Виды органов государственного управления природопользования и охраной окружающей среды

<

062714 0251 1 Виды органов государственного управления природопользования и охраной окружающей средыГосударственное управление экологопользованием и охраной окружающей среды можно определить как целенаправленное воздействие (а не вмешательство, как при централизованном управлении) уполномоченных государственных органов путем экологизации правосознания и права, а также развития концепции экологизированного управления природными ресурсами и охраной окружающей среды. Государственное управление осуществляется посредством регулирования экономической и экологической систем РФ. И если регулирование экономической системы страны выражается в управленческих воздействиях государства преимущественно на воспроизводство новых систем экономических отношений, то регулирование экологической системы представляет собой совокупность мер, необходимых для поддержания экологических систем и создания нормальных условий для их эффективного функционирования.

Органы государственного управления экологопользованием и охраной окружающей среды в зависимости от их компетенции подразделяются на органы общей, межотраслевой (межведомственной) и отраслевой (ведомственной) компетенции.

Органы общей компетенции выделены в особый вид в силу того, что, во-первых, решение вопросов экологопользования и охраны окружающей среды не является их специальной функцией, а во-вторых, решения данных органов имеют определенные территориальные пределы действия: они распространяются на всех граждан и различные учреждения, предприятия и организации, находящиеся в пределах территории юрисдикции органов общей компетенции. Например, Правительство РФ принимает постановления по всем отраслям народного хозяйства, МПР России занимается лишь вопросами охраны окружающей среды. Если постановление Правительства РФ действует на всей территории РФ, то приказ министра МПР России — только на тех ее участках, где сложилось неблагоприятное экологическое положение, на ликвидацию которого и направлен данный приказ.

Органы местного самоуправления, так же как и федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляют комплексное регулирование экологопользования и охраны окружающей среды на своей территории.

Органы регулирования межотраслевой (межведомственной) компетенции — Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет), Министерство здравоохранения и социального развития РФ, Министерство внутренних дел РФ и другие — образуют самостоятельную группу, так как акты, принимаемые этими министерствами и ведомствами, имеют обязательную силу для всех иных предприятий, министерств и ведомств.

Органы управления отраслевой компетенции выделяются на том основании, что в отличие от межотраслевых органов они осуществляют надведомственное регулирование по использованию и охране, как правило, одного природного объектам издают обязательные к использованию акты для всех иных ведомств, осуществляющих хозяйственную эксплуатацию данного объекта.

Функции государственного управления экологопользованием и охраной окружающей среды выполняют Министерство природных ресурсов РФ и его территориальные органы1.

Указом Президента РФ от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»2 (в ред. от 20.05.2004) создано Министерство природных ресурсов РФ, которое состоит из: Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, Федерального агентства водных ресурсов, а также Федерального агентства лесного хозяйства и Федерального агентства по недропользованию.

МПР России осуществляет следующие полномочия:

  1. вносит в Правительство РФ проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента РФ и Правительства РФ и другие документы, по которым требуется решение Правительства Российской Федерации, по вопросам, относящимся к сфере ведения министерства и к сферам ведения подведомственных ему федеральной службы и федеральных агентств, а также проект ежегодного плана работы и прогнозные показатели деятельности Министерства;
  2. на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента РФ и Правительства РФ самостоятельно принимает нормативные правовые акты в установленной сфере деятельности;
  3. проводит в установленном порядке конкурсы и заключает государственные контракты на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для нужд Министерства, а также на проведение научно-исследовательских работ для государственных нужд в установленной сфере деятельности;
  4. обобщает практику применения законодательства РФ и проводит анализ реализации государственной политики в установленной сфере деятельности;
  5. осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Министерства и реализацию возложенных на Министерство функций;

    6) организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение устных и письменных обращений граждан, принятие по ним решений и направление ответов заявителям в установленной законодательством РФ срок;

  6. обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну;
  7. обеспечивает мобилизационную подготовку Министерства, а также контроль и координацию деятельности находящихся в его ведении федеральной службы и федеральных агентств по их мобилизационной подготовке;
  8. организует профессиональную подготовку работников Министерства, их переподготовку, повышение квалификации и стажировку;
  9. взаимодействует в установленном порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности;
  10. осуществляет в соответствии с законодательством РФ работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в процессе деятельности Министерства;

    12) осуществляет иные полномочия в установленной сфере деятельности, если такие полномочия предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ.

    Функции государственного управления использованием и охраной отдельных видов природных ресурсов, природных объектов и природных комплексов относятся к компетенции федеральных органов исполнительной власти в области охраны окружающей среды, к которым отнесены Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости; Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды; Федеральное агентство по рыболовству; Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору. Особое место среди органов государства, занимающихся охраной окружающей среды, занимает Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий1. Министерство принимает чрезвычайные меры в случае катастроф, вызванных стихийными бедствиями, производственными авариями и т.д.

    Охрану окружающей среды обязаны обеспечивать правоохранительные органы (милиция, прокуратура, Конституционный Суд РФ, арбитражные суды, суды общей юрисдикции).

    Органы местного самоуправления в сфере экологопользования и охраны окружающей среды владеют, пользуются и распоряжаются природными ресурсами и природными объектами, находящимися в муниципальной собственности.

    Органы местного самоуправления решают вопросы охраны окружающей среды, отнесенные к их компетенции Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»1.

    В субъектах РФ общее управление использованием и охраной окружающей среды осуществляют соответствующие органы государственной власти субъектов, полномочия которых определены Федеральным законом от 06.10.1999 № 187-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов»2.

    Экологическим законодательством определены объекты охраны окружающей среды в целом, как это предусмотрено новой Конституцией РФ, а не только природной среды, являющейся объектом охраны по Закону об охране окружающей среды. Теперь речь идет о всей совокупности материальных (в том числе и природных) и культурно-исторических объектов, составляющих среду обитания человека и обеспечивающих условия его жизнедеятельности. При таком подходе субъектами правоотношений должны выступать инициаторы хозяйственной и иной деятельности, органы власти и контроля (надзора): граждане, право которых на благоприятную окружающую среду гарантируется Конституцией РФ.

    Структурная перестройка центральных и местных природоохранительных органов РФ проводится почти ежегодно. Однако деятельность этих органов и сейчас не соответствует требованиям времени.

    Таким образом, актуальнейшей проблемой остается создание полноценных центральных, областных и местных природоохранительных органов, наделенных соответствующей компетенцией.

     

     

     

     

    2 Экологический паспорт предприятия. Декларация безопасности промышленного объекта

     

    Экологический паспорт предприятия – документ, характеризующий комплекс основных экологических требований, предъявляемых к функционированию предприятия.

    Декларация безопасности промышленного объекта — в РФ — документ, определяющий возможные характер и масштабы чрезвычайных ситуаций на промышленном объекте и мероприятия по их предупреждению и ликвидации.

    Согласно ГОСТ 17.0.0.04-90 экологический паспорт предприятия представляет комплекс данных, выраженных через систему показателей, отражающих уровень использования предприятием природных ресурсов и степень его воздействия на окружающую среду.

    Экологический паспорт предприятия состоит из разделов, расположенных в следующей последовательности:

    1) титульный лист;

    2) общие сведения о предприятии и его реквизиты;

    3) краткая природно-климатическая характеристика района расположения предприятия;

    4) краткое описание технологии производства и сведения о продукции, балансовая схема материальных потоков;

    5) сведения об использовании земельных ресурсов;

    6) характеристика сырья, используемых материальных и энергетических ресурсов;

    7) характеристика выбросов в атмосферу;

    8) характеристика водопотребления и водоотведения;

    9) характеристика отходов;

    10) сведения о рекультивации нарушенных земель;

    11) сведения о транспорте предприятия;

    12) сведения об эколого-экономической деятельности предприятия.

    Декларация безопасности промышленного объекта (англ. Declaration of security of industrial enterprise) — в РФ документ, определяющий возможные характер и масштабы чрезвычайных ситуаций на промышленном объекте и мероприятия по их предупреждению и ликвидации. Согласно постановлению Правительства РФ «О декларации безопасности промышленного объекта Российской Федерации» Декларация безопасности промышленного объекта должна характеризовать безопасность промышленного объекта на этапах его ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации.

    Декларация безопасности промышленного объекта разрабатывается предприятиями, учреждениями и др. организациями независимо от их организационно-правовой формы для проектируемых и действующих промышленных объектов. Декларация безопасности промышленного объекта утверждается руководителем организации, в состав которой входит промышленный объект. Лицо, утвердившее декларацию, несет ответственность за полноту и достоверность представленной в ней информации. Декларация безопасности промышленного объекта должна уточняться при изменении требований безопасности, определяемых действующими нормами и правилами, или сведений о промышленном объекте, приведенных в Декларации безопасности промышленного объекта, но не реже 1 раза в 5 лет.

    Порядок представления декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов в органы государственной власти, местного самоуправления, общественные объединения и гражданам, обязательный для всех юридических лиц независимо от организационно-правовой формы, осуществляющих эксплуатацию производственных объектов, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются вещества в количествах, указанных в ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», а также опасных производственных объектов, для которых обязательность декларации промышленной безопасности установлена Госгортехнадзором РФ, определяется Правилами представления декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов.

    3 Виды и принципы экологической экспертизы

     

    Порядок проведения экологической экспертизы впервые был урегулирован Законом РСФСР «Об охране окружающей природной среды» 1991 г. В 1993 г. Правительством РФ было утверждено Положение о государственной экологической экспертизе, замененное в 1996 г., в связи с принятием в 1995 г. ФЗ «Об экологической экспертизе».

    Экологическая экспертиза (ст.1 ФЗ «Об экологической экспертизе») – установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованием и определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними экономических, социальных и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы.

    Виды экологической экспертизы:

    – государственная – осуществляется Министерством природных ресурсов РФ и его территориальными органами (п. 1 Положения о государственной экологической экспертизе), проводится на федеральном уровне и уровне субъектов РФ (ст. 10 ФЗ «Об экологической экспертизе»), в ст.ст. 11, 12 ФЗ «Об экологической экспертизе» содержатся указания на объекты обязательной государственной экологической экспертизы;

    – общественная – организуется и проводится по инициативе граждан, общественных объединений, органов местного самоуправления природоохранными общественными объединениями со специальной правосубъектностью (ст.20 ФЗ «Об экологической экспертизе»).

    Принципы экологической экспертизы (ст.3 ФЗ «Об экологической экспертизе»):

    – презумпция потенциальной экологической опасности намечаемой деятельности;

     

    – комплексность оценки воздействия на окружающую среду;

    – обязательность учета требования экологической безопасности;

    – достоверность и полнота информации, предоставляемой на экологическую экспертизу;

    – независимость экспертов экологической экспертизы;

    – научная обоснованность, объективность и законность заключения экологической экспертизы;

    – ответственность участников экологической экспертизы и заинтересованных лиц за организацию, проведение, качество экологической экспертизы;

    – обязательность проведения государственной экологической экспертизы в установленных случаях до принятия решения о реализации объекта обязательной государственной экологической экспертизы;

    – гласность участия общественных объединений, учет общественного мнения при осуществлении экологической экспертизы.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    4 Лицензионно-договорные основы права пользования лесами

     

    Виды использования лесов перечислены в статье 25 ЛК РФ. Использование лесов может быть следующих видов:

    1) заготовка древесины;

    2) заготовка живицы;

    3) заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов;

    4) заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений;

    5) ведение охотничьего хозяйства и осуществление охоты;

    6) ведение сельского хозяйства;

    7) осуществление научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности;

    8) осуществление рекреационной деятельности;

    9) создание лесных плантаций и их эксплуатация;

    10) выращивание лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений;

    11) выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых;

    12) строительство и эксплуатация водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений и специализированных портов;

    13) строительство, реконструкция, эксплуатация линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов;

    14) переработка древесины и иных лесных ресурсов;

    15) осуществление религиозной деятельности;

    16) иные виды, определенные в соответствии с частью 2 статьи 6 Лесного Кодекса.

    Леса могут использоваться для одной или нескольких целей, предусмотренных частью 1 статьи 25 ЛК РФ, если иное не установлено Лесным Кодексом, другими федеральными законами.

    Использование лесов, представляющее собой предпринимательскую деятельность, осуществляется на землях лесного фонда лицами, зарегистрированными в Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

    Согласно статье 26 ЛК РФ лесной декларацией является заявление об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов. Ежегодно лесная декларация подается в органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 — 84 ЛК РФ, лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду.

    Форма лесной декларации, порядок ее заполнения и подачи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

    Ограничение использования лесов установлено статьей 27 ЛК РФ. Использование лесов может ограничиваться только в случаях и в порядке, которые предусмотрены Лесным Кодексом, другими федеральными законами. При этом допускается установление следующих ограничений использования лесов:

    1) запрет на осуществление одного или нескольких видов использования лесов, предусмотренных частью 1 статьи 25 ЛК РФ;

    2) запрет на проведение рубок;

    3) иные установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами ограничения использования лесов.

    Приостановление использования лесов производится на основании статьи 28 ЛК РФ. Использование лесов может быть приостановлено только в случаях, предусмотренных федеральными законами.

    Приостановление использования лесов в случаях, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, осуществляется в судебном порядке. В иных случаях приостановление использования лесов осуществляется органами исполнительной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии с федеральными законами.

    Статьей 71 ЛК РФ определен порядок предоставления гражданам, юридическим лицам лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Согласно ч. 1 данной статьи в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются юридическим лицам, в аренду, безвозмездное срочное пользование — гражданам. В свою очередь, предоставление гражданам, юридическим лицам в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с ЛК РФ.

    К договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено ЛК РФ.

    Предоставление лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное срочное пользование юридическим лицам и в безвозмездное срочное пользование гражданам осуществляется в порядке, предусмотренном Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не предусмотрено ЛК РФ.

    Договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности регулируется статьей 72 ЛК РФ. По договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных статьей 25 ЛК РФ.

    Объектом аренды могут быть только лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и прошедшие государственный кадастровый учет.

    Договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на срок от десяти до сорока девяти лет, за исключением случаев, предусмотренных статьями 43 — 46, пунктом 3 части 3 статьи 74 ЛК РФ. Указанный договор заключается в случаях, предусмотренных статьями 43, 45, пунктом 3 части 3 статьи 74 ЛК РФ, на срок до сорока девяти лет, а в случаях, предусмотренных статьями 44, 46 ЛК РФ, на срок от одного года до сорока девяти лет.

    Срок договора аренды лесного участка определяется в соответствии со сроком разрешенного использования лесов, предусмотренным лесохозяйственным регламентом.

    <

    Арендатор, надлежащим образом исполнивший договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по истечении его срока имеет преимущественное право на заключение договора аренды на новый срок.

    Договор купли-продажи лесных насаждений регулируется статьей 75 ЛК РФ. По договору купли-продажи лесных насаждений осуществляется продажа лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Купля-продажа лесных насаждений осуществляется в соответствии с ЛК РФ.

    К договору купли-продажи лесных насаждений применяются положения о договорах купли-продажи, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено ЛК РФ. В договоре купли-продажи лесных насаждений указываются местоположение лесных насаждений (лесной квартал и (или) лесотаксационный выдел) и объем подлежащей заготовке древесины. Срок действия договора купли-продажи лесных насаждений не может превышать один год.

     

     

     

     

     

     

     

    5 Общественный экологический контроль

     

    Федеральный закон «Об экологической экспертизе» четко определил место общественной экологической экспертизы по отношению к государственной: «Общественная экологическая экспертиза проводится до или одновременно с государственной экологической экспертизой».

    Согласно закону, любая экологическая экспертиза является экспертизой конкретной документации, например, технико-экономического обоснования проектов намечаемой деятельности или расширения/реконструкции существующей, проекта международного соглашения или обоснования заявления о выдаче лицензии.

    В законе впервые декларируется, что экологической экспертизе могут быть подвергнуты также проекты нормативно-правовых актов, комплексных и целевых федеральных программ, генеральных планов развития территорий, схем развития отраслей народного хозяйства.

    Общественная экологическая экспертиза должна быть официально зарегистрирована. Порядок регистрации общественной экологической экспертизы определяется ст. 23 ФЗ «Об экологической экспертизе». Регистрация осуществляется в органах местного самоуправления (городской или районной администрации) на основании заявления от общественной организации (объединения), организующей общественную экологическую экспертизу.

    Заключение общественной экологической экспертизы приобретает юридический статус только после утверждения его в органах государственной экологической экспертизы. В том случае, если позиция государственных органов охраны природы в отношении экологических последствий намечаемой деятельности расходится с позицией общественности по этому вопросу, с приданием юридического статуса заключению общественной экологической экспертизы могут возникнуть затруднения.

    Общественный экологический контроль осуществляется профессиональными союзами Российской Федерации и иными общественными организациями, трудовыми коллективами, гражданами. Его задача — проверка выполнения требований природоохранительного законодательства министерствами и ведомствами, предприятиями, учреждениями и организациями, независимо от их формы собственности и подчиненности, должностными лицами и гражданами. Порядок проведения общественного экологического контроля регулируется Законом «Об охране окружающей природной среды», законодательством о профессиональных союзах Российской Федерации и других общественных организациях.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    6 Уголовная ответственность за экологические преступления

     

    Уголовная ответственность за экологические преступления установлена в статьях главы 26 УК РФ.

    Статья 246 УК РФ устанавливает уголовную ответственность за нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ. Так, нарушение правил охраны окружающей среды при проектировании, размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации промышленных, сельскохозяйственных, научных и иных объектов лицами, ответственными за соблюдение этих правил, если это повлекло существенное изменение радиоактивного фона, причинение вреда здоровью человека, массовую гибель животных либо иные тяжкие последствия, — наказывается штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательными работами на срок от ста двадцати до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

    За нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов установлена ответственность в статье 247 УК РФ. Согласно данной статьи производство запрещенных видов опасных отходов, транспортировка, хранение, захоронение, использование или иное обращение радиоактивных, бактериологических, химических веществ и отходов с нарушением установленных правил, если эти деяния создали угрозу причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде, наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до двух лет. Те же деяния, повлекшие загрязнение, отравление или заражение окружающей среды, причинение вреда здоровью человека либо массовую гибель животных, а равно совершенные в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации, наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет либо лишением свободы на срок до пяти лет.

    Деяния, предусмотренные частями первой или второй статьи 247 УК РФ, повлекшие по неосторожности смерть человека либо массовое заболевание людей, наказываются лишением свободы на срок от трех до восьми лет.

    Согласно статье 248 УК нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами или токсинами, если это повлекло причинение вреда здоровью человека, распространение эпидемий или эпизоотий либо иные тяжкие последствия, наказывается обязательными работами на срок до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового. В то же время то же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, наказывается обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок от шести месяцев до двух лет, либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

    Ответственность за нарушение ветеринарных правил и правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений установлено статьей 249 УК РФ, согласно которой нарушение ветеринарных правил, повлекшее по неосторожности распространение эпизоотий или иные тяжкие последствия, наказывается штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до двух лет. А за нарушение правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений, повлекшее по неосторожности тяжкие последствия, предусмотрен штраф в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо исправительными работами на срок до одного года, либо ограничением свободы на срок до двух лет.

    Загрязнение, засорение, истощение поверхностных или подземных вод, источников питьевого водоснабжения либо иное изменение их природных свойств, если эти деяния повлекли причинение существенного вреда животному или растительному миру, рыбным запасам, лесному или сельскому хозяйству согласно статьи 250 УК РФ наказываются штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев, а вот те же деяния, повлекшие причинение вреда здоровью человека или массовую гибель животных, а равно совершенные на территории заповедника или заказника либо в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации, наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо лишением свободы на срок до двух лет. Деяния, предусмотренные частями первой или второй статьи 250 УК РФ, повлекшие по неосторожности смерть человека, наказываются лишением свободы на срок до пяти лет.

    Загрязнение атмосферы предусматривается ответственность согласно статьи 251 УК РФ. Нарушение правил выброса в атмосферу загрязняющих веществ или нарушение эксплуатации установок, сооружений и иных объектов, если эти деяния повлекли загрязнение или иное изменение природных свойств воздуха, наказываются штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев, а те же деяния, повлекшие по неосторожности причинение вреда здоровью человека, наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо лишением свободы на срок до двух лет.

    Деяния, предусмотренные частями первой или второй статьи 251 УК РФ, повлекшие по неосторожности смерть человека, наказываются лишением свободы на срок до пяти лет.

    За загрязнение морской среды предусмотрена уголовная ответственность статьей 252 УК РФ, которая предусматривает за загрязнение морской среды из находящихся на суше источников либо вследствие нарушения правил захоронения или сброса с транспортных средств или возведенных в море искусственных островов, установок или сооружений веществ и материалов, вредных для здоровья человека и водных биологических ресурсов либо препятствующих правомерному использованию морской среды, наложение штрафа в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо исправительные работы на срок до двух лет, либо арест на срок до четырех месяцев. В то же время, согласно части 2 статьи 252 УК РФ те же деяния, причинившие существенный вред здоровью человека, водным биологическим ресурсам, окружающей среде, зонам отдыха либо другим охраняемым законом интересам, наказываются лишением свободы на срок до двух лет со штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, повлекшие по неосторожности смерть человека, наказываются лишением свободы на срок до пяти лет.

     

    Статья 253 УК РФ предусматривает наказание за нарушение законодательства Российской Федерации о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне Российской Федерации. Согласно данной статьи незаконное возведение искусственных островов, установок или сооружений на континентальном шельфе Российской Федерации, незаконное создание вокруг них или в исключительной экономической зоне Российской Федерации зон безопасности, а равно нарушение правил строительства, эксплуатации, охраны и ликвидации возведенных искусственных островов, установок или сооружений и средств обеспечения безопасности морского судоходства наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо исправительными работами на срок до двух лет.

    Исследование, поиск, разведка, разработка природных ресурсов континентального шельфа Российской Федерации или исключительной экономической зоны Российской Федерации, проводимые без соответствующего разрешения, наказываются штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо исправительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

    За порчу земли предусмотрена ответственность в статье 254 УК РФ. За отравление, загрязнение или иная порча земли вредными продуктами хозяйственной или иной деятельности вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке, повлекшие причинение вреда здоровью человека или окружающей среде, наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо исправительными работами на срок до двух лет, те же деяния, совершенные в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации, наказываются ограничением свободы на срок до двух лет или лишением свободы на тот же срок, а деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, повлекшие по неосторожности смерть человека, наказываются лишением свободы на срок до пяти лет.

    Согласно статье 255 УК РФ предусматривается ответственность за нарушение правил охраны и использования недр. Нарушение правил охраны и использования недр при проектировании, размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации горнодобывающих предприятий или подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, а равно самовольная застройка площадей залегания полезных ископаемых, если эти деяния повлекли причинение значительного ущерба, наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо исправительными работами на срок до двух лет.

    За незаконную добычу (вылов) водных биологических ресурсов предусматривается уголовная ответственность на основании статьи 256 УК РФ. Согласно данной статьи незаконная добыча (вылов) водных биологических ресурсов, если это деяние совершено:

    а) с причинением крупного ущерба;

    б) с применением самоходного транспортного плавающего средства или взрывчатых и химических веществ, электротока либо иных способов массового истребления указанных водных животных и растений;

    в) в местах нереста или на миграционных путях к ним;

    г) на особо охраняемых природных территориях либо в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации,

    наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев.

    А вот незаконная добыча котиков, морских бобров или иных морских млекопитающих в открытом море или в запретных зонах наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев.

    Деяния, предусмотренные частями первой или второй статьи 256 УК РФ , совершенные лицом с использованием своего служебного положения либо группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, наказываются штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

    Нарушение правил охраны водных биологических ресурсов уголовно наказуемо на основании статьи 257 УК РФ. Производство сплава древесины, строительство мостов, дамб, транспортировка древесины и других лесных ресурсов, осуществление взрывных и иных работ, а равно эксплуатация водозаборных сооружений и перекачивающих механизмов с нарушением правил охраны водных биологических ресурсов, если эти деяния повлекли массовую гибель рыбы или других водных биологических ресурсов, уничтожение в значительных размерах кормовых запасов либо иные тяжкие последствия, наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо исправительными работами на срок до двух лет.

    Незаконная охота, если это деяние совершено: а) с причинением крупного ущерба; б) с применением механического транспортного средства или воздушного судна, взрывчатых веществ, газов или иных способов массового уничтожения птиц и зверей; в) в отношении птиц и зверей, охота на которых полностью запрещена; г) на территории заповедника, заказника либо в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации, на основании статьи 258 УК РФ наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев. При этом аналогичное деяние, совершенное лицом с использованием своего служебного положения либо группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

    За уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность на основании статьи 259 УК РФ. Так, за уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, повлекшее гибель популяций этих организмов, наказывается ограничением свободы на срок до трех лет или лишением свободы на тот же срок.

    Незаконная рубка лесных насаждений подпадает под действие статьи 260 УК РФ. Незаконная рубка, а равно повреждение до степени прекращения роста лесных насаждений или не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, кустарников, лиан, если эти деяния совершены в значительном размере, наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок от ста до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок от шести месяцев до двух лет, либо лишением свободы на срок до одного года. Незаконная рубка, а равно повреждение до степени прекращения роста лесных насаждений или не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, кустарников, лиан, если эти деяния совершены: группой лиц; лицом с использованием своего служебного положения; в крупном размере, наказываются штрафом в размере от ста тысяч рублей до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо лишением свободы на срок от одного года до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового. Деяния, предусмотренные частями первой или второй статьи 260 УК РФ, совершенные в особо крупном размере, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, наказываются штрафом в размере от пятисот тысяч рублей до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех до пяти лет либо лишением свободы на срок от трех до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

    Уничтожение или повреждение лесных насаждений предусматривает уголовную ответственность согласно статьи 261 УК РФ. Уничтожение или повреждение лесных насаждений и иных насаждений в результате неосторожного обращения с огнем или иными источниками повышенной опасности -наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до двух лет. Уничтожение или повреждение лесных насаждений и иных насаждений путем поджога, иным общеопасным способом либо в результате загрязнения или иного негативного воздействия наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет либо лишением свободы на срок до семи лет со штрафом в размере от десяти тысяч до ста тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного месяца до одного года либо без такового.

    Нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов предусматривает ответственность согласно статьи 262 УК РФ. Нарушение режима заповедников, заказников, национальных парков, памятников природы и других особо охраняемых государством природных территорий, повлекшее причинение значительного ущерба, наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо исправительными работами на срок до двух лет.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    7 Юридическое понятие исключительной экономической зоны. Исключительная экономическая зона как объект охраны

     

    Исключи́тельная экономи́ческая зона — прилегающие к территориальным водам прибрежного государства территория моря и континентального шельфа шириной до 200 морских миль от ближайшей точки береговой черты, в черте которых государство осуществляет собственные права на разведку, добычу и управление всеми природными ресурсами ограниченного региона.

    Согласно статьи ФЗ
    от 17 декабря 1998 г. № 191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» исключительная экономическая зона Российской Федерации (далее также — исключительная экономическая зона) — морской район, находящийся за пределами территориального моря Российской Федерации (далее — территориальное море) и прилегающий к нему, с особым правовым режимом, установленным настоящим Федеральным законом, международными договорами Российской Федерации и нормами международного права.

    Определение исключительной экономической зоны применяется также ко всем островам Российской Федерации, за исключением скал, которые не пригодны для поддержания жизни человека или для осуществления самостоятельной хозяйственной деятельности.

    Внутренней границей исключительной экономической зоны является внешняя граница территориального моря.

    Внешняя граница исключительной экономической зоны находится на расстоянии 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

    Согласно статьи 35 ФЗ
    от 17 декабря 1998 г. № 191-ФЗ охрану исключительной экономической зоны, ее живых и неживых ресурсов в целях их сохранения, защиты и рационального использования, защиты морской среды, экономических и иных законных интересов Российской Федерации осуществляют в пределах своей компетенции специально уполномоченные:

    – федеральный орган исполнительной власти по безопасности;

    – федеральный орган исполнительной власти по охране окружающей среды;

    – федеральный орган исполнительной власти по таможенному делу.

    Координация использования сил органов охраны, указанных в настоящей статье, осуществляется федеральным органом исполнительной власти по безопасности в пределах своих полномочий.

    Должностные лица органов охраны при выполнении своих служебных обязанностей руководствуются настоящим Федеральным законом и международными договорами Российской Федерации, а также другими законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

    Должностные лица органов охраны при выполнении своих служебных обязанностей в исключительной экономической зоне должны иметь соответствующие служебные удостоверения. Указания должностных лиц органов охраны, отданные ими в пределах своих полномочий, является обязательными для граждан Российской Федерации и российских юридических лиц, иностранных граждан и иностранных юридических лиц, а также для представителей иностранных государств и компетентных международных организаций, осуществляющих деятельность в исключительной экономической зоне.

    Военные корабли и летательные аппараты, другие государственные суда и летательные аппараты Российской Федерации осуществляют охрану исключительной экономической зоны под присвоенными им флагами, вымпелами и отличительными знак

     

     

     

     

     

     

    8 Понятие озонового слоя. Международное законодательство по сохранению озонового слоя

     

    Озоновый слой — это воздушный слой в верхних слоях атмосферы (стратосфере) состоящий из особой формы кислорода — озона. Молекула озона состоит из трех атомов кислорода (О3). Озоновый слой начинается на высотах около 8 км над полюсами (или 17 км над Экватором) и простирается вверх до высот приблизительно равных 50-ти км. Однако плотность озона очень низкая, и если сжать его до плотности, которую имеет воздух у поверхности земли, то толщина озонового слоя не превысит 3,5 мм.

    Озон образуется, когда солнечное ультрафиолетовое излучение бомбардирует молекулы кислорода (О22 —> О3).

    Впрочем, разрушение озонового слоя – очень серьезная проблема. Главный виновник здесь, разумеется, сам человек, ведь все процессы распада в верхних слоях атмосферы инициируют продукты его деятельности, например, хлорофлюорокарбоны и бромметил. К сожалению, природа не предусмотрела более серьезной защиты, чем озоновый слой, а он оказался слишком уязвим для этих вредоносных соединений.

    Молекула озона нестабильна, она состоит из трех атомов кислорода, а такая структура долго существовать не может. Поэтому в атмосфере одновременно происходят распад и синтез озона – своеобразный цикл. За время существования Земли сформировался тонкий слой, благодаря которому губительная солнечная радиация не достигает поверхности планеты. Озон обладает замечательным свойством задерживать ультрафиолетовое излучение. Разумеется, часть лучей достигает океанов и суши, но, как показала эволюция, такие условия для жизни уже вполне пригодны.

    Озоновые дыры – а сейчас они есть чуть ли не над каждым уголком планеты – так же нестабильны, поскольку они являются дефектами нестабильной структуры, озонового слоя.

    Так как озоновый слой поглощает ультрафиолетовое излучение, то его разрушение приведет к более высоким уровням ультрафиолетового излучения на поверхности земли. Это, в свою очередь, вызовет увеличение случаев рака кожи. Другим следствием повышенного уровня ультрафиолетового излучения станет разогрев поверхности земли и, вследствие этого, изменение температурного режима, режима ветров и дождей и повышение уровня моря.

    В 1985 году британские ученые обнародовали данные, согласно которым в предшествующие восемь лет были обнаружены увеличивающиеся каждую весну озоновые дыры над Северным и Южным полюсами.

    Ученые предложили три теории, объяснявшие причины этого феномена:

    разрушение озонового слоя окисями азота — соединениями, образующимися естественным образом на солнечном свету;

    воздушные потоки из нижних слоев атмосферы при движении вверх расталкивают озон и

    соединения хлора в атмосфере разрушают озон.

    Ученые пришли к заключению, что соединения хлора, называемые хлорфторуглеродами (ХФУ), которые широко использовались в промышленности и в быту, несут ответственность за разрушение озонового слоя земли. Некоторые виды хлорфторуглеродов использовались в качестве охладителей в холодильных установках и кондиционерах. Другие ХФУ применялись для производства поролонов и пенопластов — материалов, широко используемых во многих потребительских товарах, начиная от одноразовой пенопластовой посуды и заканчивая изоляционными материалами. Хлорфторуглероды нашли широкое применение в баллонах для распыления аэрозолей и в качестве веществ для промывания электрооборудования.

    В середине сентября 1987 года представители двадцати четырех стран встретились в Монреале и подписали соглашение, по которому обязались сократить вдвое использование озоноразрушаюших ХФУ к 1999-му году. Однако в связи с ухудшающейся ситуацией в 1990-м году в Лондоне были приняты поправки к Монреальскому протоколу. Согласно Лондонским поправкам в список регулируемых ХФУ вошли еще десять веществ и было принято решение прекратить использование ХФУ, галогенов и четырехлористого углерода к 2000-х тысячному, а метилхлороформа — к 2005-му году.

    Согласно расчетам ученых, если бы не было Монреальского протокола и не были проведены мероприятия по охране озонового слоя, разрушение озонового слоя в 2050 году в северной части Земного шара достигло бы как минимум 50 %, а на юге – 70 %. Достигающее Землю ультрафиолетовое излучение в северной части удвоилось бы, а на юге – увеличилось в четыре раза. Объем эмитированных в атмосферу веществ, разрушающих озоновый слой, увеличился бы в 5 раз. Чрезмерное ультрафиолетовое излучение вызвало бы более чем 20 миллионов случаев заболеваний раком, 130 миллионов случаев заболеваний катарактой глаз и т.д.

    Сегодня под воздействием Монреальского протокола почти на все технологии, в которых используются вещества, разрушающие озоновый слой, найдены альтернативы, и производство этих веществ, торговля ими и их использование стремительно уменьшается. Например, в 1986 году объем потребленных хлорофторуглеродов в мире составил примерно 1 100 000 тонн, а в 2001 году общий объем – только 110 000 тонн. Как следствие, концентрация веществ, разрушающих озоновый слой, в нижних слоях атмосферы уменьшается и ожидается, что в ближайшие годы она начнет уменьшаться и в верхних слоях атмосферы, в т.ч., в стратосфере (на высоте 10-50 км), где находится озоновый слой. Ученые прогнозируют, что если будут соблюдаться проводимые сегодня мероприятия по охране озонового слоя, то примерно в 2060 году озоновый слой может быть обновлен, и его «толщина» будет близка к нормальной.

     

     

     

     

     

     

    9 Понятие и виды экологически неблагополучных территорий

     

    Экологически неблагополучными признаются территории, где в результате хозяйственной или иной деятельности произошли устойчивые отрицательные изменения окружающей среды.

    Закон «Об охране окружающей природной среды» называет два вида экологически неблагополучных территорий: зоны чрезвычайной экологической ситуации и зоны экологического бедствия.

    Участки территории Российской Федерации, где в результате хозяйственной и иной деятельности происходят устойчивые отрицательные изменения в окружающей природной среде, угрожающие здоровью населения, состоянию естественных экологических систем, генетических фондов растений и животных, объявляются зонами чрезвычайной экологической ситуации по представлению специально уполномоченных на то государственных органов Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды на основании государственной экологической экспертизы.

    В зоне чрезвычайной экологической ситуации прекращается деятельность, отрицательно влияющая на окружающую природную среду, приостанавливается работа предприятий, учреждений, организаций, цехов, агрегатов, оборудования, оказывающих неблагоприятное влияние на здоровье человека, его генетический фонд и окружающую природную среду в целом, ограничиваются отдельные виды природопользования, проводятся оперативные меры по восстановлению и воспроизводству природных ресурсов.

    Зонами экологического бедствия объявляются участки территории Российской Федерации, где в результате хозяйственной и иной деятельности произошли глубокие необратимые изменения окружающей природной среды, повлекшие существенное ухудшение здоровья населения, нарушение природного равновесия, разрушение естественных экологических систем, деградацию флоры и фауны.

    В зоне экологического бедствия, которые объявляются в таком же порядке, что и зоны чрезвычайной экологической ситуации, прекращается деятельность хозяйственных объектов, кроме связанных с обслуживанием проживающего на территории зоны населения, запрещается строительство, реконструкция новых хозяйственных объектов, существенно ограничиваются все виды природопользования, принимаются оперативные меры по восстановлению и воспроизводству природных ресурсов и оздоровлению окружающей природной среды.

    Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» вводит более общее понятие — чрезвычайная ситуация, под которой понимается обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. Указанный Закон имеет цели: предупреждение возникновения и развития чрезвычайных ситуаций; снижение размеров ущерба и потерь от чрезвычайных ситуаций; ликвидация чрезвычайных ситуаций. Данным Законом определены полномочия органов государственной власти в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуации, задачи единой государственной службы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, объединяющей органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций».

    Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 1996 г. № 1094 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» утверждено Положение о классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, согласно которому чрезвычайные ситуации классифицируются в зависимости от количества людей, пострадавших в этих ситуациях, людей, у которых оказались нарушены условия жизнедеятельности, от размера материального ушерба, а также границы зон распространения поражающих факторов чрезвычайных ситуаций. В этой связи чрезвычайные ситуации подразделяются нелокальные, местные, территориальные, региональные, федеральные и трансграничные.

    Так к федеральной относится чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадало свыше 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 1000 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 5 млн минимальных размеров оплаты труда на день возникновения чрезвычайной ситуации и зона чрезвычайной ситуации выходит за пределы более чем двух субъектов Российской Федерации. К трансграничным относится чрезвычайная ситуация, поражающие факторы которой выходят за пределы Российской Федерации, либо чрезвычайная ситуация, которая произошла за рубежом и затрагивает территорию Российской Федерации.

    В заключение следует отметить, что в настоящее время не только осознана важность экологических проблем (это было сделано еще в начале XX века), но предпринимаются в глобальном масштабе практические шаги по предотвращению надвигающейся экологической катастрофы, по перестройке экономики на принципиально иной основе, на принципах экологической безопасности, сбережения природных ресурсов, использования неисчерпаемых энергетических ресурсов. Среди них, например, резолюция Бразильской конференции о биологическом разнообразии, кстати, подписанная Российской Федерацией, переход к новому типу земледелия — ландшафтному, что предусмотрено Федеральной целевой программой стабилизации и развития агропромышленного производства Российской Федерации на 1996–2000 годы, переход к экономике нового типа, предусматривающей включение вторичного использования сырья и возобновляемых источников энергии. Такая экономика уже начинает складываться. Так, в США 55% продукции в настоящее время производится из отработанного металла. По всему миру применение ветроэнергетики увеличивается на 25% в год. В настоящее время аэродинамические турбины производят достаточное количество энергии для обеспечения электричеством 2,5 млн домов. Переход к экономике, учитывающей проблемы экосистемы, является огромным вкладом в дело зашиты окружающей среды.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    10 Международные конференции по окружающей среде

     

    Международное сотрудничество в области охраны окружающей природной среды регулируется международным экологическим правом, в основе которого лежат общепризнанные принципы и нормы. Важнейший вклад в становление этих принципов внесли Стокгольмская конференция ООН во проблемам окружающей человека среды (1972 г.). Всемирная хартия природы (ВХП), одобренная Генеральной Ассамблеей (1982 г.) и Международная конференция ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г.). Соответственно в истории развития (кодификации) основных экологических принципов международного сотрудничества обычно выделяют три этапа (периода).

    1. Стокгольмская конференция ООН по окружающей среде (1972 г.) — ознаменовала начало важнейшего этапа в экологической политике государств и международных сообществ. По итогам конференции была принята Декларация, в которой определялась стратегические цели и направления действий мирового сообщества в области охраны окружающей среды.

    Стокгольмская конференция провозгласила 5 июня Всемирным днем окружающей среды. На конференция был образован постоянно действующий орган ООН по окружающей среде (ЮНЕП) с штаб-квартирой в г. Найроби (Кения).

    Программа ЮНЕП предусматривает организацию и планирование природоохранных действий в пределах трех функциональных направлений: 1) оценка окружающей среды — глобальная система наблюдений; 2) управление окружающей средой; 3) вспомогательные меры (образование в области окружающей среды и подготовка кадров). ЮНЕП координирует также деятельность других международных организаций по использованию, воспроизводству и охране компонентов окружающей среды — земель, вод, атмосферы, растительного и животного мира и др.

    2. Всемирная хартия природы (ВХП) принята Генеральной Ассамблеей ООН 28 октября 1982 г. Как и Стокгольмская декларация. Всемирная хартия природы определила приоритетные направления экологической деятельности международного сообщества на тот период, что в значительной мере предопределило дальнейшее формирование экологической политики государств. По мнению многих ученых и специалистов, Всемирная хартия природы в сравнении с конференцией в г. Стокгольме (1972 г.) продвинулась дальше по пути «генерализации международных юридических принципов охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов». В Хартии провозглашались следующие основные принципы:

    1. Человечество осознает, что является составной частью природы. Поэтому к природе следует относиться с уважением и не нарушать ее основных принципов.

    2. Генетическая основа жизни на Земле не должна подвергаться опасности. Популяция каждой формы жизни, дикой или одомашненной, должна сохраняться, необходимую для этого среду обитания следует сохранять.

    3. Все регионы Земли, как на суше, так и на морях, должны быть подчинены охране в соответствии с этими требованиями, особая защита должна обеспечиваться уникальным районам — типичным представителям всех видов экосистем и среды обитания редких или исчезающих видов.

    4. Природные ресурсы должны не расточаться, а использоваться умеренно, как того требуют принципы, изложенные в настоящей Хартии; биологические ресурсы используются лишь в пределах их природной способности к восстановлению; ресурсы многократного пользования, включая воду, используются повторно или рециркулируются.

    Согласно Хартии, деградация природных систем в результате чрезмерного и нерационального использования природных ресурсов, так же как и неспособность установить прочный эколого-экономический порядок между странами и народами, ведут к подрыву основ цивилизации.

    3. Конференция ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 3—14 июня 1992 г.). В Рио-де-Жанейро встретились 114 глав государств, представители 1600 неправительственных организаций. Бесспорно, это был самый впечатляющий форум по экологии в XX в.

    Открывая конференцию, Генеральный секретарь ООН Бутрос Гали отметил: «Никогда ранее в истории так много не зависело для вас самих, для ваших детей, для ваших внуков, для жизни во всем многообразии ее форм от того, что вы делаете или не делаете»1.

    На конференции были одобрены пять основных документов: Декларация РИО об окружающей среде и развитии; Повестка дня — XXI в.; Заявление о принципах управления, сохранении и устойчивого развития всех типов лесов; Рамочная конвенция по проблеме изменений климата; Конвенция по биологическому разнообразию.

    Важнейшими достижениями Конференции ООН было признание следующих фактов: «проблема окружающей среды и экономического развития не могут рассматриваться раздельно» (принцип 4), «государства должны сотрудничать в духе всемерного партнерства с целью сохранить, защитить и восстановить здоровье и целостность экосистемы Земли» (принцип 7), «мир, развитие и защита окружающей среды взаимосвязаны и неразделимы» (принцип 25). В основу разработки экологической стратегии государством мирового сообщества рекомендовалось положить концепцию устойчивого развития.

    На Конференции было подчеркнуто, что устойчивому развитию, под которым понимается одновременное решение проблем экономического развития и экологии, нет разумной альтернативы.

    Подводя итоги конференции, генеральный секретарь оргкомитета М. Стронг (Канада) подчеркнул беспрецендентный масштаб и значимость этого события. «Мир после конференции должен стать другим, — заявил он. — Другими должны стать дипломатия и система международных отношений ООН, а также правительства, принявшие на себя обязательства продвигаться к устойчивому развитию»2. Для человеческой популяции среда обитания — вся биосфера, которая представляет единую и целостную систему, поэтому успешное продвижение всего мирового сообщества к устойчивому развитию возможно лишь на основе согласованных усилий всех государств.

    В 2002 г. в Йоханнесбурге (ЮАР) состоялся крупнейший Всемирный саммит по устойчивому развитию «Рио + 10», на котором были подведены итоги первого десятилетия движения мирового сообщества по пути устойчивого развития.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Список литературы

     

  11. Конституция Российской Федерации: Принята на всенародном референдуме 12 декабря 1993 г. М., 2009.
  12. Лесной кодекс Российской Федерации от 4 декабря 2006 года № 200-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 13.05.2008 № 66-ФЗ, от 22.07.2008 № 141-ФЗ, от 22.07.2008 № 143-ФЗ, от 23.07.2008 № 160-ФЗ, от 25.12.2008 № 281-ФЗ, от 14.03.2009 № 32-ФЗ) // СЗ РФ, 11.12.2006, № 50, ст. 5278.
  13. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г №63-ФЗ ( (в ред. Федеральных законов от 27.05.1998 № 77-ФЗ, от 25.06.1998 № 92-ФЗ, от 09.02.1999 № 24-ФЗ, от 09.02.1999 № 26-ФЗ, от 15.03.1999 № 48-ФЗ, от 18.03.1999 № 50-ФЗ, от 09.07.1999 № 156-ФЗ, от 09.07.1999 № 157-ФЗ, от 09.07.1999 № 158-ФЗ, от 09.03.2001 № 25-ФЗ, от 20.03.2001 № 26-ФЗ, от 19.06.2001 № 83-ФЗ, от 19.06.2001 № 84-ФЗ, от 07.08.2001 № 121-ФЗ, от 17.11.2001 № 144-ФЗ, от 17.11.2001 № 145-ФЗ, от 29.12.2001 № 192-ФЗ, от 04.03.2002 № 23-ФЗ, от 14.03.2002 № 29-ФЗ, от 07.05.2002 № 48-ФЗ, от 07.05.2002 № 50-ФЗ, от 25.06.2002 № 72-ФЗ, от 24.07.2002 № 103-ФЗ, от 25.07.2002 № 112-ФЗ, от 31.10.2002 № 133-ФЗ, от 11.03.2003 № 30-ФЗ, от 08.04.2003 № 45-ФЗ, от 04.07.2003 № 94-ФЗ, от 04.07.2003 № 98-ФЗ, от 07.07.2003 № 111-ФЗ, от 08.12.2003 № 162-ФЗ, от 08.12.2003 № 169-ФЗ, от 21.07.2004 № 73-ФЗ, от 21.07.2004 № 74-ФЗ, от 26.07.2004 № 78-ФЗ, от 21.07.2005 № 93-ФЗ, от 19.12.2005 № 161-ФЗ, от 05.01.2006 № 11-ФЗ, от 27.07.2006 № 153-ФЗ, от 04.12.2006 № 201-ФЗ, от 30.12.2006 № 283-ФЗ, от 09.04.2007 № 42-ФЗ, от 09.04.2007 № 46-ФЗ, от 10.05.2007 № 70-ФЗ, от 24.07.2007 № 203-ФЗ, от 24.07.2007 № 211-ФЗ, от 24.07.2007 № 214-ФЗ, от 04.11.2007 № 252-ФЗ, от 01.12.2007 № 318-ФЗ, от 06.12.2007 № 333-ФЗ, от 06.12.2007 № 335-ФЗ, от 14.02.2008 № 11-ФЗ) // СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.
  14. Об охране окружающей среды: Федеральный закон № 7-ФЗ Российской Федерации // Российская газета. 12 февраля. 2002 г.
  15. Об экологической экспертизе: Федеральный закон от 23.1195 № 174-ФЗ// СЗРФ. 1955. № 48. Ст. 4556// РГ от 30.11.95.
  16. Об исключительной экономической зоне Российской Федерации: ФЗ от 17 декабря 1998 г. № 191-ФЗ (с изменениями от 8 августа 2001 г., 21 марта 2002 г., 22 апреля, 30 июня, 11 ноября 2003 г., 18 июля 2005 г.) // КонсультантПлюс.
  17. Указ Президента РФ от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» (в ред. от 20.05.2004) // Российская газета. 18 марта. 2004 г.
  18. Положение о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденное Указом Президента РФ от 11.07.2004 № 868 // СЗ РФ. 2004. № 28. Ст. 2882.
  19. Постановление Правительства РФ от 22.07.2004 № 370 «Об утверждении Положения о Министерстве природных ресурсов Российской Федерации» (в ред. от 30.07.2004) // СЗ РФ. 2004. № 31. Ст. 3260.
  20. Постановление Правительства РФ от 31.03.2003 № 177 «Об организации и осуществлении государственного мониторинга окружающей среды (государственного экологического мониторинга)» // СЗ РФ. 2003. № 14. Ст. 1278.
  21. Постановление Правительства РФ № 20.10.2002 № 777 «О перечне объектов, подлежащих федеральному государственному контролю» // СЗ РФ. 2002. № 44. Ст. 4390.
  22. Постановление Правительства РФ от 19.11.2002 № 833 «О государственном земельном контроле» // СЗ РФ. 2002. № 47. Ст. 4685.
  23. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 7 января 1988 г. «О коренной перестройке дела охраны природы в стране» // СП СССР. 1988. № 6. Ст. 14.
  24. Боголюбов С.А. Конституционные основы охраны окружающей среды // Журнал российского права. 2003. № 11. С. 106 – 112.
  25. Бринчук М.М. Экологическое право. М., 2008.
  26. Дубовик О.Л. Экологическое право. М., 2007.
  27. Дубовик О.Л., Кремер Л., Лоббе-Вольфф Г. Экологическое право. М., 2009.
  28. Ерофеев Б.В. Экологическое право России. М., 2007.
  29. Федцов, А.В. Федцова, Ежов Ю.А. Экологическое право России. М., 2008.
<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 1.04MB/0.00042 sec

WordPress: 22.79MB | MySQL:114 | 2,134sec