Честь и достоинство в гражданском праве

<

032514 0623 1 Честь и достоинство в гражданском праве Необходимость правовой защиты чести и достоинства личности была осознана давно. Уже первые редакция Русской Правды содержали положения о наказуемости оскорбления (бесчестия), под которым понималась обида, наносимая лицом своими действиями кому-либо. Хотелось бы заметить, что оскорблением тогда считались не только побои, но и раз личного рода телесные повреждения (увечья). В более поздних редакциях Русской Правды начали появляться предписания ответственности за оскорбление словом (за лай), тяжесть которой ставилась в зависимость от пола (оскорбление женщин наказывалось более строго, чем оскорбление мужчины) и социального положения оскорбленного, его чина и звания. Существенное значение сословно-классовой принадлежности потерпевшего придавалось в Уставной Двинской грамоте, царски Судебниках 1497 и 1550 гг. Еще более дифференцированный подход к наказуемости оскорбления нашел свое отражение статьях Соборного Уложения царя Алексея Михайловича. В них давался не только подробный перечень сословий и должностных лиц, за оскорбление которых устанавливалась самостоятельная санкция, но обращалось особое внимание на место совершения преступления: оскорбление, нанесенное на царском дворе, в церкви или суде, влекло за собой обычно тюремное заключение либо битье батогами, кнутом; аналогичные деяния, совершенные в иных местах, подлежали, как правило, наказанию только в виде выплаты бесчестия, т. е. определенного денежного взыскания. В последних случаях в отличие от ранее действовавших норм Соборное Уложение под бесчестием понимает преимущественно оскорбление словом, в том числе не соответствующим действительности. Оскорбление действием предполагало наказание в основном тогда, когда оно было сопряжено с совершением другого преступления против личности, в частности, нанесением телесного повреждения.

Существенное развитие данные нормы Соборного Уложения получили в середине XIX в., в частности, при подготовке Уложения о наказаниях уголовных и исправительных Устава о наказаниях уголовных и исправительных и Устава о наказаниях, налагаемых мировыми судьями. После принятия закона от 21 марта 1851 г., отменившего принцип равенства уголовно-правовой защиты сословий при наказуемости за бесчестие, Уложение о наказаниях уголовных и исправительных (в редакции 1885 г.) в главе «Об оскорблении чести» предусматривало несколько отделений. В первом из них – «О преступлениях против чести и целомудрия женщин» – речь шла по сути дела о признании разновидностью оскорбления половых преступлений. Второе отделение, озаглавленное как «О непосредственных личных оскорблениях», предусматривало ответственность за оскорбление, действием словом отца, матери или иного родственника по восходящий. Третье отделение называлось «О клевете и распространении оскорбительных для чести сочинений, изображений или слухов» и описывало признаки составов преступлений, связанных с представлением присутственному месту виновнику либо подделыванием письма или иной бумаги, содержащей клевету в адрес лица, его жены или членов семьи. Несколько иной классификации деяний против чести, оцениваемых в качестве проступков, придерживался Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями. Имея в виду оба этих нормативных акта, в юридической литературе нередко различали четыре виды преступлений чести1:

1) обиды (оскорбления в узком смысле слова);

2) клевету;

3) диффамацию или опозорение;

4) разглашение тайны в целях оскорбления.

Под первым видом преступлений понималось оскорбление словом (письменно или устно) либо действием (нанесением телесных повреждений, не опасных для жизни, или побоев), выражающим неуважение кого-либо. Второй вид преступлений определялся как разглашение какого-либо обстоятельства, позорящего физическое или юридическое лицо и не существующего в действительности. Третий вид преступлений связывался с оглашением такого позорящего частное или должностное лицо обстоятельства, истинность или ложность которого не является достаточно доказанной. Четвертый вид преступлений подразумевал разглашение с целью оскорбления обстоятельства, сообщенного виновному под условием сохранения тайны или полученного им противозаконным способом. Фактически аналогичные разновидности преступлений против чести и достоинства личности предусматривались в Уголовном Уложении 1903 г. в главе «Об оскорблении», но при этом из нее были изъяты статьи, касающиеся наказуемости половых преступ-лений.

Советское уголовное законодательство относило к преступлениям против чести и достоинства личности еще более узкий круг деяний. Если не считать факт явно ошибочного включен в УК РСФСР 1922 г. в раздел «Иные посягательства на личность и ее достоинство» составов хулиганства, заведомо ложного доноса и заведомо ложного показания, то все действующие в этот период развития нашего государства уголовные законы ограничивались выделением только двух составов: оскорбления и клеветы. В УК РСФСР 1922 и 1926 гг. понятие оскорбления не раскрывалось, только указывалась возможное совершения этого преступления действием, словесно или письменно. Впервые определение оскорбления было сформулировано в УК РСФСР 1960 г., трактовавшем его как «умышленное унижение чести и достоинства личности, выраженное в неприличной форме». Что касается клеветы, то уже первый советский Уголовный кодекс в качестве обязательных ее признака назвал оглашение такого обстоятельства, которое заведомо является, во-первых, ложным, а во-вторых — позорящим другое лицо. В сущности, то же самое имелось в виду в УК РСФСР 1926 и 1961 гг., где говорилось не об оглашении ложных и позорящих обстоятельств, а о распространении ложных и позорящих измышлений1.

 

 

 

 

2. Общая характеристика состава преступлений против чести и достоинства личности

 

Понятия «честь», «достоинство», «репутация» определяют близкие между собой нравственные категории. Различия между ними лишь в субъективном или объективном подходе при оценке этих качеств.

Честь – это общественная оценка личности с нравственных пози-ций, присущих в идеале членам общества. Мерилом этой оценки являет-ся поведение самого человека, его отношение к социальным и духовным ценностям, обществу, окружающим.

Честь (в историческом аспекте) — это качество в какой-то степени клановое, базирующееся на принятом в определенном круге лиц кодексе поведения: честь офицера, честь дворянина в дореволюционной России, честь замужних женщин и т. п. Но в любом случае, оценивая человека с нравственных позиций не только узкого круга лиц, но и общества в целом, можно сказать, честно ли он себя вел в сложившейся ситуации как член общества, как человек.

Категории чести и достоинства определяют отношение к человеку как высшей общественной ценности.

Еще в древней Греции и древнем Риме понятия чести и достоин-ства соизмерялись с уважением к личности, соотносились с моралью и правом. Честь играла видную роль в этике многих великих мыслителей, политиков, философов разных эпох и народов, характеризуя далеко не в малой степени их общественные взгляды и направления деятельности.

С точки зрения философско-правовых воззрений, честь пред-ставляет собой могучую власть, крупнейшую из сил, проявляемых в истории отношений людей и народов в целом.

Понятия чести и достоинства имеют и определенную направленность. Их объектом является прежде всего человек, или группа людей, или коллектив, или в более широком плане говорят о чести нации.

Чувства чести и достоинства не только переживаются, но и осоз-наются, поэтому при толковании понятия чести разграничивают чувство чести от сознания собственного достоинства. У человека сознание и чувство чести и достоинства как бы органически слиты воедино, но их нельзя отождествить.

При определении понятия чести различают два аспекта – объективный и субъективный, личный. Честь — это и общественная оценка общественного признания, и стремление поддержать свою репутацию. Ее содержание является социальным, то есть не зависящим от индивидуального человека, а принадлежащим нравственным принципам. Честь прежде всего выступает как оценочная категория, направленная от общества к личности.

<

Что же касается субъективной, личной стороны чести, то она заключается в способности человека оценивать свои поступки, подавлять в себе эгоистические, безнравственные стремления и намерения, осуществление которых в данном обществе расценивалось бы как бесчестье, и в его способности действовать в соответствии с принятыми в этом обществе моральными нормами, правилами.

Личная сторона чести всегда неразрывна с социальной, подчиняется и обуславливается последней и оказывает на нее огромное воз-действие, так как человек не может «уклониться» от суждений окружающих его людей, которые оценивают его поступки, от общественного мнения.

Роль общественного мнения очень велика, в силу того или иного общественного мнения приходят и уходят политические партии и движения, политические и государственные деятели самых различных уровней. Под его влиянием могут происходить изменения в любой из жизненно важных сфер общественной жизнедеятельности.

Каждому человеку, таким образом, приходится волей-неволей примиряться с тем, что другие люди судят о его поступках по-своему. Он не может подчиниться началу свободного выбора.

Положительная оценка деятельности и поведения человека со стороны общества возвышает его в глазах окружающих, благотворно воздействует и на чувство собственного достоинства, придает ему силы для дальнейшего нравственного совершенствования. Разные последствия для того или иного лица может вызвать его отрицательная оценка. В одних случаях она заставляет человека стремиться к исправлению своих недостатков, в других — усугубляет их. Поэтому общественная оценка должна быть объективной.

Честь является категорией исторической, ибо она возникла с появлением человеческого общества, поэтому ни это общество, ни личность не в состоянии отменить эту нравственную категорию. Следовательно, пока существует человеческий коллектив, его отдельные члены будут подвергаться определенной оценке со стороны окружающих лиц. При этом общественная оценка не зависит от воли и желания самого оцениваемого лица.

В основе представления о чести лежит определенный критерий нравственности. В силу этого проявляется объективный характер категории чести. Но нельзя отрицать возможности формирования неправильной общественной оценки по отношении к кому-либо. Таким образом, честь является категорией, отражающей достоинство индивида в сознании других людей, общественная его оценка, положительная репутация человека.

Вместе с честью, понимаемой в обществе как определенная социальная оценка человека, находится категория достоинства.

Достоинство — это самооценка человека, базирующаяся на воспитанных с детства качествах — совестливости, чувстве сострадания к людям, презрении к чинопочитанию, подхалимству, отсутствии стремления достичь жизненных благ любой ценой и т. п. Достоинство — это умение в любой жизненной ситуации оставаться Человеком.

Достоинство того или иного человека заключается в духовных и физических качествах, ценных с точки зрения потребностей общества. Эти личные качества и составляют то, что принято называть личным достоинством. Однако человек также обладает определенной ценностью и безотносительно к его индивидуальным качествам, социальному положению, профессиональной принадлежности. Такой ценностью и является человеческое достоинство.

Достоинство также, как и честность, сочетает в себе и социальную, и индивидуальную стороны. Его социальный характер проявляется в том, что как моральная ценность и общественно-значимое качество личности достоинство определяется существующими общественными отношениями и нередко не зависит от человека. Но данная категория выступает еще и как сознание и чувство собственного достоинства. Эти субъективные стороны достоинства представляют собой осмысление и переживание человеком своей моральной ценности и общественной значимости, они обуславливаются общественными отношениями и зависят от них.

Признание обществом достоинства личности, означает определенную оценку всех моральных качеств, которыми она обладает. Все, что аморально в человеке, осуждается обществом. Чем сильнее развито в человеке чувство уважения к другим людям, доброжелательность, благо-родство, отзывчивость, чуткость, честность, искренность, скромность и т.д., тем большую ценность он представляет для общества, тем более высокую оценку его он получает. Отсюда необходимо воспитание этих качеств человека с первых дней его жизни. Определяющим в формировании достоинства является отношение человека к окружающей его действительности, взаимоотношение с тем коллективом в котором он находится: сад или школа, ВУЗ или трудовой коллектив.

Честь и достоинство между собой имеют неразрывную связь в силу того, что в их основе лежит единый критерий нравственности. Между тем, несмотря на неразрывную связь, существующую между общественной оценкой лица и его самооценкой, между честью и достоинством существуют и различия. Они заключаются в том, что честь – объективное общественное свойство, а в достоинстве на переднем плане — субъективный момент, самооценка. Отсюда можно сделать вывод, что достоинство человека находится в определенной зависимости от его воспитания, от внутреннего духовного мира, особенностей его психического склада.

В общем виде достоинство представляет собой своеобразную совокупность положительных качеств индивида, его моральную ценность. Оно может рассматриваться как социальная значимость того или иного лица, обусловленная его общественно полезными свойствами.

Категории честь и достоинство вытекают одна из другой. Они едины, но не тождественны.

Честь и достоинство, в частности, граждан не одинаковы, поскольку не одинаковы их заслуги перед обществом. Содержание чести и достоинства любого человека постоянно обогащается, меняется по мере развития его общественной деятельности. Честь и достоинство характеризуют личность, они соединяют ее важнейшие духовные качества. Вместе с тем честь и достоинство отражают определенные социальные отношения между человеком и обществом, а потому имеют большое общественное значение и охраняются с помощью различных отраслей права, в том числе и уголовного.

Неразрывно с честью и достоинством стоит и такое понятие, как репутация. При этом, как уже отмечалось выше, если представление о достоинстве личности исходит из принципа равенства всех людей в моральном отношении и их самооценки, то понятием чести, наоборот, дифференцировано оценивает людей, что тем или иным образом находит отражение в их репутации. Следует заметить, что понятие репутации в известном смысле совпадает с понятие чести в ее внешнем, объективном значении.

Репутация с нравственных позиций определяет статус («реноме») человека в обществе. Она включает представление человека о самом себе и главное, представление других люд о нем. Подорвать репутацию — значит изменить мнение людей о конкретном человеке в худшую сторону.

 

3. Клевета. квалифицирующие признаки

 

Клевета — это распространение заведомо ложных све-дений, порочащих честь и достоинство другого лиг или подрывающих его репутацию.

Распространение означает сообщение хотя бы одному лицу ложных сведений, порочащих честь и достоинство оклеветанного. Присутствие оклеветанного в момент распространения измышлений значения не имеет.

Способ распространения может быть устным, письменным, с использованием любой множительной техники, сообщение по телефону и другим средствам связи. Это может быть текстовой материал либо изображение, изготовленное любыми способами с применением любых технических средств. Для состава преступления безразлично, был ли распространяющий сведения сам автором ложного и позорящего другое лицо измышления или им было какое-либо иное лицо. В тех случаях, когда ложные и позорящие другое лицо измышления были сообщены только самому потерпевшему, состав клеветы отсутствует и совершенное деяние при наличии необходимых признаков может быть квалифицировано как оскорбление. Клеветнические измышления могут касаться фактов, якобы происходивших в прошлом или существующих в на-стоящее время. Ложное измышление о предполагаемых фактах в будущем клеветой не является. Распространяемые сведения при клевете должны быть ложными и позорящими для потерпевшего. В них могут содержаться ложные сведения о каких-либо конкретных фактах, например о совершении лицом преступления, но ложные сведения могут носить и обобщенный характер. Так, клеветническое измышление может выразиться в утверждении, что лицо получало взятки.

Суждения о человеке (типа: «мне кажется, NN имеет дурные наклонности» или «многие считают, что NN способен на неблаговидные поступки» и т. п.) не представляют состава преступления.

Понятие публичного выступления неопределенно. Такое высту-ление может иметь место на митинге, общем собрании жильцов дома или подъезда, перед группой, состоящей из пяти-шести человек. Но едва ли можно считать публичным сообщение клеветнических измышлений двум-трем лицам. Поэтому факт публичности должен устанавливаться судом в каждом конкретном случае1.

Публично выставленными произведениями с клеветнической информацией являются стенные газеты, листовки или сообщения, напечатанные на пишущей машинке, написанные от руки, графические изображения, фотомонтажи и т. д., приклеенные на стендах, стенах, дверях в общественном здании. Целью таких сообщений является, распространение клеветнических вымыслов как минимум нескольким лицам.

Особенно опасна клевета, распространяемая в средствах массовой информации, многотиражных газетах, листовках, журналах, книгах, брошюрах, по радио и телевидению. Подобные источники информации могут распространять клевету среди многих тысяч и даже миллионов граждан. Несомненно, что масштаб распространения клеветнических сведений должен учитываться при решении вопроса о назначении виновному лицу наказания.

От клеветы необходимо отличать диффамацию, публичное распространение порочащих сведений, независимо от того, являются ли они соответствующими действительности1. В дореволюционном уголовном праве России диффамация наказывалась как самостоятельное преступление. В уголовном праве советского периода диффамация не была предусмотрена, чему давалось определенное идеологическое обоснование. Считалось, что в социалистическом обществе личная жизнь каждого должна быть открыта для критики и самокритики. Само понятие «неприкосновенность частной жизни» отвергалось.

Закрепленное в Конституции право каждого на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну (ст. 23) вызвало к жизни вопрос о восстановлении правового понятия диффамации.

 

4. Оскорбление. квалифицирующие признаки

 

Объективная сторона преступления выражается в действиях, унижающих честь и достоинство путем негатив (отрицательной) оценки личности потерпевшего.

Объектом рассматриваемого преступления является чувство собственного достоинства лица1. Поэтому упоминание в законе о чести, как объекте оскорбления, на наш взгляд, необоснованно. Как подчеркивалось выше, честью является оценка личности, сложившаяся в обществе. Совершенно очевидно, что эта оценка качеством чувства собственного достоинства не обладает. Чувством собственного достоинства обладает вменяемое лицо, сознающее неприличное с ним обращение, поэтому нельзя оскорбить спящего, невменяемого, малолетнего ребенка; покойника. Нельзя, оскорбить и юридическое лицо, т. к. оно чувством собственного достоинства не обладает. Оскорбительные действия, адресованные юридическому лицу, могут быть преступлением в том случае, если они посягают при этом достоинство каких-либо конкретных лиц, работающих данном учреждении.

Оскорбление может осуществляться публично, наедине потерпевшим либо заочно, когда оскорбительные выражения доводятся до сведения постороннего с уверенностью, что они будут доведены до лица, которое предполагается оскорбить.

Обязательным признаком состава преступления является форма оценки личности потерпевшего — она должна быть неприличной, то есть противоречащей установленным в обществе правилам общения между людьми, требованиям общечеловеческой морали. Унижение чести и достоинства происходит именно вследствие неприличной формы обращения с потерпевшим. Оскорбление может быть адресовано непосредственно лицу либо третьим лицам, но при условии, что (по убеждению или просьбе виновного) передадут сказав оскорбляемому.

В отличие от клеветы отрицательная оценка, даваемая виновным потерпевшему, может соответствовать действительности, но поскольку она дается в неприличной форме, то чести и достоинству оскорбляемого может быть причинен ущерб.

Кроме словесной либо письменной формы, оскорблений может выражаться и в физических действиях (например, на несение ударов, щелчок в нос, плевок в лицо, пощечина, неприличные телодвижения), которые унижают достоинств человека. И хотя в законе эта форма оскорбления прямо не называется, думается, на практике ее не следует категорически исключать из числа действий, образующих понятие оскорбления.

Действия при оскорблении должны быть направлены против конкретного лица или группы лиц. Негативная неприличная оценка личности вообще, персонально никому не адресованная, может содержать состав другого преступления, например, хулиганства.

Состав преступления по ст. 130 УК — формальный. Преступление считается оконченным в момент совершения самих действий, если они выполняются в присутствии потерпевшего ему адресованы. В тех случаях, когда оскорбление было совершено в отсутствие потерпевшего, — с момента сообщения другими лицами высказанных в его адрес оскорбительных выражений.

Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом. Мотивы могут учитываться при назначении наказания.

С объективной стороны оскорбление может быть совершено только действием. Это может быть пощечина, плевок, забрасывание нечистотами, словесное или письменное оскорбление.

В законе говорится об оскорблении, выраженном в неприличной форме, т. е. о таком обращении, которое не принятое обществе. Оно может выразиться в употреблении нецензурных слов или выражений, Но вместе с тем оскорбление может осуществляться ив устных выражениях, которые бытуют в обществе, общеприняты; но в данном случае имеет место унижение, чувства собственного достоинства оскорбленного. Оскорбительные выражения могут соответствовать действительности, но их форма непристойна. Нельзя, например, называть некрасивого человека уродом, неумного — дураком и т. п.

Возможно так называемое опосредованное оскорбление, когда оскорбительные выражения сообщаются одному лицу, а адресуются другому. Так, если лицо подходит в присутствии родителей к ребенку, гладит его по головке и произносит при этом: «Милый мой, ты прирожденный кретин», то это является оскорблением не ребенка, который в силу своего малолетнего возраста не может воспринимать унижения его достоинства, а родителей.

Субъект общий, то есть физическое вменяемое лицо, достигшее на момент совершения преступления 16 лет.

Дело об оскорблении возбуждается пострадавшим, считающим, что его достоинству причинен ущерб. Суд, устанавливая наличие оскорбления, исходит из объективного факта оценки оскорбления с позиции моральных норм, сложившихся в обществе, т. к. не исключена преувеличенная болезненная обидчивость лица, возбуждающего уголовное дело за оскорбление. Оскорбленным может посчитать себя лицо, подвергнутое критике, допустим, по поводу написанного им стихотворения, статьи и т. п.

В одном из санаториев г. Сочи двое отдыхающих играли в шахматы; Один из них над каждым ходом долго думал. Когда завершилась игра, его партнер сказал: «Василий Петрович, да ты тугодум, Я с тобой в шахматы больше играть не буду». Василия — Петровича слово «тугодум» обидело, он счел себя оскорбленным, тем самым проявив болезненное, неадекватное восприятие сказанного. В данном случае не было умышленного унижения чувства собственного достоинства другого человека.

Не исключено взаимное оскорбление по типу «сам дурак?». В такой ситуации возможна уголовная ответственность каждого из участников ссоры с учетом степени виновности каждого из них. При этом большое значение имеет выявление инициатора ссоры. Ответ на оскорбление не является необходимой обороной, т. к. не пресекает посягательства.

следует признавать и в тех случаях, когда на видных местах населенного пункта вывешиваются листовки и иные изображения, содержащие клевету на потерпевшего.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Конституция РФ. М., 2000.
  2. Уголовный кодекс РФ. М., 2000.
  3. Комментарий к Уголовному кодексу РФ / Под ред. А.В. Наумова. М., 1996.
  4. Комментарий к Уголовному кодексу РФ / Под ред. Ю.И. Скуратова, В.М. Лебедева. М., 1996.
  5. Комментарий к уголовному кодексу Российской Федерации/Отв.ред. В.М. Лебедев.–М.: Юрайт, 2003.
  6. Бородин С.В. Преступления против жизни. М., 1999.
  7. Уголовное право России. Общая часть. Учебник / Отв. ред. Б.В. Здравомыслов. М., 1999.
  8. Уголовное право. Особенная часть/Под ред. И.Я. Козаченко, З.А. Незнамова, Г.П. Новоселова.–М.: Норма, 2001.
  9. Уголовное право России. Особенная часть. Учебник / Под ред. А.И. Рарога. М., 1998.
  10. Уголовное право Российской Федерации. Особенная часть/ Под ред. Г.Н. Борзенкова, В.С. Комисарова.–М.: Олимп-АСТ, 1997.

     

     

     

     

     

     

     

     

     


     

<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 0.94MB/0.00122 sec

WordPress: 22.16MB | MySQL:114 | 1,418sec