ПОНЯТИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

<

062114 0240 1 ПОНЯТИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИМногие авторы включают экологическую безопасность населения и территории в предмет (объект) экологического права (А. К. Голиченков, Н. А. Духно, Н. Г. Жаворонкова), некоторые отрицают целесообразность этого (М. М. Бринчук). И. Ф. Панкратов считает, что состояние защищенности жизненно важных интересов человека, объекта и окружающей среды от угроз, которые могут возникнуть результате вредных природных и техногенных воздействий на нее, также в результате экологических правонарушений, и экологическая безопасность должны рассматриваться как система мер по прекращению и ликвидации последствий воздействия на окружающую среду вредных природных явлений, стихийных бедствий, техногенных катастроф, загрязнения окружающей среды.

Общее понятие безопасности и ее объектов сформулировано в Законе РФ «О безопасности» от 5 марта 1992 г.1 Безопасность — состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. К числу жизненно важных относятся и экологические интересы, сохранение качества окружающей среды как необходимого условия существования человека и человечества. Статья 12 Закона перечисляет виды безопасности — экономическая, общественная, оборонная, информационная, экологическая и иные, а среди л и средств обеспечения безопасности называет природоохранительные органы, органы охраны здоровья населения, службу ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Тем самым угроза экологической безопасности рассматривается в качестве угрозы национальной безопасности. Эти и другие обстоятельства привели тому, что ряд специалистов поднимают вопрос о становлении нового самостоятельного междисциплинарного направления научной теории безопасности, которая призвана защищать жизненно интересы человека, общества и государства от различных возрастающих угроз в природно-техногенной и социально-экономической сферах (Грацианский Е. В. и др.). К числу объектов исследования указанной территории относятся: закономерности перехода естественных природных систем, техногенных, биологических, экологических и иных объектов от нормальных к аварийным и катастрофическим состояниям; качественные и количественные показатели состояния этих объектов на разных стадиях развития (возникновение, развитие, завершение аварий и катастроф, иных бедствий, появления и проявлений их последствий во времени и пространстве, а также по кругу затронутых ими лиц); объективные (в том числе правовые) основы диагностирования, мониторинга, предупреждения, ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий, построение систем защиты и реабилитации населения и территорий, правовые, организационные и материально-ресурсные условия обеспечения функционирования таких систем.

Экологическая безопасность — состояние защищенности окружающей среды, населения, территорий, хозяйственных и иных объектов от различных угроз, возникающих вследствие негативных изменении компонентов окружающей среды в результате антропогенной деятельности, природных явлений и противоправных деяний. Экологическая безопасность обеспечивается комплексом правовых, организационных, финансовых, материальный и информационных мер, предназначенных для прогнозирование предотвращения, ликвидации реальных и потенциальных угрозы безопасности, смягчения их последствий.

Угроза экологической безопасности выражает повышенную вероятность гибели отдельных природных объектов, существенного загрязнения, отравления или заражения окружающей среды, масштабы которых определяются исходя из размеров поражения окружающей среды, его устойчивости, возможности устранение воздействия на жизнь и здоровье населения.

В некоторых субъектах РФ уже приняты законы об экологической безопасности. Так, в Республике Адыгея действует Закон 26 ноября 2001 г. В нем содержатся понятия экологической безопасности, т. е. состояния, угрожающего жизненно важным интересам человека, обществу и окружающей природной среде в результате антропогенных и природных воздействий; угрозы экологической безопасности, т. е. состояния защищенности жизненно важных интересов человека, общества, окружающей среды, при которой достигается предотвращение или ограничение угроз, возникают в результате антропогенных или природных воздействий на систему «человек — среда обитания»; экологического риска, под которым понимается вероятность реализации экологической опасности или отношение величины возможного ущерба от воздействия вредного экологического фактора за определенный интервал времени к нормированной величине интенсивности этого фактора. Кроме того установлена мера уровня экологической безопасности для:

1) человека—средняя ожидаемая продолжительность предстоящей жизни и

2) окружающей природной среды — степень близости экосистем к границе их динамической устойчивости.

Здесь же разъясняются понятия экологически опасной ситуации, обеспечения экологической безопасности, т. е. системы действий по прогнозированию; предотвращению и развитию экологически опасных ситуаций и пс ликвидации их последствий, чрезвычайной экологической ситуации, зонирования, территорий нетронутой природы,— т. е. участков земной поверхности, изъятых решением органов государственной власти Российской Федерации или органов государственной власти Республики Адыгея совместно с местными органами государственной власти и органами местного самоуправления Республики Адыгея из хозяйственного оборота в установленном законом порядке для сохранения природных условий и обеспечения естественных процессов. Этот закон определяет приоритеты при обеспечений экологической безопасности, регулирует экологическое страхование и возмещение ущерба, причиненного вследствие нарушений требований экологической безопасности, и наконец, решает вопросы бюджетного финансирования и финансирования мероприятий хозяйствующих субъектов.

 

 

 

 

2. ВАЖНЕЙШИЕ АСПЕКТЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В СИСТЕМЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

 

Человечество, с одной стороны, уходит от угрозы ядерной войны, а с другой — приближает себя к экологической катастрофе.

В последнее время экология, окружающая среда, экологическая безопасность прочно стали объектом государственной политики и элементом национальной безопасности любого государства.

Обеспечение безопасности страны (национальной безопасности) обычно связывают с защитой от изменений, навязываемых ей изнутри или извне посредством незаконного применения силы или угрозы использования силы.

В ст. 1 Закона РФ «О безопасности» от 5 марта 1992 г. сказано, что безопасность — это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.

К основным объектам безопасности относятся; личность — ее права и свободы; общество — его материальные и духовные ценности; государство — его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность.

Субъектами безопасности являются государство, общество (защищенность общественного порядка и спокойствия, материальных и духовных ценностей) и личность (защищенность жизни и здоровья, прав и свобод, имущества, чести и достоинства).

Концепция национальной безопасности в Российской Федерации утверждена Указом Президента РФ от 10 января 2000 г. № 24, в котором сказано, что Концепция национальной безопасности РФ — система взглядов на обеспечение в РФ безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности. В Концепции сформулированы важнейшие направления государственной политики Российской Федерации.

Под национальной безопасностью РФ понимается безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в РФ.

Указом Президента РФ от 21 апреля 2000 г. № 756 была утверждена военная доктрина РФ, которая представляет собой совокупность официальных взглядов (установок), определяющих военно-политические, военно-стратегические и военно-экономические основы обеспечения военной безопасности РФ1.

Новым этапом в обеспечении экологической безопасности является принятие Правительством РФ Постановления от 18 мая 1998 г. № 461 «Об утверждении Положения о проведении государственного контроля в закрытых административно-территориальных образованиях, на режимных, особо режимных и особо важных объектах Вооруженных Сил Российской Федерации и государственной экологической экспертизы вооружения и военной техники, военных объектов и военной деятельности»2.

 

При выработке стратегии обеспечения экологической безопасности наиболее приемлемыми являются следующие подходы:

оборонительный — укрепление экологической безопасности путем уменьшения уязвимости отечественных экосистем от внешних воздействий;

адаптивный — усиление приспосабливаемости экосистем к внешним изменениям;

кооперативный — международное сотрудничество для устранения ясности воздействия на окружающую среду.

При рассмотрении путей обеспечения экологической безопасности можно выделить следующие аспекты:

источники опасности — экологически опасные вещества (окислы серы, токсичные соединения, углекислый газ и др.) и физико-химические процессы (тепловое, электромагнитное и др. загрязнения);

каналы распространения экологической опасности — природные (через атмосферные процессы, через почву, по воде) и антропогенные международный транспорт, импорт экологически опасных технологий, производств, видов продукции, отходов и т. п.).

Таким образом, обеспечение экологической безопасности связано с тремя видами угроз: экологической агрессией; угрозой национальной безопасности за счет внешних экологических проблем; воздействием а национальную безопасность внутренних экологических проблем. Обеспечение экологической безопасности при внешней экологической агрессии, как правило, рассматривается в рамках военного компонента национальной безопасности. При этом учитываются вопросы международно-правового регулирования воздействия на окружающую среду, в том числе в периоды вооруженных конфликтов.

Снижение ущерба национальной безопасности от внешних (невоенных и непреднамеренных) экологических воздействий требует выработки соответствующих специальных мер противодействия. К числу таких воздействий можно отнести:

  1. воздействие глобальных экологических проблем — возможного изменения климата и истощения озонового слоя Земли и др.;
    <
    1. перенос атмосферными трансграничными потоками загрязняющих веществ (окислов серы, азота, фотооксидантов т. п.), поражающих обширные лесные массивы, водоемы, ускоряющих коррозию металлических конструкций и оборудования, вызывающих аллергические и респираторные заболевания; появление эпидемий, вызванных переносчиками болезней из-за рубежа, мигрирующими птицами, животными, насекомыми;
  2. появление зон экологического бедствия — обширных регионов с крупномасштабными, серьезными и долговременными неблагоприятными последствиями, исключающими нормальное функционирование народного хозяйства и угрожающими здоровью и жизнедеятельности населения;
  3. возникновение крупных аварий в промышленности, энергетике
    и на транспорте, влекущих за собой крупномасштабные неблагоприятные последствия;
  4. нанесение ущерба окружающей среде и населению при проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, изготовлении, хранении и испытаниях экологически опасных видов техники;
  5. опасность крупномасштабных и долговременных последствий использования в стране экологически опасных импортируемых технологий, производств, видов продукции, особенно тех, которые запрещены к использованию в странах-экспортерах по экологическим соображениям;
  6. опасность, связанная с закупкой за рубежом продовольственных
    и промышленных товаров, способных привести к ущербу здоровья населения;
  7. импорт и захоронение в стране особо опасных, токсичных и радиоактивных отходов, в том числе в ходе деятельности совместных предприятий.

    Большое значение для безопасности РФ имеет влияние собственных экологических проблем. Экологическая ситуация в России в течение последних нескольких лет характеризуется как кризисная или даже как близкая к катастрофической. Несмотря на предпринимаемые усилия, практически не меняются сложившиеся тенденции в процессах негативного воздействия на природу.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    3. ВЛИЯНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ НА СИСТЕМУ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

     

    Среда обитания — неотъемлемое условие существования жизни. В системе «человек — окружающая среда» оба элемента оказывают взаимное влияние друг на друга. Совершенно очевидно, что практически все виды и формы человеческой деятельности оказывают влияние на окружающую среду, равно как и состояние этой среды сказывается на различных аспектах жизнедеятельности человека и общества.

    Наиболее очевидной является взаимосвязь экологических проблем и экономической безопасности государства. Поддержание здорового состояния окружающей среды, ликвидация последствии экологических катастроф и чрезвычайных ситуаций, мероприятия по защите здоровья людей возможно в условиях воздействия материальных и финансовых затрат. При повышенном напряжении экологической ситуации в стране потребности в затратах на ее нормализацию могут войти в противоречие с экономическими возможностями государства. Это — прямая взаимосвязь.

    Однако в настоящее время механизмы влияния экологических и экономических сфер могут быть весьма сложными и многообразными. Например:

    а)    конкретные экономические цели достигаются под прикрытием экологических проблем (так, под прикрытием задачи защиты озонового слоя Земли американский концерн «Дюпон» провел чрезвычайно активную лоббистскую кампанию по ограничению производства фреонов и галонов, широко используемых в холодильных системах, системах пожаротушения и др. Оставаясь наиболее крупным владельцем стратегических запасов этих веществ, концерн значительно упрочил свои монопольные позиции в данной области, что обеспечило ему условия для получения дополнительных прибылей);

    б)    экономические проблемы решаются за счет экологических проблем (стремление к получению дополнительной прибыли достаточно часто заставляет производственников и предпринимателей пренебрегать необходимыми эколого-охранными мерами или даже идти на нанесение прямого ущерба окружающей среде);

    в)    экономические проблемы возникают в связи с появлением экологических проблем (например, авария на атомной подводной лодке
    «Комсомолец» и возникшая возможность радиоактивного загрязнения
    акватории Норвежского моря привели к резкому падению цен на вылавливаемую в этом регионе рыбу).

    В последнее время все большую значимость приобретает влияние экологических проблем на сферу военной безопасности страны и деятельности ее Вооруженных Сил.

    Вооруженные Силы в связи со спецификой и характером своей деятельности (насыщенность сложным вооружением и военной техникой, использование различных агрессивных и токсичных веществ и т.п.) безусловно, являются загрязнителем окружающей среды. Но если в процессе строительства и развития Вооруженных Сил экологические требования учитываются, то степень негативного воздействия на среду может быть незначительной и условно допустимой.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    4. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО В ОБЛАСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

     

    Конституционные основы охраны окружающей природной среды закреплены в Конституции Российской Федерации, принятой 12 декабря 1993 г. Конституция провозглашает право граждан на землю и другие природные ресурсы, закрепляет право каждого человека на благоприятную окружающую среду (экологическую безопасность) и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью. Она также определяет организационные и контрольные функции высших и местных органов власти по рациональному использованию и охране природных ресурсов, устанавливает обязанности граждан по отношению к природе, охране ее богатств.

    Законы и кодексы в области охраны окружающей природной среды составляют природоресурсную правовую основу. В их число входят Законы о земле, недрах, охране атмосферного воздуха, об охране и использовании животного мира и др.

    Систему экологического законодательства возглавляет Федеральный Закон Российской Федерации «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. №7 ФЗ. В вопросах охраны природной среды нормы других законов не должны противоречить Конституции России и данному законодательному акту.

    Действующий ныне Федеральный закон «Об охране окружающей среды» (2002) значительно расширяет полномочия государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды.

    Земельный кодекс РФ (2001 г.) регламентирует охрану земель и защиту окружающей природной среды от возможного вредного воздействия при использовании земли. Основные правовые функции охраны земель: сохранение и повышение плодородия почв, сохранение фонда сельскохозяйственных земель. Экологическими нарушениями считаются порча, загрязнение, засорение и истощение земель. Кодекс регламентирует куплю-продажу земель и совершение других земельных сделок.

    Водный кодекс Российской Федерации (1995 г.) регулирует правовые Отношения в области рационального использования и охраны водных объектов, устанавливает ответственность за нарушение водного законодательства. Правовые нормы направлены на охрану вод от загрязнения, засорения и истощения.

    Правовые основы охраны атмосферного воздуха отражены в Законе РФ об охране окружающей среды (2002), а также в законе «Об охране атмосферного воздуха» (1999). Важнейшими общими мероприятиями охраны воздушного бассейна являются установление нормативов предельно допустимых вредных воздействий (ПДК) и платы за выбросы в атмосферу загрязняющих веществ.

    Закон Российской Федерации «О радиационной безопасности населения» (1995) провозглашает принцип приоритета здоровья человека и окружающей природной среды при практическом использовании и эксплуатации объектов ионизирующих излучений. Правовая защита людей, вовлеченных в сферу использования ядерных и радиационных установок, радиоактивных веществ и др., гарантируется данным Законом.

    Закон Российской Федерации «О недрах» (1992) устанавливает правовые отношения при изучении, использовании и охране недр. К числу эколого-правовых нарушений, затрагивающих недра как часть природной среды, Закон в первую очередь относит их загрязнение.

    Основы лесного законодательства (1977) закрепляют требования, предъявляемые к ведению лесного хозяйства. Основные правовые нормы направлены на использование леса как природного ресурса, воспроизводство лесов, охрану и защиту лесов и т. д.

    Закон Российской Федерации «О животном мире» (1995). В нем содержатся эколого-правовые и административные нормы с учетом новых экономических отношений. Согласно закону к эколого-правовым нарушениям отнесены: незаконный лов рыбы, уничтожение редких и исчезающих животных и др.

    Закон Российской Федерации «Об отходах производства и потребления» (1998) определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения их вредного воздействия на здоровье человека и окружающую среду.

    Важнейшие экологические требования были отражены также в законе РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (1999), «Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья» (1993) и др.

    Указы и распоряжения Президента затрагивают широкий круг экологических вопросов. Примером могут служить Указ от 16 декабря 1993. г. о федеральных природных ресурсах или Указ от 1 апреля 1996 г. о концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию.

    Нормативные акты природоохранительных министерств и ведомств издаются по самым разнообразным вопросам рационального использования и охраны окружающей природной среды в виде постановлений, инструкций, приказов и т. д. Они считаются обязательными для других министерств и ведомств, физических и юридических лиц.

    Нормативные решения местных административных органов (мэрий, сельских и поселковых органов) дополняют и конкретизируют действующие нормативно-правовые акты в области охраны окружающей природной среды.

    Стратегической целью государственной экологической политики является поддержание целостности природных систем и их жизнеобеспечивающих функций для устойчивого развития общества, улучшения здоровья населения и обеспечения экологической безопасности страны.

    Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

    — сохранение и восстановление природных систем, их биологического разнообразия и способности к саморегуляции как необходимого условия существования человеческого общества;

    — обеспечение рационального и устойчивого природопользования и равного доступа к природным ресурсам ныне живущему и будущим поколениям;

    — обеспечение благоприятного состояния окружающей среды как необходимого условия достойного качества жизни и здоровья населения.

    Государственная экологическая политика базируется на следующих основных принципах:

    — устойчивое развитие, предусматривающее равное внимание к его экономической, социальной и экологической составляющим, и признание невозможности развития человеческого общества при деградации природы;

    — справедливое распределение благ для населения от использования природных ресурсов и доступа к ним;

    — приоритетность для общества жизнеобеспечивающих функций биосферы по отношению к прямому использованию ее ресурсов;

    — упреждающее действие, заключающееся в предотвращении негативных экологических последствий различных видов хозяйственной деятельности до их реализации, учет отдаленных экологических последствий;

    — предосторожность, заключающаяся в отказе от хозяйственных и иных проектов, связанных с воздействием на природные системы, если его последствия непредсказуемы на современном этапе или прогнозируются недостаточно надежно;

    — платность природопользования и возмещение ущерба населению и окружающей среде;

    — приоритетность ресурсосбережения и рационального использования природных ресурсов при развитии производства;

    — открытость экологической информации;

    — участие гражданского общества, органов самоуправления и деловых кругов в подготовке, обсуждении, принятии и реализации решений в области охраны окружающей среды и рационального природопользования.

    Реализация экологической политики – главная задача системы государственных природоохранных органов.

    Важнейшим инструментом осуществления экологической политики в краткосрочной перспективе является Национальный план действий по охране окружающей среды Российской Федерации на 1999–2001 годы (НПДООС). В этом документе подробно изложена Концепция совершенствования политики Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды (раздел II).

    Главной целью Концепции совершенствования государственной экологической политики является создание необходимых условий для реструктуризации и снижения антропогенного воздействия на окружающую среду до экологически допустимого уровня, поддержания жизнеобеспечивающих функций биосферы, охраны и воспроизводства природных ресурсов.

    Достижение этой цели потребует решения следующих важнейших задач:

    а) в сфере природопользования:

    – обоснование и проведение внешней и внутренней политики в сфере обеспечения экологической безопасности, отвечающей национальным интересам России;

    – совершенствование системы управления природопользованием, включая осуществление обоснованного разграничения полномочий в области государственного управления природопользованием между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;

    – развитие института государственной собственности на природные ресурсы с учетом возможного разграничения прав собственности между Российской Федерацией и ее субъектами;

    – реформирование и развитие системы учета и экономической оценки природных ресурсов, систем лимитов и лицензирования природопользования;

    – проведение постепенного реформирования налоговой системы, направленного на увеличение доли ресурсных платежей в доходной части бюджетов при снижении ставок по другим видам налогов;

    – совершенствование экономических, финансовых механизмов воспроизводства природных ресурсов, развитие рынка работ и услуг в области природопользования;

    – развитие систем мониторинга состояния природных ресурсов и контроля за использованием и охраной природных ресурсов;

    – проведение научных исследований, развитие новых методов и технологий в области охраны, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов, а также стимулирование внедрения ресурсо- и энергосберегающих технологий.

    б) в сфере охраны окружающей среды:

    – формирование более эффективной структуры государственного управления охраной окружающей среды и осуществление обоснованного разграничения полномочий в области государственного управления охраной окружающей среды между федеральными органами управления, органами управления субъектов Российской Федерации и местными органами самоуправления;

    – совершенствование экономических, финансовых механизмов охраны окружающей среды, развитие рынка работ и услуг в области охраны окружающей среды;

    – стимулирование развития и внедрения эффективных систем управления природоохранной деятельностью на предприятиях, в том числе в соответствии с международными стандартами серии ИСО 14000;

    – повышение эффективности государственной экологической экспертизы, введение в практику процедур ОВОС, развитие систем государственного экологического контроля и мониторинга состояния окружающей среды, создание Единой государственной системы экологического мониторинга (ЕГСЭМ);

    – формирование эффективной системы непрерывного экологического образования, формирование экологической культуры и экологического мировоззрения;

    – обеспечение лицензирования всех экологически опасных (в том числе – потенциально) видов деятельности;

    – последовательный переход на систему международных стандартов технологических процессов и производимой продукции;

    – широкое распространение достоверной и своевременной информации о состоянии окружающей природной среды, по экологической проблематике в целом, в том числе посредством государственной поддержки издания экологической литературы, средств массовой информации;

    – поддержка общественных экологических движений и привлечение неправительственных организаций к решению экологических проблем, к осуществлению экологического контроля и мониторинга.

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

     

    1. Конституция Российской Федерации: Принята на всенародном референдуме 12 декабря 1993 г. // Российская газета от 25 декабря 1993 г.
    2. Лесной кодекс Российской Федерации от 29.01.97 № 22-ФЗ//РГ от 05.02.97.
    3. Воздушный кодекс Российской Федерации от 19.03.97. № 60-ФЗ// РГ от 26.03.97.
    4. О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения: Федеральный закон от 30.03.99 г. № 52-ФЗ//РГ 06.04.99.
    5. Об охране атмосферного воздуха: Федеральный закон от 04.05.99 г. № 96- ФЗ//РГ 13.05.99.
    6. Об охране окружающей среды: Федеральный закон № 7-ФЗ Российской Федерации// Российская газета. 12 февраля. 2002 г.
    7. О сертификации продукции и услуг: Закон РФ от 10.06.93 № 5151-1. С последующими дополнениями// ВСДН. 1993. № 26. Ст. 966 // РГ от 25.06.93 (в п. 1 ст. 6 внесены дополнения – см. Федеральный Закон от 27.12.95 № 211-ФЗ// СЗ РФ. 1996. Ст. 4).
    8. Об экологической экспертизе: Федеральный закон от 23.1195 № 174-ФЗ// СЗРФ. 1955. № 48. Ст. 4556// РГ от 30.11.95.
    9. Закон РФ «О безопасности» от 5 марта 1992 г. № 2446 -1 // Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. № 15. Ст. 769.
    10. О Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию: Указ Президента РФ от 01.04.96 № 440//РГ 09.04.96. Об утверждении положения о лицензировании космической деятельности: постановление Правительства РФ от 02.02.96 № 104// РГ от 17.02.96.
    11. Об организации системы сертификации по экологическим требованиям для предупреждения вреда окружающей природной среде (система экологической сертификации): приказ Минприроды от 23.01.95 № 18.
    12. Указ Президента РФ от 21 апреля 2000 г. № 756 // СЗ РФ. 2000. № 17. Ст. 1852.
    13. Постановление Правительства от 18 мая 1998 г. № 461 «Об утверждении Положения о проведении государственного контроля в закрытых административно-территориальных образованиях, на режимных, особо режимных и особо важных объектах Вооруженных Сил Российской Федерации и государственной экологической экспертизы вооружения и военной техники, военных объектов и военной деятельности» // СЗ РФ. 1998. № 21. Ст. 2237.
    14. Акимова Т.А., Хаскин В.В. Экология. Учебное пособие. –М.: ДОНИТИ, 2005.
    15. Бринчук М.М. Экологическое право (право окружающей среды). Учебник. М., 2003.
    16. Бринчук М.М. Экологическое право. М., 2005.
    17. Голиченков А. К. Основные подходы к разработке концепции проекта Экологического кодекса РФ // Право и политика. 2000. № 10.
    18. Горелов А.А. Экология (курс лекций). Учебное пособие. — М.: Центр. 2006.
    19. Моисеев А.Н. Экология в современном мире // Энергия. 2003. № 4.
<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 0.95MB/0.00034 sec

WordPress: 22.66MB | MySQL:122 | 1,415sec