Информационное право

<

030914 1810 1 Информационное правоРАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРАВОВОЙ ИНФОРМАТИКИ

 

ТЕМА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРАВОВОЙ ИНФОРМАТИКИ

 

Предмет и задачи дисциплины

Информационное право – система социальных норм и отношений, охраняемых силой государства, возникающих в информационной сфере – сфере производства, преобразования и потребления информации.

Основной предмет регулирования – информационные отношения, т.е. отношения возникающие при осуществлении информационных процессов – процессов создания, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, распространения и потребления информации.

 

История развития

Информация в истории развития цивилизации всегда играла определяющую роль и служила основой для принятия решений на всех уровнях и этапах развития общества и государства. В истории общественного развития можно выделить несколько информационных революций, связанных с кардинальными изменениями в сфере производства, обработки и обращения информации, приведших к радикальным преобразованиям общественных отношений. В результате таких преобразований общество приобретало в определенном смысле новое качество.

Первая информационная революция связана с изобретением письменности, что привело к гигантскому качественному и количественному скачку в информационном развитии общества. Появилась возможность фиксировать знания на материальном носителе, тем самым отчуждать их от производителя и передавать от поколения к поколению.

Вторая информационная революция (середина XVI в.) вызвана изобретением книгопечатания (первопечатники Гутенберг и Иван Федоров). Появилась возможность тиражирования и активного распространения информации, возросла доступность людей к источникам знаний. Эта революция радикально изменила общество, создала дополнительные возможности приобщения к культурным ценностям сразу больших слоев населения.

Третья информационная революция (конец XIX в.) обусловлена изобретением электричества, благодаря которому появились телеграф, телефон, радио, позволяющие оперативно передавать и накапливать информацию в значительных объемах. Следствие этой революции — повышение степени распространяемости информации, повышение информационного «охвата» населения средствами вещания. Повысилась роль средств массовой информации как механизмов распространения сообщений и знаний на больших территориях и обеспечения ими проживающих на них граждан, повысилась доступность членов общества к сообщениям и знаниям. Существенно возросла роль информации как средства воздействия на развитие общества и государства, появилась возможность оперативного общения людей между собой.

Четвертая информационная революция (середина XX в.) связана с изобретением вычислительной техники и появлением персонального компьютера, созданием сетей связи и телекоммуникаций. Стало возможным накапливать, хранить, обрабатывать и передавать информацию в электронной форме. Возросли оперативность и скорость создания и обработки информации, в памяти компьютера стали накапливаться практически неограниченные объемы информации, увеличилась скорость передачи, поиска и получения информации.

Сегодня мы переживаем пятую информационную революцию, связанную с формированием и развитием трансграничных глобальных информационно-телекоммуникационных сетей, охватывающих все страны и континенты, проникающих в каждый дом и воздействующих одновременно и на каждого человека в отдельности, и на огромные массы людей. Наиболее яркий пример такого явления и результат пятой революции — Интернет. Суть этой революции заключается в интеграции в едином информационном пространстве по всему миру программно-технических средств, средств связи и телекоммуникаций,информационных запасов или запасов знаний как единой информационной телекоммуникационной инфраструктуры, в которой активно действуют юридические и физические лица, органы государственной власти и местного самоуправления. В итоге неимоверно возрастают скорости и объемы обрабатываемой информации, появляются новые уникальные возможности производства, передачи и распространения информации, поиска и получения информации, новые виды традиционной деятельности в этих сетях.    

 

Понятие информации в теории права и законодательстве

Основным объектом правоотношений в информационной сфере является информация. «Информация — это информация, а не энергия и не материя», — сказал Ноберт Винер — отец кибернетики. В его определении информация выступает как философская категория наравне с материей и энергией.

В практическом смысле, понятном каждому, определение информации дал С.И. Ожегов:

информация — это:    

1) сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах;

2) сообщения, осведомляющие о положении дел, о состоянии чего-либо.

До середины 20-х гг. XX в. под информацией (в переводе с латыни — ознакомление, разъяснение, изложение) действительно понимались «сообщения и сведения», передаваемые людьми устным, письменным или другим способом. С середины XX в. информация определяется как общенаучное понятие, включающее обмен сведениями между людьми, человеком и автоматом, автоматом и автоматом; обмен сигналами в животном и растительном мире; передачу признаков от клетки к клетке, от организма к организму (генетическая информация), одно из основных понятий кибернетики. Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации» определяет информацию как «сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления» (ст. 2). Учитывая социальный аспект рассматриваемого предмета, добавим: в виде, понятном для восприятия человеком. Такое определение дает возможность «вывести» из понятия «информация» программы для электронных вычислительных машин (ЭВМ), отнесенные названным Законом к средствам обеспечения ЭВМ.

Законодатель широко применяет понятие «информация» в нормативных правовых актах в разных ее видах. Массовая информация — «предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-сообщения, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы» (Закон РФ «О средствах массовой информации», Федеральный закон «Об участии в международном информационном обмене»), информация о гражданах (персональные данные) — «сведения о фактах, событиях и обстоятельствах жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность» (ст. 2 Федерального закона «Об информации, информатизации и защите информации»), «произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства произведения, а также от способа его выражения» (ст. 6 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах»), официальные документы (законы, судебные решения, иные тексты законодательного, административного и судебного характера, а также их официальные переводы) (Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах»), конфиденциальная информация — «документированная информация, доступ к которой ограничивается в соответствии с законодательством РФ» (ст. 2 Федерального закона «Об информации, информатизации и защите информации», Федеральный закон «Об участии в международном информационном обмене»), государственная тайна — «защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации» (ст. 2 Закона РФ «О государственной тайне»), реклама — «распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях (рекламная информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим физическому, юридическому лицу, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний» (ст. 2 Федерального закона «О рекламе»).

 

 

 

 

Социальная информация

Социальная информация — это смысловая информация, то есть, которая перерабатывается человеческим сознанием и реализуется в деятельности людей; она обусловлена потребностями индивидов и интересами социальных групп, находящихся в постоянном общении между собой в процессе производства и всей общественной жизни.

Социальная информация специфична не только с точки зрения своей природы, но и своего циркулирования в обществе. Здесь взаимодействует бесчисленное множество информационных потоков, движущихся по разнообразным каналам: это и «память» прошлого, живущая в настоящем, и общепланетарные формы общения (международные, межгосударственные и др.), и внутригосударственные (между различными классами, партиями, социальными группами, между народом и государственными органами, осуществляющиеся в виде обмена общественного мнения, с одной стороны, и официальных государственных решений — с другой, а также в форме воспитания, обучения, общения в процессе трудовой деятельности, досуга и т.д.). Таким образом, социальная информация движется как бы в двух плоскостях: горизонтальной и вертикальной.

Следовательно, под социальной понимается та информация, которая циркулирует в обществе как совокупность знаний, сведений, сообщений, идей об окружающем мире, прежде всего об обществе, служащих целям управления общественными процессами. Оптимальное управление, преследующее разумные цели, предполагает объективную, истинную, полную информацию

 

Нормативная и ненормативная информация

Неправовая – создается не как результат правовой деятельности, но обращается в соответствии с предписаниями правовых норм – объект гражданского права, массовая информация;

Правовая – создается в результате правотворческой, правоприменительной, правоохранительной деятельности – нормативная правовая информация, ненормативная правовая информация.

Нормативная правовая информация создается в порядке право-творческой деятельности и содержится в нормативных правовых актах.

Классификация нормативной правовой информации по видам актов:

Нормативные правовые акты федерального уровня – Конституция РФ, Федеральные конституционные законы РФ, Указы и распоряжения Президента РФ, Постановления и распоряжения Правительства РФ, Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти;

Нормативные правовые акты субъектов РФ – законодательные акты субъектов РФ, нормативные правовые акты высших органов исполнительной власти субъектов РФ, нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов РФ, акты органов местного самоуправления.

Ненормативная правовая информация создается, как правило, в порядке правоприменительной и правоохранительной деятельности.

С помощью такой информации реализуются предписания правовых норм. Эта информация создается в объекте управления и движется в контуре обратной связи системы правового управления.

К ненормативной правовой информации относятся:

1) общая информация о состоянии законности и правопорядка:

заявления, поступающие в прокуратуру, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ о соблюдении законности;    

судебная, уголовная и прокурорская статистика;

информация о соблюдении прав и свобод человека (в том числе и по представлению Уполномоченного по правам человека);

социологические исследования об эффективности законодательных и иных нормативных правовых актов;

2) информация о гражданско-правовых отношениях, договорных и иных обязательствах (договоры, соглашения и т.д. документы);

3) информация, представляющая административную деятельность органов исполнительной власти и местного самоуправления по исполнению нормативных предписаний;    

4) информация судов и судебных органов (судебные дела, судебные решения и т.п.);

5) информация, связанная с раскрытием и расследованием правонарушений:

криминологическая информация — данные о преступности и других правонарушениях, эффективности уголовных наказаний;

криминалистическая информация, используемая при доказательстве факта преступления и идентификации лица, или группы лиц, совершивших преступление;

судебно-экспертная информация, используемая при проведении судебных экспертиз для доказательства факта преступления и вины обвиняемого;

оперативно-розыскная информация, содержащая сведения, отражающая ход и результаты оперативно-розыскных мероприятий по установлению и розыску лиц, совершивших уголовно-наказуемые деяния, а также иные сведения и материалы.

 

Информационная безопасность

Законом РФ «О безопасности» 1992 г. безопасность определяется как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства.

Федеральным законом «Об участии в международном информационном обмене» определено понятие информационной безопасности как состояние защищенности информационной среды общества, обеспечивающие ее формирование, использование и развитие в интересах граждан, организаций, государства.

 

ТЕМА 2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРАВОВОЙ ИНФОРМАТИКИ

 

Информатика и проблема искусственного интеллекта в правовой сфере

В конце 60-х г.г. сначала в западной литературе, а затем и у нас неожиданно появился новый термин – «искусственный интеллект» (ИИ). Искусственный интеллект прошел долгий и тернистый путь. Знаменитый американский ученый Н.Винер еще в 1948 г. писал, что интеллект и теория управления когда-то рассматривались как одна область знаний.

Искусственный интеллект будет реализован лишь тогда, когда неодушевленная машина сможет решать задачи, которые до сих пор не удавалось решить человеку, не вследствие большой скорости и точности машины, а в результате ее способности создавать новые методы для решения имеющейся задачи. В настоящее время вычислительная техника вступает в новую фазу своего развития, когда уже больше не будет требоваться точно указывать, как решать ту или иную задачу. Вместо этого достаточно будет точно сформулировать задачу в терминах некоторой «цели» и «допустимых затрат», а наилучшая программа будет создана самой вычислительной системой в ходе эволюционного процесса. Решение задачи может включать описание найденного алгоритма или, если потребуется, всю историю создания алгоритмов. Старое изречение, что «машина никогда не знает больше программиста», уже оказывается просто неверным.

На протяжении последних пяти лет вопрос о правовом регулировании отношений, связанных с объектами информационного характера, не сходит со страниц печати, вызывает полемику. Наиболее острой является проблема правовой квалификации информации как объекта гражданских прав. Несколько статей на эту тему были опубликованы на страницах журнала «ИРР». Статья В.А. Копылова призывала к дискуссии по вопросу дополнения ГК РФ положениями и нормами по поводу информации как объекта гражданских прав. Вопрос не нов, осознана его сложность, высказаны неоднозначные предложения по его решению.

Прежде чем высказать некоторые предложения на этот счет, считаем необходимым условиться об однозначном понимании некоторых исходных позиций, без чего любой разговор на названную тему не может быть корректным и результативным.

К таким исходным позициям, но нашему мнению, следует отнести следующие :

а) четкое понимание и определение предмета правового внимания, обозначаемого в одних случаях как «информация», в других — как «информационный ресурс», в третьих — как «информационная продукция» и т.д.;

б) понимание, в какой организационной форме информация включается в систему права;

в) выявление объема и порядка регулирования отношений, связанных с информацией, осуществляемых механизмами гражданско-правового законодательства и, прежде всего, ГК РФ.

 

Экспертные системы в области права

Экспертная система — это компьютерная программа, которая моделирует рассуждения человека-эксперта в некоторой определенной области и использует для этого базу знаний, содержащую факты и правила об этой области, и некоторую процедуру логического вывода.

Для того чтобы пользователь мог эффективно взаимодействовать с экспертной системой, ее интерфейс должен выполнять две основные функции: давать советы и объяснения пользователю и управлять приобретением знаний. Взаимодействие эксперта, пользователя и структурных частей системы можно представить в виде базовой структуры экспертной системы.

У экспертной системы должно быть два режима работы: режим приобретения знаний и режим решения задач. В режиме приобретения знаний эксперт общается с экспертной системой при посредничестве инженера знаний, в режиме решения задач в общении с экспертной системой участвует пользователь, которого интересует результат и способ его получения. Экспертная система в отличие от решения задач по алгоритму не исключает пользователя из решения, а, наоборот, сохраняет за ним инициативу. В то же время ЭС не является просто пассивным источником полезной информации подобно книжному справочнику или базе данных. В нужные моменты ЭС подсказывает необходимое направление решения задачи, развивает цепочки умозаключений, объясняет свои действия.

Искусственный интеллект давно стал источником новых технологических приемов, решений, которые широко вошли в практику программирования, так, в работах по искусственному интеллекту берут свое начало такие идеи, как разделение времени, обработка списков, редактирование и отладка программ в диалоговом режиме, эвристическое программирование, графический интерфейс, использование полиэкранного дисплея и манипулятора типа ‘мышь’ и др.

С точки зрения решения основной задачи экспертных систем: кодирования знаний о предметной области и их использования для решения проблем в этой области наиболее существен опыт исследователей искусственного интеллекта в решении задач представления знаний и распознавания образов.

Объем знаний, необходимых для любого значительного приложения экспертных систем, обычно очень велик и поэтому для выборки, обновления и поддержания таких больших объемов знаний экспертным системам необходимы хорошие модели представления знаний. Кроме того, удачная модель представления может значительно облегчить построение логического вывода. в экспертных системах наиболее часто используется представление знаний в виде продукционных правил, фреймов. Используются также семантические сети, предложения Пролога и комбинированные представления. Каждая из этих моделей имеет свои преимущества и недостатки, например, семантическая сеть хранит связанную информацию вместе, но в ней затруднено построение выводов из этой информации. С другой стороны. Пролог имеет готовый механизм для построения логических выводов, но не хранит связанную информацию вместе. Большие базы знаний хранятся обычно на дисках и только необходимая в данный момент часть — в оперативной памяти. Создание эффективных баз знаний для хранения правил, фреймов и т.д. является актуальной задачей.

В целом представление знаний является наиболее важной проблемой при построении экспертных систем и более подробно она будет рассмотрена ниже.

Традиционно процесс распознавания разделяется на два этапа: обучение и собственно распознавание. Первый этап индуктивный, второй — дедуктивный.

На первом этапе обрабатываются данные многочисленных наблюдений над отдельными представителями исследуемого класса объектов и на основе полученных результатов строится некоторое решающее правило.

Второй этап предполагает применение описанного привила для распознавания интересующих нас, но непосредственно не измеряемых свойств других объектов данного класса.

На этапе обучения выявляются некоторые закономерности, присущие исследуемому классу, и совокупность этих закономерностей служит далее моделью предметной области, которая в формализованном виде составляет основу базы знаний, на основе модели решаются задачи распознавания свойств конкретных объектов, очевидна связь обучения и решения задач с описанными ранее режимами работы ЭС. Описанная схема распознавания в той или иной мере характерна для многих задач, решаемых экспертными системами.

<

Экспертные системы ориентированы на решение широкого круга задач в неформализованных областях, решение задачи распознавания образов в таких областях предполагает составление описаний объектов и правил, определяющих по этим описаниям принадлежность объектов к тем или иным классам. Процедуры применения таких правил к каким-либо объектам в экспертных системах подчиняются различным стратегиям. Наиболее часто применяются стратегии прямого или обратного вывода. Используются также комбинированные стратегии, стратегии на основе так называемой доски объявлений. Прямой вывод — это вывод, направляемый целями (правилами) к данным. Обратный вывод — это вывод, направляемый данными к целям. В сложных экспертных системах (например, понимания речи) ни один из источников знаний системы не может гарантировать единственности и правильности получаемых им результатов, для того чтобы ошибка одного источника знания не влияла роковым образом на работу других, источники знания должны рассматриваться как независимые. Однако, так как все источники знания решают общую задачу, от них требуется взаимодействие. Чтобы удовлетворить эти требования, был предложен механизм доски объявлений.

 

Право и законы логики норм

Нормы права ,наконец , созданы для определенного функционирования , для регулирования общественных отношений .Знания о том , как действуют нормы права , как они применяются , как понимаются субъектами права также могут помочь в познании их смысла .Отсюда необходимость функционального толкования . Знания о формах проявления норм права используются интерпретатором на основе правил и законов логики. В процессе толкования интерпретатор оперирует материалом нормы права с помощью логических приемов , которые не охватываются ни одним из указанных способов . Поэтому совокупность таких приемов именуется логическим способом . 

В процессе   любого толкования используются  все законы и приемы логики не  рассматривают логическое толкование в качестве самостоятельного приема .

Именно посредством названного способа устанавливается весь объем содержания нормы, устраняются имеющиеся в ней неясности. Если грамматическое толкование ставит своей задачей выяснение буквального содержания того, что закреплено непосредственно в тексте, то логическое имеет целью с помощью правил формальной логики выявить то, что законодатель желал выразить в тексте закона, но не выразил. Разумеется, для этого интерпретатор должен знать законы логики, различные логические приемы и т.д. В нормативных актах, например, используется термин «холодное оружие». Как же трактовать деяние, если использовалось оружие, нагретое до высокой температуры? Будет ли оно «холодным»? Логический анализ позволяет заключить, что холодное оружие характеризуется вовсе не температурой. Парными категориями «холодного» здесь являются термины «огнестрельное», «газовое», а не «горячее», «теплое» и т. д.

И все же применением одних правил формальной логики нельзя установить все связи толкуемой нормы с другими нормами, ее назначение и цели, социально-политическое содержание в данных исторических условиях. Поэтому для познания содержания норм права наряду с правилами формальной логики используются законы диалектической логики.

Названные законы применяются и в процессе систематического и историко-политического толкования.

 

 

 

 

 

 

 

РАЗДЕЛ II. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ПРАВОВОЙ СИСТЕМЫ

 

ТЕМА 3. СИСТЕМЫ ПРАВОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

 

Назначение и структура системы правовой информации

Федеральным законом «Об информации, информатизации и защите информации» определено понятие «информационная система» – организационно-упорядоченная совокупность документов (массивов документов) и информационных технологий, в том числе с использованием средств вычислительной техники и связи, реализующих информационные процессы (ст. 2).

К информационным системам относятся и автоматизированные информационные системы разного вида.

Целью правовой системы является создание и обеспечение надлежащего механизма правового регулирования, то есть оптимального для данного социума в сложившихся социально-политических и экономических условиях типа общеобязательного регулирования внешних наиболее важных социальных отношений. Таким образом, правовая система выступает, с одной стороны, способом управления социумом, с другой стороны, создает определенный «каркас жесткости» и «правила игры» для управляющих и управляемых.

Ценностное содержание правовой системы определяется правовой доктриной, трансформирующей мировоззренческие основы бытия в правила регулирования наиболее значимых внешних отношений. Эффективность правовой системы достигается путем правотворческой и правоприменительной политики, представляющей сложный комплекс организационных, управленческих, собственно правовых и иных мер, осуществляемых различными государственными органами и учреждениями.

 

Виды потоков правовой информации и их характеристика

Рассмотрение правовых процессов в качестве   потоков  « правовой  информации » (в том числе конкурирующих) ставит перед государством задачу инструментального управления данными потоками , что реально достижимо на основе применения информационных технологий.

Эффективность правовой системы определяется качеством функционирования ее отдельных элементов, связей между ними, а также взаимосвязей между правом и иными социальными системами. Это обуславливает многоаспектность данного понятия, направленного на оптимальную реализацию правовых норм. Правовая система, получая внешнюю и внутреннюю информацию, «переводит» ее в систему воспринимаемых символов, квалифицируя уже внешние по отношению к данной системе явления.

Такая квалификация осуществляется посредством определенных методов и допущений, к которым можно отнести юридические конструкции, фикции, сроки и т.д. Это обуславливает необходимость государственного управления системами (потоками) информации в целях защиты национального суверенитета, прав граждан, создания оптимального баланса частных и публичных интересов.

Сутью данного комплекса является управление системой законодательства, выступающей одной из форм нормативного массива, как совокупностью ( потоком ) правовой  информации  ( информации  о праве), обеспечиваемое при помощи различных технологий и инструментария.

Это обуславливает необходимость активного использования именно информационных технологий, позволяющих обрабатывать огромные массивы информации, при совершенствовании национальной правовой системы как составляющего элемента качественно новой правотворческой политики.

Противоречивые тенденции развития национальной правовой системы и нормативного массива как ее ключевого элемента обуславливают необходимость качественной интенсификации подходов к правотворчеству, переноса акцентов на достижение иных результатов, а не только на создание единичного акта; применения новых методик обработки данных, позволяющих математически и логически учитывать весь спектр особенностей «жизни» права норм права.

Использование для координации информационных технологий позволит унифицировать многие правотворческие процедуры, обрабатывающих различные потоки  правовой  и сопутствующей информации .

 

Российская автоматизированная система информации о нормативных актах

Российская автоматизированная система информации к нормативной правовой информации относятся сведения (сообщения, данные) о нормах права, правовых институтах, правоположениях, санкциях, видах и формах юридической ответственности и т.д. Эту информацию можно разделить на четыре уровня:

  1. Международно-правовая информация – это сведения, которые содержатся в международных договорах, соглашениях, конвенциях, выражающая взаимосвязи народов, международных организаций, а также отношения по поводу прав и свобод человека.

    В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры России являются составной частью ее правовой системы. Там самым существенно расширяется число актов и норм, подлежащих обработке в автоматизированных информационно-поисковых системах правовой информации.

  2. Правовая информация федерального уровня содержится в Конституции РФ, в федеральных конституционных законах, в нормативных указах Президента РФ, Постановлениях Правительства РФ и других нормативных актах (в том числе в актах судебной практики, решениях Конституционного Суда Российской Федерации, разъяснениях по вопросам применения законодательства, обзорах по судебной практике, официально опубликованных решениях по наиболее сложным делам).

    Действующие информационные системы включают также значительное число ведомственных правовых актов, прошедших регистрацию в Министерстве юстиции РФ.

  3. Уровень субъекта Российской федерации (региональный уровень). В соответствии с ч. 2 ст. 5 Конституции РФ республики (государства) в составе РФ имеют свое законодательство и конституцию. Край, область, город федерального значения имеют устав и законодательство, которое можно подразделить на акты: представительной и законодательной власти; органов исполнительной власти; судебной власти.
  4. Акты местного самоуправления. В соответствии со ст. 13 Конституции РФ местное самоуправление не входит в систему государственных органов, а осуществляется в городах, сельских поселениях и других территориях с целью обеспечить самостоятельное решение населением местных вопросов. Нормотворчество органов местного самоуправления представлено актами: местных представительных органов; местной администрации; органов территориального общественного самоуправления.

    Ненормативная правовая информация служит задачам правоохранительной деятельности. К этой информации относится:

  5. Информация о состоянии законности и правопорядка, о соблюдении прав и свобод человека, об эффективности прокурорского надзора, гражданско-правовая информация, административно-правовая.
  6. Информация о соблюдении конституционных прав и свобод человека и гражданина.
  7. Информация о правовой жизни общества (СМИ).
  8. Информация о состоянии преступности, ее динамики и мерах предупреждения.
  9. Жалобы и заявления граждан.
  10. Информация о льготах и привилегиях.
  11. Информация, связанная с расследованием и разбирательством конкретных дел.

    Традиционным материальным выражением правового документа является бумажный носитель. Кроме того, правовая информация в ЭВМ хранится на магнитных носителях (дисках, дискетах, лентах и т.п.), отображается на экране дисплея. а также может закрепляться и храниться на фотопленках для последующего размножения в виде фотокопий.

    Независимо от того, из какого источника получена правовая информация и на каком носителе она представлена, к ней предъявляются определенные требования. Она должна быть достоверной, т.е. строго соответствовать действующему законодательству и правоприменительным документам правоохранительных органов. Кроме того, она должна быть полной, т.е. отражать все важнейшие аспекты правового явления или объекта правового исследования и результаты их познания. И наконец, полная и достоверная информация потеряет свое практическое значение, если она не будет своевременно поступать к тому или иному субъекту юридической деятельности.

     

    Автоматизированные системы информационного обеспечения органов и учреждений Министерства юстиции, Министерства внутренних дел и прокуратуры РФ, их структуры на федеральном, региональном и местном уровнях

    Основные задачи автоматизированных систем информационного обеспечения органов и учреждений Министерства юстиции, Министерства внутренних дел и прокуратуры РФ, их структуры на федеральном, региональном и местном уровнях состоит в следующем:

    – модернизация информационно-коммуникационной инфраструктуры, развитие информационно-телекоммуникационных технологий;

    – эффективное формирование и использование национальных информационных ресурсов (ИР) и обеспечение широкого, свободного доступа;

    – обеспечение граждан общественно значимой информацией и развитие независимых средств массовой информации;

    – подготовка человека к жизни и работе в грядущем информационном веке;

    – обеспечение информационной безопасности;

    – формирование информационного права как правового фундамента и необходимой нормативной правовой базы построения информационного общества.

     

     

    ТЕМА 4. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ПРАВОТВОРЧЕСКОЙ, ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

     

    Информационная основа правотворческой деятельности

    При построении информационной системы процесса правотворческой деятельности необходимо учитывать тесную связь последней с процессом правореализации. Как правотворческая, так и правоприменительная деятельность может рассматриваться в качестве особой правовой формы выработки управленческих решений: на основе одного из возможных вариантов управленческого воздействия создается нормативная основа для осуществления функций управления и обеспечивается их непосредственная реализация.

    Представив орган государственного управления как систему, можно выделить по крайней мере три информационные подсистемы, основанные на традиционных способах получения, передачи, преобразования; и использования информации: информационного обеспечения правотворческой деятельности, правоприменительной деятельности, управленческой деятельности, осуществляемой вне правовых форм, складывающейся из различных организационно-массовых и организационно-технических действий. Для совершенствования традиционных систем информационного обеспечения решающее значение имеют появившиеся в современных системах управления новые подразделения — вычислительные центры, автоматизированные системы управления. В то же время функция преобразования информации в АСУ отделена от функции использования информации в процессе принятия управленческих решений. Это обстоятельство обусловливает сохранение традиционных способов работы с информацией на различных стадиях правотворческого процесса, особенно на стадии подготовки и обсуждения проекта нормативного акта, которые немыслимы без привлечения знаний и опыта участников правотворческой деятельности, специалистов. Роль АСУ не сводится только к информационному обеспечению процесса правотворческой деятельности. Сам процесс правотворчества в условиях существования АСУ в известной мере должен соответствовать их специфике, так как в АСУ могут быть введены нормативные акты с соответствующими уровнем формализации, структурой, словарным запасом, грамматикой, удовлетворяющими потребностям информационно-поискового языка.

    Разграничение режимов информационного обеспечения правотворческой деятельности органа  государственного управления  носит в  известной мере условный характер, поскольку в процессе установления правовой основы фактических управленческих отношений  нередко допускаются элементы моделирования с тем, чтобы вводимая в  нормативно-правовую систему   административно-правовая   норма   создавала условия  для   их  развития.  

    Разработка оптимального информационного механизма (системы) обеспечения правотворческой деятельности органов государственного управления наряду с выделением режимов информационного обеспечения, их организационно-правовым закреплением предполагает установление содержания самих управленческих отношений, подлежащих правовому регулированию, определение взаимосвязи их структурных элементов с информацией, используемой в правотворческом процессе, и с конечным результатом преобразования информации — актом управления.

     

    Информатизация деятельности Государственной Думы

    Для решения задач информатизации российского парламента в конце 1994 года во исполнение Указа Президента Российской Федерации №8 от 4 января 1994 г. «О мерах по техническому обеспечению деятельности палат Федерального Собрания Российской Федерации» была создана Информационно-телекоммуникационная система Государственной Думы (ИТКС ГД). Она создавалась с учетом организационной структуры и специфики работы Государственной Думы как представительного и законодательного органа Российской Федерации.

    Можно отметить три основных направления информатизации Государственной Думы: автоматизирование документооборота, информационная и аналитическая поддержка принятия решений, обеспечение открытости законопроектной деятельности перед обществом. В этих направлениях за четыре года сделано немало. Если первые два года (1994–1995) можно считать этапом инженерно-технического становления Информационно-телекоммуникационной системы (ИТКС) Государственной Думы, то следующий период был посвящен в основном разработке, практическому освоению и использованию средств информатизации в повседневной работе депутатского корпуса и работников аппарата.

    Эффективная работа депутатов, депутатских объединений, комиссий, комитетов, аппарата и Государственной Думы в целом во многом зависит от информационно-технологического обеспечения современными программными, техническими и коммуникационными средствами, от степени внедрения автоматизированного документооборота, от глубины информационной поддержки всего законопроектного процесса. И постепенно приходит понимание того, что развитие информационных технологий и средств телекоммуникаций в Государственной Думе означает поддержку государством конституционного права российских граждан на свободный доступ к законопроектной и законодательной информации. А это в конечном счете важнейший социально-политический фактор интеграции и достижения баланса интересов государственных институтов и общества.

    За 1996–1999 годы в Государственной Думе начали работать: во-первых, системы, поддерживающие документооборот, во-вторых, началось внедрение нескольких информационных систем, обеспечивающих законотворческий процесс, и, наконец, включены системы, предоставляющие возможность работать в базах данных, справочных системах, в сети Интернет. На первом этапе пришлось провести большую работу по созданию нормативно-регламентирующей базы использования, сопровождения и развития компьютерной сети Государственной Думы, локальных вычислительных сетей структурных подразделений. Были разработаны положения по развитию, сопровождению и использованию сети Государственной Думы, порядок установки, сопровождения и обслуживания средств информатизации, порядок подключения пользователей к электронной почте, системам передачи данных и т.п.

    Отметим, что созданные программные продукты в настоящее время работают на аппаратной базе, которая за этот период заметно устарела, и потому важно, оценив уже внедренные разработки, увидеть перспективу, которая должна опираться как на действующие информационные и технические средства, так и на новые задачи парламента – Государственной Думы следующего созыва.

     

     

     

    Структура информационной системы обработки документов

    В соответствии с перечисленными направлениями деятельности осуществлялись ввод в действие и развитие следующих автоматизированных систем и комплексов: Автоматизированная система обеспечения законодательной деятельности (АСОЗД) введена в опытную эксплуатацию в середине 1997 года. В данной работе участвуют несколько подразделений Аппарата Государственной Думы, все аппараты комитетов, депутатских объединений, секретариаты руководства Государственной Думы.

    АСОЗД – это система, поддерживающая все операции законодательной процедуры в соответствии с Регламентом Государственной Думы, включая разработку, согласование, утверждение документов, продвижение их внутри Государственной Думы, обмен документами с внешними субъектами, участвующими в законотворческом процессе, отслеживание контролируемых сроков и дат, формирование статистических отчетов, доступ к внутренним и внешним информационным ресурсам. Важнейшей составляющей АСОЗД является возможность полнотекстового поиска по различным критериям.

    Используя аппаратные и информационно-программные средства на всех этапах законодательной процедуры, АСОЗД позволяет повысить эффективность законопроектной работы депутатов и сотрудников Аппарата Государственной Думы, а также внешних субъектов, участвующих в законотворчестве.

    Подчеркнем, что АСОЗД явилась первой в Государственной Думе системой, наиболее полно использующей ее компьютерную сеть не только для предоставления информации о прохождении законопроектов и законов, а также сопровождающих их документов, но и для сбора этой информации с автоматизированных рабочих мест пользователей сети Государственной Думы.

    В базах данных накоплена информация о прохождении более 3000 законопроектов и законов, рассматриваемых на различных стадиях палатой с начала ее работы. Система информационно увязана с автоматизированными процедурами формирования проектов Примерной программы законопроектной работы на очередную сессию, Календаря рассмотрения вопросов на очередной месяц, делопроизводства Государственной Думы. Доступ к информации о прохождении законопроектов и законов имеют сотни пользователей компьютерной сети (депутаты и работники аппарата) с помощью Интранет-технологии

    Достигнутый информационно-технологический уровень и накопленный опыт позволяют сегодня ставить более крупную задачу улучшения всей работы аппарата по обеспечению законодательного процесса на основе совершенствования и развития автоматизированной системы. Такая постановка задачи требует прежде всего усиления организационной и методической поддержки законодательного процесса.

    Автоматизированная система организационного управления деятельностью Государственной Думы предназначена для поддержки процессов перспективного и текущего планирования рассмотрения вопросов палатой, координации деятельности комитетов, организационного обеспечения мероприятий, проводимых Государственной Думой, взаимодействия с законодательными органами субъектов Российской Федерации.

    За прошедшие годы полностью переведены на компьютерную технологию процессы формирования проектов Примерной программы законопроектной работы на очередную сессию и проектов Календаря рассмотрения вопросов палатой на очередной месяц, а также систематического контроля за их реализацией. Информатизация указанных процессов способствовала разработке и утверждению соответствующих организационных документов, регламентирующих процедуру планирования, учета и отчетности законодательной деятельности.

    Автоматизированная система делопроизводства и документооборота реализована в сетевом режиме в Управлении документационного обеспечения, а еще более 30 структурных подразделений Аппарата ее используют в локальном варианте. Осуществлены полная проработка, экспериментальное опробование новой автоматизированной системы на базе компьютерной сети, позволяющей объединить делопроизводство структурных подразделений в единый документооборот. Одновременно осуществлена компьютеризация технологических участков обработки документов: электронное машинописное бюро, сканирующее бюро, стенографическое бюро.

    Автоматизированная кадровая система эксплуатируется в виде двух автоматизированных технологий «Депутат» и «Аппарат» в информационной взаимосвязи с делопроизводством (адреса, телефоны депутатского корпуса) и Информационным фондом (ограниченный перечень данных) для информационно-справочного обслуживания.

    Автоматизированная система финансово-хозяйственной деятельности прошла обкатку в различных подразделениях Управления делами Государственной Думы в виде отдельных автоматизированных комплексов (бухгалтерия, учет транспортного обслуживания, материально-технического обеспечения и т.п.).

    Завершена организационная и проектная подготовка по созданию системы, охватывающей полный спектр планово-экономических, финансовых, материально-технических работ Управления делами Государственной Думы. Кроме того, развивались работы по практическому использованию компьютерных технологий обработки информации в Приемной Государственной Думы, Парламентской библиотеке, Правовом управлении, Пресс-службе, Управлении межпарламентских связей, Аналитическом управлении, Управлении делами Государственной Думы.

     

    Информатизация деятельности Совета Федерации

    Эффективность работы органов государственной власти всех уровней в значительной мере определяется качеством и оперативностью их информационного обеспечения. Важнейшим направлением решения данной проблемы является информатизация государственно-правовой сферы, призванной коренным образом улучшить деятельность всех участников законодательного процесса в стране по всему его жизненному циклу и прежде всего Федерального Собрания в целом, его палат — Совета Федерации, Государственной Думы, субъектов Российской Федерации. Разработка и внедрение концепций, методов и средств информационного обеспечения верхней палаты — Совета Федерации — осуществляется поэтапно. Первый этап этих работ был нацелен на создание и внедрение информационного обеспечения деятельности палаты в период I и II ее созывов (1994-2000 гг.), второй этап работ должен учитывать специфику деятельности палаты в соответствии с Федеральным законом о порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 5 августа 2000 г. № 113-ФЗ.

    После образования Совета Федерации 1-го созыва было принято решение о разработке концепции и методологии создания и поэтапного внедрения Информационно-коммуникационной системы (ИКС) верхней палаты как основного средства ее информационного обеспечения. Указом Президента Российской Федерации № 159 от 17 февраля 1995 г. «О создании Информационно-коммуникационной системы Совета Федерации Федерального Собрания» функции Заказчика системы, подготовка исходных данных для ее разработки были возложены на Аппарат Совета Федерации, а функции Генерального подрядчика по созданию и эксплуатации системы — на Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации (ФАПСИ). Во исполнение этого Указа ФАПСИ совместно с Аппаратом Совета Федерации разработаны и утверждены Концепция создания ИКС, ТЗ на ее разработку, исходные данные по составу и содержанию функциональных подсистем, возлагаемых на ИКС, требования к составу информационных ресурсов Совета Федерации, автоматизированному взаимодействию верхней палаты с Госдумой, Администрацией Президента и Правительством РФ, федеральными органами власти, субъектами РФ, государствами СНГ и дальнего зарубежья. Общее число разработанных организационно-распорядительных документов по созданию ИКС насчитывает свыше 300 наименований.

     

    Структура информационно-коммуникационной системы Совета Федерации

    В соответствии с Конституцией РФ Совет Федерации и Госдума являются самостоятельными палатами Федерального Собрания и каждая из них руководствуется конституционно установленными полномочиями и федеральными законами, своими принятыми регламентами. Создаваемая ИКС призвана охватить все сферы деятельности Совета Федерации, его комитетов, комиссий, структурных подразделений Аппарата и обеспечить доступ к государственным информационным ресурсам. Согласно концепции создания ИКС она станет составной частью Единого информационного пространства Российской Федерации, объединяющего государственные и негосударственные информационные ресурсы, создаваемые органами представительной, исполнительной и судебной власти, коммерческими структурами.

    Основными функциональными подсистемами ИКС являются: Парламентские слушания; Планирование; Законопроект; Заседания Совета Федерации; Законодательство; Делопроизводство; Контроль; Кадры; Аналитика; Статистика; Общественно-политические партии и движения; Регион; Электронные справочники; Выборы; Парламентские процедуры и регламент; Согласительные комиссии; Межпарламентские связи; Материально-техническое обеспечение; Пресс-центр; Содружество Независимых Государств; Комитет по делам Севера и малочисленных народов. Каждая из подсистем включает комплекс конкретных функциональных задач. Функциональная структура ИКС I этапа приведена на рис. 1. В состав ИКС входят:

  • электронные офисы руководства Совета Федерации;
  • электронные офисы членов Совета Федерации;
  • информационно-коммуникационный центр;
  • информационно-аналитический центр;
  • ситуационный центр;
  • технологическая автоматизированная информационная система документооборота и делопроизводства;
  • информационные системы подразделений, установленные в комитетах, комиссиях, приемной Совета Федерации и в подразделениях Аппарата Совета Федерации;
  • мобильные информационные системы;
  • система технологического обеспечения заседаний Совета Федерации;
  • система управления, администрирования и информационной безопасности ИКС; технологическая система сопровождения и развития ИКС;
  • центр обучения членов Совета Федерации и сотрудников Аппарата.

    Функционирование ИКС поддерживается внешними сетями передачи данных.

    Основу информационного обеспечения Совета Федерации составляют базы данных, электронные справочники, архивы и гипертексты, в совокупности образующие Информационный фонд Совета Федерации. В его структуре выделяются три уровня обработки информации:

    верхний — Информационный фонд Совета Федерации, включающий централизованные информационные ресурсы общего назначения, обеспечивающие решение задач верхней палаты парламента в целом и его отдельных подразделений;

    средний — локальные информационные фонды, обеспечивающие выполнение функций структурных подразделений Совета Федерации, т.е. комитетов, комиссий, Аппарата; нижний — индивидуальные информационные фонды членов Совета Федерации и сотрудников Аппарата. Базы данных (БД) по принадлежности делятся на собственные и внешних организаций. Последние подразделяются на БД, установленные в Совете Федерации целиком или фрагментарно, и те, к которым пользователи ИКС подключаются через коммуникационные средства.

    По содержанию информации БД классифицируются на правовые, экономико-статистические, справочно-аналитические, внутрипарламентские.

    Правовые БД формируются в соответствующих подразделениях Совета Федерации и его Аппарата, а также в результате информационного взаимодействия с Госдумой, Администрацией Президента и Аппаратом Правительства РФ, Министерством юстиции РФ.

    Базы данных экономико-статистической информации формируются и обновляются с установленной периодичностью Госкомстатом России, органами СНГ, ФАПСИ, Центробанком России и другими организациями.

    Базы данных справочно-аналитического характера содержат информационные материалы пользователей и данные, поступающие из Госкомстата России, информационно-аналитических служб Администрации Президента РФ, Центра экономической конъюнктуры при Правительстве РФ, федеральных министерств, ведомств, ФАПСИ, научных учреждений, периодической печати, а также из региональных центров глав администраций и избирательных округов.

    Внутрипарламентские базы данных представлены двумя группами — информационными и служебными. Первые содержат сведения о документах, разрабатываемых и принимаемых Советом Федерации, стено-графические материалы хода обсуждения вопросов в комитетах, комиссиях, на заседаниях, сведения о членах Совета Федерации, о составах и планах работ комитетов, комиссий, кадровые данные, справочники адресов, телефонов и др.

    Служебные БД включают словарную информацию, обеспечивающую ввод, хранение и доступ к массивам (классификаторы, рубрикаторы и др.). Структура информационных ресурсов Совета Федерации приведена на рис. 2.

    Каталог информационно-коммуникационных ресурсов Совета Федерации доведен до членов Совета Федерации, структурных подразделений Аппарата Совета Федерации и постоянно актуализируется.

    В настоящее время пользователи информационно-коммуникационных ресурсов имеют свыше 1000 ПЭВМ. Создана Интранет-cеть.

    Информационная структура Интранет-сервера Совета Федерации:

  • Структура и состав Совета Федерации
  • Регламент
  • Законодательная деятельность:
  • Календарный план заседаний Совета Федерации
  • Материалы к заседанию
  • Стенограммы к заседанию
  • Документы, принятые Советом Федерации
  • Мероприятия, проводимые в Совете Федерации

    Информационный фонд Совета Федерации:

  1. Материалы субъектов Российской Федерации:

    Паспорта регионов РФ

    Социально-экономическая ситуация в регионе (ФАПСИ)

    События в регионах

  2. Информационные выпуски:

    Выборы в регионах

    Адреса органов исполнительной и законодательной власти в сети Интернет

  3. Аналитические материалы:

    Межрегиональные ассоциации

    Обзор событий за неделю

    Сводки МВД и МЧС

    События в странах СНГ

  4. Информация структурных подразделений:

    Информационно-аналитического управления

    Управления по организации работы Совета Федерации и взаимосвязи с органами государственной власти субъектов Российской Федерации

    Пресс-службы

    Аналитические вестники «Россия как система» «Окружающая среда и здоровье населения России»

  5. Материалы Государственной Думы
  6. Правовые справочные системы
  7. Телефонный справочник
  8. «Доска объявлений» Аппарата Совета Федерации
  9. Отвечаем на Ваши вопросы
  10. Новости

    Пользователями информации Интранет-сервера являются также органы исполнительной и законодательной власти, в том числе Администрация Президента и Правительство РФ, Госдума, регионы России (Вологда, Казань, Калининград, Ростов-на-Дону, Смоленск, Чебоксары, Киров, Новосибирск, Якутск и др.).

    Информационное телекоммуникационное взаимодействие Совета Федерации с регионами России обеспечивается системой «Почта» ГУИР ФАПСИ.

    Электронная почта используется для:

    — оперативного оповещения всех членов Совета Федерации в регионах. На «Доску объявлений» данной системы помещается информационная сводка «Совет Федерации за день»;

    — обмена информацией через системы «Атлас», «Дионис» с законодательными органами субъектов Федерации и членами Совета Федерации. Для телекоммуникационной и информационной связи верхняя палата обеспечена высокоскоростным доступом к информационным ресурсам Государственной Думы.

    Сеть внешних источников информационной поддержки деятельности Совета Федерации

    В 1994-2000 гг. сформирована сеть внешних источников информационной поддержки законодательной деятельности Совета Федерации. Список органов власти, организаций и учреждений, с которыми Аппаратом Совета Федерации заключены соглашения о взаимном информационном сотрудничестве, включает свыше 100 наименований. Это прежде всего аппараты органов исполнительной и законодательной власти субъектов Российской Федерации, ФАПСИ, институты РАН, Научный центр правовой информации при Мин-юсте РФ, Госкомстат России, Статкомитет СНГ, информационные агентства, Верховные Советы Украины, Беларуси, Межрегиональные ассоциации экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации, Исследовательская служба Конгресса США, ООН, ЮНЕСКО, международные парламентские организации и др. Интернет в Совете Федерации

    В 1994 году при содействии Исследовательской службы Конгресса США Совет Федерации и Госдума были подключены к глобальной информационной сети Гласнет (Россия), имевшей выход в международную сеть Интернет. В 1998 г. был открыт Web-сервер Совета Федерации в сети Интернет, который содержит информацию о деятельности Совета Федерации, обеспечивает возможность подключения к сети членов Совета Федерации, руководителей комитетов, сотрудников Аппарата.

     

    Задачи информатизации правоприменительной и правоохранительной деятельности

    Стандартизация в области правовых технологий является важнейшим решением, которое гарантирует высокое качество не только законотворчества, нормотворчества, но и конституционного правосудия и конституционного контроля. Это даст возможность существенно снизить цену управления демократизацией государств, содействовать общеевропейскому мониторингу за судебной практикой. Введение стандартизации правовых технологий даст ощутимые преимущества, как для производителя (судов), так и для потребителя (общество, граждан).

    Определение правовой задачи зависит от конкретного вида юридической деятельности. Например, применительно к судебно-подчерковедческим исследованиям задача определяется как «принятая экспертом-подчерковедом объективная конкретная ситуация (задание следователя или суда), в которых эксперт в силу своего процессуального положения на основе специальных познаний в области судебно-подчерковедческой экспертизы обязан действовать, чтобы ответить на вопрос и дать заключение».

    В широком смысле правовую задачу можно определить как ситуацию правового характера, требующую осуществления комплекса действий по приведению исходной информации об объекте познания к виду, позволяющему получить новые данные о нем и использовать их для достижения истины в проводимом правовом исследовании.

    1) Поскольку такое изменение информации достигается путем того или иного ее преобразования, а исходная информации часто бывает недостаточно для решения задачи, то требуется преобразование и самой постановки исходной задачи.

    2) При использовании ПК также возникает проблема: какие операции при решении юридических задач может выполнять человек, а какие машина?

    3) Объект по цели часто не совпадает с непосредственным объектом исследования.

    Например в криминалистической идентификации лица по подчерку необходимо установить, исполнена ли данная рукопись Ивановым. Здесь объект цели – Иванов. Решает задачу эксперт-почерковед. Но он исследует не Иванова, а образцы его письма и почерка и рукопись, представленную на изучение. Причем в основе исследования лежат выделение, сравнение и оценка информации о признаках письма и почерка, характерных для анализируемой рукописи и образцов. Или другой пример. Требуется установить, привлекался ли ранее гражданин Сидоров к уголовной ответственности. Если да, то когда, где и по какому делу..

    Задачи такого рода решаются путем анализа личностной информации, которая может содержаться в отпечатках пальцев, фотографических изображениях и других источниках информации о признаках, присущих данной личности и характеризующих ее особенности. Эти данные сосредоточены в специальных хранилища-картотеках уголовной регистрации. Работники картотек даже никогда не видят объект в отношении которого решается та или иная задача. Они лишь оперирую информацией о нем, содержащейся в различных источниках.

    Итак, в основе решения правовых задач лежат процессы выделения, преобразования, хранения, исследования и оценки информации о признаках и свойствах объектов, применительно к которым решается та или иная задача. Иными словами, любая правовая задача, к какому бы классу она не относилась (по функциональному назначению), по своей сути – задача информационная.

    Информатизация правоприменительной и правоохранительной деятельности позволит обеспечить: оперативную информационно-правовую поддержку правоприменительной деятельности; открытость работы всей правоприменительной и правоохранительной системы; повышение оперативности сбора и оформления документов в процессе подготовки и слушания дел; сокращение сроков рассмотрения дел; формирование единой информационной технологии делопроизводства в целях сокращения времени на переписку и передачу информации; доступность для работников органов всего объема информации о законодательстве РФ и судебной практике; полноту и достоверность информации о деятельности правоприменительной и правоохранительной деятельности; повышение оперативности сбора и обработки соответствующих статистических данных и обеспечение объективного анализа правоприменительной практики; повышение эффективности кадрового, организационного, материально-технического и ресурсного обеспечения деятельности правоохранительных органов; информационно-аналитическую поддержку принятия решений во всех сферах обеспечения правоохранительной и правоприменительной деятельности.

     

    Информационный поиск в правовой сфере

    Информационный поиск – под которым понимается «процесс отыскания в каком-то множестве документов тех, которые посвящены указанной в информационном запросе теме (предмету) или содержат необходимые потребителю факты, сведения».

    Для осуществления поиска интересующей информации во всем массиве циркулирующих сведений, информация должна быть организована. Основными средствами организации информации являются каталогизация и классификация. С развитием компьютерных технологий большое значение приобрели тезаурусы.

     

    Основы теории информационного поиска

    Существует большое число задач, относимых к области информационного поиска: «традиционный» поиск по коллекциям с фиксированным набором жанров (правовые системы, архивы СМИ и т.п.); наиболее востребованный ныне поиск по неконтролируемым коллекциям (интернет); тематический или сверхточный поиск, вопросно — ответные системы; многоязычный поиск; учет требований разных категорий пользователей ; и т.д. Системы, реализующие информационный поиск, представляют сложные программные комплексы, решающие помимо собственного поиска массу «сопутствующих» задач — те или иные процедуры классификации текстов, сложные алгоритмы оценки потребности пользователей, разработка «интеллектуальных» интерфейсов.

    Основные цели информационного поиска:

    – поиск необходимых сведений об источнике и установление его наличия в системе других источников;

    – поиск самих информационных источников;

    – поиск фактических сведений;

    Эти цели определяют и три основных вида информационного поиска.

    Для решения многих задач используются разные лингвистические методы. Основные причины существования информационно — поисковых систем: большой объем информации, ее недостаточная или чересчур подробная структуризация, широкий тематический профиль информационных массивов. Основная задача поисковой системы — минимизировать время, затрачиваемое пользователем на поиск нужной информации. Целью данной работы является создания эффективной информационно — поисковой системы.

    Для этого нужно решить следующие задачи: проанализировать существующие информационно — поисковые системы; алгоритм поиска информации; провести анализ критериев качества информационно — поисковых систем; выбрать критерии качества; создать алгоритм поиска; провести исследование эффективности поисковой системы.

     

    Информационно-правовой язык

    Информационно-правовой язык – это
    формализованный искусственный язык, предназначенный для индексирования правовых документов, информационных запросов и описания правовых фактов с целью последующего хранения и поиска.

    Любой абстрактный информационно-правовой язык состоит из алфавита (списка элементарных символов), правил образования и правил интерпретации. Правила образования устанавливают, какие комбинации элементарных символов допускаются при построении слов и выражений, а правила интерпретации — как надлежит понимать эти слова и выражения.

    Информационно-правовой язык должен располагать лексико-грамматическими средствами, необходимыми для выражения основного смыслового содержания любого текста и смысла любого информационного запроса по данной отрасли или предмету, быть недвусмысленным (допускать одно истолкование каждой записи), удобным для алгоритмического сопоставления и отождествления (полного или частичного) записей основного смыслового содержания текстов и смыслового содержания информационных запросов. При разработке конкретного информационно-правового языка учитываются специфика отрасли или предмета, для которой этот язык создаётся, особенности текстов, образующих поисковый массив, характер информационных потребностей, для удовлетворения которых создается данная информационно-поисковая система.

     

    Математические методы в судебной экспертизе

    Подготовка эксперта в области информационных технологий относится к числу новых задач, поставленных практикой перед системой государственных судебно-экспертных учреждений.

    Решение данной задачи основывается на формировании у обучаемых умения творчески применять фундаментальные знания из области информатики, математики, криминалистики и других наук, для разрешения вопросов, интересующих орган или лицо, назначающих компьютерно-техническую экспертизу (СКТЭ), поскольку объект исследования динамичен по своей структуре и имеет тенденцию к усложнению

    Maтeмaтичecкиe (мoдeльныe) мeтoды, иcпoльзyeмыe в cyдeбнoй экcпepтизe, ocнoвaны нa вepoятнocтнoм мoдeлиpoвaнии. Oни pacшиpили вoзмoжнocти экcпepтныx иccлeдoвaний, пoзвoлили peшaть нoвыe зaдaчи, пoвыcили нaдeжнocть и oбocнoвaннocть зaключeний.

<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 1.03MB/0.00041 sec

WordPress: 21.83MB | MySQL:123 | 1,653sec