ПОНЯТИЕ И РОЛЬ ЭКОЛОГИЧЕСКИ ЗНАЧИМОЙ ИНФОРМАЦИИ

<

062114 0244 1 ПОНЯТИЕ И РОЛЬ ЭКОЛОГИЧЕСКИ ЗНАЧИМОЙ ИНФОРМАЦИИ Обладание экологической информацией имеет первостепенное значение для последовательного и эффективного решения задач обеспечения рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды всеми субъектами, участвующими в этом процессе. Прежде всего, такая информация необходима при подготовке и принятии хозяйственных, управленческих и иных решений, реализация которых связана с отрицательным воздействием на состояние окружающей среды. Экологическая информация необходима гражданам для защиты своих экологических прав, в том числе в судебном порядке. Доступ граждан и юридических лиц к государственным информационным ресурсам является основой осуществления общественного контроля за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных, политических и иных организаций, а также состоянием экономики, экологии и других сфер общественной жизни. Очевидна исключительная важность обладания информацией о состоянии окружающей среды в чрезвычайных ситуациях, когда существует опасность причинения вреда здоровью большого числа людей. Наличие своевременной информации позволяет минимизировать возможный вред.

В соответствии со ст. 2 ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» информация — это сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах не зависимо от формы их представления. Что представляет собой экологически значимая или экологическая информация, какие сведения можно к ней отнести?

Действующее российское законодательство не дает исчерпывающего определения экологической информации. Закон РФ «Об охране окружающей природной среды» говорит о том, что граждане и общественные организации имеют право требовать предоставления своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей природной среды и мерах по ее охране (ст. 12, 13). Международные источники, регулирующие экологические отношения, дают более развернутый перечень сведений, относящихся к экологической информации.

В качестве примера можно привести положения Конвенции «О доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды», принятой на Конференции министров «Окружающая среда для Европы» (1998 г.). Согласно ч. 3 ст. 2 этой Конвенции экологическая информация означает любую информацию в письменной, аудиовизуальной, электронной или любой иной материальной форме:

а) о состоянии элементов окружающей среды, таких как воздух и атмосфера, вода, почва, земля, ландшафт и природные объекты, биологическое разнообразие и его компоненты, включая генетически измененные организмы и взаимодействие между этими элементами;

б) о факторах, таких, как вещества, энергия, шум и излучение, а также деятельность или меры, соглашения в области окружающей среды, политику, законодательство, планы и программы, оказывающие или способные оказать воздействие на элементы окружающей среды, и анализ затрат и результатов и другой экономический анализ и допущения, использованные при принятии решений по вопросам, касающимся окружающей среды;

с) о состоянии здоровья и безопасности людей, условиях жизни людей, состоянии объектов культуры и зданий и сооружений в той степени, в какой на них воздействует или может воздействовать состояние элементов окружающей среды или, через посредство этих элементов, факторы деятельности или меры, упомянутые в подпункте б).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ПРАВО ГРАЖДАН НА ЭКОЛОГИЧЕСКИ ЗНАЧИМУЮ ИНФОРМАЦИЮ

 

Право на благоприятную окружающую среду составляет основу экологических прав граждан и является – по современным правовым нормам — одним из фундаментальных, естественных прав человека, так как обеспечивает его право на жизнь (ст.3 Декларации прав человека). Следует отметить, что существующие международные правовые акты оговаривают лишь обязательства государств по защите окружающей среды, но не обеспечивают защиту экологических прав человека ,что, несомненно, свидетельствует о недостаточном внимании международного сообщества к этой категории прав человека и о необходимости развития международного правового поля в этой сфере, частности принятия Конвенцию об экологических правах.

«Каждый имеет право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды…» (ст. 42 Конституции РФ).

Право граждан России на экологическую информацию к настоящему времени регулируется достаточно широким кругом нормативных актов. Весь нормативный массив, где так или иначе закрепляется данное право, можно подразделить на:

  • экологическое и смежное с ним в этой части законодательство, которое содержит ряд норм, касающихся именно информации экологического свойства, и
  • информационное законодательство, которым предоставление гражданам экологической информации регулируется не специально, а как разновидность информационных отношений.

Основу же эколого-информационных отношений с участием граждан составляют нормы Конституции Российской Федерации. Так, право граждан на достоверную информацию о состоянии окружающей среды прямо закреплено в ст. 42 Конституции РФ.

Кроме того, данное право обеспечивается рядом других конституционных норм:

  • возможностью свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом (статья 29);
  • возложением на органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностных лиц обязанности по обеспечению каждому возможности ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы (статья 24);
  • установлением ответственности должностных лиц за сокрытие фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей (статья 41).

Федеральный закон «Об охране окружающей среды» относит к числу основных принципов охраны окружающей среды «соблюдение права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды» (ст. 3).

Согласно ч. 1 ст. 11 данного Закона, «каждый гражданин имеет право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды».

Федеральный закон «Об охране окружающей среды» содержит в ст. 11 («Права и обязанности граждан в области охраны окружающей среды») и ст. 12 («Права и обязанности общественных и иных некоммерческих объединений, осуществляющих деятельность в области охраны окружающей среды») несколько различающиеся между собой формулировки. Так, граждане имеют право направлять обращения в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные организации и должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды в местах своего проживания, мерах по ее охране. Общественные и иные некоммерческие объединения, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды, имеют право обращаться в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные организации и к должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды, о мерах по ее охране, об обстоятельствах и о фактах хозяйственной и иной деятельности, создающих угрозу окружающей среде, жизни, здоровью и имуществу граждан. Как это видно, только общественным и иным некоммерческим объединениям предоставлено право получать информацию об экологических аспектах деятельности конкретных хозяйствующих субъектов.

Право граждан на экологическую информацию закреплено и в ряде других нормативных актов. Законодательство, регулирующее смежные права граждан – на охрану здоровья, благоприятную среду обитания и на благоприятную среду жизнедеятельности – также содержит ряд норм, которые имеют непосредственное значение для обеспечения и реализации права на экологическую информацию.

 

3. ПРАВОВЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ СВОБОДНОГО ДОСТУПА К ЭКОЛОГИЧЕСКИ ЧИСТОЙ ИНФОРМАЦИИ

 

Существует ряд оснований, по которым может быть отказано в выдаче информации. Это касается случаев, когда запрос затрагивает:

  • конфиденциальность данных работы органов государственной власти, а также конфиденциальность вопросов, касающихся международных отношений;
  • сведения, касающиеся государственной безопасности;
  • дела, которые sub judice или в стадии расследования (включая дисциплинарные расследования), а также дела, по которым ведется предварительное следствие;
  • коммерческую и промышленную тайну, включая интеллектуальную собственность;
  • тайну персональных баз данных и / или досье;
  • материалы, предоставленные третьими лицами без юридического обязательства их разглашения;
  • материалы, разглашение которых может нанести вред окружающей среде.

Информация, находящаяся в распоряжении органов власти и частично подпадающая под вышеперечисленные исключения, должна предоставляться в части, не затрагивающей эти охранные темы, если возможно выделить такую часть.

Возможны также исключения и ограничения в праве на информацию в целях защиты публичного и частных интересов. Например, информация не может быть предоставлена:

1) когда ее разглашение может повлиять на международные отношения, вопросы национальной обороны или конфиденциальность процедур государственной власти, либо представляет значительную угрозу общественной безопасности;

2) когда информация касается данных, добытых органом власти во время и посредством юридического процесса в отношении дел, находящихся на рассмотрении, в стадии уголовного расследования или административной процедуры;

<

3) если разглашение информации значительно нанесло бы ущерб природным богатствам, указанным в Законе, либо успех государственных мер по охране окружающей среды был бы подвергнут опасности.

Запрос должен быть отклонен в случае, когда он касается незаконченных документов, сведений, носящих внутренний характер, либо когда заявитель уже обладает запрашиваемыми данными. Закон определяет также иные основания ограничения права граждан на экологическую информацию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. ИСТОЧНИКИ ЭКОЛОГИЧЕСКИ ЗНАЧИМОЙ ИНФОРМАЦИИ

 

В литературе как специальной, так и учебной достаточно часто используется термин «источник информации».

В отечественной правовой литературе, источник информации понимается в литературе двояко: во-первых, как деятельность, в ходе которой осуществляется поиск, сбор, обработка, накопление и хранение информации и формирование информационных ресурсов; во-вторых, как результат указанной деятельности, т.е. сами информационные ресурсы и системы.

Рассмотрим некоторые специфические источники экологической информации

Согласно Постановлению Правительства РФ от 24 ноября 1993 г. № 1229 в нашей стране создана Единая государственная система экологического мониторинга, включающая в себя:

1) мониторинг состояния окружающей природной среды;

2) социально-гигиенический мониторинг;

3) мониторинг источников вредного воздействия.

Указанное постановление не определяет, что такое мониторинг, оно лишь называет указанные виды экологического мониторинга и распределяет полномочия по его ведению между различными государственными органами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. ПОНЯТИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОЛОГОПОЛЬЗОВАНИЯ И СОХРАННОСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ

 

Основы экологической политики России закреплены в Конституции Российской Федерации; Законе РСФСР «Об охране окружающей природной среды»; указах Президента Российской Федерации «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» (от 4 февраля 1994 г. № 236), «О Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию» (от 1 апреля 1996 г. № 440) и «О Концепции национальной безопасности Российской Федерации» (от 10 декабря 1997 г. № 1300 и от 10 января 2000 г. № 24); планах действий Правительства Российской Федерации в области охраны окружающей среды на 1994–1995 годы и 1996–1997 годы (постановления Правительства Российской Федерации от 18 мая 1994 г. № 496 и от 19 февраля 1996 г. № 155).

Конституционные основы охраны окружающей природной среды закреплены в Конституции Российской Федерации, принятой 12 декабря 1993 г. Конституция провозглашает право граждан на землю и другие природные ресурсы, закрепляет право каждого человека на благоприятную окружающую среду (экологическую безопасность) и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью. Она также определяет организационные и контрольные функции высших и местных органов власти по рациональному использованию и охране природных ресурсов, устанавливает обязанности граждан по отношению к природе, охране ее богатств.

Законы и кодексы в области охраны окружающей природной среды составляют природоресурсную правовую основу. В их число входят Законы о земле, недрах, охране атмосферного воздуха, об охране и использовании животного мира и др.

Систему экологического законодательства возглавляет Федеральный Закон Российской Федерации «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. №7 ФЗ. В вопросах охраны природной среды нормы других законов не должны противоречить Конституции России и данному законодательному акту.

Действующий ныне Федеральный закон «Об охране окружающей среды» (2002) значительно расширяет полномочия государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды. В частности, субъектам Федерации предоставлено право разрабатывать и издавать законы и иные нормативные акты в области охраны окружающей среды с учетом географических, природных, социально-экономических и иных особенностей, ограничивать и (или) запрещать хозяйственную и иную антиэкологическую деятельность на своих территориях и др.

Земельный кодекс РФ (2001 г.) регламентирует охрану земель и защиту окружающей природной среды от возможного вредного воздействия при использовании земли. Основные правовые функции охраны земель: сохранение и повышение плодородия почв, сохранение фонда сельскохозяйственных земель. Экологическими нарушениями считаются порча, загрязнение, засорение и истощение земель. Кодекс регламентирует куплю-продажу земель и совершение других земельных сделок.

Водный кодекс Российской Федерации (1995 г.) регулирует правовые Отношения в области рационального использования и охраны водных объектов, устанавливает ответственность за нарушение водного законодательства. Правовые нормы направлены на охрану вод от загрязнения, засорения и истощения.

Правовые основы охраны атмосферного воздуха отражены в Законе РФ об охране окружающей среды (2002), а также в законе «Об охране атмосферного воздуха» (1999). Важнейшими общими мероприятиями охраны воздушного бассейна являются установление нормативов предельно допустимых вредных воздействий (ПДК) и платы за выбросы в атмосферу загрязняющих веществ.

Закон Российской Федерации «О радиационной безопасности населения» (1995) провозглашает принцип приоритета здоровья человека и окружающей природной среды при практическом использовании и эксплуатации объектов ионизирующих излучений. Правовая защита людей, вовлеченных в сферу использования ядерных и радиационных установок, радиоактивных веществ и др., гарантируется данным Законом.

В случае радиационной аварии Закон гарантирует возмещение ущерба здоровью и имуществу граждан. Законом устанавливается также компенсация за повышенный риск, связанный с проживанием вблизи ядерных и радиационных установок, в виде улучшения социально-бытовых условий населения и др.

Закон Российской Федерации «О недрах» (1992) устанавливает правовые отношения при изучении, использовании и охране недр. К числу эколого-правовых нарушений, затрагивающих недра как часть природной среды, Закон в первую очередь относит их загрязнение.

Основы лесного законодательства (1977) закрепляют требования, предъявляемые к ведению лесного хозяйства. Основные правовые нормы направлены на использование леса как природного ресурса, воспроизводство лесов, охрану и защиту лесов и т. д.

Закон Российской Федерации «О животном мире» (1995). В нем содержатся эколого-правовые и административные нормы с учетом новых экономических отношений. Согласно закону к эколого-правовым нарушениям отнесены: незаконный лов рыбы, уничтожение редких и исчезающих животных и др.

Закон Российской Федерации «Об отходах производства и потребления» (1998) определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения их вредного воздействия на здоровье человека и окружающую среду.

Важнейшие экологические требования были отражены также в законе РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (1999), «Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья» (1993) и др.

Указы и распоряжения Президента затрагивают широкий круг экологических вопросов. Примером могут служить Указ от 16 декабря 1993. г. о федеральных природных ресурсах или Указ от 1 апреля 1996 г. о концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию.

Нормативные акты природоохранительных министерств и ведомств издаются по самым разнообразным вопросам рационального использования и охраны окружающей природной среды в виде постановлений, инструкций, приказов и т. д. Они считаются обязательными для других министерств и ведомств, физических и юридических лиц.

Нормативные решения местных административных органов (мэрий, сельских и поселковых органов) дополняют и конкретизируют действующие нормативно-правовые акты в области охраны окружающей природной среды.

Стратегической целью государственной экологической политики является поддержание целостности природных систем и их жизнеобеспечивающих функций для устойчивого развития общества, улучшения здоровья населения и обеспечения экологической безопасности страны.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

— сохранение и восстановление природных систем, их биологического разнообразия и способности к саморегуляции как необходимого условия существования человеческого общества;

— обеспечение рационального и устойчивого природопользования и равного доступа к природным ресурсам ныне живущему и будущим поколениям;

— обеспечение благоприятного состояния окружающей среды как необходимого условия достойного качества жизни и здоровья населения.

Государственная экологическая политика базируется на следующих основных принципах:

— устойчивое развитие, предусматривающее равное внимание к его экономической, социальной и экологической составляющим, и признание невозможности развития человеческого общества при деградации природы;

— справедливое распределение благ для населения от использования природных ресурсов и доступа к ним;

— приоритетность для общества жизнеобеспечивающих функций биосферы по отношению к прямому использованию ее ресурсов;

— упреждающее действие, заключающееся в предотвращении негативных экологических последствий различных видов хозяйственной деятельности до их реализации, учет отдаленных экологических последствий;

— предосторожность, заключающаяся в отказе от хозяйственных и иных проектов, связанных с воздействием на природные системы, если его последствия непредсказуемы на современном этапе или прогнозируются недостаточно надежно;

— платность природопользования и возмещение ущерба населению и окружающей среде;

— приоритетность ресурсосбережения и рационального использования природных ресурсов при развитии производства;

— открытость экологической информации;

— участие гражданского общества, органов самоуправления и деловых кругов в подготовке, обсуждении, принятии и реализации решений в области охраны окружающей среды и рационального природопользования.

Реализация экологической политики – главная задача системы государственных природоохранных органов. Госкомэкология России выполняет координирующие функции в сфере государственной экологической политики в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 1998 г. № 1594 «О специально уполномоченных государственных органах Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды». Помимо Госкомэкологии России, природоохранные функции осуществляют другие министерства и ведомства в соответствующих сферах управления.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 1999 г. № 1292 установлено, что Государственный комитет Российской Федерации по охране окружающей среды является специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха и осуществляет свою деятельность в этой области совместно с Министерством здравоохранения Российской Федерации, Федеральной службой России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции и взаимодействует с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Важнейшим инструментом осуществления экологической политики в краткосрочной перспективе является Национальный план действий по охране окружающей среды Российской Федерации на 1999–2001 годы (НПДООС). В этом документе подробно изложена Концепция совершенствования политики Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды (раздел II).

Главной целью Концепции совершенствования государственной экологической политики является создание необходимых условий для реструктуризации и снижения антропогенного воздействия на окружающую среду до экологически допустимого уровня, поддержания жизнеобеспечивающих функций биосферы, охраны и воспроизводства природных ресурсов.

Достижение этой цели потребует решения следующих важнейших задач:

а) в сфере природопользования:

– обоснование и проведение внешней и внутренней политики в сфере обеспечения экологической безопасности, отвечающей национальным интересам России;

– совершенствование системы управления природопользованием, включая осуществление обоснованного разграничения полномочий в области государственного управления природопользованием между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;

– развитие института государственной собственности на природные ресурсы с учетом возможного разграничения прав собственности между Российской Федерацией и ее субъектами;

– реформирование и развитие системы учета и экономической оценки природных ресурсов, систем лимитов и лицензирования природопользования;

– проведение постепенного реформирования налоговой системы, направленного на увеличение доли ресурсных платежей в доходной части бюджетов при снижении ставок по другим видам налогов;

– совершенствование экономических, финансовых механизмов воспроизводства природных ресурсов, развитие рынка работ и услуг в области природопользования;

– развитие систем мониторинга состояния природных ресурсов и контроля за использованием и охраной природных ресурсов;

– проведение научных исследований, развитие новых методов и технологий в области охраны, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов, а также стимулирование внедрения ресурсо- и энергосберегающих технологий.

б) в сфере охраны окружающей среды:

– формирование более эффективной структуры государственного управления охраной окружающей среды и осуществление обоснованного разграничения полномочий в области государственного управления охраной окружающей среды между федеральными органами управления, органами управления субъектов Российской Федерации и местными органами самоуправления;

– совершенствование экономических, финансовых механизмов охраны окружающей среды, развитие рынка работ и услуг в области охраны окружающей среды;

– стимулирование развития и внедрения эффективных систем управления природоохранной деятельностью на предприятиях, в том числе в соответствии с международными стандартами серии ИСО 14000;

– повышение эффективности государственной экологической экспертизы, введение в практику процедур ОВОС, развитие систем государственного экологического контроля и мониторинга состояния окружающей среды, создание Единой государственной системы экологического мониторинга (ЕГСЭМ);

– формирование эффективной системы непрерывного экологического образования, формирование экологической культуры и экологического мировоззрения;

– обеспечение лицензирования всех экологически опасных (в том числе – потенциально) видов деятельности;

– последовательный переход на систему международных стандартов технологических процессов и производимой продукции;

– широкое распространение достоверной и своевременной информации о состоянии окружающей природной среды, по экологической проблематике в целом, в том числе посредством государственной поддержки издания экологической литературы, средств массовой информации;

– поддержка общественных экологических движений и привлечение неправительственных организаций к решению экологических проблем, к осуществлению экологического контроля и мониторинга.

Сформулированные выше цели и задачи осуществления государственной экологической политики требуют совершенствования государственного регулирования природоохранной деятельности и природопользования.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.93. М.: Юрид. лит., 1993.
  2. Об охране окружающей природной среды: Закон РСФСР от 19.12.91 № 2060-1. С последующими изменениями// ВСНД. 1992. № 10. Ст. 457; Закон РФ от 21.02.92 № 2397-1// ВСНД. 1992. №10. Ст. 459; Закон РФ от 02.06.93 № 5076-1//ВСДН. 1992. № 29. Ст. 1111.
  3. Об охране окружающей среды: Федеральный закон № 7-ФЗ Российской Федерации// Российская газета. 12 февраля. 2002 г.
  4. О сертификации продукции и услуг: Закон РФ от 10.06.93 № 5151-1. С последующими дополнениями// ВСДН. 1993. № 26. Ст. 966 // РГ от 25.06.93 (в п. 1 ст. 6 внесены дополнения – см. Федеральный Закон от 27.12.95 № 211-ФЗ// СЗ РФ. 1996. Ст. 4).
  5. Об экологической экспертизе: Федеральный закон от 23.1195 № 174-ФЗ// СЗРФ. 1955. № 48. Ст. 4556// РГ от 30.11.95.
  6. Лесной кодекс Российской Федерации от 29.01.97 № 22-ФЗ//РГ от 05.02.97.
  7. Воздушный кодекс Российской Федерации от 19.03.97. № 60-ФЗ// РГ от 26.03.97.
  8. О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения: Федеральный закон от 30.03.99 г. № 52-ФЗ//РГ 06.04.99.
  9. Об охране атмосферного воздуха: Федеральный закон от 04.05.99 г. № 96- ФЗ//РГ 13.05.99.
  10. О Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию: Указ Президента РФ от 01.04.96 № 440//РГ 09.04.96. Об утверждении положения о лицензировании космической деятельности: постановление Правительства РФ от 02.02.96 № 104// РГ от 17.02.96.
  11. Об организации системы сертификации по экологическим требованиям для предупреждения вреда окружающей природной среде (система экологической сертификации): приказ Минприроды от 23.01.95 № 18.
  12. Акимова Т. А., Хаскин В. В. Экология: Учебник для вузов. Изд. 2-е, преработ. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.
    1. Дубовик О.Л. Право доступа к информации о состоянии окружающей среды.// Бюллетень «На пути к устойчивому развитию России». Вып. 6 (17), февраль, 2001, с.35-36.
  13. Защита окружающей среды от техногенных воздействий: Учебное пособие / Под. ред. Г. Ф. Невской. — М.: Изд-во МГУ, 1993..
  14. Кураяссковский Ю. Н. Основы всеобщей экологии. — Ростов н/Д: изд-во РГУ, 2002.
  15. Петров В.В. Экологическое право России: Учебник для вузов.-М.: ВЕК, 2001.С. 557.
  16. Реймерс Н. Ф. Экология (теория, законы, правила, принципы и гипотезы). — М.: Россия молодая, 2002..
  17. Яблоков А.В. Экологическая информация и секретность: как преодолеть противоречия? // Зеленый мир. № 23. 1996. С. 4-5
  18. Экологическая доктрина Российской Федерации. Экологическое спасение (газета). 2002. № 6.
<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 0.95MB/0.00035 sec

WordPress: 22.25MB | MySQL:120 | 2,905sec