МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СОТРУДНИЧЕСТВА ГОСУДАРСТВ В ОБЛАСТИ ЭКОЛОГИИ

<

062714 0248 1 МЕЖДУНАРОДНО ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ  СОТРУДНИЧЕСТВА ГОСУДАРСТВ В ОБЛАСТИ ЭКОЛОГИИ

1.1. Источники международно-правового регулирования в области экологии

 

Существенное нарушение человеком взаимосвязей внутри естественных природных систем является результатом прежде всего его нерациональной деятельности по добыче и использованию ресурсов, как живых, так и неживых, а также активного загрязнения им окружающей среды. При этом в природной среде возникают необратимые явления, что угрожает самому существованию человека как виду. Поэтому сохранение баланса в природе является жизненно важной потребностью общества.

Сохранение природной среды охватывает деятельность государств на национальном уровне и в рамках международного сотрудничества. На национальном уровне государства разрабатывают и принимают нормативные правовые акты, экологические нормы и стандарты, ведут учет природных ресурсов и их использования, осуществляют контроль за состоянием природной среды и ее ресурсов, принимают меры по воспроизводству живых ресурсов, сохранению и восстановлению биологического разнообразия и т.п.1

Для обеспечения ведения согласованной политики на международной арене в области сохранения окружающей природной среды государства гармонизируют принимаемые ими природоохранительные законодательные акты, экологические нормы и стандарты, совместно разрабатывают и осуществляют межгосударственные программы в области охраны окружающей природной среды и ряд других мер.

Решению проблем в сфере взаимодействия общества и природной среды с целью сохранения естественной среды обитания человека и обеспечения в целом благоприятных условий для существования жизни на Земле способствует международное экологическое право. Оно является отраслью международного права и представляет собой совокупность норм, регулирующих отношения между государствами и другими субъектами международного права по сохранению природной среды.

В научной и учебной литературе наряду с международным экологическим правом существуют другие наименования этой отрасли: «международно-правовая охрана окружающей среды», «международное право охраны окружающей среды», «международное право окружающей среды». Но более емким понятием, охватывающим деятельность мирового сообщества в данной сфере, является «сохранение окружающей среды», которое встречается во многих международных договорах и документах1.

Источники международного правой охраны окружающей среды источниками в соответствии со ст. 38 Статута Международного суда ООН являются:

1) международные конвенции как общие, так и специальные, как многосторонние, гак и двусторонние, устанавливающие правила, определенно признанные спорящими государствами;

2) международный обычай как доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы;

3) общие принципы права, признанные цивилизованными нациями;

4) вспомогательное право, т.е. решения судов и работы наиболее известных и квалифицированных юристов различных стран.

Кроме того, в число источников включают так называемое мягкое право, т.е. носящие рекомендательный характер и не имеющие обязывающей юридической силы решения международных конференций и организаций.

Международные договоры (договорное право) в области охраны окружающей среды и природопользования содержат ясно выраженные и четко сформулированные правила экологически значимого поведения, определенно признанные государствами-участниками договора.

Источники международного права, содержащие экологические нормы, разделяются на общие (например, Устав ООН), конвенции общего характера, регулирующие наряду с иными вопросами и охрану окружающей среды (например, Конвенция ООН по морскому праву 1982 г., которая регулирует проблемы мореплавания, судоходства, борьбы с пиратством и в специальном разделе — охрану окружающей морской среды), и специальные, посвященные исключительно установлению обязывающих правил охраны климата, флоры, фауны, озонового слоя, атмосферного воздуха и пр.

На сегодняшний день действует несколько сотен международных договоров такого рода, многие из которых имеют не только правовое, но и идеологическое значение и вошли к историю человечества, сыграв чрезвычайно важную роль в формировании охраны окружающей среды, эколого-правового сознания людей. Примером может явиться Конвенция о международной торговле видами дикой флоры и фауны, находящимися под угрозой исчезновения/СИТЕС.

В наши дни подобный общественный резонанс приобретают Венская конвенция об охране озонового слоя, Конвенция об оперативном оповещении о ядерной аварии и др. Наряду с общими (универсальными) и двусторонними (частными) договорами действует значительное число региональных конвенций (например, Европейская конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния 1979 г., Европейская конвенция о защите окружающей среды средствами уголовного закона 1982 г. и многие другие). Приведем примеры важных и для России, и для Германии источников регионального международного права («балтийского»). Так, к числу международных актов, действующих в регионе Балтийского моря, относятся: Конвенция о рыболовстве и сохранении живых ресурсов в Балтийском море и Бельтах (13 сентября 1973 г., Гданьск) с изменениями 1995 г.; Конвенция о защите морской среды района Балтийского моря (22 марта 1974 г., Хельсинки); Декларация о континентальном шельфе Балтийского моря (1968 г., Москва); Декларация о защите морской среды района Балтийского моря (15 февраля 1988г., Хельсинки); Декларация по Балтийскому морю (1990 г., Хельсинки); Конвенция между Данией, Финляндией, Норвегией и Швецией о защите окружающей среды (1974 г., Стокгольм).

Таким образом, договорное право регулирует самые разные области, развито в высокой степени, содержит обязывающие нормы для многих государств. В тоже ставится время вопрос о необходимости кодифицировать действующие принципы и нормы международного экологического права, из-за существующих разногласий проект такого универсального международного договора об охране окружающей среды — дело будущего1.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 15 июля 1995 г. «О международных договорах Российской Федерации»2 международным договором РФ является международное соглашение, заключенное Российской Федерацией с иностранным государством (или государствами) либо с международной организацией в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится ли такое соглашение в одном документе или в нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования.

И.А. Игнатьева обращает внимание на три важных момента, связанных с проблемой включения международных договоров в систему источников российского экологического права3:

а) процедура включения (она может состоять в ратификации, присоединении к международному договору либо в выражении в иной форме согласия России на принятие соответствующих обязательств перед международным сообществом, его частью; во включении норм международного права путем внесения изменений и дополнений в действующие акты российского законодательства; в принятии нового акта, отражающего требования международного права окружающем среды в конкретной области; указания на прямое включение акта международного права в систему национального экологического законодательства; наконец, возможна ситуация, предусмотренная ч, 3 ст. 5 упомянутого Федерального закона, когда международные договоры не требуют издания внутригосударственных актов для их применения, а содержащиеся в них нормы действуют на территории РФ непосредственно, разумеется, в случае официального опубликования соответствующего международного акта, понятно, что первые два варианта распространены в значительно большей степени, последний пока что трудно представим в области регулирования охраны окружающей среды);

б) точность определения места их в иерархии источников экологического права РФ и условий обеспечения их приоритета (по требованию ст. 15 Конституции РФ) перед законодательством российским. Дело в том, что в соответствии с Федеральным законом «О международных договорах Российской Федерации» таковые могут быть заключены от имени РФ, Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, т.е. по субъекту заключения они разделяются па три вида: межгосударственные и межправительственные договоры, а также договоры межведомственного характера. Если любой из указанных договоров был ратифицирован, а это означает использование формы федерального закона, то он получает силу федерального закона, но благодаря своему особому статусу приобретает еще и приоритет перед иными федеральными законами, регулирующими данную область отношений;

в) соблюдение правил юридической техники.

Международное обычное право не носит подчиненного договорному нраву характера, несмотря на преобладание последних (по количеству и кругу решаемых вопросов). При этом следует заметить, что целый ряд принципов и норм по разным причинам объективного и субъективного характера не нашел отражения в конвенциях, которые были бы признаны большинством государств. Например, один из важнейших принципов «непричинение серьезного ущерба окружающей среде за пределами национальной юрисдикции» действует и обязывает все государства международного сообщества лишь потому, что он относится к принципам международного обычного права.

Особенность и определяющее достоинство обычного права — его абсолютная универсальность, поскольку оно связывает все государства, в том числе и не являющиеся сторонами универсальных, региональных, двусторонних договоров, и даже те, кто не состоит членом ООН. Г.М. Даниленко подчеркивал, что вдобавок обычное право является основой формирования специальной категории международных норм — императивных норм, Jus cogens, которые превалируют над противоречащими им нормами или соглашениями и не допускают никакого отступления даже при наличии взаимного согласия государств1. Тем самым указанные нормы выступают в качестве основы международного публичного порядка, в том числе экологического. Императивные нормы порождают специальные последствия, т.е. специфический тип отношений между государствами, которые затрагивают абсолютно всех (erga omnes), являются обязательствами государства перед международным сообществом в целом и тем самым отличаются от взаимных обязательств между государствами; erga omnes имеет большое значение для решения вопросов об ответственности за экологические преступления и правонарушения (например, экоцид), за нарушение экологических прав и свобод человека, поскольку любой член международного сообщества может поставить вопрос об ответственности правонарушителя и возбудить дело в международных судебных органах (если для этою есть юридические основания), выступить тем самым в защиту публичных интересов. В случае нарушения договорного права вопрос об ответственности и возбуждение дела — инициатива пострадавшего государства-участника конвенции.

Общие принципы права, признанные цивилизованными нациями, по господствующему мнению, представляют собой совокупность норм международного права, имеющих основополагающее значение. При этом в литературе указывается, что, собственно говоря, общих принципов экологического права, признанных цивилизованными нациями, как таковых пока что не существует, но для охраны окружающей среды широко используются те принципы, применение которых апробировано мировым сообществом в других областях. Среди них принцип свободного распоряжения народов своими естественными богатствами и ресурсами без ущерба для каких-либо обязательств вытекающих из международного экономического сотрудничества, основанного на принципе взаимной выгоды, и из международного права, с введением одновременно и запрета на лишение народа принадлежащих ему средств существования, принцип свободы передвижения и выбора места проживания в пределах каждого государства и т.п. Специальные принципы международно-правовой охраны окружающей среды – суверенитета государства над природными ресурсами в пределах своей территории, непричинения ущерба окружающей среде других государств и другие будут рассмотрены в дальнейшем изложении. Но один общий принцип все-таки имеет место. Речь идет о принципе абсолютной ответственности за ущерб, в том числе экологический, причиненный источником повышенной опасности.1

«Мягкое право» охватывает собой разнообразные по содержанию и носящие чаще всего универсальный характер принципы и нормы, которые содержатся (провозглашаются) в решениях, резолюциях, рекомендациях и т.п. различных международных органов и организаций. Важно, что эти документы формально не имеют обязательной юридической силы, но, как правило, фактически предопределяют поведение субъектов международного права в области охраны окружающей среды и природопользования. Достаточно часто те или иные государства по причинам объективного или субъективного характера не готовы принять юридически обязывающие их документы в данное время, но подтверждают свою приверженность определенным экологическим требованиям и выражают принципиальное одобрение направлений природоохранительной политики, экологических ограничений и запретов. Классическим примером в этом плане обычно называют провозглашенный в Стокгольмской декларации 1972 г. принцип, в соответствии с которым «государства несут ответственность за обеспечение того, чтобы деятельность в рамках их юрисдикции или контроля не наносила ущерба окружающей среде других государств или районов, находящихся за пределами действия национальной юрисдикции»1. При этом провозглашенный двадцать лет спустя Декларацией в Рио-де-Жанейро 1992 г. принцип, согласно которому государства несут обязанность обеспечивать, чтобы деятельность, ведущаяся под их юрисдикцией или контролем, не причиняла ущерба окружающей среде других государств или районов, находящихся за пределами национальной юрисдикции, осуществляется в реальности, т.е. в судебной (арбитражной) и иной практике только применительно к значительному, а не любому, ущербу.

Судебная практика (решения международных судов и арбитражей) — вспомогательный источник международного экологического права. Обычно в литературе приводят следующие примеры такого рода решений: международного арбитража по спору между США и Канадой в связи с трансграничным загрязнением штата Вашингтон выбросами металлургического предприятия, расположенного в Британской Колумбии (решение 1941 г.), Международного Суда ООН (Гаага) по делу о проливе Корфу о подрыве двух военных кораблей Великобритании на минах, установленных в территориальных водах Албании, и — встречно — об очистке пролива Корфу от мин британцами, т.е. с нарушением суверенитета Албании (решение 1949 г.), а также по делам о ядерных испытаниях, когда Австралия и Новая Зеландия выступили против проведения Францией серии ядерных испытаний в атмосфере над атоллом Мороруа (решение 1973 г.) и о возобновлении Францией подземных ядерных испытаний в 1995 г. (отказ от нового решения), по делу о Восточном Тиморе, который формально являлся колонией Португалии, но был аннексирован Индонезией, касающемся спора между Австралией и Индонезией о делимитации континентального шельфа и совместной эксплуатации его природных ресурсов (решение 1995 г.), о проекте Габчиково-Нагимарос (система плотин на Дунае) по спору между Венгрией и Чехословакией (решение 1997 г.) и некоторые другие, В 1993 г. в составе Международного суда ООН была образована камера (палата) по экологическим вопросам, а в 1994 г. — Международный суд экологического арбитража и примирения (Международный экологический трибунал). Решения по спорам о пользовании ресурсами континентального шельфа, исключительной экономической зоны и т. п. выносит Международный морской трибунал в Гамбурге, о нарушении экологических прав человека — Европейский суд по правам человека, Комитет по правам человека ООН.

К вспомогательному праву относятся также правила, принципы, стандарты, программы, доклады и т.п., которые принимаются ООН и основанными ею организациями — ЮНЕП (Программа развития но окружающей среде) и ОЕСД (Организация экономического сотрудничества и развития), ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения), МАГАТЭ (Международное агентство по атомной энергии) и др.

Эта область правотворчества в рамках международного сотрудничества в сфере охраны окружающей среды не только представлена большим количеством актов (среди них конвенции по международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения 1973 г. (Вашингтон), Рамсарская — о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение, главным образом в качестве местообитания водоплавающих птиц 1971 г., Боннская — по сохранению мигрирующих видов диких животных г., о сохранении морских живых ресурсов Антарктики 1980 г. (Канберра), о сохранении тюленей Антарктики 1972 г. (Лондон), по сохранению живых ресурсов Юго-Восточной Атлантики 1969 г. (Рим), по регулированию китобойного промысла 1946 г. (Вашингтон) и др.), но и наиболее эффективно реализуется. Особую роль здесь призвана сыграть Конвенция об охране биоразнообразия (Рио-де-Жанейро, .5 июня 1992 г.), вступившая в силу 29 декабря 1993 г. в России.

 

1.2. Сотрудничество государств в области международного экологического права

 

В настоящее время заключено свыше тысячи международных договоров в области защиты и сохранения окружающей среды на всеобщем, региональном и двустороннем уровнях. Они регулируют самые различные вопросы международного сотрудничества государств и иных субъектов международного права в данной сфере.

Первым направлением является сотрудничество государств по рациональному использованию природных ресурсов. Согласно международному праву государства имеют суверенное право разрабатывать свои природные ресурсы и несут ответственность за обеспечение того, чтобы их деятельность не наносила ущерба окружающей среде других государств. Разработка природных ресурсов, находящихся за пределами государственных границ, осуществляется в соответствии с международным правом (открытое море, Международный район морского дна), в котором предусмотрены и экологические аспекты такой деятельности, а в отдельных районах в соответствии с национальным законодательством (исключительная экономическая зона, континентальный шельф). Невосполняемые ресурсы Земли, как это следует из Стокгольмской декларации ООН 1972 года, должны разрабатываться таким образом, чтобы обеспечивалась защита их от истощения, а выгоды от разработки этих ресурсов получало все человечество.1

<

Наиболее чувствительными к нерациональной деятельности человечества являются живые ресурсы. Государства, озабоченные тем, что биологическое разнообразие существенно сокращается, вынуждены принимать меры, в том числе и в международно-правовой сфере, по его сохранению и восстановлению. В 1992 году была заключена Конвенция о биологическом разнообразии. Целями Конвенции являются сохранение биологического разнообразия, устойчивое использование его компонентов и совместное получение на справедливой и равной основе выгод, связанных с использованием генетических ресурсов. В соответствии сданной Конвенцией государства, насколько это возможно и целесообразно, создают систему охраняемых районов или районов, в которых необходимо принимать специальные меры для сохранения биологического разнообразия. Этим же целям служат: Конвенция об охране природы и сохранении животного мира в Западном полушарии 1940 года, Конвенция об охране мигрирующих видов диких животных 1979 года, Соглашение о сохранении белых медведей 1975 года и др.

Важное значение в вопросах сохранения морских живых ресурсов имеет Конвенция ООН по морскому праву 1982 года. В частности, в соответствии с этой Конвенцией все государства-участники принимают необходимые меры для сохранения живых ресурсов открытого моря и управления ими, в частности определяют размер допустимого улова. Особые меры государств направлены и в отношении сохранения морских млекопитающих, в частности китообразных. Рациональному использованию рыбных живых ресурсов посвящено Соглашение об осуществлении положений Конвенции ООН по морскому праву 1982 года, которые касаются сохранения трансграничных рыбных запасов и запасов далеко мигрирующих рыб и управления ими 1995 года. Проблемам сохранения живых ресурсов моря посвящены Международная конвенция по регулированию китобойного промысла 1946 года, Временная конвенция о сохранении котиков северной части Тихого океана 1957 года, Соглашение о сохранении белых медведей 1973 года и др.

Животный и растительный мир и среда, в которой они обитают, составляют неразрывное целое. Учитывая важные экологические функции водно-болотных угодий, которые являются и регуляторами водного режима, и местообитанием характерной флоры и фауны, особенно водоплавающих птиц, в 1971 году была заключена Конвенция о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение, главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц. Государства обязались осуществлять свою деятельность таким образом, чтобы способствовать охране и разумному использованию таких вод но-болотных угодий, а также создавать природные резерваты на водно-болотных угодьях и обеспечивать надлежащий надзор за ними.

Признавая, что дикая фауна и флора в их многочисленных и различных формах являются незаменимой частью природных систем Земли, в 1973 году была заключена Конвенция по международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения. В Конвенции установлены виды флоры и фауны, находящиеся под угрозой вымирания, торговля которыми оказывает или может оказать негативное влияние на их существование. Этим же проблемам посвящена Боннская конвенция 1979 года об охране дикой флоры и фауны и природных сред обитания в Европе. Международная конвенция об охране птиц 1950 года запретила торговлю определенными видами птиц.

Государства осуществляют также сотрудничество по рациональной добыче полезных ископаемых и других неживых природных ресур
сов. Так, в соответствии с Протоколом об охране окружающей среды 1991 года к Договору об Антарктике любая деятельность, связанная с минеральными ресурсами в Антарктике, за исключением научных исследований, запрещается.

Вторым направлением является сотрудничество государств по борьбе с загрязнением окружающей среды. Внесение человечеством в окружающую природную среду токсических и других веществ в количествах, превышающих способность окружающей среды обезвреживать их, наносит серьезный или непоправимый ущерб экосистемам. В свою очередь, такая негативная деятельность ведет к изменению климата. В целях предупреждения и пресечения загрязнения окружающей среды был заключен целый ряд международных договоров.

Проблема загрязнения воздуха была поднята еще в Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 года. В нем содержится призыв к сотрудничеству в области борьбы с загрязнением воздуха и его последствиями, включая перенос загрязнителей воздуха на большие расстояния.

В интересах укрепления международного сотрудничества в борьбе с загрязнением воздуха, включая трансграничное загрязнение, была разработана Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния 1979 года. Конвенция охватывает вопросы обмена информацией, проведения консультаций, научно-исследовательской деятельности и мониторинга, а также координации национальных мер в данной области. В ней отсутствуют положения об ответственности государств за причиненный ущерб. Она содержит в основном общие обязательства сторон. Реализации ее положений способствует ряд Протоколов к ней.

Загрязнение окружающей среды ведет к изменению состояния озонового слоя. Это пагубно воздействует на здоровье человека и окружающую среду, на изменение климата. В 1985 году была принята Венская конвенция об охране озонового слоя. В соответствии с ней участники сотрудничают в проведении систематических наблюдений и исследований, обмене информацией в интересах изучения и оценки воздействия деятельности человека на озоновый слой и последствий изменения состояния озонового слоя для здоровья человека и окружающей среды.

В результате непродуманной человеческой деятельности произошло существенное увеличение концентрации парниковых газов в атмосфере, что приводит к потеплению поверхности и атмосферы Земли и изменению климата. Рамочная конвенция ООН об изменении климата 1992 года ставит целью стабилизацию концентраций парниковых газов в атмосфере на таком уровне, который не допускал бы опасного воздействия на климатическую систему.

В соответствии с обязательствами по Рамочной конвенции ООН об изменении климата государства-участники принимают национальные и в соответствующих случаях региональные программы в данной сфере. Конвенцией предусмотрен комплекс мер по сотрудничеству государств в проведении научно-технических исследований по оперативному обмену соответствующей информацией, связанной с изменением климата, и т.п.

Важную роль в борьбе с загрязнением морской среды играет Конвенция ООН по морскому праву 1982 года. Конвенция кодифицировала многие нормы, касающиеся борьбы с загрязнением морской среды. В ней нашло закрепление общее обязательство государств защищать и сохранять морскую среду.

Наряду с положениями этой Конвенции продолжают действовать и иные нормы, которые содержатся в других международных договорах. Конвенция 1982 года закрепила правило, в соответствии с которым ее положения не наносят ущерба обязательствам, принятым государствами по заключенным ранее соглашениям, которые касаются защиты и сохранения морской среды.

Наибольшую опасность для морской среды представляют сбросы нефти и нефтепродуктов. В 1954 году была заключена Конвенция по предотвращению загрязнения моря нефтью, в 1969 году — Конвенция относительно вмешательства в открытом море в случае аварий, приводящих к загрязнению нефтью, с протоколами к ней, в 1990 году — Международная конвенция по обеспечению готовности на случай загрязнения нефтью, борьбе с ним и сотрудничеству, в 1992 году Международная конвенция о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью.

Большую опасность представляет загрязнение морской среды и другими веществами, вредными для природной среды и здоровья человека, в частности захоронение в море промышленных и бытовых отходов и материалов, веществ военного применения, отслуживших свой срок судов, строительных конструкции и т.п. Этому посвящены Конвенция по предотвращению загрязнения с судов 1973 года, в которую были внесены изменения Протоколом 1978 года, Протокол о вмешательстве в открытом море в случаях загрязнения веществами иными, чем нефть, 1973 года.

Ряд соглашений посвящен проблеме загрязнения отдельных водных бассейнов. В качестве примеров можно указать Барселонскую конвенцию о защите Средиземного моря от загрязнения 1976 года, Афинский протокол о защите Средиземного моря от загрязнения

из наземных источников 1980 года, Конвенцию о защите морской среды района Балтийского моря 1992 года, Конвенцию о защите Черного моря от загрязнения 1995 года и др.

Внутренние воды государств (реки, озера и иные водоемы) и подземные воды, являющиеся пресноводными бассейнами и имеющие международное значение (трансграничные воды), используются в качестве источника питьевой воды, в интересах промышленности и для целей орошения. В них обитает флора и фауна и иные живые организмы. Даже незначительное загрязнение таких вод может нанести существенный вред сложившимся экосистемам.

В Европейском регионе особо остро встала проблема загрязнения трансграничных водотоков и международных озер. Конвенция по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер 1992 года направлена на предотвращение выбросов опасных веществ в водную среду, а также загрязнения морской среды из источников, расположенных на суше.

Вопросам противодействия загрязнению пограничных рек посвящено, например, Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о сотрудничестве в области охраны, регулирования и воспроизводства живых водных ресурсов в пограничных водах рек Амур и Уссури 1994 года. Стороны обязались осуществлять контроль за экологическим состоянием этих рек, а также принимать необходимые меры по предотвращению загрязнения и нарушения среды обитания живых ресурсов.

Как следствие переноса деятельности человечества в космическое пространство возникла проблема его загрязнения. Согласно Договору о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, 1967 года его участники взяли обязательство осуществлять изучение и исследование космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, таким образом, чтобы избегать их вредного загрязнения, а также неблагоприятных изменений земной среды вследствие доставки внеземного вещества.

В связи с аварией в 1979 году советского искусственного спутника Земли «Космос-954», оснащенного ядерным источником энергии, над территорией Канады и частичным ее загрязнением были разработаны Принципы, касающиеся использования ядерных источников энергии в космическом пространстве, 1992 года. В соответствии с этими Принципами использование космических объектов с ядерными источниками энергии на борту должно быть таким, чтобы при аварийных обстоятельствах опасность была ниже приемлемых уровней.

Предупреждение и ликвидация неблагоприятных воздействий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

Природные катаклизмы (землетрясения, цунами и др.), чрезвычайные ситуации техногенного характера (аварии на атомных электростанциях, предприятиях, производящих опасные вещества, и др.) могут существенным образом повлиять на состояние природной среды, ее равновесие, на условия жизнедеятельности человека. Необходимы коллективные меры по предотвращению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и оказанию помощи в случае, если они произошли. С этой целью государства заключают между собой двусторонние и многосторонние договоры. В частности, этим вопросам посвящено Соглашение о взаимодействии в области предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера 1993 года. Оно определяет порядок взаимодействия государств СНГ по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, возникающих вследствие природных бедствий, техногенных аварий и катастроф.1

В соответствии с Соглашением любое государство-участник в случае возникновения чрезвычайных ситуаций может обратиться за необходимой помощью к другим участникам.

Государства сотрудничают в прогнозировании чрезвычайных явлений природного характера и снижении их неблагоприятных последствий. Государства СНГ, учитывая трансграничный характер сейсмической опасности, заключили Соглашение о сотрудничестве и взаимодействии в области изучения землетрясений и прогнозирования сейсмической опасности 1993 года.

Авария на Чернобыльской атомной электростанции, произошедшая 26 апреля 1986 г., по своим масштабам относится к числу самых крупных техногенных аварий в истории человечества. С точки зрения радиационного загрязнения биосферы она находится в ряду глобальных катастроф. Последствия, вызванные аварией на Чернобыльской АЭС, вынудили государства активизировать сотрудничество в предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций подобного характера. Их решению призваны служить Конвенция об оперативном оповещении о ядерной аварии 1986 года и Конвенция о помощи в случае ядерной аварии или радиационной аварийной ситуации 1986 года. Согласно Конвенции об оперативном оповещении о ядерной аварии государство, на территории которого произошла авария, незамедлительно оповещает те государства, которые подверглись или могут подвергнуться физическому воздействию. Государства также сотрудничают между собой и с МАГАТЭ в целях содействия безотлагательному предоставлению помощи в случае ядерной аварии или радиационной аварийной ситуации. В соответствии с Конвенцией о помощи в случае ядерной аварии или радиационной аварийной ситуации, если государству требуется помощь, оно может обратиться за такой помощью к любому другому государству-участнику, к МАГАТЭ или другим международным организациям.

Целям предотвращения аварий с радиологическими последствиями и смягчения таких последствий посвящена Конвенция о ядерной безопасности 1994 года. Ее положения направлены на достижение высокого уровня ядерной безопасности, создание и поддержание на ядерных установках эффективных средств защиты от потенциальной радиационной опасности и чтобы оградить общество и окружающую среду от вредного воздействия ионизирующих излучений от ядерных установок.

В интересах активизации международного сотрудничества между европейскими государствами до, во время и после аварии была заключена Конвенция о трансграничном воздействии промышленных аварий 1992 года. Конвенция применяется в отношении предотвращения промышленных аварий, включая воздействие аварий, вызванных стихийными бедствиями, и охватывает вопросы обеспечения готовности к ним и ликвидации последствий аварии, носящих трансграничный характер.

Роль международного экологического права в регулировании отношений в деле защиты и сохранения окружающей среды постоянно возрастает. Она все теснее переплетается с другими отраслями международного права, интегрируется с национальным законодательством.

2. ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ПРИНЦИПОВ МЕЖДУНАРОДНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРАВА

 

2.1. Значение принципов в системе международно-экологического права

 

Законодательство и наука многих стран при использовании и исследовании международно-правовой охраны окружающей среды уделяют пристальное внимание принципам международного экологического права как исходным для развития правового регулирования охраны окружающей среды, определения государственной экологической политики в рамках национальных государств. Знание принципов международного права необходимо и для осуществления плодотворного сотрудничества разных стран между собой и с международными организациями.

Принципы международного экологического права имеют свою специфику и тесно взаимосвязаны, с одной стороны, а с другой, они находятся в сложном взаимодействии с системой национальных принципов.

В теории много говорят о принципах, которые в полной или не совсем полной мере реализуются в международных соглашениях, либо, напротив, в национальных правовых системах. Здесь обычно выделяют принципы кооперации, «загрязнитель платит», предусмотрительности, компенсации, принцип предупреждения опасности (предотвращения угрозы). Этот принцип заимствован экологическим правом из классического полицейского права и означает предупреждение возможного наступления вреда охраняемым законом благам, таким, как жизнь, здоровье, окружающая среда. Чем выше значение (ценность) затрагиваемых благ, чем больше вероятность наступления угрозы, тем шире должны осуществляться превентивные меры по ее предотвращению и минимизации последствий.

Принцип предусмотрительности реализуется прежде всего в защите людей от снижения качества окружающей среды, от вредных факторов среды обитания и тесно связан с управлением рисками и их минимизацией.

Принцип компенсации способствует охране окружающей среды путем соединения потребительских интересов граждан. Содержание этих и других принципов детально анализируется в научной литературе по международному и экологическому праву, в комментариях к конституционному и экологическому законодательству. В ряде стран приняты законодательные и подзаконные акты, специально реализующие те или иные принципы экологического права.

 

2.2. Система принципов международного экологического права

 

Право строится и функционирует на определенных принципах, выражающих его главные свойства и особенности. Принципами права должны руководствоваться все участники экологических отношений. Соблюдение принципов может служить мерилом правового и социального характера государства, эффективности всей деятельности по обеспечению рационального природопользования и охраны окружающей среды, защите экологических прав и законных интересов человека и гражданина.

Принципы, применяемые к международно-правовой охране окружающей среды и природопользованию, подразделяются на общепризнанные принципы современного международного права и специальные отраслевые принципы международного права окружающей среды.

Общепризнанные принципы международного права являются критерием правомерности регулирования любой сферы межгосударственных отношений, включая отношения по поводу охраны окружающей среды и рационального природопользования.

К указанной категории относятся принципы:

  • уважения государственного суверенитета,
  • суверенного равенства всех государств,
  • взаимной выгоды,    
  • невмешательства во внутренние дела другого государства;
  • добросовестного выполнения международных обязательств;
  • мирного разрешения споров и некоторые др.

    В процессе формирования и развития международного права окружающей среды были выработаны собственные, или специальные, принципы данной отрасли. Особую роль в их формулировании сыграли конференции ООН в области окружающей среды 1972 и 1992 гг. В частности, именно в материалах конференций был определен эколого-правовой статус человека, место окружающей среды как неотъемлемой части процесса устойчивого развития и др.1

    К специальным принципам современного международного права окружающей среды относятся:

  • право каждого на здоровую плодотворную жизнь в гармонии с природой,
  • приоритет экологических прав и интересов человека в процессе непрерывного социально-экономического развития,    
  • неотъемлемый суверенитет государства над собственными природными ресурсами,    
  • устойчивое, т.е. экологически обоснованное социальное экономическое развитие;
  • равная (одинаковая) экологическая безопасность (экологическое благосостояние одного государства не может быть обеспечено за счет или в отрыве от другого или других государств;
  • запрещение экологической агрессии (Конвенция 1977 г. о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на окружающую среду),
  • регулярный обмен информацией об экологической ситуации на национальном или региональном уровнях,
  • предотвращение трансграничного ущерба окружающей среде,
  • сотрудничество в чрезвычайных экологических ситуациях,
  • научно-техническое сотрудничество в области охраны окружающей среды, включая поощрение разработки, прикладного использования, распространения и передачи технологий,
  • контроль за соблюдением согласованных требований по охране окружающей среды,
  • мирное урегулирование споров, связанных с трансграничным воздействием на окружающую среду,
  • международная ответственность и компенсация за ущерб окружающей среде, вызванный действиями на территории государства, находящейся под его юрисдикцией или контролем, которые привели к ущербу за пределами этой территории.

     

    2.3. Характеристика принципов международного экологического права

     

    По своему содержанию принципы международного экологического права различны и характеризуются разной степенью «экологического компонента», но так или иначе в своей совокупности создают основу для планомерной и плодотворной охраны окружающей среды в глобальном масштабе. Некоторые принципы расцениваются как основные, некоторые как подкрепляющие, дополнительные.

    Особое значение приобретает в последнее время, например, принцип ответственности государства за использование им природных ресурсов и окружающей среды перед мировым сообществом. Данный принцип введен в ткань международного экологического права Декларацией по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992). Он дополняется рядом иных принципов, в том числе: равенство прав различных поколений (нынешнего и будущих); равенство внутри поколения (отношения между развитыми странами — развивающимися странами), воплощающийся, например, в запрете ввоза для захоронения опасных отходов и веществ; обязательность учета экологических интересов общества и участия общественности в принятии экологически значимых решений; интегрированность охраны окружающей среды и экономического развития; устойчивость использования природных ресурсов и др. В документах международного права и, в актах экологического законодательства ряда стран закреплен принцип принятия мер предосторожности в целях защиты окружающей среды.

    Формулирование и политика реализации принципов экологического права в современных условиях третьего тысячелетия опираются на комплексный подход к охране окружающей среды. Прекрасную иллюстрацию этому даст Декларация Рио, в которой сформулированы 27 социально-экологических принципов, имеющих значение для всего международного сообщества и для любого государства. Приведем их перечень1:

  1. Предметом основной заботы и главными проводниками устойчивого развития являются люди. Они имеют право на здоровый и продуктивный образ жизни в согласии с природой.
  2. В соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций и принципами международного права государства имеют суверенное право использовать свои собственные ресурсы в осуществлении собственной политики в области окружающей среды и развития и несут ответственность за то, чтобы деятельность в пределах их юрисдикции или контроля не наносила ущерба окружающей среде других государств или районов, находящихся за пределами национальной юрисдикции.
  3. Право на развитие должно осуществляться таким образом, чтобы справедливо удовлетворять потребности нынешнего и будущих поколений в области развития и окружающей среды.
  4. В целях достижения устойчивого развития защита окружающей среды должна составлять неотъемлемую часть процесса развития и не может рассматриваться в отрыве от него.
  5. Все государства и все народы должны сотрудничать в осуществлении важнейшей задачи искоренения бедности как необходимо го условия устойчивого развития, с тем чтобы сократить разрыв в уровнях жизни и лучше удовлетворять потребности большинства людей в мире.
  6. Самое первоочередное внимание должно уделяться особому положению и потребностям развивающихся стран, в частности наименее развитых и наиболее уязвимых в экологическом отношении. Международные действия в области окружающей среды и развития должны также учитывать интересы и потребности всех стран.

    7. Государства должны сотрудничать в духе глобального партнерства с целью сохранения, защиты и восстановления здоровья и целостности экосистемы Земли. С учетом различного вклада в ухудшение состояния глобальной окружающей среды государства несут общую, но дифференцированную ответственность. Развитые страны признают ту ответственность, которую они несут в международных условиях по обеспечению устойчивого развития, ввиду давления, которое их общества оказывают на глобальную окружающую среду, и тех технологий и финансовых ресурсов, которыми они располагают.

  7. В целях достижения устойчивого развития и более высокого качества жизни для всех людей государства должны сократить и ликвидировать нерациональные модели производства и потребления и проводить в жизнь надлежащую демографическую политику.
  8. Государства должны сотрудничать в целях укрепления эндогенного потенциала для устойчивого развития путем улучшения научного понимания посредством обменов научно-техническими знаниями и путем содействия развитию, адаптации, распространению и передаче технологий, в том числе новых и новаторских.

    10.    Вопросы экологии лучше всего решаются при участии всех заинтересованных граждан на соответствующем уровне. На национальном уровне каждый человек должен иметь надлежащий доступ к информации, касающейся окружающей среды, которой располагают государственные органы, включая информацию об опасных материалах и деятельности, проводимой в их общинах, а также иметь возможность участвовать в процессе принятия решений. Государства должны содействовать информированности и участию населения путем обеспечения широкого доступа к информации. Должен быть гарантирован эффективный доступ к судебному и административному разбирательству, и том числе к внутренним средствам правовой защиты.

    11. Государства должны ввести в действие эффективное законодательство в сфере экологии. Экологические стандарты, цели и приоритеты в сфере управления должны отражать условия в области окружающей среды и развития, к которым они применяются. Стандарты, применяемые в одних странах, могут быть непригодны или сопряжены с чрезмерными социально-экономическими издержками в других странах, в особенности и развивающихся.

    12. Государства должны сотрудничать с целью содействия созданию поддерживающей и открытой международной экономической системы, которая вела бы к экономическому росту и устойчивому развитию во всех странах, в целях более эффективного решения проблем ухудшения окружающей среды. Меры в области торговой политики, принимаемые в целях защиты окружающей среды, затрагивающие транснациональные или глобальные экологические проблемы, должны быть, по возможности, основаны на международном консенсусе.

  9. Государства должны разработать национальный закон, касающийся ответственности за загрязнение и другой экологический ущерб и компенсации жертвам этого. Государства должны также эффективно и решительно сотрудничать в целях дальнейшего развития международного права, касающегося ответственности и компенсации за неблагоприятные последствия экологического ущерба, причиненного деятельностью в пределах их юрисдикции или контроля районам, находящимся за пределами их юрисдикции.
  10. Государства должны эффективно сотрудничать, с тем чтобы не поощрять или предотвращать перемещение или передачу в другие государства любых видов деятельности и материалов, которые ведут к серьезному ухудшению окружающей среды или оказываются вредными для здоровья человека.
  11. В целях защиты окружающей среды государства должны в соответствии со своими возможностями широко применять меры предосторожности. В случае угроз причинения серьезного или невосполнимого ущерба отсутствие полной научной определенности не должно использоваться как предлог для отсрочки принятия рентабельных мер для предотвращения экологической деградации.
  12. Национальные органы должны стремиться способствовать интернализации экологических издержек и использованию экономических механизмов, принимая во внимание тот подход, который отражен в принципе «загрязнитель платит», с должным учетом государственных интересов и без ущерба для международной торгов ли и инвестирования.
  13. В качестве национального инструмента следует использовать оценку экологических последствий предполагаемых видов деятельности, которые могут оказать значительное неблагоприятное воздействие на окружающую среду и осуществление которых подлежит решению компетентного национального органа.
  14. Государства немедленно уведомляют другие государства о любых стихийных бедствиях или иных чрезвычайных ситуациях, могущих иметь внезапные пагубные последствия для окружающей среды этих государств. Международное сообщество должно принимать все меры для оказания помощи затронутым государствам.
  15. Государства предоставляют заблаговременно и своевременно потенциально затронутым государствам уведомление и информацию о деятельности, которая может иметь значительные неблагоприятные последствия для окружающей среды, и проводят консультации с такими государствами на ранней стадии и в духе доброй воли.
  16. Женщины играют важнейшую роль в освоении окружающей среды и развитии. Следовательно, для достижения устойчивого развития важное значение имеет их полное участие в этих процессах.
  17. Для установления глобального партнерства в целях достижения устойчивого развития и обеспечения лучшего будущего для всех необходимо мобилизовать творческие возможности, идеалы и мужество молодежи мира.
  18. Коренное население и его общины, а также другие местные общины играют жизненно важную роль в освоении окружающей среды и развитии в силу их знаний и традиционной практики. Государства должны признавать и должным образом поддерживать их самобытность, культуру и интересы и обеспечить их эффективное участие в деле достижения устойчивости развития.
  19. Подлежат защите окружающая среда и природные ресурсы
    парода, живущего в условиях угнетения, господства и оккупации.
  20. Война по своей сути пагубна для устойчивого развития. Поэтому государства должны уважать международное право, предусматривающее защиту окружающей среды в период вооруженного конфликта, и сотрудничать в деле его дальнейшего развития по мере необходимости.
  21. Мир, развитие и защита окружающей среды взаимосвязаны
    и неделимы.
  22. Государства разрешают все свои экологические споры мирными средствами и с помощью механизмов, предусмотренных Уставом Организации Объединенных Наций.
  23. Государства и народы сотрудничают в духе доброй воли и партнерства в осуществлении принципов, воплощенных в настоящей Декларации, и в дальнейшем развитии международного права в области устойчивого развития.

    Перечисленные принципы в основном отражены в российском законодательстве; главная задача состоит и их воплощении в жизнь1. Подробнее содержание отдельных принципов международного экологического права раскрывается при описании конвенций об охране и тех или иных объектов, а также влияние на законодательство и практики различных государств.

     

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

     

  24. ООН. Конференция по торговле и развитию. Специальная рабочая группа по торговле, окружающей среде и развитию. Доклад специальной рабочей группы о работе ее первой сессии, проходившей во Дворце Наций в Женеве с 28 ноября по 2 декабря 1994 г. Женева: ООН, 1995.
  25. ООН. Программа по окружающей среде. Доклад Совета управляющих…. Нью-Йорк: ООН, 1993. Офиц. Отчеты / генер. Ассамблея, 48-я сес. Доп; (А/48/25). – 17-я сессия. IV.
  26. Федерального закона от 15 июля 1995 г. «О международных договорах Российской Федерации» // СЗ РФ. 1995. № 29. Ст. 2757.
  27. Бекяшев К.А. Международное экологическое право. – В кн.: Международное публичное право / Под ред. К.А. Бекяшева. М.: ПБОЮЛ Грачев С.В., 1999.
  28. Бекяшев К.А. О роли ООН в кодификации и прогрессивном развитии международного экологического права // Труды Московской государственной юридической академии, 1997. № III. — С.146 – 152.
  29. Бринчук М.М. Экологическое право. М., 2005.
  30. Воронцова А.А. Дусторонние международные договоры в области охраны окружающей среды // Экологическое право. 2003. № 6. С. 31 – 34.
  31. Вылегжанина Е.Е. От решения проблем к их предупреждению: тенденции развития европейского экологического права // Международное право – International law, 2004. №4(20).С.98 – 112.
  32. Выполнение принципов Рио в Европе: участие и предосторожность. М.: ЮНЕП, 2001.
  33. Даниленко Г.М. Международная защита прав человека. Вводный курс. М, 2000.
  34. Даниленко Г.М. Международное право охраны окружающей среды. Будапешт, 1999.
  35. Дзейтов С.А. Международное сотрудничество по охране окружающей среды // правоохранительная деятельность и правовое государство. СПб., 1994. Вып. 3. С. 73 – 75.
  36. Дубовик О.Л., Кремер Л., Люббе-Вольфф Г. Экологическое право. М., 2005.
  37. Игнатьева И.А. Экологическое законодательство России и проблемы его развития. М., 2001. С
  38. Колбасов О.С. Международно-правовая охрана окружающей среды. М., 1982.
  39. Колбасов О.С. Международное экологическое право на пороге XXI века. В кн.: Первая конференция Всемирной ассоциации международного права в России, 1997 / Отв. ред. А.Л. Колодкин. — Новороссийск, 1999. — С.120-135.
  40. Колбасов О.С. Международный экологический суд //Государство и право. 1995. № 5.
  41. Копылов М.Н. Право на развитие и экологическая безопасность развивающихся стран (международно-правовые вопросы). — М.:ЭКОН, 2000
  42. Копылов М.Н. Принципы международного экологического права: уроки для развивающихся государств // Вестник РУДН. Сер. юрид. науки. — М.: Изд-во РУДН, 2000. № 2. С. 125-134.
  43. Копылов М.Н., Кузьменко Э.Ю. Международное экологическое право: Кодификация и прогрессивное развитие.- М.: Изд-во РУДН, 2005.
  44. Кукушкина А.В. Становление принципа экологической безопасности в современном международном праве // Московский журнал международного права, 1994. №4.
  45. Охрана водных ресурсов и экосистем / Европ. экон. комис., Женева. Нью-Йорк: ООН, 1993.
  46. Тимошенко А.С. Формирование и развитие международного права окружающей среды. М., 1986.
  47. Тимошенко А.С. Экологическая безопасность и международное право // Советский ежегодник международного права. – М.: Наука, 1989.
  48. Хлестов О.Н. Международно-правовые проблемы окружающей среды // Московский журнал международного права. 1996. № 4. С. 149 – 155.
  49. Чичварин В.А. Охрана окружающей среды и международные отношения. М., 1970.
<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 1MB/0.00042 sec

WordPress: 21.76MB | MySQL:118 | 2,005sec