Акционерные общества

<

022214 0511 1 Акционерные обществаНаиболее общие нормы о статусе акционерных обществ (АО) содержит Гражданский кодекс , определяя в гл. 4 его понятие, основные черты и устанавливая основные гарантии прав акционеров и кредиторов общества. Более подробная регламентация статуса АО является предметом специального законодательства, где центральное место занимает Закон РФ «Об акционерных обществах» от 26.12.1995, в ред. ФЗ РФ от 7.08.2001 и 21.03.2002 [4]. Этот Закон определяет правовое положение всех акционерных обществ, за исключением организации АО в банковской, инвестиционной и страховой сферах, а также тех АО, которые были созданы в процессе приватизации. Особый правовой режим также предусмотрен законодателем для акционерных обществ, созданных на базе реорганизованных колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных предприятий. Регулирование деятельности перечисленных организаций является сферой специальных федеральных законов.

Акционерным является такое хозяйственное общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций, удостоверяющих обязательственные права участников по отношению к обществу. Акционеры не несут ответственности по обязательствам общества. Только при неоплате полной стоимости акций акционеры несут солидарную ответственность по обязательствам общества в пределах неоплаченной части принадлежащих им акций (ст. 96 ГК, ст. 2 Закона).

Акционерное общество может быть создано несколькими или одним учредителем, но оно не может иметь в качестве единственного учредителя (акционера) другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица (п. 2 ст. 10 Закона).

Учредительным документом АО является его устав (п. 3 ст. 98 ГК) При создании общества несколькими учредителями они могут заключать договор о его создании, определяющий порядок осуществления деятельности по учреждению общества. Однако такой договор не является учредительным документом. Основная его цель — обеспечить легальную процедуру создания соответствующего АО (п. 1 ст. 98 ГК), большая часть обязательств такого договора теряет свою силу вследствие их исполнения.

Акционерные общества подразделяются на открытые и закрытые (ст. 97 ГК, ст. 7 Закона).

Открытое акционерное общество создается путем открытой подписки на акции. Акционеры такого общества вправе свободно распоряжаться принадлежащими им акциями, в отношении открытых АО действует правило о публичной отчетности. Последнее означает, что годовые бухгалтерские балансы и отчеты такого общества должны обязательно публиковаться. Число акционеров открытого АО не ограничивается.

В закрытом акционерном обществе все акции распределяются между учредителями. Акционеры такого общества могут распоряжаться своими акциями, но с соблюдением правила о преимущественной покупке акций другими акционерами. Публичная отчетность для закрытых обществ обязательна лишь в случаях, предусмотренных п. 2 ст. 92 Закона. Число акционеров закрытого АО не должно превышать 50. Если число акционеров превысит эту цифру, закрытое общество должно быть преобразовано в открытое (ст. 7 Закона).

Имущество акционерного общества принадлежит ему на праве собственности. Акционеры имеют лишь обязательственное право требования к обществу. Имущество общества отражается в его самостоятельном балансе.

Важнейшую часть имущества общества составляет его уставный капитал, формируемый при создании общества и указываемый в его уставе. В Законе (ст. 26) определен минимальный размер уставного капитала: для открытого общества он составляет 1000 минимальных размеров оплаты труда, а для закрытого – 100. К моменту регистрации уставный капитал должен быть оплачен не менее чем на половину. Остальная часть уставного капитала должна быть покрыта в течение года после регистрации.

Уставный капитал акционерного общества подразделяется на акции. Наличие акций — характерная черта акционерного общества, акции могут выпускаться только акционерными обществами. Акция представляет собой ценную бумагу, подтверждающую обязательственные права акционера по отношению к обществу. Акции могут быть различных видов. Виды акций определяются в уставе общества.

Акции подразделяются на именные и предъявительские. По Закону об акционерных обществах допускаются только именные акции (п. 2 ст. 25). Но разрешен также выпуск акций на предъявителя. Они могут выпускаться в определенном отношении к величине уставного капитала в соответствии с нормативом, определяемым Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг.

Далее, акции подразделяются на обыкновенные и привилегированные. Обыкновенная акция дает не только право на дивиденд, но и право голоса на общем собрании акционеров. Привилегированная акция дает право на получение дивиденда в заранее определенном размере. Количество привилегированных акций не должно превышать 25 % уставного капитала.

Акции подразделяются также на размещенные и объявленные. Размещенными признаются акции, которые приобретены учредителями и другими акционерами при первичной эмиссии. Сумма номинальной стоимости этих акций равна уставному капиталу общества. В уставе обязательно указываются количество и номинальная стоимость размещенных акций. Объявленные акции — это акции, которые могут быть выпущены в будущем. Объявленные акции являются как бы дополнительными по отношению к акциям размещенным, они могут указываться, но могут и не указываться в уставе общества.

Акционеры учитываются в реестре акционеров, который ведется или самим обществом, или в обществах с числом акционеров более 50 реестр должен обязательно вестись специализированным регистратором (ст. 44 Закона).

Высшим органом управления общества является общее собрание акционеров. Правовой статус, компетенция и роль общего собрания в решении вопросов акционерного общества являлись неоднократно предметом обсуждения на страницах периодических изданий. Оно решает наиболее важные вопросы деятельности общества. Компетенция общего собрания акционеров определяется в п. 1 ст. 48 Закона об акционерных обществах. Вопросы решаются простым большинством голосов акционеров – владельцев голосующих акций. Наиболее важные вопросы решаются большинством в три четвертых голосов. В таком порядке решаются вопросы изменения устава, реорганизации, ликвидации общества, определения количества номинальной стоимости, категории (типа) акций я прав предоставляемых этими акциями, приобретение обществом размещенных акций в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом (п. 4 ст. 49 Закона). Общее собрание правомочно (имеет кворум), если в нем приняли участие акционеры, обладающие в совокупности более чем половиной голосов размещенных голосующих акций. Если необходимого числа акционеров нет, собрание созывается повторно; в этом случае оно имеет кворум, если в нем приняли участие акционеры, обладающие в совокупности не менее чем 30 % голосов размещенных голосующих акций. Общее собрание может быть годовым или внеочередным. Годовое собрание созывается не раньше чем через два месяца и не позднее чем через шесть месяцев после окончания года. На нем избираются совет директоров (наблюдательный совет), ревизионная комиссия (ревизор), утверждается аудитор, рассматриваются годовой отчет и некоторые другие вопросы. Внеочередное собрание созывается по мере необходимости по решению совета директоров, по требованию ревизионной комиссии, аудитора, а также по требованию акционеров, владеющих 10 или более процентами голосующих акций.

Общее собрание акционеров избирает совет директоров (наблюдательный совет), который осуществляет общее руководство деятельностью предприятия и решает все вопросы, кроме относящихся к компетенции общего собрания. В обществе с числом акционеров — владельцев голосующих акций — менее 50 совет директоров может не избираться, а его функции в этом случае осуществляются общим собранием акционеров. Совет директоров избирается сроком на один год. Число членов совета директоров определяется общим собранием акционеров. В обществе с числом акционеров более тысячи оно не должно быть менее семи, а с числом акционеров более 10 000 — меньше 9. Из своего состава члены совета директоров избирают председателя совета. Компетенция совета директоров весьма широка (ст. 65 Закона).

Советом директоров назначается исполнительный орган общества, если это поручено ему в соответствии с уставом. В случае, когда уставом это не предусмотрено, исполнительный орган назначается общим собранием акционеров. Положение об исполнительном органе утверждается общим собранием акционеров.

Исполнительный орган руководит повседневной деятельностью общества. Он может быть единоличным (директор, генеральный директор) или коллегиальным (правление, дирекция).

В акционерном обществе должен осуществляться контроль за деятельностью его должностных лиц во избежание возможных злоупотреблений. Контроль за финансово-хозяйственной деятельностью общества осуществляется ревизионной комиссией (ревизором), избираемой общим собранием акционеров (ст. 85 Закона). Общее собрание акционеров утверждает также аудитора общества (ст. 86 Закона). Функции аудитора сходны с функциями ревизионной комиссии, но в отличие от последней аудитор является лицом, независимым от общества.

 

2. ООО И ОДО (ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ И ОБЩЕСТВО С ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ

 

Правовое положение ООО определяется в Гражданском кодексе РФ — специальными правилами (ст. 87, 94), общими нормами о статусе хозяйственных обществ и товариществ (ст. 66-68), а также специальным Законом «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 08.02.1998, в ред. ФЗ РФ от 11.07.1998, от 31.12.1998, от 21.03.2002. Следует иметь в виду, что сфера действия данного Закона в соответствии с п. 2 ст. 1 ограничена: из нее в значительной мере изъяты ООО, занимающиеся банковской, страховой и инвестиционной деятельностью (поскольку на них в первую очередь распространяется действие специального законодательства — законов о банках и банковской деятельности, о страховании и т.д.), а также общества, осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции.

Согласно п. 1 ст. 2 Закона и п. 1 ст. 87 ГК общество с ограниченной ответственностью признается учрежденным одним или несколькими лицами хозяйственного общества, уставный капитал которого разделен на доли участия; участники общества не отвечают по его обязательствам и несут лишь риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов. При этом речь идет об ограниченной ответственности самого общества, а не его участников. Часть 2 п. 1 ст. 87 ГК РФ предусматривает солидарную ответственность по обязательствам общества для участников, не полностью внесших вклад в пределах невнесенной части вклада. Однако это положение является исключением из правила и не влияет на общую конструкцию данного предприятия.

Число участников ООО не должно быть более 50, однако допускается создание и (или) функционирование такого общества и с одним участником — в качестве «компании одного лица» (если только речь не идет о другом обществе, состоящем из одного лица). При этом в роли учредителей и участников хозяйственных обществ, по общему правилу, не могут выступать государственные органы и органы местного самоуправления (п. 4 ст. 66 ГК, п. 2 ст. 7 Закона).

Учредительными документами являются учредительный договор и устав. Если общество учреждается одним лицом, то учредительным документом является только устав.

Уставной капитал общества составляется из номинальной стоимости долей его участников.

Возможность сохранения неизменным состава участников ООО — одно из преимуществ данной организационно-правовой формы. С этой целью Закон (ст. 21) разрешает устанавливать уставом запрет не только продажи, но и иной уступки доли (части доли) участника третьим лицам, либо предусматривает обязательное согласие ООО или остальных его участников на такую уступку или продажу. То же условие может предусматриваться Уставом и на переход доли к наследникам или иным правопреемникам лица, являющегося участником ООО.

При обращении кредиторами участника общества взыскания на принадлежащую ему долю общество или его участники могут выплатить кредиторам ее действительную стоимость (п. 2 ст. 25 Закона) с тем, чтобы не принимать в число участников приобретателя такой доли.

Участник ООО вправе в любое время выйти из общества независимо от согласия других его участников иди общества (ст. 94 ГК, п. 1 ст. 8, п. 1 ст. 26 Закона). Согласно абз. 2 п. 3 ст. 26 Закона такая выплата должна осуществляться за счет разницы между стоимостью чистых активов общества и размером его уставного капитала, в течение шести месяцев с момента окончания финансового года. При этом с момента подачи заявления о выходе доля участника переходит к обществу (с последствиями, определенными ст. 24 Закона), а сам он вследствие этого лишается права голоса.Общество, как правило, имеет двухзвенную структуру управления: общее собрание как высший орган с исключительной компетенцией (ни при каких условиях не передаваемой исполнительному органу) и исполнительный орган — единоличный (генеральный директор, президент и др.), либо также коллегиальный (правление, дирекция и т.п.) (ст. 91 ГК, ст. 32 Закона). Единоличным исполнительным органом либо членом его коллегиального исполнительного органа теперь может быть лишь физическое лицо (п. 2 ст. 40, п. 1 ст. 41 Закона), если только речь не идет об управляющей компании. В настоящее время достаточно спорным остается вопрос об определении правового статуса органов управления ООО. Согласно п. 2 ст. 32 Закона в структуре управления обществом уставом может быть предусмотрено образование наблюдательного совета (совета директоров), контролирующего прежде всего деятельность исполнительных органов общества. Закон (п. 2 ст. 44) предусматривает полную имущественную ответственность членов наблюдательного совета и коллегиального исполнительного органа ООО за убытки, причиненные обществу их виновными действиями.

Весьма важными гарантиями соблюдения имущественных интересов общества являются правила статей 45 и 46 Закона, ограничивающие возможности совершения исполнительными органами общества от его имени крупных сделок или сделок, интерес в совершении которых имеют члены этих органов или другие участники общества.

Реорганизация и ликвидация ООО допускаются, помимо общих оснований реорганизации и ликвидации юридических лиц, также по единогласному решению его участников. При этом в соответствии с п. 1 ст. 56 Закона также общество может преобразоваться в иное общество (акционерное или с дополнительной ответственностью) либо в производственный кооператив, но не в товарищество.

Общество с дополнительной ответственностью. Данный вид общества является разновидностью общества с ограниченной ответственностью и на его правовое положение распространяют свое действие правила об обществах с ограниченной ответственностью содержащиеся в ГК РФ и в Законе РФ «Об обществах с ограниченной ответственностью».

Общество с дополнительной ответственностью может учреждаться одним или несколькими лицами. Его уставной капитал так же, как и в обществе с ограниченной ответственностью, разделен на доли участия, однако от последнего оно отличается характером ответственности участников по своим обязательствам перед кредиторами.

Суть данной ответственности заключается в том, что недостаточности имущества общества для удовлетворений-требований его кредиторов участники данного общества могут быть привлечены к дополнительной (имущественной) ответственности принадлежащим лично им имуществом, причем в солидарном порядке. При этом размер ответственности ограничен, он распространяется не на все их имущество, как это имеет место в полном товариществе, а лишь его части — одинакового для всех кратного размера к сумме внесенных вкладов (например: двукратный, пятикратный и т.д.).

Еще одна особенность общества с дополнительной ответственностью вытекает из п. 1 ст. 95 ГК РФ, а именно: в случае банкротства одного из участников его дополнительная ответственность пропорционально распределяется между остальными участниками данного общества, что сохраняет общую сумму дополнительных гарантий кредиторам.

Участниками общества с дополнительной ответственностью могут быть граждане и юридические лица, за исключением государственных органов и органов местного самоуправления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. ТОВАРИЩЕСТВА: ПОЛНОЕ И НА ВЕРЕ

 

В соответствии с Гражданским кодексом РФ (ст. 66) существует два вида хозяйственных товариществ: полное товарищество и товарищество на вере. Участники товарищества в целом обязаны непосредственно участвовать в его деятельности, вследствие чего эта деятельность представляет собой объединенные действия участников товарищества, т.е. участники фактически ведут от имени товарищества самостоятельную предпринимательскую деятельность. Именно поэтому в Гражданском кодексе РФ (ст. 66) установлено, что участниками полных товариществ и полными товарищами в товариществах на вере могут быть только индивидуальные предприниматели и (или) коммерческие организации, поскольку только эти лица, вправе заниматься предпринимательской деятельностью.

Товарищество признается полным, если его участники (полные товарищи) в соответствии с заключенным между ними договором занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут ответственность по его обязательствам принадлежащим им имуществом (ст. 69 ГК РФ). Солидарный характер ответственности участников полного товарищества означает, что кредитор товарищества может предъявить имущественное требование в полном объеме как одновременно ко всем участникам, так и к любому из них. Ответственность участников товарищества по его долгам как основная гарантия защиты интересов кредиторов объясняет положение Гражданского кодекса о том, что лицо может быть участником только одного полного товарищества (ст. 69 ГК РФ).

Учредительным документом полного товарищества является учредительный договор. Каждый участник товарищества при решении вопросов о его деятельности обладает одним голосом, если иное не предусмотрено учредительным договором, т.е. участники, в принципе, равноправны в управлении независимо от размеров их вклада в складочный капитал.

Существует три варианта ведения дел полного товарищества:

1) каждый участник полного товарищества самостоятельно ведет хозяйственную деятельность от имени товарищества, т.е. обладает полной автономией воли. Но в то же время его действия должны полностью соответствовать общим интересам товарищества;

2) участники полного товарищества совместно ведут дела товарищества, т.е. все сделки от имени товарищества совершаются не иначе как на основе совместного решения всех участников;

3) ведение дел полного товарищества поручается одному из участников. Поскольку учредительный договор с указанным в нем видом управления может быть недоступен деловым партнерам товарищества, для защиты их интересов Гражданский кодекс использует презумпцию достаточных полномочий участника полного товарищества. В отношениях с третьими лицами товарищество не вправе ссылаться на положения учредительного договора, ограничивающие полномочия участников товарищества, за исключением случаев, когда товарищество докажет, что третье лицо в момент совершения сделки знало или заведомо должно было знать об отсутствии у участника товарищества права действовать от его имени (ст. 72 ГК РФ).

Участник товарищества вправе выйти из него по своей инициативе. Однако отказ от участия в полном товариществе должен быть заявлен участником не менее чем за шесть месяцев до фактического выхода из товарищества (ст. 77 ГК РФ).

Участники полного товарищества по единогласному решению и при наличии к тому серьезных оснований, в частности, вследствие грубого нарушения участником своих обязанностей или обнаружившейся неспособности его к разумному ведению дел, могут исключить в судебном порядке участника из товарищества (ст. 76 ГК РФ). Участники, выбывшие из товарищества, продолжают отвечать по обязательствам товарищества, возникшим до момента их выбытия, наравне с оставшимися участниками в течение двух лет со дня утверждения отчета о деятельности товарищества за год, в котором они выбыли.

Товарищество на вере — это товарищество, в которое входят два типа участников: один или несколько полных товарищей, осуществляющих от имени товарищества предпринимательскую деятельность и отвечающих по обязательствам товарищества всем своим имуществом, т.е. являющихся по статусу предпринимателями, и один или несколько вкладчиков (коммандистов), не участвующих в управлении делами товарищества и несущих риск убытков, связанных с деятельностью товарищества, лишь в пределах сумм внесенных ими вкладов (ст. 82 ГК РФ). Минимальное число участников — двое, при котором один участник — полный товарищ, а другой — вкладчик, максимальное количество участников не ограничено. Полные товарищи в товариществе на вере, так же, как и участники полного товарищества, осуществляют от имени товарищества всю хозяйственную деятельность.

Учредительным документом товарищества на вере является учредительный договор, подписываемый всеми полными товарищами (ст. 83 ГК РФ).

Для товарищества на вере, так же, как и для полного товарищества, существует три варианта ведения хозяйственной деятельности. Вкладчики не вправе участвовать в управлении делами и выступать от имени товарищества в целом, если только им не выдается доверенность на совершение каких-либо действий от имени товарищества, т.е. вкладчики принимают пассивное участие в деятельности товарищества. В то же время у них есть одно очень большое преимущество перед полными товарищами: они несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества, в пределах сумм внесенных ими вкладов и, кроме того, в случае ликвидации товарищества на вере имеют преимущественное перед полными товарищами право на получение своих вкладов из имущества товарищества, оставшегося после удовлетворений требований кредиторов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ

 

<

Индивидуальными предпринимателями являются граждане, ведущие предпринимательскую деятельность и зарегистрированные в установленном законом порядке.

В начале 90-х годов были изданы специальные нормативные акты, регулирующие правовой статус индивидуальных предпринимателей. Это Закон «Об общих нормах предпринимательства граждан в СССР» от 2 апреля 1991 г., Закон РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» от 25 декабря 1990 г. В последнем нормативном акте была в едином плане урегулирована деятельность как индивидуальных, так и коллективных предпринимателей (предприятий), что вполне обоснованно, учитывая единый характер осуществляемой ими деятельности.

В связи с принятием первой части ГК РФ Закон «О предприятиях и предпринимательской деятельности» был отменен. В ГК были включены некоторые содержащиеся в нем положения, относящиеся к определению правового статуса индивидуальных предпринимателей. Вместе с тем, как справедливо отмечает В.В. Лаптев, «и малый объем этих норм, и то, что они касаются лишь прав и обязанностей индивидуальных предпринимателей в отношениях по горизонтали, что объясняется его частноправовым характером, послужили тому, что в результате оказались утраченными существовавшие ранее государственные гарантии, установленные для индивидуальных предпринимателей в отношениях по вертикале. Возник общий «дефицит» правовых норм об индивидуальных предпринимателях».

Среди немногих специальных нормативных актов, относящихся к этому вопросу, надо отметить Закон «О государственной поддержке малого предпринимательства» от 14.06.1995, в ред. ФЗ РФ от 21.03.2002, в котором в качестве субъектов малого предпринимательства рассматриваются не только малые предприятия, но и индивидуальные предприниматели.

Однако, в настоящее время, правовой статус индивидуальных предпринимателей определяется, в основном, нормами Гражданского кодекса. Статья 18 ГК, определяющая содержание правоспособности граждан, указывает, в частности, что граждане могут заниматься предпринимательской и любой иной не запрещенной законом деятельностью. Из этого положения можно сделать вывод, что граждане, подобно коммерческим организациям, имеют общую предпринимательскую правоспособность, т.е. могут осуществлять любые виды предпринимательской деятельности. Этот вывод находит свое подтверждение в содержании п. 3 ст. 23 ГК, согласно которому к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, применяются правила, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношений.

Кроме того, закон специально регулирует также последствия незаконной деятельности, связанной с ведением предпринимательской деятельности без государственной регистрации. Так, согласно п. 4 ст. 23 ГК индивидуальный предприниматель не вправе ссылаться в отношении заключенных им сделок на то, что он не является предпринимателем, поскольку не прошел государственной регистрации. Суд применяет к таким сделкам правила об обязательствах, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Поскольку ответственность за нарушение предпринимательских обязательств более высока, чем за нарушение общих гражданских обязательств (п. 3 ст. 401 ГК) это правило направлено на защиту интересов контрагентов незарегистрированного предпринимателя.

В законодательстве отсутствует специальное указание на то, с какого возраста гражданин имеет право заниматься предпринимательской деятельностью. Представляется, что анализ статей 21, 26, 27 Гражданского кодекса позволяет сделать вывод о том, что для осуществления предпринимательской деятельности гражданин должен быть полностью дееспособным, т.е. достичь восемнадцатилетнего возраста.

Особой разновидностью индивидуального предпринимательства является ведение крестьянского (фермерского) хозяйства.

Согласно п. 2 ст. 23 ГК глава крестьянского (фермерского) хозяйства признается предпринимателем с момента государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства. Это правило облегчает положение главы крестьянского хозяйства, которому не нужно специально проходить государственную регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя. Однако при этом не решается вопрос о правовом положении хозяйства в целом. В ст. 257 ГК предусматривается, что имущество хозяйства принадлежит его членам на праве совместной собственности, если договором между ними не установлено иное. Продукция и доходы, полученные в результате деятельности такого хозяйства, являются общим имуществом его членов и используются по соглашению между ними. В то же время из содержания статей 23 (п. 2) и 257 ГК усматривается, что крестьянское хозяйство не пользуется правами юридического лица.

Законом РСФСР «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» от 22.11.1990, в ред. ФЗ РФ от 21.03.2002 крестьянское хозяйство признавалось самостоятельным хозяйствующим субъектом с правами юридического лица. Однако положения Закона противоречат изданному позднее Гражданскому кодексу. И хотя формально Закон не отменен, следует согласиться с мнением некоторых ученых о том, что в настоящее время Закон фактически не работает.

Переходя к вопросам об ответственности и банкротстве индивидуальных предпринимателей, можно отметить, что в новом ГК данные вопросы нашли более подробное освещение по сравнению с ранее действовавшим законодательством. В частности, закон распространяет на индивидуальных предпринимателей принцип полной ответственности. Индивидуальный предприниматель отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, за исключением имущества, перечисленного в ст. 446 ГК РФ.

Наиболее общие вопросы процедуры признания индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) регламентируются ст. 25 ГК, в частности, очередность погашения задолженности индивидуального предпринимателя перед кредиторами, совпадающая с тем порядком, который установлен для юридических лиц (ст. 64 ГК). Помимо тех кредиторов, которые связаны с предпринимателем по характеру его предпринимательской деятельности, ст. 25 ГК особым образом определяет права иных его кредиторов. Последние также вправе заявлять свои требования к предпринимателю в период банкротства, но эти требования сохраняют свою силу и после завершения процедуры банкротства индивидуального предпринимателя.

Кроме ст. 25 ГК условия и порядок признания индивидуального предпринимателя банкротом или объявления им о своем банкротстве устанавливаются параграфом 2 главы 10 Закона «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. ТРУДОВОЙ ДОГОВОР

 

Трудовой кодекс РФ дает следующее определение трудового договора как юридического акта (ст. 56): «Трудовой договор — соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные настоящим Кодексом, законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать действующие в организации правила внутреннего трудового распорядка».

Содержание трудового договора (как и любого другого) — это его условия. Трудовой кодекс дает перечень существенных условий трудового договора (ст. 57):

место работы (с указанием структурного подразделения);

дата начала работы;

наименование должности, специальности, профессии с указанием квалификации в соответствии со штатным расписанием организации или конкретная трудовая функция. Если в соответствии с федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, специальностям или профессиям связано предоставление льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, специальностей или профессий и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации;

права и обязанности работника;

права и обязанности работодателя;

характеристики условий труда, компенсации и льготы работникам за работу в тяжелых, вредных и (или) опасных условиях;

режим труда и отдыха (если он в отношении данного работника отличается от общих правил, установленных в организации);

условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или должностного оклада работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты);

виды и условия социального страхования, непосредственно связанные с трудовой деятельностью. В трудовом договоре могут предусматриваться условия об испытании, о неразглашении охраняемой законом тайны (государственной, служебной, коммерческой и иной), об обязанности работника отработать после обучения не менее установленного договором срока, если обучение производилось за счет средств работодателя, а также иные условия, не ухудшающие положение работника по сравнению с законодательством, иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями.

Условия трудового договора могут быть изменены только по соглашению сторон и в письменной форме.

В случае заключения срочного трудового договора в нем указываются срок его действия и обстоятельство (причина), послужившие основанием для заключения срочного трудового договора в соответствии с законодательством.

Следует подчеркнуть, что стороны не вполне свободны в выработке условий трудового договора. Трудовое право именно потому и выделилось в начале XX в. из гражданского, что законодатель счел необходимым предусмотреть определенный минимум гарантий работнику, который не может быть изменен соглашением сторон. Так, не допускается установление продолжительности рабочего времени больше, чем предусмотрено законодательством, оплаты труда — меньше минимального размера, установленного федеральным законом. Нельзя предусматривать материальную ответственность работника в большем размере, чем это установлено законодательством, и т.д.

Это связано с двумя характерными особенностями трудового правоотношения: экономическим неравенством сторон и подчиненным положением работника. Ограничивая свободу договора, законодатель стремится помешать работодателю, во-первых, используя свое экономическое превосходство, диктовать кабальные условия при заключении трудового договора и, во-вторых, злоупотреблять своей властью после его заключения.

Трудовые договоры различают прежде всего по сроку их действия. Они могут заключаться:

1) на неопределенный срок;

2) на определенный срок не более пяти лет (срочный трудовой договор), если иной срок не установлен Трудовым кодексом и иными федеральными законами.

Вместо конкретной даты в срочном договоре может быть указано «до выхода на работу временно отсутствующего работника» (например, женщины, находящейся в отпуске по уходу за ребенком). Когда работника принимают для выполнения заведомо определенной работы, точная дата окончания которой не может быть определена, указывают «до окончания данной работы».

Если в трудовом договоре не оговорен срок его действия, то договор считается заключенным на неопределенный срок.

В случае если ни одна из сторон не потребовала расторжения срочного трудового договора в связи с истечением его срока, а работник продолжает работу после истечения срока трудового договора, трудовой договор считается заключенным на неопределенный срок.

Трудовой договор, заключенный на определенный срок при отсутствии достаточных к тому оснований, считается заключенным на неопределенный срок.

Срочный трудовой договор может заключаться по инициативе работодателя либо работника в следующих случаях:

для замены временно отсутствующего работника, за которым в соответствии с законом сохраняется место работы;

на время выполнения временных (до двух месяцев) работ, а также сезонных работ, когда в силу природных условий работа может производиться только в течение определенного периода времени (сезона);

с лицами, поступающими на работу в организации, расположенные в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, если это связано с переездом к месту работы;

для проведения срочных работ по предотвращению несчастных случаев, аварий, катастроф, эпидемий, эпизоотии, а также для устранения последствий указанных и других чрезвычайных обстоятельств;

с лицами, поступающими на работу в организации — субъекты малого предпринимательства с численностью до 40 работников (в организациях розничной торговли и бытового обслуживания — до 25 работников), а также к работодателям — физическим лицам;

с лицами, направляемыми на работу за границу;

для проведения работ, выходящих за рамки обычной деятельности организации (реконструкция, монтажные, пусконаладочные и другие работы), а также для приведения работ, связанных с заведомо временным (до 1-го года) расширением производства или объема оказываемых услуг;

с лицами, поступающими на работу в организации, созданные на заведомо определенный период времени или для выполнения заведомо определенной работы;

с лицами, принимаемыми для выполнения заведомо определенной работы в случаях, когда ее выполнение (завершение) не может быть определено конкретной датой;

для работ, непосредственно связанных со стажировкой и профессиональным обучением работника;

с лицами, обучающимися по дневным формам обучения;

с лицами, работающими в данной организации по совместительству;

с пенсионерами по возрасту, а также с лицами, которым по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением разрешена работа исключительно временного характера;

с творческими работниками средств массовой информации, организаций кинематографии, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иными лицами, участвующими в создании и (или) исполнении произведений, профессиональными спортсменами в соответствии с перечнями профессий, утвержденными Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений;

с научными, педагогическими и другими работниками, заключившими трудовые договоры на определенный срок в результате конкурса, проведенного в порядке, установленном законом или иным нормативным правовым актом органа государственной власти или органа местного самоуправления;

в случае избрания на определенный срок в состав выборного органа или на выборную должность на оплачиваемую работу, а также поступления на работу, связанную с непосредственным обеспечением деятельности членов избираемых органов или должностных лиц в органах государственной власти и органах местного самоуправления, а также в политических партиях и других общественных объединениях;

с руководителями, заместителями руководителей и главными бухгалтерами организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности;

с лицами, направленными на временные работы органами службы занятости населения, в том числе на проведение общественных работ;

в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Кроме того, выделяют следующие виды трудовых договоров: с временными и сезонными работниками, о работе по совместительству, с руководителем организации, о работе у работодателей — физических лиц, с надомниками, о работе в условиях Крайнего Севера и ряд других

Трудовой договор заключается в письменной форме, составляется в двух экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами. Один экземпляр трудового договора передается работнику, другой хранится у работодателя.

Трудовой договор, не оформленный надлежащим образом, считается заключенным, если работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя. При фактическом допущении работника к работе работодатель обязан оформить с ним трудовой договор в письменной форме не позднее трех дней со дня фактического допущения работника к работе.

Трудовой договор вступает в силу, как правило, со дня его подписания работником и работодателем либо со дня фактического допущение работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя.

Работник обязан приступить к исполнению трудовых обязанностей со дня, определенного трудовым договором.

Если в трудовом договоре не оговорен день начала работы, то работник должен приступить к работе на следующий рабочий день после вступления договора в силу.

Если работник не приступил к работе в установленный срок без уважительных причин в течение недели, то трудовой договор аннулируется.

Гарантии при заключении трудового договора. Запрещается необоснованный отказ в заключении трудового договора (дискриминация при приеме на работу). Какое бы то ни было прямое или косвенное ограничение прав или установление прямых или косвенных преимуществ при заключении трудового договора в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства (в том числе наличия или отсутствия регистрации по месту жительства или пребывания), а также других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

Запрещается отказывать в заключении трудового договора женщинам по мотивам, связанным с беременностью или наличием детей. За это предусмотрена уголовная ответственность в виде штрафа в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев либо обязательных работ на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов (ст. 145 УК РФ).

Запрещается отказывать в заключении трудового договора работникам, приглашенным в письменной форме на работу в порядке перевода от другого работодателя, в течение одного месяца со дня увольнения с прежнего места работы.

По требованию лица, которому отказано в заключении трудового договора, работодатель обязан сообщить причину отказа в письменной форме.

Отказ в заключении трудового договора может быть обжалован в судебном порядке.

Следует отметить, что в соответствии со ст. 3 ТК не являются дискриминацией установление различий, исключений, предпочтений, а также ограничение прав работников, которые определяются свойственными данному виду труда требованиями, установленными федеральным законом, либо обусловлены особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите.

Так, ограничивается применение труда женщин на тяжелых работах и работах с вредными или опасными условиями труда, а также на подземных работах, за исключением нефизических работ или работ по санитарному и бытовому обслуживанию. Применение труда несовершеннолетних на этих работах запрещено.

Запрещается применение труда женщин и несовершеннолетних на работах, связанных с подъемом и перемещением вручную тяжестей, превышающих предельно допустимые для них нормы.

Применение труда несовершеннолетних запрещается также на работах, выполнение которых может причинить вред их здоровью и нравственному развитию (игорный бизнес, работа в ночных кабаре и клубах, производство, перевозка и торговля спиртными напитками, табачными изделиями, наркотическими и токсическими препаратами).

Лиц, осужденных к лишению права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (ст. 47 УК РФ), нельзя принимать на соответствующие должности или работы, связанные с такой деятельностью.

На государственную службу не могут быть приняты лица, имеющие гражданство иностранного государства, а также имеющие на государственной службе близких родственников, с которыми они окажутся в отношениях непосредственной подчиненности или подконтрольное (ст. 21 Закона «Об основах государственной службы Российской Федерации»).

Документы, предъявляемые при заключении трудового договора. При заключении трудового договора лицо, поступающее на работу, предъявляет работодателю:

паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;

трудовую книжку, за исключением случаев, когда трудовой договор заключается впервые или работник поступает на работу на условиях совместительства;

страховое свидетельство государственного пенсионного страхования;

документы воинского учета — для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу;

документ об образовании, о квалификации или наличии специальных знаний — при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки.

В отдельных случаях с учетом специфики работы может предусматриваться необходимость предъявления при заключении трудового договора дополнительных документов;

Другие документы требовать запрещается. Так, незаконным является требование работодателя представить медицинскую справку или санитарную книжку. В случае если по характеру работы к здоровью работника предъявляются особые требования, работодатель обязан организовать за свой счет медосмотр. Нельзя требовать характеристику с прежнего места работы, справку об обеспеченности жильем и т.п.

При заключении трудового договора впервые трудовая книжка и страховое свидетельство государственного пенсионного страхования оформляются работодателем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. ВИДЫ ДОГОВОРОВ В ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Исходя из содержания предпринимательской деятельности (абз. 3 п. 1 ст. 2 ГК РФ) соответственно выделяются предпринимательские договоры по продаже (реализации) товаров, передаче имуществ в пользование, выполнению (производству) работ, оказанию услуг и некоторые другие.

По субъектному составу сторон выделяются договоры, все стороны которых являются предпринимателями и в которых в качестве одной из сторон выступает предприниматель.

К договора, заключаемым между предпринимателями, относятся: договоры поставки с предпринимательскими целями, контрактации, коммерческой концессии, финансовой аренды (лизинга), складского хранения, страхования предпринимательских рисков и договор простого товарищества, заключенный для осуществления предпринимательской деятельности, а также иные договоры, сторонами которых являются субъекты предпринимательства.

Договорами, в которых одна сторона выступает в качестве предпринимателя, являются договоры розничной купли-продажи, проката, банковского вклада и банковского счета, кредитный договор, договоры энергоснабжения, перевозки грузов, транспортной экспедиции, строительного подряда, агентский договор и многие другие.

Договор купли-продажи – наиболее распространенная договорная модель, реализующая реализацию (продажу) товаров в предпринимательской деятельности. Суть его Вт Ом, что одна сторона (продавец) обязуется передать в собственность другой стороны (покупателю) товары, а последняя обязуется принять эти товары и уплатить за них определенную сумму денег (цену товара).

Виды договора купли-продажи: договор поставки товаров, договор поставки товаров для государственных нужд, договор контрактации, договор энергоснабжения, договор продажи предприятия, договор розничной купли-продажи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ

 

Значение современного законодательство о банкротстве выражается в трех составляющих: во-первых, оно направлено на оздоровление экономики, путем фильтрации неработоспособных организаций, во-вторых, оно направлено на защиту прав кредиторов и, в-третьих, оно должно способствовать восстановлению и профилактике финансовой устойчивость хозяйствующих субъектов.

Несмотря на то, что общие нормы о банкротстве сосредоточены в Гражданском кодексе Российской Федерации (часть первая) (с изм. и доп. от 20 февраля, 12 августа 1996 г., 24 октября 1997 г., 8 июля, 17 декабря 1999 г., 16 апреля, 15 мая, 26 ноября 2001 г., 21 марта, 14, 26 ноября 2002 г., 10 января 2003 г.), более чем оправдано существование специального закона. Более того, как показывает практика, с каждым новым законом, последующий, становится объемнее и более содержательнее. Это говорит о том, что законодатель стремится самым подробным образом урегулировать правоотношения банкротства.

В настоящее время на правовое регулирование института банкротства направлены десятки, сотни разноуровневых нормативных актов. Центральное место среди них занимает специальный законодательный акт – Федеральный закон от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Вышеуказанный Федеральный закон устанавливает основания для признания должника несостоятельным (банкротом), регулирует порядок, и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства), порядок и условия проведения процедур банкротства и иные отношения, возникающие при неспособности должника удовлетворить в полном объеме требования кредиторов.

На основе названного закона строится весь институт банкротства, или как говорили до революции – конкурсное право.

В число законодательных актов, так или иначе затрагивающих вопросы банкротства необходимо включить также: Уголовный кодекс РФ (ст.195); Федеральный закон от 29 ноября 2001 г. N 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах»; Федеральный закон от 8 июля 1999 г. N 144-ФЗ «О реструктуризации кредитных организаций» (с изм. и доп. от 21 марта 2002 г.); Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 122-ФЗ «Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса»; Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. N 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» (с изм. и доп. от 2 января 2000 г., 19 июня, 7 августа 2001 г., 21 марта 2002 г.); Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (с изм. и доп. от 11 июля, 31 декабря 1998 г., 21 марта 2002 г.); Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (с изм. и доп. от 13 июня 1996 г., 24 мая 1999 г., 7 августа 2001 г., 21 марта, 31 октября 2002 г.) и др.

Важно подчеркнуть, что если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательными актами о банкротстве, применяются правила международного договора Российской Федерации. К отношениям, регулируемым Федеральным законом о банкротстве, с участием иностранных лиц в качестве кредиторов применяются положения настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации (п. 4, 5 Закона).

Наряду с законодательными актами, правовое регулирование института банкротства строится и на подзаконных нормативных актах. В частности можно выделить:

— Постановление Правительства РФ от 4 апреля 2000 г. N 301 «Об утверждении Положения о Федеральной службе России по финансовому оздоровлению и банкротству»;

— Постановление Правительства РФ от 14 февраля 2003 г. N 100 «Об уполномоченном органе в делах о банкротстве и в процедурах банкротства и регулирующем органе, осуществляющем контроль за саморегулируемыми организациями арбитражных управляющих» и многочисленные другие подзаконные акты, которые принимаются в части не противоречащей новому закону.

В законе «О несостоятельности (банкротстве)» (от 26.10.2002 № 127-ФЗ) дано определение банкротства.

Несостоятельность (банкротство) – признанная арбитражным судом или объявленная должником неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредитором по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательны платежей (банкротство).

Экономическая несостоятельность (банкротство) – это неплатежеспособность предприятия, имеющая или приобретающая устойчивый характер, признанная хозяйственным судом или правомерно объявленная должником в соответствии с законодательством.

Банкротство предопределено самой сущностью рыночных отношений, которые всегда связаны с риском потерь, неопределенностью достижения поставленных целей или возможностью постановки ошибочных целей. Рисковые ситуации могут возникнуть на всех стадиях хозяйственного процесса: от закупки и доставки сырья, материалов, комплектующих изделий до производства и продажи готовой продукции. Их причинами могут быть: неплатежеспособность потребителей, невыполнение договорных обязательств поставщиками ресурсов, длительные задержки с оплатой счетов за поставленную продукцию, некачественное по различным причинам производство продукции, некомпетентность управленческого персонала и многое другое.

Признаками банкротства и юридического, и физического лица согласно ст. 3 указанного Закона являются:

1. Юридическое лицо считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанности не исполнены им в течение трех месяцев с момента наступления даты их исполнения.

2. Гражданин считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанности не исполнены им в течение трех месяцев с момента наступления даты их исполнения и если сумма его обязательств превышает стоимость принадлежащего ему имущества.

3. Положения, предусмотренные пунктами 1 и 2, применяются, если иное не установлено законом.

Это основные признаки банкротства, указанные в ст. 3 ФЗ № 127-ФЗ. Кроме того, если иное не предусмотрено, дело о банкротстве может быть возбуждено, если:

требования к должнику — юридическому лицу в совокупности составляют не менее 1000 минимальных размеров оплаты труда,

а к должнику — гражданину — не менее 100 000 рублей, а также имеются признаки банкротства, указанные выше.

Обобщая сказанное, можно сделать вывод: несостоятельным должен быть признан должник, имущества, и в том числе денежных средств, которого не хватает для погашения требований всех кредиторов в полном объеме и в нужные сроки.

Процедуры банкротства, как правило, проводятся при участии государства. Его задача состоит в том, чтобы сделать эту процедуру как можно безболезненней для общества, однако при этом естественный процесс банкротства неэффективных, а порой и убыточных предприятий не должен искусственно сдерживаться через механизм дотаций. В этом случае упускается возможность санации и реструктуризации предприятий и оздоровления экономики в целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ БЕЗРАБОТНЫХ ГРАЖДАН

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9. ТРУДОВЫЕ СПОРЫ

Определение понятия индивидуального трудового конфликта (спора) содержится в ст. 381 ТК РФ, в соответствии с которой индивидуальный трудовой спор — это неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.

Кроме того, индивидуальным трудовым спором признается спор между работодателем и лицом, ранее состоявшим в трудовых отношениях с этим работодателем, а также лицом, изъявившим желание заключить трудовой договор с работодателем, в случае отказа работодателя от заключения такого договора.

Исходя из приведенного определения, можно провести классификацию видов индивидуальных трудовых споров по различным основаниям.

В зависимости от особенностей субъектного состава различаются следующие виды индивидуальных трудовых конфликтов (споров):

а) по специфике работодателя — 1) с работодателем — юридическим лицом; 2) с работодателем — физическим лицом (особенность в том, что все эти споры разрешаются в судебном порядке);

б) по специфике работника — 1) с лицом, которое изъявило желание заключить трудовой договор с работодателем, но ему было отказано; 2) с работником данного работодателя; 3) с лицом, ранее состоявшим в трудовых отношениях с этим работодателем.

По способу разрешения индивидуальные трудовые споры делятся на:

1) споры, разрешаемые в общем порядке, когда спор разрешается в комиссии по трудовым спорам, а затем в суде;

2) споры, разрешаемые в судебном порядке, когда в комиссию по трудовым спорам обращаться не нужно;

3) споры, разрешаемые в особом порядке, когда спор разрешается в вышестоящем в порядке подчиненности органе либо в суде;

Органами по рассмотрению индивидуальных трудовых споров в соответствии со ст. 382 ТК РФ являются комиссии по трудовым спорам и суды. Определить, какой именно орган должен разрешать спор по существу, значит определить его подведомственность.

Порядок рассмотрения трудового спора — это установленная для данного юрисдикционного органа определенная форма процесса разбирательства, начиная с принятия заявления и заканчивая вынесением решения по данному делу. Он включает объективное исследование всех обстоятельств дела и применение к ним соответствующих норм права.

Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров регулируется Трудовым кодексом и иными федеральными законами, а порядок рассмотрения дел по трудовым спорам в судах определяется, кроме того, гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации. Большое значение для разрешения индивидуальных трудовых споров имеет судебная практика и, в частности, постановления Пленума Верховного Суда РФ.

Особенности рассмотрения индивидуальных трудовых споров отдельных категорий работников устанавливаются федеральными законами. Такой особый порядок предусмотрен, например, для прокуроров, их помощников и суде

 

 

 

 

 

 

 

 

10. РЕГИСТРАЦИЯ, ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА

 

Образование новых предприятий и расширение действующих определяется следующими факторами: 1) наличие неудовлетворенного спроса на продукцию (услуги); 2) наличие ресурсов, необходимых для организации производства продукции; 3) уровень развития науки и техники соответствующей отрасли производства.

Определяющим является спрос на продукцию, вызванный реальными потребностями рынка и наличием ресурсов для организации производства. Если предприятие начнет изготовление продукции, не пользующейся спросом потребителя, ему грозит разорение. Такая продукция остается на складах нереализованной, а затраты на ее изготовление — неоплаченными. Наряду с этим ресурсы (материальные и денежные) составляют базу, обеспечивающую деятельность предприятия, включая формирование требующихся средств производства и финансов, без которых невозможна организация производства.

Кроме того, немаловажным является выбор места расположения будущего предприятия.

Решение о размещении предприятия – один из важнейших аспектов его создания. С одной стороны, проект создания предприятия влечет за собой долгосрочные обязательства, которые делают ошибки трудноопределимыми, а с другой – выдвигает требования относительно капиталовложений, эксплуатационных расходов и т.д.

Расположение предприятия «представляет собой географическое место, где организован выпуск продукта (товара, услуг)». Оно определяется местом его государственной регистрации, если в соответствии с законодательными актами в учредительных документах юридического лица не установлено иное.

Создание предприятия основывается на определенных законодательно регулируемых принципах и проходит несколько этапов:

  • возникновение идеи о создании нового предприятия (организации), необходимого для производства конкретных видов продукции, товаров (работ, услуг);
  • изучение и определение возможностей использования новых технологий, средств и предметов труда;
  • изучение рынка, на удовлетворение потребностей которого должно работать предприятие;
  • подбор поставщиков необходимых факторов производства (сырья, материалов, комплектующих изделий, оборудования, энергетических ресурсов, информации и др.);
  • подбор соучредителей предприятия (организации);
  • определение финансовых источников, необходимых для формирования уставного капитала (уставного фонда);
  • разработка учредительных документов и бизнес-плана;
  • проведение организационных мероприятий по созданию предприятия (организации) в зависимости от организационно-правовой формы и формы собственности;
  • осуществление государственной регистрации предприятия, получение необходимых счетов в банках;
  • изготовление печатей, штампов;
  • постановка на учет в органе государственной налоговой службы, территориальном органе пенсионного фонда и др.

Порядок создания юридических лиц регулируется специальными законами и подзаконными актами.

На практике существует три порядка образования юридических лиц: распорядительный, разрешительный и явочно-нормативный.

Распорядительный порядок означает, что юридическое лицо создается по распоряжению собственника либо уполномоченного им органа. Например, приказом министерства создается предприятие, постановлением правительства – концерн и т.д.

Разрешительный порядок состоит в том, что юридическое лицо создается по инициативе граждан и (или) юридических лиц после получения на это согласия (разрешения) соответствующего государственного либо иного органа (например, создание дочерних предприятий и т.д.).

Явочно-нормативный порядок означает, что специального разрешения на создание юридического лица не требуется, так как его создание разрешено законом. Граждане и (или) юридические лица образуют юридическое лицо по своему усмотрению, а соответствующий государственный орган только проверяет соблюдение установленного порядка (например, создание хозяйственных обществ и товариществ, общественных объединений и т.д.).

Акционерное общество может быть создано несколькими способами: путем учреждения вновь создаваемого предприятия; путем реорганизации существующего юридического лица (слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования).

При создании АО его учредители заключают между собой договор в письменной форме, в котором рассматриваются: порядок осуществления учредителями совместной деятельности по созданию общества; размер уставного фонда общества; категории выпускаемых акций и порядок их размещения; иные условия, предусмотренные законодательством.

Учредительным документом АО является устав, утвержденный учредителями, который должен содержать: наименование; местонахождения; порядок управления деятельностью; условия о категориях выпускаемых акций, их номинальной стоимости и количестве; размер уставного фонда; права акционеров; состав и компетенцию органов управления общества и порядок принятия решений; иные сведения, предусмотренные законодательством.

Акционерное общество может быть создано несколькими способами: путем учреждения вновь создаваемого предприятия; путем реорганизации существующего юридического лица (слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования).

При создании АО его учредители заключают между собой договор в письменной форме, в котором рассматриваются: порядок осуществления учредителями совместной деятельности по созданию общества; размер уставного фонда общества; категории выпускаемых акций и порядок их размещения; иные условия, предусмотренные законодательством.

Учредительным документом АО является устав, утвержденный учредителями, который должен содержать: наименование; местонахождения; порядок управления деятельностью; условия о категориях выпускаемых акций, их номинальной стоимости и количестве; размер уставного фонда; права акционеров; состав и компетенцию органов управления общества и порядок принятия решений; иные сведения, предусмотренные законодательством.

Разработка учредительных документов является определяющим этапом в процессе создания предприятия. Законодательством установлены два основных учредительных документа, которые необходимо иметь предприятиям в зависимости от их организационно-правовой формы: устав и учредительный договор.

В учредительных документах в обязательном порядке должны определяться: наименование юридического лица; местонахождение; цели и предмет деятельности; порядок управления деятельностью; размер и состав уставного фонда; порядок образования имущества; условия и порядок распределения прибыли и убытков; порядок реорганизации и ликвидации и др.

Кроме того, в учредительных документах юридического лица должны быть перечислены виды экономической деятельности, которые будут осуществляться данным субъектом хозяйствования, и соответствующие им коды.

Перед регистрацией юридическое лицо обязано согласовать в регистрирующих органах свое наименование, так как оно является одним из способов индивидуализации предприятия.

Далее предприятие проходит государственную регистрацию. Сущность государственной регистрации состоит в том, что государственный орган проверяет, соответствует ли процедура создания юридического лица, а также само юридическое лицо (его учредительные документы) требованиям закона. Регистрация юридических лиц регулируется специальным законодательством.

Регистрация – это в законодательном порядке установленная процедура легализации деятельности субъектов хозяйствования

Регистрация субъектов хозяйствования производится по месту их нахождения после утверждения фирменного названия на основании документов, представляемых учредителями.

Для государственной регистрации коммерческих и некоммерческих организаций учредители представляют в регистрирующий орган: заявление, оформленное в установленном порядке; копию решения о создании юридического лица; учредительные документы; документы, подтверждающие формирование в соответствии с законодательством уставного фонда коммерческой организации; документы, содержащие сведения о собственниках имущества (учредителях, участниках) коммерческих организаций – физических лицах; справку налогового органа по месту жительства физического лица – собственника имущества (учредителя, участника) коммерческой (некоммерческой) организации о предоставлении декларации о доходах и имуществе; гарантийное письмо или другой документ, подтверждающий право на размещение юридического лица по месту нахождения; платежный документ, подтверждающий внесение платы за государственную регистрацию, и др.

После государственной регистрации для субъектов хозяйствования наступает организационный период, в течение которого они обязаны легализовать свою деятельность путем проведения следующих действий:

  • в 10-дневный срок со дня государственной регистрации стать на учет в качестве налогоплательщика в налоговой инспекции по месту своего расположения;
  • зарегистрироваться в органах статистики с присвоением кодов видов деятельности;
  • выбрать обслуживающий банк и открыть в нем расчетный счет, зачислив на него при необходимости сформированный в установленном порядке и размере уставный фонд;
  • стать на учет в Фонд социальной защиты населения;
  • нанять квалифицированный персонал;
  • заключить договоры аренды административных и производственных помещений, расчетно-кассового обслуживания и иные хозяйственные договоры;
  • обеспечить движение денежных средств по расчетному счету в срок не позднее 3 месяцев со дня его открытия;
  • разместить органы управления юридического лица по указанному в учредительных документах адресу, а также обеспечить нахождение по этому адресу бухгалтерских документов и отчетности.

Кроме того, субъекты хозяйствования обязаны: своевременно уплачивать налоги и сборы; обеспечивать надлежащий учет деятельности; обеспечивать безубыточную деятельность; контролировать состояние чистых активов по отношению к уставному фонду и своевременно принимать решения об уменьшении либо увеличении уставного фонда; вносить необходимые изменения и дополнения в учредительные документы при изменении состава участников, смене юридического адреса, изменении размера уставного фонда и др.

Одним из отличительных признаков коммерческих организаций является уставный фонд, минимальные размеры и порядок формирования которого устанавливаются и контролируются государством.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

<

Комментирование закрыто.

WordPress: 22.32MB | MySQL:118 | 1,947sec