в почве может способствовать развитию эндемического зоба.

Социальные факторы риска. Неблагоприятные жилищные условия, многообразные стрессовые ситуации, такие особенности образа жизни человека, как гиподинамия -фактор риска развития многих заболеваний, особенно болезней сердечно-сосудистой системы. Вредные привычки, например курение — фактор риска возникновения бронхолегочных и сердечно-сосудистых заболеваний. Употребление алкоголя — фактор риска развития алкоголизма, болезней печени, сердца и др.

Факторы риска могут быть существенны для отдельных индивидуумов (например, генетические особенности организма) или для множества особей разных видов (на— пример, ионизирующее излучение). Наиболее неблагоприятно оценивается совокупное воздействие на организм нескольких факторов риска, например одновременное наличие таких факторов риска, как ожирение, гиподинамия, курение, нарушение углеводного обмена, значительно увеличивает риск развития ишемической болезни сердца.

В профилактике возникновения и прогрессирования болезни большое внимание уделяют устранению факторов риска индивидуального характера (отказ от вредных привычек, занятия физкультурой, ликвидация очагов инфекции в организме и др.), а также устранению факторов риска, имеющих значение для популяции. На это направлены, в частности, мероприятия по охране окружающей среды, источников водоснабжения, санитарная охрана почвы, санитарная охрана территории, устранение профвредностей, соблюдение техники безопасности и др.

В настоящее время негативное воздействие окружающей человека среды проявляется в развитии следующих процессов: нарушение биоритмов (в частности сна), аллергизация населения, рост онкологической заболеваемости, рост доли лиц с избыточным весом, рост доли рождения недоношенных детей, акселерация, «омоложение» многих форм патологии, абиологическая тенденция в организации жизни (курение, наркомания, алкоголизм и пр.), рост близорукости, возрастание удельного веса хронических заболеваний, развитие профессиональных заболеваний и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. НАЗВАТЬ НОРМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭТИКИ

 

Экологическая этика – совокупность принципов человеческой мысли и поведения, ориентированных на благо целостной системы «человек – природа», включая животных, растения и экосистемы.

Большинство направлений (разновидностей) экологической этики можно отнести к двум основным типам – биоцентрическому (хорошо все, что делается для блага отдельной жизни, отдельного индивидуума) и экоцентрическому (хорошо все, что делается для блага экосистемы, видов животных или растений). К биоцентрическому типу можно отнести этику благоговения перед жизнью А. Швейцера, к экоцентрическому – этику земли О. Леопольда.

  1. Гармония человека с природой.
  2. Равноценность всего живого
  3. Ненасилие
  4. Самоограничение вместо потребительства
  5. Становление любовно-творческой личности.
  6. Необходимость нравственного самосовершенствования.
  7. Личная ответственность за мир
  8. «Золотое правило экологии».
  9. Несотрудничество с эксплуататорскими классами
  10. Сохранение разнообразия природы, человека и культуры.
  11. Ответственность человека за преобразуемую природу

    Перечислим принципы экологической этики, предложенных известных российской экологом Н. Н. Моисеевым:

    1. Необходимо знать законы развития биосферы, и взаимодействие человека с биосферой должно строиться на знании этих законов.

    2. Установление общих правил отношения человека и Природы.

    3. Человек должен жить в условиях коэволюции биосферы и общества.

    4. Человек должен думать о будущем поколении.

    5. Право наций на расходование ресурсов по количеству населения.

    6. Избегать воздействия на природные циклы круговорота веществ.

    7. Квоты на расходование ресурсов определяются учеными и не зависят от политический обстановки.

    В основу экологической этики положены знания о биосфере. Каждый индивид должен получать экологическое образование, т. е. знание законов биосферы. Экологическая этика должна регулировать не только отношения отдельного индивида с окружающей его природой, но и отношения целых государств и человечества в целом к биосфере.

    Экологическая этика должна устанавливать те нормы и правила отношения человека к природе, которые должны будут обеспечить коэволюцию человека и биосферы.

    Но экологическая этика не должна ограничиваться нормами, регламентирующими отношение человека к природе. Экологическая этика должна стать этикой взаимоотношений между людьми.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    3. ПОНЯТИЕ ЭКОЦИД

     

    В связи с серьёзными экологическими последствиями двух мировых и сотен локальных и региональных войн XX в. наряду с понятием «геноцид» в научную и общественную терминологию вошло понятие «экоцид». Последнее означает прямое и косвенное воздействие военных операций на геосистемы, включая как организмы, так и неживую материю, одинаково важную для жизни на Земле.

    Преднамеренные воздействия человека на природу и окружающую среду в военных целях получили названия экоцида (биоцида, экологической войны).

    Любые военные действия наносят окружающей природной среде весьма ощутимый ущерб, особенно если они ведутся на большой территории в течение длительного времени, однако и при кратковременных военных конфликтах могут возникнуть чрезвычайные экологические ситуации, если возможный противник применит современные средства поражения.

    Конкретно эти воздействия выражаются в основном в таких аспектах, как:

    · превышение пределов использования природных условий и ресурсов территории;

    · использование окружающей среды (в данном случае театра военных действий) как вместилища для «отходов» и побочных продуктов военных действий;

    · угроза естественным основам жизни человека и других организмов.

    Геноцид и экоцид взаимосвязаны. XX в. останется в памяти не только как век технического прогресса, но и как век геноцида и экоцида. Если исходить из того, что все элементы геосистемы одинаково важны для развития Земли, то уничтожение одного из важнейших её компонентов – Homo sapiens – или отрицательное влияние на него губительно скажется на настоящем и будущем состоянии биосферы Земли. Например, в течение последних 10 лет в ходе военных действий погибло около 2 млн. детей, ещё 1 млн. детей стали сиротами, а 5 млн. – инвалидами

    Помимо понятия «экоцид» для обозначения отрицательного воздействия войн на окружающую среду в научной литературе используются и такие термины, как «террацид», «биоцид», «экологическая война», «геофизическая война», «метеорологическая война».

    Среди этих терминов «экологическая война», пожалуй, наиболее полно отражает суть процесса. Этот термин широко используется после вьетнамской войны, в ходе которой США впервые в мире применили наиболее широкий спектр ведения экоцида. Данные по этой войне наиболее доступны и, на наш взгляд, отражают особенности современного экоцида в локальных войнах.

    Экологическая война, как показали события во Вьетнаме, – это война с очень разнообразными средствами, подчинёнными целям уничтожения лесных и агроэкологических систем, ликвидации хозяйства и условий повседневной жизни на больших пространствах. Экологическая война подчас приводит к превращению территорий в бесплодные пустыни.

     

     

     

     

     

     

     

    <

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    4. ПОНЯТИЕ ЭКОЛОГИЯ

     

    Экология — наука об отношениях организмов и образуемых ими сообществ между собой и с окружающей средой. Точный перевод греческого слова «экология» означает изучение собственного дома, т.е. биосферы, в которой мы живем и частью которой является.

    Термин «экология» возник в рамках биологии. Его автором был профессор Йенского университета Э. Геккель (1866 г.). Первоначально экология рассматривалась как часть биологии, изучающая взаимодействие живых организмов, в зависимости от состояния окружающей среды. Позднее на Западе появилось понятие «экосистема», а в СССР — «биоценоз» и «биогеоценоз» (ввел академик В.Н. Сукачев (1880—1967)). Эти термины почти идентичны.

    Экология (от греч. «ойкос» — дом, жилище и «логос» — учение) — наука, изучающая условия существования живых организмов и взаимосвязи между организмами и средой, в которой они обитают. Изначально экология развивалась как составная часть биологической науки, в тесной связи с другими естественными науками — химией, физикой, геологией, географией, почвоведением, математикой.

    Предметом экологии является совокупность или структура связей между организмами и средой. Главный объект изучения в экологии — экосистемы, т. е. единые природные комплексы, образованные живыми Организмами и средой обитания. Кроме того, в область ее компетенции входит изучение отдельных видов организмов (организменный уровень), популяций, т. е. совокупностей особей одного вида (популяционно-видовой уровень) и биосферы в целом (биосферный уровень).

    Основной, традиционной, частью экологии как биологической науки является общая экология, которая изучает общие закономерности взаимоотношений любых живых организмов и среды (включая человека как биологическое существо).

    В составе общей экологии выделяют следующие основные разделы:

    — аутэкологию, исследующую индивидуальные связи отдельного организма (виды, особи) с окружающей его средой;

    — популяционную экологию (демоэкологию), в задачу которой входит изучение структуры и динамики популяций отдельных видов. Популяционную экологию рассматривают и как специальный раздел аутэкологии;

    — синэкологию (биоценологию) — изучающую взаимоотношение популяций, сообществ и экосистем со средой.

    Для всех этих направлений главным является изучение выживания живых существ в окружающей среде и задачи перед ними стоят преимущественно биологического свойства — изучить закономерности адаптации организмов и их сообществ к окружающей среде, саморегуляцию, устойчивость экосистем и биосферы, и т, д.

    В изложенном выше понимании общую экологию нередко называют биоэкологией, когда хотят подчеркнуть ее биоцентричность.

    Задачи экологии весьма многообразны:

    — разработка общей теории устойчивости экологических систем;

    — изучение экологических механизмов адаптации к среде;

    — исследование регуляции численности популяций;

    — изучение биологического разнообразия и механизмов его поддержания;

    — исследование продукционных процессов;

    — исследование процессов, протекающих в биосфере, с целью поддержания ее устойчивости;

    — моделирование состояния экосистем и глобальных биосферных процессов.

    Основные прикладные задачи, которые экология должна решать в настоящее время, следующие:

    — прогнозирование в оценка возможных отрицательных последствий в окружающей природной среде под влиянием деятельности человека;

    — улучшение качества окружающей природной среды;

    — сохранение, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов;

    — оптимизация инженерных, экономических, организационно-правовых, социальных и иных решений для обеспечения экологически безопасного устойчивого развития, в первую очередь в экологически наиболее неблагополучных районах.

    Стратегической задачей экологии считается развитие теории взаимодействия природы и общества на основе нового взгляда, рассматривающего человеческое общество как неотъемлемую часть биосферы.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    5. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ

     

    Экологическое образование — целенаправленно организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения экологическими знаниями, умениями и навыками. Указом Президента Российской Федерации «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» в качестве одного из важнейших направлений государственной политики в области экологии намечено развитие экологического образования и воспитания. Постановлением правительства создан Межведомственный совет по экологическому образованию. Государственная Дума в первом чтении приняла Федеральный закон «О государственной политике в области экологического образования».

    Вместе с социально-гуманитарным образованием, экологическое образование в современных условиях призвано способствовать формированию у людей нового экологического сознания, помогать им в усвоении таких ценностей, профессиональных знаний и навыков, которые содействовали бы выходу России из экологического кризиса и движению общества по пути устойчивого развития.

    Действующая в настоящее время в стране система экологического образования носит непрерывный, комплексный, междисциплинарный и интегрированный характер, с дифференциацией в зависимости от профессиональной ориентации. Созданы центры по экологическому образованию населения, апробируется экологическая компонента содержания профессионального образования. Специалисты экологического профиля готовятся сегодня более чем в 40 университетах и академиях и 30 педагогических вузах России.

    Координация усилий различных стран в сфере экологического образования осуществляется Организацией Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО).

    Экологическое воспитание призвано формировать активную природоохранную позицию. Экологическое воспитание достигается с помощью комплекса природоохранного и экологического обучения, включающего воспитание в узком смысле слова, школьное и вузовское экологическое просвещение, пропаганду экологического мировоззрения.

    Основные цели экологического воспитания в современных условиях, провозглашенные в самых различных манифестах, кодексах, сводах и т. д., могут быть сведены к следующим постулатам, которые должны быть осознаны, доняты и признаны всеми:

    — всякая жизнь самоценна, уникальна и неповторима; человек ответственен за все живое,

    — природа — была и всегда будет сильнее человека. Она вечна и бесконечна. Основой взаимоотношения с Природой должна стать взаимопомощь, а не противоборство;

    — чем более разнообразна биосфера, тем она устойчивее;

    — призрак экологического кризиса стал грозной явью; человек оказывает на природную среду недопустимое по масштабам дестабилизирующее воздействие;

    — если все оставить так как есть (или слегка модернизировать), то «уже скоро — спустя всего лишь 20—50 лет, Земля ответит одуревшему человечеству неотразимым ударом на уничтожение»;

    — сложившийся в массовом сознании в течение многих лет антропоцентрический тип сознания должен быть вытеснен новым видением мира — эксцентрическим;

    — люди должны быть ориентированы и готовы к радикальному изменению системы ценностей и поведения, а именно к отказу от перепотребления (для развитых стран), от установки на многодетную семью (для развивающихся стран) и от экологической безответственности и вседозволенности.

    Экологическое воспитание должно базироваться на основном постулате о том, что выход из экологического кризиса в современных условиях возможен. Ключи к решению глобальной экологической проблемы — в переоценке мировоззренческих ценностей я в «смене приоритетов», а также в нормализации численности населения через планирование семьи, в неустанной практической работе по реализации основных направлений в охране окружающей природной среды.

    Высшей стадией экологизации сознания является экологическая культура, под которой понимают весь комплекс навыков бытия в контакте с окружающей природной средой. Все большее число ученых и специалистов склоняются к мнению, что преодоление экологического кризиса возможно лишь на основе экологической культуры, центральная идея которой: совместное гармоническое развитие природы и человека и отношение к природе не только как к материальной, но и как к духовной ценности. Российские ученые утверждают, что человеку надо думать не об управлении эволюцией, а об управлении самим собой, что означает прежде всего следование законам Природы. Человек должен осознать свою роль в биосфере как один из видов, который, как и все остальные, обязан подчиняться законам развития биосферы.

    Мировое сообщество не может существовать без экологической культуры, поскольку без нее трудно рассчитывать на выживание человечества в условиях экологического кризиса. Именно поэтому одним из ведущих международных проектов ООН в области культуры, науки и образования является программа «Экологическая культура». Правила «не повреди» и «думать глобально, действовать локально» обязательны для всех людей. Во имя жизни на Земле человечеству предстоит возродить, сберечь и развить все основные ценности экологической культуры.

    Человек, благодаря данному ему природой разуму, стремится обеспечить себе «комфортные» условия среды, быть независимым от ее физических факторов, например, от климата, от нехватки пищи, избавиться от вредных для него животных и растений (но совсем «не вредных» для остального живого мира!) и т. п. Поэтому человек, прежде всего, отличается от других видов тем, что взаимодействует с природой через создаваемую им культуру, т. е. человечество в целом, развиваясь, создает на Земле культурную среду благодаря передаче из поколения в поколение своего трудового и духовного опыта. Но, как отмечал К. Маркс, «культура, если она развивается стихийно, а не направляется сознательно… оставляет после себя пустыню».

    Остановить стихийное развитие событий помогут лишь знания о том, как ими управлять и, в случае с экологией, эти знания должны «овладеть массами», по крайней мере большей частью общества, что возможно лишь через всеобщее экологическое образование людей, начиная со школьной скамьи и заканчивая вузом.

    6. КАК ПРОВЕРИТЬ СЕБЯ: НАСМОРК ИЛИ АЛЛЕРГИЯ

     

    Аллергия занимает одно из первых мест среди наиболее распространенных заболеваний на Земле. И если уходящий век называют веком сердечно-сосудистых заболеваний, то XXI век, безусловно, будет называться веком аллергии.

    Уже сегодня каждый 5 житель нашей планеты страдает какой-либо формой аллергии и количество больных стремительно растет. Одна из причин этого — запоздалое лечение.

    Самой частой причиной обычного, на первый взгляд, насморка является аллергия.

    Под синдромом MSC понимается комплекс разных проявлений и симптомов болезней, возникающих в результате совместного воздействия вредных веществ подпороговой концентрации.

    Одно из этих веществ в небольших количествах еще не оказывает вредного влияния. Однако в сумме их действия так усиливаются, что могут возникнуть проблемы самых разных болезней. При этом индивидуальная чувствительность и предрасположенность могут быть различными.

    Заболевания, возникающие в этой связи, поражают пищеварительный     тракт, центральную нервную систему и вызывают местные раздражения.

    Главное здесь то, что влияние минимальных количеств вредного вещества, не способного в одиночку вызывать болезни, сочетается с воздействием других вредных веществ. В результате порог, за которым возникают болезнь, оказывается превышен. Высота этого порога, как это уже указывалось, у разных людей различная.

    В ответ на инфекцию в организме иногда вырабатывается другая реакция, противоположная иммунитету, так называемая аллергическая реакция. Вещества вызывающие такую реакцию называют аллергенами. Различные аллергены вызывают повышенную чувствительность сенсибилизацию – организма к повторному их введению.

    Для того чтобы проверить себя аллергия или насморк можно ответить на вопросы аллерготеста:

    1. Часто ли появляется у вас насморк летом и весной?
    Да — 2
    Нет — 0

    2. Вы плохо переносите запах духов, табака, бензина?
    Да — 2
    Нет — 0

    3. Закладывает ли нос, когда вы ложитесь спать?
    Да- 2
    Нет — 0

    4. Как долго не проходит насморк?
    Более двух недель — 4
    Две недели — 3
    Неделю — 2
    2-3 дня — 1

    5. Бывает ли, что при насморке слезятся и зудят глаза?
    Всегда — 4
    Часто — 3
    Иногда -2
    Редко — 1

    6. Как часто в течение года бывает длительный насморк?
    Постоянно — 4
    Часто — 3
    Иногда — 2
    Редко — 1

    7. Страдает ли кто-нибудь из ваших близких родственников сенной лихорадкой, астмой, нейродермитом, крапивницей?
    Да — 4
    Нет — 0

    8. Была ли у вас когда-нибудь аллергия на продукты или косметику?
    Да — 4
    Нет — 0

    9. Бывает ли при насморке зуд в носу и чиханье?
    Постоянно — 4
    Часто — 3
    Иногда — 2
    Редко — 1

    10. Были ли у вас приступы затрудненного дыхания?
    Да -4
    Нет — 0

    11. Связано ли появление насморка с цветением каких-то известных вам растений?
    Да — 2
    Нет — 0

    12. Вы чихаете чаще обычного, когда убираете квартиру?
    Да — 4
    Нет — 0

    13. У вас была когда-нибудь аллергия на продукты?
    Да- 4
    Нет — 0

    14. Принимали ли вы когда-нибудь от насморка противоаллергические препараты?
    Нет, не принимала — 2
    Принимала, но без результата — 2
    Да, с хорошим результатом — 4

    15. Замечали ли вы, что у вас чешутся глаза или нос, когда вы играете с кошкой или собакой?
    Да — 4
    Нет — 0

    А теперь суммируйте набранные очки.

    Если вы набрали меньше 8 очков — скорее всего, ваш насморк не связан с аллергией.

    От 8 до 13 очков — вам следует обсудить с лечащим врачом возможность лечения насморка антиаллергическими препаратами.

    От 14 до 18 очков — вам стоит обратиться к врачу-аллергологу, поскольку велика вероятность, что ваш насморк имеет аллергическую природу.

    От 19 до 23 очков — почти наверняка вы аллергик и вам стоит лечить насморк только противоаллергическими препаратами.

    Выше 23 очков — вам необходимо серьезное обследование у аллерголога,у вас высока вероятность других аллергических заболеваний, кроме аллергического насморка.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    7. АВТОТРОФНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА

     

    Одно из великих свершений человека, которое бы позволило ему стать довольно независимым от биосферы, — это достижение им автотрофности. Как известно, автотрофы — это те организмы, которые преобразуют неорганические вещества в ткани своего тела. Например, растения, потребляют углекислый газ и воду, а затем с помощью энергии солнца преобразуют их в молекулы сахара. Человек же пока еще не научился изготавливать себе пищу из неорганических соединений. Впрочем, можно заметить, что, даже научившись, человечество останется зависимым, ибо где-то нужно брать хотя бы углекислый газ и воду для создания органического вещества. Тем не менее приобретение автотрофности, безусловно, сделало бы человека если и не свободным от биосферы, то хотя бы менее ее разрушающим. В этом случае он, возможно, смог бы развиваться далее, не нанося урона существующим на планете биологическим ресурсам. Так мыслил В. И. Вернадский и изложил это в своей работе «Автотрофность человечества», увидевшей свет в 1925 году.

    Одна из крайних идей – это идея автотрофности человека, т.е. возможности создания целиком искусственной цивилизации, независимой от состояния биосферы (или даже вне биосферы) и «прихотей» ее развития. Автотрофность предполагает, что жизнь человека определяется им же созданными условиями жизни (искусственными биохимическими циклами).

    Эта идея высказывалась многими представителями русского космизма. Ее активным поборником был К.Э. Циолковский. С большим интересом к идее автотрофности относился В.И. Вернадский. Правда, он говорил о ней с большой осторожностью.

    Логическая цепочка, описывающая путь к автотрофности, выстраивается довольно легко. Человек освоил изготовление орудий, далее утеплил себя одеждой, затем стал выращивать растения и животных, заменив этим во многом охоту и собирательство. Достаточно цивилизовавшись, он освоил новые источники энергии, тягловую силу животных заменил механическими приспособлениями, попытался уйти от планеты в космос и там оборудовать себе хотя бы временное местообитание. Казалось бы, логично, что один из дальнейших шагов высвобождения человечества на этом пути — приобретение автотрофности.

    Мне представляется, что в освоении человечеством синтеза пищи из неорганических соединений есть две проблемы, которые ему придется решать. Первая из них чисто технологическая — изобретение способов получения из неорганических веществ органических и съедобных. Вторая же — экологическая и куда более хлопотная по последствиям для биосферы — уход одного из консументов в ряды продуцентов. Нужно еще подумать о том, стоит ли этого добиваться. Рассмотрим эти проблемы по очереди.

    По мысли В. И. Вернадского научно-технический прогресс человечества неминуемо приведет к решению задачи синтеза пищи из легко доступных химических соединений. Великие русские химики XIX века, предвидя пищевые затруднения человечества, говорили о недопустимости сжигания нефти, газа и других видов углеводородного топлива, ибо это очень вероятная пища наших правнуков. Такой взгляд в настоящее время стал вполне реален, и уже отработан микробный синтез кормовых белков на основе углеводородного сырья.

    Правда, это поедание все тех же продуцентов, только палеонтологических. Можно попробовать и древних консументов. Представим, что мы выкопали мамонта, замороженного в плейстоцене. Он так и оставался все это время ледяной глыбой. Теперь его можно распилить, поместить в современный холодильник и кормить желающих палеомясом. Говорят, что такое мороженое мясо хранится где-то для гурманов. Увы, это ведь то же самое, что сходить на охоту за каким-нибудь современным слоном. Хищник ест любое мясо — и свежее, и мороженое. Это вовсе не автотрофность, а просто отсроченное поедание растительной или животной продукции, так или иначе законсервированной в толще планеты. Первая наша проблема, остается далекой от решения и подменяется простой переработкой одной органической продукции в другую. Человек не стал продуцентом и в обозримом будущем, видимо, им не станет.

     

     

     

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

     

    1 

    Васильев Н.Г., Кузнецов Е.В., Мороз П.И. Охрана природы с основами экологии: учебник для техникумов. – М.: Экология, 2004

    2 

    Воронцов А.П. Рациональное природопользование. Учебное пособие. –М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ». Издательство ЭКМОС, 2000

    3 

    Михеев А.В., Константинов В.М. Охрана природы.–М.: Высшая школа, 2001

    4 

    Новиков Ю.В. Охрана окружающей среды. –М.: Высшая школа, 2003 

    5 

    Новиков Ю.В. Экология, окружающая среда и человек: учебное пособие для вузов, средних школ и колледжей. –М.: ФАИР –ПРЕСС, 2000.

    6 

    Природопользование: Учебник /Под ред. Э.А. Арустамова. –М.: Издательский Дом «Дашков и К°», 2001.

     

     

     


     

<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 0.96MB/0.00171 sec

WordPress: 21.42MB | MySQL:121 | 1,361sec