Система экологического контроля

<

062714 0159 1 Система экологического контроляЭкологический контроль – это одно из наиболее масштабно применяемых организационно-правовых средств управления охраной окружающей среды. Экологический контроль осуществляется абсолютно на всех этапах деятельности по использованию природных ресурсов и оказанию воздействий на окружающую среду, можно сказать, тотально. В нем заняты многие органы и лица, различающиеся по своему статусу, ведомственной принадлежности, используемым методам, масштабам полномочий. Так, одни субъекты осуществляют лишь экологический контроль в узком смысле как проверку соблюдения и исполнения законодательства по охране окружающей среды, другие наделены правом осуществлять и надзор в сфере государственного экологического управления. В литературе подробно описывайся различные виды экологического контроля: государственный, ведомственный, производственный и общественный.

Государственный экологический контроль осуществляется: а) от имени государства; б) специально уполномоченными на то органами и должностными лицами; в) носит вне— и надведомственный арактер; г) представляет собой одну из функций государственного экологического управления; д) сопряжен с применением в необходимых случаях мер административного принуждения (приостановлением деятельности, лишением права природопользования, наложением штрафов и других административных взысканий). В литературе указывается на существование нескольких видов государственного экологического контроля: в зависимости от стадии контролируемой деятельности — предупредительного и текущего; по критерию субъекта контроля — общего и специального. Так, общий экологический контроль осуществляют Президент РФ, Правительство РФ и иные субъекты, наделенные общей компетенцией либо компетенцией особого рода, например, в области экспортного контроля за ввозом и вывозом возбудителей инфекционных заболеваний человека, животных и растений, технологий, которые могут быть использованы для разработки оружия массового поражения, и т.п. Передача ими полномочий в области экологического контроля другим субъектам должна быть оформлена особо, отражена в нормативном правовом акте, соответствовать статусу и другим правомочиям этих субъектов. Специальный же контроль проводится органами, уполномоченными в области охраны окружающей среды, и их должностными лицами. Права и обязанности последних детально урегулированы экологическим и административным законодательством. Как правило, этому посвящены либо отдельные главы федеральных законов, либо статьи, либо подзаконные акты в целом, в частности ведомственные. В соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»1 осуществление экологического контроля (и надзора) возложено на федеральные службы в соответствующих сферах деятельности, а именно на: Федеральную службу по надзору в сфере природопользования, Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору, Федеральную службу по техническому регулированию и метрологии, Федеральную службу по ветеринарному и фитосанитарному надзору, Федеральную таможенную службу, Федеральную службу безопасности. В отдельных случаях контроль могут осуществлять и другие органы.

Объекты государственного экологического контроля перечислены в Постановлении Правительства РФ от 29 октября 2002 г. № 777 «О перечне объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю»2. К ним отнесены, например, объекты ядерной энергетики, объекты, расположенные на землях, находящихся в федеральной собственности либо оказывающие негативное воздействие на включенные в Список всемирного культурного наследия и Список всемирного природного наследия памятники, а также способствующие трансграничному загрязнению окружающей среды, и т.п. Опасными для окружающей среды и поэтому контролируемыми на федеральном уровне являются — независимо от форм собственности — такие объекты хозяйственной и иной деятельности, на которых размещаются более 10 тыс. тонн отходов 1-го и 2-го классов опасности в год; сбрасывается более 15 млн куб. метров сточных вод в год; выбрасывается в воздух ежегодно более 500 тонн вредных веществ и т.д.

Муниципальный экологический контроль осуществляется органами местного самоуправления, их должностными лицами.

Ведомственный экологический контроль производится центральными органами управления по отношению к подчиненным им структурным образованиям и организациям, учреждениям, предприятиям в рамках конкретной отрасли. Так, ведомственный контроль за предприятиями атомного комплекса осуществляет Федеральное агентство по атомной энергии, но осуществление государственного экологического контроля возложено на Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору. На Министерство природных ресурсов и экологии РФ возложен ведомственный контроль за работой комитетов субъектов РФ, но государственный — в области использования лесов, недр, вод и т.п. всеми иными субъектами хозяйственной и управленческой деятельности — осуществляет находящаяся в его ведении Федеральная служба по надзору в области природопользования.

Производственный экологический контроль ограничен рамками конкретного хозяйствующего субъекта, предприятия, организации и осуществляется либо его руководителем, либо руководителями отдельных служб (главным инженером, главным энергетиком, начальником лаборатории и т.п.), либо специально организованными экологическими службами (отделами) на основании предоставленных им нормативным актом либо специальным приказом, уполномочием прав и обязанностей. Виды контрольных структур предприятия и масштабы, способы их деятельности зависят от его организационно-правовой формы. Обычно производственный экологический контроль включает проверку: а) выполнения планов по охране окружающей среды, в том числе предусматривающих совершенствование технологий и улучшение качества продукции, снижение затрат энергоресурсов, уровня потребления природных ресурсов; б) соблюдения экологических правил, стандартов и нормативов производственной деятельности; в) строительства природоохранных объектов; г) проведения работ по рекультивации нарушенных земель, устранения иных негативных последствий производственной деятельности.

Общественный экологический контроль в последние годы получил широкое развитие не только в РФ, но и в других странах. Его существование как важного правового института основывается на многих международных документах, предусматривающих участие общественности в принятии решений, которые могут повлиять на состояние окружающей среды, связаны с экологическими рисками и угрозой наступления экологического вреда, а также регулируют доступ граждан и их объединений к экологической информации. Направления и формы экологического общественного контроля постоянно расширяются. Эти тенденции, а возможно — даже закономерности современной правовой и эколого-правовой реальности — находят свое отражение в законодательстве. Трудно отыскать закон или подзаконный акт, в котором не предусматривались бы — пусть в общей форме или с ограничениями — права общественных объединений в области контроля, судебного обжалования действий публичной власти и, главное, обязанности таковой реагировать на инициативы и требования общественности.

<

По законодательству РФ общественный экологический контроль может осуществляться в различных формах: а) общественные слушания; б) референдумы; в) общественная экологическая экспертиза; г) обращения в средства массовой информации; д) направление жалоб, заявлений, исков в природоохранительные, правоохранительные органы и суды. Косвенно общественный экологический контроль проявляется в актах протеста, митингах, демонстрациях, иных формах выражения общественного мнения по поводу государственной экологической политики или в связи с планированием и осуществлением отдельных мероприятий, затрагивающих экологические права и интересы граждан, а также в сообщениях и других публикациях средств массовой информации. Здесь достаточно напомнить о реакции общественности на планы ввоза радиоактивных отходов в страну.

Вопросы разделения контрольных полномочий являются не только предметом теоретических дискуссий или размышлений законодателя. Судебная практика реагирует на эту проблему, учитывая и экологическую и экономическую значимость обеспечения надлежащего контроля со стороны всех заинтересованных в соблюдении экологического законодательства субъектов. Так, в определении Судебной коллегии Верховного Суда РФ от 26 мая 2003 г. указывается: «Наделение органов государственной власти полномочиями на осуществление государственного экологического контроля на объектах хозяйственной и иной деятельности не лишает органы местного самоуправления права на осуществление на тех же объектах, находящихся на территории муниципального образования, муниципального экологического контроля»1.

Именно путем экологического контроля достигаются следующие задачи: выявление нарушений экологического законодательства; пресечение правонарушений; обеспечение доказательственной базы для последующего расследования и наказания виновных; поддержание законности и правопорядка; предотвращение нарушений экологических требований и наступления экологического вреда.

Экологический контроль проводится наряду с иными формами (видами) контроля и надзора: авторским, санитарным, радиационным, строительным и др. Иногда это приводит к дублированию и столкновению ведомственных интересов, иногда помогает решить проблему за счет объединения сил и усиления «давления» на хозяйствующих субъектов.

Права и обязанности должностных лиц органов экологического контроля. Перечень этих прав и корреспондирующих им обязанностей в принципе не отличается от иных в сфере государственного управления и контроля. Указанные лица имеют права на: запрос и получение информации, необходимой для выполнения возложенных на них функций; проведение проверок как документации, так и фактического положения дел, в том числе путем взятия проб, проведения замеров, обследований и т.п.; вход на подконтрольные объекты (в необходимых случаях с соблюдением установленных режимных ограничений); получение устных и письменных объяснений от руководителей и других работников предприятий, организаций и учреждений, иных лиц; дачу заключений о соответствии деятельности, состояния объекта, изделий, материалов, сырья, продукции и отдельных параметров и показателей требованиям экологического законодательства; выдачу обязательных предписаний об устранении недостатков и нарушений в деятельности; приостановление и (или) прекращение экологически опасной деятельности; приостановление и аннулирование выданных лицензий (разрешений) в случае нарушения их условий; применение мер административного взыскания, и т.п. Некоторые категории имеют право на применение служебного оружия, спецсредств, обыск и досмотр.1 Личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, т.е. обследование вещей, производимое без нарушения их конструктивной целостности, осуществляется в случае необходимости в целях обнаружения орудий совершения или предметов административного правонарушения, в том числе орудий охоты и рыболовства, добытой продукции и т.п., должностные лица производят в присутствии понятых. В исключительных случаях, например, если при физическом лице находится оружие, эти действия могут производиться без понятых. Составление протокола обязательно; кроме того, в случае необходимости ведется фото- и киносъемка, видеозапись, применяются иные способы фиксации вещественных доказательств. Об этом делается запись в протоколе.

2.Эколого–правовые меры охраны окружающей природной среды курортных зон

 

Лечебно-оздоровительная местность — это территория, обладающая природными лечебными ресурсами и пригодная для организации лечения и профилактики заболеваний, а также для отдыха населения1.

Наряду с понятием «лечебно-оздоровительная местность» существует понятие «курорт». Курортом называется освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая природная территория, находящаяся в ведении органов государственной власти; курортным регионом (районом) — территория с компактно расположенными на ней курортами, объединенная общим округом санаторной (горно-санаторной) охраны.

В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 23.02.1995 «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах»2 природные лечебные ресурсы являются государственной собственностью. Они могут принадлежать на праве собственности РФ (федеральная собственность) либо субъектам РФ (региональная собственность)3.

Лечебно-оздоровительные местности и курорты могут иметь федеральное, региональное и местное значение.

В границах курортов и лечебно-оздоровительных местностей запрещается (ограничивается) деятельность, которая может привести к ухудшению качества и истощению природных ресурсов и объектов, обладающих лечебными свойствами.

В целях сохранения природных факторов, благоприятных для организации лечения и профилактики заболеваний населения, на территориях курортов и лечебно-оздоровительных местностей организуются округа санитарной (горно-санитарной) охраны — особо охраняемая природная территория с установленным в соответствии с законодательством РФ режимом хозяйствования, проживания, природопользования, обеспечивающим защиту и сохранение природных лечебных ресурсов и лечебно-оздоровительной местности с прилегающими к ней участками от загрязнения и преждевременного истощения. Порядок организации округов санитарной (горно-санитарной) охраны и особенности режима их функционирования определяются Правительством РФ и органами государственной власти субъектов РФ.

В составе округа санитарной (горно-санитарной) охраны выделяется до трех зон. На территории первой зоны запрещаются проживание и все виды хозяйственной деятельности, за исключением работ, связанных с исследованиями и использованием природных лечебных ресурсов в лечебных и оздоровительных целях при условии применения экологически чистых и рациональных технологий. На территории второй зоны запрещается размещение объектов и сооружений, не связанных непосредственно с созданием и развитием сферы курортного лечения и отдыха, а также проведение работ, загрязняющих окружающую природную среду. На территории третьей зоны действуют ограничения на размещение промышленных и сельскохозяйственных организаций и сооружений.

Обеспечение установленного режима санитарной (горно-санитарной) охраны осуществляется: в первой зоне — пользователями, во второй и третьей — пользователями, землепользователями и проживающими в этих зонах гражданами.

Природные лечебные ресурсы используются в лечебных целях в соответствии с условиями лицензий, предоставляемых на каждый вид деятельности.

К землям историко-культурного назначения относятся земли объектов культурного населения народов РФ, в том числе объектов археологического наследия; достопримечательных мест, в том числе мест бытования исторических промыслов, производств и ремесел; военных и гражданских захоронений (ст. 99 ЗК РФ).

Земли историко-культурного назначения используются в особом порядке, установленном законодательством РФ и субъектов РФ1.

Организации охраны особо охраняемых природных территорий посвящен разд. IX Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях»2. Этим же Законом (ст. 36) установлена уголовная ответственность за нарушение режима особо охраняемых природных территорий.

За нарушение режима особо охраняемых природных территорий законодательством РФ устанавливается дисциплинарная, материальная, гражданско-правовая, административная и уголовная ответственность (ст. 19 Федерального закона «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах»).

Физические и юридические лица обязаны возместить вред, причиненный нарушением режима особо охраняемых природных территорий в соответствии с таксами и методиками, устанавливаемыми законодательством РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задача

 

16 мая 2009 года на русле реки Кубань Кравченко Ю.В. ловил рыбу для личных нужд используя запрещенные орудия ловли.

Его действия были пресечены работниками рыбинспекции. Допрошенный в судебном заседании Кравченко Ю.В. вину свою признал и показал, что он неоднократно: 22 июня, 15 августа 2008 года уже задерживался работниками рыбоохраны за ловлю рыбы запрещенными орудиями лова. За первые два случая он в административном порядке наказывался.

Будет ли виновное лицо привлечено к уголовной ответственности?

Какие санкции установлены за данное правонарушение?

 

Решение

Уголовная ответственность за незаконную добычу (вылов) водных биологических ресурсов предусмотрена ст. 256 УК РФ, согласно которой она установлено за добычу (вылов):

а) с причинением крупного ущерба (ч. 1 ст. 256 ЦУК РФ);

б) с применением самоходного транспортного плавающего средства или взрывчатых и химических веществ, электротока либо иных способов массового истребления указанных водных животных и растений;

в) в местах нереста или на миграционных путях к ним (ч. 1 ст. 256 ЦУК РФ);

г) на особо охраняемых природных территориях либо в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации (ч. 1 ст. 256 УК РФ).

Часть 2 данной статьи предусматривает уголовную ответственностью за незаконную добычу котиков, морских бобров или иных морских млекопитающих в открытом море или в запретных зонах.

Часть 3 ст. 256 УК РФ) устанавливает уголовную ответственность за совершение указных выше деяний лицом с использованием своего служебного положения либо группой лиц по предварительному сговору или организованной группой.

Рассматривая положения статьи 256 УК РФ и деяния Кравченко Ю.В. следует сделать вывод о том, что ввиду того, что лов велся только в целях личных нужд, но применялось запрещенные орудия ловли, то гражданин Кравченко Ю,В. может быть подвержен уголовному преследованию по п. б. ч. 1 ст. 256 УК РФ, что предусматривает наказание в виде штрафа в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев.

Следует заметить, что ч. 2 ст. 8.37 КоАП РФ предусматривает административную ответственностью за данное правонарушение. Согласно ч. 2 8.37 КоАП РФ нарушение правил добычи (вылова) водных биологических ресурсов и иных правил, регламентирующих осуществление промышленного рыболовства, прибрежного рыболовства и других видов рыболовства, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 8.17 Кодекса, что влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей с конфискацией судна и других орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов или без таковой; на должностных лиц — от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей с конфискацией судна и других орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов или без таковой; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей с конфискацией судна и других орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов или без таковой.

 


 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

 

  1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 № 6-ФКЗ и от 30.12.2008 № 7-ФКЗ)// Российская газета. 25 декабря 1993 г.
  2. Земельный кодекс Российской Федерации: ФЗ от 25 октября 2001 № 136 ФЗ (в ред. ФЗ № 32-ФЗ от 14 марта 2009) // СЗ РФ. 2001. №44. Ст. 4147.
  3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (в ред. ФЗ от 21.12.2009 № 330-ФЗ, от 21.12.2009 № 336-ФЗ) // СЗ РФ. 2002. № 1. (ч. 1). Ст. 1.
  4. Уголовно-исполнительный кодекс РФ от 8 января 1997 г. № 1-ФЗ в ред. ФЗ от 29.03.2010 № 36-ФЗ // СЗ РФ.1997. № 2. Ст. 198
  5. Уголовный кодекс РФ 1996 г. в ред. ФЗ от 29.07.2009 № 216-ФЗ // СЗ РФ. 1996. № 25.
  6. Федеральный закон от 23.02.1995 № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» в ред. ФЗ 27.12.2009 № 379-ФЗ // СЗ РФ. 1995. № 9. Ст. 713.
  7. Федеральный закон от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации» в ред. ФЗ от 17.12.2009 № 313-ФЗ // СЗ РФ. 2002. № 26. Ст. 2519.
  8. Федеральный закон от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» в ред. ФЗ от 27.12.2009 № 379-ФЗ // СЗ РФ. 1995. № 12. Ст. 1024.
  9. Постановление Правительства РФ от 31 марта 2009 г. № 285 «О перечне объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю» // СЗ РФ. 2009. № 14. Ст. 1668.
  10. Постановление Правительства РФ «О мерах по обеспечению служебным и охотничьим оружием должностных лиц и работников территориальных органов и организаций специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области гидрометереологии и смежных с ней областях» от 23.09.2009 № 690 // СЗ РФ. 2002. № 39. Ст. 3791.
  11. Постановление правительства РФ от 07.12.1996 № 1425 «Об утверждении Положения об округах санитарной и горно-санитарной охране лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения» (в ред. Постановления Правительства РФ 19.07.2006 № 449) // СЗ РФ. 1996. № 51. Ст. 5798.
  12. Постановление Правительства РФ от 07.12.1996 № 1426 «Об утверждении Положения о признании территорий лечебно-оздоровительными местностями федерального значения» (в ред. Постановления Правительства РФ от 20.12.2002 № 909) // СЗ РФ. 1996. № 51. Ст. 5799.
  13. Указ Президент РФ от 9 марта 2004 г. «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» от 22.06.2009 № 710 в ред. Указа Президента РФ от 22.06.2009 № 710 // СЗ РФ. № 11. 2004. Ст. 945.
  14. Определение Судебной коллегии Верховного Суда РФ от 26 мая 2003 г. // БВС РФ. 2004. № 5. Ст. 15.
  15. Дубовик О.Л., Кремер Л., Люббе-Вольфф Г. Экологическое право. М., 2009.
  16. Ерофеев Б.В. Экологическое право. М., 2010.

     

     


     

<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 0.93MB/0.00170 sec

WordPress: 22.13MB | MySQL:116 | 1,512sec