Назовите причины гибели Древнего Вавилона

<

061314 0452 1 Назовите причины гибели Древнего ВавилонаВавилония, или Вавилонское царство — древнее царство на юге Междуречья (территория современного Ирака), возникшее в начале II тысячелетия до н. э. и утратившее независимость в 539 году до н. э.. Столицей царства был город Вавилон, по которому оно получило название. Семитский народ амореи, основатели Вавилонии, унаследовали культуру предыдущих царств Междуречья — Шумера и Аккада. Государственным языком Вавилонии был письменный семитский аккадский язык, а вышедший из употребления не родственный ему шумерский язык долго сохранялся, как культовый.

Упадок и конечную  гибель  месопотамской цивилизации следует объяснять не столько  причинами  экономическими и экологическими (засоление почв, изменение русел рек и т. п.), в полную меру сказавшимся, очевидно, лишь в Сасанидскую эпоху (227-636 гг. н. э.), сколько социально-политическими: отсутствием «национальной» центральной власти, заинтересованной в поддержании старых традиций, влиянием и соперничеством со стороны новых городов, основанных Александром Македонским и его наследниками, а главное — глубокими и необратимыми переменами в этнолингвистической и общекультурной ситуации. К моменту прихода эллинов арамеи, персы и арабы составляли большой процент населения Месопотамии; в живом общении арамейский язык начал вытеснять  вавилонский  и ассирийский диалекты аккадского ещё в первой половине I тыс. до н. э. При Селевкидах старая месопотамская культура сохранялась в державшихся старины общинах, объединявшихся вокруг наиболее крупных и почитаемых храмов (в Вавилоне, Уруке и других  древних  городах). Подлинными её носителями были учёные писцы и жрецы. Именно они на протяжении трёх столетий сберегали древнее наследие в новом по духу, куда более быстро меняющемся и «открытом» мире. Однако все усилия вавилонских учёных спасти прошлое были тщетны: месопотамская культура отжила своё и была обречена.

 

2 Какие первоочередные задачи заложены в концепции устойчивого развития

 

Традиционная модель экономического роста промышленно развитых стран во многом исчерпала себя и не может быть предложена для других стран в качестве образца. Эта мысль проходит в документах ООН, многих выступлениях на международных конференциях. В них, в частности, отмечается, что западная модель развития более не подходит ни для кого, и единственная возможность решения глобальных проблем сегодняшнего дня — это устойчивое развитие. Сложившаяся модель развития и соответствующий характер производства и потребления не являются устойчивыми для богатых стран и не могут быть повторены бедными. Об этом говорит хотя бы тот факт, что потребление природных ресурсов и объемы загрязнений на душу населения в развитых странах превосходят аналогичные показатели в развивающихся странах в 20—30 раз. Для достижения всеми странами мира уровня развития и потребления передовых стран понадобилось бы увеличить использование природных ресурсов и количество загрязнений еще в десятки раз, что невозможно в силу ограниченности ресурсов и естественных экологических ограничений.

О том, что сложившийся тип развития и его экономическая концепция дестабилизируют окружающую среду, говорит руководитель страны с самой мощной экономикой мира.

Согласно определению Международной комиссии по окружающей среде и развитию под устойчивым должно пониматься такое развитие, при котором удовлетворение потребностей современного человечества не ставит под угрозу благополучие последующих поколений и их способность удовлетворять собственные насущные потребности. Это подразумевает, что некоторые параметры, такие, как ключевые физические константы (состав воздуха, воды, почвы, механические свойства земной поверхности, гравитация и др.), генофонд, участки основных экосистем в их первозданном виде, здоровье населения, должны с течением времени сохранять постоянное значение. Важнейшей задачей в этой связи становится охрана окружающей среды, цель которой в конечном счете сводится к тому, чтобы, с одной стороны, обеспечить сохранность таких качеств окружающей среды, которые не должны быть подвергнуты изменениям, а с другой — обеспечить непрерывный урожай полезных растений, животных и других необходимых человеку ресурсов путем сбалансированных циклов изъятия и обновления.

Сейчас в литературе имеется более 60 определений устойчивого развития. Наиболее распространено определение, данное в докладе комиссии Брундгланд:

Устойчивое развитие — это такое развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности. Оно содержит два ключевых понятия:

1. понятие потребностей, в частности потребностей, необходимых для существования беднейших слоев населения, которые должны быть предметом первостепенного приоритета;

2. понятие ограничений, обусловленных состоянием технологии и организацией общества, накладываемых на способность окружающей среды удовлетворять нынешние и будущие потребности..

Имеются и более краткие определения устойчивого развития, отражающие его отдельные важные экономические аспекты. Среди таких определений можно выделить следующие:

1. развитие, которое не возлагает дополнительные затраты на следующие поколения;

2. развитие, которое минимизирует экстерналии, внешние эффекты между поколениями;

3. развитие, которое обеспечивает постоянное простое и/или расширенное воспроизводство производственного потенциала на перспективу;

4. развитие, при котором человечеству необходимо жить только на проценты с природного капитала, не затрагивая его самого (т.е. с обеспечением его, по крайней мере, простого воспроизводства, а не «проедать» сам капитал — суженое воспроизводство природного капитала, что-то вроде счета в банке, когда любой разумный человек старается сохранить основной капитал и жить только на проценты с него).

Приведенное выше определение устойчивого развития мы можем рассматривать и сквозь призму экономических отношений поколений: внутри современного поколения (в частности, социальный аспект, проблема бедности) и между поколениями (эколого-экономический аспект).

Таким образом, задачи экономического и социального развития должны быть определены с учетом его устойчивости, соответствия экологическому императиву во всех странах — развитых и развивающихся, странах с рыночной и другими видами экономики.

Теория устойчивого развития стала, пожалуй, не только самой исследуемой, быстро развивающейся и популярной новой теорией последнего десятилетия (сотни конференций, тысячи монографий, учебников и пр.), но и, на наш взгляд, вполне «практической» теорией: все развитые государства мира выразили стремление следовать по направлению к устойчивому развитию.

Практически все сколь-нибудь концептуальные и «уважающие себя» официальные государственные и международные документы за последние годы в качестве базовой идеологии используют понятие устойчивого развития.

Центральное место в понятии устойчивого развития занимает проблема учета долгосрочных экологических последствий принимаемых сегодня экономических решений. Необходима минимизация негативных экологических последствий, будущих экстерналий для последующих поколений. Нельзя жить за счет своих детей и внуков, нельзя тратить природную кладовую только для себя. Таким образом, проблема экологических ограничений, компромисса, между текущим и будущим потреблением должна стать основной при разработке социально-экономической стратегии развития на длительную перспективу для любой страны.

Как показывает история человечества, радикальные экономические изменения последних лет, проекты и мероприятия, осуществляемые в соответствии с природными закономерностями, на длительном временном интервале оказываются экономически эффективными. И наоборот, экономические проекты, приносящие быстрые и значительные выгоды, но осуществляемые без учета долгосрочных экологических последствий, экстерналий, в перспективе зачастую оказываются убыточными. Следовательно, для длительного интервала времени очень часто верен простой принцип «что экологично, то экономично».

Можно выделить четыре критерия устойчивого развития на длительную перспективу. Данный подход основывается на классификации природных ресурсов и динамике их воспроизводства.

1. Количество возобновимых природных ресурсов (земля, лес и пр.) или их возможность продуцировать биомассу должна, по крайней мере, не уменьшаться в течение времени, т.е. должен быть обеспечен, по крайней мере, режим простого воспроизводства. Например, для земельных ресурсов это означает сохранение площади наиболее ценных сельскохозяйственных угодий или в случае уменьшения их площади сохранение/увеличение уровня производства продукции земледелия, кормового потенциала земель для сельскохозяйственных животных и т.д.

2. Максимально возможное замедление темпов исчерпания запасов невозобновимых природных ресурсов (например, полезных ископаемых) с перспективой в будущем их замены на другие нелимитированные виды ресурсов. Например, частичная замена нефти, газа, угля на альтернативные источники энергии — солнечную, ветровую и пр.

3. Возможность минимизации отходов на основе внедрения малоотходных, ресурсосберегающих технологий.

4. Загрязнение окружающей среды (как суммарное, так и по видам) в перспективе не должно превышать его современный уровень. Возможность минимизации загрязнения до социально и экономически приемлемого уровня»нулевого» загрязнения ожидать нереально.

Эти четыре критерия (их может быть и больше) должны быть учтены в процессе разработки концепции устойчивого развития. Их учет позволит сохранить окружающую среду для следующих поколений и не ухудшит экологические условия проживания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Экологическая политика, содержание понятия

 

Экологическая политика — система мер, направленных на регулирование состояния окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов в рамках какой-либо территории или мира в целом (глобальная экологическая политика).

Под природопользованием понимают возможность использования человеком полезных свойств окружающей природной среды — экологических, экономических, культурных и оздоровительных. Следовательно, содержание природопользования включает три ее формы: экономическую (ведущая), экологическую и культурно-оздоровительную.

Конституционные основы охраны окружающей природной среды закреплены в Конституции Российской Федерации, принятой 12 декабря 1993 г. Конституция провозглашает право граждан на землю и другие природные ресурсы, закрепляет право каждого человека на благоприятную окружающую среду (экологическую безопасность) и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью. Она также определяет организационные и контрольные функции высших и местных органов власти по рациональному использованию и охране природных ресурсов, устанавливает обязанности граждан по отношению к природе, охране ее богатств.

Действующий ныне Федеральный закон «Об охране окружающей среды» (2002) значительно расширяет полномочия государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды. В частности, субъектам Федерации предоставлено право разрабатывать и издавать законы и иные нормативные акты в области охраны окружающей среды с учетом географических, природных, социально-экономических и иных особенностей, ограничивать и (или) запрещать хозяйственную и иную антиэкологическую деятельность на своих территориях и др.

Земельный кодекс РФ (2001 г.) регламентирует охрану земель и защиту окружающей природной среды от возможного вредного воздействия при использовании земли. Основные правовые функции охраны земель: сохранение и повышение плодородия почв, сохранение фонда сельскохозяйственных земель. Экологическими нарушениями считаются порча, загрязнение, засорение и истощение земель. Кодекс регламентирует куплю-продажу земель и совершение других земельных сделок.

Стратегической целью государственной экологической политики является поддержание целостности природных систем и их жизнеобеспечивающих функций для устойчивого развития общества, улучшения здоровья населения и обеспечения экологической безопасности страны.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

— сохранение и восстановление природных систем, их биологического разнообразия и способности к саморегуляции как необходимого условия существования человеческого общества;

— обеспечение рационального и устойчивого природопользования и равного доступа к природным ресурсам ныне живущему и будущим поколениям;

— обеспечение благоприятного состояния окружающей среды как необходимого условия достойного качества жизни и здоровья населения.

Государственная экологическая политика базируется на следующих основных принципах:

— устойчивое развитие, предусматривающее равное внимание к его экономической, социальной и экологической составляющим, и признание невозможности развития человеческого общества при деградации природы;

— справедливое распределение благ для населения от использования природных ресурсов и доступа к ним;

— приоритетность для общества жизнеобеспечивающих функций биосферы по отношению к прямому использованию ее ресурсов;

— упреждающее действие, заключающееся в предотвращении негативных экологических последствий различных видов хозяйственной деятельности до их реализации, учет отдаленных экологических последствий;

— предосторожность, заключающаяся в отказе от хозяйственных и иных проектов, связанных с воздействием на природные системы, если его последствия непредсказуемы на современном этапе или прогнозируются недостаточно надежно;

— платность природопользования и возмещение ущерба населению и окружающей среде;

<

— приоритетность ресурсосбережения и рационального использования природных ресурсов при развитии производства;

— открытость экологической информации;

— участие гражданского общества, органов самоуправления и деловых кругов в подготовке, обсуждении, принятии и реализации решений в области охраны окружающей среды и рационального природопользования.

Реализация экологической политики – главная задача системы государственных природоохранных органов. Госкомэкология России выполняет координирующие функции в сфере государственной экологической политики в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 1998 г. № 1594 «О специально уполномоченных государственных органах Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды». Помимо Госкомэкологии России, природоохранные функции осуществляют другие министерства и ведомства в соответствующих сферах управления.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 1999 г. № 1292 установлено, что Государственный комитет Российской Федерации по охране окружающей среды является специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха и осуществляет свою деятельность в этой области совместно с Министерством здравоохранения Российской Федерации, Федеральной службой России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции и взаимодействует с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Важнейшим инструментом осуществления экологической политики в краткосрочной перспективе является Национальный план действий по охране окружающей среды Российской Федерации на 1999–2001 годы (НПДООС). В этом документе подробно изложена Концепция совершенствования политики Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды (раздел II).

Главной целью Концепции совершенствования государственной экологической политики является создание необходимых условий для реструктуризации и снижения антропогенного воздействия на окружающую среду до экологически допустимого уровня, поддержания жизнеобеспечивающих функций биосферы, охраны и воспроизводства природных ресурсов.

Достижение этой цели потребует решения следующих важнейших задач:

а) в сфере природопользования:

– обоснование и проведение внешней и внутренней политики в сфере обеспечения экологической безопасности, отвечающей национальным интересам России;

– совершенствование системы управления природопользованием, включая осуществление обоснованного разграничения полномочий в области государственного управления природопользованием между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;

– развитие института государственной собственности на природные ресурсы с учетом возможного разграничения прав собственности между Российской Федерацией и ее субъектами;

– реформирование и развитие системы учета и экономической оценки природных ресурсов, систем лимитов и лицензирования природопользования;

– проведение постепенного реформирования налоговой системы, направленного на увеличение доли ресурсных платежей в доходной части бюджетов при снижении ставок по другим видам налогов;

– совершенствование экономических, финансовых механизмов воспроизводства природных ресурсов, развитие рынка работ и услуг в области природопользования;

– развитие систем мониторинга состояния природных ресурсов и контроля за использованием и охраной природных ресурсов;

– проведение научных исследований, развитие новых методов и технологий в области охраны, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов, а также стимулирование внедрения ресурсо- и энергосберегающих технологий.

б) в сфере охраны окружающей среды:

– формирование более эффективной структуры государственного управления охраной окружающей среды и осуществление обоснованного разграничения полномочий в области государственного управления охраной окружающей среды между федеральными органами управления, органами управления субъектов Российской Федерации и местными органами самоуправления;

– совершенствование экономических, финансовых механизмов охраны окружающей среды, развитие рынка работ и услуг в области охраны окружающей среды;

– стимулирование развития и внедрения эффективных систем управления природоохранной деятельностью на предприятиях, в том числе в соответствии с международными стандартами серии ИСО 14000;

– повышение эффективности государственной экологической экспертизы, введение в практику процедур ОВОС, развитие систем государственного экологического контроля и мониторинга состояния окружающей среды, создание Единой государственной системы экологического мониторинга (ЕГСЭМ);

– формирование эффективной системы непрерывного экологического образования, формирование экологической культуры и экологического мировоззрения;

– обеспечение лицензирования всех экологически опасных (в том числе – потенциально) видов деятельности;

– последовательный переход на систему международных стандартов технологических процессов и производимой продукции;

– широкое распространение достоверной и своевременной информации о состоянии окружающей природной среды, по экологической проблематике в целом, в том числе посредством государственной поддержки издания экологической литературы, средств массовой информации;

– поддержка общественных экологических движений и привлечение неправительственных организаций к решению экологических проблем, к осуществлению экологического контроля и мониторинга.

Сформулированные выше цели и задачи осуществления государственной экологической политики требуют совершенствования государственного регулирования природоохранной деятельности и природопользования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4 Эвтрофикация водоемов, основные последствия для человека и окружающей среды

Эвтрофикация (греч. eutrophia — хорошее питание) — обогащение рек, озер и морей биогенами, сопровождающееся повышением продуктивности растительности в водоемах. Эвтрофикация может быть результатом как естественного старения водоема, так и антропогенных воздействий. Основные химические элементы, способствующие эвтрофикации — фосфор и азот.

Для эвтрофных водоемов характерны богатая литоральная и сублиторальная растительность, обильный планктон. Искусственно несбалансированная эвтрофикация может приводить к бурному развитию водорослей («цветению» вод), дефициту кислорода, замору рыб и животных. Этот процесс можно объяснить малым проникновением солнечных лучей вглубь водоема (за счет фитопланктона на поверхности водоема) и, как следствие, отсутствием фотосинтеза у надонных растений, а значит и кислорода

Основные антропогенные источники фосфора и азота: необработанные сточные воды (в особенности из животноводческих комплексов) и смыв удобрений с полей. Во многих странах запрещено использование ортофосфата натрия в стиральных порошках для уменьшения эвтрофикации водоемов.

Эвтрофикация создает острые экономические и экологические проблемы. Чистая вода необходима для многих промышленных процессов, людей и домашнего скота, коммерческого и спортивного рыболовства, функционирования курортных зон и навигации.

Нитраты и особенно фосфаты относятся к питательным веществам, чаще всего определяющим первичную продуктивность водных экосистем. Таким образом, добавка этих солей стимулирует быстрое размножение планктона. Консументы реагируют на рост кормовых ресурсов медленнее, поэтому увеличивается доля авто-трофов, гибнущих «естественной смертью» и непосредственно снабжающих органикой де-тритныс пищевые цепи. Минерализация накапливающихся остатков редуцентами требует кислорода. В результате его концентрация в воде может упасть ниже уровня, необходимого для нормального развития многих видов прежней экосистемы. В далеко зашедших ситуациях рыба и другие крупные животные гибнут, их разложение усиливает потребность в кислороде, и процесс идет по нарастающей. Эта проблема может затрагивать не только непосредственно эвтрофированную зону.

Нескольких участков с дефицитом кислорода в речных системах бывает достаточно для блокирования миграции проходных рыб, например лососей и угрей.

Дезоксигенация проточных водоемов, вызванная органическими остатками, — процесс медленный, и максимальный дефицит кислорода обычно наблюдается на некотором расстоянии от места поступления питательных веществ. Так, например, в Темзе в 1967 г. осенью при низком уровне воды зона кислородного истощения простиралась на 40 км ниже Лондонского моста, а весной, когда вода стояла высоко, — всего на 12 км. В последние 30 лет проведена большая работа по очистке этой реки. Такого сильного дефицита кислорода в Темзе больше не наблюдается, и рыбу можно ловить на всем ее протяжении.

В озерах проблему вызванного эвтрофикацией дефицита кислорода может обострять сезонная стратификация, т. е. формирование несмешивающихся слоев воды с разными температурами. В умеренном климате температурная стратификация происходит обычно в начале лета, главным образом по двум следующим причинам.

1. Солнце нагревает поверхность воды. Теплая вода имеет более низкую плотность, поэтому она не погружается, а образует теплый стационарный верхний слой (эпилим-нион). Ниже этого слоя вода может нагреваться только за счет теплопроводности, а в жидкой среде это процесс медленный.

2. Реки и ручьи, впадающие в озеро, мельче его. Их вода прогревается на всю глубину. Она смешивается только с эпилимнионом, еще больше повышая его температуру по сравнению с глубинным слоем (гиполимнионом)

Для озерной экосистемы все это имеет важные последствия, в частности затрудняет снабжение гиполимниона кислородом.

Вода озера снабжается кислородом тремя основными путями:

1) за счет фотосинтеза, требующего света, т. е. наиболее интенсивно идущего у поверхности;

2) путем диффузии из атмосферы;

3) с проточной водой впадающих рек и ручьев.

Как видно, эти источники обогащают кислородом прежде всего эпилимнион. Оксигенация глубинных слоев зависит от диффузии сверху и перемешивания воды во время сильного волнения. Последнее более характерно для зимнего сезона. Таким образом, при установлении летней стратификации жизнь в глубине озера зависит главным образом от образовавшегося к весне запаса кислорода в гиполимнионе.

В здоровой озерной экосистеме большая часть первичной биомассы поедается фитофагами; на долю детритофагов и редуцентов приходится сравнительно мало пищи. Эвтрофикация повышает продуктивность фитопланктона в эпилимнионе, и масса мертвых остатков оседает на дно водоема, поскольку консументы «не справляются» с возросшим количеством корма. Это стимулирует развитие в гиполимнионе редуцентов, истощающих и так небольшой запас кислорода. Если бы кислорода в гиполимнионе было много, то никаких проблем не возникло-бы . Однако к концу лета там возможно развитие аноксических (бескислородных) условий, вызывающих катастрофическую гибель (замор) рыбы и других животных.

За изменениями, связанными с эвтрофикацией, можно следить биологическими и химическими методами. Такие регулярные наблюдения, т. е. мониторинг, позволяют вовремя принять адекватные меры, предотвращающие катастрофическую деградацию экосистемы. Выявить начавшуюся эвтрофикацию можно по изменению состава фитопланктона, например по его участившемуся «цветению», вызываемому цианобактериями.

Для эвтрофных вод характерно низкое видовое разнообразие фитопланктона при высоком обилии нескольких кодоминантов. Полезным химическим параметром служит так называемая биохимическая потребность в кислороде (БПК) (опыт 11.9), т. е. мера истощения его запасов биотой. Считается, что эта величина отражает интенсивность разложения присутствующего в воде детрита микроорганизмами (как уже говорилось, для эвтрофных водоемов характерно возрастание массы MOB). Теоретически результат будет включать и потребление кислорода фитопланктоном. Обычно на практике это не имеет значения, хотя в отдельных случаях на водоросли приходится до 50% БПК. Таким образом, данный анализ лишь приблизительно оценивает качество воды, и желательно использовать его в сочетании с другими методами

5 Что относится к прямым природоохранным действиям?

 

Прямые природоохранные мероприятия включают традиционные способы борьбы с отходами (возведение очистных сооружений, фильтров, организация свалок и т.д.)- Они представляют наименее эффективное направление в силу того, что они являются борьбой не с причинами, а со следствиями загрязнений окружающей среды. Практика показывает, что очистные сооружения далеко не всегда справляются с возлагаемыми на них задачами (особенно в условиях роста промышленного производства). Они требуют систематической реконструкции, ремонтов, на что часто не хватает денег. Тем не менее, это направление не утратило своего значения в силу простоты и проработанности применяемых решений.

6 Факторы риска (назвать: третий фактор описать содержание)?

 

Под риском следует понимать ожидаемую частоту или вероятность возникновения опасностей определенного класса, или же размер возможного ущерба (потерь, вреда) от нежелательного события, или же некоторую комбинацию этих величин.

Применение понятия риск, таким образом, позволяет переводить опасность в разряд измеряемых категорий. Риск, фактически, есть мера опасности. Часто используют понятие «степень риска» (Level of risk), по сути не отличающееся от понятия риск, но лишь подчеркивающее, что речь идет об измеряемой величине.

Все названные (или подобные) интерпретации термина «риск» используются в настоящее время при анализе опасностей и управлении безопасностью (риском) технологических процессов и производств в целом.

Соотношение объектов риска и нежелательных событий позволяет различать индивидуальный, технический, экологический, социальный и экономический риск. Каждый вид его обусловливают характерные источники и факторы риска, классификация и характеристика которого приведены в табл. 1.


Таблица 1 – Классификация и характеристика видов риска

Вид риска

Объект риска

Источник риска

Нежелательное событие

Индивидуальный

Человек

Условия жизнедеятельности человека

Заболевание, травма, инвалидность, смерть

Технический

Технические системы и объекты

Техническое несовершенство, нарушение правил эксплуатации технических систем и объектов

Авария, взрыв, катастрофа, пожар, разрушение

Экологический

Экологические системы

Антропогенное вмешательство в природную среду, техногенные чрезвычайные ситуации

Антропогенные экологические катастрофы, стихийные бедствия

Продолжение таблицы 1

Вид риска

Объект риска

Источник риска

Нежелательное событие

Социальные

Социальные группы

Чрезвычайная ситуация, снижение качества жизни

Групповые травмы, заболевания, гибель людей, рост смертности

Экономический

Материальные ресурсы

Повышения опасность производства природной среды

Увеличение затрат на безопасность

 

 

Экологический риск выражает вероятность экологического бедствия, катастрофы, нарушения дальнейшего нормального функционирования и существования экологических систем и объектов в результате антропогенного вмешательства в природную среду или стихийного бедствия.

Источники и факторы экологического риска приведены в табл. 2.

Таблица 2 – Источники и факторы экологического риска

Источник экологического риска

Наиболее распространенный фактор экологического риска

Антропогенное вмешательство в природную среду

Разрушение ландшафтов при добыче полезных ископаемых

Техногенное влияние на окружающую природную среду

Загрязнение водоемов, атмосферного воздуха вредными веществами, почвы – отходами производства; изменение газового состава воздуха; энергетическое загрязнение биосферы

Природное явление

Землетрясение, извержение вулканов, наводнение, ураган, ландшафтный пожар, засуха


Нежелательные события экологического риска могут проявляться как непосредственно в зонах вмешательства, так и за их пределами:

061314 0452 2 Назовите причины гибели Древнего Вавилона,

где RО — экологический риск;

DO — число антропогенных экологических катастроф и стихийных бедствий в единицу времени t;

O — число потенциальных источников экологических разрушений на рассматриваемой территории.

Масштабы экологического риска 061314 0452 3 Назовите причины гибели Древнего Вавилона оцениваются процентным соотношением площади кризисных или катастрофических территорий DS к общей площади рассматриваемого биогеоценоза S:

061314 0452 4 Назовите причины гибели Древнего Вавилона.

Дополнительным косвенным критерием экологического риска может служить интегральный показатель экологичности территории предприятия, соотносимой с динамикой плотности населения (численности работающих):
061314 0452 5 Назовите причины гибели Древнего Вавилона,

где  ОT — уровень экологичности территории;

DL — динамика плотности населения (работающих);

S — площадь исследуемой территорий;

M — динамика прироста численности населения (работающих) в течение периода наблюдения t:

DM = G+F — U- V,

где G,F,U,V — соответственно численность родившихся за наблюдаемый период, прибывших в данную местность на постоянное местожительство, умерших и погибших, выехавших в другую местность на постоянное местожительство (уволившихся).

В этой формуле разность GU характеризует естественный, а FV — миграционный прирост населения на территории (текучесть кадров). Положительные значения уровней экологичности позволяют разделять территории по степени экологического благополучия и, наоборот, отрицательные значения уровней — по степени экологического бедствия. Кроме того, динамика уровня экологичности территории позволяет судить об изменении экологической ситуации на ней за длительные промежутки времени, определить зоны экологического бедствия (демографического кризиса) или благополучия.

7 Что вам известно об участии ликвидаторов Кубани аварии на Чернобыльской АЭС?

 

Сегодня в крае проживает около 15 тысяч граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в том числе: ликвидаторов последствий катастрофы — 4914 человек; инвалидов вследствие аварии — 3810 человек; семей умерших инвалидов и участников ликвидации последствий трагедии — 1425; граждан, переселенных из зоны радиоактивного загрязнения, и детей, родившихся у инвалидов, ликвидаторов и людей, выехавших из зон радиоактивного загрязнения, -2119.

В Адыгее к 25-й годовщине трагедии на ЧАЭС планируют подготовить и выпустить Книгу памяти, а также провести реконструкцию в Майкопе памятника и создать на его основе мемориал погибшим при ликвидации аварии на ЧАЭС.

Более 900 жителей Адыгеи прошли через радиоактивный ад Чернобыля.

Митинг, посвященный 24-й годовщине аварии на Чернобыльской АЭС, прошел в Краснодаре 26 апреля 2010 г. Около памятного камня на Бульваре Платановый в Юбилейном микрорайоне собрались представители чернобыльского братства, жители Краснодара.

Граждане, перенесшие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы, ранее не имели права на ежегодную денежную выплату. В целях улучшения социальной защищенности данной категории граждан принят Закон Краснодарского края от 7 июля 2009 года № 1779-КЗ.

Законом предусмотрено предоставление с 2010 года гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы, ежегодной денежной выплаты в размере, установленном для инвалидов вследствие радиационных воздействий.

 

Список литературы

 

  1. Васильев Н.Г., Кузнецов Е.В., Мороз П.И. Охрана природы с основами экологии: учебник для техникумов. – М.: Экология, 2007.
  1. Воронцов А.П. Рациональное природопользование. Учебное пособие. –М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ». Издательство ЭКМОС, 2007.
  1. Михеев А.В., Константинов В.М. Охрана природы: Учебное пособие для СПТУ.–М.: Высшая школа, 2006.
  1. Новиков Ю.В. Охрана окружающей среды: учебное пособие для учащихся техникумов. –М.: Высшая школа, 2007.
  1. Новиков Ю.В. Экология, окружающая среда и человек: учебное пособие для вузов, средних школ и колледжей. –М.: ФАИР –ПРЕСС, 2009.
  1. Природопользование: Учебник /Под ред. Э.А. Арустамова. –М.: Издательский Дом «Дашков и К°», 2010.
<

Комментирование закрыто.

WordPress: 21.67MB | MySQL:114 | 2,204sec