МОНИТОРИНГ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

<

061714 0151 1 МОНИТОРИНГ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫПод мониторингом (от лат. «монитор» — напоминающий, надзирающий) понимают систему наблюдений, оценки и прогноза состояния окружающей среды. Основной принцип мониторинга — непрерывное слежение.

Мониторинг является важнейшей частью экологического контроля, которое осуществляет государство. Главная цель мониторинга — наблюдение за состоянием окружающей природной среды и уровнем ее загрязнения. Не менее важно своевременно оценить и последствия антропогенного воздействия на биоту, экосистемы и здоровье человека, а также эффективность природоохранных мероприятий. Но мониторинг — это не только слежение и оценка фактов, но и экспериментальное моделирование, прогноз и рекомендации по управлению состоянием окружающей природной среды.

По территориальному охвату различают три ступени или блока современного мониторинга — локальный (биоэкологический, санитарно-гигиенический), региональный (геосистемный, природно-хозяйственный и глобальный (биосферный, фоновый). В программу биоэкологического (санитарно-гигиенического) мониторинга, проводимого на локальном уровне входят наблюдения за изменением в различных сферах содержания загрязняющих веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными и иными неблагоприятными свойствами. Постоянным наблюдениям подвергаются следующие загрязняющие вещества, наиболее опасные для природных экосистем и человека:

  • в поверхностных водах — радионуклиды, тяжелые металлы, пестициды, бенз(а)пирен, рН, минерализация, азот, нефтепродукты, фенолы, фосфор;
  • в атмосферном воздухе — оксиды углерода, азота, диоксид серы, озон, пыль, аэрозоли, тяжелые металлы, радионуклиды, пестициды, бенз(а)пирен, азот, фосфор, углеводороды;
  • в биоте — тяжелые металлы, радионуклиды, пестициды, бенз(а)пирен, азот, фосфор.

    Тщательно исследуют и такие вредные физические воздействия, как радиацию, шум, вибрацию, электромагнитные поля и др.

    Пункты экологических наблюдений располагают в местах концентрации населения и районах интенсивной его деятельности с таким расчетом, чтобы они контролировали основные линии связи человека (трофические и др.) с естественными и, искусственными компонентами окружающей среды. Это могут быть территории промышленно-энергетических центров, атомных электростанций, нефтепромыслов, агроэкосистем с интенсивным применением ядохимикатов и др.

    Таблица

    Система наземного мониторинга окружающей среды

    Ступени мониторинга

    Объекты мониторинга

    Характеризуемые показатели

    Локальный (санитарно-гигиени-ческий, биоэкологический)


     

    Приземной слой воздуха

    ПДК токсических веществ

    Поверхностные и грунтовые воды, промышленные и бытовые стоки и различные выбросы

    Физические и биологические раздражители (шумы, аллергены и др.)

    Радиоактивные излучения

    Предельная степень радиоизлучения

    Региональный (геосистемный, природно-хозяйственный)

    Исчезающие виды животных и растений

    Популяционное состояние видов

    Природные экосистемы

    Их структура и нарушения

    Агроэкосистемы


     

    Урожайность сельскохозяйственных культур

    Лесные экосистемы

    Продуктивность насаждений

    Глобальный (биосферный, фоновый)

    Атмосфера

    Радиационный баланс, тепловой перегрев, состав и запыление

    Гидросфера

    Загрязнение рек и водоемов; водные бассейны, круговорот воды на континентах

    Растительные и почвенный покровы, животное население

    Глобальные характеристики состояния почв, растительного покрова и животных. Глобальные круговороты и баланс СО2, О2′, и других веществ

     

    В составе биоэкологического (санитарно-гигиенического) мониторинга большое внимание уделяют наблюдениям за ростом врожденных дефектов в популяциях человека и динамикой генетических последствий загрязнения биосферы, в первую очередь мутагенами. Экологическую опасность их, трудно переоценить, ибо, как подчеркивают Д. П. Никитин и Ю. В. Новиков, «мутагены поражают самое драгоценное, что создано эволюцией живой материи, — генетическую программу человека, а также генофонды популяций всех видов животных, растений, бактерий и вирусов, населяющих биосферу».

    На региональном (геосистемном) уровне наблюдения ведут за состоянием экосистем крупных природно-территориальных комплексов (бассейнов рек, лесных экосистем, агроэкосистем и т. д.), где имеются отличия параметров от базового фона ввиду антропогенных воздействий. Изучают трофические связи (биологические круговороты) и их нарушения, оценивают возможность использования ресурсов природных экосистем в конкретных видах деятельности, анализируют характер и количественные показатели антропогенных воздействий на окружающую природную среду в этих регионах. Например, ведут контроль за популяционным состоянием исчезающих видов животных в пределах какого-либо региона, и т. д.

    Обеспечить наблюдение, контроль и прогноз возможных изменений в биосфере в целом — задача глобального мониторинга. Его называют еще фоновым или биосферным. Объектами глобального мониторинга являются атмосфера, гидросфера, растительный и животный мир и биосфера в целом как среда жизни всего человечества. Разработка и координация глобального мониторинга окружающей природной среды осуществляется в рамках ЮНЕП (орган ООН) и Всемирной метеорологической организации (ВМО).

    Основными целями этой программы являются:

  • организация расширенной системы предупреждения об угрозе здоровью человека;
  • оценка влияния глобального загрязнения атмосферы на климат;
  • оценка количества и распределения загрязнений в биологических системах, особенно в пищевых цепочках;
  • оценка критических проблем, возникающих в результате сельскохозяйственной деятельности и землепользования;
  • оценка реакции наземных экосистем на воздействие окружающей среды;
  • оценка загрязнения океана и влияния загрязнения на морские экосистемы;
  • создание системы предупреждений о стихийных бедствиях в международном масштабе.

    При выполнении работ по программе глобального мониторинга особое внимание уделяют наблюдениям за состоянием природной среды из Космоса. Космический мониторинг позволяет получить уникальную информацию о функционировании экосистем как на региональном, так и на глобальном уровнях. В сравнении с другими видами мониторинга космический имеет ряд практически значимых преимуществ. По данным Г. И. Марчука (1990), с его помощью возможно, в частности, оперативно получать информацию о природной среде с больших территорий Земли, что особенно важно при возникновении ураганов, наводнений и других стихийных бедствий. Чрезвычайно важным является создание системы космического мониторинга лесных пожаров для малозаселенных пространств.

    В России функционирует разветвленная общегосударственная служба наблюдения по всем ступеням мониторинга — локальном, региональном и глобальном. Обобщая результаты наблюдения на всех трех уровнях мониторинга, получают объективную картину антропогенных и природных процессов в различных регионах страны. С этой целью на многочисленных станциях, створах контроля, стационарных постах, в химических лабораториях, на самолетах, вертолетах и космических аппаратах наблюдают за загрязнением атмосферы, вод, почв, донных отложений, околоземного пространства, организуют слежение за состоянием земель, минерально-сырьевых ресурсов недр, сохранностью животного и растительного мира и т. д.

    Основной объем наблюдений выполняют службы Комитета по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Роскомгидромет России). С 1995 г. в России с целью радикального повышения эффективности службы наблюдения введена Единая государственная система экологического мониторинга (ЕГ-СЭМ). К основным ее задачам, в частности, относятся ведение специальных банков данных, характеризующих экологическую обстановку и гармонизация их с международными эколого-информационными системами, а также оценка и прогноз состояния объектов и антропогенных воздействий на них, откликов экосистем и здоровья населения на изменение состояния окружающей природной среды.

    Задачи по программированию изменений в окружающей среде и принятию управляющих решений, т. е. решений, предотвращающих негативные изменения среды, в системе мониторинга решают с помощью математического моделирования на ЭВМ. Используется динамическая постоянно действующая модель (ПДМ), входящая в автоматизированную информационную систему (АИС) мониторинга. Особенность ПДМ — циклическое функционирование: по мере поступления новых данных в АИС они загружаются в ПДМ и на модели «проигрывается» вариант развития моделируемой системы, затем при исходных данных цикл повторяется уже с учетом предыдущего варианта развития и т. д. Отсюда следует очень важное свойство ПДМ: чем дольше функционирует система мониторинга, тем полнее информация и тем ближе модель к моделируемому объекту.

     

    2. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО В ОБЛАСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

     

    Основы экологической политики России закреплены в Конституции Российской Федерации; Законе РСФСР «Об охране окружающей природной среды»; указах Президента Российской Федерации «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» (от 4 февраля 1994 г. № 236), «О Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию» (от 1 апреля 1996 г. № 440) и «О Концепции национальной безопасности Российской Федерации» (от 10 декабря 1997 г. № 1300 и от 10 января 2000 г. № 24); планах действий Правительства Российской Федерации в области охраны окружающей среды на 1994–1995 годы и 1996–1997 годы (постановления Правительства Российской Федерации от 18 мая 1994 г. № 496 и от 19 февраля 1996 г. № 155).

    Конституционные основы охраны окружающей природной среды закреплены в Конституции Российской Федерации, принятой 12 декабря 1993 г. Конституция провозглашает право граждан на землю и другие природные ресурсы, закрепляет право каждого человека на благоприятную окружающую среду (экологическую безопасность) и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью. Она также определяет организационные и контрольные функции высших и местных органов власти по рациональному использованию и охране природных ресурсов, устанавливает обязанности граждан по отношению к природе, охране ее богатств.

    Законы и кодексы в области охраны окружающей природной среды составляют природоресурсную правовую основу. В их число входят Законы о земле, недрах, охране атмосферного воздуха, об охране и использовании животного мира и др.

    Систему экологического законодательства возглавляет Федеральный Закон Российской Федерации «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. №7 ФЗ. В вопросах охраны природной среды нормы других законов не должны противоречить Конституции России и данному законодательному акту.

    Действующий ныне Федеральный закон «Об охране окружающей среды» (2002) значительно расширяет полномочия государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды. В частности, субъектам Федерации предоставлено право разрабатывать и издавать законы и иные нормативные акты в области охраны окружающей среды с учетом географических, природных, социально-экономических и иных особенностей, ограничивать и (или) запрещать хозяйственную и иную антиэкологическую деятельность на своих территориях и др.

    <

    Земельный кодекс РФ (2001 г.) регламентирует охрану земель и защиту окружающей природной среды от возможного вредного воздействия при использовании земли. Основные правовые функции охраны земель: сохранение и повышение плодородия почв, сохранение фонда сельскохозяйственных земель. Экологическими нарушениями считаются порча, загрязнение, засорение и истощение земель. Кодекс регламентирует куплю-продажу земель и совершение других земельных сделок.

    Водный кодекс Российской Федерации (1995 г.) регулирует правовые Отношения в области рационального использования и охраны водных объектов, устанавливает ответственность за нарушение водного законодательства. Правовые нормы направлены на охрану вод от загрязнения, засорения и истощения.

    Правовые основы охраны атмосферного воздуха отражены в Законе РФ об охране окружающей среды (2002), а также в законе «Об охране атмосферного воздуха» (1999). Важнейшими общими мероприятиями охраны воздушного бассейна являются установление нормативов предельно допустимых вредных воздействий (ПДК) и платы за выбросы в атмосферу загрязняющих веществ.

    Закон Российской Федерации «О радиационной безопасности населения» (1995) провозглашает принцип приоритета здоровья человека и окружающей природной среды при практическом использовании и эксплуатации объектов ионизирующих излучений. Правовая защита людей, вовлеченных в сферу использования ядерных и радиационных установок, радиоактивных веществ и др., гарантируется данным Законом.

    В случае радиационной аварии Закон гарантирует возмещение ущерба здоровью и имуществу граждан. Законом устанавливается также компенсация за повышенный риск, связанный с проживанием вблизи ядерных и радиационных установок, в виде улучшения социально-бытовых условий населения и др.

    Закон Российской Федерации «О недрах» (1992) устанавливает правовые отношения при изучении, использовании и охране недр. К числу эколого-правовых нарушений, затрагивающих недра как часть природной среды, Закон в первую очередь относит их загрязнение.

    Основы лесного законодательства (1977) закрепляют требования, предъявляемые к ведению лесного хозяйства. Основные правовые нормы направлены на использование леса как природного ресурса, воспроизводство лесов, охрану и защиту лесов и т. д.

    Закон Российской Федерации «О животном мире» (1995). В нем содержатся эколого-правовые и административные нормы с учетом новых экономических отношений. Согласно закону к эколого-правовым нарушениям отнесены: незаконный лов рыбы, уничтожение редких и исчезающих животных и др.

    Закон Российской Федерации «Об отходах производства и потребления» (1998) определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения их вредного воздействия на здоровье человека и окружающую среду.

    Важнейшие экологические требования были отражены также в законе РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (1999), «Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья» (1993) и др.

    Указы и распоряжения Президента затрагивают широкий круг экологических вопросов. Примером могут служить Указ от 16 декабря 1993. г. о федеральных природных ресурсах или Указ от 1 апреля 1996 г. о концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию.

    Нормативные акты природоохранительных министерств и ведомств издаются по самым разнообразным вопросам рационального использования и охраны окружающей природной среды в виде постановлений, инструкций, приказов и т. д. Они считаются обязательными для других министерств и ведомств, физических и юридических лиц.

    Нормативные решения местных административных органов (мэрий, сельских и поселковых органов) дополняют и конкретизируют действующие нормативно-правовые акты в области охраны окружающей природной среды.

    Стратегической целью государственной экологической политики является поддержание целостности природных систем и их жизнеобеспечивающих функций для устойчивого развития общества, улучшения здоровья населения и обеспечения экологической безопасности страны.

    Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

    — сохранение и восстановление природных систем, их биологического разнообразия и способности к саморегуляции как необходимого условия существования человеческого общества;

    — обеспечение рационального и устойчивого природопользования и равного доступа к природным ресурсам ныне живущему и будущим поколениям;

    — обеспечение благоприятного состояния окружающей среды как необходимого условия достойного качества жизни и здоровья населения.

    Государственная экологическая политика базируется на следующих основных принципах:

    — устойчивое развитие, предусматривающее равное внимание к его экономической, социальной и экологической составляющим, и признание невозможности развития человеческого общества при деградации природы;

    — справедливое распределение благ для населения от использования природных ресурсов и доступа к ним;

    — приоритетность для общества жизнеобеспечивающих функций биосферы по отношению к прямому использованию ее ресурсов;

    — упреждающее действие, заключающееся в предотвращении негативных экологических последствий различных видов хозяйственной деятельности до их реализации, учет отдаленных экологических последствий;

    — предосторожность, заключающаяся в отказе от хозяйственных и иных проектов, связанных с воздействием на природные системы, если его последствия непредсказуемы на современном этапе или прогнозируются недостаточно надежно;

    — платность природопользования и возмещение ущерба населению и окружающей среде;

    — приоритетность ресурсосбережения и рационального использования природных ресурсов при развитии производства;

    — открытость экологической информации;

    — участие гражданского общества, органов самоуправления и деловых кругов в подготовке, обсуждении, принятии и реализации решений в области охраны окружающей среды и рационального природопользования.

    Реализация экологической политики – главная задача системы государственных природоохранных органов. Госкомэкология России выполняет координирующие функции в сфере государственной экологической политики в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 1998 г. № 1594 «О специально уполномоченных государственных органах Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды». Помимо Госкомэкологии России, природоохранные функции осуществляют другие министерства и ведомства в соответствующих сферах управления.

    Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 1999 г. № 1292 установлено, что Государственный комитет Российской Федерации по охране окружающей среды является специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха и осуществляет свою деятельность в этой области совместно с Министерством здравоохранения Российской Федерации, Федеральной службой России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции и взаимодействует с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

    Важнейшим инструментом осуществления экологической политики в краткосрочной перспективе является Национальный план действий по охране окружающей среды Российской Федерации на 1999–2001 годы (НПДООС). В этом документе подробно изложена Концепция совершенствования политики Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды (раздел II).

    Главной целью Концепции совершенствования государственной экологической политики является создание необходимых условий для реструктуризации и снижения антропогенного воздействия на окружающую среду до экологически допустимого уровня, поддержания жизнеобеспечивающих функций биосферы, охраны и воспроизводства природных ресурсов.

    Достижение этой цели потребует решения следующих важнейших задач:

    а) в сфере природопользования:

    – обоснование и проведение внешней и внутренней политики в сфере обеспечения экологической безопасности, отвечающей национальным интересам России;

    – совершенствование системы управления природопользованием, включая осуществление обоснованного разграничения полномочий в области государственного управления природопользованием между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;

    – развитие института государственной собственности на природные ресурсы с учетом возможного разграничения прав собственности между Российской Федерацией и ее субъектами;

    – реформирование и развитие системы учета и экономической оценки природных ресурсов, систем лимитов и лицензирования природопользования;

    – проведение постепенного реформирования налоговой системы, направленного на увеличение доли ресурсных платежей в доходной части бюджетов при снижении ставок по другим видам налогов;

    – совершенствование экономических, финансовых механизмов воспроизводства природных ресурсов, развитие рынка работ и услуг в области природопользования;

    – развитие систем мониторинга состояния природных ресурсов и контроля за использованием и охраной природных ресурсов;

    – проведение научных исследований, развитие новых методов и технологий в области охраны, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов, а также стимулирование внедрения ресурсо- и энергосберегающих технологий.

    б) в сфере охраны окружающей среды:

    – формирование более эффективной структуры государственного управления охраной окружающей среды и осуществление обоснованного разграничения полномочий в области государственного управления охраной окружающей среды между федеральными органами управления, органами управления субъектов Российской Федерации и местными органами самоуправления;

    – совершенствование экономических, финансовых механизмов охраны окружающей среды, развитие рынка работ и услуг в области охраны окружающей среды;

    – стимулирование развития и внедрения эффективных систем управления природоохранной деятельностью на предприятиях, в том числе в соответствии с международными стандартами серии ИСО 14000;

    – повышение эффективности государственной экологической экспертизы, введение в практику процедур ОВОС, развитие систем государственного экологического контроля и мониторинга состояния окружающей среды, создание Единой государственной системы экологического мониторинга (ЕГСЭМ);

    – формирование эффективной системы непрерывного экологического образования, формирование экологической культуры и экологического мировоззрения;

    – обеспечение лицензирования всех экологически опасных (в том числе – потенциально) видов деятельности;

    – последовательный переход на систему международных стандартов технологических процессов и производимой продукции;

    – широкое распространение достоверной и своевременной информации о состоянии окружающей природной среды, по экологической проблематике в целом, в том числе посредством государственной поддержки издания экологической литературы, средств массовой информации;

    – поддержка общественных экологических движений и привлечение неправительственных организаций к решению экологических проблем, к осуществлению экологического контроля и мониторинга.

    Сформулированные выше цели и задачи осуществления государственной экологической политики требуют совершенствования государственного регулирования природоохранной деятельности и природопользования.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    3. ЗАГРЯЗНЕНИЕ БИОСФЕРЫ И ЕГО ПОСЛЕДСТВИЯ

     

    Биосфера – сложная наружная оболочка Земли, населенная организмами, составляющими в совокупности живое вещество планеты. Это одна из важнейших геосфер земли, являющаяся основным компонентом природной среды, окружающей человека. Антропогенные факторы, т.е. результаты деятельности человека, приводящие к изменению среды обитания можно рассматривать на уровне региона, страны или глобальном уровне.

    Биосфера, весьма динамичная планетарная экосистема, во все периоды своего эволюционного развития постоянно изменялась под воздействием различных природных процессов. В результате длительной эволюции биосфера выработала способность к саморегуляции и нейтрализации негативных процессов. Достигалось это посредством сложного механизма круговорота вещества.

    Главным событием эволюции биосферы признавалось приспособление организмов к изменившимся внешним путем изменения внутривидовой информации. Гарантом динамической устойчивости биосферы в течение миллиардов лет служила естественная биота в виде сообществ и экосистем в необходимом объеме.

    Однако по мере возникновения, совершенствования и распространения новых технологий (охота — земледельческая культура — промышленная революция) планетарная экосистема, адаптированная к воздействию природных факторов, все в большей степени стала испытывать влияние новых небывалых по силе, мощности и разнообразию воздействий. Вызваны они человеком, а потому называются антропогенными. Под антропогенными воздействиями понимают деятельность, связанную с культурных и других интересов человека, вносящую физические, химические, биологические и другие изменения в окружающую природную среду.

    Можно выделить пять основных видов вмешательства человека в экологические процессы:

    – упрощение экосистемы и разрыв биологических циклов;

    – концентрация рассеянной энергии в виде теплового загрязнения;

    – рост числа ядовитых отходов от химических производств;

    – введение в экосистему новых видов;

    – появление генетических изменений в организмах растений и животных.

    Подавляющая часть антропогенных воздействий носит целенаправленный характер, т. е. осуществляется человеком сознательно во имя достижения конкретных целей. Существуют и антропогенные воздействия стихийные, непроизвольные, имеющие характер последействия. Например, к этой категории воздействий относятся процессы подтопления территории, возникающие после ее застройки, и др.

    Нарушение основных систем жизнеобеспечения биосферы связаны в первую очередь с целенаправленными антропогенными воздействиями. По своей природе, глубине и площади распространения, времени действия и характеру приложения они могут быть различными: площадные, точечные, статические, динамические, длительные, кратковременные, глубинные, приповерхностные, прямые, косвенные, механические, физические, химические, биологические.

    Анализ экологических последствий антропогенных воздействий позволяет разделить все их виды на положительные и отрицательные (негативные). К положительным воздействиям человека на биосферу можно отнести воспроизводство природных ресурсов, восстановление запасов подземных вод, полезащитное лесоразведение, рекультивацию земель на месте разработок полезных ископаемых и некоторые другие мероприятия.

    Отрицательное (негативное) воздействие-человека на биосферу проявляется в самых разнообразных и масштабных акциях: вырубке леса на больших площадях, истощении запасов пресных подземных вод, засолении и опустынивании земель, резком сокращении численности, а также исчезновении видов животных и растений, и т. д.

    Главнейшим и наиболее распространенным видом отрицательного воздействия человека на биосферу является загрязнение. Большинство острейших экологических ситуаций в мире и в России так или иначе связаны с загрязнением окружающей природной среды (Чернобыль, кислотные дожди, опасные отходы и т. д.). Поэтому понятие «загрязнение» рассмотрим подробнее.

    Загрязнением называют поступление в окружающую природную среду любых твердых жидких и газообразных веществ, микроорганизмов или энергий (в виде звуков, шумов, излучений) в количествах, вредных для здоровья человека, животных, состояния растений и экосистем.

    Более развернутую характеристику этого понятия приводит известный французский ученый Ф. Рамад: «Загрязнение есть неблагоприятное изменение окружающей среды, которое целиком или частично является результатом человеческой деятельности, прямо или косвенно меняет распределение приходящей энергии, уровни радиации, физико-химические свойства окружающей среды и условия существования живых существ. Эти изменения могут влиять на человека прямо или через сельскохозяйственную продукцию, через воду или другие биологические продукты (вещества)».

    По объектам загрязнения различают загрязнение поверхностных и подземных вод, загрязнение атмосферного воздуха, загрязнение почв и т. д. В последние годы актуальными стали и проблемы, связанные с загрязнением околоземного космического пространства.

    Источниками антропогенного загрязнения, наиболее опасного для популяций любых организмов, являются промышленные предприятия (химические, металлургические, целлюлозно-бумажные, строительных материалов и др.), теплоэнергетика, транспорт, сельскохозяйственное производство и другие технологии. Под влиянием урбанизации в наибольшей степени загрязнены территории крупных городов и промышленных агломераций. Природными загрязнителями могут быть пыльные бури, вулканический пепел, селевые потоки и др.

    По видам загрязнений выделяют химическое, физическое и биологическое загрязнение. По своим масштабам и распространению загрязнение может быть локальным (местным), региональным и глобальным.

    Количество загрязняющих веществ в мире огромно, и число их по мере развития новых технологических процессов постоянно растет. В этом отношении «приоритет», как в локальном, так и в глобальном масштабе, ученые отдают следующим загрязняющим веществам:

    – диоксиду серы (с учетом эффектов вымывания диоксида серы из атмосферы и попадания образующихся серной кислоты и сульфатов на растительность, почву и в водоемы);

    – тяжелым металлам: в первую очередь свинцу, кадмию и особенно ртути (с учетом цепочек ее миграции и превращения в высокотоксичную метилртуть);

    – некоторым канцерогенным веществам, в частности бенз(а)пирену;

    – нефти и нефтепродуктам в морях и океанах;

    – хлорорганическим пестицидам (в сельских районах);

    – оксиду углерода и оксидам азота (в городах).

    Этот перечень, безусловно, должен быть дополнен радионуклидами и другими радиоактивными веществами, пагубные последствия которых для человеческой популяции и экосистем в полной мере проявились после атомной бомбардировки Хиросимы и Нагасаки (Япония) и аварии на Чернобыльской АЭС.

    Следует упомянуть и диоксины — весьма опасное загрязняющее вещество из класса хлоруглеводородов.

    23 мая 2001 г. в Стокгольме была принята Конвенция по стойким органическим загрязнениям (СОЗ), которая обязывает правительства ликвидировать 12 стойких канцерогенных и токсичных загрязнений, а именно: алдрин, гептахлор, ДДТ, диэл-дрин, эндрин, хлордан, мирекс, токсафен, гексахлорбензол, по-лихлорированные бифенелы, диоксины и фураны. Конвенцию подписали около 100 стран мира.

    Под видами загрязнений понимают также любые нежелательные для экосистем антропогенные изменения:

    ингредиентное (минеральное и органическое) загрязнение как совокупность веществ, чуждых естественным биогеоценозам (например, бытовые стоки, ядохимикаты, продукты сгорания и т. д);

    параметрическое загрязнение, связанное с изменениями качественных параметров окружающей среды (тепловое, шумовое, радиационное, электромагнитное);

    биоценотическое загрязнение, вызывающее нарушение в составе и структуре популяций живых организмов (перепромысел, направленная интродукция и акклиматизация видов и т. д.);

    стациально-деструкционное загрязнение (стация — место обитания популяции, деструкция — разрушение), связанное с нарушением и преобразованием ландшафтов и экосистем в процессе природопользования (зарегулирование водотоков, урбанизация, вырубка лесных насаждений и пр.). Без всякого преувеличения можно отметить, что воздействие человека на биосферу в целом и на отдельные ее компоненты (атмосферу, гидросферу, литосферу и биотические сообщества) достигло к настоящему времени беспрецедентных размеров. Современное состояние планеты Земля оценивается как глобальный экологический кризис. Особенно возросли темпы роста ингредиентных и параметрических загрязнителей, причем не только в количественном, но и в качественном отношениях. Негативные тенденции этих воздействий на человека и биоту носят не только выраженный локальный, но и глобальный характер.

    В наше время последствия антропогенного воздействия на географическую среду многообразны и не все они контролируются человеком, многие из них проявляются позже. Разберем основные из них.

    Изменение климата (геофизики) Земли на основе усиления тепличного эффекта, выбросов метана и других газов, аэрозолей, радиоактивных газов, изменения концентрации озона.

    Ослабление озонового экрана, образование большой «озоновой дыры» над Антарктидой и «малых дыр» в других регионах.

    Загрязнение ближайшего космического пространства и его замусоривание.

    Загрязнение атмосферы ядовитыми и вредными веществами с последующим выпадением кислотных дождей и разрушением озонового слоя, в котором участвуют фреоны, NO2, водяные пары и другие газовые примеси.

    Загрязнение океана, захоронение в нем ядовитых и радиоактивных веществ, насыщение его вод углекислым газом из атмосферы, загрязнение нефтепродуктами, тяжелыми металлами, сложноорганическими соединениями, разрыв нормальной экологической связи между океаном и водами суши из-за строительства плотин и других гидросооружений.

    Истощение и загрязнение поверхностных вод суши и подземных вод, нарушение баланса между поверхностными и подземными водами.

    Радиоактивное загрязнение локальных участков и некоторых регионов, в связи с чернобыльской аварией, эксплуатацией атомных устройств и атомными испытаниями.

    Продолжающееся накопление на поверхности суши ядовитых и радиоактивных веществ, бытового мусора и промышленных отходов (особенно неразлагающихся пластмасс), возникновение в них вторичных химических реакций с образованием токсичных веществ.

    Опустынивание планеты, расширение уже существующих пустынь и углубление самого процесса опустынивания.

    Сокращение площадей тропических и северных лесов, ведущее к уменьшению количества кислорода и исчезновению видов животных и растений.

    Нарушение регионального и глобального экологического равновесия в результате вышеперечисленных процессов, вследствие чего возникают незаполненные экологические ниши, которые заполняются нежелательными организмами — вредителями, паразитами, возбудителями новых болезней растений, животных и человека. Вероятно, так возник и распространяется вирус иммунодефицита человека — ВИЧ, вызывающий неизлечимое заболевание — СПИД, и возбудителей лейкозов скота и коровьего бешенства.

    Абсолютное перенаселение Земли и относительное региональное демографическое переуплотнение.

    Ухудшение среды жизни в городах и сельской местности, увеличение шумового загрязнения, стрессов, загрязнение воздуха и почв, зрительная агрессия высотных домов и самого антропогенного ландшафта, напряжение темпа жизни в городе и потеря социальных связей между людьми, возникновение «психологической усталости»

    Поскольку человечество в современном мире стало глобально целостным физически, политически и экономически, но не социально, сохраняется угроза военных конфликтов, которые усугубляют экологические проблемы. Например, кризис в Персидском заливе показал, что страны готовы забыть о глобальных угрозах экологических катастроф при решении частных проблем.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

     

  1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.93. М.: Юрид. лит., 1993.
  2. Об охране окружающей природной среды: Закон РСФСР от 19.12.91 № 2060-1. С последующими изменениями// ВСНД. 1992. № 10. Ст. 457; Закон РФ от 21.02.92 № 2397-1// ВСНД. 1992. №10. Ст. 459; Закон РФ от 02.06.93 № 5076-1//ВСДН. 1992. № 29. Ст. 1111.
  3. Об охране окружающей среды: Федеральный закон № 7-ФЗ Российской Федерации// Российская газета. 12 февраля. 2002 г.
  4. О сертификации продукции и услуг: Закон РФ от 10.06.93 № 5151-1. С последующими дополнениями// ВСДН. 1993. № 26. Ст. 966 // РГ от 25.06.93 (в п. 1 ст. 6 внесены дополнения – см. Федеральный Закон от 27.12.95 № 211-ФЗ// СЗ РФ. 1996. Ст. 4).
  5. Об экологической экспертизе: Федеральный закон от 23.1195 № 174-ФЗ// СЗРФ. 1955. № 48. Ст. 4556// РГ от 30.11.95.
  6. Лесной кодекс Российской Федерации от 29.01.97 № 22-ФЗ//РГ от 05.02.97.
  7. Воздушный кодекс Российской Федерации от 19.03.97. № 60-ФЗ// РГ от 26.03.97.
  8. О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения: Федеральный закон от 30.03.99 г. № 52-ФЗ//РГ 06.04.99.
  9. Об охране атмосферного воздуха: Федеральный закон от 04.05.99 г. № 96- ФЗ//РГ 13.05.99.
  10. О Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию: Указ Президента РФ от 01.04.96 № 440//РГ 09.04.96. Об утверждении положения о лицензировании космической деятельности: постановление Правительства РФ от 02.02.96 № 104// РГ от 17.02.96.
  11. Об организации системы сертификации по экологическим требованиям для предупреждения вреда окружающей природной среде (система экологической сертификации): приказ Минприроды от 23.01.95 № 18.
  12. Акимова Т. А., Хаскин В. В. Экология: Учебник для вузов. Изд. 2-е, преработ. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. С. 566.
  13. Войткевич Г. В., Вронский В. А. Основы учения о биосфере: Учебное пособие для вузов. Изд. 2-е, переработ. — Ростов н/Д: Феникс, 1996. С. 480.
  14. Гиляров А. М. Популяционная экология. — М.: Изд-во МГУ, 1990.С. 190.
  15. Защита окружающей среды от техногенных воздействий: Учебное пособие / Под. ред. Г. Ф. Невской. — М.: Изд-во МГУ, 1993. С. 216.
  16. Коробкин В. И.. Передельский Л. В. Экология в вопросах и ответах: Учебное пособие. — Ростов н/Д: Феникс, 2002. С. 382.
  17. Кураяссковский Ю. Н. Основы всеобщей экологии. — Ростов н/Д: изд-во РГУ, 2002. С. 144.
  18. Одум Ю. Экология / Пер. с англ. Т. 1—2. — М.: Мир, 1986. С. 328, 376.
  19. Петров В.В. Экологическое право России: Учебник для вузов.-М.: ВЕК, 2001.С. 557.
  20. Реймерс Н. Ф. Экология (теория, законы, правила, принципы и гипотезы). — М.: Россия молодая, 2002. С. 367.
  21. Экологическая доктрина Российской Федерации. Экологическое спасение (газета). 2002. № 6.

     

     

     

     

     

     


     

<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 0.98MB/0.00060 sec

WordPress: 22.27MB | MySQL:124 | 1,948sec