ОСНОВАНИЯ ПРИОБРЕТЕНИЯ ГРАЖДАНСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

<

082614 0213 1 ОСНОВАНИЯ ПРИОБРЕТЕНИЯ ГРАЖДАНСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИНаселение любой страны, в том числе России, состоит из разных физических лиц. Наибольшую часть составляют граждане данного государства. Лишь в отдельных нефтедобывающих арабских странах (Саудовская Аравия, ОАЭ, Кувейт и др.) в населении преобладают (или до недавнего времени преобладали) законтрактованные на срок работники нефтепромыслов из различных стран Азии и Африки. Обычно лишь небольшая часть населения представлена иностранцами, т.е. гражданами других государств, постоянно или временно проживающими (пребывающими) в данной стране, лицами без гражданства, т.е. не имеющими гражданства какого-либо государства. Наконец, в стране могут находиться лица с двойным и множественным гражданством — граждане нескольких государств, беженцы, вынужденные переселенцы, легальные и нелегальные иммигранты. Все эти лица обладают определенными правами и несут определенные обязанности, вступают в различные правоотношения (например, в связи с наследованием, участием или неучастием в выборах и т.д.). Эти права, обязанности, правоотношения могут быть одинаковыми для всех (например, при многих сделках купли-продажи или в связи с обязанностью платить налоги). В Конституции РФ такие права и обязанности человека выражаются формулами: «каждый имеет право» (например, на образование — ч. 1 ст. 43) или «каждый обязан» (например, сохранять природу и окружающую среду — ст. 58). Но многие права, обязанности, правоотношения могут быть неодинаковыми в связи со статусом того или иного физического лица. Как правило, иностранцы или лица без гражданства не имеют политических прав, которыми обладают граждане, положение беженцев иное, чем перемещенных лиц, иммигрантам (не имеющим гражданства данной страны) работа предоставляется, если на нее не претендует гражданин, а нелегальные иммигранты вообще лишены этого права, если у них нет специального разрешения. Такие различия зависят прежде всего от того, является ли данное физическое лицо гражданином государства (Российской Федерации). Всякий гражданин — это человек, но не всякий человек, в том числе проживающий в России, является ее гражданином.

По традиции считается, что человеку принадлежат естественные, неотчуждаемые права (на жизнь, свободу, собственность и т.д.), а права гражданина — это права члена политического сообщества, проистекающие из этого факта, предоставляемые государством (так называемые позитивные права). На деле естественные права могут быть ограничены (отчуждены от личности) законом (человек может быть лишен свободы, собственности и даже жизни по решению суда), они закреплены в конституциях (в том числе в российской) и тоже стали позитивными правами. Теперь различие между естественными и позитивными правами юридического значения почти не имеет — это наследие идеологии XVIII в.

В конституционном праве различных стран мира есть два близких понятия — «гражданство» и «подданство». Первое отражает связь человека и государства, а второе характеризует личную связь человека (подданного) с главой государства — монархом, верность ему. Правда, в демократических государствах — монархиях (Великобритания, Бельгия, Дания, Япония и др.) содержание термина «подданство» не отличается от понятия «гражданство», и он все более вытесняется последним, а в некоторых монархиях (Испания и др.) совсем не употребляется.

Согласно Федеральному закону о гражданстве РФ 2002 г. гражданство РФ — это устойчивая правовая связь человека с государством (Российской Федерацией), выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей; с этим связана взаимная ответственность гражданина и государства, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека. Это означает отказ от прежней тоталитаристской формулировки понятия гражданства как принадлежности лица государству. Такое определение отличается и от того, которое существовало в Законе о гражданстве СССР 1990 г. (оно характеризовало гражданство как политико-правовую связь лица с государством). Гражданство нельзя связывать с политическими симпатиями и антипатиями лица, в том числе по отношению к государству.

Гражданство РФ регулируется прежде всего Конституцией РФ и Законом о гражданстве РФ 2002 г. (с изменениями 2003 г.), а также некоторыми другими правовыми актами (в том числе указами Президента РФ, который утверждает положения «О порядке решения вопросов о гражданстве»). Совокупность этих норм образует правовой институт гражданства РФ.

Гражданство — это правовое, а не фактическое состояние: гражданин сохраняет связи с государством и тогда, когда он находится за пределами страны или постоянно проживает за рубежом. Что касается граждан других государств, то они могут постоянно жить в России, но они не связаны с ней отношениями гражданства. Иностранные граждане, лица без гражданства, липа, родившиеся на территории данного государства, могут стать его гражданами, если они * удовлетворяют определенным требованиям. Такие требования в разных странах неодинаковы. Например, во многих мусульманских странах для этого нужно принять ислам. Российское законодательство также устанавливает определенные основания для приобретения и утраты гражданства.

Наряду с обычным состоянием гражданства в России возможно почетное гражданство. Оно может быть предоставлено только лицу, не являющемуся гражданином РФ, за выдающиеся заслуги перед Россией и мировым сообществом. Почетное гражданство предоставляется Президентом РФ с согласия того лица, которому оно предоставляется. Российский гражданин может приобрести гражданство иного государства и одновременно иметь два и более гражданства — двойное и множественное гражданство. Такая ситуация может сложиться как автоматически (например, при вступлении российской гражданки в брак с иностранцем, когда по законам страны она обязана принять гражданство мужа, но сохраняет и российское гражданство), так и по желанию гражданина. Однако это не означает, что в России такой гражданин будет официально признан лицом с двойным или множественным гражданством. Гражданин РФ, имеющий иное гражданство, рассматривается Российской Федерацией только как гражданин РФ (иное гражданство во внимание не принимается), за исключением случаев, предусмотренных международным договором РФ или федеральным законом. Двойное (множественное) гражданство в РФ возможно только в соответствии с федеральным законом или международным договором РФ (ст. 62 Конституции РФ) и на основе взаимности. Таким путем может приобрести двойное гражданство и иностранец при сохранении своего. Если же договора между государствами нет, приобретение иностранцем российского гражданства возможно только при условии отказа от прежнего гражданства. Официальное приобретение российским гражданином двойного гражданства не меняет его конституционного статуса: за ним сохраняются все права и свободы и он не освобождается от обязанностей. Вместе с темой имеет права и несет обязанности, связанные с его состоянием в другом гражданстве. Приобретение гражданином РФ иного гражданства не влечет за собой прекращение рос-, сийского гражданства.

В настоящее время Россия имеет договоры о двойном гражданстве с единичными государствами (например, Таджикистаном, но в силу сложившихся обстоятельств некоторые граждане РФ имеют гражданство других государств — Израиля, Франции и др.; оно может признаваться, а может и не признаваться Россией). В связи с созданием в 1999 г. Союзного государства Белоруссии и России граждане РФ, равно как и Белоруссии, имеют также союзное гражданство (правда, последнее не находит своего выражения в каких-то особых персональных документах). Наличие у граждан Белоруссии и России союзного гражданства не умаляет их прав и свобод и не освобождает от обязанностей по отношению к своему государству.

Конституции некоторых республик в составе РФ содержали положения о гражданстве республики, но Конституция РФ относит гражданство в Российской Федерации (ст. 71) к предметам исключительного ведения Федерации. В новом Законе о гражданстве 2002 г. о гражданстве субъектов Федерации не говорится (предложение ввести в закон положения о гражданстве республики было отвергнуто при голосовании).

Принципы российского гражданства. В законодательстве россии выделяются несколько принципов российского гражданства. Во-первых, гражданство РФ является единым (ч. 1 ст. 6 Конституции РФ). В России не существует разных по своему правовому характеру гражданств субъектов РФ и самой Федерации. Единое российское гражданство может быть не единственным (например, для лиц с двойным гражданством).

Защита прав и свобод человека и гражданина находится в совместном ведении Федерации и ее субъектов, но регулирование этих прав и свобод, равно как и гражданства, состоит в исключительном ведении Федерации. Это означает, в частности, что прием в гражданство РФ осуществляют федеральные органы.

Во-вторых, гражданство в России является равным. Это означает, что права и обязанности гражданина не зависят от оснований приобретения гражданства, от времени его приобретения и других обстоятельств. В каждом субъекте РФ российский гражданин обладает одинаковыми правами. Акты, регулирующие вопросы гражданства, не могут ограничивать права граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

 

Натурализованные граждане, т.е. получившие гражданство в результате приема в гражданство по заявлению, обладают теми же правами, что и родившиеся от граждан. В некоторых странах, в том числе демократических, натурализованные граждане не могут создавать политические партии или в течение длительного времени (обычно 10 лет) не вправе вступать в партии; в США натурализованный гражданин не может быть избран президентом и т.д.

В-третьих, гражданство РФ экстерриториально: проживание гражданина за пределами Российской Федерации не прекращает его гражданства. Российский гражданин вправе жить в том месте, которое он избирает. Разумеется, государство заинтересовано в том, чтобы его граждане жили, и работали на его территории.

В-четвертых, российское гражданство имеет свободный характер. Гражданин РФ вправе изменить свое гражданство, выйдя из российского гражданства. Право на выход связано с тем, что гражданство — это не принадлежность лица государству, а двусторонняя связь, что предполагает расторжение ее по взаимному согласию. Такое расторжение может быть ограниченно лишь временно и только по указанным в законе обстоятельствам (обладание государственной тайной, нахождение под стражей по приговору суда, вступившему в законную силу, и др.).

В-пятых, гражданство РФ неотъемлемо. В первые годы социалистической России целые категории лиц лишались гражданства (например, так называемые невозвращенцы — бывшие подданные Российской империи, покинувшие страну без официального разрешения). В СССР гражданства лишались лица сначала по усмотрению властей (в законе не предусматривались основания для этого), а затем—так называемые диссиденты (в Законе 1978 г. говорилось о лицах, порочащих высокое звание гражданина СССР, наносящих ущерб престижу и государственной безопасности СССР), а также лица, переселявшиеся в Израиль (с 1967 г.). Конституция РФ и Закон о гражданстве 2002 г. запрещают лишать человека гражданства РФ. Этот запрет имеет абсолютный характер, он относится и к лицам, осужденным за некоторые государственные преступления (в ряде стран, в том числе во Франции, такие лица могут быть лишены, гражданства в качестве дополнительного уголовного наказания).

В-шестых, в основе изменения гражданства РФ лежит волеизъявление лица. Автоматический характер приобретения или утраты гражданства исключается (иные правила существуют только в отношении малолетних детей, лиц, находящихся под опекой, неспособных оценивать ситуацию). Вступление в брак с иностранным гражданином или расторжение брака, изменение гражданства родителями детей, возраст которых позволяет им разумно оценивать происходящее (с 14 лет), не влечет за собой обязательного предоставления или утраты гражданства РФ. Лишь родившийся от граждан РФ ребенок автоматически приобретает гражданство РФ, а малолетние дети (до 14 лет) при изменении гражданства родителей автоматически следуют за ними.

<

В-седьмых, российское гражданство, как и гражданство других стран, предполагает, с одной стороны, защиту и покровительство государства на его территории и за его пределами, с другой — обязанности гражданина по отношению к государству. Органы государственной власти, дипломатические представительства, консульские учреждения, должностные лица обязаны содействовать тому, чтобы гражданам РФ была обеспечена возможность в полном объеме пользоваться правами, установленными конституцией, законами, международным правом, законами государств, где проживают или пребывают граждане РФ, а также возможность защищать эти права и охраняемые законом интересы. Гражданам могут предоставляться более благоприятные условия, социальные пособия со стороны государства, льготы, которых не имеют иностранцы и лица без гражданства. Защиту гражданина осуществляет мощный государственный аппарат, а за пределами страны — дипломатические представительства и консульские учреждения. Государственные органы обязаны принимать меры по восстановлению нарушенных прав гражданина. В свою очередь, граждане должны выполнять свои конституционные и иные обязанности перед государством.

Гражданин РФ не может быть выслан за ее пределы или выдан другому государству. За преступления, совершенные российским гражданином за пределами своей страны, он подлежит уголовной ответственности по ее законам (если деяния, совершенные за границей, в России также считаются преступлениями). Однако административную ответственность (например, штраф за нарушение правил общественного порядка), гражданско-правовую ответственность (например, взыскание задолженности) гражданин может нести и за границей, по законам страны пребывания.

Россия поощряет приобретение гражданства лицами без гражданства, проживающими на территории РФ (при этом необходимо доказать факт безгражданства). Получение гражданства человеком без гражданства лучше обеспечивает защиту его прав.

Документы, удостоверяющие гражданство. Наличие у лица гражданства РФ или факт состояния лица в прошлом в гражданстве СССР определяется на основании законодательных актов РФ, РСФСР, СССР, международных договоров с участием российского государства и СССР, действующих на день установления факта гражданства.. Необходимо также предъявлять личные документы, представлять другие данные.

Документом, удостоверяющим российское гражданство, является прежде всего паспорт гражданина РФ либо свидетельство о рождении (оно действует до получения паспорта). Вместе с тем удостоверять российское гражданство могут и другие документы. В качестве доказательства гражданства РФ принимаются паспорт моряка, военный билет, паспорт СССР (до 2003 г.), вкладыши в паспорт СССР, выданные органами МВД, определенного рода справки, выданные дипломатическими и консульскими учреждениями РФ за границей, справки, выданные на период оформления паспорта, справки о пребывании в местах заключения.

. Согласно Федеральному закону о гражданстве 2002 г. (с изм. 2003 г.) гражданство РФ приобретается: по рождению; в результате приема в гражданство; в результате восстановления в гражданстве РФ; по иному основанию, предусмотренному законом или международным договором РФ (в частности, путем оптации — выбора гражданства при изменении государственной принадлежности территории). Закон РСФСР о гражданстве 1991 г. предусматривал также возможность приобретения гражданства РФ путем признания его за гражданами прежнего СССР, проживавшими на территории

России (если они в установленный срок не отказывались от гражданства РФ), и в порядке регистрации гражданства РФ (в частности, для граждан прежнего СССР, находившихся за пределами Российской Федерации, если они желали получить гражданство РФ). Порядок признания и регистрации теперь не применяется. Закон о гражданстве 2002 г. усложняет порядок приобретения гражданства РФ, хотя поправки 2003 г. устранили излишние ограничения.

Особый документ, выдаваемый дополнительно к общегражданскому паспорту лицам, находящимся в зарубежном плавании. В нем содержится, в частности, описание человека, указываются особые приметы и др.

Приобретение гражданства по рождению возможно в соответствии с принципом «права крови» и принципом «права почвы». В первом случае ребенок получает гражданство РФ, если хотя бы один из его родителей состоит в гражданстве РФ, а другой является лицом без гражданства, признан безвестно отсутствующим или его местонахождение неизвестно. В тех случаях, когда один из родителей — гражданин РФ, а другой — иностранный гражданин, ребенок приобретает российское гражданство, если он родился на территории России либо если в ином случае (не получив гражданство России) он становится лицом без гражданства. Принцип «права почвы» относится к детям, родители которых неизвестны, к детям, родившимся на территории России от лиц без гражданства, и к детям, родившимся на территории России от граждан других государств, которые не предоставляют ребенку своего гражданства. Такие дети становятся гражданами РФ. «Право почвы» применяется гораздо реже, чем «право крови».

Иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие 18-летнего возраста и обладающие дееспособностью, вправе обратиться с заявлением о приеме в гражданство РФ в общем порядке. Закон устанавливает для этого следующие условия в их совокупности: 1) заявитель должен проживать на территории РФ со дня получения вида на жительство и до момента обращения с заявлением о приеме в гражданство РФ не менее пяти лет непрерывно (непрерывным считается срок, если лицо выезжало за пределы РФ не более чем на три месяца в течение года). Срок проживания сокращается до одного года, если лицо родилось на территории России или состояло в прошлом в гражданстве СССР, либо имеет дееспособного сына (дочь), состоящего в гражданстве РФ, либо обладает высокими достижениями в области науки, техники, культуры, профессией или квалификацией, представляющими интерес для Российской Федерации, либо лицу было предоставлено политическое убежище на территории РФ; 2) заявитель обязуется соблюдать Конституцию и законодательство РФ; 3) имеет законный источник существования; 4) обратился в полномочный орган иностранного государства с заявлением об отказе от имеющегося у него иного гражданства (отказа не требуется, если это предусмотрено международным договором РФ, законом о гражданстве РФ или отказ невозможен в силу не зависящих от лица причин); 5) владеет русским языком (предусматривается проверка, но некоторые лица в связи с возрастом, полученным образованием на русском языке от нее освобождаются). Лица, имеющие особые заслуги перед Российской Федерацией, могут быть приняты в гражданство РФ без соблюдения перечисленных условий.

Возможен прием в гражданство РФ в упрощенном порядке (без соблюдения условия о пятилетнем сроке проживания) иностранных граждан и лиц без гражданства, дееспособных и достигших 18 лет и проживающих на территории РФ. Они вправе обратиться с заявлением при наличии одного из следующих условий: родились на территории РСФСР и состояли в прошлом в гражданстве СССР; имеют хотя бы одного родителя, состоящего в гражданстве РФ и проживающего На территории РФ; состояли в гражданстве СССР, проживают в государствах, входивших в СССР, но не получили гражданства государства, где они проживают, и остаются лицами без гражданства, состоят в браке с гражданином РФ не менее трех лет, являются нетрудоспособными и имеют трудоспособных сына или дочь, проживающих в РФ, зарегистрировались в России до 1 июля 2002 г, но проживают в государствах, входивших в состав СССР, и др. Такие категории лиц должны заявить о своем намерении стать гражданами РФ до 1 января 2006 г. Упрощена процедура получения гражданства РФ для ветеранов Великой Отечественной войны и ветеранов труда. По некоторым оценкам, новые правила дают возможность получить гражданство 1,2 млн человек — в основном бывшим гражданам СССР.

Упрощенный порядок приема в гражданство в ряде случаев применяется по отношению к детям и к лицам, находящимся под опекой и попечительством.

Восстановление в гражданстве РФ распространяется на иностранных граждан и лиц без гражданства, которые ранее состояли в гражданстве РФ, но затем утратили его. Для них обязательны все условия, установленные для общего порядка приема в гражданство РФ, но при этом срок проживания на территории РФ сокращается до трех лет.

При приеме в гражданство или восстановлении гражданства исключается дискриминация в зависимости от происхождения, социального положения, отношения к религии и иных факторов.

Приказом Министерства образования (теперь — Министерство образования и науки) утвержден в 2004 г. перечень организаций (учреждений), проводящих тестирование по русскому языку для иностранных граждан и лиц без гражданства.

Заявление о приеме в гражданство РФ и о восстановлении гражданства РФ может быть отклонено, если податели заявления выступают за нас ил ьст венное изменение основ конституционного строя, создают угрозу безопасности РФ; в течение пяти лет, предшествующих подаче заявления, выдворялись из Российской Федерации; использовали подложные документы или сообщили о себе заведомо ложные сведения; состоят на военной службе, в органах безопасности, правоохранительных органах иностранного государства; имеют не снятую и не погашенную судимость за преступления, признаваемые таковыми законами РФ; преследуются в уголовном порядке органами РФ или иностранного государства (до вынесения решения суда); осуждены и отбывают наказание в виде лишения свободы; не проживали непрерывно в течение пяти лет на территории РФ; не имеют законного источника существования на день обращения с заявлением.

При изменении Государственной границы РФ приобретение российского гражданства может осуществляться в порядке оптации: выбора гражданства лицами, проживающими на территории, государственная принадлежность которой изменяется. Правила оптации и ее сроки устанавливаются соответствующим международным договором РФ.

Гражданство РФ может быть также приобретено путем усыновления, опекунства, попечительства и др. Эти способы относятся к детям и недееспособным и характеризуются упрощенным порядком приобретения гражданства опекаемым или находящимся под попечительством по воле усыновителя, опекуна, попечителя, но с учетом и исходя из интересов ребенка или опекаемого.

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ЮРИДИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА

 

Конституционные гарантии — это предусмотренные основным законом средства, способы, механизмы, которые обеспечивают осуществление конституционных прав и выполнение основных обязанностей человека по отношению к обществу, государству, коллективам, другим лицам, делают эти права и обязанности реальными.

В демократических странах с социально ориентированной рыночной экономикой (в этом направлении, хотя и с зигзагами, развивается Россия) основными материальными (экономическими) гарантиями прав и свобод считаются возможность обладания собственностью, свобода выбора занятий, а в современных условиях — также социальная деятельность государства, оказание материальных услуг населению, создание государством условий для активной трудовой деятельности человека, чтобы он мог сам обеспечивать себя и свою семью.

Лишь человек, обладающий собственностью, свободный в выборе своей деятельности, может по собственной воле реализовывать свои права. Это происходит при материальной поддержке государства. Как уже говорилось, Конституция РФ предусматривает государственные пенсии, бесплатное медицинское обслуживание, образование и т.д.

Основной политической гарантией является власть народа, что выражается в решении важных вопросов на референдумах, во всеобщем и равном избирательном праве, позволяющем народу (корпусу избирателей) на регулярно проводимых свободных выборах определять, какие партии и должностные лица в период до следующих выборов будут руководить государством и обеспечивать права граждан.

В демократических странах большое внимание уделяется детальной разработке юридических гарантий. Наиболее обшей гарантией такого рода является существование правового государства.

Важнейшее значение для юридических гарантий имеют способы осуществления конституционных прав и свобод: явочный порядок, заявительный, регистрационный, разрешительный, режим судебных санкций.

При явочном порядке для осуществления предусмотренных Конституцией прав можно непосредственно, без каких-либо уведомлений или разрешения мэрии, например, провести собрание в закрытом помещении или опубликовать статью с критикой деятельности правительства.

Заявительный порядок предполагает заблаговременную, в предусмотренный законом срок информацию соответствующих государственных органов, иногда предприятий, организаций, собственников (например, при забастовке) о намерении осуществить то или иное конституционное право. При этом согласия или разрешения последних не требуется.- Такой порядок установлен, в частности, для отдельных видов публичных собраний, для забастовок.

Некоторые конституционные права могут осуществляться только после соответствующего разрешения. Разрешительный порядок предполагает, что то или иное конституционное право может быть реализовано, лишь когда получено разрешение властей (мэрии, милиции и др.). Хотя в некоторых актах, регулирующих политические демонстрации, речь идет о заявлениях, наделе установлен разрешительный порядок. Давая согласие на проведение политических демонстраций, мэрия устанавливает максимальное число участников, определяет маршрут движения и т.д.

Регистрационный порядок имеет в различных ситуациях неодинаковое значение. При явочном порядке регистрация имеет преимущественно техническое значение, роль учета состоит в основном в проверке правильности оформления документов, соответствия их закону. В других случаях регистрация выполняет в определенной мере разрешительные функции: например, только после регистрации партия получает права, юридического лица и может осуществлять деятельность определенного рода (выдвигать кандидатов на выборах и др.).

Режим судебных санкций тоже может реализовываться ло-разно-му. Возможно наказание по суду организаторов незаконной демонстрации, не получивших требуемого по закону разрешения; организаторов собрания на площади, не подавших заранее уведомления, в результате чего на несколько часов было дезорганизовано движение транспорта; автора, опубликовавшего в явочном порядке клеветническую статью.

Первостепенное значение для защиты конституционных прав имеет судебный порядок. Закон 1993 г. об обжаловании в суд действий, нарушающих права и свободы человека, теперь частично поглощен статьями ГПК 2002 г. Предусмотрено, что граждане могут обращаться в суды общей юрисдикции (например, при отказе зарегистрировать политическую партию), в арбитражный суд (в связи с , правом на частную собственность), в Конституционный Суд РФ (с жалобой на решение нижестоящего суда или другого органа власти по вопросу о субъективных конституционных правах). Защите прав граждан посвящено особенно много решений Конституционного Суда РФ.

Обеспечению конституционных прав человека в России служит деятельность Президента РФ как гаранта прав и свобод человека и гражданина (ч. 2 ст. 80 Конституции РФ), Уполномоченного по правам человека, прокуратуры, общественных организаций. В отдельных субъектах РФ есть уполномоченные по правам детей.

Правомерна самозащита конституционных прав (например, необходимая оборона при покушении на неприкосновенность личности, жалоба в административные органы, обращение к средствам массовой информации). Если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты, каждый житель Российской Федерации вправе обращаться в международные органы по защите прав человека, например в Комитет ООН по правам человека, который, правда, не принимает обязательных для государств решений, и в Европейский суд в Страсбурге (он такие решения принимает). По статистике из России в Суд в Страсбурге поступает в среднем 4 тыс. жалоб в год, из них принимаются к рассмотрению 3%. К 2004 г. Суд удовлетворил четыре жалобы.

 

 

 

3. ЗАДАНИЕ

 

 

Монтескье в книге «О духе законов» (середина XVIII в.) предупреждал: «Политическая свобода может быть обнаружена только там, где нет злоупотребления властью. Однако многолетний опыт подсказывает, что каждый человек, наделенный властью, склонен злоупотреблять его и удерживать в своих руках власть до последней возможности. Для того чтобы предупредить подобное злоупотребление властью, необходимо, как это вытекает из самой природы вещей, чтобы одна власть, сдерживала другую. Когда законодательная и исполнительная власти объединяются в одном и то же органе … не может быть свободы с другой стороны, не может быть свободы, если судебная власть и не отделена от законодательной и исполнительной. И наступает конец всему, если одно и тоже лицо или орган, дворянский или народный по своему характеру, станет осуществлять все вида власти» О каком признаке демократического государства идет здесь речь? В чем его смысл? Чем отличается авторитарный режим от тоталитарного?

 

ОТВЕТ

О каком признаке демократического государства идет здесь речь? В чем его смысл?

Здесь речь о таком важнейшем признаке демократического государства как принцип разделения властей.

С помощью разделения властей правовое государство организуется и функционирует правовым способом: государственные органы действуют в рамках своей компетенции, не подменяя друг друга; устанавливается взаимный контроль, сбалансированность, равновесие во взаимоотношениях государственных органов, осуществляющих законодательную, исполнительную и судебную власть.

Принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную означает, что каждая из властей действует самостоятельно и не вмешивается в полномочия другой. При его последовательном проведении в жизнь исключается всякая возможность присвоения той или иной властью полномочий другой. Принцип разделения властей становится жизнеспособным, если он еще и обставляется системой «сдержек и противовесов» властей. Подобная система «сдержек и противовесов» устраняет всякую почву для узурпации полномочий одной власти другой и обеспечивает нормальное функционирование органов государства.

Классическим образцом в этом отношении являются США. Согласно теории разделения властей в ней законодательная, судебная и исполнительная власти, действуют как три силы в замкнутом круге своих полномочий. Но при этом предусмотрены формы воздействия органов одной власти на органы другой. Так, президент наделен правом налагать вето на законы, принимаемые Конгрессом. В свою очередь оно может быть преодолено, если при повторном рассмотрении законопроекта в его пользу отдадут голоса 2/3 депутатов каждой из палат Конгресса, Сената наделен полномочием утверждения членов правительства, назначаемых президентом. Он также ратифицирует договоры и иные международные соглашения, заключаемые президентом. В случае совершения президентом преступлений, Сенат обращается в суд для решения вопроса о вынесении ему «импичмента», т.е. об отстранении от должности. «Возбуждает» же дело об импичменте Палата Представителей. Но могущество Сената ослабляется тем, что ее председателем является вице-президент. Но последний может принимать участие в голосовании лишь в том случае, если голоса разделяются поровну. Конституционный контроль в стране осуществляет Верховный суд США.

 

 

Чем отличается авторитарный режим от тоталитарного?

Авторитаризм – это понятие (или авторитарный политический режим) означает упразднение демократии и установление диктатуры, то есть власти одного лица или небольшой группы лиц. Эта власть опирается на насилие, она устраняет или резко ограничивает полномочия представительных институтов, игнорирует разделение властей, лишает граждан их прав, прежде всего политических и гражданских.

В нашу эпоху господства идей демократии авторитарные режимы устанавливаются под предлогом чрезвычайного положения для предотвращения угрозы безопасности страны посредством прямого насильственного свержения законной власти, как это было, например, в Чили в 1973 году, либо замораживания деятельности демократических органов власти, политических партий и отмены прав граждан. В прошлом веке вплоть до 80-х годов авторитаризм собирал обильную жатву в странах Латинской Америки, где военные диктаторы в одних странах пребывали у власти десятки лет (в Парагвае), а в других периодически сменяли друг друга.

Тоталитаризм – особо жестоким и бесчеловечным для общества является тоталитарный политический режим. Если примеры авторитарных режимов мы видим и в прошлом, где тиран или диктатор не был большой редкостью, то тоталитарный режим – это порождение ХХ века. Его отличие от авторитаризма состоит в том, что он вторгается в личную жизнь людей, заставляя всех «маршировать в ногу» так, что кажется, будто идет один человек. Тоталитаризм убивает человеческую индивидуальность. Каким образом?
Во-первых, с помощью идеологии, то есть комплекса идей и воззрений, которые абсолютизируют коллективные действия и жертвуют личностью отдельного человека. При этом такая идеология насаждалась как единственно верная, отвечающая на все вопросы жизни. И поэтому запрещались все другие философские или политические идеи.

Во-вторых, признак тоталитарного режима – систематический массовый террор против своего населения. Террор присущ любым диктатурам, но тоталитарный террор отличается от террора авторитарных режимов. Террор авторитарных режимов направлен против действительных врагов режима, и, как только оппозиция подавлена, он прекращается. Тоталитарный террор направлен против обычных, лояльных, ни в чем не повинных перед режимом граждан, более того, его сторонников. Этот террор является постоянным, он периодически вспыхивает с новой силой, унося миллионы человеческих судеб и жизней. При этом задача политической полиции, которая осуществляет этот террор, состоит не в том, чтобы раскрывать преступления, а в том, чтобы арестовать определенную категорию населения, когда правительству это будет угодно. Отсюда самые нелепые обвинения, которые могут предъявляться так называемым врагам народа. Одному из них, например, приписали заражение коров сапом, хотя сапом коровы не болеют.

Третья особенность тоталитарного режима — его отношение к закону. Если до появления тоталитарного режима политическая философия различала два политических режима: один – с законной властью, подчиненной закону, другой – с произвольной властью и отсутствием закона, то тоталитаризм выступает в ином обличье. Он «гордится» своими «позитивными» (т.е. писаными) законами, как, например, сталинская конституция или конституция Веймарской республики, которая не была отменена Гитлером, и вместе с тем создает свою тоталитарную «законность»: даже нарушая им же принятые позитивные законы, он строго подчиняет свои действия «закону природы» (нацизм) или «закону истории» (большевизм).

В нашей стране тоталитарный режим утвердился в конце 20-х годов и существовал до начала 50-х. После этого он оставался авторитарной диктатурой КПСС с сильными пережитками тоталитаризма, заключавшимися в принудительном насаждении одной-единственной идеологии – так называемого марксизма-ленинизма.

Для полного устранения этого политического режима реформаторские силы взяли на вооружение идею правового государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

082614 0213 2 ОСНОВАНИЯ ПРИОБРЕТЕНИЯ ГРАЖДАНСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.). // «Российская газета» от 25 декабря 1993 г.
  2. О гражданстве Российской Федерации: ФЗ № 62-93 от 31 мая 2002 года (в ред. ФЗ от 11.11.2003 г. № 151-ФЗ) // СЗ РФ. № 22. Ст. 2031.
  3. О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию от 15.08.96 № 114-ФЗ. ( в ред. ФЗ от 18.07.1998 № 110-ФЗ от 24.06.1999. № 118-ФЗ, от 10.01.2003 № 7-ФЗ от 30.06.2003 № 86-ФЗ; от 29.06.2004 № 58-ФЗ) / СЗ РФ № 34. Ст. 4029
  4. О беженцах: ФЗ от 19 февраля № 4528-ФЗ (с изменениями от 21 июля 1998 г., 7 августа, 7 ноября 2000 г., 30 июня 2003 г., 29.06. 2004 г)
    // ВС НД ВС. РФ. 1993. № 12. Ст. 425.

  5. О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации: ФЗ № 115-ФЗ от 25 июля 2002 г. (в ред. от 11.11.2003 № 141-ФЗ) // СЗ 2002. № 30. Ст. 3092.
  6. Алексеев С.С. Государство и право. -М.: Высшая школа, 2003.
  7. Воротилин Е.А. Идеи правового государства в истории политической мысли// Политология. Курс лекций. М., 1997. С. 76– 91.
  8. Гревцов Ю.И. Очерки теории и социологии права: Учебное пособие. –СПб.: Знание, 1996.
  9. Омельченко О. Я. Идея правого государства: истоки, перспективы, причины. М., 1999.
  10. Кретов Б.И. Политология. М., 2001.
  11. Политология: Учебное пособие для вузов /Под ред. Полунина Г. В., Анисимов Е. В., Завьялов В. Т. и др. – М.: Акалис, 2005.
  12. Политология: Учебное пособие для вузов /Полунина Г. В., Анисимов Е. В., Завьеялов В. Т. и др. – М.: Акалис, 2004.
  13. Четвертин В.А. Демократическое конституционное государство: введение в теорию. М., 2000.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     


     

<

Комментирование закрыто.

WordPress: 22.59MB | MySQL:122 | 1,496sec