Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности и порядок их образования

<

032014 0417 1 Организационно правовые формы предпринимательской   деятельности и порядок их образованияПод организационно-правовой формой
предпринимательской деятельности понимают совокупность имущественных и организационных отличий, особенностей взаимодействия собственников, учредителей, участников, их ответственности друг перед другом и контрагентами, способов формирования имущественной базы.

Имущественные отличия отражают то, на какой форме собственности или на базе какого вещного права действует предприниматель. Если это государственное имущество, то мы имеем дело с государственными предприятиями, находящимися в федеральной собственности или собственности субъектов Российской Федерации, Если предприятие основывает свою деятельность на базе муниципального имущества
или если такое имущество является для него преобладающим, мы говорим о муниципальном предприятии.

Организационно-правовые формы хозяйственных товариществ, хозяйственных обществ, кооперативов характеризуются частной формой собственности.

Кроме того, имущественные отличия проявляются в соотношении прав на имущество у участников (учредителей) и самой организации. По этому критерию выделяют три модели имущественных отношений:

— участники (учредители) хозяйственных товариществ, обществ, кооперативов, передавая имущество организации, теряют на него право собственности. Собственниками имущества, в том числе внесенного учредителями вклада, имущества, приобретенного в процессе предпринимательской деятельности, становятся сами юридические лица.

У участников возникают обязательственные права на получение дохода и дивидендов, корпоративное право на участие в управлении делами, права на ликвидационную квоту;

— учредители государственных и муниципальных предприятий, учреждений остаются собственниками закрепленного за такими организациями имущества. Сами же предприятия и учреждения владеют, пользуются, распоряжаются имуществом на основе производных вещных прав: хозяйственного ведения или оперативного управления;

— в отношении общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов, объединений юридических лиц их учредители вообще не имеют имущественных прав – ни вещных, ни обязательственных.

Организационные отличия выражаются во внутренней конструкции управления делами предприятия. Так, в государственных и муниципальных предприятиях управляющим является принятый по контракту руководитель.

В товариществах выступление в обороте происходит по воле одного или нескольких участников. В хозяйственных обществах воля выражается общим собранием и специально сформированными, в соответствии с законом и уставом, органами управления.

Особенности взаимодействия собственника и участников при разных организационно-правовых формах проявляются прежде всего в. различном их участии в делах предприятия. Так, собственник государственного и муниципального предприятия, определяя цели деятельности предприятия, не вмешивается в дальнейшем в его оперативную деятельность. В товариществе на вере управление деятельностью осуществляется полными товарищами, вкладчики же не вправе участвовать в управлении и ведении дел товарищества, выступать от его имени иначе как по доверенности.

Организационно-правовые формы различаются также по конструкции ответственности. Так, в полном товариществе участники солидарно несут субсидиарную ответственность по долгам товарищества своим личным имуществом. В обществах с ограниченной ответственностью участники перед кредиторами общества не отвечают, они несут лишь риск убытков в размере своего вклада. По долгам же отвечает только само общество принадлежащим ему на праве собственности имуществом. Субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия несет собственник его имущества.

Итак, мы перечислили и охарактеризовали основные признаки понятия «организационно-правовая форма». Действующее законодательство различает следующие организационно-правовые формы предпринимательской деятельности: хозяйственные товарищества (полные и коммандитные), хозяйственные общества (с ограниченной ответственностью, с дополнительной ответственностью, акционерные), производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия. Перечисленные организации по законодательству Российской Федерации являются коммерческими.

Помимо коммерческих, действующим законодательством предусмотрена возможность создания организаций некоммерческих. Некоммерческой является организация, не имеющая в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяющая полученную прибыль между участниками.

По структуре предприятия делятся на узкоспециализированные, многопрофильные и комбинированные.

Потребительский кооператив — создается на основе добровольного объединения граждан и юридических лиц с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников путем объединения имущественных паевых взносов.

Доходы от предпринимательской деятельности распределяются между членами кооператива. Устав потребительского кооператива должен содержать: 1) наименование (включает указание на основную деятельности и слова «Кооператив», или «Потребительский союз» или «Потребительское общество»; 2) место нахождения; 3) порядок управления деятельностью, состав и компетенцию органов управления и порядок принятия решений; 4) размер паевых взносов, порядок их внесения и ответственность за просрочку; 5) порядок возмещения членам кооператива понесенных ими убытков. Виды таких кооперативов — ЖСК, ГСК и т. д.

Общественные и религиозные организации — добровольные объединения граждан на основе общности интересов для удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей. Участники не отвечают по обязательствам организации, а предприятие — по обязательствам участников. Предпринимательская деятельность допускается только в соответствии с целями организации, например продажа книг Союзом писателей.

032014 0417 2 Организационно правовые формы предпринимательской   деятельности и порядок их образования

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 1. Типология организаций по степени предпринимательской деятельности

 

Фонды — создаются на основе добровольных взносов для реализации общественно полезных целей гражданами и юридическими лицами, которые не отвечают по обязательствам фонда, так же как фонд — по обязательствам своих учредителей. Предпринимательская деятельность допускается только в соответствии с целями фонда. Фонд вправе создавать хозяйственное общество (ХО) или участвовать в нем.

Учреждения — создаются собственниками имущества для осуществления управленческих, социально-культурных и иных функций некоммерческого характера, финансируемых (полностью или частично) учредителем. Отвечают по обязательствам своими средствами, при их недостаточности субсидиарную ответственность несет собственник. Учреждение владеет и пользуется имуществом в соответствии с целями своей деятельности и заданиями собственника.

Объединения юридических лиц (рис. 2) — создаются по договору для защиты общих интересов и в целях координации и не отвечают по обязательствам членов, в то время как члены объединений отвечают в порядке, определенном в учредительных документах.

032014 0417 3 Организационно правовые формы предпринимательской   деятельности и порядок их образования

Рис. 2. Основные формы объединений

 

При необходимости ведения предпринимательской деятельности объединение преобразуется в хозяйственное общество (товарищество), либо создает ХО для этих целей. Учредительными документами объединения являются учредительный договор, подписываемый членами объединения, и устав, утверждаемый членами объединения. Структура устава включает: наименование с указанием на предмет деятельности и слово «Союз» или «Ассоциация», место нахождения; порядок управления деятельностью, состав и компетенцию органов управления и порядок принятия решений; сведения о судьбе имущества при ликвидации объединения. Члены объединения могут безвозмездно пользоваться его услугами.

По окончании финансового года член объединения вправе выйти из него или может быть исключен по решению остающихся участников в порядке, установленном учредительными документами. Выходящий (исключенный) член объединения несет субсидиарную ответственность по обязательствам объединения в течение двух лет с момента выхода.

Многообразие форм собственности является основой для создания различных организационно-правовых форм организаций.

В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (ГК) все юридические участники предпринимательской деятельности независимо от отрасли производства имеют четко определенные организационно-правовые формы (рис. 3) и могут осуществлять следующие виды деятельности:

– производить продукцию;

– выполнять работы;

– оказывать услуги.

С экономической точки зрения эти три вида деятельности имеют одинаковый статус. В ГК предприятие не рассматривается в качестве субъекта предпринимательской деятельности, а используется термин «организация».

Рассмотрим более подробно типы коммерческих организаций, представленных на рис. 3.

Хозяйственные товарищества (ХТ) и хозяйственные общества (ХО) представляют собой коммерческие организации (предприятия) с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом. Различия между ХТ и ХО проявляются применительно к их более конкретным формам в способах их образования и функционирования, характеристиках субъектов, степени материальной ответственности этих субъектов и т.д.

Гражданский кодекс четко разделяет товарищества — объединения лиц, требующие непосредственного участия учредителей в их деятельности, общества — объединения капитала, не требующие такого участия, но предполагающие создание специальных органов управления.

Хозяйственные товарищества могут существовать в двух формах: полное товарищество и товарищество на вере (коммандитное).

В полном товариществе (ПТ) все его участники (полные товарищи) занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут полную материальную ответственность по его обязательствам своим имуществом. Каждый его участник может действовать от имени товарищества, если учредительным договором не установлен иной порядок. Прибыль полного товарищества распределяется между участниками, как правило, пропорционально их долям в складочном капитале. По обязательствам полного товарищества, его участники несут солидарную ответственность своим имуществом.

032014 0417 4 Организационно правовые формы предпринимательской   деятельности и порядок их образования

Рис. 3. Организационно-правовые формы коммерческих организаций

 

Товариществом на вере, или коммандитным товариществом (ТВ или КТ) признается такое, в котором наряду с полными товарищами имеются вкладчики (коммандитисты), не принимающие участия в предпринимательской деятельности товарищества и несущие ограниченную материальную ответственность в пределах внесенных ими вкладов. По существу, ТВ (КТ) является усложненной разновидностью ПТ.

Хозяйственные общества могут создаваться в России в формах обществ с ограниченной и дополнительной ответственностью, а также акционерных обществ.

Общество с ограниченной ответственностью (ООО) — это общество, уставный капитал которого разделен на доли участников, несущих материальную ответственность только в пределах стоимости внесенных ими вкладов. В отличие от товариществ в ООО создается исполнительный орган, осуществляющий текущее руководство его деятельностью.

Общество с дополнительной ответственностью (ОДО) является, по существу, разновидностью ООО. Его особенностями выступают: солидарная субсидиарная ответственность участников по обязательствам ОДО своим имуществом в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их вкладов, определяемом в учредительных документах; разделение при банкротстве одного из участников ОДО его ответственности по обязательствам общества между другими участниками пропорционально их вкладам.

Акционерное общество (АО) — это общество, уставный капитал которого состоит из номинальной стоимости акций общества, приобретенных акционерами, и, соответственно, разделяется на это число акций, а его участники (акционеры) несут материальную ответственность лишь в пределах стоимости принадлежащих им акций. Акционерные общества подразделяются на открытые и закрытые (ОАО и ЗАО). Участники ОАО могут отчуждать свои акции без согласия других акционеров, а само общество имеет право проводить открытую подписку на выпускаемые акции и их свободную продажу. В ЗАО акции распределяются по закрытой подписке только среди его учредителей или иного заранее определенного круга лиц, причем количество учредителей в российском законодательстве ограничивается 50 лицами.

Производственный кооператив (ПрК) представляет собой добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом или ином участии и объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов. Особенностями ПрК являются приоритетность производственной деятельности и личного трудового участия его членов, разделение имущества ПрК на паи его членов наряду с возможным образованием неделимых фондов ПрК, распределение прибыли между его членами в соответствии с их трудовым участием, необходимость согласия кооператива на передачу пая не члену ПрК, наличие количественных ограничений по минимальному числу членов (не менее 5) и др.

К государственным и муниципальным унитарным предприятиям (УП) относятся предприятия, не наделенные правом собственности на закрепленное за ними собственником имущество. Это имущество находится в государственной (федеральной или субъектов федерации) или муниципальной собственности и является неделимым. Различают два вида унитарных предприятий (табл. 2.1).

1) основанные на праве хозяйственного ведения (обладают более широкой экономической самостоятельностью, во многом действуют как обычные товаропроизводители, причем собственник имущества, как правило, не отвечает по обязательствам такого предприятия);

2) основанные на праве оперативного управления (казенные предприятия); во многом напоминают предприятия в условиях плановой экономики, государство несет субсидиарную ответственность по их обязательствам при недостаточности их имущества.

Достоинствами хозяйственных товариществ являются объединение организационных усилий, а также материальных и
финансовых средств участников, взаимодополнение и взаимозаменяемость участников в осуществлении предпринимательской деятельности, коллективизм в управлении, более высокая вероятность получения кредитов. К недостатку следует отнести сильную зависимость от партнеров и их способностей осуществлять предпринимательскую деятельность, солидарную и полную материальную ответственность (что, впрочем, может считаться достоинством с точки зрения кредитора), недостаточность, хотя и в меньшей степени, финансовых средств (отчасти это преодолевается в коммандитном товариществе). Ряд схожих характеристик присущ и производственным кооперативам (артелям). Общества с ограниченной ответственностью (ООО) и общества с дополнительной ответственностью (ОДО) лишены некоторых недостатков, присущих товариществам. Принцип ограниченной ответственности позволяет вовлечь в предпринимательство дополнительные капиталы и субъекты. Однако это вовлечение не безгранично.

Открытые акционерные общества отличают широкие возможности привлечения финансовых средств за счет продажи акций многочисленным покупателям, более качественный менеджмент, ограниченная материальная ответственность участников. Вместе с тем им присущи и недостатки, среди которых назовем возможность бюрократизации управления, спекулятивных операций и злоупотреблений, менее высокую оперативность деятельности, сильную зависимость от конъюнктуры фондового рынка.

Достоинствами государственных и муниципальных унитарных предприятий являются нацеленность на реализацию общественно значимых задач, более высокая степень защищенности, главным недостатком — ограниченная экономическая самостоятельность (особенно у казенных предприятий).

<

Индивидуальное предпринимательство обладает такими достоинствами, как простота организации и учета, широкая самостоятельность, мобильность, ярко выраженный стимул получения дохода. В числе недостатков — отсутствие значительных материальных и финансовых средств, трудности получения кредитов, полная материальная ответственность, экономическая уязвимость и слабая правовая защищенность, воздействие рэкета и т.п.

Действующие в российской экономике, согласно Гражданскому кодексу, формы организаций типологически максимально приближены к сложившимся в странах с развитой рыночной экономикой, несмотря на некоторые различия в терминологии. Так, присущее США деление деловых предприятий частного сектора на «единоличное владение» (индивидуальные фирмы), партнерства и корпорации во многом соответствует российскому делению на индивидуальное предпринимательство граждан, товарищества и акционерные общества (прежде всего ОАО). Отличие проявляется в статусе юридического лица российских товариществ и развитии таких промежуточных (смешанных) форм товариществ (партнерств) и корпораций, как ООО, ОДО, более характерных для Европы, чем для США. Что касается госпредприятий, то здесь более полезен европейский опыт, так как в США государственное предпринимательство не развито. Так, в ФРГ федеральные, земельные и муниципальные предприятия делятся на корпорации публичного права (юридически самостоятельные или несамостоятельные) и компании частного права (ООО и АО с той или иной долей участия государства, земельного или местного органа). Поэтому германский опыт заслуживает большего внимания в области экономической практики и статистической отчетности.

В связи с введением в действие ч. I ГК РФ допускается создание предприятий только в следующих организационно-правовых формах:

1. Государственные и муниципальные унитарные предприятия на праве хозяйственного ведения.

2. Государственные унитарные предприятия на праве оперативного управления (казенные заводы).

3. Полное товарищество.

4. Товарищество на вере (коммандитное).

5. Общество с ограниченной ответственностью.

6. Общество с дополнительной ответственностью.

7. Открытое акционерное общество.

8. Закрытое акционерное общество.

9. Производственный кооператив (артель).

 

2. Государственная регистрация торговых организаций

 

Прежде чем регистрировать предприятие, следует определиться с его правовой формой. При этом учитывается, что некоторые формы собственности не позволяют вести определенные виды деятельности. Например, если организация будет оказывать аудиторские услуги, она должна быть обязательно коммерческая, а если образовательные — некоммерческая. Коммерческие организации создаются в форме общества с ограниченной ответственностью, закрытого акционерного общества, открытого акционерного общества, унитарного предприятия; некоммерческие организации — в форме объединений, партнерств, ассоциаций и т.п. Учредителями некоммерческой организации могут выступать как юридические, так и физические лица. В уставных документах любой организации в обязательном порядке указываются цели ее создания.

Что касается ООО и ЗАО, данные формы собственности мало отличаются. В то же время при регистрации ЗАО следует провести регистрацию выпуска акций, что не требуется от ООО.

Юридические лица подлежат государственной регистрации, которая осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти посредством внесения в государственный реестр сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, а также иных сведений о юридических лицах в соответствии с федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц» (от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ). Сведения, содержащиеся в государственном реестре, являются открытыми и общедоступными, за исключением паспортных данных физических лиц и их идентификационных номеров налогоплательщиков.

Регистрирующий орган в срок не более чем пять рабочих дней с момента государственной регистрации представляет сведения о регистрации в государственные органы, определенные Правительством РФ.

Итак, принято решение о форме организации. Одной из составляющих процесса регистрации является уплата государственной пошлины за регистрационные действия. Согласно ст. 333.33 НК РФ она уплачивается за:

государственную регистрацию юридического лица, за исключением государственной регистрации ликвидации юридических лиц и (или) государственной регистрации политических партий и региональных отделений политических партий, — 2000 руб.;

государственную регистрацию политической партии, а также каждого регионального отделения политической партии — 1000 руб.;

государственную регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, а также за государственную регистрацию ликвидации юридического лица, за исключением случаев, когда ликвидация юридического лица производится в порядке применения процедуры банкротства, — 400 руб.;

государственную регистрацию физического лица в качестве индивидуального предпринимателя — 400 руб.

Льготы по уплате государственной пошлины на основании ст. 333.35 НК РФ предоставляются только органам государственной власти и местного самоуправления — за государственную регистрацию организаций и изменений учредительных документов организаций.

В соответствии со ст. 9 Закона № 129-ФЗ заявление, представляемое в регистрирующий (налоговый) орган, удостоверяется подписью уполномоченного лица. Уполномоченными лицами могут являться учредитель юридического лица при его создании, руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица, руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица.

Таким образом, если уполномоченным лицом при государственной регистрации унитарного предприятия, а также государственного или муниципального учреждения будет являться уполномоченное лицо его учредителя — органа государственной власти, органа местного самоуправления, государственная пошлина не взимается.

В соответствии со ст. 21 Федерального закона от 14.11.02 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (далее — Закон № 161-ФЗ) унитарное предприятие возглавляет руководитель (директор, генеральный директор), назначаемый на эту должность органом исполнительной власти по согласованию с федеральным органом по управлению государственным имуществом. Руководитель действует без доверенности от имени предприятия, представляет его интересы, совершает в установленном порядке сделки от имени унитарного предприятия, утверждает структуру и штаты унитарного предприятия, осуществляет прием на работу работников такого предприятия, заключает с ними, изменяет и прекращает трудовые договоры, издает приказы, выдает доверенности в порядке, установленном законодательством. В то же время руководитель унитарного предприятия не уполномочен выступать в качестве заявителя при государственной регистрации создания юридического лица.

Следовательно, в случае, когда уполномоченным лицом при государственной регистрации унитарных предприятий является руководитель юридического лица, в регистрирующий (налоговый) орган представляется документ об уплате государственной пошлины. Если уполномоченным лицом при государственной регистрации является лицо, действующее на основании приказа или иного акта органа государственной власти или местного самоуправления, государственная пошлина не взимается.

Заполняя платежный документ на уплату государственной пошлины, следует обратить внимание на следующее. При заполнении показателей «Примечание», а также «Наименование платежа» необходимо указывать «Государственная пошлина за государственную регистрацию (создания, внесения изменений в учредительные документы, реорганизации, ликвидации, физического лица в качестве индивидуального предпринимателя) (наименование юридического лица, Ф.И.О. физического лица)», например «Государственная пошлина за государственную регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы ООО.

До начала процесса регистрации предприятия следует определиться, кто будет его учредителем, чем формируется уставный капитал. Отметим, что в соответствии с действующим законодательством объявленный уставный капитал должен быть сформирован не меньше чем на 50% на момент государственной регистрации. Это значит, что, если вклад в формирование уставного капитала предусмотрен денежными средствами, необходимо открыть накопительный счет еще до момента даты государственной регистрации. Поэтому первое, что нужно сделать, — подготовить полный комплект учредительных документов (устав и протокол (решение, если учредитель в единственном лице), затем представить его в банк и внести денежные средства.

Для государственной регистрации создаваемого юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы:

– подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме № Р11001, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.02 г. № 439 (в ред. от 13.12.05 г. № 760);

– решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации;

– учредительные документы юридического лица (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);

– документ об уплате государственной пошлины.

Для государственной регистрации индивидуального предпринимателя  в регистрирующий орган представляются:

– подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме № Р21001, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.02 г. № 439 (в ред. от 26.02.04 г. № 110);

– документ об уплате государственной пошлины.

Важным шагом при регистрации является изготовление печати. Какой будет эскиз и нужно ли его регистрировать, ведь печать — важнейший атрибут организации? Отметим, что ООО обязано иметь круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке и указание на место нахождения общества. Печать общества может содержать также фирменное наименование общества на любом языке народов Российской Федерации и (или) иностранном языке. Действующим законодательством не предусматривается какая-либо процедура регистрации эскиза печати при создании ООО. Изготовить печать можно в любой специализированной организации.

Получив печать и коды статистики (в настоящее время их выдают в налоговой инспекции вместе с комплектом учредительных документов при регистрации), нужно открыть расчетный счет.

В настоящее время при регистрации налоговая инспекция выдает и коды статистики, и извещения страхователя по внебюджетным фондам. Если этих документов нет в комплекте, то постановку на учет во внебюджетных фондах необходимо пройти самостоятельно.

Важный момент – указание юридического адреса и места фактического расположения фирмы. В соответствии с п.п. 16 п. 1 ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски о признании недействительной государственной регистрации юридического лица или государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.

Юридическое лицо в течение трех дней с момента изменения адреса, указанного в документах, обязано сообщить об этом в регистрирующий орган по месту своего нахождения.

Согласно п. 3 ст. 14.25 КоАП РФ непредставление или несвоевременное представление или представление недостоверных сведений о юридическом лице или об индивидуальном предпринимателе в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в случаях, если такое представление предусмотрено законом, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 5000 рублей. Статьей 19.7 КоАП РФ установлено, что непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, а равно представление в государственный орган (должностному лицу) таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных ст. 19.8, 19.19 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одного до 300 рублей; должностных лиц — от 300 до 500 рублей; на юридических лиц — от 3000 до 5000 рублей.

 

 

 

Реорганизация и ликвидация коммерческих организаций. Несостоятельность (банкротство) организаций. Особенности реорганизации и ликвидации некоммерческих юридических лиц

 

Ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

Юридическое лицо может быть ликвидировано: по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который было создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано, или с признанием судом недействительной регистрации юридического лица в связи с допущенными при его создании нарушениями закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер; по решению суда в случае осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо деятельности, запрещенной законом, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством.

Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, ликвидируется также вследствие признания его несостоятельным (банкротом).

Учредители (участники) или орган юридического лица, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом органу, осуществляющему государственную регистрацию юридических лиц, который вносит в единый Государственный реестр юридических лиц сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации.

Учредители (участники) или орган юридического лица, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают по согласованию с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица.

Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо — прекратившим существование после внесения об этом записи в единый Государственный реестр юридических лиц.

Несостоятельность (банкротство) — признанная уполномоченным государственным органом неспособность должника (гражданина либо организации) удовлетворить в полном объеме требования кредиторов и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных государственных платежей.

Процедура признания должника банкротом может быть инициирована кредитором, уполномоченным государственным органом либо самим должником.

Целью банкротства как процедуры может являться восстановление платежеспособности должника, реструктуризация задолженности либо удовлетворение требований кредиторов за счет имущества должника с его последующей ликвидацией (в случае если должник — юридическое лицо).

Согласно ст. 65 ГК РФ юридическое лицо, за исключением казенного предприятия, учреждения, политической партии и религиозной организации, по решению суда может быть признано несостоятельным (банкротом). Государственная корпорация может быть признана несостоятельной (банкротом), если это допускается федеральным законом, предусматривающим ее создание. Фонд не может быть признан несостоятельным (банкротом), если это установлено законом, предусматривающим создание и деятельность такого фонда.

Основания признания судом юридического лица несостоятельным (банкротом), порядок ликвидации такого юридического лица, а также очередность удовлетворения требований кредиторов устанавливается законом о несостоятельности (банкротстве).

В России в настоящее время банкротство определяется и регламентируется федеральным законом от 26 октября
2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (действует с 3 декабря
2002 года). Закон распространяется на все юридические лица, граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, за исключением казённых предприятий, учреждений, кредитных организаций (ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций), субъектов естественных монополий», (ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) субъектов естественных монополий), политических партий и религиозных организаций».

Возможность банкротства граждан (физических лиц) предусмотрена действующим законодательством, но до настоящего времени соответствующая процедура не разработана, в связи с чем, реально не применяется.

Для возбуждения дела о банкротстве необходимо чтобы должник — юридическое лицо либо гражданин-предприниматель, обладал признаками банкрота. Для гражданина такими признаками является неудовлетворение указанных требований в течение трёх месяцев со дня, когда он должен был их удовлетворить, при этом сумма его обязательств должна превышать стоимость принадлежащего ему имущества. Для юридических лиц таким признаком является только неудовлетворение своих обязательств в течение трёх месяцев. При этом сумма обязательств должна быть более 100 000 рублей.

Процесс банкротства начинается с подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом. Заявление может быть подано кредитором, уполномоченным органом или самим должником и учитываются только обязательства перед кредиторами.

Процедуры банкротства, вводимые в отношении должника: наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство, мировое соглашение.

Для контроля за проведением процедуры банкротства создается собрание и комитет кредиторов, назначается арбитражный управляющий. Составляется реестр кредиторов должника.

Процедура банкротства завершается либо ликвидацией должника, либо удовлетворением кредиторов (через процедуру финансового оздоровления, путем выяснения достаточности средств должника для расплаты кредиторов, удовлетворением обязательств должника акционерами или третьими лицами).

Банкротство некоторых юридических лиц имеет свои особенности (в частности банков, градообразующих, стратегических, сельскохозяйственных предприятий и т. д.).

Уголовным кодексом РФ предусмотрена ответственность за преднамеренное банкротство и фиктивное банкротство.

При ликвидации юридического лица требования его кредиторов удовлетворяются в следующей очередности: в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью путем капитализации соответствующих повременных платежей; во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе по контракту, и по выплате вознаграждений по авторским договорам; в третью очередь удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица; в четвертую очередь погашается задолженность по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды; в пятую очередь рассчитываются с другими кредиторами в соответствии с законом.

При ликвидации банков или других кредитных учреждений, привлекавших средства граждан, в первую очередь удовлетворяются требования граждан, являющихся кредиторами банков или других кредитных учреждений, привлекавших средства граждан.

Требования кредиторов каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований предыдущей очереди.

При недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица оно распределяется между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам требований, подлежащих удовлетворению, если иное не установлено законом.

 

 

 

Задача 1

 

Налоговая инспекция отказала в государственной регистрации ООО «Заря» по мотивам несоответствия его учредительных документов законодательству и нецелесообразности образования такой торговой организации в связи с тем, что в городе достаточно торговых организаций такого профиля.

Правомерен ли отказ в государственной регистрации? В какой орган торговая организация может обжаловать отказ в государственной регистрации?

 

Решение

 

В соответствии ч. 1 ст. 51 ГК РФ отказ в государственной регистрации юридического лица допускается только в случаях, установленных законом. Согласно ст. 23 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» №129-ФЗ от 8 августа 2001 года отказ в государственной регистрации допускается в случае:

а) непредставления определенных данным Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов;

б) представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган;

в) предусмотренном пунктом 2 статьи 20 или пунктом 4 статьи 22.1 указанного Федерального закона.

г) несоблюдения нотариальной формы представляемых документов в случаях, если такая форма обязательна в соответствии с федеральными законами;

д) подписания неуполномоченным лицом заявления о государственной регистрации или заявления о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц;

е) выхода участников общества с ограниченной ответственностью из общества, в результате которого в обществе не остается ни одного участника, а также выхода единственного участника общества с ограниченной ответственностью из общества.

Наличие судебного спора о размере доли или части доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью либо о принадлежности доли или части доли конкретному лицу, а также иных споров, связанных с содержанием сведений об обществе с ограниченной ответственностью, подлежащих внесению в единый государственный реестр юридических лиц, не является основанием для отказа в государственной регистрации.

Решение об отказе в государственной регистрации должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные пунктом 1 статьи ФЗ № 129-ФЗ.

Решение об отказе в государственной регистрации должно быть принято не позднее срока, установленного статьей 8 ФЗ № 129-ФЗ для государственной регистрации, то есть не позже пяти дней. При этом решение об отказе в государственной регистрации направляется лицу, указанному в заявлении о государственной регистрации, с уведомлением о вручении такого решения.

Решение об отказе в государственной регистрации может быть обжаловано в судебном порядке на основании части 3 пункта 1 статьи 51 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Таким образом, перечень причины отказа в государственной регистрации является закрытым и не подлежит расширению.

Рассматривая условия задачи, следует отметить, что налоговая инспекция отказала в регистрации предприятия по двум причинам:

по мотивам несоответствия его учредительных документов законодательству, что соответствует п. «а» ч. 1 ст. 23 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» №129-ФЗ от 8 августа 2001 года, предусматривающего возможность отказа в регистрации ввиду представления установленных документов;

– нецелесообразности образования такой торговой организации в связи с тем, что в городе достаточно торговых организаций такого профиля – такого основания Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» №129-ФЗ от 8 августа 2001 года не содержит.

Организация должна предоставить установленные законодательством документы, и обжаловать решение налоговой в суде по второму пункту на основании части 3 пункта 1 статьи 51 Гражданского кодекса Российской Федерации.

 

Задача 2

 

Пищекомбинат обратился с иском в арбитражный суд о взыскании с ассоциации розничных торговых предприятий города суммы задолженности за поставленную партию товаров розничным торговым предприятиям, входящим в ассоциацию, ссылаясь на заключенный с ней договор поставки. Ответчик иска не признал, мотивируя это тем, что все входящие в его состав торговые предприятия являются юридическими лицами и несут самостоятельную ответственность по долгам.

Имела ли право ассоциация и если да, то на каких основаниях и на каких условиях заключать договор поставки? Какое решение должен вынести арбитражный суд?

 

Решение

 

Согласно ч. 1 ст. 121 ГК РФ коммерческие организации в целях координации их предпринимательской деятельности, а также представления и защиты общих имущественных интересов могут по договору между собой создавать объединения в форме ассоциаций или союзов, являющихся некоммерческими организациями. Если по решению участников на ассоциацию (союз) возлагается ведение предпринимательской деятельности, такая ассоциация (союз) преобразуется в хозяйственное общество или товарищество в порядке, предусмотренном ГК РФ, либо может создать для осуществления предпринимательской деятельности хозяйственное общество или участвовать в таком обществе.

При этом согласно ч. 3 ст. 121 ГК РФ члены ассоциации (союза) сохраняют свою самостоятельность и права юридического лица, а в части 4 данной статьи говорится, что ассоциация (союз) не отвечает по обязательствам своих членов. Члены ассоциации (союза) несут субсидиарную ответственность по ее обязательствам в размере и в порядке, предусмотренных учредительными документами ассоциации.

Таким образом, договор поставки имела право заключить договор поставки только при условии её преобразование в хозяйственной общество или товарищество по нормам ГК РФ, что, в свою очередь соответствовало положению ч. 1 ст. 121 ГК РФ. В рассматриваемом случае заключение догов ассоциации ора с пищекомбинатом является неправомерным, так как согласно ч. 3 ст. 121 ГК РФ члены ассоциации (союза) сохраняют свою самостоятельность и права юридического лица, согласно части 4 ст. 121 ГК РФ говорится, что ассоциация (союз) не отвечает по обязательствам своих членов.

Арбитражный суд, руководствуясь 168 ГК РФ должен признать договор поставки между пищекомбинатом и ассоциаций ничтожным, как противоречащим положениям ст. 121 ГК РФ.

 

Список литературы

 

    

  1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 № 6-ФКЗ и от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // Российская газета. – 25 декабря 1993 г.
  2. Гражданский Кодекс РФ. Ч. 1 от 30 ноября 1994 г. (в ред. ФЗ от 29.06.2009 № 132-ФЗ, от 17.07.2009 №145-ФЗ, с изм., внесенными Федеральными законами от 24.07.2008 № 161-ФЗ, от 18.07.2009 №181-ФЗ) // СЗ РФ. – 1994. – № 32. – Ст. 3301.
  3. Гражданский кодекс РФ. Ч. 2 от 26 января 1996 г (в ред. ФЗ от 09.04.2009 № 56-ФЗ, от 17.07.2009 № 145-ФЗ) // СЗ РФ. – 1996. – № 5. – Ст. 410.
  4. Налоговый кодекс Российской Федерации (Часть вторая) от 5 августа 2000 г. в ред. ФЗ от 14.03.2009 № 36-ФЗ // СЗ РФ. 2000. № 32. Ст. 3340.
  5. Федеральный закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» №129-ФЗ от 8 августа 2001 года (в ред. ФЗ от 19.07.2009 № 205-ФЗ) // СЗ РФ. 2001. № 33(1). Ст. 3431.
  6. Актуальные проблемы коммерческого права: Сборник статей / Под ред. проф. Б.И. Пугинского.- М., 2006.
  7. Андреева Л.В. Коммерческое право России: проблемы правового регулирования. — М., 2009.
  8. Комментарий части I Гражданского кодекса Российской Федерации для предпринимателей. / Под ред. В.Д. Карповича. – М., 2005. С. 770.
  9. Комментарий части II Гражданского кодекса Российской Федерации для предпринимателей. – М.: Правовая культура, 2006. С. 1007.
  10. Гамбаров Ю.С. Гражданское право. Общая часть / Под ред. и с предисловием В.А. Томсинова. М.: БЕК, 2003.
  11. Гражданское право: учебник в 3 томах, 6-е изд. доп. и перераб. / Под ред. А.П. Сергеева и Ю.К. Толстого. – М.: Проспект, 2005.
  12. Жилинский С.Э. Предпринимательское право: Учебник Норма, 2004.
  13. Илюшина М.Н., Челышев М.Ю., Ситдикова Р.И. Коммерческое право: Учебное пособие / Под ред. Н.А. Баринова. М., 2002.
  14. Коммерческое право: Учебное пособие / Под ред. проф. М.М. Рассолова. М., 2005
  15. Круглова Н.Ю. Бизнес и право. – М.: Финансы: Юнити, 2005.
  16. Язев В.А. Коммерческое право. — М.: ИД ФБК – ПРЕСС, 2002.
  17. Предпринимательское (хозяйственное) право: Учебник / Отв. Ред. О.М. Олейник. – М.: Юристъ, 2005
  18. Пугинский Б.И. Коммерческое право – М.: Юрайт, 2000.
  19. Торговый бизнес в России. –М. : ЮНИТИ, 2006.
<

Комментирование закрыто.

WordPress: 23.76MB | MySQL:120 | 2,935sec