Понятие и содержание основ конституционного строя Российской Федерации. Основы конституционного строя, отражающие взаимосвязь государства и общества. Основы конституционного строя, отражающие влияние государства на различные сферы общественной жизни

<

083014 0239 1 Понятие и содержание основ конституционного строя  Российской Федерации. Основы конституционного строя, отражающие  взаимосвязь государства и общества. Основы   конституционного строя, отражающие влияние государства на различные сферы  общественной жизниКонституционный строй — это определенная форма, определенный способ организации государства, закрепленный в его конституции. «Государственный строй –– система социальных, экономических и политико-правовых отношений, устанавливаемых и закрепляемых нормами конституционного (государственного) права»1. Государственный строй определяется через основные организационные институты и формы механизма политической власти. Государственный строй характеризуется: 1)системой высших и иных органов государства, их структурой, компетенцией, порядком их образования; 2)разнообразием охраняемых государством социально- экономических и организационно-политических основ государственной власти; 3) территориальным устройством государства.

Конституционный строй характеризуется особыми принципами (базовыми началами), лежащими в основе взаимоотношений человека, общества и государства. Конституционный строй — это такая организация государственной и общественной жизни, где государство является политической организацией гражданского общества, имеет демократический правовой характер и в нем человек, его права, свободы, честь, достоинство признаются высшей ценностью, а их соблюдение и защита — основной обязанностью государства2.

Конституционный строй можно также определить как систему социальных, экономических и политико-правовых отношений и институтов, закрепленных и охраняемых конституционно-правовыми актами.

Основы конституционного строя взаимосвязаны, не существуют изолированно друг от друга. Все они оказывают друг на друга влияние, представляют собою не простую совокупность, а органическое единство, целостную систему и выражают качественную определенность её содержания.

В главе I Конституции РФ, которая называется «Основы конституционного строя», находит свое выражение целостная система основ конституционного строя.

К их первой группе относятся основы организации государственной власти: народовластие; федерализм; верховенство права; принцип разделения властей; государственный суверенитет.

Вторую группу составляют основы взаимоотношений государства и человека, гражданина, правового статуса человека и гражданина. К ним относятся: признание и утверждение прав и свобод человека и гражданина высшей ценностью; их защита и соблюдение — обязанностью государства.

Третья группа включает основы организации жизни общества. Ее составляют: идеологический и политический плюрализм; светский характер государства; свобода экономической деятельности; многообразие и равноправие различных форм собственности; социальный характер государства.

Ведущее место среди правовых норм, регулирующих конституционный строй России, занимают нормы Конституции РФ, поскольку Конституция наделена высшей юридической силой и является базой текущего законодательства.

Под основами конституционного строя Российской Федерации понимаются устои государства, его основные принципы, которые призваны обеспечить Федерации характер конституционного государства.

Установление конституционного строя начинается с определения принципов организации государства в его соотношении с личностью и гражданским обществом. Эти принципы как раз и составляют содержание гл. 1 «Основы конституционного строя» Конституции РФ. Общество свободных людей (гражданское общество) как бы указывает государству на его обязанность служить человеку и предъявляет определенные требования в отношении организации и пределов государственной власти.

К основам конституционного строя, согласно Конституции РФ, относятся прежде всего фундаментальные принципы, которые присущи каждому конституционному государству. В их число входят демократизм, выражающийся в народном суверенитете, принципе разделения властей, идеологическом и политическом многообразии, в признании и гарантировании местного самоуправления, а также правовое государство, воплощением которого и является конституционное государство. Основу конституционного государства составляют и признание им человека, его прав и свобод высшей ценностью, а также социальное рыночное хозяйство, в рамках которого главным образом осуществляются производство и распределение товаров и благ. С этими основами неразрывно связаны и такие основы конституционного строя, как социальное государство, главной задачей которого является претворение в жизнь закрепленных правом принципов социальной справедливости, и светское государство, дополняющее принцип политического многообразия многообразием духовным.

К основам конституционного строя, закрепленным Конституцией РФ, относятся федерализм, суверенность российского государства и республиканская форма правления.

 

2. Конституционный статус личности в РФ. Понятие основных прав и свобод человека и гражданина

 

Правовой статус человека и гражданина в полном объеме характеризуется совокупностью прав, свобод и обязанностей, которыми он наделяется как субъект правоотношений, возникающих в процессе реализации норм всех отраслей права, и конституционное право выполняет особую роль в установлении правового положения человека и гражданина.

Конституционное воплощение основ правового статуса личности получило в главе 2 действующей Конституции Российской Федерации: «Права и свободы человека и гражданина». В нормах этой главы конкретизирована одна из основ конституционного строя России, которая провозглашена в статье 2 Конституции и в которой устанавливается, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.

Высшая ценность прав человека, во-первых, в выражении его свободы, во-вторых, права человека призваны служить ограничителем всевластия государства, препятствовать произволу государственных органов и должностных лиц, необоснованному вторжению государства в сферу личной свободы человека. В этой связи следует обратить внимание на проводимое разграничение универсальных прав и свобод на права и свободы человека и гражданина. Такой подход не является традиционным для нашего конституционного регулирования, которое сводило положение человека только к его взаимосвязи с государством в качестве гражданина, получающего свои права в «дар» от государственной власти и всецело ей подчиненного. Проводя различия между человеком и гражданином Конституция Российской Федерации восстанавливает те общечеловеческие ценности, которые возникли в результате буржуазных революций и нашли свое воплощение в законодательных актах, впервые в истории человечества закрепивших равенство, свободу, право на счастье, – в Декларации независимости 1776 г. (США), Билле о правах 1791 г. (США), в Декларации прав человека и гражданина 1789 г. (Франция).

В Конституции РФ 1993 года закреплены следующие принципы правового статуса личности, непосредственно связанные с исходными началами утверждаемой в государстве концепции прав человека:

  1. Права, свободы и обязанности человека и гражданина реализуются на основе равноправия. Это главный принцип, характеризующий правовой статус личности. В ст. 19 Конституции выделены три основных его аспекта: равенство всех перед законом и судом; равенство прав и свобод человека и гражданина; равноправие мужчины и женщины.
  2. Права, свободы и обязанности человека и гражданина основываются на их гарантированности. Принято различать социально-экономические, политические и юридические гарантии. Социально-экономические гарантии
    предполагают соответствующую среду и материальную основу, обеспечивающие использование прав и свобод. Это социальная стабильность, развивающаяся экономика, соответствующие производственные мощности, широкая инфраструктура – система учреждений, дающих возможность обслуживать все виды социальных потребностей общества, и т.д. Под политическими гарантиями
    понимаются соответствующим образом ориентированная политика государства, ее направленность на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; устойчивость политических структур, их способность к достижению гражданского согласия, исключающего дестабилизацию в обществе, должный уровень политической культуры граждан; борьба с бюрократизмом государственного аппарата, со взяточничеством и другие политико-организационные факторы. Юридические гарантии охватывают все правовые средства осуществления и охраны прав и свобод человека и гражданина.
  3. Правой статус личности основывается на презумпции неотъемлемости прав и свобод человека и гражданина, недопустимости ограничения прав и свобод. Этот принцип вытекает из признания прав и свобод неотчуждаемыми и принадлежащими человеку от рождения. Часть 2 статьи 55 Конституции закрепляет, что в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Кроме этого запрета на законодательное ограничение прав и свобод, Конституция устанавливает важную норму о том, что они являются непосредственно действующими. Это означает, что конституционные права и свободы – основа соответствующих правовых предписаний в актах любого уровня, и конституционные нормы могут быть непосредственно основой решений судебных и иных государственных органов. Но нельзя забывать, что каждому человеку необходимо правомерно использовать свои права и свободы, без нарушения предписаний закона и прежде всего Конституции. Это вытекает из статьи 17 Конституции, где предусматривается, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. В части 3 статьи 55 Конституции устанавливается, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
  4. Правовой статус личности основывается на обладании каждым лицом не только правами, но и обязанностями. Этот универсальный принцип находит свое выражение не только в том, что у каждого есть и права, и обязанности, но и в том, что многие права одновременно являются и обязанностями – одни в правовом плане, другие – в моральном, в виде общественного долга. Так, например, в части 2 статьи 38 Конституции Российской Федерации закрепляется, что забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей. В статье 59 записано, что защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Статья 42 устанавливает, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, а статья 58 говорит о том, что каждый обязан сохранять природу и окружающую среду. Имеют характер общественного долга такие прав, как право на образование, избирательные права, и др.

    Рассматриваемый принцип выражен в статье 6 Конституции и обращен именно к гражданину Российской Федерации. В части 2 статьи 6 устанавливается, что гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации.

    Правой статус личности включает совокупность прав и свобод человека и гражданина, отраженных в нормах всех отраслей действующего права.

    К основам правового статуса личности относятся конституционно закрепленные права и свободы. Понятие основных прав и свобод человека и гражданина может быть сформулировано следующим образом: конституционные (основные) права и свободы человека и гражданина – это его неотъемлемые права и свободы, принадлежащие ему от рождения (в надлежащих случаях в силу его гражданства), защищаемые государством и составляющие ядро правового статуса личности.

    Конституционные права и свободы принято классифицировать на три группы: личные; политические; социально-экономические.

    Правовой статус личности характеризуется не только правами и свободами, но и обязанностями. Эти обязанности затрагивают многообразные сферы отношений, в которых субъектом выступает человек.

    Конституция закрепляет основные обязанности человека и гражданина, которые: 1) имеют всеобщий характер, 2) не зависят от конкретною правового статуса лица, 3) закрепляются на высшем, конституционном уровне.

    В конституционно закрепленных основных обязанностях выражены наиболее важные требования — ответственности личности перед обществом, гражданина перед государством, надлежащего отношения гражданина к государственным и общественным интересам, активного включения его в охрану этих интересов.

    Основные обязанности — это конституционно закрепленные и охраняемые правовой ответственностью требования, которые предъявляются человеку и гражданину и связаны с необходимостью его участия в обеспечении интересов общества, государства, других граждан.

    Важнейшей обязанностью гражданина, так же как и любого иною лица, проживающего в Российской Федерации, является соблюдение Конституции и законов. Эта обязанность граждан Российской Федерации зафиксирована в главе об основах ее конституционного строя (ст.15).

    Конституционно закреплена обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57).

    Закрепляется обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58 Конституции).

    В ст. 59 Конституции Российской Федерации закреплено, что защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.

    Конституция Российской Федерации (ст. 2) рассматривает человека, его права и свободы в качестве высшей ценности. Тем самым она декларирует свое понимание взаимоотношений государства и личности, выдвигая на передний план именно личность. Уважение к личности и ее защита являются неотъемлемым атрибутом конституционного государства, его обязанностью. «Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, — указывается в ст. 2, – обязанность государства».

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    3. Гражданство в Российской Федерации

     

    Правовое положение населения каждой страны регулируется внутренним законодательством – конституциями, законами о гражданстве и другими нормативными актами государства. В понятие населения любого государства входят:

    граждане данного государства как основной состав населения;

    иностранные граждане;

    лица, имеющие двойное гражданство (бипатриды);

    лица, не имеющие гражданства (апатриды).

    Гражданство представляет собой такой институт, в котором соотносятся нормы национального законодательства и международного права. Помимо национального законодательства по вопросам гражданства существуют двусторонние и многосторонние соглашения государств, которые регулируют вопросы гражданства1.

    По Федеральному закону от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (с изм.)2 гражданство — это устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей (ст. 3). Раскрывая это понятие, можно выделить главные его черты.

    Согласно части 3 ст. 4 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» проживание гражданина России за пределами Российской Федерации не прекращает его гражданства. Гражданство территориально не ограничено. Устойчивость гражданства во времени проявляется в его непрерывности и бессрочности.

    Важнейшим принципом гражданства Российской Федерации является его неограниченность, т.е. отсутствие положений, ограничивающих права граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Этот принцип является основополагающим по отношению ко всем остальным и основан на положении части 2 ст. 19 Конституции РФ, в соответствии с которой «запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности».

    Принцип сохранения гражданства Российской Федерации при проживании за пределами Российской Федерации (закрепленный в ч. 3 ст. 4 Закона о гражданстве 2002 г.) вытекает из естественного права человека избирать место своего жительства, свободно выезжать за пределы Российской Федерации и беспрепятственно возвращаться (ч. 2 ст. 27 Конституции РФ и Федеральный закон от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»1).

    <

    Одним из важных принципов гражданства является невозможность произвольного лишения гражданства Российской Федерации и права изменить его (ч. 3 ст. 6 Конституции РФ, ч. 4 ст. 4 Закона о гражданстве 2002 г.). Этот принцип гарантирует право человека на гражданство, свободное осуществление гражданами своих прав и свобод без боязни утратить гражданство, например, за инакомыслие или длительное проживание за границей, как было в советские времена.

    Запрет на применение лишения гражданства вытекает из права человека на гражданство, двустороннего характера связей по гражданству между человеком и государством, предполагающего недопустимость расторжения этих связей, как той, так и другой стороной без взаимного согласия2.

    Важным принципом российского гражданства является сокращение лиц без гражданства (ч. 6 ст. 4 Закона о гражданстве 2002 г.). Этот принцип явился отражением существующей в международном праве тенденции, призывающей государства стремиться к сокращению числа лиц без гражданства. Так, в соответствии со статьей 25 общей декларации прав человека 1948 г.3 и пунктом 1 ст. 8 Конвенция о сокращении безгражданства 1961 г.1 одним из важнейших принципов является обязанность каждого государства принимать меры для сокращения числа апатридов на его территории.

    Еще одним принципом выступает принцип защиты и покровительства граждан Российской Федерации за пределами Российской Федерации. Особое значение этот принцип имеет в связи с остро стоящей проблемой правового положения российских граждан, проживающих за границей. Нуждаются в защите и российские граждане, выезжающие за границу на время, т.е. в командировки, по контрактам, по частным делам и т.п. Этот принцип закрепляется в Конституции РФ (ч. 2 ст. 61), а также Законе о гражданстве 2002 г. (ч. 1 ст. 7) и Федеральном законе от 24 мая 1999 г. № 99-ФЗ «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом»2.

    Последним из принципов гражданства Российской Федерации следует назвать принцип двойного гражданства (ч. 1 ст. Конституции РФ, ст. 6 Закона о гражданстве 2002 г.). Эти международные документы имеют своей целью на основе признания двойного гражданства обоими государствами решить ряд вопросов, связанных с защитой интересов лиц, его имеющих.

    Каждое государство в силу своего суверенитета самостоятельно регулирует вопросы приобретения и утраты гражданства. Так, к способам приобретения гражданства относят: приобретение гражданства по рождению (происхождению); приобретение гражданства путем натурализации; приобретение гражданства в результате реинтеграции (восстановления), которая может иметь место в случае отмены решения о незаконном лишении гражданства; приобретение гражданства в результате пожалования, как случая предоставления гражданства за особые заслуги перед государством; в исключительном порядке, охватывающем трансферт (групповое предоставление гражданства); оптация (выбор гражданства).

    Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О граждане Российской Федерации» в статье 11 прямо называет три основы приобретения гражданства Российской Федерации: порождения прием в гражданство (в общем или упрощенном порядке), восстановление в гражданстве, а также указывает на возможность приобретения гражданства РФ по иным основаниям, установленным Федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

    Наиболее распространенное основание приобретения гражданства Российской Федерации — приобретение гражданства по рождению (ст. 12).

    Закон о гражданстве 2002 г. выделяет следующие основу прекращения гражданства Российской Федерации.

    1. Вследствие выхода из гражданства Российской Федерации. Выход из гражданства — это прекращение гражданства по волеизъявлению лица или его представителей (для совершеннолетних) (ст. 19).

    Выход лица из гражданства Российской Федерации осуществляется на основании его добровольного волеизъявления, в письменном заявлении определенной формы. Статьей 20 Закона о гражданстве 2002 г. установлен ряд обстоятельств, при наличии которых выход из гражданства Российской Федерации не допускается: если заявитель имеет невыполненное перед Российской Федерацией обязательство, установленное федеральным законом, например, обязанность платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57 Конституции РФ), также обязанность по несению военной службы (ст. 59 Конституции РФ); если лицо привлечено компетентными органами Российской федерации в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении его имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда; если лицо не имеет иного гражданства и гарантий его приобретения. Это условие выхода из гражданства Российской Федерации является обязательным с точки зрения современных демократических принципов. Европейская конвенция о гражданстве ЕТ5 № 166 от 6 ноября 1997 г. установила, что «каждое государство-участник разрешает отказ от его гражданства при условии, что соответствующие лица не становятся в результате этого лицами без гражданства» (ч. 1 ст. 8).

     

    4. Состав Российской Федерации и принципы федеративного устройства России. Разграничение компетенции между федеральными органами государственной власти и органами власти субъектов Российской Федерации. Система органов государственной власти субъекта РФ (на примере Краснодарского края)

     

    Федерация (от позднелат. foederatio — союз, объединение), наряду с унитарной формой, представляет собой одну из основных форм территориальной организации государства. Как форма государственного устройства, она предполагает особый характер отношений между федеральными органами власти и органами составляющих федеративное государство территориальных частей — субъектов федерации.

    Федерация — это юридически единое союзное государство, в состав которого входят определенные государства или государственные образования, обладающие властью и полномочиями в решении тех вопросов, которые не относятся к компетенции федеральной власти. Ее характеризуют следующие признаки. Федерация — единое союзное государство, существующее наряду и над теми государствами, которые входят в его состав. Федерация обладает суверенитетом. Федерация имеет необходимые государственно-правовые институты, т. е. законодательные и исполнительные органы, которые избираются населением всех субъектов федерации, причем парламенты федерального типа, как правило, с двухпалатной структурой. Наряду с общей палатой, которая выражает интересы всего государства, существует палата, выражающая интересы субъектов федерации1.

    Федерация обладает единой территорией и единым гражданством. Причем, территория федерации может состоять из территорий ее субъектов, но вместе с тем может существовать общефедеральная территория, которая в состав субъектов не входит.

    Федерация обладает компетенцией компетенции. Это означает, что она сама, без согласия входящих в нее субъектов может расширять или сужать круг своих полномочий, что и закрепляется в ее конституции.

    Федерация юридически нерасторжима, т.е. ее субъекты не обладают суверенитетом и не имеют права сецессии (выхода из состава федерации).

    На примере Российской Федерации выделяются следующие конституционные принципы правового регулирования федеративных отношений:

  5. суверенитет Российской Федерации над всей ее территорией
    (ст. 4, 71);
  6. верховенство на всей территории Российской Федерации Конституции РФ и федеральных законов (ст. 67);
  7. целостность государственной территории (ст. 1, 3, 67);

    4) прямое действие Конституции РФ на всей территории Федерации (ст. 15);

  8. конституционное закрепление порядка изменения внешних внутренних границ государства (ст. 67, 71, 131);    
  9. единство правового режима территории Российской Федерации в вопросах экономики (единство экономического пространства), свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств на всей территории, поддержки конкуренции и свободы экономической деятельности (ст. 8). В качестве основных конституционных формул построения Российской федеративной государственности следует признать ч. 1 ст. 1 «Российская Федерация — Россия есть демократическое федеративно-правовое государство с республиканской формой правления», а также положение ч. 1 ст. 4 Конституции РФ: «Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию»1.

    «Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности…» (ч. 3 ст. 5 Конституции РФ). Федерация в отличие от конфедерации как международно-правового по своему характеру союза государств — единое союзное государство, в составе которого имеются определенные национально-государственные и административно-территориальные образования, обладающие властью и полномочиями в отношении тех вопросов, которые не входят в компетенцию федеральной власти.

    Начиная с 1994 г. в России сформировалась система межрегиональных ассоциаций, в которые входили соседствующие субъекты Федерации. В 2000 г. были образованы федеральные округа: Центральный (центр — г. Москва), Северо-Западный (г. Санкт-Петербург), Южный (г. Ростов-на-Дону), Приволжский (г. Нижний Новгород), Уральский (г. Екатеринбург), Сибирский (г. Новосибирск), Дальневосточный (г. Хабаровск). Указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2000 г. было утверждено «Положение о полномочном представителе Президента РФ в федеральном округе». На территории России было образовано семь федеральных округов во главе с Полномочными представителями Президента РФ, что было направлено на восстановление вертикали исполнительной власти. Что касается самих федеральных округов, то на современном этапе развития Российской государственности, их следует признать лишь неоговоренным Конституцией РФ механизмом реформирования системы государственного управления, а вовсе не изменением государственного устройства страны или территориальной организации государственной власти.

    В соответствии со ст. 65 Конституции РФ в Российской Федерации 83 равноправных субъекта федерации, в том числе 21 республика, 9 краёв, 46 областей, 2 города федерального значения, 1 автономная область, 4 автономных округа..

    Статус субъектов РФ характеризуется следующими общими чертами1:

    1) правовой статус субъектов РФ устанавливается федеральными и региональными учредительными актами;

    2)    субъекты Федерации имеют собственное наименование, закрепленное в ч. 1 ст. 65 Конституции РФ.;

  10. субъекты РФ включаются в единое правовое пространство;
  11. субъекты РФ самостоятельно разрабатывают и принимают свои Конституции (Уставы);

    5) субъекты РФ обладают собственной территорией, которая включается в состав государственной территории (ч. 1 ст. 67 Конституции). Границы между субъектами могут быть изменены с их взаимного согласия;

    6) субъекты РФ формируют собственную правовую базу;    

    7)    субъекты РФ имеют по два представителя в верхней палате российского парламента — Совете Федерации Федерального Собрания РФ;

    8)    субъекты РФ участвуют в законотворческом процессе на федеральном уровне (ч. I ст. 104 Конституции РФ);

    9)    субъекты РФ самостоятельно устанавливают систему органов государственной власти в соответствии с основами конституционного
    строя Российской Федерации и, общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, утвержденными федеральным законом;

  12. субъекты РФ (в лице законодательных и исполнительных органов власти этих субъектов) обладают правом обращения в Конституционный Суд РФ, в частности, с запросом о соответствии Конституции РФ конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ, а также с ходатайством разрешить спор о компетенции между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, между высшими государственными органами субъектов РФ;
  13. субъекты РФ вправе заключать двусторонние и многосторонние договоры с органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти других субъектов РФ (ч. 3 ст. 11 Конституции РФ). Вопрос о конституционности указанных договоров вправе решать Конституционный Суд РФ;
  14. субъекты РФ принимают участие в процедуре принятия поправок к Конституции РФ (ст. 136 Конституции РФ);    

    13) республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа обладают ограниченной правосубъектностью.

    14) каждый субъект РФ вправе иметь свою символику: флаг, герб, гимн, а также столицу (центр) субъекта РФ.

    Субъекты РФ участвуют в деятельности региональных ассоциаций. Ассоциации экономического взаимодействия субъектов РФ выступает в качестве элемента построения новой системы федеративных отношений в России. Они обеспечивают экономическую самостоятельность регионов, формирование единого рынка.

    Согласно ч. 3 ст. 5 Конституции РФ разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ является одним из конституционных принципов российского федерализма.

    Оптимальное разграничение предметов ведения и полномочий представляет собой сложный политико-правовой процесс, испытывающий на себе влияние исторических, национальных, экономических и политических факторов развития федерации.

    Существуют два основных способа регулирования отношений между Федерацией и субъектами: конституционно-правовой и договорный.

    Российская Конституция устанавливает три сферы предметов ведения и полномочий: 1) предметы исключительного ведения Российской Федерации (ст. 71); предметы совместного ведения Федерации и ее субъектов (ст. 72); полномочия субъектов РФ (ст. 73).

    Договор между РФ и субъектами РФ — двустороннее либо многостороннее внутригосударственное нормативное соглашение между федеральными органами государственной власти РФ и органами власти соответствующих субъектов РФ, регулирующее федеративные отношения в пределах, установленных Конституцией РФ.

    Согласно ч. 3 ст. 5 Конституции РФ федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации.

    В соответствии со п. 3 ст. 11 Конституции РФ разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется настоящей Конституцией, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.

    На основании ст. 71 Конституции РФ устанавливаются предметы ведения Российской Федерации, в следующей статье 72 Конституции РФ в совместном ведении и субъектов.

    Статья 73 Конституции РФ устанавливает, что вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти.

    Согласно ст. 15 Устава Краснодарского края (в редакции Закона Краснодарского края от 18 июля 1997 г. N 95-КЗ, с изменениями от 4 января, 10 мая, 7 и 22 августа 2001 г., 1 марта 2002 г., 3 июня 2003 г., 20 октября 2003 г., 7 июня 2004 г., 6 июня 2005 г.) государственная власть в крае осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Систему органов государственной власти Краснодарского края составляют: законодательный (представительный) орган государственной власти Краснодарского края — Законодательное Собрание Краснодарского края, высший исполнительный орган государственной власти Краснодарского края — администрация Краснодарского края, иные органы государственной власти Краснодарского края, образуемые в соответствии с настоящим Уставом и законами края. Судебная власть осуществляется федеральными судами и судами края.

    Задача 1

     

    Президент РФ, находясь с визитом в западноевропейской стране, подписал международный договор «Об экономической взаимопомощи между Россией и данной странно». Парламент РФ, ознакомившись с текстом международного договора, вынес решение о несоответствии этих нормативных актов Конституции РФ.

    Правомочно ли решение парламента? В компетенции какого органа входит разрешение дел о соответствии Конституции РФ? Каким образом в дальнейшем решаться вопрос о вступлении данного договора в силу? Опишите процедуру ратификации международного договора в российском парламенте.

     

    Решение

     

    В соответствии со статьей 7 ФЗ от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» указанно обязанность об информировании Федерального Собрания Российской Федерации о международных договорах Российской Федерации. Министерство иностранных дел Российской Федерации информирует Совет Федерации и Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации о заключенных от имени Российской Федерации и от имени Правительства Российской Федерации международных договорах Российской Федерации, а также о прекращении таких договоров или приостановлении их действия. По запросам палат Федерального Собрания Российской Федерации Правительство Российской Федерации обеспечивает предоставление информации о готовящихся к подписанию международных договорах.

    Указанное в условии задачи решение парламента неправомочно. Согласно ст. 125 Конституции РФ Конституционный суд в праве разрешать дела о соответствии Конституции Российской Федерации, не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации. Аналогичное установлено и пунктом «г» ч. 1 статьи 3 ФКЗ 1 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» (с изменениями.).

    Таким образом, после поступления международного договора в Государственную думу, она отправит запрос о соответствии его положениям в Конституционный суд РФ.

    Порядок ратификации международных договоров определен ФЗ «О международных договорах Российской Федерации». Согласно ст. 14 указанного ФЗ в соответствии с Конституцией Российской Федерации ратификация международных договоров Российской Федерации осуществляется в форме федерального закона.

    В статье 15 ФЗ № 101-ФЗ указанно, что ратификации подлежат международные договоры Российской Федерации:

    а) исполнение которых требует изменения действующих или принятия новых федеральных законов, а также устанавливающие иные правила, чем предусмотренные законом;

    б) предметом которых являются основные права и свободы человека и гражданина;

    в) о территориальном разграничении Российской Федерации с другими государствами, включая договоры о прохождении Государственной границы Российской Федерации, а также о разграничении исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации;

    г) об основах межгосударственных отношений, по вопросам, затрагивающим обороноспособность Российской Федерации, по вопросам разоружения или международного контроля над вооружениями, по вопросам обеспечения международного мира и безопасности, а также мирные договоры и договоры о коллективной безопасности;

    д) об участии Российской Федерации в межгосударственных союзах, международных организациях и иных межгосударственных объединениях, если такие договоры предусматривают передачу им осуществления части полномочий Российской Федерации или устанавливают юридическую обязательность решений их органов для Российской Федерации.

    Порядок внесения на ратификацию международных договоров определен ст. 16 ФЗ № 101-ФЗ. Международные договоры, решения о подписании которых были приняты Президентом Российской Федерации, вносятся в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации на ратификацию Президентом Российской Федерации.

    Международные договоры, решения о подписании которых были приняты Правительством Российской Федерации, вносятся в Государственную Думу на ратификацию Правительством Российской Федерации.

    Правительство Российской Федерации вправе в случае необходимости представить Президенту Российской Федерации предложение о внесении на ратификацию международного договора, решение о подписании которого было принято Правительством Российской Федерации.

    Предложения об одобрении и внесении на ратификацию международных договоров представляются соответственно Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации Министерством иностранных дел Российской Федерации самостоятельно либо совместно с другими федеральными органами исполнительной власти, если договор касается вопросов, входящих в их компетенцию.

    Подлежащие представлению Президенту Российской Федерации для внесения на ратификацию международные договоры, выполнение которых требует предварительного рассмотрения их Правительством Российской Федерации, представляются в Правительство Российской Федерации.

    Решения Правительства Российской Федерации об одобрении и о внесении на ратификацию международных договоров, а также об одобрении и о представлении Президенту Российской Федерации для внесения на ратификацию международных договоров принимаются в форме постановления.

    Предложение о ратификации международного договора должно содержать заверенную копию официального текста международного договора, обоснование целесообразности его ратификации, определение соответствия договора законодательству Российской Федерации, а также оценку возможных финансово-экономических и иных последствий ратификации договора, включая при необходимости предусмотренное статьей 104 Конституции Российской Федерации заключение Правительства Российской Федерации.

    В случае внесения в Государственную Думу на основании статьи 104 Конституции Российской Федерации субъектом права законодательной инициативы, не упомянутым в пункте 1 статьи 16 ФЗ № 101-ФЗ, законопроекта по вопросу о ратификации международного договора, который еще не вступил в силу для Российской Федерации, но подлежит ратификации в соответствии со статьей 15 Федерального закона № 101-ФЗ, Государственная Дума направляет внесенный законопроект Президенту Российской Федерации для предложений по данному законопроекту.

    В соответствии со ст. 17 ФЗ № 101-ФЗ государственная Дума рассматривает предложения о ратификации международных договоров и после предварительного обсуждения в комитетах и комиссиях Государственной Думы принимает соответствующие решения.

    Принятые Государственной Думой федеральные законы о ратификации международных договоров Российской Федерации подлежат в соответствии с Конституцией Российской Федерации обязательному рассмотрению в Совете Федерации.

    Принятый Федеральным Собранием Российской Федерации федеральный закон о ратификации международного договора Российской Федерации направляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования.

    В статье 18 ФЗ № 101-ФЗ установлено, что на основании федерального закона о ратификации международного договора Российской Федерации Президентом Российской Федерации подписывается ратификационная грамота, которая скрепляется его печатью и подписью министра иностранных дел Российской Федерации.

    В соответствии со ст. 19 ФЗ № 101-ФЗ обмен ратификационными грамотами и сдача грамот о ратификации международных договоров Российской Федерации на хранение депозитариям производятся, если не имеется иной договоренности, Министерством иностранных дел Российской Федерации либо по его поручению дипломатическим представительством Российской Федерации в иностранном государстве или представительством Российской Федерации при международной организации.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Задача 2

     

    Гражданин Германии Отто Греем приехал в Россию к другу, проживающему в Архангельске, по гостевой визе на 2 месяца. Погостив у него две недели, Отто Греем решил посетить города РФ, входящие в Золотое кольцо. Через 3 дня в городе Суздале он был задержан работниками патрульно-постовой службы за нарушение правил нахождения на территории РФ и подвергнут административному взысканию. Он обратился в МВД России с жалобой о незаконности действий правоохранительных органов г. Суздаля. Какое решение должно быть принято? Обоснуйте свой ответ со ссылкой на статьи Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан Российской Федерации».

     

    Решение

    Согласно ст. 11 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ
    «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»
    (с изменениями) иностранные граждане имеют право на свободу передвижения в личных или деловых целях в пределах Российской Федерации на основании документов, выданных или оформленных им в соответствии с настоящим Федеральным законом, за исключением посещения территорий, организаций и объектов, для въезда на которые в соответствии с федеральными законами требуется специальное разрешение.

    Перечень территорий, организаций и объектов, для въезда на которые иностранным гражданам требуется специальное разрешение, утверждается Правительством Российской Федерации.

    Кроме того, согласно ст. 27 Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства, а в ст. 62 указано, что иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Поэтому право иностранных граждан на свободное передвижение по территории Российской Федерации может быть ограничено на основании федерального закона. Такие ограничения содержаться в комментируемой статье.

    Перечень территорий, организаций и объектов, для въезда на которые иностранным гражданам требуется специальное разрешение, утвержден Постановлением Правительством Российской Федерации от 11 октября 2002 г. №  754. К таким территориям, организациям и объектам относятся:

    1) территории закрытых административно-территориальных образований;

    2) территории с регламентированным посещением для иностранных граждан. Перечень территории Российской Федерации с регламентированным посещением для иностранных граждан утвержден постановлением Правительства РФ от 4 июля 1992 г. № 470.

    4) территории, на которых в случае опасности распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний и отравлений людей введены особые условия и режим пребывания;

    5) территории закрытых военных городков;

    6) территории (объекты), в пределах которых (на которых) введен правовой режим контртеррористической операции.

    7) зоны экологического бедствия — ими объявляются участки территории Российской Федерации, где в результате хозяйственной либо иной деятельности произошли глубокие необратимые изменения окружающей природной среды, повлекшие за собой существенное ухудшение здоровья населения, нарушение природного равновесия, разрушение естественных экологических систем, деградацию флоры и фауны;

    8) пограничная зона. В соответствии со ст. 17 Закона РФ от 1 апреля 1993 г. № 4730-I «О Государственной границе Российской Федерации» въезд (проход) лиц и транспортных средств в пограничную зону может осуществляться только по документам, удостоверяющим личность, индивидуальным или коллективным пропускам, выдаваемым пограничными органами на основании личных заявлений граждан или ходатайств предприятий и их объединений, организаций, учреждений и общественных объединений.

    9) объекты и организации Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований.

    10) объекты, на которых размещаются органы государственной власти и иные органы и организации, осуществляющие работы, связанные с использованием сведений, составляющих государственную тайну.

    11) другие территории, организации и объекты, для посещения которых российским гражданам требуется специальное разрешение.

    Таким образом, города РФ, входящие в Золотое кольцо не относятся к территориальным образованиям, на которые ограничен доступ иностранных граждан.

    На основании статей 27, 62 Конституции РФ, ст. 11 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» МВД России признает правомерной и обоснованной жалобу Отто Греема о незаконности действий правоохранительных органов.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Список используемой литературы

     

  15. Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г. // Международное право в документах. М., 2006.
  16. Конвенция о сокращении безгражданства 1961 г. // Действующее международное право. Т. 1 –М.: Юристъ, 1996.
  17. Конституция Российской Федерации: Принята на всенародном референдуме 12 декабря 1993 г. // Российская газета от 25 декабря 1993 г.
  18. ФКЗ от 1 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» в ред. ФКЗ от 28.12.2010 № 8-ФКЗ ) // КонсультантПлюс.
  19. ФЗ от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» в ред. ФЗ от 01.12.2007 № 318-ФЗ // КонсультантПлюс.
  20. ФЗ от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» в ред. ФЗ от 18.07.2011 № 241-ФЗ // СЗ РФ. 1996. № 34. Ст. 4029
  21. ФЗ от 24 мая 1999 г. № 99-ФЗ «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» в ред. ФЗ от  23.07.2010 № 179-ФЗ // СЗ РФ, 1999. № 22. Ст. 2670.
  22. ФЗ от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» в ред. ФЗ от 28.06.2009 № 127-ФЗ // СЗ РФ. 2002. № 22. Ст. 2031.
  23. ФЗ от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» в ред. ФЗ от ФЗ от 18.07.2011 № 241-ФЗ // КонсультантПлюс.
  24. Закон РФ от 1 апреля 1993 г. № 4730-I «О Государственной границе Российской Федерации» в ред. ФЗ от 03.06.2011 № 116-ФЗ // КонсультантПлюс.
  25. Устав Краснодарского края (в редакции Закона Краснодарского края от 18 июля 1997 г. N 95-КЗ, с изменениями от 4 января, 10 мая, 7 и 22 августа 2001 г., 1 марта 2002 г., 3 июня 2003 г., 20 октября 2003 г., 7 июня 2004 г., 6 июня 2005 г.,  29 декабря 2006 г., 28 июня 2007 г., 29 апреля 2008 г., 21 июля 2008г., 9 июня 2010 г.) // КонсультантПлюс. Региональный выпуск
  26. Безуглов А.Л., Саддамов С.А. Конституционное право России: Учебник. М., 2007.
  27. Григорьев А. А. К вопросу формирования права на множественное гражданство // Журнал международного права и международных отношений. 2008. № 2. С. 16.
  28. Катков Д.Б., Корчиго Е.В. Конституционное право России: Учебное пособие / Отв. ред. академик РАЕН Ю.А. Веденеев. — М.: Юриспруденция, 2010.
  29. Енгибарян Р.В., Тадевосян Э. В. Конституционное право: Учебник. М., 2010.
  30. Клименко С.В., Чичерин А.Л. Основы государства и права. Пособие для поступающих в юридические вузы. — М.: Зерцало, 2010.
  31. Лафитский В.И.. Конституция Российской Федерации. –М.: ИНФРА-М, 2006.
  32. Основы государства и права: Учебное пособие для поступающих в вузы / Под ред. О.Е. Кутафина, — М.: Юристъ, 2010.
  33. Румянцев О.Г. Основы конституционного строя России (понятие, содержание, вопросы становления). — М.: Юрист, 2010.
  34. Сукало А. Е. Основы конституционного строя // Право и экономика. 2008. № 9. С. 5 – 13.
  35. Шейнис В. Л. Тернистый путь Российской Конституции. // Государство и право. 2008. № 12. С. 62 – 73.


     

<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 1MB/0.00039 sec

WordPress: 22.12MB | MySQL:119 | 1,495sec