<

021814 0457 1

ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Российское понятие «предпринимательство» сопоставимо английскому слову «bisness»(бизнес). В период господства директивной системы хозяйствования в России (во времена бывшего СССР) этот термин был не просто чуждым, буржуазным, а толковался как нечестная деятельность, основанная на обмане и присвоении чужого труда, носил бранный оттенок. Отчасти превратное отношение к предпринимательству существует и сейчас1.

Еще в римском праве «предпринимательство» рассматривалось как занятие, дело, деятельность, особенно коммерческая. Под предпринимателем понимался арендатор, человек ведущий общественное строительство. В средние века понятие «предприниматель» употреблялось в нескольких смыслах. Прежде всего, к ним относили лиц, занимавшихся внешней торговлей. Один из первых примеров такого предпринимательства дает Марко Поло, путешественник, стоявший у истоков развития торговли между Европой и Китаем. Отправляясь в путешествие, торговец (предприниматель) подписывал контракт с купцом (банком) на продажу товаров. Хотя во время такого путешествия на долю предпринимателя выпадали различные физические и моральные испытания, по его окончании он был вынужден 75% своей прибыли отдавать купцу (банку). К предпринимателям также относили организаторов парадов, балаганов и представлений. Кроме того, это понятие использовалось применительно к руководителям крупных производственных и строительных проектов. Глава такого проекта ничем не рисковал – он всего лишь руководил всеми работами по его организации, используя предоставленные ему финансовые, материальные и торговые ресурсы2.

В экономической литературе – во всеобщем словаре коммерции, изданном в Париже в 1723 г., впервые появилось понятие «предприниматель», где под ним понимался человек, берущий на себя «обязательство по производству или строительству объекта».

В качестве научного термина понятие «предприниматель» появилось в работах известного английского экономиста начала XVIII века Ричарда Кантильона. Он разработал первую концепцию предпринимательства, а под предпринимателем понимал человека, действующего в условиях риска, в связи с тем, что торговцы, фермеры, ремесленники и прочие мелкие собственники покупают по определенной цене, а продают по неизвестной.

Современные экономисты практически отождествляют понятия: «предприниматель», «малый бизнес», «малое предпринимательство», в свою очередь, рассматривая «большой бизнес», как явление экономической жизни базирующееся на иных принципах организации дела

В американской учебной и научной литературе дается множество и других определений, характеризующих предпринимательство и предпринимателя с экономической, политэкономической, психологической, управленческой и других точек зрения.

Английский профессор Алан Хоскинг утверждает: «Индивидуальным предпринимателем является лицо, которое ведет дело за свой счет, лично занимается управлением бизнесом и несет личную ответственность за обеспечение необходимыми средствами, самостоятельно принимает решения. Его вознаграждением является полученная в результате предпринимательской деятельности прибыль и чувство удовлетворения, которое он испытывает от занятия свободным предпринимательством. Но наряду с этим он должен принять на себя весь риск потерь в случае банкротства его предприятия»1.

В настоящее время в теоретических исследованиях уделяется внимание не только предпринимательству как способу ведения дел на самостоятельной, независимой основе, но и внутрифирменному предпринимательству, или интрапренерству . Термин «интрапренер» был введен в оборот американским исследователем Г. Пиншо. Он же впервые использовал и другой термин, производный от первого, — «интракапитал».

Появление интрапренерства связано с тем фактором, что многие крупные производственные структуры переходят на предпринимательскую форму организации производства. Поскольку предпринимательство предполагает обязательное наличие свободы творчества, то подразделения целостных производственных структур получают право на свободу действий, что подразумевает и наличие интракапитала — «капитала, необходимого для реализации идей, лежащих в основе внутрифирменного предпринимательства»1.

Итак, предпринимательство — это особый вид экономической активности (под которой понимается целесообразную деятельность, направленную на извлечение прибыли), которая основана на самостоятельной инициативе, ответственности и инновационной предпринимательской идее.

Предпринимательство – созидательная, творческая работа, основанная на критической, конструктивной оценке достигнутого для обеспечения прибыли.

Предпринимательство органически связано с экономической свободой. Экономическая свобода включает в себя право на частную собственность, на экономическую инициативу, на свободу заниматься той предпринимательской деятельностью, которая отвечает собственному выбору. Свободное общество признает это право не только по тому, что оно способствует достижению наивысшего уровня производительности, но и по двум другим, не менее важным причинам:

  1. Экономическая свобода дополняет свободу личную и позволяет каждому развиваться на основе своих собственных взглядов и ценностей. Отрицать экономическую свободу – значит отрицать личные достоинства и право любого человека распоряжаться своей судьбой.
  2. Экономическая свобода делает возможной организацию производства и распределение богатства без произвольного вмешательства властей, диктата режима, основанного на привилегиях. В свободных экономических системах богатство производится и распределяется в условиях демократии и рыночных отношений.

    В Гражданском Кодексе Российской Федерации так определяется предпринимательская деятельность: «Предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой страх и риск деятельность, направленная на получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке»1

    Структуру категории «предпринимательство» можно представить в виде схемы:

    021814 0457 2

    Экономическая активность представляет собой форму участия индивида в общественном производстве и способ получения финансовых средств для обеспечения жизнедеятельности его самого и членов его семьи. Такой формой участия индивида в общественном производстве является одна общественная функциональная обязанность или их комбинация, когда он выступает в качестве: а) собственника каких-либо объектов, недвижимости и т. д., приносящих ему постоянный и гарантированный доход (собственник предприятия или дома, сдаваемого в аренду, и т. д.); б) наемного работника, продающего свою рабочую силу (токарь на заводе, учитель в школе и т. д.); в) индивидуального производителя («свободный» художник, живущий на доходы от реализации своих произведений, или водитель, использующий автомобиль в качестве такси и живущий на доходы от такой деятельности, и т. д.); г) государственного или муниципального служащего; д) менеджера (управляющий чужим предприятием); е) пенсионера (пассивная форма участия в общественном производстве как следствие прошлой активности); ж) учащегося или студента (как подготовительный этап к участию в будущем общественном производстве в какой-либо конкретной форме); з) безработного (как вынужденная форма неучастия или приостановки участия в общественном производстве); и) занятого оборонно-охранной деятельностью (армия, милиция, госбезопасность); к) вовлеченного в экономически преступную деятельность (рэкет, воровство и др.).1

    Предпринимательство выступает в качестве особого вида экономической активности, ибо его начальный этап связан, как правило, лишь с идеей — результатом мыслительной деятельности, впоследствии принимающей материализованную форму.

    Предпринимательство характеризуется обязательным наличием инновационного момента — будь то производство нового товара, смена профиля деятельности или основание нового предприятия. Новая система управления производством, качеством, внедрение новых методов организации производства или новых технологий — это тоже инновационные моменты.

    Основным субъектом предпринимательской активности выступает предприниматель. Однако предприниматель — не единственный субъект, в любом случае он вынужден взаимодействовать с потребителем как основным его контрагентом, а также с государством, которое в различных ситуациях может выступать в качестве помощника или противника. И потребитель и государство также относятся к категории субъектов предпринимательской активности, как и наемный работник (если, конечно, предприниматель работает не в одиночку), и партнеры по бизнесу (если производство не носит изолированного от общественных связей характера) (рис. 2).

    Во взаимоотношениях предпринимателя и потребителя предприниматель относится к категории активного субъекта, а потребителю свойственна прежде всего пассивная роль. При анализе стороны этих взаимоотношений потребитель выполняет роль индикатора предпринимательского процесса. Это понятно, поэтому все то, что составляет предмет деятельности предпринимателя, имеет право на реализацию только в случае позитивной (положительной) экспертной оценки потребителя. Такая оценка осуществляется потребителем и выступает как готовность последнего приобрести тот или иной товар. Предприниматель, при планировании и организации своей деятельности никоим образом не может игнорировать настроения, желания, интересы, ожидания, оценки потребителя.

    021814 0457 3

    Таким образом, целью предпринимателя выступает необходимость «завоевать» потребителя, создать круг собственных потребителей.

    Основными средствами воздействия предпринимателя на потребителя выступают следующие факторы: новизна товара и его соответствие интересу потребителя; качество; цена, доступность товара; степень универсальности товара; внешний вид и упаковка; позитивные отличительные характеристики товара от товаров других производителей и возможность потребителя ознакомиться с такими отличиями; возможность воспользоваться услугами послепродажного сервиса; соответствие общепринятым или государственным стандартам; престижность и привлекательность рекламы товара и т. д.1

    Здесь хотелось бы отметить, что если с точки зрения общественного производства именно предприниматель выступает в роли активного субъекта, то с точки зрения самого предпринимательского процесса, его содержания и эффективности активную роль играет потребитель, и предприниматель не может игнорировать этот факт.

    Роль государства как субъекта предпринимательского процесса может быть различной в зависимости от общественных условий, ситуации, складывающейся в сфере деловой активности, и тех целей, какие ставит перед собой государство.

    В зависимости от конкретной ситуации государство может быть: а) тормозом развития предпринимательства, когда оно создает крайне неблагоприятную обстановку для развития предпринимательства или даже запрещает его; б) посторонним наблюдателем, когда государство прямо не противодействует развитию предпринимательства, но в то же время и не способствует этому развитию; в) ускорителем предпринимательского процесса, когда государство ведет постоянный и активный поиск мер по вовлечению в предпринимательский процесс новых экономических агентов (нередко такая целенаправленная деятельность государства вызывает «взрыв» предпринимательской активности и приводит к «буму» предпринимательства) 1.

    Наемный работник как реализатор идей предпринимателя также относится к группе субъектов предпринимательского процесса. Именно от него зависит эффективность и качество реализации предпринимательской идеи.

    Известно, что каждому экономическому субъекту свойственны свои собственные интересы. Что касается предпринимателя и наемного работника, то часть их планов совпадает (чем выше прибыль, тем выше заработная плата, к примеру), а часть носит полярно противоположный характер (предприниматель не заинтересован в высокой оплате труда, а наемный работник заинтересован). В таких случаях стороны вынуждены идти на поиск компромиссных вариантов, что, в общем-то, и составляет основу взаимоотношений этих двух субъектов предпринимательского процесса.

    Любой предприниматель нуждается в эффективных партнерских связях: только в таком случае он может эффективно действовать в рамках того или иного фрагмента целостного производственного процесса. Идеальной является ситуация, когда все предприниматели образуют относительно изолированную от общего экономического процесса цепочку партнерских связей. Если взять для анализа целостный процесс производства, то он состоит как бы из множества фрагментов, каждый из которых фокусируется в конкретной деятельности предпринимателя.

    Главной функцией и целью предпринимательской деятельности является производство продукции, выполнение работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли. При этом основная цель предпринимательства в рыночных условиях получение прибыли, но не любой ценой, а разумным сочетанием обеих целей. Ведь именно развитие бизнеса в условиях открытой экономики способствует насыщению потребительского рынка товарами и услугами, активизирует структурную перестройку экономики, стимулирует внедрение научно-технических достижений, способствует всемерному повышению эффективности производства – все это и составляет удовлетворение общественных потребностей.

    Для формирования и нормального функционирования предпринимательства необходимы определенные условия: экономические, социальные, правовые и др. 1

    Под экономическим условиями, прежде всего, понимается существование предложений товаров и спроса анна них; виды товаров, которые могут приобрести покупатели; объемы денежных средств, которые они могут потратить на эти покупки; избыток или недостаточность рабочих мест, рабочей силы, влияющие на уровень заработной платы работников, т.е. на их возможность приобретения товаров2.

    Вплотную к экономическим примыкают социальные условия формирования и существования предпринимательства. Прежде всего, это устремление покупателей приобретать товары, отвечающие определенным вкусам и моде и эти потребности могут меняться на разных этапах.

    Огромное влияние оказывает и правовая среда. Это в первую очередь наличие законов, регулирующих предпринимательскую деятельность, создающих наиболее благоприятные условия для ее развития и т.д.

    ГЛАВА II. СУБЪЕКТЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

     

    Организационно-правовые формы субъектов предпринимательской деятельности многообразны. Среди них прежде всего выделяются: граждане — индивидуальные предприниматели без образования юридического лица и коллективные предприниматели. В свою очередь все коллективные предприниматели (предприятия). С точки зрения организационно-правовых форм могут быть подразделены на две большие группы: унитарные и корпоративные предприятия.1

    Унитарными признаются предприятия, имущество которых не разделено на доли участия, т.е. оно неделимо и не распределяется по вкладам (паям, долям) между его работниками. Единственным собственником имущества является его учредитель, а само предприятие обладает только правом хозяйственного ведения или оперативного управления. Корпоративными, являются, соответственно, предприятия, капитал которых подразделяется на доли участия.

    Так как Гражданский кодекс в соответствии с его частноправовым характером определяет не систему предприятий различных организационно-правовых форм, а систему юридических лиц, то в этой системе указанные две группы предприятий находят свое отражение в различных организационно-правовых формах юридических лиц.

    К числу унитарных относятся государственные, муниципальные и казенные предприятия. Корпоративными являются хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, некоммерческие организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность.

     

    § 2.1. Индивидуальные предприниматели

     

    Индивидуальными предпринимателями являются граждане, ведущие предпринимательскую деятельность и зарегистрированные в установленном законом порядке.

    В начале 90-х годов были изданы специальные нормативные акты, регулирующие правовой статус индивидуальных предпринимателей. Это Закон «Об общих нормах предпринимательства граждан в СССР» от 2 апреля 1991 г., Закон РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» от 25 декабря 1990 г. В последнем нормативном акте была в едином плане урегулирована деятельность как индивидуальных, так и коллективных предпринимателей (предприятий), что вполне обоснованно, учитывая единый характер осуществляемой ими деятельности.

    В связи с принятием первой части ГК РФ Закон «О предприятиях и предпринимательской деятельности» был отменен. В ГК были включены некоторые содержащиеся в нем положения, относящиеся к определению правового статуса индивидуальных предпринимателей. Вместе с тем, как справедливо отмечает В.В. Лаптев, «и малый объем этих норм, и то, что они касаются лишь прав и обязанностей индивидуальных предпринимателей в отношениях по горизонтали, что объясняется его частноправовым характером, послужили тому, что в результате оказались утраченными существовавшие ранее государственные гарантии, установленные для индивидуальных предпринимателей в отношениях по вертикале. Возник общий «дефицит» правовых норм об индивидуальных предпринимателях»1.

    Среди немногих специальных нормативных актов, относящихся к этому вопросу, надо отметить Закон «О государственной поддержке малого предпринимательства» от 14.06.1995, в ред. ФЗ РФ от 21.03.20022, в котором в качестве субъектов малого предпринимательства рассматриваются не только малые предприятия, но и индивидуальные предприниматели.

    Однако, в настоящее время, правовой статус индивидуальных предпринимателей определяется, в основном, нормами Гражданского кодекса. Статья 18 ГК, определяющая содержание правоспособности граждан, указывает, в частности, что граждане могут заниматься предпринимательской и любой иной не запрещенной законом деятельностью. Из этого положения можно сделать вывод, что граждане, подобно коммерческим организациям, имеют общую предпринимательскую правоспособность, т.е. могут осуществлять любые виды предпринимательской деятельности. Этот вывод находит свое подтверждение в содержании п. 3 ст. 23 ГК, согласно которому к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, применяются правила, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношений.

    Кроме того, закон специально регулирует также последствия незаконной деятельности, связанной с ведением предпринимательской деятельности без государственной регистрации. Так, согласно п. 4 ст. 23 ГК индивидуальный предприниматель не вправе ссылаться в отношении заключенных им сделок на то, что он не является предпринимателем, поскольку не прошел государственной регистрации. Суд применяет к таким сделкам правила об обязательствах, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Поскольку ответственность за нарушение предпринимательских обязательств более высока, чем за нарушение общих гражданских обязательств (п. 3 ст. 401 ГК) это правило направлено на защиту интересов контрагентов незарегистрированного предпринимателя.

    В законодательстве отсутствует специальное указание на то, с какого возраста гражданин имеет право заниматься предпринимательской деятельностью. Представляется, что анализ статей 21, 26, 27 Гражданского кодекса позволяет сделать вывод о том, что для осуществления предпринимательской деятельности гражданин должен быть полностью дееспособным, т.е. достичь восемнадцатилетнего возраста.

    Особой разновидностью индивидуального предпринимательства является ведение крестьянского (фермерского) хозяйства.

    Согласно п. 2 ст. 23 ГК глава крестьянского (фермерского) хозяйства признается предпринимателем с момента государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства. Это правило облегчает положение главы крестьянского хозяйства, которому не нужно специально проходить государственную регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя. Однако при этом не решается вопрос о правовом положении хозяйства в целом. В ст. 257 ГК предусматривается, что имущество хозяйства принадлежит его членам на праве совместной собственности, если договором между ними не установлено иное. Продукция и доходы, полученные в результате деятельности такого хозяйства, являются общим имуществом его членов и используются по соглашению между ними. В то же время из содержания статей 23 (п. 2) и 257 ГК усматривается, что крестьянское хозяйство не пользуется правами юридического лица.

    Законом РСФСР «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» от 22.11.1990, в ред. ФЗ РФ от 21.03.20021 крестьянское хозяйство признавалось самостоятельным хозяйствующим субъектом с правами юридического лица. Однако положения Закона противоречат изданному позднее Гражданскому кодексу. И хотя формально Закон не отменен, следует согласиться с мнением некоторых ученых о том, что в настоящее время Закон фактически не работает1.

    Переходя к вопросам об ответственности и банкротстве индивидуальных предпринимателей, можно отметить, что в новом ГК данные вопросы нашли более подробное освещение по сравнению с ранее действовавшим законодательством. В частности, закон распространяет на индивидуальных предпринимателей принцип полной ответственности. Индивидуальный предприниматель отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, за исключением имущества, перечисленного в ст. 446 ГК РФ.

    Наиболее общие вопросы процедуры признания индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) регламентируются ст. 25 ГК, в частности, очередность погашения задолженности индивидуального предпринимателя перед кредиторами, совпадающая с тем порядком, который установлен для юридических лиц (ст. 64 ГК). Помимо тех кредиторов, которые связаны с предпринимателем по характеру его предпринимательской деятельности, ст. 25 ГК особым образом определяет права иных его кредиторов. Последние также вправе заявлять свои требования к предпринимателю в период банкротства, но эти требования сохраняют свою силу и после завершения процедуры банкротства индивидуального предпринимателя1.

    Кроме ст. 25 ГК условия и порядок признания индивидуального предпринимателя банкротом или объявления им о своем банкротстве устанавливаются параграфом 2 главы 10 Закона «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.20022.

     

    § 2.2 Хозяйственные товарищества

     

    В соответствии с Гражданским кодексом РФ (ст. 66) существует два вида хозяйственных товариществ: полное товарищество и товарищество на вере. Участники товарищества в целом обязаны непосредственно участвовать в его деятельности, вследствие чего эта деятельность представляет собой объединенные действия участников товарищества, т.е. участники фактически ведут от имени товарищества самостоятельную предпринимательскую деятельность. Именно поэтому в Гражданском кодексе РФ (ст. 66) установлено, что участниками полных товариществ и полными товарищами в товариществах на вере могут быть только индивидуальные предприниматели и (или) коммерческие организации, поскольку только эти лица, вправе заниматься предпринимательской деятельностью.

    Товарищество признается полным, если его участники (полные товарищи) в соответствии с заключенным между ними договором занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут ответственность по его обязательствам принадлежащим им имуществом (ст. 69 ГК РФ). Солидарный характер ответственности участников полного товарищества означает, что кредитор товарищества может предъявить имущественное требование в полном объеме как одновременно ко всем участникам, так и к любому из них. Ответственность участников товарищества по его долгам как основная гарантия защиты интересов кредиторов объясняет положение Гражданского кодекса о том, что лицо может быть участником только одного полного товарищества (ст. 69 ГК РФ).

    Учредительным документом полного товарищества является учредительный договор. Каждый участник товарищества при решении вопросов о его деятельности обладает одним голосом, если иное не предусмотрено учредительным договором, т.е. участники, в принципе, равноправны в управлении независимо от размеров их вклада в складочный капитал.

    Существует три варианта ведения дел полного товарищества:

    1) каждый участник полного товарищества самостоятельно ведет хозяйственную деятельность от имени товарищества, т.е. обладает полной автономией воли. Но в то же время его действия должны полностью соответствовать общим интересам товарищества;

    2) участники полного товарищества совместно ведут дела товарищества, т.е. все сделки от имени товарищества совершаются не иначе как на основе совместного решения всех участников;

    3) ведение дел полного товарищества поручается одному из участников. Поскольку учредительный договор с указанным в нем видом управления может быть недоступен деловым партнерам товарищества, для защиты их интересов Гражданский кодекс использует презумпцию достаточных полномочий участника полного товарищества. В отношениях с третьими лицами товарищество не вправе ссылаться на положения учредительного договора, ограничивающие полномочия участников товарищества, за исключением случаев, когда товарищество докажет, что третье лицо в момент совершения сделки знало или заведомо должно было знать об отсутствии у участника товарищества права действовать от его имени (ст. 72 ГК РФ).

    Участник товарищества вправе выйти из него по своей инициативе. Однако отказ от участия в полном товариществе должен быть заявлен участником не менее чем за шесть месяцев до фактического выхода из товарищества (ст. 77 ГК РФ).

    Участники полного товарищества по единогласному решению и при наличии к тому серьезных оснований, в частности, вследствие грубого нарушения участником своих обязанностей или обнаружившейся неспособности его к разумному ведению дел, могут исключить в судебном порядке участника из товарищества (ст. 76 ГК РФ). Участники, выбывшие из товарищества, продолжают отвечать по обязательствам товарищества, возникшим до момента их выбытия, наравне с оставшимися участниками в течение двух лет со дня утверждения отчета о деятельности товарищества за год, в котором они выбыли.

    <

    Товарищество на вере — это товарищество, в которое входят два типа участников: один или несколько полных товарищей, осуществляющих от имени товарищества предпринимательскую деятельность и отвечающих по обязательствам товарищества всем своим имуществом, т.е. являющихся по статусу предпринимателями, и один или несколько вкладчиков (коммандистов), не участвующих в управлении делами товарищества и несущих риск убытков, связанных с деятельностью товарищества, лишь в пределах сумм внесенных ими вкладов (ст. 82 ГК РФ). Минимальное число участников — двое, при котором один участник — полный товарищ, а другой — вкладчик, максимальное количество участников не ограничено. Полные товарищи в товариществе на вере, так же, как и участники полного товарищества, осуществляют от имени товарищества всю хозяйственную деятельность.

    Учредительным документом товарищества на вере является учредительный договор, подписываемый всеми полными товарищами (ст. 83 ГК РФ).

    Для товарищества на вере, так же, как и для полного товарищества, существует три варианта ведения хозяйственной деятельности. Вкладчики не вправе участвовать в управлении делами и выступать от имени товарищества в целом, если только им не выдается доверенность на совершение каких-либо действий от имени товарищества, т.е. вкладчики принимают пассивное участие в деятельности товарищества. В то же время у них есть одно очень большое преимущество перед полными товарищами: они несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества, в пределах сумм внесенных ими вкладов и, кроме того, в случае ликвидации товарищества на вере имеют преимущественное перед полными товарищами право на получение своих вкладов из имущества товарищества, оставшегося после удовлетворений требований кредиторов.

    Общество с ограниченной ответственностью. Общество с ограниченной ответственностью (далее по тексту ООО) сегодня можно назвать, пожалуй, одной из наиболее распространенных форм организации предпринимательской деятельности.

    Правовое положение ООО определяется в Гражданском кодексе РФ — специальными правилами (ст. 87, 94), общими нормами о статусе хозяйственных обществ и товариществ (ст. 66-68), а также специальным Законом «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 08.02.1998, в ред. ФЗ РФ от 11.07.1998, от 31.12.1998, от 21.03.20021. Следует иметь в виду, что сфера действия данного Закона в соответствии с п. 2 ст. 1 ограничена: из нее в значительной мере изъяты ООО, занимающиеся банковской, страховой и инвестиционной деятельностью (поскольку на них в первую очередь распространяется действие специального законодательства — законов о банках и банковской деятельности, о страховании и т.д.), а также общества, осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции. Юридическая конструкция ООО в указанном Законе в целом построена на базе правил Гражданского кодекса, касающихся этих хозяйственных обществ и, как справедливо отмечает Б. Суханов, соответствует им в гораздо большей мере, чем аналогичные правила Закона об акционерных обществах (как известно, в ряде случаев принципиально расходящиеся с нормами ТК)2.

    Согласно п. 1 ст. 2 Закона и п. 1 ст. 87 ГК общество с ограниченной ответственностью признается учрежденным одним или несколькими лицами хозяйственного общества, уставный капитал которого разделен на доли участия; участники общества не отвечают по его обязательствам и несут лишь риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов. При этом речь идет об ограниченной ответственности самого общества, а не его участников. Часть 2 п. 1 ст. 87 ГК РФ предусматривает солидарную ответственность по обязательствам общества для участников, не полностью внесших вклад в пределах невнесенной части вклада. Однако это положение является исключением из правила и не влияет на общую конструкцию данного предприятия.

    Число участников ООО не должно быть более 50, однако допускается создание и (или) функционирование такого общества и с одним участником — в качестве «компании одного лица» (если только речь не идет о другом обществе, состоящем из одного лица). При этом в роли учредителей и участников хозяйственных обществ, по общему правилу, не могут выступать государственные органы и органы местного самоуправления (п. 4 ст. 66 ГК, п. 2 ст. 7 Закона).

    Учредительными документами являются учредительный договор и устав. Если общество учреждается одним лицом, то учредительным документом является только устав.

    Уставной капитал общества составляется из номинальной стоимости долей его участников.

    Возможность сохранения неизменным состава участников ООО — одно из преимуществ данной организационно-правовой формы. С этой целью Закон (ст. 21) разрешает устанавливать уставом запрет не только продажи, но и иной уступки доли (части доли) участника третьим лицам, либо предусматривает обязательное согласие ООО или остальных его участников на такую уступку или продажу. То же условие может предусматриваться Уставом и на переход доли к наследникам или иным правопреемникам лица, являющегося участником ООО.

    При обращении кредиторами участника общества взыскания на принадлежащую ему долю общество или его участники могут выплатить кредиторам ее действительную стоимость (п. 2 ст. 25 Закона) с тем, чтобы не принимать в число участников приобретателя такой доли.

    Участник ООО вправе в любое время выйти из общества независимо от согласия других его участников иди общества (ст. 94 ГК, п. 1 ст. 8, п. 1 ст. 26 Закона). Реализация такой возможности связана с необходимостью выплаты уходящему участнику действительной стоимости его доли (либо выдачи с его согласия соответствующего имущества в натуре). Согласно абз. 2 п. 3 ст. 26 Закона такая выплата должна осуществляться за счет разницы между стоимостью чистых активов общества и размером его уставного капитала, в течение шести месяцев с момента окончания финансового года. При этом с момента подачи заявления о выходе доля участника переходит к обществу (с последствиями, определенными ст. 24 Закона), а сам он вследствие этого лишается права голоса.Общество, как правило, имеет двухзвенную структуру управления: общее собрание как высший орган с исключительной компетенцией (ни при каких условиях не передаваемой исполнительному органу) и исполнительный орган — единоличный (генеральный директор, президент и др.), либо также коллегиальный (правление, дирекция и т.п.) (ст. 91 ГК, ст. 32 Закона). Единоличным исполнительным органом либо членом его коллегиального исполнительного органа теперь может быть лишь физическое лицо (п. 2 ст. 40, п. 1 ст. 41 Закона), если только речь не идет об управляющей компании. В настоящее время достаточно спорным остается вопрос об определении правового статуса органов управления ООО1. Согласно п. 2 ст. 32 Закона в структуре управления обществом уставом может быть предусмотрено образование наблюдательного совета (совета директоров), контролирующего прежде всего деятельность исполнительных органов общества. Закон (п. 2 ст. 44) предусматривает полную имущественную ответственность членов наблюдательного совета и коллегиального исполнительного органа ООО за убытки, причиненные обществу их виновными действиями.

    Весьма важными гарантиями соблюдения имущественных интересов общества являются правила статей 45 и 46 Закона, ограничивающие возможности совершения исполнительными органами общества от его имени крупных сделок или сделок, интерес в совершении которых имеют члены этих органов или другие участники общества.

    Реорганизация и ликвидация ООО допускаются, помимо общих оснований реорганизации и ликвидации юридических лиц, также по единогласному решению его участников. При этом в соответствии с п. 1 ст. 56 Закона также общество может преобразоваться в иное общество (акционерное или с дополнительной ответственностью) либо в производственный кооператив, но не в товарищество.

    Общество с дополнительной ответственностью. Данный вид общества является разновидностью общества с ограниченной ответственностью и на его правовое положение распространяют свое действие правила об обществах с ограниченной ответственностью содержащиеся в ГК РФ и в Законе РФ «Об обществах с ограниченной ответственностью».

    Общество с дополнительной ответственностью может учреждаться одним или несколькими лицами. Его уставной капитал так же, как и в обществе с ограниченной ответственностью, разделен на доли участия, однако от последнего оно отличается характером ответственности участников по своим обязательствам перед кредиторами.

    Суть данной ответственности заключается в том, что недостаточности имущества общества для удовлетворений-требований его кредиторов участники данного общества могут быть привлечены к дополнительной (имущественной) ответственности принадлежащим лично им имуществом, причем в солидарном порядке. При этом размер ответственности ограничен, он распространяется не на все их имущество, как это имеет место в полном товариществе, а лишь его части — одинакового для всех кратного размера к сумме внесенных вкладов (например: двукратный, пятикратный и т.д.).

    Еще одна особенность общества с дополнительной ответственностью вытекает из п. 1 ст. 95 ГК РФ, а именно: в случае банкротства одного из участников его дополнительная ответственность пропорционально распределяется между остальными участниками данного общества, что сохраняет общую сумму дополнительных гарантий кредиторам.

    Участниками общества с дополнительной ответственностью могут быть граждане и юридические лица, за исключением государственных органов и органов местного самоуправления.

    Акционерные общества. Наиболее общие нормы о статусе акционерных обществ (далее по тексту АО) содержит Гражданский кодекс, определяя в гл. 4 его понятие, основные черты и устанавливая основные гарантии прав акционеров и кредиторов общества. Более подробная регламентация статуса АО является предметом специального законодательства, где центральное место занимает Закон РФ «Об акционерных обществах» от 26.12.1995, в ред. ФЗ РФ от 7.08.2001 и 21.03.2002 (далее по тексту Закон)1. Этот Закон определяет правовое положение всех акционерных обществ, за исключением организации АО в банковской, инвестиционной и страховой сферах, а также тех АО, которые были созданы в процессе приватизации. Особый правовой режим также предусмотрен законодателем для акционерных обществ, созданных на базе реорганизованных колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных предприятий. Регулирование деятельности перечисленных организаций является сферой специальных федеральных законов.

    Несмотря на некоторые особенности, понятие акционерного общества во всех случаях остается единым. Акционерным является такое хозяйственное общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций, удостоверяющих обязательственные права участников по отношению к обществу. Акционеры не несут ответственности по обязательствам общества. Только при неоплате полной стоимости акций акционеры несут солидарную ответственность по обязательствам общества в пределах неоплаченной части принадлежащих им акций (ст. 96 ГК, ст. 2 Закона).

    Акционерное общество может быть создано несколькими или одним учредителем, но оно не может иметь в качестве единственного учредителя (акционера) другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица (п. 2 ст. 10 Закона).

    Учредительным документом АО является его устав (п. 3 ст. 98 ГК). При создании общества несколькими учредителями они могут заключать договор о его создании, определяющий порядок осуществления деятельности по учреждению общества. Однако такой договор не является учредительным документом. Основная его цель — обеспечить легальную процедуру создания соответствующего АО (п. 1 ст. 98 ГК), большая часть обязательств такого договора теряет свою силу вследствие их исполнения1.

    Акционерные общества подразделяются на открытые и закрытые (ст. 97 ГК, ст. 7 Закона).

    Открытое акционерное общество создается путем открытой подписки на акции. Акционеры такого общества вправе свободно распоряжаться принадлежащими им акциями, в отношении открытых АО действует правило о публичной отчетности. Последнее означает, что годовые бухгалтерские балансы и отчеты такого общества должны обязательно публиковаться. Число акционеров открытого АО не ограничивается.

    В закрытом акционерном обществе все акции распределяются между учредителями. Акционеры такого общества могут распоряжаться своими акциями, но с соблюдением правила о преимущественной покупке акций другими акционерами. Публичная отчетность для закрытых обществ обязательна лишь в случаях, предусмотренных п. 2 ст. 92 Закона. Число акционеров закрытого АО не должно превышать 50. Если число акционеров превысит эту цифру, закрытое общество должно быть преобразовано в открытое (ст. 7 Закона).

    Имущество акционерного общества принадлежит ему на праве собственности. Акционеры имеют лишь обязательственное право требования к обществу. Имущество общества отражается в его самостоятельном балансе.

    Важнейшую часть имущества общества составляет его уставный капитал, формируемый при создании общества и указываемый в его уставе. В Законе (ст. 26) определен минимальный размер уставного капитала: для открытого общества он составляет 1000 минимальных размеров оплаты труда, а для закрытого — 100. К моменту регистрации уставный капитал должен быть оплачен не менее чем на половину. Остальная часть уставного капитала должна быть покрыта в течение года после регистрации.

    В законодательстве проводится четкое различие между уставным капиталом и действительным имуществом общества, которое может быть больше или меньше уставного капитала в зависимости от успешности работы предприятия. Действительное имущество общества (чистые активы) не должно быть меньше размеров уставного капитала; в противном случае уставной капитал должен быть уменьшен до размеров чистых активов, с соблюдением правил ст. 30 Закона. При несоблюдении данного правила общество подлежит ликвидации (п. 6 ст. 35 Закона). В состав имущества также входят некоторые фонды, которые могут или должны быть образованы (ст. 35 Закона).

    Уставный капитал акционерного общества подразделяется на акции. Наличие акций — характерная черта акционерного общества, акции могут выпускаться только акционерными обществами. Акция представляет собой ценную бумагу, подтверждающую обязательственные права акционера по отношению к обществу. Акции могут быть различных видов. Виды акций определяются в уставе общества.

    Акционеры учитываются в реестре акционеров, который ведется или самим обществом, или в обществах с числом акционеров более 50 реестр должен обязательно вестись специализированным регистратором (ст. 44 Закона).

    Важнейшее право акционера — право на получение дивидендов. Дивиденды выплачиваются один раз в год за счет прибыли общества.

    Помимо перечисленных прав, акционеры-владельцы обыкновенных акций имеют право голоса на общем собрании акционеров, владельцы привилегированных акций имеют такое право в отдельных указанных случаях.

    Высшим органом управления общества является общее собрание акционеров. Оно решает наиболее важные вопросы деятельности общества. Компетенция общего собрания акционеров определяется в п. 1 ст. 48 Закона об акционерных обществах.

    Правовой статус, компетенция и роль общего собрания в решении вопросов акционерного общества являлись неоднократно предметом обсуждения на страницах периодических, изданий1. Вопросы решаются простым большинством голосов акционеров — владельцев голосующих акций. Наиболее важные вопросы решаются большинством в три четвертых голосов. В таком порядке решаются вопросы изменения устава, реорганизации, ликвидации общества, определения количества номинальной стоимости, категории (типа) акций и прав предоставляемых этими акциями, приобретение обществом размещенных акций в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом (п. 4 ст. 49 Закона).

    Общее собрание правомочно (имеет кворум), если в нем приняли участие акционеры, обладающие в совокупности более чем половиной голосов размещенных голосующих акций.

    Общее собрание акционеров избирает совет директоров (наблюдательный совет), который осуществляет общее руководство деятельностью предприятия и решает все вопросы, кроме относящихся к компетенции общего собрания. В обществе с числом акционеров — владельцев голосующих акций — менее 50 совет директоров может не избираться, а его функции в этом случае осуществляются общим собранием акционеров. Совет директоров избирается сроком на один год. Из своего состава члены совета директоров избирают председателя совета. Компетенция совета директоров весьма широка (ст. 65 Закона).

    Советом директоров назначается исполнительный орган общества, если это поручено ему в соответствии с уставом.

    Исполнительный орган руководит повседневной деятельностью общества. Он может быть единоличным (директор, генеральный директор) или коллегиальным (правление, дирекция). Вопрос об определении правового статуса и компетенции управляющей организации и управляющего остается дискуссионным1. Единоличный исполнительный орган (директор, генеральный директор) без доверенности действует от имени общества. Директор, генеральный директор и члены правления несут ответственность за ущерб, причиненный обществу их действиями

    В акционерном обществе должен осуществляться контроль за деятельностью его должностных лиц во избежание возможных злоупотреблений.

    Контроль за финансово-хозяйственной деятельностью общества осуществляется ревизионной комиссией (ревизором), избираемой общим собранием акционеров (ст. 85 Закона). Общее собрание акционеров утверждает также аудитора общества (ст. 86 Закона). Функции аудитора сходны с функциями ревизионной комиссии, но в отличие от последней аудитор является лицом, независимым от общества.

     

    § 2.3. Производственный кооператив

     

    Производственный кооператив (артель), подобно товариществам и обществам, представляет собой коммерческую организацию, основанную на началах членства, т.е. корпорацию. Но в отличие от хозяйственных товариществ и обществ кооперативы основаны не только и не столько на объединении имущества участников, сколько на их совместном личном трудовом участии в деятельности созданной ими организации.

    Становление кооперативов как формы предпринимательской деятельности имеет в нашей стране большую историю, поскольку кооперативы были первыми частными предприятиями, легально допущенными в экономику в конце 80-х годов, когда подавляющую ее часть составляли государственные предприятия. Это началось с принятия в 1988 г. Закона «О кооперации в СССР». Затем, в период до 1990 г., были введены существенные ограничения на деятельность кооперативов в различных сферах и, наконец, принятый в 1990 г. Закон «О предприятиях и предпринимательской деятельности» вообще не предусмотрел кооперативы в качестве возможной правовой формы, что на практике вылилось в повсеместное вытеснение кооперации как формы хозяйственной деятельности1. Кооперативы тем не менее продолжали действовать, поскольку о них упоминалось в других законах РФ, например, в Законе «О собственности в РСФСР»2 и Законе «О потребительской кооперации в РФ», да и сам Закон «О кооперации в СССР» во многих своих положениях не был отменен на территории России. В настоящее время кооперативы вновь переживают возвращение в число возможных организационно-правовых форм, поскольку новый ГС и специальный Федеральный закон «О производственных кооперативах» от 08.05.1996 № 41 — ФЗ в ред. ФЗ РФ от 14.05.2001 и 21.03.20023 — посвящают их регулированию значительный объем норм.

    Так, в соответствии с п. 1 и 2 ст. 107 ГК, ст. 1 Закона о производственных кооперативах производственным кооперативом (артелью) признается добровольное объединение не являющихся предпринимателями граждан для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом (или ином) участии и объединении определенных имущественных (паевых) взносов, при их личной ограниченной и дополнительной ответственности по обязательствам этой коммерческой организации.

    Поскольку в современном имущественном обороте кооперативы, основанные исключительно на личном труде их участников, неизбежно были бы оттеснены более мощными в экономическом отношении хозяйственными обществами (объединениями капиталов), законодательство допускает участие в них не только личным трудом, но и исключительно имущественными вкладами («иное участие»). Важно при этом, чтобы «финансовые участники» не преобладали среди других членов кооператива, фактически превращая его тем самым в хозяйственное товарищество или общество. Поэтому их число не может превышать 25 % от числа обычных членов кооператива (п. 2 ст. 7 Закона о производственных кооперативах.

    Кооператив создается на основании устава, являющегося его единственным учредительным документом. Устав утверждается общим собранием его членов. Число членов кооператива не может быть менее пяти (ст. 4 Закона).

    Имущество кооператива принадлежит ему на праве собственности и делится на паи его членов. Созданное за счет паевых взносов имущество кооператива называется паевым фондом (ст. 10 Закона). Уставом может быть предусмотрено, что определенная часть имущества составляет неделимый фонд, причем решения о создании неделимых фондов принимаются членами кооператива единогласно. К моменту регистрации кооператива его члены обязаны внести не менее 10 % паевого взноса, а остальную часть – в течение года с момента регистрации. Размер паевого фонда кооператива не должен быть меньше его чистых активов.

    Член кооператива может свободно передавать свой пай другому члену кооператива (п. 4 ст. 9 Закона). Передача же пая гражданину, не являющемуся членом кооператива, допускается лишь с согласия кооператива. В этом случае другие члены кооператива имеют преимущественное право покупки пая.

    Прибыль распределяется между членами кооператива в соответствии с их трудовым и иным участием в деятельности кооператива и размерами паевого взноса. При этом часть прибыли, распределяемая пропорционально размерам паевых взносов, не должна превышать 50 % подлежащей распределению прибыли (ст. 12 Закона).

    Члены кооператива несут по обязательствам кооператива субсидиарную ответственность в размерах, которые предусматриваются уставом (ст. 13 Закона). Обращение взыскания на пай члена кооператива, по личным долгам
    допускается лишь при недостаточности личного имущества и не может быть обращено на неделимые фонды кооператива.    

    Структура органов управления кооперативом определяется его корпоративной природой (отношениями членства его участников). Поэтому в качестве высшего (волеобразующего) органа управления здесь выступает общее собрание. В отличие от общего собрания любого хозяйственного общества, общее собрание кооператива вправе рассматривать и принимать решения по любым вопросам деятельности кооператива (п. 1 ст. 15 Закона), в том числе входящим в компетенцию его исполнительных органов. Вопросы, отнесенные к исключительной компетенции общего собрания, не могут быть переданы на решение исполнительных органов даже по его собственному решению. При принятии решений общим собранием каждый член кооператива имеет один голос.

    В кооперативах с числом членов более 50 может быть создан наблюдательный совет (ст. 16 Закона). По своим функциям он существенно отличается от наблюдательного совета (совета директоров) акционерного общества, где последний осуществляет общее руководство деятельностью общества. В кооперативе же наблюдательный совет осуществляет контроль за деятельностью исполнительных органов кооператива. Образование наблюдательного совета и прекращение полномочий его членов относятся к компетенции общего собрания членов кооператива.

    Текущее руководство деятельностью кооператива осуществляет его исполнительный орган, которым является правление и (или) его председатель (ст. 17 Закона). Исполнительный орган в своей деятельности подотчетен общему собранию и наблюдательному совету. Членами наблюдательного совета и правления, а также председателем кооператива могут быть только члены кооператива. При этом член кооператива не может быть одновременно членом наблюдательного совета и правления либо председателем кооператива (ст. 110 ГК).

    Помимо возможности для члена кооператива выйти по своему усмотрению из кооператива, отличительной особенностью является возможность исключения члена, предусмотренная ст. 22 Закона. Исключение производится по решению общего собрания в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей, возложенных на него уставом.

     

    § 2.3. Государственные и муниципальные унитарные предприятия

     

    Среди различных организационно-правовых форм коммерческих организаций существуют такие формы, применение которых ограничивается только государственным сектором экономики.

    В Гражданском кодексе (ст. 113) они названы унитарными предприятиями, а их правовое положение, помимо норм ГК РФ, регулируется специальным Законом от 14.11.2002 №161-Ф3 «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»1. Указанные нормативные акты, характеризуя данную организационно-правовую форму коммерческих организаций, отмечают следующие ее признаки: во-первых, в отличие от всех иных организационно-правовых форм коммерческой деятельности, унитарные предприятия не являются собственниками закрепленного за ними имущества. В отношении этого имущества они обладают ограниченным вещным правом — правом хозяйственного ведения либо правом оперативном управления. Плоды, продукция и доходы от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении или оперативного управлении, имущество, приобретенное унитарным предприятием по договору или иным основаниям, поступают также в хозяйственное ведение или оперативное управление (ст. 299 ГК РФ); во-вторых, имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе и между работниками предприятия; в-третьих, формально «унитарность» проявляется в том, что фирменное наименование унитарного предприятия должно содержать указание на собственника его имущества (т.е. является ли оно государственным или муниципальным); в-четвертых, унитарное предприятие не вправе создавать в качестве юридического лица другое унитарное предприятие путем передачи ему части своего имущества (дочернее предприятие). Оно также не вправе выступать учредителем (участником) кредитной организации; в-пятых, создание унитарных предприятий на основе объединения имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований, не допускается (п. 4 ст. 2 Закона).

    Правоспособность унитарного предприятия является специальной. Это означает, что, в отличие от иных форм коммерческих организаций, оно может иметь только гражданские права, соответствующие предмету и целям его деятельности, предусмотренные в уставе, и нести связанные с этой деятельностью обязанности. В уставе унитарного предприятия в обязательном порядке указываются сведения о предмете и целях его деятельности (ст. 113 ГК РФ). Кроме того, полное фирменное наименование унитарного предприятия должно содержать указание на собственника его имущества (ст. 4 Закона). Эти положения отражают концепцию ограниченного (целевого) участия государства в коммерческой деятельности и, кроме того, выполняют контрольную функцию, так как при неограниченной оперативной самостоятельности предприятия в части выбора сферы реализации коммерческих интересов возрастает риск злоупотребления или потери государственного (муниципального) имущества. Сделка, заключенная унитарным предприятием в противоречии с целями его деятельности, может быть признана недействительной судом по иску учредителя (ст. 173 ГК РФ). Кроме того, Закон в ст. 22, 23 предусмотрел ограничения на совершение крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность руководителя унитарного предприятия.

    Учредительным документом унитарного предприятия является утверждаемый его учредителем устав. Органом унитарного предприятия, представляющим его интересы, является руководитель, он назначается собственником и подотчетен ему.

    Унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения. Эта организационная форма регламентирована ст. 114 ГК, а также Законом от 14.11.2002 №161-ФЗ. Решение об учреждении, реорганизации, ликвидации федерального государственного предприятия принимается правительством РФ или федеральными органами исполнительной власти. Решение об учреждении, реорганизации, ликвидации государственного предприятия субъекта РФ или муниципального предприятия принимается уполномоченным органом государственной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления.

    Учредитель разрабатывает и утверждает устав будущего предприятия, а также определяет состав и размер его уставного фонда. Размер уставного фонда государственного предприятия должен составлять не менее чем пять тысяч МРОТ, а муниципального предприятия — не менее чем одну тысячу МРОТ на дату государственной регистрации (п. 3 ст. 12 Закона). Уставной фонд государственного или муниципального предприятия должен быть полностью сформирован собственником его имущества в течение трех месяцев с момента государственной регистрации (ст. 13 Закона). Законодательство содержит определенные правила относительно изменения размера уставного фонда (ст. 14, 15 Закона).

    Унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, обладают широкой хозяйственной самостоятельностью. Правда, она ограничивается предметом и целями деятельности, предусмотренными в уставе предприятия. Но в таких пределах предприятие, в целом, самостоятельно решает вопросы своей хозяйственной деятельности. Хозяйственная и имущественная самостоятельность таких предприятий обеспечивается тем, что права собственника имущества, находящегося в их хозяйственном ведении, ограничены законом. Согласно ст. 295 ГК собственник такого имущества имеет право принимать решения о создании, реорганизации и ликвидации предприятия, назначать директора (руководителя), определять предмет и цели его деятельности, получать часть его прибыли, контролировать деятельность предприятия. На закрепленное за ним имущество предприятие имеет права владения, пользования и распоряжения. Статья 18 Закона предусматривает разный порядок распоряжения движимым и недвижимым имуществом.

    Если движимым имуществом предприятие вправе распоряжаться самостоятельно, в пределах целей, предмета и видов деятельности, определяемых уставом, то недвижимое имущество предприятие не вправе продавать, сдавать в аренду, передавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным образом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника.

    Собственник имущества, на базе которого создано унитарное предприятие на праве хозяйственного ведения, не отвечает по обязательствам последнего. Из данного правила имеется исключение (п. 3 ст. 56 ГК). В этой статье предусматривается субсидиарная ответственность собственника по обязательствам предприятия, если его несостоятельность (банкротство) вызвана действиями собственника.

    Унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления. Общая норма, определяющая статус этих предприятий, содержится в ст. 115 ГК, более подробно эти вопросы регламентируются в специальном законодательстве и в первую очередь в Законе РФ от 14.11.2002 «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».

    Казенные предприятия также являются государственными, их имущество принадлежит государству. Однако оно закрепляется за казенным предприятием не на праве хозяйственного ведения, а на праве оперативного управления. Последнее предоставляет гораздо меньшие имущественные полномочия, чем право хозяйственного ведения. Поэтому самостоятельность казенных предприятий значительно меньше, чем самостоятельность государственных и муниципальных предприятий, действующих на праве хозяйственного ведения.

    Согласно п. 3 ст. 8 Закона федеральное казенное предприятие учреждается, реорганизуется, ликвидируется решением правительства РФ. Казенное предприятие субъекта РФ учреждается, реорганизуется, ликвидируется решением органа государственной власти субъекта РФ. Муниципальное казенное предприятие учреждается, реорганизуется, ликвидируется решением органа местного самоуправления.

    Основной смысл создания казенных предприятий состоит в том, что они могут осуществлять необходимую, для государства и общества хозяйственную деятельность, не давая прибыли и даже будучи убыточными, с покрытием убытков за счет средств государственного бюджета.

    Собственник такого предприятия утверждает его устав, в котором помимо сведений, содержащихся в уставе государственного или муниципального предприятия, должны быть указаны сведения о порядке распределения и использования доходов казенного предприятия (п. 5 ст. 9 Закона). Согласно п. 5 ст. 12 Закона уставной фонд в казенном предприятии не формируется.

    Имущественная самостоятельность казенного предприятия весьма ограничена. Согласно ст.. 296 ГК казенное предприятие, обладая правом оперативного управления в отношении закрепленного за ним имущества, осуществляет в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества владение, пользование и распоряжение им. Однако собственник вправе в любое время изъять у казенного предприятия излишнее неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению. Таким образом, имущественная база деятельности казенного предприятия весьма неустойчива.

    Порядок планирования, финансирования, распределения доходов казенного предприятия определяется правительством РФ, уполномоченными органами государственной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления.    

    По своим обязательствам казенное предприятие отвечает всем закрепленным за ним имуществом. Собственник имущества казенного предприятия несет субсидиарную ответственность по обязательствам такого предприятия при недостаточности его имущества (п. 5 ст. 115 ГК).

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    ГЛАВА III. государственное регулирование И КОНТРОЛЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

     

    Государственное регулирование предпринимательской деятельности – это система мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера стабилизации и приспособления предпринимательской деятельности к изменяющимся условиям. Оно выступает как составная часть процесса воспроизводства и решает задачи стимулирования экономического роста, регулирования занятости, поощрения сдвигов в отраслевой структуре производства и уменьшения неравенства в распределении доходов1.

    Свои регулирующие функции государство выполняет, применяя разнообразные методы и формы воздействия на предпринимательскую деятельность экономических субъектов, которые меняются в зависимости от экономических задач, материальных возможностей государства, накопленного опыта регулирования.

    Мировой опыт позволяет говорить о сложившемся стандартном наборе общественных форм и методов государственного регулирования. Выделяют косвенные (экономические) и прямые (административные) методы государственного регулирования. Преобладают экономические методы, среди которых в первую очередь выделяют денежно-кредитную политику. Основные инструменты денежно-кредитной политики – норма обязательных резервов, ставка межбанковского процента, учетная ставка, операции Центрального банка с государственными облигациями на рынке ценных бумаг. Эти инструменты позволяют государству достойно противостоять инфляции, регулировать процентные ставки, а через них инвестиционный процесс, производство и занятость, оказывать ощутимое воздействие на движение курса акций.

    Значительная роль отводится налоговой политике, без которой невозможно наладить эффективное стимулирование экономического роста и организовать распределение доходов. К налоговому регулированию присоединяется политика государственных расходов, помогающая осуществить структурные преобразования производства, сгладить региональные диспропорции, снять остроту проблемы вынужденной безработицы.

    Через механизм налогообложения и государственных расходов по социальному обеспечению все большая доля национального дохода передается от относительно богатых к относительно бедным слоям населения. Эта тенденция не претерпела существенных изменений и сохраняется на сегодняшний день.

    Экономические методы государственного регулирования не ограничивают свободу предпринимательского выбора. Экономические методы регулирования адекватны природе рынка. Они непосредственно воздействуют на конъюнктуру рынка и через нее – косвенно на производителей и потребителей товаров и услуг. Так, увеличение трансфертных платежей изменяет конъюнктуру рынка потребительских товаров, увеличивает спрос, что, в свою очередь, способствует повышению цен и заставляет товаропроизводителей увеличивать объем предложения. Косвенные методы управления действуют, таким образом, через рынок, посредством рыночных механизмов.

    Важное место в воздействии государства на экономические процессы занимает государственное предпринимательство. Сущность данного метода состоит в том, что государство выступает как крупный предприниматель. Сфера государственного предпринимательства достаточно широка, но в основном оно развито в таких отраслях, где срок окупаемости и капиталоемкость сравнительно высоки. Это – энергетика, транспорт, связь, добывающая промышленность, т.е. отрасли низкорентабельные и поэтому менее привлекательные для частного предпринимательства, Предприятия данных отраслей малоэффективные не потому, что государственные. Они становятся государственными, потому что они малоэффективные.

    Все многообразие экономических методов государственного регулирования находит применение:

    в бюджетной политике (регулирование государственных расходов, выпуск государственных внутренних займов, осуществление государственных закупок, поддержка государственного предпринимательства);

    в кредитно-денежной политике (нормирование банковских резервов, регулирование учетной ставки банковского процента, проведение операций на валютном рынке, контроль за денежной массой);

    в фискальной политике (регулирование системы государственного и муниципального налогообложения доходов и имущества физических и юридических лиц);

    в социальной политике (установление минимальных ставок оплаты труда, размеров пенсий, пособий по безработице и т.д.)1.

    Все рассмотренные выше экономические методы государственного регулирования направлены главным образом на национальное хозяйство. Вместе с тем в распоряжении государства имеются и иные, не менее эффективные инструменты во внешнеэкономической политике (законодательное установление ставок таможенных пошлин и обменных курсов валют, использование иностранных займов, инвестиций и валютных ограничений). Чем глубже страна интегрирована в систему мирохозяйственных связей, тем больше их значимость в мировой экономике. Стимулирование экспорта государством позволяет отечественным предпринимателям смелее инвестировать производство, привлекать дополнительную рабочую силу, улучшая тем самым ситуацию на рынке труда и на рынке товаров и услуг. Это приводит к расширению совокупного спроса на продукты национального производства и, как следствие, к экономическому росту. Кроме того, экспортная ориентация делает экономику более динамичной, придает ее развитию новое качество. Известно, что мировой рынок является полигоном проверки потребительных свойств товаров, структуры и эффективности производства.

    Административные методы регулирования базируются на властно-распорядительных отношениях и сводятся к административному воздействию на функционирование и результативность хозяйствования субъектов. Среди методов прямого регулирования можно выделить меры по лицензированию и квотированию, субсидии, субвенции, дотации, льготное кредитование, инвестиции со стороны государства. Целью таких методов является достижение приоритетов экономического развития, защита общественно необходимых секторов экономики и отдельных групп населения.

    К административным методам регулирования экономики следует отнести прямой государственный контроль над монопольными рынками. Там, где государственная монополия признана естественной, оправдано полномасштабное администрирование. Здесь имеются в виду директивное планирование производства, издержек и цен, прямой контроль под качеством и потребительскими свойствами товаров и услуг, гарантированное материально-техническое снабжение (фундаментальная наука, оборона, энергетика, железные дороги и т.д.).

    Административное регулирование необходимо при разработке жестких стандартов, гарантирующих населению жизнь в условиях экологической безопасности, при установлении гарантированного минимума заработной платы и пособий по безработице, при выработке нормативных актов, направленных на защиту национальных интересов в системе мирохозяйственных связей. Применение здесь прямых методов считается экономически оправданным и в целом не противоречит принципам, лежащим в основе рыночных отношений.

    Государство осуществляет прямое воздействие на размер, структуру и направления развития национального рынка путем государственного заказа. Через инвестиции государство обеспечивает развитие отраслей, определяющих научно-технический прогресс, а также подготовку квалифицированных кадров и проведение научных исследований. В оборонной промышленности инвестирование осуществляется путем строительства казенных предприятий или национализации предприятий других форм собственности путем скупки акций.

    В группе административных методов регулирования особое место занимают правовые методы. Государство возлагает на себя обязанности гаранта, обеспечивающего правовые нормы поведения индивида, фирмы, госучреждений в системе рыночных отношений. Оно устанавливает правила «экономической игры» для фирм – производителей и потребителей, создает необходимую правовую базу для эффективного функционирования экономики.

    Разграничение между экономическими и административными методами государственного регулирования до некоторой степени условно. Для того чтобы задействовать любой экономический метод, необходимо предварительное административное решение соответствующих государственных органов. Тем не менее разграничение государственных методов воздействия на экономические и административные принципиально важно с точки зрения природы рынка.

    Применение государством разнообразных методов воздействия на экономику имеет свои границы. Так, недопустимы любые действия государства, которые разрывают связи внутри рыночного механизма. К примеру, тотальное директивное планирование, натуральное распределение материально-технических средств и предметов потребления, административный контроль над ценами сводят на нет работу механизма рынка. Это вовсе не означает, что государство самоустраняется от бесконтрольного инфляционного роста цен, от всех типов планирования. Напротив, используя различные методы регулирования, государство внимательно следит за ценами, разрабатывает национальные программы, осуществляет административный контроль за производством. Но делает оно это осторожно, не ослабляя и не заменяя рыночные стимулы, не разрушая саморегулируемый механизм рынка.

    Таким образом, говоря о государственном вмешательстве в экономику, следует иметь в виду допустимые его пределы, что очень важно. Если государство, пусть даже руководствуясь исключительно благими намерениями, переступает этот предел, то происходит деформация рыночного механизма.

    Предпринимательская деятельность в РФ регулируется огромным количеством нормативных актов различного уровня. Основой правового регулирования является Конституция Российской Федерации, принятая 12 декабря 1993 г.. Она имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.

    Вторым по значению нормативным актом, регулирующим гражданские и предпринимательские отношения, является Гражданский кодекс РФ. В 1994 г. была принята первая часть Гражданского кодекса РФ, которая вступила в действие с 1 января 1995 г. С 1 марта того же вступила в силу вторая часть Гражданского кодекса РФ, регулирующая договорные отношения, а с 1 января 2002 г. – третья часть Гражданского кодекса РФ, регулирующая наследственные и внешнеэкономические отношения. Кроме того, существует большое количество нормативных актов, регулирующих отдельные вопросы предпринимательской деятельности.

    Также предпринимательская деятельность регулируется и обычаями делового оборота. Обычай делового оборота – особый источник права, поскольку он не содержит существенных признаков нормативного акта. Обычаем делового оборота признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе (ст. 5 ГК РФ).

    Вопрос о правовых основах государственного регулирования предпринимательства не может быть раскрыт без характеристики содержания принципов осуществления такой политики. Принципы государственного регулирования предпринимательства представляют собой основополагающие идеи, закрепленные в правовых нормах, в соответствии с которыми организуется и функционирует механизм российской государственности в сфере предпринимательства. Эти принципы являются частью объективно существующих общих принципов управления государством, которые закрепляются в действующем законодательстве и используются в процессе управления страной.

    Принцип законности – всеобъемлющий правовой принцип. Он распространяется на все формы правового регулирования, адресован всем субъектам права. Главное в содержании этого принципа – требование строжайшего соблюдения законов и основанных на них подзаконных актов. Законность государственного регулирования предпринимательства означает, что его меры соответствуют действующему законодательству, применяются в установленном законом порядке. Достаточное количество качественных правовых норм, наряду с высоким уровнем их исполнения всеми субъектами правоотношений, является основой для обеспечения режима законности деятельности хозяйствующих субъектов. Принцип законности – основа функционирования как государства в целом, так и предпринимательской деятельности в частности.

    Принцип целесообразности государственного регулирования предпринимательства заключается в том, что оно должно использоваться только тогда, когда с его помощью те или иные проблемы в развитии предпринимательства могут быть решены и когда отрицательные последствия его применения не превосходят достигаемого с его помощью положительного эффекта. Целью применения государственного регулирования является создание препятствий нарушениям правовых норм.

    Содержание мер государственного регулирования подчинено принципу справедливости. Справедливость относится к числу общих принципов права, является руководящим началом правового регулирования. Справедливость государственного регулирования обеспечивается тем, что нормы права закрепляют равенство субъектов хозяйствования перед законом и выражается в соответствии объема регулирующего воздействия характеру правонарушения, в их соразмерности.

    Следующий принцип государственного регулирования предпринимательства – взаимная ответственность государства и хозяйствующих субъектов. При этом основным субъектом обеспечения безопасности предпринимательской деятельности юридически признается государство, осуществляющее функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной властей. Государство должно обеспечивать не только безопасность каждого человека, но и давать гарантии в обеспечении безопасности предпринимательской деятельности.

    Сегодня положения Конституции РФ обеспечивают гарантии предпринимательской деятельности. Определяющее значение имеют нормы ст. 35 в Конституции, поскольку в ней содержатся сразу три важнейшие гарантии предпринимательской деятельности: никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда, принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения; право наследования гарантируется. Конституция решает главную экономико-правовую проблему – проблему собственности. Термин «собственность» и ее формы в Конституции понимаются как формы хозяйствования, осуществляемые различными субъектами. Кроме того, ряд конституционных положений обеспечивают единое экономическое и правовое пространство в стране.

    Принципиальное значение имеют положения Конституции, провозгласившие Россию социальным государством, политика которого, в том числе и в области экономики и предпринимательства, служит созданию условий для достойной жизни и свободного развития человека, а его права и свободы объявляются высшей ценностью.

    Важное значение имеет принятие ряда таких законов, как Закон «Об акционерных обществах», новые редакции законов «О Центральном банке Российской Федерации», «О банках и банковской деятельности», установившие современные основы регулирования банковской системы страны, новая редакция Таможенного кодекса (1995 г.), федеральные законы о международных договорах, соглашениях о разделе продукции и ряд других нормативных актов.

    Для развития конкуренции, как одного из главных направлений становления цивилизованных условий предпринимательской деятельности важным является правовое обеспечение развития конкурентной среды и борьбе с недобросовестной конкуренцией. Постановление Правительства РФ «О государственной программе демонополизации экономики и развитии конкуренции на рынках Российской Федерации (основные направления и первоочередные меры)» определило два направления работ: правовое обеспечение конкуренции и разработка программ демонополизации и развития конкуренции. Следует отметить, что законодательство России отображает особенности ее экономики, специфику правовой системы:

  • наряду с ограничениями монополистической деятельности предпринимателей – хозяйствующих субъектов предусматриваются меры к пресечению государственного монополизма – монополистических действий (актов, соглашений) органов государственной власти и управления,
  • наряду с запрещением совершения монополистических действий и введением ответственности за это предусматриваются различные меры по поддержке развития мелких и средних предприятий, разукрупнения монополистических структур.

Предпринимательская деятельность в современных условиях требует государственного регулирования, благодаря которому частные интересы ее конкретных субъектов будут сочетаться с публично-правовыми интересами всего общества. В системе мер такого регулирования в Российской Федерации широкое распространение получило лицензирование этой деятельности.

Лицензирование предпринимательства – сравнительно новое явление в российском законодательстве, однако в применении лицензионного механизма наметились определенные правовые проблемы. Их решение становится условием его эффективного функционирования.

Государственное лицензирование предпринимательства до недавнего времени и было основным элементом такого регулирования. В то же время лицензирование, устанавливая лишние бюрократические барьеры на пути предпринимателей, уменьшает, как показала практика, число участников рынка, а значит, ослабляет конкуренцию. Это опасно для экономики, особенно в условиях практически полного отсутствия общественного контроля за деятельностью бюрократической машины. Таким образом, у гослицензирования есть и другой недостаток: возможность его использования для устранения конкурентов. Предприниматели, сумевшие поладить с надзирающими органами, инициируют проверки конкурентов либо для получения закрытой информации, либо просто чтобы их разорить.

Сейчас под закон о лицензировании подпадают только те виды предпринимательской деятельности, «осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием». Кроме того, теперь лицензия выдается на срок не менее пяти лет (по старому закону – не менее трех). Уточняются полномочия лицензирующих органов, процедуры выдачи, переоформления и отзыва лицензии. Наконец, новый закон вводит исчерпывающий, значительно более короткий, чем в старой редакции, перечень лицензируемых видов деятельности.

С 1 июля 2002 г. вступил в силу новый Кодекс об административных правонарушениях (КоАП). Им предусмотрена административная дисквалификация участников рынка, нарушающих закон – запрет осуществлять определенную деятельность или занимать определенную должность на срок до трех лет. Применить такую санкцию может только суд.

Следует также заметить, что никто не отменял обязательную и добровольную сертификацию товаров, работ или услуг, а также определенные квалификационные требования, предъявляемые к участникам рынка. Например, хотя производство строительных конструкций и материалов теперь лицензироваться не будет, потребитель всегда сможет узнать о качестве стройматериалов по соответствующему сертификату.

Таким образом, предпринимательскую деятельность в России регулируют следующие нормативно-правовые и законодательные акты: Конституция РФ, Арбитражный процессуальный кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ, Кодекс об административных правонарушений РФ, Налоговый кодекс РФ, Закон «Об акционерный обществах», Закон «О банках и банковской деятельности», ФЗ О несостоятельности (банкротстве)», ФЗ «О естественных монополий», ФЗ «О защите прав потребителей»; ФЗ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» и многие другие.

Государство, выступая важнейшим субъектом предпринимательской деятельности, должно выступать гарантом эффективной и правовой деятельности предпринимательства в условиях рынка. Свои функции в области регулирования предпринимательской деятельности государство выполняет, используя разнообразные методы и формы воздействия – административные, правые, фискальные. Деятельность государства в области регулирования предпринимательства базируются обширнейшей нормативно-правовой базе, начиная с Основного закона страны – Конституции и Федеральных законов и закачивая региональными правовым актами, регулирующими деятельность экономических субъектов на региональном уровне.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Конституция РФ: Принята всеобщим голосованием 12 декабря 1993 года. М., 2003.
  2. Гражданский кодекс РФ. Ч.1 от 30 ноября 1994. /// СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.
  3. Гражданский кодекс РФ. Ч. 2 от 26 января 1996 г // СЗ РФ. № 24. Ст. 406.
  4. Кодекс об Административных Правонарушениях РФ: Принят 30 дек. 2001 г. Вступил в действие 01 июля 2002 г.// СЗ РФ. 2002. №. Ст. 1.
  5. Налоговый кодекс РФ Ч. 1, Ч. 2. М., 2002.
  6. Об акционерных обществах: ФЗ от 26 декабря 1995 г // СЗ РФ. 1996. № 5. Ст. 411.
  7. О государственной поддержке малого предпринимательства: Закон РФ от 14.06.1995, в ред. ФЗ РФ от 21.03.2002 // СЗ РФ. 1995. № 25. Ст. 2343; 2002; № 12, Ст. 1093.
  8. О государственных и муниципальных унитарных предприятиях: Закон от 14.11.2002 №161-Ф3 // Российская газета от 03.12.2002
  9. О крестьянском (фермерском) хозяйстве: Закон РСФСР от 22.11.1990 в ред. ФЗ РФ от 21.03.2002 // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1990. № 26. Ст. 324; СЗ РФ 2002, № 12, Ст. 1093.
  10. О несостоятельности (банкротстве): ФЗ РФ от 26 окт. 2002 г. // Российская газета от 30 окт. 2002.
  11. О защите прав потребителей в ред. Федерального закона от 9 января 1996 г // СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 410.
  12. О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках в ред. Федерального закона от 25 мая 1995 г // СЗ РФ. 1995. № 22. Ст. 1977.
  13. Об акционерных обществах: ФЗ № 208-ФЗ от 26.12.1995 (в ред. от 06.04. 2004 №17-ФЗ) // СЗ РФ, 1996. №1 Ст. 1.
  14. Об обществах с ограниченной ответственностью: ФЗ от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ (в ред. ФЗ от 21.03.02. № 31-ФЗ) // СЗ РФ. 1998. № 7 Ст. 785
  15. О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации: Постановление пленума Верховного Суда РФ и пленума Высшего Арбитражного Суда РФ № 6/8 от 1 июля 1996 г.
  16. Авилов Г. Е. Хозяйственные товарищества и общества в Гражданском кодексе России. В кн.: Гражданский кодекс России. Проблемы. Теория. Практика: Сборник памяти С.А. Хохлова / Отв. ред. А.Л. Маковский; Исследовательский центр частного права. – М.: Международный центр финансово-экономического развития, 1998, С. 176-202
  17. Барсукова С.Ю. Предприниматели разных «призывов»: проблемы входа на рынок // ЭКО, 2004, №12.
  18. Братусь С.Н. Субъекты гражданского права. М., 1950.
  19. Бусыгин А. Предпринимательство. Основной курс: Учебник для ВУЗов.– М.: ИНФРА-М, 2003.
  20. Гамбаров Ю.С. Курс гражданского права. Т. 1. СПб., 2004.
  21. Голубев Ю.Н. и др. Предпринимательство: истоки, проблемы, перспективы. – М., 2004.
  22. Гражданское право: Учебник / Под ред. А.П. Сергеева, Н.К. Толстого. М., 2002.
  23. Грешников И.П. Субъекты гражданского права: юридическое лицо в праве и законодательстве. СПб., 2003.
  24. Грузинов В., Грибов В. Предпринимательство формы и методы организации предпринимательской деятельности. –М.: Экономика предприятия, 2003.
  25. Жилинский С. Э. Правовая основа предпринимательской деятельности (предпринимательское право). М., 2002.
  26. Зинченко С А., Шапсугов Д.Ю., Корх С.Э. Предпринимательство и статус его субъектов в современном российском праве. Ростов-на-Дону, 2002.
  27. Зинченко С., Казачанский С., Зинченко О. Спорные вопросы правового статуса органов управления общества с ограниченной ответственностью. //Хозяйство и право. 2001. № 7.
  28. Коммерческое право: Учебник / Под ред. В.Ф. Попондопуло, В.Ф. Яковлевой. – СПб.: изд-во Санкт-Петербургского университета, 2004.
  29. Кондратов И. О некоторых особенностях практического применения ФЗ «Об акционерных обществах» // Хозяйство и право, 1998, № 9.
  30. Лаптев В.В. Проблемы предпринимательской (хозяйственной) правосубъектности // Хозяйство и право. 2002. № 11. С. 18.
  31. Малое предпринимательство в России: прошлое, настоящее и будущее / Под ред. Б.Г. Ясина, А.Ю. Чепуренко, В.В. Буева. — М.: Фонд «Либеральная миссия», 2003.
  32. Метелева Ю. Общее собрание акционеров: Его роль и возможности влияния акционеров на принимаемые решения // Хозяйство и право, 2002, № 1. С. 31. № 2. С. 28.
  33. Основы предпринимательской деятельности: Учебное пособие / Под ред. В.М.Власовой. – М.: ЮНИТИ, 2000.
  34. Самуэльсон П. Экономикс Т.П. –М.: АЛГОН, 20002.
  35. Степанов Д. Компания, управляющая хозяйственным обществом. // Хозяйство и право. 2000. № 10.
  36. Суханов Е. Закон об обществах с ограниченной ответственностью. // Хозяйство и право. 2000., № 5. С. 40.
  37. Шумпетер И. Теория экономического развития. – М.: Экономика, 1982.
  38. Хизрич Р., Питере М. Предпринимательство, или как завести собственное дело и добиться успеха. Вып. 1. М. Изд-во МГУ, 1991
  39. Хоскинг А. Предпринимательство в конце ХХ века. – М. Прогресс, 2000.
  40. Устюкова Л.В. Гражданско-правовое регулирование создания и функционирования крестьянских (фермерских) хозяйств как субъектов предпринимательской деятельности // Предпринимательская деятельность в сельском хозяйстве России. Правовые вопросы. М., 1998.
  41. Экономика предприятия: Учебник / Под ред. Проф. Н.А.Сафронова: Юристь – М., 2002.
<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 1.06MB/0.00226 sec

WordPress: 23.01MB | MySQL:118 | 2,262sec