ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

<

062214 1014 1 ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

1.1. Экологические потребности человека: проблемы и решения

 

Человек — создание природы и остается ее частью. Организм человека развивается по общим для всех живых существ законам. Ч.Дарвин распространил на человека основные положения эволюционной теории и доказан его происхождение от «ниже стоящей животной формы». Происхождение человека, становление его как вида называется антропогенезом.

Движущими силами антропогенеза являются биологические факторы и социальные факторы. Биологические факторы – это наследственность, изменчивость, борьба за существование и естественный отбор. Социальные факторы — трудовая деятельность, общественный образ жизни, речь и мышление.

Для человека свойственны не только биологические, но и социальные адаптации к условиям окружающей среды. На первых этапах антропогенеза естественный отбор имел решающее значение. Под его действием формировались морфологические особенности человека (мозг, кисти рук, прямохождение). В дальнейшем, овладев культурой изготовления орудий труда» воспроизводством пищи, устройством жилищ, человек изолировал себя от неблагоприятных климатических факторов настолько, что вышел из под жесткого контроля естественного отбора и в значительной степени стал зависеть от социальных условий и воспитания. Вне человеческого общества само формирование человека стало невозможным. Человек, изменяя среду своего обитания, строит собственную экологическую систему.1

Таким образом, человек имеет биосоциальную природу. Он растет и развивается под воздействием двух программ. Биологическая программа определяет строение и физиологические особенности человеческого организма. Она сформировалась в результате биологической эволюции, передается по наследству, ее материальным носителем являются хромосомы. Социальная программа — формирование личности человека под влиянием окружающих его условий. Она сформировалась в результате развития человеческого общества, не передается по наследству. Социальную сущность человека составляют культура, образование, мораль, совесть и т.п.1

В современном человеческом обществе естественный отбор, хотя и замедлил свое действие, идет на всех стадиях онтогенеза. Сохранил свое значение в человеческом обществе мутационный процесс. В некоторых районах нашей планеты частота мутаций даже увеличилась из-за загрязнения природы мутагенами.

Филогенетическое дерево человека разумного построено еще только в общих чертах. С формированием социальных взаимоотношений и ослаблением действия биологических факторов темпы эволюции человека как вида резко снизились, и ни одна из рас не достигла видового обособления.

Различия между расами заключается в морфологических особенностях: идет кожи, волос, глаз, форма носа, губ и т.д. Эти различия, скорее всего, связаны с адаптацией к условиям окружающей среды. Так, темная полоса негроидов Предохраняла организм от ярких солнечных лучей, в шапке курчавых волос создаются воздушные прослойки, защищающие от жары. Светлая кожа европеоидов пропускает ультрафиолетовые лучи и этим предохраняет от рахита, узкий выступающий нос способствует согреванию вдыхаемого воздуха. Монголоидная раса характеризуется прямыми жесткими волосами, уплощенностъю лица, уменьшающей возможность обморожения, сильно выдающимися скулами, наличием эликантуса (складки в углу глаза) — адаптациями к суровому, с частыми пылевыми бурями климату Центральной Азии. 2

Стремление человека к удовлетворению своих потребностей определяет его отношения с окружающей средой. Нормальная жизнедеятельность организма возможна лишь при поддержании относительно постоянного состава внутренней среды. Нужда в чем-либо необходимом для этого вызывает особое состояние — потребность. Потребность — источник активности, состояние, выражающее зависимость человека от условий существования.1

Различают два уровня потребностей. Первый уровень включает витальные, социальные и идеальные потребности. Витальные потребности связаны с жизнеобеспечением человека как биологического существа (потребности в кислороде, воде, пище, тепле, сне, безопасности, продолжении рода, экономии сил и т.д.). Социальные потребности обусловлены жизнью человека в обществе (потребности во внимания, любви, заботе, принадлежности к группе, следования нормам и идеологии, определенного места в группе и обществе, самореализации и др.). Идеальные потребности связаны с появлением у человека сознания (потребности в истине, вере, познании: себя, окружающего мира, своего места в мире, смысла жизни, потребности красоты, справедливости и т.д.). Второй уровень представлен самоценными потребностями. Самоценные потребности — вторичные потребности, без которых удовлетворение первичных потребностей затруднено или невозможной (потребность в вооруженности — запасе сил и средств, потребность в преодолении — возникает в процессе формирования воли и самости и др.). 2

Необходимость удовлетворять те или иные потребности определяет поведение человека. Поведение человека — сложный комплекс двигательных актов, направленных на удовлетворение потребностей организма. Индивидуальное поведение человека, его характер зависят в наибольшей степени от его социального опыта (опыта общения: с людьми и окружающим миром) и в меньшей степени (для людей без врожденных пороков развития) от наследственности. Как уже было отмечено, человек — это часть биосферы, продукт ее эволюции, поэтому от взаимодействия с окружающей средой во многом зависят его здоровье и работоспособность. Он, как и любой другой живой организм, связан с окружающей средой обменом веществ и потоком энергии. На него также действуют экологические факторы среды. Однако человек научился в значительной степени ограждать себя от воздействия неблагоприятных факторов среды. В то же время, человек стал оказывать на окружающую его среду значительное влияние.    

В целом уровень экологических потребностей и спроса значительно ниже, чем необходимо, чтобы предотвратить глобальную экологическую угрозу. То же самое можно сказать и о соотношении духовных и материальных потребностей. Дело в том, что экологические потребности весьма многообразны и также содержат и материальные, и духовные составляющие. Чистые воздух и питьевая вода, продукты высокого качества, здоровый образ жизни — это преимущественно материальные составляющие экологических потребностей. Их наличия недостаточно для перехода к устойчивому развитию. Необходимо, чтобы был развит и духовный пласт экологических потребностей: забота о сохранении для потомков качества окружающей природной среды в целом, включая все ее биоразнообразие. Можно отметить, что важнейшим отличием духовных потребностей является то, что они не зависят от того, потребляется или нет какой-либо ресурс, компонент природной среды, в отношении которого проявляется потребность сохранить его качество.1

Экологические потребности
общества отражаются в системе экологических нормативов (стандартов), устанавливаемых соответствующими государственными или межгосударственными органами. На первый взгляд, может показаться натяжкой такая трактовка экологических потребностей (предполагающая опосредование необходимых человеку благоприятных экологических условий устанавливаемыми государством нормативами). Однако государственные стандарты сегодня установлены практически на все виды продукции, таким образом, потребность в любом товаре опосредована определенными нормативными показателями. Экологические нормативы, дополненные соответствующей политикой природопользования, правовыми и экономическими инструментами, государственными или международными программами достижения этих стандартов (а значит и средствами, которые общество готово выделить), приобретают характер общественного экологического спроса. Таким образом, экологический спрос (если угодно, квази-спрос) может быть описан как система экологических нормативов в совокупности с набором способов, инструментов и ресурсов (экономических, финансовых, организационных, правовых и других) для их достижения. Экологические нормативы или какие-либо законодательно закрепленные нормы, которые только лишь провозглашены, не отражают реального экологического спроса. 1

До тех пор, пока ресурсы, выделяемые обществом недостаточны для достижения экологических нормативов, справедлив сделанный выше вывод о несоответствии экологических потребностей и структуры общественного спроса в целом требованиям перехода к устойчивому развитию. Понятие экологическая потребность дает возможность уточнить определение устойчивого развития общества как развития, обеспечивающего удовлетворение потребностей настоящего и будущих поколений при формировании рациональной структуры общественных потребностей. Процесс развития экологических потребностей означает, что обществу будут необходимы определенные экологические условия, которые должны быть с опережением выражены через систему таких экологических нормативов, соблюдение которых должно гарантировать воспроизводство всех компонентов окружающей среды.2

С другой стороны, разумно рассматривать экологические нормативы как количественное выражение ассимиляционной способности (потенциала) окружающей среды. Для экономических целей целесообразно определить ассимиляционный потенциал как способность окружающей среды реагировать на различные воздействия без изменения своих качественных параметров в сколь угодно длительной перспективе. Это понятие позволяет рассматривать окружающую среду и в качестве ресурса, и в качестве продукта, воспроизводимого, в значительной мере, в процессе целенаправленной природоохранной деятельности, а также учитывать одновременно естественные и искусственные (антропогенные) свойства состояния окружающей среды в процессе оценки.

Двойственная интерпретация экологических нормативов дает возможность трактовать их как категорию, позволяющую интегрировать экономические и административные методы регулирования. Экологические нормативы перерастают из административно установленных ограничителей в характеристики общественных экологических потребностей. Причем экономические издержки по удовлетворению этих потребностей закладываются в основу экономической оценки ассимиляционного потенциала, также выражающегося через экологические нормативы (имеется ввиду ассимиляционный потенциал в своем нормальном – бездефицитном состоянии). Но если экологические нормативы не соблюдаются, этот ресурс является дефицитным, его экономическая оценка увеличивается. Плата за пользование ассимиляционным потенциалом должна быть основана на его экономической оценке и служить стимулом и источником формирования финансовых ресурсов для достижения экологических нормативов (то есть удовлетворения объективных экологических потребностей). Права владения, пользования и распоряжения ассимиляционным потенциалом (по сути права собственности) от имени общества осуществляют органы государственной власти. Общественные экологические потребности также опосредуются государством и выражаются в виде норм, нормативов и т.д. Поэтому теоретически все механизмы решения экологических проблем находятся в руках общества, а в реальности – государства. Чем в более короткие сроки нужно достичь экологических нормативов, тем быстрее должен быть устранен дефицит ассимиляционного потенциала, тем выше степень его дефицитности, его экономическая оценка и, соответственно, плата за его использование. Проблема в приведении существующего субъективного уровня экологических потребностей в соответствие с их объективным, установленным в результате научных исследований, уровнем. 1

 

1.2. Проблемы взаимоотношения человечества и общества

 

Становление и развитие человеческого общества сопровождалось локальными и региональными экологическими кризисами. Противоречие между человеком и природой нарастало главным образом с сельскохозяйственной сфере. Новым фактором обострения стало развитие капиталистического способа производства.

Всего четверть века назад слово «экология» было известно очень узкому кругу людей. Отношения между обществом и природой интересовали лишь отдельных философов и представителей географических наук.

На рубеже 60 – 70-х годов человечество узнало, что все большее загрязнение воздуха и водных источников, оглушающие городские шумы, бесчисленные свалки мусора, удручающее оскудение природных ландшафтов – отнюдь не локальные явления. Под угрозой находятся практически все естественные оболочки (сферы) нашей планеты, многие фундаментальные равновесия в биосфере Земли и даже за ее пределами. Подрыв этих равновесий чреват необратимыми и пагубными для жизни на планете последствиями.

Противоречия в системе «человек — общество – природа» приобрели планетарный характер. Породив невиданные в прошлом угрозы и опасности, они наложили заметный отпечаток на и без того сложную общую картину современного мира.
1

На всем протяжении истории человечества воздействие общества на природу развивалось не как простой линейный процесс. Напряженная, а в ряде случаев критическая экологическая ситуация сложившаяся во второй половине нынешнего века, – это сигнал о наступлении новой фазы во взаимодействии общества и природной среды.

Литосфера (твердая оболочка Земли), и особенно ее верхняя часть, стала объектом наиболее чувствительных антропогенных нагрузок. Это результат вторжения человека в область земных недр; производимых им изменений рельефа местности и природных ландшафтов; как вынужденных, так и неоправданных изъятий из сельскохозяйственного оборота земель; разрушения и загрязнения почвенного покрова, опустынивания и других процессов.

Общество в XX в., пожалуй, впервые осознало свою реальную связь с географической оболочкой Земли, с ее биосферой. До этого, в ранние эпохи истории человечества, процветали идеи если и не абсолютного, то очень важного и в каких-то аспектах определяющего влияния географической среды на динамику общества и формирование его этнического разнообразия (Монтескье) или безгранично мощной силы техногенеза, приравненного к геологическим силам (Вернадский, Ферсман). В вульгарно-натуралистической литературе последних десятилетий первое рассматривалось как географический детерминизм исторического процесса, второе — как выражение безграничного могущества человеческого знания, которому нет преград.
1

Недооценка географической обусловленности исторического процесса вычеркнула из нашей исторической науки многие важные страницы: недостаточно учитывались размеры территории и демографические характеристики; игнорировался сам человек как творец исторического процесса (как это ни парадоксально в марксистской литературе); мало внимания уделялось изучению производительных сил общества; жалкое существование влачили палеоантропология, археозоология, археоботаника, история техники; отсутствовали сколько-нибудь последовательные попытки понять и охарактеризовать экономическую инфраструктуру в первобытном и даже средневековом обществе. Безграничная вера в человеческое знание и человеческое деяние привела к еще более плачевному результату — необратимым экологическим кризисам, которые в большей или меньшей степени охватили всю нашу планету.2

Именно на пересечении все более отчетливого понимания влияния географической среды на формирование хозяйственного, культурного и даже антропологического своеобразия человеческих коллективов, проживавших и проживающих в разных ландшафтах, и осознания губительного их воздействия на природу, особенно в ходе развития научно-технического прогресса, и возникли на протяжении XX в. многие принципиально новые явления – начала и продолжает формироваться наука, все более получающая права гражданства под именем экологии человека, происходит экологизация человеческого знания, экологизируется человеческое мышление и создаются предпосылки для формирования глобального экологического мировоззрения. История сейчас ставит вопрос так: чтобы выжить, мы должны превратиться из жестоких хозяев земли, какими мы были многие десятилетия, в ее друзей и союзников.

Наверное, не столько разрушения, нанесенные человечеством природе, ибо экологические кризисы имели место задолго до современности, сколько обратное их влияние на человеческое общество (загрязнение среды — отравление воды и пищи, атомные взрывы и катастрофы — врожденные уродства и раковые заболевания и т. д.) провоцировало постепенное создание экологии человека сначала как системы идей о характере взаимодействия природы и общества, а затем уже перенесение этой системы на исторический процесс. Подобная последовательность отражает больше логико-гносеологический подход, чем конкретно-исторический, так как экология человека строилась с самого начала представителями разных областей знания, среди которых историки и археологи занимали не последнее место. Поэтому она не только отражает настоящее, но и аккумулирует прошлый опыт человечества.
1

Все эти более или менее очевидные рассуждения необычайно усложняются при пристальном рассмотрении того, что же собою в действительности представляет экология человека и каково ее место в системе других наук, каковы ее внутренняя структура и функциональные связи составляющих ее разделов. Здесь столько точек зрения, сколько умов, сколько голов.

В чем же дело и почему очертить содержание экологии человека оказывается столь сложно? Причина единственная — двойственная природа самого человека и в какой-то мере проистекающая из этого двойственная природа всего человечества. О двойственной природе человека — биологической и социальной, биосоциальной, социально-биологической — написаны горы томов, но среди их авторов нет единства, как нет единства и в оценке процесса, который привел к формированию современного человечества, — был ли то антропогенез или антропосоциогенез. И на то есть свои причины, обусловленные спецификой человечества в сравнении со всеми другими видовыми совокупностями животных.1

Репродуктивный барьер считается одним из физиологических признаков вида. Можно ли думать, что между современными людьми и неандертальцами имел место этот самый генетический барьер? Наличие морфологически переходных форм, заведомое сосуществование неандертальцев и современных людей на протяжении тысячелетий, встречаемость в пространстве говорят скорее против репродуктивной изоляции. Если же она не имела места, то, следовательно, обе формы принадлежали одному виду, как считает сейчас западноевропейская и американская наука, или, во всяком случае, не были типичными видами. Если это был один вид, то он был какой-то странный, интенсивно эволюционировавший во времени, вид, далекий от мономорфности, в пределах которого входящие в него популяции относились к разным ступеням эволюционного развития. А морфологические различия между расами — они очень масштабны при сравнении с различиями локальных форм других видов. А панойкуменное расселение — пожалуй, только вошь может сравниться в этом отношении с человеком, но и она расселилась вместе с ним. Все это демонстрирует порядочную специфичность современного человечества, на закономерности развития которого нельзя смотреть, как мы смотрели на закономерности развития грибов, бабочек, сельдей, крокодилов и белых медведей.

<

Это тривиальное утверждение не вызывает ни малейших сомнений само по себе, ясно, что социум не есть хронологическое и территориальное продолжение других видов, что общество управляется социальными закономерностями. Но далее начинаются противоречия и разночтения: что понимать под социальными закономерностями, сколько по-настоящему фундаментальных факторов управляет развитием и функционированием общества, каковы границы их действия на общественное поведение отдельной личности, какова взаимная роль в историческом процессе так называемой толпы и так называемых героев, справедлив ли известный тезис о зависимости надстройки от базиса и исчерпывают ли эти структуры всю историческую действительность, какую роль в истории играла и играет психология народных масс — все эти и другие вопросы до сих пор составляют предметное поле исторических исследований разных исторических школ и разных направлений.

Выделим две предметные сферы исторического исследования, которые до сих пор не осознавались как самостоятельные и рассматривались в едином потоке исторического процесса, — историю событий и историю прогресса, понимаемого в самом широком смысле слова, включая не только технические нововведения, но и достижения мысли.

Совершенно очевидно, что в истории событий роль личности громадна. Субъективные свойства людей, занимавших ключевые позиции в разных обществах и стоявших во главе общественных движений, во многом предопределяли последовательность и характер событий и ход истории. Именно этим объясняется огромное место, занимаемое биографическим жанром в исторической литературе, даже в тех исторических сочинениях, авторы которых смотрят на исторических деятелей только как на выразителей массового сознания, будь то марксистская, агностическая, социально-психологическая или демографическая точки зрения.

Не то история прогресса, медленного движения всех форм человеческой культуры, начиная с технических средств, того, что Маркс и Энгельс назвали производительными силами, и кончая накоплением знаний. Разумеется, и в этом случае личностный момент играет свою роль — многие выдающиеся научные и технические открытия, культурные достижения связаны с конкретными именами, но много ли таких имен, особенно в ранней истории человечества: знаем ли мы, кто изобрел колесо, где впервые научились доить коз, кому первому пришло в голову проложить дорогу между двумя селениями, как научились люди печь хлеб и делать вино, сколько бесплодных попыток было предпринято, пока загорелся первый горн, кто изобрел топор и молоток и т. д.

И в более поздние эпохи, чем ближе к современности, тем больше любой прогресс или заметный шаг в расширении знаний связаны с коллективными усилиями, а в нашем веке это стало правилом. Никакой первооткрыватель, как бы гениален он ни был, не может перешагнуть через достигнутый уровень технических достижений и традиционную логику, каждое открытие в науке и технике постепенно подготавливается предшествующим развитием, и только в сочинениях Т. Карлейля (английский историк и философ XIX в., автор концепции «культа героев», которые якобы и творят историю) гении выглядят не имеющими корней инопланетянами. Поэтому объективное влияние любой самой даровитой личности, так сказать, героя, на ускорение прогресса неизмеримо меньше, чем на череду событий. Отсюда и необходима дифференцированная оценка роли личности в мировой истории: в разных сферах она различна и несопоставима, если речь идет о поступательном движении вперед в целом и о событийном компоненте исторического процесса. 1

Этот небольшой экскурс в обсуждение роли ведущих участников исторического процесса — лидеров и народных масс — показал специфику социальной жизни человечества в сравнении с коллективной жизнью животных и выглядит красноречивым фактом, демонстрируя все же ограниченный эвристический потенциал социобиологии. В то же время он важен и в том отношении, что применительно к нашей теме позволяет сразу же ответить на вопрос о наиболее фундаментальном историческом факторе в системе «природа — общество», это не отдельные лидеры, а народные массы, именно они определяют спектр влияния общества на природу и аккумулируют природные импульсы, будь то стихийные бедствия, стабильное давление среды на человеческие популяции, антропогенно благоприятные сочетания природных условий или резкие и скачкообразные их изменения.

Разные формы взаимодействия общества и природы и их динамика относятся к одним из главных составляющих человеческого прогресса, отдельные события человеческой истории хотя и оказывают на них в отдельных случаях заметное воздействие, но оно не является ни направленным, ни сколько-нибудь длительным. Поэтому вся сфера человеческой экологии, а именно к ней и относится проблема, сформулированная в заглавии статьи, в той мере, в какой эта сфера включает в себя историческую тематику, имеет дело с обобщенными характеристиками, в ней нет места героям, и потому она безымянна. Имена и фамилии героев заменены в ней названиями археологических и других культур, народов, разнообразных общественных групп разных эпох. За каждым из них стоит совокупность людей, но их деятельность и общественное поведение характеризуются суммарно, чтобы их можно было сопоставить с генерализованными же оценками природных процессов. 1

Из сказанного вытекает, что совокупность человеческих популяций во всех их природообусловленных проявлениях и воздействиях на природу есть предмет экологии человека. Природа в той мере, в какой она влияет на человеческое общество, тоже должна рассматриваться в антропоэкологических параметрах. Однако кроме этих двух существенных компонентов антропоэкологического знания есть еще один, который занимает особое место: речь идет о биологии человеческих популяций, которая хотя и связана с их социальной жизнью, но ведет себя самостоятельно по отношению к факторам окружающей среды. В то же время сама по себе биология не участвует в антропогенном воздействии на природу, ее влияние идет через общественные действия людей, а не через их биологические свойства. Однако будучи нейтральными по отношению к изменениям географической среды, эти биологические свойства сами подвергаются ее влиянию, их локальные изменчивость и эволюция, как показывают многочисленные антропологические исследования, обусловлены процессами биологической адаптации, идущими при интенсивном участии естественного отбора. Иными словами, триединство «человеческая культура — человеческая биология — географическая среда», включая биотическую составляющую, т. е. природу в широком смысле слова, объединены в систему (изучение которой и составляет основной предмет экологии человека, с точки зрения автора) несимметричными связями. Подсистемы «человеческая культура — человеческая биология» и «человеческая культура — природная среда» объединены двусторонними связями, тогда как внутри подсистемы «человеческая биология — природная среда» связь односторонняя и идет, как только что было отмечено, от среды к биологии, а не наоборот.
1

Не менее интересна и временная динамика биологических характеристик человеческих популяций, их, так сказать, микроэволюция. В общей биологии до сих пор не прекращается дискуссия о возможном принципиальном различии в закономерностях, управляющих разными формами эволюции — микроэволюцией (видовой и внутригрупповой уровни) и макроэволюцией (надвидовой уровень), но сейчас мало кто сомневается, что естественный отбор играет роль решающего фактора в первом случае.

Многие специалисты в области физической антропологии и философы неоднократно писали (особенно часто — в России) об ослаблении роли отбора в ходе эволюции предков человека. Более того, в 1960 – 1980-е годы эта гипотеза в нашей стране разделялась почти всеми и приобрела чуть ли не директивный характер, некоторые верят в нее до сих пор. Между тем она противоречит фактам. Если для разнообразных форм группового полиморфизма (заметных различий для разных особей из одной группы) по группам крови и белкам сыворотки селективный путь формирования можно считать доказанным лишь частично, то для гемоглобина S, обеспечивающего защиту от малярийной инфекции, он доказан полностью.

Хотя соответствующих исследований практически нет, почти нет и сомнений в том, что генетическая природа современного человека существенно изменена по сравнению с генетической природой людей, живших до эры научно-технической революции. Сегодня много пишут о значительном расширении угрозы раковых заболеваний, и статистика в этой сфере действительно удручающая; вся проблема оправданно рассматривается в рамках глобального загрязнения среды, накопления радикалов и атомных отходов в воде и почве, концентрации вредных веществ растениями. Но разве параллельно этому не появляется пока еще не очень объяснимая, но фактически убедительная информация о людях, достаточно хорошо переносящих высокие дозы радиоактивности? Генетический код не мог не испытать селективной перестройки в этом случае, как не мог не перестроиться в отношении выработки устойчивости к авитаминозам и многим другим образовавшимся сейчас неблагоприятным условиям среды. Здесь простирается просторное поле социально значимой исследовательской деятельности, которая теоретически закрывается гипотезой снятия отбора в современном обществе.

Все сказанное есть попытка объяснить своеобразие места человеческой биологии или человека как биологического существа в триединстве «человек — культура — природа». Взаимоотношениями между этими тремя компонентами исчерпывается содержание экологии человека.

Многие философы, исходя из абстрактного принципа четкого подразделения человеческого знания на отдельные области и существования определенной границы между социальными и естественными науками, предлагали считать экологию человека сугубо социальной отраслью науки. А это неправомерно даже с той точки зрения, что безусловно экологическая тема — взаимоотношение общества и географической среды — включает в себя избыток или недостаток микроэлементов в среде и, как следствие, формирование в тех или иных местах специфических заболеваний — эндемий, что при всех обстоятельствах никак нельзя отнести только к социальной сфере.

 

 

1.3. Понятие экологического мышления

 

 

Острота современных экологических проблем требует участия в их решении широких масс населения. Любые технологические, организационные и экологические меры могут дать должный эффект лишь в том случае, если экологическая идея овладеет массами. Такой центральной идеей экологического сознания должно стать представление об экологическом императиве, т.е. об экологически обусловленных границах потребления и поведения. Нарушение этих границ неизбежно будет сопровождаться разрушением благоприятных для жизни свойств окружающей среды. Массовое экологическое мышление, нравственность и экологическую культуру людей, соответствующих экологическому императиву. Для достижения этих целей нужна интеграция всех знаний, как о природных, так и общественных законах функционирования окружающей среды.
1

Формирование экологического мышления требует преодоления ряда идеологических трудностей, которые обусловлены широким распространением в общественном сознании ряда представлений, суждений и догм, препятствующих воспитанию экологической культуры. В настоящее время все чаще проявляется опасное заблуждение (как в социальном, так и в экологическом отношении) о приоритете личностного над общественным. Поэтому развитие убежденности в приоритете общечеловеческих экологических ценностей над экологическими интересами отдельных личностей и групп превратилось в сложную нравственную проблему. При ее решении встает вопрос о сохранении индивидуальной свободы экономических и общественных отношений.

В условиях приоритета экологических интересов выход видится в
соответствии с известной философской формулой: «свобода -есть осознанная необходимость».Экологическое образование и должно сформировать убежденность каждого человека в объективной необходимости приоритета общечеловеческих экологических ценностей. Значительную помощь в решении этой сложной задачи может оказать изучение глобальных геоэкологических проблем. Они охватывают своим влиянием всех без исключения людей, проявляются в любой точке земного шара. Достаточно вспомнить эколого-географические следствия глобального потепления климата, антропогенные изменения средоформирующих функций Мирового океана, проблемы озонового экрана, экологические следствия глобального изменения естественного радиоактивного фона и т.д.

Знания об экологической и социальной географии мира могут помочь в осознании единства человечества и его экономических, социальных, политических и экологических связей. Только на этой основе, возможно, достаточно глубоко осознать, что человечество выступает в качестве единого субъекта во взаимодействии с природной средой. Экологическое мышление представляет собой систему обобщенных взглядов на отношение людей к окружающей среде. Многие из них устарели и в настоящее время должны быть изменены. К их числу относится представление о том, что только биологические знания служат научным фундаментом экологической культуры. В отношении к окружающей среде такое мнение приводит к ошибочным а выводам и рекомендациям.
1

При формировании широкого экологического мышления глобальная экология должна рассматриваться как интегрированная наука о собственном доме и правилах жизни в нем. В этом случае экологическое осознание Мира необходимо строить на базе познания географической специфики окружающей среды.

Ее региональные особенности во многом определяются различиями в антропогенных воздействиях на биоту. Изучением проблем организации жизни человечества как составной части биоты и одновременно социально-экономического сообщества во всем его пространственно-географическом разнообразии в наибольшей степени занимается геоэкология. Геоэкология — это бурно развивающееся научное направление фундаментальной и прикладной науки, которое изучает географические следствия антропогенных и естественных изменений качества окружающей среды и дает им экологическую оценку. Она пронизывает, таким образом, те или иные изменения свойств окружающей среды, которые скажутся на условиях жизни, бытовой и хозяйственной деятельности людей. Геоэкология является составной частью научной основы формирования экологического мировоззрения.

В настоящее время во всем обширном многообразии задач, стоящих перед человечеством, большое значение и остроту приобрели глобальные геоэкологические проблемы. Это отчетливо продемонстрировала Международная конференция по проблемам окружающей среды и развитию в Рио-де-Жанейро. Решение глобальных проблем требует единства международных усилий, скоординированных действий многих государств. Ни одна из стран мира, даже самая развитая и богатая, не в состоянии собственными силами предотвратить или хотя бы смягчить глобальные экологические следствия деятельности людей. Расчлененное мнимыми (в экологическом отношении) государственными суверенитетами, человечество живет на единой планете, подвергается воздействию единых негативных проблем, геоэкологические успехи и достижения развитых стран неизбежно сопровождаются ухудшением окружающей среды на остальной части мира, подрывают компенсационные возможности в целом. Это обусловлено тем, что решение частных экологических задач всегда осуществляется за счет внесения со стороны дополнительных объемов вещества и энергии, а также сопровождается беспрерывным выносом отходов. Поэтому экологическую обстановку в развитых странах следует оценивать, добавляя к местным показателям величины нарушенных природных условий других регионов. 1

Следовательно, экологические интересы планеты не признают
государственных границ. Однако в общественном сознании господствует абсолют национально — государственных интересов, что мешает единству действий человечества по сохранению благоприятных экологических условий общей для всех природной среды. Очевидно, что осознание приоритета глобальных экологических интересов является важной составной частью экологического мышления.

Формированию экологической нравственности и мышления мешает представление о том, что человечество в своей хозяйственной деятельности еще не перешло границ экологически дозволенных пределов. Отсюда вытекает ложное представление о возможности продолжения экономического развития посредством увеличения потребления природных ресурсов.

А преодоление всех экологических бед мыслится с помощью современных технологических процессов, во внедрении малоотходных производств. Однако многие крупные зарубежные и отечественные ученые приходят к иным выводам. К их числу относятся лауреаты Нобелевской премии Я.Тинберген, Д.Медоуз, сотрудники американского института Уорлдуотч во главе с Л.Брауном (наиболее авторитетное научное учреждение мира, которое с 1974 г. систематически анализирует изменение состояния природной среды на планете и развитие общества. Среди отечественных ученых аналогичные взгляды развивают В.Г.Горшков, К.С.Лосев, К.Я.Кондратьев, Н.Н.Моисеев и др. По их мнению, биосфера обладает способностью восстанавливать благоприятные экологические условия природной среды лишь при соблюдении ряда непременных условий во-первых, при сохранении достаточно больших площадей естественных биоценозов, во-вторых, при потреблении человечеством не более 1% чистой продукции биосферы, в-третьих, при соблюдении экологически обусловленных пределов развития энергетики. В этом суть экологического императива, который определяет развитие экономики. В настоящее время основные экологические ограничения в значительной мере нарушены.

Особенно опасны разрушения естественных биоценозов, которые служат главным средством стабилизации биосферы, обеспечивают благоприятные экологические свойства окружающей среды. Если к 1900 г. они были разрушены только на 20% суши, то сейчас – на 63%.В мире сформировались три центра дестабилизации природной среды: Североамериканский, где по площади сохранилось не более 4% естественных биоценозов, Европейский, где сохранилось не более 5 – 10% естественных биоценозов, в основном за счет России, и Восточноазиатский, в котором сохранилось около 7%. Здесь располагаются наиболее экономически развитые государства. Отсюда очевидно, что именно развитые индустриальные страны с наиболее современной, в том числе и в природоохранном отношении, технологией служат основным источником экологической опасности для всего человечества. В результате их хозяйственной деятельности допустимый экологический порог экономического развития, по-видимому, перейден, а развитие энергетики уже превысило экологически допустимую величину.

Некоторые ученые и инженеры считают, что экологические проблемы, в том числе и глобальные, могут быть предотвращены технологическими способами. Для достижения этого результата достаточно лишь организовать производство с тщательным учетом природных процессов и явлений. Таким образом, якобы можно обеспечить коэволюцию природы и общества. Но представления о возможности человеческой деятельности, согласованной с естественными процессами природы, противоречат позициям термодинамики. Любая работа сопровождается рассеиванием части энергии в окружающую среду и оказывает отрицательное влияние на биосферу.

Главная роль в решении экологической проблемы должно сыграть формирование развитого экологического (экообразного) мышления, отличающегося от обыденного (бытового, житейского) мышления нацеленностью на охрану окружающей среды и поддержанию естественных возобновляющихся процессов, происходящих на поверхности Земли, почве, водоемах и атмосфере. Во-первых, обыденное сознание представляет процессы, происходящие в нашем мире, как действие «положительных (созидательных, жизнеутверждающих) и отрицательных (деструктивных) сил». Причем, как правило, положительные и отрицательные начала персонифицированы. К примеру, браконьер и служитель заповедника, директор цеха по производству экологически вредных продуктов и сотрудник санэпидемстанции, руководитель предприятия, сбрасывающего токсические отходы в реку, и работник экологического поста.
1

Экологическое сознание предполагает рассмотрение процессов как взаимосвязанных, в комплексе. В приведенных примерах – это не только борьба с браконьерством, выпусков экологически вредных продуктов или загрязнениями окружающей Среды вообще, но и конкретное совершенствование процессов выдачи лицензий, взимание штрафов, привлечение виновных к административной и уголовной ответственностям, привлечение общественных организаций, фондов, общественности и местных жителей для охраны прилегающего к месту проживания участка природной Среды, к сохранению и приумножению природных богатств, лесов, заповедников, лесопарковых зон, водоемов и т. п., поиск альтернативных источников охраны и поощрения за помощь в поиске, браконьеров и правонарушителей и т. п. Обыденное сознание должно быть направлено не только на ужесточение административных и уголовных мер наказания за экологические правонарушения и преступления, их выявление и пресечение, наложение административного штрафа на предприятие или его закрытие, а стимуляция поиска и нахождения средств для постройки очистных сооружений, закупки передовых технологий, экологически чистого сырья или перепрофилирование производства.

С другой стороны эффективной мерой для выявления и пресечения экологических преступлений и правонарушений как браконъерство, незаконный отлов животных, занесенных в Красную книгу РФ, порча лесных насаждений и др. может стать более тесное общение, информирование местного населения, применение поощрительных мер за помощь в розыске правонарушителей. 

Во-вторых, обыденное сознание оперирует либо связанным с физическим вращением Земли вокруг своей оси временем (день, сутки, время года, год), либо ориентировано на периоды человеческой жизни (детство, юность, зрелость, старость). Именно поэтому для него характерны следующие расчеты без учета сохранения природных запасов.

В-третьих, в обыденной жизни человек подвержен массовому традиционному воздействию социальных групп, представителем которых он является, установленным нормам поведения, обычаям и традициям. Даже зная, как правильно вести себя по отношению к живой природе, человек под влиянием установившихся стереотипов мышления, устаревших групповых ценностей и норм не захочет их ломать. Например, традиционная организация традиционных массовых пикников и разведение костров в лесопарковой зоне г. Красногорска, причиняющее ущерб лесным насаждениям и всей экосистеме в целом. Поэтому в процессе становления экологического сознания необходимо обучать людей основам противодействия групповому внушению, традициям, обычаям и преодолению технократического мышления.

В четвертых, обыденному мышлению часто присущ средний уровень профессионализма, ориентированный главным образом на быт, житейские, потребительские отношения и др.  В отличие от обыденного, экологическое сознание делает акцент в основном на балансовое соотношение био-(гео-) ресурсов, на период кругооборота определенного вещества в биосфере, его возобновляемость. Человек должен осознать на практике ценность лесных экосистем в снабжении живых существ кислородом, без которого невозможна жизнь самого человека. Так, уровень вырубки леса в данном регионе не должен превышать уровень его естественного прироста, то же касается добычи промысловых животных или сбора лекарственных растений, ягод, грибов и т. п. Экологически грамотно ведут себя те работники лесхоза или сборщики женьшеня, которые высаживают молодые саженцы деревьев или закладывают новые плантации растений, зная при этом, что они не увидят урожая на этих плантациях, его будут собирать последующие поколения. Другой пример (пока из области фантастики) — закладка новых месторождений нефти, газа, каменного угля, которые могли бы использоваться потомками через тысячи лет. Если человек хочет выжить как вид, он должен осознать реальную опасность от курения, потребления алкоголя, наркотиков, высоко-калорийных продуктов, чрезмерных сексуальных контактов, сексуальной эмансипации и др. Наряду с социальной деградацией все это приводит к изменению генетического кода человека как биологического вида, преждевременное старение, болезни, психологические стрессы и неврозы.

Очевидно, из обыденного сознания экологическое сформироваться не может. Обыденное сознание в состоянии породить только экофобию, экофилию или что-нибудь подобное. Биологическое сознание чересчур физиологично. Поэтому достижение экологического сознания является специфической, грядущей целью планетарного сообщества. Оно не может сводиться только к творческому, инновационному, креативному или модернистскому сознанию. Экологическое сознание должно вобрать в себя достижения как современной теории и практики, так и возможности научного прогноза, опирающегося прежде всего на научное сознание и динамику научной биологической, социальной и филосовско-религиозной картин мира.

Исходным императивом современного развития общества должен стать принцип двух минимумов: осторожности, т. е. требование минимума ущерба любому живому существу и растению, состоянию биосферы, здоровью человека и минимума вмешательства в природную среду. Система ценностей современного развития должна быть основана на всеобщем признании приоритета безопасности жизни нынешнего и будущих поколений людей.
Среди политиков, экономистов и экологов распространено мнение о том, что основой экообразного мышления является требования охраны природы. Это упрощенная точка зрения. Опыт показывает, что борьба с загрязнениями природной Среды недостаточна для обеспечения безопасности человечества. Сущность экообразного мышления заключается в необходимости глубинного преобразования материального бытия человека в соответствии с требованиями разума, принципом гармонии с природой, как ее часть. Это прежде всего сознание и овладение большинством населения экологическим сознанием, основанным на новой системе ценностей, ориентированной на достижении природного баланса (гомеостаза) с окружающей средой ноосферой. Ноосферное сообщество должно увеличивать уровень богатства и благосостояния не за счет безконтрольного роста потребления природных ресурсов, а за счет действенной силы человеческого разума, справедливости по отношению к природе и низшим живым существам – «братьев наших меньших», уровня образованности, эффективного использования информации. То есть информационная Среда выступает как фактор эволюции, существования, развития и размножения человека. Это новое качество развития, смысл которого можно охарактеризовать как требование коэволюции общества и природы (Р. С. Карпинская, Н. Н. Моисеев). По сути речь идет о новой мировозренческой доктрине, формирующей духовную ось смысла существования человечества в окружающем природном мире.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И ОСНОВНЫЕ СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

 

 

2.1. Экологическая культура человека: характерные признаки и воспитание

 

В настоящее время современное общество оказалось перед выбором: либо сохранить существующий способ взаимодействия с природой, что неминуемо может привести к экологической катастрофе, либо сохранить биосферу, пригодную для жизни, но для этого необходимо изменить сложившиеся тип деятельности.

Последнее возможно при условии коренной перестройки мировоззрения людей, ломки ценностей в области как материальной, так и духовной культуры и формирования новой – экологической культуры.

Экологическая культура предполагает такой способ жизнеобеспечения, при котором общество системой духовных ценностей, этических принципов, экономических механизмов, правовых норм и социальных институтов формирует потребности и способы их реализации, которые не создают угрозы жизни на Земле.

Экологическая культура – это личная ответственность человека в отношении окружающей среды, его собственная деятельность, поведение и сознательное ограничение материальных потребностей.Экологическая культура человека является важным фактором устойчивого развития общества. 1

Экологическая культура – это способность людей пользоваться своими экологическими знаниями и умениями в практической деятельности. Люди, у которых не сформирована экологическая культура, могут и обладать необходимыми знаниями, но не владеть ими. Экологическая культура человека включает его экологическое сознание и экологическое поведение.

Под экологическим сознанием понимается совокупность экологических и природоохранных представлений, мировоззренческих позиций и отношения к природе, стратегий практической деятельности, направленной на природные объекты.

Экологическое поведение – это совокупность конкретных действий и поступков людей, связанных с воздействием на природное окружение, с использованием природных ресурсов.

Основой экологической культуры и морали должна стать любовь к природной среде, в которой мы живем, следование главным принципам: «не навреди» и «мысли глобально, действуй локально». Следуя этим принципам, человек выполняет и завет любви к ближнему.

Экологическую культуру отдельного человека и общества в целом можно оценить, пользуясь структурой семи экологических сфер или уровней.

Первая сфера – одежда – первая искусственная оболочка, созданная человеком, она представляет собой часть окружающей его среды. Сейчас она превосходит естественные потребности, это нерациональное использование природных ресурсов и энергии.

Вторая сфера – дом. Можно сформулировать требования к жилищу с точки зрения экологии: рациональное использование материалов и земной поверхности, гармоничное включение дома в ландшафт, создание здоровых условий для жизни, минимума потребления энергии (теплоизоляция), хорошая освещенность, минимум выбросов в окружающую среду, рациональный интерьер, экологически чистые строительные материалы (без асбеста, радона и т. д.). Продукты питания (с одной стороны) и поток ресурсов (с другой) являются фрагментами жилища, так как их хранение и приготовление – важный фактор в определении его характера и размера.

Третья сфера – окружение дома. Экологическую культуру жителей отражают ухоженные и чистые газоны, аккуратная и разнообразная растительность.

Четвертая сфера – производство. Состояние этой сферы (наличие выбросов, захламленность и т. п.) характеризует экокультуру как отдельного работника, так и руководителя предприятия.

Пятая сфера – город, поселение. В отношении к городу как среде вокруг жилища достаточно просто руководствоваться принципом: не навреди, не захламляй. Очень просто выбросить на улицу бумагу, пакет, бутылку и довольно сложно и дорого все этой собрать. Поддержание города в экологически чистом состоянии требует больших затрат от городских властей, значительных усилий от жителей и большой культуры от тех и других. В понятие чистые города входит не только чистота его улиц и дворов, но и чистота воздуха, воды, санитарное состояние домов и т. п.

Шестая сфера – страна. Это мозаика, собранная из городов, поселков, дорог, производств, элементов ландшафта.

Экокультура страны определяется состоянием пяти предшествующих сфер. Если жилища, их окружение и город в целом плохо ухожены, завалены отбросами и плохо организованными свалками, а производства активно загрязняют окружающую среду, то такая страна находится только на начальной стадии формирования своей экологической культуры.
1

Седьмая сфера – биосфера. Благополучие биосферы складывается из состояния шести первых сфер. Пришло время, когда каждый человек должен заботиться о ней.

Отсюда следует: экологическая культура есть органическая, неотъемлемая часть культуры, которая охватывает те стороны мышления и деятельности человека, которые, соотносятся с природной средой. Человек приобретал культурные навыки не только и не столько потому, что преобразовывал природу и создавал свою «искусственную» среду. На протяжении всей истории он, всегда находясь в той или иной среде, учился у нее. С наибольшим основанием это утверждение относится и к современности, когда пришло время синтеза социального и природного начал в культуре на основе глубокого понимания природы, ее самоценности, насущной необходимости формирования у человека уважительного отношения к природе как непременного условия его выживания.

Поэтому важнейшим показателем уровня культуры общества в целом и человека в частности следует полагать не только степень его духовного развития, но и то, сколь нравственно население, насколько внедрены экологические принципы в деятельности людей по сохранению и воспроизводству природных богатств.

С позиций культурологи экологическая культура человека представляет собой компонент культуры общества в целом и включает в себя оценивание средств, которыми осуществляется непосредственное воздействие человека на природную среду, а также средств духовно-практического освоения природы (соответствующие знания, культурные традиции, ценностные установки и т.д.).
1

Сущность экологической культуры может рассматриваться как органическое единство экологически развитого сознания, эмоционально-психических состояний и научно обоснованной волевой утилитарно-практической деятельности. Экологическая культура органически связана с сущностью личности в целом, с ее различными сторонами и качествами. Так, например, философская культура дает возможность человеку осмыслить и понять назначение человека как продукта природы и общества; политическая – позволяет обеспечивать экологическое равновесие между хозяйственной деятельностью людей и состоянием природы; правовая – удерживает человека в рамках разрешенных законами взаимодействий с природой; эстетическая – создает условия для эмоционального восприятия красоты и гармонии в природе; физическая ориентирует человека на эффективное развитие его природных сущностных сил; нравственная –– одухотворяет отношения личности к природе и т.д. Взаимодействие всех этих культур и порождает экологическую культуру. Понятие «экологическая культура» охватывает такую культуру, которая способствует сохранению и развитию системы «общество-природа».

Экологический подход привел к вычислению внутри социальной экологии еще такого понятия, как «экология культуры», в рамках которой осмысливаются пути сохранения и восстановления различных элементов культурной, среды, созданной человечеством на протяжении его истории.

 

2.2. Экологическое образование как базис формирования экологического мышления

 

Экологическое образование — целенаправленно организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения экологическими знаниями, умениями и навыками. Указом Президента Российской Федерации «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» в качестве одного из важнейших направлений государственной политики в области экологии намечено развитие экологического образования и воспитания. Постановлением правительства создан Межведомственный совет по экологическому образованию. Государственная Дума в первом чтении приняла Федеральный закон «О государственной политике в области экологического образования».

Вместе с социально-гуманитарным образованием, экологическое образование в современных условиях призвано способствовать формированию у людей нового экологического сознания, помогать им в усвоении таких ценностей, профессиональных знаний и навыков, которые содействовали бы выходу России из экологического кризиса и движению общества по пути устойчивого развития.
1

Действующая в настоящее время в стране система экологического образования носит непрерывный, комплексный,
междисциплинарный и интегрированный характер, с дифференциацией в зависимости от профессиональной ориентации. Созданы центры по экологическому образованию населения, апробируется экологическая компонента содержания профессионального образования.

Координация усилий различных стран в сфере экологического образования осуществляется Организацией Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО).

 

2.3. Экологическое воспитание

 

Экологическое воспитание призвано формировать активную природоохранную позицию. Экологическое воспитание, но Н. Ф. Реймерсу (1992), достигается с помощью комплекса природоохранного и экологического обучения, включающего воспитание в узком смысле слова, школьное и вузовское экологическое просвещение, пропаганду экологического мировоззрения.

Основные цели экологического воспитания в современных условиях, провозглашенные в самых различных манифестах, кодексах, сводах и т. д., могут быть сведены к следующим постулатам, которые должны быть осознаны, поняты и признаны всеми:

  • всякая жизнь самоценна, уникальна и неповторима; человек
    ответственен за все живое,
  • Природа — была и всегда будет сильнее человека. Она вечна
    и бесконечна. Основой взаимоотношения с Природой должна стать взаимопомощь, а не противоборство;
  • чем более разнообразна биосфера, тем она устойчивее;
  • призрак экологического кризиса стал грозной явью; человек
    оказывает на природную среду недопустимое по масштабам
    дестабилизирующее воздействие;
  • если все оставить так как есть (или слегка модернизировать),
    то «уже скоро — спустя всего лишь 20—50 лет, Земля ответит одуревшему человечеству неотразимым ударом на уничтожение»;
  • сложившийся в массовом сознании в течение многих лет антропоцентрический тип сознания должен быть вытеснен новым видением мира — эксцентрическим;
  • люди должны быть ориентированы и готовы к радикальному изменению системы ценностей и поведения, а именно к
    отказу от перепотребления
    (для развитых стран), от установки на многодетную семью (для развивающихся стран) от экологической безответственности и вседозволенности.

    Экологическое воспитание должно базироваться на основном постулате о том, что выход из экологического кризиса в современных условиях возможен. Ключи к решению глобальной экологической проблемы — в переоценке мировоззренческих ценностей и в «смене приоритетов», а также в нормализации численности населения через планирование семьи, в неустанной практической работе по реализации основных направление в охране окружающей природной среды.

    Сегодня признаком высокой культуры вообще и экологической культуры в частности становится не степень отличия социального от природного, а степень их единства. Таким единством достигается стабильность и природы и общества, образующих социоприродную систему, в которой природа становится « человеческой сущностью человека», а сохранение природы – средством сохранения общества и человека как вида.

    Мы определяем экологическую культуру как нравственно-духовную сферу жизнедеятельности человека, характеризующую своеобразие его взаимодействия с природой и включающую в себя систему взаимосвязанных элементов: экологическое сознание, экологическое отношение и экологическую деятельность. В качестве особого элемента выступают экологические институты, призванные поддерживать и развивать экологическую культуру на уровне общественного сознания в целом и конкретного человека в частности.

    В условиях усуглубяющегося экологического кризиса выживание человечества полностью зависит от него самого: он может устранить эту угрозу, если сумеет трансформировать стиль своего мышления и своей деятельности, придать им экологическую направленность. Только преодоление в общественном плане антропоцентризма и в личностном плане эгоцентризма может дать возможность избежать экологической катастрофы. На это у нас осталось не так много времени: по оценке такого эгоцентризма может дать возможность избежать экологической катастрофы. На это у нас осталось не так много времени: по оценке такого специалистов к концу 70-х годов XXI века будет поздно даже обсуждать экологическую проблему. При этом нельзя забывать: культура консервативна и человечество уже сейчас нуждается в революционном переходе к новому типу экологической культуры. Очевидно, что такой переход может состояться только при том условии, что законы сохранения и воспроизводства природных ресурсов будут осознаны человеком и станут законами его практической деятельности. К сожалению, материальное производство и экологическая культура все еще противоречат друг другу, и нам необходимо обостренно воспринимать серьезнейшие трудности на пути преодоления –– и в сознании, и на практике – этого гибельного противоречия. Скажем, на сколько еще велик для нас соблазн принять к реализации технически совершенное производственное новшество, не учитывая содержащегося в нем экологического риска.

    За свою многовековую историю человечество слишком привыкло жить, в сущности, без развитого экологического мышления, без экологической этики и без осознанной экологической этики и без осознанной экологически ориентированной деятельности.

    Главным фактором остановки деградации биосферы, последующего ее восстановления является формирование экологической культуры населения, в том числе экологическое образование, воспитание и просвещение подрастающего поколения. Ведь известно, что знать о грядущей беде значит быть предупрежденным, а следовательно, иметь возможность предотвратить ее. Как говорится, кто предупрежден, тот вооружен.

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

     

  1. Акимова Т.А., Хаскин В.В. Экология. М., 1988. – 541 с.
  2. Андерсон Д.М. Экология и наука об окружающей среде. М., 2000.– 384 с.
  3. Блинов А. О роли предпринимательской деятельности в улучшении экологической обстановки // Российский экономический журнал. – № 7. – С. 55 – 69.
  4. Васильев Н.Г., Кузнецов Е.В., Мороз П.И. Охрана природы с основами экологии: учебник для техникумов. М., 2005. – 651 с.
  5. Взаимодействие общества и природы / Под ред. Е. Т. Фаддеева. М., 1986. – 198 с.
  6. Воронцов А.П. Рациональное природопользование. Учебное пособие. –М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ». Издательство ЭКМОС, 2000. – 498 с.
  7. Гиренок Ф.И. Экология, цивилизация, ноосфера. М., 1990. – 391 с.
  8. Горелов А. А. Человек — гармония — природа. М., 1999. – 251 с.
  9. Жибуль И.Я. Экологические потребности: сущность, динамика, перспективы. М., 1991. – 119 с.
  10. Иванов В.Г. Конфликт ценностей и решение проблем экологии. М., 1991. – 291 с.
  11. Кондратьев К.Я., Донченко В.К., Лосев К.С., Фролов А.К. Экология, экономика, политика. СПб., 1996. – 615 с.
  12. Новиков Ю.В. Экология, окружающая среда и человек: учебное пособие для вузов, средних школ и колледжей. –М.: ФАИР –ПРЕСС, 2005. – 386 с.
  13. Орлов В.А. Человек, мир, мировоззрение. М., 1985.– 411 с.
  14. Реймерс Н.Д. Экология: теория, законы, правила, принципы и гипотезы. М., 1994. – 216 с.
  15. Тулинов В.Ф., Недельский Н.Ф., Олейников Б.И. Концепция современного естествознания. М., 1996. – 563 с.
<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 1.01MB/0.00196 sec

WordPress: 23.18MB | MySQL:122 | 4,345sec