Понятие и характеристика должности государственной службы

<

091313 0356 1 Понятие и характеристика должности государственной службыПонятие «должность» широко используется в юридической, социологической и социально-психологической литературе. Выработано довольно много определений этого понятия. Чаще всего используются два таких подхода — деонтологический и ролевой. При деонтологическом подходе (гр. deon – долг и logos — учение; учение о должном) должность определяется как совокупность тех действий и операций, которые должен осуществлять человек на своем рабочем месте. С содержательной стороны должность при этом подходе выступает как набор определенных обязанностей, прав и ответственности конкретного работника. При ролевом подходе (фр. role — Мера влияния, степень участия в чем-либо) должностью называется установленная определенным образом служебная мера влияния, кот должен исполнять человек в государственных органах, организация учреждениях и предприятиях. С содержательной стороны должность (в этом подходе) выступает как совокупность обязанностей, прав и ответственности. Другими словами, между этими двумя определениями место чисто словесное различие. По содержанию они тождественны. В государственном управлении встречаются обычно два понятия обозначения должностей работников: «государственная должность» и «должность (государственной) гражданской службы».

Понятие «государственная должность», которое встречается в федеральных законах «О системе государственной службы Российской Федерации» и «О государственной гражданской службе Российской Федерации используется в двух смыслах: 1) как общее название для всех должное которые введены в государственном управлении; 2) как название должностей политических руководителей, исполняющих полномочия Российской Федерации и его органов, а также полномочия субъектов Российской Федерации и их органов (по закону 1995 г. они назывались государственными должностями категории «А»).

По
поводу
должностей
политических
руководителей
в
Законе «О
государственной
гражданской
службе
РФ» в
ст. 1 говорится, что «государственные
должности
Российской
Федерации
и
государственные
должно
субъектов
Российской
Федерациидолжности, устанавливаемые
Конституцией
РФ, федеральными
законами
для
непосредственного
исполнения
полномочий
федеральных
государственных
органов, и
должности, устанавливаемые
конституциями (уставами), законами
субъектов
РФ
для
непосредственного
исполнения
полномочий
государственных
органов
субъектов
РФ». Стало
быть, это
должности
для «непосредственного
осуществления
полномочий» государства
и
его
органов.

В
данной
статье, помимо
понятия «государственная
должность», введено
понятие, имеющее
частично
синонимический
характер
с
смыслом, – «представитель
нанимателя». В
законе
сказано: «… представитель
нанимателяруководитель
государственного
органа, лицо, замещающее
государственную
должность, представитель
указанных
руководителя
или
лица, осуществляющие
полномочия
нанимателя
от
имени
Российской
Федерации
или
субъекта
российской
Федерации».

Понятие «должность
государственной (гражданской) службы» различными
авторами
определяется
достаточно
одинаково1. Например, Ю.Н. Старилов
считает, что
она «является
первоэлементом, «кирпичиком» государственной
организации (администрации)… Это
означает
часть
государственной
власти, переданной
тому
лицу, которое
занимает
эту
должность»2. Следовательно, должность
государственной
службы
есть
первоэлемент
государственной
организации (администрации), которая
замещается
дарственным
служащим.

По
мнению
А.Ф. Ноздрачева, такая
должностьэто «простейшая
ячейка
государственного
аппарата, предназначенная
для
одного
работника, определяющая
его
место
и
роль, стабильный
круг
обязанностей, возложенных
на
этого
работника»1. В
принципе
данное
определение
по
содержанию
повторяет
первое
определение.

С
точки
зрения
Д.М. Овсянко: «Под
должностью
понимается
денная
в
установленном
порядке
первичная
структурная
единица
той
иной
организации, определяющая
содержание
и
объем
полномочий
за
мающего
ее
лица»2. Эта
организационноправовая
категория, по
его
мнению, присуща
только
государственным
служащим; другие
группы
населения
работают
по
специальности. Как
видим, и
это
определение
указывает
на
винную
структурную
единицу
организации, которая
определяет
содержа
и
объем
полномочий
государственного
служащего.

<

Таким
образом, предусмотренное
п. 4 ст. 32 Конституции
РФ
право
на
и
доступ
к
гражданской
службе
означает
равенство «стартовых» возможностей
и
отсутствие
дискриминации
по
признаку
партийности, национальности, социального
происхождения
и
т.п. Однако
это
право
нельзя
буквально. Во
всем
мире
существует
иерархия
должностей
в
государственного
управления, закрепленной
в
функциональных
обязанностях
по
занимаемым
должностям
с
учетом
общественных
интересов. Чем
большим
объемом
полномочий
обладает
государственный
служащий, чем
выше
размещается
его
должностная «ступенька» в
иерархической «пирамиде» власти, тем
большим
объемом
знаний, навыков
и
умений
он
должен
обладать3.

Необходимо
отметить, что
в
российских
нормативных
документах
как
федеральных, так
и
субъектов
Федерации
нет
определения
сущности
и
особенностей
должности
гражданской
службы. В
них
даются
почти
идентичные
характеристики
этого
понятия
и
краткие
особенности
должностей
гражданской
службы
различных
категорий
и
групп. Базового, исходного
определения
понятия «должность
гражданской
службы» в
законах
и
других
нормативных
актах
пока
не
выработано. Такие
определения
имеются
только
в
научной
и
учебной
литературе.

В
ст. 8 Федерального
закона «О
государственной
гражданской
службе
РФ» записано: «Должности
гражданской
службы
учреждаются
федеральным
законом
или
указом
Президента
РФ, должности
государственной
гражданской
службы
субъектов
РФзаконами
или
иными
нормативными
правовыми
актами
субъектов
РФ
с
учетом
положений
нестоящего
федерального
закона
в
целях
обеспечения
исполнения
полномочий
государственного
органа
либо
лица, замещающего
государственную
должность».

Следовательно, должности
гражданской
службы
вводятся
для «обеспечения
исполнения
полномочий
государственного
органа» или
руководящего
им
лица. Здесь
достаточно
четко
определяется, что
эта
должность
предназначается
не
для
прямого
и
непосредственного
исполнения
полномочий
государственного
органа, а
для «обеспечения» такого
исполнения. Политические
руководители
непосредственно
исполняют
полномочия
государственных
органов, а
гражданские
служащие
в
основном
обеспечивают
это
их
исполнение.

Если
взять
за
основу
данную
характеристику, то
можно
предложить
следующее
определение
должности
гражданской
службы. С
содержательной
стороны, должность
гражданской
службы
есть
совокупность
административных
обязанностей, прав
и
ответственности
граждане
служащего
по
обеспечению
деятельности
лиц, замещающих
государственные
должности, оказанию
услуг
населению, а
также
исполнению
полномочий
государственного
органа. Другими
словами, в
должности
гражданской
службы
сосредоточиваются
аппаратные (административные) обязанности
конкретного
работника
по
оказанию
услуг
руководителям
дарственного
органа
и
населению, а
также
в
отдельных
случаях
и
исполнению
полномочий
данного
государственного
органа.

Можно
предложить
и
другие
варианты
определения
должности
гражданской
службы: это
учрежденная
в
установленном
порядке
первичная
структурная
единица
аппарата
государственного
органа, определи
содержание
и
объем
полномочий
замещающего
ее
лица, или
административная (аппаратная) должность
в
государственном
органе
с
установленным
кругом
обязанностей
по
обеспечению
и
исполнению
полномочий
государственного
органа, с
ответственностью
за
исполнение
этих
обязанностей
соответствующим
денежным
содержанием.

Согласно
Федеральному
закону «О
системе
государственной
службе
РФ» учреждаемые
в
государственном
органе
государственные
должности
должны
быть
соотносимы
друг
с
другом
независимо
от
вида
государственной
службы.

<

Комментирование закрыто.

WordPress: 21.84MB | MySQL:118 | 2,301sec