КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТРОЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПОНЯТИЕ, ПРИНЦИПЫ И ЗАКРЕПЛЕНИЕ

<

083014 0240 1 КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТРОЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПОНЯТИЕ, ПРИНЦИПЫ И ЗАКРЕПЛЕНИЕКаждая страна, считающая себя цивилизованной, имеет свою конституцию. И это закономерно. Конституция важна и необходима для современного государства, прежде всего потому, что в ней закрепляются его исходные принципы и назначения, функции и основы организации, формы и методы деятельности. Конституция устанавливает пределы и характер государственного регулирования во всех основных сферах общественного развития, взаимоотношения государства с человеком и гражданином. Самое главное — конституция придает высшую юридическую силу фундаментальным правам и свободам человека, защищает его честь и достоинство. Конституцию справедливо называют основным, главным законом государства, определяющим конституционную основу общества и государства. Основы Конституционного строя
– это совокупность закрепленных Конституцией основных положений и принципов, в соответствии с которыми должны находиться и другие положения Конституции, и все нормативные акты, принимаемые в Российской Федерации. В то же время основы конституционного строя как бы моделируют новое российское государство и гражданское общество. Специальных комплексных актов, которые бы развивали и иллюстрировали конституционные характеристики государства (демократическое, правовое, федеративное (ст. 1), суверенное (ст. 4), социальное (ст. 7), светское (ст. 14), с республиканской формой правления (ст. 1) и принципы конституционного строя: народовластие (ст. 3), разделение властей (ст. 10), идеологическое и политическое многообразие (ст. 13) и др.).

Актуальность темы исследования тем, что конституционные основы общества и государства определяют понимать закрепленные конституционными нормами наиболее важные общественные отношения, возникающие: из экономической и политической основ деятельности государства; из принципов взаимоотношений государства и человека; из структуры самого государства, формы государственного правления, основы государственного устройства и политического режима; из принципов взаимоотношения государства с общественными и другими негосударственными организациями. Закрепляя политические основы, Конституция регулирует общественные отношения, возникающие по поводу осуществления народовластия, роли и места государственной власти в обществе, правового положения специально создаваемых различных политических организаций, т.е. определяет механизм политической власти (политическую систему).

Задачи исследования:

– рассмотреть понятие, сущность, принципы и закрепление конституционного строя Российской Федерации;

– дать общую характеристику конституционных основ российского общества и государства.

В качестве нормативной базы исследования использованы: Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс, федеральные и конституционные законы Российской Федерации, нормативно-правовые акты.

Теоретической базой исследования являются работы таких авторов как Александров В. А., Баглай М. В., Демидов А. Ю., Еременко Ю. П., Кабышев В.Т., Катков Д.Б., Коваленко А.И., Клименко С.В., Кутафин О.Е., Ррумянцев О.Г. и др.

 

ГЛАВА 1.

Каждое государство характеризуется определенными чертами, в которых выражается его специфика. Оно может быть демократическим или тоталитарным, республикой или монархией и т.д. Совокупность таких черт позволяет говорить об определенной форме, определенном способе организации государства, или о государственном строе. Этот строй, закрепленный конституцией государства, становится его конституционным строем. Таким образом, конституционный строй — это определенная форма, определенный способ организации государства, закрепленный в его конституции.

Однако есть и другое понятие конституционного строя, заложенное, в частности, в Конституции РФ и относящееся не ко всякому государству, а лишь к такому, форма, способ организации которого имеет строго определенные черты, позволяющие считать его конституционным государством, так как наличие в государстве конституции совсем не означает, что такое государство можно считать конституционным. Конституционное государство характеризуется прежде всего тем, что в нем обеспечено подчинение государства праву. Для того чтобы государство в полной мере подчинялось праву, нужны соответствующие гарантии. В своей совокупности они обеспечивают такую форму, такой способ организации государства, который может быть назван конституционным строем.

В современной науке государственного (конституционного) права и в нормативно-правовых актах часто используются понятия «конституционный строй», «основы конституционного строя». Первым шагом в изучении данного вопроса является проблема соотношения таких понятий как «общественный строй», «государственный строй» и «конституционный строй».

О.Г. Румянцев отмечает что «под общественным строем специалисты понимают организацию общества, взятую в единстве всех сторон и обусловленную определенным уровнем производительных сил, производственных, политических, идеологических, правовых и других отношений, а также соответствующих им учреждений»1. Он определяет такой строй как систему, наделенную характерными особенностями общественного сознания и традициями взаимодействия людей в разных сферах жизни и охраняемую государством и правом.

Б.А. Страшун говорит об общественном строе как об «исторически конкретной системе общественных отношений, т.е. организации общества, обусловленной определенным уровнем производства, распределением и обменом продуктов, характерными особенностями общественного сознания и традициями взаимодействия людей в разных сферах жизни и охраняемой государством и правом»2. Следует не согласиться с таким определением, в котором отождествляется система общественных отношений и организация общества.

Понятие общественного строя содержится в Большом юридическом словаре. В частности, он определяется как «исторически конкретная система общества, обусловленная определенным уровнем производства, распределения и обмена продуктов, характерными особенностями общественного сознания и традициями взаимодействия людей в разных сферах жизни и охраняемая государством и правом»3. Данное определение является более удачным, т.к. строй раскрывается через систему общества, а не через систему общественных отношений.

Общественный строй является не государственно-правовой категорией, а скорее ––социально-политическим понятием, охватывающим всю сумму социальных отношений в обществе, как урегулированных нормами права, так и нет.

Общественный строй охватывает все стороны общественной жизни в их органической взаимосвязи; в его структуру входят социальные идеи, социальные институты (государство, негосударственные организации, социальные нормы), социальные отношения, существующие в обществе. Основами общественного строя принято считать экономическую и политическую системы.

Государственный строй представляет собой совокупность общественно-политических отношений и институтов, выражающих наиболее устойчивые свойства, взаимосвязи и взаимодействия элементов внутренней организации государства. «Государственный строй –– система социальных, экономических и политико-правовых отношений, устанавливаемых и закрепляемых нормами конституционного (государственного) права»1. В данном определении строй раскрывается через отношения, что не совсем правильно, т.к. он представляет собой механизм государства. Государственный строй определяется через основные организационные институты и формы механизма политической власти. Другими словами, государственный строй представляет собой не только совокупность государственных органов, осуществляющих государственную власть, но и характер взаимоотношений между ними в процессе реализации своих полномочий в осуществлении государственной власти. Государственный строй является частью общественного строя, зависит от особенностей экономических, политических и идеологических отношений в обществе, а также от того, в чьих руках, в руках какого класса, слоя или группы общества находится эта власть. Государственный строй характеризуется:

1)системой высших и иных органов государства, их структурой, компетенцией, порядком их образования;

2)разнообразием охраняемых государством социально- экономических и организационно-политических основ государственной власти;

3) территориальным устройством государства.

Как общественный, так и государственный строй могут быть неконституционными, а воздействие государства на общество являться преимущественно неправовым. Если же государство воздействует на общественный строй, прежде всего, посредством установления или санкционирования правовых норм, обеспечения их реализации, опираясь при этом на Конституцию и иные источники права, выполняет ряд других обязательств перед человеком и обществом, это позволяет говорить о началах конституционного строя. Рассмотрев предварительное соотношение общественного и государственного строя, необходимо уяснить и раскрыть содержание конституционного строя.

В отечественной литературе можно найти несколько точек зрения на понимание конституционного строя.

В частности, «конституционный строй — общественный строй и устройство государства, закрепленные в Конституции. Общественный строй — есть сочетание экономической и политической систем общества, устройство государства определяется через формы государства (форму правления, политический режим и т.д.)». В учебном пособии для поступающих в юридические вузы под редакцией академика О.Е. Кутафина говорится: «Конституционный строй характеризуется особыми принципами (базовыми началами), лежащими в основе взаимоотношений человека, общества и государства. Конституционный строй — это такая организация государственной и общественной жизни, где государство является политической организацией гражданского общества, имеет демократический правовой характер и в нем человек, его права, свободы, честь, достоинство признаются высшей ценностью, а их соблюдение и защита — основной обязанностью государства»1. О.Е. Кутафин вкладывает в это понятие и совокупность определенных гарантий подчиненности государства праву, Ю.П. Еременко считает, что конституционный строй представляет собой «систему господствующих экономических, политических и идеологических отношений в их конституционной форме выражения, которые воплощают полновластие (суверенитет) черты общества в целом»1. В.Т. Кабышев видит в конституционном строе, прежде всего, «систему конституционных отношений как предмет конституционного регулирования, а также конституционных норм и принципов, регулирующих и закрепляющих отдельные виды общественных отношений существующего реального строя»2. В свою очередь, Н. А. Богданова полагает возможным определить конституционный строй как «устройство государства и общества, закрепленное государственно-правовыми нормами, а В.И. Лафитский исходит из того, что конституционный строй охватывает только основы государственности и права, тогда как правовое государство – все стороны государственного и правового бытия»3. О.Г. Румянцев считает, что «конституционный строй — это целостная система социально-правовых отношений и институтов, подчиненная безусловным нравственным и конституционным велениям»4. Эта система, по мнению Румянцева, основана на совокупности основополагающих регуляторов, которые содействуют закреплению в общественной закреплению в общественной практике и в правосознании стабильных, справедливых, гуманных и правовых связей между человеком, гражданским обществом и государством. Баглай М.В. определяет конституционный строй как «порядок, при котором соблюдаются права и свободы человека и гражданина, а государство действует в соответствии с конституцией. Это понятие вбирает в себя не только юридическое содержание. Оно обусловлено, помимо права, уровнем правосознания, развитием политической культуры и этики. Право и мораль должны обеспечивать неотвратимость наказания в отношении любого гражданина или должностного лица, посягнувшего на конституционные порядки»5. Такое определение повторяется и в авторском учебнике М.В. Баглая6. Иное определение содержится в учебнике под редакцией О.Е. Кутафина, где конституционный строй является «формой или способом организации государства, которая обеспечивает подчинение его праву и характеризует его как конституционное государство»1.

Достаточно интересное определение содержится в учебном пособии Каткова Д.Б. и Корчиго Е.В. Они отмечают, что «конституционный строй — это система правовых отношений, закрепляющая способ организации государства, при котором признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина, а государство подчинено праву и, прежде всего, демократической Конституции»2.

Из приведенных выше определений видно, что конституционный строй рассматривается через такие категории как «общественный и государственный строй, организация государственной и общественной жизни», «система определенных отношений», «порядок», «форма организации государства», «система норм и принципов» и т.д. Некоторые авторы в данное понятие включают нравственный, гуманистический подход, верховенство права, наличие конституции и т.д. Все это является небесспорным и требует более глубокого и специального изучения.

Таким образом, конституционный строй можно было бы определить как систему социальных, экономических и политико-правовых отношений и институтов, закрепленных и охраняемых конституционно-правовыми актами.

Конституционный строй — это форма (или способ) организации государства, которая обеспечивает подчинение его праву и характеризует его как конституционное государство. Это понятие вбирает в себя не только юридическое содержание. Оно обусловлено, помимо права, уровнем правосознания, развитием политической культуры и этики. Право и мораль должны обеспечивать неотвратимость наказания в отношении любого гражданина или должностного лица, посягнувшего на конституционные порядки. Ограничение государственной власти правом имеет одной из целей создание оптимальных условий для функционирования гражданского общества, являющегося неотъемлемым атрибутом конституционного государства.

С учетом сказанного хотелось бы отметить следующее. Во-первых, конституционный строй представляет собой определенную систему социальных институтов (государство, негосударственные организации) и общественных отношений, при чем наиболее значимых и важных. Во-вторых, эта система урегулирована нормами конституционными права. В-третьих, эта система таких взаимосвязанных и взаимообусловленных отношений, которые складываются в той или иной мере между человеком, обществом и государством. Взаимоотношения между ними строятся в соответствии с определенными принципами — основами конституционного строя, совокупность (система) которых представляет собой конституционный строй.

Между содержанием понятий общественного, государственного и конституционного строя можно провести следующее соотношение. Конституционный строй включает в себя государственный строй в целом, а также часть общественного строя, причем наиболее значимые его сферы, которые подвергаются правовому регулированию со стороны государства.

Основы –- это важнейшие, исходные начала, положения, охватывающие и решающие главные элементы содержания чего-либо, определяющие его сущность. В конституционном строе также можно выделять его качественные характеристики, представляющие собой источник, главное, опору, инфраструктуру, на которой стоят и к которой сводятся все отдельные нормы, действующие в обществе и государстве.

О.Е. Кутафин под основами конституционного строя общества понимает «главные принципы государства, обеспечивающие подчинение его праву и характеризующие его как конституционное государство»1. В.Т. Кабышев отмечает, что они подчеркивают особенности и специфику конституционного регулирования общественных отношений, указывают на источник, то главное, на чем базируется определенное явление, полагая при этом, что «свою конкретизацию основы получают в конституционных принципах»1. Встречается понятие основ конституционного строя как «политико-правовых ориентиров в общей системе регулирования общественных отношений». В.И. Лафитский обращает внимание на закрепление в конституциях штатов США «основных структурных элементов политической системы и принципов, положенных в основу ее функционирования»2. НА. Михалева видит в них «законодательное выражение реально существующих основ общественного и государственного строя», которые отражают сущность фактических общественных отношений, составляющих объект конституционного регулирования и обусловленных характером основополагающих социально-экономических и общественно-политических отношений3.

О.Г. Румянцев различает две стороны понятия основ конституционного строя. Во-первых, это устои реальных общественных отношений, которые суть категория объективная, во-вторых, субъективное отражение объективной категории, адекватно либо не вполне адекватно устанавливаемое законодателем. Под основами конституционного строя он понимает «находящиеся под защитой государства сущностные социально-нравственные установки и политико-правовые правила разумной и справедливой организации общества. Они обусловливают ключевые черты общественного строя, власти, формы правления, государственного устройства, политического режима. В них определяются общие принципы правовой регламентации отношений в основных подсистемах общества, и обеспечивается их взаимодействие. Каждый из конституционных принципов представляет собою концепцию жизнедеятельности отдельных составляющих конституционного строя в целом»4.

Основы конституционного строя предстают в виде самостоятельного государственно-правового института. Конституционное право регламентирует основы конституционного строя «основополагающие принципы устройства государства и его соотношения с человеком и обществом, его (государства) существенных характеристик, которые в совокупности составляют упорядоченную и относительно завершенную систему и которые проецируются на все остальные нормативные установления права»1.

Основы конституционного строя взаимосвязаны, не существуют изолированно друг от друга. Все они оказывают друг на друга влияние, представляют собою не простую совокупность, а органическое единство, целостную систему и выражают качественную определенность её содержания.

От понятия основ конституционного строя следует перейти к их классификации. В главе I Конституции РФ, которая называется «Основы конституционного строя», находит свое выражение целостная система основ конституционного строя.

К их первой группе относятся основы организации государственной власти: народовластие; федерализм; верховенство права; принцип разделения властей; государственный суверенитет.

Вторую группу составляют основы взаимоотношений государства и человека, гражданина, правового статуса человека и гражданина. К ним относятся: признание и утверждение прав и свобод человека и гражданина высшей ценностью; их защита и соблюдение — обязанностью государства.

Третья группа включает основы организации жизни общества. Ее составляют:

  • идеологический и политический плюрализм;
  • светский характер государства; свобода экономической деятельности;
  • многообразие и равноправие различных форм собственности; социальный характер государства.

    Несколько иную классификацию предлагает М.В. Баглай в авторском учебнике. Он пишет, что «нормы-принципы, включенные в главу Конституции РФ «Основы конституционного строя», составляют определенную систему. Они могут быть разделены на четыре основные группы:

    -гуманистические основы конституционного строя;

    -основные характеристики Российского государства;

    -экономические и политические основы конституционного строя;

    -основы организации государственной власти»1.

    Гражданское общество представляет собой систему самостоятельных и независимых от государства общественных институтов и отношений, которые обеспечивают условия для реализации частных интересов и потребностей индивидов и коллективов, для жизнедеятельности общества в социальной, культурной и духовной сферах. Гражданское общество охватывает совокупность моральных, правовых, экономических, политических отношений, включая собственность, труд, предпринимательство, организацию и деятельность общественных объединений, воспитание, образование, науку и культуру, семью как первичную основу общежития, систему средств массовой информации, неписаные моральные нормы, многие конкретные стороны политического режима.

    Гражданское общество отождествляется в целом со сферой частных интересов и потребностей. Именно в его рамках реализуется большая часть прав и свобод человека. Однако гражданское общество нельзя представлять себе как мир изолированных индивидов. Это не арифметическая сумма составляющих его субъектов, а их совокупность, образующая его сущностное единство, которое состоит в том, что в гражданском обществе действуют разнородные социальные силы, институты, организации и т.д., объединенные общими стремлениями.

    В основу концепции конституционного строя России в ее действующей Конституции положены великие гуманистические идеи исходящие из незыблемости и неотчуждаемости прав и свобод человека и гражданина. Гражданин не ставится под иго всевластного государства, государство же рассматривается как официальный представитель общества, правомочный решать только те вопросы, которые за ним закреплены Конституцией.

    Поскольку конституционный строй Российской Федерации включает систему складывающихся общественных отношений, в его закреплении участвуют не отдельные правовые нормы даже не отдельные правовые институты и отрасли, а все отрасли российского права.

    Ведущее место среди правовых норм, регулирующих конституционный строи России, занимают нормы Конституции РФ, поскольку Конституция наделена высшей юридической силой и является базой текущего законодательства.

    Среди же норм Конституции определяющую роль играют нормы, закрепляющие устои российского конституционного строя, в которых выражается его гуманная сущность, принадлежность России к семье демократических стран. Это нормы об основах конституционного строя, которые характеризуют Российскую Федерацию как конституционное государство.

    Иными словами, под основами конституционного строя Российской Федерации понимаются устои государства, его основные принципы, которые призваны обеспечить Федерации характер конституционного государства.

    Установление конституционного строя начинается с определения принципов организации государства в его соотношении с личностью и гражданским обществом. Эти принципы как раз и составляют содержание гл. 1 «Основы конституционного строя» Конституции РФ. Общество свободных людей (гражданское общество) как бы указывает государству на его обязанность служить человеку и предъявляет определенные требования в отношении организации и пределов государственной власти.

    К основам конституционного строя, согласно Конституции РФ, относятся прежде всего фундаментальные принципы, которые присущи каждому конституционному государству. В их число входят демократизм, выражающийся в народном суверенитете, принципе разделения властей, идеологическом и политическом многообразии, в признании и гарантировании местного самоуправления, а также правовое государство, воплощением которого и является конституционное государство. Основу конституционного государства составляют и признание им человека, его прав и свобод высшей ценностью, а также социальное рыночное хозяйство, в рамках которого главным образом осуществляются производство и распределение товаров и благ.

    С этими основами неразрывно связаны и такие основы конституционного строя, как социальное государство, главной задачей которого является претворение в жизнь закрепленных правом принципов социальной справедливости, и светское государство, дополняющее принцип политического многообразия многообразием духовным.

    Значение гл. 1 Конституции исключительно велико. По существу, именно здесь формулируется гуманистическая направленность конституционного строя, содержатся гарантии от этатизма, т. е. установления тотального государственного контроля за общественной жизнью. Принципы организации государства закрепляются здесь в самой общей форме, они как бы создают фундамент конституционного строя, а конкретно раскрываются в последующих главах Конституции, и поэтому некоторые положения как бы гарантированы дважды (федерализм, право собственности, разделение властей и др.).

    Очень важное указание содержится в ч. 2 ст. 16, где говорится, что никакие другие положения настоящей Конституции не могут противоречить основам конституционного строя Российской Федерации. Это свидетельствует о том, что они пользуются наивысшей юридической силой.

    Из содержания норм, входящих в главу «Основы конституционного строя», прежде всего следует обязанность государства охранять общественные устои, вытекающие из свободы людей. Таким образом, не государство регламентирует общественную жизнь, становясь над ней, а общество предъявляет требования к государству. В этой главе также закрепляются форма правления и общие гарантии против узурпации власти. Из суммы подобного рода норм-принципов обычно складывается ответ на вопрос, является ли то или иное государство конституционным или нет.

    Конституция РФ не только объявляет положения гл. 1 основами конституционного строя, но и закрепляет невозможность их изменения иначе, как в усложненном порядке, установленном настоящей Конституцией. Согласно ст. 135, основы конституционного строя не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием. Это может сделать только Конституционное Собрание, созываемое на основе федерального конституционного закона, и только в случае, если предложение о пересмотре будет поддержано 3/5 голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы. Такое намеренное усложнение порядка пересмотра гл. 1 служит одной цели: сделать основы конституционного строя как можно более стабильными.

    К основам конституционного строя, закрепленным Конституцией РФ, относятся федерализм, суверенность российского государства и республиканская форма правления. Следует заметить, что они не являются определяющими для характеристики России как конституционного государства. Ведь конституционные государства — это и республики в составе Российской Федерации, хотя они не федеративные и не суверенные государства. Многие конституционные государства не являются и республиками (например, Великобритания» Дания, Испания, Швеция). Включение федерализма, суверенности и республиканской формы правления в число основ конституционного строя Российской Федерации вызвано стремлением законодателя дать наиболее полную картину основных черт, характеризующих именно российскую государственность. Однако это не означает, что данные основы никак не связаны с остальными принципами. Наоборот, в условиях Российской Федерации эти основы создают наиболее благоприятную среду для реализации всех принципов российской государственности.

    <

    И вообще, каждый конституционный принцип существует не сам по себе. Конституционные принципы могут дополнять и конкретизировать друг друга, а следовательно, все они находятся во взаимозависимости. Они конституируют государство в совокупности и потому должны рассматриваться только во взаимосвязи.

    Под гуманистическими основами конституционного строя следует понимать такие его основополагающие принципы, которые закрепляют ведущую роль граждан в государственном строительстве. Человек, гражданин, народ — таковы главные действующие лица, которыми и во имя которых создается конституционный строй1.

    Гуманизм — своеобразный суперпринцип всего конституционного строя. Его закрепление ст. 2 Конституции России свидетельствует о решительном отказе от тоталитарного подхода к проблеме «человек — государство». Не человек создан для государства, а государство для человека — таков теперь главный принцип их отношений. В этом состоит гуманистическая сущность Конституции и всего нового конституционного права России. При этом акцент делается не на коллективном пользовании правами, как это было свойственно тоталитарному государству, а на индивидуальном выборе образа действий.

    Последующие главы Конституции, и особенно гл. 2 «Права и свободы человека и гражданина», подчинены этому суперпринципу, раскрывают и детализируют его. В ст. 18, например, провозглашается, что права и свободы человека и гражданина «определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием». Отсюда следует, что все ветви власти, все звенья государственного механизма служат главной цели: обеспечению прав и свобод человека и гражданина. Во всех случаях их столкновения с принципом целесообразности при решении того или иного вопроса приоритет должен отдаваться правам и свободам.

    Основные обязанности государства в этой сфере сводятся к признанию, соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина.

    Признание означает закрепление в Конституции и законах всего объема прав и свобод, предусмотренных общепризнанными нормами международного права, а также неотъемлемых прав и свобод, вытекающих из естественного права.

    Соблюдение требует от государственных органов не только воздерживаться от любых действий, нарушающих или ущемляющих права и свободы, но и создавать условия для их реализации людьми.

    Защита предусматривает действия судебных и административных органов по восстановлению нарушенного права или недопущению такого нарушения, а также создание соответствующих правовых гарантий.

    Признание человека, его прав и свобод высшей ценностью не означает, что государство во всех случаях не вправе ограничивать действия людей. Это необходимо для того, чтобы осуществление прав и свобод одними не ущемляло прав и свобод других, не наносило ущерба обществу. Отделить такую ограничительную, а по существу правозащитную деятельность государственных органов от соблюдения прав и свобод человека часто бывает очень трудно, но без такой четкой границы деятельность государства грозит выродиться в произвол. Государство, кроме того, должно следить за законопослу-шанием своих граждан, требуя от них уважения к правопорядку. Конституционная обязанность признавать человека, его права и свободы высшей ценностью реализуется через сложный и разветвленный механизм власти; по существу, в этом механизме участвуют все государственные органы и вся правовая система страны.

    Гуманизм конституционного строя отчетливо проявляется в подходе к институту гражданства. Под гражданством понимают правовую связь лица с конкретным государством, которая ведет к установлению взаимных прав и обязанностей, и прежде всего обязанности государства защищать права и свободы данного лица в полном объеме. Разница между правами человека и правами гражданина, может быть, не столь и велика, но только гражданство предоставляет права в сфере осуществления государственной власти (например, право избирать и быть избранным в органы государственной власти). Преимущество гражданства также в обязанности государства защищать своих граждан за пределами страны. Следовательно, правовой статус, который предоставляется гражданством, наполнен гарантиями, реализация которых во многом зависит от должностных лиц государства. Это превращает институт гражданства в важную часть проблемы «человек — государство» и ставит его основные положения в разряд основ конституционного строя1.

    Конституция (ч. 3 ст. 6) установила, что гражданин РФ не может быть лишен своего гражданства или права изменить его. Разумеется, в определенных случаях нельзя обойтись без прекращения гражданства, но основания для этого должны быть ясно указаны в федеральном законе. Ни при каких обстоятельствах гражданина нельзя лишать гражданства вопреки его желанию и без законных оснований. Такие основания необходимы и для приобретения гражданства — государственные органы не должны иметь право безосновательно отказывать людям в их желании принять российское гражданство.

    К основам конституционного строя относится также закрепленный в ст. 6 принцип равного гражданства независимо от оснований приобретения. Это означает, что для полноты прав и свобод не имеет значения стаж пребывания в гражданстве и различие между гражданством по рождению и гражданством приобретенным. Каждый гражданин России обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные ее Конституцией.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    ГЛАВА 2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОНСТИТУЦИОННЫХ ОСНОВ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА

     

    В понятие основ конституционного строя входят закрепленные конституцией характеристики государства. Статья 1 Конституции России устанавливает, что Российская Федерация есть демократическое, федеративное, правовое государство с республиканской формой правления. Статья 7 характеризует государство также как социальное, а ст. 14 — как светское. Гражданское общество не является сферой конституционного права, оно учреждается самими людьми и строится на принципах свободы и саморегуляции. Однако деятельность людей требует от государства определенных гарантий, и прежде всего в экономической и политической областях. Государство закрепляет эти гарантии и устанавливает определенный порядок их обеспечения, опирающийся на незыблемые права и свободы человека и гражданина.

     

    2.1. Политические основы конституционного строя Российской Федерации

     

    В соответствии с Конституцией РФ (ст. 1) Российская Федерация есть демократическое государство. Демократизм находит выражение прежде всего в народовластии; разделении власти на законодательную, исполнительную и судебную; политическом многообразии; местном самоуправлении.

    Конституции РФ указывается (ст. 3), что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Это означает, что Россия провозглашается государством народовластия, или, иначе говоря, демократическим государством.

    Государственная власть — не единственная форма власти народа. Еще одной формой власти народа является местное самоуправление. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (ст. 12 Конституции РФ).

    Конституция РФ закрепляет прерогативу многонационального народа России на всю власть, его полновластие. Это означает, что российский народ ни с кем не делит власть и никто, кроме него самого, не может претендовать на власть в Российской Федерации. «Никто не может присваивать власть в Российской Федерации, — указывается в ч. 4 ст. 3 Конституции РФ. — Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону».

    Народ Российской Федерации осуществляет свою власть как непосредственно, так и через органы государственной власти и органы местного самоуправления (ч. 2 ст. 3 Конституции РФ).

    В зависимости от формы волеизъявления народа различаются представительная и непосредственная демократия. «Высшим непосредственным выражением власти народа, — указывается в Конституции Российской Федерации (ч. 3 ст. 3), — являются референдум и свободные выборы».

    Согласно Федеральному конституционному закону от 28 июня 2004 г. «О референдуме Российской Федерации»1 референдум — это всенародное голосование граждан России, обладающих правом на участие в референдуме, по вопросам государственного значения. Референдум Российской Федерации проводится на всей ее территории. Решения, принятые на всероссийском референдуме, в дополнительном утверждении не нуждаются, общеобязательны и действуют на всей территории Российской Федерации. Помимо всероссийских референдумов могут проводиться республиканские (республик в составе Российской Федерации), региональные и местные референдумы по наиболее важным вопросам жизни республики, региона и т.д.

    Выборы государственных органов и органов местного самоуправления, предусмотренные Конституцией РФ, являются свободными и проводятся на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

    Одним из основополагающих принципов демократической организации государства, важнейшей предпосылкой верховенства права и обеспечения свободного развития человека является принцип разделения властей. Разделение властей — один из основных принципов действующей Конституции РФ. В ее ст. 10 предусмотрено, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, органы которых самостоятельны. Они не вправе выходить за пределы полномочий, установленных для них Конституцией РФ и законом.

    Таким образом, согласно Конституции, принцип разделения властей означает не только рассредоточение, распределение, демонополизацию власти, но и действительное, реальное взаимное ее уравновешивание, при котором ни одна из трех ветвей власти и может ущемить или подчинить себе другие и вынуждена действовать в условиях взаимопонимания и взаимосотрудничества.

    Для того чтобы обеспечить реализацию принципа разделение властей не только в верхних эшелонах государственной власти, не и во всей иерархии государственных органов, Конституция РФ (ст. 5) предусматривает соединение принципа разделения властен с принципом разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией, составляющими ее республиками, краями, областями, городами федерального значения, автономной областью, автономными округами.

    Демократия в Российской Федерации осуществляется на основе принципа политического многообразия. Принцип политического многообразия (плюрализма) означает создание возможностей оказывать влияние на политический процесс всем социально-политическим или иным организациям, деятельность которых имеет политический аспект и находится в рамках Конституции.    

    В Российской Федерации, указывается в Конституции РФ (ч. 3 ст. 13), .признаются политическое многообразие, многопартийность. Общественные объединения равны перед законом. Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

    В Российской Федерации общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение в политические партии и особенностями создания, деятельности, реорганизации и ликвидации политических партий, регулируются Федеральном законом от 11 июля 2001 г. «О политических партиях»1. Согласно этому Закону (ст. 3) политическая партия — это общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

    Политический плюрализм несовместим с идеологическим единообразием. Он может реализовываться лишь в условиях идеологического многообразия. Поэтому при политическом плюрализме практически невозможно существование государственной и обязательной идеологии (ч. 2 ст. 13 Конституции РФ).

    Демократизм Российской Федерации означает наличие в ней местного самоуправления. «В Российской Федерации, — говорится в ст. Конституции РФ, — признается и гарантируется местное самоуправление».

    Местное самоуправление неразрывно связано с демократией, поскольку в основе демократии как формы государства и способа правления лежит идея политической свободы, в соответствии с которой принцип самоопределения и самоуправления распространяется не только на отдельного человека или на народ в целом, но и на регионы, объединения и сообщества граждан.

    Конституция РФ рассматривает человека, его права и свободы в качестве высшей ценности. Тем самым она декларирует свое понимание взаимоотношений государства и личности, выдвигая на передний план именно личность. Уважение к личности и ее защита являются неотъемлемым атрибутом конституционного государства, его обязанностью. «Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, — указывается в ст. 2, — обязанность государства»1.

    Установленные Конституцией РФ принципиальные положения, связанные с отношением государства к человеку, служат предпосылкой решения всех конкретных проблем правового регулирования статуса человека и гражданина в Российской Федераций. Таким образом, признание человека, его прав и свобод высшей ценностью является фундаментальной нормой конституционного строя РФ, образующей основу не только конституционно организованного общества, но и правовой защиты этого общества

    Для большинства зафиксированных в Конституции РФ прав и свобод человека и гражданина характерна более или менее тесная связь с признанием человека высшей ценностью. В них не просто в той или иной степени отражается это признание, но они вместе с основами конституционного строя России служат защите этих прав и свобод. Принцип признания человека, его прав и свобод высшей ценностью служит достаточно определенным ориентиром и для совершенствования всей системы основных прав и свобод человека и гражданина в условиях развития демократического общества, преодоления на этом пути всякого рода сложностей и эксцессов.

    Защита человека, его прав и свобод требует от государства активных действий и предоставления ему соответствующих прав на случай возможных нарушений прав и свобод человека в повседневной жизни.

    В соответствии с Конституцией РФ (ст. 1) Россия является правовым государством. Правовым является такое государство, которое признает в качестве своих непременных особенностей и институтов разделение властей, независимость суда, законность управления, правовую защиту граждан от нарушения их прав государственной властью и возмещение ущерба; нанесенного им публичным учреждением.

    Правовое государство характеризуется прежде всего тем, что оно само ограничивает себя действующими в нем правовыми нормами, которым обязаны подчиняться все без исключения государственные органы, должностные лица, общественные объединения и граждане. Его важнейшим принципом является верховенство права, которая означает прежде всего верховенство закона. «Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы» 1, — указывается в ст. 15 Конституции РФ.

    Конституция является центром правовой системы. На ее базе создается механизм законности в правовом государстве: « Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации» (ч. 1 ст. 15).

    В современной Российской Федерации унитарные государства — все республики в ее составе. Унитарными государствами является также большинство государств мира. Федеративным государством является Россия.

    Порядок образования Российской Федерации свидетельствует о том, что с момента своего возникновения эта федерация носила не договорно-конституционный или договорный характер, как многие другие федерации, а конституционно-правовой характер, поскольку была создана не в результате заключения договора между ее субъектами, а на основе провозглашения ее федерацией в Конституции2.

    В настоящее время субъектами Российской Федерации являются не только бывшие или настоящие автономии, но и области, края, города федерального значения. Таким образом, в настоящее время не часть, как это было прежде, а вся территория Российской Федерации складывается из территорий ее субъектов.

    Как и любая другая федерация, Россия является не союзом государств, а единым государством. Поэтому находящиеся в ее составе государства не могут заключать с ней межгосударственные договоры на тех же основаниях, что и с зарубежными государствами. Другое дело — многосторонние и двусторонние соглашения между Российской Федерацией и ее субъектами о распределении полномочий между ними. Именно таким соглашением является Федеративный договор — договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти суверенных республик в составе Российской Федерации. Сегодня Федеративный договор в части, не противоречащей Конституции РФ, наряду с Конституцией РФ лежит в основе отношений России с ее субъектами, подписавшими этот договор.

    17 декабря 2001 г. принят Федеральный конституционный закон «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации»1, устанавливающий основные условия и процедуру принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации.

    В настоящее время Российская Федерация имеет в своем составе три вида субъектов — государства в составе Российской Федерации, преобразованные, как правило, из бывших автономных республик, государственно-территориальные образования — края, области и города федерального значения, бывшие прежде наиболее крупными административно-территориальными единицами Российской Федерации, и национально-государственные образования — автономную область и автономные округа. Таким образом, в числе субъектов Российской Федерации и сейчас сохраняются традиционные автономные образования.

    С учетом изложенного можно сказать, что государственное устройство Российской Федерации — это территориальная организация Российской Федерации» характеризующаяся федеративной формой ее государственных связей с республиками в составе Российской Федерации, краями, областями, городами федерального значения, автономной областью и автономными округами.

    Государственное устройство Российской Федерации — один из важнейших институтов конституционного права Российской Федерации, объединяемые им нормы регулируют широкий круг общественных отношений, возникающих в процессе создания и функционирования Российской Федерации и ее субъектов. Они не только регулируют различные стороны государственного устройства Российской Федерации, но и оказывают существенное влияние на содержание других конституционно-правовых институтов, поскольку именно государственным устройством Российской Федерации определяются в значительной мере порядок образования, система и компетенция государственных органов как самой Федерации, так и ее субъектов и т.д.1

    Нормы института государственного устройства содержатся в гл. 3 Конституции РФ, определяющей правовые основы статуса Федерации и ее субъектов, дающей полный перечень этих субъектов, устанавливающей исключительную, а также совместную с ее субъектами компетенцию Российской Федерации. Нормы института государственного устройства содержатся также в Федеративном договоре от 31 марта 1992 г., в нормативных актах органов государственной власти Российской Федерации; Президента РФ, Правительства РФ; в конституциях, уставах и других законодательных актах субъектов Федерации.

    Конституция РФ рассматривает федерацию в России не только как форму государственного устройства страны, но и как одну из основ конституционного строя Российской Федерации, установленных в гл. 1. В государственном устройстве Российской Федерации, которое основывается на принципе федерализма, находит одно из проявлений ее демократизм как государства.

    В России федерализм — это прежде всего государственная организация национальных отношений. Российский федерализм обеспечивает суверенитет наций, проживающих на территории Российской Федерации. Российский федерализм означает свободное развитие наций и народностей, проживающих на территории России. Такое развитие выражается в создании различных форм национальной государственности народов Российской Федерации — республик, автономной области, автономных округов, а также в преобразовании одних форм национальной государственности в другие. Свободное развитие наций и народностей означает также развитие национальных языков.

    Следует сказать, что новой формой самоопределения народов в Российской Федерации является национально-культурная автономия, представляющая собой общественное объединение граждан России, относящих себя к определенным этническим общностям, для самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры. Образование и деятельность национально-культурной автономии регулируются Федеральным законом от 17 июля 1996 г. «О национальной культурной автономии»1, который определяет правовые основы национально-культурной автономии, создает правовые условия взаимодействия государства и общества для защиты национальных интересов граждан Российской Федерации в процессе выбора ими путей и форм своего национально-культурного развития.

    Однако российский федерализм — не только форма разрешения национального вопроса в многонациональном государстве, но и форма демократизации управления. Базирующаяся на принципе федерализма децентрализация государственной власти обеспечивается разграничением предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией, составляющими ее республиками, краями, областями, городами федерального значения, автономной областью, автономными округами и местным самоуправлением.

    В соответствии с принципом федерализма основы правового статуса субъектов Федерации устанавливаются и гарантируются Конституцией РФ.

    Суверенитет государства — это свойство государства самостоятельно и независимо от власти других государств осуществлять свои функции на своей территории и за ее пределами, в международном общении.

    Государственный суверенитет – это свойство государства самостоятельно и независимо от власти других государств (организаций) осуществлять свои функции на собственной территории и за её пределами в международном общении. Суверенитет государства проявляется в верховенстве власти. Это верховенство выражается:

  • «в универсальности государственной власти, то есть властная сила государства (и только она) распространяется на все население и общественные объединения данной страны;
  • в исключительности государственной власти, то есть данная власть может отменить, признать ничтожным любое незаконное проявление другой общественной власти;
  • в наличии специальных средств воздействия, которыми не располагает никакая другая общественная власть (армия, полиция, тюрьма и пр.)» (в наличии специальных средств воздействия, которыми не располагает никакая другая общественная власть (армия, полиция, тюрьма и пр.)»1.

    Верховенство государственной власти — это такое ее состояние, при котором над ней не стоит и не может стоять никакая другая власть. Однако верховенство власти не означает ее неограниченности. В конституционном государстве власть всегда ограничена правом. Как и всякая другая власть в конституционном государстве, суверенная власть основана на праве и ограничена правом.

    Со времени своего основания в 1917 г. Российская Федерация формально никогда не утрачивала своего суверенитета. Она признавалась суверенным государством всеми действующими на ее территории советскими конституциями, как союзными, так и республиканскими. Однако этот суверенитет носил лишь потенциальный характер. Он мог быть реализован только в случае выхода России из состава Союза ССР.

    Значительным шагам по пути обеспечения подлинного суверенитета Российской Федерации явилась Декларация о государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики, принятая 12 июня 1990 г. первым Съездом народных депутатов РСФСР2. Выражая волю народов России, она провозгласила государственный суверенитет РСФСР на всей ее территории и заявила о решимости создать демократическое правовое государство в составе обновленного Союза ССР.

    В целях защиты экономической основы суверенитета Российской Федерации и руководствуясь Декларацией о государственном суверенитете, 31 октября 1990 г. Верховный Совет принял Закон «Об обеспечении экономической основы суверенитета РСФСР»1.

    Основные идеи Декларации и этого Закона получили отражение в действующей Конституции РФ. Так, в ст. 3 (ч. 1) устанавливается, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ; в ст. 4 — что суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию, а Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей ее территории.

    Согласно конституциям республик в составе Российской Федерации, а также названию и преамбуле Федеративного договора — Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти суверенных республик в составе Российской Федерации от 31 марта 1992 г. (с протоколом к нему) — эти республики являются суверенными государствами. Конституция РФ признаёт суверенный характер власти исключительно за Российской Федерацией.    Являясь суверенным государством, Российская Федерация самостоятельно устанавливает форму правления, определяющую организацию органов государственной власти и порядок их деятельности. В Конституции РФ (ч. 1 ст. 1) установлена республиканская форма правления. Ее главным признаком является выборность и сменяемость главы государства. Этим республиканская форма правления отличается от монархии, которой присуще наследование статуса главы государства.

    Устанавливая республиканскую форму правления в Российской Федерации, Конституция закрепляет следующие ее признаки: отказ от какого-либо независимого и длительного обладания государственной властью, основанного на индивидуальном праве; ориентация государственного строя Российской Федерации на разум и опыт, а не на достижение идеальных целей, приводящих обычно к тоталитаризму правого или левого толка; создание государственных органов на основе согласования интересов управления государством с нерушимостью гражданских свобод; формирование государственных органов путем свободных выборов и на ограниченный срок.

    Сочетание признаков президентской и парламентской республик в Российской Федерации выражается в наличии сильной президентской власти при сохранении некоторых типичных признаков парламентской формы (наличие председателя правительства, возможность, хотя и ограниченная, отстранения от власти правительства парламентом и роспуска парламента президентом).    

    В настоящее время Российская Федерация имеет президентско-парламентскую, или, как иногда ее называют в юридической литературе, «полупрезидентскую» республиканскую форму правления: во-первых, Президент избирается всеобщим голосованием (в этом ее отличие от парламентской формы), во-вторых, он располагает собственными прерогативами, позволяющими ему действовать независимо от Правительства, в-третьих, наряду с Президентом действуют Председатель Правительства и министры, образующие правительство, в определенной мере ответственное перед парламентом (в этом ее отличие от президентской формы). Именно названные признаки и характеризуют Российскую Федерацию как «полупрезидентскую» республику.

     

    2.2. Экономическая и социальная основы общества и государства

     

    Экономической основой конституционного строя Российской Федерации является находящееся в стадии становления социальное рыночное хозяйство, в рамках которого производство и распределение товаров и благ осуществляются в основном посредством рыночных отношений. Их участниками выступают субъекты хозяйствования, конкурирующие между собой. Российская Федерация поддерживает эту конкуренцию, а также принимает меры к предотвращению монопольных привилегий и осуществляет соответствующий контроль.

    «В Российской Федерации, — указывается в Конституции РФ (ч. 1 ст. 8), — гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности», а принятый Закон РФ от 22 марта 1991 г. «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»1 определяет организационные и правовые основы предупреждения, ограничения и пресечения монопольной деятельности и недобросовестной конкуренции и направлен на обеспечение условий для создания и эффективного функционирования товарных рынков, на борьбу с местным сепаратизмом.

    Создавая социальное рыночное хозяйство, Российская Федерация стремится обеспечивать свободу экономической деятельности, предпринимательства и труда, добросовестную конкуренцию и общественную пользу, чтобы регулирование государством хозяйственной жизни осуществлялось в интересах человека и общества, а экономические отношения строились на социальном партнерстве между человеком и государством, работником и работодателем, производителем и покупателем.

    В условиях развивающейся рыночной экономики в России производство и распределение благ осуществляются как частными, так и государственными предприятиями и учреждениями, включая предприятия и учреждения субъектов Федерации.

    Государство в различных формах должно нести ответственность за наиболее важные стороны организации производства и распределения в стране в целом, в особенности за то, что в наибольшей степени затрагивает интересы населения. Речь в первую очередь идет о надежности снабжения населения всем необходимым; о гарантиях роста производства и обеспечения участия в производстве и распределении всех работоспособных лиц (т.е. о занятости); о смягчении последствий нестабильности в экономике (регулирование цен и т.п.) или колебаний спроса на международном рынке; о снятии внутреннего напряжения в регионах и между теми или иными сферами жизни и группами людей.

    Для экономической системы Российской Федерации характер но многообразие форм собственности. Регулирование отношений собственности осуществляется посредством различных правовые норм, центральное место среди которых принадлежит конституционным нормам — основе всего правового регулирования отношений собственности.

    Конституция РФ (ч. 2 ст. 8) исходит из того, что экономической системе Российской Федерации присуща собственность в ее личных формах — частной, государственной, муниципальной и др. Устанавливается также (ст. 9), что земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Они используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

    В Конституции РФ (ст. 36) предусмотрено, что в частной собственности вправе иметь землю граждане и их объединения. Владение, Пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

    Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона. В настоящее время в соответствии с действующим законодательством1 граждане и юридические лица — собственники земельных участков имеют право продавать, передавать по наследству, дарить, сдавать в залог, аренду, обменивать, а также передавать земельный участок или его часть в качестве взноса в уставные фонды (капиталы) акционерных обществ, товариществ, кооперативов, в том числе с иностранными инвестициями. Граждане и юридические лица могут образовывать общую совместную или общую долевую собственность путем добровольного объединения принадлежащих им земельных участков, земельных долей (паев).

    российское государство охраняет собственность в ее различных формах на равных основаниях. «В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности» (ч. 2 ст. 8 Конституции РФ). В Конституции РФ (ч. 1 ст. 35) также подчеркивается, что право частной собственности охраняется законом.

    Важнейшими направлениями создания рыночного хозяйства в России являются приватизация и разгосударствление экономически значимой собственности.

    Конституция РФ устанавливает (ч. 2 и 3 ст. 35), что в России иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами вправе каждый. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

    В России отношения собственности, не предусмотренные Конституцией, регулируются Гражданским кодексом РФ и иными федеральными законодательными актами, а также законодательными актами субъектов Федерации в пределах их полномочий.

    Согласно ч. 1 ст. 7 Конституции РФ Россия является социальным государством. Главная задача социального государства — достижение такого уровня общественного развития, который основывается на закрепленных правом принципах социальной справедливости, всеобщей солидарности и взаимной ответственности. Социальное государство призвано помогать слабым, влиять на распределение экономических благ исходя из принципа справедливости, чтобы обеспечить каждому достойное человека существование.

    Социальное государство в том понимании, которое вкладывает в него Конституция РФ, должно стремиться к максимально возможному в условиях демократической страт равномерному содействию благу всех граждан и к максимально возможному равномерному распределению жизненных тягот.

    Социальное государство стремится обеспечить каждому своему
    гражданину достойный человека прожиточный минимум. При этом оно исходит из того, что каждый взрослый должен иметь возможность зарабатывать на себя и на содержание своей семьи. Вмешательство государства осуществляется лишь тогда, когда такая возможность по разным причинам не может быть реализована потребности человека не могут быть удовлетворены надлежащим образом.    

    Возможность человека зарабатывать, естественно, предполагает прежде всего наличие работы. В социальном государстве, правило, закрепляется в связи с этим право на труд. В Конституции РФ предусмотрено лишь право «свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию» (ч. 1 ст. 37). Разумеется, такое положение в полной мере обеспечивает свободу труда, однако оно ставит под сомнение важнейшее требование социального государства, согласно которому каждый человек должен заботиться о получении трудового доходя для удовлетворения своих потребностей. Правда, ситуация несколько облегчается закреплением в Конституции РФ права на защиту от безработицы (ч. 3 ст. 37).

    Следует отметить, что в условиях демократии социальное государство предоставляет широкий простор любым общественным силам, которые желают оказывать помощь социально необеспеченным. Например, в (ч. 3 ст. 39) Конституции РФ указывается, что в стране поощряются «создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность»1.

    Одной из важнейших целей социального государства является
    сглаживание социального неравенства, преодоление его крайних форм. Способы, применяемые государством для достижения этой цели, весьма различны. Ими могут быть социальные коррективы, вносимые в правовые отношения (например, с помощью трудового права); государственное вмешательство в общественные отношения (охрана труда, надзор за воспитанием и т.п.); обеспечение общедоступности наиболее важных благ и услуг (регулирование цен,
    развитие систем государственного здравоохранения, образования
    и т.д.); улучшение социального положения путем государственных выплат (например, социальные пособия); сглаживание имущественного неравенства за счет средств, мобилизуемых государством (налоги, пошлины и т.д.); смягчение экономического неравенства путем обобществления некоторых экономических ценностей или их перераспределения (например, путем земельной реформы); устранение социального неравенства методами правового характера (например, уравнивание женщин и мужчин в оплате труда) и др.    

    Одна из разновидностей социального неравенства — неравенство, связанное с утратой дохода или средств к существованию из-за болезни, инвалидности, старости, потери кормильца, безработицы и т. п., а также с особого рода расходами (похороны, утрата имущества в результате пожара, стихийных бедствий). Средством, которое использует социальное государство, чтобы противостоять этим превратностям судьбы, является социальное обеспечение.

    Социальное обеспечение зависит не только от того, насколько оно необходимо, но и от того, может ли государство осуществлять такое обеспечение. Переход социального общества от первичной цели — предоставления человеку минимума средств к существованию — к более высоким целям — избавлению человека от нужды или поддержанию его обычного жизненного стандарта — во многом зависит и от того, в какой мере само общество может производить средства для социального обеспечения, которые могли бы дополнить средства, выделенные для этого государством.

    Наиболее характерные черты социального государства отражаются в его социальной политике, которая в соответствий с Конституцией РФ направлена «на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека» (ч. 1 ст. 7).

    Главной задачей социальной политики Российской Федерации являются достижение благосостояния человека и общества, обеспечение равных и справедливых возможностей для развития личности. Эта задача должна решаться в тесном единстве с экономической политикой российского государства.

    Главная задача социального развития российского общества определяет основные направления социальной политики, реализация которых на практике приведет к созданию важнейших элементов социального государства в Российской Федерации. В их число входят: охрана труда и здоровья людей; установление гарантированного минимального размера оплаты труда; обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан; развитие системы социального обслуживания; установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты.

    Российская Федерация ставит перед собой цель построения социального государства. В настоящее время она находится только в самом начале пути к достижению этой цели. Задачи проводимой в стране экономической реформы состоят в том, чтобы создать механизмы рыночного хозяйства и, опираясь на них, найти новые формы социальной защиты граждан в изменившихся условиях. Однако эти задачи решаются медленно и во многих отношениях неудовлетворительно.

     

    2. 3. Духовные основы российского общества

     

    Идеология является сложным духовным образованием. Она имеет определенную теоретическую основу, которая представляет собой систему политических, правовых, религиозных, философских взглядов на социальную действительность, общество и отношения людей между собой, а также вытекающие из этой системы программы действий и механизмы распространения идеологических установок среди населения.

    Идеология не возникает из повседневной деятельности людей, на базе тех или иных житейских ситуаций. Она создается мыслителями, идеологами, политиками. Будучи систематизированным» теоретически обоснованным духовным выражением интересов определенных социальных групп, идеология относится к высшему уровню общественного сознания.

    Поскольку идеологические концепции являются духовным выражением определенных социальных интересов, они оказывают влияние на деятельность людей и могут становиться важным фактором исторического развития.

    Для современного демократического общества характерен широкий спектр различных типов идеологии начиная с крайне реакционных (неофашизм, расизм), неоконсервативных и либеральных и заканчивая левым экстремизмом. Некоторые из этих экстремистских идеологических концепций правого или левого толка давно уже представляют серьезную опасность для нормального существования отдельных стран или даже всего человечества.

    Конституция РФ закрепляет принцип идеологического многообразия как одну из основ конституционного строя страны. Этот принцип прежде всего исключает возможность существования в России государственной или обязательной идеологии. «Никакая идеология, — предусмотрено в ч. 2 ст. 13 Конституции РФ, — не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной». Тем самым в Российской Федерации должно быть обеспечено идеологическое многообразие, признанное государством.

    Идеологическое многообразие означает свободное существование в обществе различных политических и иных взглядов, школ, идей. Идеологическое многообразие является закономерным следствием таких конституционных прав и свобод человека и гражданина, как свобода мысли и слова, свобода совести, и др. Наиболее важные гарантии действенности рассматриваемого принципа — отмена цензуры, свобода информации, издательской деятельности, преподавания, реализация принципа политического многообразия и т.д.

    Установление в Конституции принципа идеологического многообразия является одним из важнейших демократических завоеваний народов России. Многообразие в сфере идеологии позволяет каждому человеку, группам людей, их объединениям свободно развивать свои научные теории и воззрения, распространять и защищать их с помощью всех допускаемых Конституцией средств, активно способствовать их осуществлению путем разработки программных документов, законопроектов и т.д.

    В Конституции РФ (ч. 1 ст. 14) указывается, что Российская Федерация является светским государством. Светским считается такое государство, в котором не существует официальной, государственной религии и ни одно из вероучений не признается обязательным или предпочтительным. В таком государстве религия, ее каноны и догматы, а также религиозные объединения, действующие в, нем, не вправе оказывать влияния на деятельность государственных органов и их должностных лиц, на систему государственного образования и другие сферы деятельности государства.

    Светский характер государства обеспечивается, как правило, отделением церкви (религиозных объединений) от государства и светским характером государственного образования (отделением школы от церкви).

    Как светское государство Российская Федерация характеризуется тем, что в ней религиозные объединения отделены от государства и никакая религия, согласно ч. 1 ст. 14 Конституции РФ, «не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной». Содержание этого положения раскрывает ст. 4 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. «О свободе совести и о религиозных объединениях»1, где сказано, что религиозные объединения равны перед законом.

    Отделение религиозных объединений от государства означает, что государство не вмешивается в определение гражданином своего отношения к религии и религиозной принадлежности, в воспитание детей родителями или лицами, их заменяющими, в соответствии со своими убеждениями и с учетом права ребенка на свободу совести и свободу вероисповедания. Государство не возлагает на религиозные объединения выполнение функций органов государственной власти, других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления; не вмешивается в деятельность религиозных объединений, если она не противоречит законодательству; обеспечивает светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления не может сопровождаться публичными религиозными обрядами и церемониями. Должностные лица органов государственной власти, других государственных органов и органов местного самоуправления, а также военнослужащие не вправе использовать свое служебное положение для формирования того или иного отношения к религии.

    В то же время государство охраняет законную деятельность религиозных объединений. Оно регулирует предоставление религиозным организациям налоговых и иных льгот, оказывает финансовую, материальную и иную помощью религиозным организациям в реставрации, содержании и охране зданий и объектов, являющихся памятниками истории и культуры, а также в обеспечении преподавания общеобразовательных дисциплин в образовательных учреждениях, созданных религиозными организациями в соответствии с законодательством РФ об образовании.

    В соответствии с конституционным принципом отделения религиозных объединений от государства религиозное объединение создается и осуществляет свою деятельность на основе своей собственной иерархической и институционной структуры, выбирает, назначает и заменяет свой персонал согласно своим собственным установлениям. Оно не выполняет функций органов государственной власти, других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления, не участвует в выборах в органы государственной власти и в органы местного самоуправления, не участвует в деятельности политических партий и политических движений, не оказывает им материальную и иную помощь. Однако это не означает, что духовенство вообще не может избираться в органы государственной власти и органы местного самоуправления, но священнослужители избираются в эти органы не от религиозных объединений и не в качестве представителей соответствующей церкви.

    Отделение религиозных объединений от государства не влечет за собой ограничений прав членов указанных объединений участвовать наравне с другими гражданами в управлении делами государства, в выборах в органы государственной власти и в органы местного самоуправления, в деятельности политических партий, политических движений и других общественных объединений.

    Религиозные объединения в Российской Федерации действуют на основе их собственных правил при условии соблюдения закона. Таким законом, регулирующим эти вопросы, является Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. «О свободе совести и о религиозных объединениях».

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     

    Реализация  конституционных  принципов становления и развития гражданского общества , формирование демократического правового государства  предопределяют в качестве одной из важных проблему охраны и, что не менее важно, достижения баланса интересов личности, общества  и государства  во всех сферах социального бытия, имея в виду как решение публично значимых задач по защите основ  конституционного  строя, обеспечению обороны страны, безопасности государства , так и выполнение государством  конституционных  обязанностей по признанию, соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина.

    В заключение следует сделать следующие выводы:

    1. Под основами конституционного строя следует понимать закрепленные конституционными нормами наиболее важные общественные отношения, возникающие: из экономической и политической основ деятельности государства; из принципов взаимоотношений государства и человека; из структуры самого государства, формы государственного правления, основы государственного устройства и политического режима; из принципов взаимоотношения государства с общественными и другими негосударственными организациями. Такого полного и концентрированного закрепления важнейших принципов, на которых базируется организация государственной и общественной жизни, как это сделано в Конституции РФ, нет ни в одной из зарубежных конституций.

    2. Закрепление основ конституционного строя в конституционной форме имеет важное значение. Она обеспечивает провозглашение этих основ от имени народов России их государственной волей. Тем самым подчеркивается особая значимость основ конституционного строя, их верховенство и обязательность для всех субъектов правоотношений, активное воздействие на правовое регулирование всей системы общественных отношений. Поэтому закрепленные в Конституции основы конституционного строя образуют фундамент всего правового регулирования государственной и общественной жизни России, определяют в юридической форме те важнейшие, качественные связи, которые свойственны ее организации.

    3. В любом обществе существуют необычайно многообразные общественные отношения: политические, экономические, национальные, трудовые, финансовые, моральные, нравственные, религиозные и многие другие. В результате развития общества и без того широкий круг этих отношений продолжает расти, а сами отношения все более усложняются. Эти неумолимо наступающие изменения в структуре и взглядах общества, а также неизбежный прогресс, появление новых политических партий, перемены в составе органов власти, трансформация названий субъектов Федерации порождают стремление пересмотреть положения касающиеся конституционного строя, совершенствовать их. Выявляются и слабые места или даже недостатки, а то и пороки старой Конституции, препятствующие нормальному функционированию государства и общественной системы, ущемляющие права и свободы граждан. Следовательно, думается, необходимо рассмотреть перечень субъектов, которым дано право ставить вопрос об изменении или пересмотре положений Конституции, включив туда граждан РФ. А права и свободы граждан являются не менее важным принципом конституционного строя. В этом институте закрепляются взаимные права и обязанности государства и личности в отношении друг к другу. Вместе с тем личность в любом демократическом государстве является кардинальной политической и правовой категорией. Именно она составляет основу общества и государства, именно ее активное воздействие на государство определяет всестороннее развитие, характер и правовую природу государства.

     

     

     

     

     

    СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

     

  1. Всеобщая декларация прав и свобод человека и гражданина от 9 декабря 1948 г. // Права человека. Сб. международных договоров. Нью-Йорк, 1989
  2. Международный пакт о гражданских и политических правах // Права человека. Сб. международных договоров. Нью-Йорк, 1989
  3. Декларация прав человека и гражданина от 22 ноября 1991 г. // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991 № 52
  4. Декларация о государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики, принятая 12 июня 1990 г. первым Съездом народных депутатов РСФСР // Ведомости РСФСР. 1990. № 2. Ст. 22.

  5. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года (c изм., внесенными Указами Президента Российской Федерации от 9 января 1996 года № 20, от 10 февраля 1996 года № 173, от 9 июня 2001 года № 679, от 25 июля 2003 года № 841, Федеральным конституционным законом от 25 марта 2004 года № 1-ФКЗ). – М.: Экзамен, 2004.
  6. Гражданский кодекс Российской Федерации (части первая, вторая и третья) (с изм. и доп. от 20 февраля, 12 августа 1996 г., 24 октября 1997 г., 8 июля, 17 декабря 1999 г., 16 апреля, 15 мая, 26 ноября 2001 г., 21 марта, 14, 26 ноября 2002 г., 10 января, 26 марта 2003 г.). – М.: НОРМА, 2003.
  7. Земельный кодекс РФ//СЗ РФ. 2001. №44. Ст. 4147
  8. Федеральный конституционный закон РФ от 28 июня 2004 г. «О референдуме Российской Федерации» // Российская газета. 30 июня 2004. № 137-д.
  9. Федеральный конституционный закон РФ от 17 декабря 2001 г. «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации» № 6-ФКЗ // СЗ РФ от 24 декабря 2001 г., № 52, Ст. 4916.
  10. Закон РФ от 31 октября 1990 г. «Об обеспечении экономической основы суверенитета РСФСР» // Ведомости РСФСР. 1990. № 22. Ст. 260.
  11. Закон РФ от 22 марта 1991 г. «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» // Ведомости РФ. 1991. № 16. Ст. 499.
  12. Федеральный закон РФ от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» // СЗ РФ. 2001. № 29. Ст. 2950.
  13. Федеральный закон РФ от 17 июля 1996 г. «О национальной культурной автономии» // СЗ РФ. 1996. № 25, Ст. 2965.
  14. Федерального закон РФ от 26 сентября 1997 г. «О свободе совести и о религиозных объединениях» // СЗ РФ. 1997. № 39. Ст. 4465.
  15. Федерального закон РФ от 7 мая 1998 г. «О негосударственных пенсионных фондах» // СЗ РФ. 1998. № 19. Ст. 2071.
  16. Федеральный закон РФ от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ «О политических партиях» // СЗ РФ. 2003. Ст. 2356.
  17. Федеральный закон РФ от 24 июля 2002 г. «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» // СЗ РФ. 2002. № 30. Ст. 3018 .
  18. Александров В.А. Конституция Российской Федерации как правовая основа развития гражданского общества России / Александров В.А. // Роль общественных объединений в формировании институтов гражданского общества. Материалы межрегиональной научно-практической конференции. – Тамбов: Изд-во ОГУП «Тамбовская типография «Пролетарский светоч», 2001.
  19. Баглай М.В. Конституционное право РФ. Уч. для юридических вузов и факультетов. — М.: Норма-ИНФРА-М, 2005.
  20. Баглай М.В., Габричидзе Б.Н. Конституционное право РФ. -М.: ИНФРА-М, 2002.
  21. Большой юридический словарь. –М.: М-ИНФРА, 2000.
  22. Демидов А.Ю. Понятие государства. Лекция. М., 1995.
  23. Еременко Ю.П. Советская Конституция и законность. –Саратов: Абрис. 1982.
  24. Кабышев В.Т. Становление конституционного строя России // Конституционное развитие России.–. Саратов: Абрис, 1993.
  25. Катков Д.Б., Корчиго Е.В. Конституционное право России: Учебное пособие / Отв. ред. академик РАЕН Ю.А. Веденеев. — М.: Юриспруденция, 2003.
  26. Коваленко, А.И. Правовое государство: концепции и реальность / А.И. Коваленко. – М.: Просвещение, 1993.
  27. Конституционное право РФ / Под ред. В.Ф. Кириллова. – М.: Юристъ, 2003.
  28. Конституционное (государственное) право зарубежных стран / Отв. ред. Б.А. Страшун. — М.: БЕК, 1993.
  29. Клименко С.В., Чичерин А.Л. Основы государства и права. Пособие для поступающих в юридические вузы. — М.: Зерцало, 1998.
  30. Кутафин О.Е. Предмет конституционного права. – М.: Юристъ, 2001.
  31. Кутафин О.Е., Козлова Е.И, Государственное право РФ. — М.: Юридическая литература, 2005.
  32. Лафитский В.И.. Конституция Российской Федерации. –М.: ИНФРА-М, 2002.
  33. Основы государства и права: Учебное пособие для поступающих в вузы / Под ред. О.Е. Кутафина, — М.: Юристъ, 1998.
  34. Румянцев О.Г. Основы конституционного строя России (понятие, содержание, вопросы становления). — М.: Юрист, 1994.
  35. Сукало А. Е. Основы конституционного строя // Право и экономика. 2000. № 9. С. 5 – 13.
  36. Шейнис В. Л. Тернистый путь Российской Конституции. // Государство и право. 2000. № 12. С. 62 – 73.


     

<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 1.06MB/0.00199 sec

WordPress: 22.31MB | MySQL:114 | 2,052sec