СУЩНОСТЬ ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ В УСЛОВИЯХ РЫНКА

<

061614 0216 1 СУЩНОСТЬ ЭКОЛОГО ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ                     В УСЛОВИЯХ РЫНКА

Экономическая эффективность
является основным критерием оптимального использования ограниченных природных ресурсов в процессе хозяйственной деятельности и определяется по принципу сопоставления затрат и выгод. Затраты обычно характеризуются показателем капитальных вложений, в том числе и в природоохранные мероприятия, а затем сопоставляются с получаемым эффектом от этих затрат, которые отражают стоимостной прирост реализованных выгод. Дальнейшее сопоставление нормативных коэффициентов с полученными в результате сравнения затрат с эффектом от них позволяет делать вывод о степени эффективности соответствующей деятельности. При этом следует иметь ввиду, что природоохранный экономический эффект представляет собой прибыль или выгоду от вложения средств в рационализацию природопользования, а эффективность определяется сопоставлением потенциального эффекта с вызвавшими его затратами (рис. 1).

Так, например, получение значительного эффекта может потребовать больших затрат, что может сделать природопользование экономически неэффективным.

Следовательно, оценка эффективности базируется на сопоставлении потенциального эффекта с вызвавшими его затратами. Отсюда, чем больше будет разница (Э) между потенциальной выгодой (В) и затратами (З), тем удачнее реализация природопользования. Экологическая составляющая может быть представлена суммой экологических издержек и экологических выгод (Пt), которая может быть как положительной (при значительном природоохранном эффекте), так и отрицательной (при значительном экологическом ущербе). Приведение прогнозных затрат и выгод, с учетом их временной изменчивости, к затратам и выгодам настоящего периода времени (современной стоимости) может быть осуществлено на основе их дисконтирования :

 

 

n Вt — Зt ± Пt

061614 0216 2 СУЩНОСТЬ ЭКОЛОГО ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ                     В УСЛОВИЯХ РЫНКАЭ = å ,

i=1 (1 + Е)t

 

где Е – коэффициент дисконтирования (норма дисконта), который принимается равным проценту банковской ставки (8-12%);

t – год расчетного периода (t = 0,1,2,… Т);

Пt – суммы экологических издержек и экологических выгод.

 

061614 0216 3 СУЩНОСТЬ ЭКОЛОГО ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ                     В УСЛОВИЯХ РЫНКА061614 0216 4 СУЩНОСТЬ ЭКОЛОГО ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ                     В УСЛОВИЯХ РЫНКА

 

 

 

 

061614 0216 5 СУЩНОСТЬ ЭКОЛОГО ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ                     В УСЛОВИЯХ РЫНКА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

061614 0216 6 СУЩНОСТЬ ЭКОЛОГО ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ                     В УСЛОВИЯХ РЫНКА

061614 0216 7 СУЩНОСТЬ ЭКОЛОГО ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ                     В УСЛОВИЯХ РЫНКА

061614 0216 8 СУЩНОСТЬ ЭКОЛОГО ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ                     В УСЛОВИЯХ РЫНКА061614 0216 9 СУЩНОСТЬ ЭКОЛОГО ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ                     В УСЛОВИЯХ РЫНКА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 1. Схема используемых методов при экономической оценки эффективности затрат на разработку, внедрение и эксплуатацию природоохранных мероприятий

 

Продолжительность расчетного периода обычно принимается с учетом создания, эксплуатации (ликвидации) объекта природопользования, или нормативного срока службы соответствующего технологического (природоохранного) оборудования.

Данное соотношение позволяет сопоставить меняющиеся во времени затраты и выгоды (результаты). В случае, если полученная чистая прибыль (прибыль за вычетом налогов и процентов по кредитам) больше нуля, то природоохранные мероприятия могут быть признаны экономически эффективными. При этом суммарные выгоды, с учетом фактора времени, обязательно должны превышать суммарные затраты, а их разница отражать прибыль или эффект от предполагаемой хозяйственной деятельности.

Эффективность используемых природоохранных мероприятий может быть также оценена с помощью следующего выражения

ЭПр = å
DП / З,

где å
D
П – сумма снижений ущербов в результате снижения негативного воздействия на окружающую природную среду;

З — приведенные годовые затраты на осуществление природоохранных мероприятий.

Следует отметить, что приведенные затраты складываются из текущих затрат на содержание природоохранного оборудования (оплата электроэнергии, заработной платы, и пр.) и капитальных затрат на строительство сооружений и приобретение оборудования. Однако, поскольку оборудование и сооружения функционируют не один год, то и общую величину капитальных затрат, прежде чем суммировать с текущими затратами за год, приводят к годовой размерности с помощью коэффициента дисконтирования. При этом приведенные затраты могут быть вычислены по формуле: (С + К).r.

К сожалению, расчеты эффективности природоохранных мероприятий достаточно сложны, особенно в случае оценки экологического ущерба окружающей природной среде и величины его экономической компенсации. Такие расчеты могут проводиться как на уровне регионов, так и конкретного природопользователя.

Экономические механизмы охраны окружающей среды и рационального природопользования
ориентированы на обеспечение эффективного природоохранного управления. Реализация такого управления достигается с помощью разнообразных экономических рычагов воздействия на природопользователя, включающих формирование ценообразования с учетом природоохранного фактора; разработку стимулирующих принципов финансирования природоохранных мероприятий, а также принятие государственных и региональных природоохранных программ. Среди основных задач, решаемых с помощью экономических механизмов управления природопользованием, следует выделить:

<
  • планирование и финансирование природоохранных мероприятий;
  • установление лимитов использования природных ресурсов, выбросов и сбросов вредных веществ в окружающую природную среду и размещение отходов;
  • установление нормативов платы и размеров платежей за использование природных ресурсов, выбросы и сбросы вредных веществ в окружающую природную среду, размещение отходов и другие виды негативного воздействия;
  • предоставление природопользователям налоговых, кредитных и иных льгот при внедрении ими малоотходных и ресурсосберегающих технологий и нетрадиционных видов энергии, осуществлении других эффективных мер по охране окружающей природной среды;
  • возмещение в установленном порядке вреда, причиненного окружающей природной среде и здоровью человека.

    Согласно Закону «Об охране окружающей природной среды», пользование природными ресурсами в России является платным. В соответствии с этим положением, экономические механизмы управления природопользованием включают:

  • платежи за пользование природными ресурсами (ресурсные платежи);
  • компенсационные платежи за выбытие природных ресурсов из целевого оборота или ухудшение их качества (компенсацию ущерба), вызванные деятельностью природопользователя;
  • платежи за загрязнение окружающей природной среды (эмиссионные платежи);
  • штрафы за нарушение природоохранного законодательства;
  • рыночные цены на часть природных ресурсов, поступающих в экономический оборот и являющийся объектом рыночных операций;
  • дифференциацию налогообложения с учетом экологических факторов;
  • 061614 0216 10 СУЩНОСТЬ ЭКОЛОГО ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ                     В УСЛОВИЯХ РЫНКАфинансирование (бюджетное и внебюджетное) природоохранных мероприятий, включая систему экологических фондов воспроизводства природных ресурсов;
  • страхование экологических рисков.

    Одним из центральных элементов экономических методов регулирования природоохранной деятельностью является естественнонаучное обоснование предельно допустимых нагрузок на природную окружающую среду, которое основано на количественной оценке значений ассимиляционного потенциала и представлении его в качестве ресурса, с последующим использованием его стоимостной оценки в экономических расчетах. При этом в качестве ориентировочной аппроксимации ассимиляционной емкости различных регионов и территорий часто принимаются расчетные значения лимитов на ПДВ, ПДС и др., последовательные итерации которых в результате могут способствовать более объективной ее оценке. В этом случае ассимиляционный потенциал будет выражаться как система экологических нормативов, которые, с одной стороны, являются количественной характеристикой экологических потребностей, а с другой параметрами, характеризующими издержки по сохранению такого ресурса как качество окружающей природной среды.

     

     

     

     

     

     

     

    2. ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ПРИРОДООХРАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ИХ ОСОБЕННОСТИ

     

    Платность природных ресурсов — важнейший элемент нового механизма финансирования, ориентированного на рыночные реформы. К числу других существенных экономических стимулов следует отнести экологические фонды и экологическое страхование.

    Плата за использование природных ресурсов. Законом Российской Федерации об охране окружающей природной среды (1991) предусматривалась плата не только за загрязнение окружающей природной среды, но и за использование природных ресурсов. Согласно ст. 20 этого Закона плата за природные ресурсы (земля, вода, леса и др.) взималась: а) в пределах установленных лимитов; б) за сверхлимитное и нерациональное использование природных ресурсов; в) на их воспроизводство и охрану. Сейчас эти положения пересматриваются, однако принцип платности за использование природных ресурсов безусловно сохраняется.

    Формы платежей за природные ресурсы в зависимости от их вида и назначения могут быть различными. Например, за пользование лесными ресурсами плату взимают в виде лесных податей (налога) и арендной платы, за пользование водными объектами — в виде регулярных платежей в течение срока водопользования, за пользование землей — в виде земельного налога, арендной платы. Поступающие платежи перечисляют в местный бюджет (города или района), в фонды воспроизводства и охраны природных ресурсов.

    Платность природных ресурсов несомненно повышает материальную заинтересованность природопользователя в сохранении ресурсов и их рациональном использовании.

    Плата за загрязнение окружающей природной среды. Законом Российской Федерации об охране окружающей природной среды предусмотрена плата за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ и размещение отходов как в пределах, так и сверх установленных лимитов. В первом случае платежи производятся за счет себестоимости продукции предприятия, во втором — за счет прибыли, которая получена предприятием-загрязнителем. При этом из общей суммы 90% платежей перечисляют во внебюджетные экологические фонды, а 10% — в доход федерального бюджета.

    В случае убыточности предприятия-загрязнителя платежи производятся за счет всех имеющихся у него средств, на которые может быть обращено взыскание. Территориальные органы Минприроды России и органы санэпиднадзора вправе приостановить (или прекратить) деятельность таких предприятий, для которых размер платежей превышает прибыль, оставляемую в их распоряжении.

    Поскольку платежи взимаются за счет себестоимости продукции или прибыли, они должны стимулировать предприятие-загрязнитель к сокращению выбросов (сбросов) загрязняющих веществ и отходов. Именно в этом многие ученые видят главный ключ экономизации хозяйственной деятельности, пользуясь которым можно сделать охрану окружающей среды экономически выгодным делом.

    Вместе с тем опыт применения системы платежей за загрязнение в России показывает, что плата, реализующая налоговый принцип, не выполняет автоматически стимулирующих функций. Ученые предлагают параллельно с ее внедрением создавать институциональную среду, где плата выступит важным эффективным элементом процесса принятия решения. Только тогда, как считают Г. С. Голицын, А. Ю. Ретеюм и др., реализация принципа — «загрязнитель платит» — послужит, основой для внедрения другого классического принципа рыночного хозяйства — «желания платить». Следует также отметить, что применяемые ныне коэффициенты индексации нормативов платы за загрязнение окружающей среды не соответствуют реальной инфляции в стране, что существенно снижает роль платы за загрязнение как экономического рычага стимулирования природоохранной деятельности природопользователей.

    Экологические фонды. Для реализации различных природоохранных задач: восстановления потерь в природной среде, компенсации вреда здоровью граждан, строительства очистных сооружений, материального обеспечения эколого-просве-тительного направления и т. д. — создана единая система внебюджетных государственных экологических фондов. Фонды функционируют за счет отчислений предприятий в виде платы за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ, реализации конфискованных орудий охоты и рыболовства и других источников. Большая часть средств экологических фондов идет на реализацию природоохранительных мероприятий.

    Экологические фонды способствуют также развитию таких прогрессивных механизмов финансирования природоохранной деятельности, как

    — вложение средств в формирование начального капитала предприятий, создаваемых для производства продукции природоохранного назначения;

    — выдачу гарантий коммерческим банкам по ссудам и кредитам предприятиям на реализацию природоохранных проектов.

    Таким образом, в современных условиях экологические фонды становятся важным элементом поддержки инвестиций в охрану окружающей среды. Только в 1997 г. фактические поступления в фонды составили 1792, 2 млрд. руб.; 42,2% этих средств расходовалось на строительство природоохранных объектов и внедрение экологически чистых технологий.

    Тем не менее в бюджете 2001 г. Федеральный экологический фонд Российской Федерации был упразднен. Возникла необходимость создания новой структуры, способной координировать инвестиционную деятельность в области охраны окружающей среды.

    Экологическое страхование. По Закону Российской Федерации (1991 г.) предприятия, а также граждане имеют право на получение страхового возмещения (при добровольном и обязательном страховании) в случае техногенных катастроф, аварий и стихийного бедствия. Однако предприятие может быть лишено права на страховое возмещение, если оно неоднократно предупреждалось о возможности аварии, но не влияло никаких предупредительных мер. Таким образом, экологическое страхование выполняет (экономически) стимулирующие функции, побуждая предприятия к сохранению природных ресурсов и охране природной среды.

    Все более актуальными становятся и такие важные природоохранные проблемы, как страхование риска загрязнения окружающей природной среды, страхование инвестиций в экологически рисковые проекты, выбор приоритетных объектов экологического страхования. Развиваются и другие формы экологического страхования.

    Экономический механизм природопользования в переходный период к рыночной экономике нуждается в постоянном совершенствовании. По А. Голубу (1991), в условиях перехода к рынку комплекс экономических мер по отношению к окружающей природной среде должен носить поэтапный характер. Всего предусматривается четыре этапа.

    На первом этапе — подготовка к введению платежей за выбросы и платы за природные ресурсы; пересмотр нормативов временно согласованных выбросов; решение вопроса о возобновлении деятельности предприятий, закрытых на основании экспресс-экологоэкономической экспертизы; освоение выпуска новой природоохранной техники; создание основы службы экологического мониторинга.

    Очевидно, что первый этап, в основном, преодолен.

    На втором этапе — совершенствование платежного режима природопользования; формирование рынка экологических услуг; определение приоритетных проблем с точки зрения долгосрочного развития приватизации части природно-ресурсного потенциала; реформа механизма ценообразования на природное сырье; усиление службы государственной экологической экспертизы.

    На третьем этапе — формирование рынка природоохранного оборудования и экологических технологий, и на четвертом (заключительном) этапе — начало реализации долгосрочной эколого-экономической стратегии.

     

     

     

     

     

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

     

  1. Об охране окружающей среды: Федеральный закон № 7-ФЗ Российской Федерации// Российская газета. 12 февраля. 2002 г.
  2. Аверченков А.А., Шевчук А.В., Грошев В.Л. Экономика природопользования. Аналитические и нормативно-методические материалы. М., 1994.
  3. Бобылев С.Н., Ходжаев А.Ш. Экономика природопользования. Учебное пособие. М., 1997.
  4. Гирусов Э.В. и др. Экология и экономика природопользования. Учебник для вузов./ Под ред. Э.В. Гирусова. М., 2003.
  5. Глухов В.В., Лисичкина Т.В., Некрасова Т.П. .Экономические основы экологии. СПб., 1999.
  6. Голуб А.А., Струкова Е.Б. Экономика природопользования. М., 1995.
  7. Кондратьев К.Я., Донченко В.К., Лосев К.С., Фролов А.К. Экология, экономика, политика. СПб., 1996.
  8. Куриленко В.В. Основы управления природо- и недропользованием. Экологический менеджмент. СПб., 2001.
  9. Реймерс Н. Ф. Экология (теория, законы, правила, принципы и гипотезы). — М.: Россия молодая, 2002.
  10. Экономическая и финансовая политика в сфере охраны окружающей среды. Сборник аналитических материалов, нормативных правовых актов и ведомственных документов. / Под общей ред. В.И. Данилова-Данильяна. М., 1999.

     

     

     

     


     

<

Комментирование закрыто.

WordPress: 23.04MB | MySQL:115 | 1,912sec