Правовые основы банковского, товарного и коммерческого кредитования

<

031114 1714 1 Правовые основы банковского, товарного и коммерческого   кредитованияВ системе хозяйственных отношений каждое предприятие является промежуточным звеном между поставщиками и подрядчиками, с одной стороны, и покупателями и заказчиками — с другой. Перераспределение оборотного капитала внутри производственной сферы, его перемещение из оборота одного предприятия в оборот другого, минуя банковскую систему и профессиональных кредиторов, происходит в процессе хозяйственного кредитования.

Управляя дебиторской и кредиторской задолженностью, предприятия взаимно кредитуют друг друга и вполне могут обходиться в текущей деятельности без банковского краткосрочного кредита.

Хозяйственный кредит весьма разнообразен; он существует в трех видах — это коммерческий (торговый) кредит, денежные займы и товарный кредит. Он может предоставляться предприятиями-кредиторами в товарной и денежной форме на основе договоров купли-продажи, договоров займа, коммерческих и финансовых векселей.

Таблица 1 – Виды и формы хозяйственного кредита

Вил кредита

Правовая основа

Способ выдачи и погашения

Коммерческий (торговый) кредит

Договор купли-продажи 

 

Договор коммерческого кредита

Смешанный

а) предоставление в товарной, погашение в денежкой форме

б) предоставление в денежной, погашение в товарной форме

Коммерческий (подтоварный) вексель

Смешанный: предоставление в товарной, погашение в денежной форме

Товарный кредит 

Договор товарного кредита

Предоставление в товарной, погашение в товарной или денежной форме

Денежные займы 

Договор займа с юридическим лицом

Чисто денежная 

Договор займа с физическим лицом

Финансовый вексель

 

 

При всем многообразии видов и форм хозяйственного кредита он обладает существенными признаками, отличающими его от других видов кредита. Так, кредиторами и заемщиками при хозяйственном кредитовании являются производственные или торговые предприятия, т.е. непрофессиональные кредиторы. Объект кредитования — текущая производственная или торговая деятельность, при этом происходит вливание средств в оборотный капитал заемщика в натуральной или денежной форме.

Товарный кредит — предоставляется на основе договора товарного кредита, при этом кредитор обязывается предоставить заемщику вещи, определенные родовыми признаками, погашение товарного кредита возможно как в товарной, так и в денежной форме, это же относится и к способу уплаты процентов.

По сравнению с торговым кредитом, который неформально предполагается в договоре купли-продажи, денежные займы на основании договоров займа, векселей и договоров товарного кредита менее оперативны, т.к. требуют особых формальных процедур. Тем не менее, они являются необходимыми элементами системы хозяйственного коммерческого кредитования, поскольку обязательства сторон здесь определены более четко, что снижает кредитные риски. Выбор видов и форм коммерческого кредитования является важной задачей финансового менеджмента, решение которой позволяет эффективно управлять оборотным капиталом предприятия.

Таким образом, категория хозяйственного кредита охватывает широкий спектр прямых кредитных взаимоотношений между организациями, а также их поставщиками и подрядчиками, с одной стороны, и покупателями и заказчиками — с другой. Это сфера т.н. прямого кредитования, без финансовых посредников, причем коммерческое (торговое) кредитование осуществляется спонтанно, в рамках исполнения договоров купли-продажи, что обеспечивает непосредственное и гибкое перераспределение оборотного капитала в экономике.

Согласно ст. 819 ГК РФ по кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее. Кредитный договор должен быть заключен в письменной форме. Несоблюдение письменной формы влечет недействительность кредитного договора. Коммерческие банки предоставляют своим клиентам разнообразные виды кредитов, которые можно классифицировать по различным признакам, прежде всего по основным группам заемщиков: кредит хозяйству, населению, государству.

По назначению (направлению) различают кредиты: потребительский, промышленный, сельскохозяйственный, инвестиционный, бюджетный.

В зависимости от сферы функционирования банковские кредиты могут быть двух видов: ссуды, участвующие в расширенном воспроизводстве основных фондов, и кредиты, участвующие в организации оборотных фондов.

По срокам пользования кредиты бывают: краткосрочные (до 1 года), долгосрочные (свыше 1 года).

По размерам различают кредиты крупные, средние, мелкие.

По обеспечению — необеспеченные (бланковые) кредиты и обеспеченные, которые по характеру обеспечения делятся на залоговые, гарантированные и застрахованные.

По способу выдачи банковские ссуды можно разграничить на ссуды компенсационные и платежные.

По методу погашения различают банковские ссуды, погашаемые в рассрочку (частями, долями), и ссуды, погашаемые единовременно (на одну определенную дату).

Банковское кредитование предприятий осуществляется при строгом соблюдении принципов кредитования. Последние представляют собой основу, главный элемент системы кредитования, поскольку отражают сущность и содержание кредита, а также требование объективных экономических законов, в том числе и в области кредитных отношений.

К принципам кредитования относятся: возвратность, срочность, целенаправленность, платность, обеспеченность.

Реализация принципа возвратности банковского кредита означает, что денежные средства, полученные в виде ссуды, служат для заемщика лишь временным источником финансовых ресурсов и должны быть возвращены банку или иной кредитной организации.

Срочность кредитования представляет собой необходимую форму достижения возвратности кредита. Принцип срочности означает, что кредит должен быть не просто возвращен, а возвращен в строго определенный срок, т.е. в нем находит конкретное выражение фактор времени.

Банковский кредит выдается на строго определенные цели, использование ссуды не по целевому назначению нарушает принцип целенаправленности банковского кредита и влечет за собой применение соответствующих санкций.

Осуществление принципа платности банковского кредитования основывается на возмездном характере услуг, оказываемых банками при предоставлении кредита.

Принцип обеспеченности кредита. С принятием закона «О банках и банковской деятельности» коммерческие банки получили возможность выдавать своим клиентам кредиты под различные формы его обеспечения. Важнейшие виды кредитного обеспечения, широко практикуемого за рубежом и взятыми нашими банками, — залог, гарантии, поручительства, страхование кредитного риска, переуступка (цессия) в пользу банка требований и счетов заемщика третьему лицу.

Коммерческий (торговый, фирменный, подтоварный) кредит предоставляется предприятиями друг другу в процессе поставок и дальнейших расчетов за товары, работы, услуги. Деятельность любого коммерческого предприятия неразрывно связана с коммерческим кредитом. Предприятия взаимно кредитуют друг друга в процессе закупок средств производства, товаров для продажи и реализации готовой продукции или товаров. Предприятие играет активную роль в кредитных отношениях, являясь кредитором своего контрагента, или пассивную роль, привлекая в свой оборот средства других предприятий-кредиторов.

Коммерческий торговый кредит органично встроен в процесс кругооборота капитала предприятия. Так, на начальной стадии кругооборота средств предприятие приобретает факторы производства, вступая в кредитные отношения с поставщиками и подрядчиками. Заключительная стадия кругооборота — реализация готовой продукции — обусловливает кредитные отношения с покупателями и заказчиками. В обоих случаях предприятие может выступать в роли как кредитора, так и заемщика. Коммерческий торговый кредит подчинен товарному обращению, обслуживает его. Он сам по себе не является товаром, а потому факторы, определяющие масштабы коммерческого кредитования, — это спрос и предложение товаров, работ, услуг. Идет встречное движение товаров и их денежной оплаты, которое, расходясь во времени, и создает коммерческий кредит. Последний может и не оформляться договором коммерческого кредита, а предоставляться в рамках договора купли-продажи.

Кредитование по открытому счету, когда поставщик производит отгрузку товаров с отсрочкой или рассрочкой платежа, означает прямое пополнение оборотных средств покупателя в натуральной форме. Аванс (или предоплата) также является формой прямого финансирования деятельности поставщика (подрядчика). Широкое развитие получил в современных условиях внутрикорпорационный коммерческий кредит, который транснациональные корпорации предоставляют своим филиалам в виде рассрочки платежа за товарные поставки.

Коммерческий кредит все шире применяется для финансового обеспечения сделок между оптовым и розничным звеньями торговли в форме консигнации, когда по соответствующему договору товар передается на реализацию. Здесь коммерческий кредит, предоставленный в товарной форме, погашается денежной выручкой по мере реализации товаров. В случае оформления отсрочки платежа векселем покупателя или оплаты покупки чеком также возникают отношения коммерческого кредита.

Как и любой другой вид кредита, коммерческий кредит основан на принципах возвратности, срочности и платности. Базовые принципы кредита — возвратность средств и срочность, без них кредит не может существовать, а предоставление средств без возврата является всего лишь простым финансированием. В случае коммерческого кредита на основе договора купли-продажи возвратность средств неразрывно связана с выполнением сторонами своих обязательств — поставки товара продавцом и его оплаты покупателем. Обязательным условием договоров, предусматривающих поставку товаров (выполнение работ или оказание услуг), является определение срока исполнения обязательств по расчетам.

Современная система бухгалтерского учета позволяет достаточно четко проследить движение средств в процессе предоставления и погашения коммерческого кредита организацией, выявить его влияние на финансовые результаты. Все это позволяет, с одной стороны, повысить расчетно-платежную дисциплину в экономике, с другой — наладить оперативный контроль за движением средств и тем самым повысить эффективность финансового менеджмента.

В целом торговый коммерческий кредит независимо от формы его предоставления, характеризуется следующими специфическими чертами:

спонтанность,

подчиненность обслуживанию товарооборота: коммерческий кредит — это явление товарного, а не денежного рынка;

гибкость и эластичность: размеры и сроки коммерческого кредита могут варьироваться в зависимости от обстоятельств конкретных сделок купли-продажи.

Перечисленные свойства коммерческого кредита обусловливают его широкое применение в деятельности предприятий любых форм собственности, организационно-правовых форм, отраслей и видов деятельности.

 

 

 

 

2. Реализация товаров, работ, услуг в целях обеспечения государственных нужд

 

<

Реализация товаров, работ, услуг в целях обеспечения государственных нужд регулируется ФЗ от 21 июля 1995 г. «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» №94-ФЗ в ред. от 27.07.2010 № 240-ФЗ.

Под государственными нуждами понимаются — обеспечиваемые за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников финансирования потребности Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий Российской Федерации, государственных заказчиков (в том числе для реализации федеральных целевых программ), для исполнения международных обязательств Российской Федерации, в том числе для реализации межгосударственных целевых программ, в которых участвует Российская Федерация (далее также — федеральные нужды), либо потребности субъектов Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий субъектов Российской Федерации, государственных заказчиков, в том числе для реализации региональных целевых программ (далее также — нужды субъектов Российской Федерации).

Под размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд понимаются — осуществляемые в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, действия заказчиков, уполномоченных органов по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними государственных или муниципальных контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд (далее также — государственный или муниципальный контракт либо контракт), а в случае, предусмотренном пунктом 14 части 2 статьи 55 настоящего Федерального закона, в целях заключения с ними также иных гражданско-правовых договоров в любой форме.

Поставка товаров для государственных нужд осуществляет на основании государственного контракта на поставку товаров для госнужд, а также договоров поставки товаров для госнужд, заключаемых между организациями — исполнителями заказа и потребителями товаров (п. 1 ст. 525 ГК). Таким образом, структура договорных связей в этой области может быть простой или сложной. В первом случае в соответствии с условиями госконтракта поставщик поставляет товары непосредственно госзаказчику либо указанным им получателям. При этом поставщик не заключает каких-либо договоров поставки товаров с получателями. Во втором случае госконтрактом предусматривается прикрепление поставщика к конкретным покупателям для заключения с ними договоров поставки товаров для государственных нужд.

Государственный контракт. По государственному контракту на поставку товаров для государственных нужд поставщик (исполнитель) обязуется передать товары государственному заказчику либо по его указанию иному лицу, а государственный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров (ст. 526 ГК). Закон о размещении заказов содержит более общее определение государственного и муниципального контракта: это договор, заключенный заказчиком от имени РФ, ее субъекта или муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд (ст. 9).

В качестве государственных и муниципальных заказчиков могут выступать (ст. 4 названного Закона): органы государственной власти РФ или ее субъектов и органы местного самоуправления, а также уполномоченные ими на размещение заказов получатели бюджетных средств (при размещении заказов за счет бюджетных средств). Госконтракт заключается на основе принятого исполнителем заказа на поставку товаров для госнужд — государственного заказа. Исходя из способов размещения госзаказов, перечисленных в ст. 10 Закона о размещении заказов, поставщиками-исполнителями могут быть: 1) победители торгов (конкурса или аукциона); 2) победители по результатам запроса котировок; 3) единственные поставщики (субъекты естественных монополий, учреждения уголовно-исполнительной системы, органы исполнительной власти и т.п.), принявшие предложение госзаказчика; 4) лица, заключившие контракт по результатам биржевых торгов.

В предусмотренных законом случаях заключение государственного контракта будет являться для поставщика обязательным при условии, что государственным заказчиком будут возмещены все убытки, которые могут быть причинены поставщику (за исключением казенного предприятия) в связи с выполнением госконтракта. Государственный заказчик обязан заключить госконтракт с лицом, победившим на конкурсе или принявшим заказ к исполнению (ст. 527 ГК). Проект государственного контракта разрабатывается госзаказчиком и направляется поставщику, если иное не предусмотрено соглашением между ними. Сторона, получившая проект госконтракта, подписывает его и возвращает один экземпляр другой стороне, либо при наличии разногласий составляет протокол разногласий и направляет его вместе с подписанным госконтрактом другой стороне, или уведомляет ее об отказе от заключения госконтракта.

Выполнить любую из перечисленных обязанностей сторона должна в течение 30 дней. Сторона, получившая госконтракт с протоколом разногласий, должна в течение 30 дней рассмотреть разногласия, принять меры по их согласованию и известить другую сторону о принятии госконтракта в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий. В последнем случае, а также по истечении 30-дневного срока неурегулированные разногласия по госконтракту, заключение которого является обязательным для одной из сторон, могут быть переданы другой стороной в течение 30 дней на рассмотрение суда. Если сторона, для которой заключение госконтракта является обязательным, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить государственный контракт (ст. 528 ГК).

Государственные и муниципальные контракты, заключенные по итогам размещения заказов, учитываются в соответствующих реестрах контрактов, ведение которых обеспечивают уполномоченные государственные органы исполнительной власти и орган местного самоуправления (ст. 18 Закона о размещении заказов).

Договор поставки товаров для государственных нужд. Если госконтрактом предусмотрено, что поставка товаров осуществляется поставщиком покупателю по договорам поставки товаров для госнужд, государственный заказчик не позднее 30 дней после подписания госконтракта направляет поставщику и покупателю извещение о прикреплении покупателя к поставщику. Извещение о прикреплении является основанием заключения договора поставки товаров для госнужд (ст. 529 ГК). Поставщик обязан направить проект договора поставки указанному в извещении о прикреплении покупателю не позднее 30 дней с момента получения извещения от госзаказчика, если иной порядок подготовки проекта договора не предусмотрен госконтрактом либо проект не представлен покупателем. Дальнейший порядок взаимоотношений сторон совпадает с порядком заключения госконтракта, за тем лишь исключением, что обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор поставки может только покупатель, а не поставщик

 

3. Субъекты предпринимательской деятельности

 

Субъектами предпринимательской деятельности являются граждане — индивидуальные предприниматели и коммерческие организации — юридические лица. В предпринимательской деятельности на территории РФ могут участвовать иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица, в частности предприятия с иностранными инвестициями.

В отношения с предпринимателями, регулируемые гражданским законодательством, на равных началах с гражданами и юридическими лицами могут вступать также РФ, ее субъекты и муниципальные образования. От имени РФ, субъектов РФ и муниципальных образований могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, а также выступать в суде органы государственной власти или органы местного самоуправления в рамках их компетенции. По общему правилу к РФ, ее субъектам и муниципальным образованиям применяются нормы, определяющие участие в гражданских правоотношениях юридических лиц.

Элементами правового статуса граждан (физических лиц), являющихся индивидуальными предпринимателями, служат правоспособность, дееспособность и местожительство. Будучи едиными для всех граждан — участников гражданского оборота, эти элементы обладают рядом особенностей, присущих только предпринимателям.

Правоспособность — это потенциальная (общая, абстрактная) способность физического лица иметь гражданские права и нести обязанности. Она признается в равной мере за всеми гражданами, возникает в момент рождения гражданина и прекращается с его смертью. В отдельных случаях правоспособность возникает и до рождения. Так, ребенок умершего, зачатый при его жизни, но родившийся после его смерти, по закону приобретает право на наследство умершего. Акты гражданского состояния, определяющие возникновение и прекращение гражданской правоспособности, такие как рождение и смерть гражданина, подлежат государственной регистрации органами записи актов гражданского состояния путем внесения соответствующих записей в актовые книги и выдачи гражданам свидетельств на основании этих записей.

В число прав, образующих содержание правоспособности граждан, таких как право иметь имущество, наследовать и завещать его, создавать юридические лица и т.п., входит и право заниматься предпринимательской деятельностью. Это право, как и другие гражданские права, а также обязанности, индивидуальный предприниматель приобретает и осуществляет под своим именем.

Гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью   без   образования   юридического   лица   с   момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Наряду с зарегистрированными индивидуальными предпринимателями предпринимательской деятельностью может заниматься также глава крестьянского (фермерского) хозяйства — с момента государственной регистрации хозяйства, осуществляющего деятельность без образования юридического лица.

Предпринимательская деятельность граждан регулируется специальными правовыми нормами, к примеру ст. 23 и 25 ГК. Вместе с тем к предпринимательской деятельности этих субъектов могут применяться, за некоторыми исключениями, также правила закона, регулирующие деятельность коммерческих организаций юридических лиц. Все физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, признаются субъектами малого предпринимательства.

Дееспособность любого гражданина — это его способность своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их. Различают четыре состояния дееспособности:

1)   полная дееспособность ;

2)   частичная дееспособность ;

3)   ограниченная дееспособность ;

4)   полная недееспособность .

Хотя для занятия предпринимательской деятельностью гражданин должен обладать полной дееспособностью, полезно знать, кто обладает частичной дееспособностью, а также кто и при каких условиях может быть ограничен в дееспособности либо признан недееспособным.

Наряду с индивидуальными предпринимателями субъектами предпринимательской деятельности являются юридические лица в виде коммерческих организаций, преследующих извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. К ним относятся два вида хозяйственных товариществ: полное и товарищество на вере (коммандитное товарищество) и 3 вида хозяйственных обществ: общество с ограниченной или дополнительной ответственностью и акционерное общество. Последнее имеет 2 типа: закрытое и открытое акционерные общества. Взаимосвязь имущества и деятельности некоторых хозяйственных товариществ и обществ порождает их деление на основные общества (товарищества) и дочерние, либо зависимые общества. Коммерческими организациями являются также производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия.

Организации, обладающие правами юридического лица, но не имеющие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, являются некоммерческими. Они обычно не занимаются предпринимательской деятельностью. Однако им предоставлено право осуществлять такую деятельность постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствует этим целям. Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), финансируемых собственником учреждений, благотворительных и иных фондов, ассоциаций и союзов коммерческих и (или) некоммерческих организаций.

Любая организация признаётся юридическим лицом лишь при условии, что она имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности , быть истцом и ответчиком в суде.

Юридическое лицо должно обладать в совокупности 4 легальными признаками: организационной упорядоченностью (или единством); имущественной обособленностью; возможностью выступать в гражданском обороте и в суде от своего имени; самостоятельной имущественной ответственностью.

Признание юридическим лицом определенной «организации» не означает, что в этом качестве могут выступать лишь коллективы граждан. Так, хозяйственное общество может быть создано и одним физическим лицом. Важно лишь, чтобы создание было должным образом организационно оформлено (или упорядочено).

Формальным подтверждением организационной упорядоченности является факт государственной регистрации юридического лица. Порядок государственной регистрации юридических лиц в органах юстиции должен определяться, согласно ст. 151 ГК, законом о регистрации юридических лиц. До его принятия действует ряд законов и иных правовых актов, регламентирующих порядок государственной регистрации отдельных видов юридических лиц. Одним из таких актов является Положение о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности.

Юридическое лицо может действовать на основании устава (например, акционерное общество), либо учредительного договора и устава (общество с ограниченной ответственностью), либо только учредительного договора (полное товарищество). Учредители (участники)  юридического  лица  должны  заключить  учредительный договор и (или) утвердить устав юридического лица и направить этот (эти) учредительный документ одновременно с другими, требуемыми дополнительно для регистрации некоторых видов юридических лиц, а также заявление о регистрации и свидетельство об уплате государственной пошлины в соответствующий регистрирующий орган. Учредительные документы могут быть также направлены в регистрирующий орган ценным почтовым отправлением с уведомлением и описью вложения.

Вторым признаком юридического лица является его имущественная обособленность. Имущество юридического лица, независимо от его правового режима (собственность, хозяйственное ведение или оперативное управление) должно быть обособлено, т. е. отделено от имущества учредителей (участников) юридического лица, других физических и юридических лиц, РФ, субъектов РФ, муниципальных образований и лиц, являющихся работниками юридического лица. Формами обособления могут быть самостоятельный баланс, а также банковский счет (для денежных средств).

Собственным именем коммерческой организации — юридического лица, от которого она может приобретать и осуществлять свои права и нести обязанности, т. е. выступать в гражданском обороте, а также быть истцом и ответчиком в суде, является ее фирменное наименование, указываемое в учредительных документах и содержащее сведения о ее организационно-правовой форме.

Самостоятельная имущественная ответственность как признак юридического лица выражается в том, что, имея обособленное имущество, данное лицо отвечает по своим обязательствам этим имуществом. Пределы использования имущества для погашения требований кредиторов, а также условия и порядок субсидиарной (дополнительной) ответственности иных лиц по обязательствам отдельных юридических лиц устанавливаются законом.

Юридические лица могут иметь свои филиалы и представительства, которые являются лишь обособленными подразделениями юридических лиц, расположенными вне места их нахождения. Представительство представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту. Филиал же может осуществлять часть или даже все функции юридического лица, в том числе функции представительства. Однако ни то, ни другое подразделение не обладает необходимыми признаками юридического лица.

Юридическое лицо обладает правоспособностью, т.е. может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности. Коммерческие организации, как правило, могут заниматься любой, не запрещенной законом деятельностью. На некоторые виды деятельности требуется специальное разрешение (лицензия).

 

4. Понятие, сущность и правовое регулирование договора аренды

 

По договору аренды одна сторона (арендодатель) обязуется предоставить другой стороне (арендатору) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.

Договор аренды является консенсуальным, взаимным и возмездным. Это один из классических видов договоров, чья история насчитывает многие тысячелетия. Первые, хотя и фрагментарные, упоминания об аренде содержались в актах Древнего Вавилона и Египта. Но уже римское право придало договору найма вещей (locatio-conductio rerum) современную форму. Особенность римского подхода состояла в том, что смена собственника вещи влекла прекращение договора ее аренды. Соответственно право пользования арендатора не следовало за вещью и не пользовалось вещ-но-правовой защитой. В дальнейшем в Европе изменялись лишь некоторые детали правового регулирования аренды, в частности, за счет заимствования конструкций из вещного права, но основы оставались без изменения.

Цель договора аренды — обеспечить передачу имущества во временное пользование. В этом заинтересованы обе стороны договора.

Арендатор, как правило, нуждается в имуществе временно либ) не имеет возможности или желания приобрести его в собственность (например, вследствие высокой продажной цены). Арендодателю же передаваемое в аренду имущество не нужно или он преследует цель извлечения прибыли из его передачи во временное пользование другому лицу. Отказываясь от права пользования вещью, арендодатель передает его арендатору на возмездной основе (за плату). Последний признак позволяет отличать аренду от безвозмездного пользования имуществом (ссуды).

Цели обеспечить передачу имущества во временное пользование служат многие права, закрепленные гражданским законодательством, причем как вещные (допустим, сервитута), так и обязательственные (например, права пользования вещью, которые могут принадлежать хранителю или доверительному управляющему).

Поэтому надо четко представлять особенности временного пользования именно арендатора.

Арендатору принадлежит право пользования арендованным имуществом. Это основное право арендатора, вытекающее из договора аренды. Соответственно договор аренды — одна из разновидностей договоров по передаче имущества в пользование.

Под пользованием понимается извлечение из вещи ее полезных свойств без изменения субстанции вещи, в том числе приобретение плодов и доходов. По общему правилу, плоды, продукция и доходы, полученные в результате использования арендованного имущества в соответствии с договором, поступают в собственность арендатора (ч. 2 ст. 606 ГК). При нарушении порядка пользования вещью извлеченные плоды, продукция и доходы должны быть возвращены арендодателю. Впрочем, законом, иным правовым актом или договором может быть установлено и иное правило (ст. 136 ГК), а именно, что плоды, продукция и доходы переходят в собственность арендодателя или третьего лица.

Арендодатель, оставаясь собственником нанятого имущества, сохраняет право распоряжения им. Он может произвести его отчуждение или изъять его из владения и пользования арендатора в случаях и в порядке, предусмотренных законом или договором. Что касается прав владения и пользования вещью, переданной в аренду, то арендодатель может их и не сохранить, целиком передав арендатору. Но вполне допустима ситуация, когда арендодатель сохраняет за собой право владения вещью (полностью или частично) и право пользования ею (только частично). Тогда можно говорить о двойном владении и пользовании.

Право пользования арендатора пользуется вещно-правовой защитой и в этой плоскости приравнено к праву собственности и иным вещным правам (ст. 305 ГК). Однако подобную защиту оно получает только тогда, когда арендатор наряду с правом пользования наделен и правом владения вещью (ч. 1 ст. 606 ГК). Такой арендатор защищается и от притязаний арендодателя как собственника арендованного имущества.

Праву пользования арендатора присуще свойство следования за вещью. Переход права собственности (хозяйственного ведения, оперативного управления, пожизненного наследуемого владения) на сданное в аренду имущество к другому лицу не является основанием для изменения или расторжения договора аренды (п. 1 ст. 617 ГК), т. е. договор аренды при смене арендодателя сохраняет силу. Правда, право пользования арендованным имуществом при смене арендатора сохраняется далеко не всегда (см. п. 2 ст. 617 ГК), но это не лишает данное право свойства следования.

Предоставление арендаторам вещно-правовой защиты и признание за правом пользования арендованным имуществом свойства следования дает известные основания отнести это право к числу вещных. Однако это означало бы стирание границ между вещным и обязательственным правом и тем самым пересмотр всей системы гражданского права. Ведь владельцем у нас признается, по существу, любая сторона договора, которой передается вещь. Поэтому вещным пришлось бы признать всякое право, возникшее на основании подобного договора. Это оставит мало места для чистых обязательств. Следовательно, к числу вещных нужно относить только те права, которые в законе прямо названы вещными. Остальные права являются обязательственными. И при любых обстоятельствах к числу вещных не может быть отнесено право пользования арендованным имуществом, не сопровождающееся владением им, поскольку такое право не пользуется вещно-правовой (абсолютной) защитой, необходимой с точки зрения п. 4 ст. 216 ГК.

Право пользования арендатора, в отличие от одноименного права, входящего в состав или образующего основу того или иного вещного права (права собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления, сервитута), предопределено волей сторон договора аренды. Объем права пользования арендатора в каждом договоре может быть установлен произвольно. Содержание же вещных прав в основной их части установлено законом. К тому же пользование, осуществляемое на основании вещного права, как правило, бессрочно. Напротив, договор аренды обычно является срочным.

Что касается права пользования, приобретаемого на основании любого договора, кроме аренды, то оно является результатом либо смешанного характера такого договора (когда он включает в свой состав одновременно и аренду, например, при хранении или простом товариществе), либо связано с осуществлением права пользования, вытекающего из вещного права (как в случае с доверительным управлением). Отличие же аренды от ссуды легко провести при помощи такого критерия, как наличие или отсутствие возмездное.

Право пользования арендованным имуществом может сопровождаться возможностью выкупа этого имущества (ст. 624 ГК). В законе или договоре аренды может быть предусмотрено, что арендованное имущество переходит в собственность арендатора по истечении срока аренды или до его истечения при условии внесения арендатором всей обусловленной договором выкупной цены. В свое время аренда с выкупом считалась чуть ли не самым главным способом разгосударствления экономики (приватизации государственной собственности).

Если условие о выкупе арендованного имущества не предусмотрено в договоре аренды, оно может быть установлено дополнительным соглашением сторон, которые вправе договориться о зачете ранее выплаченной арендной платы в выкупную цену (п. 2 ст. 624 ГК). И тогда арендные платежи dejure станут выкупными. Однако аренда с выкупом, в отличие от лизинга, не предполагает, что арендный платеж с самого начала может быть одновременно и выкупным. Законом могут быть установлены случаи запрещения выкупа арендованного имущества (п. 3 ст. 624 ГК). Например, не могут быть выкуплены взятые в аренду участки лесного фонда.

Договор аренды с правом выкупа относится к числу смешанных, поскольку соединяет черты купли-продажи и аренды. В той части, в которой договор аренды включает правила о выкупе, к нему применяются нормы о договорах купли-продажи. Но в отличие от купли-продажи при аренде с выкупом право собственности на арендованное имущество не переходит и не может перейти к арендатору в момент заключения договора. Иными словами, арендатор может выбирать, выкупать ему имущество или нет. От его воли зависит выкуп. В этом состоит отличие аренды с выкупом от найма-продажи (ст. 501 ГК). Договор найма-продажи также является смешанным. Однако он относится именно к купле-продаже, поскольку предполагает обязательный переход права собственности от продавца к покупателю, чего нет и не может быть при аренде с правом выкупа.

Сторонами договора аренды являются арендодатель и арендатор. По общему правилу, и в роли арендодателя, и в роли арендатора могут выступать любые субъекты гражданского права, как физические, так и юридические лица, а среди последних — и коммерческие, и некоммерческие организации, а также государство, национально-государственные, административно-территориальные и муниципальные образования. Только в некоторых видах договора аренды и при аренде отдельных видов имущества в роли арендодателей или арендаторов должны выступать специальные субъекты. Особенно много дополнительных требований установлено при сдаче в аренду государственного и муниципального имущества.

Арендодатель — это собственник передаваемого в пользование имущества или лицо, уполномоченное законом или собственником сдавать имущество в аренду (ст. 608 ГК).

Сдача имущества в аренду — один из способов осуществления принадлежащего арендодателю права собственности, а именно входящего в его состав правомочия распоряжения имуществом.

Предмет договора — любая телесная непотребляемая вещь, поскольку она не теряет своих натуральных свойств в процессе использования. В частности, в качестве предмета договора аренды могут выступать земельные участки и другие обособленные природные объекты, здания, сооружения и иные виды недвижимого имущества, предприятия и другие имущественные комплексы, оборудование, транспортные средства и иное движимое имущество.

 

В договоре аренды должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды (п. 3 ст. 607 ГК). Следовательно, предметом договора аренды может быть только индивидуально-определенная вещь. Этот вывод вытекает также из п. 3 ст. 611 ГК. Степень индивидуализации предмета аренды зависит от его природы.

Вещь, передаваемая в аренду, должна быть юридически незаменимой, ведь по окончании договора возврату подлежит та же вещь. Вещи, определяемые родовыми признаками, не могут составлять предмет договора аренды, поскольку относятся к юридически заменимым.

По общему правилу, предмет договора аренды является единственным его существенным условием (п. 3 ст. 607 ГК). При отсутствии в договоре данных об объекте, подлежащем передаче в аренду, это условие считается несогласованным, а сам договор — незаключенным. В отдельных видах договора аренды к существенным отнесены и иные условия, например, о цене при аренде зданий и сооружений (п. 1 ст. 654 ГК). При аренде отдельных видов имущества, особенно природных ресурсов, перечень существенных условий еще шире.

Форма договора аренды урегулирована в ст. 609 ГК. Помимо общих требований к форме всякого договора, законом для договора аренды установлены и специальные требования. Договор аренды на срок более года, а также, если хотя бы одной из сторон договора является юридическое лицо, независимо от срока, должен быть заключен в простой письменной форме (п. 1 ст. 609 ГК). Договор на срок более года, независимо от его суммы, способен довольно серьезно ущемить имущественные интересы сторон, поэтому его содержание должно быть формализовано. Что же касается письменной формы договоров аренды, заключаемых с участием юридических лиц, то правило п. 1 ст. 609 ГК есть лишь конкретизация общего правила, закрепленного подп. 1 п. 1 ст. 161 ГК, которое в подобном повторении вовсе не нуждалось. В устной форме могут быть заключены только договоры аренды между гражданами сроком менее чем на год, если только законом не установлены дополнительные требования к форме отдельных видов договоров аренды или аренды определенных видов имущества.

Договор аренды недвижимого имущества подлежит государственной регистрации, если иное не установлено законом. Иное правило в отношении транспортных средств установлено ст. 633 и 643 ГК, а зданий и сооружений — п. 2 ст. 651 ГК.

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // Российская газета. – 25 декабря 1993 г.
  2. Гражданский Кодекс РФ. Ч. 1 от 30 ноября 1994 г. // СЗ РФ. –1994. – № 32. – Ст. 3301.
  3. Гражданский кодекс РФ. Ч. 2 от 26 января 1996 г. // СЗ РФ. – 1996. – № 5. – Ст. 410.
  4. ФЗ от 21 июля 1995 г. «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» №94-ФЗ в ред. от 27.07.2010 № 240-ФЗ) // СЗ РФ. 2005. № 30 (ч. 1). Ст. 3105.
  5. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй (постатейный) / Под ред. О.Н. Садикова. – М.: НОРМА, 2008.
  6. Комментарий к гражданскому кодексу РФ / Под ред. С.Я. Братуся и О.Н. Садикова. М., 2009.

     

     

     

     


     

<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 0.98MB/0.00036 sec

WordPress: 22.35MB | MySQL:119 | 1,467sec