ПОНЯТИЕ И ОБЩАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ И СВОБОД

<

083114 0415 1 ПОНЯТИЕ И ОБЩАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ И СВОБОД Актуальность темы работы. Господство права, плюрализм и права человека суть нерасторжимые слагаемые демократии. Не может быть демократии в отсутствие уважения к правам человека. И, наоборот, утверждение демократии создает условия для объединения прав человека. «Отстаивая ценность человеческой личности, государство и гражданское общество закладывают тем самым надежный фундамент политической стабильности, социального консенсуса и динамичного развития»1. Через каждую отдельную личность, ее права и свободы они ограждают себя от опасностей злоупотребления властью. Права человека включаются в систему сдержек и противовесов, только не между отдельными ветвями власти, а в отношении государственной власти как таковой.

История показывает, что каждому поколению нужно вновь и вновь защищать права человека, что человечеству еще незнакома ситуация, при которой не требуется усилий для поддержания и защиты прав и свобод человека. Каждое поколение отвечает на вечный вызов истории, связанный с отстаиванием такой великой ценности, как свобода и права человека.

Сегодня основным делом народов всех стран и международных организаций, а также каждого конкретного человека является защита прав и свободам человека. Именно при демократическом строе можно наиболее полно гарантировать права и свободы человека. Учитывая то, что «права и свободы личности – это общее достижение человеческой цивилизации»2, утверждение и развитие демократии – «мощное оружие в руках народов в их борьбе за мир, взаимопонимание и сотрудничество в целях развития и общественного прогресса нашей цивилизации»3.

С уходом идеологических противоречий времен «холодной войны» разногласия в области прав человека во все большей мере «определяются теперь, с одной стороны, различным уровнем развития социально-экономического и политического развития общества, с другой – и это главное – национальными интересами группы или отдельных государств»1.

Тем не менее, должен существовать определенный минимум прав и свобод, ниже которого опускаться не может ни государство, ни его органы и отдельные личности. Но если с отдельной личностью дело обстоит проще – человек привлекается к ответственности, самой суровой из которых является уголовная, то сложнее обстоит дело с государством. Как и каким образом привлечь государство к ответственности, если оно посягает на права и свободы человека. В данной работе мы не будем затрагивать этот вопрос, более того, ответа на него не существует. Скажем только, что решение вопроса необходимо вести мирными средствами. Сегодняшняя же обстановка в мире, в самом центре Европе показывает, что пока что даже жизнь человека порой зависит от прихоти отдельных политиков.

Тем не менее, международным сообществом принимаются меры к всестороннему обеспечению прав и соблюдению свобод человека.

Задачи исследования:

– рассмотреть сущность, содержание и общую классификацию конституционных прав и свобод;

– проанализировать характеристику экономических, политических и социальных прав и свобод человека и гражданина.

Теоретической базой исследования являются работы таких авторов как Алекссева Л.Б., Баглай М.В., Венгеров А.Б., Гаврилов В.В., Гордон Л.А., Жарков Б.Н., Карташкин В.А., Козлова Е.И., Кузнечевский В., Матвеева Т.Д., Мюллерсон Р.А., Николайко Н.В., Румянцев О.Г., Стрекозов В.Г., Тункин Г.И., Хлобустов О, Энтин М.Л. и др.

 

1.

 

1.1 Содержание и сущность конституционных прав и свобод

 

Правовой статус личности означает совокупность прав и свобод человека и гражданина, отраженных в нормах всех отраслей действующего права.

Вопрос о правах человека и гражданина является составной частью проблемы фактического положения личности в обществе и государстве. «Этимологически и по существу близки понятия «правовое положение» и «правовой статус» личности, в которых отражаются все основные стороны юридического бытия индивидов: их потребности, интересы, мотивы, трудовая, общественная, политическая и другая деятельность, все виды взаимоотношений друг с другом и с государством»1.

Давая понятие правам и свободам, следует отметить, что право – это свободы или возможности поведения. Институт прав и свобод является центральным в конституционном праве. Он закрепляет свободу народа и каждого человека от произвола государственной власти. Это — сердцевина конституционного строя.

К основам правового статуса личности относятся конституционно закрепленные права и свободы. Они составляют относительно небольшую часть всех прав и свобод. «Свободы (Freedoms) — права индивидов и народов, исконно от природы присущие, а не дарованные государством, которое не может регулировать их, вмешиваться в них, а лишь обязано воспринимать их как данность и констатировать существование их вне своей воли и власти и защищать их»2. Определив понятие свобод человека, перейдем к рассмотрению его прав. «Права человека – это определенные нормативно структурированные свойства и особенности бытия личности, которые выражают ее свободу и являются неотъемлемыми и необходимыми способами и условиями ее жизни, ее взаимоотношений с обществом, государством, другими индивидами»1.

«Права человека – понятие, характеризующее правовой статус человека по отношению к государству, его возможности и притязания в экономической, социальной, политической и #M12291 820001772культурной#S сферах»2.

Причины, по которым одни права и свободы закрепляются в Конституции, другие — в текущем законодательстве, не произвольны.

Правовой статус охватывает все многообразие прав, относящихся к самым различным сторонам деятельности индивида. Одна из сущностных характеристик правового статуса личности, его ядро и системообразующий элемент — права, свободы и обязанности личности. «Современное понимание прогресса государственности выдвигает на первый план «человеческое измерение», т.е. то качество жизни, которое обеспечивает государство. Свобода личности, благоприятные материальные условия, возможность творческого самоутверждения, наличие прав — эти и другие составляющие «человеческого измерения» превращают его в основной критерий оценок прогресса государства»3.

Конституционные права, свободы и обязанности всегда представляют собой систему.

Права человека прежде всего принято делить на абсолютные и относительные. Ограничение или временное приостановление первых не допускается в демократическом государстве ни при каких обстоятельствах.

Абсолютными являются такие фундаментальные личные права человека как #M12291 841500207право на жизнь#S, #M12291 841500049право#S не подвергаться #M12291 841501988пыткам#S, насилию, другому жестокому, унижающему человеческое достоинство обращению или #M12291 841502453наказанию#S, #M12291 841500212право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго#S #M12291 841500212имени#S, #M12291 841501216свободу совести#S, #M12291 841501201свободу вероисповедания#S, а также #M12291 841500049право#S на судебную защиту, #M12291 841500120правосудие#S и связанные с ними важнейшие #M12291 841501971процессуальные права#S. Все остальные права человека являются относительными и могут быть ограничены или приостановлены на определенный срок в случае введения режимов чрезвычайного или #M12291 841501459военного положения#S.

Общепризнанным является деление прав человека на личные (по международной терминологии — гражданские), политические, социальные, экономические, культурные, экологические. Причем этот список постепенно пополняется по мере исторического прогресса общества. Поэтому в науке принято делить #M12291 841500049права#S на т.н. «поколения».

Наиболее распространенным классификационным признаком в науке конституционного права является содержание прав и свобод человека и гражданина. Именно по этому признаку все они делятся одними авторами на личные права и свободы; политические, социально-экономические права и свободы; другими — на личные права и свободы; политические; экономические; социально-культурные права и свободы человека и гражданина1.

Политические, гражданские, трудовые, социальные, культурные и другие права человека – это «не дар государства, правительства, политической партии или ее лидера, а суверенный, не отчуждаемый атрибут каждого человека, каждой личности, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, вероисповедания, политических взглядов и убеждений, социального происхождения или имущественного положения; не народ существует для государства и правительства, а государство и правительство – для народа, не народ для конституции, а конституция для народа»2.

Можно выделить следующие причины, от которых зависит выбор того или иного уровня правовых актов для закрепления прав и свобод.

1. Значимость данного права и данной конституционной свободы для человека и общества. В Конституции закрепляются те права и свободы, которые жизненно важны и в наибольшей мере социально значимы как для конкретного человека, так и в целом для общества, для государства, т.е. основные права и свободы. Для человека они являются условием достойного и свободного его существования, естественным правом на участие в, решении вопросов устройства и управления тем обществом, членом которого человек состоит; экономической и социальной предпосылкой для удовлетворения его жизненно насущных материальных и духовных потребностей.

Для государства, для общества значимость конституционно закрепленных прав и свобод выражается в том, что именно реализация этих прав и свобод означает претворение в жизнь сущностных свойств государства как демократического и правового.

Само существование государства, общества обеспечивается совокупной деятельностью людей во всех сферах их жизнедеятельности — политической, экономической, духовной. Так, без реализации права на свободу предпринимательства не могла бы быть создана соответствующая экономическая среда, без реализаций избирательных прав граждан невозможно было бы формирование структур управления обществом.

Поэтому основные права и свободы не только признаются государством именно в Конституции, но и защищаются им как необходимое условие его существования.

2. Юридические особенности основных прав и свобод. Эти права и свободы:

а) составляют ядро правового статуса личности, лежат в основе всех других прав и свобод, закрепляемых иными нормативными актами. Так, все права, вытекающие из норм трудового права, базируются на конституционных положениях о труде; права, закрепленные в нормах отрасли права социального обеспечения, — на соответствующем конституционно закрепленном основном праве; права граждан в области здравоохранения — на праве на охрану здоровья. Все права и свободы граждан в той или иной сфере жизни производны от основных прав и свобод; поэтому основные права и свободы являются главными в характеристике правового положения личности;

б) адресованы самому широкому кругу субъектов; закрепляются за каждым человеком и гражданином либо за каждым гражданином. Все другие (неосновные) права и свободы, увязываются с обладанием лицом различными статусами — рабочих и служащих, собственников имущества, нанимателей жилой площади, покупателей, истцов, ответчиков и т.д. Основные же права и свободы человека неотчуждаемы, принадлежат каждому от рождения и не предполагают наличия у человека какого-либо конкретного правового статуса. Они не приобретаются и не отчуждаются по волеизъявлению человека;

в) имеют особую юридическую форму их закрепления. Они фиксируются в нормативном правовом акте государства, имеющем высшую юридическую силу, — в Конституции;

г) обеспечиваются повышенной правовой охраной: конституционные нормы, их закрепляющие, не могут быть изменены в рамках действующей Конституции, без принятия новой; граждане вправе обратиться в Конституционный Суд РФ с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод для проверки конституционности закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле; причем жалоба допустима, если закон затрагивает именно конституционные права и свободы граждан; в Уголовном кодексе РФ имеется специальная глава (гл. 19) «Преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина».

 

Указанные выше свойства характеризуют понятие основных прав и свобод человека и гражданина. Оно может быть сформулировано следующим образом: конституционные (основные) права и свободы человека и гражданина — это его неотъемлемые права и свободы, принадлежащие ему от рождения (в надлежащих случаях в силу его гражданства), защищаемые государством и составляющие ядро правового статуса личности.

Правовой статус охватывает все многообразие прав, относящихся к самым различным сторонам деятельности индивида. Одна из сущностных характеристик правового статуса личности, его ядро и системообразующий элемент — права, свободы и обязанности личности. «Современное понимание прогресса государственности выдвигает на первый план «человеческое измерение», т.е. то качество жизни, которое обеспечивает государство. Свобода личности, благоприятные материальные условия, возможность творческого самоутверждения, наличие прав — эти и другие составляющие «человеческого измерения» превращают его в основной критерий оценок прогресса государства»1.

Конституционные права, свободы и обязанности всегда представляют собой систему.

Права человека, прежде всего, принято делить на абсолютные и относительные. Ограничение или временное приостановление первых не допускается в демократическом государстве ни при каких обстоятельствах.

Различие между понятиями «право» и «свобода» в достаточной мере условно. И то и другое означает юридически признанную возможность каждого избирать вид и меру своего поведения как человека, как гражданина государства.

Вместе с тем понятие «свобода» в большей мере увязано с такими правомочиями личности, которые очерчивают сферу ее самостоятельности, защищают от вмешательства в ее внутренний мир (свободы совести, вероисповедания, мысли, слова, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания).

Понятие «право» в большей мере предполагает позитивные действия, услуги со стороны государства или правомочия человеку на участие в деятельности определенных общественно-политических, хозяйственных структур.    

Конституционные права и свободы — это не все права и свободы, которыми обладает человек, а только основные, или фундаментальные. Почти все демократические конституции при самом полном перечислении прав и свобод в заключение признают, что перечень не является исчерпывающим, т. е. что за человеком и гражданином остаются и другие права и свободы. В Конституции РФ по этому поводу говорится (ч 1 ст. 55): «Перечисление в Конституции Российской Федерации основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина». Ясно, что если бы эти «другие», да еще общепризнанные, права и свободы были законодателю известны, то они должны были бы попасть в перечень конституционных. А раз этого нет, то данную формулировку можно толковать только как признание неисчерпаемости свободы и как уважение многогранных прав и свобод, которые при всей их важности не относятся к категории основных. Такие права и свободы неконституционного уровня закрепляются всеми отраслями национальной системы права.

Следовательно, под конституционными правами и свободами понимаются «наиболее важные права и свободы человека и гражданина, раскрывающие естественное состояние свободы и получающие высшую юридическую защиту».1.

Глава 2 Конституции РФ « Права и свободы человека и гражданина» включает 48 статей, подавляющая часть которых посвящена конкретным правам и свободам2. Их принято классифицировать на три основные группы: личные; политические; экономические, социальные и культурные. В российском законодательстве такая последовательность прав и свобод впервые была воспроизведена в Декларации прав и свобод человека и гражданина, а затем отражена в Конституции РФ 1993 г.

Итак, права человека носят естественный и #M12291 820002183неотчуждаемый#S характер. Свободное и эффективное осуществление прав человека является одним из основных признаков #M12291 820000863гражданского общества#S и правового государства.

 

1.2. Классификация конституционных прав и свобод гражданина

 


Основные права человека и гражданина ныне закреплены в конституциях как определенное единство. В отличие от философских концепций прошлого, когда в борьбе с абсолютизмом естественные права человека провозглашались неотчуждаемыми, абсолютными, неограничиваемыми, на деле и те, и другие могут быть в определенных ситуациях (например, чрезвычайное положение) ограниченны, но только на основе закона и в соответствии с установленными им процедурами.

Основы правового статуса личности закреплены в гл. 2 Конституции РФ. Согласно ст. 64 положения этой главы не могут быть изменены иначе как в порядке, установленном Конституцией, т.е. путем ее общего пересмотра. Эта норма составляет одну из важнейших юридических гарантий прав личности в России.

Основы правового статуса личности служат исходным пунктом для регулирования всех других прав и обязанностей человека и гражданина в иных отраслях права.

Регулирование прав и свобод человека и гражданина относится к федеральной компетенции (их защита — предмет совместного ведения Федерации и ее субъектов). Конституции и уставы (основные законы) субъектов РФ не вправе сокращать их перечень, вводить иное регулирование.

Восприняв международные стандарты в области прав человека, Конституция РФ включила в перечень основных прав некоторые дополнительные права и уточнила их формулировки в соответствии с условиями России. Однако в сфере реализации прав еще много пробелов, связанных с несовершенством правовых норм и механизмов их осуществления.

Принципы правового статуса личности — это те основные начала, руководящие положения, которые определяют предоставление ей прав и исполнение ею обязанностей перед другими личностями, коллективами, государством и обществом. Эти начала имеют юридический характер, они охраняются государством и правом, именно из них исходит детальное регулирование правового статуса личности.

К числу принципов правового статуса личности в Российской Федерации относятся: 1) определяющие значения правовой связи лица с государством для статуса личности; 2) сочетание прав и обязанностей личности, которая имеет не только права, но и несет обязанности перед другими людьми, их коллективами, государством и обществом; 3) неотъемлемость основных прав и свобод (хотя некоторые из них, как уже говорилось, могут быть в определенных условиях ограниченны) и недопустимость одностороннего, произвольного отказа от выполнения конституционных обязанностей; 4) равенство людей в своем статусе человека или гражданина в отношении их прав и обязанностей; 5) гарантированность прав и обеспечение выполнения обязанностей.

Характер правовой связи определяет статус лица в государстве. Гражданин имеет такие права и несет такие обязанности, которых нет у иностранца или лица без гражданства.

Сочетание прав и обязанностей, во-первых, предполагает, что конкретному конституционному праву личности, как правило, соответствует обязанность другой личности, государства или общества (например, право гражданина на пенсию и соответствующая обязанность государственных органов выплачивать ее от имени государства из ресурсов общества). Во-вторых, многие права могут выступать и как обязанности. Так, забота о детях, их воспитание — одновременно и право, и обязанность родителей (ч. 2 ст. 38). В-третьих, в регулировании прав и обязанностей могут сочетаться юридические и моральные элементы. Иногда право имеет преимущественный характер общественного долга (право на защиту конституционного строя), а обязанность — юридический характер (например, служба в армии для определенной категории лиц). В иных случаях право может иметь отчетливо выраженный юридический характер, а корреспондирующая ему обязанность — моральный (например, право голосовать на выборах Президента РФ и обязанность проголосовать).

Принцип неотъемлемости конституционных прав личности и недопустимости произвольного отказа от выполнения обязанностей зафиксирован в ряде норм Конституции РФ. Так, о неотчуждаемости основных прав и свобод человека говорится в ч. 2 ст. 17. Согласно ч. 2 ст. 55, не должны издаваться законы, умаляющие права и свободы человека и гражданина.

Равенство людей в отношении их прав и обязанностей обычно выражается термином «равноправие» — равенство в правах (и обязанностях). Это не социальное, а юридическое понятие. Всеобщее фактическое равенство людей обеспечить невозможно хотя бы потому, что сами люди неодинаковы, например, по своим способностям. Попытки стран тоталитарного социализма создать общество всеобщей уравнительности успехом не увенчались.

В праве речь идет не о фактическом равенстве, что в жизни недостижимо, а о юридическом равенстве, о равенстве возможностей, хотя, разумеется, фактическое и особенно социальное неравенство нарушают одинаковые возможности использования своих прав и одинаковое для всех выполнение обязанностей. Поэтому общество и государство должно использовать все средства, в том числе и юридические, чтобы не допустить чрезмерного расслоения общества. Этому служит, в частности, социальная деятельность государства.

Равенство прав и обязанностей означает, что не допускается дискриминация (различие) в правах и обязанностях в связи с естественными особенностями личности или ее социальным статусом. Согласно ч. 2 ст. 19 Конституции РФ равенство прав человека и гражданина признается независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств. Указание на «другие обстоятельства» означает, что такой перечень имеет открытый характер: любое неравенство в основных правах и обязанностях недопустимо.

Наконец, равенство прав и обязанностей осуществляется в сопоставимых измерениях. Права гражданина и права иностранца в данном государстве неодинаковы, они равны в сфере прав человека, но не равны в сфере, скажем, политических прав. Права и обязанности, в том числе конституционные, зависят от возраста (например, избирательные права или обязанность военной службы). Все эти обстоятельства необходимо учитывать.

Гарантированность прав и обеспечение выполнения обязанностей человеком и гражданином имеет различные формы проявления. Обычно принято различать три разновидности гарантий: социально-экономические, политические и юридические.

Субъектом гарантий является прежде всего государство. Оно создает условия для осуществления прав и выполнения обязанностей (например, органы правопорядка охраняют законную демонстрацию от нападений оппозиции или хулиганствующих элементов, государственные органы проводят призыв в армию, обеспечивая выполнение конституционной обязанности граждан). Государство вправе применять меры принуждения, если кто-то (человек, коллектив, орган государства и т.д.) препятствует кому-либо осуществлять права или выполнять обязанности (например, нарушают свободу голосования граждан или препятствуют реализации норм закона об обязательном образовании детей).

<

Субъектом гарантий может быть коллектив, например общественное объединение или трудовой коллектив, в составе которого лицо работает.

Гарантии своих прав и меры воздействия для выполнения обязанностей по отношению к себе или иным субъектам может использовать сама личность. Часть 2 ст. 45 Конституции РФ гласит: «Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом»1 (в последние годы многие нормы изменены и дают больше возможностей человеку защищать себя, свои права). Человек может обратиться в суд, в определенной ситуации может использовать нормы УК РФ о необходимой обороне при посягательствах на него.

Человек, вступая в различные отношения (имущественные, трудовые, служебные и др.), приобретает множество прав и несет разнообразные обязанности. Во многих случаях эти права и обязанности зафиксированы в ГК, ТК, УПК или иных кодексах (например, права и обязанности сторон при договоре подряда или права и обязанности подследственного, в отношении которого в качестве меры пресечения избрана подписка о невыезде). Основные права и обязанности закреплены в юридическом документе, имеющем высшую юридическую силу, — в конституции, что обусловлено особыми свойствами этих прав и обязанностей. Во-первых, для них характерна повышенная значимость. Данные права и обязанности жизненно важны для конкретного человека и социально значимы для общества и государства. Во-вторых, конституционные права, свободы и обязанности составляют ядро других прав и обязанностей, получают свое развитие в правах и обязанностях, установленных другими отраслями права. В-третьих, для конституционных прав и обязанностей характерна высокая степень обобщения: они едины для каждого человека и каждого гражданина, распространяются на всех. В-четвертых, рассматриваемые правами обязанности характеризуются особым основанием возникновения, вытекают не из конкретных правоотношений (как, например, в случае купли-продажи), а из состояния лица как человека или как гражданина. В-пятых, они обеспечиваются повышенной правовой охраной (обращение лица в специальные конституционные и уставные суды).

Традиционно основные права и свободы делятся на две группы: 1) естественные права человека, 2) позитивные права гражданина. Считается, что первые (право на жизнь, свобода и неприкосновенность личности, свобода передвижения и выбора места жительства, право собственности и др.) принадлежат человеку от рождения и не могут быть дарованы или отчуждены государственной властью. Права гражданина — это права человека как члена политического сообщества, в этом качестве они предоставляются государством и потому могут быть ограничены им. В современном конституционном праве естественные права человека закреплены в конституциях, гарантируются государством и могут быть ограничены (например, в условиях чрезвычайного положения) и даже отчуждены (право на жизнь).

Другое деление конституционных прав — это различение личных,
политических и социально-экономических прав и свобод, основанное на различиях сфер жизни общества, характере отношений. Часто особо выделяют культурные (социокультурные) права. Иногда их рассматривают как одну группу вместе с экономическими и социальными правами. Существуют и иные классификации, в частности отдельно выделяют экономические и социальные права. Все чаще в конституциях называют коллективные права, которые принадлежат не отдельно взятому индивиду, а определенной общности, выделяемой на основе естественных или социальных признаков (право наций или народов на самоопределение и др.). Однако любая классификация в определенной мере условна. Свобода слова — личное, индивидуальное право, человек сам решает, как его использовать, но оно имеет общественно-политический характер: частные беседы не есть осуществление этого права в конституционно-правовом смысле.

2 ХАРАКТЕРИСТИКА ЭКОНОМИЧЕСКИХ, СОЦИАЛЬНЫХ И КУЛЬТУРНЫХ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА

 

2.1 Экономические права и свободы

 

Право на экономическую деятельность предусматривает свободное использование человеком своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ст. 34 Конституции РФ1). В сочетании с правом частной собственности такая свобода предпринимательства выступает как правовая база рыночной экономики, исключающая монополию государства на организацию хозяйственной жизни. Эта свобода рассматривается как одна из основ конституционного строя (ст. 8 Конституции).

Под предпринимательской деятельностью понимается «самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке» ( ст. 2 ГК РФ)2.

Право на экономическую деятельность включает ряд конкретных прав, обеспечивающих возможность начинать и вести предпринимательскую деятельность. Для этого субъект права на экономическую деятельность может создавать предприятия под свой риск и ответственность, свободно вступать в договоры с другими предпринимателями, приобретать и распоряжаться собственностью. Никакой государственный орган не имеет права диктовать предпринимателю, какую продукцию он обязан производить и каковы должны быть на нее цены (если пределы не регулируются законодательством). Предприниматель сам нанимает и увольняет работников с соблюдением трудового законодательства, сам распоряжается своей прибылью. В свободу предпринимательства также входит право осуществлять внешнеэкономическую деятельность, создавать союзы и объединения с другими предпринимателями, открывать счета в банках.

Признание права на экономическую деятельность порождает для государства определенные обязанности, выступающие как гарантии этого права. Государственные органы, например, не могут отказывать предприятию в регистрации, ссылаясь на нецелесообразность. Они должны бороться с рэкетом и вымогательством, защищать имущество частного предпринимателя наравне с государственной собственностью. Всей своей экономической политикой правительство правового государства содействует и помогает частному бизнесу, поощряет его развитие и защищает от незаконных посягательств. Любой ущерб, нанесенный предприятию по вине должностных лиц государственных органов, подлежит возмещению.

В то же время это право подлежит определенным ограничениям. Государство запрещает определенные виды экономической деятельности (производство оружия, изготовление орденов и др.) или обусловливает такую деятельность специальными разрешениями (лицензиями). Государство регулирует экспорт и импорт, что накладывает на многие предприятия определенные ограничения. Наконец, государственные органы вправе требовать от предпринимателя финансовой отчетности, не затрагивая при этом коммерческой тайны. Эти и ряд других ограничений необходимы в интересах всей национальной экономики, но должны опираться на законодательную базу.

Конкретные вопросы, связанные с реализацией права на
экономическую деятельность, регулируются большим числом законодательных актов, и прежде всего Гражданским кодексом Российской Федерации, первая часть которого вступила в силу 1 января 1995 г., а вторая — с 1 марта 1996 г. Гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием. Закон опирается на необходимость беспрепятственного осуществления гражданских прав и обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.

Субъектом права на экономическую деятельность (она не означает обязательно создание предприятия) являются любые лица, не ограниченные законом в своей правоспособности. Правоспособность гражданина возникает в момент его рождения и прекращается с его смертью. Согласно ст. 18 ГК РФ1
в содержание правоспособности входит право заниматься предпринимательской и любой иной не запрещенной законом деятельностью, создавать юридические лица самостоятельно или совместно с другими гражданами и юридическими лицами, совершать любые не противоречащие закону сделки и участвовать в обязательствах и др. Естественно; что малолетние граждане, могу т осуществлять, свои права только через законных представителей (родителей, опекунов). В полном объеме способность гражданина своими действиями приобретать обязанности и исполнять их (гражданская дееспособность) возникает с наступлением совершеннолетия, т. е. с 18 лет.

Экономическая деятельность включает в себя и внешнеторговую деятельность. Федеральный закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» установил, что правом осуществления внешнеторговой деятельности обладают все российские лица, «за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ»2. Иностранные лица осуществляют аналогичную деятельность с соблюдением законодательства России.

Конституция РФ выделяет еще одну форму экономической деятельности, подлежащую запрету, – ту, которая направлена на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. Конституционный уровень запрета монополизации и недобросовестной конкуренции объясняется тем, что ограничения злоупотреблений свободой предпринимательства тесно связаны с самой этой свободой, а также стремлением законодателя подчеркнуть особую опасность этих злоупотреблений для национальной экономики.

Государство оказывает поддержку и так называемому малому предпринимательству (с числом занятых на предприятии до 100 человек).

Для защиты населения от недобросовестной конкуренции в области рекламы принят Федеральный закон о рекламе от 18 июля 1995 г. Закон предусматривает предотвращение и пресечение ненадлежащей рекламы, способной ввести потребителей в заблуждение или нанести вред здоровью граждан, имуществу, а также чести, достоинству и деловой репутации граждан и юридических лиц, окружающей среде, а также рекламе, посягающей на общественные интересы, принципы гуманности и морали.

Право частной собственности
с одинаковым основанием можно рассматривать в качестве категории как экономических, так и личных прав. Оно принадлежит каждому человеку и является одним из краеугольных камней свободы личности, а также — одной из основ конституционного строя, как это установлено ст. 8 и 9 Конституции РФ.    

Стремление обладать собственностью и иметь защищенное право на нее-— естественное стремление большинства людей. Собственность есть основа подлинной независимости человека и его уверенности в завтрашней дне.

Признание права частной собственности нельзя считать чем-то незыблемым, это право требует детальной регламентации, его содержание постоянно развивается. Причина этого в его теснейшей связи с экономическими и социальными процессами развития общества. Однако при всем этом право частной собственности сохраняет свое системообразующее значение и охраняется государством.

Закрепление права частной собственности в Конституции РФ крайне важно не только для утверждения новой концепции прав и свобод человека, но и как правовая база перехода к рыночной экономике, к свободному гражданскому обществу. Государство приняло на себя обязанность защищать частную собственность, обеспечить ей неприкосновенность. В соответствии с Конституцией РФ каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с «другими лицами» (ст. 35)1. Это право находится под охраной федерального закона, и никакие другие нормативные акты, включая законы субъектов Федерации, не могут менять его статус.

Содержание права частной собственности весьма широкое. Собственник вправе совершать в отношении своего имущества любые действия, включая создание частных предприятий, фермерских хозяйств и другую экономическую деятельность. Собственник делает это свободно, без разрешения государственных органов (что не исключает последующей регистрации предприятия или хозяйства), если его действия не противоречат закону и другим правовым актам и не нарушают прав и законных интересов других лиц.

Охрана права частной собственности осуществляется уголовным, гражданским, административным и иным законодательством. Уголовный кодекс, например, предусматривает ответственность за такие преступления против собственности, как кража, мошенничество, присвоение, грабеж, разбой, вымогательство и др. Гражданский кодекс РФ закрепляет основания приобретения и прекращения права собственности, устанавливает, что в собственности граждан и юридических лиц может находиться любое имущество, за исключением отдельных видов имущества, которое в соответствии с законом не может им принадлежать (ч. 1 ст. 213)1.

Право частной собственности, таким образом, является комплексным институтом, регулируемым многими отраслями российского права.

Конституция РФ устанавливает две важные юридические гарантии права частной собственности. Во-первых, никто не может быть лишен своего имущества иначе, как по решению суда. Только решение суда или приговор, предусматривающий конфискацию имущества, могут быть основанием для принудительного прекращения права частной собственности.

Уясняя себе гарантии экономических прав граждан (право на экономическую деятельность и право частной собственности), следует учитывать, что в силу самой своей природы эти права чаще всего реализуются гражданами через объединения, являющиеся юридическими лицами. И хотя экономические права закрепляются Конституцией РФ в главе, именуемой «Права и свободы человека и гражданина»2, гарантии этих прав распространяются и на объединения граждан.

Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения. Тем самым запрещается насильственная национализация и реприватизация без компенсации, которые приняты в тоталитарном государстве.

Гарантией права частной собственности является также право наследования. Гражданский кодекс регулирует все тонкости перехода имущества собственника после его смерти к наследникам по закону или по завещанию. Наследственное право призвано гарантировать выполнение воли собственника в отношении его имущества и в то же время обеспечивать справедливость, особенно когда речь идет об охране интересов нетрудоспособных или малолетних родственников.

Отдельно закреплено в Конституции РФ право частной собственности на землю (ст. 35)1. Оно принадлежит только лицам, имеющим гражданство Российской Федерации, а также их объединениям. Признание этого права — непременное условие демократической рыночной экономики, именно поэтому оно встречало и поныне встречает сопротивление политических сил, стремящихся сохранить свою опору в старой системе землепользования и сельского хозяйства. С этим связано возникновение в России уникальной ситуации, которая состоит в том, что, несмотря на прямое указание Конституции, в ряде субъектов Федерации право частной собственности на землю отвергается. Однако такого рода нормативные акты должны быть признаны недействительными.

Конституция РФ устанавливает, что владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

Трудовые права и свободы
как группа прав и свобод (ст. 37 Конституции РФ) включает: свободу труда; право на труд и на защиту от безработицы; право на забастовку; право на отдых.

Трудовые права и свободы, в различных комбинациях закрепленные в большинстве конституций мира, важны для лиц наемного труда, которые составляют основную часть работающего населения. Эти права распространяются на значительное число находящихся в России иммигрантов, т. е. на лиц, не имеющих российского гражданства. Трудовые права и свободы защищают человека от произвола работодателей, дают ему возможность отстаивать свое достоинство и интересы.    

Конституция РФ закрепляет свободу труда, раскрывая ее как право каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Человек вправе как работать, так и не работать, не может быть и речи о привлечении к административной или уголовной ответственности за так называемое тунеядство, бродяжничество (бомжи) и т. д. Конституционной обязанности трудиться, как в прошлые годы, теперь нет. Человек свободен как в поступлении на постоянную работу, так и в уходе с нее, в переходе на другую, более интересную или пригодную для него. Свобода труда реализуется через индивидуальную трудовую деятельность, в занятии предпринимательской деятельностью и т. д.

Свобода труда связана с запретом принудительного труда. Таким трудом считается не только откровенно рабский труд, что в наше время встречается крайне редко; но и любые формы принуждения человека работать на недобровольно принятых условиях или под угрозой какого-либо наказания. Вместе с тем не считается принудительным трудом выполнение Обязанностей, вытекающих из военной службы, условий чрезвычайного положения или приговора суда. Принудительный труд запрещен Конвенцией Международной организации труда № 29 (1930 г.), а также Трудовым кодексом о труде РФ (ст. 2)1.

Право на труд не означает чьей-то обязанности предоставлять работу всем желающим. В рыночной экономике государство не в состоянии предписывать такую обязанность частному предпринимателю или брать ее на себя, поскольку оно уже не управляет всеми предприятиями. Поступление человека на работу в основном определяется договором с работодателем. Но наемный работник вправе требовать соблюдения определенных; Конституцией условий, а именно, чтобы условия труда отвечали требованиям безопасности и гигиены, а вознаграждение, за труд выплачивалось без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. Следовательно, если безопасность и гигиена не обеспечены и здоровью работника на производстве причинен вред, то работодатель несет за это материальную, а в определенных случаях и уголовную ответственность.

Конституция обязывает законодательный орган принимать законы о минимальном размере оплаты труда, а работодателя выплачивать вознаграждение за труд не ниже этого размера. Тем самым предполагается, что по договору (коллективному или индивидуальному) размер оплаты может быть больше, что и осуществляется на практике в соответствии с рыночной ценой рабочей силы или по тарифным разрядам, установленным государственными органами для предприятий и учреждений, находящихся на госбюджетном финансировании. Многочисленные статьи ТК и других актов развивают и детально регламентируют указанные конституционные положения.

Право на защиту от безработицы предполагает обязанность государства проводить экономическую политику, способствующую, по возможности, полной занятости, а также бесплатно помогать гражданам, не имеющим работы, в трудоустройстве. ТК РФ защищает работника от необоснованных увольнений.

Право на отдых имеет каждый человек, но для тех, кто работает по трудовому договору (т. е. лиц наемного труда), Конституция гарантирует установление федеральным законом продолжительности рабочего времени, выходных и праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска. Действующий ТК устанавливает максимальную продолжительность рабочего времени 40 часов в неделю. Законом установлены все предусмотренные Конституцией виды отдыха, а коллективные договоры и соглашения часто вводят и более высокие стандарты.

 

2.2 Социальные права и свободы человека и гражданина

 

Социальные права человека и гражданина начнем с анализом права на защиту материнства, детства и семьи. Конституция РФ устанавливает, что материнство и детство, семья находятся под защитой, государства (ст. 38). Тем самым признается, что рождение детей и браки не являются только частным делом, а имеют большое общественное значение и требуют государственной поддержки. Всеобщая декларация прав человека констатирует: «Семья является естественной и основной ячейкой общества и имеет право на защиту со стороны общества и государства» (ч. 3 ст. 16)1. Из общего конституционного положения вытекают семейные права граждан, и прежде всего — определенные права матери и ребенка. Комплекс прав, связанных с семьей, материнством, отцовством и детством, закреплен в Семейном кодексе Российской Федерации. Государство также защищает эти права, развивая охрану здоровья матери и ребенка, социальное обеспечение, охрану труда работающих матерей, законодательство о браке и семье и др.

Закон обеспечивает особую охрану трудовых прав женщин и создание им благоприятных условий труда, отвечающих их физиологическим особенностям: повышенные гарантии при приеме и увольнении с работы, запрещение их труда на тяжелых работах и работах с вредными условиями труда, ограничение труда беременных женщин в ночное время, перевод их на более легкие работы и др. Законом предусмотрены меры, обеспечивающие сочетание труда с материнством. Трудовое законодательство в этой области весьма обширно и всесторонне охватывает интересы работающих женщин.

Охрана материнства и детства осуществляется и другими отраслями, права. Так, Основы законодательства Российской федерации об охране здоровья граждан предусматривают необходимость повышения заботы о здоровье женщин во время беременности, законодательство об охране окружающей среды способствует устранению экологических факторов, вредно влияющих на здоровье женщин и детей.

Государство всемерно содействует укреплению семьи, устраняя дискриминацию при вступлении в брак, утверждая равенство прав мужчины и женщины, основывающих семью.

Забота о детях, их воспитание объявлены Конституцией «равным правом и обязанностью родителей» (ч. 2 ст. 38)1. Следовательно, родители не вправе перекладывать на государство функцию заботы о детях и их воспитании, эта функция является их обязанностью. В то же время государство, как и любые лица, не может лишать родителей аналогичного права, кроме случаев, указанных в законе. Родители имеют равные права и равные обязанности по воспитанию детей, обеспечению их здоровья, обучения и материального положения. Все вопросы воспитания ребенка, как в браке, так и при его расторжении, решаются родителями совместно. Закон предусматривает возможность лишения родителей или одного из них родительских прав. Однако решение об этом может вынести только суд.

Наконец, Конституция закрепляет обязанность трудоспособных детей, достигших 18 лет, заботиться о нетрудоспособных родителях. Это предполагает, что дети обязаны поддерживать родителей, а при необходимости и содержать их. При отказе в помощи необходимые средства (алименты) могут быть взысканы по суду, а при злостном уклонении от уплаты алиментов наступает уголовная ответственность. Однако суд может принять решение об освобождении детей от этой обязанности, если будет установлено, что родители уклонялись от родительских обязанностей.

Семейное право, опирающееся на ст. 38 Конституции РФ, детально регулирует брачно-семейные отношения, защищая многочисленные права их участников. Отношение государства к семье, к решению проблем развития семьи и детства сформулировано в Основных направлениях государственной семейной политики, утвержденных Указом Президента РФ от 14 мая 1996 г.

Следующим социальным право человека и гражданина является право на социальное обеспечение.
Непререкаемым принципом демократического общества является то, что каждый человек обязан обеспечить свое существование сам. Но в любом обществе живут люди, которые от рождения, в силу болезни или Старости не в состоянии это делать. Недостаточно предприимчивые люди, одинокие женщины, инвалиды, многодетные граждане часто оказываются нуждающиеся, нетрудоспособные люди требуют ухода и лечения и т. д. Общество не может: бросить таких людей на произвол судьбы, а потому создает государственную систему; их; обеспечения материальными благами (социальное обеспечение) за счет общества. В этом проявляются человеческая солидарность и гуманизм. Каждый человек должен помнить, что рано или поздно он может оказаться в трудном положении, требующем общественной помощи.

Согласно Конституции каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Каждый из этих случаев (социальных рисков) характеризуется утратой заработка или его недостаточностью для жизнеобеспечения человека и нетрудоспособных членов его семьи. Закон устанавливает наступление пенсионного возраста для мужчин с 60 лет, а для женщин с 55 лет, связывая размер пенсии со стажем работы. Подробно регламентируются основания для получения пенсий по инвалидности, под которой понимается потеря трудоспособности на длительный срок или постоянно, а также в связи с потерей кормильца (вследствие его смерти или безвестного отсутствия). Как бы в развитие положений Конституции об охране материнства и детства предусматриваются основания социального обеспечения для воспитания детей (пособия в связи с рождением ребенка, уходом за малолетним ребенком и др.). Все эти формы социального обеспечения строятся на закреплении субъективных прав граждан на получение пенсий и пособий при наличии соответствующих оснований. Человек заранее должен знать, на что он может рассчитывать при наступлении тех или иных социальных рисков, т. е. каковы основания, условия, уровень обеспечения, порядок получения и т. д. Выход на пенсию — это право, а не обязанность человека.

Пенсионное законодательство весьма детализировано. Его основным актом является Закон РФ о государственных пенсиях в Российской Федерации. Он устанавливает два основных вида пенсий: трудовые (связанные с наличием определенного стажа работы) и социальные (назначаемые престарелым и нетрудоспособным при отсутствии права на трудовую пенсию).

Право на пенсию по любому основанию — это конституционное право и оно не подлежит произвольному ограничению, даже через федеральный закон, поскольку невозможно себе представить, чтобы какое-либо ограничение либо права соответствовало основаниям, перечисленным в ч. 3 ст 55 Конституции. Этим правом обладают все граждане, в том числе и осужденные по приговору суда. Между тем закон длительное время лишал права на пенсию эту категорию лиц.

В ст. 39 Конституции РФ1 есть очень важный и новый по характеру пункт: о поощрении добровольного социального страхования, создания дополнительных форм социального обеспечения и благотворительности. Тем самым государство оказывает поддержку негосударственным формам материального обеспечения людей, т. е. созданию частных пенсионных фондов, личному страхованию.

Из
права на жилище
права вытекает возможность для человека пользоваться имеющимся у него на законном основании жилым помещением без опасения, что кто-то сможет лишить его этого помещения по каким-либо соображениям. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Однако это не означает, что любой человек, не имеющий жилища или имеющий стесненные жилищные условия» вправе требовать от кого бы то ни было немедленного предоставления жилья или улучшения жилищных условий. В то же время нельзя лишать жилья лиц, осужденных по приговору суда.

Государство и муниципальные органы обладают жилищным фондом из которого предоставляют гражданам квартиры на условиях договора найма и в порядке очереди, определяемой нормативными актами. Граждане также вправе арендовать жилую площадь, участвовать в кооперативном строительстве и приобретать квартиры в свою полную собственность без ограничения размеров жилой площади.

Жилищное строительство развивается в стране в соответствии с Законом РФ об основах федеральной жилищной политики, ЖК РФ от 29 дек. 2004 г. N 188-ФЗ1, который предусматривает, что строительство жилья должно осуществляться не только государством, но и индивидуально самими гражданами и создаваемыми ими кооперативами. Конституция дает определенный ориентир государственной власти и органам; местного самоуправления, устанавливая, что они поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. В этом состоит определенная материальная гарантия данного права, ибо с государства не снимается обязанность заботиться о расширении жилищного фонда, включающего жилищные помещения различных форм собственности.    

Право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Охрана здоровья — комплексный институт, который включает подготовку медицинских кадров, многочисленные социальные, организационные, экономические, научно-медицинские, санитарно-эпидемиологические и профилактические меры, которые обязано проводить государство в интересах своих граждан. Право на охрану здоровья как раз означает совокупность этих обязанностей, выполняя которые государственные органы при содействии общественных организаций создают национальную систему здравоохранения. Налогоплательщики вправе требовать, чтобы эта система была эффективной. Другое дело – право на медицинскую помощью. Это субъективное право человека на лечение в поликлиниках, больницах и специальных медицинских учреждениях. Медицинская помощь, в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. Эта помощь оказывается всем гражданам без какой-либо дискриминации. Осуществление права на охрану здоровья и медицинскую помощь регулируется Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан.

Граждане получают защиту права на медицинскую помощь в соответствии с Законом РСФСР о медицинском страховании граждан в Российской Федерации, а также за счет личных средств в платных медицинских учреждениях.

Конституция указывает (ч. 2 ст. 41) на обязанность государства финансировать федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, необходимость принятия мер по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения. Государство должно поощрять деятельность, способствующую укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию. Тем самым закладываются правовые основы для соответствующей деятельности органов государственной власти и создания материальных гарантий права на охрану здоровья и медицинскую помощь. По основным направлениям деятельности органов здравоохранения действуют различные специальные программы и законы: Федеральная целевая программа по предупреждению распространения заболеваний СПИДом, Концепция охраны здоровья населения Российской Федерации на период до 2005 г., федеральные законы «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней»1, «О качестве и безопасности пищевых продуктов» от 2 января 2000 г.2, Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 29 апреля 1999 г.3, Федеральный закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения от 30 марта 1999 г.4, Федеральный закон о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах от 23 февраля 1995 г.5 и др. Целям охраны здоровья людей служат многие нормы уголовного, гражданского, административного, трудового и других отраслей права. Конституция запрещает сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей. Это важная гарантия охраны здоровья человека, она призвана предупредить утаивание информации о фактах, подобных аварии на Чернобыльской АЭС, а также распространение заведомо недостоверных или ложных сведений о состоянии окружающей среды, эпидемиях, катастрофах и т. д. Конституция прямо устанавливает, что сокрытие фактов такого рода влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом.

 

 

2.3. Политические права и свободы

 

Политические права и свободы принадлежат человеку как члену политического сообщества, когда он выступает прежде всего в качестве гражданина государства. Это права и свободы, связанные с участием в общественной жизни, в управлении государством.

Политические права и свободы граждан, как и личные, признаются, соблюдаются и защищаются государством. Однако они имеют четкую юридическую специфику:

1. Эти права существуют и реализуются в сфере политики, то есть в сфере человеческой жизнедеятельности, связанной с отношениями между классами, нациями, социальными группами, ядром которой является проблема обладания и реализации государственной власти; участие в делах государства, определение форм, задач, содержания его деятельности.

2. Поскольку в осуществлении государственной власти могут участвовать лишь граждане соответствующего государства (в противном случае оно утратило бы суверенитет), политические права и свободы — это права граждан. Как указывается в статье 16 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, закрепление в международно-правовых актах важнейших политических прав и свобод «не может рассматриваться как препятствие для Высоких Договаривающихся Сторон вводить ограничения на политическую деятельность иностранцев»1.

Поскольку политические права и свободы связаны с сознательным участием гражданина в политических отношениях, обладание этими правами обусловлено наступлением определенного возраста. Так, в Российской Федерации правом избирать в органы государственной власти и местного самоуправления гражданин обладает с 18 лет, правом участвовать в отправлении правосудия — с 25 лет, правом быть членом или участником молодежного общественного объединения — с 14 лет.

В России политические права принадлежат преимущественно гражданам, хотя некоторыми правами (например, свободой слова) могут пользоваться также иностранцы и лица без гражданства.

Статья 29 Конституции РФ гарантирует каждому свободу мысли и слова. Под свободой мысли подразумевается духовная свобода, право человека придерживаться любой идеологии (государство, как говорилось, не вправе устанавливать обязательную идеологию), создавать собственные идеологические концепции. Свобода слова в конституционно-правовом смысле предполагает выражение своих мнений не в частной беседе, а публично, не по личным вопросам, в кругу друзей или подруг, а по проблемам общественного характера в любой форме, в печати, по радио и т.д.

Порядок осуществления свободы слова и других форм массовой коммуникации (например, передачи изображений) регулируется Законом РФ 1991 г. «О средствах массовой информации». Поиск, получение, производство, распространение массовой информации, учреждение средств массовой информации, владение, пользование, распоряжение ими, приобретение технических средств, материалов, предназначенных для средств массовой информации, не подлежат ограничениям, кроме установленных законом. Запрет на распространение сообщений, а также цензура (предварительное согласование сообщений) не допускаются. Требование о предварительном согласовании со стороны соответствующего государственного органа правомерно, если должностное лицо является автором или дает интервью.

В соответствии с международными пактами о правах человека свобода слова (поскольку ее использование может оказывать дестабилизирующее и отрицательное влияние на общество) может подвергаться ограничениям. Такие ограничения возможны, в частности, с целью охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья и нравственности населения. Ограничения могут устанавливаться только законом и в соответствии с Конституцией РФ. Не допускается использование средств массовой информации для совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для призыва к захвату власти, насильственного изменения конституционного строя и целостности государства, разжигания национальной, классовой, социальной, религиозной нетерпимости и розни, для пропаганды войны, а также для передач, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокость, распространяющих материал террористов (поправки 2002 г. к Закону о средствах массовой информации). Ограничения могут быть установлены также в соответствии с законами о чрезвычайном и военном положении.

Свобода слова неотделима от права искать, получать, производить, передавать, распространять информацию любым законным способом. Ограничения касаются, в частности, государственной тайны. Вместе с тем законодательство устанавливает перечень сведений, которые нельзя засекречивать, скрывать от населения. К их числу относятся сведения о чрезвычайных происшествиях, катастрофах, стихийных бедствиях, о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства, о состоянии преступности, о происшествиях, компенсациях и льготах и др.

В настоящее время в России свобода слова обеспечена законом, создана свободная пресса. В то же время процесс становления средств массовой информации не закончен, они еще не в полной мере отвечают требованиям, которые предъявляются к прессе в свободном обществе, а журналистская свобода нередко используется как инструмент групповой борьбы.

Право на объединение, закрепленное в ст. 30 Конституции РФ, — это в своей основе политическое право, хотя путем объединения участников создаются хозяйственные организации. Прежде всего его целью является обеспечение каждому возможности участия в общественной жизни. Вопросы объединения граждан регулируются многими федеральными законами; «Об общественных объединениях», «О политических партиях», «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях», «О некоммерческих организациях», «Об объединениях работодателей», «О благотворительности и благотворительных организациях», «О потребительской кооперации» и др. Право на объединение имеют не только граждане, но также лица без гражданства и иностранцы (кроме объединений политического характера).

Право на объединение может подвергаться определенным ограничениям. Так запрещены создание и деятельность объединений, преследующих антиконституционные цели (ч. 5 ст. 13 Конституции РФ).

Конституция РФ закрепляет право граждан РФ проводить собрания, митинги, шествия, демонстрации, пикетирование (ст. 31). В данной статье речь идет о публичных собраниях и иных публичных мероприятиях по общественно значимым вопросам. Поэтому такое право предоставляется только гражданам РФ.

Публичное мероприятие должно быть проведено (если решение администрации положительное) в установленные сроки и в обусловленном месте. Участникам собрания запрещено иметь при себе оружие, специально изготовленные или приспособленные предметы, которые могут быть использованы против жизни и здоровья людей. Собрание не должно нарушать права и свободы других лиц. Запрещается использование этого права для насильственного изменения конституционного строя, разжигания расовой, классовой, национальной ненависти, для пропаганды насилия и войны.

Неправомерные действия органов государственной власти, местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, ущемляющих право на проведение публичных мероприятий, превышающих свои полномочия, применяющих незаконные средства для пресечения публичных мероприятий, могут быть обжалованы в вышестоящие органы и в суд.

К числу политических прав граждан относятся избирательные права.

Политическое право — участие граждан РФ в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей (ст. 32 Конституции РФ). Непосредственными формами участия являются выборы и референдум. Участие граждан в управлении делами государства осуществляется также через посредство общественных объединений (например, их представителей в парламенте), находит выражение в принципе равного доступа к государственной службе, в участии в отправлении правосудия (присяжные заседатели) и т.д.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Утверждение принципа уважения прав человека и основных свобод для всех – свидетельство универсального политико-правового признания государствами всеобщего значения прав человека как существенного фактора мира, развития норм и дружественных отношений и сотрудничества между всеми государствами. Все больше и больше в нашу жизнь входит принцип, что «защита прав человека и основных свобод – неотъемлемый элемент международных отношений, важное направление деятельности государств и международных организаций»1.

Из наличия у конституционных прав, свобод и обязанностей высшей юридической силы следует, что лицам не могут быть предоставлены такие права или возложены на них такие обязанности, которые противоречат или несовместимы с конституционными. В случае возникновения подобной ситуации действуют конституционные права, свободы и обязанности, а противоречащие им права, свободы и обязанности должны быть отменены компетентными государственными органами. «В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умоляющие права и свободы человека и гражданина» (ч. 2 ст. 55 Конституции РФ).Обеспечение за конституционными правами, свободами и обязанностями высшей юридической силы является гарантией незыблемости всего правового статуса человека и гражданина. Российское государство берет на себя обязанность охранять, обеспечивать и защищать, т.е. гарантировать, все права и свободы человека и гражданина независимо от того, в каком нормативном акте они записаны (ч. 1 ст. 45). Однако повышенное внимание оно уделяет основным правам и свободам, а также обязанностям. Это выражается в том, что указанные правд и свободы закреплены в специальной главе Конституции (гл. 2). Оно также проявляется и в том, что содержащиеся в Основном законе государства положения, направленные на реализацию прав и свобод, имеют в виду прежде всего претворение в жизнь именно основных прав и свобод.

В то же время, «мало провозгласить права и свободы человека и закрепить их в законах, нужно добиться материального обеспечения этих прав и свобод, гарантировать неукоснительное выполнение законов всеми членами общества, независимо от занимаемой должности, сверху донизу»1. Только при таком подходе к основным правам и свободам человека и их эффективной защите можно построить правовое государство, ибо само понятие прав человека означает главенство, примат закона, одинаково обязательного для всех граждан того или иного государства, примат международного права над внутригосударственными установлениями, верховенство общечеловеческих ценностей над всеми другими.

БИБЛИОГРАФИЯ

 

Нормативные акты

  1. Конституция Российской Федерации: Принята на всенародном референдуме 12 декабря 1993 г. // Российская газета от 25 декабря 1993 г.
  2. Устав Организации Объединенных наций // Международное право в документах / Сост. Блатова Н.Т. М.: Международные отношения, 1997.
  3. Всеобщая декларация прав человека 1948 г. // Российская газета от 10 декабря 1998 г.
  4. Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 ноября 1950 г.) // Бюллетень международных договоров, 2001, № 4.
  5. Международный пакт об экономических, социальных и культурных #M12291 841500049правах#S от 19 декабря 1966 г. // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных с иностранными государствами, М., 1978 г., Вып. XXXII.
  6. Венская декларация и программа действий (Вена, Австрия, 14 – 25 июня 1993 г.) // Международное публичное право. Сборник документов. Т.1. –М.: БЕК, 1996.
  7. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 1 от 30 ноября 1994 г. №51-ФЗ // СЗ РФ. – 1994. — №32. Ст. 3301.
  8. Гражданский кодекс РФ. Ч. 2 от 26 января 1996 г.// СЗ РФ. 1996. № 5. Ст. 410.
  9. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть третья от 26 ноября 2001 г. № 146-ФЗ // Российская газета от 28 декабря 2001 г.
  10. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ // Российская газета от 31 декабря 2001 г.
  11. Семейный кодекс РФ от 29 декабря 1995 г. № 223-ФЗ // СЗ РФ. 1996. № 1 . Ст. 16.
  12. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ // Российская газета от 31 декабря 2001 г.
  13. Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (с изменениями от 17 мая 1997 г., 19 июля 1998 г.) // Российская газета от 25 мая 1995 г.; от 24 июля 1998 г.
  14. Федеральный закон от 13 января 1996 г. № 12-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании» (с изменениями от 16 ноября 1997 г., 20 июля, 7 августа, 27 декабря 2000 г.) // Российская газета от 23 января 1996 г.; от 28 декабря 2000 г.
  15. Федеральный закон «О производственных кооперативах» от 8 мая 1996 г. № 41-ФЗ (в ред. ФЗ от 21.03.2002 № 31-ФЗ) // СЗ РФ. 1996. № 20. Ст. 2321.
  16. Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ (в ред. ФЗ от 29.12.2004 № 192-ФЗ) // СЗ РФ. 2002. № 43. Ст. 4190
  17. Федеральный закон «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» от 17 сентября 1998 г № 157-ФЗ (в ред. ФЗ от 29.12.2004 № 199-ФЗ) // СЗ РФ. 1998. № 38. Ст. 4736.
  18. Федеральный закон «О качестве и безопасности пищевых продуктов» от 2 января 2000 г. (в ред. ФЗ от 22.08.2004 № 122-ФЗ) // СЗ РФ. 2000.№ 2. Ст. 150.
  19. Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 29 апреля 1999 г. № 80-ФЗ (в ред. ФЗ от 20.12.2004 № 167-ФЗ) // СЗ РФ. 1999. № 18. Ст. 2206.
  20. Федеральный закон «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» от 23 февраля 1995 г. № 26-ФЗ (в ред. ФЗ от 22.08.2004 № 122-ФЗ) // СЗ РФ. 1995. № 9. Ст. 713.
  21. Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ (в ред. ФЗ от 22.08.2004 № 122-ФЗ) // СЗ РФ. 1999. № 14. Ст. 1650.
  22. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24 июля 1998 г. (в ред. ФЗ от 21.12.2004 № 170-ФЗ) // СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3802.
  23. Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ (ФЗ в ред. от 23.12.2003 № 186-ФЗ) // СЗ РФ. 1996. № 35. Ст. 4135.
  24. Федеральным законом «О науке и государственной научно-технической политике» от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ (в ред. ФЗ от 23.12.2003 № 186-ФЗ ) // СЗ РФ. 1996. № 35. Ст. 4137.
  25. Закон Российской Федерации от 27 апреля 1993 г. «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» (с изменениями от 14 декабря 1995 г.) // Сборник законодательных актов Российской Федерации, выпуск VIII, 1993 г., ст. 117; Российская газета от 26 декабря 1995 г.
  26. ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ (в ред. ФЗ от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ) // СЗ РФ. 2003. № 50 Ст. 4850.
  27. УК РФ от 13.06.1996 г. № 63-ФЗ (в ред. ФЗ от 08.12.03 № 169-ФЗ) // СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2954
  28. ЖК РФ от 29 дек. 2004 г. N 188-ФЗ // Российская газета. 05 января 2005 г.
  29. О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках: Закон РСФСР в ред. Законов РФ от 24.06.1992 № 3119-1; от 15.07.1992 № 3310-1; Федеральных законов от 25.05.1995 № 83-ФЗ; от 06.05.1998 № 70-ФЗ; от 02.01.2000 № 3-ФЗ; от 30.12.2001 № 196-ФЗ; от 21.03.2002 № 31-ФЗ; от 09.10.2002 № 122-ФЗ) // СЗ РСФСР. 1991. № 22. Ст. 1977.

     

    Научная литература

     

  30. Алексеева Л.Б., Жуйков В.М., Лукашук И.И. Международные нормы о правах человека и применение их судами Российской Федерации. М.: Изд-во «Права человека», 1996.
  31. Аметистов Э.М., Карташкин В.А. Права человека. Основные международные документы. –М.: Международные отношения, 1989.
  32. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. –М.: Норма-Инфра-М, 2004.
  33. Бекназар-Юзбашев Т.Б. Права человека и международное право. – М.: ЦИНО общества Знание» России, 1996.
  34. Большая российская юридическая энциклопедия / Отв. ред. А.Я. Сухарев. – М.: Инфра-М, 2000.
  35. Венгеров А.Б. Теория государства и права. – М.: Юриспруденция, 2000.
  36. Гаврилов В.В. ООН и права человека. Механизмы создания и осуществления нормативных актов. – Владивосток, Изд-во ДВГУ, 1998.
  37. Гордон Л.А. Социально-экономические права человека: своеобразие, особенности, значение для России // Общественные науки и современность. 1997, № 3.
  38. Жарков Б.Н. Права человека в современном мире: проблемы и решения. – М.: Изд-во «Знание», 1988.
  39. Карташкин В.А. Права человека в международном и внутригосударственном праве. – М.: Институт государства и права РАН, 1995.
  40. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. –М.: Юристъ, 2005.
  41. Конституционное право / Отв. ред. В.В. Лазарев. – М.: Юристъ, 2003.
  42. Кузнечевский В., Красулин А. Высокая цена права // Права и свободы личности. Международные документы. Комментарии. Библиотечка «Российской газеты». М., 1995.
  43. Левин Лиа. Права человека. М., 1998.
  44. Матвеева Т.Д. День прав человека // Международная жизнь. 2000, № 11– 12.
  45. Мелков Г.М. Международная защита прав и свобод человека. М.: Юридическая литература, 1990.
  46. Мюллерсон Р.А. Права человека: идеи, нормы, реальность. –М.: Юридическая литература, 1991.
  47. Николайко Н.В. Права человека и система ООН. – Киев: Наукова Думка, 1991.
  48. Права человека / Отв. ред. Е.А. Лукашева.– М.: Норма, 2001.
  49. Права человека. Сборник универсальных и региональных международных документов. Сост. Шестапов Л.Н. –М.: МГУ, 1990.
  50. Права человека. Словарь-справочник. – М.: Инфра-М, 2001.
  51. Права человека как фактор стратегии устойчивого развития / Отв. ред. Е.А. Лукашева. –М.: Норма, 2000.
  52. Румянцев О.Г., Додонов В.Н. Юридический энциклопедический словарь.–М.: Инфра- М. НОРМА, 2000.
  53. Стрекозов В.Г., Казанчев Ю.Д. Государственное (конституционное) право Российской Федерации. – М.: Зерцало, 2002.
  54. Тункин Г.И. Международное право: наследство XX века // Российский ежегодник международного права, 1992. СПб, 1994.
  55. Хлобустов О. Права человека: история и современность // Диалог, 1998, № 11.
  56. Энтин М. Л. Международные гарантии прав человека. Практика Совета Европы. –М.: Международные отношения, 1992.

     

     

     


     

<

Комментирование закрыто.

WordPress: 23.57MB | MySQL:119 | 2,190sec