Классификация юридических лиц

<

031014 1948 1 Классификация юридических лиц

Задание 1

Конструкция юридического лица — весьма эффективный правовой способ организации хозяйственной деятельности. Юридически самостоятельные, имущественно обособленные организации составляют одну из основных групп участников развитого товарного оборота. Вместе с тем их появление, функционирование и развитие определяются господствующим в экономике типом хозяйственного механизма, т.е. принятой системой регуляторов (управления) экономической деятельностью — рыночной, планово-централизованной, смешанной (переходной). В зависимости от этого расширяется или сужается сеть юридических лиц, появляются или исчезают те или иные их разновидности.

Так, в централизованно управляемой огосударствленной экономике статусом юридического лица наделяется производственное предприятие
как таковое, как производственно-технический комплекс. При этом он одновременно является собственностью государства-учредителя, не будучи по-настоящему имущественно обособленным, и остается под его полным контролем. Государство же со своей стороны не только не отвечает своим имуществом по его долгам, но и запрещает другим кредиторам обращать взыскание на его «основные фонды» (т.е. на наиболее ценное имущество) как на объекты своей собственности. Очевидно, что такой своеобразный субъект оборота не может стать нормальным партнером для обычного (частного) собственника, а в правоотношения с другими такими же субъектами (несобственниками) вступает в основном в соответствии с указанием административно-плановых актов, т.е. по указаниям собственника, что существенно искажает и сам нормальный оборот.

В рыночной экономике юридическими лицами становятся прежде всего организации коммерческого, а не сугубо производственного характера — различные торговые (коммерческие, хозяйственные) общества и товарищества. Находящиеся в их собственности предприятия (производственно-технические, имущественные комплексы) рассматриваются как объект, а не субъект права.

Существующая в российском правопорядке система юридических лиц обусловлена переходным (от централизованно управляемого к рыночно-организованному) характером современной отечественной экономики. В ее составе сохраняются поэтому преобладавшие в плановом хозяйстве унитарные (государственные и муниципальные) производственные предприятия, а также некоторые другие (некоммерческие) организациинесобственники
(учреждения), признание которых юридическими лицами не свойственно традиционному рыночному обороту.

Наряду с ними развиваются, занимая господствующее место, обычные для рыночной экономики субъекты — акционерные и другие хозяйственные общества и товарищества. Названные обстоятельства обусловливают и некоторые особые критерии классификации юридических лиц в российском гражданском праве, например их деление на собственников и несобственников (обладателей особых ограниченных вещных прав) закрепленного за ними имущества.

Классификация юридических лиц имеет важное гражданско-правовое значение. Во-первых, она дает исчерпывающее представление обо всех их разновидностях. Будучи закрепленной законом, она исключает появление правосубъектных организаций, не входящих в какое-либо подразделение данной классификации, и тем самым препятствует появлению среди участников оборота непонятных, сомнительных образований (типа разного рода «фирм», «корпораций», «центров» и т.п.). Поэтому в интересах всех участников оборота закон устанавливает исчерпывающий, закрытый перечень («numerus clausus») видов юридических лиц, которые могут создаваться лишь в прямо предусмотренных им формах.

Во-вторых, такая классификация делает возможным четкое определение правового статуса той или иной организации и исключает смешение различных по юридической природе организационно-правовых форм хозяйственной деятельности. Так, «малые предприятия», подобно средним и большим, в действительности могут существовать не только в форме унитарных предприятий, но и в виде хозяйственных обществ, товариществ и производственных кооперативов, а «совместные предприятия» (с иностранным участием) — лишь в форме хозяйственных обществ или товариществ. Сами же «малые» и «совместные» предприятия обоснованно не признаются законом самостоятельными разновидностями юридических лиц.

В развитых правопорядках, главным образом в европейском континентальном праве, традиционным является деление юридических лиц на корпорации и учреждения1. Корпорации представляют собой добровольные объединения физических и (или) юридических лиц, организованные на началах членства их участников (акционерные и другие общества и товарищества, кооперативы), учреждения — организации, создаваемые («учреждаемые») одним или несколькими лицами и не имеющие членства (строго фиксированного участия), например, благотворительные и иные фонды.

К числу корпоративных (членских) организаций у нас могут быть отнесены хозяйственные товарищества, общества, кооперативы и ассоциации (союзы) юридических лиц, а также большинство некоммерческих организаций (общественные и религиозные объединения, некоммерческие партнерства и т.п.). К учреждениям могли бы быть отнесены не только фонды и «автономные некоммерческие организации», но и «унитарные предприятия». Однако в российском гражданском праве понятие учреждение имеет свое, особое значение, отличное от традиционного. Под ним понимается некоммерческая организация, полностью или частично финансируемая учредителем-собственником и обладающая имущество (п. 1 ст. 120, п. 1 ст. 296, ст. 298 ГК). Поэтому в отечественном правопорядке отсутствует деление юридических лиц на корпорации и учреждения.

Важной классификацией юридических лиц в зарубежном праве также является их деление на юридические лица частного и публичного права. К последним относятся юридические лица, созданные на основе акта публичной власти (а не по воле учредителей) и нередко обладающие определенными властными полномочиями (в частности, публично-право вые образования и государственные органы). Однако в имущественных (гражданских) правоотношениях юридические лица публичного права приравниваются законом к юридическим лицам частного права, прежде всего, с точки зрения самостоятельной имущественной ответственности по долгам и возможностей банкротства (§ 89 Германского гражданского уложения). В российском правопорядке соответствующие организации выступают либо как государственные или муниципальные учреждения, либо как публично-правовые образования
— самостоятельный вид субъектов гражданского права.

В действующем российском гражданском законодательстве все юридические лица в зависимости от характера деятельности разделяются прежде всего на коммерческие и некоммерческие организации.

К коммерческим
относятся организации, имеющие в качестве основной цели свой деятельности получение прибыли
(п. 1 ст. 50 ГК). Полученную прибыль они в дальнейшем тем или иным способом распределяют между своими участниками (учредителями). Это — хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия. Ни в каких иных организационно-правовых формах, кроме названных, коммерческие организации создаваться не могут (п. 2 ст. 50 ГК).

Статус коммерческой организации дает возможность весьма широкого участия в гражданском обороте (в частности, на базе общей, а не специальной правоспособности, которая предоставляется всем таким организациям, за исключением унитарных предприятий), но влечет и предъявление повышенных требований к деятельности соответствующего юридического лица (например, с точки зрения условий имущественной ответственности).

К некоммерческим организациям
относятся потребительские кооперативы, общественные и религиозные организации (объединения), учреждения, фонды и другие прямо предусмотренные законом виды юридических лиц (например, торгово-промышленные палаты и некоммерческие партнерства).

Гражданский кодекс не содержит исчерпывающего перечня некоммерческих организаций, но предусматривает возможность их появления только в формах, установленных законом
(п. 3 ст. 50 ГК). Таким образом, остается по сути непоколебленным замкнутый перечень видов юридических лиц.

Некоммерческие организации создаются для выполнения социально-культурных и тому подобных задач неимущественного
характера, решение которых само по себе не требует участия в гражданском обороте. Поэтому ряд из них, например, некоторые общественные организации, строго говоря, могут работать, не имея прав юридических лиц. Но и для тех из них, кто получил статус юридического лица, участие в имущественных гражданских правоотношениях всегда является (и должно быть) вспомогательным
по отношению к их основной деятельности. В связи с этим их предпринимательская, т.е. направленная на получение доходов деятельность, без которой в некоторых случаях невозможно выполнение их основных задач, подлежит жестким ограничениям с тем, чтобы она не превратилась в главную и не оттеснила на второй план выполнение основных (некоммерческих) задач такой организации.

Некоммерческие организации вправе осуществлять предпринимательскую деятельность (т.е. получать прибыль), которая должна, однако, соответствовать двум условиям: служить достижению поставленных перед организацией некоммерческих целей и соответствовать этим целям по своему характеру (например, общественная организация вправе осуществлять приносящую прибыль издательскую деятельность, но не вправе заниматься торгово-посреднической деятельностью). Кроме того, полученную прибыль некоммерческая организация не может распределять между своими участниками (учредителями), а должна направлять на достижение установленных для нее учредителями целей.

В зависимости от прав учредителей (участников) юридического лица на его имущество закон разделяет все юридические лица на три группы. Первую группу составляют юридические лица — собственники, в отношении которых их учредители (участники) имеют лишь обязательственные права требования, реализуемые за счет имущества этих юридических лиц. Они, следовательно, утрачивают право собственности на переданное ими юридическому лицу имущество, если, конечно, последнее прямо не передается создаваемой организации только во временное пользование. К таким юридическим лицам относится большинство коммерческих организаций (за исключением унитарных предприятий — несобственников), т.е. товарищества, общества и производственные кооперативы, а из числа некоммерческих — потребительские кооперативы (п. 2 ст. 48 ГК) и некоммерческие партнерства.

Во вторую группу включаются юридические лица — несобственники, на имущество которых учредители сохраняют право собственности
(унитарные предприятия и учреждения и соответствии с п. 2 ст. 48 ГК). Существование таких юридических лиц не свойственно нормальному имущественному обороту и, как отмечалось, является следствием переходного характера отечественной экономики и основанного на нем правопорядка.

К третьей группе относятся юридические лица — собственники, в отношении которых (их имущества) их учредители (участники) не сохраняют ни обязательственных, ни вещных прав.
Это большинство некоммерческих организаций — общественные и религиозные объединения, фонды, ассоциации (союзы) и др. (за исключением потребительских кооперативов, учреждений и некоммерческих партнерств).

Различие в статусе этих разновидностей юридических лиц проявляется, например, при их ликвидации или выходе из них участника (учредителя). В первом случае он вправе потребовать передачи ему части имущества, причитающейся на его долю, а при ликвидации — учреждениями, включая правоохранительные органы, нефтепродуктов для сбыта и выплаты за счет этих доходов зарплаты своим работникам. Законодательные нормы не без лоббистских усилий не смогли полностью противостоять этому, что вызвало в юридической литературе обоснованные упреки относительно нечеткости законодательных границ между коммерческими и некоммерческими организациями. Вместе с тем полностью лишить некоммерческие организации права получать доходы для материального обеспечения своей деятельности также не представляется возможным, а отказ от самого этого деления юридических лиц привел бы к безграничному развитию коммерции под маской некоммерческих организаций.

В части соответствующего остатка (выход из акционерного общества обычно осуществляется путем продажи или иного отчуждения принадлежавших акционеру акций). Во втором случае учредитель-собственник получает весь остаток имущества юридического лица при его ликвидации либо остается собственником при его реорганизации. В третьем случае участник (учредитель) юридического лица не получает никаких прав на имущество ни при выходе из организации, ни при ее ликвидации.

 

 

Задание 2

 

Монополия — греческое слово, буквально переводится на русский язык как «продаю один», что очень близко к его смысловому содержанию. Понятие «монополия» отражает концентрацию капитала, производства, торговли в руках одного или нескольких хозяйствующих субъектов.

Монополия также имманентна рыночной экономике, объективно обусловлена развитием последней. В экономике действуют две взаимосвязанные тенденции. Первая — стремление хозяйствующих субъектов к обособлению, образованию автономных экономических структур. Юридически это обеспечивается такими формами реорганизации юридических лиц, как выделение и разделение, вследствие чего на рынке выступает все больше независимых друг от друга и конкурирующих между собой хозяйствующих субъектов. Вторая тенденция — стремление к поглощению одних хозяйствующих субъектов другими, более сильными. Здесь юридическими формами реорганизации служат слияние, присоединение и некоторые другие формы объединения с сохранением статуса самостоятельного юридического лица. Наиболее незадачливые участники рыночных отношений разоряются и ликвидируются. В результате число хозяйствующих субъектов и соответственно конкурентов на рынке сокращается, а при максимальной концентрации капитала, производства, торговли товарами конкуренция прекращается вовсе.

<

Сущностной характеристике монополистической деятельности посвящен второй раздел Закона о конкуренции1, однако само определение ее дано в ст. 4 первого раздела этого Закона. Она рассматривается как противоречащие антимонопольному законодательству действия (бездействие) хозяйствующих субъектов, направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции. Следует подчеркнуть, что в последней редакции Закона содержание монополистической деятельности существенно изменено по сравнению с тем, которое давалось в прежней редакции, особенно, когда речь идет о таком ее признаке, как соглашения и согласованные действия хозяйствующих субъектов, которые могут привести к ограничению конкуренции. Раскрывая глубинную сущность монополистической деятельности, законодатель указывает на ее основные признаки:

1) злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением на рынке. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта в том случае, если доля его товара на рынке составляет 65 % и более, за исключением тех случаев, когда хозяйствующий субъект докажет, что его положением на рынке не является доминирующим. В то же время не признается доминирующим положение хозяйствующего субъекта, если его доля на рынке определенного товара не превышает 35 %.

Закон о конкуренции запрещает хозяйствующим субъектам, занимающим доминирующее положение, такие действия (бездействие), которые могут иметь своим результатом недопущение, ограничение или устранение конкуренции. К числу таких действий (бездействия) Закон, в частности, относит: изъятие товаров из обращения с целью создания или поддержания дефицита на рынке с последующим повышением цен; навязывание контрагенту условий договора, не выгодных для него или не относящихся к предмету договора; создание условий доступа на товарный рынок, которые ставят в неравное положение одних хозяйствующих субъектов по сравнению с другими (дискриминация); создание входных (выходных) барьеров на рынок и с рынка; установление и поддержание монопольно высоких (низких) цен и др.

В то же время Закон предусматривает действия (бездействие) хозяйствующего субъекта, которые в исключительных случаях могут быть признаны правомерными, если хозяйствующий субъект докажет, что положительный эффект от его действий превысит негативные последствия для рассматриваемого товарного рынка;

2) соглашения или согласованные действия хозяйствующих субъектов, ограничивающие конкуренцию. Законом запрещается заключение договоров или осуществление согласованных действий хозяйствующими субъектами, действующими на рынке одного товара либо взаимозаменяемых товаров (субститутов), которые приводят или могут привести к поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок, наценок; повышению, снижению или поддержанию цен на аукционах и торгах, разделу рынка по территориальному принципу, по объему продаж или закупок, по ассортименту реализуемых товаров; ограничению доступа на рынок или устранению с него других хозяйствующих субъектов в качестве продавцов определенных товаров или их покупателей, отказу от заключения договоров с определенными продавцами и покупателями.

Однако, если совокупная доля хозяйствующих субъектов на рынке определенного товара не превышает 35 %, то вышеуказанные положения к ним не применяются.

В качестве монополистической может быть признана также любая координация предпринимательской деятельности коммерческих организаций, если она имеет или может иметь своим результатом ограничение конкуренции.

3) акты и действия федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, если они направлены на отграничение конкуренции. Органам власти всех уровней запрещается принимать акты или совершать действия, которые ограничивают самостоятельность хозяйствующих субъектов, создают дискриминационные условия деятельности отдельных хозяйствующих субъектов, если такие акты или действия имеют либо могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и ущемление интересов хозяйствующих субъектов.

4) соглашения или согласованные действия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, если они направлены на ограничение конкуренции.

Объективные причины обусловливают различный характер монополий, различные их виды. По критерию социально-экономической природы их возникновения и функционирования общепринято различать монополии естественные, легальные и искусственные.

В ряду монополий особняком стоят естественные монополии, где по объективным условиям, не зависящим от воли людей и государства, по самой природе вещей иное состояние рынка, кроме монополии, невозможно или нецелесообразно. В сферах деятельности естественных монополий, например в железнодорожных перевозках, установлен специфичный по сравнению с иными видами монополий механизм правового регулирования: действует своя система нормативно-правовых актов, особая система государственных органов регулирования и контроля их деятельности.

Легальными монополии называют потому, что они образуются на законном основании и официально защищены от конкуренции (от лат. legalis — законный, признанный, разрешаемый законом). Сферы и численность легальных монополий очень подвижны. Они то вводятся, то упраздняются. Примером может служить отношение нашего законодателя к государственной монополии на алкогольные напитки, которая была отменена, а затем введена вновь. К легальным монополиям относятся патентная система, авторские права, торговые знаки и знаки обслуживания и т. п.

Самыми распространенными и опасными для свободы конкуренции на рынке являются искусственные монополии. Под приведенным условным названием, отделяющим эти организации от естественных монополий, подразумеваются объединения хозяйствующих субъектов, образуемые ради получения монополистических выгод. Эти монополии преднамеренно меняют структуру рынка — создают барьеры для вхождения на рынок новых предпринимателей; ограничивают предприятиям, которые не вошли в монополистическое объединение, доступ к источникам сырья и энергоносителям; создают очень высокий (по сравнению с новыми хозяйствующими субъектами) уровень технологии; используют более крупный капитал, дающий больший эффект от роста масштаба производства, и т. п. Искусственные монополии образуются в виде картелей, синдикатов, трестов, концернов.

В общем виде процесс монополистической концентрации производства и централизации капитала в современных условиях проводит в формах интеграции, диверсификации и конгломерации. Интеграция — объединение технологически однородных производств (горизонтальная интеграция) или производств, образующих иную технологическую цепочку, начиная от обработки сырья и кончая производством готовой продукции (вертикальная интеграция).

Диверсификация — объединение разнородных предприятий, принадлежащих к близким, родственным отраслям. Диверсифицированные хозяйствующие субъекты — многоотраслевые, производящие широкий ассортимент товаров. Самой диверсифицированной компанией мира считается «Дженерал электрик». Она производит широкий круг потребительских электро-товаров, моторы, электрооборудование, локомотивы, реактивные моторы, медицинское оборудование, силиконовые и режущие материалы и многое другое.

Конгломерат означает объединение под единым финансовым контролем хозяйствующих субъектов, не имеющих производственных связей и принадлежащих не только к различным видам производства, но и к различным сферам экономики.

Федеральный закон «О естественных монополиях» 1 выделяет субъекты естественных монополий в следующих сферах: транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам; транспортировка газа по трубопроводам; услуги по передаче электрической и тепловой энергии; железнодорожные перевозки; услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов; услуги общедоступной электрической и почтовой связи.

Наличие естественных монополий в народном хозяйстве, являющихся базой всей экономики, означает, что не существует реальной возможности избежать доминирующего положения на рынке какого-либо определенного предприятия. Поэтому возникает необходимость выработки правового механизма регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий. Основная цель такого регулирования и контроля заключается в том, чтобы воспрепятствовать получению этими структурами сверхприбыли.

Нормативно-правовую основу регулирования и контроля деятельности естественных монополий составляют законы и иные нормативные акты, принимаемые как федеральными органами государственной власти, так и субъектами Российской Федерации по вопросам, которые находятся в их исключительном ведении или в совместном ведении с Российской Федерацией.

Определяющая роль отводится ФЗ РФ «О естественных монополиях», принятому 19.07.1995 г. и заложившему правовые основы регулирования и контроля деятельности естественных монополий в Российской Федерации. Кроме того, приняты нормативно-правовые акты, регулирующие отношения, складывающиеся в отдельных сферах естественных монополий. Это, в частности, ФЗ РФ «О железнодорожном транспорте в РФ» от 10.01.2003 г.1; ФЗ РФ «О связи» от 16.02.1995 г.2; ФЗ РФ «Об энергоснабжении» от 15.03.1996 г.3; ФЗ РФ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» от 10 марта 1995 г.4; ФЗ РФ «О газоснабжении в Российской Федерации» от 31.03. 1995 г.

 

Задание

 

Коммерческой организацией является предпринимательское образование, преследующее извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. К ним относятся: хозяйственные товарищества и общества, унитарные предприятия и производственные кооперативы. Коммерческие организации могут быть созданы только в предусмотренных Гражданским Кодексом РФ правовых формах, и ни в каких других.

 

 

 

Организационно-правовые формы 

Цель

деятельности 

Источники финансирования

Управление имуществом на праве 

Ответственность организации

по своим обязательствам

Полное товарищество

предпринимательская деятельность для извлечения прибыли

вклады юридических и физических лиц

имущество, созданное за счет вкладов учредителей, произведенное или приобретенное в процессе деятельности, при чем участники утрачивают право собственности на него

солидарная ответственность всем своим имуществам

Коммандитное товарищество

предпринимательская деятельность для извлечения прибыли

вклады юридических и физических лиц

имущество, созданное за счет вкладов учредителей, произведенное или приобретенное в процессе деятельности, при чем участники утрачивают право собственности на него

в пределах сумм внесенных вкладов

общество с ограниченной ответственностью

предпринимательская деятельность для извлечения прибыли

вклады участников

имущество, созданное за счет вкладов учредителей, произведенное или приобретенное в процессе деятельности, при чем участники утрачивают право собственности на него

не отвечают по обязательствам общества и несут риск в пределах внесенных вкладов

акционерное общество

предпринимательская деятельность для извлечения прибыли

номинальная стоимость акций, приобретаемых акционерами

имуществом управляют акционеры в лице совета директоров

не отвечают по обязательствам общества, несут риск убытков от его деятельности в пределах стоимости акций

общество с дополнительной ответственностью

предпринимательская деятельность для извлечения прибыли

вклады участников

имущество, созданное за счет вкладов учредителей, произведенное или приобретенное в процессе деятельности, при чем участники утрачивают право собственности на него

несут субсидиарную ответственность по обязательствам общества в пределах, определяемых учредительными документами

государственное, муниципальное унитарное государство

предпринимательская деятельность для извлечения прибыли

вклады государственного или муниципального учредителя

имущество неделимо, не обладает правом собственности на него

Имущество государственного или муниципального унитарного предпри-

ятия находится соответственно в государственной или муниципальной собс-

твенности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного веде-

ния или оперативного управления. 

унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем при-

надлежащим ему имуществом. Предприятие не несет ответственности по обязательствам

собственника его имущества.

федеральное казен. предприятие 

предпринимательская деятельность для извлечения прибыли

вклады государственного или муниципального учредителя

имущество в федеральной собственности

предприятие отвечает по своим обязательствам всем при-

надлежащим ему имуществом.

предприятие не несет ответственности по обязательствам

собственника его имущества.

производственный кооператив

предпринимательская деятельность для извлечения прибыли

путем добровольного объединения для совместной деятельности

вклады 

внесенный имущественный пай 

субсидиарная ответственность по обязательствам ПК в равных долях, если иное не определено в уставе, в пределах, установленных уставом, но не меньше величины годового дохода кооператива

учреждение 

осуществление управленческих, социально-культурных или иных функций не-

коммерческого характера

финансирование собственником полностью или частично

Учреждение в отношении закрепленного за ними имущества управляет в осуществляют в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества права владения, пользования и распоряжения им.

Собственник праве распоряжаться имуществом учреждения

Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его

распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную

ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего

имущества. 

общественная организация

добровольное объединение граждан для удовлетворения духовных или нематериальных потребностей

вклады, членские взносы 

внесенное или приобретенное имущество

Участники не отвечают по обязательствам об-

щественных и религиозных организаций, в которых участвуют в качестве их

членов, а общественная организация не отвечают по обязательствам своих членов.

потребительский кооператив

удовлетворение материальных и иных потребностей участников

паевые взносы 

паевые взносы 

субсидиарная ответственность членов по обязательствам в пределах невнесенной части дополнительного взноса

фонд 

социальные, благотворительные, культурные и др. цели

предпринимательская деятельность

добровольные имущественные взносы

имущество принадлежит фонду 

Учредители не отвечают по обязательствам созданного

ими фонда, а фонд не отвечает по обязательствам своих учредителей.

Ассоциация (союз)

координация и защита имущественных интересов группы коммерческих или некоммерческих организаций

вносы организаций

имущество принадлежит учредителям

Ассоциация (союз) не отвечает по обязательствам своих членов.

Члены ассоциации (союза) несут субсидиарную ответственность по ее обязательствам в размере и в порядке, предусмотренными учредительными документами ассоциации.

 

 

Список литературы

 

  1. Конституция РФ: Принята 12 дек. 1993 г. М., 1993.
  2. Гражданский Кодекс РФ. Ч. 1 от 30 ноября 1994 г.// СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.
  3. Гражданский кодекс РФ. Ч. 2 от 26 января 1996 г.// СЗ РФ. 1996. № 5. Ст. 410.
  4. О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках // СЗ РСФСР. 1991. № 22. Ст. 1977.
  5. О защите конкуренции на рынке финансовых услуг: ФЗ № 117-ФЗ от 4 июня 1999 г. ФЗ РФ (в ред. ФЗ от 30.12.2001 № 196-ФЗ // СЗ РФ. 1995. № 17, ст. 1918.
  6. Положение о МАП: утверждено Постановление правительства Российской Федерации от 12.07.99 г. № 793 // СЗ РФ. 1999, № 29, ст. 3756.
  7. Авдашева С.Б., Аронин В.А., Ахполов И.К. и др. Под ред. А. Г. Цыганова. Конкуренция и антимонопольное регулирование.– М.: Логос, 2004.
  8. Вильсон Дж., Цапелик В. Естественные монополии России //Вопросы экономики. 2003. № 9.
  9. Дойников И.В. Предпринимательское (хозяйственное) право. М., 2004.
    1. Гражданское право. Учебник / Под. ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого.- М.: Проспект, 2005.
<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 0.97MB/0.00037 sec

WordPress: 23.57MB | MySQL:120 | 1,492sec