ПРИЧИНЫ УТРАТЫ ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ

<

061914 0243 1 ПРИЧИНЫ УТРАТЫ ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ Основными причинами утраты земель сельскохозяйтственного назначения являются различные почвенные загрязнения, большинство из которых антропогенного характера, можно разделить по источнику поступления этих загрязнений в почву:

  1. С атмосферными осадками. Многие химические соединения, попадающие в атмосферу в результате работы предприятий, затем растворяются в капельках атмосферной влаги и с осадками выпадают в почву. Это, в основном, газы — оксиды серы, азота и др. Большинство из них не просто растворяются, а образуют химические соединения с водой, имеющие кислотный характер. Таким образом и образуются кислотные дожди.
  2. Осаждающиеся в виде пыли и аэрозолей. Твёрдые и жидкие соединения при сухой погоде обычно оседают непосредственно в виде пыли и аэрозолей. Такие загрязнения можно наблюдать визуально, например, вокруг котельных зимой снег чернеет, покрываясь частицами сажи. Автомобили, особенно в городах и около дорог, вносят значительную лепту в пополнение почвенных загрязнений.
  3. При непосредственном поглощении почвой газообразных соединений. В сухую погоду газы могут непосредственно поглощаться почвой, особенно влажной.
  4. С растительным опадом. Различные вредные соединения, в любом агрегатном состоянии, поглощаются листьями через устьица или оседают на поверхности. Затем, когда листья опадают, все эти соединения поступают опять-таки в почву.

    5) изменение климата. В связи с ростом мирового населения многократно возросла нагрузка на культивируемые участки суши. Интенсивное земледелие, выпас скота и истощение запасов подводных вод из-за их использования для ирригации привели к деградации почвы в нескольких районах. Изменения в землепользовании негативно воздействуют на климатические параметры региона, такие, как температура и влажность, которые, в свою очередь, оказывают воздействие на региональный и глобальный климат.

    Загрязнения почвы трудно классифицируются, в разных источниках их деление даётся по-разному. Если обобщить и выделить главное, то наблюдается следующая картина по загрязнению почвы:

  5. Мусором, выбросами, отвалами, отстойными породами. В эту группу входят различные по характеру загрязнения смешанного характера, включающие как твёрдые, так и жидкие вещества, не слишком вредные для организма человека, но засоряющие поверхность почвы, затрудняющие рост растений на этой площади.
  6. Тяжёлыми металлами. Данный вид загрязнений уже представляет значительную опасность для человека и других живых организмов, так как тяжёлые металлы нередко обладают высокой токсичностью и способностью к кумуляции в организме. Наиболее распространённое автомобильное топливо — бензин — содержит очень ядовитое соединение — тетраэтилсвинец, содержащее тяжёлый металл свинец, который попадает в почву. Из других тяжёлых металлов, соединения которых загрязняют почву, можно назвать Cd (кадмий), Cu (медь), Cr (хром), Ni (никель), Co (кобальт), Hg (ртуть), As (мышьяк), Mn (марганец).
  7. Пестицидами. Эти химические вещества в настоящее время широко используются в качестве средств борьбы с вредителями культурных растений и поэтому могут находиться в почве в значительных количествах. По своей опасности для животных и человека они приближаются к предыдущей группе. Именно по этой причине был запрещён для использования препарат ДДТ (дихлор-дифенил-трихлорметилметан), который является не только высокотоксичным соединением, но, также, он обладает значительной химической стойкостью, не разлагаясь в течение десятков (!) лет. Следы ДДТ были обнаружены исследователями даже в Антарктиде! Пестициды губительно действуют на почвенную микрофлору: бактерии, актиномицеты, грибы, водоросли.
  8. Микотоксинами. Данные загрязнения не являются антропогенными, потому что они выделяются некоторыми грибами, однако, по своей вредности для организма они стоят в одном ряду с перечисленными загрязнениями почвы.
  9. Радиоактивными веществами. Радиоактивные соединения стоят несколько обособленно по своей опасности, прежде всего потому, что по своим химическим свойствам они практически не отличаются от аналогичных не радиоактивных элементов и легко проникают во все живые организмы, встраиваясь в пищевые цепочки. Из радиоактивных изотопов можно отметить в качестве примера один наиболее опасный — 90Sr (стронций-90). Данный радиоактивный изотоп имеет высокий выход при ядерном делении (2 — 8%), большой период полураспада (28,4 года), химическое сродство с кальцием, а, значит, способность откладываться в костных тканях животных и человека, относительно высокую подвижность в почве. Совокупность вышеназванных качеств делают его весьма опасным радионуклидом. 137Cs (цезий-137), 144Ce (церий-144) и 36Cl (хлор-36) также являются опасными радиоактивными изотопами. Хотя существуют природные источники загрязнений радиоактивными соединениями, но основная масса наиболее активных изотопов с небольшим периодом полураспада попадает в окружающую среду антропогенным путём: в процессе производства и испытаний ядерного оружия, из атомных электростанций, особенно в виде отходов и при авариях, при производстве и использовании приборов, содержащих радиоактивные изотопы и. т. д.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    2. ПРАВОВАЯ ОХРАНА ЗЕМЕЛЬ ОТ ЗАГРЯЗНЕНИЯ И ЗАРАЖЕНИЯ

     

    Правовая охрана земель от химического загрязнения. Экологические требования при использовании химических веществ в сельском и лесном хозяйстве предусмотрены в ст. 49 Федерального закона «Об охране окружающей среды». Юридические и физические лица обязаны выполнять правила производства, хранения, транспортировки и применения химических веществ, используемых в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, требования в области охраны окружающей среды, а также принимать меры по предупреждению негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности и ликвидации вредных последствий для обеспечения качества окружающей среды, устойчивого функционирования естественных экологических систем и сохранения природных ландшафтов. Запрещается применение токсичных химических препаратов, не подвергающихся распаду.

    Потенциально опасные для человека химические и отдельные виды продукции допускаются к производству, транспортировке, закупке, хранению, реализации и применению (использованию) после их государственной регистрации (ст. 14 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).

    Государственной регистрации подлежат впервые внедряемые в производство и ранее не использовавшиеся химические и изготовляемые на их основе препараты, потенциально опасные для человека; отдельные виды продукции, представляющие потенциальную опасность для человека; отдельные виды продукции, в том числе пищевые продукты, впервые ввозимые на территорию страны.

    Государственная регистрация проводится на основании оценки опасности веществ и отдельных видов продукции для человека и среды обитания; установления гигиенических и иных нормативов содержания веществ, отдельных компонентов продукции в среде обитания; разработки защитных мер, в том числе условий утилизации и уничтожения веществ и отдельных видов продукции, по предотвращению их вредного воздействия на человека и среду обитания. Оценка опасности веществ и отдельных видов продукции для человека и среды обитания, установление гигиенических и иных нормативов содержания веществ и отдельных компонентов продукции в среде обитания, разработка защитных мер осуществляются организациями, аккредитованными в установленном порядке. Государственная регистрация указанных веществ и отдельных видов продукции проводится уполномоченными на то федеральными органами исполнительной власти в порядке, установленном Правительством РФ (ст. 43 Закона).

    <

    Для оценки состояния почв устанавливаются нормативы предельно допустимых концентраций вредных химических веществ в почве. Так, действуют Перечень предельно допустимых концентраций (ПДК) и ориентировочно допустимых количеств (ОДК) химических веществ в почве, утвержденный Минздравом СССР (1991 г); Ориентировочно допустимые концентрации (ОДК) тяжелых металлов и мышьяка в почвах ГН 2.1.7.020-94, утвержденные приказом Госкомсанэпиднадзора России от 27 декабря 1994 г. № 13 и др.

    Нормативы предельно допустимых концентраций (ПДК) химических веществ в почвах установлены применительно к химическим элементам и химическим веществам; определено их содержание в мг на кг почвы. Например, содержание ванадия может достигать 150 мг; марганца — 1500; марганца + ванадия 1000 + 100; мышьяка — 2,0; олова — 4,5; ртути — 2,1; свинца — 32; сурьмы — 4,5; сернистых соединений — 160; сероводорода — 0,4; нитратов — 130 мг и т.д.1

    Система мер по безопасному обращению с пестицидами и агрохи-микатами предусмотрена Федеральным законом от 19 июля 1997 г. № 109-ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами», В основе правового регулирования охраны почв от химического загрязнения лежит принцип допустимости применения только пестицидов и агрохимикатов, прошедших государственную регистрацию. Так, не допускается оборот пестицидов и агрохимикатов, которые не внесены в Государственный каталог пестицидов и агрохимикатов, разрешенных к применению на территории РФ. Оборот пестицидов ограниченного использования, которые имеют повышенную вероятность негативного воздействия на здоровье людей и окружающую природную среду, осуществляется на основании специального разрешения (ст. 3 Закона).

    Гражданину или юридическому лицу по решению специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего организацию регистрационных испытаний и государственную регистрацию, выдается регистрационное свидетельство о государственной регистрации пестицида и (или) агрохимиката по установленной форме. Пестицид или агрохимикат вносится в Государственный каталог пестицидов и агрохимикатов, разрешенных к применению на территории Российской Федерации (ст. 12 Закона).

    Государственный надзор и контроль за безопасным обращением с пестицидами и агрохимикатами осуществляют специально уполномоченные федеральные органы исполнительной власти в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами. Порядок государственного надзора и контроля за безопасным обращением с этими веществами устанавливается законодательством РФ (ст. 15 Федерального закона «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами»).

    Порядок применения пестицидов и агрохимикатов определяется федеральными органами исполнительной власти в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами с учетом фитосанитарной, санитарной и экологической обстановки, потребностей растений в агрохимикатах, состояния плодородия земель (почв), а также с учетом рационов животных. Безопасность применения пестицидов и агрохимикатов обеспечивается соблюдением регламентов и правил применения этих веществ, исключающих их негативное воздействие на здоровье людей и окружающую природную среду. Пестициды и агрохимикаты применяются только при использовании специальной техники и оборудования (ст. 22 Федерального закона «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами»).

    Природоохранные требования при применении пестицидов, минеральных удобрений предусмотрены Правилами охраны окружающей природный среды от вредного воздействия пестицидов и минеральных удобрений при применении, хранении и транспортировке, утвержденными приказом Минприроды России от 20 декабря 1995 г. №521.

    Правовой режим земель, загрязненных радиоактивными и химическими веществами. Статья 14 ЗК регулирует порядок использования земель, подвергшихся радиоактивному и химическому загрязнению. Такие земли переводятся из состава земель сельскохозяйственного назначения в земли запаса; они подлежат консервации и на них запрещается ведение сельского хозяйства. Виновные в загрязнении земель лица обязаны возместить убытки и потери сельскохозяйственного производства. Порядок использования этих земель определен постановлением Правительства РФ от 2 октября 2002 г. № 830, которым утверждено Положение о порядке консервации земель с изъятием их из оборота.

     

    Кроме того, правовой режим территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению, установлен Законом РФ от 18 июня 1992 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», который был принят в целях ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.

    Статья 7 Закона предусматривает градацию зон радиоактивного загрязнения в зависимости от уровня загрязнения. Речь идет о территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, из которых в 1986 г. и в последующие годы проведены эвакуация и отселение граждан; на которых начиная с 1991 г. среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения населения превышает 1 м3в (0,1 бэр); на которых начиная с 1991 г. плотность радиоактивного загрязнения почвы цезием-137 превышает 1 Ки/км2. На загрязненных территориях выделяются: зона отчуждения; зона отселения; зона проживания с правом на отселение и зона проживания с льготным социально-экономическим статусом. Границы этих зон и перечень находящихся в них населенных пунктов устанавливаются в зависимости от изменения радиационной обстановки и с учетом других факторов и пересматриваются Правительством РФ не реже чем один раз в пять лет. Перечень населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержден постановлением Правительства РФ от 18 декабря 1997 г. № 15822.

    На территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие чернобыльской катастрофы, осуществляется комплекс экономических, правовых и других мер, направленных на оздоровление природной среды: научные исследования, контроль за состоянием природной среды и потенциально опасных в экологическом отношении объектов, государственная экологическая экспертиза хозяйственной и иной деятельности, снижение и компенсация ущерба, наносимого природе, в том числе прекращение воздействия на нее экологически опасных факторов, приведение радиационно загрязненных участков территории в экологически безопасное состояние, пригодное для хозяйственного использования и жизнедеятельности населения, возврат радиационно загрязненных территорий по мере их экологического оздоровления в хозяйственный оборот. Организация и обеспечение контроля за экологической обстановкой на территории, подвергшейся загрязнению, планирование и осуществление мер по ее экологическому оздоровлению выполняются органами, уполномоченными Правительством РФ.

    Действует также постановление Правительства РФ от 25 декабря 1992 г. № 1008 «О режиме территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

    В ст. 1 Федерального закона от 10 июля 2001 г. № 92-ФЗ «О специальных экологических программах реабилитации радиационно загрязненных участков территории» закреплено понятие радиационно загрязненного участка территории. Им признается участок территории, представляющий опасность для здоровья населения и для окружающей природной среды, подлежащий реабилитации после радиоактивного загрязнения в результате техногенной деятельности или размещения изданном участке территории, снятых с эксплуатации особо радиационно опасных объектов. Закон определяет требования к разработке и реализации специальных экологических программ для восстановления окружающей среды и их финансированию.

    Правовая охрана земель от загрязнения и захламления отходами. Правовая охрана почв от загрязнения их производственными и иными отходами регулируется Федеральным законом от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». Санитарно-эпидемиологические требования к сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению отходов производства и потребления установлены в ст. 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Так, отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами РФ. Порядок, условия и способы сбора, использования, обезвреживания, транспортировки, хранения и захоронения отходов производства и потребления устанавливаются органами местного самоуправления при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии указанных порядка, условий и способов санитарным правилам.

    Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» содержит требования к обращению с отходами. Так, по общему правилу, при проектировании, строительстве, реконструкции, консервации и ликвидации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, в процессе эксплуатации которых образуются отходы, граждане, которые ведут индивидуальную предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридические лица обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством РФ в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека и иметь техническую и технологическую документацию об использовании, обезвреживании образующихся отходов.

    Создание объектов размещения отходов — специально оборудованных сооружений, предназначенных для размещения отходов (полигонов, шламохранилищ, хвостохранилищ, отвалов горных пород и других), допускается на основании разрешений, выданных специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Место строительства объектов размещения отходов определяется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством РФ, и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы.

     

    Закон предусматривает, что объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Государственный реестр объектов размещения отходов ведется в порядке, определенном Правительством РФ. Гигиенические требования к устройству, содержанию и эксплуатации полигонов для твердых бытовых отходов установлены Санитарными правилами и нормами СанПиН 2.1.7.722-98 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 11 ноября 1998г. № 30.

    Правовая охрана почв от заражения. Правовая охрана почв от заражения карантинными вредителями и болезнями основана на Федеральном законе «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Законе РФ от 1 апреля 1993 г. «О Государственной границе Российской Федерации», Федеральном законе от 15 июля 2000 г. № 99-ФЗ «О карантине растений» и других законодательных актах.

    Правовым средством предотвращения вредного биологического воздействия в результате завоза и распространения опасных растений является установление карантинного режима. Законодательство о карантине растений преследует цель обеспечить охрану растений и продукции растительного происхождения от карантинных объектов, т.е. от вредных организмов, отсутствующих или ограниченно распространенных на территории нашей страны. Карантин растений — правовой режим, предусматривающий систему мер по охране растений и продукции растительного происхождения от карантинных объектов на территории РФ (ст. 2 Федерального закона «О карантине растений»).

    Важнейшим звеном системы мер по борьбе с рассматриваемой формой вредного биологического воздействия является организация санитарной охраны территории РФ (ст. 30 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»). Для санитарной охраны территории РФ в пунктах пропуска через Государственную границу РФ на основании решения федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, вводится санитарно-карантинный контроль. Порядок и условия санитарной охраны территориальными законами, санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами РФ. Санитарные правила и нормы СанПиН 3,4.035.-95 «Санитарная охрана территории Российской Федерации» утверждены постановлением Госкомсанэпиднадзора России от 23 августа 1995 г. № 13.

    Порядок установления карантина растений для предотвращения в страну подкарантинной продукции — растений, продукции, растительного происхождения, тары, упаковки, почвы либо других организмов, объектов или материалов, которые могут стать носителями вредных организмов или способствовать распространению вредных организмов, а также для борьбы с карантинными объектами, т.е. вредными организмами, отсутствующими или ограниченно распространенными на территории РФ, урегулирован в Федеральном законе «О карантине растений».

    При выявлении заражения или засорения подкарантинных объектов карантинными объектами специально уполномоченный государственный орган РФ по обеспечению карантина растений устанавливает карантинную фитосанитарную зону и карантинный фитосанитарный режим, делает представление в орган исполнительной власти субъекта РФ, налагающий карантин. В этой зоне проводятся мероприятия по борьбе с карантинными объектами, локализации, ликвидации их очагов, вводятся запреты на использование определенной под-карантинной продукции, запреты на вывоз с территории карантинной фитосанитарной зоны определенной подкарантинной продукции, ограничения такого использования и вывоза и иные запреты и ограничения. После ликвидации очагов карантинных объектов специально уполномоченный государственный орган РФ по обеспечению карантина растений упраздняет карантинную фитосанитарную зону и отменяет карантинный фитосанитарный режим, и соответствующий орган исполнительной власти субъекта Федерации снимает карантин (ст. 6 данного Закона).

    Ввоз на территорию России подкарантинной продукции разрешается, если имеются документы на ввоз указанной продукции, а также документы, удостоверяющие соответствие такой продукции требованиям международных договоров РФ, касающихся карантина растений, правил и норм обеспечения карантина растений. Запрещается ввоз на территорию страны подкарантинной продукции, зараженной карантинными объектами (за исключением случаев, предусмотренных правилами и нормами обеспечения карантина растений), а также подкарантинной продукции, если при ее ввозе нарушаются правила и нормы обеспечения карантина растений (ст. 9 Закона). Ввоз на территорию РФ подкарантинной продукции разрешается только в пунктах пропуска через Государственную границу РФ, в которых имеются оборудованные в соответствии с требованиями правил и норм обеспечения карантина растений пограничные пункты карантина растений.

    Ввозимая подкарантинная продукция, подлежит государственному карантинному фитосанитарному контролю, в том числе досмотру. Подкарантинная продукция, ввозимая на территорию нашей страны, зараженная карантинными объектами, подлежит обеззараживанию в пунктах пропуска через Государственную границу РФ или в местах назначения.

    Осуществление организационных мер по обеспечению карантина растений возлагается на Государственную службу карантина растений РФ, которая является единой федеральной централизованной системой государственных органов и организаций, обеспечиваюших карантин растений. Положение о Государственной службе по карантину растений в Российской Федерации утверждено постановлением Правительства РФ от 23 апреля 1992 г. № 2681.

    Одной из основных правовых мер охраны почв от вредного биологического воздействия является нормирование. Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (ст. 21) гласит, что в почвах городских и сельских поселений и сельскохозяйственных угодий содержание потенциально опасных для человека биологических веществ, биологических и микробиологических организмов не должен превышать предельно допустимые концентрации (уровни), установленные санитарными правилами.

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

     

  10. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. // Российская Газета. – 25 декабря 1993г.
  11. Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 № 136 ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 29 октября 2001. №44. Ст. 4147.
  12. Об охране окружающей среды: Федеральный закон № 7-ФЗ Российской Федерации// Российская газета. 12 февраля. 2002 г.
  13. Акимова Т.А., Хаскин В.В. Экология. Учебное пособие. –М.: ДОНИТИ, 2005.
  14. Акимова Т.А., Хаскин В.В. Экология. Учебное пособие. –М.: ДОНИТИ, 2005.
  15. Горелов А.А. Экология (курс лекций). Учебное пособие. — М.: Центр. 2006.
  16. Ерофеев Б.В. Экологическое право. М., 2005.
  17. Земельное право России / Под ред. Чубукова Г.В. М., 2005.
  18. Комментарий к Земельному кодексу РФ / Под ред. Г.В.Чубукова, М.Ю.Тихомирова. М., 2007.

     

     

     

     


     

<

Комментирование закрыто.

WordPress: 21.98MB | MySQL:116 | 1,853sec