Конституционное закрепление статуса Российской Федерации как демократического государства

<

083014 0235 1 Конституционное закрепление статуса Российской Федерации как     демократического государстваАктуальность темы исследования определяется тем, что демократическое государство
— важнейший элемент демократии гражданского общества, основанного на свободе людей. Источником власти и легитимации всех органов этого государства является суверенитет народа. Недостаточно только провозгласить государство демократическим (это делают и тоталитарные государства), главное — обеспечить его устройство и деятельность соответствующими правовыми институтами, реальными гарантиями демократизма. Понятие демократического государства неразрывно связано с понятиями конституционного и правового
государства, в известном смысле можно говорить о синонимичности всех трех терминов. Демократическое государство не может не быть одновременно конституционным и правовым.  Государство может соответствовать характеристике демократического только в условиях сформировавшегося гражданского общества. Это государство не должно стремиться к этатизму, оно должно строго придерживаться установленных пределов вмешательства в экономическую и духовную жизнь, которые обеспечивают свободу предпринимательства и культуры. В функции демократического государства входит обеспечение общих интересов народа, но при безусловном соблюдении и защите прав и свобод человека и гражданина. Такое государство является антиподом тоталитарного государства, эти два понятия взаимно исключают друг друга.  Важнейшие признаки демократического государства:  а) реальная представительная демократия;  б) обеспечение прав и свобод человека и гражданина.

Задачи исследования:

– рассмотреть конституционное закрепление статуса Российской Федерации как демократического государства;

– охарактеризовать институты представительной и непосредственной демократии в Российской Федерации.

Теоретической базой исследования являются работы таких авторов как Авканьян С.А., Баглай М.В., Додонов В.Н., Венгеров А.Б., Казанчев Ю.Д., Козлова Е.И., Лазарев В.В., Мицкевич А.В., Румянцев О.Г., Стрекозов В.Г., Четвертин В.А., Шатров О.В. и др.

В соответствии с Конституцией РФ (ст. 1) Российская Федерация есть демократическое государство [1]. Демократизм находит выражение прежде всего в народовластии; разделении власти на законодательную, исполнительную и судебную; политическом многообразии; местном самоуправлении.

В Конституции РФ указывается (ст. 3), что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ [1].. Это означает, что Россия провозглашается государством народовластия, или, иначе говоря, демократическим государством (народовластие — от греч. demos — народ, kratos — власть).

Каждая из двух категорий «народ» и «власть», составляющих понятие «народовластие», сложна и требует специального рассмотрения.

С юридической точки зрения понятие «народ» отождествляется с понятием «граждане» и определяется как принадлежность данной, ассоциированной в рамках единого государства совокупности людей к соответствующему государству.

Власть есть возможность распоряжаться или управлять кем-либо и чем-либо, подчинять своей воле других. Власть — явление социальное. Она возникает вместе с возникновением общества и существует во всяком обществе, поскольку всякое общество требует управления, которое обеспечивается различными средствами, включая и принуждение.

С возникновением государства возникает и государственная власть как один из существенных признаков государства. Государственная власть имеет в качестве своих основных элементов общую волю и силу, способную обеспечить подчинение этой общей воле всех членов общества.

Государственная власть не совпадает непосредственно с населением и осуществляется особым государственным аппаратом. Он представляет собой совокупность государственных учреждений, посредством которых реализуются функции государства. Государственный аппарат объединяет все государственные органы, а также армию, разведку, принудительные учреждения.

Государственная власть обладает силой государственного принуждения, осуществляемого специально приспособленным для этой цели аппаратом принуждения, являющимся частью государственного аппарата.

Государственная власть — не единственная форма власти народа. Еще одной формой власти народа является местное самоуправление. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (см. ст. 12 Конституции РФ) [1]..

Признание народа верховным носителем всей власти является выражением народного суверенитета. Народный суверенитет означает, что народ, ни с кем не деля свою власть, осуществляет ее самостоятельно и независимо от каких бы то ни было социальных сил, использует ее исключительно в своих собственных интересах. Народный суверенитет неделим, имеет и может иметь только одного субъекта — народ.

Конституция РФ закрепляет прерогативу многонационального народа России на всю власть, его полновластие. Это означает, что российский народ ни с кем не делит власть и никто, кроме него самого, не может претендовать на власть в Российской Федерации. «Никто не может присваивать власть в Российской Федерации, — указывается в ч. 4 ст. 3 Конституции РФ. — Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону» [1].    

Таким образом, народовластие есть принадлежность всей власти народу, а также свободное осуществление народом этой власти в полном соответствии с его суверенной волей и коренными интересами.

Народ Российской Федерации осуществляет свою власть как непосредственно, так и через органы государственной власти и органы местного самоуправления (ч. 2 ст. 3 Конституции РФ) [1]..

В зависимости от формы волеизъявления народа различаются представительная и непосредственная демократия.

Представительная демократия — осуществление народом власти через выборных полномочных представителей, которые принимают решения, выражающие волю тех, кого они представляют: весь народ, население, проживающее на той или иной территории.

Выборное представительство — важнейшее средство, обеспечивающее подлинное народовластие. Выборное представительство образуют избираемые народом государственные органы и органы местного самоуправления. .

Непосредственная демократия — форма непосредственного волеизъявления народа или каких-либо групп населения. «Высшим непосредственным выражением власти народа, — указывается в Конституции Российской Федерации (ч. 3 ст. 3), — являются референдум и свободные выборы» [1].

Согласно Федеральному конституционному закону от 28 июня 2004 г. «О референдуме Российской Федерации» референдум — это всенародное голосование граждан России, обладающих правом на участие в референдуме, по вопросам государственного значения. Референдум Российской Федерации проводится на всей ее территории.    .

Решения, принятые на всероссийском референдуме, в дополнительном утверждении не нуждаются, общеобязательны и действуют на всей территории Российской Федерации.

Помимо всероссийских референдумов могут проводиться республиканские (республик в составе Российской Федерации), региональные и местные референдумы по наиболее важным вопросам жизни республики, региона и т.д.

Под выборами понимается участие граждан в осуществлении власти народа посредством выделения из своей среды путем голосования представителей для выполнения в государственных органах или органах местного самоуправления принадлежащих им функций по осуществлению власти в соответствии с волей и интересами граждан, выраженными на выборах.

Главное в выборах — то, что они являются формой осуществления гражданами принадлежащей им власти. Наиболее существенный признак выборов — прямое волеизъявление граждан и выдвижение ими из своей среды представителей для осуществления народовластия.

Этому в полной мере соответствует правило, согласно которому право на участие в управлении государством, прежде всего активное и пассивное избирательное право, предоставляется гражданам конкретного государства, т.е. лицам, обладающим гражданством. Избирательное право — право не просто человека, а гражданина.

Выборы государственных органов и органов местного самоуправления, предусмотренные Конституцией РФ, являются свободными и проводятся на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.    

Одним из основополагающих принципов демократической организации государства, важнейшей предпосылкой верховенства права и обеспечения свободного развития человека является принцип разделения властей.    

В своем классическом виде теория разделения властей была сформулирована английским философом Дж. Локком (1632— 1704) и французским просветителем и правоведом Ш. Монтескье (1689—1755). Ее сущность сводится к тому, что для обеспечения свободы граждан различные функции государственной власти — законодательная, исполнительная я судебная — должны осуществляться различными органами, независимыми друг от друга и сдерживающими друг друга [11].

Однако для обеспечения свободы, согласно этой теории, недостаточно одного лишь распределения власти между несколькими органами. Нужно, кроме того, чтобы они находились во взаимном равновесии, чтобы ни один из органов не мог получить преобладание над другими, чтобы каждый из них был гарантирован от посягательств на его самостоятельность.    

В результате различные ветви власти, организованные подобным образом, не подчинены друг другу, однако находятся в тесной связи между собой и во взаимодействии. Ни одна из них ничего не может сделать без других, и при несогласии между ними вся государственная деятельность должна остановиться. Но поскольку остановиться она не может, то «силою вещей, — считал Ш. Монтескье, — власти будут принуждены действовать и необходимо заставляет их действовать в согласии друг с другом» [13]. Результат этого и явится их взаимное сдерживание, обеспечивающее свобод

Разделение властей — один из основных принципов действ щей Конституции РФ. В ее ст. 10 предусмотрев, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, органы которых самостоятельны. Они не вправе выходить за пределы полномочий, установленных для них Конституцией РФ и законом [1].

Таким образом, согласно Конституции, принцип разделение властей означает не только рассредоточение, распределение, демонополизацию власти, но и действительное, реальное взаимное ее уравновешивание, при котором ни одна из трех ветвей власти не может ущемить или подчинить себе другие и вынуждена действовать в условиях взаимопонимания и взаимосотрудничества.

Для того чтобы обеспечить реализацию принципа разделения властей не только в верхних эшелонах государственной власти, но и во всей иерархии государственных органов, Конституция РФ (ст. 5) предусматривает соединение принципа разделения властей с принципом разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией, составляющими ее республиками, краями, областями, городами федерального значения, автономной областью, автономными округами [1].

Демократия в Российской Федерации осуществляется на основе принципа политического многообразия.

Принцип политического многообразия (плюрализма) означает создание возможностей оказывать влияние на политический процесс всем социально-политическим или иным организациям, деятельность которых имеет политический аспект и находится в рамках Конституции.    

В Российской Федерации, указывается в Конституции РФ (ч. 3 ст. 13), .признаются политическое многообразие, многопартийность [1]. Общественные объединения равны перед законом. Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

Для реализации принципа политического плюрализма важно определение правового статуса политических партий, участвующих в политическом процессе и составляющих вместе с другими общественными объединениями и массовыми движениями институционную основу политического плюрализма.

Партии являются важнейшим элементом политической системы любого демократического государства. Без них сегодня практически невозможно само осуществление государственной власти.

В Российской Федерации общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение в политические партии и особенностями создания, деятельности, реорганизации и ликвидации политических партий, регулируются Федеральном законом от 11 июля 2001 г. «О политических партиях». Согласно этому Закону (ст. 3) политическая партия — это общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

Политический плюрализм несовместим с идеологическим единообразием. Он может реализовываться лишь в условиях идеологического многообразия. Поэтому при политическом плюрализме практически невозможно существование государственной и обязательной идеологии (ч. 2 ст. 13 Конституции РФ) [1].

Демократизм Российской Федерации означает наличие в ней местного самоуправления. «В Российской Федерации, — говорится в ст. Конституции РФ, — признается и гарантируется местное самоуправление» [1].

Местное самоуправление неразрывно связано с демократией, поскольку в основе демократии как формы государства и способа правления лежит идея политической свободы, в соответствии с которой принцип самоопределения и самоуправления распространяется не только на отдельного человека или на народ в целом, но и на регионы, объединения и сообщества граждан. Посредством местного самоуправления, включающего представительные органы власти, органы управления (местная администрация), различный территориальные формы непосредственной демократии (местные референдумы, собрания граждан и др.), а также органы территориального общественного самоуправления населения, решаются вопросы местного значения в Российской Федерации.

Следует сказать, что содержащиеся в Конституции РФ нормы, характеризующие Россию как демократическое государство, на практике в полной мере не реализуются, а иногда и грубо нарушаются.

В заключение следует сказать, что потребуется еще немало времени и усилий народа России для создания условий, в которых конституционные нормы, предусматривающие построение демократического государства, могут быть в полной мере реализованы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Представительная демократия

 

2.1 Представительные органы федеральной власти

 

Российский парламент — Федеральное Собрание, созданное в 1993 г., пришло на смену Съезду народных депутатов и избираемому им Верховному Совету. Съезд народных депутатов и Верховный Совет, действовавшие во многом в соответствии с прежней, хотя и обновленной, Конституцией РСФСР, не смогли возглавить назревшие общественные преобразования. На основе чрезвычайных указов Президента РФ в 1993 г. было избрано заменившее их Федеральное Собрание. Оно состояло из двух палат: Государственной Думы и Совета Федерации. В условиях переходного периода обе палаты избирались ериком на два года. В дальнейшем срок полномочий Государственной Думы изменился (стал 4 года), а Совет Федерации стал формироваться иначе.

Органом законодательной власти РФ является Федеральное Собрание, называемое в Конституции РФ также парламентом (ст. 94) [1].. В субъектах РФ их законодательные органы называются по-разному: законодательное собрание, государственный совет, дума, собрание депутатов, парламент, совет народных депутатов (есть и национальные названия, например, народный хурал в Бурятии, Калмыкии). В федеральном законодательстве для обозначения органов субъектов РФ используется словосочетание «законодательные (представительные) органы». В учебнике в целях удобства применяется сокращение: «законодательные собрания», «законодательные органы».

Законодательная власть — это право и способность устанавливать наиболее общие правила поведения, издавать законы (в том числе конституционные законы, законы о поправках к конституции) — нормативные правовые акты, имеющие после конституции (основного закона) высшую юридическую силу. Подзаконные акты (указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и др.) должны соответствовать законам, в противном случае они недействительны. Наряду с законами парламент принимает и другие акты (заявления, обращения к парламентам зарубежных стран), а также осуществляет другие важнейшие полномочия от имени народа и государства.

Парламент — это обобщенное название учреждения, занимающего верховное или одно из верховных мест в государственной структуре.

<

В разветвленной системе органов государства Федеральное Собрание выполняет разнообразные функции. Обычно считается, что любой парламент выполняет три главные функции: представительную, законодательную и контрольную. На деле, его деятельность гораздо шире. Во-первых, как орган народного представительства Федеральное Собрание РФ (его члены) представляет различные слои населения, а также субъекты РФ. Тем самым Федеральное Собрание олицетворяет волю всего народа России, представительство его общих интересов и специфических интересов различных социальных, территориальных, национальных, профессиональных и иных коллективов. В составе парламента — представители различных партий. Множественность партий в парламенте, с одной стороны, отражает многообразный спектр социальных, политических и иных сил общества. Во-вторых, парламент выполняет общегосударственную законодательную функцию. Это единственный законодательный орган российского государства (в субъектах РФ существуют свои законодательные органы). Федеральное Собрание принимает различные виды законов, которые выражают согласованную волю народа и обладают, после Конституции, высшей юридической силой. В качестве совещательного органа парламента действует Совет законодателей, в котором участвуют депутаты представительных органов Федерации, ее субъектов, местного самоуправления. В-третьих, Федеральное Собрание, его палаты принимают решающее участие в верховном руководстве делами государством. Правда, ч. 3 ст. 80 Конституции РФ гласит, что Президент РФ «определяет основные направления внутренней и внешней политики государства» [1]. Однако в этой же статье говорится, что он делает это в соответствии с Конституцией и федеральными законами, а такие законы принимает парламент. Парламент утверждает государственный бюджет, дает согласие на введение чрезвычайного положения, участвует в решении вопрос, связанных со статусом субъектов РФ, обсуждает основные проблемы различных сфер жизни общества и принимает соответствующие решения. В-четвертых, Федеральное Собрание или его палаты формируют или участвуют в формировании, назначении или освобождении от должности других высших и центральных органов государства, должностных лиц. Государственная Дума дает (не дает) согласие Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ, назначает и освобождает от должности Председателя Центрального банка РФ, Председателя Счетной палаты и половину ее аудиторов, Уполномоченного по правам человека, Совет Федерации назначает членов Конституционного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, Генерального прокурора и др. Государственная Дума может принять решение об отставке Правительства РФ, Федеральное Собрание вправе досрочно отрешить Президента РФ от должности (решение принимает Совет Федерации) и т.д. В-пятых, парламент осуществляет в различных, хотя в недостаточно развитых формах, ограниченных условиями российской полупрезидентской, полупарламентарной республики, парламентский контроль в отношении органов исполнительной власти, в области различных сфер государственного строительства, за исполнением государственного бюджета и т.д.

Федеральное Собрание состоит из двух палат: Государственной Думы и Совета Федерации. Обе они имеют собственную компетенцию, и ни одна из них не может вмешиваться в полномочия другой. Однако нельзя сказать, что палаты полностью равноправны: Государственная Дума может принять федеральный закон (но не конституционный и не закон о поправке к Конституции РФ) без согласия Совета Федерации, преодолев его вето. Совет Федерации этого сделать не может.    

Каждая палата имеет свою структуру. Во многом их структура совпадает, но имеются и существенные различия. Например, в Совете Федерации нет такого важнейшего элемента внутрипарламентской деятельности, как партийные фракции. Неодинаков состав руководства палат и формируется он по-разному. Различия есть в числе постоянных комитетов и комиссий, в профиле их работы, в процедурах палат.

2.2 Представительные органы субъектов Российской Федерации

 

Официальные названия законодательных органов субъектов РФ неодинаковы — Государственный совет, Государственное собрание, законодательное собрание, Дума, Совет и др. Чаще всего такие органы однопалатные, целиком избираемые гражданами не более чем на 5 лет (обычно установлен четырехлетний срок). Нет полностью избираемого органа в Чеченской Республике. Его заменяет с 2003 г. Государственный совет в количестве 42 человек — по два от каждого района (один — назначенный глава района, другой — избранный его жителями).

Основные положения, относящиеся к выборам законодательных органов субъектов РФ, содержатся в федеральном законодательстве. Законодательство субъектов РФ должно ему соответствовать. Поэтому в субъектах РФ действуют те же общие положения о выборах, что при выборах федеральных органов. Вместе с тем есть и определенные особенности. Некоторые из них развивают федеральное законодательство, другие иногда противоречат ему.

В субъектах РФ действуют три вида законов, регулирующих выборы в законодательные собрания: 1) законы о выборах законодательного собрания (Ивановская область и др.); 2) единые избирательные кодексы, регулирующие все виды выборов и отзыва депутатов (Республика Башкортостан, Белгородская область); 3) законы, регулирующие в обобщенном порядке только некоторые стадии выборов (Республика Коми, Вологодская область). После принятия федеральных законов о политических партиях (2001 г.) и об основных гарантиях избирательных прав (2002 г.) законодательные собрания субъектов РФ формируются на основе смешанной избирательной системы: половина депутатов по единому округу субъекта РФ (по спискам партий), вторая половина — по одномандатным округам (кандидаты тоже выдвигаются партиями). В связи с этим в законы субъектов РФ о выборах внесены существенные изменения, а некоторые приняты заново.

Выборы назначаются иногда главой исполнительного органа государственной власти (Иркутская область), но доминирующим является назначение выборов самим представительным органом. Для финансирования выборов помимо источников, упомянутых в федеральном законодательстве, возможно привлечение банковских кредитов.

 

Принципы избирательного права, зафиксированные в законодательстве субъектов РФ, соответствуют федеральному законодательству.

Законодательные собрания субъектов РФ — это органы представительства народа субъекта РФ, выражающие его политическую волю, законодательные органы, а также органы контроля за деятельностью исполнительной власти. Подавляющее большинство законодательных органов субъектов РФ однопалатные. Численность депутатов в них неодинакова. Они называются по-разному: палата представителей, палата республики, законодательная палата и др. В двухпалатных парламентах в каждой палате может быть равное число членов (например, по 35 в Республике Саха, по 36 в Кабардино-Балкарии). Одна из палат иногда работает на постоянной профессиональной основе, другая — на непостоянной, но чаще в обеих палатах есть часть членов, работающих на профессиональной основе, и часть — на общественных началах. В первом случае депутаты получают вознаграждение в этом качестве и не могут заниматься другой оплачиваемой работой (кроме преподавательской, научной, иной творческой деятельности), во втором — они работают на производстве, находятся на службе, получают оплату по месту работы и освобождаются от выполнения своих профессиональных обязанностей на срок работы в законодательном собрании.

Внутренняя структура законодательных собраний субъектов РФ определяется их регламентом (в некоторых субъектах регламенты принимаются в форме законов) и в принципе соответствует структуре палат Федерального Собрания. Парламенты (в двухпалатных парламентах — палаты) избирают председателя, который руководит их деятельностью, и заместителей председателя (часто одного). Иногда (в некоторых республиках) избираются постоянные секретари палаты, которые отвечают за организацию ее работы. Теперь в палатах создаются партийные фракции (группы). В ряде республик создаются внутренние коллегиальные органы — советы или президиумы палаты. Их задача — координировать деятельность постоянных комитетов парламента, осуществлять организационную подготовку пленарных заседаний палаты. Во многих краях, областях, автономных округах президиумы, советы не создаются, соответствующую работу выполняет председатель законодательного органа и его заместитель (заместители).

Во многих субъектах РФ по аналогии с федеральным законодательством приняты законы о статусе депутата. Конституции республик, уставы других субъектов РФ во многих случаях определяют статус депутата законодательного собрания по аналогии со статусом депутата парламента России. Они устанавливают приблизительно тот же объем прав депутата (законодательная инициатива, право запроса и т.д.), его обязанностей (участие в заседаниях, постоянная связь с избирателями), гарантии депутатской деятельности, в том числе материальные. Вместе с тем предусмотрено, что лица, включенные в состав законодательных собраний и работающие на непостоянной основе, в отличие от депутатов, занимающихся этой деятельностью профессионально, не обладают некоторыми правами (например, на депутатское вознаграждение, хотя они получают возмещение на оплату расходов, связанных с депутатской деятельностью) и не выполняют отдельные обязанности (на них не распространяется обязанность не заниматься другой оплачиваемой деятельностью).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Непосредственная демократия

 

3.1 Выборы депутатов Государственной Думы

 

Непосредственная (прямая) демократия и представительная демократия — это различные формы выражения воли народа. Конституций РФ устанавливает, что российский народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти местного самоуправления (ч. 2 ст. 3) [1].. При прямой демократии (например, на общегосударственном референдуме, референдуме в субъекте РФ, на сельских сходах, путем выборов и т.д.) граждане непосредственно реализуют свою волю. При представительной демократии власть народа осуществляется через избранных им представителей, депутатов и др. Парламент, законодательные органы субъектов РФ и представительные органы местного самоуправления, например городские или сельские муниципальные советы, принимают решения от имени народа (всего общества, определенного территориального коллектива).

В текущей деятельности государственных органов применяются демократические методы: день открытых дверей в министерствах, в Конституционном Суде РФ, в других органах, ответы должностных лиц на вопросы читателей в газетах, в том числе в правительственной «Российской газете», диалоги с гражданами на «круглых столах», применяется практика доступа граждан к официальным документам исполнительных органов (если документы не имеют секретного характера) и т.д. Представители органов государственной; власти, главы муниципальных образований, руководители департаментов, министры, губернаторы и др. систематически выступают по радио, телевидению, непосредственно отвечая на обращенные к ним гражданами во время передачи вопросы. Президент РФ неоднократно в течение нескольких часов отвечал по телевидению на такие вопросы.

 

Институты непосредственной и представительной демократии используются не только в управлении государством, но и в других ерах общественной жизни. Общие собрания членов общественных объединений, собрания граждан, жителей, митинги, демонстрации, пикетирование различного рода, народные движения (например, за запрещение испытаний ядерного оружия), акции населения, например, по благоустройству территории), деятельность добровольных народных дружин по охране правопорядка и т.д. — все это многочисленные проявления общественной непосредственной демократии, а решения, принимаемые избранными органами общественных объединений — выражение общественной представительной демократии.

Федеральное законодательство предусматривает три формы непосредственной демократии, используемые в масштабах Федерации: выборы, референдум и всенародные обсуждения проектов важных государственных решений. На уровне субъектов РФ и муниципальных образований к этим формам добавляется отзыв депутатов представительных органов, народная законодательная (в субъектах РФ) или правотворческая (в муниципальных образованиях) инициатива, сходы (собрания) граждан и др.

На уровне Федерации институты прямой демократии в управлении государством регулируются Конституцией РФ (принципы избирательного права, основные положения о выборах Президента РФ и Государственной Думы, а также принципы выборности органов местного самоуправления, роль референдума) и федеральными законами об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ (2002 г), о выборах Президента РФ (2003 г.), о выборах депутатов Государственной Думы (2002 г.), о государственной автоматизированной системе «Выборы» (2003 г.) и др. Порядок проведения общероссийского референдума установлен Федеральным конституционным законом 2004 о референдуме Российской Федерации. До сих пор действует Закон РСФСР 1988 г. «О народном обсуждении важных вопросов государственной жизни».

Палаты Федерального Собрания формируются по-разному: Государственная Дума — путем прямых выборов, а в Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта РФ: по одному от законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти (ч. 2 ст. 95 Конституции РФ). В соответствии с Федеральным законом 2000 г. один представитель избирается законодательным органом, другой назначается главой администрации субъекта РФ (но глава администрации не может назначить себя членом Совета Федерации). Однопалатные и двухпалатные законодательные собрания субъектов РФ полностью избираются, хотя выборы палат двухпалатного собрания обычно осуществляются по разным системам.

Федеральное Собрание состоит из граждан-парламентариев. В одной из палат они называются членами Совета Федерации, в другой — депутатами Государственной Думы. В законодательных собраниях субъектов РФ принято название «депутат». С учетом особенностей законодательных собраний субъектов ко всем из них можно с известной долей условности применять термин «парламентарий».

Среди депутатов Государственной Думы — представители разных слоев населения (преобладают лица с опытом хозяйственной и государственной деятельности), среди членов Совета Федерации — парламентарии законодательных собраний, избранные ими в Совет Федерации, а также крупные предприниматели, лица с опытом государственной работы [2].

Парламентарий во всех странах обладает особым правовым статусом. Основы статуса парламентария федерального Собрания регулируются Конституцией РФ (ст. 97, 98, 104 и др.), а более детально — Федеральным законом «О статусе члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» в редакции от 5 июля 1999 г. (с изменениями). Некоторые стороны правового положения парламентариев регулируются также регламентами палат (Государственной Думы 1998 г. с последующими изменениями, Совета Федерации — 2002 г.).

Основы правового положения депутатов законодательных собраний субъектов РФ закреплены в их конституциях и уставах. Во многих субъектах РФ действуют также законы, аналогичные федеральному, или подобные нормы включены в текст других законов. Законодательные собрания субъектов РФ имеют также свои регламенты.

Несмотря на разные названия и разный порядок приобретения парламентского мандата, член Совета Федерации и депутат Государственной Думы обладают в принципе аналогичным статусом. Они пользуются депутатской неприкосновенностью, соответствующим обеспечением, имеют равное право участвовать в законодательной деятельности, хотя и различаются с точки зрения осуществления своих полномочий в законодательной коллегии (палате), ибо полномочия самих палат (Совета Федерации и Думы) неодинаковы.

 

Депутат Государственной Думы избирается сроком на четыре года (в 1999 г. депутатский корпус Думы обновился примерно на 70%, в 2003 г. — более чем наполовину). Таковы же сроки полномочий депутатов в большинстве законодательных собраний субъектов РФ (кое-где предусмотрен и пятилетний срок), в том числе и в случае ротации, т.е. обновления (переизбрания) палаты по частям [9]. При этом сокращенный срок устанавливается для половины депутатов лишь при первых выборах законодательного собрания. В дальнейшем все депутаты имеют полный срок полномочий.

Органов, подобных Совету Федерации, в субъектах Федерации нет, а сам Совет Федерации формируется иначе, чем Государственная Дума — путем непрямых выборов и назначения, но кандидаты в Совет Федерации также обязаны представлять избирающим или назначающим органам документы, в основном аналогичные документам для избрания в Государственную Думу. В отличие от депутатов Государственной Думы срок полномочий представителей субъектов РФ в Совете Федерации неодинаков. Представители законодательного органа субъекта РФ избираются этим органом (по предложению не менее 1/3 депутатов) на срок его полномочий (при двухпалатной структуре на срок полномочий соответствующей палаты, которые поочередно избирают своего представителя в Совете Федерации на половину срока ее полномочий), а при ротации — на срок полномочий однократно избранных депутатов этого органа. Досрочно отзываются они в.таком же порядке или могут быть отозваны по предложению 1/5 части членов Совета Федерации. Представитель от исполнительного органа государственной власти субъекта РФ назначается высшим должностным лицом (руководителем исполнительного органа субъекта РФ) на срок полномочий того высшего должностного лица субъекта (руководителя высшего исполнительного органа), который назначает этого представителя (и может отозвать назначение досрочно).

Полномочия депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации прекращаются только после избрания или назначения нового парламентария взамен прежнего, что необходимо для непрерывности осуществления государственной власти.

Полномочия парламентария могут быть также прекращены досрочно. Общими основаниями для всех парламентариев являются: 1) утрата гражданства РФ или приобретение иностранного гражданства; 2) вступление в законную силу обвинительного приговора суда; 3) признание недееспособным на основании решения суда; 4) признание судом безвестно отсутствующим или умершим; 5) смерть; 6) призыв парламентария на военную службу с его согласия.

Основаниями прекращения полномочий депутатов Государственной Думы являются: письменное заявление депутата о сложении своих полномочий; поступление депутата на государственную или муниципальную службу (; вхождение депутата в состав органа управления коммерческой организации; занятие предпринимательской или иной оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности; роспуск Государственной Думы. Положения, запрещающие депутату Государственной Думы коммерческую деятельность, впервые включены в Закон о статусе парламентария, хотя запрет заниматься иной оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной, творческой, подразумевал это. Парламентарий может отказаться от мандата , хотя правомерность отказа депутата от мандата в одномандатном округе подвергается сомнениям, так как он взял определенные обязательства перед избирателями. Во всех случаях соответствующая палата должна принять решение о прекращении полномочий парламентария. Полномочия считаются прекращенными со дня, устанавливаемого решением палаты (при роспуске Государственной Думы — с момента роспуска). Принятию решения предшествует иногда изучение вопроса соответствующей комиссией палаты [9].

Досрочный отзыв депутата Государственной Думы избирателями не предусматривается. Российский парламентарий имеет свободный мандат (императивным мандатом обладал депутат в советские времена). Это соответствует традициям современного конституционного права. Однако в России эти традиции еще не сложились. Определяющим фактором для депутатов по отношению к своим обязанностям еще не стало их самосознание. В круг выборных депутатов попадают лица, связанные с преступным миром, при свободном мандате у российского депутата иногда формируется преувеличенное представление о своей роли, в отношении свободы выбора решений и манеры поведения. Концепция свободного мандата предполагает высокую общую и парламентскую культуру обладателя мандата, соответствующий уровень подготовки к профессиональной парламентской деятельности.

 

3.2 Выборы Президента Российской Федерации

 

Президент РФ избирается в соответствии с Федеральным законом 2003 г. о выборах Президента РФ. Выборы Президента РФ, подавляющего большинства глав субъектов РФ могут быть проведены только на альтернативной основе. Они откладываются, если будет выдвинут только один кандидат — их должно быть по крайней мере два. На выборах Президента РФ в разные годы баллотировались от 6 до 11 кандидатов.

Президент РФ избирается на четыре года. Как правило, такой же срок установлен для глав администраций субъектов РФ (возможно не более, чем на 5 лет). Для избрания в первом туре необходимо получить абсолютное большинство голосов избирателей (50% + 1), если ни один кандидат такого количества голосов не наберет, Через некоторое время проводится второй тур, на котором баллотируются только два кандидата, собравшие больше всех голосов. Избрание во втором туре осуществляется по правилам мажоритарной системы относительного большинства.

Требования к кандидату на должность Президента РФ: наличие гражданства РФ (в некоторых республиках говорится также о гражданстве республики, но это положение не соответствует Федеральному закону о гражданстве 2002 г.), обладание избирательными правами, повышенный возрастной ценз (для Президента РФ не моложе 35 лет, постоянное проживание в Российской Федерации не менее 10 лет. Одно и то же лицо может избираться на должность Президента РФ не более чем два срока подряд.

 

Кандидат на должность Президента РФ теперь выдвигается путем самовыдвижения или зарегистрированными партиями. Другие общественные объединения выдвигать кандидатов на должность Президента РФ не вправе. При самовыдвижении кандидата на должность Президента РФ необходима поддержка не менее 500 избирателей (они составляют инициативную группу и собирают подписи на собрании). Группа регистрируется в избирательной комиссии и может поддерживать только одного кандидата. При выдвижении кандидата партией это осуществляется тайным голосованием на съезде (конференции), при выдвижении кандидата блоком — на съезде (конференции) каждой из входящих в блок организаций. На президентских выборах 2004 г. один из кандидатов был выдвинут только партией, входящей в блок (а не всеми организациями), и потому не был зарегистрирован. Такое решение Центральной избирательной комиссии поддержал Верховный Суд РФ. Партия (блок) может выдвинуть только одного кандидата.

После выдвижения кандидата (если он выдвинут не партиями, представленными в Государственной Думе) в его поддержку для его регистрации собираются подписи избирателей. Кандидат на выборах Президента РФ должен собрать 2 млн. подписей. Для того чтобы кандидат на должность Президента РФ представлял население разных частей страны, число подписей от одного субъекта РФ не должно превышать 50 тыс. Это должны быть граждане, постоянно или преимущественно постоянно проживающие на территории данного субъекта. Если подписи собираются среди граждан РФ, проживающих за границей, их число также не должно превышать 70 тыс. Для кандидата на должность. Президента РФ избирательный залог не предусмотрен.

Кандидат на должность Президента РФ обязан представить в Центральную избирательную комиссию РФ сведения о своем имуществе и доходах, их источниках, а также аналогичные данные, относящиеся к супругу, за последние два года, предшествующие выборам. Подобные положения действуют и в некоторых субъектах РФ.

Выборы Президента РФ проводятся по единому федеральному избирательному округу, включающему всю территорию России. Это значит, что от Владивостока до Калининграда все избиратели подают свои голоса за какого-либо одного кандидата из списка кандидатов или против всех кандидатов (иначе бюллетень недействителен).

Выборы признаются несостоявшимися, если в них участвовало менее половины избирателей, внесенных в списки для голосования. Избранным Президентом РФ признается кандидат, получивший абсолютное большинство, т.е. более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Если ни один из кандидатов не получит по меньшей мере 50% + 1 голос, назначается повторное голосование по двум кандидатам, набравшим большинство голосов.

В случае повторного голосования избранным считается кандидат, получивший относительное большинство по сравнению с другим кандидатом, при условии, что число голосов, поданных за победившего кандидата, больше числа голосов, поданных против всех кандидатов (иначе получится, что и по кандидатуре победившего кандидата против подано большинство голосов). В условиях повторных выборов не действует норма о необходимости участия в выборах более половины зарегистрированных избирателей (учитывается, что второй раз явка избирателей на голосование может быть ниже).

Избранный Президент РФ вступают в должность с момента принесения присяги. Некоторые главы администрации субъектов РФ произносят присягу на русском и местном языках (государственном языке республики в составе РФ). Присяга приносится в торжественной обстановке в присутствии депутатов парламента, высших должностных лиц, судей органов конституционного контроля, руководителей общественных объединений, деятелей различных конфессий. Эта процедура называется инаугурацией — введение в должность.

Вступление в должность Президента РФ происходит на 30-й день после официального объявления Центральной избирательной комиссией РФ результатов выборов.

Полномочия Президента РФ, главы субъекта РФ заканчиваются в день принесения присяги вновь избранным Президентом РФ.

 

3.3 Референдум

 

Референдум (от лат. referendum — то, что должно быть сообщено) — это всенародное голосование за проект или против какого-либо предлагаемого решения. Этим он отлучается от выборов, когда избиратели голосуют за кандидата (список кандидатов) [12].

Порядок организации и проведения референдума во многом похож на избирательные процедуры (те же требования к избирателям, по таким же принципам создаются списки участников референдума, комиссии референдума, одинаковые правила действуют при проведении предвыборной агитации и пропаганды и т.д.). Поэтому на федеральном уровне Законом 2002 г. установлены единые гарантии для выборов и референдума на всех уровнях.

Вместе с тем референдум имеет свои особенности, вытекающие из отмеченного выше обстоятельства: голосования не за кандидатуру, а за проект какого-либо решения. Поэтому существует специальное правовое регулирование референдума. Кратко упоминается о референдуме в Конституции РФ, до 2004 г. действовал Федеральный конституционный закон 1995 г. «О референдуме Российской Федерации», в 2004 г. он заменен новым законом. В конституциях республик и уставах других субъектов РФ (например, Красноярского края, Калужской области) содержатся более подробные положения о референдуме. В некоторых субъектах РФ законов о референдуме нет. Поэтому в соответствии с Федеральным законом 2002 г. о гарантиях избирательных прав и права граждан на участие в референдуме в таких субъектах РФ референдум может назначить Президент РФ. В 2003 г. он назначил референдум по вопросу о принятии Конституции Чеченской Республики (принята). На муниципальном уровне положения о проведении референдума имеются в уставах муниципальных образований.

В России общегосударственные референдумы проводились дважды: в апреле 1993 г. о принципах проведения преобразований в стране (о доверии Президенту РФ или Верховному Совету) и в декабре 1993 г. (по проекту Конституции РФ). Важные решения принимаются на референдумах в субъектах Федерации (о переименовании г. Ленинграда, о введении должности президента в Удмуртии в 2000 г. и др.).

С точки зрения пространственных пределов различают референдум общегосударственный и местный (под местным в зарубежных странах понимается референдум в субъекте федерации, автономном образовании, муниципальном образовании). В России референдум может быть федеральным, в субъекте РФ и муниципальном образовании.

 

Различаются, решающий и консультативный референдум. В Законе о референдуме РФ предусмотрен решающий референдум. В данном случае решение избирателей, принятое путем голосования, обладает непосредственным действием и не нуждается в утверждении каким-либо органом государства. Соответствующие положения содержатся также в законах о референдуме субъектов РФ (например, Ивановской области), в законах о местном самоуправлении (Республика Адыгея), в уставах муниципальных образований (например, г. Рязани или Скопинского района Рязанской области).

Консультативный референдум предусмотрен законами некоторых субъектов РФ. Он проводится для выяснения мнений избирателей по каким-либо вопросам. Его результаты не имеют обязательного характера и учитываются органами и должностными лицами местного самоуправления при принятии соответствующих нормативных актов.

Местные референдумы проводились во многих муниципальных образованиях по поводу принятия уставов образований. В бюллетене плюрального референдума может быть поставлено несколько вопросов, при альтернативном референдуме могут быть предусмотрены несколько вариантов возможных ответов.

Референдум может быть обязательным и факультативным. В первом случае вопрос может быть решен только на референдуме и не иначе. Общероссийский референдум может иметь только факультативный характер. Конституция РФ, Закон о референдуме не предусматривают обязательного проведения референдума для решения каких-то вопросов. Принятие новой Конституции РФ также не предполагает обязательного референдума: она может быть принята на референдуме, но может быть принята и самим Конституционным Собранием. Однако некоторые законы субъектов РФ и уставы муниципальных образований предусматривают обязательное проведение референдума (в том числе консультативного) для решения некоторых вопросов, в частности при передаче населенного пункта из одного субъекта РФ в другой.

Под участниками референдума принято понимать лиц, которые принимают решение на референдуме. На общероссийском референдуме — это граждане РФ, обладающие избирательными правами, на референдуме, проводимом в субъекте РФ, а также на местном референдуме (в муниципальных объединениях) — это граждане, постоянно или преимущественно постоянно проживающие на соответствующей территории (законы о референдуме Республики Карелия, Красноярского края, Вологодской области и др.). Иногда право на участие в местном референдуме предоставляется гражданам, не проживающим в муниципальном образовании постоянно, но имеющим на его территории на праве собственности, недвижимое имущество и уплачивающим налоги в местный бюджет (Иркутская область).

Число подписей граждан для референдума в субъекте РФ меньше (например, в Красноярском крае — 50 тыс.).

В некоторых субъектах РФ в списки избирателей и участников референдума, проводимого на уровне муниципального образования, могут быть включены неграждане РФ, постоянно проживающие в нем и уплачивающие налоги, но на основе взаимности с соответствующим государством.

В конституциях и уставах субъектов РФ содержится дополнительный перечень вопросов, которые нельзя выносить на референдум (например, вопрос о распоряжении конкретным имуществом). Споры по вопросам референдума рассматриваются судом.

Порядок проведения общегосударственного референдума (референдум Российской Федерации) в масштабах всего государства регулируется Федеральным конституционным законом 2004 г., который заменил прежний Закон о референдуме 1995 г.

 

Референдум Российской Федерации проводится по вопросам государственного значения и представляет собой голосование граждан РФ, имеющих право на участие в, референдуме. Референдум проводится на основе всеобщего, равного, прямого и свободного волеизъявления граждан РФ при тайном голосовании. Голосование производится за или против вынесенного на референдум вопроса.

Право на участие в референдуме, а также в иных действиях по подготовке и проведению референдума (участие в выдвижении инициативы референдума и др.) имеют граждане РФ, достигшие 18 лет. Не обладают такими правами лица, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. Граждане РФ, находящиеся за пределами страны, могут участвовать в референдуме. Посольства и консульства РФ за границей оказывают им в этом содействие.

На референдум выносятся вопросы:

1. Конституционное Собрание РФ может вынести на референдум проект новой Конституции РФ (если оно не принимает ее само).

2. Вопросы государственного значения, отнесенные Конституцией к ведению РФ, а также к совместному ведению РФ и ее субъектов.    

3. Если референдум по определенному вопросу предусматривается международным договором РФ (вопрос договора должен соответствовать полномочиям РФ и совместным полномочиям РФ и ее субъектов).

На референдум не могут выноситься вопросы: 1) об изменении статуса субъекта РФ, закреплённого Конституцией РФ; 2) о досрочном прекращении или продлении срока полномочий Президента РФ, Государственной Думы, проведении досрочных выборов Президента РФ, Государственной Думы, перенесении «роков таких выборов; 3) об избрании и назначении на должности, досрочном прекращении, приостановлении полномочий лиц, занимающих государственные должности РФ; 4) о персональном составе федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов; 5) об избрании, досрочном прекращении, приостановлении или продлении сроков полномочий органов, образованных в соответствии с международным договором РФ, 6 создании таких органов и назначении на должности в них; 6) о принятии или изменении федерального бюджета, исполнении и изменении внутренних финансовых обязательств государства; 7) о введении, изменении, Отмене федеральных налогов и сборов, а также об освобождении от их уплаты; 8) о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения; 9) об амнистии и помиловании.    

Вопрос, выносимый на референдум, не должен противоречить Конституции РФ, отменять, ограничивать, умалять общепризнанные права и свободы человека и гражданина, их конституционные гарантии. Вопрос должен быть сформулирован таким образом, чтобы исключить возможность его разного толкования, чтобы на него можно было дать только однозначный ответ и чтобы исключалась неопределенность правовых последствий принятого на референдуме решения [12].

Референдум не может, проводиться: а) в условиях военного или чрезвычайного положения, введенного на территории РФ или в отдельных местностях, а также в течение трех месяцев после отмены такого положения; б) в последний год полномочий Президента РФ, Государственной Думы, в период избирательной кампании на всей территории РФ (кроме референдума в связи с проектом новой Конституции и международным договором РФ); в) инициатива референдума не может быть выдвинута в период между опубликованием решения о назначении референдума и опубликованием его результатов; г) не допускается проведение референдума по тем же вопросам в течение двух лет со дня опубликования результатов предыдущего референдума.

Инициатива референдума принадлежит: 1) не менее чем двум миллионам граждан РФ, имеющих право на участие в референдуме, при условии, что на территории одного субъекта РФ или за пределами РФ находится не более 50 тысяч из них; 2) Конституционному Собранию (при вынесении на референдум проекта новой Конституции); 3) федеральным органам государственной власти, если это предусмотрено международным договором РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В заключение можно дать следующее определение демократического государства: демократическое государство – это такое государство, в котором обеспечиваются политические права и свободы, участие народа в осуществлении законодательной власти (непосредственно и через представителей). Это предполагает высокий уровень правовой и политической культуры, развитое гражданское сознание в обществе. В демократическом государстве обеспечивается возможность в рамках закона отстаивать и пропагандировать индивидуальные и групповые взгляды и убеждения, что находит своё отражение в формировании и функционировании политических партий, общественных объединений, в политическом плюрализме, свободе прессы и т. п.

В соответствии с Конституцией РФ (ст. 1) Российская Федерация есть демократическое государство. Его демократизм находит выражение прежде всего в обеспечении в нём народовластия; разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную; идеологического и политического многообразия; местного самоуправления. К сожалению, содержащиеся в Конституции РФ нормы, характеризующие Российскую Федерацию как демократическое государство, на практике в полной мере не реализуются, а иногда и грубо нарушаются. Так, объявленный носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации её народ на деле всё больше отстраняется от реальной власти, поскольку свободные выборы, являющиеся высшим непосредственным выражением власти народа, там, где они проводятся, не могут определить волю народа, ибо в них обычно участвует незначительная часть избирателей.

Не реализуется, в полной мере на практике и принцип разделения властей. Сегодня это разделение характеризуется почти повсеместным господством исполнительной власти, а также президентской власти, стоящей над всеми другими властями.

Не реализованы на практике в должном виде и нормы Конституции РФ о местном самоуправлении, которое там, где оно создано, носит в значительной мере формальный характер.

Всё это говорит о том, что становление в России подлинно демократического государства потребует ещё немало времени и усилий её народа для создания условий, в которых конституционные нормы, предусматривающие построение демократического государства, могли бы быть в полной мере реализованы.

Демократическое государство не отрицает принуждения, а предполагает его организацию в определенных формах. К этому побуждает сущностная обязанность государства защищать права и свободы граждан, устраняя преступность и другие правонарушения. Демократия — это не вседозволенность. Однако принуждение должно иметь четкие пределы и осуществляться только в соответствии с законом. Правозащитные органы не только вправе, но и обязаны применять силу в определенных случаях, однако при этом всегда действуя только законными средствами и на основании закона. Демократическое государство не может допустить «разрыхления» государственности, т. е. невыполнения законов и других правовых актов, игнорирования действий органов государственной власти. Это государство подчинено закону и требует законопослушания от всех своих граждан.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

  1. Конституция Российской Федерации: Принята на всенародном референдуме 12 декабря 1993 г. // Российская газета от 25 декабря 1993 г.
  2. Авакьян С.А. Политический плюрализм и общественные объединения в РФ: конституционно-правовые основы. М., 1996.
  3. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. –М.: Норма-Инфра-М, 2004.
  4. Большая российская юридическая энциклопедия / Отв. ред. А.Я. Сухарев. – М.: Инфра-М, 2000.
  5. Венгеров А.Б. Теория государства и права. – М.: Юриспруденция, 2000.
  6. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. –М.: Юристъ, 2005.
  7. Конституционное право / Отв. ред. В.В. Лазарев. – М.: Юристъ, 2003.
  8. Мицкевич А.В. Становление основ нового конституционного строя в Российской Федерации // Государство и право. 2002. №8.
  9. Румянцев О.Г. Основы конституционного строя в России. М.: Юрист, 2000.
  10. Румянцев О.Г., Додонов В.Н. Юридический энциклопедический словарь.–М.: Инфра- М. НОРМА, 2000.
  11. Стрекозов В.Г., Казанчев Ю.Д. Государственное (конституционное) право Российской Федерации. – М.: Зерцало, 2002.
  12. Умнова И.А. Конституционные основы российского федерализма. М., 2003.
  13. Четвертин В.А. Демократическое конституционное государство: введение в теорию. М., 2003.
  14. Шатров О.В. Политическая система: демократия и управление обществом // Государство и право. 2000. № 5.
<

Комментирование закрыто.

WordPress: 22.3MB | MySQL:120 | 1,796sec