РОЛЬ ОППТ (ИХ СТРУКТУРА) В СОХРАНЕНИИ БИОРАЗНООБРАЗИИ

<

061814 0334 1 РОЛЬ ОППТ (ИХ СТРУКТУРА) В СОХРАНЕНИИ БИОРАЗНООБРАЗИИОхрана живой природы и всего ее биологического разнообразия невозможна без создания специальных территорий с ограниченной хозяйственной деятельностью, специально предназначенных для сохранения естественной природы – особо охраняемых природных территорий. Конечно, сохранение некоторой (при разумном хозяйстве – значительной) части природного биологического разнообразия возможно и вне особо охраняемых природных территорий, но очень многие виды растений и животных, а тем более сложно организованные природные экосистемы требуют для выживания и развития специальной охраны мест их обитания.

Основу территориальной охраны природы в России составляет система особо охраняемых природных территорий (ООПТ). Статус ООПТ в настоящее время определяется Федеральным Законом «Об особо охраняемых природных территориях», принятым Государственной Думой 15 февраля 1995 г. Согласно Закону «Особо охраняемые природные территории — участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют свое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим специальной охраны».

Сложившаяся система особо охраняемых природных территорий (ООПТ) в России включает в себя несколько видов таких территорий, существенно различающихся как по устанавливаемым режимам охраны и использования природных ландшафтов, так и по подчиненности и процедуре организации.

Россия унаследовала от СССР довольно сложную систему категорий ООПТ, которая формировалась эволюционно. В Законе выделяются следующие категории:

  • государственные природные заповедники, в том числе биосферные;
  • национальные парки;
  • природные парки;
  • государственные природные заказники;
  • памятники природы;
  • дендрологические парки и ботанические сады;
  • лечебно-оздоровительные местности и курорты.

    Среди этих территорий лишь заповедники, национальные парки и заказники федерального значения имеют федеральный статус (заказники могут быть и местными), остальные формы охраны территории обычно имеют местный статус и здесь не рассматриваются. Кроме того, Закон постулирует возможность создания и других категории ООПТ, что уже реализуется. Традиционно высшей формой охраны природных территорий в нашей стране являются заповедники.

    Заповедники организуются постановлением Федерального правительства и находятся под совместным управлением Федерации и ее Субъекта, на территории которого они располагаются — чисто федеральной собственности на природные объекты действующее законодательство страны не предполагает. Территории заповедников полностью изымаются из хозяйственного использования и не могут отчуждаться, кроме того, заповедники имеют научный отдел, осуществляющий постоянное изучение их природных комплексов. Задачи заповедников ограничиваются охраной и исследованием природных комплексов, просвещением, участием в экологической экспертизе, подготовке соответствующих кадров. Обычно на территории заповедника выделяется зона, полностью закрытая для всякого воздействия. Нередко вдоль границ заповедников располагаются их охранные зоны, выполняющие буферную функцию за счет ограничений на определенные виды хозяйственной деятельности.

    В статусе заповедников реализуется наиболее действенный для охраны территорий режим. На 1 января 1998 г. в России действовало 98 заповедников общей площадью 32.9 млн. га. Территория этих высших форм охраны составила 2.1% от общей площади страны

    Заповедники, хотя и занимают в большинстве регионов России относительно небольшую площадь, безусловно, составляют основу системы особо охраняемых природных территорий России. Это связано сразу с несколькими причинами. Заповедники являются особо охраняемыми природными территориями федерального уровня, т.е. в минимальной степени зависят от тех или иных неблагоприятных тенденций в регионах, не могут быть отменены просто решением региональной администрации при желании начать на их территории, допустим, рубки леса или добычу полезных ископаемых. Заповедники имеют самый жесткий из всех типов особо охраняемых природных территорий режим охраны, а также необходимый для обеспечения этого режима штат охраны. Почти все заповедники России находятся в ведении Госкомэкологии России, т.е. ведомства, для которого охрана природы (в широком смысле слова) официально является главной задачей. При организации заповедников вся территория изымается у прежних землепользователей и передается заповеднику.

    Заповедники являются не только природоохранными, но и научно-исследовательскими учреждениями. В большинстве заповедников есть научный отдел, проводящий на охраняемой территории (а часто и далеко за ее пределами) долгосрочные научные исследования, связанные с сохранением дикой природы. Многие заповедники также занимаются эколого-просветительской деятельностью.

    Долгосрочные и детальные исследования, проводимые во многих заповедниках, позволяют отслеживать и контролировать неблагоприятные изменения, происходящие в биосфере Земли под воздействием хозяйственной деятельности человека. Территории заповедников являются основными эталонами, с которыми сравнивается состояние больших окружающих территорий.

    К сожалению, заповедников в России довольно мало и совершенно недостаточно для сохранения ее природы.

    Национальные парки являются вторым важным элементом системы особо охраняемых природных территорий федерального уровня. Так же как в заповедниках, в национальных парках имеется необходимая для их функционирования администрация. Вообще, во многом национальные парки сходны с заповедниками; однако, есть и несколько важных различий.

    Национальные парки в отличие от заповедников наряду с задачами по охране и изучению природных комплексов должны обеспечивать туризм и рекреацию граждан. На их территории могут сохраняться земельные участки иных пользователей и собственников с преимущественным правом национального парка на покупку такой земли. На 1 января 1998 г. в России действовало 32 природных национальных парка общей площадью в 6,7 млн. га. Территория этих высших форм охраны составила 0,2% от общей площади страны

    Национальные природные парки – новая для России форма охраны территорий. Первые два (Лосиный остров и Сочинский) были созданы лишь в 1983 г., 12 из 32 – в последние пять лет.

    Эколого-просветительская деятельность и организация экологического туризма входят в число основных задач национальных парков; в некоторых парках предусматривается и проведение научно-исследовательских работ. К сожалению, и то, и другое ведется в настоящее время все же в недостаточном объеме.

    Природные заказники отличаются от предыдущих категорий тем, что их земли могут как отчуждаться, так и не отчуждаться у собственников и пользователей, они могут быть как федерального, так и местного подчинения. Среди заказников федерального значения наибольшую роль играют зоологические, другие формы — ландшафтные, ботанические, лесные, гидрологические, геологические — распространены в меньшей степени. На 1 сентября 2000 г. в стране существовало 59 охотничьих и комплексных заказников федерального значения общей площадью в 62,0 млн.га. Основной их функцией является охрана охотничьей фауны. Охота запрещена всегда, но нередко бывают введены и весьма существенные ограничения на лесоэксплуатацию, строительство и некоторые другие виды хозяйственной деятельности. Охрана этих резерватов обычно довольно неплохо налажена

    Памятники природы – категория особо охраняемых природных территорий, практически ничем не отличающихся от заказников. С формальной точки зрения к памятникам природы относятся отдельные природные объекты; однако, отдельным объектом может считаться и крупное болото, и таежный массив, и огромное озеро. Так же, как и заказники, памятники природы могут создаваться с администрацией и без таковой, с отчуждением земель у прежних землепользователей и без отчуждения, с жестким режимом охраны или практически вообще без ограничений хозяйственной деятельности. Так же, как и заказники, реально памятники природы в подавляющем большинстве случаев не имеют собственной администрации, создаются на остающейся у прежних землепользователей территории, не имеют достаточно жесткого и контролируемого режима охраны. Традиционно памятники природы формально признаются лесоустройством, но в жизни иногда и они не служат надежной защитой природных территорий от лесозаготовителей. В России в конце прошлого века и начале нынешнего такой отдельной категории, как «памятники природы», не было. Под этим сборным названием объединялись все в той или иной степени охраняемые природные объекты, часто и не имевшие четкого формального статуса (например, «охраняемый участок девственной степи», «охраняемая ясеневая роща» и т.д.); сюда же включались и заказники, существовавшие в начале века в довольно большом количестве.

    Закон «Об особо охраняемых природных территориях» предусматривает возможность организации на региональном уровне и иных видов особо охраняемых природных территорий, в настоящее время не существующих и не разработанных. Однако, для создания таких ООПТ требуется выполнение большого количества условий (в том числе принятие соответствующих региональных постановлений или законов, утверждающих порядок организации этих территорий).

    Среди не оговоренных в Законе можно указать на такую категорию ООПТ, как водно-болотные угодья, имеющие международное значение – главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц, которые создаются в плане выполнения страной ее обязательств, вытекающих из членства в Конвенции о водно-болотных угодьях (Рамсарская). Постановлением Правительства Российской Федерации N 1050 от 13 сентября 1994 г. в стране определено 35 таких объектов, площадь которых составляет около 10 млн. га. В состав этих угодий входят не только водно-болотные экосистемы, но и связанные с ними сухопутные комплексы. Наличие международного статуса и специального правительственного постановления позволяет рассматривать эту форму как существенный фактор охраны экосистем России, прежде всего озерных и болотных.

    Статус этих объектов пока разработан пока слабо. Основным отличием этого типа охраняемых территорий от остальных является комплексность — на территории водно-болотных угодий, имеющих международное значение, могут находится заповедники, заказники, памятники природы и земли, не имеющие специального статуса охраны, в том числе и используемые в сельском хозяйстве. На территориях заповедников и т.п. осуществляется режим охраны, соответствующий их статусу. На специально не охраняемых территориях вводятся ограничения (вплоть до полного запрещения) на виды хозяйственной деятельности, вредно сказывающиеся на функционировании водно- болотных угодий. Природосберегающие виды деятельности стимулируются. Такой подход делает эту форму охраны потенциально особенно перспективной, так как, во-первых, количество площадей, где возможен полный запрет хозяйственной деятельности, имеет свои пределы, во-вторых, на огромных, используемых очагами, территориях России сочетания строгой охраны в наиболее ценных и уязвимых участках с разумным регулированием природопользования представляется наиболее эффективным.

    В условиях России оценка значения площади мало нарушенных природных комплексов, имеющих ограничения на хозяйственную деятельность, будет неполной, если исключить из рассмотрения две весьма разные категории землепользований – государственные лесоохотничьи хозяйства и полигоны Министерства обороны.

    Лесоохотничьи хозяйства – это унаследованные от советской системы элитные природные комплексы, предназначавшиеся для загородного отдыха руководителей высокого ранга. Эти территории всегда имели принципиально более высокий уровень охраны, на них ограничивалась хозяйственная деятельность, нарушающая условия обитания животных, не допускались отводы земель. Несмотря на нынешние проблемы бюджетного финансирования, инерция особого статуса этих территорий сохраняется и используется новой элитой. Таким образом, государственные лесоохотничьи хозяйства вполне могут быть отнесены в одну группу с охраняемыми территориями в силу их элитного положения, наличия реальной охраны и ограничений на хозяйственную деятельность. Так, в сохранении крупных млекопитающих в Московской области огромную роль сыграло Истринское ГЛОХ, его территория избежала тотальной для области тенденции трансформации лугов, болот и лесов в дачные поселки.

    Земли, переданные в ведение Министерства обороны, никогда не рассматривались как объекты природоохранного назначения. Конечно же, они таковыми и не являются, но в силу особого режима доступа на эти территории и отсутствия традиционных видов хозяйственной деятельности (особенно аграрной и лесозаготовительной) многие полигоны выполняли роль резерватов для животных и сохраняли естественный ход сукцессионных процессов в растительном покрове.

    2. АНТРОПОГЕННОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ ВЕЩЕСТВ НА КРУГОВОРОТ БИОГЕННЫХ ВЕЩЕСТВ

    <

     

    Антропогенные факторы, т.е. результаты деятельности человека, приводящие к изменению среды обитания можно рассматривать на уровне региона, страны или глобальном уровне.

    Антропогенное загрязнение атмосферы приводит к глобальному изменению. Загрязнения атмосферы поступают в виде аэрозолей и газообразных веществ. Наибольшую опасность представляют газообразные вещества, на долю которых приходится около 80% всех выбросов. Прежде всего — это соединения серы, углерода, азота. Углекислый газ сам по себе не ядовит, но с его накоплением связана опасность такого глобального процесса как «парниковый эффект». Последствие мы видим по потеплению климата на Земле.

    С попаданием в атмосферу соединений серы и азота связано выпадение кислотных дождей. Двуокись серы и окислы азота в воздухе соединяются с парами воды, затем вместе с дождями выпадают на землю фактически в виде разбавленных серной и азотной кислот. Такие осадки резко нарушают кислотность почвы, способствуют гибели растений и высыханию лесов, особенно хвойных. Попадая в реки и озера угнетающе действуют на флору и фауну, нередко приводя к полному уничтожению биологической жизни — от рыб до микроорганизмов. Расстояние между местом образования кислотных осадков и местом их выпадения может составлять тысячи километров.

    Эти отрицательные воздействия глобального масштаба усугубляются процессами опустынивания и вырубки лесов. Главный фактор опустынивания — это деятельность самого человека. Среди антропогенных причин — это избыточный выпас скота, вырубка лесов, чрезмерная и неправильная эксплуатация земель. Ученые подсчитали, что общая площадь антропогенных пустынь превысила площадь естественных. Вот почему опустынивание относят к числу глобальных процессов.

    Теперь рассмотрим примеры антропогенного воздействия на уровне нашей страны. Россия занимает одно из первых мест в мире по запасам пресной воды. И учитывая, что общие ресурсы пресной воды составляют от общего объема гидросферы Земли всего 2-2,5%, становится ясно каким богатством мы обладаем. Главною опасность для этих ресурсов представляет загрязнение гидросферы. Основные запасы пресной воды сосредоточены в озерах, площадь которых в нашей стране больше территории Великобритании. В одном только Байкале находится примерно 20% мировых запасов пресной воды.

    Существует три вида загрязнения водной среды: физическое (прежде всего тепловое), химическое и биологическое. Химические загрязнения возникают в результате попадания различных химических веществ и соединений. К биологическим загрязнениям относятся прежде всего микроорганизмы. В водную среду они попадают вместе со стоками химической и целлюлозно-бумажной промышленности. От таких загрязнений пострадал и Байкал, и Волга, и многие большие и малые реки России. Отравление рек и морей отходами промышленности, сельского хозяйства приводят еще к одной беде — уменьшению поступления в морскую воду кислорода и как следствие отравление морской воды сероводородом. Примером может служить Черное море. В Черном море существует установившийся режим обмена поверхности и глубинных вод, который препятствует проникновению в глубину кислорода. В результате на глубине накапливается сероводород. В последнее время ситуация в Черном море резко ухудшилась и не только из-за постепенного нарушения равновесия между сероводородными и кислородными водами, идет нарушение гидрологического режима после строительства плотин на реках, впадающих в Черное море, так и из-за загрязнения прибрежных вод отходами промышленности и сточными водами.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    3. СОСТОЯНИЕ ВОДНЫХ ИСТОЧНИКОВ МЕСТА ВАШЕГО ПРОЖИВАНИЯ

     

    Бассейн р. Кубани расположен между 43°12′ – 45°39′ северной широты и 37°8′ – 42°28′ восточной долготы и занимает площадь 57,9 тыс. км². Из них около 40 тыс. км² находится в пределах Краснодарского края. Природная вода содержит растворенные соли, газы, органические вещества. Она считается пресной при концентрации солей до 1 г/л, солоноватой — до 25 и соленой — более 25 г/л. Наименее минерализованы воды атмосферных осадков и пресных озер, содержащие соответственно 10—20 и 50—1000 мг/л солей. Воды океана содержат 35 г/л солей. В природной воде преобладают ионы С1-, Ма+, НСО-3, Са2-4, Мg2+, SO2-4, К+. Другие ионы находятся в очень малых количествах. Концентрация органических веществ в среднем в реках 20, в океане — 4 мг/л. В природных водах растворены азот, кис; пород, диоксид углерода, в некоторых источниках — сероводород.

    Питание Кубани в створе Краснодара смешанное: на долю дождевого приходится 38% годового стока, грунтового – 36%, ледникового – 24% и снегового – 2%.

    После ввода в строй Краснодарского водохранилища, оказывающего регулирующее влияние на уровенный режим в нижнем бьефе, годовая амплитуда колебаний уровня воды уменьшилась на 25%.

    Основной потребитель воды в бассейне Кубани – орошаемое земледелие. Наиболее крупные водозаборы выше Краснодара – водозабор Пригородной оросительной системы (из Краснодарского водохранилища) производительностью 22 м³/с и водозабор Краснодарской оросительной системы производительностью 15 м³/с. На основные водопотребители в бассейне Кубани в Краснодарском крае – рисовые оросительные системы, рыбохозяйственные объекты приазовских лиманов, расположенные ниже Краснодарского водохранилища.

    На Кубани в 96 км ниже Краснодарского водохранилища построен Федоровский гидроузел (ФГУ). Задача гидроузла – обеспечение самотечной подачи воды на рисовые оросительные системы правого (в основном) и левого берегов. Общая площадь этих систем 131 тыс. га.

    Краснодарское водохранилище сезонного регулирования создано с целью: 1) защиты от наводнений (совместно с обвалованием Нижней Кубани и другими водохранилищами на ее притоках) освоенной и населенной территории площадью 600 тыс. га.; 2) подачи воды на оросительные системы общей площадью 270 тыс. га; 3) улучшения условий водообеспечения рыбомелиоративных систем в приазовских лиманах; 4) улучшения условий судоходства на Нижней Кубани.

    Реки, впадающие в водохранилище, приносят в него твердый материал. Кроме того, в водоем попадают продукты разрушения берегов. Среднегодовое поступление наносов в Краснодарское водохранилище составляет по расчетам 5,63 млн. м³. При этом 86,3% из них поступает по рекам. Отложение твердых осадков в чаше водоема (заиление) ведет к сокращению полезной емкости водохранилища и уменьшению пропускной способности устьевых участков впадающих в него рек.

    Минерализация воды Краснодарского водохранилища колеблется от 200 до 500 мг/л, причем максимальные значения приходятся на период сработки, а минимальные на период наполнения. По химическому составу вода в водохранилище относится к гидрокарбонатному классу, кальциевой группе. В абсолютных значениях колебания гидрокарбонатов (НСО3-) в среднем составляют от 100 до 150 мг/л (25-30% экв.), кальция (Са2+) от 35 до 50 мг/л (25–35% экв.).

    Источниками загрязнения водных объектов являются в основном сбрасываемые сточные воды, очищаемые на ОС или поступающие в водоемы без очистки; загрязненные воды, сбрасываемые с полей орошения и рисовых систем; нефтепродукты.

    Произошло уменьшение объема сточных вод, сбрасываемых без очистки в водоемы по сравнению с 2003 года на 3,4 тыс.м³, количество недостаточно очищенных уменьшилось на 3258,6 тыс. м³. Увеличилось на 4064,7 тыс. м³ количество нормативно очищенных.

    Сброс массы загрязняющих веществ в водоемы увеличился по БПК полн. На 10,2 т.; по взвешенным веществам уменьшился на 6 т.; по азоту общему увеличился на 13,0 т., по нефтепродуктам уменьшился на 0,16 т.

    По-прежнему нормативно работают очистные сооружения в/с «Саук-Дере» Крымского района, МЖЭП «Ахтырский» – Абинского района. Условно-чистые стоки поступали с р/к «Рассвет» Темрюкского района, ОАО «Славянский КХП» – г. Славянск-на-Кубани.

    Загрязнение водных объектов особенно велико вследствие выноса пестицидов, применяемых на рисовых системах.

    Сложная экологическая обстановка, связанная с загрязнением р. Кубани в пределах границ края, в значительной степени обусловлена влиянием транзитного переноса загрязняющих веществ от источников расположенных в верховьях р. Кубань и ее притоков.

    В 2003 г. в черте г. Краснодара в р. Кубань было сброшено 110,46 мн. м³ ( в 1999 г. – 110 млн. м³) загрязненных сточных вод, в составе которых в водоем поступило 1,50 тыс. т. органических веществ по БПКп, биогенных – 1438,61 тыс. т., СПАВ –6,82 тыс. т., железа общего – 62,25 т., меди – 1,04 т., цинка –0,99 т., никеля – 0,39 т, хрома – 1,44 т. и других загрязняющих веществ.

    Из-за ненормативной работы городских очистных сооружений в р. Кубань ежегодно сбрасывается более 100 млн. м³ недостаточно очищенных сточных вод. Это связано, в основном, с отсутствием или неэффективной работой локальных очистных сооружений на ряде промышленных предприятий города. Негативное влияние на состояние бассейна р. Кубань оказывают объекты сельского хозяйства, сбрасывающие сточные воды без очистки.

    Минерализация воды увеличилась с 0,5 до 4,2 г/л, появились вредные компоненты, в несколько раз превышающие ПДК (нефтепродукты – от 1,09 до 2,9 ПДК, марганец – до 2, цинк – до 7,7, мышьяк – до 1,2, кадмий – от 2 до 3 ПДК); прогнозируется появление в воде радиоизотопов. Результаты обследования этой территории (район строящегося йодного завода у станицы Троицкой), проведенного ГУП «Кубаньгеология» в 2003 г., подтвердили наличие загрязнения грунтовых вод нефтепродуктами и фенолами.

    Сброс неочищенных сточных вод МУП «Водоканал» по суворовскому коллектору увеличился в 2003 г. на 0,001 млн.м³ за счет подключения новых объектов (вокзальный комплекс и другие). В г. Краснодаре сложилась крайне опасная в эпидемиологическом отношении ситуация. Вызвана она неудовлетворительным санитарно-техническим состоянием канализации: основные коллектора (Буденовский, Головатский и Главный) находятся в аварийном состоянии, так как имеют многочисленные провалы, засоры, работают на подпоре, по производительности не соответствуют увеличившемуся количеству стоков. В 2000 г. не увеличилось количество сточных вод, сбрасываемых без очистки в р. Кубань по ливневым коллекторам, а по суворовскому общесплавному коллектору увеличилось на 0,001 млн.м³/год. Сброс неочищенных сточных вод в р. Кубань, водоем питьевого и рыбохозяйственного значения высшей категории, может вызвать вспышку инфекционных заболеваний.

    В г. Краснодаре, кроме р. Кубани, имеются водоемы Карасун, их
    несколько под разными — названиями: Комсомольские, Пашковский, Покровские, Калининская балка, Озерки и др. Эти водоемы, особенно Калининская балка, находятся в неудовлетворительном санитарном состоянии: зарастают сине-зелеными водорослями, заилены, проточность почти отсутствует, т.к. водопропускные отверстия либо заилены, загрязнены плавающими предметами, засорены, разрушены или в свалках мусора.

    Кубанским КИО неоднократно поднимался вопрос приведения водоемов в надлежащее санитарное состояние. В 1998 г. принято постановление мэрии города № 534 от 05.04.98 г. «О реконструкции, благоустройстве и озеленении экосистемы Карасунских озер». Этим постановлением определено МУП «Стройзаказчик» генеральным заказчиком, а «Дубаньводдроект» генеральным проектировщиком реконструкции Карасунских озер.

    Согласно формам гостатотчетности 2ТП-токсичные отходы в г. Краснодаре на начало 2004 г. накоплено 169284,0 тонн токсичных отходов производства и потребления 1, 2, 3, 4 классов опасности, что меньше чем на начало 2004 г. на 7841,8 тонн.

    В г. Краснодаре функционирует одна свалка в х. Копанском. Отведенная территория под эту свалку 12 га полостью выработана и в 1997 г. произведен отвод новых земель для расширения свалки.

    Свалка у мясокомбината функционирует, несмотря на постановление Кубанского комитета о запрещении ее использования. Она используется в основном для приема смета с территории города, но САХ вывозит туда и бытовой мусор. Эта свалка продолжает гореть и является мощным источником загрязнения окружающей среды. Вопрос строительства для города мясоперерабатывающего завода не решается много лет, несмотря на то, что было разработано ТЭО такого завода. Из-за отдаленности свалки (30 км) от Карасунского округа, многие хозяйства вывозят мусор на берега Карасунских озер, в лесопосадки и другие места.

    В г. Краснодаре и других районах Кубанского КИО имеет место загрязнение почвы токсичными веществами, вокруг всех населенных пунктов организованы свалки бытовых и промышленных отходов. В нарушение действующих нормативных документов территория свалок не ограждена, не обвалована, технология складирования, переработки, утилизации отходов отсутствует. На свалке можно увидеть лужи нефтепродуктов, отработанные батареи, разбитые люминесцентные лампы, относящиеся к 1-мо классу опасности о наличию свинца, ртути.

    Все это размывается атмосферными осадками, попадает в ерики, реки, загрязняет почву и в итоге негативно отражается на здоровье населения.

    За последние пять лет в бассейне реки наблюдается снижение сброса органических веществ на 2&%, нитратов – на 63%, нитритов – на 66%, нефтепродуктов – на 57%, пестицидов – на 87%. В то же время наблюдается увеличение массы сброшенных цинка – на 132%, меди – на 82%, хрома – на 50%, железа – на 48%.

    По-прежнему основным источником загрязнения р. Кубани является г.Краснодар. Не изменилась ситуация с началом строительства третьей очереди очистных сооружений мощностью 125,0 тыс. куб. м в сутки, а также с пуском ливневого коллектора по ул.Суворова от ул. Северной до ул.Карасунской и канализационного коллектора по ул.Алма-Атинской в г. Краснодаре. Из-за ненормативной работы городских очистных сооружений первой и второй очереди в р.Кубань ежегодно сбрасывается более 100,0 млн. куб. м недостаточно очищенных сточных вод. Это связано, в основном, с отсутствием или неэффективной работой локальных очистных сооружений на таких крупных предприятиях города как АО «Ректинал», масложиркомбинат «Краснодарский», АО «Краснодарский кожевенный завод», ТОО «Краснодарская фабрика мехов и меховых изделий» и др., которые подают на городские очистные сооружения сточные воды с содержанием загрязняющих веществ, в десятки раз превышающих установленные для сбросов в горколлектор нормативы по таким веществам, как органические соединения, соли тяжелых металлов, нефтепродукты. Не менее важной причиной недостаточной очистки сточных вод на городских очистных сооружениях является отсутствие на них сооружений по доочистке стоков. Кроме того, из-за аварийного состояния существующих городских канализационных сетей, а также недостаточного их развития по ливневой канализации г.Краснодара в р.Кубань без очистки поступает значительное количество загрязняющих веществ. Это положение усугубляется незаконным подключением сточных вод к ливневой канализации таких промышленных предприятий как АПКФ «Кубаньфарфор», АО «Югтекс», ПАТП № 3, АООТ «Мехпромстрой», АОЗТ «ОВД», АОЗТ «Краснодарский кислородный завод» и других, а также объектов жилищно-коммунального хозяйства центральной части города.

    Помимо этого, во время выпадения интенсивных осадков происходит загрязнение р.Кубани нефтепродуктами, поступающими в водоем в составе ливневых стоков. Усугубляют ситуацию локомотивное и вагонное депо Краснодарского отделения Северо-Кавказской железной дороги, периодически допускающие сброс сточных вод со значительными концентрациями нефтепродуктов в хозфекальный коллектор. В связи с неудовлетворительным состоянием главных коллекторов при выпадении осадков в канализационных сетях создается подпор и часть сточных вод без очистки поступает в ливневую канализацию и далее в р.Кубань.

    В черте г.Краснодара в водоохранной зоне находится совместное российско-австрийское предприятие «Краснодарэконефть», которое ежегодно сбрасывает в р. Кубань нефтесодержащие сточные воды. К загрязнению биогенными веществами, солями тяжелых металлов и нефтепродуктами приводит также сброс недостаточно очищенных вод из-за ненормативной работы муниципальных очистных сооружений.

    Следовательно, за последние 200 лет резко ухудшилась экологическая обстановка в бассейне р.Кубань и ее низовьях. Вода – это кровь ландшафта. Загрязнение реки ведет к увеличению экологических заболеваний в
    Краснодарском крае. А так как 80 процентов всех заболеваний связано с плохим качеством воды, то оздоровление бассейна Кубани является первостепенной задачей кубанцев.

     

    4. ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКТОР ПРЕДПРИЯТИЯ

     

    Экологический фактор – фактор окружающей среды, воздействующий на организм

    Экологический фактор – любое условие среды, на которое живое реагирует приспособительными реакциями. Экологический фактор — это любой элемент среды, оказывающий прямое или косвенное влияние на живые организмы хотя бы на протяжении одной из фаз их развития.

    По своей природе экологические факторы делят, по крайней мере, на три группы:

  • абиотические факторы – влияния неживой природы;
  • биотические факторы – влияния живой природы.
  • антропогенные факторы – влияния, вызванные разумной и неразумной деятельностью человека («антропос» — человек).

    За последнее десятилетие в мировой практике произошли глубокие качественные изменения в подходах к решению экологических проблем и, в первую очередь, проблем, связанных с производством товаров и услуг. В течение 90-х годов подавляющим большинством ведущих промышленных компаний за рубежом достигнуты и продемонстрированы существенные результаты в области уменьшения отрицательного воздействия на окружающую среду при одновременном увеличении объемов производства, снижении удельных расходов сырья и материалов, экономии энергоресурсов, повышении качества продукции. Экологическая деятельность, как одна из составляющих сбалансированного развития, становится все более экономически оправданной, позволяя предприятиям использовать связанные с ней разнообразные прямые и косвенные преимущества и выгоды. Организации, регулирующие на международном уровне экономические и торговые отношения, обоснованно полагают, что экологически значимые результаты деятельности могут быть обеспечены производителями товаров и услуг только в случае наличия у них эффективно функционирующей системы экологического менеджмента, что начинает все чаще рассматриваться в числе обязательных условий расширения доступа на международные рынки.

    Практической основой экологического менеджмента является деятельность по предотвращению воздействия на окружающую среду (экономия и сбережение ресурсов, снижение потерь, уменьшение брака и повышение качества продукции и услуг, повторное и оборотное использование ресурсов, повышение культуры производства и т.п.). По существу, эффективная система экологического менеджмента может быть создана и сертифицирована только при условии планирования и демонстрации конкретных результатов улучшающейся деятельности по предотвращению воздействия на окружающую среду.

    Развитие инициативной деятельности в области предотвращения воздействия на окружающую среду и экологического менеджмента (ЭМ) в первую очередь определяется степенью заинтересованности, поддержки и понимания руководством предприятия возможностей практического использования ее результатов (включая использование в инвестиционных проектах и программах, маркетинге, рекламе, использование для снижения производственных издержек, повышения производительности труда, повышения качества продукции и услуг и т.п.).

    Природоохранная политика в народном хозяйстве проводится, главным образом, через законы, общие нормативные документы (ОНД), строительные нормы и правила (СНиП) и др. документы, в которых инженерно-технические решения увязаны с экологическим нормативом. Экологический норматив предусматривает обязательные условия сохранения структуры и функций экосистемы (от элементарного биогеоценоза до биосферы в целом), а также всех экологических компонентов, которые жизненно необходимы при хозяйственной деятельности человека. Экологический норматив определяет степень максимально допустимого вмешательства человека в экосистемы, при которой сохраняются экосистемы желательной структуры и динамических качеств. Иными словами, недопустимыми в хозяйственной деятельности человека являются такие воздействия на природную среду, которые приводят к опустыниванию. Указанные ограничения в хозяйственной деятельности человека или ограничение влияний нооценозов на природную среду определяются желательными для человека состояниями нообиогеоценоза, его социально-биологической выносливостью и хозяйственными соображениями. В качестве примера экологического норматива можно привести биологическую продуктивность биогеоценоза и хозяйственную производительность. Общим экологическим нормативом для всех экосистем является сохранение их динамических качеств, прежде всего надежности и устойчивости.

    Глобальный экологический норматив определяет сохранение биосферы планеты, и в том числе климата Земли, в виде, пригодном для жизни человека, благоприятном для его хозяйствования.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    5. ОЦЕНКА УЩЕРБА ОТ ЗАГРЯЗЕННИЯ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА

     

    Экологический ущерб окружающей природной среде означает фактические экологические, экономические или социальные потери, возникшие в результате нарушения природоохранного законодательства, хозяйственной деятельности человека, стихийных экологических бедствий, катастроф. Ущерб проявляется в виде потерь природных, трудовых, материальных, финансовых ресурсов в народном хозяйстве, а также ухудшения социально-гигиенических условий проживания для населения.

    Ущерб от загрязнения окружающей среды– фактические и возможные убытки народного хозяйства, связанные с загрязнением окружающей природной среды (включая прямые и косвенные воздействия, а также дополнительные затраты на ликвидацию отрицательных последствий загрязнения). Учитываются также потери, связанные с ухудшением здоровья населения, сокращением трудового периода деятельности и жизни людей.

    Ущерб от воздействия атмосферных загрязнений на состояние окружающей среды и экономики регионов, а также отдельных природопользователей проявляется в повышении заболеваемости населения, в негативных последствиях загрязнения водных ресурсов и почв атмосферными выпадениями, снижении урожайности сельскохозяйственных культур, снижении биопродуктивности природных комплексов, преждевременном износе основных фондов и покрытий, влекущим дополнительные затраты на их ремонт, а также дополнительные затраты на очистку территорий, стирку одежды и т.д., в потерях от снижения реакреционного потенциала территорий и мест отдыха, других потерь, связанных с негативными материальными, социальными и экологическими процессами.

    Эколого-экономическая оценка ущерба окружающей природной среде заключается в определении фактических и возможных (предотвращаемых) материальных и финансовых потерь и убытков от изменения (ухудшения в результате антропогенного воздействия или улучшения в результате проведения природоохранных мероприятий) качественных и количественных параметров окружающей природной среды в целом и ее отдельных эколого-ресурсных компонентов (атмосферный воздух, водные ресурсы, ресурсы растительного и животного мира)

    Укрупненная оценка величины ущерба от выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух может проводиться как для одного крупного источника или группы оцениваемых источников, так и для региона в целом.

    При укрупненных оценках ущерба для территории в целом, в качестве оцениваемой группы источников могут рассматриваться все источники в целом, в качестве оцениваемой группы источников могут рассматриваться все источники в данном городе, регионе, рассматриваемые как единый «приведенный»источник.

    Yr = Yуд r * M * Kэ * Jд

    где:

    Yудr–величина экономической оценки удельного ущерба от выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, (далее– показатель удельного ущерба) для i–го экономического района РФ, руб/усл.т.

    М–приведенная масса выбросов загрязняющих веществ, усл.т.

    Kэ –коэффициент экологической ситуации и экологической значимости состояния атмосферного воздуха территорий экономических районов России, определяется в соответствии.

    Jд –индекс-дефлятор по отраслям промышленности, устанавливаемый Минэкономикой России на рассматриваемый период и доводимый Госкомэкологии России до территориальных природоохранных органов.

    Приведенная масса загрязняющих веществ рассчитывается по формуле:

     

    N

    Мк = Smi Кэi

    к=1

    где:

    mi–масса выброса в атмосферный воздух i–го загрязняющего вещества или группы веществ с одинаковым коэффициентом относительной эколого-экономической опасности, т/год;

    Кэi–коэффициент относительной эколого-экономической опасности i–го загрязняющего вещества или группы веществ;

    i –индекс загрязняющего вещества или группы загрязняющих веществ;

    N–количество учитываемых групп загрязняющих веществ.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

     

  1. Об охране окружающей среды: Федеральный закон № 7-ФЗ Российской Федерации// Российская газета. 12 февраля. 2002 г.
  2. Об экологической экспертизе: Федеральный закон от 23.11.95 № 174-ФЗ// СЗРФ. 1955. № 48. Ст. 4556// РГ от 30.11.95.
  3. Об особо охраняемых природных территориях: Федеральный Закон от 15 февраля 1995г // РГ от 18.02.95.
  4. О Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию: Указ Президента РФ от 01.04.96 № 440//РГ 09.04.96. Об утверждении положения о лицензировании космической деятельности: постановление Правительства РФ от 02.02.96 № 104// РГ от 17.02.96.
  5. Акимова Т. А., Хаскин В. В. Экология: Учебник для вузов. Изд. 2-е, преработ. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. С. 566.
  6. Гиляров А. М. Популяционная экология. — М.: Изд-во МГУ, 1990.
  7. Доклад о состоянии окружающей среды Краснодарского края в 2000 году.
  8. Коробкин В. И.. Передельский Л. В. Экология в вопросах и ответах: Учебное пособие. — Ростов н/Д: Феникс, 2002.
  9. Кураяссковский Ю. Н. Основы всеобщей экологии. — Ростов н/Д: изд-во РГУ, 2002.
  10. Одум Ю. Экология / Пер. с англ. Т. 1—2. — М.: Мир, 1986.
  11. Отчет «О состоянии окружающей природной среды в зоне деятельности Азово-Кубанского территориального комитета 2000 год».
  12. Петров В.В. Экологическое право России: Учебник для вузов.-М.: ВЕК, 2001.
  13. Реймерс Н. Ф. Экология (теория, законы, правила, принципы и гипотезы). — М.: Россия молодая, 2002.
  14. Физическая география Краснодарского края./Под ред. Погорелова А.В. М., 2000.
  15. Экологическая доктрина Российской Федерации. Экологическое спасение (газета). 2002. № 6.
<

Комментирование закрыто.

WordPress: 22.12MB | MySQL:121 | 1,446sec