Хозяйственное товарищество как организационно-правовая форма предпринимательства

<

022314 0659 1 Хозяйственное товарищество как организационно правовая форма предпринимательства Хозяйственные товарищество — одно из наиболее распространенных организационно-правовые форм коллективного предпринимательства, возникшие в результате длительного исторического развитии торгового оборота. Некоторые из видов хозяйственных товариществ своим исходным пунктом имеют римское право, другие сформировались в Средние века; третьи являются порождением Нового времени и следствием развития капиталистического способа производства.

Согласно ч. 1 ст. 66 ГК РФ  хозяйственными товариществами признаются коммерческие организации с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом. Имущество, созданное за счет вкладов учредителей (участников), а также произведенное и приобретенное хозяйственным товариществом или обществом в процессе его деятельности, принадлежит ему на праве собственности. В случаях, предусмотренных ГК РФ, хозяйственное общество может быть создано одним лицом, которое становится его единственным участником.

Как указано в ч. 2 ст. 66 ГК РФ хозяйственные товарищества могут создаваться в форме полного товарищества и товарищества на вере (коммандитного товарищества).

Участниками полных товариществ и полными товарищами в товариществах на вере могут быть индивидуальные предприниматели и (или) коммерческие организации. Вкладчиками в товариществах на вере могут быть граждане и юридические лица.

Государственные органы и органы местного самоуправления не вправе выступать вкладчиками в товариществах на вере, если иное не установлено законом.

Учреждения могут быть вкладчиками в товариществах с разрешения собственника, если иное не установлено законом.

Законом может быть запрещено или ограничено участие отдельных категорий граждан в хозяйственных товариществах, за исключением открытых акционерных обществ.

Хозяйственные товарищества могут быть учредителями (участниками) других хозяйственных товариществ и обществ, за исключением случаев, предусмотренных ГК РФ и другими законами.

Вкладом в имущество хозяйственного товарищества могут быть деньги, ценные бумаги, другие вещи или имущественные права либо иные права, имеющие денежную оценку.

Хозяйственные товарищества не вправе выпускать акции.

Права и обязанности участников хозяйственного товарищества перечислены в ст. 67 ГК РФ. Участники хозяйственного товарищества вправе:

– участвовать в управлении делами товарищества или общества, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 84 ГК РФ;

– получать информацию о деятельности товарищества и знакомиться с его бухгалтерскими книгами и иной документацией в установленном учредительными документами порядке;

– принимать участие в распределении прибыли;

– получать в случае ликвидации товарищества или общества часть имущества, оставшегося после расчетов с кредиторами, или его стоимость.

Участники хозяйственного товарищества могут иметь и другие права, предусмотренные ГК РФ, законами о хозяйственных обществах, учредительными документами товарищества или общества.

Участники хозяйственного товарищества обязаны:

– вносить вклады в порядке, размерах, способами и в сроки, которые предусмотрены учредительными документами;

– не разглашать конфиденциальную информацию о деятельности товарищества или общества.

Участники хозяйственного товарищества могут нести и другие обязанности, предусмотренные его учредительными документами.

Преобразование хозяйственных товариществ происходит в соответствии со ст. 68 ГК РФ. Хозяйственные товарищества одного вида могут преобразовываться в хозяйственные товарищества другого вида или в производственные кооперативы по решению общего собрания участников в порядке, установленном ГК РФ. При преобразовании товарищества в общество каждый полный товарищ, ставший участником (акционером) общества, в течение двух лет несет субсидиарную ответственность всем своим имуществом по обязательствам, перешедшим к обществу от товарищества. Отчуждение бывшим товарищем принадлежавших ему долей (акций) не освобождает его от такой ответственности. Правила, изложенные в настоящем пункте, соответственно применяются при преобразовании товарищества в производственный кооператив.

 Согласно ст. 69 ГК РФ полным признается товарищество, участники которого (полные товарищи) в соответствии с заключенным между ними договором занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут ответственность по его обязательствам принадлежащим им имуществом.

Лицо может быть участником только одного полного товарищества.

Фирменное наименование полного товарищества должно содержать либо имена (наименования) всех его участников и слова «полное товарищество», либо имя (наименование) одного или нескольких участников с добавлением слов «и компания» и слова «полное товарищество».

В соответствии со ст. 70 ГК РФ  полное товарищество создается и действует на основании учредительного договора. Учредительный договор подписывается всеми его участниками. Учредительный договор полного товарищества должен содержать помимо сведений, указанных в пункте 2 статьи 52 ГК РФ, условия о размере и составе складочного капитала товарищества; о размере и порядке изменения долей каждого из участников в складочном капитале; о размере, составе, сроках и порядке внесения ими вкладов; об ответственности участников за нарушение обязанностей по внесению вкладов.

 Управление в полном товариществе осуществляется в соответствии со ст. 71 ГК РФ по общему согласию всех участников. Учредительным договором товарищества могут быть предусмотрены случаи, когда решение принимается большинством голосов участников. Каждый участник полного товарищества имеет один голос, если учредительным договором не предусмотрен иной порядок определения количества голосов его участников.

Каждый участник товарищества независимо от того, уполномочен ли он вести дела товарищества, вправе знакомиться со всей документацией по ведению дел. Отказ от этого права или его ограничение, в том числе по соглашению участников товарищества, ничтожны.

Согласно ст. 82 ГК РФ товариществом на вере (коммандитным товариществом) признается товарищество, в котором наряду с участниками, осуществляющими от имени товарищества предпринимательскую деятельность и отвечающими по обязательствам товарищества своим имуществом (полными товарищами), имеется один или несколько участников — вкладчиков (коммандитистов), которые несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества, в пределах сумм внесенных ими вкладов и не принимают участия в осуществлении товариществом предпринимательской деятельности.

Положение полных товарищей, участвующих в товариществе на вере, и их ответственность по обязательствам товарищества определяются правилами ГК РФ об участниках полного товарищества.

Лицо может быть полным товарищем только в одном товариществе на вере. Участник полного товарищества не может быть полным товарищем в товариществе на вере. олный товарищ в товариществе на вере не может быть участником полного товарищества.

Фирменное наименование товарищества на вере должно содержать либо имена (наименования) всех полных товарищей и слова «товарищество на вере» или «коммандитное товарищество», либо имя (наименование) не менее чем одного полного товарища с добавлением слов «и компания» и слова «товарищество на вере» или «коммандитное товарищество».

Если в фирменное наименование товарищества на вере включено имя вкладчика, такой вкладчик становится полным товарищем.

К товариществу на вере применяются правила ГК РФ о полном товариществе постольку, поскольку это не противоречит правилам настоящего Кодекса о товариществе на вере.

 
 

24. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНЕШНЕ-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ

<

 

Неоднородность отношений и их участников порождает специфику применяемых методов и средств правового регулирования, свидетельствующих о переплетении в этой области международного публичного и международного частного права, о взаимодействии международно-правовых и внутригосударственных норм. Именно посредством международного регулирования экономического сотрудничества государства воздействуют на гражданско-правовые отношения с иностранным (международным) элементом. С этим связаны многочисленные ссылки в национальном гражданском, хозяйственном, таможенном и ином законодательстве на международные договоры (например, ст. 7 ГК РФ, ст. 5, 6 Закона от 4 июля 1991 г. «Об иностранных инвестициях в РСФСР», ст. 3, 10, 11, 16, 18—22 Федерального закона от 25 августа 1995 г. «О железнодорожном транспорте», ст. 13, 168, 403, 435 ТК РФ 2003 г.).

В зависимости от способа государственного воздействия на внешнеэкономические отношения можно выделить административные и экономические формы регулирования.

К первым относятся методы непосредственного, прямого воздействия, имеющие в основном ограничительный характер. Например, установление квот, использование лицензий, применение различных оговорок и ограничений и т.д.

Экономическое регулирование связано с воздействием на экономические интересы участников внешнеэкономической деятельности посредством использования экономических мер — налогов, таможенных пошлин и сборов, ставки банковского процента, валютного курса и т.д.

Соотношение экономических и административных форм воздействия определяют характер внешнеэкономической политики государства.

 

Выделяют протекционистскую, умеренную и политику открытой экономики, называемую иногда политикой свободной торговли или фритредерства, (что на наш взгляд, не совсем точно, т.к. помимо торговли важна и система взаимоотношений с мировым хозяйством в инвестиционной и валютно-финансовой сферах). Каждое из этих понятий в современных условиях весьма относительно.

Важнейшим фактором, определяющим содержание международного экономического права, являются интеграционные процессы на двух уровнях — глобальном (всемирном) и региональном (локальном).

Существенную роль в интеграционном сотрудничестве играют международные организации и органы, среди которых наиболее влиятельными являются ЭКОСОС, ВТО, ЮНКТАД, МВФ, МБРР. На региональном и межрегиональном уровнях следует отметить Европейский союз, ОЭСР, СНГ, а также региональные экономические комиссии ООН.

В число универсальных документов входят учредительные акты соответствующих международных организаций, Генеральное соглашение о тарифах и торговле 1947 г., Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г., Конвенция об исковой давности в международной купле-продаже товаров 1974 г., Конвенция ООН о морской перевозке грузов 1978 г., различные соглашения по сырьевым товарам. Большой вклад в формирование международного экономического права вносят двусторонние договоры. Наиболее распространенными являются договоры о международно-правовом режиме экономических связей, договоры, регулирующие Движение товаров, услуг, капиталов через государственные границы, платежные, инвестиционные, кредитные и иные соглашения. Дальнейшее расширение и углубление межгосударственного сотрудничества порождает новые, более сложные, комбинированные виды экономических договоров.

В числе многочисленных резолюций ООН — Хартия экономических прав и обязанностей государств, Декларация о новом международном экономическом порядке 1974 г., резолюция Генеральной Ассамблеи ООН «Объединение и прогрессивное развитие принципов и норм международного права, касающихся правовых аспектов нового экономического порядка» 1979 г.

В числе многосторонних соглашений особое место принадлежит Генеральному соглашению о тарифах и торговле (ГАТТ) 1947 г., представляющему собой своего рода кодекс правил разрешения государствами внешнеторговых проблем. К числу основных положений ГАТТ относится взаимное предоставление сторонами Соглашения режима наибольшего благоприятствования в безусловной форме, т. е. всякая таможенно-тарифная льгота, предоставляемая одной из участниц другой стране-участнице, автоматически распространяется на все другие страны — участницы ГАТТ. Одновременно ГАТТ предусматривает применение национального режима в отношении транзита, антидемпинговых пошлин, таможенных формальностей. Условия ГАТТ предусматривают отказ от использования количественных ограничений.

Начало европейской «управляемой» в 1951 г. многосторонней интеграции было положено образованием трех самостоятельных, но взаимосвязанных организаций — ЕОУС (1951 г.), Евратома и ЕЭС (1957 ).

В апреле 1951 г. был подписан Парижский договор об учреждении Европейского объединения угля и стали (ЕОУС). В 1957 г. были подписаны Римский договор о создании Европейского экономического сообщества (ЕЭС) и учредительный договор о здании Европейского сообщества по атомной энергии (Евратом).

Основным источником международно-правового регулирования (МПР) интеграционных процессов является международный договор.

Основные правила осуществления внешнеторговой деятельности в Российской Федерации определяются Федеральным законом «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», который вступил в силу с февраля 2005 г. Этот закон имеет принципиальное значение, поскольку определяет основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности, полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области внешнеторговой деятельности в целях обеспечения благоприятных условий для ее осуществления, а также защиты экономических и политических интересов страны.

Он определяет федеральные органы исполнительной власти, ответственные за государственное регулирование внешнеторговой деятельности, каковыми являются Президент Российской Федерации, Правительство РФ и федеральный орган исполнительной власти (в настоящее время — Министерство экономического развития и торговли), их правомочия, методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности, а также меры содействия ей.

В соответствии с законом (ст. 5) торговая политика является составной частью экономической политики РФ. Ее целью является создание благоприятных условий для российских экспортеров, импортеров, производителей и потребителей товаров и услуг. Она строится на основе соблюдения общепризнанных норм международного права, а также обязательств, вытекающих из международных договоров Российской Федерации. Внешнеторговая политика России осуществляется с помощью таможенно-тарифного регулирования, нетарифного регулирования, запретов и ограничений внешней торговли услугами и интеллектуальной собственности, мер экономического и административного характера, способствующих развитию внешнеторговой деятельности, предусмотренных настоящим законом. Иные методы государственного регулирования не допускаются.

Закон (ст. 4) определяет принципы регулирования внешней торговли. Таковыми являются:

– защита государством законных прав и интересов участников внешнеторговой деятельности, а также прав и законных интересов российских производителей и потребителей товаров и услуг;

– равенство и недискриминация участников внешнеторговой деятельности, если иное не предусмотрено законом;

– единство таможенной территории Российской Федерации;

– взаимность в отношении другого государства (группы государств);

– обеспечение выполнения обязательств РФ по международным договорам и осуществление возникающих из этих договоров прав Российской Федерации;

– выбор мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности, являющихся не более обременительными для участников внешнеторговой деятельности, чем необходимо для эффективного достижения целей, для осуществления которых предлагается применять меры государственного регулирования внешнеторговой деятельности;

– гласность в разработке, принятии и применении мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности;

– обоснованность и объективность применения мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности;

– исключение неоправданного вмешательства государства или его органов во внешнеторговую деятельность и нанесения ущерба участникам внешнеторговой деятельности и экономике России;

– обеспечение обороны страны и безопасности государства;

– обеспечение обороны страны и безопасности государства;

–обеспечение права на обжалование в судебном или ином установленном законом порядке незаконных действий (бездействия) государственных органов или их должностных лиц, а также оспаривание нормативных правовых актов РФ, ущемляющих право участника внешнеторговой деятельности на осуществление внешнеторговой деятельности;

– единство системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности;

– единство применения методов государственного регулирования внешнеторговой деятельности на всей территории Российской Федерации.

Непосредственное регулирование внешнеэкономической деятельностью России осуществляет Министерство торговли РФ, которое выполняет функции упраздненного в 1998 г. Министерства внешнеэкономических связей и торговли РФ. За последнее время происходили значительные изменения в сфере государственного регулирования различных форм внешнеэкономической деятельности в РФ. Главная задача Министерства Торговли в области внешнеэкономической деятельности — координация и регулирование внешнеторговой деятельности в соответствии с решениями вышестоящих органов государственной власти и управления РФ, разработка предложений по проведению единой государственной внешнеторговой политики и обеспечении ее реализации.

Министерство финансов РФ определяет порядок финансирования и кредитования внешнеэкономических операций, регулирует вопросы налогообложения, правила осуществления международных расчетов.

Центральный Банк РФ играет существенную роль в сфере внешнеэкономической деятельности. Он уполномочен проводить любые операции в стране и за рубежом, представляет интересы России в центральных банках других стран и в международных валютно-финансовых организация, является главным органом валютного регулирования и одним из основных органов валютного контроля.

Непосредственное руководство таможенным делом осуществляет Государственный таможенный комитет Российской Федерации, участвующий в разработке и реализации таможенной политики РФ, в организации таможенного дела и таможенного контроля, в совершенствовании применения средств таможенного регулирования хозяйственной деятельности

 

37. ПОНЯТИЕ ВНУТРИФИРМЕННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА. ВНУТРИПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ

 

Возникновение внутрифирменного предпринимательства было обусловлено объективными тенденциями социально-экономического развития общества, соответствующими социальными, психологическими, экономическими предпосылками и желанием крупных хозяйствующих субъектов благополучно существовать в рыночной экономике. Это способствовало переходу предприятий от традиционной к предпринимательской форме организации производства. Деятельность внутрифирменного предпринимательства лежит в рамках деятельности предпринимательства, при этом наблюдается наличие принципиальных позиций: инициативность, риск, реализация нововведений, комбинация факторов, получение результата.

Внутрифирменное предпринимательство заключается в том, что на действующем предприятии, выпускающем определенную продукцию (работу или услуги), создаются условия для выдвижения новаторских предпринимательских идей от человека — интрапренера, выделяются ресурсы – интракапитал — для их реализации, оказывается всесторонняя помощь для реализации идеи и ее практического использования выделить его основополагающие принципы, позволяющие понять границы применения внутрифирменного предпринимательства:

1) наличие рыночных условий хозяйствования (существование предпринимателя и организация предпринимательской деятельности возможны только в рамках рыночных отношений);

2) активное внутрифирменное предпринимательское поведение в условиях предпринимательской восприимчивости организационной среды;

3) наличие общей инновационной цели (единая цель укрепляет и цементирует взаимодействие участников коллектива) и временность существования коллектива единомышленников;

4) оптимальный уровень самостоятельности (обособления): возможность открытия банковского счета и выхода на рынок с собственной продукцией, ограниченное вмешательство руководства в те вопросы управления, на решение которых подразделению делегированы права;

5) коллективная заинтересованность и ответственность за конечные результаты деятельности;

6) действенный механизм морального и материального стимулирования, отвечающий разнообразию мотивов трудовой деятельности и оказывающий влияние на результаты деятельности подразделения и его развитие.

Наличие двух групп сущностных характеристик: стандартных и специфических, позволяет рассматривать внутрифирменное предпринимательство как особую форму предпринимательской деятельности.

Результатом успешного развития внутрифирменного предпринимательства на предприятии служит наличие разных форм малых групповых образований работников, созданных и работающих в организации по особым правилам, которые отчасти задаются извне, но в высокой степени определяются отношениями и принципами взаимодействия между участниками. Такие групповые образования способны в короткие сроки мобилизовываться, преодолевать межличностные барьеры для того, чтобы самостоятельно и эффективно (оперативно, качественно, экономно и т. п.) решать актуальные, важные и сложные организационные задачи.

Производственные отношения – это отношения между людьми в процессе производства и распределения материальных благ. Производственные отношения и производительные силы взаимно влияют на развитие друг друга. Производственные отношения подразделяются на производственно-технические и социально-экономические отношения. Производственно-технические отношения — это отношения по поводу совместного труда участников процесса производства. Основой этих отношений является разделение и кооперация труда, которые ведут к обособлению отдельных работ, бригад, участков и цехов и обусловливают необходимость налаживания между ними производственных связей. Социально-экономические отношения – это отношения между людьми, определяемые характером и формой присвоения средств производства, отношениями собственности. Сущность организации производства состоит в объединении и обеспечении взаимодействия личных и вещественных факторов пр-ва, в установлении необходимых связей и согласованных действий участников производственного процесса, в создании условий для реализации единства экономических интересов предприятия в целом и отдельного работника.

Чтобы обеспечить интеграцию всех подсистем в единую производственную систему и обеспечить ее нормальное функционирование, организация пр-ва выполняет системообразующие функции, которые реализуются путем создания производственной структуры, организации оперативного планирования пр-ва и   внутрипроизводственных   экономических   отношений . Производственная структура выражает и определяет взаимодействие производственных элементов и соединяет отдельные производственные процессы в пространстве. В процессе формирования производственной структуры определяется состав подразделений, входящих в предприятие; определяется и обосновывается характер их специализации; устанавливаются производственные связи между ними; оптимизируется объем производства.

Система оперативного планирования решает задачи рационального сочетания производственных процессов по времени. Для этого разрабатываются календарные планы пр-ва, осуществляется диспетчеризация и регулирование хода производственного процесса, обеспечивается поддержание на должном уровне производственных заделов.

Система организации  внутрипроизводственных   экономических   отношений  решает задачи экономического обособления подразделений предприятия, создания организационных условий для эффективной работы в условиях той или иной форм собственности.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 № 6-ФКЗ и от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // Российская газета. 25 декабря 1993 г.
  2. Гражданский Кодекс РФ. Ч. 1 от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (в ред. ФЗ от 27 декабря 2009 № 352-ФЗ) // Сборник законов Российской Федерации. 1994. № 32. Ст. 3301.
  3. Гражданский кодекс РФ. Ч. 2 от 26 января 1996 г. №14-ФЗ (в ред. ФЗ от 09.04.2009 № 56-ФЗ, от 17.07.2009 № 145-ФЗ) // Сборник законов Российской Федерации. 1996. № 5. Ст. 410.
  4. Белов В.А., Пестерева Е.В. Хозяйственные общества. М., 2007.
  5. Гражданское право России / Под ред. О.Н. Садикова.-М.: Юристъ, 2009.
  6. Гражданское право: В 2 т. Т. I. / Под ред. Б.А. Суханова. М., 2006.
  7. Гражданское право: учеб. В 3 т. Т. 1 / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. М., 2007.
  8. Кашинина Т.В. Хозяйственные товарищества и общества: правовое регулирование внутрифирменной деятельности: Учебник для вузов. М., 2009.
<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 0.94MB/0.00153 sec

WordPress: 24.71MB | MySQL:117 | 2,075sec