ПОНЯТИЕ И ОБЩАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ И СВОБОД

<

090114 0029 1 ПОНЯТИЕ И ОБЩАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ И СВОБОДАктуальность темы работы. Господство права, плюрализм и права человека суть нерасторжимые слагаемые демократии. Не может быть демократии в отсутствие уважения к правам человека. И, наоборот, утверждение демократии создает условия для объединения прав человека. «Отстаивая ценность человеческой личности, государство и гражданское общество закладывают тем самым надежный фундамент политической стабильности, социального консенсуса и динамичного развития» [22]. Через каждую отдельную личность, ее права и свободы они ограждают себя от опасностей злоупотребления властью. Права человека включаются в систему сдержек и противовесов, только не между отдельными ветвями власти, а в отношении государственной власти как таковой.

История показывает, что каждому поколению нужно вновь и вновь защищать права человека, что человечеству еще незнакома ситуация, при которой не требуется усилий для поддержания и защиты прав и свобод человека. Каждое поколение отвечает на вечный вызов истории, связанный с отстаиванием такой великой ценности, как свобода и права человека.

Сегодня основным делом народов всех стран и международных организаций, а также каждого конкретного человека является защита прав и свободам человека. Именно при демократическом строе можно наиболее полно гарантировать права и свободы человека. Учитывая то, что «права и свободы личности – это общее достижение человеческой цивилизации» [25], утверждение и развитие демократии – «мощное оружие в руках народов в их борьбе за мир, взаимопонимание и сотрудничество в целях развития и общественного прогресса нашей цивилизации» [23].

С уходом идеологических противоречий времен «холодной войны» разногласия в области прав человека во все большей мере «определяются теперь, с одной стороны, различным уровнем развития социально-экономического и политического развития общества, с другой – и это главное – национальными интересами группы или отдельных государств» [38].

Тем не менее, должен существовать определенный минимум прав и свобод, ниже которого опускаться не может ни государство, ни его органы и отдельные личности. Но если с отдельной личностью дело обстоит проще – человек привлекается к ответственности, самой суровой из которых является уголовная, то сложнее обстоит дело с государством. Как и каким образом привлечь государство к ответственности, если оно посягает на права и свободы человека. В данной работе мы не будем затрагивать этот вопрос, более того, ответа на него не существует. Скажем только, что решение вопроса необходимо вести мирными средствами. Сегодняшняя же обстановка в мире, в самом центре Европе показывает, что пока что даже жизнь человека порой зависит от прихоти отдельных политиков.

Тем не менее, международным сообществом принимаются меры к всестороннему обеспечению прав и соблюдению свобод человека.

Задачи исследования:

– рассмотреть сущность, содержание и общую классификацию конституционных прав и свобод;

– проанализировать характеристику экономических, социальных и культурных прав человека и гражданина.

Теоретической базой исследования являются работы таких авторов как Алекссева Л.Б., Баглай М.В., Венгеров А.Б., Гаврилов В.В., Гордон Л.А., Жарков Б.Н., Карташкин В.А., Козлова Е.И., Кзнечевский В., Матвеева Т.Д., Мюллерсон Р.А., Николайко Н.В., Румянцев О.Г., Стрекозов В.Г., Тункин Г.И., Хлобустов О, Энтин М.Л. и др.

 

 

1.1 Содержание и сущность конституционных прав и свобод

 

Правовой статус личности означает совокупность прав и свобод человека и гражданина, отраженных в нормах всех отраслей действующего права.

Вопрос о правах человека и гражданина является составной частью проблемы фактического положения личности в обществе и государстве. «Этимологически и по существу близки понятия «правовое положение» и «правовой статус» личности, в которых отражаются все основные стороны юридического бытия индивидов: их потребности, интересы, мотивы, трудовая, общественная, политическая и другая деятельность, все виды взаимоотношений друг с другом и с государством» [27].

Давая понятие правам и свободам, следует отметить, что право – это свободы или возможности поведения. Институт прав и свобод является центральным в конституционном праве. Он закрепляет свободу народа и каждого человека от произвола государственной власти. Это — сердцевина конституционного строя.

К основам правового статуса личности относятся конституционно закрепленные права и свободы. Они составляют относительно небольшую часть всех прав и свобод. «Свободы (Freedoms) — права индивидов и народов, исконно от природы присущие, а не дарованные государством, которое не может регулировать их, вмешиваться в них, а лишь обязано воспринимать их как данность и констатировать существование их вне своей воли и власти и защищать их» [26]. Определив понятие свобод человека, перейдем к рассмотрению его прав. «Права человека – это определенные нормативно структурированные свойства и особенности бытия личности, которые выражают ее свободу и являются неотъемлемыми и необходимыми способами и условиями ее жизни, ее взаимоотношений с обществом, государством, другими индивидами» [24].

«Права человека — понятие, характеризующее правовой статус человека по отношению к государству, его возможности и притязания в экономической, социальной, политической и #M12291 820001772культурной#S сферах» [28].

Причины, по которым одни права и свободы закрепляются в Конституции, другие — в текущем законодательстве, не произвольны.

Правовой статус охватывает все многообразие прав, относящихся к самым различным сторонам деятельности индивида. Одна из сущностных характеристик правового статуса личности, его ядро и системообразующий элемент — права, свободы и обязанности личности. «Современное понимание прогресса государственности выдвигает на первый план «человеческое измерение», т.е. то качество жизни, которое обеспечивает государство. Свобода личности, благоприятные материальные условия, возможность творческого самоутверждения, наличие прав — эти и другие составляющие «человеческого измерения» превращают его в основной критерий оценок прогресса государства» [31].

Конституционные права, свободы и обязанности всегда представляют собой систему.

Права человека прежде всего принято делить на абсолютные и относительные. Ограничение или временное приостановление первых не допускается в демократическом государстве ни при каких обстоятельствах.

Абсолютными являются такие фундаментальные личные права человека как #M12291 841500207право на жизнь#S, #M12291 841500049право#S не подвергаться #M12291 841501988пыткам#S, насилию, другому жестокому, унижающему человеческое достоинство обращению или #M12291 841502453наказанию#S, #M12291 841500212право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго#S #M12291 841500212имени#S, #M12291 841501216свободу совести#S, #M12291 841501201свободу вероисповедания#S, а также #M12291 841500049право#S на судебную защиту, #M12291 841500120правосудие#S и связанные с ними важнейшие #M12291 841501971процессуальные права#S. Все остальные права человека являются относительными и могут быть ограничены или приостановлены на определенный срок в случае введения режимов чрезвычайного или #M12291 841501459военного положения#S.

Общепризнанным является деление прав человека на личные (по международной терминологии — гражданские), политические, социальные, экономические, культурные, экологические. Причем этот список постепенно пополняется по мере исторического прогресса общества. Поэтому в науке принято делить #M12291 841500049права#S на т.н. «поколения».

Наиболее распространенным классификационным признаком в науке конституционного права является содержание прав и свобод человека и гражданина. Именно по этому признаку все они делятся одними авторами на личные права и свободы; политические, социально-экономические права и свободы; другими — на личные права и свободы; политические; экономические; социально-культурные права и свободы человека и гражданина [29].

Политические, гражданские, трудовые, социальные, культурные и другие права человека – это «не дар государства, правительства, политической партии или ее лидера, а суверенный, не отчуждаемый атрибут каждого человека, каждой личности, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, вероисповедания, политических взглядов и убеждений, социального происхождения или имущественного положения; не народ существует для государства и правительства, а государство и правительство – для народа, не народ для конституции, а конституция для народа» [21].

Можно выделить следующие причины, от которых зависит выбор того или иного уровня правовых актов для закрепления прав и свобод.

1. Значимость данного права и данной конституционной свободы для человека и общества.

В Конституции закрепляются те права и свободы, которые жизненно важны и в наибольшей мере социально значимы как для конкретного человека, так и в целом для общества, для государства, т.е. основные права и свободы. Для человека они являются условием достойного и свободного его существования, естественным правом на участие в, решении вопросов устройства и управления тем обществом, членом которого человек состоит; экономической и социальной предпосылкой для удовлетворения его жизненно насущных материальных и духовных потребностей.

Для государства, для общества значимость конституционно закрепленных прав и свобод выражается в том, что именно реализация этих прав и свобод означает претворение в жизнь сущностных свойств государства как демократического и правового.

Само существование государства, общества обеспечивается совокупной деятельностью людей во всех сферах их жизнедеятельности — политической, экономической, духовной. Так, без реализации права на свободу предпринимательства не могла бы быть создана соответствующая экономическая среда, без реализаций избирательных прав граждан невозможно было бы формирование структур управления обществом.

Поэтому основные права и свободы не только признаются государством именно в Конституции, но и защищаются им как необходимое условие его существования.

2. Юридические особенности основных прав и свобод. Эти права и свободы:

а) составляют ядро правового статуса личности, лежат в основе всех других прав и свобод, закрепляемых иными нормативными актами. Так, все права, вытекающие из норм трудового права, базируются на конституционных положениях о труде; права, закрепленные в нормах отрасли права социального обеспечения, — на соответствующем конституционно закрепленном основном праве; права граждан в области здравоохранения — на праве на охрану здоровья. Все права и свободы граждан в той или иной сфере жизни производны от основных прав и свобод; поэтому основные права и свободы являются главными в характеристике правового положения личности;

б) адресованы самому широкому кругу субъектов; закрепляются за каждым человеком и гражданином либо за каждым гражданином. Все другие (неосновные) права и свободы, увязываются с обладанием лицом различными статусами — рабочих и служащих, собственников имущества, нанимателей жилой площади, покупателей, истцов, ответчиков и т.д. Основные же права и свободы человека неотчуждаемы, принадлежат каждому от рождения и не предполагают наличия у человека какого-либо конкретного правового статуса. Они не приобретаются и не отчуждаются по волеизъявлению человека;

в) имеют особую юридическую форму их закрепления. Они фиксируются в нормативном правовом акте государства, имеющем высшую юридическую силу, — в Конституции;

г) обеспечиваются повышенной правовой охраной: конституционные нормы, их закрепляющие, не могут быть изменены в рамках действующей Конституции, без принятия новой; граждане вправе обратиться в Конституционный Суд РФ с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод для проверки конституционности закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле; причем жалоба допустима, если закон затрагивает именно конституционные права и свободы граждан; в Уголовном кодексе РФ имеется специальная глава (гл. 19) «Преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина».

 

Указанные выше свойства характеризуют понятие основных прав и свобод человека и гражданина. Оно может быть сформулировано следующим образом: конституционные (основные) права и свободы человека и гражданина — это его неотъемлемые права и свободы, принадлежащие ему от рождения (в надлежащих случаях в силу его гражданства), защищаемые государством и составляющие ядро правового статуса личности.

Правовой статус охватывает все многообразие прав, относящихся к самым различным сторонам деятельности индивида. Одна из сущностных характеристик правового статуса личности, его ядро и системообразующий элемент — права, свободы и обязанности личности. «Современное понимание прогресса государственности выдвигает на первый план «человеческое измерение», т.е. то качество жизни, которое обеспечивает государство. Свобода личности, благоприятные материальные условия, возможность творческого самоутверждения, наличие прав — эти и другие составляющие «человеческого измерения» превращают его в основной критерий оценок прогресса государства» [31].

Конституционные права, свободы и обязанности всегда представляют собой систему.

Права человека прежде всего принято делить на абсолютные и относительные. Ограничение или временное приостановление первых не допускается в демократическом государстве ни при каких обстоятельствах.

Различие между понятиями «право» и «свобода» в достаточной мере условно. И то и другое означает юридически признанную возможность каждого избирать вид и меру своего поведения как человека, как гражданина государства.

Вместе с тем понятие «свобода» в большей мере увязано с такими правомочиями личности, которые очерчивают сферу ее самостоятельности, защищают от вмешательства в ее внутренний мир (свободы совести, вероисповедания, мысли, слова, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания).

Понятие «право» в большей мере предполагает позитивные действия, услуги со стороны государства или правомочия человеку на участие в деятельности определенных общественно-политических, хозяйственных структур.    

Конституционные права и свободы — это не все права и свободы, которыми обладает человек, а только основные, или фундаментальные. Почти все демократические конституции при самом полном перечислении прав и свобод в заключение признают, что перечень не является исчерпывающим, т. е что за человеком и гражданином остаются и другие права и свободы. В Конституции РФ по этому поводу говорится (ч 1 ст. 55): «Перечисление в Конституции Российской Федерации основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина». Ясно, что если бы эти «другие», да еще общепризнанные, права и свободы были законодателю известны, то они должны были бы попасть в перечень конституционных. А раз этого нет, то данную формулировку можно толковать только как признание неисчерпаемости свободы и как уважение многогранных прав и свобод, которые при всей их важности не относятся к категории основных. Такие права и свободы неконституционного уровня закрепляются всеми отраслями национальной системы права.

Следовательно, под конституционными правами и свободами понимаются «наиболее важные права и свободы человека и гражданина, раскрывающие естественное состояние свободы и получающие высшую юридическую защиту» [28].

Глава 2 Конституции РФ « Права и свободы человека и гражданина» включает 48 статей, подавляющая часть которых посвящена конкретным правам и свободам [1]. Их принято классифицировать на три основные группы: личные; политические; экономические, социальные и культурные. В российском законодательстве такая последовательность прав и свобод впервые была воспроизведена в Декларации прав и свобод человека и гражданина, а затем отражена в Конституции РФ 1993 г.

Во всех предшествующих конституциях, вплоть до Конституции 1978 г. в ее первоначальной редакции, последовательность закрепления прав и свобод была иной. Сначала фиксировались социально-экономические, и только затем политические и личные права и свободы. Это свидетельствовало об иной системе приоритетов, при которой личные права отодвигались на второй план.

Итак, права человека носят естественный и #M12291 820002183неотчуждаемый#S характер. Свободное и эффективное осуществление прав человека является одним из основных признаков #M12291 820000863гражданского общества#S и правового государства.

 

1.2 Общая характеристика социально-экономических прав человека и гражданина

 

Особую группу основных прав и свобод человека и гражданина составляют социально-экономические права и свободы. Социально-экономические права (наряду с культурными) относятся к правам человека второго поколения. Они касаются поддержания и нормативного закрепления социально-экономических условий жизни индивида, определяют положение человека в сфере труда и быта, занятости, благосостояния, социальной защищенности с целью создания условий, при которых люди могут быть свободы от страха и нужды, а также призваны обеспечить физические, материальные, духовные и другие социально значимые потребности личности. Их объем и степень реализованности «во многом зависят от состояния экономики и ресурсов, и поэтому гарантии их реализации по сравнению с гражданскими и политическими правами первого поколения, менее развиты» [24].

В своей совокупности эта группа прав обеспечивает свободу человека в экономической, социальной и культурной сферах и дает ему возможность защитить свои жизненные интересы. В вопросах жизнеобеспечения большинство людей не могут положиться только на свои силы. Сохраняя свободу, они в то же время зависят от других людей, интересы которых часто совсем иные. Поэтому в интересах общества возникает необходимость защиты жизненных прав человека от экономического произвола и социальной несправедливости, а также — дать тему силы для духовного развития и проявления своих способностей.

В отличие от других видов прав человека особенностями социально-экономических прав являются [33]:

распространенность на определенную – социально-экономическую – область жизни человека;

допустимость рекомендательных, «нестрогих» формулировок базовых положений (например, «достойная жизнь», «справедливые и благоприятные условия труда», «удовлетворительное существование»);

зависимость реализации социально-экономических прав от состояния экономики ресурсов. Статья 2 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. специально говорит о том, что эти права должны обеспечиваться постепенно и «в максимальных пределах имеющихся ресурсов» [5].

В экономических, социальных и культурных правах раскрывается важная грань социального правового государства. Оно не может и не должно раздавать всем гражданам правовые, материальные и духовные блага, но обязано обеспечить им возможность защищать свое право на достойную жизнь. Однако для этого надо разумно ограничить свободу других. Если государство не сделает этого, то общество будет постоянно раздираться острыми социальными противоречиями и в конце концов погибнет.

Рассматриваемая группа прав неотделима от личных и политических прав, поскольку все права и свободы взаимосвязаны и составляют единый правовой статус человека и гражданина. В то же время защищенность этих прав по своей юридической силе не может быть такой же так как в обществе с рыночной экономикой механизм распределения благ находится не только в руках государства. Отсюда вытекает, что прямое действие этих прав объективно оказывается весьма относительным, ибо ни один суд не примет гражданский иск о реализации такого права только на основе его конституционного закрепления. Причина ясна: отсутствует конкретный ответчик, так как данное право не порождает ни для каких лиц каких-либо прямых обязанностей. Получается, что экономические, социальные и культурные права являются не столько юридическими нормами, сколько стандартом, к которому должно стремиться государство в своей политике. США, например, официально; придерживаются позиции, согласно которой рассматриваемые права являются пожеланиями, а не обязательствами.

<

Такой подход проявился при принятии в ООН Международных пактов о правах человека. Если положения Пакта о гражданских и политических правах подлежат применению немедленно и без оговорок, то Пакт об экономических, социальных и культурных правах обязывает государства принять в максимальных пределах имеющихся ресурсов меры к тому, чтобы обеспечить постепенное полное осуществление признаваемых в Пакте прав (ч. 1 ст. 2). Следовательно, реализация прав ставится в зависимость от материальных возможностей государства и к тому же обеспечивается постепенно. Сохраняются различия в механизме имплементации этой группы прав по сравнению с гражданскими и политическими правами — Комитет по правам человека обладает большими возможностями контроля за обеспечением гражданских и политических прав, чем Комитет по второй группе прав.

По своему юридическому содержанию данные права неодинаковы. Некоторые (например, право частной собственности), по существу, являются бесспорными правами прямого действия, другие (право на отдых или на социальное обеспечение) представляют собой субъективные права, конкретное содержание которых вытекает из действующего отраслевого законодательства, третьи (право на труд, на жилище и др.) порождают для государства только общую обязанность проводить политику содействия в их реализации. Различия в юридическом содержании порождают различную степень массовости пользования этими правами — те из них, которые лучше обеспечены, проявляют свое жизненное значение, а другие остаются на бумаге. Важная особенность этой группы прав состоит в том, что они закрепляются за каждым человеком, т. е. не зависят от гражданства их субъектов. Закрепление некоторых прав: на образование — ст. 43, на участие в культурной жизни — ст. 44, прав, связанных с взаимоотношениями детей и родителей, – ст. 38 увязано с прямым установлением соответствующих обязанностей.

Среди источников правового регулирования социально-экономических прав и свобод базовую роль играют международно-правовые нормы. Универсальные нормы содержатся в общих принципах Устава ООН [2], в программных положениях Всеобщей декларации прав человека [3], в нормах Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах [5], в конвенциональных стандартах Международной организации труда (МОТ). В данной области МОТ принято больше 170 конвенции. Важное значение имеют следующие: «О принудительном труде» (1930 г.), «О справедливом вознаграждении» (1951 г.), «О дискриминации в области труда и занятости» (1958 г.), «О политике в области занятости» (1964 г.), «О трудящихся с семейными обязанностями» (1981 г.), «О содействии занятости и защите от безработицы» (1988 г.) и др.

Другую группу источников регулирования социально-экономических прав составляют нормы, которые содержатся в региональных соглашениях (таких, как Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, Европейская социальная Хартия и др.). Третья значительная группа связана с гарантиями соблюдения и защиты социально-экономических прав, закреплёнными в национальных законодательствах государств.

 

 

 

 

 

 

 

 

2 ХАРАКТЕРИСТИКА ЭКОНОМИЧЕСКИХ, СОЦИАЛЬНЫХ И КУЛЬТУРНЫХ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА

 

Социально-экономические права связаны с защитой жизненных
интересов людей, жизнеобеспечения. Большинство людей не могут полагаться только на свои силы, но они не должны быть и иждивенцами у государства: никакое общество этого не выдержит. Поэтому, предоставляя социально-экономические права, государство соразмеряет их реализацию с имеющимися возможностями, возлагает на человека обязанность заботиться о себе. Эти права обычно имеют слишком общий характер и не могут защищаться (в том числе в судах) ссылками на конституцию, а только на законы, производные от
нее (Испания).    

Отношение к социально-экономическим правам в различных странах неодинаково. В государствах тоталитарного социализма им придается особое значение, и они находятся на первом месте в главе конституций о правах и обязанностях граждан. В постсоциалистических конституциях они оттеснены назад личными правами человека. В конституциях капиталистических, а также многих развивающихся стран они обычно перечисляются вперемежку с другими правами.

В конституциях, принятых до Первой мировой войны, не говорилось о социально-экономических правах личности. Включение таких положений в широком масштабе (отдельные упоминания встречались в Конституции Мексики 1917 г., Веймарской конституции Германии 1919 г.) связано с опытом России, затем СССР и других стран тоталитарного социализма. После Второй мировой войны положения о социально-экономических правах граждан стали включаться в конституции капиталистических стран (Японии 1946 г., Италии 1947 г.). Однако нормы о социально-экономических правах допускают иные варианты (право на труд не исключает безработицы). В ряде стран положения о социально-экономических правах включены в разделы о директивных принципах политики государства и рассматриваются не как субъективные права, защищаемые судом, а лишь как ориентир для деятельности правительства (Испания, Индия, Нигерия, Филиппины и др.).

К числу социально-экономических прав относится прежде всего право собственности и ее наследования. Какую-то собственность, хотя бы на незначительные предметы домашнего обихода, иные изделия, элементы окружающей природы, имеют все лица, даже те, которые в джунглях или на затерянных островах ведут первобытный образ жизни. В конституциях речь идет прежде всего о праве собственности, ее видах. Особое внимание уделяется частной собственности, ее неприкосновенности, равноправию всех видов собственности.

Крупную частную собственность (особенно ту, которая определяется в марксизме как собственность на средства производства) имеют далеко не все члены общества, определенная их часть ее лишена и вынуждена работать по найму у государства, у коллективных собственников (например акционерных обществ) или индивидуальных предпринимателей. Выход из такого положения марксисты видят в уничтожении частной собственности, которую они характеризуют как эксплуататорскую (речь идет о собственности на средства производства, существование же собственности как таковой и права собственности марксизм не отвергает). Такая ликвидация частной собственности может быть осуществлена, с точки зрения марксизмаленинизма, путем сплошной национализации средств производства, чтобы сделать всех работниками «единого государственного синдиката» (В.И. Ленин), или путем добровольного кооперирования крестьян, кустарей и ремесленников, что рассматривалось как преобразование частной трудовой собственности в общественную социалистическую, хотя на практике это вылилось в насильственное кооперирование, что повлекло за собой в СССР миллионные жертвы. В настоящее время в некоторых сохранившихся странах тоталитарного социализма частная собственность и предпринимательская деятельность допускаются, причем иногда в довольно широких масштабах (КНР).

Представители других научных направлений видят пути преодоления указанного противоречия в создании «среднего класса», который должен стать преобладающим в обществе с высоким уровнем жизни, или в превращении наемных работников в совладельцев предприятий (путем покупки акций, участия в прибылях, в управлении предприятиём и т.д.), в ограничении прав собственника в соответствии с концепцией социальной роли частной собственности и т.д. Есть иные научные взгляды, в соответствии с которыми считают, что современные производительные силы в эпоху постиндустриального ин-формационного общества переросли рамки частной собственности средства производства, становящейся экономически невыгодной владельцев и тормозящей развитие производства. Считается, что по развитие производства ведет к обобществлению собственности в их различных формах, в том числе путем создания «народных предприятий», которые принадлежат работающим на них лицам (таких предприятий, в том числе принадлежащих профсоюзам, довольно много в некоторых Скандинавских странах, есть они и в США). Имея в виду такую «обобществленную» собственность, а также собственность государства, муниципальных образований, общественных объединений, религиозных организаций и др., во многих странах ее характеризуют как публичную собственность. При этом считается, что публичные собственники могут иметь определенное имущество и на праве частной собственности. Распоряжение публичной собственностью ограничено (или требует соблюдения особых условий), частная собственность, разрешенная в обороте (в том числе частная собственность публичных учреждений), продается свободно. Во многих конституциях уже нет прежних формулировок о священной и неприкосновенной частной собственности, вместо этого говорится о социальных функциях частной собственности, о том, что она обязывает собственника (Бразилия, Германия, Италия, Португалия, Украина и др.). Согласно конституциям, собственность может быть изъята для государственных и общественных нужд в интересах общества. В наше время национализация правомерна. Как указывалось выше, национализация самых различных объектов происходила и время от времени происходит почти во всех странах. В общественных интересах может применяться секвестр (ограничение распоряжения собственностью), в условиях военного положения возможна реквизиция — временное изъятие собственности, например для целей обороны государства, но за плату, возможно временное изъятие на таможне запрещенных к вывозу предметов (их конфискация в доход государства производится только по судебному решению), может быть ограничено право собственника распоряжаться землей (в городах, сельскохозяйственными землями и др.). Однако конкретное имущество у собственника (кроме реквизиции и некоторых других случаев) может быть изъято (с лишением его права собственности только в общественных целях, на основе закона, по решению суда, и при равноценном возмещении, которое в спорных случаях также определяется судом и зачастую должно быть предварительным.

Поскольку государство (его органы) выдают лицензию (разрешение) на банковскую деятельность, особые, хотя и неполные, гарантии существуют для вкладов в банках (денежная собственность). Создается особый фонд, который может быть смешанным (например, в США основную часть средств в него дает государство, а каждый банк — 0,08% от суммы вкладов в год), а может создаваться без участия государства, банком (Испания, Франция). В любом случае размер гарантий при банкротстве банка ограничен: в США гарантируется не более 100 тыс. долл., в Канаде — 60 тыс. канадских долл., во Франции — 80 тыс. евро, в Японии — 1,5 млн. иен. При крахе банка выплаты растягиваются иногда на многие годы (США).

Наряду с национализацией правомерна приватизация (продажа частным собственникам) государственной и муниципальной собственности. Она периодически сменяет национализацию. Законом, постановлениями правительства, решениями муниципальных органов определяются объекты, подлежащие продаже на открытых торгах (аукционах). В результате нескольких этапов национализации — приватизации государство в Великобритании получило около 100 млрд. долл. США. В то же время во Франции эти меры проводились не столь успешно, и государство потеряло около 20 млрд. долл.

Можно обладать любой собственностью, не запрещенной законом. Однако во многих странах иностранцы не могут иметь права собственности на землю, природные ископаемые. Для граждан установлен предельный размер сельскохозяйственных угодий, которые они могут иметь на праве собственности, иногда есть требования, что такие земли может приобретать только лицо, имеющее специальную подготовку. Некоторые объекты изъяты из оборота и не должны находиться в собственности отдельных лиц (яды, определенные виды оружия, в ряде стран — земля и др.). По классическому мусульманскому праву четыре «стихии» — пастбища, вода, воздух, огонь — являются предметами общего пользования и не могут находиться в собственности частных лиц. На самом же деле на землю и воду во многих мусульманских странах давно утвердилась частная собственность.

Конституции стран тоталитарного социализма исходят из деления собственности на предметы производства и предметы потребления (обихода). Последняя форма собственности характеризуется конституциями как личная собственность, ее защита гарантируется. Допускается также частная трудовая собственность: собственность единоличная крестьян, кустарей, ремесленников на ограниченные по размерам средства производства, орудия труда и т.д. В этих странах устанавливается неравноправное положение различных видов собственности. Законом установлены преимущества для владельцев социалистической собственности (государственной и иной общественной, т.е. собственности различных объединений работников, прежде всего производственных кооперативов крестьян), причем высшей среди них считается государственная, подлежащая повышенной правовой защите.

В современных конституциях все чаще говорится об интеллектуальной собственности, связанной с творческим трудом (например, об авторских правах). Речь идет о нематериальной собственности, например, на имя автора, на неприкосновенность произведения, изобретения, на право извлекать доходы из авторства и т.д.

С правом собственности связано право на свободную хозяйственную инициативу, на предпринимательскую деятельность. Это право заниматься любой деятельностью, приносящей доход, если такая деятельность не запрещена законом (может быть запрещено, например, производство ядов, оружия). Для предпринимательской деятельности существует государственная регистрация, выдается свидетельство, лицензия с указанием разрешенных видов деятельности. Предприниматель ведет дело на свой риск и ответственность, устанавливает цены на свою продукцию (если они не регулируются государством). Государственные органы не вправе диктовать, какую продукцию ему следует производить.

Злоупотребление правом предпринимательской деятельности недопустимо. Во многих странах запрещена монополистическая деятельность — создание объединений с целью вытеснить конкурентов с рынка и установить монопольные цены на свою продукцию, запрещено ограничивать свободу законной конкуренции, действуют специальные законы о защите прав потребителей, организованы общества потребителей (общественные объединения), деятельность которых нередко довольно эффективна, запрещена недостоверная реклама. Установлено, что частная хозяйственная инициатива не должна противоречить «общественной пользе», причинять ущерб безопасности, свободе или человеческому достоинству.

К числу важнейших социально-экономических прав относятся права, связанные с трудовыми отношениями. Это прежде всего право на труд и свобода труда. Конституция и законы регулируют коллективный труд в обществе, а не индивидуальный для себя (например работа на садовом участке). Конституции стран тоталитарного социализма ограничиваются положениями о праве на труд (о свободе труда не говорится), под которым обычно понимается обеспечение государством гарантированной работой всех трудоспособных и желающих трудиться, а также ликвидация безработицы. Действительно, во многих таких странах (но не во всех) массовая безработица через 10 –15 лет после социалистических революций была ликвидирована, правда за счет переизбытка рабочих мест и связанной с этим крайне низкой оплаты труда: заработная плата, по существу, делилась между всеми работниками, в том числе и лишними. В капиталистических странах положение о праве на труд стало включаться в конституции, как правило, после Второй мировой войны не без влияния социалистических конституций и с оговоркой о помощи безработным со стороны государства. Это право вовсе не означает обязанности государства трудоустроить всех желающих, хотя государство должно предпринимать соответствующие меры. Оно дополняется положением о свободе труда, т.е. о праве заниматься любым видом труда по своему желанию, если эта форма работы не запрещена законом. Эта формулировка одновременно была направлена против принудительного труда. Существуют оговорки о том, что труд на военной службе, по приговору суда, в условиях чрезвычайного положения не считается принудительным.

Право на труд и свобода труда дополняются конституционными положениями о безопасных и здоровых условиях труда, о праве на свободный выбор профессии, на достойное вознаграждение (в социалистических конституциях обычно говорится об оплате труда в зависимости от его количества и качества, а иногда — от общественной значимости), о праве на справедливую оплату труда. В развитых странах средний доход на человека в месяц составляет 1000— 1400 долл. США. В группе наиболее богатых стран средний годовой доход — 27—30 тыс. долл. США на человека, в наиболее бедных — 520 долл. Однако и в США за чертой бедности (по американским стандартам бедности) находились в 2003 г. около 12% населения (более 32 млн. человек). В переводе в рубли (по обменному курсу) средняя месячная заработная плата в 2003 г. составляла: в Азербайджане — 1755, Израиле — 46 600, в Китае — 2844, в Украине — 1755, во Франции — 57 258, Японии — 69 113. Нужно учесть, однако, что во Франции булка хлеба стоит 2,5—4,1 евро (приблизительно 86—137 руб., 1,5 евро стоит билет на одну поездку в метро (около 52 руб.) и т.д.

Законами установлен обязательный почасовой (в США — 7 долл.) или помесячный минимум оплаты труда (в Швеции — 900 евро). Существует законодательно установленный прожиточный минимум («потребительская корзина»). В развитых странах заработная плата не может быть ниже этой черты. В случае вынужденной безработицы выплачивается государственное пособие.

Обычно оно составляет определенный процент от предыдущей или средней заработной платы (в Великобритании 50 – 60%, в Германии — 30 –35%, в Швеции,— 80%, во Франции — около 450 евро в месяц) и выплачивается не более года (в Канаде — восемь месяцев). По мере роста цен происходит постоянная индексация (в сторону повешения) стоимости «потребительской корзины». Однако для получения пособия нужно до этого в течение деленного времени платить страховку от безработицы (в Польше 6%, в Швейцарии 1,2% от заработка). (В большинстве стран такое пособие получают лишь 2/3 безработных.) Размер пособия уточняется через каждые несколько месяцев. Если безработный дважды отказался от предложенной работы, он может быть снят с пособия.    

Среди социально-экономических прав конституции зарубежных стран называют также право на отдых. Оно означает предоставление одного или двух выходных дней в неделю, которые оплачиваются работодателем (иногда этих дней больше, если проводится вынужденное сокращение рабочего времени с целью повышения занятости), установление законом предельной продолжительности рабочей недели от 35 (Франция) до 40 часов, на Кубе — 44 часов, в Болгарии — 41,5 часа, в США — 49 часов (никаких ограничений не существует во многих развивающихся странах), устанавливается ежегодный оплачиваемый отпуск. Во многих промышленно развитых странах продолжительность такого отпуска по закону составляет две недели (Япония), три недели (Германия), четыре недели (Италия), пять недель (Испания, Франция), в США — в среднем две недели (но при условии, что человек проработал пять лет), в Австрии — 30 дней, в Италии — 20. По статистике, он длится дольше (например, в Германии 2/3 работающих отдыхают, включая праздники, 36 дней), так как по коллективным договорам работодателя и профсоюза отпуск может быть увеличен, что и делается. Иногда на практике сами работники его уменьшают. Самый короткий отпуск берут в Японии (по статистике — 10 дней в году). Во многих развивающихся странах законов об отпусках не существует, как, впрочем, и самого отпуска для многих категорий работников, особенно в сельском хозяйстве, сфере обслуживания.

В законодательстве Германии, Италии, Франции и других членов ЕС данные зачастую указаны еще в валюте этих стран.

Месячный отпуск в США имеют только Президент США и члены парламента.

 

В подавляющем большинстве стран конституции предусматривают право на забастовку (стачку) — коллективное прекращение работы с выдвижением определенных требований к работодателю или государству. Забастовки должны осуществляться в рамках закона о разрешении трудовых конфликтов. Прежде всего это означает, что требования бастующих могут иметь лить экономический характер (повышение заработной платы, улучшение условий труда и т.д.). Политические забастовки (с выдвижением политических требований), всеобщие забастовки (прекращение работы по всей стране), стачки солидарности (не ради собственных требований, а в поддержку бастующих других предприятий) законами обычно запрещаются. Не разрешаются также забастовки на предприятиях жизнеобеспечения (снабжение водой, электроэнергией и т.д.), на транспорте — железно-дорожном, воздушном, а иногда и на других видах транспорта, работникам отдельных профессий (например работникам правоохранительных органов, государственным служащим, авиадиспетчерам). Правда, из этих запретов иногда делаются исключения, а иногда, напротив, перечень запрещений ужесточается, хотя в некоторых странах бастует даже полиция (Франция).

Проведение забастовки подчинено установленным в законе правилам; предварительное уведомление работодателя о готовящейся забастовке (обычно за неделю, за пять дней), проведение предварительных примирительных переговоров (Франция), арбитраж — добровольный (Италия) или обязательный (Австралия), опрос или даже голосование коллектива по вопросу о согласии на забастовку (Великобритания). На предприятиях, имеющих значение для национальной безопасности, проведение забастовок может быть запрещено или отложено правительством (главой государства) на определенный срок (в США такой «период охлаждения» может длиться до 80 дней).

Забастовки, не соответствующие требованиям закона, по иску работодателя или правительства (министерства труда) признаются судом незаконными. Участники такой забастовки могут быть уволены без выплаты компенсации, организаторы — подвергнуты наказанию (вплоть до уголовного наказания по суду), а профсоюзы, поддержавшие или организовавшие незаконную забастовку, — оштрафованы судом. Штрафы бывают обычно очень крупными и, по существу, разоряют не только местный, но и отраслевой профсоюз.

Увольнять забастовщиков запрещается во многих странах (например в некоторых землях Германии), запрещен и локаут (закрытие предприятия собственником), но в Швейцарии Конституция 1999 г. допускает локаут и увольнение всех забастовщиков в связи с закрытием предприятия.

 

Конституции стран тоталитарного социализма, как правило, не держат положений о праве на забастовку: они не разрешены, но и запрещены. Теоретически считается, что трудящиеся, которым принадлежит политическая власть и коллективная (социалистическая) собственность, не будут бастовать против самих себя, однако на практике забастовки хотя и редко, но происходили (в широких масштабах — в Польше). В ряде стран социалистической ориентации правительства даже поощряли забастовщиков на предприятиях иностранных фирм, демонстрируя этим «борьбу против империализма».

«В условиях военных режимов в развивающихся странах любые забастовки запрещаются.

К числу социально-экономических прав относится право на здоровую окружающую среду, на охрану здоровья (положения об окружающей среде появились в новейших конституциях и связаны с современными экологическими проблемами). Реальное осуществление права на охрану здоровья зависит от системы здравоохранения, существующей в данной стране, в рамках которой реализуется субъективное право человека на медицинскую помощь. В США и некоторых других страна действует система либеральной медицины: пациент сам оплачивает прием у врача и стоимость лекарств. При данной системе есть, конечно, и муниципальные больницы, но ими могут пользоваться только наименее обеспеченные слои населения (производится предварительная проверка состоятельности). В Германии, Польше, Франции существует страховая (социальная) медицина. В этом случае создается специальный общегосударственный фонд здравоохранения, куда средства вносят государство из бюджета (это основная часть фонда, обычно 70 – 80%), предприятия (работодатели) и сами работники (в последнем случае это так называемая медицинская страховка, в Японии она составляет 30% заработка в год, т.е. 2,5% в месяц), но в некоторых странах работники таких отчислений не делают. В данном случае медицинское обслуживание и лекарства, по крайней мере во время пребывания в больнице, а часто и вне ее, бесплатны, однако До определенного предела: очень дорогие лекарства и операции дополнительно оплачиваются пациентом. В Бельгии, Швеции медицина социальная, но в Бельгии за все медицинские акции и лекарства больной доплачивает 20% их стоимости, в Швеции больной за визит к врачу дополнительно платит 20 долл. США. Во многих странах существует государственное медицинское обслуживание, причем в Китае, на Кубе и др. расходы целиком оплачиваются из бюджета; в Великобритании, Норвегии, Италии и др. — из бюджета и особых фондов, пациент затрат на лечение в больнице не несет. В некоторых странах с государственной (муниципальной) медициной бесплатными являются и лекарства для амбулаторных больных (всегда при стационарном лечении в других — лекарства для амбулаторных больных платные, но существует много льгот и скидок в цене. Дорогостоящие лекарства и операции также могут дополнительно оплачиваться пациентом. Число стран с государственной медициной невелико. Во многих странах государственная медицина существует только для неимущих слоев населения (если человек официально признан бедным). Применяются также различные смешанные формы медицинского обслуживания, чаще всего речь идет о государственно-социальной (страховой) медицине.

Конституции зарубежных стран, принятые в последние годы, содержат положения о праве работников на участие в управлении предприятиями (обычно через своих представителей). В соответствии с этим в ряде стран действуют законы о рабочих, заводских, производственных и иных советах, которые отчасти избираются работниками, а отчасти делегируются работодателями. Они, однако, решают главным образом вопросы социального характера и не вправе вмешиваться в полномочия собственника и администрации предприятий. Хозяйственная власть на предприятии не может быть разделена — таково требование работодателей. В Японии право на участие в управлении предприятиями выражается в проведении на предприятиях «совещаний» труда и капитала: рабочие имеют совещательный голос. В отдельных странах, однако, такие советы вправе участвовать в решении общественных и государственных вопросов (Конституция Финляндии 1999 г.).

В странах тоталитарного социализма применяется более широкая формулировка — право на участие трудящихся в управлении обществом и государством. Она в основном относится уже к политическим, а не к социально-экономическим правам, но в ней содержится и социально-экономический элемент. На предприятиях стран тоталитарного социализма создаются заводские, производственные советы, регулярно созываются производственные совещания коллектива, значительными правами по закону обладают профсоюзные организации. Эти органы и организации (в отличие от стран с рыночной экономикой) участвуют и в определении производственной деятельности предприятия. Правда, сами они на деле находятся под руководством организаций коммунистической партии на каждом предприятии.

 

К рассматриваемой группе прав относится право на образование и образования (в конституциях стран тоталитарного социализма является только о праве на образование). Положение о праве на обещание обычно дополняется указанием на необходимость определенной степени обязательного и бесплатного образования, которое стимулируется созданием государственных и муниципальных школ, у многих развивающихся странах обязательным и бесплатным является только начальное образование, но и этот стандарт удается выдерживается не всегда: из-за нехватки учителей, школьных помещений, нежелания посылать детей в школу (речь идет, например, о племенах леев в Африке). Во многих развитых капиталистических странах обязательным является 12-летнее образование (его ввели 67% стран Африки). В большинстве постсоциалистических стран установлено обязательное бесплатное восьми-, девяти- или одиннадцатилетнее образование.

Свобода образования — это право учить детей и получать образование взрослым любым способом: в государственных, муниципальных, церковных школах, самостоятельно, экстерном и т.д., но всегда предусматриваются экзамены. Государственные школы, как и муниципальные, бесплатны, однако можно получать образование также в Частных школах, частных пансионах, где число учеников в классе значительно меньше (в Великобритании, например, почти в два раза) и качество образования, как правило, выше (в постсоциалистических странах — далеко не всегда), но за учебу приходится платить довольно дорого. Высшее образование также может быть государственным и частным. В частных университетах в США студенты платят в год 20-40 тыс. долл., в Японии — 1—7 млн иен (приблизительно 20— 140 тыс. долл. США). В некоторых странах обучение в государственных университетах бесплатное (например в Германии, где, кроме того, нуждающимся студентам выдают государственные субсидии, которые надо возвратить после окончания образования), в других в государственных университетах за него тоже надо платить, хотя и меньше, чем в частных университетах. На первый курс во многих странах Европы студенты поступают без экзаменов (и аудитории бывают переполнены до того, что многие сидят на полу), но после первых экзаменов значительная часть (иногда большинство) отсеивается, и учебный процесс входит в нормальное русло. В большинстве стран студенты не имеют государственной стипендии, хотя многие получают ее от благотворительных фондов, муниципалитетов, предприятий. В Дании, Нидерландах все студенты получают стипендии, в Греции — 7%, в Австрии — 13%, в Финляндии — 59%, в Великобритании — 76%. В США нет государственных стипендий, но там особенно много благотворительных фондов,- которые выделяют стипендии. В странах тоталитарного социализма высшее образование бесплатное, все успевающие студенты получают стипендии, правда, их размер зачастую гораздо ниже прожиточного минимума. На образование в развитых странах расходуется не менее 5% ВВП, в США гораздо больше, а во Франции, по заявлению министра по делам образования, — даже 25% государственного бюджета, в постсоциалистических странах — гораздо меньше.

С правом на образование связана академическая свобода — свобода обучения, преподавания в соответствии со взглядами и концепциями преподавателя. Иногда принцип академической свободы применяется только к высшей школе. Вместе с тем существуют государственные образовательные стандарты, определяющие объем и уровень необходимых знаний (во многих странах, например в США, стандартов нет и преподаватель вправе читать лекции по любой проблеме, которая объявляется заранее, а студенты по собственному желанию записываются на ее прослушивание). Законодательство запрещает при обучении внушать насилие, презрение к другим народам, нарушать моральные принципы.

В конституциях стран тоталитарного социализма нередко устанавливается, что обучение должно осуществляться на основе марксистско-ленинской идеологии и соответствовать целям коммунистического воспитания.

Конституции многих стран, особенно принятые после Второй мировой войны, говорят о праве на социальное обеспечение (иногда — на социальную помощь) или на пенсию. Пенсии обычно подразделяются на трудовые и социальные. Первые выплачиваются государством при: достижении определенного возраста и наличии необходимого трудового стажа. За рубежом пенсионный возраст обычно составляет 60—65 лет для мужчин и 55—60 лет для женщин (иногда он бывает выше), в Швеции — 65 лет для всех, в США — 67 лет (с 2001 г.), в Дании — 67 лет для мужчин и замужних женщин, а стаж — 20—25 лет для женщин и 25—30 лет для мужчин, в США — 35 лет, во Франции — 40 лет. В развитых странах пенсия обычно составляет 75—90% заработной платы. В Германии минимальная пенсия — 750 евро в месяц, в Дании, Японии (в пересчете на долл. США) — 10 тыс. в год, в Швеции — 9,6, в США и Франции — 8, Великобритании — 7,6, Чили — 1,5 тыс. (2002 г.). При неполном стаже работы или при выходе на пенсию до достижения пенсионного возраста пенсия выплачивается частично. В одних странах можно одновременно работать, получая заработную плату, иметь пенсию по возрасту (Куба, Румыния и др.), в других такое совмещение запрещено (Франция). Для выплаты пенсий в государстве создается пенсионный фонд, состоящий из бюджетных средств, отчислений предприятий, нередко из налоговых отчислений из заработной платы (по желанию самих работников). Для поручения права на пенсию работник должен делать определенные ежемесячные отчисления (в Италии эти взносы должны выплачиваться в течение 10 лет, в Испании — 15 лет, в Бразилии — 35 лет для мужчин и 30 — для женщин).

Социальные пенсии выплачиваются при инвалидности (в том Числе инвалидам с детства, не имеющим возможности трудиться), в случае потери кормильца, для воспитания малолетних детей, в других случаях, установленных законом. Кроме государственных пенсий определенным категориям лиц выплачиваются муниципальные пенсии или муниципальные доплаты к государственной пенсии. В развитых странах, как правило, выплачиваются дополнительно пенсии от фирм, в основном работникам, которые долго в них работали. Право на социальное обеспечение может включать социальное обслуживание (например, содержание в домах престарелых, инвалидов).

В последние десятилетия в конституциях ряда стран (даже развивающихся) появилось новое социально-экономическое право — право на жилище. Оно обычно толкуется так, что каждый вправе приобретать себе жилище в любом районе страны (исключение составляют военные городки, закрытые зоны), а малоимущим гражданам жилье за низкую цену или бесплатно предоставляют муниципалитеты из государственных или муниципальных жилищных фондов. При аренде жилья наймодатель не вправе произвольно расторгнуть договор. Выселить арендатора можно лишь в судебном порядке и по основаниям, указанным в законе (это не соблюдается во многих развивающихся странах). В постсоциалистических странах, где в городах жилье в основном принадлежало государству или местным органам власти и сдавалось гражданам э аренду по очень низким, символическим ценам, теперь разрешена приватизация государственного, муниципального, ведомственного (принадлежащего органам управления) жилья: по желанию квартиросъемщика оно бесплатно переходит в его собственность, и в отличие от прежнего порядка новый собственник должен сам заботиться о нем, проводить необходимый ремонт.

 

В конституциях последнего поколения говорится о праве человека на достойное существование, правда, представление о достойном существовании в разных странах неодинаково (обычно за основу берется официально исчисленный прожиточный минимум, который в разных странах тоже неодинаков, а в ряде стран, например в Африке, вообще не установлен). По данным ООН (учитывались прежде всего ВВП на душу населения, продолжительность жизни, уровень образования) на 2003 г. первое место по уровню жизни занимала Норвегия (до этого — семь лет Канада), второе — Швеция, Далее места распределились следующим образом: Канада — 3-е место, Бельгия — 4-е, Австрия — 5-е, США — 6-е, Япония — 9-е, Франция — 12-е, Германия — 17-е, Украина — 80-е, Китай — 96-е (Россия — 60-е).

Среди социально-экономических прав и прав в области культуры конституции обычно называют свободу литературного, художественного, научного и других видов творчества. Интеллектуальная собственность (право автора на свое произведение, идеи), о которой все чаще говорится в конституциях, охраняется законом. В конституциях содержатся также положения о праве на участие в культурной жизни, праве пользоваться достижениями культуры, о доступе к культурным ценностям и другие положения, касающиеся прав в области культуры. В странах тоталитарного социализма творчество в области культуры должно соответствовать официальной идеологии (например, идеям чучхе в КНДР).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Утверждение принципа уважения прав человека и основных свобод для всех – свидетельство универсального политико-правового признания государствами всеобщего значения прав человека как существенного фактора мира, развития норм и дружественных отношений и сотрудничества между всеми государствами. Все больше и больше в нашу жизнь входит принцип, что «защита прав человека и основных свобод – неотъемлемый элемент международных отношений, важное направление деятельности государств и международных организаций» [34].

Социально-экономические права (наряду с культурными) относятся к правам человека второго поколения. Они касаются поддержания и нормативного закрепления социально-экономических условий жизни индивида, определяют положение человека в сфере труда и быта, занятости, благосостояния, социальной защищенности с целью создания условий, при которых люди могут быть свободны от страха и нужды. Их объем и степень реализованности во многом зависят от состояния экономики и ресурсов, и поэтому гарантии их реализации по сравнению с гражданскими и политическими правами первого поколения, менее развиты.

В отличие от других видов прав человека особенностями социально-экономических прав являются:

распространенность на определенную — социально-экономическую область жизни человека;

допустимость рекомендательных, «нестрогих» формулировок базовых положений (например, «достойная жизнь», «справедливые и благоприятные условия труда», «удовлетворительное существование»);

зависимость реализации социально-экономических прав от состояния экономики и ресурсов.

Сегодня значение социально-экономических прав для обеспечения правового статуса личности бесспорно.

Обязанность государства в сфере защиты социально-экономических прав состоит в том, чтобы осуществлять прогрессивные экономические и социальные реформы, обеспечивать полное участие своего народа в процессе и выгодах экономического развития, использовать свои ресурсы для предоставления всем равных возможностей пользования данными правами.

Экономические права обеспечивают человеку свободное распоряжение основными факторами хозяйственной деятельности. К ним относятся: право на труд; право на собственность; право на предпринимательство; право на забастовки и др. Кроме того, трудящиеся и работодатели имеют право на заключение коллективных договоров; право на свободное объединение в национальные или международные организации для защиты своих интересов.

Ведущее место в каталоге экономических прав занимает право на труд, включающее право каждого человека на получение возможности зарабатывать себе на жизнь трудом, который он свободно выбирает или на который свободно соглашается

Право на экономическую деятельность включает ряд конкретных прав, обеспечивающих возможность начинать и вести предпринимательскую деятельность. Для этого субъект права на экономическую деятельность может создавать предприятия под свой риск и ответственность, свободно вступать в договоры с другими предпринимателями, приобретать и распоряжаться собственностью.

Социальные права обеспечивают человеку достойный уровень жизни и социальную защищенность. Одним из главных является право на социальное обеспечение, включая социальное страхование, пенсионное обеспечение и медицинское обслуживание.

Многолетняя деятельность ООН, других международных органов и организаций в том числе и регионального уровня показывает, что международная защита прав человека в наши дни состоит в том числе в разработке национальных механизмов по защите прав человека и, самое главное, обеспечению их эффективной работы.

В результате усилий и мер, предпринятых в ходе международного сотрудничества государств, были выработаны многие рекомендации, решения и договоры о демократических правах и свободах, накоплен определенный опыт международной проверки выполнения государствами своих обязательств в этой гуманной области международных отношений.

Следует иметь в виду, что, как правило, «механизм» проверки или контроля распространяется на государство только в том случае, если оно дало свое согласие на это. Современной международной практике известны различные формы выражения государствами такого добровольного согласия.

Отрадно, что становятся реальностью слова выдающегося российского юриста Г.И. Тункина, сказанные незадолго до его кончины. Он считал появление в современном международном праве института прав человека великим переворотом, так как классическое право считало суверенитет государства непроницаемой границей для международного права. Человек оставался в неограниченном подчинении государству. Лишь современное право, по мнению ученого, «взяло человека под свою защиту» и обязало государство обеспечить права и свободы всем людям, проживающим на его территории [20].

Конституция России, признавая идеологическое многообразие и частную собственность, в значительной степени опирается на опыт стран с рыночной экономикой и воспринимает их лучшие достижения. Поэтому в процессе согласования принципов и норм, относящихся к правам человека и происходящих в рамках ОБСЕ, достигаются такие договоренности, которые ранее были невозможны. Это относится и к проблемам частной собственности, существования многопартийной системы, проведения действительно равных и всеобщих выборов, и ко многим другим атрибутам демократии.

В то же время, «мало провозгласить права и свободы человека и закрепить их в законах, нужно добиться материального обеспечения этих прав и свобод, гарантировать неукоснительное выполнение законов всеми членами общества, независимо от занимаемой должности, сверху донизу» [2 1]. Только при таком подходе к основным правам и свободам человека и их эффективной защите можно построить правовое государство, ибо само понятие прав человека означает главенство, примат закона, одинаково обязательного для всех граждан того или иного государства, примат международного права над внутригосударственными установлениями, верховенство общечеловеческих ценностей над всеми другими.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Конституция Российской Федерации: Принята на всенародном референдуме 12 декабря 1993 г. // Российская газета от 25 декабря 1993 г.
  2. Устав Организации Объединенных наций // Международное право в документах / Сост. Блатова Н.Т. М.: Международные отношения, 1997.
  3. Всеобщая декларация прав человека 1948 г. // Российская газета от 10 декабря 1998 г.
  4. Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 ноября 1950 г.) // Бюллетень международных договоров, 2001, № 4.
  5. Международный пакт об экономических, социальных и культурных #M12291 841500049правах#S от 19 декабря 1966 г. // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных с иностранными государствами, М., 1978 г., Вып. XXXII.
  6. Венская декларация и программа действий (Вена, Австрия, 14 – 25 июня 1993 г.) // Международное публичное право. Сборник документов. Т.1. –М.: БЕК, 1996.
  7. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 1 от 30 ноября 1994 г. №51-ФЗ // СЗ РФ. – 1994. — №32. Ст. 3301.
  8. Алексеева Л.Б., Жуйков В.М., Лукашук И.И. Международные нормы о правах человека и применение их судами Российской Федерации. М.: Изд-во «Права человека», 1996.
  9. Аметистов Э.М., Карташкин В.А. Права человека. Основные международные документы. –М.: Международные отношения, 1989.
  10. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. –М.: Норма-Инфра-М, 2004.
  11. Бекназар-Юзбашев Т.Б. Права человека и международное право. – М.: ЦИНО общества Знание» России, 1996.
  12. Большая российская юридическая энциклопедия / Отв. ред. А.Я. Сухарев. – М.: Инфра-М, 2000.
  13. Венгеров А.Б. Теория государства и права. – М.: Юриспруденция, 2000.
  14. Гаврилов В.В. ООН и права человека. Механизмы создания и осуществления нормативных актов. – Владивосток, Изд-во ДВГУ, 1998.
  15. Гордон Л.А. Социально-экономические права человека: своеобразие, особенности, значение для России // Общественные науки и современность. 1997, № 3.
  16. Жарков Б.Н. Права человека в современном мире: проблемы и решения. – М.: Изд-во «Знание», 1988.
  17. Карташкин В.А. Права человека в международном и внутригосударственном праве. – М.: Институт государства и права РАН, 1995.
  18. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право зарубежных стран. –М.: Юристъ, 2005.
  19. Конституционное право зарубежных стран/ Отв. ред. В.В. Лазарев. – М.: Юристъ, 2003.
  20. Кузнечевский В., Красулин А. Высокая цена права // Права и свободы личности. Международные документы. Комментарии. Библиотечка «Российской газеты». М., 1995.
  21. Левин Лиа. Права человека. М., 1998.
  22. Матвеева Т.Д. День прав человека // Международная жизнь. 2000, № 11– 12.
  23. Мелков Г.М. Международная защита прав и свобод человека. М.: Юридическая литература, 1990.
  24. Мюллерсон Р.А. Права человека: идеи, нормы, реальность. –М.: Юридическая литература, 1991.
  25. Николайко Н.В. Права человека и система ООН. – Киев: Наукова Думка, 1991.
  26. Права человека / Отв. ред. Е.А. Лукашева.– М.: Норма, 2001.
  27. Права человека. Сборник универсальных и региональных международных документов. Сост. Шестапов Л.Н. –М.: МГУ, 1990.
  28. Права человека. Словарь-справочник. – М.: Инфра-М, 2001.
  29. Права человека как фактор стратегии устойчивого развития / Отв. ред. Е.А. Лукашева. –М.: Норма, 2000.
  30. Румянцев О.Г., Додонов В.Н. Юридический энциклопедический словарь.–М.: Инфра- М. НОРМА, 2000.
  31. Стрекозов В.Г., Казанчев Ю.Д. Государственное (конституционное) право Российской Федерации. – М.: Зерцало, 2002.
  32. Тункин Г.И. Международное право: наследство XX века // Российский ежегодник международного права, 1992. СПб, 1994.
  33. Хлобустов О. Права человека: история и современность // Диалог, 1998, № 11.
  34. Энтин М. Л. Международные гарантии прав человека. Практика Совета Европы. М.: Международные отношения, 1992.

     


     

<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 1.02MB/0.00158 sec

WordPress: 22.57MB | MySQL:113 | 2,643sec