История развития управления государственной службой в России

<

101413 0323 1 История развития управления государственной службой в РоссииГосударственная Служба России начала складываться по мере становления самой государственности. Вспомним Древний Рим, где также придавали больше значение государственной службе и управлению.

В Киевской Руси IX — XI веков отдельные функции или руководство отраслями княжеского дворцового хозяйства осуществляли тиуны и старосты. Причем первоначально категория людей управляющих княжеским двором была зависима, то есть это были не вальные слуги, а холопы (рабы). Со временем эти дворцовые управители превращаются в управляющих отраслями княжеского (государственного) хозяйства. Княжескую дружину же нельзя причислять к государственной службе, так как князь считался в дружине «первым среди равных» и в данном военном образовании присутствовали отношения, отличающиеся от отношений «службы».

Активно стала развиваться государственная служба в период образования Московского централизованного государства с XII по XV века. Именно в этот период создается централизованный государственный аппарат, совершенно новые структуры власти в Московском государстве. Основой новой государственности стала система неместных отношений, когда категория служивых людей (дворян) получила за свою службу, как военную, так и гражданскую земельный надел на прокорм. Надел давался на срок службы. Служат уже и слуги, получая за это содержание. К XV веку происходит разное сокращение феодальных привилегий и иммунитетов. Складывается иерархия придворных чинов, даваемых за службу: окольничий, дворецкий, казначей, чины думных дворян, думных дьяков.

Формируется принцип местничества, связывающий возможность занятия государственных должностей с происхождением кандидата, его родовитостью. Вплоть до XII века продолжают развиваться и укрепляться все эти отношения. В середине XVI века была сделана первая попытка юридически уравнять вотчину (феодальное землевладение) с поместьем (служивым землевладением). Устанавливается единый порядок государственной (военной службы), когда в независимости от формы землевладения обязывалось выставлять одинаковое число вооруженных людей. Развивается система приказов, как центральных органов с жестким подчинением по вертикали и строгое руководство инструкциями и предположениями по горизонтали. На местах при воеводах также создаются специальные аппараты управления.

Таким образом, к XVII веку в России развилась приказно — воеводская система управления. Для дворян, иных служивых сословий государственная служба была обязательна. Основой ее были земельные наделы, личные заслуги, родовитость. Развивается и законодательство, регламентирующее службу. Это Судебники 1497 и 1550 годов, Соборное Уложение 1649 года, великокняжеские, а затем царские указы.

Восшествие на престол в 1682 году молодого Петра — I ознаменовало развитие и укрепление новой системы государственных органов достаточно радикальные изменения государственного строя в целом. Для проводимых Петром — I преобразований он заставляет дворянство служить. Правовой статус дворянства был существенно изменен принятием Указа о единонаследии 1714 года, который закреплял наследование поместья только за старшим сыном. Остальные дети вынуждены были устраиваться на военную или гражданскую службу и служить за жалование. Логическим продолжением Указа о единонаследии стал — Табель о рангах (1722 г.). Профессиональные качества, личная преданность и выслуга становятся определяющими для продвижения по службе. Табель сформулировал новую систему чинов и должностей. Устанавливались сроки службы в определенных чинах, с достижением чинов восьмого класса чиновнику присваивалось звание потомственного дворянина, с передачей этого звания по наследству, с четырнадцатого по седьмой класс чиновник получал личное дворянство. Таким образом, принцип выслуги подчинял принцип родовитости. Табель о рангах уравнял военную и гражданскую службу. Каждому воинскому званию соответствовал гражданский чин, были аналогичны и принципы продвижения по службе. Подготовка кадров для нового государственного аппарата стала осуществляться в специальных школах и академиях в России и за рубежом. Образование и специальная подготовка становятся важнейшими докторами определения квалификации чиновника. Государственная служба носит централизованный характер и единообразие в масштабах всей страны. Служба регулируется уже специальными законодательными актами: Генеральным регламентом (1720г.), семь регламентов для различных коллегий, определяющих общую структуру, статус и направление деятельности отдельных государственных учреждений, Устав воинский. Кроме того, служба регулировалась манифестами, указами царя, а затем императора.

Во второй половине XVIII века, при Екатерине — II система, заложенная Петром — I продолжает совершенствоваться. Проводится губернская реформа и ряд реформ государственных органов. Важнейшими актами стали Манифест Петра III «О даровании вольности и свободы всему российскому дворянству» (1762г.) и подобный указ о дворянских вольностях самой Екатерины — II. Ими дворянство освобождалось от обязательной военной и гражданской службы. Таким образом, после Петра — I идет постепенное ослабление, а затем отмена обязательности государственной службы для основного служивого сословия — дворянства, она стала их привилегией.

Новое развитие получила государственная служба в первой половине XIX века. Ее развитие связано с именем выдающегося государственного деятеля России — Сперанского Михаила Михайловича. В 1809 году он подготавливает Указ о обязательном экзамене для занятия государственной должности. Устанавливался образовательный ценз, обязательное высшее университетское образование для замещения ряда должностей. И хотя этот указ под давлением бюрократии был отменен, тем не менее, он вводил новые принципы государственной службы, которые позже нашли применение. В 1832 году принят «Устав о службе гражданской», в 1834 году «Правила о порядке производства в чины гражданской службы», в 1845 году вводятся изменения в Табель о рангах. В течение XIX века утвердились ряд положений, характеризующих государственную службу. Это запрет родственных связей по службе, ведение определенного образа жизни, который не должен был подрывать авторитет и достоинство государственной власти, запрет определенных занятий, содержание в зависимости от чина и должности включающее жалование, столовые и квартирные деньги, право на пособие и пенсию при выходе в отставку. Гарантировалась усиленная уголовная охрана от преступлений при исполнении им своих обязанностей, устанавливался особый порядок предания суду самих государственных чиновников. Государственные служащие империи имели установленную форменную одежду, за каждым велся обязательный послужной (формулярный список), увольнение производилось по прошению и так далее. Таким образом, можно заключить, что Россия до 1917 года имела детальное законодательство о государственной службе и развитую государственную службу как типовую.

При советской власти все это законодательство было отменено. Это было связано, прежде всего, с идеями быстрого отмирания всякого государства, слома старого государственного аппарата и упразднения всякого чиновничества. При советской власти так и не было принято специального закона о государственной службе, детально регулировалась лишь служба в армии и органах МВД России. Служба в государственных органах регулировалась лишь несколькими подзаконными актами. Рядом указов вводились классные чины и ранги в некоторых отраслях, декретом СНК РСФСР в 1922 году были приняты «Временные правила о работе в государственных учреждениях и на предприятиях», в 1967 году Госкомтруда утвердил Единую номенклатуру должностей служащих и ряд других актов. В материалах XXI съезда КПСС утверждалось, что работа в аппарате вообще перестала быть особой прогрессией. И лишь в конце 80-х годов была признана необходимость принятия союзного Закона о государственной службе.

В последующие годы законодательство нашей страны не стояли на месте, а двигались только вперед, в связи с этим были изданы различные нормативно-правовые акты, которые регулировали вопросы государственной службе в России, ее своеобразия и особенности. Особенно хочется отметить начало 21 века, он ознаменовал появление в наших рука очень важных нормативно-правовых документов относящихся к данной сфере деятельности, а именно Федеральных законов от 11.11.2003 №141-ФЗ « О системе государственной гражданской службе» и Федеральный закон от 27 июля 2004 г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», а также мы являемся свидетелями первого этапа (2009-2010 годы) федеральной программы «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009 — 2013 годы)».

Цель Программы — создание целостной системы государственной службы посредством завершения реформирования ее видов и создания системы управления государственной службой, формирования высококвалифицированного кадрового состава государственной службы, обеспечивающего эффективность государственного управления, развитие гражданского общества и инновационной экономики.

 

2. Развитие управления государственной службой на федеральном уровне

 

Государственная служба является комплексным - публичным, социальным, правовым, организационным - институтом по обеспечению выполнения государственными служащими функций государства, а также деятельности органов государственной власти, их аппаратов, иных государственных органов, образованных в соответствии с Конституцией Российской Федерации, отдельных государственных учреждений и организаций (далее именуются - государственные органы) или полномочий лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, учреждаемые Конституцией Российской Федерации и федеральными конституционными законами (далее именуются - конституционные должности), и конституционные (уставные) должности субъектов Российской Федерации, учреждаемые конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации (далее именуются конституционные  (уставные) должности).

Единую систему государственной службы образуют различные виды федеральной государственной службы и государственная служба субъектов Российской Федерации. Основными принципами функционирования системы государственной службы и деятельности государственных служащих являются:

- соблюдение законности при верховенстве Конституции Российской Федерации;

- служение интересам гражданского общества и государства, обеспечение приоритета прав и свобод человека и гражданина;

- независимость государственного служащего от политических партий, общественных объединений, религиозных организаций, корпоративных интересов социальных групп и коммерческих структур, а также от интересов отдельных граждан Российской Федерации;

- ответственность государственного органа и государственного служащего перед законом в случае нарушения прав и законных интересов граждан Российской Федерации;

- гласность при осуществлении государственной службы, открытость и подконтрольность гражданскому обществу;

- единство основных требований, предъявляемых на государственной службе;

- равный доступ граждан Российской Федерации к государственной службе;

- профессионализм и компетентность государственного служащего;

- должностная субординация при принятии и исполнении решений;

- стабильность государственной службы на основе формирования государственно-служебных отношений государственного служащего и государства;

- социальная и правовая защищенность государственного служащего;

- сбалансированность установленных для государственного служащего законодательных ограничений и предоставляемых ему государственных социальных гарантий;

- этичность поведения  государственного служащего поддержание им авторитета государственной службы и ее корпоративных основ.

Основные функциональные признаки государственной службы устанавливаются федеральным законом о системе государственной службы.

Государственная служба регулируется федеральными законами в пределах ведения Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Федеральная государственная служба, государственная служба субъектов Российской Федерации и муниципальная служба основываются на единых принципах регулирования вопросов поступления на службу, ее прохождения, установления и соблюдения законодательных ограничений на службе, оплаты служебной деятельности государственных и муниципальных служащих, назначения на должность, освобождения от должности, увольнения со службы, исчисления стажа государственной и муниципальной службы, предоставления государственных социальных гарантий, включая пенсионное обеспечение (рисунок 1).

101413 0323 2 История развития управления государственной службой в России


				

Рисунок 1 – Органы управления государственной службой в Российской Федерации

 

Отдельные виды федеральной государственной службы устанавливаются федеральным законом исходя из функциональных признаков и особенностей ее прохождения. В государственном органе могут осуществляться различные виды федеральной государственной службы. Особенности вида государственной службы и его отличительные функциональные признаки устанавливаются федеральным законом.

Государственное управление — разновидность социального управления, но его природу и специфику определяют присущие только данному виду управления свойства.

Субъект целенаправленных, организующих и регулирующих воздействий — государство. Характер государственного управления в конкретное историческое время определяется характером, конституционными основами (принципами) развития государства. Государство как мозговой центр дает импульсы — приказы государственному управлению — своего рода «нервной системе» общественного организма.

Государственное управление опирается на властные полномочия и представляет собой способ реализации государственной власти, которая распространяется на все общество (и на другие сообщества в рамках проводимой государством международной политики). Законы, иные основные, общие, типовые решения, правила, нормы, устанавливаемые государственной властью — общеобязательны, обеспечиваются авторитетом силы государства.

Специфику государственного управления составляют характер и объем охватываемых управлением общественных явлений. В центре государственного управления (смысл государственного воздействия) — решение общих дел, согласование действий всех граждан, защита совместного интереса, удовлетворение потребностей общества, а не отдельных граждан и социальных групп.

Комплекс методов и средств государственного воздействия составляют не только правовые, политические, экономические (регулирование, согласование, убеждение, стимулирование и т.д.), но и принуждение с помощью сил правоохранительных государственных органов. Государственная власть и управление в источнике имеет правовую и политическую обусловленность (легитимность), а в реализации — силу госаппарата, обладающего и средствами принуждения.

В широком смысле государственное управление как система означает непосредственное осуществление государственной власти: принятие политико-государственных решений и их реализацию, контроль за соблюдением в обществе правозаконности и правосудие. Субъектом государственного управления выступают законодательные органы государственной власти, исполнительные органы государственной власти, органы суда и прокуратуры. Именно такое расширительное толкование государственного управления как действий государственной власти по исполнению целей государства, включающее три основные функции государственной власти, предлагали отечественные юристы — государствоведы прошлого столетия.

Целесообразно будет уточнить понятия следующим образом. Государственное управление — воздействие государства на общественные процессы, управление делами всей общественной системы. Государство в данном случае выступает как основной (но не единственный) институт политической системы общества. Для государственного управления, осуществляемого президентом, правительством и иными органами исполнительной власти, представительными, законодательными органами и органами местного самоуправления, характерны следующие признаки:

— выполнение общезначимых функций;

— нормативно-распорядительное регулирование;

— подзаконный характер деятельности;

— использование властных полномочий.

Система государственного управления является одной из ключевых дисциплин управленческого цикла. Особенностью этой дисциплины является анализ и обобщение практики государственного строительства в развитых демократических странах, опирающихся на институты гражданского общества. Предметом системы государственного управления является территориальное образование. Территориальное образование может выступать в роли государства, региона или любого другого территориального поселения, располагающего административными границами, являющегося составной частью региона, а также наделенного формальной способностью к самоуправлению. Основу системы управления территориальными образованиями составляют вертикальные и горизонтальные связи, создающие устойчивые для каждого образования структуры управления, определяющие характер работы составляющих эти структуры социальных институтов.

Вертикальные связи включают в себя разделение территориальных образований на уровни власти, тогда как горизонтальные — на ветви власти.

Уровни власти — это горизонтально упорядоченные ранги исполнительской деятельности, разделенные в соответствии с режимом делегирования полномочий от высших управленческих звеньев низшим. Количество уровней свидетельствует о степени субординации в принятии управленческих решений и порядке передачи командной информации.

Уровни власти задают способ разделения административной ответственности между должностными функциями в организационной структуре. Причем число уровней тем больше, чем более обширным становится количество этих функций, и чем выше степень их специализации.

Ветви власти (зоны управления) — вертикально упорядоченные направления управленческой деятельности, определяемые в соответствии с принципом разделения властей, используемого в условиях демократического политического режима. Традиционно к ветвям власти относят исполнительную, законодательную и судебную. Идентификационными признаками, на основе которых определяется содержание ветви власти, являются следующие:

— наличие специализированных органов государства, наделенных широкими полномочиями;

— юридическое закрепление места, которое занимает эта власть в иерархии системы управления государством;

— структура органов власти, приходящихся на каждую ветвь, является иерархической и сквозной, охватывающей все имеющиеся уровни и ориентированной на комплексные общие цели;

— цели, ставящиеся перед ветвью власти, имеют общегосударственный характер и не могут быть приписаны ни одному из ведомств отдельно.

Разделение системы государственного управления на вертикальные и горизонтальные составляющие призвано обеспечить бесперебойное функционирование управляемой системы на основе принципов пропорциональности и непрерывности в согласованной работе всех ее подразделений.

Однако горизонтальные связи в сфере государственного управления не следует сводить только к разделению функций между ветвями власти. Так, признаки координации, взаимодействия и взаимопомощи также характерны и для отношений внутри той или иной ветви.

Государственное управление — это процесс регулирования отношений внутри государства посредством распределения сфер влияния между основными территориальными уровнями и ветвями власти. В основе государственного управления лежит государственный интерес, направленный на защиту целостности государства, его ключевых институтов, поддержку уровня и качества жизни его подданных. Среди приоритетных направлений в реализации общественного (государственного) интереса лежит необходимость исполнения нескольких функций: защитной, оборонной, социальной, правовой, экономической, политической и арбитражной.

<

Государственное управление становится возможным благодаря существованию государственной власти. Государственная власть является органом легитимного принуждения в интересах большинства населения при условии соблюдения государственного интереса. Распространяется государственная власть на объекты, находящиеся как на территории самого государства, так и за его пределами, если этого требуют государственные интересы. Главным признаком государственной власти является ее целостность, неделимость и суверенность.

Государственное управление представляет собой сложный процесс взаимодействия основополагающих элементов, результатом которого становится особая система государственного управления, обусловливающая способ и характер взаимодействия составляющих ее социальных институтов. Основу системы государственного управления составляют четыре элемента: власть, управление, территория и экономическая система. Блок-схема взаимодействия между этими элементами изображена на рисунке 2.

101413 0323 3 История развития управления государственной службой в России

Рисунок 2 — Структура взаимодействия между элементами системы государственного управления

Государственное управление в России разделено между двумя уровнями: федеральным и региональным. Как было отмечено ранее, федеративное устройство государства повышает значение регионального управления, реализующего ряд государственных полномочий на местном уровне. Субъектом регионального управления является регион, границы которого, строго говоря, могут и не совпадать с административно-территориальным делением страны. Регион может находиться как в границах субъекта федерации, так и объединять несколько таких субъектов, общностью которых являются сложившиеся между ними хозяйственные связи. Федеративный договор, заключаемый между федеральным центром и субъектом федерации, предусматривает разделение предметов ведения РФ как федерального центра и предметов совместного ведения между РФ и субъектом федерации. Предметы ведения субъектов федерации не фиксированы и содержат всю полноту государственной власти вне пределов ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ (рисунок 3).

101413 0323 4 История развития управления государственной службой в России

Рисунок 3 – Система управления государственной службой

 

Составленная на основе ст. 71-72 Конституции РФ таблице 1 позволяет дать сравнительную характеристику предметов ведения РФ и совместного ведения РФ и субъектов РФ, разделенных на ряд условных функциональных блоков (таблица 1).

Таблица 1 — Соотношение предметов ведения РФ и совместного ведения РФ и субъектов РФ по функциональным блокам

Ведение РФ 

Совместное ведение РФ и субъектов федерации

Правовой блок 

Принятие и изменение Конституции РФ и федеральных законов, контроль за их соблюдением 

Обеспечение соответствия конституций республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов субъектов федерации Конституции и федеральным законам РФ

Федеративное устройство и территория РФ 

Установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления 

Регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство в РФ; регулирование и защита прав национальных меньшинств

Защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон 

Установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных органов государственной власти

Вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими ресурсами 

Федеральная государственная собственность и управление ею

Разграничение государственной собственности 

Федеральное коллизионное право 

Административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды

Политический блок 

Установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития РФ 

 

Внешняя политика и международные отношения РФ, международные договоры РФ; вопросы войны и мира

Координация международных и внешне-экономических связей субъектов РФ, выполнение международных договоров 

Экономический блок 

Установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки

Установление общих принципов налогообложения и сборов 

Федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития

 

Федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь; деятельность в космосе 

 

Блок безопасности 

Оборона и безопасность; оборонное производство; определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества; производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования

Природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории

Определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа РФ 

Осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий

Судоустройство; прокуратура; уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности

Кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат  

Метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени; геодезия и картография; наименование географических объектов; официальный статистический и бухгалтерский учет

 

Социокультурный блок 

 

Охрана памятников истории и культуры 

Государственные награды и почетные звания 

Общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта

 

Координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение 

 

Защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей

 

Из таблицы 1 хорошо видно, что область совместного ведения больше всего смещается в социокультурную сферу, оставляя в исключительном ведении государства рычаги экономического и политического влияния. Правовой блок и блок безопасности пропорционально распределены между уровнями государственной власти в соответствии с закрепленными в Конституции РФ принципами разграничения сфер ответственности. Последовательно делегируя полномочия на местный уровень, государство повышает эффективность своих действий, обеспечивая результативность намерений и возможность контроля за их исполнением на местах.

В настоящее время органы государственной власти субъектов РФ функционируют в соответствии с Законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» от 06.10.1999г.

Законодательному органу государственной власти субъекта РФ законом предоставлены полномочия главным образом по следующим направлениям:

— принятие конституции (устава) субъекта РФ, а также поправок к ней;

— утверждение бюджета субъекта РФ и отчета о его исполнении, представленного высшим должностным лицом субъекта федерации;

— установление порядка проведения выборов в органы местного самоуправления на территории субъекта федерации, а также порядка деятельности органов местного самоуправления;

— утверждение программ социально-экономического развития субъекта РФ, представленных высшим должностным лицом субъекта федерации;

— определение размеров налогов и сборов, отнесенных федеральным законом к ведению субъекта федерации, а также определение порядка их взимания;

— утверждение бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов субъекта РФ и принятие отчетов об их исполнении;

— установление порядка управления и распоряжения собственностью субъекта РФ, в том числе долями (паями, акциями) субъекта федерации, в капиталах хозяйственных обществ, товариществ и предприятий иных организационно-правовых форм;

— заключение и расторжение договоров субъекта РФ;

— определение порядка назначения и проведения референдума субъекта РФ;

— утверждение порядка проведения выборов в законодательный орган государственной власти субъекта федерации, а также выборов высшего должностного лица субъекта РФ^

— определение административно-территориального устройства субъекта РФ и порядка его изменения;

— утверждение схемы управления субъектом федерации, а также определение структуры высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ.

Исполнительную власть субъекта РФ возглавляет руководитель высшего исполнительного органа власти, имеющий собственное наименование, установленное конституцией (уставом) субъекта РФ с учетом исторических, национальных и иных традиций данного субъекта. Сферу полномочий высшего должностного лица исполнительной власти субъекта федерации составляют меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод личности, обеспечение безопасности, разработка и исполнение бюджета субъекта федерации, управление и распоряжение собственностью субъекта федерации в соответствии с законодательством, право указания органу местного самоуправления на несоответствие изданных им законодательных актов федеральному и региональному законодательству, заключение договоров с федеральными органами исполнительной власти о разграничении предметов ведения и полномочий и др.

Заключаемый между Президентом РФ и уполномоченным лицом субъекта федерации договор не может изменять конституционный статус субъекта федерации, и призван конкретизировать предметы совместного ведения с учетом социально-экономических и географических особенностей региона, а также должен быть направлен на социально-экономическое выравнивание различий (между территориями.

Федеральным законом от 29.07.2000г. №106-ФЗ введено право отрешения Президентом РФ высшего должностного лица субъекта федерации от должности, что влечет за собой отставку возглавляемого указанным лицом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта в случае издания высшим должностным лицом субъекта нормативного правового акта, противоречащего Конституции РФ и ее федеральным законам.

Для координации работы федеральных органов власти с регионами при Президенте РФ действует комиссия, но взаимодействию органов государственной власти РФ и субъектов РФ. Кроме этого в регионах действуют также территориальные представительства исполнительной власти (министерств и ведомств).

 

3. Развитие управления государственной службой на уровне Краснодарского края

 

Глава местной администрации в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования, нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, издает постановления по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также распоряжения по вопросам организации работы местной администрации.

Источником государственной власти в Краснодарском крае является народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Государственные должности Краснодарского края — должности, устанавливаемые Уставом Краснодарского края и законами Краснодарского края для непосредственного исполнения полномочий государственных органов Краснодарского края: законодательного (представительного) органа государственной власти Краснодарского края — Законодательного Собрания Краснодарского края (далее — Законодательное Собрание Краснодарского края), высшего исполнительного органа государственной власти Краснодарского края — администрации Краснодарского края (далее — администрация Краснодарского края), органов исполнительной власти Краснодарского края и иных государственных органов Краснодарского края, судебных органов Краснодарского края (рисунок 4).

101413 0323 5 История развития управления государственной службой в России

Рисунок 4 – Структура органов управления государственной гражданской службой Краснодарского края

 

К иным государственным органам Краснодарского края относятся: избирательная комиссия Краснодарского края, Контрольно-счетная палата Краснодарского края, Уполномоченный по правам человека в Краснодарском крае и его аппарат, Уполномоченный по правам ребенка в Краснодарском крае и его аппарат.

Глава муниципального образования в пределах своих полномочий, установленных уставом муниципального образования и решениями представительного органа муниципального образования, издает постановления и распоряжения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования в случае, если глава муниципального образования является председателем представительного органа муниципального образования, или постановления и распоряжения по вопросам местного значения в случае, если глава муниципального образования является главой местной администрации.

Наниматель государственного гражданского служащего Краснодарского края — Краснодарский край. Представитель нанимателя — руководитель государственного органа Краснодарского края, лицо, замещающее государственную должность, либо представитель указанных руководителя или лица, осуществляющие полномочия нанимателя от имени Краснодарского края.

Непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. Государственная власть в крае осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную.

Систему органов государственной власти Краснодарского края составляют: законодательный (представительный) орган государственной власти Краснодарского края – Законодательное собрание Краснодарского края, высший исполнительный орган государственной власти Краснодарского края – администрация Краснодарского края, иные органы государственной власти Краснодарского края, образуемые в соответствии с уставом Краснодарского края.

Деятельность государственных органов, органов местного самоуправления Краснодарского края, предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений и граждан осуществляется в строгом соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, настоящим уставом и законами края. В крае обеспечиваются защита от противоправных действий любых субъектов и ответственность правонарушителей. Законодательная власть Краснодарского края осуществляется:

– населением – непосредственно путем референдума края;

– Законодательным собранием края, являющимся постоянно действующим представительным и законодательным органом государственной власти края.

Законодательное собрание края состоит из 70 депутатов, избираемых народом края на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на 5 лет.

Порядок организации и проведения выборов в Законодательное собрание края устанавливается законом Краснодарского края в соответствии с федеральным законодательством. Депутаты Законодательного собрания края избираются гражданами Российской Федерации, проживающими на территории Краснодарского края и обладающими избирательным правом в соответствии с федеральным законом.

Депутатом Законодательного собрания края может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года, и обладающий пассивным избирательным правом в соответствии с федеральными законами и законами края. Депутат Законодательного собрания края не может быть одновременно депутатом (членом) иных (за исключением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации) законодательных (представительных) органов государственной власти, занимать должности в исполнительных и судебных органах государственной власти.

Депутаты Законодательного собрания края осуществляют свою деятельность как на профессиональной постоянной основе, так и не на постоянной основе. Депутаты Законодательного собрания края, работающие на профессиональной постоянной основе, помимо требований, содержащихся в части первой настоящей статьи, не могут заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, получать единовременные или регулярные вознаграждения от физических лиц, предприятий всех форм собственности, учреждений, организаций, кроме доходов по акциям, паям, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Законодательное собрание края правомочно рассматривать и решать только вопросы, отнесенные к его ведению. Законодательное собрание края осуществляет собственное правовое регулирование по вопросам, отнесенным к его ведению, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов.

Законами Краснодарского края:

а) утверждается краевой бюджет и отчет о его исполнении;

б) устанавливаются основы организации и деятельности Законодательного собрания края;

в) устанавливается порядок проведения выборов в органы местного самоуправления, а также определяется порядок их деятельности;

г) утверждаются программы социально-экономического развития края, представленные главой администрации (губернатором) края;

д) устанавливаются налоги и сборы, установление которых отнесено федеральным законом к ведению субъектов Российской Федерации, а также порядок их взимания;

е) устанавливается порядок управления и распоряжения собственностью края, в том числе долями (паями, акциями) в капиталах хозяйственных обществ, товариществ и предприятий иных организационно-правовых форм;

ж) утверждаются заключение и расторжение договоров края;

з) устанавливается порядок назначения и проведения референдума края;

и) устанавливается порядок проведения выборов в Законодательное собрание края, а также главы администрации (губернатора) края;

к) устанавливается административно-территориальное устройство края и порядок его изменения;

л) утверждается схема управления краем, определяется структура высшего исполнительного органа государственной власти края;

м) регулируются иные вопросы, относящиеся в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законами Краснодарского края к полномочиям Краснодарского края.

Постановлениями Законодательного собрания края:

а) определяется порядок деятельности Законодательного собрания края;

б) назначаются на должность и освобождаются от должности отдельные должностные лица края, а также оформляется согласие на их назначение на должность;

в) назначается дата выборов в Законодательное собрание края, а также дата выборов главы администрации (губернатора) края;

г) назначается референдум края;

д) оформляется решение о недоверии главе администрации (губернатору) края и руководителям органов исполнительной власти края;

е) утверждается соглашение об изменении границ Краснодарского края;

ж) назначаются на должность судьи Уставного суда Краснодарского края;

з) оформляются иные решения по вопросам, отнесенным Конституцией Российской Федерации и федеральными законами к ведению Законодательного собрания края.

В целях оперативного решения входящих в его компетенцию вопросов Законодательное собрание края вправе передавать часть своих полномочий органам исполнительной власти, а также органам местного самоуправления края. Законодательное собрание края самостоятельно или через создаваемые им органы осуществляет контроль за:

а) исполнением принятых им законов и иных нормативных правовых актов;

б) исполнением краевого бюджета, использованием кредитных ресурсов и ассигнований из бюджета Российской Федерации, средств внебюджетных и валютного фондов края;

в) выполнением планов и программ социально-экономического развития края;

г) распоряжением собственностью края, а также федеральной и иной собственностью, переданной в управление органам государственной власти края.

Актами Законодательного собрания края являются устав Краснодарского края, законы, постановления, а также заявления, обращения, декларации.

Законодательное собрание края избирает из числа депутатов председателя Законодательного собрания края и заместителей председателя Законодательного собрания края. Председатель Законодательного собрания края и его заместители избираются тайным голосованием большинством голосов от общего состава депутатов Законодательного собрания края. Председатель Законодательного собрания края не может быть депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и представительных органов местного самоуправления.

Председатель Законодательного собрания края избирается на срок полномочий депутатов Законодательного собрания края данного созыва. Государственную исполнительную власть Краснодарского края осуществляют высший исполнительный орган государственной власти Краснодарского края – администрация Краснодарского края и органы исполнительной власти Краснодарского края (далее – органы исполнительной власти края).

Органы исполнительной власти края образуются в соответствии с законом Краснодарского края о схеме управления краем и формируются главой администрации (губернатором) края.

Положение об органе исполнительной власти края, а также его структура и штатное расписание утверждаются главой администрации (губернатором) края.

Администрация края состоит из главы администрации (губернатора) края, его первых заместителей, заместителей и структурных подразделений администрации края.

В составе администрации края могут создаваться коллегиальные органы (правительство края, коллегия и другие). Структура администрации края определяется законом Краснодарского края по представлению главы администрации (губернатора) края. Компетенция администрации края определяется федеральным законодательством, настоящим уставом, а также законами края. Администрация края подконтрольна Законодательному собранию края и вышестоящим органам исполнительной власти Российской Федерации в пределах их компетенции.

Первые заместители, заместители главы администрации (губернатора) края назначаются главой администрации (губернатором) края по согласованию с Законодательным собранием края. Руководители органов исполнительной власти края и их заместители назначаются на должность и освобождаются от должности главой администрации (губернатором) края.

Администрация края обладает правами юридического лица. Органы исполнительной власти края обладают правами юридического лица. Контроль за деятельностью органов исполнительной власти края, а также координацию их деятельности осуществляют глава администрации (губернатор) края, его первые заместители и заместители в соответствии с распределением обязанностей между ними.

Глава администрации (губернатор) края вправе создавать представительства администрации края, закреплять за ними имущество и утверждать положения о них. Расходы на содержание представительств администрации края утверждаются Законодательным собранием края по представлению главы администрации (губернатора) края.

Администрация края может осуществлять отдельные полномочия, переданные ей федеральными органами исполнительной власти, а также передавать им осуществление части своих полномочий. Администрация края:

а) осуществляет в пределах своих полномочий меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

б) разрабатывает проекты краевого бюджета и программ социально-экономического развития края;

в) обеспечивает исполнение краевого бюджета и готовит отчет о его исполнении;

г) управляет и распоряжается собственностью края в соответствии с законами Краснодарского края, а также федеральной собственностью, переданной в управление краю, в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

д) заключает в соответствии с федеральным законом договоры с федеральными органами исполнительной власти о разграничении предметов ведения и полномочий, а также соглашения о взаимной передаче осуществления части своих полномочий;

е) осуществляет иные полномочия, установленные федеральными законами, законами Краснодарского края, а также соглашениями с федеральными органами исполнительной власти.

Глава администрации (губернатор) края возглавляет исполнительную власть края. Глава администрации (губернатор) края избирается населением края сроком на 5 лет путем всеобщих равных и прямых выборов при тайном голосовании. Одно и тоже лицо не может занимать должность главы администрации (губернатора) края более двух сроков подряд.

Главой администрации (губернатором) края может быть избран гражданин Российской Федерации в возрасте не моложе 30 лет, обладающий в соответствии с федеральным и краевым законодательством избирательным правом.

Глава администрации (губернатор) края не может:

– быть депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти, а также органа местного самоуправления;

– состоять на действительной военной службе;

– занимать другую должность в государственных, коммерческих, общественных органах и организациях, казачьих обществах, заниматься предпринимательской деятельностью, а также выполнять любую иную оплачиваемую работу, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

На главу администрации (губернатора) края распространяются и другие ограничения, установленные федеральным и краевым законодательством. Вновь избранный глава администрации (губернатор) края вступает в должность в порядке, установленном законом края. При вступлении в должность глава администрации (губернатор) края на пленарном заседании Законодательного собрания приносит присягу. В месячный срок после вступления в должность глава администрации (губернатор) края представляет населению края программу деятельности в качестве главы исполнительной власти, которая публикуется в средствах массовой информации.

Глава администрации (губернатор) края занимает государственную должность Российской Федерации (категория «А») и в соответствии с законами Российской Федерации и края:

а) представляет исполнительную власть края в отношениях с федеральными органами государственной власти, другими субъектами Российской Федерации, органами местного самоуправления и общественными объединениями, подписывает с ними соглашения, договоры и иные акты, а также представляет исполнительную власть края в отношениях с зарубежными государствами;

б) организует и возглавляет исполнение полномочий администрации края, закрепленных в настоящем уставе, законах и других нормативных правовых актах края;

в) представляет на утверждение Законодательному собранию края краевой бюджет и отчеты о его исполнении;

г) распоряжается средствами краевого бюджета, за исключением расходов на содержание Законодательного собрания края;

д) обладает правом законодательной инициативы в Законодательном собрании края;

е) подписывает и обнародует законы Краснодарского края;

ж) вносит на рассмотрение Президента и правительства Российской Федерации проекты актов, принятие которых находится в их ведении;

з) подписывает внутригосударственные и внешнеэкономические договоры от имени края с последующим их утверждением Законодательным собранием края в порядке, предусмотренном законом края;

и) разрабатывает и осуществляет меры по реализации нормативных правовых актов Российской Федерации и края;

к) осуществляет иные полномочия, находящиеся в его компетенции и установленные законодательством Российской Федерации и края.

Правовыми актами главы администрации (губернатора) края являются постановления и распоряжения. Руководители органов исполнительной власти края в пределах своей компетенции издают приказы. Законодательное собрание края и администрация края взаимодействуют, исходя из интересов края и его населения, единства целей и задач в решении вопросов социально-экономического развития края, и осуществляют свои функции самостоятельно в пределах своей компетенции. Законодательство края не должно противоречить Конституции Российской Федерации, федеральному законодательству и уставу края.

Законодательство края, принятое в пределах компетенции края, обязательно для исполнения всеми государственными органами, органами местного самоуправления, организациями, предприятиями, учреждениями, физическими и юридическими лицами и иными субъектами, находящимися на его территории. Законы, принятые Законодательным собранием края в пределах его компетенции, являются первоисточниками правовых норм края, подлежат государственной защите не территории края так же, как и законы Российской Федерации.

Принятый закон направляется для обнародования главе администрации (губернатору) края, который обязан обнародовать закон либо отклонить его в течение семи дней с момента поступления закона.

В случае отклонения закона главой администрации (губернатором) края он может быть одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от установленного числа депутатов Законодательного собрания края. Закон, одобренный в ранее принятой редакции, не может быть повторно отклонен главой администрации (губернатором) края и подлежит обнародованию в течение трех дней. Нормативные правовые акты администрации края принимаются на основании и во исполнение законов Российской Федерации, указов Президента Российской Федерации, постановлений правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов Законодательного собрания края.

Законы края не должны разрешать вопросы, отнесенные Конституцией Российской Федерации к ведению федеральных органов государственной власти, а также к ведению судебных органов.

Правом законодательной инициативы в Законодательное собрание края обладают:

а) депутаты Законодательного собрания края;

б) постоянные комитеты и комиссии Законодательного собрания края;

в) депутатские объединения Законодательного собрания края;

г) глава администрации (губернатор) края;

д) прокурор края, председатель краевого суда, председатель краевого арбитражного суда, избирательная комиссия Краснодарского края по вопросам их компетенции;

е) представительные органы местного самоуправления края;

ж) краевой совет профессиональных союзов;

з) депутаты государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, представляющие Краснодарский край;

и) не менее 100 тысяч избирателей края, подписавших надлежащим образом коллективное обращение.

Контроль за соблюдением законодательства края осуществляют органы законодательной, исполнительной и судебной власти края, а также действующие на территории края федеральные органы в пределах их полномочий и в установленном законами Российской Федерации и края порядке. Надзор за исполнением законов края осуществляют в соответствии с федеральным законом органы прокуратуры, действующие на территории Краснодарского края.

Законодательное собрание края, глава администрации (губернатор) края вправе вносить в соответствующие органы или должностным лицам в порядке подчиненности представления о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц за невыполнение ими настоящего устава и законов края, иных нормативных правовых актов.

Представление должно быть рассмотрено соответствующим органом или должностным лицом не позднее 15 дней со дня получения. Невыполнение настоящего устава и законов края, постановлений главы администрации (губернатора) края, принятых в пределах его компетенции, влечет ответственность, предусмотренную федеральным и краевым законодательством.

Экономическую основу Краснодарского края составляют: государственная, частная, муниципальная и иные формы собственности. Все формы собственности на территории Краснодарского края обеспечиваются равной правовой защитой. Государственная собственность на территории края выступает в виде федеральной собственности и собственности края.

Разграничение государственной собственности на федеральную собственность и собственность края осуществляется совместно правительством Российской Федерации и администрацией края в соответствии с федеральным и краевым законодательством. Объекты федеральной собственности могут быть переданы в ведение и распоряжение края. Порядок управления этими переданными объектами регулируется федеральным и краевым законодательством.

Вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, находящимися на территории края, определяются законодательством Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ним законами края.

Собственностью Краснодарского края является все имущество, не являющееся частной собственностью, федеральной государственной собственностью и собственностью других определенных законом собственников, в том числе земли и другие природные ресурсы в пределах территории края, а также средства краевого бюджета и другие финансовые ресурсы. В собственности Краснодарского края в соответствии с законодательством Российской Федерации может находится имущество за пределами территории Краснодарского края.

Народу Краснодарского края принадлежат права владения, пользования и распоряжения собственностью края, которые он реализует через государственные органы законодательной и исполнительной власти края. К ведению Законодательного собрания края относится:

а) установление порядка управления и распоряжения собственностью края;

б) установление порядка использования и охраны объектов историко-культурного наследия;

в) осуществление контроля за соблюдением на территории края законодательства о собственности.

Администрация края осуществляет управление и распоряжение собственностью края в порядке, установленном законами Российской Федерации и края.

Законодательное собрание края и администрация края, руководствуясь федеральным законодательством о приватизации, самостоятельно определяют в отношении объектов собственности края сроки и способы их приватизации.

Объекты собственности края, имеющие наиболее важное значение для жизнеобеспечения края либо для сохранения его материальной и духовной культуры, отчуждению не подлежат, их перечень устанавливается законодательными актами края.

<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 1.02MB/0.00138 sec

WordPress: 23.49MB | MySQL:123 | 2,750sec