КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА

<

083114 0421 1 КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА Социальная политика – политика регулирования социальной сферы, направленная на достижение благосостояния в обществе. Социальная сфера общественных отношений включает в себя формы регулирования трудовых отношений, участие трудящихся в управлении производственным процессом, коллективные договоры, государственную систему социального обеспечения и социальных услуг (пособия по безработице, пенсии), участие частных капиталов в создании социальных фондов, социальную инфраструктуру (образование, здравоохранение, обеспечение жильем и т.д.), а также реализацию принципа социальной справедливости.

Актуальность темы исследования определяет то, что социальная политика является одним из важнейших направлений деятельности современного государства и именно формирование и создание в нашей стране социального государства является прерогативой российского государства, что подтверждено и ст.7 Конституцией РФ. Проблемы становления и развития социального правового государства остаются самыми актуальными для стран молодой демократии. Недостаточно закрепить в конституции то или иное понятие, даже имеющее базовый, фундаментальный характер, необходимо осуществлять эффективные меры для достижения поставленных целей, в том числе и с использованием правовых средств.

Особенностью развития конституционного права является его динамизм, широкое обновление и развитие составляющих его правовых норм. В этой связи очень важно, чтобы конституционное право адекватно отражало потребности развития общества, более того, содействовало его прогрессу, имело научную основу своего развития.

Россия, как закреплено в Конституции, является государством социальным. Эта норма обязывает властные структуры проводить активную социальную политику, а в области экономики — направленную на её стабилизацию. Сильная социальная политика – активная политика, при которой государство в полном объеме выполняет свои конституционные функции по обеспечению прав, свобод и обязанностей граждан в социальной сфере. При сильной социальной политике государства совместно с другими субъектами гражданского общества вырабатывает стратегию и приоритеты социальной политики.

Социальная сфера общественных отношений включает в себя формы регулирования трудовых отношений, участие трудящихся в управлении производственным процессом, коллективные договоры, государственную систему социального обеспечения и социальных услуг (пособия по безработице, пенсии), участие частных капиталов в создании социальных фондов, социальную инфраструктуру (образование, здравоохранение, обеспечение жильем и т.д.), а также реализацию принципа социальной справедливости.

Социальная политика включает показатели: демографические; уровня жизни; занятости населения; рынка труда; здравоохранения; образования; культуры и др. К социальным показателям относят также: обеспечение общественной безопасности, искоренение преступности и борьба с криминальными элементами; улучшение экологии; обеспечение прав человека и т.д. Большое значение имеют и жизнедеятельность человека как улучшение образа жизни, повышение качества жизни и др.

Как известно, экономическая деятельность человека, в конечном счете, имеет целью создание материальной базы для улучшения условий жизни. Поскольку люди в своей экономической деятельности тесно связаны друг с другом, поскольку и изменения условий жизни отдельного индивида не может происходить в отрыве от изменения этих условий для других индивидов. В свою очередь, это требует согласования деятельности по обеспечению благоприятных условий жизни.

В XX и начале XXI в.в. в промышленно развитых странах всё более распространяются концепции и доктрины, возлагающие на государство задачу обеспечения таких прав человека, как право на определённый стандарт благосостояния. Особую популярность приобретает теория и практика «социального рыночного хозяйств», означающая широкие социальные мероприятия, проводимые государством.

Таким образом, в реальной жизни распределение доходов в странах с рыночной экономикой осуществляется в результате свободной игры рыночных сил, но и на основе государственного регулирования различных потоков доходов путем их перераспределения.

Более масштабной задачей социально ориентированной экономики государства в формирующемся рыночном хозяйстве нашей страны является деятельность по социальной защите всех слоев общества и по выработке стратегии эффективной социальной политики. Формой ее реализации выступает фактический образ действий государства, воплощенный в социальную политику, которая охватывает все сферы экономических отношений в стране. Одним из важнейших направлений его деятельности является регулирование занятости и стимулирование высококвалифицированного и производительного труда и, как следствие, увеличения национального дохода.

Цель работы – провести исследование конституционных основ деятельности государства в области социального развития.

Задачи исследования:

– анализ конституционных основ социального развития российского государства;

– охарактеризовать современную модель социального развития российского государства.

Теоретической базой исследования являются работы таких авторов как Бабашкина А.М., Баглай М,В, Буржалова Ф.Э., Гончаров П.К., Жуков В.И., Ильин И.А., Нуреев Р.М., Оппенлердер К.Х., Платонова Е., Победоносцев К.П., Ракитский Б.В., Тихомиров Л.А., Шарков Ф.И. и др.

Проблема соотношения и взаимосвязи понятий «государство—общество—человек» сложна и многоаспектна, она имела различное содержание на разных этапах исторического развития. Однако в ней имелось нечто общее в содержании, что выявляли исследователи разных поколений, в том числе и отечественные. Так, еще в начале XX в. Л.А. Тихомиров выработал концепцию, не потерявшую значения и в наши дни. Он определял «государство как союз членов социальных групп, основанный на общечеловеческом принципе справедливости, под соответствующей ему верховной властью»1. Идеи Л.А. Тихомирова во многом разделял выдающийся государствовед И.А. Ильин2.

Важно подчеркнуть, что эти и другие русские мыслители рассматривали интересующую нас проблему неразрывно с «сознанием достоинства власти»3.

Применение названных критериев к современной мировой и отечественной практике показывает их особое значение для анализа государства, его институтов, определяющих отношения государства с обществом, целостными социальными группами и отдельными людьми. 

 

1.1. Государственная социальная политика

 

Конечной целью экономической деятельности человека является создание материальной базы для улучшения условий жизни. Так как люди в своей экономической деятельности тесно связаны друг с другом, то и изменение условий жизни отдельного индивида не может происходить в отрыве от изменения этих условий для других индивидов. А это в свою очередь, это требует согласования деятельности по обеспечению благоприятных условий жизни. Такая деятельность и получила название социальной политики. По своей сущности, в социальной политике выражаются конечные цели и результаты экономического роста.

С точки зрения функционирования экономической системы, социальная политика играет, двоякую роль. Именно по мере экономического роста, создание благоприятных условий в социальной сфере становится главной целью экономической деятельности, то есть в социальной политике концентрируются цели экономического роста. Кроме того, социальная политика является и фактором экономического роста. При этом если экономический рост не сопровождается ростом благосостояния, то люди утрачивают стимулы к эффективной экономической деятельности. Чем выше достигнутая ступень экономического развития, тем выше требования к людям, обеспечивающим экономический рост, к их знаниям, культуре и т.д. А это в свою очередь, это требует дальнейшего развития социальной сферы.

Заметим, что переход от централизованной системы хозяйствования к рыночной приводит к возникновению ряда проблем в сфере социально-трудовых отношений и обострению проблем занятости, а именно умелое государственное регулирование социально-экономических процессов, в том числе и занятости населения, может приблизить успех реформ.

К основным принципам проведения социальной политики относятся: 1) защита уровня жизни путем введения разных форм компенсации при повышении цен и проведение индексации; 2) обеспечение помощи самым бедным семьям; 3) выдача помощи на случай безработицы; 4) обеспечение политики социального страхования, установление минимальной заработной платы; 5) развитие образования, охрана здоровья, окружающей среды в основном за счет государства; 6) проведение активной политики, направленной на обеспечение квалификации.

Социальная политика — политика регулирования социальной сферы, направленная на достижение благосостояния в обществе. Социальная сфера включает в себя формы регулирования трудовых отношений, участие трудящихся в управлении производственным процессом, коллективные договоры, государственную систему социального обеспечения и социальных услуг (пособия по безработице, пенсии), участие частных капиталов в создании социальных фондов, социальную инфраструктуру (образование, здравоохранение, обеспечение жильем и т.д.), а также реализацию принципа социальной справедливости.

Социальная политика включает показатели: демографические; уровня жизни; занятости населения; рынка труда; здравоохранения; образования; культуры и др. К социальным показателям относят также: обеспечение общественной безопасности, искоренение преступности и борьба с криминальными элементами; улучшение экологии; обеспечение прав человека и т.д. Большое значение имеют и жизнедеятельность человека как улучшение образа жизни, повышение качества жизни и др.

В рыночных условиях основным проводником социальной политики в жизнь является государство. Государственная социальная политика — это целенаправленная деятельность государства, ставящая своей целью ослабление дифференциации доходов, смягчение противоречий между участниками рыночной экономики и предотвращение социальных конфликтов на экономической почве. Именно посредством государственной социальной политики в рыночной экономике реализуется принцип социальной справедливости, предполагающий определенную меру выравнивания положения граждан, создание системы социальных гарантий и равных стартовых условий для всех слоев населения.

Государственность и государство (особенно демократическое государство) гарантируют возможность взаимодействия социальных групп и других устойчивых элементов социальной структуры как общественно упорядоченного, общественно признаваемого и общественно защищаемого системного процесса, т.е. как социальной политики в масштабах страны. Социальная политика как механизм общественных взаимодействий невозможна в цивилизованных формах без государственности и государства как гарантах сохранения подходящего для социальной политики единого общественно-организованного пространства. И при такой своей гарантирующей роли государство (правда, не в своём целостном виде, а в виде государственных органов) является ещё и равноправным субъектом социальной политики.

Совмещённость в государстве функций гаранта реальных возможностей для регулярного протекания социальной политики и функций одного из субъектов социальной политики — то самое тонкое место, которое рвётся, если государство действует не в реально многосубъектном (гражданском) обществе, а практически бесконтрольно и без серьёзной общественной поддержки. Государство постоянно сталкивается с соблазном присваивать власть, если единственный законный её собственник — народ — не блокирует попытки такого присвоения методом активного участия большинства в социальной политике и в политике в целом.

Государство своей деятельностью гарантирует возможность цивилизованной социальной политики в национальных масштабах (а тем самым создаёт и определённые предпосылки, и цивилизованные социальные отношения в международной сфере).

Типы социальной
политики государства
. От степени вмешательства государства в управление социальными процессами зависят характер и содержание социальной политики. Именно в зависимости от этого все сложившиеся сегодня в развитых странах типы государственной социальной политики можно разделить на две группы. Первую условно можно назвать остаточной – в данном случае социальная политика выполняет функции, которые не в состоянии осуществить рынок. Это ограниченная по своим масштабам и охватываемому контингенту социальная политика, преимущественно пассивная и имеющая компенсационный характер, концептуальные основы которой формируются под воздействием идей консерватизма. Типичным представителем данного варианта (с известной степенью условности) является американская модель.

Вторая группа — институциональная. Здесь социальная политика играет важнейшую роль в обеспечении населения социальными услугами и рассматривается в качестве более эффективного в социально-экономическом и политическом смыслах средства, чем система частных институтов. Это более конструктивная и перераспределительная политика. С концептуальной точки зрения эта группа в наибольшей степени испытывает влияние социал – демократической идеологии, и типичным ее представителем (также условно) является шведский вариант социального государства.

Обе группы различаются между собой не наличием
или отсутствием тех или иных компонентов, а их соотношением, а также степенью государственного вмешательства в социальную сферу, ролью перераспределительных процессов, степенью приоритета социальных проблем в деятельности государства.

Во всех остальных странах мира социальная роль государства находится в диапазоне
между этими двумя группами.

Что есть социальное государство? «Социальное государство — характеристика (принцип), относящаяся к конституционно-правовому статусу государства, предполагающая конституционное гарантирование экономических и социальных прав и свобод человека и гражданина и соответствующие обязанности государства. Данная характеристика означает, что государство служит обществу и стремится исключить или свести к минимуму неоправданные социальные различия»1. Другие определения: социальным «называется государство, которое берет на себя обязанность заботиться о социальной справедливости, благополучии своих граждан, их социальной защищенности»2; «государство, принимающее на себя ответственность за положение дел в социальной сфере, а стало быть, рассматривающем политику социального регулирования в качестве одной из важнейших своих функций»3 и т.д. Исходя из анализа мнений российских и зарубежных ученых, а также обобщения практики конституционного закрепления принципа социального партнерства и его реализации в ряде стран мира констатируется, что «социальное государство представляет собой особый тип высокоразвитого государства, в котором обеспечивается высокий уровень социальной защищенности всех граждан посредством активной деятельности государства по регулированию социальной, экономической и других сфер жизнедеятельности общества, установлению в нем социальной справедливости и солидарности. Социальное государство знаменует высокий уровень сближения целей и гармонизации отношений государственных институтов и общества»1.

Приведем характеристики социального государства:

Основными характеристиками социального государства являются:

а) развитая система страховых отчислений и высокий уровень налогов, формирующих бюджет, высокие размеры отчислений на социальную сферу;

б) развитая система услуг и социальных служб для всех групп населения;

в) развитая правовая система, при которой осуществлено разделение властей, четкая реализация функций каждой ветви власти, отработана нормативно-правовая система социальной жизни.

Из социальной практики стран с развитой рыночной экономикой можно сделать следующие выводы.

1. Степень социальной поддержки населения, в первую очередь это касается бесплатного или льготного предоставления социально значимых благ и услуг (образование, здравоохранение, культура), не является прямой функцией уровня экономического развития, хотя, естественно, зависит от него.

2. Есть прямая зависимость между уровнем многих социальных индикаторов развития нации и масштабами перераспределительной деятельности государства—это, в частности, подтверждается многочисленными в последние годы исследованиями международных организаций (например, расчеты индекса развитая человеческого потенциала).

3. Общество всегда стоит перед выбором—рост личных доходов (низкий уровень налогов и других изъятий из личных доходов) или повышение уровня удовлетворения на льготных условиях социально значимых потребностей всего общества (или его значительной части).

4. Идеология государственной политики в социальной сфере по отношению к центральному вопросу—степени вмешательства государства в социальную сферу – претерпевает циклические изменения не только в зависимости от экономических возможностей общества, но и в соответствии с реакцией массового избирателя на изменения в политике, затрагивающие его интересы.

С точки зрения функционирования экономической системы, социальная политика играет двоякую роль.

1) По мере экономического роста, накопление национального богатства, создание благоприятных социальных условий для граждан становится главной целью экономической деятельности, и в этом смысле в социальной политике концентрируются цели экономического роста; все другие аспекты экономического развития начинают рассматриваться в качестве средств реализации социальной политики.

2) Социальная политика является и фактором экономического роста не сопровождается ростом благосостояния, то люди утрачивает стимулы к эффективной экономической деятельности. Одновременно, чем выше достигнутая ступень экономического развития, тем выше требования к людям, культуре, физическому и нравственному развитию. В свою очередь, это требует дальнейшего развития социальной сферы.

Социальная политика осуществляется на разных условиях экономической деятельности. Так, можно говорить о социальной политики фирмы (корпорации) в отношении своего персонала, о региональной и общегосударственной социальной политики. Учитывая тесную взаимосвязь современного мира, можно говорить о государственной социальной политике (например, в решении глобальных экологических проблем, преодолении социально-экономической групп стран и даже континентов).

Социальная политика не может рассматриваться как исключительно экономическая проблема. Экономическая же наука в качестве предмета своего исследования в сфере социальной политики сосредотачивается на экономических механизмах её реализации. В условиях рыночной экономики к таковым относятся прежде всего механизмы формирования доходов и поддержание занятости населения.

С точки зрения функционирования экономической системы, социальная политика играет, двоякую роль. Именно по мере экономического роста, создание благоприятных условий в социальной сфере становится главной целью экономической деятельности, то есть в социальной политике концентрируются цели экономического роста. Кроме того, социальная политика является и фактором экономического роста. При этом если экономический рост не сопровождается ростом благосостояния, то люди утрачивают стимулы к эффективной экономической деятельности. Чем выше достигнутая ступень экономического развития, тем выше требования к людям, обеспечивающим экономический рост, к их знаниям, культуре и т.д. А это в свою очередь, это требует дальнейшего развития социальной сферы.

Содержание социальной политики заключается в деятельности государства и других политических институтов по управлению развитием социальной сферы, по определению ее содержания, основных направлений ее развития и функционирования. Важно подчеркнуть, что социальная политика является (должна быть) своеобразной концентрацией всех иных видов политики (прежде всего экономической), ибо она направлена на специфический объект социальные отношения в собственном или узком смысле слова. Последние же понимаются как определенный срез, синтез социальных сторон всех других видов общественных отношений, которые в содержательном плане проявляются в положении человека в обществе, в удовлетворении его разнообразных потребностей и интересов.

 

 

1.2. Конституционные принципы социального развития государства

 

В Российской Федерации в 1993 г. впервые на конституционной
уровне был закреплен термин «социальное государство». В конституциях зарубежных стран (ФРГ, Франции, Греции, Испании, Италии; Турции и др.) этот термин употребляется начиная с середины XX в., отражая новую, возросшую роль государства в решении социально значимых вопросов.    

Современная концепция социального государства характеризуемого как государство, которое ставит своей главной целью достижение
благосостояния всего общества и его членов, обеспечение гражданам
достойных условий существования и свободного, всестороннего развития. Такое государство гарантирует социальную защиту наименее обеспеченных слоев населения и способствует широкому участию народа в социальном развитии и использовании его результатов для обеспечения прав и основных свобод человека.    

Социальное государство предполагает недопустимость удовлетворения социально-экономических прав одних членов общества в ущербу
политической, экономической и духовной свободе других.    

Социальное государство прежде всего осуществляет общесоциальную деятельность, его предназначение — быть фактором общественного благополучия.

Принцип социального государства утверждает правовую обязанность государства обеспечить справедливый социальный строй.

По смыслу ч. 1 ст. 7 Конституции РФ социальное государство призвано заботиться о создании условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Под достойной жизнью прежде всего следует понимать материальную обеспеченность на уровне стандартов современного развитого общества, доступ к ценностям культуры, гарантированность прав личной безопасности. Свободное развитие личности достижимо, если права, закрепленные в конституции и в законах, базируются на признании достоинства человека и если в государстве созданы возможности для каждого пользоваться гражданскими и политическими свободами, равно как и экономическими, социальными и культурными правами.

Для свободного развития личности необходима также совокупность условий, направленных на физическое, интеллектуальное и нравственное развитие человека. Правовое социальное государство создает равные возможности для всех, т.е. выступает гарантом и защитником интересов прав и свобод не какой-то одной социальной группы или нескольких групп, а всех членов общества.

Принцип социальности государства выражен в важнейших международно-правовых актах: Всеобщей декларации прав человека 1948 г.1 и Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.2

Международно-правовые документы, конституции различных стран определяют социальную деятельность государства как попечение государства о том, чтобы каждый человек имел такой жизненный уровень, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи.

В зависимости от характера осуществления такого вида деятельности политологи различают три типа западных государств «всеобщего благоденствия»: либеральные — США, Канада, Австралия; корпоративные («консервативные») — Австрия, Франция, ФРГ, Италия; социал-демократические (солидарные) — скандинавские страны.

В основе либеральной модели лежит индивидуальный принцип, предполагающий личную ответственность каждого члена общества за свою судьбу. Роль государства в непосредственной реализации социальной политики сведена к минимуму. Ее основными субъектами являются личность и различные негосударственные организации — социально-страховые фонды и ассоциации. Государство берет на себя ответственность за гарантии лишь минимальных доходов граждан и за благополучие наиболее слабых и обездоленных слоев населения. Вместе с тем оно максимально стимулирует создание и развитие в обществе различных форм негосударственного социального страхования и социальной поддержки, а также — различных форм и способов законного получения гражданами дополнительных доходов.

При либеральной модели государство участвует в реализации социальной политики, в основном опосредованно, не через финансирование социальных программ из своего бюджета, а через организационно-правовую направленность негосударственных финансовых средств на социальные нужды (на образование, здравоохранение, пенсионное обеспечение, пособия по безработице, социальную защиту и др.) и, одновременно, через развитие всей рыночной инфраструктуры получения доходов в обществе.

Подобная модель социального государства сложилась в США, Великобритании, Ирландии.

В основе корпоративной модели социального государства лез корпоративный принцип, предполагающий, что максимум ответственности за судьбу своих работников несет корпорация (предприятие, учреждение). Предприятия, создавая систему долгосрочного, часто жизненного найма, стимулируют работника к внесению максимального трудового вклада. За это ему предоставляются различные виды социальных гарантий в оплате труда, пенсионном обеспечении, бесплатного оказании медицинских, рекреационных услуг и образования. При этом государство не отстраняется полностью от ответственности за социальное благополучие в обществе, но все же ведущую роль здесь играет предприятия, которые имеют собственную разветвленную социальную инфраструктуру, собственные социально-страховые фонды. Классическим примером государства такой модели сегодня является Япония.

В основе социал-демократической (солидарной) модели социального государства лежит принцип солидарности, означающий ответственность всего общества за судьбу своих членов. Это — перераспределительная модель социальной политики, и основным властным институтом, осуществляющим такое перераспределение, является государство. Именно оно берет на себя большую часть ответственности за социальное благополучие своих граждан.

Среди современных европейских государств можно выделить два типа стран с принципиально различным соотношением доли участия государства, работника и работодателя в финансировании социальных программ. С одной стороны, это страны так называемого рыночного социализма (Швеция, Швейцария, Дания), где значительную частъ расходов на социальные нужды берет на себя государство и основным; каналом перераспределения является бюджет. С другой стороны, страны социально ориентированной рыночной экономики (Германия, Франция), где бюджетные отчисления и страховые взносы работника т работодателя на социальные мероприятия примерно равны, и основными каналами перераспределения являются государственные и находящиеся под контролем государства частные социально-страховые) фонды.

При данной модели социального государства основную ответственность за социальное благополучие своих граждан несет государство, а не корпорация или только сам человек, так как именно оно организует и реализует в обществе систему перераспределения и осуществляет сам принцип социальной солидарности. В этих странах широко развито так называемое социальное законодательство.

<

Социальная направленность этих и других государств, в том числе и России, обусловлена рядом объективных факторов:

во-первых, процесс социально-экономической интеграции, происходящей в отдельных регионах мира, требует единых стандартов в вопросах общего и профессионального образования, квалификации, уровня и качества жизни работников, условий труда и быта, максимального развития социальной сферы;

во-вторых, существенную роль в активизации деятельности государства в области решения социальных и гуманитарных вопросов играет международное сообщество, оказывающее большое влияние на формирование мирового общественного мнения;

в-третьих, обострение экологического кризиса, отрицательно влияющего на жизнь и здоровье людей, что создает необходимость международного сотрудничества в этой сфере.

Посредством социальной деятельности государства реализуется следующая цель: «справедливое» перераспределение экономических, социальных и политических благ в интересах наименее обеспеченных людей. Отсюда конечная цель социального государства — это благополучие всех членов общества. Поэтому во многих странах мира оно называется «государство всеобщего благоденствия».

Построение социального государства в России осуществляется пока только в формально-юридическом плане. Так, например, новый Трудовой кодекс РФ, который является одним из наиболее либеральных актов такого рода в мировом законодательстве и всецело соответствует рекомендациям МОТ, фактически не соблюдается на практике. Система социального партнерства, которое является важнейшим механизмом , обеспечивающим права работников как наиболее экономически слабой стороны, существует пока лишь «на бумаге».

Система социальных гарантий, предусмотренных законодательством РФ, не соответствует социально-экономическим реалиям современной России. Яркий пример: несовпадение минимального размера оплаты труда (МРОТ) и прожиточного минимума, т.е. гарантированная Конституцией РФ минимальная оплата труда не является достаточной, чтобы обеспечить достойный уровень жизни. До сих пор отсутствует важнейший законодательный акт, гарантирующий права граждан РФ в социальной сфере, — федеральный закон о минимальных социальных стандартах. Основная причина в отсутствии социально-экономических условий для формирования социального государства.

Конституция РФ (ст. 7) провозглашает один из основополагающих принципов деятельности современного демократического правового государства, согласно которому создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, рассматривается как составная часть общегосударственной политики. Эти вопросы реализуются в социальной политике государства, т.е. деятельности государства, ориентированной на человека, на его благополучие. Важным фактором обеспечения достойной жизни выступает гарантированность всей совокупности прав и свобод, а также возможность их надежной охраны и зашиты.

К основным направлениям этой политики, которыми должен руководствоваться законодатель, следует отнести:

  1. обеспечение достойного существования человека;
  2. свободное развитие личности;
  3. социальную справедливость.

    Реализация социальной политики по указанным направления имеет своей целью создание условий социально-правовой защищенности личности.

    Социальная защита — категория социально-экономическая и правовая. В широком смысле социальная защита — это вид деятельности государства и его институтов, направленной на обеспечение социальных, экономических, политических и других прав и гарантий человека независимо от его пола, национальности, возраста, места жительства и других обстоятельств, В узком же смысле под социальной защитой занимается политика государства, направленная на обеспечение существования тех групп населения, которые находятся в особо трудном материальном положении.

    За последние десятилетия произошли существенные изменения подходе к пониманию основных задач и целей этой политики, а также ее конкретных адресатов. С точки зрения сфер и объектов влияния на общественное развитие выделяются:

    секторальный подход — сфера труда, образования, здравоохранения, отдыха, безопасности, социального обеспечения и обслуживания и т. д.;

    групповой подход — женщины, дети, подростки, молодежь, инвалиды, пожилые и престарелые граждане, малоимущие граждане, мигранты и т.д.

    Составной частью социальной защиты является социальное обеспечение. Право на социальное обеспечение закреплено в ст. 39 Конституции РФ.

    Признавая право каждого на социальное обеспечение, Конституция РФ одновременно возлагает на государство обязанность создавать все необходимые условия для осуществления такого права за счет средств, специально предназначенных на эти цели. В зависимости от источника денежных средств различают два вида социального обеспечения:    

    государственное социальное обеспечение, осуществляемое за счет средств бюджетов всех уровней, а также внебюджетных государственных социальных фондов;

    негосударственное социальное обеспечение, осуществляемое за счет средств отдельных юридических и (или) физических лиц.

     

    1.3. Социальные права российских граждан как гарантия

     

    Социальные права человека и гражданина начнем с анализом права на защиту материнства, детства и семьи. Конституция РФ устанавливает, что материнство и детство, семья находятся под защитой, государства (ст. 38). Тем самым признается, что рождение детей и браки не являются только частным делом, а имеют большое общественное значение и требуют государственной поддержки. Всеобщая декларация прав человека констатирует: «Семья является естественной и основной ячейкой общества и имеет право на защиту со стороны общества и государства» (ч. 3 ст. 16)1. Из общего конституционного положения вытекают семейные права граждан, и прежде всего — определенные права матери и ребенка. Комплекс прав, связанных с семьей, материнством, отцовством и детством, закреплен в Семейном кодексе Российской Федерации. Государство также защищает эти права, развивая охрану здоровья матери и ребенка, социальное обеспечение, охрану труда работающих матерей, законодательство о браке и семье и др.

    Закон обеспечивает особую охрану трудовых прав женщин и создание им благоприятных условий труда, отвечающих их физиологическим особенностям: повышенные гарантии при приеме и увольнении с работы, запрещение их труда на тяжелых работах и работах с вредными условиями труда, ограничение труда беременных женщин в ночное время, перевод их на более легкие работы и др. Законом предусмотрены меры, обеспечивающие сочетание труда с материнством. Трудовое законодательство в этой области весьма обширно и всесторонне охватывает интересы работающих женщин.

    Охрана материнства и детства осуществляется и другими отраслями, права. Так, Основы законодательства Российской федерации об охране здоровья граждан предусматривают необходимость повышения заботы о здоровье женщин во время беременности, законодательство об охране окружающей среды способствует устранению экологических факторов, вредно влияющих на здоровье женщин и детей.

    Государство всемерно содействует укреплению семьи, устраняя дискриминацию при вступлении в брак, утверждая равенство прав мужчины и женщины, основывающих семью.

    Забота о детях, их воспитание объявлены Конституцией «равным правом и обязанностью родителей» (ч. 2 ст. 38)1. Следовательно, родители не вправе перекладывать на государство функцию заботы о детях и их воспитании, эта функция является их обязанностью. В то же время государство, как и любые лица, не может лишать родителей аналогичного права, кроме случаев, указанных в законе. Родители имеют равные права и равные обязанности по воспитанию детей, обеспечению их здоровья, обучения и материального положения. Все вопросы воспитания ребенка, как в браке, так и при его расторжении, решаются родителями совместно. Закон предусматривает возможность лишения родителей или одного из них родительских прав. Однако решение об этом может вынести только суд.

    Наконец, Конституция закрепляет обязанность трудоспособных детей, достигших 18 лет, заботиться о нетрудоспособных родителях. Это предполагает, что дети обязаны поддерживать родителей, а при необходимости и содержать их. При отказе в помощи необходимые средства (алименты) могут быть взысканы по суду, а при злостном уклонении от уплаты алиментов наступает уголовная ответственность. Однако суд может принять решение об освобождении детей от этой обязанности, если будет установлено, что родители уклонялись от родительских обязанностей.

    Семейное право, опирающееся на ст. 38 Конституции РФ, детально регулирует брачно-семейные отношения, защищая многочисленные права их участников. Отношение государства к семье, к решению проблем развития семьи и детства сформулировано в Основных направлениях государственной семейной политики, утвержденных Указом Президента РФ от 14 мая 1996 г.1

    Следующим социальным право человека и гражданина является право на социальное обеспечение.
    Непререкаемым принципом демократического общества является то, что каждый человек обязан обеспечить свое существование сам. Но в любом обществе живут люди, которые от рождения, в силу болезни или Старости не в состоянии это делать. Недостаточно предприимчивые люди, одинокие женщины, инвалиды, многодетные граждане часто оказываются нуждающиеся, нетрудоспособные люди требуют ухода и лечения и т. д. Общество не может: бросить таких людей на произвол судьбы, а потому создает государственную систему; их; обеспечения материальными благами (социальное обеспечение) за счет общества. В этом проявляются человеческая солидарность и гуманизм. Каждый человек должен помнить, что рано или поздно он может оказаться в трудном положении, требующем общественной помощи.

    Согласно Конституции каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Каждый из этих случаев (социальных рисков) характеризуется утратой заработка или его недостаточностью для жизнеобеспечения человека и нетрудоспособных членов его семьи. Закон устанавливает наступление пенсионного возраста для мужчин с 60 лет, а для женщин с 55 лет, связывая размер пенсии со стажем работы. Подробно регламентируются основания для получения пенсий по инвалидности, под которой понимается потеря трудоспособности на длительный срок или постоянно, а также в связи с потерей кормильца (вследствие его смерти или безвестного отсутствия). Как бы в развитие положений Конституции об охране материнства и детства предусматриваются основания социального обеспечения для воспитания детей (пособия в связи с рождением ребенка, уходом за малолетним ребенком и др.). Все эти формы социального обеспечения строятся на закреплении субъективных прав граждан на получение пенсий и пособий при наличии соответствующих оснований. Человек заранее должен знать, на что он может рассчитывать при наступлении тех или иных социальных рисков, т. е. каковы основания, условия, уровень обеспечения, порядок получения и т. д. Выход на пенсию — это право, а не обязанность человека.

    Пенсионное законодательство весьма детализировано. Его основным актом является Закон РФ о государственных пенсиях в Российской Федерации. Он устанавливает два основных вида пенсий: трудовые (связанные с наличием определенного стажа работы) и социальные (назначаемые престарелым и нетрудоспособным при отсутствии права на трудовую пенсию).

    Право на пенсию по любому основанию — это конституционное право и оно не подлежит произвольному ограничению, даже через федеральный закон, поскольку невозможно себе представить, чтобы какое-либо ограничение либо права соответствовало основаниям, перечисленным в ч. 3 ст 55 Конституции. Этим правом обладают все граждане, в том числе и осужденные по приговору суда. Между тем закон длительное время лишал права на пенсию эту категорию лиц.

    В ст. 39 Конституции РФ1 есть очень важный и новый по характеру пункт: о поощрении добровольного социального страхования, создания дополнительных форм социального обеспечения и благотворительности. Тем самым государство оказывает поддержку негосударственным формам материального обеспечения людей, т. е. созданию частных пенсионных фондов, личному страхованию.

    Из
    права на жилище
    права вытекает возможность для человека пользоваться имеющимся у него на законном основании жилым помещением без опасения, что кто-то сможет лишить его этого помещения по каким-либо соображениям. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Однако это не означает, что любой человек, не имеющий жилища или имеющий стесненные жилищные условия» вправе требовать от кого бы то ни было немедленного предоставления жилья или улучшения жилищных условий. В то же время нельзя лишать жилья лиц, осужденных по приговору суда.

    Государство и муниципальные органы обладают жилищным фондом из которого предоставляют гражданам квартиры на условиях договора найма и в порядке очереди, определяемой нормативными актами. Граждане также вправе арендовать жилую площадь, участвовать в кооперативном строительстве и приобретать квартиры в свою полную собственность без ограничения размеров жилой площади.

    Жилищное строительство развивается в стране в соответствии с Законом РФ об основах федеральной жилищной политики, ЖК РФ от 29 дек. 2004 г. N 188-ФЗ1, который предусматривает, что строительство жилья должно осуществляться не только государством, но и индивидуально самими гражданами и создаваемыми ими кооперативами. Конституция дает определенный ориентир государственной власти и органам; местного самоуправления, устанавливая, что они поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. В этом состоит определенная материальная гарантия данного права, ибо с государства не снимается обязанность заботиться о расширении жилищного фонда, включающего жилищные помещения различных форм собственности.    

    Право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
    Охрана здоровья — комплексный институт, который включает подготовку медицинских кадров, многочисленные социальные, организационные, экономические, научно-медицинские, санитарно-эпидемиологические и профилактические меры, которые обязано проводить государство в интересах своих граждан. Право на охрану здоровья как раз означает совокупность этих обязанностей, выполняя которые государственные органы при содействии общественных организаций создают национальную систему здравоохранения. Налогоплательщики вправе требовать, чтобы эта система была эффективной. Другое дело – право на медицинскую помощью. Это субъективное право человека на лечение в поликлиниках, больницах и специальных медицинских учреждениях. Медицинская помощь, в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. Эта помощь оказывается всем гражданам без какой-либо дискриминации. Осуществление права на охрану здоровья и медицинскую помощь регулируется Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан.

    Граждане получают защиту права на медицинскую помощь в соответствии с Законом РСФСР о медицинском страховании граждан в Российской Федерации, а также за счет личных средств в платных медицинских учреждениях.

    Конституция указывает (ч. 2 ст. 41) на обязанность государства финансировать федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, необходимость принятия мер по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения. Государство должно поощрять деятельность, способствующую укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию. Тем самым закладываются правовые основы для соответствующей деятельности органов государственной власти и создания материальных гарантий права на охрану здоровья и медицинскую помощь. По основным направлениям деятельности органов здравоохранения действуют различные специальные программы и законы: Федеральная целевая программа по предупреждению распространения заболеваний СПИДом, Концепция охраны здоровья населения Российской Федерации на период до 2005 г., федеральные законы «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней»1, «О качестве и безопасности пищевых продуктов» от 2 января 2000 г.2, Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 29 апреля 1999 г.3, Федеральный закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения от 30 марта 1999 г.4, Федеральный закон о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах от 23 февраля 1995 г.5 и др. Целям охраны здоровья людей служат многие нормы уголовного, гражданского, административного, трудового и других отраслей права. Конституция запрещает сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей. Это важная гарантия охраны здоровья человека, она призвана предупредить утаивание информации о фактах, подобных аварии на Чернобыльской АЭС, а также распространение заведомо недостоверных или ложных сведений о состоянии окружающей среды, эпидемиях, катастрофах и т. д. Конституция прямо устанавливает, что сокрытие фактов такого рода влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом.

     

     

     

     

     

     

    ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННАЯ МОДЕЛЬ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА

     

    На рубеже XX – XXI веков в промышленно развитых странах всё более распространяются концепции и доктрины, возлагающие на государство задачу обеспечения таких прав человека, как право на определённый стандарт благосостояния. Особую популярность приобретает теория и практика «социального рыночного хозяйства», означающая широкие социальные мероприятия, проводимые государством. В реальной жизни распределение доходов в странах с рыночной экономикой осуществляется в результате свободной игры рыночных сил, но и на основе государственного регулирования различных потоков доходов путем их перераспределения.

    С точки зрения функционирования экономической системы, социальная политика играет, двоякую роль. Именно по мере экономического роста, создание благоприятных условий в социальной сфере становится главной целью экономической деятельности, то есть в социальной политике концентрируются цели экономического роста. Кроме того, социальная политика является и фактором экономического роста. При этом если экономический рост не сопровождается ростом благосостояния, то люди утрачивают стимулы к эффективной экономической деятельности. Чем выше достигнутая ступень экономического развития, тем выше требования к людям, обеспечивающим экономический рост, к их знаниям, культуре и т.д. А это в свою очередь, это требует дальнейшего развития социальной сферы.

    К основным принципам проведения социальной политики относятся: 1) защита уровня жизни путем введения разных форм компенсации при повышении цен и проведение индексации; 2) обеспечение помощи самым бедным семьям; 3) выдача помощи на случай безработицы; 4) обеспечение политики социального страхования, установление минимальной заработной платы; 5) развитие образования, охрана здоровья, окружающей среды в основном за счет государства; 6) проведение активной политики, направленной на обеспечение квалификации.

    Как уже было выше замечено, в рыночных условиях основным проводником социальной политики в жизнь является государство.

    Государственная социальная политика — это целенаправленная деятельность государства, ставящая своей целью ослабление дифференциации доходов, смягчение противоречий между участниками рыночной экономики и предотвращение социальных конфликтов на экономической почве. Посредством государственной социальной политики в рыночной экономике реализуется принцип социальной справедливости, предполагающий определенную меру выравнивания положения граждан, создание системы социальных гарантий и равных стартовых условий для всех слоев населения.

    Как известно, от степени вмешательства государства в управление социальными процессами зависят характер и содержание социальной политики, от этого все сложившиеся сегодня в развитых странах типы государственной социальной политики можно разделить на две группы.

    Первую условно можно назвать остаточной – в данном случае социальная политика выполняет функции, которые не в состоянии осуществить рынок. Это ограниченная по своим масштабам и охватываемому контингенту социальная политика, преимущественно пассивная и имеющая компенсационный характер, концептуальные основы которой формируются под воздействием идей консерватизма. Типичным представителем данного варианта (с известной степенью условности) является американская модель.

    Вторая группа — институциональная. Здесь социальная политика играет важнейшую роль в обеспечении населения социальными услугами и рассматривается в качестве более эффективного в социально-экономическом и политическом смыслах средства, чем система частных институтов. Это более конструктивная и перераспределительная политика. С концептуальной точки зрения эта группа в наибольшей степени испытывает влияние социал-демократической идеологии, и типичным ее представителем (также условно) является шведский вариант социального государства.

    Обе группы различаются между собой не наличием или отсутствием тех или иных компонентов, а их соотношением, а также степенью государственного вмешательства в социальную сферу, ролью перераспределительных процессов, степенью приоритета социальных проблем в деятельности государства.

    Во всех остальных странах мира социальная роль государства находится в диапазоне между этими двумя группами.

    Практика более разнообразна. Так, в Бельгии очень высок уровень социальных расходов государства, однако социальная политика преимущественно пассивная, компенсационная. Скандинавские страны преимущественно социал-демократические, но их социальная сфера отнюдь не свободна от либеральных элементов. Также нет и либеральных режимов чистого типа. Все европейские государства с социальной рыночной экономикой развивались под влиянием и либеральных, и социал-демократических импульсов. В последние годы происходит дальнейшее сближение основных характеристик различных типов государственной социальной политики, особенно это относится к идеологии перспектив ее развития.

    Особенностью современного российского государства является то, что оно выступает феноменом процесса, характеризуемого, по большому счету, тем, в каком направлении пойдет дальнейшее развитие российского общества.

    Нынешнее кризисное, переломное время, существующее состояние сфер общественной жизни свидетельствуют о трех возможных тенденциях: а) возвращение к социалистическим порядкам (вероятно, в измененных формах); б) окончательный отказ от социалистического пути развития и построение (точнее, воссоздание) капитализма в других условиях и на новой основе; в) развитие, связанное с нестабильностью, неустойчивостью, сочетающее элементы разных типов общественно-политических систем.

    Особенностью современного этапа российского общества состоит в переходе от более высокой организации социальной жизни к менее высокой, уже пройденной в принципе человеческим обществом (хотя имеются, как известно, и совершенно противоположные позиции по этому вопросу). Во всяком случае с точки зрения социальной поддержки, социальной защиты большинства населения (что было характерно для советского периода) — это именно так.

    Без всякого преувеличения можно утверждать, что социальная политика современного российского государства отражает интересы не большинства, а меньшинства населения. В связи с этим не следует отождествлять социальную политику, социальную деятельность в целом и социальную защиту. Сейчас в последней нуждается действительно большинство и реально она осуществляется в отношении большинства населения, ибо ныне оно представлено наименее защищенными, «слабыми» слоями общества.

    Отсюда следует вывод, что социальная политика российского государства должна быть направлена не только внутрь страны, но и вовне. Российское государство должно приложить максимум усилий дня социальной защиты не только своих граждан (имеющих российские паспорта), но и всех русскоязычных, проживающих в ближнем зарубежье, добиваясь дипломатическими и иными средствами соблюдения прав человека в этих государствах.

    Конституционные обязанности современного российского государства зафиксированы в Конституции Российской Федерации 1993 г. Эти обязанности выстроены исходя из намерений создать в России социальное государство, в котором помимо верховенства закона немалую роль играет механизм так называемого социального партнёрства.

    В соответствии со ст. 7 п. 1 Конституции РФ Российская Федерация —социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В п. 2 ст. 7 определены задачи государства в сфере обеспечения социально-экономических условий жизни граждан России. Статья 7.п.1 Конституции Российской Федерации подчеркивает, что социальные проблемы входят в состав приоритетных для нашего государства и подчеркивает, что Россия – социальное государство: «Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Часть 2 той же 7-й статьи Конституции РФ перечисляет основные направления деятельности российского социального государства, гарантии социальной защиты.

    В тоже время заметим, что из понятия «социальное государство» непосредственно не проистекает никаких правовых следствий и законных обязательств. Однако общее обозначение постоянной озабоченности государства социальными проблемами существенно в социально-психологическом плане.

    Конституция нашей страны содержит положения, фиксирующие обязанности государства в социальной сфере, т.е. обязанности действовать в интересах благосостояния (благоприятного социального положения) граждан и социальных групп.

    По-настоящему социальным, как обещает статья 7.П.1 Конституции РФ, государство может стать и быть при равновесии сил политического действия, при равной влиятельности основных социальных сил в обществе. Если силы существенно не равны, то нет и социального государства.

    К числу демократических завоеваний 90-х годов следует отнести новое отношение государства к международным социальным документам, принципам и нормам. Статья 15 Конституции РФ (её часть 4) определяет: «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью её правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора»

    Согласно Конституции РФ государство несет ответственность перед гражданами страны и обязано гарантировать населению удовлетворение основных социальных стандартов. Выполнить положения Конституции РФ о социальном государстве за годы функционирования экономики России в рыночных условиях не удалось

    Резкое сокращение функций государства в сфере экономики не было компенсировано формированием самоорганизующейся рыночной среды и положительными сдвигами в экономике.

    Экономика должна служить людям, она существует для людей. Бедным богатую страну не построить. Эта очевидная истина понималась во все времена на государственном и других уровнях. В период существования СССР лозунг «Все во имя человека, для блага человека» эту идею отражал, но эта высшая цель носила чаще декларативный характер, хотя определенные успехи в разных областях социального развития – образовании, здравоохранении и т.п., безусловно, были. Это отразилось и в названии планов. Пятилетние планы развития народного хозяйства СССР с определенного периода стали называться государственными планами экономического и социального развития. Тем не менее вся социальная сфера финансировалась по остаточному принципу, а человек рассматривался как главная производительная сила. Таким образом, ни в советский период, тем более в период рыночных трансформаций в России, эти идеи на государственном уровне не были реализованы.

    Из анализа реальных результатов деятельности по реализации государственных функций в социальной сфере можно сделать следующие выводы применительно к социальной пол в целом, проводимой в период рыночных преобразований.

    Комплексной, целостной программы социальных реформ в «социальном государстве» не было, хотя было изобилие других программ (программа приватизации, программа стабилизации и др.).

    Основным приоритетом экономической и социальной политики государства в процессе преобразований являлась программа обуздания инфляции. Однако цели социальной политики вступали в противоречие с целями финансовой стабилизации.

    Некоторые успехи в борьбе с инфляцией и дефицитом бюджета достигнуты в немалой степени за счет населения. Допустимая жесткость в отношении доходов населения и ряд направлений бюджетного финансирования были превышены. Такое сжатие реальных доходов населения отразилось и на произволе Падение производства в потребительском секторе больше раза, чем в общепромышленном производстве – не только результат конкуренции импорта, но и следствие сжатия внутреннего рынка, падения покупательной способности населения.

    Произошло это вследствие сокращения реальных доходе населения, резкого увеличения потребительских цен на товар массового потребления и на услуги, а также существенного ста безработицы. Разрыв между средними доходами верхних 1091 населения и доходами нижних 10% возрос с 4 раз в 1992 г. до 13,8 раз в 2001 г.

    Социальной политике в период коренной трансформации должен быть присущ упреждающий характер.

    В государственном регулировании социальных процессов главное состоит во введении социальных показателей в рамп предельно допустимых (критических), в разработке системы минимальных государственных стандартов уровня и качества: ни населения. Для этого необходим социально ориентированный бюджет, чтобы весь блок затрат на социальные нужды был защищенным и его финансирование своевременным.

    По существу все государственные мероприятия в социальной сфере имели вынужденный характер. На федеральном уровне они сводились в основном к индексации и компенсации отдельных видов денежных доходов.

    Факторы, дестабилизирующие социальное развитие и уровень жизни, проявлялись во многих сферах жизнедеятельности:

    – в социальной сфере — ухудшение воспроизводства человека качества жизни;

    – в сфере производства – подрыв материально-технической базы отечественного производства, особенно отраслей потребительского сектора;

    – в сфере обращения и обмена — высокая инфляция, дестабилизирующие перекосы цен;

    – в сфере государственного управления – потеря управляемой экономики, ослабление роли государства, криминализация экономики и т.п.

    Результаты социальных изменений за годы преобразований резко контрастируют как с Конституционными положениями о Асоциальном характере российского государства, так и с заявленными в программах Правительства РФ 1995 – 1997 гг. и 1997- 2003 гг. целями и приоритетами социальной политики. Экономический кризис после 1990 г. отбросил Россию по уровню жизни населения на много лет назад.

    Один из главных официальных лозунгов проводимых рыночных преобразований – приближение внутренних цен к мировым. Такое приближение по основной массе товаров произошло, а по некоторым товарам внутренние цены сравнялись с мировыми и даже превзошли их. В условиях рыночной экономики рабочая сила – тоже товар, а лозунг о сближении с мировыми ценами должен распространяться и на нее. В условиях же, когда рабочая сила
    является самым дешевым товаром, уровень жизни ещё больше снижается.

    Общеизвестны социальные издержки рыночных преобразований. Назовем некоторые обобщающие показатели: продолжительность жизни резко сократилась, у мужчин она не достигает конца трудоспособного возраста (58 лет); отрицательный естественный прирост прогнозируется Госкомстатом РФ за пределами третьего тысячелетия; производительность труда снизилась в 2 раза (в промышленности); у 1/3 населения (44 –45 млн. человек) доходы ниже официального прожиточного минимума, около 20% живут л условиях нищеты; потенциал безработицы, а не официально регистрируемая Федеральной службой занятости) оценивается величинами порядка 25 – 30 млн. человек; минимальные размеры оплаты труда и пенсии потеряли свое значение как важнейшие социальные нормативы. Так, в 1992 г. минимальная зарплата (в среднем за год) составляла 33% прожиточного минимума трудоспособного населения, в 1993 г. – 26, в 1994 г – 18, в 1995 г. -16%.

    Синтезирующий результат социальных преобразований в рамках монетаристской концепции – предельная поляризация общества, усиление процессов люмпенизации, интенсивное размывание среднего слоя. Наиболее многочисленный в прошлом средний класс в настоящее время составляет лишь 10 – 14%.

    Если в 1990 г. по важнейшим социальным индикаторам Россия входила в группу развитых стран мира, то в настоящее время стала все больше приближаться к уровню развивающихся стран. В России сейчас самая низкая продолжительность жизни из развитых стран, прожиточный минимум скорее является уровне выживания, чем минимальным уровнем жизни.

    Отметим, что в условиях административно-командной системы, десятилетиями ставилась задача обогнать главные страну капитализма по объему производства и производительности труда, а в процессе перехода к рыночным отношениям; в течение трех лет догнали и почти обогнали по социальному не равенству. Догнать США российским «реформаторам» удалось в считанные годы. По данным официальной статистики, число бедных увеличилось в 1995 г. и составило 36,6 млн человек. На 10% самых бедных приходится лишь 2,4% общей массы денежных доходов.

    Отличие России от других стран состоит в том, что «новые бедные» в России – это работающие, но не зарабатывающие люди. Рост бедности работающих становится разрушительным фактором экономики.

    Отринутая вместе с теорией социализма идея классового расслоения общества бумерангом вернулась в нашу реальность противостоянием богатых и бедных, снабженных ярлыками «новых русских» и «новых бедных». Функции «человека-цели» и «человека-средства» жестко закрепились за вполне определенными социальными группами.

    Социальной политике в период широкомасштабной трансформации должен быть присущ упреждающий характер. Зачастую социальные решения принимаются вдогонку событиям, как реакция на открытое проявления социальной неудовлетворенности. В 1995 г. число участников забастовок выросло более чем в 3 раза. Реализуемый правительством подход к обеспечению макроэкономической стабилизации по своей сути предполагал толь ко косвенное и ограниченное регулирование социальных процессов.

    Только спустя десять лет после начала реформ, в 2000 г., российское Правительство представило свою стратегическую программу развития до 2010 г. и план первоочередных действий по преобразованию экономики. Положительным фактором в заявленной стратегии является то, что социальный блок стратегии «Социальная политика» предшествует блоку «Модернизация экономики». Конечно, есть вопросы о том, как реализовать все задуманное, но сама структура блоков стратегии правильно отражает ее целевую направленность на решение социальных задач. Социальная политика этой программы включает, несколько подразделов: «Реформирование образования», «Стратегия реформирования здравоохранения», «Политика в сфере культуры», «Стратегия реформирования физкультуры, спорта, туризма и санаторно-курортной сферы», «Трудовые отношения и занятость населения», «Социальные аспекты государственной Северной политики», «Политика в области миграции».

    Следует отметить, что России нужна социальная политика, которая не противоречила бы интересам национальной безопасности, а обеспечивала и укрепляла бы национальную безопасность. В этом стратегическая суть необходимых перемен характера и содержания социальной политики.

    Генеральное решение, необходимое и достаточное для обретения Россией такой социальной политики, состоит из двух взаимосвязанных принципиальных поворотов:

    1) поворот от деятельности государства, создающей все новые социальные риски (социальные опасности и угрозы) для населения, к неукоснительному и в полном объеме выполнению государством его конституционных обязанностей по обеспечению законных социальных прав, свобод и интересов населения;

    2) поворот от недемократических к демократическим методам (механизмам) осуществления социальной политики, соответствующим Конституции Российской Федерации.

    Государство — тот единственный субъект, который в создавшихся условиях способен практически изменить сложившиеся опасные тенденции и губительную траекторию разрушения страны. Это касается всех сфер жизни общества, включая и сферу социальной политики.

    Реальной многосубъектности (гражданского общества) в России пока нет. Действия властей продолжают оставаться не только бесконтрольными, но и в полной мере произвольными по отношению к населению страны. Правда, правительство вынуждено считаться с требованиями и рекомендациями «большой семерки» и международного финансового капитала. Однако это не облегчает, а усугубляет положение: внешние силы действуют не в интересах народа России, а последовательно в своих интересах.

    Шоковый тип реформ был навязан именно внешними силами, в то время как не нашлось никаких внутренних сил, способных противостоять столь разрушительным подходам и планам. И до сих пор в стране нет настолько организованных массовых социальных сил, чтобы заставить власти изменить подходы к руководству хозяйством и социальной сферой. Отсюда вся полнота исторической ответственности, которая лежит сегодня на государстве.

    На затянувшемся первом этапе реформ (1992 – 1998 гг.) государство решало и решило фактически одну-единственную задачу: создание частной собственности как господствующей формы и пусть еще крайне нецивилизованного, но уже капиталистического хозяйственного уклада как доминирующего. Всецело сосредоточившись на этой исторической задаче, государство на несколько лет вышло из круга своих непременных социально-политических функций как в хозяйстве, так и в социальной сфере. Это не значит, что государство стало на время аполитичным или же стало «над политикой». Напротив, оно сделалось на период первоначального накопления шоковыми методами непозволительно недемократическим, непозволительно политически односторонним. Государство всецело стало защитником интересов только одной социальной группы — претендентов на роль крупных частных собственников.

    Государство не выполняло своей общественно-политической функции обеспечения основ социального перемирия и социальной устойчивости, социально сбалансированного учета интересов всех основных социальных сил.

    В итоге трудящееся население оказалось раздавленным шоковыми реформами, лишилось многих существенных параметров достигнутого прежде социального положения, было отброшено к решению задач выживания без развития. В обстановке затяжного шока и необходимости физического выживания население не сумело и не смогло воспользоваться правами и свободами, появившимися благодаря ликвидации тоталитарного режима. Фактический мораторий на правопорядок, ставший необходимым сопровождением форсированного первоначального накопления, придал повышению экономической и социальной активности криминальный уклон. В результате подавляющее большинство населения не только не обрело достойного общественного положения, но и лишилось достойной перспективы. Социальная деградация, социальная дезинтеграция, даже необратимое социальное отчуждение (образование «социального дна») стали массовыми явлениями.

    Сами реформаторы, стоящие у власти, не желали такого результата. Первоначально они планировали шок только на восемь месяцев. Не исключено, что реформаторы и вправду надеялись, что уже к концу 1992 года появятся признаки оживления, развития и возрождения. Однако шок длится уже десятый год, начат его дополнительный тур. Затяжной шок породил переход социально-хозяйственной ситуации в крайне нежелательное и по сути губительное качественное состояние.

    Государству, если оно намерено действовать не во вред, а в интересах России, в создавшейся ситуации не остается ничего иного, кроме как перестать односторонне отстаивать интересы капитала, перестать быть орудием давления капитала на трудящееся население. Государство должно прекратить функционировать как основной источник непосредственных социальных опасностей для населения. Оно должно перестать замышлять и практически осуществлять по преимуществу антинародные меры.

    Государство должно перейти к сбалансированной социальной политике. При этом речь даже не идет о том, чтобы государство соответствовало своему конституционно установленному (статья 7) характеру — «социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Перспектива такого государства в современной России даже не просматривается. Речь идет о гораздо меньшем, но жизненно решающем: государство должно перестать быть антинародным (по официальной фразеологии, «осуществляющим непопулярные реформы»). Это значит только одно: государство должно учитывать интересы не одной только стороны общественных преобразований, но всех сторон, а потому создавать всем социальным группам реальные возможности как формулировать, так и представлять и отстаивать свои интересы в рамках социального мира (перемирия).

    Есть смысл рассмотреть иную (более согласующуюся с Конституцией РФ) схему осуществления Президентом и Правительством их государственных властных функций. Целесообразно исходить из многообразия идеологий и неконституционности установления (пусть не формально, а фактически) какой-либо идеологии в качестве государственной и обязательной. Поворот к иной схеме действия президентской и правительственной власти (к схеме, более, чем ныне принятая согласующейся с Конституцией РФ) обеспечивается отказом от односторонней и априорной связанности Президента и Правительства лишь с одной из идеологий общественно-экономического развития.

    В стратегическом плане речь идет о том, чтобы реально (а не формально только) допустить всех субъектов гражданского общества к процессу исторического выбора Россией своего будущего. И Президент, и Правительство, конечно же, вправе иметь свои собственные представления относительно правильности выбора Россией своего исторического пути. Но они не вправе своей властью исключать из реального процесса исторического выбора социальные силы (и идеологии), придерживающиеся иных представлений. Они не вправе вводить свою точку зрения как государственную, обязательную. Возможность публично высказывать иные позиции — это необходимо, но этого еще недостаточно для демократии. Если иные точки зрения получают поддержку на выборах в представительные (законодательные) федеральные и региональные органы власти, а также на выборах глав администраций, то с ними надо считаться в той же мере, что и с точкой зрения самого президента. Считаться — значит искать и находить компромисс, согласовывать на деле, в практике государственного управления.

    Следует отметить, что в существующую ранее модель социального развития в последние полгода внесены существующие коррективы в связи с принятием решения о монетизации льгот.

    Предстоит переориентировать социальную политику на активизацию факторов, стимулирующих высокоэффективный и производительный труд, повышение на этой основе личной ответственности граждан за своё материальное благополучие. Стратегическими целями социальной политики для России в нынешний период проведения социальных реформ являются1:

    достижение ощутимого улучшения материального положения и условий жизни людей;

    обеспечение эффективной занятости населения, повышение качества и конкурентоспособности рабочей силы;

    гарантия конституционных прав граждан в области труда, социальной защиты населения, образования, охраны здоровья, культуры, обеспечения жильём;

    переориентация социальной политики на семью, обеспечение прав и социальных гарантий, предоставляемых семье, женщинам, детям и молодёжи;

    существенное улучшение социальной инфраструктуры.

    В соответствии со ст. 3 Федерального закона «О государственной социальной помощи» целями оказания данной помощи являются2:

    – поддержания уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации;

    –    адресного использования бюджетных средств;

    –     усиления адресности социальной поддержки нуждающихся граждан;

    –   создания необходимых условий для обеспечения всеобщей доступности и общественно приемлемого качества социальных услуг;

    –     снижения уровня социального неравенства;

    –   повышения доходов населения.

    Основной целью оказания государственной социальной помощи является поддержание уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан.

    В настоящее время в переходный период для России многие слои населения остались без средств существования, переместились за черту бедности. Нельзя признать нормальной ситуацию в нынешней России, когда в социальной структуре преобладают крайние группы в материальном отношении: сверхбедные и сверхбогатые, причём в соотношении (по уровню доходов) 1:20/50 (по данным разных источников).

    Регулирование уровня жизни населения является одним из основных направлений деятельности любого государства Ведь крайняя степень неравенства способна привести к нестабильности в обществе, социальным взрывам, разрушению производительных сил, гибели людей Поэтому в цивилизованных обществах политические структуры стремятся смягчить социальное неравенство, создать условия для удовлетворения хотя бы минимальных материальных и духовных потребностей людей.

    Следовательно, основной целью государственной социальной помощи является поддержка малоимущих групп населения: семей и одиноких граждан, которые проживают на сегодняшний день за чертой бедности и не могут обеспечить себя и членов своей семьи самым необходимым.

    Второй целью оказания государственной социальной помощи является адресное и рациональное использование бюджетных средств.

    Прежде всего необходимо остановиться на том, что государство не в состоянии оказывать государственную социальную помощь всем желающим, она должна иметь конкретного адресата, то есть тех людей, которым на сегодняшний момент наиболее необходима данная помощь. В соответствии с Федеральным законом «О государственной социальной помощи» социальная помощь выплачивается только малоимущим семьям или малоимущим одиноко проживающим гражданам, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации, т.е. людей действительно в ней нуждающихся.

    Мировой опыт государств с рыночной экономикой свидетельствует, что без специальных и общественных структур социальной защиты населения, без четкого функционирующего механизма социальной помощи отдельным группам и слоям населения гуманное, духовно и нравственно богатое демократическое общество, правовое государство могут существовать лишь виртуально.

    Социальная работа, ее содержание, технологии, формы и методы осуществления неотделимы от проблем общественного развития. Являясь социальным институтом, действующим в системе общественных отношений — экономических, социальных, социально-политических, духовно-нравственных и др., — она участвует в их регулировании, осуществлении функций, обеспечивающих жизнедеятельность и отдельного человека, и общества в целом. Особенно значима ее роль в поддержании жизненных сил социально ослабленных членов общества, оказании помощи людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию. Непосредственно участвуя в разработке и реализации социальной политики, социальных программ, направленных на защиту населения от социальных рисков, применение современных технологий в работе с клиентами, социальная работа наряду с государственными структурами, общественными объединениями и другими субъектами способствует достижению социальной стабильности в обществе, осуществлению в нем преобразований в интересах российского человека.

    Социальная помощь — это система мер по оказанию помощи нуждающимся людям, содействие им в преодолении жизненных трудностей в возмездной и в безвозмездной формах. Диапазон возможных жизненных трудностей, вызывающих необходимость в социальной помощи, гораздо шире тех, которые «обслуживаются» благотворительностью. Социальная помощь бывает не только материальной, но и физической, социально-бытовой, правовой, психологической, педагогической и т.п. Социальная поддержка — это содействие трудоспособным активным группам населения, временно оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Любая благотворительность является, безусловно, социальной помощью и поддержкой, которые не всегда оказываются благотворительностью. Благотворительность — это, как уже говорилось, особая форма социальной помощи и поддержки, заключающаяся в безвозмездном оказании материальной помощи и поддержки нуждающимся.

    Проводимая в настоящее время реформа социальной поддержки населения ставит собой целью повышение благосостояния российских граждан, на повышение жизненного уровня и все же высока опасность того, что реформы и в этот раз не достигнут своей цели.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Заключение

     

    Реализация в жизнь принципа социального государства (ст. 7 Конституции Российской Федерации) является исключительно важной в плане построения в России правовой демократической государственности.

    Конституционный принцип социального государства требует проведения политики, сглаживающей противоречия между частным и публичным интересом, не допускающей противозаконных действий со стороны всех субъектов хозяйственной деятельности, охраняющей права социально незащищенных слоев населения. Но построение социального государства не осуществимо лишь посредством какой-то особой государственной политики. Необходима масштабная законодательная реформа, пересмотр всей существующей административной практики в социальной сфере, а главное — создание гибкой экономической системы, обеспечивающей общественный консенсус. ключевыми элементами принципа социального государства выступают право человека на достойную жизнь и свободное развитие. Понятие этого права четко раскрывается в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах . В частности, достойная жизнь подразумевает право на достаточное питание, одежду и жилище как для человека, так и для его семьи, на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья. Свободное развитие человека требует непрерывного улучшения условий жизни — право на повышение образовательного уровня, получение более высокого вознаграждения за труд в соответствии с его результатами, на улучшение состояния окружающей среды.

    1. Цель социального развития государства состоит в построении социального государства. Основными характеристиками социального государства являются: а) развитая система страховых отчислений и высокий уровень налогов, формирующих бюджет, высокие размеры отчислений на социальную сферу; б) развитая система услуг и социальных служб для всех групп населения; в) развитая правовая система, при которой осуществлено разделение властей, четкая реализация функций каждой ветви власти, отработана нормативно-правовая система социальной жизни.

    2. Показателем социального государства является социальная политика. Государственная социальная политика – это целенаправленная деятельность государства, ставящая своей целью ослабление дифференциации доходов, смягчение противоречий между участниками рыночной экономики и предотвращение конфликтов на экономической почве. Посредством государственной социальной политики в рыночной экономике реализуется принцип социальной справедливости, предполагающий определенную меру выравнивания положения граждан, создание системы социальных гарантий и равных стартовых условий для всех слоев населения.

    4. Содержание социальной политики заключается в деятельности государства и других политических институтов по управлению развитием социальной сферы, по определению ее содержания, основных направлений ее развития и функционирования. Важно подчеркнуть, что социальная политика является (должна быть) своеобразной концентрацией всех иных видов политики (прежде всего экономической), ибо она направлена на специфический объект социальные отношения в собственном или узком смысле слова. Последние же понимаются как определенный срез, синтез социальных сторон всех других видов общественных отношений, которые в содержательном плане проявляются в положении человека в обществе, в удовлетворении его разнообразных потребностей и интересов.

    5. Социальная жизнь общества за последний период пошла по двум направлениям. С одной стороны появилась свобода выбора товаров и услуг, их форм. Но с другой стороны все эти социальные блага не доступны подавляющему числу жителей страны. Получили распространение такие явления как нищета, явная безработица, необеспеченность в старости, беженцы. Эти явления не были явно видны при старой политической системе. Пособия и разного рода выплаты и дотации не исправляют положения.

    Все эти и другие явления социальной жизни страны негативно влияют на экономическое и политическое положение государства. Тем самым становится очевидно, что для нормального функционирования социально ориентированной рыночной экономики России и успешного создания эффективного социально-защитного механизма необходимо незамедлительное принятие и неукоснительное претворение в жизнь нормативно-законодательных актов, направленных на повышение занятости и обеспечение государством социальной поддержки населения.

    Современное российское государство является пока еще государством переходного типа. А это означает, что его основные институты, органы и учреждения характеризуются определенной противоречивостью, а нередко и противостоянием, чему россияне являются непосредственными свидетелями.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     


    СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

     

  4. Конституция Российской Федерации: Принята на всенародном референдуме 12 декабря 1993 г. // Российская газета от 25 декабря 1993 г.
  5. Всеобщая декларация прав человека 1948 г. // Российская газета от 10 декабря 1998 г.
  6. Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 ноября 1950 г.) // Бюллетень международных договоров, 2001, № 4.
  7. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 19 декабря 1966 г. // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных с иностранными государствами, М., 1978 г., Вып. XXXII.
  8. Венская декларация и программа действий (Вена, Австрия, 14 – 25 июня 1993 г.) // Международное публичное право. Сборник документов. Т.1. –М.: БЕК, 1996.
  9. ЖК РФ от 29 дек. 2004 г. N 188-ФЗ // Российская газета. 05 января 2005 г.
  10. Федеральный закон «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» от 23 февраля 1995 г. № 26-ФЗ (в ред. ФЗ от 22.08.2004 № 122-ФЗ) // СЗ РФ. 1995. № 9. Ст. 713.
  11. Федеральный закон «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» от 17 сентября 1998 г № 157-ФЗ (в ред. ФЗ от 29.12.2004 № 199-ФЗ) // СЗ РФ. 1998. № 38. Ст. 4736.
  12. Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ (в ред. ФЗ от 22.08.2004 № 122-ФЗ) // СЗ РФ. 1999. № 14. Ст. 1650.
  13. Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 29 апреля 1999 г. № 80-ФЗ (в ред. ФЗ от 20.12.2004 № 167-ФЗ) // СЗ РФ. 1999. № 18. Ст. 2206.
  14. Федеральный закон от 17 июля 1999г. «О государственной социальной помощи» ( в ред. ФЗ от 24 августа 2004 г № 122-ФЗ )// Российская газета, 1999, № 43, 21 июля.
  15. Основные направления государственной семейной политики: утверд. Указом Президента РФ от 14 мая 1996 г. // Российская газета. 20 мая 1996 г.
  16. Бабашкина А.М. Государственное регулирование национальной экономики. –М.: Финансы и статистика, 2004.
  17. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. М., 2005
  18. Баталов Э. Доживет ли Россия Российской Федерации// Российская Федерация сегодня. 2000. №8.
  19. Бурджалова Ф.Э. Современная социальная политика. М., 2001.
  20. Гордон Л.А. Социально-экономические права человека: своеобразие, особенности, значение для России // Общественные науки и современность. 1997, № 3.
  21. Гончаров П.К. Российская модель социального государства: постановка проблемы и вариант решения// Социология власти. Информационно-аналитический бюллетень. 2001. № 4. С. 55– 59.
  22. Государственное регулирование рыночной экономики / Под общ. рд. В.И. Кушлина, Н.А. Волгина.–М.: Экономика, 2004.
  23. Гриценко Н.Н. Социальные модели общества в период перехода к социально-ориентированной рыночной экономике (к вопросу о разработке социальной модели России XXI века) //Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ, №24 (112)- 2002 .
  24. Жарков Б.Н. Права человека в современном мире: проблемы и решения. – М.: Изд-во «Знание», 1988.
  25. Жуков В.И. Социальная политика. М., 2001.
  26. Ильин И.А. Общее учение о праве и государстве//Собр. Соч. В 10 т. Т. 4. М., 1994. С. 45-47
  27. Национальная экономика / Под общ. Ред. В.А. Шульги.–М.: Изд-во Российской экономической академии, 2004.
  28. Оппенлендер К.Х. Необходимость и предпосылки новой инновационной политики //Вопросы экономики. — 2000. — № 10.
  29. Платонова Е. Экономические системы и их трансформация // МЭиМО, 2000, № 7, С. 30-40.
  30. Победоносцев К.П. Власть и начальство// Великая ложь нашего времени. М., 1993.
  31. Права человека как фактор стратегии устойчивого развития / Отв. ред. Е.А. Лукашева. –М.: Норма, 2000.
  32. Ракитский Б.В. Концепция социальной политики для современной России. –М.: Институт перспектив и проблем страны. 2000.
  33. Социально – трудовая сфера России в переходный период: реалии и перспективы / Под ред. Акимова А.К., Волгина Н.А. и др. М.: Молодая гвардия, 2000.
  34. Тихомиров Л.А. Монархическая государственность. М., 1998.
  35. Шарков Ф.И. Социальная политика в России (региональный аспект). Учебное пособие. –М.: Асадаль, 2002.
  36. Хлобустов О. Права человека: история и современность // Диалог, 1998, № 11.

     


     

<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 1.07MB/0.00045 sec

WordPress: 24.23MB | MySQL:126 | 2,336sec