КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ ПОДХОД К РАЗРАБОТКЕ СТРАТЕГИИ РЕШЕНИЯ ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ЭНЕРГЕТИКИ

<

062414 2357 1 КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ ПОДХОД К РАЗРАБОТКЕ СТРАТЕГИИ РЕШЕНИЯ ЭКОЛОГО ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ЭНЕРГЕТИКИРазработка любой стратегии, а тем более стратегии в энергетической отрасли, должна базироваться на научной концепции, которая, в свою очередь, отражает не только современные технологические и технологические потенциалы и ресурсы, но основана на объективном прогнозе развития всех факторов, влияющих на развитие отрасли в будущем.

 

3.1. Анализ современных концепций развития энергетики

 

Концепции в энергетике определяются используемыми энергоресурсами, а также технологиями, на которых и базируется развитие отрасли в рамках концепции. Рассмотрим некоторые из таких концепций, существующие за рубежом и в нашей стране.

 

3.1.1. Тенденции развития энергетики за рубежом

 

Поскольку проблемы исчерпания основных топливных ресурсов и экологические проблемы, связанные с парниковым эффектом и изменением климата затрагивают абсолютно все страны мира, то вопросы стратегии развития энергетики являются общепланитарными проблемами. В так называемых, развивающихся странах эти вопросы решаются медленнее, но тенденции решения практически во всех странах одинаковы.

В связи с исчерпанием и непрерывным подорожанием нефти и газа в качестве энергоресурсов возможны следующие альтернативы: 1) уголь; 2) гидроэнергия; 3) ядерная энергия; 4) возобновляемые источники энергии.

Угля на планете, по разным данным осталось на 1 – 1,5 столетия. Однако, его использование связано с рядом недостатков и трудностей: 1) общий объем загрязнения среды возрастает на порядок по сравнению с природным газом, что существенно обострит экологические проблемы; 2) недостаточность освоения ресурсов месторождений. Например, сегодня суммарная мощность угольных шахт и разрезов составляет 313 млн. т/год (см. приложение). Для замещения других видов топливных необходимо увеличение этой величины в 2 – 3 раза, что практически не возможно, если учесть все проблемы, связанные с существующим состоянием угледобывающей отрасли стране; 3) увеличение объемов добычи угля связано с серьезными социальными проблемами; 4) сложности с переработкой в жидкое или газообразное топливо; 5) трудности транспортировки. Есть и другие сложности, однако первого и второго пунктов достаточно, чтобы отказаться от интенсификации потребления угля.

Использование гидроэнергии, как уже говорилось выше, может обеспечить не более 20% всех потребностей планеты в энергии.

Ядерная энергетика, по причине огромной потенциальной опасности для всего живого, в том числе и для сохранения человека как вида (см. выше – гл. 1, 2) не имеет перспективы крупномасштабного развития.

Поэтому ничего не остается (пока не известны другие источники энергии и не освоены способы их преобразования), кроме перехода к концепции применения нетрадиционных возобновляемых источников энергии, т.е. к концепции альтернативной экологически безопасной энергетики. Первоначально Австрия на правительственном уровне, а затем США (1995 г) утвердили стратегии развития энергетики на базе альтернативных источников энергии, отказавшись в будущем от строительства ядерных электростанций на своих территориях. Летом 2000-го года к ним присоединилась Германия, в которой решение о переходе к устойчивому развитию безъядерной энергетики было согласовано со всеми энергетическими компаниями этой страны.

На сегодняшний день практически 5 стран в мире: Россия, Япония, Франция, Иран и Китай не отказались от строительства ядерных электростанций на своих территориях. Однако и в Японии, и во Франции полным ходом развиваются программы по разработке новых технологий использования НВИЭ.

Безусловно, ни одна их стран не планирует «революционного» перехода на альтернативную энергетику. Однако практически в каждой из ведущих стран мира имеются долгосрочные стратегические программы, предусматривающие постепенное наращивание объема НВИЭ в собственных энергобалансах. По прогнозу Мирового энергетического конгресса, в 2020 году планируется довести долю НВИЭ в общем балансе США, Великобритании, Дании, Германии и ряда других стран до 20% [8]. Здесь уместно отметить, что 20% энергобаланса США – это примерно сегодняшнее энергопотребление в России. В эти же сроки в странах Европы планируется обеспечить экологически чистое теплоснабжение (теплонасосными установками, солнечными коллекторами, геотермальной энергией) 70% жилищного фонда. В странах Европейского Союза действует несколько программ по освоению НВИЭ: ALTNER-II (1998 – 2002 гг.), «JOULE-THERMIE» и др. Стратегия Европейского Союза (ЕС) в области альтернативной энергетики до 2010 года изложена в так называемой «Белой Книге»: «Энергия будущего: Возобновляемый источники энергии» [3-1]. Здесь определены три ключевые цели энергетической политики ЕС: повышение конкурентоспособности НВИЭ, надежности энергоснабжения, обеспечение защиты окружающей среды. Стратегия предусматривает удвоение доли НВИЭ в общем энергобалансе ЕС к 2010 году (с 6% – до 12%).

Одним из существенных факторов, влияющих на мировую стратегию в энергетике является демографический рост населения (до 9 – 10 миллиардов к 2050 году) и его подавляющее преобладание в «развивающихся странах» (до 90% прироста в экономически неразвитых регионах) [3-2]. Исходя из того, что минимум энергопотребления на одного человека в год составляет 1000 кВтч, то при прогнозируемом приросте около 100 миллионов потребителей в год, необходимо вводить до 1000 МВТ электрической мощности каждые два дня в течение 50 лет [3-2].

А такие темпы развития энергетики без нанесения существенного вреда окружающей среде может обеспечить только альтернативная энергетика. Во многих развивающихся странах уже созданы специализированные министерства альтернативной энергетики (например, в Индии) и создается соответствующая инфраструктура: специализированные фонды, заводы, полигоны и т.д.

Весьма важным подтверждением стратегической значимости развития альтернативной энергетики является создание во многих странах правовой баз для внедрения НВИЭ-законов и нормативных актов, обеспечивающих льготное налогообложение, дотирование НВИЭ со стороны государства, рекламу и пропаганду новых безопасных источников энергии. Так в США администрацией Дж. Буша запланировано только налоговых льгот в размере 1,4 миллиарда долларов на 10 лет [3-2], Особенно активно программа освоения НВИЭ стала развиваться в Германии с 2000 года, благодаря введению правительством страны беспроцентного кредитования и введению покупки государством энергии у владельцев установок НВИЭ по цене в 10 раз превышающей тарифы.

Планируемое Европейской комиссией в белой книге потребление энергии по секторам НВИЭ, а также ожидаемые расходы и прибыль по каждому из секторов представлены в таблицах –в приложении по данным [3-1].

 

 

 

Приложение

Таблица

Потребление энергии по секторам НВИЭ по сценарию Европейской комиссии

 

 

Вид энергии 

 

Доля в ЕС на 1995 г. 

Проектная доля

на 2010 г. 

1. Энергия ветра 

2,5 ГВт

40 ГВт 

2. Гидроэнергия

2.1. крупные Гэс

2.2. малые ГЭС 

92 ГВт

82,5 ГВт

9,5 ГВт 

105 ГВт

91 ГВт

14 ГВт 

3. Фотоэлектричество 

0,03 ГВт 

3 ГВт 

4. Биомасса 

44,8 млн.т.у.т. 

135 млн.т.у.т. 

5. Геотермальная энергия

5.1. электрическая

5.2. тепловая (включая тепловые насосы)

 

0,5 ГВт

1,3 ГВт 

 

1 ГВт

5 ГВт 

6. Солнечные гелиоколлекторы  

6,5 млн. м². 

100 млн. м². 

7. Пассивная солнечная энергия 

 

35 млн.т.у.т. 

8. Другое 

 

1 ГВт 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

Таблица

Текущее и проектное производство электроэнергии в Европейской комиссии

на основе НВИЭ (Твч) на 2010 г.

 

Вид энергии или источники 

На 1995 г. 

Проектная значение на 2010 г. 

 

ТВтч

 

% от общего 

 

ТВтч

 

% от общего 

Всего 

2,366 

 

2,870 

 

1. Энергия ветра 

4 

0,2 

8,0 

2,8 

2. Гидроэнергия  

307 

13 

355 

12,4 

2.1. крупные Гэс 

270

 

300 

 

2.2. малые ГЭС 

37 

 

55 

 

3. Фотоэлектричество 

0,03 

 

3 

0,1 

4. Биомасса 

22,5 

0,95 

230 

8,0 

5. Геотермальная энергия 

3,5 

0,15 

7 

0,2 

Все виды ВИЭ 

337 

14,3 

675 

23,5 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложения

Таблица

Установленные инвестиционные расходы /прибыль по каждому сектору НВИЭ по плану Европейской комиссии

 

 

 

Вид энергии или источника 

Дополнительные мощности

1997 – 2010 г.г. 

Себестои-мость, €,

2010 г. 

Общие капиталов-ложения,

млрд. € 

Дополнительный ежегодный оборот на

2010 г.,

млрд. €  

Прибыль от ежегодного сокращения расходов на топливо на 2010 г.,

млрд. € 

Общая прибыль от сокращения расходов на топливо 1997 – 2010 г., млрд. € 

Сокращение выбросов СО2 в

2010 г.,

млн.т./год 

1. Энергия ветра 

36 ГВт 

1000/кВт 

700/кВт 

28,8 

4 

10 

72 

2. Гидроэнергия  

13 ГВт 

1200/кВт

1000/кВт 

14,3 

2 

6,4 

48 

3. Фотоэлектричество 

3 Гвт пик

5000/кВт 

2500/кВтпик

9 

1,5 

0,4 

3 

4. Биомасса 

90 Мнэ

 

   

84 

24,1 

 

255 

5. Геотермальная энергия и тепловые насосы 

 

2,5 ГВт 

 

2500/кВт 

 

1500/кВтпик

 

5 

 

0,5 

 

 

 

5 

6. Солнечные коллекторы 

94 млн.м² 

400/м²

200/м² 

24 

 

4,2 

19 

Всего для рынка ЕС 

     

165,1 

0,6 

21 

402 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Из этих таблиц видно, что до 2010 года первое место в балансе все же занимает гидроэнергия, однако наибольший объем инвестиций планируется в освоение биомассы. Интересно отметить, что общая прибыль за 13 лет от сокращения расходов на топливо составит 21 млрд. евро, что сопоставимо с ожидаемыми прибылями от переработки ядерных отходов в нашей стране. Однако в ЕС при этом еще и сокращают выбросы углекислого газа на 402 миллиона тон в год (по расценкам ЕС 10 долл/тонна – это около 4 миллиардов долларов в год), т.е. общая экономия за 10 лет достигает коло 60 миллиардов долларов. Таким образом, программы по освоению нетрадиционных возобновляемых источников энергии за рубежом уже приносят реальную прибыль.

Современный мировой рынок НВИЭ оценивается в 60 миллиардов долларов в год с ростом в 10% [3-3]. Важно отметить тенденцию, наметившуюся в сфере освоения НВИЭ: все больше крупных нефтяных и газовых компаний организуют в своих структурах подразделения по разработке и производству оборудования нетрадиционной энергетики.

Ярким примером развития стратегии нетрадиционной энергетики в странах так называемого «третьего мира» может служить Индия, где с момента организации Министерства нетрадиционных источников энергии (МНИЭ) в 1992 году всего за четыре года только объем установленных мощностей ветроэлектростанций возрос более, чем в 20 раз, обеспечив Индии третье место в мире по ветроэнергии (после США и Германии) [3-4]. Это произошло прежде всего потому что в этой стране освоение НВИЭ поставлено на государственный уровень, а кроме того, приводится отлаженная инвестиционная стратегия. Созданное при МНИЭ специальное агентство по развитию НВИЭ работает как постоянно действующий фонд, бюджет которого формируется как за счет государственного финансирования, так и, в основном, за счет кредитов международных финансовых организаций, таких как Мировой банк, Международный фонд по окружающей среде и др. Привлечение значительных инвестиций в развитие НВИЭ Индии удается за счет продуманной стратегии коммерциализации освоения НВИЭ, ключевым моментом которой стало использование ограниченных бюджетный средств для создания ряда демонстрационных объектов, технические и экономические характеристики которых позволили привлечь иностранных инвесторов. Этому способствует и широкие льготы по налогообложению в сфере производства и реализации НВИЭ. Правительство Индии планирует уже к 2020 году довести объем НВИЭ в энергобалансе страны до 10%.

В США с 1995 года действует утвержденная Президентом страны «Стратегия устойчивого развития энергетики», предусматривающая государственную поддержку освоения НВИЭ, в том числе создание «миллионов солнечных крыш» до 2010 года: покрытие частных и муниципальных зданий как тепловыми, так и фотоэлектрическими преобразователями. Аналогичная программа в Германии называется «Тысяча солнечных крыш».

Таким образом, развитие НВИЭ не возможно без всесторонней –законодательной и материальной – поддержки правительств государств.

В техническом плане предпочтение в освоении оказывается тем технологиями и видам НВИЭ, которые достаточно хорошо исследованы на практике, хотя и не всегда являются самыми рентабельными. Здесь проявляется, прежде всего, минимизация риска инвесторами проектов. Тем не менее, развитие рынка НВИЭ и повышение их конкурентоспособности постепенно вынуждают инвестором финансировать инновационные разработки и в этой сфере.

Прогнозируется, что, в связи с ускорением нарастания топливных и экологических проблем к концу первого десятилетиями нового века, развитие освоения НВИЭ во всем мире получит дополнительный «импульс».

Темпы, с которыми в мире идет освоение альтернативной энергетики, показывают, что уже к середине XXI века в энергобалансах ряда ведущих стран возобновляемые источники энергии составляют не менее 50%.

 

<

3.1.2. Современные концепции развития энергетики в России

 

В энергетической отрасли России по-прежнему преобладает концепция развития топливно-энергетического комплекса (ТЭК) на основе использования органического и ядерного топлива. Нетрадиционные возобновляемые источники энергии (без гидроэнергии) занимают в энергобалансе страны около 1%. Несмотря на то, что Россия занимает сегодня первое место в мире в мире по располагаемому потенциалу нефти и газа, эти запасы, как уже говорилось, могут истощиться в первой половине наступившего века. Поэтому долгосрочная стратегия развития ТЭК должна быть коренным образом изменена с учетом реальных прогнозов изменения потенциала ТЭР и с учетом нарастающих экологических негативных показателей. Ситуация в энергетике отражает кризисную картину в экономике страны: до 25% годового бюджета России составляют доходы от экспорта ТЭР. Атомная энергетика по-прежнему базируется на развитие оборонного комплекса страны. Совершенно, очевидно, что цены на нефть и газ через 10 – 20 лет многократно возрастут. Следовательно, мы богатство нашей страны сегодня отдаем и сжигаем просто «даром».

У России, как составляющей мирового сообщества, существует единственная разумная альтернатива: по мере развития производственного сектора экономики, – постепенный перевод энергетики на все более полное использование огромного потенциала возобновляемых источников энергии.

Концепции развития нетрадиционной энергетики в нашей стране базируются на, так называемой, «малой энергетике» (до 30 МВТ установленной мощности). Созданная в 1994 году великолепная «Концепция развития и использования возможностей малой и нетрадиционной энергетики в энергетическом балансе России» сегодня несколько устарела и требует корректировки и дополнений. Многие из приведенных в ней прогнозов (например, о ценах в фотоэнергетике) неоправдались. В этой Концепции совершенно справедливо расставлены приоритеты освоения НВИЭ в отдаленных Северных и Восточных регионах страны. Однако не описана стратегия дальнейшего развития нетрадиционной энергетики в масштабах всей энергетической отрасли. Рекомендации по использованию торфа и местных залежей угля даны без учета наносимого экологического вреда. Оценка потенциала геотермальной энергии существенно занижена. При этом роль геотермальных регионов отводится преимущественно Дальнему Востоку и Дагестану, т.е. высокотемпературным месторождениям.

В Концепции 1994 года приведен проект федерального закона «Об использования нетрадиционных возобновляемых источников энергии», содержащий ряд прогрессивных положений, в частности, о налоговых и таможенных льготах, структуре бюджетного финансирования освоения НВИЭ. Однако этот закон до сих пор не принят Государственной Думой РФ, что подрывает основы развития нетрадиционной энергетики в России. В 1999 году Государственной Думой был принят закон о государственной политике в сфере использования нетрадиционных возобновляемых источников энергии. Закон был одобрен Советом Федерации, но Б. Н. Ельциным был наложено вето на введение этого закона в действие. Процедура создания согласительной комиссии неоправданно затянулась. Остается надеяться, что действие нового президента РФ обеспечат решение этого чрезвычайно важного для страны вопроса.

Развитие нетрадиционной (альтернативной) энергетики в России позволит решить несколько важных проблем: 1) энерго-ресурсо-сбережение – замещение сотен миллионов тонн топлива; 2) энергообеспечении труднодоступных территорий, находящихся вне энергосистем, с населением более 20 миллионов человек; 3) создание сотен тысяч новых рабочих мест; 4) использование простаивающего огромного производственного и научно-технического потенциала; 5) улучшение экологической обстановки; 6) увеличение экспортного потенциала в сфере наукоемких технологий и оборудования; 7) получение реального годового доходов, сопоставимого по величине с годовым бюджетом страны (благодаря отсутствию роста тарифов на энергию и экономии топливных ресурсов). Решение названных проблем позволит, в частности, «запустить» производственную сферу экономики страны, что послужит развитию экономики страны в целом.

С учетом мирового опыта в освоении НВИЭ, в России необходимо следующее: 1) принять закон РФ об альтернативной энергетике со всеми механизмами стимулирования развития направления; 2) усилить поддержку наиболее рентабельных и конкурентоспособных проектов в области нетрадиционной энергетики; 3) создать государственную инфраструктуру в сфере освоения НВИЭ: министерство, отраслевые заводы, фонды, центры и т.д.; 4) ввести специальную системы налогообложения для создателей и пользователей установок на основе НВИЭ; 5) разработать и ввести программы и курсы по подготовке специалистов в высших и специальных учебных заведениях; 6) повсеместно создавать демонстрационные установки с НВИЭ, работающие на реального потребителя, осуществлять пропаганду предпочтительного использования НВИЭ.

Необходимо значительные усилия обратить на привлечение иностранных инвесторов, прежде всего, на реализацию новейших технологий, которые могут позволить создать прорыв в этой области.

Создавая или выбирая нужную концепцию, стратегию в энергетике, надо помнить и о серьезных заблуждениях в не столь отдаленной исторический период: это – тридцатилетние тщетные поиски решения в области термоядерного синтеза, солнечная электростанция в Крыму – все эти проекты (скорее – фантастические, чем реальные) «съели» практически весь бюджет, отводимый в стране на развитие энергетики, не дав реального практического результата.

Поэтому любая концепция должна базироваться на реальных технологиях, отвечающих всем критериях, отвечающих всем критериям альтернативной энергетики – это особенно важно при полномасштабной ее освоении.

 

3.1.3. Концепция энергосбережения

 

Концепция энергосбережения – самая ортодоксальная идея и, тем не менее, в нашей стране несмотря на принятый недавно закон РФ «Об энергосбережении», реализация этой идеи постоянно терпит неудачу. Достаточно проследить историю последних 10 лет.

Так 01.06.92 вышло постановление Правительства РФ № 371 «О неотложенных мерах по энергосбережению». Затем 07.05.95 г. появился указ Президента РФ №472 «О повышении эффективности использования топливно-энергетических ресурсов и создании необходимых условий для перевода экономику и страны на энергосберегающий путь развития». Постановлением Правительства РФ № 80 от 24.01.98 года утверждена федеральная целевая программа «Энергосбережение России на 1998 – 2005 г.г.». В связи вовсе большим обострением проблемы, за последние 3 года в области энергосбережения разработано и принято: 2 закона, 8 постановлений Правительства, 2 указа Президента, разрабатывается около 20 нормативно-правовых актов, регламентирующих отдельные статьи закона РФ «Об энергосбережении». Тем не менее, в заключении состоявшегося в январе 2001 года в г. Екатеринбурге заседании Национального экономического совета (НЭС) в очередной раз отмечена необходимость подготовки федеральной программы энергосбережения во всех отраслях экономики [3-6].

Все это свидетельствует о том, что и законы и программы в сфере энергосбережения до сих пор носят декларативный лозунговый характер и не содержат механизмов реализации. Если какие-либо успехи в области энергосбережения и были достигнуты, то не благодаря программам, а скорее, вопреки им: так за последние 3 года было сэкономлено около 26 млн. тонн условного топлива (т.ц.т) – но только благодаря региональному и местному финансированию.

Весь потенциал энергосбережения оценивается величиной около 300 миллионов т.ц.т. в год, т.е. около 30% объема ТЭК, что составляет около ТЭК, что составляет около 31 миллиардов долларов. Отсюда, со всей очевидностью следует необходимость незамедлительного использования этого гигантского потенциала, тем более, что все инженерные методы для этого хорошо известны. Существующая расточительность ТЭР – ярчайший пример дезорганизованности как в энергетике, так ив коммунальном хозяйстве, так и в правительственных структурах. Сегодня потери энергии аналогичны чрезвычайно ситуации в масштабах всей страны – именно такой подход и требуется к решению этой проблемы.

Достаточно проанализировать известные цифры [3-5]: энергоемкость российской экономики (затраты энергии на единицу валового внутреннюю продукта) в 18, раза выше, чем в США и в 2,5 – 3 аза выше, чем в европейских странах (см. рис. V). Особенно велики потери в сельском хозяйстве: энергоемкость валовой продукции сельского хозяйства в 5 – 6 раз выше, чем в США, при уровне производительности труда не превышающем 10% американского уровня.

Собственные нужды и потери в отраслях ТЭК составляют 10 – 15% произведенной энергии; прямые потери при добыче нефти, ее переработке и распределении нефтепродуктов составляют 25 – 30 миллионов т.у.т., при транспортировке нефти и газа теряется 7– 9 млн. т.у.т.; потери в тепловых сетях достигают 15 млн. т.у.т.; потери в коммунально-бытовом секторе достигают 50 млн. т.у.т. в год.

 

 

Рис. V. Электроемкость валового внутреннего продукта России (по данным департамента экономики РАО «ЕЭС России»)

062414 2357 2 КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ ПОДХОД К РАЗРАБОТКЕ СТРАТЕГИИ РЕШЕНИЯ ЭКОЛОГО ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ЭНЕРГЕТИКИ062414 2357 3 КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ ПОДХОД К РАЗРАБОТКЕ СТРАТЕГИИ РЕШЕНИЯ ЭКОЛОГО ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ЭНЕРГЕТИКИ062414 2357 4 КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ ПОДХОД К РАЗРАБОТКЕ СТРАТЕГИИ РЕШЕНИЯ ЭКОЛОГО ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ЭНЕРГЕТИКИ

062414 2357 5 КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ ПОДХОД К РАЗРАБОТКЕ СТРАТЕГИИ РЕШЕНИЯ ЭКОЛОГО ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ЭНЕРГЕТИКИ062414 2357 6 КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ ПОДХОД К РАЗРАБОТКЕ СТРАТЕГИИ РЕШЕНИЯ ЭКОЛОГО ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ЭНЕРГЕТИКИ

062414 2357 7 КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ ПОДХОД К РАЗРАБОТКЕ СТРАТЕГИИ РЕШЕНИЯ ЭКОЛОГО ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ЭНЕРГЕТИКИ062414 2357 8 КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ ПОДХОД К РАЗРАБОТКЕ СТРАТЕГИИ РЕШЕНИЯ ЭКОЛОГО ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ЭНЕРГЕТИКИ062414 2357 9 КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ ПОДХОД К РАЗРАБОТКЕ СТРАТЕГИИ РЕШЕНИЯ ЭКОЛОГО ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ЭНЕРГЕТИКИ

062414 2357 10 КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ ПОДХОД К РАЗРАБОТКЕ СТРАТЕГИИ РЕШЕНИЯ ЭКОЛОГО ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ЭНЕРГЕТИКИ062414 2357 11 КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ ПОДХОД К РАЗРАБОТКЕ СТРАТЕГИИ РЕШЕНИЯ ЭКОЛОГО ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ЭНЕРГЕТИКИ

062414 2357 12 КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ ПОДХОД К РАЗРАБОТКЕ СТРАТЕГИИ РЕШЕНИЯ ЭКОЛОГО ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ЭНЕРГЕТИКИ

062414 2357 13 КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ ПОДХОД К РАЗРАБОТКЕ СТРАТЕГИИ РЕШЕНИЯ ЭКОЛОГО ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ЭНЕРГЕТИКИ062414 2357 14 КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ ПОДХОД К РАЗРАБОТКЕ СТРАТЕГИИ РЕШЕНИЯ ЭКОЛОГО ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ЭНЕРГЕТИКИ062414 2357 15 КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ ПОДХОД К РАЗРАБОТКЕ СТРАТЕГИИ РЕШЕНИЯ ЭКОЛОГО ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ЭНЕРГЕТИКИ062414 2357 16 КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ ПОДХОД К РАЗРАБОТКЕ СТРАТЕГИИ РЕШЕНИЯ ЭКОЛОГО ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ЭНЕРГЕТИКИ062414 2357 17 КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ ПОДХОД К РАЗРАБОТКЕ СТРАТЕГИИ РЕШЕНИЯ ЭКОЛОГО ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ЭНЕРГЕТИКИ062414 2357 18 КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ ПОДХОД К РАЗРАБОТКЕ СТРАТЕГИИ РЕШЕНИЯ ЭКОЛОГО ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ЭНЕРГЕТИКИ062414 2357 19 КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ ПОДХОД К РАЗРАБОТКЕ СТРАТЕГИИ РЕШЕНИЯ ЭКОЛОГО ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ЭНЕРГЕТИКИ062414 2357 20 КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ ПОДХОД К РАЗРАБОТКЕ СТРАТЕГИИ РЕШЕНИЯ ЭКОЛОГО ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ЭНЕРГЕТИКИ062414 2357 21 КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ ПОДХОД К РАЗРАБОТКЕ СТРАТЕГИИ РЕШЕНИЯ ЭКОЛОГО ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ЭНЕРГЕТИКИ062414 2357 22 КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ ПОДХОД К РАЗРАБОТКЕ СТРАТЕГИИ РЕШЕНИЯ ЭКОЛОГО ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ЭНЕРГЕТИКИ062414 2357 23 КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ ПОДХОД К РАЗРАБОТКЕ СТРАТЕГИИ РЕШЕНИЯ ЭКОЛОГО ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ЭНЕРГЕТИКИ062414 2357 24 КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ ПОДХОД К РАЗРАБОТКЕ СТРАТЕГИИ РЕШЕНИЯ ЭКОЛОГО ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ЭНЕРГЕТИКИ062414 2357 25 КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ ПОДХОД К РАЗРАБОТКЕ СТРАТЕГИИ РЕШЕНИЯ ЭКОЛОГО ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ЭНЕРГЕТИКИ062414 2357 26 КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ ПОДХОД К РАЗРАБОТКЕ СТРАТЕГИИ РЕШЕНИЯ ЭКОЛОГО ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ЭНЕРГЕТИКИ062414 2357 27 КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ ПОДХОД К РАЗРАБОТКЕ СТРАТЕГИИ РЕШЕНИЯ ЭКОЛОГО ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ЭНЕРГЕТИКИ062414 2357 28 КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ ПОДХОД К РАЗРАБОТКЕ СТРАТЕГИИ РЕШЕНИЯ ЭКОЛОГО ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ЭНЕРГЕТИКИ062414 2357 29 КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ ПОДХОД К РАЗРАБОТКЕ СТРАТЕГИИ РЕШЕНИЯ ЭКОЛОГО ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ЭНЕРГЕТИКИ062414 2357 30 КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ ПОДХОД К РАЗРАБОТКЕ СТРАТЕГИИ РЕШЕНИЯ ЭКОЛОГО ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ЭНЕРГЕТИКИ062414 2357 31 КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ ПОДХОД К РАЗРАБОТКЕ СТРАТЕГИИ РЕШЕНИЯ ЭКОЛОГО ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ЭНЕРГЕТИКИ062414 2357 32 КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ ПОДХОД К РАЗРАБОТКЕ СТРАТЕГИИ РЕШЕНИЯ ЭКОЛОГО ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ЭНЕРГЕТИКИ062414 2357 33 КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ ПОДХОД К РАЗРАБОТКЕ СТРАТЕГИИ РЕШЕНИЯ ЭКОЛОГО ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ЭНЕРГЕТИКИ062414 2357 34 КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ ПОДХОД К РАЗРАБОТКЕ СТРАТЕГИИ РЕШЕНИЯ ЭКОЛОГО ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ЭНЕРГЕТИКИ062414 2357 35 КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ ПОДХОД К РАЗРАБОТКЕ СТРАТЕГИИ РЕШЕНИЯ ЭКОЛОГО ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ЭНЕРГЕТИКИ062414 2357 36 КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ ПОДХОД К РАЗРАБОТКЕ СТРАТЕГИИ РЕШЕНИЯ ЭКОЛОГО ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ЭНЕРГЕТИКИ062414 2357 37 КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ ПОДХОД К РАЗРАБОТКЕ СТРАТЕГИИ РЕШЕНИЯ ЭКОЛОГО ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ЭНЕРГЕТИКИ062414 2357 38 КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ ПОДХОД К РАЗРАБОТКЕ СТРАТЕГИИ РЕШЕНИЯ ЭКОЛОГО ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ЭНЕРГЕТИКИ062414 2357 39 КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ ПОДХОД К РАЗРАБОТКЕ СТРАТЕГИИ РЕШЕНИЯ ЭКОЛОГО ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ЭНЕРГЕТИКИ062414 2357 40 КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ ПОДХОД К РАЗРАБОТКЕ СТРАТЕГИИ РЕШЕНИЯ ЭКОЛОГО ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ЭНЕРГЕТИКИ062414 2357 41 КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ ПОДХОД К РАЗРАБОТКЕ СТРАТЕГИИ РЕШЕНИЯ ЭКОЛОГО ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ЭНЕРГЕТИКИ062414 2357 42 КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ ПОДХОД К РАЗРАБОТКЕ СТРАТЕГИИ РЕШЕНИЯ ЭКОЛОГО ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ЭНЕРГЕТИКИ062414 2357 43 КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ ПОДХОД К РАЗРАБОТКЕ СТРАТЕГИИ РЕШЕНИЯ ЭКОЛОГО ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ЭНЕРГЕТИКИ062414 2357 44 КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ ПОДХОД К РАЗРАБОТКЕ СТРАТЕГИИ РЕШЕНИЯ ЭКОЛОГО ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ЭНЕРГЕТИКИ062414 2357 45 КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ ПОДХОД К РАЗРАБОТКЕ СТРАТЕГИИ РЕШЕНИЯ ЭКОЛОГО ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ЭНЕРГЕТИКИ062414 2357 46 КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ ПОДХОД К РАЗРАБОТКЕ СТРАТЕГИИ РЕШЕНИЯ ЭКОЛОГО ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ЭНЕРГЕТИКИ

 

На рис. показаны сравнительные расходы на отопление в разных странах (комментарии излишни).

 

062414 2357 47 КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ ПОДХОД К РАЗРАБОТКЕ СТРАТЕГИИ РЕШЕНИЯ ЭКОЛОГО ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ЭНЕРГЕТИКИ

062414 2357 48 КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ ПОДХОД К РАЗРАБОТКЕ СТРАТЕГИИ РЕШЕНИЯ ЭКОЛОГО ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ЭНЕРГЕТИКИ

062414 2357 49 КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ ПОДХОД К РАЗРАБОТКЕ СТРАТЕГИИ РЕШЕНИЯ ЭКОЛОГО ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ЭНЕРГЕТИКИ062414 2357 50 КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ ПОДХОД К РАЗРАБОТКЕ СТРАТЕГИИ РЕШЕНИЯ ЭКОЛОГО ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ЭНЕРГЕТИКИ

062414 2357 51 КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ ПОДХОД К РАЗРАБОТКЕ СТРАТЕГИИ РЕШЕНИЯ ЭКОЛОГО ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ЭНЕРГЕТИКИ

062414 2357 52 КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ ПОДХОД К РАЗРАБОТКЕ СТРАТЕГИИ РЕШЕНИЯ ЭКОЛОГО ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ЭНЕРГЕТИКИ

062414 2357 53 КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ ПОДХОД К РАЗРАБОТКЕ СТРАТЕГИИ РЕШЕНИЯ ЭКОЛОГО ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ЭНЕРГЕТИКИ

 

062414 2357 54 КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ ПОДХОД К РАЗРАБОТКЕ СТРАТЕГИИ РЕШЕНИЯ ЭКОЛОГО ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ЭНЕРГЕТИКИ

062414 2357 55 КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ ПОДХОД К РАЗРАБОТКЕ СТРАТЕГИИ РЕШЕНИЯ ЭКОЛОГО ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ЭНЕРГЕТИКИ

062414 2357 56 КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ ПОДХОД К РАЗРАБОТКЕ СТРАТЕГИИ РЕШЕНИЯ ЭКОЛОГО ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ЭНЕРГЕТИКИ

 

062414 2357 57 КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ ПОДХОД К РАЗРАБОТКЕ СТРАТЕГИИ РЕШЕНИЯ ЭКОЛОГО ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ЭНЕРГЕТИКИ

062414 2357 58 КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ ПОДХОД К РАЗРАБОТКЕ СТРАТЕГИИ РЕШЕНИЯ ЭКОЛОГО ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ЭНЕРГЕТИКИ062414 2357 59 КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ ПОДХОД К РАЗРАБОТКЕ СТРАТЕГИИ РЕШЕНИЯ ЭКОЛОГО ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ЭНЕРГЕТИКИ

 

 

Рис. Сравнительные удельные расходы энергоносителей на отопление 1 кв.м площади жилых зданий

 

В связи с тем, что разрабатываемые и вводимые практически ежегодно на протяжении 10 лет постановления, законы, указы и программы систематически не выполняются, – очевидно необходимо менять структуру управления реализацией этих документов. Прежде всего, необходимо создать органы управления разработкой и реализацией программы –– как на федеральной уровне, так и на региональном.

Причем на федеральной уровне таким органом должен стать государственный     Комитет при Совете Министров РФ, а на региональном –управление, подчиненное этому Комитету. Доходы и убытки Комитета энергосбережения, и подчиненных ему управлений в регионах должны быть напрямую зависимы от эффективности программ по энергосбережению.

Структуру Госэнергонадзора необходимо по-настоящему вывести из-под зависимости от Минэнерго, –особенно на региональном уровне.. Кроме того, в самой структуре Госэнергонадзора следует провести основательную реорганизацию с целью исключения возможностей коррупции. Причем вопрос с коррупцией в этой сфере является одним из ключевых. Возможно, следует ввести соответствующие статьи в новые административный и уголовный Кодексы РФ, предусматривающие адекватное наказание за потери ТЭР (халатность, не соответствие должности, не преднамеренное нанесение вреда имуществу в особо крупных размерах и т.д.). Совершенно очевидно, что необходимы как продуманная система поощрения за реальное энергосбережение, так и система жесткого наказания за расточительство национального достояния (в том числе, пересмотр размеров штрафов – сегодня это смехотворные суммы).

На федеральном уровне, во всех отраслях экономики необходимо коренным образом изменить стандарты с учетом передовых достижений с учетом передовых достижений в сфере энергосбережения. В первую очередь, это касается строительства, жилищно-коммунального и сельского хозяйств. Энергосбережение в бытовой сфере должно стать приоритетным направлением действий всех государственных и местных структур управления: необходимо не только введение приборов и систем контроля за расходом газа, электроэнергии, тепла, воды, но и повсеместная пропаганда этого. Суммы, необходимые для реализации программ энергосбережения должны быть обозначены отдельной статьей в бюджетах страны и регионов.

Четкое проведение программы энергосбережения на всех уровнях позволило бы получить ежегодный доход, сравнимый по величине с бюджетом страны, что обеспечило бы, в частности, восстановление или замену изношенных основных фондов ТЭК.

 

3.1.4. О долгосрочной стратегии развития отечественной энергетики

 

Будущее экономическое развитие страны в существенной степени зависит от выбранной стратегии развития энергетики – одной из главных ценообразующих и жизнеобеспечивающих отраслей. Российская энергетика переживает сейчас глубокий, многофакторный кризис. Здесь множество аспектов: экономические, управленческие, технологические, экологические, социальные и др. Всё это диктует необходимость
разработки новой энергетической стратегии в стране. К формированию основ такой стратегии приступили ведущие институты РАН и члены Национального экономического совета [ ]. Разработчики энергетической стратегии ставят своей целью комплексное экономическое обоснование и прогнозирование результатов, с учётом интересов развития
народного хозяйства в целом. Главенствующая роль в стратегии по-прежнему отводится топливно-энергетическому комплексу (ТЭК), хотя, в связи с многофакторностью возникающих при этом проблем, выбор пути развития энергетики далеко не однозначен.

Вопрос состоит в том, насколько разрабатываемая энергетическая стратегия адекватна прогнозируемому развитию экономики страны в ближайшие два десятилетия. По самым благоприятным прогнозам среднегодовые темпы роста объёма ВВП в десятилетней
перспективе составят 7-8% [ ], т.е. объём ВВП возрастёт за указанный период максимум в 1,8 раза. В то же время, по прогнозу тарифы на электроэнергию к 2010 году увеличатся в 3,3 – 3,5 раза, т.е. с опережающими темпами почти в два раза. В связи с прогнозируемым
долгосрочным повышением цен на органическое топливо, вследствие истощения его ресурсов, к 2020 году следует ожидать дальнейшее повышение тарифов на энергию, как минимум, в 10-12 раз по отношению к существующему сегодня уровню.

Следовательно, повышение тарифов, вследствие непрерывного роста цен на органическое топливо, обусловленного истощением его ресурсов, по разрабатываемой модели стратегии будет постоянно тормозить развитие производственного сектора экономики – вплоть до
полного сведения его на нет, – при естественном предположении, что доля дохода в бюджете страны от поставок за рубеж остатков топливных ресурсов к этому времени будет значительно снижена.

С другой стороны, основные фонды энергетической отрасли сегодня нуждаются в серьёзном перевооружении: для поддержания энергетики в России необходимо вводить ежегодно около 7 миллионов киловатт мощностей, это потребует инвестиций около 5 миллиардов долларов в год. [ ]. Чтобы обеспечить такую значительную сумму ежегодных инвестиций у энергетиков страны практически одна возможность: повышать тарифы, используя от них дифференцированную инвестиционную составляющую. Таким образом, рост тарифов даже опередит приведённый выше прогноз. Несмотря на повышение экспортных цен на нефть и газ, объёмы их поставок в долгосрочной перспективе будут неизбежно снижаться, вследствие нарастающего дефицита этих ресурсов. Все эти факторы
могут привести к экстенсивному развитию экономики страны в целом. Здесь не поможет и переведение энергетики на интенсификацию потребления угля, так как это неизбежно приведёт к существенное усилению экологических и социальных проблем, значительным
материальным потерям (см. главу 1). Следовательно, путь развития отечественной энергетики, базирующийся только на традиционном ТЭК, тупиковый для страны.

Суммарное энергопотребление в стране сегодня находится на уровне, близком к 900 миллионов тонн условного топлива (т.у.т.) в год, из них около 104 миллионов т.у.т.(850 млрд.кВтч) приходится на электроэнергетику. По прогнозам ИНЭИ РАН, к 2020 году
энергопотребление должно возрасти (максимум) до 1160 млн.т.у.т., т.е. на 29%, а производство электроэнергии-до 1156 МВтч (142,4 млн. т.у.т.) в год, т.е. на 36%. Следовательно, темпы роста энергопроизводства существенно отстают от темпов роста тарифов на энергию. Прогнозируемого уровня производства электроэнергии можно достичь двумя путями: 1) увеличивая установленные мощности ежегодно, в среднем на 3,9 млн. кВт, что потребует около 2,73 млрд. долларов в год (дополнительно к 5 млрд., требуемым на перевооружение действующих мощностей); 2) проводя активное и повсеместное энергосбережение, что позволит существенно (на десятки процентов) снизить затраты на создание новых мощностей.

Энергосбережение – один из важнейших путей развития энергетики.

Затраты на это должны быть выделены отдельным разделом в бюджете страны и бюджетах регионов. К слову сказать, только за счёт энергосбережения могут увеличиваться топливопотребляющие мощности энергетики, так как на форуме в Киото (1997г.) России определена нулевая квота на выбросы углекислого газа. Сегодня во всех странах ЕС и в США установлен налог на выбросы углекислого газа: в Европе, в среднем около 10 долларов, в США – вдвое больше. Если такой налог ввести в России, то многие электростанции, котельные и т.п. просто разорятся. С другой стороны, это требует существенной доработки систем фильтрации выбросов, совершенствования технологии, т.е. проведения инновационной деятельности, а это требует дополнительных затрат и приводит
к дополнительному увеличению тарифов на энергию.

Однако одним энергосбережением всех проблем развития энергетики, разумеется, не решить. Вопрос состоит в том, куда целесообразнее направлять суммы инвестиций: в развитие традиционных технологий, что неизбежно приведет к запредельному тарифов и к экстенсивному развитию экономики страны, к ухудшению экологической и социальной ситуации, или всё-таки найти другой, альтернативный путь?

На наш взгляд, путь один: необходимо, и как можно быстрее, развивать альтернативную (сегодня – нетрадиционную) энергетику на базе огромного потенциала возобновляемых источников энергии. Преимущества этого направления: 1) запасы возобновляемых источников энергии способны обеспечить устойчивое развитие отечественной энергетики на сколь угодно длительный срок (на тысячелетия), 2) удельная стоимость энергии для многих альтернативных (нетрадиционных) энерготехнологий уже сравнялась с аналогичными характеристиками традиционных электростанций и прогнозируется их опережение уже в ближайшее десятилетие [ ], 3) сроки окупаемости строительства альтернативных электростанций в большинстве случаев меньше, благодаря отсутствию затрат на топливо и транспорт, 4) тарифы на энергию в этом случае не растут, а наоборот могут снижаться (по мере совершенствования технологий и развития их индустриального освоения), 5) экономический эффект только от замещения 1% потребляемого сегодня топлива составит минимум 1 миллиард долларов (вот, где реальный резерв для существенного увеличения бюджета). Недостаток у альтернативных энерготехнологий практически один: малая освоенность. Кроме того, программы развития нетрадиционной энергетики в России, критерии выбора альтернативных энергопреобразователей для широкомасштабного использования требуют существенной корректировки. Действующие в стране концепции ориентированы на малую энергетику, на использование не всегда эффективных, а иногда просто не рентабельных преобразователей. Планирование на долгосрочную перспективу базируется на устаревших технологиях, а объёмы планирования
не позволяют альтернативной энергетике занять достойное место в энергобалансе страны для обеспечения реального прогресса в экономике. В планируемой энергетической стратегии страны предусмотрено, что к 2020 году мощности нетрадиционной энергетики составят 20 миллионов т.у.т. в год (в лучшем случае), что составит через 20 лет всего 1,7% от общего энергопотребления.. Этого, безусловно, не достаточно, чтобы получить ощутимый эффект и, главное – обеспечить сохранение исчезающих видов органического топлива. Следовательно, и стратегию развития нетрадиционной энергетики необходимо коренным образом менять.

«Отправной точкой» в разработке энергетической стратегии должны стать не только ожидаемые темпы энергопотребления, но и прогнозируемые сроки исчерпания ресурсов нефти и газа. С учётом всего вышеизложенного, темпы развития альтернативной энергетики в стране должны быть такими, чтобы обеспечить до 80-90 % энергоснабжения
уже к середине наступившего века (если мы действительно хотим сохранить хотя бы часть остатков нефти и газа для переработки в полезные материалы, для потомков). Поэтому стратегия энергетики должна исходить из того, что уже к 2020 году необходимо заместить
около 30 – 40% используемого топлива. Кроме того, это позволит значительно снизить рост тарифов на энергию, существенно улучшить экологическую обстановку, улучшить «социальный климат» в стране.

 

3.2. Концепция альтернативной экологически безопасной и экономически эффективной энергетики

 

Как видно, из всего сказанного выше, долгосрочная стратегия развития энергетики как страны, так отдельных ее регионов, обязательно должна содержать раздел о масштабном развитии альтернативных (нетрадиционных – сегодня) возобновляемых источников энергии. Ключевыми вопросами являются: 1) масштабы и темпы развития альтернативных преобразователей энергии (АПЭ); 2) приоритетный выбор и развитие наиболее конкурентоспособных технологий АПЭ; 3) планирование территориального размещения и освоения АПЭ в стране и в регионах; 4) создание правовой базы развития АПЭ; 5) создание финансовой и инвестиционной основы освоения АПЭ; 6) создание материально-технической и индустриальной системы обеспечения развития АПЭ; 7) создание организационной структуры управления всем комплексом альтернативной энергетики; 8) создание и обеспечение системы образования и кадрового развития в альтернативной энергетике; 9) создание системы стандартизации и сертификации в альтернатизации и сертификации в альтернативной энергетике.

 

3.2.1. Концепция развития полномасштабной альтернативной энергетики

 

Под полномасштабной альтернативной энергетикой понимается развитие долгосрочной стратегии в энергетике на основное принципа постепенного замещения топливо – потребляющих энергетических преобразователей на альтернативные, использующие возобновляемые источники энергии, – в масштабах всей энергетической отрасли. Темпы развития и освоение альтернативной энергетики должны стать опережающими в отношении темпов повышения цен на энергосистеме. Это – обязательное условие устойчивого развития энергетики. При этом подразумевается, что значительно будут увеличены темпы реализации программы энергосбережения, что, в свою очередь, будет компенсировать вышедшие из строя и изношенные основные фонды в отрасли.

Стратегия развития энергетики в России, аналогично как это принято в ряде ведущих стран мира, должна предусматривать обновление основных фондов в отрасли преимущественно за счет ввода энергопреобразователей возобновляемых, экологически безопасных источников энергии.

На основе тщательно экспертного анализа (независимыми экспериментами), с использованием всех критериев (см. главу 2) должны быть отобраны наиболее перспективные, конкурентоспособные технологии и определены приоритетность, объемы, территориальное размещение, условия применения, сроки освоения, требуемые инвестиционные суммы.

Экспертные заключения должны быть апробированы при создании демонстрационных объектов, которые, одновременно, послужат привлечению инвестиций в возрастающих объемах.

Определение приоритетности освоения АПЭ позволит сконцентрировать инвестиционные суммы в направлениях, обеспечивающих развитие наиболее рентабельных, быстро осваемых и быстро окупаемых технологий.

Территориальное размещение АПЭ обусловлено несколькими факторами: 1) энергодефицитом территории; 2) демографическим, географическими и климатическими особенностями территории; 3) удаленностью территории от энергетических систем; 4) преобладанием определенного вида возобновляемых источников энергии и рентабельностью их использования; 5) перспективой промышленного, сельскохозяйственного, рекреационного или иного развития территории.

Исходя из известных карт энергообеспечения [ ] (см. приложения), наименее обеспечены энергией и наиболее удалены от энергосистем северные, восточные и центрально-сибирские районы с населением около 20 миллионов человек. Исходя из принятых в России норм затрат энергии в 1,8 т.у.т. на 1 человека в год, для указанных районов потребуется выработка 36*106 т.у.т. в год (электрической и тепловой энергии). Из расчета мировых норм потребления (принятых ООН) электроэнергии в 1000 кВтч на 1 человека в год, получим необходимые 20*109 кВтч в год. Промышленное освоение территорий Севера и Дальнего Востока потребует существенного увеличения названных величин (примерно, на порядок). Эти территории, действительно, нуждаются в приоритетном освоении АПЭ, Однако в России насчитывается еще несколько десятков энергодефицитных районов [3-9]. Что же касается выбора энерготехнологии, то это должно быть произведено с учетом климатических, географических и ресурсных факторов. Так, например, для всех районов Крайнего Севера характерно наличие ветров со средними скоростями выше 5 м/с. Следовательно, здесь целесообразно размещение ветроустановок. Однако, производимые сегодня традиционные лопастные ВЭУ в условиях суровой зимы Заполярья не всегда надежны: частые порывы ветра, обледение, низкая температура могут вывести из строя ветроагрегат. Необходима разработка специальных ВЭУ для таких условий. Одним из базовых вариантов может служить вихревая ветроэнергетическая установка (ВВЭУ см. главу 2), выполненная в защитной корпусе, и обеспечивающая устойчивую выработку энергии в диапазоне скоростей ветра от 3 до 50 м/с и возможном диапазоне от +50 до – 70°С. Благодаря модульной конструкции ВВЭУ возможно содержание унифицированного ряда выпускаемых модулей ветроагрегатов: 1) 2,5 кВТ – для автономного снабжения потребителей до 10 кВТ; 2)10 кВт –автономное снабжение потребителей в диапазоне до 50 кВт; 3) 50 кВт – снабжение в диапазоне до 250 кВт; 4) 250 кВт –снабжение в диапазоне до 1000 кВт; 5) 1000 кВт – снабжение в диапазоне до 3000 кВт; 6) 2500 кВт – в диапазоне до 5000 кВт; 7) 5000 кВт – в диапазоне до 10000 кВт. Необходимо создание демонстрационных ВВЭУ всего указанного ряда.

Компактность размеров ВВЭУ и звукоизолирующий корпус обеспечивают ее экологичность. Повышенная производительность и надежность ВВЭУ обеспечат ей конкурентоспособные показатели: 1) работа 5 – 6 тысяч часов в году (в 1,5 – 2 раза больше лопастных ВЭУ) 2) при индустриальном освоении стоимость одного киловатта не превысит 1000 долларов, а стоимость энергии 2 – 3 центов за 1 кВТч.

Технический потенциал ветра составляет окло 2*109 т.у.т./год, а экономический потенциал порядка 5*107 т.у.т/год, использование которого позволит обеспечить экономический эффект около 5,3 миллиардов долларов год (здесь и далее расчет экономического Эффекта ведется исходя из существующих средних цен на нефть ≈ 20 долл. США, а также, с учетом того, что теплотворная способность нефти в ~ 1,5 раза выше, чем для условного топлива [3-11], т.е. стоимость 1 т.у.т. составляет сегодня примерно 105 долларов).

Другие виды НВИЭ, которые могут быть использованы на названных территориях: 1) низкотемпературные геотермомашины месторождения; 2) гидроэнергия; 3) солнечная энергия; 4) биомасса. Необходимо, принципиальное изменение отношения к использованию потенциала геотермальной энергии: преобразование низкотемпературной термальной воды с температурами около 100°С и ниже по схемам бинарного цикла (БУ) и термовоздушной ЭС (см. главу 2)в электроэнергию, позволяет коренным образом пересмотреть объемы технического и экономического потенциала запасов этого источника энергии, который благодаря широкому распространению, можно использовать почти повсеместно на территории России (на территориях стран СНГ и многих других стран мира). Крупные месторождения низкотемпературной геотермальной воды (НГТВ) имеются в центральной Сибири, на Северном Кавказе (Краснодарский и Ставропольский края, республики Северного Кавказа), в Поволжье и т.д. (см.карту). Многие районы, в частности, Крайнего севера еще достаточно, не исследованы.

Хорошо известна зависимость температуры от глубины в земной коре: 3 – 5 °С на каждый 100 м [ ].

Поэтому в некоторых районах, не имеющих мощностей пластов НГТВ, возможно создание установок, в которых на глубину закачивается внешний теплоноситель (вода). Для этого могут быть использованы либо естественные, либо искусственно созданные полости на глубинах 2500 – 3500 м. Нагретый теплоноситель подается через параллельную скважину в схему преобразования (БЦ ГТВЭС), далее используется потребителем тепла (жилой, промышленный, тепличный комплексы и т.д.) и подается обратно в пласт.

Принципиальным вопросом является использование замкнутого цикла и для естественных геотермальных месторождений: в этом случае НГТВ становится возобновляемым источником энергии, так как месторождение в этом случае может работать многократно дольше, чем при существующем сегодня сливе отработанной НТГВ в водоемы. Одновременно будет обеспечена защита окружающей среды.

Один из факторов сдерживающих сегодня развитие геотермальной энергетики, – высокая стоимость скважин и оборудования для обратной заказчики отработанной воды: 0,5 – 1,5 миллиона долларов. Это объясняется, прежде всего, кризисным состоянием отрасли. На сегодняшний день оборудование, используемое для бурения, крайне изношено физически и морально устарело. При индустриальном подходе в освоении потенциала НГТВ в стране следует ожидать существенного снижения стоимости скважин. Учитывая также, что при замкнутом цикле использования НГТВ существенно увеличится срок использования скважин, – любая энергоустановка окупится многократно за срок эксплуатации. Однако здесь необходим принципиальный пересмотр и замена всех используемых материалов, узлов, оборудования: например, использование металлокерамики – для обеспечения долгосрочного использования (многие десятилетия, а, возможно, и столетия).

При описанном подходе в освоении потенциала НГТВ и, исходя из известных геологических данных о его объеме: 180*1012 т.у.т. [3-9], можно определить технический потенциал НГТВ в объеме не менее 20*1012 т.у.т., а экономический потенциал в объеме порядка 1,5*1010 т.у.т. в год, что на порядок превышает топливопотребление России.

Если за счет использования энергии низкотемпературной геотермальной воды заместить хотя бы половину потребляемого топлива в стране, то экономический эффект составил сегодня около 47 миллиардов долларов в год.

При условии индустриального освоения, планируемая индустриального освоения, планируемая стоимость установленного киловатта составит 0,3 –1,2 доллара, а стоимость 1 кВтч (эл) составит 0,1 –0,4 доллара (для мощностей 100 – 0,5 МВт и для различных условий добычи и преобразования НГТВ). Стоимость 1 Гкалл используемого тепла составит 1 доллар.

Следовательно, при полномасштабном освоении, геотермальная энергетика могла бы конкурировать с традиционной уже сегодня. Следует еще раз подчеркнуть, что тарифы на энергию здесь практически могут быть неизменными, вы то время как для любой топливопотребляющей ЭС за срок эксплуатации тарифы будут расти экспоненциально – по мере возрастание цен на иссякаемое топливо. Кроме того, в результате непрерывного совершенствования технологий энергопреобразования удельные стоимостные показания будут существенно снижаться (см. раздел 3.11).

Использование гидроэнергии возможно увеличить за счет повсеместного размещения малых и микро- ГЭС (в соответствии с концепцией Минэнерго [ ]).

Кроме того, необходимо создание ряда гидроаккумулирующих электростанций, работающих в комплексе с ветровыми, солнечными и другими энергообразователями –для покрытия пиковых нагрузок и обеспечивающих равномерную выработку энергии.

Создание комплекса малых и средних ГЭС позволит заместить около 65 миллионов т.у.т. в год.

Солнечную энергию традиционно используют в южных районах страны. Однако в условиях Крайнего севера в период с апреля по сентябрь солнечную энергию можно использовать почти круглые сутки, используя, например, фотоэлектрические системы с концентраторами [3-7]. Использование концентраторов, как показано в [3-7] существенно снижает стоимостные характеристики вырабатываемой мощности. Целесообразно создавать комплексные –солнечные и ветровые установки – для единого потребителю. Такая комбинация особенно эффективна для покрытия сезонных и суточных «провалов» в работе каждой из установок в отдельности.

В районах, имеющих естественные возвышения (горы, холмы, глубокие овраги, карьеры и т.п.) возможно создание термовоздушных ЭС (солнечных или геотермальных) с воздуховодом на склоне возвышения, обеспечивающих сегодня самые лучшие экономические показатели из АПЭ (см. главу 2).

Целесообразно создание и демонстрационной ТВЭС с вертикальным воздуховодом специальной конструкции [3-8], обеспечивающей сравнительно быстрое и недорогое строительство вертикальной трубы диаметром в десятки и высотой в сотни метров. Такая технология могла бы обеспечить принципиальное решение вопроса создания ТВЭС с вертикальным воздуховодами в любом районе страны.

В целом создание комплекса с ЭС ФЭС и СТВС на территории страны позволит разместить около 96 миллионов т.у.т. в год.

В южных регионах страны целесообразно для горячего водоснабжения (ГВС) использовать солнечные коллекторы (СК). Такое использование может быть регламентировано законодательно для территорий солнечной радиации (как это сделано, например, в Израиле).

При совместном использовании СК, например, на Северном Кавказе, можно разместить около 1 миллиона т.у.т. в год. В целом по стране СК могут позволить разместить около 4 миллионов т.у.т. в год.

Здесь также целесообразно использовать СК, комбинированные с фотопреобразователями со стационарными и квазистационарными концентраторами [3-7].

Использование биомассы: древестных, бытовых, сельскохозяйственных и других отходов, а также торфа, позволяет решить сразу несколько проблем: «очистить» территорию, обеспечив защиту окружающей среды; получить недорогое топливо (жидкое или газообразное); выработать электрическую или тепловую энергию; получив высококачественные удобрения. Потенциал биомассы эквивалентен запасам всех видов органического топлива [3-9] – см. приложение, – поэтому, учитывая наличие достаточного количества разработанных технологий и установок по переработке биомассы [3-7, 3– 9, 3– 10], это ресурс должен по праву занять одно из приоритетных мест в замещении иссекаемого топлива. Следует подчеркнуть, что в будущем Законе РФ о использовании возобновляемых источников энергии, преобразование биомассы должно занять отдельный раздел. Возможно, потребуется создание и специального закона об использовании ресурсов биомассы, так как это направление содержит несколько самостоятельных вариантов: например, появившиеся сравнительно недавно технология выращивания специальной быстрорастущей древесины, а также технология переработки древесных отходов в жидкое топливо [3-7], имеют достаточно существенные переработки бытовых и животноводческих отходов. Отсутствие координации для экономики страны направлениях еще раз подчеркивается необходимость создания централизованной управленческой структуры.

Целесообразно создать демонстрационные установки по переработке всех видов биомассы и по результатам их испытаний выбрать наилучшие для индустриального освоения.

Использование топлива из переработанного биомассы обеспечит экономический эффект не менее 3,7 миллиардов долларов в год, обеспечив замену до 5% используемого топлива.

Целесообразно, чтобы будущее законодательство предусматривало как стимулы, мотивирующие переработку отходов (биомассы), так и неотвратимое наказание за неиспользование такой возможности (как энергосберегающего ресурса), для каждого производителя таких отходов, включая руководителей сельскохозяйственных предприятий, администраций городов и поселков, крупных промышленных предприятий.

Биогазовые установки должны быть на каждой животноводческой ферме, что позволит не только обеспечить собственные нужды в топливе и энергии, но и повысить рентабельность выпускаемой продукции.

Целесообразно индустриальное освоение биоперерабатывающих установок с производительностью от одной до сотне тонн отходов в сутки под конкретной потребителя. Имеющийся задел разработок в этом направлении позволяет за 2 – 3 года освоить серийное производство целого ряда установок, что, в дополнение ко всему, обеспечит сотни тысяч новых рабочих мест в стране.

Особое место в развитии коммунального теплоснабжения могут занять теплонасосные установки (Т.Н.У), использующие «бросовое» низкопотенциальное тепло грунта, сточных вод, водоемов. Однако наиболее эффективно ТНУ могут работать с использованием тепла геотермальной воды (непосредственно перед закачкой ее в пласт – в виде «третьего контура» геотермальных электростанций или с солнечным коллектором. Характерной особенностью этого направления является то, что ТНУ достаточно дано в индустриально освоены, причем в большом диапазоне тепловых нагрузок: от 10 до 3000 Гкалл, однако из-за невостребованности выпуск их резко сокращен. Благодаря этому, возможно в кратчайшие сроки наладить серийное производство ТНУ всего диапазона. Расчеты показывают, что использование ТНУ позволяет экономить при обогреве в среднем около 30% потребляемого топлива.

Окупаемость ТНУ 3– 4 года, что при сроке службы до 30 лет позволяет экономить девятилетнюю норму традиционного расхода топлива.

Наиболее целесообразно устанавливать ТНУ для поселков и городов, не имеющих газификации, но обеспеченных электроэнергией. Такие населенные пункты имеются во многих регионах России, но, в первую очередь ТНУ необходимо реализовать в Хабаровском и Приморских краях, Амурской области, где систематически наблюдаются кризисы отопления в зимний период. Для этого уже сегодня можно использовать ТНУ, выпускаемые в г. Новосибирске. Теплонасосные установки могли бы постепенно заместить многие отработавшие свой срок малые котельные, что послужило бы и энерго-ресурсосбережению, и улучшило существенно экологическую ситуацию в городах и поселках. ТНУ способны заместить около 36 миллионов т.у.т. в год, обеспечить экономический эффект около 3,8 миллиардов долларов в год и снизит нагрузку на среду от вредных выбросов на 15 – 20%.

Обобщенные результаты приведены в таблице__.

Из таблицы ___ можно сделать следующие выводы:

  1. Экономический потенциал возобновляемых источников энергии на порядок превышает существующее в стране годовое потребление топлива.
  2. При замещении около 77% (700 млн. т.у.т.) годового объема потребляемого топлива в стране экономический эффект может составить около 77,15 миллиардов долларов в год, что превышает сегодняшний годовой бюджет страны.
  3. Наиболее значительным потенциалом обладает геотермальная энергия (прежде всего, низкотемпературная), способная заместить все используемое топливо в перспективе.
  4. Каждый из представленных НВИЭ и АПЭ может быть использован со значительным экономическим эффектом (в зависимости от рассмотренных выше условий).

    Однако, всех НВИЭ без геотермальной энергии хватит только для обеспечения ~27% сегодняшнего энергобаланса (246 млн. т.у.т.)

     

     

     

     

    Таблица __

    Экономический потенциал и эффект замещения топлива в энергетике планируемыми АПЭ

     

    Вид источника энергии 

    Геотермальная 

    Солнеч-ная 

    Ветро-вая 

    Биомас-са 

    Гидро-энергия 

    Солне-чная 

    Низкопо-тенциальная среда

    Все

    виды, ист.энергии 

    Вид преобразователя 

    Гео-ТЭС

    -БЦ,-ТВЭС,-ТЭЦ 

    СЭС, ФЭС, СТВЭС 

    ВЭС 

    Био –газовые, -жидко-тные, или иные установки 

    Малые и средние ГЭС 

    СК 

    ТНУ 

    Все АПЭ 

    Экономический потенциал, т.у.т/год 

    15000 

    96 

    50 

    35 

    65 

    4 

    36 

    15246 

    Экономический эффект замещения топлива,

    млрд. долл в год 

    При замещении О, Ы объема потребляемого топлива в год (450 млнт.у.т./год) 

    10,1 

    53 

    3,7 

    68 

    0,45 

    3,8 

    77,15 

     

     

     

     

     

     

    Таким образом, в принципе, существует потенциальная возможность перевода всей энергетики страны на использование экологически безопасных альтернативных преобразователей энергии, причем со значительным экономическим эффектом. Необходима только реализация всего намеченного комплекса мер, которые были намечены в начале данного раздела.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Литература к главе 3

     

    3-1 ж «Возобновляемая энергия», октябрь, 2000 г, С. 2– 3.

    3– 2 ж «Возобновляемая энергия», февраль, 2001 г, С. 13.

    3– 3 ж «Возобновляемая энергия», №3, 1998 г, С. 46.

    3– 4 Нефедова Л.В. Ветроэнергетика Индии, ж «Возобновляемая энергия», №4, 1998 г, С. 11-17.

    3-5 Ильенкова. Инновационный менеджмент…. (см. главу 1).

    3-6 Винслав Ю.Б. Пути реформирования и развития электроэнергетики России.–Российский экономический журнал, №2, 2001, С. 29– 35.

    3-7 Стребков Д.С. Энергетические технологии для третьего тысячелетия.– ж «Энергия», №3, 2001. С. 25– 28.

    3-8 Беляев Ю.М. Патент –– (воздуховод)

    3-9 Концепция развития и использование малой и нетрадиционной экономики в энергетическом балансе России. М.: Минтопэнерго, 1994, 121 С.

    3-10 Редькина Н.И. и др. Механохимическая технология производства композиционного топлива на основе биомассы – торфа и отходов лесного производств.–Труды международного конгресса «Бизнес и инвестиции в области возобновляемых источников энергии в России», Ч. 3. М.: 1999, С. 381 – 384.

    3–11 Енохова А.С. справочник по физике и технике.–М.: просвещение, 1989, 225 с. (с. 120).

    3–12. Бутузов В.А. Нетрадиционные возобновляемые источники энергии в системах теплоснабжения Краснодарского края. –Краснодар: ККСПНИО, 1989, 77 с.

    3–13 Пути реформирования и развития электроэнергетики России//Российский экономический журнал–2001, № 2, С. 29– 35.

    3-14 Стратегия развития государства на период до 2010 года. Доклад подготовленный рабочей группой Государственного Совета РФ под руководством В.И. Итаева//Российский экономический журнал. – 2001, № 1. С3 – 37.

    3-15 О стратегии социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу //Российский экономический журнал-2001, № 4, С. 3– 18.

    3-16 Гальперова Е.В., Кононов Ю.Д,, Мелентьева Л.А. Влияние на экономику региона изменения тарифов на электроэнергию//Энергетик, 2001, № 6, С. 3 –5.

    3-17 Масленников В.М. как выводить российскую энергетику из кризиса//Энергия, 2001, №6, С. –6.

    3-18 Легасов В.А., Кузьмин И.И. проблемы энергетики//Природа, 1982, № 2, С. 8– 23.

    3–19 Нетрадиционные возобновляемые источники энергетики/Под ред. Гриценко А.И. –М: ф. «Энергосбережение», 1996, 212 с.

    3– 20 Беляев Ю.М. Концепция альтернативной экономики –Краснодар: Советская Кубань, 1999, 64 с.

    3-21 Беляев Ю.М. Стратегия Решения эколого-экономических проблем энергетики Краснодарского края.– Материалы всероссийской научной конференции: Приоритеты современного экономического развития, Ч. 2 Г. Анапа, 9– 15.09. 2000г, С.31– 33

    3-22 Belyaev Yu.M., Lasovsky W.F. Concept and Programme of Alternative Power Engineeering Based on a Complex of Thermoair blast Power Stations.-Proceedings of 2001 Internanional Conference on Management scince and Engineering. )(Volume II).-August 18–20, 2001, Harbin, P.R. China, S. 2527– 2530.

     

     

     

     

     

    Литература к 3.2.3

     

    3-23 Зоколай С. Солнечная энергия и строительство.–М.: Стройиздат, 1979.

    3-24 Серебряков Р.А., Мартиросов С.Н. Система энергоснабжения автономного сельского дома на освоен использования энергии солнца, ветра и биомассы. –возобновляемая энергия, №4, 1998, С. 45-46.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     


     

<

Комментирование закрыто.

WordPress: 22.41MB | MySQL:120 | 2,540sec