Право потребителей на качество и безопасность товаров и услуг

<

031914 1541 1 Право потребителей на качество и безопасность товаров и услуг

1. ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И ИХ ЗАШИТЫ

 

1.1. Понятие прав потребителей

 

Прежде чем обратиться к анализу и характеристике понятия «права потребителей», необходимо иметь четкое представление о том, кто такой потребитель и кто относится к его контрагентам.

В действующем в нашей стране законодательстве термин «потребитель» встречается довольно часто. Трактовка этого термина в
различных нормативно-правовых актах разнообразна. Так, в Федеральном законе от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (в редакции Федерального закона от 25.12.2008 № 281-ФЗ)1 под потребителем понимается физическое или юридическое лицо, приобретающее товар, производимый (реализуемый) субъектом естественной монополии.

Существует и узкая трактовка термина «потребитель», которая дается в преамбуле Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (в редакции Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ)2, где разъясняются основные понятия, используемые в
нем.

Согласно Закона «О защите прав потребителей», потребителем является гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Из данного определения следует, что потребителем может быть только гражданин (физическое лицо). Имеются в виду не только граждане РФ, но и иностранные граждане, а также лица без гражданства. Таким образом, при применении норм указанного Закона юридические лица не могут быть отнесены к потребителям. Кроме того, Закон не применяется, если гражданин зарегистрирован в
качестве индивидуального предпринимателя и приобретает, заказывает либо использует товары (работы, услуги) для ведения предпринимательской деятельности; а также, когда будет установлено, что гражданин приобретает, заказывает, использует товары (работы, услуги) для деятельности, признанной судом предпринимательской. В соответствии с абз. 3 п. 1 ст. 2 ГК РФ1, под предпринимательской деятельностью понимается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке,

В качестве потребителя Закона «О защите прав потребителей» рассматривает и гражданина, который только имеет намерение приобрести товар или заказать работу либо услугу. Это означает, что некоторые нормы Закона должны применяться и до того, как между сторонами возникнут договорные отношения. Таким образом, ряд норм Закона распространяется и на преддоговорные отношения. Особенно это касается ст. ст. 8 – 12 Закона, регулирующих предоставление потребителям информации.

Согласно Закону «О защите прав потребителей», потребителем может быть также и гражданин, который непосредственно не приобретал товар или не заказывал работу (услугу), но пользуется ими. Например, гражданин, которому был подарен товар, члены семьи купившего товар гражданина.

Однако, как указано в Разъяснениях «О некоторых вопросах, связанных с применением Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей», утвержденных Приказом МАП РФ от 20.05.1998 № 160 (в редакции Приказа МАП РФ от 11.03.1999 № 71)2, законодательством в отдельных случаях предусматривается, что пользоваться товаром, результатом работы, услугой может только гражданин, заключивший договор с продавцом, исполнителем. Например, воспользоваться услугой по договору перевозки железнодорожным транспортом в поездах дальнего следования и воздушным транспортом может только гражданин, который указан в билете. Именно этот гражданин является стороной по договору перевозки, соответственно только он в данном случае является потребителем1.

В юридической литературе приводятся высказывания по расширению понятия «потребитель». Так, Э. Корнилов считает целесообразным внесение изменений в понятие «потребитель», включив в него помимо физического и юридическое лицо, ограничив пределы применения норм Закона «О защите прав потребителей» к последнему сферой личного потребления2.

Понятие «потребитель», которое четко определено в Законе «О защите прав потребителей» соответствует ГК РФ.

Другой стороной в отношениях с потребителем выступает изготовитель (исполнитель, продавец). Под понятиями «изготовитель», «исполнитель» и «продавец» законодатель, прежде всего, подразумевает любые организации, являющиеся юридическими лицами. Согласно ст. 50 ГК2, юридические лица могут быть как коммерческими организациями, т.е. организациями, для которых извлечение прибыли является основной целью деятельности, так и некоммерческими организациями, т.е. организациями, не имеющими извлечение прибыли в качестве основной цели деятельности и не распределяющие полученную прибыль между её участниками. Таким образом, контрагентом потребителя могут быть как коммерческие, так и некоммерческие организации, в том числе иностранные юридические лица, открывшие в установленном законодательством РФ порядке свои представительства на территории Российской Федерации и осуществляющие свою деятельность как изготовители, исполнители, продавцы на территории Российской Федерации.

Кроме организаций, изготовителем (исполнителем, продавцом) может выступать, согласно Закона «О защите прав потребителей», индивидуальный предприниматель. В соответствии со ст. 23 ГК РФ, индивидуальным предпринимателем является гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и зарегистрированный в установленном законом порядке в качестве индивидуального предпринимателя. На индивидуального предпринимателя возлагаются те же обязательства по отношению к потребителям, что и на организации.

Как вытекает из Закона «О защите прав потребителей», действие его на отношения граждан между собой не распространяется. На это обстоятельство обращено внимание в п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.1994 № 7 «О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей» (в редакции Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.10.2001 № II)1, где указано, что суды не вправе руководствоваться законодательством о защите прав потребителей при разрешении споров, вытекающих из отношений между гражданами, вступающими в договорные отношения между собой с целью удовлетворения личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Однако, как следует из п. 4 ст. 23 ГК РФ, если гражданин в нарушение требований п. 1 указанной статьи ГК осуществляет предпринимательскую деятельность без государственной и, суд может возложить на него обязательства, вытекающие из Закона РФ «О защите прав потребителей».

Как указано в Законе РФ «О защите прав потребителей», под изготовителем понимается лишь та организация независимо от её организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, которые производят товары для реализации потребителям. Следовательно, рассматриваемый Закон РФ «О защите прав потребителей» не может применяться, если эти лица докажут, что выпускают продукцию, не предназначенную для потребителя, либо не передавали потребительские товары для реализации2.

В соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей», исполнителем выступает организация независимо от её организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору. Следовательно, оказание безвозмездных услуг гражданину не может регулироваться нормами указанного Закона (например, безвозмездное хранение в гардеробах организаций, если вознаграждение за хранение не оговорено или иным очевидным способом не обусловлено при сдаче вещи на хранение),

Продавцом, согласно данному в Законе РФ «О защите прав потребителей» определению, является организация независимо от её организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, реализующие товары потребителям по договору купли-продажи. При этом необходимо иметь в виду, что в отношениях с потребителем, согласно ст. ст. 454 и 492 ГК, могут применяться как общие положения о купле-продаже, так и специальные правила о договоре розничной купли-продажи. Специальные правила о договоре розничной купли-продажи (§2 главы 30 ГК) в отношениях с потребителем будут применяться только в том случае, если продавец осуществляет предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу.1

Исходя из анализа статей Закона РФ «О защите прав потребителей», в которых упоминаются организации, выполняющие функции продавцов (изготовителей), следует, что ими могут быть любые юридические лица независимо от их организационно-правовой формы.

Отношения указанных организаций с продавцами или изготовителями товаров могут регулироваться путем заключения между ними договоров. Суть таких договоров заключается в возложении продавцами или изготовителями своих обязательств перед потребителями на соответствующие организации за плату.

Необходимость заключения договоров с такими организациями может быть обусловлена обязанностью изготовителя обеспечить возможность ремонта и технического обслуживания товара, предусмотренного ст. 6 Закона РФ «О защите прав потребителей», а также удовлетворением требований потребителя по поводу ненадлежащего качества товара, указанных в ст. 18 Закона (например, при обращении с требованием о безвозмездном устранении недостатков товара).

Согласно п. 1 ст. 313 ГК РФ, исполнение обязательств может быть возложено на третье лицо, если из закона, иных правовых актов, условий обязательства или его существа не вытекает обязанность должника исполнить обязательство лично. В этом случае потребитель обязан принять исполнение своих требований, предложенных за продавца (изготовителя) третьим лицом. «Иными словами, — отмечает Я.Е. Парций, — потребитель не вправе обращаться со своими требованиями к продавцу, если последний заключил договор с третьим лицом о выполнении его функций»1. То же самое относится и к изготовителю товара.

Из смысла Закона РФ «О защите прав потребителей»следует, что третье лицо действует от своего имени и за свой счет. Как указывает Я.Е. Парций, отношения потребителя с третьим лицом носят самостоятельный юридический характер.2 В этих отношениях потребитель и третье лицо имеют права и обязанности, вытекающие из Закона РФ «О защите прав потребителей», и могут приобретать права и обязанности, возникающие из их собственных действий, за которые несут самостоятельную ответственность3.

Продавец (изготовитель) в договорах с указанными организациями должен предусматривать их функции в пределах своих обязательств по Закону РФ «О защите прав потребителей».

Такие организации в случае продажи товара ненадлежащего качества могут:

– принять товар у потребителя;

– обеспечить представление соответствующих необходимых доказательств, освобождающих от ответственности;

– в случаях, предусмотренных Законом РФ «О защите прав потребителей», обеспечить доставку товара и возврат его потребителю либо возместить расходы последнего по доставке;

– проверить качество товара;

– обеспечить проведение экспертизы товара;

– провести замену или ремонт товара в соответствии с установленными правилами, включая предоставление на это время в пользование потребителя аналогичного товара;

– возместить расходы на исправление недостатков товара потребителем или третьим лицом.

Кроме того, организации, выполняющие функции продавцов, в случае продажи товаров ненадлежащего качества могут выполнять и такие функции, как:

– произвести соразмерное уменьшение покупной цены товара;

– возместить потребителю убытки.

Продавцами (изготовителями) в заключаемых ими с этими организациями договорах должны предусматриваться также взаимные обязательства и ответственность сторон за их невыполнение или ненадлежащее выполнение. Ответственность указанных организаций перед потребителями ограничивается пределами тех функций, которые на них возложены договорами с продавцами (изготовителями) товаров.

Договоры, заключаемые между продавцами (изготовителями) товаров и организациями, выполняющими функции последних, по своей правовой природе относятся к договорам об оказании возмездных услуг, которые регулируются главой 39 ГК РФ.

Определение «товар» дается в различных законодательных актах, однако трактуется в них по-разному. Так, согласно ст. 2 Федерального закона от 08.12.2003 № 164-ФЗ «Об основах государственном регулировании внешнеторговой деятельности» (в редакции Федерального закона от 02.02.2006 № 19-ФЗ)1, товар — являющиеся предметом внешнеторговой деятельности движимое имущество, отнесенные к недвижимому имуществу воздушные, морские суда, суда внутреннего плавания и смешанного (река — море) плавания и космические объекты, а также электрическая энергия и другие виды энергии. Транспортные средства, используемые по договору о международных перевозках, не рассматриваются в качестве товара. Транспортные средства, используемые при договоре о международной перевозке, в этом случае товаром не являются. В Федеральном законе от 26 июля 2006 г. «О защите конкуренции» № 135-ФЗ в ред. ФЗ от 05.04.2010 № 40-ФЗ1 под товаром понимают продукт деятельности (включая работы, услуги), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот. Однако эти определения товара используются при применении перечисленных законодательных актов и не подходят в отношениях с потребителями.

При этом, на основании ст. 10 Закона , товаром могут являться как новые, так и бывшие в употреблении или отремонтированные вещи.

Особую сложность составляет определение понятий «работа» и «услуга», поскольку достаточно трудно разграничить эти категории.

 

1.2 Сущность субъективного права потребителя

 

Вступая в отношения с изготовителями (исполнителями, продавцами), потребители приобретают права, предусмотренные законодательством о защите прав потребителей. Вообще, слово «право» применяется в различных значениях. В одном случае под правом понимают совокупность действующих юридических норм, в другом — право, принадлежащее данному лицу как субъекту определенного правоотношения1. Во избежание смешения различных понятий, выражаемых одним и тем же термином, право как совокупность норм принято именовать правом в объективном смысле (объективное право), а право, принадлежащее отдельному лицу, — правомочием или правом в субъективном смысле (субъективное право)2.

Несомненная заслуга в разработке определения субъективного права принадлежит С.Н. Братусю, который предлагал понимать под ним меру возможного или дозволенного поведения самого управомоченного3.

В современном учении о субъективном праве также считается, что оно проявляется в трех разновидностях: 1) в возможности положительного поведения обладателя субъективного права (управомоченного) в целях удовлетворения своих интересов; 2) в возможности управомоченного требовать определенного поведения от обязанных лиц в целях удовлетворения своих законных интересов; 3) в возможности управомоченного обратиться к компетентным государственным органам за защитой своих нарушенных прав1.

Основным видом субъективного права, который чаще всего проявляется, является право требования. С.С. Алексеев определяет право требования как правомочие, содержание которого состоит в возможности требовать исполнения или соблюдения юридической обязанности2. Право требования с корреспондирующей ему юридической обязанностью образует «остов», «скелет» всякого правоотношения. Примером права требования могут служить отношения по договору купли-продажи, где покупатель имеет право требовать от продавца товар надлежащего качества, а продавец обязан в соответствии с законом выполнить это требование.

Третью разновидность субъективного права в литературе называют притязание. Л.С. Явич определяет притязание как меру (вид) требование управомоченного к обязанному лицу, не исполнившему своей юридической обязанности, обращенного к последнему через орган государства, компетентный применять санкции юридических норм3.

Притязание является своего рода продолжением права требования. В отличие от последнего оно имеет иного непосредственного адресата (органы, обеспечивающие государственно-принудительное воздействие) и качественно иное содержание (требование об исполнении обязанности при помощи этого государственно-принудительного воздействия)4. Примером притязания может являться предоставление законодательством заказчику возможности требовать, в случае несовершения подрядчиком определенных договором работ, применения к нему гражданско-правовых средств через суд.

По верному замечанию С.С. Алексеева притязание представляет собой такое правомочие, которое существует в правоотношении не с самого начала его формирования, а включается при наличии дополнительных факторов (неисполнения обязанности) в состав субъективного права для обеспечения правового воздействия на нарушителя юридической обязанности.1

Под субъективным гражданским правом следует понимать предусмотренную гражданским законодательством возможность удовлетворения законного интереса управомоченного.

Под правами потребителей понимаются предусмотренные законодательством о защите прав потребителей возможности, направленные на удовлетворение законных интересов потребителей.

В Законе РФ «О защите прав потребителей» закреплены признанные во всем мире права потребителей. Так, преамбула Закона РФ «О защите прав потребителей» перечисляет их общие (основные) права: на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни и здоровья потребителей, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, К общим (основным) правам также относятся права: на возмещение вреда, в том числе на компенсацию морального вреда, на свободный выбор товаров (работ, услуг), предусмотренные в ст. ст. 14 –16 Закона.

Кроме этих прав, потребители имеют и иные права, которые в юридической литературе именуются специальными2. Если общие права принадлежат любому потребителю при возникновении правоотношений с изготовителем (исполнителем, продавцом), то наличие специальных прав обусловлено спецификой соответствующих отношений сторон. К специальным правам относятся: права при купле-продаже товаров ненадлежащего качества (ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей»); право на обмен товара при купле-продаже товаров надлежащего качества (ст. 25 Закона РФ «О защите прав потребителей»); права при нарушении сроков выполнения работ или оказания услуг (ст. 28 Закона); права при обнаружении недостатков выполненной работы или оказанной услуги (ст. 29 Закона РФ «О защите прав потребителей»); иные права потребителей, предусмотренные главой III Закона РФ «О защите прав потребителей», при выполнении работ или оказании услуг (например: право потребителя на расторжение договора о выполнении работы или оказании услуги; право потребителя на надлежащее качество материала, предоставленного исполнителем для выполнения работы; права потребителя в случае выполнения работы из материала (с вещью) потребителя, право потребителя на своевременное информирование его об обстоятельствах, которые могут повлиять на качество выполняемой работы (оказываемой услуги) или повлечь за собой невозможность ее завершения в срок).

Указанным правам потребителей корреспондируют обязанности изготовителей (исполнителей, продавцов).

Содержание юридической обязанности выражается в двух разновидностях: 1) в необходимости совершать активные положительные действия в пользу управомоченных лиц (например, продавец обязан передать покупателю товар, предусмотренный договором купли-продажи); 2) в необходимости воздержания от действий, запрещенных нормами права (например, сдача в субаренду имущества, предоставленного арендатору по договору проката, не допускается)’.

<

Кроме прав, Закон РФ «О защите прав потребителей» закрепил и обязанности потребителей: возвратить товар (результат работы, услуги, если это возможно по их характеру) продавцу (исполнителю) при расторжении договора вследствие нарушения права потребителя на информацию (абз. 2 п. 1 ст. 12); соблюдать правила пользования, хранения и транспортировки товаров, работ, услуг (усматривается из содержания п. 5 ст. 14); возвратить товар с недостатками при расторжении договора купли-продажи по требованию продавца и за его счет (абз. 6 п. 1 ст. 18); возместить расходы на проведение экспертизы товара, а также связанные с её проведением расходы на хранение и транспортировку товара, если результаты экспертизы оказались не в пользу потребителя (абз. 4 п. 5 ст. 18); доказать, что недостатки товара (результата работы, услуги) возникли до передачи его потребителю (принятия потребителем) или по причинам, возникшим до этого момента (абз. 1 п. 6 ст. 18, п.п. 5 и 6 ст. 19, пп. 4-6 ст. 29); доплатить разницу в ценах при замене товара ненадлежащего качества на такой же товар другой марки, модели, артикула (п. 2 ст. 24); возвратить исполнителю вещь с недостатками при предъявлении потребителем требования о безвозмездном изготовлении другой вещи из однородного материала такого же качества или повторном выполнении работы (абз. 4 п. 1 ст. 29); оплатить часть выполненной работы (оказанной услуги) при расторжении договора о выполнении работы (оказании услуги) потребителем (ст. 32, абз. 1 п. 3 ст. 33); оплатить материал исполнителя (п. 2 ст. 34); оплатить выполненную работу или оказанную услугу (ст. 37).

Как уже указывалось, права и обязанности потребителей, а также их контрагентов предусматриваются законодательством о защите прав потребителей.

 

2. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЯ НА КАЧЕСТВО И БЕЗОПАСНОСТЬ ТОВАРА

 

2.1 Право потребителя на информацию о товаре как гарантия его качества и безопасности

 

Согласно ст. 9 Закона РФ «О защите прав потребителей», информация об изготовителе (исполнителе, продавце) включает фирменное наименование (наименование) организации, место её нахождения (юридический адрес) и режим работы. Указанные сведения продавец (исполнитель) должен размещать на вывеске. Если изготовителем (исполнителем, продавцом) является индивидуальный предприниматель, то он обязан предоставить потребителю информацию о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа. Если деятельность, осуществляемая изготовителем (исполнителем, продавцом), подлежит лицензированию, потребителю, кроме перечисленного, должна быть предоставлена информация о номере лицензии, сроке её действия, а также сведения об органе, выдавшем эту лицензию.1

Указанная информация должна быть доведена до сведения потребителей независимо от того, где осуществляется торговля, бытовой или иной вид их обслуживания во временных помещениях, на ярмарках и т.п. или в месте постоянного нахождения продавца (исполнителя),

Изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставить потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора (п. 1 ст. 10 Закона). При этом по отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством РФ. Например, специфика информации и способы её доведения по отдельным видам товаров предусмотрены Правилами продажи отдельных видов товаров, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 № 55 (в редакции Постановления Правительства РФ от 27.01.2009 № 50)1, а по отдельным видам работ и услуг – Правилами бытового обслуживания населения в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 15.08.1997 № 1025 (в редакции Постановления Правительства РФ от 01.02.2005 № 49)2, и другими правовыми актами.

Как справедливо отмечает В. И. Таланцев3, своевременность предоставления информации предполагает её полное наличие уже при заключении договора. Кроме того, на доведение до потребителя информации при заключении договора купли-продажи или договора о выполнении работ (оказании услуг) указывается в п. 2 ст. 8 Закона РФ «О защите прав потребителей».

Согласно п. 2 ст. 10 Закона РФ «О защите прав потребителей», информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать:

  • обозначения стандартов, обязательным требованиям которых должны соответствовать товары (работы, услуги);
  • сведения об основных потребительских свойствах товаров (работ, услуг);
  • цену и условия приобретения товаров (работ, услуг);
  • гарантийный срок, если он установлен;
  • правила и условия эффективного и безопасного использования товаров (работ, услуг);
  • срок службы или срок годности товаров (работ), установленный в соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей», а также сведения о необходимых действиях потребителя по истечении указанных сроков и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если товары (работы) по истечении указанных сроков представляют опасность для жизни, здоровья и имущества потребителя или становятся непригодными для использования по назначению;
  • место нахождения (юридический адрес), фирменное наименование (наименование) изготовителя (исполнителя, продавца) и место нахождения организации (организаций), уполномоченной изготовителем (продавцом) на принятие претензий от потребителей и производящей ремонт и техническое обслуживание товара (работы);
  • информацию об обязательном подтверждении соответствия товаров (работ, услуг), указанных в п. 4 ст. 7 Закона РФ «О защите прав потребителей»;

    —    информацию о правилах продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг);

    —    указание на конкретное лицо, которое будет выполнять работу (оказывать услугу), и информацию о нем, если это имеет значение, исходя из характера работы (услуги);

    —    указание на использование фонограмм при оказании развлекательных услуг исполнителями музыкальных произведений.

    Кроме того, если приобретаемый потребителем товар был в употреблении или в нем устранялся недостаток (недостатки), потребителю также должна быть предоставлена об этом информация.

    Информация о товарах (работах, услугах) доводится до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам (работам, услугам), на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров, работ, услуг (п. 3 ст. 10 Закона РФ «О защите прав потребителей»).

    В связи с принятием Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (в ред. ФЗ от 28.09.2010 № 243-ФЗ)1, обязательные для применения и исполнения требования, обеспечивающие безопасность товаров (работ, услуг), устанавливаются и будут устанавливаться в технических регламентах. Указанный Федеральный закон определяет технический регламент как документ, который принят международным договором РФ, ратифицированным в порядке, установленном законодательством РФ, или федеральным законом, или указом Президента РФ, или постановлением Правительства РФ и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).

    За нарушение права потребителя на информацию ст. 12 Закона РФ «О защите прав потребителей» предусматривает ответственность изготовителя (исполнителя, продавца). Согласно указанной статье Закона РФ «О защите прав потребителей», ответственность наступает за непредставление потребителю возможности незамедлительно получить при заключении договора информацию о товаре (работе, услуге). В этом случае потребитель вправе потребовать от продавца (исполнителя) возмещения убытков, причиненных необоснованным уклонением от заключения договора, а если договор заключен, в разумный срок расторгнуть его и потребовать возврата уплаченной за товар суммы и возмещения других убытков. При расторжении договора потребитель обязан возвратить товар (результат работы, услуги, если это возможно по их характеру) продавцу (исполнителю).

    Законодательство РФ не дает определение разумного срока. В
    юридической литературе высказана точка зрения, что под этим сроком следует понимать объективно необходимый и возможный для исполнения обязательства срок при существующих в момент его исполнения обстоятельствах, возможностях должника, с учетом существа обязательства, способа его исполнения, сложившейся практики1.

    Кроме ответственности за сам факт непредставления информации, продавец (исполнитель) несет ответственность, предусмотренную п.п. 1 — 4 ст. 18 или п. 1 ст. 29 Закона РФ «О защите прав потребителей», за недостатки товара (работы, услуги), возникшие после его передачи потребителю вследствие непредставления последнему полной и достоверной информации об этом товаре (работе, услуге). При этом бремя доказывания причинной связи возлагается на покупателя (п. 4 ст. 495 ГК).

    Статья также предусматривает, что при причинении вреда жизни, здоровью и имуществу потребителя вследствие непредставления ему полной и достоверной информации о товаре (работе, услуге) потребитель вправе потребовать возмещения такого вреда в порядке, предусмотренном ст. 14 Закона РФ «О защите прав потребителей», в том числе полного возмещения убытков, причиненных природным объектам, находящимся в собственности (владении) потребителя.

    Исходя из анализа ст. 12 Закона РФ «О защите прав потребителей»1 следует, что название статьи «Ответственность изготовителя (исполнителя, продавца) за ненадлежащую информацию о товаре (работе, услуге), об изготовителе (исполнителе, продавце)» не соответствует её содержанию, в частности п. 1, так как в нем предусмотрена ответственность только за непредставление информации о товаре (работе, услуге).

    Как показывает практика, право потребителя на информацию достаточно часто нарушается. Так, в 2009 году количество нарушений, связанных с предоставлением потребителям ненадлежащей информации об изготовителях (исполнителях, продавцах) и товарах (работах, услугах) составило 781 или 21,9% от общего количества нарушений прав потребителей.

     

    2.2 Право потребителя на получение товара надлежащего качества

     

    Одним из основных прав потребителей является право на получение товаров (работ, услуг) надлежащего качества,

    Для того, чтобы товары (работы, услуги) были надлежащего качества, они должны соответствовать требованиям, изложенным в Законе РФ «О защите прав потребителей» и ГК. Согласно ст. 4 Закона РФ «О защите прав потребителей», продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору. При отсутствии в договоре условий о качестве продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), пригодный для целей, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется. Если продавец (исполнитель) при заключении договора был поставлен потребителем в известность о конкретных целях приобретения товара (выполнения работы, оказания услуги), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), пригодный для использования в соответствии с этими целями. При продаже товара по образцу и (или) описанию продавец обязан передать потребителю товар, который соответствует образцу и (или) описанию, Если законами или в установленном ими порядке, в частности, стандартом, предусмотрены обязательные требования к качеству товара (работы, услуги), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий этим требованиям.

    По своему содержанию названная статья Закона РФ «О защите прав потребителей» 1 соответствует ст. 469 ГК, регулирующей качество товара, реализуемого по договору купли-продажи. Однако содержания ст. 4 Закона РФ «О защите прав потребителей» и ст. 721 ГК, регулирующей качество работ, а в соответствии со ст. 783 ГК, используемой и при определении качества услуг, несколько отличаются. Так, на основании п. 1 ст. 721 ГК РФ, при отсутствии или неполноте в договоре условий о качестве работы (услуги), качество выполненной работы (услуги) должно соответствовать требованиям, обычно предъявляемым к ним соответствующего рода.

    При определении качества работ (услуг) критерий «обычно предъявляемым требованиям» носит неопределенный характер, вызывающий затруднения на практике. Поэтому в 1996 году законодатель внес изменения в ст. 4 Закона РФ «О защите прав потребителей» и вместо критерия «обычно предъявляемым требованиям» предложил оценивать качество товаров (работ, услуг) более конкретно: исходя из целей их использования.

    На практике широко распространена продажа по образцам и (или) описанию.

    Образец — это изделие, потребительские (эксплуатационные) характеристики которого определяют требования к качеству передаваемого товара. Описание товара — это перечень потребительских (эксплуатационных) характеристик, которыми должен обладать передаваемый товар (может сопровождаться графическим изображением, фотографией и т.п.)1.

    Особенности продажи товаров по образцам регулируются ст. 497 ГК и Правилами продажи товаров по образцам, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 21.07.1997 № 918 (с изм., внесенными Решением Верховного Суда РФ от 27.02.2007 № ГКПИ06-1651).2

    На основании п. 5 ст. 4 Закона РФ «О защите прав потребителей», а также абз. 1 п. 4 ст. 469 и абз. 1 п. 2 ст. 721 ГК, если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к качеству товара (работы, услуги), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий этим требованиям. Такие требования предусматривались, в основном, в стандартах, под которыми Закон понимает государственные стандарты, санитарные, строительные нормы и правила и другие документы, которые в соответствии с законом устанавливают обязательные требования к качеству товаров (работ, услуг). Однако с введением в действие Федерального закона «О техническом регулировании»
    обязательными теперь являются только требования, обеспечивающие безопасность товаров (работ, услуг). В связи с этим, предлагаем п. 5 ст. 4 Закона, п. 4 ст. 469 и п. 2 ст. 721 ГК РФ исключить, а также исключить из преамбулы Закона определение стандарта.

     

    2.3 Право потребителя на безопасность товара

     

    К числу основных прав потребителей относится право на безопасность товаров (работ, услуг).

    Определение безопасности товара (работы, услуги) дается в преамбуле Закона, под которой понимается безопасность товара (работы, услуги) для жизни, здоровья, имущества потребителя и окружающей среды при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации, а также безопасность процесса выполнения работы (оказания услуги). Однако из приведенного определения неясно, что же все-таки следует понимать под безопасностью.

    Помимо Закона РФ «О защите прав потребителей», термин «безопасность» встречается и в других законодательных актах. Так, ст. 1 Федерального закона от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» (в редакции Федерального закона от 30.06.2003 № 86-ФЗ)2 определяет безопасность пищевых продуктов как состояние обоснованной уверенности в том, что пищевые продукты при обычных условиях их использования не являются вредными и не представляют опасности для здоровья нынешнего и будущих поколений. В ст. 2 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» под безопасностью продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации понимается состояние, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений.

    Т.Л. Левшина понимает под безопасностью отсутствие недопустимого риска, связанного с возможностью причинения вреда жизни, здоровью и имуществу потребителя, окружающей среде при обычных условиях использования, хранения, транспортирования, утилизации товара (результата работы) или в процессе выполнения работы (оказания услуги)1.

    «Такое определение, — отмечает В.И. Тобис, — указывает на то, что речь идет не об абсолютной безопасности товара, работы, услуги, т.е. полном отсутствии у них каких-либо вредных и опасных свойств, проявляющихся при их использовании, хранении, транспортировании или утилизации, а лишь о приемлемом риске»2. Действительно, в практической деятельности не всегда можно вести речь об абсолютно безопасных товарах (работах, услугах). Например, существуют предельно допустимые нормы содержания в продуктах питания вредных для здоровья веществ (нитратов, нитритов и т.д.). Но возникает тогда вопрос, насколько может быть допустимым риск? Как справедливо указывает В.И. Тобис, в зависимости от уровня экономического развития страны, особенностей климатических и санитарно-эпидемиологических условий, физиологических особенностей народонаселения и других факторов границы, отделяющие допустимый риск использования, хранения, транспортирования или утилизации товара (работы, услуги), от недопустимого, могут устанавливаться государствами на различных уровнях.

    При определении безопасности Т.Л. Левшина1 верно подметила, что услуга не может использоваться, транспортироваться и т.п. в виду того, что не имеет материального результата, но не совсем точно выразилась, что безопасность — это отсутствие недопустимого риска. Толковый словарь определяет безопасность как «состояние, при котором не угрожает опасность, есть защита от опасности». Слово «риск» в Толковом словаре определяется как «возможность опасности». Следовательно, безопасность можно трактовать как состояние, при котором отсутствует риск. Но, как было указано выше, не всегда можно вести речь об абсолютно безопасных товарах (работах, услугах), в некоторых из них присутствуют вредные свойства, и задачей изготовителя (исполнителя) является, чтобы наличие этих свойств было допустимым и не причиняло вред жизни, здоровью, имуществу потребителя и окружающей среде.

    В соответствии с п. 2 ст. 7 Закона РФ «О защите прав потребителей», изготовитель (исполнитель) обязан обеспечивать безопасность товара (работы) в течение установленного срока службы или срока годности товара (работы). Как верно заметил Б.А. Шабля2, сроки службы и сроки годности не устанавливаются в отношении услуг, оказываемых потребителю, поскольку услуга полностью реализуется в процессе её оказания и не имеет материального результата, постольку речь можно вести только об обязанности исполнителя обеспечивать безопасность услуги во время её оказания1.

    Под сроком службы понимается период, в течение которого изготовитель (исполнитель) обязуется обеспечивать потребителю возможность использования товара (работы) по назначению и нести ответственность за существенные недостатки, возникшие по его вине (п. 1 ст. 5 Закона РФ «О защите прав потребителей»). Изготовитель (исполнитель) обязан устанавливать срок службы на товары (работы) длительного пользования, в том числе комплектующие изделия (детали, узлы, агрегаты), которые по истечении определенного периода могут представлять опасность для жизни, здоровья потребителя, причинять вред его имуществу или окружающей среде. Перечень таких товаров (работ) утверждается Правительством РФ1. К ним относятся: электробытовые товары, мебельные гарнитуры, коляски детские и т.д. В указанный Перечень не вошли работы, на которые исполнитель обязан устанавливать срок службы.

    На товары (работы), предназначенные для длительного использования, не включенные в указанный Перечень, изготовитель (исполнитель) вправе устанавливать срок службы. Если изготовитель (исполнитель) не воспользовался указанным правом, он обязан обеспечивать безопасность товара (работы) в течение десяти лет со дня передачи его потребителю (абз. 2 п. 2 ст. 7 Закона РФ «О защите прав потребителей»). Однако не всегда возможно установить день передачи товара (работы) потребителю. Поэтому предлагаем абз. 2 п. 2 ст. 7 Закона РФ «О защите прав потребителей» дополнить словами «а если день передачи установить невозможно, с даты изготовления товара (окончания выполнения работы)».

    Для обеспечения прав потребителя на безопасный товар, а также товар надлежащего качества в течение его срока службы ст. 6 Закона РФ «О защите прав потребителей» возлагает на изготовителя обязанность обеспечить возможность ремонта и технического обслуживания приобретенного товара в течение указанного срока. Это достигается путем создания изготовителем организаций по ремонту и техническому обслуживанию товаров (например, организации системы «АвтоВАЗ») или путем заключения соответствующих договоров с ремонтными и сервисными организациями. Кроме того, изготовитель обязан обеспечить выпуск и поставку в торговые и ремонтные организации в необходимых для ремонта и технического обслуживания объеме и ассортименте запасных частей в течение срока производства товара и после снятия его с производства в течение срока службы товара, а при отсутствии такого срока в течение десяти лет со дня передачи товара потребителю.

    Под сроком годности понимается период, по истечении которого товар (работа) считается непригодным для использования по назначению (п. 4 ст. 5 Закона РФ «О защите прав потребителей»). Сроки годности устанавливаются на: продукты питания, парфюмерно-косметические товары, медикаменты, товары бытовой химии и иные подобные товары (работы). Перечень таких товаров (работ) утверждается Правительством РФ1. В указанный Перечень также не вошли работы, на которые исполнитель обязан устанавливать срок годности.

    Продажа товара по истечении установленного срока годности, а также товара, на который должен быть установлен срок годности, но он не установлен, запрещается (п. 5 ст. 5 Закона РФ «О защите прав потребителей»). Более того, п. 2 ст. 472 ГК
    предусматривает обязанность продавца передать покупателю товар, на который установлен срок годности, с таким расчетом, чтобы он мог быть использован по назначению до истечения срока годности, если иное не предусмотрено договором.

    Следует согласиться с позицией О. Гутникова, который считает нецелесообразным исключение из п. 5 ст. 5 Закона РФ «О защите прав потребителей» запрета на реализацию товаров без установления на них срока службы, так как обязанность определять срок службы установлена в отношении именно тех товаров, которые по истечении определенного времени могут представлять опасность для жизни, здоровья потребителя, причинять вред его имуществу или окружающей среде.1 Такой запрет является дополнительным ограждением потребителей от опасных товаров.

    Если изготовитель (исполнитель) не обеспечит безопасность товара (работы) в течение указанных сроков и будет причинен вред жизни, здоровью или имуществу потребителя, то он несет ответственность, в соответствии со ст. 14 Закона РФ «О защите прав потребителей».

    Одним из средств обеспечения безопасности товаров (работ, услуг) является предусмотренная Законом РФ «О защите прав потребителей» обязанность изготовителя (исполнителя) в необходимых случаях указывать в сопроводительной документации на товар (работу, услугу), на этикетке, маркировкой или иным способом специальные правила использования товара (результата работы), его хранения, транспортировки и утилизации, а продавец (исполнитель) обязан доводить эти правила до сведения потребителей (п. 3 ст. 7 Закона РФ «О защите прав потребителей»).

    Право потребителя на безопасность товаров (работ, услуг) также обеспечивается предусмотренной в п. 5 ст. 7 Закона РФ «О защите прав потребителей» системой мер, направленных на предотвращение поступления на рынок товаров (работ), в отношении которых установлено, что они, несмотря на соблюдение потребителем установленных правил использования, хранения или транспортировки причиняют или могут причинить вред жизни, здоровью, имуществу потребителя и окружающей среде. В этом случае контрагент потребителя обязан незамедлительно приостановить производство или реализацию таких товаров (работ) до устранения причин вреда, а в необходимых случаях принять меры по изъятию их из оборота и отзыву от потребителей. Если причины вреда устранить невозможно, изготовитель (исполнитель) обязан снять товары (работы, услуги) с производства, иначе их снятие с производства, изъятие из оборота и отзыв от потребителей производятся по предписанию соответствующего федерального органа исполнительной власти, осуществляющего контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг).

    Убытки, причиненные потребителю в связи с отзывом товара (работы, услуги), подлежат возмещению изготовителем (исполнителем) в полном объеме. Под убытками в абз. 1 п. 2 ст. 15 ГК понимаются расходы, которое лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

    Однако применение указанных в п. 5 ст. 7 Закона РФ «О защите прав потребителей» мер встречается не столь часто. Видимо, наряду с другими, этому способствует и то обстоятельство, что в законодательстве отсутствует детальный механизм их применения.1

    В Федеральном законе «О техническом регулировании» более подробно прописаны действия изготовителей (продавцов) и органов государственного контроля (надзора) в случае несоответствия продукции требованиям безопасности, чем в Законе. Так, ст. 38 указанного Федерального закона предусматривает следующие действия изготовителей (продавцов) в случае получения информации о несоответствии продукции требованиям технических регламентов: в течение десяти дней с момента получения указанной информации, если необходимость установления более длительного срока не следует из существа проводимых мероприятий, провести проверку её достоверности; принять необходимые меры, чтобы до завершения проверки возможный вред, связанный с обращением продукции, не увеличился; в течение десяти дней с момента подтверждения достоверности информации разработать программу мероприятий по предотвращению причинения вреда и согласовать её с органом государственного контроля (надзора) в соответствии с его компетенцией; осуществлять все мероприятия по предотвращению причинения вреда своими силами (устранение недостатков, доставка продукции к месту устранения недостатков, возврат её и др.), при невозможности осуществления мероприятий отозвать продукцию и возместить убытки приобретателям в связи с отзывом; на период действия программы мероприятий по предотвращению причинения вреда за свой счет обеспечить приобретателям возможность получения оперативной информации о необходимых действиях; если угроза причинения вреда не может быть устранена путем проведения перечисленных мероприятий, незамедлительно приостановить производство и реализацию продукции, отозвать её и возместить приобретателям убытки, возникшие в связи с отзывом. Кроме того, ст. 40 Федерального закона «О техническом регулировании» предусматривает, в случае невыполнения программы мероприятий по предотвращению причинения вреда или невыполнения предписания органа государственного контроля (надзора) о разработке такой программы, принудительный отзыв продукции через суд путем подачи соответствующего иска орган ом государственного контроля (надзора) в соответствии с его компетенцией либо иным лицом, которому стало известно о невыполнении указанной программы.

    Из сравнительного анализа норм указанных законодательных актов, предусматривающих принятие определенных мер в случае несоответствия товаров (работ, услуг) требованиям безопасности, следует, что Закон РФ «О защите прав потребителей» предусматривает более жесткие меры, чем Федеральный закон «О техническом регулировании». Так, Закон РФ «О защите прав потребителей» в случае установления несоответствия товаров (работ) требованиям безопасности при обычных условиях их использования, хранения или транспортировки предусматривает незамедлительное приостановление производства (реализации) до устранения причин вреда, а в необходимых случаях также их изъятие из оборота и отзыв от потребителей; Федеральный закон предусматривает приостановление производства и реализации продукции, а также её отзыв от приобретателей только в случае, если угроза причинения вреда не может быть устранена путем проведения мероприятий, указанных в Федеральном законе. Кроме того, в Федеральном законе не предусмотрена такая мера, как снятие продукции с производства. Орган государственного контроля (надзора) может отозвать продукцию только через суд, а не путем вынесения предписания об отзыве, как предусмотрено в Законе. Таким образом, наблюдается коллизия норм вышеуказанных законодательных актов. По общему правилу, применяется тот законодательный акт, который принят позднее, т.е. в данном случае должны применяться нормы Федерального закона «О техническом регулировании»1.

     

    2.4 Право потребителя на безопасность товара и возмещение вреда

     

    С правом потребителей на безопасность товаров (работ, услуг) связано право их на возмещение вреда (имущественного и морального), содержание которого раскрывается в ст. ст. 14 и 15 Закона РФ «О защите прав потребителей».

    Полагаем, следует согласиться с Т.Л. Левшиной, которая предлагает рассматривать имущественный вред как ущерб, причиненный имуществу вследствие его повреждения, уничтожения, порчи либо личности — вследствие утраты заработка или содержания из-за увечья, иного повреждения здоровья либо смерти кормильца.

    Ст. 14 Закона РФ «О защите прав потребителей» регулирует вопросы имущественной ответственности за вред, причиненный вследствие недостатков товара (работы, услуги). Под недостатком товара (работы, услуги) Закон понимает несоответствие товара (работы, услуги) или обязательным требованиям, предусмотренным законом либо в установленном им порядке, или условиям договора, или целям, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется, или целям, о которых продавец (исполнитель) был поставлен в известность потребителем при заключении договора, или образцу и (или) описанию при продаже товара по образцу и (или) по описанию, т.е., как верно заметил Я.Е. Парций1, понятие «недостаток» трактуется в соответствии с критериями качества, изложенными в ст. 4 Закона РФ «О защите прав потребителей», определяющей качество товаров (работ, услуг).

    В соответствии с п. 1 ст. 14 Закона РФ «О защите прав потребителей», вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие конструктивных, производственных, рецептурных или иных недостатков товара (работы, услуги), подлежит возмещению в полном объеме.1

    В ст. 1082 ГК предусмотрены способы возмещения вреда: вред возмещается в натуре (путем предоставления вещи того же рода и качества, исправления поврежденной вещи и т.п.) или путем возмещения причиненных убытков.

    Объем и характер возмещения вреда, причиненного повреждением здоровья гражданина, определяется ст. 1085 ГК, согласно которой при причинении вреда здоровью гражданина возмещению подлежит утраченный заработок (доход), который он имел либо определенно мог иметь, а также дополнительно понесенные расходы, вызванные повреждением здоровья, в том числе расходы на лечение, дополнительное питание, приобретение лекарств, протезирование, посторонний уход, санаторно-курортное лечение, приобретение специальных транспортных средств, подготовку к другой профессии, если установлено, что потерпевший нуждается в этих видах помощи и ухода и не имеет права на их бесплатное получение.

    Размер возмещения вреда, понесенного в случае смерти кормильца, определяется ст. 1089 ГК, а которой предусмотрено, что вред возмещается в размере той доли заработка (дохода) умершего, которую лица, имеющие право на возмещение вреда в связи со смертью кормильца, получали или имели право получать на свое содержание при его жизни. При определении возмещения вреда этим лицам в состав доходов умершего, наряду с заработком (доходом), включаются получаемые им при жизни пенсия, пожизненное содержание и другие подобные выплаты.

    Согласно п. 2 ст. 14 Закона РФ «О защите прав потребителей», право на возмещение вреда, причиненного вследствие недостатков товара (работы, услуги), признается за любым потерпевшим независимо от того, состоял ли он в договорных отношениях с продавцом (исполнителем) или нет.

    Требование о возмещении вреда, причиненного в результате недостатка товара, потерпевший может предъявить к продавцу или изготовителю товара. Вред, причиненный в результате недостатка работы или услуги, подлежит возмещению исполнителем (абз. 4 и 5 п. 3 ст. 14).

    П. 4 ст. 14 Закона РФ «О защите прав потребителей» уточняет, что изготовитель (исполнитель) несет ответственность за вред потребителю в связи с использованием материалов, оборудования, инструментов и иных средств, необходимых для производства товара (выполнения работы, оказания услуги), независимо от того, позволял уровень научных и технических знаний выявить их особые свойства или нет. 1

    Потребитель имеет право на возмещение вреда, если вред причинен в течение установленного срока службы или срока годности товара, работы (п. 3 ст. 14 Закона РФ «О защите прав потребителей»). Однако, если, в соответствии с п. 1 ст. 5 Закона РФ «О защите прав потребителей», установление сроков службы на товар (работу) не является обязательным для изготовителя (исполнителя), вред подлежит возмещению в случае его причинения в течение десяти лет со дня передачи товара (работы) потребителю, а если день передачи установить невозможно, с даты изготовления товара (окончания выполнения работы). Вместе с тем, вред подлежит возмещению независимо от времени его причинения, если: на товар (результат работы) должен быть установлен срок службы или срок годности, но он не установлен; потребителю не была предоставлена полная и достоверная информация о сроке службы или сроке годности товара (работы); потребитель не был проинформирован о необходимых действиях по истечении срока службы или срока годности и возможных последствиях при невыполнении указанных действий; товар (результат работы) по истечении срока службы или срока годности представляет опасность для жизни и здоровья.

    На основании п. 5 ст. 14 Закона РФ «О защите прав потребителей», контрагент потребителя освобождается от ответственности, если докажет, что вред причинен вследствие непреодолимой силы или нарушения потребителем установленных правил использования, хранения или транспортировки товара (работы, услуги). Под непреодолимой силой п. 3 ст. 401 ГК понимает чрезвычайные и непредотвратимые при данных условиях обстоятельства (например, землетрясения, эпидемии), к которым, в частности, не относятся: нарушение обязательств контрагентами должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.

    По своему содержанию ст. 14 Закона РФ «О защите прав потребителей» в основном повторяет положения параграфа 3 главы 59 ГК, регулирующего возмещение вреда, причиненного вследствие недостатков товара, работы или услуги. Однако содержание п. 3 ст. Закона РФ «О защите прав потребителей» и ст. 1097 ГК РФ, регулирующей сроки причинения вреда, подлежащего возмещению, несколько отличаются. Так, в п. 1 ст. 1097 ГК предусмотрено, что, если срок годности или срок службы товара (работы, услуги) не установлен, то вред подлежит возмещению, если он возник в течение десяти лет со дня производства товара (работы, услуги). В абз. 3 п. 3 ст. 14 Закона РФ «О защите прав потребителей» течение десятилетнего срока начинается со дня передачи товара (работы) потребителю, а если день передачи установить невозможно, с даты изготовления товара (окончания выполнения работы). Таким образом, норма, предусмотренная в абз. 3 п. 3 ст. 14 Закона РФ «О защите прав потребителей», улучшает правовое положение потребителя по сравнению с нормой ГК. 1

    Помимо права на возмещение имущественного вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу потребителя, он имеет право на возмещение морального вреда. В соответствии с п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.1994 № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» (в редакции Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 06.02.2007 № 6)1, под моральным вредом понимают нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина.

    Применительно к отношениям с участием потребителей физические и нравственные страдания могут выражаться в физической боли, в неудобствах, связанных с несоблюдением прав потребителей, необходимостью неоднократных обращений к изготовителю (исполнителю, продавцу) или организации, выполняющей функции изготовителя (продавца). Грубость по отношению к потребителю также причиняет ему нравственные страдания, а, следовательно, является способом причинения морального вреда и должна быть компенсирована.

    Согласно ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителей», моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом) или организацией, выполняющей функции изготовителя (продавца) на основании договора с ним, прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами РФ, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Причем указанная компенсация осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.

    В юридической литературе под виной понимают психическое отношение правонарушителя к своему противоправному поведению (действию или бездействию) и его последствиям, которое выражается в форме умысла или неосторожности1.

    В соответствии с общими нормами гражданского законодательства (п. 2 ст. 401 ГК РФ), лицо, нарушившее права потребителя, признается виновным, если не докажет отсутствие своей вины.

    Как отмечается в п. 25 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.1994 № 7 «О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей» (в редакции Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.06.2010 № 18)2, поскольку моральный вред возмещается в денежной форме и в размере, определяемых судом, независимо от подлежащего возмещению имущественного вреда, присуждаемый судом размер компенсации морального вреда не может быть поставлен в зависимость от стоимости товара (работы, услуги) или суммы подлежащей взысканию неустойки, а должен основываться на характере и объеме причиненных потребителю нравственных и физических страданий в каждом конкретном случае.

    В соответствии со ст. ст. 151, 1101 ГК, при определении размера компенсации морального вреда суд принимает во внимание: степень вины нарушителя; степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред, а также характер этих страданий, оцениваемых с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего; иные заслуживающие внимание обстоятельства; требования разумности и справедливости.

         СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

     

  1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 № 6-ФКЗ и от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // Российская газета. 25 декабря 1993 г.
  2. Гражданский Кодекс РФ. Ч. 1 от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (в ред. ФЗ от 27 декабря 2009 № 352-ФЗ) // Сборник законов Российской Федерации. 1994. № 32. Ст. 3301.
  3. Гражданский кодекс РФ. Ч. 2 от 26 января 1996 г. №14-ФЗ (в ред. ФЗ от 09.04.2009 № 56-ФЗ, от 17.07.2009 № 145-ФЗ) // Сборник законов Российской Федерации. 1996. № 5. Ст. 410.
  4. Федерального закона от 08.12.2003 № 164-ФЗ «Об основах государственном регулировании внешнеторговой деятельности» (в редакции Федерального закона от 02.02.2006 № 19-ФЗ) // Собрание законодательства РФ, 15.12.2003, № 50, ст. 4850.
  5. Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (в ред. ФЗ от 28.09.2010 № 243-ФЗ) // Собрание законодательства РФ, 30.12.2002, № 52 (ч. 1), ст. 5140.
  6. Федеральный закон от 26 июля 2006 г. «О защите конкуренции» № 135-ФЗ в ред. ФЗ от 05.04.2010 № 40-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 31.07.2006. № 31 (1 ч.), ст. 3434.
  7. Федеральный закон от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (в редакции Федерального закона от 25.12.2008 № 281-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 21.08.1995, № 34, ст. 3426.
  8. Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (в редакции Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 15.01.1996, № 3, ст. 140.
  9. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.1994 № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» (в редакции Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 06.02.2007 № 6) // Российская газета. № 29, 08.02.1995.
  10. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.1994 № 7 «О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей» (в редакции Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.06.2010 № 18) // Российская газета. 26.11.1994. № 230.
  11. Перечень товаров длительного пользования, в том числе комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов), которые по истечении определенного периода могут представлять опасность для жизни, здоровья потребителя, причинять вред его имуществу или окружающей среде и на которые изготовитель обязан устанавливать срок службы, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 16.06.1997 № 720 (в редакции Постановления Правительства РФ от 10.05.2001 № 361)// Собрание законодательства РФ. 2001. № 20. Ст. 2023.
  12. Правила продажи отдельных видов товаров, утверждены Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 № 55 (в редакции Постановления Правительства РФ от 27.01.2009 № 50) // Собрание законодательства РФ, 26.01.1998, № 4, ст. 482.
  13. Правила продажи товаров по образцам, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 21.07.1997 № 918 (с изм., внесенными Решением Верховного Суда РФ от 27.02.2007 № ГКПИ06-1651) // Собрание законодательства РФ, 28.07.1997, № 30, ст. 3657.
  14. Правила бытового обслуживания населения в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 15.08.1997 № 1025 (в редакции Постановления Правительства РФ от 01.02.2005 № 49) // Собрание законодательства РФ», 25.08.1997, N 34, ст. 3979.
  15. Разъяснение «О некоторых вопросах, связанных с применением Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей», утверждены Приказом МАП РФ от 20.05.1998 № 160 (в редакции Приказа МАП РФ от 11.03.1999 № 71 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной  власти, № 2, 11.01.1999.
  16. Алексеев С.С. Общая теория права: Курс в 2 т. Т. 2, — М.: Юридическая литература, 2008.
  17. Алексеев С.С. Проблемы теории права: Курс лекций; В 2 т. Т. 1, — Свердловск: Издательство Свердловского юридического института, 2009.
  18. Братусь С.Н. Субъекты гражданского права. — М.: Юриздат, 2005.
  19. Гражданское право: Учебник: В 2 т, Т. 2. Полутом 1 / Отв. ред. Е.А. Суханов. — М.; БЕК, 2009.
  20. Гражданское право России: Учебник: В 2 ч. Ч. 1 / Под ред. З.И. Цыбуленко. — М.: Юристъ, 2009.
  21. Гутников О. Комментарии к изменениям в законодательство о защите прав потребителей // Хозяйство и право. 2007. № 9.
  22. Защита прав потребителей: 100 вопросов и ответов / Под ред. В.И. Таланцева. — М.: Кросна-Леке, 2006.
  23. Зименкова О.Н. Комментарий к Закону Российской Федерации «О защите прав потребителей». — М.: Кросна-Лекс, 2007.
  24. Комментарий к Закону РФ «О защите прав потребителей»: Постатейный/ Под общ. ред. М.Ю. Челышева. — М.: Юрайт-М, 2009
  25. Корнилов Э. Вопросы совершенствования законодательства о защите прав потребителей// Хозяйство и право. 2006. № 4.
  26. Латынова Е. Моральный вред на судейских весах// Домашний адвокат. 2006. №8.
  27. Левшина Т.Л. Основы законодательства о защите прав потребителей: Курс лекций. — М.: Юридическая литература, 2006.
  28. Парций Я.Е. Договорные отношения продавца товара с гарантийной мастерской// Хозяйство и право. 2006. № 4.
  29. Парций Я.Е. Законы Российской Федерации «О защите прав потребителей», «О стандартизации», «О сертификации продукции и услуг»: Постатейные комментарии. — М.: Международный центр финансово-экономического развития, 2005.
  30. Парций Я.Е. Комментарий к Закону Российской Федерации «О защите прав потребителей»: Постатейный. — М.: Юрайт-М, 2009.
  31. Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Учебное пособие для высших учебных заведений / Под ред. В.Г. Стрекозова. — М.: Дабахов, Ткачев, Димов, 2005.
  32. Шабля Б.А. Права потребителей при выполнении работ (оказании услуг) и их защита: Дисс… канд. юрид. наук. Омск, 2009
  33. Явич Л.С. Проблемы правового регулирования общественных отношений. — М.: Юриздат, 2007.

     


     

<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 1.02MB/0.00041 sec

WordPress: 22.44MB | MySQL:124 | 1,699sec