ПРАВО НА БЛАГОПРИЯТНУЮ ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ

<

061914 0238 1 ПРАВО НА БЛАГОПРИЯТНУЮ ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ Право на благоприятную окружающую среду составляет важную часть конституционного статуса личности и центральное звено ее эколого-правового статуса как системы законодательно закрепляемых прав, интересов и обязанностей граждан в сфере охраны окружающей среды.

Эколого-правовой статус как отраслевая разновидность статуса личности базируется на отраслевой правоспособности. Поскольку конституционное право на благоприятную окружающую среду реализуется и в конкретных, и в общем правоотношениях, а условием реализации права в общем правоотношении служит общая же правоспособность, то отраслевая правоспособность совпадает в данном случае с общей, то есть возникает с момента рождения. Особенности экологической правоспособности как юридической возможности обладать закрепленными в законодательстве правами и обязанностями, реализующимися в сфере охраны окружающей среды, связаны с естественным, прирожденным характером субъективного права, предпосылкой которого является экологическая правоспособность: правом на благоприятную окружающую среду человек обладает на протяжении всей жизни, оно неотделимо от него и является необходимым условием существования. Применительно к этому праву человека отличие отраслевой правоспособности — как своеобразного «права на право» — от самого субъективного права имеет не более чем схематичный характер (субъективное право конкретно — правоспособность абстрактна), поскольку момент возникновения того и другого во времени неразделим. Право на благоприятную окружающую среду, взятое как «право-пользование» (пассивное пользование социальным благом — состоянием факторов окружающей среды), не требует для своей реализации наличия специальных условий, относящихся к субъекту, не предполагает наличия у него особых юридических качеств или специальной правовой формы.

Экологические права граждан — это совокупность закрепленных в международных актах, Конституции РФ, специальном экологическом и смежном с ним законодательстве нрав индивида, т. е. человека и гражданина, реализуемых в процессе взаимодействия с окружающей средой и обеспечивающих удовлетворение его основных потребностей в этой сфере. В литературе и особенно на практике иногда склонны недооценивать экологические права индивида, объявляя их простой декларацией. Для юриста это совершенно неприемлемо. Экологические права индивида провозглашены в Конституции РФ, в ряде отраслей права и представляют собой правовые предписания, которые: а) обращены к законодателю и определяют содержание экологической политики и иных правовых норм; б) формируют правоприменительную практику, влияя на процесс принятия экологических решений; в) являются инструментом прямого воздействия индивида на экологическую политику и практику.

В литературе (М. М. Бринчук) предлагается классификация экологических прав граждан по акту, их закрепляющему, на основные и неотчуждаемые (конституционные или фундаментальные) и иные. К основным М, М. Бринчук относит права частной собственности на землю и другие природные ресурсы, на благоприятную окружающую среду, на доступ к экологической информации, на возмещение ущерба, причиненного экологическим правонарушением, на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 36, 37, 41, 42 Конституции РФ). Под иными экологическими правами он понимает права в области природопользования и охраны окружающей среды, закрепленные в законодательстве, например право на охрану здоровья от неблагоприятных воздействий окружающей среды, на радиационную безопасность, на пребывание в лесах и т. п. По видам интересов или сторон деятельности он делит права на гражданские (личные) и политические, культурные, социальные, экономические участие в референдумах, обжалование решений и действий государственных органов и т. п.).

Экологическое законодательство дает основания для использования и других классификационных критериев. По субъектам экологические права могут разделяться на: 1) закрепленные за общим субъектом, т. е. всеми индивидами, и 2) закрепленные за специальными категориями субъектов, выделенными по профессиональному или иным признакам, или за гражданами, проживающими на отдельных территориях. К первой группе относятся конституционные экологические права, которые конкретизированы в экологических нормативно-правовых актах.

В ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. указывается, что граждане имеют обязанности в области охраны окружающей среды, а также права: создавать общественные объединения, фонды и иные некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды; направлять обращения в органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды в местах своего проживания, о мерах по ее охране; принимать участие в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании, референдумах по вопросам охраны окружающей среды; выдвигать предложения о проведении общественной экологической экспертизы; оказывать содействие органам государственной власти РФ, органам государственной власти субъектов РФ, обращаться в указанные органы с жалобами, заявлениями и предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде, осуществлять другие предусмотренные законодательством права. Обращает внимание факт резкого сужения прав граждан не только по сравнению с прежним Законом, но и с Конституцией РФ. Это, по мнению многих специалистов, должно стать поводом обращения в Конституционный Суд РФ. В ст. 12 перечислены права и обязанности общественных и иных некоммерческих объединений, осуществляющих деятельность в области охраны окружающей среды, а в соответствии со ст. 13 на органы государственной, исполнительной власти РФ и ее субъектов, органы местного самоуправления возлагается обязанность оказывать указанным выше субъектам экологических прав содействие в реализации таковых. В той же статье содержатся отсылочная норма о привлечении препятствующих этому должностных лиц к ответственности и указание на то, что при размещении объектов, хозяйственная и иная деятельность которых может причинить вред окружающей среде, решение об их размещении принимается с учетом мнения населения или результатов референдума.

Смежную группу с чисто экологическими общими правами, закрепленными в Конституции РФ, составляют право граждан иметь в частной собственности землю и другие природные ресурсы и производные от него права на природопользование.

Вторая группа прав подробно регламентируется в ряде законодательных актов. Например, Федеральный закон «Об уничтожении химического оружия» в гл. 5 предусматривает права граждан, проживающих и работающих в зонах защитных мероприятий, на безопасные условия проживания и труда, коллективную и индивидуальную защиту жизни и здоровья в случае возникновения чрезвычайных ситуаций при проведении работ по хранению, пере-ввозке и уничтожению химического оружия, а также на благоприятную окружающую среду; на получение социальных льгот и компенсаций; на медицинское обслуживание (бесплатное поликлиническое, консультативно-диагностическое обследование, при соответствующих условиях — на бесплатные медицинскую помощь и приобретение лекарств, а гражданам в возрасте до 18 лет по медицинским показаниям — на обеспечение ежегодными путевками в оздоровительные учреждения, в том числе санаторного типа, ; с оплатой не более 10% стоимости путевки), на возмещение вреда здоровью и имуществу (последнее распространяется и на юридических лиц); на бесплатное получение информации в области проведения работ по хранению, перевозке и уничтожению химического оружия от уполномоченных органов и должностных лиц путем запроса таковой; наконец, право доступа (посещения в ознакомительных целях) на объекты хранения химического оружия и объекты его уничтожения.

В серии законов о социальной помощи гражданам, пострадавшим от воздействия радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, п/о «Маяк», ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, а также гражданам из подразделений особого риска установлены права на: денежные и материальные компенсации и льготы за ущерб, причиненный их здоровью и имуществу, за риск радиационного ущерба вследствие проживания и работы на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни; бесплатное обязательное медицинское страхование со специальной базовой программой и обязательное медицинское наблюдение на протяжении всей жизни, медицинские и лекарственные услуги, а гражданам до 18 лет — на бесплатное санаторно-курортное лечение и бесплатный проезд до места лечения, на медицинскую помощь, приобретение лекарств, ежегодный бесплатный отдых в оздоровительных лагерях, на получение пособий, выплату компенсаций за потерю кормильца и др., а также право на информацию по вопросам, касающимся катастрофы, уровней загрязненности местности, где они проживают, степени загрязненности продуктов питания и имущества радионуклидами и т. п.

В Федеральном законе «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» от 10 января 2002 г. установлены гарантии для лиц, проживавших на затронутых ядерными испытаниями территориях в 1949—1963 гг. и получивших суммарную эффективную дозу облучения более 5 бэр, их детям первого и второго поколения в возрасте до 18 лет. Помимо перечисленных выше здесь устанавливается право на пользование при выходе на пенсию и перемене места работы поликлиниками, к которым они были до этого прикреплены; скидки (до 50%) при проезде к месту лечения один раз в год; преимущественное право на оставление на работе при сокращении численности или штата; назначение пенсии по старости с уменьшением на 10 лет возраста, дающего право на пенсию по старости; льготы по оплате коммунально-бытовых расходов, первоочередная установка телефона (для получивших дозу свыше 25 бэр).

В Федеральном законе «О социальных экологических программах реабилитации радиационно-загрязненных участков территории» от 10 июля 2001 г. только в самом общем виде сказано, что в такие программы включаются меры по социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации в результате радиационных аварий, в том числе меры по охране их здоровья и по переселению их из населенных пунктов, подвергшихся радиоактивному загрязнению (ст. 2).

Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21 декабря 1994 г. в гл. IV устанавливает ряд прав граждан: во-первых, на защиту населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, во-вторых, на социальную защиту пострадавших, в том числе на защиту жизни, здоровья и имущества в случае возникновения чрезвычайной ситуации, на использование средств коллективной _и индивидуальной защиты, на информацию о риске и мерах безопасности, на возмещение ущерба, медицинское обслуживание и т. п.

Права этой группы можно было бы назвать и исключительными. К числу таковых, несомненно, относятся и права иных категорий граждан, например, относящихся к малочисленным коренным народам, ведущим традиционный образ жизни, и (или) проживающих на территориях традиционного природопользования (см. Федеральные законы «О животном мире» и «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации»). Данный вид природопользования характеризуется неистощительными способами использования объектов животного и растительного мира, других природных ресурсов. Правовое регулирование обеспечивает защиту интересов граждан РФ, относящихся к малочисленным народам и их общинам, и вводит ограничения для пользования природными ресурсами этих территорий, которые распространяются на иных граждан РФ, являющихся субъектами предпринимательской деятельности. В Законе предусмотрены и сервитуты — для обеспечения кочевки оленей, водопоя животных и т. п.

<

Таким образом, основные конституционные экологические права — на информацию о состоянии окружающей среды и возмещение ущерба как такового либо в порядке мер социальной и медицинской помощи получили широкое развитие в специальном экологическом законодательстве. Содержание указанных прав подробно рассматривается в юридической литературе. Они в большей или меньшей степени гарантируются государством и реализуются в жизни.

 

2. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ

 

Лицензирование является одним из наиболее широко используемых административно-правовых инструментов в области природопользования и охраны окружающей среды. О нем можно говорить как о разветвленной разрешительной системе, подразумевая под ней совокупность органов экологического управления, обладающих полномочиями давать и аннулировать лицензии (разрешения), процессуальных порядков выдачи (изменения условий, аннулирования) лицензий, материально-правовых норм, регулирующих содержание и условия лицензий. В законодательстве и в литературе часто встречаются два термина — «лицензирование» и «разрешение», иногда один из них берется в скобки. В принципе отсутствует внятное разъяснение различий между этими двумя терминами; их употребление, как и некоторых специфических названий отдельных лицензий (лесорубочный билет, ордер, лесной билет), видимо, связано с традициями.

Лицензирование можно классифицировать на несколько групп по различным критериям. Так, по объекту лицензирования выделяется группа лицензий (разрешений) на:

  1. природопользование, т. е. определяющих права и обязан
    ности природопользователя при эксплуатации природного ресурса, изъятии его из окружающей среды, условия этой деятельности, ограничения, параметры используемого природного ресурса (например, видовую принадлежность, возраст, пол добываемых охотничьих животных, их количество и т. п.);
  2. осуществление видов деятельности, связанной с самим фактом существования природного ресурса (например, морская разведка минеральных и живых ресурсов континентального шельфа);

    3) оказание воздействий на окружающую среду и ее компоненты (негативное — например на выброс вредных веществ в атмосферу, или позитивное — на природоохранительную деятельность).

    По видам деятельности, осуществляемой на основании разрешения, лицензии, они делятся на полученные для удовлетворения личных нужд, для осуществления хозяйственной (предпринимательской) деятельности в целом или ее этапа, на связанные с изъятием и полным использованием предмета лицензии и связанные с извлечением, использованием полезных свойств или части предмета лицензии и т. п.

    Следующий классификационный критерий — это сфера лицензирования. По нему выделяются лицензии (разрешения) на пользование или иную деятельность в отношении недр, земель, вод, атмосферного воздуха и т. п.

    Наконец, можно принять во внимание субъекта выдачи лицензий: лицензии, выдача и контроль за использованием которых осуществляются органом экологического управления единолично, и лицензии, которые выдаются таким органом по согласованию с иными специально уполномоченными в области охраны окружающей среды и природопользования органами.

    По формальному признаку — названию документа выделяются две большие группы — лицензии и разрешения.

    По субъектам пользования лицензии разделяются на выдаваемые российским физическим и юридическим лицам и иностранным физическим и юридическим лицам, а также международным организациям и государствам. В связи с принятием Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 8 августа 2001 г. по критерию источника права можно выделить лицензирование деятельности, производимое в соответствии: 1) с этим Законом, например, по эксплуатации химически опасных производственных объектов, уничтожению химического оружия, на деятельность, связанную с использованием возбудителей инфекционных заболеваний, производством дезинфекционных средств и т. п. (ст. 17), и на основании отдельных положений об этих видах лицензирования; 2) в соответствии с иными общими, специальными экологическими федеральными законами (кодексами) и принятыми на их основе положениями о лицензировании; объем этой группы также велик, поскольку действие Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» не распространяется на использование природных ресурсов, в том числе недр, лесного фонда, объектов растительного и животного мира, а также на деятельность, работы и услуги в сферах использования атомной энергии. В связи с этим возникает много вопросов, в первую очередь касающихся регулирования разрешительной системы в сферах природопользования и использования атомной энергии, которые должны быть решены законодателем в самое ближайшее время.

    Лицензия — официальный документ, который разрешает определенному лицу (лицам) осуществление указанного в нем вида деятельности в течение установленного срока, а также определяет условия проведения деятельности.

    Российское законодательство устанавливает следующие виды лицензий на осуществление деятельности на континентальном шельфе: а) лицензии на его региональное геологическое изучение, на поиск минеральных ресурсов, на разведку и разработку минеральных ресурсов, включая лицензии на основе соглашений о разделе продукции; б) лицензии на промысел живых ресурсов; в) разрешения на создание искусственных островов, установок и сооружений; г) разрешения на проведение морских научных исследований; д) разрешения на захоронение отходов и других материалов; е) разрешения на прокладку подводных кабелей и трубопроводов; ж) разрешения на проведение буровых работ.

    Законом установлено обязательное лицензирование деятельности в исключительной экономической зоне РФ. Лицензии выдаются: а) на вылов (добычу) живых ресурсов в научно-исследовательских и контрольных целях для оценки состояния их запасов и для определения общего допустимого улова (ОДУ), для их воспроизводства и акклиматизации, в учебных и культурно-просветительных целях; б) на разведку и промысел; в) на товарное выращивание живых ресурсов; г) на искусственное их воспроизведение; д) на любительский и спортивный вылов (добычу) живых ресурсов исключительной экономической зоны. Разрешения выдаются на: а) проведение ресурсных исследований; б) проведение морских научных исследований; в) сброс вредных веществ и захоронение отходов и других материалов с судов, летательных аппаратов и т. п.; г) разведку и разработку неживых ресурсов. Кроме того, предусмотрено лицензирование производства энергии путем использования приливов, течений и ветра.

    Лицензия на водопользование — это документ, удостоверяющий право ее владельца на пользование водным объектом или его частью в течение установленного, срока на определенных условиях. Такие лицензии бывают нескольких видов — в области использования и охраны поверхностных, подземных и трансграничных (пограничных) водных объектов; собственно лицензии на водопользование, по которым возникают права пользования водными объектами, и распорядительные лицензии, по которым осуществляется переход права пользования водными объектами от одного Едина к другому. Для осуществления специального водопользования требуются получение лицензии и заключение договора, для (осуществления особого водопользования — получение решения уполномоченного органа. Для осуществления общего водопользования, а также использования водных объектов для плавания на маломерных судах, разовых посадок (взлетов) воздушных судов, для пожарных нужд и забора воды из одиночных скважин и ко-рюдцев с помощью бытовых насосов, пользования обособленными водными объектами получения лицензии не требуется.

    По целевой направленности видов осуществляемой деятельности лицензии разделяются на получаемые для водопользования в целях забора воды, для целей гидроэнергетики, для использования поверхностных водных объектов без изъятия воды, для сброса сточных вод, для добычи полезных ископаемых, торфа и сапропеля, буровых и иных работ, связанных с недропользованием. Лицензирование лесопользования. Деятельность по использованию лесного фонда подлежит лицензированию и осуществляется на основании: 1) лесорубочного билета, 2) ордера или 3) лесного ; билета.

    Выдача лесорубочного и (или) лесного билета производится при наличии договоров: аренды участка лесного фонда, безвозмездного пользования, концессии, а также в установленных законом случаях — протокола о результатах лесного аукциона или решения органа власти субъекта РФ. Они выдаются лесопользователю ежегодно на осуществление только тех видов деятельности, которые указаны в соответствующем договоре. Лесорубочный билет — документ, предоставляющий лесопользователю право на заготовку и вывоз древесины, живицы и второстепенных лесных ресурсов. Лесной билет — документ, дающий право на побочное лесопользование. Ордер выдается лесничеством на основании имеющегося у него лесорубочного билета и является документом на право осуществления отдельных видов заготовки и вывоза древесины, заготовки второстепенных лесных ресурсов. |По ордеру лесничество может производить отпуск древесины на корню мелкими партиями в порядке уборки надежной, сухостойной и буреломной древесины.

    Лицензия на пользование недрами — это официальный документ в форме государственного разрешения, оформляемый на бланке установленной формы с гербом РФ и необходимыми текстовыми, графическими и иными приложениями, удостоверяющий право на пользование участком недр в определенных границах с указанием его целей, сроков и условий. Лицензии на пользование недрами выдаются для: а) проведения работ по геологическому изучению недр; б) разработки месторождении полезных ископаемых; в) использования отходов горнодобывающей промышленности и связанных с ними перерабатывающих производств; г) использования недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых; д) образования особо охраняемых геологических объектов; е) сбора палеонтологических, минералогических и иных коллекционных материалов.

    Лицензия на пользование животным миром — официальный документ, удостоверяющий законность полученного разрешения пользоваться животным миром указанному в ней лицу (лицам) и в установленном порядке распоряжаться добытыми объектами животного мира. Эти лицензии разделяются на долгосрочные и краткосрочные (именные разовые).

    Российское законодательство устанавливает порядок и иных видов лицензирования, например в области мелиорации земель, осуществления экологического аудита, гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды, сбора и реализации сырья из дикорастущих лекарственных растений и др. Особое место занимает лицензия на комплексное природопользование. Ее содержание в общих чертах определялось ст. 18 Закона «Об охране окружающей природной среды» 1991 г. Такая лицензия содержит указания на виды, объемы и лимиты хозяйственной деятельности по использованию природных ресурсов, а также на экологические требования, при которых допускается использование природных ресурсов и последствий их несоблюдения. Она подразумевает и заключение договора на комплексное природопользование, в котором предусматриваются условия и порядок использования природных ресурсов, права и обязанности природопользователей, размеры платежей за пользование природными ресурсами, ответственность сторон и механизм возмещения вреда, порядок разрешения споров. В настоящее время в ряде субъектов РФ, например в г. Москве, приняты решения о разработке специальных законов, регламентирующих комплексное природопользование.

    В актах, регулирующих организацию и порядок деятельности органов экологического управления, регламентируются их функции (компетенция) по лицензированию и определяются его виды.

    Таким образом, сфера реализации норм об экологическом лицензировании весьма широка. В нее вовлечены многочисленные субъекты, как выдающие лицензии и контролирующие их соблюдение, так и заявители (природопользователи). Еще один важный момент касается соотношения публично-правовых и частноправовых начал в регулировании природопользования и оказания воздействий на окружающую среду, т. е. соотношения лицензирования и заключения договорных отношений. Применительно к различным компонентам окружающей среды (природным ресурсам) это соотношение выглядит по-разному. Так, землепользовании отмечается преобладание договорных отношений над разрешительной системой, при водопользовании лицензирование шире, чем сфера договоров; при лесопользовании благодаря введению аренды и концессии) — сложное сочетание договоров и лицензий, зависящее от масштабов, условий и целей Деятельности по использованию лесных ресурсов; при пользовании животным миром, морской средой, континентальным шельфом и их ресурсами преобладают разрешительные процедуры; при недропользовании вопрос разрешается по типу соотношения. В сфере использования участков лесного фонда; при пользовании атмосферным воздухом существует только разрешительная система, договорные отношения практически отсутствуют (если не считать, конечно, договоров на оказание услуг по установке очистного оборудования, аудиту и пр., которые имеют другие содержание и цель).

    Ответственность за нарушение правил экологического лицензирования предусмотрена УК РФ (некоторые составы незаконной охоты и незаконной добычи водных биоресурсов и др.) и многими статьями КоАП РФ.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    3. ПРАВО ЛЕСОПОЛЬЗОВАНИЯ И ЕГО ВИДЫ

     

    Лесопользование, как и иные виды пользования природными ресурсами, осуществляется по разрешительной системе в соответствии с выдаваемыми в специальном порядке лицензиями, лесорубочными билетами, лесными билетами, ордерами, а также на основании договоров аренды, концессии, безвозмездного пользования. На заготовку древесины, живицы, второстепенных лесных ресурсов, побочные лесные пользования, пользование лесным фондом для нужд охотничьего хозяйства, в научно-исследовательских, культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целях требуется разрешение. Из этого правила существуют два исключения: не требуется специального разрешения на бесплатное пребывание граждан в лесах для отдыха (публичный лесной сервитут) и на сбор ими для личного пользования грибов, ягод, орехов и др., лекарственного и технического сырья. Право публичного лесного сервитута может быть, в свою очередь, ограничено в интересах пожарной безопасности, ведения орехопромыслового и иного хозяйствования, на особо охраняемых природных территориях. Побочное лесопользование — сенокошение, пастьба скота, размещение ульев и пасек, заготовка древесных соков, заготовка и сбор дикорастущих плодов, грибов, ягод, других пищевых лесных ресурсов, лекарственных растений, технического сырья, сбор мха, лесной подстилки и опавшего листа, камыша, других видов побочных лесных пользовании, перечень которых утверждается федеральным органом лесного хозяйства

    Специальными разрешительными документами на осуществление различных видов лесопользования являются: а) лицензия, удостоверяющая право ее владельца на долгосрочное пользование участками лесного фонда; б) лесорубочный билет, ордер или лесной билет. Лицензия — это документ, который удостоверяет право ее владельца на долгосрочное пользование участками лесного фонда (аренду) относится к специальным разрешительным документам согласно ст. 34, ч. 5 ст. 81 Лесного кодекса РФ.

    Согласно ст. 42 Лесного кодекса РФ основанием для выдачи лесорубочного билета и (или) лесного билета являются договор аренды участка лесного фонда, договор безвозмездного пользования участком лесного фонда, договор концессии участка лесного фонда, протокол о результатах лесного аукциона или решение органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

    Лесорубочный билет, ордер и лесной билет, в отличие от лицензии, — документы, удостоверяющие право их владельцев на краткосрочное пользование (до одного года) участками лесного фонда и (или) лесными ресурсами. Они дают право их владельцам осуществлять только установленный в них вид пользования лесным фондом. При долгосрочном пользовании (аренде) лесорубочный билет (ордер) и лесной билет выдаются ежегодно владельцу лицензии на осуществление разрешенного вида пользования в конкретных объемах (размерах) и в месте работ, указанных в соответствующем договоре.

    Лесорубочный билет —это документ, дающий право его владельцу на заготовку и вывозку древесины, живицы и второстепенных лесных ресурсов. В нем предусматриваются местонахождение участка лесного фонда, количественная и качественная характеристика отпускаемой древесины, живицы и второстепенных лесных материалов, их стоимость, сроки производства работ, условия и способы восстановления леса и очистки мест рубок. Лесорубочный билет выдается лесхозом федерального органа управления лесным хозяйством.

    Ордер выдается на мелкий отпуск древесины на корню и является документом, удостоверяющим право его владельцу на проведение отдельных видов заготовки и вывозки древесины и второстепенных лесных ресурсов (пней, коры, бересты, пихтовых, сосновых, еловых лап, новогодних елок и др.)- Ордер выдается лесничеством на основании данного ему лесорубочного билета. По ордеру без выписки лесорубочного билета может производиться отпуск древесины на корню мелкими партиями, в порядке уборки валежной, сухостойной и буреломной древесины, а также второстепенных лесных ресурсов.

    Лесной билет — это документ, дающий право его владельцу на проведение побочного лесного пользования (сенокошения, пастьбы скота, размещения ульев и пасек, заготовки древесных соков, заготовки и сбора дикорастущих плодов, грибов, ягод, других пищевых лесных ресурсов, лекарственных растений, технического сырья, сбора мха, лесной подстилки и опавшего листа, камыша, других видов побочных лесных пользований, перечень которых утверждается федеральным органом лесного хозяйства), .но не заготовки и вывозки древесины, живицы и второстепенных лесных ресурсов. В нем предусматриваются место, размеры, сроки пользования участками лесного фонда, условия проведения побочных лесных пользований и размер платежа за пользование. Лесной билет на осуществление побочного лесопользования выдается лесничеством на один сезон, а на осуществление других видов лесопользования — лесхозом федерального органа управления лесным хозяйством. Формы лесорубочного билета, ордера и лесного билета, порядок их учета хранения, заполнения и выдачи лесопользователю устанавливаются федеральный органом управления лесным хозяйством (ст. 42 Лесного кодекса РФ).

    Иные документы, устные или письменные разрешения (выданные не в установленной форме лесорубочного билета, ордера, лесного билета) должностных лиц органов лесного хозяйства или органов местного самоуправления не могут служить основанием для приобретения права лесопользования в целях, устанавливаемых лесорубочным билетом, ордером, лесным билетом.

    Лесное законодательство подробно регламентирует договорные основы лесопользования. В настоящее время эти нормы содержатся в ЛК РФ, ряде постановлений Правительства РФ (Положение об аренде участков лесного фонда от 24 марта 1998 г., Положение о предоставлении участков лесного фонда в безвозмездное пользование от 18 февраля 1998 г., Положение о проведении лесных конкурсов о передаче в аренду участков лесного фонда Российской Федерации от 30 сентября 1997 г.). В соответствии с этими актами аренда и концессия являются видами долгосрочного пользования (до 49 лет), осуществляются на платной основе, предоставляются в результате проведения специальной процедуры — лесных конкурсов или аукционов по решению уполномоченного органа (для концессии — это Правительство РФ, аренды — орган управления в области лесного хозяйства), являются основанием для ежегодного получения разрешительных документов на осуществление конкретного лесопользования :(например, лесорубочного или лесного билета). Аренда и концессия влекут наделение производными правами и возложение обязанностей, например по улучшению и восстановлению леса. Различия этих договоров, помимо субъекта предоставления права лесопользования, состоят в характеристиках самого объекта лесопользования. В концессию, как правило, отдаются такие участки лесного фонда, которые не освоены, нуждаются в крупных инвестициях, создании инфраструктуры. Договор безвозмездного пользования касается бывших колхозных лесов и также относится к числу долгосрочных. Масштабы использования лесных ресурсов по договорной системе возрастают.

    Наконец, осуществление права лесопользования зависит от того, к какой группе относятся леса — первой, второй или третьей, режимы охраны, системы ограничений и запретов на отдельные виды лесопользования в которых различны и зависят от ценности леса, его подверженности болезням, иным негативным факторам, от количества, возраста деревьев и других показателей.

    Так, в лесах третьей группы, которые разделяются на освоенные и резервные, т. е. в лесах многолесных регионов, имеющих преимущественно эксплуатационное значение и предназначенных для непрерывного удовлетворения потребностей в древесине без ущерба для экологической функции (в освоенных лесах), проводятся рубки главного пользования. В лесах второй группы, т. е. в лесах регионов с высокой плотностью населения и развитой инфраструктурой, а также в лесах, выполняющих водоохранные, санитарно-гигиенические, средозащитные и иные функции, устанавливается режим ограниченной эксплуатации, как и в лесах регионов с недостаточными лесными ресурсами. Пользование лесным фондом ограничивается, определяются способы рубок главного пользования, соответствующие целям восстановления и улучшения лесов. Наибольшие ограничения установлены в лесах первой группы, т. е. водоохранных, защитных лесах, ленточных борах, лесах на пустынных, полупустынных, степных, лесостепных и малолесных горных территориях и других ценных в экологическом отношении. Здесь проводятся только такие рубки главного пользования, которые способствуют усилению природоохранных функций данных лесов, использованию запасов перестойных и спелых древостоев и проч. Наконец, в лесах национальных парков, орехопромысловых зон, притундровых и иных, отнесенных к особо ценным лесным массивам, допускаются только рубки промежуточного пользования, выборочные санитарные рубки ухода за лесом. Еще строже ограничения и запреты в лесах заповедников и заказников. Таким образом, экологическая ценность леса также является ограничением права лесопользования.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

     

  3. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.93. М.: Юрид. лит., 1993.
  4. Об охране окружающей среды: Федеральный закон № 7-ФЗ Российской Федерации// Российская газета. 12 февраля. 2002 г.
  5. Об экологической экспертизе: Федеральный закон от 23.1195 № 174-ФЗ// СЗРФ. 1955. № 48. Ст. 4556// РГ от 30.11.95.
  6. Лесной кодекс Российской Федерации от 29.01.97 № 22-ФЗ//РГ от 05.02.97.
  7. Воздушный кодекс Российской Федерации от 19.03.97. № 60-ФЗ// РГ от 26.03.97.
  8. О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения: Федеральный закон от 30.03.99 г. № 52-ФЗ//РГ 06.04.99.
  9. Об охране атмосферного воздуха: Федеральный закон от 04.05.99 г. № 96- ФЗ//РГ 13.05.99.
  10. О Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию: Указ Президента РФ от 01.04.96 № 440//РГ 09.04.96. Об утверждении положения о лицензировании космической деятельности: постановление Правительства РФ от 02.02.96 № 104// РГ от 17.02.96.
  11. Боголюбов С. Л. Защита экологических прав. Пособие для граждан и общественных объединений. М., 2003;
  12. Бринчук М. М. Экологическое право (Право окружающей среды). М., 1998.
  13. Дубовик О.Л. Экологическое право. М., 2006.
  14. Комментарий к Конституции РФ / Под ред. Б. Н. Топорнина. М., 2005.
  15. Комментарий к КоАП РФ / Под общей ред. Е. Н. Сидоренко. М., 2006.
  16. Петров В.В. Экологическое право России: Учебник для вузов.-М.: ВЕК, 2006.
<

Комментирование закрыто.

WordPress: 22.39MB | MySQL:117 | 1,427sec