СТРУКТУРА ЗАКОНА ОБ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЕ. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЗАКОНА

<

061614 0150 1 СТРУКТУРА ЗАКОНА ОБ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЕ. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЗАКОНА

Природа в целом сама по себе не знает экологических проблем в их сегодняшнем понимании. Если они и возникали у некоторых групп организмов, то решались, как правило, медленным эволюционным путем на протяжении очень больших промежутков времени, когда замена одних форм другими для всей природы была почти незаметна. В отличии от этого экологические проблемы человечества стали весьма существенными проблемами всей природы на Земле.

Человечество XX века приобрело черты цивилизации потребления, экономика которой поддерживается преимущественно за счет провокации большого числа вторичных, факультативных потребностей. Именно их удовлетворение ведет в основном к избыточной биосферы, а по некоторым параметрам и превзошел его.

В настоящее время чрезвычайно актуальным для всех государств и народов мира становится выработка принципов и реализация научно обоснованной экологической политики. Не менее важна сторона этой проблемы — экологическое образование. Под воздействием общественно-политических движений, выступающих против бездумного покорения человеком природы (в частности движения «Зеленых»), начинается экологизация массового сознания миллионов людей.

Осложняющим обстоятельством является то, что практически не существует способов разрешения той или иной проблемы раз и навсегда. Решение одной из них неизбежно приводит к появлению новых, не менее болезненных. Уйти от них невозможно. Их можно только преодолеть. Причем преодолевать усилиями каждого человека и каждой страны в жестком сотрудничестве ради великой цели сохранения возможности жить на Земле.

В данной работе будет проанализирована структура федерального закона РФ «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ

 

 

 

1.

 

ФЗ «Об охране окружающей среды» состоит из преамбулы, 16 главы. Первая глава посвящена общим положениям Закона, вторая глава – основам управления в области охраны окружающей среды, третья глава раскрывает права и обязанности граждан общественных и иных некоммерческих объединений в области охраны окружающей среды, экономическое регулирование в области окружающей среды осуществляется на основе четвертой главы закона. Пятая глава Закона посвящена нормированию в области охраны окружающей среды. В шестой главе дан механизм оценки воздействия на окружающую среду. Требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной деятельности приведены в седьмой главе Закона. Восьмая глава состоит из одной статьи, она называется «Зоны экологического бедствия, зоны чрезвычайных ситуаций» и раскрывает порядок их установления. Девятая глава посвящена природным объектам, находящихся под особой охраной, посвящена их правовому статусу и механизму правовой охраны. Государственному мониторингу окружающей среды посвящена глава десять Закона. В следующей, одиннадцатой главе, раскрывается правовое регулирование экологического контроля. Научные исследования в области окружающей среды проводятся на основе главы XII ФЗ «Об охране окружающей среды». Глава XIII посвящена основам формирования экологической культуры. Ответственность за правонарушения в области охраны окружающей среды установлена Главой XIV Закона. Пятнадцатая глава посвящена вопросам международного сотрудничества в области охраны окружающей среды. Последняя, шестнадцатая глава, содержит заключительные положения Закона.

В преамбуле закона указано, что в соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.

Данный Федеральный закон определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

Анализируемый федеральный закон регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.

Первая глава ФЗ «Об охране окружающей среды» посвящена общим положениям

В ст. 1 приведены основные понятия, используемые в данном Законе.

Приведем некоторые из основных понятий, используемых в ФЗ «Об охране окружающей среды»:

окружающая среда — совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов;

природная среда (далее также — природа) — совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов;

компоненты природной среды — земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле;

природный объект — естественная экологическая система, природный ландшафт и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства;

природно-антропогенный объект — природный объект, измененный в результате хозяйственной и иной деятельности, и (или) объект, созданный человеком, обладающий свойствами природного объекта и имеющий рекреационное и защитное значение;

антропогенный объект — объект, созданный человеком для обеспечения его социальных потребностей и не обладающий свойствами природных объектов;

естественная экологическая система — объективно существующая часть природной среды, которая имеет пространственно-территориальные границы и в которой живые (растения, животные и другие организмы) и неживые ее элементы взаимодействуют как единое функциональное целое и связаны между собой обменом веществом и энергией;

природный комплекс — комплекс функционально и естественно связанных между собой природных объектов, объединенных географическими и иными соответствующими признаками;

природный ландшафт — территория, которая не подверглась изменению в результате хозяйственной и иной деятельности и характеризуется сочетанием определенных типов рельефа местности, почв, растительности, сформированных в единых климатических условиях;

охрана окружающей среды — деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий (далее также — природоохранная деятельность);

качество окружающей среды — состояние окружающей среды, которое характеризуется физическими, химическими, биологическими и иными показателями и (или) их совокупностью;

благоприятная окружающая среда — окружающая среда, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов;

негативное воздействие на окружающую среду — воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды;

природные ресурсы — компоненты природной среды, природные объекты и природно-антропогенные объекты, которые используются или могут быть использованы при осуществлении хозяйственной и иной деятельности в качестве источников энергии, продуктов производства и предметов потребления и имеют потребительскую ценность;

использование природных ресурсов — эксплуатация природных ресурсов, вовлечение их в хозяйственный оборот, в том числе все виды воздействия на них в процессе хозяйственной и иной деятельности;

загрязнение окружающей среды — поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду;

загрязняющее вещество – вещество или смесь веществ, количество и (или) концентрация которых превышают установленные для химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов нормативы и оказывают негативное воздействие на окружающую среду;

В следующей, второй статье указано законодательство РФ в области охраны окружающей среды. Законодательство в области охраны окружающей среды основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Отмечено, что данный 2 Федеральный закон действует на всей территории Российской Федерации, действует на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации в соответствии с нормами международного права и федеральными законами и направлен на обеспечение сохранения морской среды.

В данной статье 2 ФЗ «Об охране окружающей среды» определен порядок отношений, возникающих в области охраны окружающей среды.

В следующей, третьей стране закона перечислены основные принципы охраны окружающей среды, перечислим некоторых из них:

соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;

обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;

научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды;

охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности;

ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях;

платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде;

независимость контроля в области охраны окружающей среды;

презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности;

обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности;

учет природных и социально-экономических особенностей территорий при планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности;

приоритет сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов;

допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды;

обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов;

обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц;

запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды;

<

участие граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в решении задач охраны окружающей среды;

международное сотрудничество Российской Федерации в области охраны окружающей среды.

В ст. 4 ФЗ «Об охране окружающей среды» приведены объекты охраны окружающей среды, к которым отнесены: земли, недра, почвы; поверхностные и подземные воды; леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд; атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

 

Вторая глава ФЗ «Об охране окружающей среды» посвящена основам управления в области охраны окружающей среды. В статье 5 перечислены полномочия органов государственной власти Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды. Перечислим некоторые из них:

обеспечение проведения федеральной политики в области экологического развития Российской Федерации;

разработка и издание федеральных законов и иных нормативных правовых актов в области охраны окружающей среды и контроль за их применением;

разработка, утверждение и обеспечение реализации федеральных программ в области экологического развития Российской Федерации;

объявление и установление правового статуса и режима зон экологического бедствия на территории Российской Федерации;

координация и реализация мероприятий по охране окружающей среды в зонах экологического бедствия;

установление порядка осуществления государственного мониторинга окружающей среды (государственного экологического мониторинга), формирование государственной системы наблюдений за состоянием окружающей среды и обеспечение функционирования такой системы;

установление порядка осуществления государственного контроля в

организация и развитие системы экологического образования, формирование экологической культуры;

осуществление международного сотрудничества Российской Федерации в области охраны окружающей среды;

осуществление иных предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации полномочий.

В ст. 6 перечислены полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, а полномочия органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды приведены в следующей, седьмой статье Закона.

В ст. 8 ФЗ «Об охране окружающей среды» указаны органы исполнительной власти, осуществляющие государственное управление в области охраны окружающей среды. Государственное управление в области охраны окружающей среды осуществляется федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации».

Порядок Разграничение полномочий в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации определен ст. 9 ФЗ «Об охране окружающей среды».

Порядок управления области охраны окружающей среды, осуществляемое органами местного самоуправления определен в ст. 10 ФЗ «Об охране окружающей среды». Управление в области охраны окружающей среды осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН, ОБЩЕСТВЕННЫХ И ИНЫХ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

 

Глава 3 посвящена правам и обязанностям граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в области охраны окружающей среды.

В статье 11 ФЗ «Об охране окружающей среды» перечислены права и обязанности граждан в области охраны окружающей среды. Каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

В ч. 3 ст. 11 ФЗ «Об охране окружающей среды» перечислены обязанности российских граждан в области охраны окружающей среды. Граждане обязаны: сохранять природу и окружающую среду; бережно относиться к природе и природным богатствам; соблюдать иные требования законодательства.

Статья 12 ФЗ «Об охране окружающей среды» посвящена правам и обязанности общественных и иных некоммерческих объединений, осуществляющих деятельность в области охраны окружающей среды. Например, общественные и иные некоммерческие объединения, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды, имеют право разрабатывать, пропагандировать и реализовывать в установленном порядке программы в области охраны окружающей среды, защищать права и законные интересы граждан в области охраны окружающей среды, привлекать на добровольной основе граждан к осуществлению деятельности в области охраны окружающей среды.

В то же время общественные и иные некоммерческие объединения при осуществлении деятельности в области охраны окружающей среды обязаны соблюдать требования в области охраны окружающей среды.

В ст. 13 установлена система государственных мер по обеспечению прав на благоприятную окружающую среду.

 

4. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

 

Глава 4 ФЗ «Об охране окружающей среды» посвящена правовому регулированию экономического регулирования в области охраны окружающей среды. Методы экономического регулирования в области охраны окружающей среды приведены в ст. 14, из которых назовем: разработка государственных прогнозов социально-экономического развития на основе экологических прогнозов; разработка федеральных программ в области экологического развития Российской Федерации и целевых программ в области охраны окружающей среды субъектов Российской Федерации; разработка и проведение мероприятий по охране окружающей среды в целях предотвращения причинения вреда окружающей среде; установление платы за негативное воздействие на окружающую среду; установление лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов, лимитов на размещение отходов производства и потребления и другие виды негативного воздействия на окружающую среду; проведение экономической оценки природных объектов и природно-антропогенных объектов; проведение экономической оценки воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и т.д.

В ст. 16 установлена плата за негативное воздействие на окружающую среду. Отметим, что в данной статье перечислены виды негативного воздействия на окружающую среду.

Предпринимательской деятельности, осуществляемая в целях охраны окружающей среды, посвящена ст. 17 ФЗ «Об охране окружающей среды». Она поддерживается государством.

Статья 18 ФЗ «Об охране окружающей среды» посвящена экологическому страхованию, которое осуществляется в целях защиты имущественных интересов юридических и физических лиц на случай экологических рисков.

 

 

 

5. НОРМИРОВАНИЕ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

 

Глава V ФЗ «Об охране окружающей среды» посвящена нормированию в области охраны окружающей среды. Основы нормирования в области охраны окружающей среды приведены в ст. 19 ФЗ «Об охране окружающей среды». Нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в целях государственного регулирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, гарантирующего сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности. Требования к разработке нормативов в области охраны окружающей среды приведены в ст. 20 Закона.

Статья 21 содержит нормативы качества окружающей среды. Нормативы качества окружающей среды устанавливаются для оценки состояния окружающей среды в целях сохранения естественных экологических систем, генетического фонда растений, животных и других организмов. Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду указаны в ст. 22 Закона.

В следующей статье 23 Закона приведены нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение – в ст. 24 Закона, нормативы допустимых физических воздействий на окружающую среду в ст. 25 Закона, нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды в статье 26, нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду в ст. 27, иные нормативы в области охраны окружающей среды в ст. 28 ФЗ «Об охране окружающей среды».

Статья 29 посвящена государственным стандартам и иным нормативным документам в области охраны окружающей среды. Статья 30 посвящена лицензированию отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды. При этом лицензированию подлежат только отдельные виды деятельности.

Статья 31 посвящена экологической сертификации, которая проводится в целях обеспечения экологически безопасного осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации.

 

 

6. ОЦЕНКА ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ И ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА. ТРЕБОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ И ИНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Шестая глава посвящена оценка воздействия на окружающую среды и экологической экспертизе, а требования в области охраны окружающей среды в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной деятельности приведены в седьмой главе ФЗ «Об охране окружающей среды».

Шестая глава включает две статьи: статью 32, определяющей проведение оценки воздействия на окружающую среду и статью 33, которая посвящена экологической экспертизе.

Седьмая глава, наоборот, включает 23 статьи, устанавливающей требования:

– общие требования в области охраны окружающей среды при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов (ст. 34);

– требования в области охраны окружающей среды при размещении зданий, строений, сооружений и иных объектов (ст. 35);

– требования в области охраны окружающей среды при проектировании зданий, строений, сооружений и иных объектов (ст. 36);

– требования в области охраны окружающей среды при строительстве и реконструкции зданий, строений, сооружений и иных объектов (ст. 37);

– требования в области охраны окружающей среды при вводе в эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов (ст. 38);

– требования в области охраны окружающей среды при эксплуатации и выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов (ст. 39);

– требования в области охраны окружающей среды при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации объектов энергетики (ст. 40);

– требования в области охраны окружающей среды при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации и выводе из эксплуатации военных и оборонных объектов, вооружения и военной техники (ст. 41);

– требования в области охраны окружающей среды при эксплуатации объектов сельскохозяйственного назначения (ст. 42);

– требования в области охраны окружающей среды при мелиорации земель, размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений (ст. 43);

– требования в области охраны окружающей среды при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции городских и сельских поселений (ст. 44);

– требования в области охраны окружающей среды при производстве и эксплуатации автомобильных и иных транспортных средств (ст. 45);

– требования в области охраны окружающей среды при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации объектов нефтегазодобывающих производств, объектов переработки, транспортировки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки (ст. 46);

– требования в области охраны окружающей среды при производстве, обращении и обезвреживании потенциально опасных химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов (ст. 47);

– требования в области охраны окружающей среды при использовании радиоактивных веществ и ядерных материалов (ст. 48);

– требования в области охраны окружающей среды при использовании химических веществ в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве (ст. 49).

Статья 50 посвящена охране окружающей среды от негативного биологического воздействия. Требования в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления указаны в ст. 51 ФЗ «Об охране окружающей среды». Статья 52 содержит требования в области охраны окружающей среды при установлении защитных и охранных зон

В статье 53 указаны требования в области охраны окружающей среды при приватизации и национализации имущества.

Статья 54 посвящена охране озонового слоя атмосферы, а охране окружающей среды от негативного физического воздействия –ст. 55 ФЗ «Об охране окружающей среды».

Меры воздействия за нарушение природоохранных требований приведены в ст. 56 Закона. При нарушении предусмотренных настоящей главой природоохранных требований деятельность, осуществляемая с нарушением указанных требований, может быть ограничена, приостановлена или прекращена в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7. ЗОНЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО БЕДСТВИЯ, ЗОНЫ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ. ПРИРОДНЫЕ ОБЪЕКТЫ, НАХОДЯЩИЕСЯ ПОД ОСОБОЙ ОХРАНОЙ

 

Глава VIII посвящена законам экологического бедствия, зонам чрезвычайных ситуаций. Глава IX – природным объектам, находящимся под особой охраной. Порядок установления зон экологического бедствия, зон чрезвычайных ситуаций определен ст. 57 ФЗ «Об охране окружающей среды». Порядок объявления и установления режима зон экологического бедствия устанавливается законодательством о зонах экологического бедствия.

Меры охраны природных объектов приведены в ст. 58 Закона. Природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории.

В соответствии со ст. 59 Закона правовой режим охраны природных объектов устанавливается законодательством в области охраны окружающей среды, законодательством о природном и культурном наследии, а также иным законодательством. Особенности охраны редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, животных и других организмов определены ст. 60 ФЗ. Охране зеленого фонда городских и сельских поселений посвящена ст. 61 Закона. Охрана зеленого фонда городских и сельских поселений предусматривает систему мероприятий, обеспечивающих сохранение и развитие зеленого фонда и необходимых для нормализации экологической обстановки и создания благоприятной окружающей среды.

Статья 62 Закона посвящена охране редких и находящихся под угрозой исчезновения почв. Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения почвы подлежат охране государством, и в целях их учета и охраны учреждаются Красная книга почв Российской Федерации и красные книги почв субъектов Российской Федерации, порядок ведения которых определяется законодательством об охране почв.

 

8. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОНИТОРИНГ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ (ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ) И КОНТРОЛЬ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ (ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ)

 

Глава Х посвящена государственному мониторингу окружающей среды, Глава ХI ФЗ – экологическому контролю. Организация государственного мониторинга окружающей среды (государственного экологического мониторинга) осуществляет в соответствии со ст. 63 ФЗ. Задачи контроля в области охраны окружающей среды (экологического контроля) установлены в ст. 64 Закона. Контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль) проводится в целях обеспечения органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами исполнения законодательства в области охраны окружающей среды, соблюдения требований, а также обеспечения экологической безопасности.

Государственный контроль в области охраны окружающей среды (государственный экологический контроль) на основании ст. 65 ФЗ «Об охране окружающей среды». Права, обязанности и ответственность государственных инспекторов в области охраны окружающей среды перечислены в ст. 66 ФЗ «Об охране окружающей среды». Производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) определен в ст. 67 ФЗ «Об охране окружающей среды», а общественный контроль в области охраны окружающей среды (общественный экологический контроль) осуществляется на основании ст. 68 в целях реализации права каждого на благоприятную окружающую среду и предотвращения нарушения законодательства в области охраны окружающей среды.

Государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется на основании ст. 69 ФЗ «Об охране окружающей среды» в целях государственного регулирования природоохранной деятельности, а также текущего и перспективного планирования мероприятий по снижению негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду.

 

9. НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ. ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

 

Глава XII содержит всего лишь одну статью – семидесятую, которая посвящена научным исследованиям в области охраны окружающей среды, которые проводятся в целях социального, экономического и экологически сбалансированного развития РФ, создания научной основы охраны окружающей среды, разработки научно обоснованных мероприятий по улучшению и восстановлению окружающей среды, обеспечению устойчивого функционирования естественных экологических систем, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

Глава XIII посвящена основам формирования экологической культуры в Российской Федерации. В ст. 71 говорится о всеобщности и комплексности экологического образования. В дошкольных образовательных учреждениях, общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях дополнительного образования независимо от их профиля и организационно-правовых форм осуществляется преподавание основ экологических знаний в соответствии со ст. 72 Закона.

Подготовка руководителей организаций и специалистов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности осуществляется на основании ст. 73 Закона. В целях формирования экологической культуры в обществе, воспитания бережного отношения к природе, рационального использования природных ресурсов и в соответствии со ст. 74 Закона осуществляется экологическое просвещение посредством распространения экологических знаний об экологической безопасности, информации о состоянии окружающей среды и об использовании природных ресурсов.

 

 

 

 

10. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И РАЗРЕШЕНИЕ СПОРОВ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

 

Глава XIV устанавливает ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды и порядок разрешения споров в области охраны окружающей среды.

Виды ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды указаны в ст. 75 Закона. За нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством.

Порядок разрешения споров в области охраны окружающей среды определен в ст. 76 Закона об охране окружающей среды.Споры в области охраны окружающей среды разрешаются в судебном порядке в соответствии с законодательством.

Обязанность полного возмещения вреда окружающей среде установлен статьей 77 Закона. Порядок компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды определен ст. 78 Закона. Компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда.

Обязанность возмещения вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды установлен ст. 79 ФЗ «Об охране окружающей среды».

Требования об ограничении, о приостановлении или о прекращении деятельности лиц, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды устанавливаются ст. 80 Закона.

 

 

 

11. МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЗАКОНА

 

Глава XV посвящена вопросам международного сотрудничества в области охраны окружающей среды, а в главе XVI приведены заключительные положения Закона.

В ст. 81 приведены принципы международного сотрудничества в области охраны окружающей среды и отмечено, что Российская Федерация осуществляет международное сотрудничество в области охраны окружающей среды в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации в области охраны окружающей среды.

На основании ст. 82 Закона международные договоры Российской Федерации в области охраны окружающей среды, не требующие для применения издания внутригосударственных актов, применяются к отношениям, возникающим при осуществлении деятельности в области охраны окружающей среды, непосредственно. В иных случаях наряду с международным договором Российской Федерации в области охраны окружающей среды применяется соответствующий нормативный правовой акт, принятый для осуществления положений международного договора Российской Федерации.

Статья 83 определяет порядок вступление в силу настоящего Федерального закона, данный Закон вступил в силу со дня его официального опубликования. В соответствии со ст. 84 приведены нормативные правовые акты в соответствие с расматривемым Федеральным законом.

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Еще в 1809 г. Ж.-Б. Ламарк сделал яркое высказывание по поводу того, что назначение человека как бы заключается в том, чтобы уничтожить свой род, предварительно сделав земной шар непригодным для обитания. В наше время можно найти много высказываний о самоубийственном потенциале развития человека. «Сейчас в конце 20 столетия, никто не станет отрицать, что только радикальное изменение взаимоотношений между человеком и природой позволит нам избежать судьбы динозавров» (Ф.Рамад).

Встав на путь преобразования природы, человечество открыло тур великого состязания — кто придет к финишу первым: общество, создав предпосылки высокоразвитой природоохранной ступени развития, или Природа, исчерпав свои возможности нести бремя самоедских цивилизаций. Десять тысяч лет, более трехсот поколений творили материальное богатство путем разрушения природных богатств (экосистем всех уровней) и вконец промотали Презервы развития за счет Природы, так и не подготовившись жить в согласии с ней. Эмоциональность подобных высказываний сложилась под влиянием первых тревожных прогнозов мирового развития, появившихся в 70-х годах XX века.

В 1972 г. был опубликован первый доклад Римского клуба –«Пределы роста», составленный группой авторов под руководством Д. Медоуза. В докладе приближены прогнозируемые сроки кризиса по сравнению с оценками Форрестера (1971г. «Мировая динамика») и обосновывается неизбежность ограничения физических объемов экономического роста. Делается вывод, что сохранение темпов промышленного роста приведет человечество к порогу уже в конце века.

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Об охране окружающей среды: Федеральный закон № 7-ФЗ Российской Федерации от 10 января 2002 г. в ред. ФЗ от 18 декабря 2006 г. № 232-ФЗ // Российская газета. 12 февраля. 2002 г.
  1. Голуб А.А., Струкова Е.Б. Экономические методы управления природопользованием. М., 2007.
  2. Горелов А.А. Экология (курс лекций). Учебное пособие. М., 2006.
  3. Ерофеев Б.В. Экологическое право. М., 2007.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     


     

<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 0.97MB/0.00048 sec

WordPress: 23.64MB | MySQL:124 | 1,842sec