Признаки правовых актов органов государства

<

032014 0314 1 Признаки правовых актов органов государстваПравовой акт представляет собой отражение определенной формы деятельности государства, его органов и должностных лиц. Он обладает государственно-властным характером и обязателен для тех, кому адресован.

Функции правового акта, как официального документа подразделяются на общие и специфические.

Информационная функция в документоведении определяется как общая для любого документа, в том числе и для правового акта, который создается для сохранения правовой информации, ибо необходимость зафиксировать информацию — причина появления любого вида документа.

Социальная функция: правовой акт является социально значимым объектом, поскольку любой документ порожден той или иной социальной потребностью. Посредством правовых актов регулируются общественные отношения, касающиеся конкретных социальных групп.

Коммуникативная функция: документ выступает в качестве средства связи между отдельными элементами общественной структуры. Одно из непременных условий, предъявляемых к тексту правового акта, — точность, ясность, доступность его изложения для всех слоев населения.

К числу специфических функций рассматриваемой категории документов относятся функция исторического источника и правовая функция.

Правовой акт выступает в качестве источника исторических сведений о развитии общества. В частности, правовые акты органов государственной власти Краснодарского края подлежат обязательному хранению в Государственном архиве Краснодарского края.

Особую значимость для правовых актов имеет правовая функция. И если данная функция может быть приобретена некоторыми видами документов впоследствии, то рассматриваемая категория документов наделена этой функцией изначально. Именно эти документы являются средством закрепления, изменения и отмены правовых норм и правоотношений в обществе. Они позволяют точно и определенно фиксировать содержание правовых норм, поскольку являются письменным источником права. Это обеспечивает надлежащую определенность права, является одним из условий последовательного проведения начал законности.

Классифицируя многочисленные правовые акты по их юридической природе, можно выделить значительную категорию актов нормативного характера. С формально-содержательной стороны они представляют правовое решение, которое содержит нормы права. Эти акты рассчитаны на длительное действие, принимаются уполномоченными на то органами в пределах их компетенции и направлены на установление обязательных правил поведения, возникновение, изменение или прекращение правовых отношений.

Нормативно-правовой акт является одним из основных источников права современного государства. В нем выражается большинство правовых норм, которые регулируют наиболее важные с точки зрения личности, ее интересов и потребностей общественные отношения. Другие источники права (правовые обычаи, судебные и административные прецеденты) общерегулятивной значимостью не обладают. Они играют частичную, вспомогательную или дополнительную роль в регулировании общественных отношений.

В нормативно-правовых актах закрепляются нормы, которые учитывают интересы большинства и меньшинства в целом, координируют их в зависимости от конкретных экономических, социальных, национальных

В отличие от других источников (форм) права нормативно-правовой акт обладает следующими признаками:

1. Нормативно-правовой акт создается в результате правотворческой деятельности компетентных органов государства или всенародным волеизъявлением (референдумом). Правотворческая деятельность представляет собой такую государственную деятельность, которая состоит в издании норм права, а также в совершенствовании и отмене устаревших правовых норм.

Правотворчество — это деятельность, направленная на подготовку, издание и совершенствование нормативно-правовых актов. Она имеет две основные формы: непосредственное правотворчество и опосредованное (государственное) правотворчество.

Непосредственное правотворчество осуществляется в результате проведения референдумов, которые в конституционном порядке принимают или отвергают предлагаемые государственной законодательной властью нормативно-правовые акты.

Государственное правотворчество выражается в установлении, изменении или отмене норм права в определяемом законом порядке. К нему примыкает также нормотворчество общественных организаций, которое санкционируется государством. При этом нормы, создаваемые общественными организациями, приобретают качество и свойства правовых норм, охраняемых государством.

2. В нормативно-правовых актах содержатся только нормы права, то есть правила общего характера, обладающие государственной обязательностью. Поэтому нормативно-правовые акты необходимо отличать от индивидуальных правовых актов, которые источниками права не являются. Индивидуальный правовой акт распространяет свое действие на конкретных субъектов права, которые находятся в сфере правового регулирования. Он рассчитан на одноразовое применение, относится персонально к определенным лицам и прекращает свое действие с реализацией конкретного права или обязанности (например, назначение органом социального обеспечения пенсий конкретному лицу, решение суда о принудительном возвращении долга обязанным лицом).

Индивидуальные правовые акты являются важным и необходимым средством реализации общих предписаний правовых норм, содержащихся в нормативно-правовых актах. Они имеют обязательный государственный характер, их осуществление обеспечивается компетентными органами государства (судом, мэрией, арбитражем), однако источниками права они не являются, поскольку норм права не содержат. В отличие от правовых норм их предписания относятся к персонифицированным лицам и конкретным жизненным ситуациям.

3. От нормативно-правового акта как источника права следует отличать источники правоведения, или источники нашего знания о праве. Мы черпаем сведения о нормах права из различного рода сборников законодательства, из исторических правовых памятников, из произведений профессиональных юристов. Все это источники нашего познания правовых норм, а не источники права.

4. Нормативно-правовой акт оформляется в виде официального государственного документа, который имеет обязательные атрибуты: название акта (закон, указ, постановление); наименование органа, принявшего акт (парламент, президент, правительство, местный орган власти).

5. В нормативных актах нормы права группируются по определенным структурным образованиям: разделам, главам, статьям (например, в Гражданском кодексе: раздел «Обязательное право», глава «Исполнение обязательств», статья «Досрочное исполнение обязательства»).

На место нормативного акта в системе указывает его юридическая сила — свойство акта порождать определенные правовые последствия. Юридическая сила акта зависит от положения органа, издавшего этот акт, в системе органов государства и его компетенции. Акты вышестоящих органов, таким образом, обладают большей юридической силой по отношению к актам нижестоящих органов. Следовательно, акты нижестоящих государственных органов должны соответствовать актам вышестоящих органов и не могут им противоречить.

Итак, нормативно-правовой акт — это официальный акт правотворчества, в котором содержатся нормы права.

Для нормативного правового акта характерны следующие признаки: нормативный правовой акт исходит от государства (только государственные органы и специально уполномоченные государством должностные лица вправе принимать данный документ. Все нормативные правовые акты носят государственный характер, то есть они общеобязательны, к их содержанию и действию предъявляются особые требования); существует особый порядок (процедура) принятия этого документа; документ оформляется по установленной форме; иерархическая подчиненность, основанная на различной юридической силе отдельных актов; содержание нормативного документа составляют правила поведения.

Общепринятым является деление нормативно-правовых актов на две группы: законы и подзаконные акты. Законы принимаются представительными (законотворческими) органами, подзаконные акты — всеми остальными уполномоченными органами и должностными лицами, чаще всего исполнительными органами власти. В современной России судебные органы не имеют права принимать нормативные правовые акты. Они лишь вправе применять уже действующие нормы права.

Нормативный документ придает нормам официальный статус, юридическую силу. Он имеет четко установленную форму и реквизиты; отличается определенностью формулирования в тексте правовых норм (особенно четко должны быть сформулированы права и обязанности возможных участников правоотношений); готовится компетентными органами на основе специально установленной правотворческой процедуры. Неукоснительное соблюдение технологии подготовки и оформления этого документа — обязательное условие законности и эффективности подготавливаемых решений. Ему свойственна общеизвестность. Обычно нормативный документ публикуется непосредственно после его принятия, однако для наиболее важных установлены сроки их опубликования. Они публикуются в особых источниках и имеют определенный порядок вступления в силу.

<

 

2. СОДЕРЖАНИЕ АКТОВ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ

 

Правительство Российской   Федерации   на   основании   и   во исполнение   Конституции   Российской  Федерации, федеральных конституционных законов,  федеральных законов,  нормативных  указов Президента Российской   Федерации издает постановления   и распоряжения, обеспечивает их исполнение.

Постановление правительства РФ акт управления общенормативного содержания, издаваемый Правительством РФ в пределах его компетенции, на основе и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов и указов Президента РФ1.

Акты Правительства РФ, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства Российской Федерации. Постановления Правительства Российской Федерации обязательны к исполнению в Российской Федерации. Постановления Правительства Российской Федерации подписываются Председателем Правительства Российской Федерации. Датой официального опубликования постановления Правительства Российской Федерации считается дата первой публикации его текста в одном из официальных изданий Российской Федерации. Постановления Правительства Российской Федерации, за исключением постановлений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, подлежат официальному опубликованию не позднее пятнадцати дней со дня их принятия, а при необходимости немедленного широкого их обнародования доводятся до всеобщего сведения через средства массовой информации безотлагательно. Постановления Правительства Российской Федерации, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу не ранее дня их официального опубликования.

Иные постановления Правительства Российской Федерации вступают в силу со дня их подписания, если самими постановлениями Правительства Российской Федерации не предусмотрен иной порядок их вступления в силу. Постановления Правительства Российской Федерации в случае их противоречия Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам и указам Президента Российской Федерации могут быть отменены Президентом Российской Федерации1.

Акты, имеющие   нормативный   характер,   издаются   в   форме постановлений Правительства  Российской  Федерации,  принимаемых  в порядке,   предусмотренном   Регламентом  Правительства  Российской Федерации.  Акты по  оперативным  и  другим  текущим  вопросам,  не имеющие  нормативного  характера,  издаются  в  форме  распоряжений Правительства Российской Федерации.

Постановления и    распоряжения    Правительства    Российской Федерации обязательны к исполнению в Российской Федерации.

Постановления и    распоряжения    Правительства    Российской Федерации  подписываются  Председателем  Правительства   Российской Федерации.

Датой официального     опубликования     постановления     или распоряжения  Правительства  Российской  Федерации  считается  дата первой  публикации  его  текста  в  одном  из  официальных  изданий Российской Федерации.

Постановления Правительства    Российской    Федерации,   за исключением   постановлений,   содержащих   сведения,  составляющие государственную тайну,  или сведения  конфиденциального  характера, подлежат  официальному  опубликованию не позднее пятнадцати дней со дня их принятия,  а  при  необходимости  немедленного  широкого  их обнародования   доводятся  до  всеобщего  сведения  через  средства массовой информации безотлагательно.

Постановления Правительства  Российской Федерации, затрагивающие права,  свободы и обязанности человека и  гражданина, вступают  в  силу не ранее дня их официального опубликования.  Иные постановления Правительства Российской Федерации вступают в силу со дня   их  подписания,  если  самими  постановлениями  Правительства Российской Федерации не предусмотрен иной порядок их  вступления  в силу.  Распоряжения  Правительства  Российской Федерации вступают в силу со дня их подписания.

Акты Правительства  Российской Федерации могут быть обжалованы в суд.

Правительство Российской Федерации вправе принимать обращения, заявления и иные акты, не имеющие правового характера.

 

 

 

3. УТРАТА СИЛЫ, ПРИОСТАНОВЛЕНИЕ И ОТМЕНА АКТОВ

 

На практике существует несколько способов обеспечения законности правовых актов управления. Такими способами являются:

  1. отмена акта управления (или внесение в него необходимых изменений или дополнений);
  2. приостановление их действия или их исполнения.

    Российское законодательство и соответствующие административно-правовые нормы определяют, что утрата юридической силы акта управления происходит в случае его отмены в порядке, установленном нормативными актами. Отмена правового акта управления может быть осуществлена как органами (должностными лицами), которые приняли данный акт управления (а также вышестоящими органами или должностными лицами), так и органами, имеющими право отмены акта управления в случае обнаружения его несоответствия принципу законности.

    Особое значение в системе современного административного права имеет возможность признания административных актов недействующими или незаконными в судах. Главная причина прекращения действия актов управления судом и федеральными органами исполнительной власти общей компетенции (по отношению к актам нижестоящих органов исполнительной власти) — нарушение принципа законности при их подготовке и издании, а также нарушение законности в самом тексте административных актов. Органы исполнительной власти специальной компетенции вправе отменять акты управления нижестоящих органов или должностных лиц не только по причине нарушения актом управления законности, но и учитывая его полезность и целесообразность для социальной практики.

    Конституционный Суд РФ рассматривает жалобы уполномоченных субъектов права (граждан и других лиц, а также органов государственной власти) и дела о соответствии Конституции РФ нормативных актов Президента РФ и Правительства РФ, а также актов органов исполнительной власти субъектов РФ. Постановлениями Конституционного Суда РФ акты управления или отдельные их части и положения могут быть признаны неконституционными; в этом случае они утрачивают свою юридическую силу. Суды общей юрисдикции и арбитражные суды (в случае признания недействующими индивидуальных актов управления) фактически обладают правом отмены правовых актов управления.

    Законодательные (представительные) органы государственной власти края, области и других субъектов РФ в соответствии с действующим федеральным и региональным законодательством могут отменять правовые акты управления соответствующих государственных администраций. Глава администрации субъекта РФ имеет право отменять приказы органов и структурных подразделений данной администрации. Глава администрации при соответствующем обращении к нему руководителей законодательных (представительных) органов государственной власти субъекта Федерации обязан отменить не соответствующие законодательству акты органов администрации. Администрация субъектов РФ имеет право внесения в Правительство РФ представления о признании недействительными правовых актов федеральных органов исполнительной власти (федеральных министерств, государственных комитетов, федеральных служб и т. д.). В соответствии с законодательством республик, входящих в состав Российской Федерации, главы исполнительной власти этих республик имеют право отменять или приостанавливать действие нормативных и иных правовых актов управления, принятых органами исполнительной власти этих республик.

    Правовой акт утрачивает юридическую силу, когда он:

  3. признан судом (Конституционным Судом РФ, конституционными (уставными) судами субъектов РФ, судом общей юрисдикции, арбитражным судом) не соответствующим Конституции РФ и иным федеральным законам или признан незаконным (недействительным),
  4. отменен органом, его издавшим, или вышестоящим органом, уполномоченным на совершение таких действий. Органы исполнительной власти имеют право пересмотра принятых ими административных актов, их изменения и отмены в связи с их незаконностью, необоснованностью, отсутствием позитивного действия, нецелесообразностью. Сам орган управления (или
    должностное лицо) может отменить свое решение только в том
    случае, если будет подтверждено, что принятие этого решения
    опиралось на незаконные основания (подделаны документы; недостоверная информация о лицах, в отношении которых принимался документ).

    А. А. Белкин характеризует утрату нормативно-правовым актом юридической силы как «прекращение компетентным субъектом сохранения своего волеизъявления на поддержку юридических норм, ранее установленных данным актом»1. В результате утраты юридической силы из правовой системы законодателем изымаются именно нормы, а не возникшие на их основе правоотношения. Об этом говорит тот факт, что даже потерявший силу акт в ряде случаев (как правило, в случае длящихся правоотношений) может продолжать действовать. С другой стороны, обладающий юридической силой акт может реально не применяться, т. е. прекратить свое действие. Окончание действия правового акта — «официально заявленное окончание случаев возникновения (изменения, прекращения) предусмотренных актом правоотношений»2, что означает не прекращение возникших на основании закона правоотношений, а, скорее, недопущение новых. При этом имевшие место правоотношения могут продолжаться в каком-то новом качестве, не теряя юридического значения. Их регуляция может происходить на основе ультраактивного действия закона (иначе – переживания) при наличии соответствующих норм права, оговаривающих это. Основными обстоятельствами утраты правовыми актами силы можно считать истечение срока, если таковой был оговорен, прямую отмену акта другим актом, изданным органом с соответствующим уровнем компетенции, и фактическую отмену, когда действовавший ранее акт замещается новым, действующим в той же сфере. В последнем случае нормы старого закона утрачивают силу с момента введения новых норм, регулирующих те же отношения, что и прежние. Такой способ, впрочем, создает ряд неудобств, в частности, «смесь» между старыми и новыми нормами; необходимо систематизировать нормы актов, признавать те или иные части нормативных актов действующими или недействующими и т. д. Как правило, с тем, чтобы избежать неудобства, в самом нормативном акте содержатся нормы, отменяющие те или иные устаревшие акты, т. е. фактическая отмена дополняется прямой. Например, уже упоминавшийся Семейный кодекс РФ в части 2 статьи 168 признаёт утратившим силу Кодекс о браке и семье РСФСР за исключением раздела IV «Акты гражданского состояния» в части, не противоречащей Семейному кодексу «впредь до принятия федерального закона об актах гражданского состояния.

    Для части правовых актов существует возможность фактического прекращения действия ввиду исчезновения предмета регулирования. Такие акты не теряют свою силу автоматически и должны быть отменены в установленном порядке законодателем.

    Отдельно следует сказать о вступлении в силу и утрате юридической силы индивидуальными правовыми актами. Судебные решения вступают в силу в обычном порядке через десять дней с момента оглашения решения (приговоры – через семь). Акты Президента, не носящие нормативного характера, на основании Указа Президента Российской Федерации «#G0О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» вступают в силу с момента подписания. Для индивидуальных правовых актов характерна одна специфическая особенность: установив определенное юридическое состояние, они прекращают свое действие, но сохраняют свою силу. Эта сила может быть утрачена лишь в случае прямой отмены либо истечения оговоренного срока (если таковой имел место). Акты толкования и нормативные договоры ведут себя подобно законам, хотя последние не могут потерять силу фактически.

    Основаниями для отмены акта управления или для внесения в них изменений и дополнений являются:

  5. незаконность акта управления (противоречие нормам законодательства);
  6. практическая нецелесообразность; отсутствие положительных результатов действия актов управления;
  7. необходимость замены устаревшего акта управления новым или внесения в него многочисленных существенных изменений и дополнений;
  8. истечение срока действия акта управления.

    Приостановление акта управления — официальное временное прекращение действия данного акта до момента рассмотрения и принятия по нему окончательного решения органом, имеющим право отменять или изменять правовой акт управления. Акт управления не подлежит применению, т. е. временно не действует (однако он не утрачивает своей юридической силы), когда, например:

    1) Президент РФ приостанавливает действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ (актов высшего должностного лица субъекта РФ или акта органа исполнительной власти субъекта РФ) в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам, международным обязательствам РФ или нарушения прав и свобод человека и гражданина — до решения этого вопроса соответствующим судом. Приостанавливая действие незаконных постановлений, Президент РФ может предложить руководителям органов исполнительной власти, высшим должностным лицам субъектов РФ (губернаторам, президентам субъектов РФ) отменить и привести незаконные постановления и распоряжения в соответствие с Конституцией РФ и федеральным законодательством. Правительство РФ вносит предложение Президенту РФ о приостановлении действия актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае их противоречия Конституции РФ и федеральным законам, международным обязательствам РФ или нарушения прав и свобод человека и гражданина. Президент РФ вправе приостанавливать также действие правовых актов органов государственной власти субъектов РФ, правовых актов органов местного самоуправления, действующих на территории, на которой введено чрезвычайное положение, в случае противоречия этих актов указу Президента РФ о введении на данной территории;

  9. суд общей юрисдикции приостанавливает действие оспариваемого решения органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего до вступления в законную силу решения суда по заявлению гражданина или организации (ч. 4 ст. 254 ГПК РФ). Вместе с тем подача заявления об оспаривании нормативного правового акта в суд не приостанавливает действие оспариваемого нормативного правового акта (ч. 7 ст. 251 ГПК РФ);
  10. прокурор приносит протест на вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении (что приостанавливает исполнение постановления до рассмотрения протеста). Прокурор может также опротестовать акт управления, принятый органом исполнительной власти или
    органом местного самоуправления. В этом случае он направляет в орган исполнительной власти или орган местного самоуправления протест, в котором указываются нарушения законности и требование отменить или изменить (привести в соответствие с законами) опротестованный акт управления. Если протест прокурора оставлен без удовлетворения, прокурор имеет право обратиться в суд с заявлением о признании акта управления незаконным (недействительным).

    Многие российские федеральные законы содержат нормы, устанавливающие для граждан и юридических лиц возможность обжалования действий и решений органов исполнительной власти и их должностных лиц, нарушающих их права и законные интересы. Большая часть всех административно-правовых споров разрешается в административном (внесудебном) порядке. Гражданин направляет свою жалобу в соответствующий вышестоящий орган управления по отношению к органу (должностному лицу), принявшему неблагоприятное, по мнению гражданина, решение. Данный способ разрешения административно-правового спора представляет собой часть управленческой деятельности, так как вышестоящее должностное лицо, рассматривая жалобу гражданина, осуществляет обычные контрольно-надзорные функции, распространяемые на всю систему и структуру подчиненных ему органов, организаций, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

    В результате такого рассмотрения вышестоящий орган (или должностное лицо) принимает по жалобе решение, в котором устанавливается законность, обоснованность и целесообразнобжалуемого решения или действия подчиненного должного лица или самого органа управления. Здесь также налицо действие важного административно-правового метода регулирования общественных отношений, а именно при рассмотрении спора реализуются правоотношения «власти-подчинения», несмотря на то что административно-правовой спор возник при реализации отношений «горизонтального» типа (т. е. во взаимоотношениях не подчиненных друг другу субъектов).

     

     

    4. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ

     

    Подготовка проекта распоряжения Правительства РФ о передаче федеральной собственности в муниципальную собственность.

     

    ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    РАСПОРЯЖЕНИЕ

    от 5 октября 2005 года N 1631-р

    [О передаче в муниципальную собственность муниципального
    образования «Тбилисский район» Калининградской области
    объектов Минобороны России]

     1. Принять предложение Тбилисского районного Совета депутатов и Минэкономразвития России, согласованное с Минобороны России и администрацией Краснодарского края, о передаче в собственность муниципального образования «Тбилисский район» (Краснодарский край) находящихся в федеральной собственности объектов квартирно-эксплуатационной части Тбилисского района, расположенных в Тбилисском районе Краснодарского края, согласно приложению.

     2. Росимуществу совместно с Минобороны России и администрацией муниципального образования «Тбилисский район» обеспечить в установленном порядке передачу указанных в пункте 1 настоящего распоряжения объектов в собственность муниципального образования.


    Председатель Правительства
    Российской Федерации
    М.Фрадков 

    Приложение
    к распоряжению Правительства
    Российской Федерации
    от 5 октября 2005 года
    N 1631-р

    ПЕРЕЧЕНЬ
    передаваемых в собственность муниципального образования
    «Тбилисский район» (Краснодарский края) объектов
    квартирно-эксплуатационной части Тбилисского района, расположенных
    в Тбилисском районе Краснодарского края

    ст. Нововладимирская


         Жилые дома, расположенные по адресу:

         ул. Северная, N 1, 3, 5, 6, 12

         ул. Южная, N 4, 5, 6, 8, 9

         ул. Дубрава, N 2, 3, 4, 5

         ул. Садовая, N 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8

         ул. Ермакова, N 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14

         ул. Рябинина, N 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9

         ул. Артиллерийская, N 2, 3, 4, 6, 7, 8, 9, 10

         ул. Невского, N 1а, 3, 4, 6, 8, 9, 10, 13, 15, 18а, 18, 19, 22, 25, 27, 29

         ул. Гвардейская, N 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 13, 14, 15, 16, 17-20, 21-24, 25-29, 30-34, 35-36

         Здание аптеки, инв. N 107

         Здание медпункта, инв. N 103

         Здание детского сада, инв. N 70

         Здание клуба, инв. N 184

         Здание почты, инв. N 33

         Объекты инженерной инфраструктуры:

         котельные, инв. N 56, 195

         водонасосные башни, инв. N 113, 149

         станция перекачки, инв. N 176

         канализационная насосная станция, инв. N 178

         артезианские скважины N 1, 2, 3, 5

         2 резервуара для воды

         теплотрасса протяженностью 1900 м

         Инженерные коммуникации:

         сети водоснабжения протяженностью 9000 м

         сети канализации протяженностью 8230 м

         кабельные линии протяженностью 5700 м

         уличное освещение протяженностью 3200 м

     

     

     

     

     

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

     

  11. Конституция РФ: Принята 12 дек. 1993 г. М., 1993.
  12. О Правительстве Российской Федерации: Федер. конституц. закон от 17.12.1997 № 2-ФКЗ.-В ред. от 03.11.2004.-Ст. 23, 33
  13. Административное право /Под ред. Козлова Ю.М., Попова Л.П. М., 2004.
  14. Административное законодательство Российской Федерации. М., 2003.
  15. Алексеев С. С. Общая теория права. Т. 2. М., 1982.
  16. Бахрах Д.Н. Административное право России.–М.: НОРМА, 2004.
  17. Белкин А. А. Юридические акты: обладание силой и действие // Известия вузов. Правоведение. 2000, № 5
  18. Габричидзе Б.Н., Чернявский А.Г. Административное право. -М.: ООО «ТК Велби», 2002.
  19. Румянцев О.Г., Додонов В.Н. Юридический энциклопедический словарь. М., 1997
  20. Тихомиров Ю. А. Юридическая коллизия: власть и правопорядок // Государство и право. 1994. № 1. С. 4.
  21. Черданцев А.Ф. Теория государства и права. М., 2000.
  22. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М., 2003.
  23. Юридический энциклопедический словарь. М., 1984.

     

     

     

     

     

     


     

<

Комментирование закрыто.

WordPress: 22.4MB | MySQL:123 | 1,607sec