Признание гражданина безвестно отсутствующим

<

031714 0232 1 Признание гражданина безвестно отсутствующим

Правовое регулирование и последствия безвестно отсутствующего гражданина

 

1.1 Признание гражданина безвестно отсутствующим

 

Длительное отсутствие гражданина в месте жительства, если неизвестно место его пребывания, небезразлично для организаций и граждан, с которыми он находился в правовых отношениях. Например, если гражданин был должником, то кредиторы не имеют возможности потребовать уплаты долга. Нетрудоспособные лица, которые были на иждивении гражданина, перестают получать от него содержание, но не могут обратиться за пенсией, поскольку считаются имеющими кормильца. В случае длительного отсутствия гражданина может быть причинен ущерб его имуществу, оставшемуся в месте жительства без надзора.

С целью устранения юридической неопределенности, вызванной длительным отсутствием гражданина, и предотвращения указанных неблагоприятных последствий для его имущества закон предусматривает создание особого юридического состояния для такого гражданина, а именно признание его безвестно отсутствующим.

Несмотря на то что означенная проблема является актуальной, институту судебного признания гражданина безвестно отсутствующим или объявления гражданина умершим законодателем уделено недостаточно внимания. ГПК РФ закрепил лишь уточнения некоторых правил и терминов в связи с положениями действующего материального законодательства. Так, ст. 277 ГПК РФ в соответствии с п.2 ст.45 ГК РФ дополнена положением о том, что военнослужащий или иной гражданин, пропавший без вести в связи с военными действиями, может быть объявлен умершим не ранее чем по истечении двух лет со дня окончания военных действий. Соответственно, заявитель обязан указать день окончания военных действий. Но какой именно день считать днем окончания военных действий, законодатель не указывает. По ранее действующему гражданскому законодательству РСФСР орган опеки и попечительства назначал опекуна для охраны имущества гражданина, признанного безвестно отсутствующим. ГПК РФ предусмотрел правило, согласно которому по договору о доверительном управлении назначается управляющий имуществом этого гражданина. Соответствующие уточнения внесены и в ст.278, 279 ГПК РФ.

 На протяжении почти 40 лет никаких изменений институт признания гражданина безвестно отсутствующим или объявления гражданина умершим на законодательном уровне не претерпел.

ГПК РСФСР 1964 года, а затем ГПК РФ 2002 года установили порядок судебного признания гражданина безвестно отсутствующим или объявления гражданина умершим. Вступившее в законную силу решение является юридическим фактом, влекущим возникновение, изменение или прекращение правоотношений у лиц, которые состояли с таким гражданином в каких-либо правоотношениях. Особая значимость вступивших в законную силу судебных решений по этим делам, правовая сила которых распространяется на граждан названных категорий, требует от судов полноты, четкости, тщательности не только при рассмотрении и разрешении этих дел, но и в не меньшей мере — на стадиях возбуждения и подготовки дела к судебному разбирательству.

Основной целью института признания гражданина безвестно отсутствующим или объявления гражданина умершим является защита интересов заявителей и заинтересованных лиц.

Новый этап развития правового регулирования судопроизводства в этой сфере, начатый принятием ГПК РСФСР 1964 года, характеризуется закреплением судебной подведомственности указанной категории дел; ГК РСФСР закрепил материально-правовые основания признания гражданина безвестно отсутствующим и объявления гражданина умершим; ГК РФ внес некоторые изменения в материально-правовые основания признания гражданина безвестно отсутствующим или объявления гражданина умершим: объявлению гражданина умершим по действующему законодательству предшествует пятилетний срок отсутствия сведений по месту его постоянного жительства вместо ранее установленного трехлетнего срока; ГПК РФ закрепил положение, согласно которому заявление о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении умершим подается в суд по месту нахождения заинтересованного лица, а не по месту жительства заявителя, как предусматривал ГПК РСФСР. В соответствии с ГПК РФ суд после принятия такого заявления может предложить органу опеки и попечительства назначить доверительного управляющего имуществом данного гражданина, а в соответствии с ГК РФ орган опеки и попечительства может и до истечения года со дня получения сведений о месте пребывания отсутствующего гражданина назначить управляющего его имуществом. Законодатель принял меры к устранению пробелов в правовом регулировании рассматриваемого случая и созданию механизмов, обеспечивающих гарантии защиты интересов заинтересованных лиц и т.д.

Задачей института является защита интереса заинтересованного лица, если это невозможно осуществить во внесудебном порядке, путем вынесения законного и обоснованного судебного решения, направленного на устранение неопределенности в семейных, гражданских, жилищных и других правоотношениях, которыми безвестно отсутствующий гражданин связан с физическими лицами и организациями.

Исследованию проблем, связанных с признанием гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим, посвящены научные работы И.Б. Новицкого1, Ю.А. Поповой2, Е.А. Прянишникова3, А.К. Юрченко4 и других ученых.   Несмотря на то, что вопрос о признании гражданина безвестно отсутствующим или объявления умершим в настоящее время является весьма актуальным, комплексных исследований, посвященных особенностям судопроизводства по таким делам, почти не проводилось. Среди научных трудов, выполненных после принятия ГПК РФ, можно отметить диссертационное исследование Р.В. Ихсанова1. Наиболее ценным, в этой работе является предложение по совершенствованию Положения о службе в органах внутренних дел и Федерального закона от 28 марта 1998 года № 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и сотрудников федеральных органов налоговой полиции». Другие публикации касались отдельных аспектов особого производства, которые в той или иной мере имеют значение и для производства по делам о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим. 2

Таким образом, безвестное отсутствие — удостоверенный в судебном порядке факт длительного отсутствия гражданина в месте его жительства, если не удалось установить место его пребывания,

Согласно абз. 1 ст. 42 ГК гражданин может быть по заявлению заинтересованных лиц признан судом безвестно отсутствующим, если в течение года в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания. Таким образом, обращение в суд именуется в данном случае не иском, а заявлением, и дело рассматривается в порядке особого производства (глава 30 ГПК РФ). Понятия «заинтересованные лица» в законе не дается. По смыслу закона к их числу относятся супруг, поскольку он может быть заинтересован в расторжении брака в упрощенном порядке; лица, состоящие на иждивении отсутствующего, поскольку они в случае признания его безвестно отсутствующим приобретают в соответствии с пенсионным законодательством право на пенсию по случаю потери кормильца. Заинтересованными в признании гражданина безвестно отсутствующим могут быть и другие лица, если это необходимо им для защиты нарушенного или оспариваемого права или охраняемого законом интереса (например, кредиторы отсутствующего, налоговые органы и т.п.), а также прокурор, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации и отдельные граждане, если они по закону вправе обращаться в суд за защитой прав и интересов других лиц.

Отметим, что на стадии возбуждения гражданского судопроизводства (после получения заявления о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим) судья должен проверить, имеет ли заявитель право на судебную защиту своего охраняемого законом интереса. Общими предпосылками права на судебную защиту являются гражданская процессуальная правоспособность, подведомственность дела суду и юридическая заинтересованность в исходе дела. Правоприменительная практика показывает, что на стадии возбуждения судопроизводства по означенным категориям дел суд проверяет, возбуждалось ли розыскное дело соответствующим органом внутренних дел по заявлению заинтересованного лица, имеется в деле соответствующая справка о результатах розыска. По рассматриваемым категориям дел предварительный розыск безвестно пропавшего человека органами внутренних дел обязателен.

Поэтому в качестве специальной предпосылки реализации заинтересованным лицом права на судебную защиту охраняемого законом интереса можно назвать обязательное предварительное обращение в органы с заявлением о розыске безвестно пропавшего гражданина. В очерке Д.Лиханова «Без вести…»1 показано, что число безвестно пропавших увеличивается от плохой организации розыска и что обнаружению пропавших больше способствует случайное стечение обстоятельств, чем время. В очерке описан случай со стариком-пенсионером, который пошел за хлебом, на улице около булочной почувствовал себя плохо, упал и умер. Скорая помощь констатировала смерть, и труп был отправлен в морг. Жена, обеспокоенная отсутствием мужа, обратилась в милицию, но оказалось, что пенсионер умер на территории другого района Москвы, где о его розыске не знали. Позже старик был похоронен как неизвестный. Так и объявил бы суд указанного старика-пенсионера умершим или признал безвестно отсутствующим (если бы его супруга или иные заинтересованные лица обратились бы с соответствующим заявлением в суд) если бы на одном совещании в органах милиции эта история не вскрылась.

МВД России и Генеральная прокуратура РФ в Указании от 24 сентября, 20 ноября 1998 года № 1/19934, 83/36 «О совершенствовании деятельности по раскрытию убийств, связанных с безвестным исчезновением граждан, и розыску лиц, пропавших без вести»1 констатировали, что «состояние борьбы с тяжкими преступлениями против личности продолжает оставаться неадекватным масштабам распространения криминального насилия. Все большую актуальность приобретает работа по раскрытию убийств, связанных с безвестным исчезновением граждан. Успех борьбы зависит от эффективности и своевременности принимаемых следственных действий и оперативно-розыскных мер. Однако сложившаяся практика реагирования органов внутренних дел на сигналы о безвестном исчезновении людей продолжает существенно отличаться от работы по раскрытию умышленных убийств. Уголовные дела по таким материалам возбуждаются несвоевременно. Внезапность и беспричинность исчезновения не рассматриваются как признаки преступления». В Указании с учетом сложившейся практики определен ряд признаков, дающих основание полагать, что разыскиваемый стал жертвой преступления. Кроме того, в целях обеспечения конституционных прав граждан, совершенствования работы по раскрытию убийств, связанных с безвестным исчезновением людей, оптимизации производства розыска, прокурорского надзора за разрешением заявлений и сообщений о без вести пропавших, своевременного выявления признаков преступлений и возбуждения уголовных дел предложен комплекс мероприятий.

 

1.2 Условия признания гражданина безвестно отсутствующим

 

Непременным условием признания гражданина безвестно отсутствующим является отсутствие в месте его жительства сведений о месте его пребывания в течение не менее одного года. День получения последних известий может быть подтвержден предъявлением последнего письма отсутствующего гражданина или иным способом (например, показаниями свидетелей). При невозможности установить день получения последних известий началом безвестного отсутствия считается первое число месяца, следующего за тем, в котором были получены последние известия, а при невозможности установить этот месяц — первое января следующего года (абз. 2 ст. 42 ГК).

<

Признание гражданина безвестно отсутствующим допустимо при условии, что невозможно установить место его пребывания, поэтому до рассмотрения дела в соответствующие организации по последнему известному месту пребывания гражданина, месту работы, месту рождения и т.п. посылаются запросы об имеющихся о нем сведениях, опрашиваются его родственники, друзья, иные лица, с которыми он общался.

Решение суда о признании гражданина безвестно отсутствующим не является ответом на вопрос, жив данный гражданин или нет. Решение о безвестном отсутствии строится не на презумпции смерти гражданина, а на фактическом составе безвестного отсутствия, данном в комментируемой статье. Фактический состав включает в себя, во-первых, отсутствие сведений о месте пребывания гражданина, во-вторых, длительность — в течение 1 года — такой неизвестности, в-третьих, невозможность устранения этой неизвестности путем проведения розыскных мероприятий1. В связи с этим гражданско-процессуальное законодательство определяет порядок подготовки дела о признании гражданина безвестно отсутствующим к судебному разбирательству, в соответствии с которым в обязанности судьи входит направить запросы родственникам и иным лицам, а также в соответствующие организации по последнему известному месту жительства и месту работы отсутствующего об имеющихся у них сведениях.

Возможность признания гражданина безвестно отсутствующим не является самоцелью. Она необходима в целях обеспечения устойчивости гражданских правоотношений и защиты прав и законных интересов их участников.

 

1.3 Последствия признания гражданина безвестно отсутствующим

 

Основные юридические последствия признания гражданина безвестно отсутствующим состоят в следующем.

Во-первых, имущество, принадлежащее такому гражданину, если необходимо постоянное управление им, передается в доверительное управление. В соответствии с решением суда о передаче имущества в доверительное управление орган опеки и попечительства назначает управляющего и заключает с ним договор о доверительном управлении. Из этого имущества выдается содержание гражданам, которых безвестно отсутствующий обязан содержать, и погашается задолженность по иным обязательствам безвестно отсутствующего.

Законом допускается назначение управляющего имуществом отсутствующего гражданина и до истечения года со дня получения сведений о месте его пребывания (п. 2 ст. 43 ГК). Управляющего в таком случае назначает орган опеки и попечительства своим решением, без обращения в суд. Управляющий выделяет средства гражданам, которых безвестно отсутствующий по закону обязан содержать (несовершеннолетние дети, нетрудоспособные родители и др.), а также погашает его задолженность по другим обязательствам.

По заявлению заинтересованных лиц орган опеки и попечительства может назначить опекуна для охраны имущества гражданина, если он отсутствует меньше года и не признан безвестно отсутствующим. Однако по смыслу закона в этом случае опекун назначается только для охраны имущества и не может производить из него какие-либо выплаты.

Во-вторых, в случае признания гражданина безвестно отсутствующим у нетрудоспособных членов семьи, состоящих на его иждивении, возникает право на пенсию по случаю потери кормильца согласно правилам пенсионного законодательства.

В-третьих, согласно ст. 188 ГК прекращается действие доверенности, выданной на имя безвестно отсутствующего, а также выданной им самим.

В-четвертых, супруг гражданина, признанного безвестно отсутствующим, имеет право на расторжение брака в упрощенном порядке через орган ЗАГСа (п. 2 ст. 19 Семейного кодекса РФ).

В случае явки или обнаружения места пребывания гражданина, признанного безвестно отсутствующим, суд отменяет решение о признании его безвестно отсутствующим (ст. 44 ГК). На основании решения суда отменяется доверительное управление имуществом гражданина и прекращаются другие юридические отношения, возникшие из факта признания его безвестно отсутствующим.

В целях охраны имущества лица, признанным судом безвестно отсутствующим органом опеки и попечительства может быть заключен договор о доверительном управлении в порядке статьи 38 ГК РФ. Данный договор заключается органом опеки и попечительства с определенным лицом — доверительным управляющим только в том случае, когда имеется необходимость в постоянном управлении имуществом безвестно отсутствующего гражданина.

В тексте статьи 43 ГК РФ отсутствуют разъяснения, в каких же случаях возникает необходимость постоянного управления имуществом и что может служить критерием определения этой необходимости. Такой критерий присутствует в п. 1 ст. 38 ГК, где говорится, что доверительное управление имуществом подопечного при необходимости постоянного управления осуществляется только в отношении недвижимого и ценного движимого имущества, а в отношении того имущества подопечного, которое не передано в доверительное управление, опекун или попечитель сохраняет свои полномочия. Данная норма увязывает необходимость постоянного управления с видами имущества, а кроме того — и это важно — четко определяет правовой режим имущества, не переданного в доверительное управление.

В отличие от этого формулировки статьи 43 ГК РФ представляются недостаточно определенными. Неясным остается не только вопрос о том, что является критерием необходимости постоянного управления, но и вопрос о правовом режиме имущества в том случае, когда необходимость постоянного управления отсутствует. Ответ на этот вопрос важен, так как с ним связано определение имущества, из которого должно быть выдано содержание гражданам, находившимся на иждивении у безвестно отсутствующего, и погашаться задолженность по другим обязательствам безвестно отсутствующего.

В соответствии с п. 2 статьи 43 ГК РФ охрана имущественных прав гражданина может быть установлена и до истечения года со дня получения сведений о месте его пребывания, т.е. до вынесения решения суда о признании гражданина безвестно отсутствующим.

В этом случае орган опеки и попечительства назначает управляющего имуществом, полномочия которого действительны до вынесения решения о безвестном отсутствии судом. На основании решения суда заключается договор о доверительном управлении с лицом, определенным органами опеки и попечительства.

Статья 44 ГК РФ определяет порядок отмены решения о признании гражданина безвестно отсутствующим. Законодателем установлено два основания для отмены решения суда о признании гражданина безвестно отсутствующим: явка гражданина или обнаружение места его пребывания. При наличии второго основания заявление в суд об отмене вынесенного ранее решения подается заинтересованным лицом (ст. 276, 277 ГПК РФ1).

Если один из супругов был признан в установленном законом порядке безвестно отсутствующим и на этом основании брак с ним был расторгнут, то в случае его явки или обнаружения и отмены решения суда о признании его безвестно отсутствующим брак может быть восстановлен органом ЗАГС по совместному заявлению супругов. Брак не может быть восстановлен, если супруг лица, признанного безвестно отсутствующим, вступил в новый брак (ст. 26 СК РФ).

На основании проанализированных норм права, можно сделать вывод, что институт безвестного отсутствия направлен на стабилизацию гражданского оборота, и в равной степени он защищает как права лица, признанного безвестно отсутствующим, так и его контрагентов по гражданским правоотношениям.

 

. Объявление гражданина умершим и его правовое регулирование

 

2.1 Признание гражданина умершим

 

Признание гражданина безвестно отсутствующим не ликвидирует возникшую юридическую неопределенность, поскольку он остается участником ряда правоотношений. Между тем при длительном отсутствии гражданина, если невозможно установить место его пребывания, есть основания предполагать, что он умер. Однако с таким предположением нельзя связывать юридические последствия, пока факты, его порождающие, не будут установлены в официальном порядке, ибо ошибка в решении этого вопроса может повлечь серьезные нарушения прав и интересов личности. Согласно п. 1 ст. 45 ГК гражданин может быть объявлен судом умершим. При этом не требуется, чтобы предварительно он был признан безвестно отсутствующим. Условиями объявления умершим являются:

– отсутствие гражданина в месте постоянного жительства в течение пяти
лет, считая со дня получения последних сведений о нем, а в определенных случаях, указанных в законе, — шести месяцев;

– неполучение в течение указанных сроков сведений о месте пребывания гражданина и невозможность, несмотря на принятые меры, установить, жив ли он.

Сокращенный шестимесячный срок для объявления гражданина умершим применяется, как сказано в законе, если гражданин пропал без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая. Например, если известно, что гражданин был пассажиром или членом экипажа затонувшего морского судна либо потерпевшего катастрофу самолета, то для объявления его умершим требуется шесть месяцев, поскольку предположение о его гибели при таких условиях весьма основательно. Однако суд признает в данном случае не факт смерти гражданина, а объявляет его умершим на основании презумпции смерти во время несчастного случая. Особо закон определяет условия объявления умершим гражданина, пропавшего во время военных действий: он может быть в судебном порядке объявлен умершим не ранее чем по истечении двух лет со дня окончания военных действий (п. 2 ст. 45 ГК).

Важно отличать объявление гражданина умершим от установления факта смерти гражданина (см. п. 8 ст. 247 ГПК). Необходимость установления факта смерти бывает вызвана невозможностью получения медицинского заключения о смерти, что имеет место при отсутствии тела умершего. Указанный факт отличается от объявления гражданина умершим тем, что имеются доказательства гибели гражданина и нет необходимости что-либо предполагать. Так, если в результате кораблекрушения несколько человек наблюдали гибель гражданина, то установлению подлежит факт смерти, а если после кораблекрушения кто-либо из пассажиров корабля не был обнаружен, то можно только предполагать его гибель от кораблекрушения.

 

2.2 Последствия признания гражданина умершим

 

Последствия вынесения судом решения об объявлении гражданина умершим специально законом не предусмотрены, поскольку они должны совпадать с теми, что имеют место при смерти гражданина: открывается наследство в имуществе гражданина, объявленного умершим, прекращается брак и обязательства, которые носят личный характер. Однако полного тождества последствий, разумеется, нет. Поскольку в основе лежит только предположение о смерти гражданина, то правоспособность его с момента вступления решения суда в законную силу не прекращается. Правоспособность прекращается лишь с фактической смертью. Если гражданин умер до объявления его умершим, то она прекратилась в момент его смерти, а если жив, то не прекратилась вообще.

При объявлении гражданина умершим суд исходит из предположения — презумпции его смерти. Вступившее в силу решение суда об объявлении гражданина умершим является основанием для внесения записи о смерти этого гражданина в книгу записей актов гражданского состояния. Правовые последствия объявления гражданина умершим аналогичны правовым последствиям смерти гражданина. Фактический состав при объявлении гражданина умершим включает в себя отсутствие сведений о месте пребывания гражданина в месте его жительства, как уже упоминалось выше, в течение 5 лет.

Объявление гражданина умершим при наличии обстоятельств, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, может быть произведено по истечении 6 месяцев. К перечисленным обстоятельствам относятся стихийные бедствия — землетрясение, наводнение, обвал и др. и непредвиденные происшествия — пожар, автомобильная, железнодорожная или авиакатастрофа, кораблекрушение и др.

И те и другие обстоятельства подтверждаются документами, показаниями свидетелей или иными доказательствами, подтверждающими не факт гибели гражданина, а наличие обстоятельства, угрожавшего ему смертью, которое и служит основой для решения суда1.

Важное правовое значение для реализации правовых последствий имеет момент смерти гражданина. При установлении юридического факта физической смерти гражданина днем прекращения его правосубъектности считается день ее фактического наступления. В случае объявления умершим гражданина, пропавшего без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, суд может признать днем смерти этого гражданина день его предполагаемой гибели. В этом случае днем смерти гражданина считается день вступления в законную силу решения суда об объявлении его умершим.

Объявление умершим одного из супругов является основанием для прекращения брака (п. 1 ст. 16 СК РФ). В этом случае, так же как в случае смерти одного из супругов, брак прекращается автоматически и в каком-либо дополнительном оформлении прекращения не нуждается. Днем смерти супруга, объявленного умершим, считается день вступления в законную силу решения суда об объявлении его умершим.

Юридическим последствием объявления гражданина умершим является прекращение или переход к наследникам всех прав и обязанностей, которые принадлежали ему как субъекту права, т.е. фактически это такие же последствия, которые влечет смерть человека.

 

 

3. Последствия явки гражданина, объявленного умершим

 

Однако объявление гражданина умершим, в отличие от смерти, устанавливает лишь презумпцию, но не самый факт смерти. Поэтому в тех исключительных случаях, когда гражданин, объявленный умершим, фактически жив, решение суда ни в коей мере не повлияет на его правоспособность. Если же гражданин действительно умер, тс его правоспособность прекращается в силу естественной смерть независимо от того, когда будет вынесено решение суда об объявлении его умершим.

В случае явки гражданина, объявленного умершим, не требуется восстанавливать его правоспособность. Будучи живым, он остается полностью правоспособным, несмотря на решение суда об объявлении его умершим. Все юридические действия, совершенные им в тс время, когда он, не зная об этом, где-то ошибочно объявлен умеришь (заключенные договоры, выданные доверенности и т.д.), считают вполне действительными и имеют полную силу. Объявление умершим не влияет и на его субъективные права, приобретенные в тог месте, где было неизвестно об объявлении его умершим.

Следовательно, независимо от решения суда, объявившего гражданина умершим, он способен быть носителем прав и обязанностей Объявление гражданина умершим создает презумпцию его смерти Но всякая презумпция, даже очень достоверная, может быть опроверг нута. Закон допускает такую возможность и устанавливает, что в случае явки или обнаружения места пребывания гражданина, объявленного умершим, соответствующее решение отменяется судом (п. 1 ст. 46 ГК) Решение суда является основанием для аннулирования запись о смерти в книге записи актов гражданского состояния (ст. 280 ГП РФ). Восстанавливать правоспособность явившегося гражданина, как было отмечено, нет надобности, поскольку он ее не утрачивал. Однако возникает необходимость в восстановлении его субъективных пра: в первую очередь его права собственности. В данном случае больше значение имеет основание приобретения его имущества другим лицами — безвозмездно или на возмездных началах. Согласно п. 2 ст. 46 ГК независимо от времени своей явки гражданин может потребовать от любого лица возврата сохранившегося имущества, которое безвозмездно перешло к этому лицу после объявления гражданина умерши (например, к наследнику, к лицу, которому имущество было подарен и т.п.). Это правило вполне соответствует принципу справедливости, поскольку граждане, к которым имущество перешло безвозмездно, в случае возвращения этого имущества собственнику материального ущерба, как правило, не несут.

Правило о возврате лицу, ошибочно объявленному умершим, принадлежащего ему имущества тесно связано с нормами ст. 301—303 ГК, регулирующими отношения по истребованию имущества из чужого незаконного владения (виндикации). Применительно к истребованию своего имущества гражданином после отмены судом решения об объявлении его умершим, если это имущество было приобретено вполне законно его наследниками и другими лицами, следует признать, что после отмены указанного решения отпадает основание (титул) их владения, т.е. владение становится незаконным. Если они откажутся вернуть гражданину, ошибочно объявленному умершим, принадлежащее ему имущество, у него возникнет основание для предъявления иска об истребовании этого имущества из их незаконного владения, т.е. виндикационного иска (ст. 301 ГК). Если незаконные владельцы были добросовестными, поскольку не знали, что объявленный умершим гражданин находится в живых, то у них имущество может быть истребовано только в случаях, указанных в п. 1 ст. 302 ГК (в частности, в случае, когда имущество выбыло из владения собственника или лица, которому оно было передано собственником во владение, помимо их воли). В случае объявления гражданина умершим его имущество оказывается во владении других лиц не по его воле, и поэтому оно может быть истребовано и у добросовестных приобретателей.

Удовлетворяя требование об изъятии имущества у незаконного (хотя и добросовестного) приобретателя, суд решает и связанные с ним требования. В частности, добросовестный приобретатель в случае изъятия у него имущества вправе требовать возмещения произведенных на него необходимых затрат (при наличии условий, предусмотренных абз. 2 ст. 303 ГК). Кроме того, добросовестный владелец вправе оставить за собой произведенные им улучшения, если они могут быть отделены без повреждения имущества. Вместе с тем он обязан возвратить или возместить собственнику все доходы, которые он извлек или должен был извлечь со времени, когда он узнал или должен был узнать о неправомерности владения или получил повестку по иску собственника о возврате имущества.

Гражданин, ошибочно объявленный умершим, вправе требовать возврата сохранившегося имущества от лиц, получивших его безвозмездно, при условии, что это имущество принадлежало данному гражданину. Если он состоял в браке и имелось совместно нажитое супругами имущество, возможно требовать возврата только полагающейся ему части общего имущества. Некоторые виды имуществ возврату не подлежат. Это деньги и ценные бумаги на предъявителя (п. 3 ст. 302 ГК).

Предусматривая возврат сохранившегося имущества, закон имеет в виду имущество, сохранившееся в натуре. Истребование стоимости вещей, которые после их безвозмездного приобретения были отчуждены их обладателями за деньги или были утрачены, закон не предусматривает. Например, если наследники гражданина, объявленного умершим, продали приобретенный по наследству дом, то от приобретателя, не знавшего, что объявленный умершим жив, нельзя истребовать этот дом, но нельзя взыскать и его стоимость с наследников. Однако следует согласиться с высказанным в литературе мнением, что если лицо, к которому безвозмездно перешло имущество гражданина, ошибочно объявленного умершим, было недобросовестным приобретателем, т.е. знало, что гражданин находится в живых, то гражданину должны быть возмещены убытки, причиненные утратой имущества. Основную часть этих убытков будет составлять стоимость утраченного (не сохранившегося) имущества.

От рассмотренного существенно отличается по правовым последствиям случай, когда имущество лица, объявленного умершим, кто приобрел на возмездных началах. Лица, к которым имущество такого гражданина перешло по возмездным сделкам, не обязаны возвращать ему это имущество. Имеются в виду такие сделки, как купля-продажа и мена.

Однако закон предусматривает исключения из этого правила, возмездный приобретатель имущества, которое принадлежало ли объявленному умершим, обязан возвратить ему это имущество если будет доказано, что, приобретая его, он знал, что гражданин, объявленный умершим, находится в живых. При невозможности возврата такого имущества в натуре возмещается его стоимость (абз. 2 п. 2 ст. 46 ГК). Следовательно, обязанность возвратить имущество или возместить его стоимость возникает в данном случае только в отношении лиц, действовавших в момент приобретения имущества недобросовестно, виновно. Требование о возврате имущества, предъявленное к такому недобросовестному владельцу, представляет по своему содержанию иск об истребовании имущества из чужого незаконного владения — виндикационный иск (ст. 301 ГК). На него должны распространяться правила ст. 303 ГК, в соответствии с которыми возврату подлежит не только имущество в натуре, но и доходы, которые недобросовестный владелец извлек или должен был извлечь за все время владения. Соответственно недобросовестный владелец вправе требовать возмещения произведенных им необходимых затрат на имущество. В случае явки гражданина, объявленного умершим, восстановлению (при наличии рассмотренных выше условий) подлежат лишь те его права, которые перешли к наследникам и другим лицам. Права, которые прекратились, т.е. были аннулированы в связи с объявлением гражданина умершим, не могут быть восстановлены. Так, не восстанавливается действие обязательств личного характера (обязанности по выполнению какой-либо работы, совершению юридических действий, созданию произведения и т.п.). Вопрос о сохранении или прекращении брака с гражданином, который был объявлен умершим, решается в соответствии с нормами семейного законодательства (ст. 26 Семейного кодекса РФ).

 

СПИСОК НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

 

  1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года. – М.: Юридическая литература, 2009.
  2. Бюджетный кодекс Российской Федерации. Принят ГД РФ и одобрен СФ РФ 17.07.98 // КонсультантПлюс.
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч.I: Федеральный закон от 21 октября 1994 г. № 51- ФЗ (ред. от 13.05.2008) // СЗ РФ. – 1994. – № 32. Ст. 3301; Российская газета. – 2008. – 16 мая.
  4. Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч.II: Федеральный закон от 22 декабря 1996 г. № 15- ФЗ (ред. от 6.12.2007) // СЗ РФ. – 1996. – № 5. Ст. 410; 2007. – № 50. – Ст. 6247.
  5. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. № 138-ФЗ (в ред. Федерального закона от 09.02.2009 № 7-ФЗ) // Российская газета № 220 от 20.11.2002 г.
  6. Указание МВД России и Генеральной прокуратуры РФ от 24 сентября, 20 ноября 1998 года № 1/19934, 83/36 «О совершенствовании деятельности по раскрытию убийств, связанных с безвестным исчезновением граждан, и розыску лиц, пропавших без вести» // КонсультантПлюс.
  7. Гражданское право: В 2-х томах: Учебник. Т. 1 / Дюжева О.А., Ем В.С., Зенин И.А. и др. — 2-е изд., перераб. и доп. М., 2009.
  8. Гражданское право: Учебник / Богачева Т.В., Гришаев С.П., Масляев А.И. и др. М., 2009.
  9. Гражданское право. Том I / Отв. ред. Е. А.Суханов. М., 2009.
  10. Гражданское право / Под ред. С.С. Алексеева. М., 2009.
  11. Гражданское право: Учебник для вузов / Под ред. Т.И.Илларионовой, Б.М. Гонгало, О.А.Плетнева. М., 2008.
  12. Гражданское право современной России / Под ред. Н.Коршунов. М., 2007.
  13. Гражданское право: Учебник / Под ред. А. Г. Калпина, А. И. Масляева. 5-е изд. М., 2008. Ч.1.
  14. Гражданское право. Часть первая / Под ред. 3. И. Цыбуленко. М., 2008.
  15. Зенин И.А. Гражданское право. – М.: Высшее образование, 2009.
  16. Ихсанов Р.В. Рассмотрение судами дел о признании безвестно отсутствующими или объявлении умершими сотрудников органов внутренних дел: Автореф. дисс. … канд. юрид. наук. СПб. 2005.
  17. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой / Отв. ред. О.Н. Садиков. — М.: Юринформцентр, 2008.
  18. Лиханов Д. Без вести … // Огонек. 2003. № 19. С. 30-33.
  19. Новицкий И.Б. Безвестное отсутствие в условиях войны // Уч. зап. ВИН. Вопросы гражданского и трудового права периода Великой Отечественной войны. Вып. 3. — М., 1944.
  20. Попова Ю.А. Признание гражданина безвестно отсутствующим или объявление гражданина умершим. М., 2005.
  21. Портянкина С.В. О признании гражданина безвестно отсутствующим или объявление умершим //Адвокат. 2008. № 1. С. 14.
  22. Прянишников Е.А. О безвестном отсутствии и признании умершим // Правоведение. Известия высших учебных заведений. 2003. № 1.
  23. Юрченко А.К. Безвестное отсутствие по российскому гражданскому праву. — Л., 1954.
<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 0.96MB/0.00179 sec

WordPress: 22.44MB | MySQL:122 | 1,302sec