Договор розничной торговли. Договор купли продажи

<

030414 0432 1 Договор розничной торговли. Договор купли продажи

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДОГОВОРА РОЗНИЧНОЙ КУПЛИ-ПРОДАЖИ

 

Снабжение потребителей товарами осуществляют в виде договора розничной купли-продажи, который является финальной правовой формой, опосредующей процессы обращения материальных благ, перед тем как они будут потреблены. Понятие такого договора сформулировано в п. 1 ст. 492 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ): «По договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью».

Из определения можно выделить характерные черты, позволяющие выделить договор розничной купли-продажи в самостоятельный вид договора купли-продажи:

Во-первых, необходимо отметить специфику продавца как субъекта договора розничной купли-продажи. В качестве данного продавца может выступать только такая коммерческая организация, которая осуществляет предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу (торговое предприятие).

Во-вторых, определенными особенностями обладает и товар, выступающий в качестве предмета купли-продажи. Специфика товара по договору розничной купли-продажи заключается в том, что он предназначен для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.

Эти характерные черты договора четко отчерчиваю сферу применения данного соглашения. «Такой подход закреплен и в законодательстве ряда зарубежных стран. Так, согласно № 3201 Закона США 1975 г. «О гарантиях при продаже товаров широкого потребления» потребитель — это покупатель (но не с целью перепродажи) товаров широкого потребления, под которыми понимается любое движимое имущество, распределяемое в торговом обороте и обычно используемое в индивидуальном, семейном или домашнем обиходе»1.

Розничную куплю-продажу регламентируют:

– § 2 гл. 30 ГК РФ «Розничная купля-продажа»;

– Закон РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей»;

– правила продажи отдельных видов товаров, перечень товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар другого размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации (в ред. Постановлений Правительства РФ от 20.10.1998 г. № 1222; от 02.10.1999 г. № 1104; утв. Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 г. № 55);

– правила продажи товаров по образцам (утв. Постановлением Правительства РФ от 21.07.1997 г. № 918 (в ред. Постановления Правительства РФ от 02.10.1999 г. № 1104)).

По договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену) (п. 1 ст. 454 ГК).

Договор купли-продажи является консенсуальным. Передача товара покупателю представляет собой исполнение заключенного и вступившего в силу договора купли-продажи со стороны продавца. Если момент вступления договора в силу совпадает с фактической передачей товара, то он исполняется в момент заключения.

Договор купли-продажи является возмездным и двусторонним. Он является договором синаллагматическим, поскольку исполнение обязательств покупателем по оплате товара обусловлено исполнением продавцом своих обязательств по передаче товара покупателю (п. 1 ст. 328 ГК). Иными словами, покупатель не должен исполнять свои обязанности по оплате товара до исполнения продавцом своих обязанностей по передаче ему товара. Если же договор купли-продажи заключен с условием о предварительной оплате товара покупателем, субъектом встречного исполнения становится продавец, который может не производить исполнение обязанностей по передаче товара до получения от покупателя обусловленной суммы предоплаты.

Товаром по договору купли-продажи признаются любые вещи, как движимые, так и недвижимые, индивидуально-определенные либо определяемые родовыми признаками. Общие положения о купле-продаже товаров применяются и к продаже имущественных прав, если иное не вытекает из содержания или характера этих прав. В этом смысле необходимо признать, что всякая возмездная уступка имущественных прав (цессия) является продажей этих прав, а правила, регулирующие переход прав кредитора, и в частности уступку требования (ст. 382 – 390 ГК), подлежат приоритетному (по отношению к общим положениям о купле-продаже товаров) применению. Договор может быть заключен на куплю-продажу будущих товаров, т. е. тех товаров, которые будут созданы или приобретены продавцом.

Цель договора купли-продажи состоит в перенесении права собственности на вещь, служащую товаром, на покупателя. По общему правилу право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором. В тех случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом (ст. 223 ГК).

Если покупатель (юридическое лицо) не относится к числу субъектов, обладающих правом собственности на закрепленное за ним имущество (к примеру, унитарные государственные или му ниципальные предприятия, учреждения), передача продавцом имущества (а в соответствующих случаях – государственная регистрация) служит основанием для возникновения у покупателя ограниченного вещного права.

Продавцом может быть не любое лицо, а только предприниматель, имеющий разрешение (лицензию) на розничную торговлю. Это условие означает, что характер и объем правоспособности лица должны предполагать возможность ведения розничной торговли. Так, банк или индивидуальный предприниматель-юрист не могут выступать в этом договоре на стороне продавца. Покупателем по договору обычно выступает гражданин. Юридические лица могут приобретать товары в порядке розничной торговли только для их использования в целях, не связанных с предпринимательской деятельностью. Розничная купля-продажа абсолютно исключает возможность участия в этой сделке государства, так как оно не является ни предпринимателем, ни потребителем.

Предметом (товаром) здесь могут быть любые вещи, но предназначенные для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.

Договор розничной купли-продажи является публичным, поэтому его заключают на основании публичной оферты и при этом соблюдают специальные правила:

– продавец обязан заключать договоры со всеми покупателями на равных условиях;

– он обязан заключить договор с любым лицом, откликнувшимся на публичную оферту;

– покупатель может принять условия договора не иначе как путем присоединения к договору в целом (договор присоединения);

– продавец обязан предоставить покупателю информацию о товаре в таком объеме, чтобы у последнего сложилось четкое представление о свойствах товара, способе его использования, хранения и пр.

Договор розничной купли-продажи является реальным договором. Так, ст. 493 ГК РФ гласит, что договор считают заключенным в надлежащей форме с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека или иного документа, подтверждающего оплату товара.

Таким образом, вначале должна следовать оплата товара (т. е. выполнение покупателем своей основной обязанности по договору), и лишь после этого договор будет считаться заключенным. Естественно, если оплата не последует, не будет выдан кассовый (товарный) чек, договор не будет признан заключенным, даже если между сторонами уже было достигнуто соглашение по всем существенным условиям.

Договор розничной купли-продажи может быть заключен в устной либо письменной форме. Письменная форма обязательна при продаже товаров, когда моменты заключения и исполнения договора не совпадают (например, продажа товаров по образцам или в кредит). Договор также может быть заключен путем совершения конклюдентных действий (например, продажа товаров с использованием автоматов). Он считается заключенным в надлежащей форме с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека или иного документа, подтверждающего оплату товара. Отсутствие у покупателя указанных документов не лишает его возможности ссылаться на свидетельские показания в подтверждение заключения договора и его условий (ст. 493 ГК РФ).

Гражданский Кодекс Российской Федерации выделяет следующие виды договора розничной купли-продажи:

Договор продажи товара с условием о его принятии покупателем в определённый срок (ст.496 ГК), т.е. договор розничной купли-продажи может быть заключен с условием о принятии покупателем товара в определенный договором срок, в течение которого этот товар не может быть продан другому покупателю. Неявка покупателя или несовершение иных необходимых действий для принятия товара в определенный договором срок рассматриваются продавцом в качестве отказа покупателя от исполнения договора.

Договор продажи товара по образцам (ст.497 ГК), т.е. договор розничной купли-продажи может быть заключен на основании ознакомления покупателя с образцом товара (его описанием, каталогом товаров и т.п.), предложенным продавцом. По общему правилу этот тип договора считается исполненным с момента доставки товара в место, указанное в договоре. Более детально этот тип договоров регламентируют «Правила продажи товаров по образцам», утвержденные постановлением Правительства РФ от 21 июля 1997 г. N 918.

Договор продажи товара с использованием автоматов (ст.498 ГК). В этом случае купля-продажа полностью автоматизирована, в этом случае владелец автоматов обязан довести до покупателей информацию о продавце товаров путем помещения на автомате или предоставления покупателям иным способом сведений о наименовании (фирменном наименовании) продавца, месте его нахождения, режиме работы, а также о действиях, которые необходимо совершить покупателю для получения товара. Этот тип договора розничной купли-продажи, в соответствии со ст.498 ГК, считается заключенным с момента совершения покупателем действий, необходимых для получения товара.

Договор продажи товара с условием о его доставке покупателю (ст.499 ГК). Если договор розничной купли-продажи заключен с условием о доставке товара покупателю, продавец обязан доставить товар в место, указанное покупателем, а если место доставки товара покупателем не указано, в место жительства гражданина или место нахождения юридического лица, являющегося покупателем. Договор считается исполненным с момента вручения товара покупателю, а при его отсутствии любому лицу, предъявившему квитанцию или иной документ, свидетельствующий о заключении договора или об оформлении доставки товара, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором либо не вытекает из существа обязательства.

Однако, как отмечают большинство исследователей, приведенная классификация Гражданского Кодекса, не является удачной, т.к. не основывается на юридически значимых особенностях договоров этого типа.

Так, например, А.П. Сергеев, Ю.К. Толстой отмечают: «Очевидно, этот перечень не является классификацией разновидностей розничной купли-продажи или договорных условий. Он неполон, непоследователен и лишен системности — главных достоинств любой классификации. Между тем полноценное регулирование договорных обязательств невозможно без учета их общих и особенных свойств. Именно поэтому отсутствие единой системы изложения нормативного материала в §2 главы 30 ГК привело к многочисленным противоречиям и дублированию норм»1.

Отдельные авторы вообще не классифицируют данный договор, выделяя лишь «договора розничной купли-продажи с отдельными нетипичными условиями»2.

Логична была бы классификация розничной купли-продажи по следующим специфическим характеристикам договора: место исполнения договора; способ вручения товара; время передачи товара; срок оплаты товара; обязанность доставки товара.

Соответственно, по месту исполнения договора можно было бы выделить продажу товара на дому у покупателя и продажу на торговой площади продавца;

по времени передачи товара: продажу по предварительным заказам и продажу с немедленной передачей товара;

по способу вручения товара: продажу через автоматы, продажу с обслуживанием покупателя работниками продавца;

по сроку оплаты товара: договор с предварительной оплатой, с немедленной оплатой и с оплатой в кредит (в том числе в рассрочку);

по обязанности доставки товара: продажу с обязательством доставить товар покупателю и без такового.

Кроме вышеназванной классификации определенный интерес представляет классификация по предмету договора розничной купли-продажи. Понятно, что на рынке представлены сотни тысяч видов различных товаров, однако все их можно объединить в родовые группы.

 

2. СУЩЕСТВЕННЫЕ ОСНОВАНИЯ ЗАКЛЮЧЕНИЯ ДОГОВОРА РОЗНИЧНОЙ КУПЛИ-ПРОДАЖИ

 

2.1. Юридическая характеристика договора купли-продажи

 

Обычно договор розничной купли-продажи заключается на основании публичной оферты. Ее отличительная особенность состоит в том, что предложение обращено не к конкретным лицам, а к любому лицу, которое согласится заключить договор на предложенных в оферте условиях.

Важно отметить, что необходимым условием правильного оформления оферты является указание в ней всех существенных условий договора.

При этом существенными признаются следующие условия договора:

— условия о предмете договора;

— условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида;

— все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Применительно к договору розничной купли-продажи закон называет существенным условие о товаре с обязательным определением наименования и количества. В качестве существенных условий, которые определяются самими участниками сделки при заключении данного вида договора, как правило, оговариваются цена товара, порядок оплаты, а также иные условия, достижение соглашения по которым стороны считают необходимым.

В этой связи публичную оферту следует отличать от рекламы. В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 18.07.95 № 108-ФЗ «О рекламе»1 реклама представляет собой распространяемую в любой форме и любым способом информацию о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях, которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим физическому, юридическому лицу, товарам, идеям и начинаниям, способствовать реализации товаров, идей и начинаний. Важнейшей отличительной особенностью рекламной информации является тот факт, что она, по сути, представляет собой лишь предложение направлять оферты, но сама не содержит существенных условий договора и соответственно не возлагает на лицо, ее распространяющее, обязательств оферента.

Иные требования предъявляются к предложению товара в месте его продажи. В этом случае публичной офертой признается выставление товара в торговом зале, в витринах, выкладка его на прилавок, а также предоставление информации о продаваемых товарах (описаний, каталогов, фотоснимков и т.п.) независимо от того, указаны ли цена и другие существенные условия договора. Из этого правила предусмотрено исключение для товаров, в отношении которых продавец явно определил, что они не предназначены для продажи, например товаров, которые служат художественным оформлением торгового зала, витрины, прилавка, являются торговым оборудованием и т.д.

Намерение заключить публичный договор налагает на его участников определенные обязанности и предоставляет права, которые специально оговорены в ГК РФ:

1. Одним из основополагающих принципов договорного права является принцип свободы участников имущественного оборота (граждан и юридических лиц) в заключении договоров (п. 1 ст. 421 ГК РФ). Как правило, понуждение к заключению договора не допускается. Исключение составляют добровольно принятые обязательства, а также специально оговоренные в ГК РФ или ином законе случаи. К числу последних относятся и нормы, регулирующие порядок заключения публичного договора. Коммерческая организация, сделавшая публичную оферту, не может отказаться от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары. Иначе другая сторона может обратиться в суд с иском о понуждении заключить договор и возмещении убытков (п. 4 ст. 445 ГК РФ).

2. Коммерческая организация не должна оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения договора. Кроме того, условия договора также устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, предусмотренных законом и иными нормативными актами. Несоблюдение данного требования влечет недействительность этой части договора (п. 5 ст. 426 ГК РФ).

3. В случаях, предусмотренных законом, Правительство РФ может издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичного договора. Условия договора, установленные в нарушение общеобязательных правил, ничтожны.

Устная форма применяется, как правило, когда заключение и исполнение договора происходит одновременно. Письменная форма же не всегда выражается в виде документа под названием «Договор». Закон позволяет заключить договор путем обмена письмами, телеграммами, факсами и другими способами, в том числе и посредством электронной торговли, через интернет. Главное, чтобы использование этих способов позволяло точно установить, какие обязанности приняли на себя стороны.

Иные правила о надлежащей форме заключения договора розничной купли-продажи могут определяться законом, договором, в т.ч. условиями договора присоединения, изложенными в формулярах или иных стандартных формах1. Так, например, в соответствии с п.2 ст.498 ГК договор с использованием автоматов считается заключенным с момента совершения покупателем действий, необходимых для получения товара – так называемых конклюдентных действий.

Для некоторых его разновидностей договора предписана обязательная письменная форма. Так, согласно Правилам продажи товаров по образцам доставка товара покупателю оформляется квитанцией или иным документом установленной формы и содержания, а при продаже товаров в кредит составляется поручение-обязательство; эти документы в соответствии со ст.160 ГК подпадают под письменную форму договора.

Наряду с формой договора важным является определения момента передачи товара.

По общему правилу договоров купли-продажи, риск случайной гибели или случайного повреждения товара переходит на покупателя с момента, когда продавец считается исполнившим свою обязанность по передаче товара покупателю (ст.459 ГК), а моментом исполнения обязанности продавца передать товар считается момент: вручения товара покупателю или указанному им лицу (если договором предусмотрена обязанность продавца по доставке товара) или же предоставления товара в распоряжение покупателя, если товар должен быть передан покупателю или указанному им лицу в месте нахождения товара.

Товар считается предоставленным в распоряжение покупателя, когда к сроку, предусмотренному договором, товар готов к передаче в надлежащем месте и покупатель в соответствии с условиями договора осведомлен о готовности товара к передаче. Если из договора купли-продажи не вытекает обязанность продавца по доставке товара или передаче товара в месте его нахождения покупателю, обязанность продавца передать товар покупателю считается исполненной в момент сдачи товара перевозчику или организации связи для доставки покупателю, если договором не предусмотрено иное (ст.458 ГК).

Правовому регулированию договора розничной купли-продажи в Гражданском кодексе РФ посвящен параграф 2 главы 30 (ст.492 – 505).

Наряду с обозначенными статьями, к правоотношениям, возникающим из договора розничной купли-продажи, применяются общие правила Гражданского кодекса о сделках, исковой давности, обязательствах, договоре, а также купле-продаже (§1 гл.30), если они не противоречат специальным нормам, установленным для розничной купли-продажи. В частности, к ним относятся: положения о форме сделок (ст.158-165), их недействительности (ст.166-181), общем трехгодичном сроке исковой давности и порядке его исчисления (ст.196, 200), возмещении убытков в полном объеме при нарушении договора (ст.15, 393), принципах исполнения обязательств (ст.309, 310) и порядке заключения договора (ст.432-443, 445, 446), его прекращении и изменении (ст.450), сроке исполнения (ст.457), количестве, качестве и комплектности товара (ст.465, 466, 469, 478-480), основаниях ответственности по законной и договорной гарантиям качества (ст.476) и др.

Наряду с ГК РФ отдельные виды договора розничной купли-продажи регулируются постановлениями Правительства РФ. Так, например, Постановлением Правительства РФ от 21 июля 1997 г. №918 утверждены Правила продажи товаров по образцам.

Наряду с названным действует целый ряд правил розничной купли-продажи:

— Правила комиссионной торговли непродовольственными товарами утверждены постановлением Правительства РФ от 6 июня 1998 г. №5691;

— Правила продажи отдельных видов товаров утверждены постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. №552;

— Правила розничной торговли алкогольной продукцией на территории Российской Федерации утверждены постановлением Правительства РФ от 19 августа 1996 г. №9873;

— Правила скупки у граждан ювелирных и других бытовых изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней и лома таких изделий (утв. постановлением Правительства РФ от 7 июня 2001 г. №4444.

И если правовому регулированию продажи по образцам посвящены отдельные правила, то купле-продаже с использованием с автоматов кроме единственной статьи ГК больше не уделено внимание. На наш взгляд, этот правовой пробел должен быть восполнен.

Согласно п 3. ст.492 ГК РФ, к отношениям по договору розничной купли-продажи с участием покупателя-гражданина, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы о защите прав потребителей и иные правовые акты, принятые в соответствии с ними.

<

В соответствии со статьей 1 Закона «О защите прав потребителей»1 отношения в области защиты прав потребителей регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом «О защите прав потребителей», а также принимаемыми в соответствии с ним иными федеральными законами и правовыми актами Российской Федерации.

Основой правового регулирования отношений в области защиты прав потребителей является Гражданский кодекс Российской Федерации.

Закон «О защите прав потребителей» применяется к розничной купле-продаже в части, не противоречащей Гражданскому кодексу Российской Федерации (статья 4 Федерального закона «О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации»). При этом Закон применяется независимо от того, есть на него или нет ссылка в Гражданском кодексе Российской Федерации в случаях, если Закон «О защите прав потребителей»:

— конкретизирует и детализирует положения Гражданского кодекса Российской Федерации (например, статьи 8 — 10 Закона «О защите прав потребителей»);

— регулирует отношения, не урегулированные Гражданским кодексом Российской Федерации (например, пункт 1 статьи 18 Закона «О защите прав потребителей»);

— предусматривает иные правила, чем Гражданский кодекс Российской Федерации, когда Гражданский кодекс Российской Федерации допускает возможность их установления законами и иными правовыми актами (например, пункт 1 статьи 394 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни и здоровья потребителей, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.

Важно отметить, что законы о защите прав потребителей и принятые в соответствии с ними правовые акты применяются только к отношениям по договорам розничной купли-продажи с участием покупателя-гражданина. Права потребителей, предусмотренные Законом РФ «О защите прав потребителей», не могут переходить к продавцу по договору розничной купли-продажи.

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Гражданского кодекса Российской Федерации на основании и во исполнение Гражданского кодекса Российской Федерации, иных законов, указов Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации вправе принимать постановления, содержащие нормы гражданского права, в том числе и нормы о защите прав потребителей (пункт 1 статьи 1, пункты 2 и 4 статьи 5, пункт 4 статьи 7, пункты 1 и 2 статьи 10, пункт 1 статьи 18, статьи 26, 38 Закона «О защите прав потребителей»).

В частности, в соответствии со статьями 26, 38 Закона «О защите прав потребителей» Правительство Российской Федерации вправе утверждать правила отдельных видов договоров купли-продажи, правила продажи отдельных видов товаров, правила бытового и иных видов обслуживания потребителей (правила выполнения отдельных видов работ и правила оказания отдельных видов услуг).

Наряду с вышеназванными законами и подзаконными актами, в качестве источников правового регулирования необходимо выделить и материалы судебно-арбитражной практики в Российской Федерации.

В заключение данного параграфа отметим, что Законом «О защите прав потребителей» (статья 1) не предусмотрено регулирование отношений в области защиты прав потребителей нормативными актами федеральных органов исполнительной власти.

 

2.2. Стороны договора (права и обязанности)

 

Сторонами договора купли-продажи (его субъектами) являются продавец и покупатель.

По общему правилу продавец товара должен быть его собственником или обладать иным ограниченным вещным правом, из которого вытекает правомочие продавца по распоряжению имуществом, являющимся товаром (например, правом хозяйственного ведения).

В случаях, предусмотренных законом или договором, правомочия по распоряжению имуществом могут быть предоставлены лицу, не являющемуся субъектом права собственности или ограниченного вещного права на это имущество. В частности, при заключении договора купли-продажи путем проведения публичных торгов продавцом, подписывающим договор, признается организатор торгов (п. 5 ст. 448 ГК); при продаже имущества во исполнение договора комиссии продавцом по договору купли-продажи с покупателем этого имущества является комиссионер, действующий от своего имени (ст. 990 ГК); в таком же порядке заключает договор купли-продажи агент, действующий от своего имени по поручению и за счет принципала на основании агентского договора (п. 1 ст. 1005 ГК); право на заключение сделок от своего имени (в том числе в качестве продавца) предоставлено также доверительному управляющему в отношении имущества, переданного ему по договору доверительного управления (п. 3 ст. 1012 ГК).

В качестве продавца могут выступать публично-правовые образования при продаже государственного или муниципального имущества, не закрепленного за образованными ими юридическими лицами.

Покупателем по договору купли-продажи может быть всякое лицо, признаваемое субъектом гражданских прав и обязанностей. Приобретая товар по договору купли-продажи, покупатель по общему правилу становится его собственником.

Исключения составляют, во-первых, государственные и муниципальные унитарные предприятия, обладающие правом хозяйственного ведения либо оперативного управления (казенные предприятия) на закрепленное за ними имущество, а также учреждения (субъекты права оперативного управления). В качестве покупателей они приобретают на имущество соответствующее ограниченное вещное право, собственником же товара становится лицо, являющееся собственником имущества, закрепленного за этими юридическими лицами. Во-вторых, не становятся собственниками приобретенных по договору купли-продажи товаров также граждане или юридические лица, наделенные полномочиями на совершение указанных действий от своего имени в силу договоров комиссии, агентского договора или договора доверительного управления.

Итак, товар должен быть передан:

— в определенном месте (ст.499 ГК РФ). По общему правилу, продавец обязан передать покупателю товар непосредственно после его оплаты, но соглашением сторон может быть предусмотрена доставка товара в указанное покупателем место (например, в место жительства). Передача может быть осуществлена путем вручения товара или предоставления его в распоряжение покупателя, (ст.499 ГК РФ);

— вместе с принадлежностями и документами, относящимися к товару, (ст.456 ГК). К числу документов, которые должны прилагаться к товару, относятся: паспорт, инструкция (описание) на русском языке, гарантийный талон, сертификат качества, товарный чек (содержащий основную информацию: название магазина, дату (и время) покупки, обозначение товара, цену), кассовый чек;

— в определенном количестве, (ст.465 ГК). Предполагается передача товара в количестве согласованном сторонами в договоре или правилами продажи соответствующих товаров. Детальной регламентации по этой обязанности Гражданский Кодекс РФ не содержит, однако считает ее обязательной для заключения договора купли-продажи;

— в соответствующей комплектности и в комплекте, если таковой предусмотрен, (ст.478, 479 ГК РФ). Продавец обязуется передать товар покупателю в комплекте и комплектности соответствующей подобному виду товаров и условиям договора купли-продажи. По общему правилу продавец обязан передать покупателю все товары, входящие в комплект, одновременно. Если договором розничной купли-продажи не определена комплектность товара, то продавец обязан передать покупателю товар, комплектность которого определяется обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями;

— установленного качества, (ст. 469 ГК РФ, ст. 4 Закона «О защите прав потребителей»). Предлагаемый покупателю товар должен соответствовать качеству, определенному договором розничной купли-продажи и установленному государственными стандартами для соответствующих товаров. Закон «О защите прав потребителей» к понятию «стандарт» относит: государственные стандарты, санитарные нормы и правила, строительные нормы и правила и другие документы, которые в соответствии с законом устанавливают обязательные требования к качеству товаров (работ, услуг). Продавец может по собственной инициативе завышать требования, установленные ГОСТами, но не занижать их. Если продавец при заключении договора был поставлен покупателем в известность о конкретных целях приобретения товара, продавец обязан передать покупателю товар, пригодный для использования в соответствии с этими целями. Необходимо иметь в виду, что не все требования государственных стандартов являются обязательными. В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Закона Российской Федерации от 10 июня 1993 г. № 5154-1 «№О стандартизации» к обязательным требованиям государственных стандартов относятся требования, устанавливаемые для обеспечения безопасности продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества, для обеспечения технической и информационной совместимости, взаимозаменяемости продукции, единства методов их контроля и единства маркировки;

При применении указанного правила необходимо также учитывать, что наряду с перечисленными в преамбуле Закона «О защите прав потребителей» документами в соответствии с законодательством Российской Федерации обязательные требования к качеству товаров могут устанавливаться федеральными законами, иными правовыми актами (статьи 469, 721 Гражданского кодекса Российской Федерации), и именно этим требованиям в первую очередь должно соответствовать качество товаров;

— свободным от прав третьих лиц, (ст.460 ГК РФ). По общему правилу продавец должен передать покупателю товар свободным от любых прав и притязаний третьих лиц, в отношении передаваемого товара на момент его передачи покупателю, исключение составляет случай, когда покупатель согласился принять товар, обремененный правами третьих лиц;

— в таре и упаковке, (ст.481 ГК). Продаваемый товар должен быть упакован, это осуществляется продавцом или изготовителем. Тара и упаковка, по общему правилу предоставляется покупателю бесплатно, случаи платности тары (упаковки) устанавливаются правилами продажи отдельных видов продовольственных и непродовольственных товаров. Если договором купли-продажи не определены требования к таре и упаковке, то товар должен быть упакован обычным для такого товара способом, а при отсутствии такового способом, обеспечивающим сохранность товаров такого рода при обычных условиях хранения и транспортирования.

В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Закона «О защите прав потребителей» потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах). В статье же 495 ГК РФ предоставление покупателю информации о товаре названо обязанностью продавца.

Закон «О защите прав потребителей» устанавливает обязанность продавца и организации, выполняющей функции продавца, своими силами и за свой счет осуществлять доставку крупногабаритных товаров, а также товаров весом более 5 кг для ремонта, уценки, замены и возврата их потребителю (п.6 ст.18 Закона «О защите прав потребителей»).

Закон «О защите прав потребителей» не устанавливает предельный размер расстояния по доставке крупногабаритных товаров для ремонта, уценки, замены товара. Однако в соответствии с п.6 ст.18 Закона «О защите прав потребителей» при отсутствии продавца или организации, выполняющей функции продавца на основании договора с ним, в месте нахождения покупателя доставка и возврат товаров могут осуществляться покупателем.

Закон «О защите прав потребителей» возлагает на продавца обязанность возместить потребителю расходы, связанные с доставкой и возвратом товара, в случае, если потребитель произвел эту доставку. При доставке товаров силами потребителя потребитель определяет наиболее удобный для себя способ доставки до места ремонта (замены), а также количество человек, сопровождающих товар. Вместе с тем продавец (изготовитель) обязан возместить потребителю только необходимые расходы, то есть расходы, произведенные в пределах разумного. В случае возникновения разногласий по размеру возмещения спор решается в судебном порядке.

Обязанность продавца (изготовителя) возместить потребителю расходы по доставке товара возникает только в случае продажи товара с недостатками. Если продавцом будет доказана вина потребителя в возникновении недостатков товара, то он вправе отказать потребителю в возмещении понесенных им расходов по доставке товара.

Наряду с комплексом обязанностей продавец наделен правами. Продавец вправе:

— установить на товар дополнительный гарантийный срок сверх гарантийного срока, установленного изготовителем, или, если гарантийный срок изготовителем не установлен (ст.5 Закона «О защите прав потребителей»);

— отказаться от исполнения договора в случае:

– неявки покупателя (или несовершение им иных необходимых действий) для принятия товара в определенный договором срок (ст.496 ГК РФ);

– неоплаты покупателем товара в установленный договором срок, когда договором розничной купли-продажи предусмотрена предварительная оплата товара (ст.500 ГК РФ);

– отказа покупателя, в нарушение договора купли-продажи, принять и оплатить товар (ст.486 ГК РФ);

· неосуществления покупателем в установленный договором срок очередного платежа за проданный в рассрочку и переданный ему товар, если иное не предусмотрено законом или договором (ст.489 ГК РФ);

– отказаться полностью или частично от удовлетворения требований покупателя о передаче ему недостающего количества товара, замене товара, не соответствующего условиям договора купли-продажи о качестве, об устранении недостатков товара, о доукомплектовании товара или о замене некомплектного товара комплектным, о затаривании и (или) об упаковке товара либо о замене ненадлежащей тары и (или) упаковки товара, впрочем, если докажет, что невыполнение покупателем обязанности известить продавца о нарушении условий договора купли-продажи в установленный (разумный) срок повлекло невозможность удовлетворить его требования или влечет для продавца несоизмеримые расходы по сравнению с теми, которые он понес бы, если бы был своевременно извещен о нарушении договора (ст.483 ГК);

– потребовать от покупателя принять товар или отказаться от исполнения договора в случаях, когда покупатель в нарушение закона, иных правовых актов или договора купли-продажи не принимает товар или отказывается его принять (ст.484 ГК);

– потребовать оплаты товара и, возможно, уплаты процентов в соответствии со статьей 395 ГК, если покупатель своевременно не оплачивает переданный в соответствии с договором купли-продажи товар (ст.486 ГК);

– потребовать оплаты переданного товара или возврата неоплаченного товаров, в случае, когда покупатель, получивший товар (по договору купли-продажи предусматривающий оплату товара через определенное время после его передачи, т.е. продажу товара в кредит), не исполняет обязанность по его оплате в установленный договором купли-продажи срок (ст. 488 ГК).

Две основных обязанности покупателя – оплата и принятие товара.

При этом обязанность оплатить товар имеет значение только для тех договоров розничной купли-продажи, в которых момент заключения и исполнения не совпадают (договор с условием предварительной оплаты; договор продажи в рассрочку или кредит), т.к., как мы уже отмечали, договор розничной купли-продажи считается заключенным с момента оплаты.

Итак, главная и фактически единственная обязанность покупателя – принять им товар.

Законодатель (п.1ст.484 ГК РФ) дает покупателю право не принимать переданный ему товар, если продавцом существенно нарушены требования к его качеству, а также в других случаях, когда он имеет право отказаться от исполнения договора. Такое право покупателя закреплено п.1 ст.460; ст.464; п.1 ст.466; пп.1, 2 ст.468; п.2 ст.475; п.2 ст.480; ст.495: п.3 ст.497; пп.1 и 3 ст.503.

Если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором купли-продажи, покупатель обязан совершить действия, которые в соответствии с обычно предъявляемыми требованиями необходимы с его стороны для обеспечения передачи и получения соответствующего товара. Так для получения соответствующего товара необходимо сообщить адрес и наименование получателя, которому должен доставляться товар: обеспечить транспорт для перевозки товара, если обязанность по доставке лежит на нем; направить своего представителя в место нахождения продавца, если договором предусмотрено предоставления товара в этом месте, и т.п.

Покупатель обязан принять товар, переданный ему в срок, установленный договором, а если он договором не предусмотрен, — в срок, определяемый в соответствии со ст.314 ГК РФ. От товара, который передан досрочно, покупатель вправе отказаться в случаях, предусмотренных ст.315, 457 ГК РФ[1].

В том случае, если покупатель не принимает товар или отказывается от него, продавец вправе потребовать от покупателя принять товар или отказаться от исполнения договора. Помимо этого продавец вправе требовать возмещения убытков, причиненных вследствие нарушения покупателем своей обязанности (ст.393 ГК РФ). Эти правовые последствия наступают, если покупатель отказывается принять товар или не принимает его несмотря на то, что он обязан это сделать в соответствии с законом, иными правовыми актами или договором. Так, правовые последствия, предусмотренные п.3 ст.484 ГК РФ, будут наступать, если покупатель откажется принять товар с недостатками, когда нарушение требований к качеству не является существенным.

Права покупателя во всем корреспондируют обязанностям продавца. Так, если продавец обязан предоставить покупателю необходимую и достоверную информацию о товаре, то для покупателя право на информацию является частью субъективного статуса. Если продавец обязан надлежаще упаковать товар, то покупатель вправе это требовать и т.д.

Права покупателя определяются и в ряде нормативно-правовых актов

В ст. 503 ГК РФ закреплены права покупателя в случае продажи ему товара ненадлежащего качества. Закон гласит, покупатель, которому продан товар ненадлежащего качества, если его недостатки не были оговорены продавцом, вправе по своему выбору потребовать:

– замены недоброкачественного товара товаром надлежащего качества;

– соразмерного уменьшения покупной цены;

– незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара;

– возмещения расходов на устранение недостатков товара.

Отметим сразу, что вместо предъявления этих требований потребитель вправе возвратить изготовителю товар ненадлежащего качества и потребовать возврата уплаченной за него суммы.

Потребитель вправе предъявить любое из перечисленных требований по своему усмотрению при обнаружении в товаре недостатка. Однако, из этого правила были сделаны два исключения, которые связаны с характером товара.

Первое — эти исключения предусмотрены в отношении технически сложных и дорогостоящих товаров. Для того чтобы заменить их на аналогичный товар или товар другой марки, недостаточно наличия простого недостатка (абз.6 п.1 ст.503). Необходимо, чтобы недостаток был существенным. Остальные перечисленные выше требования могут быть предъявлены при наличии любого недостатка в этих товарах. Условие о замене товара лишь при наличии существенного недостатка распространено ГК (ст. 503) также и на дорогостоящие товары, понятие которых не раскрывается.

Перечень обозначенных технически сложных товаров, которые могут быть заменены лишь при наличии существенного недостатка, утвержден постановлением Правительства РФ от 13 мая 1997 г. №5751.

Второе исключение относится к товарам, которые по своему характеру или существу обязательства не подлежат замене. Требования об устранении недостатков товара либо о его замене могут быть предъявлены покупателем, если иное не вытекает из характера товара или существа обязательства. Так, в силу характера не могут быть устранены недостатки в таких товарах, как продовольственные, парфюмерно-косметические, лекарства и т.п., а индивидуально-определенная вещь заменена. Из существа продажи некондиционных товаров вытекает, что покупатель не может требовать ни замены такого товара, ни устранения обнаруженных в нем недостатков2.

В соответствии с п.2. ст.503 ГК РФ в случае обнаружения недостатков товара, свойства которого не позволяют устранить их (продовольственные товары, товары бытовой химии и т.п.), покупатель вправе по своему выбору потребовать замены такого товара товаром надлежащего качества либо соразмерного уменьшения покупной цены.

При возникновении спора о причинах возникновения недостатков товара продавец или выполняющая функции продавца на основании договора с ним организация обязаны провести экспертизу товара за свой счет. Покупатель вправе оспорить заключение такой экспертизы в судебном порядке.

В заключение отметим, что вместо предъявления названых выше требований покупатель вправе отказаться от исполнения договора розничной купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы. При этом покупатель по требованию продавца и за его счет должен возвратить полученный товар ненадлежащего качества. При возврате покупателю уплаченной за товар денежной суммы продавец не вправе удерживать из нее сумму, на которую понизилась стоимость товара из-за полного или частичного использования товара, потери им товарного вида или других подобных обстоятельств.

Наряду с правами покупателя в случае продажи ему товара ненадлежащего качества, гражданское законодательство предусматривает право потребителя на обмен товара надлежащего качества

Согласно статье 502 Гражданского кодекса Российской Федерации и статье 25 Закона «О защите прав потребителей» потребителю предоставлено право обменять в течение четырнадцати дней с момента передачи непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный товар у продавца, у которого этот товар был приобретен.

Важно отметить, что вместе с тем статья 25 Закона «О защите прав потребителей» предусматривает возможность ограничения такого права потребителя правовым актом Правительства Российской Федерации, утверждающим перечень товаров, не подлежащих обмену. В настоящее время такой перечень утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 г. №55 «Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, (фасона, расцветки или комплектации». Перечень товаров является исчерпывающим и не может быть расширен продавцом по своему усмотрению.

В соответствии со статьей 502 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьей 25 Закона «О защите прав потребителей» требование покупателя об обмене либо о возврате товара подлежит удовлетворению, если товар не был в употреблении, сохранены его потребительские свойства и имеются доказательства приобретения его у данного продавца (товарный или кассовый чек, иной документ, подтверждающий оплату товара). Если товар не соответствует данным требованиям Закона «О защите прав потребителей», то он не подлежит обмену как товар надлежащего качества. Гражданский кодекс Российской Федерации и Закон «О защите прав потребителей» не предусматривают возмещения каких-либо издержек продавцу товара в связи с реализацией покупателем данного права. В соответствии с пунктом 1 статьи 502 Гражданского кодекса Российской Федерации (пункт 2 статьи 25 Закона «О защите прав потребителей») при отсутствии необходимого для обмена товара надлежащего качества потребитель вправе возвратить приобретенный товар продавцу и получить уплаченную за него денежную сумму.

Для различных видов розничной купли-продажи установлены специфические обязанности продавца и права покупателя, которые не характерны для иных договоров. К дополнительным правам покупателя относят:

– осмотр товара и требование проведения в своем присутствии проверки его свойств или демонстрации использования (если это не противоречит правилам, принятым в розничной торговле) до заключения договора;

– право обмена непродовольственного товара надлежащего качества в течение 14 дней с момента его передачи покупателю в месте покупки и иных местах, объявленных продавцом, на аналогичный товар другого размера, фасона, габарита, расцветки или комплектации, произведя в случае разницы в цене необходимый перерасчет с продавцом;

– в случае предъявления покупателем требований об устранении продавцом недостатков товара длительного пользования или замены на новый покупатель вправе одновременно потребовать предоставления ему на период ремонта или замены аналогичного товара надлежащего качества (за исключением товаров по перечню, утверждаемому Правительством РФ, на которые это требование не распространяется).

К дополнительным обязанностям продавца относят:

– бесплатную доставку покупателю приобретенного крупногабаритного товара, а в случае доставки его силами покупателя — бесплатную погрузку товара на транспортное средство;

– компенсацию за свой счет расходов покупателя по возврату товара в случае отказа последнего от приобретенных вещей ввиду их ненадлежащего качества;

– проведение независимой экспертизы товара за свой счет при возникновении спора о причинах появления недостатков товара;

– установку, подключение, наладку и пуск в эксплуатацию отдельных технически сложных товаров, то есть те действия, которые в соответствии с технической и эксплуатационной документацией покупателю запрещено выполнять самостоятельно;

– повышенные обязательства по предоставлению информации покупателю о товаре, его недостатках, режиме своей работы, гарантийных обязательствах.

 

3. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПО ДОГОВОРУ РОЗНИЧНОЙ КУПЛИ-ПРОДАЖИ

 

Ст. 505 ГК РФ закрепляет – «в случае неисполнения продавцом обязательства по договору розничной купли-продажи возмещение убытков и уплата неустойки не освобождают продавца от исполнения обязательства в натуре». «Скупое» правило гражданского кодекса находит продолжение в ряде статей Закона «О защите прав потребителей», в частности в ст.23.

Итак, во-первых, законодательство предусматривает ответственность продавца за неисполнение обязательства по договору купли-продажи.

Это правило устанавливает исключение из нормы п.2 ст.396 ГК РФ, об освобождении должника от исполнения обязательства в натуре. И, как верно отмечает Садиков О.Н., если законом или договором установлена неустойка за неисполнение или ненадлежащее исполнение продавцом своих обязательств, уплата этой неустойки, а также возмещение убытков не освобождают его от исполнения обязательства в натуре. Так, уплата продавцом предусмотренной ст.23 Закона о защите прав потребителей неустойки в размере 1% от цены товара за каждый день просрочки выполнения требований покупателя о замене недоброкачественного товара, устранении его недостатков, соразмерном уменьшении цены, возмещении расходов на устранение недостатков, возврате уплаченной за товар цены не освобождает его от обязанности заменить товар, устранить недостатки и т.д1.

Итак, если законом или договором установлена неустойка за неисполнение или ненадлежащее исполнение продавцом своих обязательств, уплата этой неустойки, а также возмещение убытков не освобождают его от исполнения обязательства в натуре. Кроме того, покупатель может потребовать возмещение морального вреда.

Во-вторых, Законом «О защите прав потребителей» предусмотрена ответственность продавца за просрочку выполнения требований потребителя (ст.23). Согласно действующим правилам, неустойка (пеня) в размере, установленном статьей 23 Закона «О защите прав потребителей», взыскивается за каждый день просрочки установленных статьями 20, 21, 22 Закона «О защите прав потребителей» сроков выполнения требований потребителя об устранении недостатков товара, замене товара с недостатками, о соразмерном уменьшении покупной цены товара, возмещении расходов на исправление недостатков товара потребителем или третьим лицом, о возмещении убытков, причиненных потребителю расторжением договора купли-продажи (возвратом товара ненадлежащего качества изготовителю), а также за каждый день задержки выполнения требования потребителя о предоставлении на период ремонта (замены) аналогичного товара длительного пользования впредь до выполнения соответствующего требования потребителя без ограничения какой-либо суммой.

В случае, если продавец (изготовитель) или организация, выполняющая функции продавца (изготовителя) на основании договора с ним, одновременно нарушили сроки устранения недостатков (замены) и не предоставили по требованию потребителя на время устранения недостатков (замены) аналогичный товар или задержали его предоставление, то неустойка (пеня) взыскивается за каждое допущенное этими лицами нарушение.

На практике, в связи с применением этого вида ответственности продавца нередко возникают некоторые проблемы. Так, ст.21 Закона «О защите прав потребителей», устанавливает ответственность за нарушение сроков выполнения требований потребителя. Во-первых, закон устанавливает неустойку только за просрочку исполнения требований потребителя о замене или ремонте товара. При этом не установлены ни сроки, ни ответственность за отказ расторгнуть договор или уменьшить покупную цену.

Говоря о неустойке, следует отметить, что размер подлежащей взысканию неустойки (пени) в случаях, указанных в ст. 23, п. 5 ст. 28, ст.ст. 30, 31 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей», а также в случаях, предусмотренных иными законами или договором, определяется судом исходя из цены товара (выполнения работы, оказания услуги), существовавшей в том месте, в котором требование потребителя должно было быть удовлетворено продавцом (изготовителем) или организацией, выполняющей функции продавца (изготовителя), исполнителя на день вынесения решения, поскольку продавец (изготовитель) или организация, выполняющая функции продавца (изготовителя), исполнитель не выполнили возложенную на них п. 5 ст. 13 названного Закона обязанность удовлетворить требования потребителя по уплате неустойки в добровольном порядке.

Учитывая, что указанный Закон Российской Федерации не содержит каких-либо изъятий из общих правил начисления и взыскания неустойки, суд в соответствии со ст. 333 ГК РФ вправе уменьшить размер неустойки, если она явно несоразмерна последствиям нарушения обязательств. При этом судом должны быть приняты во внимание степень выполнения обязательства должником, имущественное положение истца, а также не только имущественный, но и всякий иной, заслуживающий уважения, интерес ответчика1.

Законодатель предусмотрел ответственность продавца и в случае непредоставления покупателю необходимой и достоверной информации (п.3,4 ст.495 ГК РФ).

Степень ответственность различаются в зависимости от того, заключен договор розничной купли-продажи или нет.

Если продавец не предоставляет информацию до заключения договора, он обязан возместить покупателю убытки, причиненные необоснованным уклонением от заключения договора.

После заключения договора покупатель вправе:

— в разумный срок отказаться от исполнения договора и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы и возмещения других убытков;

— предъявить предусмотренные ст.503 требования по поводу недостатков товара, которые возникли вследствие отсутствия у него необходимой или достоверной информации;

— потребовать возмещения вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу вследствие непредоставления необходимой или достоверной информации о товаре при условии, что товар приобретался для использования в личных, семейных или домашних целях, а не для осуществления предпринимательской деятельности.

При рассмотрении дел о возмещении вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие конструктивных, производственных, рецептурных или иных недостатков товара, а также вследствие непредоставления достоверной или полной информации о товаре необходимо учитывать, что в соответствии со ст.ст. 1095 — 1097 ГК РФ, п. 3 ст. 12 и п.п. 1 — 4 ст. 14 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» такой вред подлежит возмещению продавцом или изготовителем в полном объеме независимо от их вины (за исключением случаев, предусмотренных, в частности, ст. 1098 ГК РФ, п. 5 ст. 14, п. 5 ст. 18 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей») и независимо от того, состоял ли потерпевший с ними в договорных отношениях.

Вред в указанных случаях в соответствии со ст.1097 ГК РФ возмещается, если он возник в течение установленного срока годности или срока службы товара (работы, услуги), а если срок годности или срок службы не установлен, в течение десяти лет со дня производства товара (работы, услуги), а также независимо от того, когда был причинен вред, если:

в нарушение требований закона срок годности или срок службы не установлен;

потребитель не был предупрежден о необходимых действиях по истечении срока годности или срока службы и возможных последствиях при невыполнении указанных действий либо ему не была предоставлена полная и достоверная информация о товаре (работе, услуге).

Важно отметить, что требования о возмещении вреда (как имущественного, так и морального) могут быть предъявлены гражданином-потребителем не только к продавцу, но и к изготовителю проданной вещи (ст. 15 и п.3 ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей»). При этом обращение к одному не исключает аналогичного обращения к другому, если ни изготовитель, ни продавец этих требований не выполнил. Если потребитель, обратился с просьбой о замене товара как в магазин, так и к предприятию-изготовителю, то при этом у потребителя возникает право на неустойку за просрочку исполнения требований одновременно в двух местах. Фактически, в такой ситуации потребитель может получить четыре процента неустойки: 2% за несвоевременную замену товара (1% с продавца и 1% с изготовителя) и 2% за непредоставление на период замены товара во временное пользование. Естественно, что право требовать возмещения морального вреда также «удваивается», т.е. предъявляется как продавцу, так и изготовителю. Такая практика, наверно, представляется правильной, поскольку ставит продавца и изготовителя некачественного товара в необходимость договориться между собой, какой объем ответственности лежит на каждом из них.

Ряд статей ГК РФ и Закона «О защите прав потребителей» представляют покупателю право выбора способа защиты нарушенных прав

Говоря о судебном рассмотрении споров связанных с куплей-продажей, следует отметить, что, к сожалению, нет единообразия в применении судами законодательства1.

Ответственность за обман покупателя может возлагаться современным законодательством не только на юридические лица (и граждан-предпринимателей), но и на физические лица (консультантов, продавцов и других должностных лиц фирм). За обман потребителей ответственность предусмотрена гражданским, административным и уголовным законодательством. Например, действующий в настоящий момент Уголовный Кодекс РФ в ст.200 предусматривает уголовную ответственность за обмеривание, обвешивание, обсчет, введение в заблуждение относительно потребительских свойств или качества товара или иной обман потребителей в организациях, осуществляющих реализацию товаров или оказывающих услуги населению, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей в сфере торговли (если эти деяния совершены в значительном размере, т.е. в сумме, превышающей одну десятую часть минимального размера оплаты труда).

Еще одной особенностью ответственности по договору розничной купли-продажи является то, что нарушение имущественных прав потребителя в договоре розничной купли-продажи (регулируемой Законом РФ «О защите прав потребителей») дает право требовать компенсации морального вреда.

Согласно ст. 151 ГК РФ, под моральным вредом понимаются физические или нравственные страдания, причиненные гражданину действиями, нарушающими его личные неимущественные права и блага.

Более расширенное определение дается в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 1994 г. № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» (с изм. и доп. от 25 октября 1996 г., 15 января 1998 г.), где под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина.

В силу ст. 15 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом) или организацией, выполняющей функции изготовителя (продавца) на основании договора с ним, его прав, предусмотренных законодательством о защите прав потребителей, возмещается причинителем вреда только при наличии вины.

Для наступления ответственности необходимо наличие вины причинителя вреда (в любой форме), которая предполагается. Обязанность доказывать отсутствие вины поэтому лежит на причинителе морального вреда. Он может быть также освобожден от ответственности, если докажет, что моральный вред причинен нарушением прав потребителя, вызванных действием непреодолимой силы.

Причиненный моральный вред компенсируется в денежной форме. Размер компенсации определяется соглашением сторон, а в случае спора — судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда. Требование о компенсации морального вреда может предъявляться самостоятельно или вместе с имущественными требованиями. Следует также отметить, что в связи с причинением морального вреда не могут быть обоснованы регрессные требования, изготовитель (продавец) не несет ответственности за действия третьего лица1.

Российские суды уже имеют богатую практику применения норм о возмещении морального вреда. Хотя в большинстве решений по спорам о компенсации морального вреда отчетливо видно отсутствие единообразия в подходе судов к вопросу определения размера компенсации, но в делах по спорам о защите прав потребителей некоторое время проявлялась тенденция к уравниванию размера компенсации морального вреда со стоимостью некачественного товара (работы, услуги)2.

Однако, как отмечено в Постановлении пленума Верховного суда РФ, поскольку моральный вред возмещается в денежной или иной материальной форме и в размере, определяемых судом, независимо от подлежащего возмещению имущественного вреда, размер иска, удовлетворяемого судом, не может быть поставлен в зависимость от стоимости товара (работы, услуги) или суммы подлежащей взысканию неустойки, а должен основываться на характере и объеме причиненных потребителю нравственных и физических страданий в каждом конкретном случае1.

В ст. 151 ГК законодатель установил следующие критерии, которые должны учитываться судом при определении размера компенсации морального вреда:

степень вины нарушителя;

степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред; иные заслуживающие внимания обстоятельства.

С введением в действие второй части ГК этот перечень был дополнен в ст. 1101 следующими критериями:

– характер физических и нравственных страданий, который должен оцениваться с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего;

– требования разумности и справедливости.

В случае противоречия между установленными в ст. 151 и ст. 1101 ГК критериями размера компенсации морального вреда следует руководствоваться ст. 1101 ГК, которая, находясь в составе второй части ГК, не только является более поздней по сравнению со ст. 151 ГК нормой, но и, как следует из ее названия, представляет собой специальную норму, устанавливающую правила определения размера компенсации морального вреда.

Статьей 18 Закона «О защите прав потребителей» предусмотрено, что потребитель в случае продажи ему товара ненадлежащего качества вправе предъявить предусмотренные Законом требования продавцу либо организациям, выполняющим их функции на основании договора с ними. Эти организации, нарушив права потребителя, таким образом, могут стать причинителями морального вреда. Вместе с тем их ответственность за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие недостатков товара Законом не предусмотрена, поскольку они не имеют отношения к изготовлению или реализации товара.

Отношения этих организаций с продавцом товара регулируются договором между ними. Суть такого договора заключается в возложении продавцом исполнения своих обязательств перед потребителем, предусмотренных Законом, на соответствующие организации.

Общим правовым основанием таких действий является ст. 313 ГК РФ «Исполнение обязательства третьим лицом». Согласно этой статье, потребитель обязан принять исполнение его требований, предложенные за продавца, изготовителя третьим лицом.

В соответствии со ст. 403 ГК, продавец отвечает за неисполнение или ненадлежащее исполнение их обязательств третьим лицом, на которое было возложено исполнение, если законом не установлена ответственность третьего лица, являющегося непосредственным исполнителем. Анализ показывает, что такая прямая ответственность третьего лица Законом предусмотрена, например, в ст. 23. Прямая ответственность третьего лица может быть предусмотрена в договоре с продавцом, изготовителем. Договор между продавцом, изготовителем и третьим лицом является договором об оказании возмездных услуг, впервые предусмотренным в ГК РФ (гл. 39).

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 1 от 30 ноября 1994г. №51-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. — №32. – Ст. 3301.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 2 от 26 января 1996г. №14-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. — №5. — Ст. 410.
  3. Федеральный закон от 13 марта 2006 г. №38-ФЗ «О рекламе» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 20 марта 2006. – № 12. — Ст. 1232.
  4. Федеральный закон от 2 января 2000 г. № 29-ФЗ № «О качестве и безопасности пищевых продуктов» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 10 января 2000 г. — №2. — Ст. 150.
  5. Федеральный закон от 9 января 1996 г. № 2-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» и Кодекс РСФСР об административных правонарушения» // Собрание законодательства Российской Федерации от 15 января 1996 г. — № 3. — Ст. 140.
  6. Постановление Правительства РФ от 13 августа 1997 г. № 1013 «Об утверждении перечня товаров, подлежащих обязательной сертификации, и перечня работ и услуг, подлежащих обязательной сертификации» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 18 августа 1997 г. — №33. — Ст. 3899.
  7. Постановление Правительства РФ от 13 мая 1997 г. №575 «Об утверждении перечня технически сложных товаров, в отношении которых требования потребителя об их замене подлежат удовлетворению в случае обнаружения в товарах существенных недостатков» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 19 мая 1997 г. – №20. — Ст. 2303.
  8. Постановление Правительства РФ от 15 августа 1997 г. № 1037 «О мерах по обеспечению наличия на ввозимых на территорию Российской Федерации непродовольственных товарах информации на русском языке» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 25 августа 1997 г. — №34. — Ст. 3981.
  9. Постановление Правительства РФ от 16 июня 1997 г. № 720 «Об утверждении перечня товаров длительного пользования, в том числе комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов), которые по истечении определенного периода могут представлять опасность для жизни, здоровья потребителя, причинять вред его имуществу или окружающей среде и на которые изготовитель обязан устанавливать срок службы, и перечня товаров, которые по истечении срока годности считаются непригодными для использования по назначению» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 23 июня 1997 г. — №25. — Ст. 2942.
  10. Постановление Правительства РФ от 19 августа 1996 г. № 987 «О мерах по ужесточению порядка торговли алкогольной продукцией» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 26 августа 1996 г. — №35. — Ст.4193
  11. Постановление Правительства РФ от 19 января 1998 г. № 55 «Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 26 января 1998 г. — № 4. — Ст. 482.
  12. Постановление Правительства РФ от 23 апреля 1997 г. № 481 «Об утверждении перечня товаров, информация о которых должна содержать противопоказания для применения при отдельных видах заболеваний» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 28 апреля 1997 г. — №17. — Ст.2020.
  13. Постановление Правительства РФ от 29 сентября 1997 г. № 1263 «Об утверждении Положения о проведении экспертизы некачественных и опасных продовольственного сырья и пищевых продуктов, их использовании или уничтожении» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 6 октября 1997 г. — №40. — Ст.4610.
  14. Постановление Правительства РФ от 6 июня 1998 г. № 569 №Об утверждении Правил комиссионной торговли непродовольственными товарами№ // Собрание законодательства Российской Федерации. — 15 июня 1998 г. — №24. — Ст. 2733.
  15. Постановление Правительства РФ от 7 июня 2001 г. № 444 «Об утверждении Правил скупки у граждан ювелирных и других бытовых изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней и лома таких изделий» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 11 июня 2001 г. — № 24. — Ст. 2456.
  16. Постановление Правительства РФ от 6 февраля 2002 г. № 81 «О внесении изменений и дополнений в Правила продажи отдельных видов товаров и в перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации» // Собрание законодательства Российской Федерации. -11 февраля 2002 г. — №6. — Ст. 584.
  17. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй (постатейный). Изд. 3-е, испр. и доп. / Под ред О.Н.Садикова — М.: Юридическая фирма Контракт; Инфра – М. -1998.
  18. Комментарий к части второй Гражданского Кодекса Российской Федерации для предпринимателей / Под ред. М.И. Брагинского, В.И. Витрянского. – М.: Фонд «Правовая культура». — 2001.
  19. Лозовская С.О. Как продавать товары в 2002 году? Комментарий к изменениям и дополнениям в Правила продажи отдельных видов товаров // Главбух. Отраслевое приложение «Учет в торговле». — №3. — III квартал 2002 г.
  20. Петрушкин. В.А.О некоторых вопросах применения общих норм купли-продажи гл.30 ГК РФ // Финансовая газета. — N 9. — сентябрь 1999 г.
  21. Постатейный научно-практический комментарий части второй Гражданского кодекса Российской Федерации (с изменениями и дополнениями на 1 мая 2001 г.) (в ред. Федеральных законов от 12 августа 1996 г. N 110-ФЗ, от 24 октября 1997 г. №133-ФЗ, от 17 декабря 1999 г. N 213-ФЗ) / Под ред. Эрделевского А.М. – М.: «Библиотечка РГ». – 2001.
  22. Постатейный комментарий к Закону РФ «О защите прав потребителей» / Под ред. Я.Е. Парция – М.: Фонд «Правовая культура». – 2000.
  23. Постатейный комментарий к Закону РФ «О сертификации продукции и услуг» / Под ред Парций Я.Е. – М.: Фонд «Правовая культура». — 2000.
  24. Смирных А.Г. Защита интересов добросовестного приобретателя // Журнал российского права. — №11. — ноябрь 2001 г.
  25. Сковородко А. Права и обязанности покупателя // Финансовая газета. Региональный выпуск. — №18. — апрель 2001 г.
  26. Сергеев А. П., Толстой Ю. К. Учебник по гражданскому праву. Часть 2. — М.: Проспект. — 2001.
  27. Эрдлевский А.М. Компенсация морального вреда. – М.: БЕК. – 2000.
  28. Юридический справочник покупателя / Под ред. А.Серго. – М.: Проспект, 1998.


     

<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 1.03MB/0.00148 sec

WordPress: 22.85MB | MySQL:113 | 2,139sec