Систематизация источников хозяйственного права

<

032414 0207 1 Систематизация источников хозяйственного праваВ существующей системе права в нашей стране не выделено хозяйственное право. Оно формируется из норм различных отраслей права, преимущественно таких, как гражданское, трудовое, административное, экологическое, финансовое, земельное и таможенное, а также из обособленных элементов хозяйственного права, регулирующих хозяйственные правоотношения. Ряд подотраслей и институтов права одновременно принадлежит как соответствующей отрасли права, так и комплексному хозяйственному праву (например, акционерное право в составе гражданского права, налоговое право в составе финансового права, арбитражное процессуальное право в составе процессуального права и т. п.).

С развитием предпринимательства образуются новые подотрасли различных отраслей права, нормы которых распространяются на специфические области деятельности. Таково, например, коммерческое право, совокупность норм которого состоит преимущественно из норм хозяйственного, гражданского, финансового, таможенного и международного отраслей права, а также из специфических правовых норм, характерных для правоотношений участников коммерческой деятельности.

Основной сферой коммерческого права являются правоотношения, складывающиеся в процессе деятельности, непосредственно направленной на получение прибыли:

деятельность на товарных рынках (купля-продажа в интересах материально-технического снабжения производства и сбыта изготовленной продукции);

деятельность по экспорту и импорту товаров;

деятельность на рынках нововведений;

деятельность на рынках производственных активов и предприятий;

деятельность на фондовых рынках (купля-продажа акций, облигаций и других ценных бумаг);

деятельность в свободных экономических зонах и в оффшорных зонах;

— посредническая деятельность, приносящая прибыль.

Каждая отрасль и подотрасль права должны иметь системообразующий правовой акт (кодекс), вокруг которого складывается вся система соответствующей отрасли (подотрасли) права. В гражданском праве это — Гражданский кодекс, в трудовом праве — Трудовой кодекс, в таможенном праве — Таможенный кодекс и т.д. Хозяйственное право не имеет своего системообразующего правового акта, что затрудняет формирование данной отрасли права как системы правовых норм хозяйственной деятельности. Не имеют своих системообразующих правовых актов и подотрасли хозяйственного права, формирование которых целесообразно осуществлять по функциям деятельности предприятия.

Образование хозяйственного права как комплекса правовых норм, формируемого из норм различных отраслей права.

Под системой понимается сложноорганизованная совокупность элементов, объединенных разнообразными связями и взаимоотношениями, преследующая достижение определенных целей.

Под системой права понимается исторически сложившаяся и развивающаяся совокупность норм, институтов и отраслей (подсистем) права, определяемых характером регулируемых общественных отношений и их развитием,

Первичным элементом системы права является норма права — правовое предписание, в содержание которого входят:

гипотеза — указание конкретных обстоятельств, при которых данная норма входит в силу;

диспозиция — указания на правила поведения субъектов, перечисленных в гипотезе;

санкция — возможное поощрение или наказание, побуждающее субъектов действовать в соответствии с правилами, приведенными в диспозиции.

Правовой институт — первичная правовая структура, где правовые нормы группируются по их юридическому содержанию. Правовой институт регулирует определенный вид однородных отношений (например, отношения собственности; отношения, возникающие при купле и продаже; процедуры создания, реорганизации и ликвидации юридического лица и т.п.).

В основу подразделения права на отдельные части положен материальный критерий — характер общественных отношений, подлежащих правовому регулированию, то есть предмет правового регулирования (в общем случае — объект управления).

Дополнительным критерием выделения отраслей из системы права является метод правового регулирования, под которым понимается совокупность юридических приемов и средств, с помощью которых осуществляется правовое регулирование качественно однородных, сравнительно обособленных правовых отношений (экономический метод, административный метод и т.д.). Это юридический критерий. Однако данный критерий не может быть использован для формирования комплексных отраслей права, к которым относится хозяйственное право. Это связано с тем, что механизм управления производственно-хозяйственной деятельностью имеет комплексный характер (об этом сказано выше), поэтому в нем должны комплексно использоваться различные методы правового регулирования.

Хозяйственное право как отрасль права представляет собой совокупность норм, регулирующих предпринимательские отношения и тесно связанные с ними иные, в том числе некоммерческие, отношения, а также отношения по государственному регулированию экономики в целях обеспечения интересов государства и общества.

Ведущей отраслью права является государственное, или конституционное, право. Оно включает правовые нормы и институты, регулирующие устройство государства, принципы и функции деятельности органов, закрепляет права, свободы и обязанности государства и личности, порядок избрания представительных органов власти и т.д. Эти нормы находят свое выражение в Конституции.

Конституция Российской Федерации гарантирует единство экономического пространства государства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержку конкуренции, свободу экономической деятельности. Признаются в защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

Гражданское право — отрасль права, нормы которой регулируют товарно-денежные отношения и связанные с ними личные неимущественные отношения. В предусмотренных законом случаях гражданское право регулирует и иные личные неимущественные отношения, например, защиту чести и достоинства. Гражданское право закрепляет содержание права собственности, регламентирует куплю-, продажу, другие сделки, отношения поставок, строительного подряда, взаимоотношения сторон при различного рода обязательствах, авторские, наследственные и изобретательские отношения.

Гражданское право содержит нормы, регулирующие личные отношения граждан между собой. В отличие от других отраслей права предмет гражданского права специфичен тем, что его субъекты в своих взаимоотношениях занимают равное положение.

Нормы гражданского права позволяют формировать целый ряд правовых институтов хозяйственного права применительно к предмету регулирования последнего. В рамках гражданского права в настоящее время формируется акционерное право — неотъемлемая часть хозяйственного права.

В гражданском праве используется, в основном, экономико-правовой метод регулирования.

Финансовое право — совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся в процессе финансовой деятельности государства. Финансовое право включает в себя правовые нормы, регулирующие отношения, связанные с накоплением, распределением и перераспределением денежных средств государственными и иными органами. В первую очередь это связано с формированием бюджета, сбором налогов, займов и т.п.

В финансовом праве могут быть выделены следующие подотрасли: бюджетное право, налоговое право, банковское право, фондовое право. Последнее, как уже показано выше, входит в состав коммерческого права.

Ряд правовых норм и правовых институтов финансового права также входит в состав хозяйственного права. Финансовое право не имеет самостоятельного метода регулирования и использует административно-правовой метод.

<

Фондовое право представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения, складывающиеся на рынке ценных бумаг (на фондовом рынке).

Административное право регулирует общественные отношения, возникающие в сфере государственного управления, в процессе организации и исполнительно-распорядительной деятельности органов государственного управления, определяет структуру и компетенцию, закрепляет исполнительно-распорядительную деятельность управленческих органов (правительств, кабинетов министров), министерств, государственных комитетов, ведомств, органов местного самоуправления. Административное право оказывает определенное регулирующее воздействие и на негосударственные организации в целях обеспечения законности их задач и функций. Это достигается установлением обязательной государственной регистрации, регламентацией их отношений с субъектами исполнительной власти, осуществлением государственного контроля и надзора за соответствием их деятельности требованиям закона и т.д.

Трудовое право — отрасль права, регулирующая труд рабочих и служащих на предприятиях, в учреждениях, организациях и иных юридических лицах и регламентирующая их взаимоотношения по поводу непосредственного приложения труда, отношения администрации с профкомом по поводу участия трудящихся в управлении производством, установления и применения условий труда, отношения по рассмотрению трудовых споров. Составной частью трудового права является право социального обеспечения (пенсионное право) — система юридических норм, регулирующих отношения в системе материального обеспечения и обслуживания граждан РФ в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности, потери кормильца, а также семей, в которых есть дети.

В трудовом праве используются экономико-правовые, административно-правовые и мотивационно-правовые методы регулирования. Нормы и институты трудового права в той части, где они воздействуют на отношения отдельных лиц, не входят в состав хозяйственного права, однако их реализация непосредственно влияет на производственно-хозяйственный потенциал предприятий. В той же части, где имеют место внутрихозяйственный расчет и организационно-имущественное обособление структурных подразделений предприятия, возникают хозяйственные отношения. Эта область отношений является пограничной, и в ней трудовое право должно взаимодействовать с хозяйственным.

Таможенное право — комплексная отрасль права, представляющая собой совокупность правовых норм и правовых институтов, регулирующих отношения в сфере таможенного дела. К предмету регулирования таможенного права относятся: характер и содержание таможенного дела, основы таможенной политики, статус и функции таможенных органов, порядок перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств, таможенные режимы, таможенные платежи, таможенное оформление и контроль. Основным методом регулирования в таможенном праве признается административный метод.

В соответствии с Налоговым кодексом РФ таможенные пошлины и таможенные сборы являются составной частью налоговой системы. Кроме того, при пересечении товаром таможенной границы взимается в установленных случаях налог на Добавленную стоимость. В силу этого налогообложение при ввозе и вывозе товаров регулируется налоговым и таможенным законодательством.

Так как хозяйственное право призвано регулировать хозяйственную деятельность, связанную с экспортом и импортом товаров, к нему относят таможенно-тарифное регулирование и таможенные платежи.

Земельное право — отрасль права, задачей которого является регулирование землепользования в целях обеспечения в интересах настоящего и будущих поколений научно обоснованного, рационального и эффективного использования и охраны земель, создания условий повышения эффективности их использования, охрана прав различных организаций и граждан как землепользователей, укрепление законности в области земельных отношений.

Экологическое право — система норм, регулирующих общественные отношения, направленные на сохранение, восстановление и улучшение-благоприятных природных условий, охрану окружающей среды. Подотрасли — лесное, водное, горное и др.

Эта отрасль права развивается также обособленно от хозяйственного права, несмотря на то, что нарушение экологического состояния является прежде всего результатом производственно-хозяйственной деятельности. Реализация норм экологического права практически невозможна, если они не будут влиять на хозяйственные отношения.

Арбитражное процессуальное право — отрасль права, устанавливающая порядок разрешения арбитражным судом хозяйственных споров, совокупность норм и правовых институтов, определяющих права я обязанности органов правосудия, истцов, ответчиков и других участников арбитражного процесса.

Арбитражное процессуальное право не входит в состав хозяйственного права (которое является отраслью материального права), но взаимодействует с ним. Разделение материального и процессуального права на самостоятельные отрасли права соответствует принципу разделения ветвей власти.

Между различными правовыми школами уже длительное время идет дискуссия на тему: является ли хозяйственное право самостоятельной отраслью со своим системообразующим хозяйственным кодексом или оно должно совершенствоваться как комплекс правовых норм и правовых институтов, создаваемых в других отраслях права? Имеются сторонники как одного, так и другого подхода. Мы изложили сложившуюся к настоящему времени систему права в той части, как она образует комплексную отрасль хозяйственного права. Не исключено, что развитие хозяйственного права пойдет не по пути обособления от других отраслей права, а по пути создания системообразующего правового акта — хозяйственного кодекса, интегрирующего правовые нормы и правовые институты других отраслей права, регулирующего хозяйственные отношения, а также обогащающего хозяйственное право специфическими нормами.

Принципы хозяйственного права — его основополагающие начала — распространяются на весь комплекс правовых норм, обеспечивающих регулирование хозяйственной деятельности. Для данной отрасли права характерны следующие принципы:

1. Принцип целенаправленности воздействия на достижение обоюдных интересов в результате хозяйственной деятельности субъектов хозяйственных правоотношений.

2. Принцип равноправия субъектов хозяйственных правоотношений независимо от уровня, который они занимают в народнохозяйственном комплексе: нормы права, регулирующие их хозяйственные отношения, в равной мере распространяются на всех участников этих отношений.

3. Принцип экономической свободы и поощрения предпринимательского поведения хозяйственных организаций.

4. Принцип поощрения добросовестной конкуренции и защиты от монополизма и недобросовестной конкуренции.

5. Принцип комплексности государственного воздействия на хозяйственные отношения путем сочетания экономических, организационно-административных и политических механизмов, позволяющих целенаправить мотивацию деятельности различных социальных групп (предпринимателей, менеджеров, специалистов, непосредственных участников производственно-хозяйственных процессов — рабочих) на достижение общественно необходимых хозяйственных результатов.

6. Принцип законности. В условиях рыночной экономики в основу оценки законности ставится достижение экономической эффективности деятельности в интересах государства и общества без нарушения запретов закона и прав других лиц.

Под методом правового регулирования, применяемым в конкретной отрасли права, понимается совокупность способов и приемов регулирования отношений между субъектами, складывающихся вследствие особых свойств предмета правового регулирования. Обычно считается, что каждой отрасли права присущ свой, особый метод регулирования. В гражданском праве эта особенность выражается в юридическом равенстве взаимодействующих субъектов, в административном — в наличии отношений власти и подчинения. Однако наряду с этим в науке права широко обсуждается вопрос о единстве метода правового регулирования, в котором правовое воздействие принимает характер дозволения, предписания и запрета.

Предмет хозяйственного права имеет ряд особенностей, которые должны быть учтены при определении метода правового регулирования. К ним относятся:

большое разнообразие реальных хозяйственных отношений, имеющих место в силу разнообразия деятельности участвующих в этих отношениях субъектов хозяйствования, а также в силу разнообразия научно-технического, экономического, социального и организационного потенциалов этих субъектов;

самостоятельность субъектов хозяйствования в выборе и определении организационно-правовой формы предприятия, характера деятельности, ассортимента выпускаемой продукции и услуг, рынков снабжения и сбыта, производственной кооперации, системы управления, стратегии развития и т.п.;

рыночный характер отношений между субъектами хозяйствования;

организация деятельности и управления на основе разнообразных по своей природе механизмов;

возможность создания субъектами хозяйствования собственных (акционерных) механизмов взаимодействия и их усиления по мере развития акционерного предпринимательства.

Все это не позволяет встроить правовое регулирование в рамки какого-либо одного метода. Да и сама отрасль хозяйственного права имеет комплексный характер, и, следовательно, ей присущи методы, используемые в других отраслях права.

Метод хозяйственного права должен обеспечивать:

1. Трансформацию правоотношений в мотивацию деятельности и в воздействия экономической, организационно-административной и политической природы в соответствии с природой факторов, на которые осуществляются эти воздействия.

2. Различные режимы воздействия: властное или диспозитивное (не предусматривающее наказание или поощрение) воздействия. Последнее реализуется в форме договорных или рациональных отношении, устанавливаемых самими субъектами хозяйствования в соответствии с рекомендациями правовой нормы.

3. Правовой характер воздействия, выражающийся в форме дозволения, ил и (и) предписания, или (и) запрета, содержащихся в правовой норме.

Этим требованиям к методу правового регулирования соответствует пространственная модель воздействия на предмет регулирования (объект управления), следование которой обеспечивает разнообразие регулирующих правовых воздействий и их синтез в правовой механизм в составе комплексного механизма управления.

Разнообразие правовых воздействий создает возможность формирования альтернатив в хозяйственных правоотношениях. В силу этого правовое регулирование приобретает итеративный характер. С установлением реальных хозяйственных отношений производится отбор правовых норм, которыми руководствуются субъекты этих отношений и, таким образом, определяется одна из альтернатив правоотношений. При этом может потребоваться корректировка реальных хозяйственных отношений. Целесообразно при формировании пары (реальные хозяйственные отношения, хозяйственные правоотношения) сформировать ряд альтернатив и выбрать наиболее рациональную из них. Далее в соответствии с выбранной альтернативой необходимо включить сформированные правоотношения в комплексный механизм управления и определить управляющие воздействия мотивационного, экономического, организационно-административного и политического характера. Чем шире и разнообразнее совокупность факторов, присущих реальным хозяйственным отношениям, тем разнообразнее должна быть природа воздействий. Искусство формирования конкретного механизма управления является важнейшим достоинством менеджера и требует от него определенных качеств. Овладение этим искусством возможно лишь в том случае, если менеджер освоит метод синтеза основополагающих категорий управления в сложные категории.

Формирование пары [хозяйственные правоотношения, управляющие воздействия] дополняет этот метод. Не исключено, что данный процесс потребует корректировки правоотношений. При оценке эффективности устанавливаемых правоотношений следует, в первую очередь, оценить их возможное влияние на мотивацию деятельности субъектов данных хозяйственных отношений: безусловно не допустимо снижение плотности мотивации в достижении поставленных целей под влиянием установленных правоотношений. Правовая норма выполняет свою роль только в случае, если ее реализация усиливает мотивацию целенаправленной общественно необходимой деятельности. Таким образом, формирование этой пары носит также итеративный характер.

Однако окончательно оценку эффективности правового регулирования хозяйственной деятельности можно дать лишь по полученному результату (результатам), так как в хозяйственные отношения всегда вступает несколько субъектов хозяйствования. Если получаемые результаты устраивают, то задача правового регулирования выполняется (выполнена) успешно. Если же полученные результаты не устраивают, то необходимо на последующем этапе хозяйственной деятельности или вновь пересмотреть правоотношения, или установить новые хозяйственные отношения, возможно с иными субъектами хозяйствования.

Не исключено, что некоторые существующие хозяйственные правовые нормы не позволяют получить нужный хозяйственный результат, так как сдерживают (ограничивают) использование имеющихся возможностей. В этом случае хозяйственник может воспользоваться принципом: законно все, что позволяет получить нужный общественно необходимый эффект и прямо не противоречит закону, хозяйственному обычаю и нормам нравственности.

Под источником права понимается государственная воля, выраженная в акте компетентного государственного органа. Этими актами в хозяйственном праве являются:

Конституция Российской Федерации — главный источник всей системы права;

кодексы Российской Федерации;

Федеральные законы Российской Федерации — основной вид источника;

Указы Президента РФ, издаваемые в дополнение или развитие законов, при наличии в них пробелов и при необходимости оперативного установления правовых норм;

постановления Правительства Российской Федерации, издаваемые в пределах его компетенции в развитие и исполнение законов;

технические регламенты на продукцию; процессы производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации; на выполнение работ или оказание услуг;

акты министерств и ведомств, направленные на исполнение законов, Указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ. Для хозяйственного права наибольшее значение имеют акты органов, действующих непосредственно в экономической сфере (Министерства финансов РФ, Министерства экономического развития и торговли РФ, Министерства РФ по налогам и сборам, Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, Центрального банка Российской Федерации и др.);

акты региональных органов власти и управления, издаваемые в пределах их компетенции в соответствии с разграничением полномочий между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации;

акты местных органов власти и управления, имеющие хозяйственно-правовое содержание.

В правовой системе действует принцип непротиворечивости: правовые акты органов власти и управления нижестоящего уровня не должны противоречить соответствующим правовым актам органов вышестоящего уровня. В противном случае действует правовой акт органов вышестоящего уровня. Так, законы РФ и Указы Президента РФ должны соответствовать Конституции РФ, иначе действуют нормы, установленные Конституцией РФ.

Постановления Пленумов Верховного суда РФ и Высшего арбитражного суда РФ по вопросам хозяйственного права не являются источниками права и служат руководством по правильному и единообразному применению судами соответствующих законов и других правовых актов.

  1. Таким образом, в данной теме рассмотрено хозяйственное право как отрасль права, которая представляет собой совокупность норм, регулирующих предпринимательские отношения и тесно связанные с ними иные, в том числе некоммерческие, отношения.
  2. В существующей системе права в нашей стране хозяйственное право не выделено. Оно формируется из норм различных отраслей права, преимущественно, таких, как гражданское, трудовое, административное, экологическое, финансовое, фондовое, земельное, таможенное и т.д.
  3. Источниками хозяйственного права является воля, выраженная в акте компетентного государственного органа. Этими актами в хозяйственном праве являются: Конституция РФ – главный источник всей системы права, Кодекс РФ, Федеральные законы РФ, Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ, Государственные стандарты на продукцию (услуги, работы), устанавливаемые Госстандартом РФ и т.д.

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

     

  4. Конституция РФ: Принята 12 дек. 1993 г. М., 1993.
  5. Гражданский Кодекс РФ. Ч. 1 от 30 ноября 1994 г.// СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.
  6. Гражданский кодекс РФ. Ч. 2 от 26 января 1996 г.// СЗ РФ. 1996. № 5. Ст. 410.
  7. Гражданское право: В 2 т. Т. I. / Под ред. Б.А. Суханова. М., 2005.
  8. Кашинина Т.В. Хозяйственные товарищества и общества: правовое регулирование внутрифирменной деятельности: Учебник для вузов. М., 2001.
  9. Комментарий к Федеральному закону «Об обществах с ограниченной ответственностью / Под ред. А.А. Игнатенко, С.Н. Мовчана. М., 2004.
  10. Хозяйственное право / Под ред. Мартемиянова В. С. М., 2004.
<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 0.94MB/0.00036 sec

WordPress: 22.48MB | MySQL:118 | 1,870sec