ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ: СУЩНОСТЬ И ВОЗНИКНОВЕНИЕ

<

061414 0127 1 ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ: СУЩНОСТЬ И ВОЗНИКНОВЕНИЕВ настоящее время все большее количество философов, социологов, историков склоняется к мысли, что на современном этапе развития человечества формируется единая цивилизация на всей планете. Ускорение этой идеи в науке и общественном сознании способствовало осознанию глобализации социальных и культурных процессов в современном мире.

Что следует понимать под термином глобализация социальных и культурных процессов? Этимологический термин «глобализация» связан с латинским термином «глобус» – то есть Земля, Земной шар и означает общепланетарный характер тех или иных процессов. Однако глобализация процессов – это не только их повсеместность, не только то, что они охватывают весь земной шар. Глобализация связана, прежде всего, с интернационализацией всей общественной деятельности на Земле. Эта интернационализация означает, что в современную эпоху все человечество входит в единую систему социально–культурных, экономических, политических и иных связей, взаимодействий и отношений. Таким образом, в современную эпоху, по сравнению с прошлыми историческими эпохами, неизмерно возросло общепланетарное единство человечества, которое представляет собой принципиально новую суперсистему, связанную общей судьбой и общей ответственностью. Поэтому ученые и философы считают правомерным говорить о становлении единой цивилизации и необходимости нового планетарного стиля мышления.

Такой глобалистический подход ярко обнаруживается в концепциях «пост индустриального общества», «технологической эры» американских социологов Д. Белла, З. Бжезинского, А. Тоффлера и др. Эти концепции акцентирую внимание на том факте, что всякий технологический переворот приводит к глубоким изменениям не только в производительных силах общества, но и во всем образе жизни людей. Особенностью же современного технологического переворота, связанного с информацией общества, состоит в том, что он создает принципиально новые предпосылки для универсализации и глобализации человеческого взаимодействия. Благодаря широкому развитию средств массовой информации и коммуникаций, углублению разделения труда и специализации, человечество объединяется в единую социокультурную целостность. Существование такого единства диктует свои требования к человечеству, в целом, и к отдельной личности.

Чем выше уровень технического производства и всей человеческой деятельности, тем выше должна быть степень развития самого человека, его взаимодействия с окружающей средой, отсюда и новые требования к личности: в ней должны гармонически сочетаться высокая квалификация, виртуозное овладение техникой, предельная компетенция в своей специальности с социальной ответственностью и нравственными общечеловеческими ценностями.

Однако глобализация социальных, культурных, экономических и политических процессов в современном мире, наряду с позитивными сторонами, породила ряд серьезных проблем, которые получили название «глобальных проблем современности»:

Экологических, демографических, политических и т.п. Все эти проблемы важны для настоящего и будущего человечества. Конкретный анализ каждой из них входит в компетенцию специальных наук: социологии, демографии и т.д. Философы же концентрируют внимание мировоззренческих смысложизненных вопросах, рассматривают эти проблемы под углом зрения возможностей и перспектив выживания человечества. И в этом аспекте на передний план выходит экологическая проблема.

В чем сущность экологической проблемы? Обобщенно говоря, сущность экологической проблемы состоит в отчетливо обнаружившемся и углубляющемся противоречии между производительной деятельности человечества и стабильностью природной среды его обитания. Как отмечал основатель международного исследовательского центра «Римского клуба», изучающего перспективы человечества перед лицом современных глобальных проблем, А. Печчеи: «Истинная проблема человеческого вида на данной ступени его эволюции состоит в том, что он оказался полностью не способным в культурном отношении идти в ногу и полностью приспособиться к тем изменениям, которые сам внес в этот мир».

Эти изменения являются плодом всей культурно-преобразовательной и, прежде всего, производительной деятельности человека. Расчеты ученых показывают, что техномасса, производимая человечеством за один год, составляет 061414 0127 2 ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ: СУЩНОСТЬ И ВОЗНИКНОВЕНИЕ061414 0127 3 ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ: СУЩНОСТЬ И ВОЗНИКНОВЕНИЕ, а биомасса, производимая на суше 061414 0127 4 ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ: СУЩНОСТЬ И ВОЗНИКНОВЕНИЕ. Из этих расчетов следует, что уже сейчас человечество создало искусственную среду, которая в десять раз продуктивней естественной среды. Искусственная среда постепенно и неотвратимо наступает на естественную и поглощает ее и это один из важнейших факторов, обуславливающий постановку перед человечеством, экологической проблемы.

В этой связи особую остроту для людей приобретает проблема повсеместного распространения в окружающей среде производств и продукций, в первую очередь, радиационных и токсичных видов. В год на каждого жителя Земли приходится более 20 тонн промышленных и других отходов. В атмосферу попадает более 200 миллионов тонн окислов серы и азота и миллионы тонн углекислого газа, выбрасываемого в атмосферу. И это уже в обозримом будущем может вызвать повышение температуры атмосферы, а вслед за этим, повышение уровня морей и затопление значительных участков суши. В результате сотни миллионов людей рискуют превратиться в «экологических беженцев».

Глобальные проблемы современности и, прежде всего, резкое обострение экологической проблемы, поставило перед человечеством задачу поиска новых путей развития, перестройки своих отношений с окружающей средой.

Первая глобальная проблема – проблемы войны и мира. Трудно опровергнуть высказывание: «История человечества – это история войн». Тем более говоря об уходящей эпохе.

Национальные и религиозные конфликты, территориальные притязания, кризис и передел власти, борьба за сферы влияния приводили к локальным и мировым войнам.

Из всех глобальных проблем проблема войны и мира до недавнего времени представлялась самой жгучей проблемой современности. По некоторым подсчетам за последние 55 веков произошло 14,5 тыс. войн, в которых погибло 3,6 млрд. человек. За 50 с лишним послевоенных лет в мире произошло 250 войн, в них участвовало 90 государств, чьи общие потери превысили 35 млн. человек. Это свидетельствует о том, что мировое сообщество еще не созрело для полного предотвращения войн, хотя объективные условия настоятельно требуют такой зрелости. Но усилия народов и государств должны быть направлены, прежде всего, на преодоление причин, порождающих войны. Для этого требуется ограничить, а затем и прекратить гонку вооружений – своеобразную раковую опухоль человечества. Милитаризация стала невыносимым бременем для всех государств, поскольку лишает их ресурсов, необходимых для преодоления отсталости и нищеты.

Проблема разоружения, прекращения войн не нова. Она издавна волновала мыслителей и гуманистов разных стран. В официальном порядке она впервые обсуждалась на Гаагских мирных конференциях 1899 и 1907 годов, на многих конгрессах II интернационала, в Лиге Нации (создана в 1919 году). В современных условиях в ООН (создано в 1945 году), на многочисленных международных региональных конференциях общественности. На рубеже 80-90 годов достигнуты определенные результаты в области практического разоружения, о чем свидетельствует советско-американский Договор о ликвидации ракет меньшей и средней дальности (Вашингтон 1987 год), Договор об обычных вооруженных силах в Европе (Париж 1990 год), решение международной конференцией по химическому оружию (Париж 1989 год), Договор между Россией и США по СНВ-2 по дальнейшему сокращению стратегических наступательных вооружений (Москва 1993 год).

Однако на пути разоружения стоят еще многочисленные трудности и препятствия: огромная инерционность гонки вооружений, т.к. создана мощная база военно-промышленного комплекса с десятками миллионов работников; высокий уровень военных расходов; крупные масштабы международной торговли оружием; нерешённость многих социальных проблем, особенно в развивающихся странах; существенные геополитические амбиции, территориальных споров и т.д.

Национальные и религиозные конфликты, территориальные притязания, кризис и передел власти, борьба за сферы влияния приводили к локальным и мировым войнам.

Помимо сохранения мира, не менее важной проблемой является организация нового порядка, а значит и устранение архаичных институтов управления, экономических теорий, политических структур, создание новых интеграционных систем.

К.М. Кантор в статье «Дезинтеграционно-интеграционная спираль всемирной истории» отмечает: «Для построения современной философии истории следовало бы уразуметь:

  1. что несмотря на тенденцию дезинтеграции, мир «тянется» к единству, к созданию не только мировой системы капитализма (фактически с XVII в. она уже существует), а к мировой социокультурной системе;
  2. что в настоящий момент налицо не только формационные и цивилизационные кризисы, а кризис всемирной истории, разразившийся на пути превращения агломерации культурно-исторических типов в мировую систему».

    В XX веке прекратили свое существование Австро-венгерская монархия, Оттоманская империя, Британская империя. Потеряли свои колонии Франция, Италия, Германия, которая к тому же 50 лет была разъединена. В 1991г. распался Советский Союз. Война привела к распаду Югославии. Мирным путем разделилась Чехословакия. Сепаратистские движения не затихают в Англии, Испании, Франции, Канаде, Африке, Азии, Латинской Америке. Тем не менее, государства, отличаясь друг от друга политически и культурно, живут единой экономической, политической и культурной жизнью. Глобальной задачей является интеграция общества к единой социокультурной системе.

    В наше время начали образовываться новые страны и государства – например, Южная Осетия и Абхазия.

    Несмотря на то, что вопросы нравственности и морали в обществе вынесены мной в отдельный раздел, считаю необходимым в вопросах организации нового порядка упомянуть о двух взаимодополняющих аспектах (несмотря на то, что на первый взгляд они противоречат друг другу): «в аморальном обществе человек выживает за счет своей нравственности» и «наиболее высоконравственные обычно те, кто дальше от решения задачи». То есть нравственность, как один из способов контроля изнутри (будь то отдельный человек или народ в целом) для противостояния внешнему деструктивному фактору.

    <

    Проблема развития постиндустриального общества – в конце ХХ века и в первое десятилетие ХХI века фактически произошел переход от преимущественного обращения к устойчивому макромиру к измененному микромиру, от коллективного к индивидуальному, от общего к частному. От индустриального общества (с гигантскими предприятиями и гигантскими партиями) к постиндустриальному обществу с высокоподвижными малыми формами. От проблем урбанизации и индустриализации к теории малых групп и вопросам экологии. От техноцентричной эпохи к активизации гуманитарного знания в целом.

    Каковы задачи постиндустриального общества? Во-первых, преодоление авторитарности промышленной системы и технократии. Во-вторых, развитие гуманитарных традиций. В-третьих, решение экологических проблем.

    Следующей, пожалуй, одной из важнейшей проблемой является экологическая проблема.

    В её современном виде возникла в 60-х годах ХХ-го столетия. С того времени стали проявляться и усиливаться симптомы экологического кризиса, в которые в наши дни характерен практически для всех континентов Земли, всех государств. Экологический кризис – это резкое ухудшение состояния естественной среды обитания человека (биосферы) в результате нарастающего отравления и загрязнения земли, воды, атмосферы. Одно из проявлений системного кризиса современной цивилизации.

    Составные элементы экологического кризиса: разрушение естественного баланса газового состава атмосферы.

    Наблюдается устойчивая тенденция повышения удельного веса углекислого газа в атмосфере планеты. С 1860 года, т.е. за 150 лет, доля в атмосфере выросла на 30%, причем особенно быстрыми темпами она растет в последние десятилетия. Последствия нарушения газовой оболочки Земли могут быть катастрофическими в связи с так называемым «парниковым эффектом» и обусловленным им потеплением климата на Земле. Считается, что примерно через 50 лет средняя температура на планете может повыситься на 1,5 – 4,5Сº, что приведет к таянию ледников, айсбергов, горных шапок, к нарушению геологических структур вечной мерзлоты. Уровень мирового океана (70% земной поверхности) может подняться на 1,5 метра, произойдет затопление огромных территорий, в т.ч. крупных многомиллионных городов. Будет нанесен колоссальный ущерб промышленности, сельскому хозяйству, рыбному и лесному хозяйству, природным экосистемам в целом.

    Озоновый слой атмосферы озона предохраняет все живое на планете от губительного ультрафиолетового излучения солнца. Разрушение этого слоя равносильно гибели человечества, животного и растительного мира. Согласно данным Института изучения политики в области окружающей среды (США) сокращение плотности слоя озона на 20% и более можно сравнить только с прогнозируемыми последствиями всеобщей ядерной войны.

    Исследования показывают, что за последние тридцать лет по всему миру слой озона стал тоньше примерно на 3%–5%. Есть предположение, что к 2020 году может быть уничтожено 16% озонового покрова Земли.

    Мировое сообщество, озабоченное данной проблемой, приступило к разработке мер по её совместному разрешению. В 1985 году подписана Венская конвенция об охране озонового слоя, 1987 году – Монреальский протокол по веществам, разрушающий озоновый слой.

    Человечество должно осознать, что в случае глобальной экологической катастрофы, к которой мы приближаемся, как и в третьей мировой войне, не будет ни победителей, ни побежденных.

    В чем видит пути решения экологических проблем мировое сообщество? Во-первых, в изменении политики использования технического прогресса: ориентация на благо человека и природы. Каков подход к развитию технологий? Прежде всего речь идет о налогообложении в области экологии. Вводятся специальные налоги на использование природных ресурсов (в том числе энергетических), с тем, чтобы сделать их более дорогостоящими. Это способствует разработке ресурсосберегающих технологий. Другой путь – создание экологически чистых производств.

    Во-вторых, в усилении экологического контроля со стороны общественных и государственных организаций (экологическая полиция). Совершенствование экологического законодательства.

    В-третьих, в создании системы слежения за экосистемами, в спасении и восстановлении биогеоцинозов, находящихся в критическом состоянии (Арал, Байкал, Чернобыльская зона, Семипалатинск, Невада, Атлантика и т.д.).

    Таким образом, постиндустриальное общество призвано преодолеть деформации индустриального периода и вписать промышленную цивилизацию в общую социокультурную парадигму (в частности, в парадигму христиански решенного мира).

    Следующей важной проблемой является состояние живой и неживой природы, которое в настоящее время весьма негармонично и внушает серьёзные опасения ввиду неблагоприятных тенденций дальнейшей эволюции. Председатель президиума Сибирского отделения РАН, ныне покойный академик В.А. Коптюг (один из авторов концепции устойчивого развития) отмечает, что ежегодно выводится из строя и превращается в бесплодную пустыню 6 млн. га плодородных земель.

    Сейчас приобрела взрывоопасный характер демографическая ситуация на Земле. На переломе XIX – XX веков население удваивалось за 75 лет и возросло с 1 до 2 млрд. Третий млрд. прибавился к началу 60-х годов – за половину этого срока. К 1975 году – уже через 13 лет население планеты возросло до 4 млрд. Ныне, увеличиваясь каждое десятилетие почти на млрд., население превысило цифру 7 млрд. и грозит через три-четыре десятилетия дойти до 8-10-12 (подсчеты разнятся, млрд. человек).

    При этом крайне неблагоприятным фактором является то, что рост населения наблюдается прежде всего в развивающихся странах, где проживает до 80% жителей планеты, а многие государства вообще не обладают средствами для поддержания прожиточного уровня своих граждан. Для характеристики того разрыва бедности и богатства, которое существует между разными регионами Земли, экологи приводят следующие данные: каждый ребенок, родившийся в стране развитой части мира, потребляет в 20-30 раз больше ресурсов планеты, чем ребенок в стране «третьего мира».

    Следующей проблемой является обеспечение необходимых жизненных стандартов. Истощение сырьевых ресурсов (на фоне экологического кризиса), рост численности населения, кризисы в экономике многих государств (в том числе постсоветских), низкий уровень национального дохода, несовершенство налогообложения вывели на одно из первых мест еще одну глобальную проблему человечества – социальную незащищенность. Усилия мирового сообщества направлены на обеспечение необходимых жизненных стандартов, борьбу с бедностью, голодом, болезнями, обездоленностью наиболее уязвимых групп населения (дети, старики), безработицей.

    Разрабатываются программы восстановления истощенных сельскохозяйственных земель, лесов, воды и рыбных ресурсов. В области здравоохранения наиболее актуальны исследования и медико-социальные мероприятия, направленные на борьбу с туберкулезом, СПИДом, токсикоманиями; пропагандируется здоровый образ жизни, занятия спортом. Совершенствуется система социальных льгот для детей и престарелых (в том числе новые формы приютов, приближенные по смысловому содержанию к семье). Организуются хосписы для безнадежно больных. Поощряется благотворительность, гуманитарная помощь.

    Одна из причин роста безработицы – техническое развитие. В качестве путей решения этой проблемы рассматривается организация процесса труда и организация досуга, совершенствование профессиональной подготовки, разработка перспективной программы занятости человечества.

    К следующей проблеме необходимо отнести проблемы обеспечения «качества» нового поколения. Демографическая революция и ее последствия рассматриваются в настоящее время в несколько ином свете. Если раньше основной акцент ставился на изменение баланса смертности и рождаемости, формировании нуклеарной семьи (живущие отдельно от родителей), то теперь больше говорят о периоде социализации и качестве поколения, увеличении демографически свободного времени женщины (не связанного с выращиванием детей), проблемах миграции.

    Как и в производстве (если это можно сравнивать) произошел переход от экстенсивного роста населения к интенсивному, от количества к качеству. Демократизм во взаимоотношениях родителей и детей формирует активных личностей, не склонных к слепой дисциплине. Расширился период между детством и взрослостью – период социализации – для усвоения общественной среды, наук, самоопределения.

    Именно XX век, в силу непрерывного отодвижения сроков вступления в профессиональную жизнь и акселерации, породил понятия «молодежь» и «проблемы молодежи». Молодежь рассматривается как специфическая социально-демократическая группа, предназначенная современным обществом для ускоренного освоения новейшей профессиональной, научно-технической, социально-культурной (интеллектуальной) и территориальной среды.

    Пожалуй, в глобальном масштабе проблемы молодежи не выступают на первый план. Но важными являются проблемы, касающиеся непосредственно молодого поколения, так как от нас зависит будущее мировой цивилизации.

    Это и приоритеты в образовании, науке, производстве, и проблема здорового поколения, и формирование нравственного общества.

    Молодежь также является наиболее восприимчивой частью населения Земного шара к информационному полю. В настоящее время между социокультурной системой общества, внушившей молодежи (через средства массовой коммуникации и информации) «современные притязания», и социально-экономической системой – структурой реальных возможностей – появился значительный разрыв, способный дестабилизировать общество.

    Мир, выравнивающийся в плане массовых «притязаний» – причем, выравнивающийся не в духе среднестатистической нормы, а по меркам наиболее благоустроенной своей части, остается глубоко неравным в плане фактических возможностей – производительности труда, социально-экономической мобильности и т.п. Растет доля людей неудовлетворенных, чувствующих себя внутренними эмигрантами.

    Перед лицом этой глобальной проблемы мир видит два выхода: «железный занавес», однако мировая история обвала «железных занавесов» показывает кратковременность и неэффективность такого выхода; сочетание универсальности и локальности, всемирной интеграции и местной социализации.

    То есть личность одновременно должна тяготеть и к своей группе (среде, нации, культуре) и одновременно приобщаться ко всеобщему духовному производству.

    Разрабатываются идеи коммунизации между макро- и микропространством, между сферами общей информации и прикладной деятельностью.

    Проблема социальной удовлетворенности – это и проблема воспитания тоже. Вот что говорит об этом А.Н. Яковлев: «Никогда раньше человечество в целом не обладало способностью увидеть само себе столь полно, объемно, во всем противоречии своего существования, проследить свой путь в прошлом и, насколько возможно, осмыслить дорогу в грядущее. И пожалуй, только в конце XX века вопрос о социальной вариативности становится перед нами во всей глубине и сложности его. Социальная альтернатива предполагает выбор качества общества – это возвышение человека через его нравственность, его суверенность».

    И позднее: «Накормить голодных. Излечить больных. Научить неграмотных. Дать возможность желающему трудиться. Побудить к труду нежелающего, ленивого. Защитить слабых и обездоленных. Вселить в человека уверенность в завтрашнем дне, но не дать ей перерасти в благодушие, иждивенчество. Найти надежные средства социальной мотивации, совместимые с идеалами гуманизма. Избавить народы от войн и насилия. Научить действенно противостоять социальной несправедливости… Спор сегодня идет о приоритетности этих целей, но главное, о путях и средствах их достижения… Вопрос в высшей степени нравственный».

    Изменение системы ценностей – глобальная проблема, которую призвана решить система образования. Достижения мировой культуры должны быть направлены на формирование духовности, воспитание нравственности.

    В качестве исходящих моментов дальнейшего развития человечеству должно избрать новую модель, ориентированную на изменение системы ценностей, экономическое развитие, развитие взаимопонимания, партнерства, мировой солидарности, как высшего нравственного принципа выживания.

     

     

     

     

     

     

     

    2 РАЗВИТИЕ НАУКИ В КОНЦЕ ХХ ВЕКА

     

    На развитие науки ХХ в. огромное влияние оказала революция в естествознании, начавшаяся на рубеже ХIХ – ХХ вв.: открытие электрона, радиоактивности и принципа относительности. Особенно большую роль здесь сыграли Э. Резерфорд, М. Планк, Н. Бор, А. Эйнштейн, научные изыскания которых коренным образом изменили прежние представления о физической картине мира. Большое значение имели успехи химической науки, особенно в области создания искусственных материалов (искусственный каучук, бензин, полимерные материалы, искусственные волокна и пр.), ядерной физики, которая воздействовала на развитие астрономии, биологии, медицины, химии и др., математических наук, позволившие существенно расширить и углубить представления о единстве и взаимосвязи природных явлений и процессов. Научно-технический прогресс стимулировал развитие производственных сил. Многие научные открытия получили широкое практическое применение (телефон, радио, кинематограф и др.).

    Во второй половине ХХ в. человечество сделало новый гигантский шаг в овладении тайнами природы и их практическом применении. Открытие и использование атомной энергии, освоение космоса, появление новых технологий (лазеры, компьютеры, роботы, спутниковая связь, альтернативные источники энергии) коренным образом изменяют материальные и производительные социальные силы, организацию и управление производством.

    Ход технического прогресса столь стремителен, что никакие прогнозы не в силах предупредить его стремительность. Развитие науки и техники в ХХ веке явило небывалую революцию, в результате которой наука стала решающей частью технологии, как промышленной, так и всякой иной. Речь идёт о технологической революции, протекающей на ряду с технической. Сущность её усматривается в масштабном применении и распространении технических достижений на основе новейших научных теорий. Сама технология стала наиболее ценным продуктом. Фундаментальное свойство техники – преобразование, т.е. техника то, при помощи чего человек преобразует природу, самого себя, общество. Чем человек воздействует на объекты, изменяя их – это техника; как именно он воздействует – это тоже техника, но уже проявляющая себя как технология.

    Интенсивное применение научных знаний практически во всех сферах социальной жизни вызывает изменение в самом характере научной деятельности. Оно связано с революцией в средствах хранения и получения знаний (компьютеризация науки, появление сложных и дорогостоящих приборных комплексов, которые обслуживаются исследовательскими комплексами и функционируют аналогично средствам промышленного производства). Если классическая наука была ориентирована на постижение всё более сужающегося фрагмента действительности, выступающего в качестве предмета той или иной научной дисциплины, то специфику современной науки конца ХХ – начала ХХI вв. определяют комплексные исследовательские программы, в которых принимают участие специалисты различных областей знания.

    Технологическая революция внесла весомый вклад в производство материальной продукции: появляются новые способы воздействия на сырье и его обработки. При ремесленном производстве при обработке исходного материала учитывались затраты на сырьё и ручной труд, т.е. материалоёмкость и трудоёмкость. Промышленная революция внесла новый параметр учета – капиталоёмкость. НТР дополнила их наукоёмкостью. Новые технологические процессы осуществляются на молекулярном, атомном и субатомном уровнях.

    Наряду с техникой и технологией качественно меняется и предмет труда – материалы, которые подвергаются обработке с помощью развивающихся научных методов. Под влиянием новых технологий в промышленности и быту появляются новые магнитные, керамические и оптические материалы, синтетические волокна и пластмассы, химические соединения.

    В конце ХХ века деятельность человечества развернулась так широко, как никогда не распространялось в своём влиянии на планетный ареал ни одно живое существо. Антропогенное общество стремительно развивается во всех своих проявлениях. Растут границы познания, совершенствуются методы воздействия на окружающий мир, ускоряются и модернизируются обучение и производство.

    Достижения и исследования, накопленные за тысячелетия, не идут в сравнение с научными открытиями нескольких последних веков. Сброшена власть естественного отбора, развеяны религиозные заблуждения и предрассудки, человек перестал быть беззащитной игрушкой в руках природы, численность человеческой популяции сильно возросла, неизмеримо повысились уровень и продолжительность жизни, разработки техники упрощают нашу деятельность. Во второй половине ХХ в. происходит быстрый рост среднего и высшего образования, преодолевается его элитарность. Утверждается концепция непрерывности образования, широко применяются электронные средства обучения. Новые технические средства создают условия для распространения научных, технических и культурно-художественных знаний, обогащения людей информационными и культурными ценностями. Мы живём в новом историческом времени, и это время характеризуется техническим наполнением нашей повседневности. Промышленность невозможно представить без постоянного внедрения новых машин, отказ от техники в быту неизбежно приведёт если не к снижению уровня жизни, то к отсутствию комфорта и усложнению выполнения простейших необходимых действий. Привычный мир коренным образом преображается на глазах, неудержимо трансформируется. Наука сделала возможными многие сладкие мечты человечества, усовершенствовала нашу жизнь настолько, что необходимость борьбы с природой и друг с другом пропала. В ХХ веке нашел свою полную реализацию процесс превращения науки из формы познания в главное средство преобразования мира на основе его познания. Деятельность человека превратилась в один из внутриприродных факторов, мощность которой сравнима, а порой и превосходит силы самой природы. Можно сказать больше – скоро стоит ожидать наступления качественно новой эпохи.

    В 1985 году Роберт Керл, Гарольд Крото, Ричард Смолли и Хит О’Брайен изучали масс-спектры паров графита, которые образовывались под воздействием лазера на твердый образец. И обнаружили странные пики, которые соответствовали атомным массам 720 и 840 единиц. Вскоре стало понятно, что ученые открыли новую разновидность углерода, которая получила название «фуллерен» — по имени инженера Р. Бакминстера Фуллера, чьи конструкции очень походили на открытые молекулы. Первая углеродная разновидность известна под названием «футболен», а вторая — «регбен», поскольку они действительно похожи на мячи для футбола и регби. Сейчас фуллерены из-за своих уникальных физических свойств активно используются в самых разных приборах. Однако главное не это — на основе методики 1985 года ученые придумали, как сделать углеродные нанотрубки, скрученные и сшитые слои графита. На данный момент известны нанотрубки диаметром 5-7 нанометров и длиной до 1 см (!). Несмотря на то, что сделаны они только из углерода, такие нанотрубки проявляют самые различные физические свойства — от металлических до полупроводниковых.

    На их основе разрабатываются новые материалы для оптоволоконной связи, светодиоды и дисплеи. Нанотрубки используются как капсулы для доставки в нужное место организма биологически активных веществ, а также как нанопипетки. На их основе разработаны сверхчувствительные датчики химических веществ, что уже применяются для мониторинга окружающей среды, в военных, медицинских и биотехнологических целях. Из них делают транзисторы, нанопровода, топливные элементы. Самая последняя новинка в сфере нанотрубок — искусственные мышцы. Работа ученых из Ренселлеровского политехнического института, опубликованная в июле 2007 года, показала, что можно создать пучок нанотрубок, который ведет себя как мышечная ткань. Он обладает такой же проводимостью электрического тока, как мышцы, и не изнашивается со временем — искусственная мышца выдержала 500 тысяч сжатий на 15% от первоначальной длины, и ее первоначальная форма, механические и проводящие свойства не изменились. Это открытие, возможно, приведет к тому, что вскоре все инвалиды получат новые руки и ноги, которыми можно будет управлять силой мысли (ведь мысль для мышц выглядит, как электрический сигнал «сжиматься-разжиматься»). Жаль, правда, что некоторым людям нельзя приделать новую башку. Но это наверняка дело ближайшего будущего.

    5 июля 1996 года родилась новая эра биотехнологий. Лицом и достойным представителем этой эры стала обыкновенная овца. Вернее, обыкновенной овца была только с виду — на самом деле ради ее появления сотрудники института Рослина (Великобритания) несколько лет работали не разгибаясь. Яйцеклетку, из которой позже появилась овечка Долли, выпотрошили, а затем вставили в нее клеточное ядро взрослой овцы. Затем развившийся эмбрион подсадили овце обратно в матку и стали ждать, что получится. Надо сказать, что Долли была не единственным кандидатом на вакансию «первый клон крупного животного в мире» — у нее было 296 конкурентов. Но они все погибли на разных стадиях эксперимента. А Долли выжила! Правда, дальнейшая судьба бедняжки оказалась незавидной. Концевые участки ДНК -теломеры, которые служат биологическими часами организма, уже отмерили 6 лет, которые они прожили в теле матери Долли. Поэтому спустя еще 6 лет, 14 февраля 2003 года, клонированная овца умерла от навалившихся на нее «старых» заболеваний — артрита, специфического воспаления легких и множества других недугов. Однако появление Долли на обложке Nature в феврале 1997 года произвело настоящий взрыв — она стала символом могущества науки и власти человека над природой. За прошедшие с рождения Долли одиннадцать лет удалось клонировать самых разных животных — поросят, собак, породистых быков. Получены даже клоны второго поколения -клоны от клонов. Правда, пока не удалось до конца решить проблему с теломерами, клонирование человека по всему миру запрещено. Однако исследования продолжаются.

    Литература

     

    1. Гаджиев К.С. О природе конфликтов и войн в современном мире / Вопросы философии. 2007. №6.
    2. Горелов А. А. Концепции современного естествознания. — М.: Центр, 2010.
    3. Горохов В.Г. Концепции современного естествознания. — М. : ИНФРА-М, 2009.
    4. Кантор К.М. Дезинтеграционно-интеграционная спираль всемирной истории // Вопросы философии. 2006. № 3.
    5. Панарин А.С. Философия политики. М., 2006.
    6. Печчеи А. Человеческие качества. М., 1985
    7. Радугин А.А. Философия курс лекций. – М.: Центр, 2008.
    8. Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания. М., 2009.
    9. Соломатин В.А. История и концепции современного естествознания. -Яросл., ДИА-пресс, 2007.
    10. Римский клуб. 25 лет со дня основания. Декларация. Миссия // Вопросы философии, 1995. №3.
    11. Яковлев А.Н. Социальные альтернативы XX века// Лекция в Колумбийском университете (США), 15 ноября 1991; Монополизм, нравственность и здравый смысл // выступление в Оксфордском университете (Великобритания), 29 января 1992г. // Предисловие. Обвал. Послесловие, М., 1992.
<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 0.96MB/0.00148 sec

WordPress: 22.79MB | MySQL:118 | 1,597sec