ПОНЯТИЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ОБЯЗАННОСТЕЙ ГРАЖДАН И ИХ ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРИРОДА

<

082714 2359 1 ПОНЯТИЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ОБЯЗАННОСТЕЙ ГРАЖДАН  И ИХ ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРИРОДА Господство права, плюрализм и права человека суть нерасторжимые слагаемые демократии. Не может быть демократии в отсутствие уважения к правам человека. И, наоборот, утверждение демократии создает условия для объединения прав человека. «Отстаивая ценность человеческой личности, государство и гражданское общество закладывают тем самым надежный фундамент политической стабильности, социального консенсуса и динамичного развития»1. Через каждую отдельную личность, ее права и свободы они ограждают себя от опасностей злоупотребления властью. Права человека включаются в систему сдержек и противовесов, только не между отдельными ветвями власти, а в отношении государственной власти как таковой.

История показывает, что каждому поколению нужно вновь и вновь защищать права человека, что человечеству еще незнакома ситуация, при которой не требуется усилий для поддержания и защиты прав и свобод человека. Каждое поколение отвечает на вечный вызов истории, связанный с отстаиванием такой великой ценности, как свобода и права человека.

Сегодня основным делом народов всех стран и международных организаций, а также каждого конкретного человека является защита прав и свободам человека. Именно при демократическом строе можно наиболее полно гарантировать права и свободы человека. Учитывая то, что «права и свободы личности – это общее достижение человеческой цивилизации»2, утверждение и развитие демократии – «мощное оружие в руках народов в их борьбе за мир, взаимопонимание и сотрудничество в целях развития и общественного прогресса нашей цивилизации»3.

С уходом идеологических противоречий времен «холодной войны» разногласия в области прав человека во все большей мере «определяются теперь, с одной стороны, различным уровнем развития социально-экономического и политического развития общества, с другой – и это главное – национальными интересами группы или отдельных государств»1.

Тем не менее, должен существовать определенный минимум прав и свобод, ниже которого опускаться не может ни государство, ни его органы и отдельные личности. Но если с отдельной личностью дело обстоит проще – человек привлекается к ответственности, самой суровой из которых является уголовная, то сложнее обстоит дело с государством. Как и каким образом привлечь государство к ответственности, если оно посягает на права и свободы человека. В данной работе мы не будем затрагивать этот вопрос, более того, ответа на него не существует. Скажем только, что решение вопроса необходимо вести мирными средствами. Сегодняшняя же обстановка в мире, в самом центре Европе показывает, что пока что даже жизнь человека порой зависит от прихоти отдельных политиков.

Тем не менее, международным сообществом принимаются меры к всестороннему обеспечению прав и соблюдению свобод человека.

Задачи исследования:

– рассмотреть сущность, содержание и общую классификацию конституционных обязанностей;

– проанализировать характеристику гарантий осуществления конституционных обязанностей;

– проанализировать основные тенденции развития конституционных, обязанностей.

 

1.1 Конституционные обязанности в системе правового статуса гражданина

 

Правовой статус личности означает совокупность прав и свобод человека и гражданина, отраженных в нормах всех отраслей действующего права.

Вопрос о правах человека и гражданина является составной частью проблемы фактического положения личности в обществе и государстве. «Этимологически и по существу близки понятия «правовое положение» и «правовой статус» личности, в которых отражаются все основные стороны юридического бытия индивидов: их потребности, интересы, мотивы, трудовая, общественная, политическая и другая деятельность, все виды взаимоотношений друг с другом и с государством»1.

Давая понятие правам и свободам, следует отметить, что право – это свободы или возможности поведения. Институт прав и свобод является центральным в конституционном праве. Он закрепляет свободу народа и каждого человека от произвола государственной власти. Это — сердцевина конституционного строя.

К основам правового статуса личности относятся конституционно закрепленные права и свободы. Они составляют относительно небольшую часть всех прав и свобод. «Свободы (Freedoms) — права индивидов и народов, исконно от природы присущие, а не дарованные государством, которое не может регулировать их, вмешиваться в них, а лишь обязано воспринимать их как данность и констатировать существование их вне своей воли и власти и защищать их»2. Определив понятие свобод человека, перейдем к рассмотрению его прав. «Права человека – это определенные нормативно структурированные свойства и особенности бытия личности, которые выражают ее свободу и являются неотъемлемыми и необходимыми способами и условиями ее жизни, ее взаимоотношений с обществом, государством, другими индивидами»1.

«Права человека – понятие, характеризующее правовой статус человека по отношению к государству, его возможности и притязания в экономической, социальной, политической и #M12291 820001772культурной#S сферах»2.

Правовой статус охватывает все многообразие прав, относящихся к самым различным сторонам деятельности индивида. Одна из сущностных характеристик правового статуса личности, его ядро и системообразующий элемент — права, свободы и обязанности личности. «Современное понимание прогресса государственности выдвигает на первый план «человеческое измерение», т.е. то качество жизни, которое обеспечивает государство. Свобода личности, благоприятные материальные условия, возможность творческого самоутверждения, наличие прав — эти и другие составляющие «человеческого измерения» превращают его в основной критерий оценок прогресса государства»3.

Конституционные права и обязанности всегда представляют собой систему.

Основы правового статуса личности закреплены в гл. 2 Конституции РФ. Согласно ст. 64 положения этой главы не могут быть изменены иначе как в порядке, установленном Конституцией, т.е. путем ее общего пересмотра. Эта норма составляет одну из важнейших юридических гарантий прав личности в России. Основы правового статуса личности служат исходным пунктом для регулирования всех других прав и обязанностей человека и гражданина в иных отраслях права.

Сочетание прав и обязанностей, во-первых, предполагает, что конкретному конституционному праву личности, как правило, соответствует обязанность другой личности, государства или общества (например, право гражданина на пенсию и соответствующая обязанность государственных органов выплачивать ее от имени государства из ресурсов общества). Во-вторых, многие права могут выступать и как обязанности. Так, забота о детях, их воспитание — одновременно и право, и обязанность родителей (ч. 2 ст. 38). В-третьих, в регулировании прав и обязанностей могут сочетаться юридические и моральные элементы. Иногда право имеет преимущественный характер общественного долга (право на защиту конституционного строя), а обязанность — юридический характер (например, служба в армии для определенной категории лиц). В иных случаях право может иметь отчетливо выраженный юридический характер, а корреспондирующая ему обязанность — моральный (например, право голосовать на выборах Президента РФ и обязанность проголосовать).

Принцип неотъемлемости конституционных прав личности и недопустимости произвольного отказа от выполнения обязанностей зафиксирован в ряде норм Конституции РФ. Так, о неотчуждаемости основных прав и свобод человека говорится в ч. 2 ст. 17. Согласно ч. 2 ст. 55, не должны издаваться законы, умаляющие права и свободы человека и гражданина.

Равенство людей в отношении их прав и обязанностей обычно выражается термином «равноправие» — равенство в правах (и обязанностях). Это не социальное, а юридическое понятие. Всеобщее фактическое равенство людей обеспечить невозможно хотя бы потому, что сами люди неодинаковы, например, по своим способностям. Попытки стран тоталитарного социализма создать общество всеобщей уравнительности успехом не увенчались.

В праве речь идет не о фактическом равенстве, что в жизни недостижимо, а о юридическом равенстве, о равенстве возможностей, хотя, разумеется, фактическое и особенно социальное неравенство нарушают одинаковые возможности использования своих прав и одинаковое для всех выполнение обязанностей. Поэтому общество и государство должно использовать все средства, в том числе и юридические, чтобы не допустить чрезмерного расслоения общества. Этому служит, в частности, социальная деятельность государства.

Равенство прав и обязанностей означает, что не допускается дискриминация (различие) в правах и обязанностях в связи с естественными особенностями личности или ее социальным статусом. Согласно ч. 2 ст. 19 Конституции РФ равенство прав человека и гражданина признается независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств. Указание на «другие обстоятельства» означает, что такой перечень имеет открытый характер: любое неравенство в основных правах и обязанностях недопустимо.

Наконец, равенство прав и обязанностей осуществляется в сопоставимых измерениях. Права гражданина и права иностранца в данном государстве неодинаковы, они равны в сфере прав человека, но не равны в сфере, скажем, политических прав. Права и обязанности, в том числе конституционные, зависят от возраста (например, избирательные права или обязанность военной службы). Все эти обстоятельства необходимо учитывать.

 

1.2 Конституционные обязанности: понятие и сущность

 

Конституционные обязанности личности – лишь небольшая часть всех тех обязанностей, которые закон возлагает на нее. Они отличаются от прочих обязанностей граждан рядом особенностей, и все же можно говорить о едином понятии юридической обязанности независимо от того, в каком нормативном акте она записана. «В Уголовном кодексе, в законах, регулирующих финансовую деятельность государства, административную деятельность государства и т.д., всюду мы найдем указания на известного рода обязанности и повинности гражданина»1.

Основные обязанности человека и гражданина являются основополагающими (вместе с правами и свободами) понятиями в вопросе о правовом статусе личности.

В правовом государстве обязанности представляют собой комплекс морально-правовых требований, предъявляемых к личности и вытекающих из объективных потребностей развития и совершенствования общества, самой личности1. «Нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав»2.

Конституционные права, свободы и обязанности, прежде всего, опосредуют отношения и связи между государством и его гражданами. Возлагая на граждан основные обязанности, государство сохраняет за собой возможность в лице соответствующих органов устанавливать содержание и объем этих обязанностей путем издания конкретизирующих актов, определять условия их исполнения, принимать меры воздействия к тем, кто злостно уклоняется от их несения. Подобно тому как конституционным правам и свободам соответствуют обязанности государства, выражающиеся в гарантиях этих прав, так и конституционные обязанности сопряжены с полномочиями государства и его органов создавать, руководствуясь принципами законности, такие условия, предпринимать такие меры, которые должны обеспечить неуклонное исполнение содержащихся в обязанностях предписаний. Иначе говоря, предоставляя гражданам права и свободы и возлагая на них обязанности, государство берет на себя бремя гарантировать эти права и сохраняет за собой возможность в пределах правопорядка прибегнуть к широкому диапазону мер от убеждения до принуждения – с тем, чтобы установленные обязанности были исполнены.

Единство прав и обязанностей в обществе является важнейшим принципом, выражающим гармоническое сочетание личных и общественных интересов, взаимную ответственность и взаимные социальные требования, притязания гражданина и правового государства. Тезис о том, что «нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав», получает здесь реальное воплощение. При этом обязанности, как и права, носят реальный характер и коренным образом отличаются от тех обязанностей, которые декларативно провозглашаются в Конституциях социалистических стран, где государство – чужая для них сила, сила, служащая интересам одной лишь, господствующей во всех сферах общественной жизни партии1.

Именно в обязанностях раскрывается связь человека и гражданина с государством. Обязывающие нормы помогают проследить те моменты, в которых государство выступает не только как «даритель» (прав, свобод…) но и как непосредственный «получатель». В современном развивающемся обществе, с постепенным переходом к правовому государству очень важно четко определять и прослеживать связь государства и личности, развитие и становление правового статуса личности2.

Различие между правами и обязанностями проявляется в стимулах их реализации.

Особенность закрепления обязанностей в Конституции РФ заключается в том, что обязанности не выделены в отдельный раздел или параграф.

Обязанности — составная часть правового статуса личности. Они тесно связаны с правами и свободами человека и гражданина, и этим следует объяснить то обстоятельство, что обязанности закрепляются в гл. 2 Конституции России («Права и свободы человека и гражданина»). Нельзя представить себе человека несущего только обязанности как невозможны права человека без обязанностей. Свобода только тогда становится реальной когда она обретает черты порядка основанного на праве, а порядок это и есть единство прав и обязанностей.

Конституционные обязанности человека и гражданина – это выраженные в конституционно-правовых нормах притязания конкретного государства к поведению любых лиц, находящихся на его территории. К этому определению, соответственно, относятся как граждане, так и не граждане данного государства.

Иными словами обязанности можно определить как конкретную (нормированную) форму выражения ответственности. Юридические обязанности – лишь официальные определители вида и меры желательного поведения, выражение государственной необходимости. Общественно необходимое поведение постулируется в законе как юридическая обязанность, исполнение которой поддерживается авторитетом власти.

И в то же время – это выражение свободы индивида, ибо свобода есть мера необходимости. Обязанности устанавливаются как в интересах общества, так и в интересах самого правообязанного субъекта.

<

В конституционных обязанностях выражается ответственность личности перед обществом, человека перед государством. Осуществление конституционных обязанностей обеспечивает нормальное функционирование государства и жизнедеятельность общества. Несоблюдение конституционных обязанностей влечёт юридическую ответственность, установленную законом.

В отличие от прав (свобод) основные обязанности имеют широкомасштабное содержание. В Конституции они проявляются прежде всем в форме правового требования исполнять установленные законом вид и меру поведения либо воздерживаться от этого. Вследствие широкой формы обобщения обязанность нередко опирается не только на правовые нормы, но и нормы морали.

Российская Конституция устанавливает прямое действие своих предписаний (ч. 1 ст. 15). «Права и свободы человека и гражданина, – согласно ст. 18, – являются непосредственно действующими»1. Если закрепленные конституцией права и свободы в отдельных случаях могут применяться непосредственно, то записанные в ней обязанности по общему правилу лишены такой возможности. В самом деле, ст. 57 предписывает каждому обязанность платить установленные законом налоги и сборы. Как видно из содержания указанной статьи, тут провозглашается общий принцип – «платить установленные законом налоги и сборы». Однако для осуществления этого принципа недостаточно выполнения лишь этого правила. Для претворения в жизнь этого требования необходим специальный закон или даже несколько, которые определяли бы субъектов налогообложения, размер и виды налога и пр. Поэтому прямое действие норм, закрепляющих конституционные обязанности, без подкрепления их специальным законодательством крайне затруднительно или вообще невозможно.

Обязанности в основе правового статуса человека и гражданина в реальной действительности выполняют разнообразные многоцелевые функции и социальные роли. В литературе они характеризуются следующим образом: «одно из составляющих правового статуса личности; вид и мера должного поведения; гарантия и необходимое условие осуществления прав и свобод граждан; фактор укрепления законности и правопорядка, выполнения функций государства»1.

Если юридические права характеризуются содержащейся в них личной свободой, то наиболее существенное в обязанностях заключается в ответственности за исполнение предписаний закона. Ответственность – социально-правовой фактор, который, с одной стороны, связывает обязанного субъекта существующим правопорядком, а с другой – стимулирует его активность, обеспечивает строгое и неуклонное исполнение обязанностей.

Конституционные обязанности устанавливаются как в целях осуществления интересов всего общества, государства, так и в интересах каждого отдельного гражданина. Обязанности, подобно конституционным правам и свободам, не следует отрывать от целей, выражением которых являются интересы.

Весь проделанный анализ позволяет определить понятие конституционных (основных) обязанностей.

Конституционная «основная» обязанность – это установленная государством в интересах всех членов общества и закрепленная в его Конституции необходимость, предписывающая каждому гражданину определенные вид и меру поведения и ответственность за ненадлежащее его исполнение.

Но прежде чем начать разговор об основных обязанностях граждан Российской Федерации нужно особо отметить принцип равенства обязанностей, он закреплен в ч.2 ст. 6 Конституции Российской Федерации 1993 года. В нем в частности говорится, что каждый гражданин обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации. В практическом плане это означает, что ни один гражданин не должен уклоняться от обязанностей, и это правило в равной мере распространяется на всех граждан.

Нельзя представить себе человека, несущего только обязанности, как невозможны и права человека без обязанностей. Свобода только тогда становится реальной, когда она обретает черты порядка, основанного на праве, а порядок это и есть единство прав и обязанностей.

Некоторые обязанности человека, наряду с правами, возникают только с достижением определенного возраста, например, воинская обязанность.

Согласно ч. 2 ст. 6 Конституции, что ни один гражданин не должен освобождаться или уклоняться от обязанностей, это бремя в равной мере распространяется на всех граждан. Принцип равенства обязанностей по общему понятию распространяется на граждан и не граждан. Конституция не освобождает не граждан от некоторых обязанностей (платить налоги, сохранять природу), коль скоро за ними закреплены многие права и свободы. Но некоторые обязанности на этих лиц не распространяются, они свойственны только гражданам (защищать Отечество и др.).

Некоторые конституционные нормы устанавливают обязанности специальных субъектов права (например, обязанность должностных лиц органов государственной власти и органов местного самоуправления обеспечить возможность граждан возможность ознакомиться с документами и материалами, непосредственно затрагивающих их права и свободы). Некоторые конституционные нормы устанавливают обязанности-запреты (например, запрет пропаганды социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства).

Итак, конституционные обязанности как равноценная составная часть правового статуса личности – это закрепленное конституционными нормами обязательное поведение человека и гражданина, когда на стороне государственных органов, органов местного самоуправления и других физических лиц имеется право требовать выполнение предписанных Конституцией правил.

Конституционные обязанности могут возникать у гражданина и (или) человека, следовательно возможно разделение конституционных обязанностей на обязанности граждан и обязанности людей (сюда необходимо включить лиц без гражданства и иностранных граждан).

Конституция Российской Федерации закрепляет следующие обязанности:

  • обязанность соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы (ст. 15 п. 2);
  • обязанность в ходе экономической деятельности не допускать монополизацию и недобросовестную конкуренцию (ст. 34 п. 2);
  • обязанность не наносить ущерба окружающей среде (ст. 36 п. 2);
  • обязанность заботиться о детях и их воспитании (ст. 38 п. 2);
  • обязанность трудоспособных детей с 18 лет заботиться о нетрудоспособных родителях (ст. 38 п. 3);
  • обязанность получить основное общее образование (ст. 43 п. 4);
  • обязанность заботиться о сохранении культурного и исторического наследия, беречь памятники истории и культуры (ст. 44 п. 3);
  • обязанность уплаты налогов и сборов (ст. 57);
  • обязанность охраны природы и окружающей среды (ст. 58);
  • обязанность защиты Отечества (ст. 59);
  • обязанность воинской или альтернативной службы (ст. 58 п.2 и п.3).

    Из-за небольшого количества обязанностей, непосредственно обозначенных в Конституции РФ, их сложно вставить в какую либо систему и проследить их подчиненность.

     

    1.3 Гарантированность прав и обеспечение выполнения обязанностей

     

    Гарантированность прав и обеспечение выполнения обязанностей человеком и гражданином имеет различные формы проявления. Обычно принято различать три разновидности гарантий: социально-экономические, политические и юридические.

    Субъектом гарантий является, прежде всего, государство. Оно создает условия для осуществления прав и выполнения обязанностей (например, органы правопорядка охраняют законную демонстрацию от нападений оппозиции или хулиганствующих элементов, государственные органы проводят призыв в армию, обеспечивая выполнение конституционной обязанности граждан). Государство вправе применять меры принуждения, если кто-то (человек, коллектив, орган государства и т.д.) препятствует кому-либо осуществлять права или выполнять обязанности (например, нарушают свободу голосования граждан или препятствуют реализации норм закона об обязательном образовании детей).

    Субъектом гарантий может быть коллектив, например общественное объединение или трудовой коллектив, в составе которого лицо работает.

    Гарантии своих прав и меры воздействия для выполнения обязанностей по отношению к себе или иным субъектам может использовать сама личность. Часть 2 ст. 45 Конституции РФ гласит: «Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом»1 (в последние годы многие нормы изменены и дают больше возможностей человеку защищать себя, свои права). Человек может обратиться в суд, в определенной ситуации может использовать нормы УК РФ о необходимой обороне при посягательствах на него.

    Человек, вступая в различные отношения (имущественные, трудовые, служебные и др.), приобретает множество прав и несет разнообразные обязанности. Во многих случаях эти права и обязанности зафиксированы в ГК, ТК, УПК или иных кодексах (например, права и обязанности сторон при договоре подряда или права и обязанности подследственного, в отношении которого в качестве меры пресечения избрана подписка о невыезде). Основные права и обязанности закреплены в юридическом документе, имеющем высшую юридическую силу, — в конституции, что обусловлено особыми свойствами этих прав и обязанностей. Во-первых, для них характерна повышенная значимость. Данные права и обязанности жизненно важны для конкретного человека и социально значимы для общества и государства. Во-вторых, конституционные права, свободы и обязанности составляют ядро других прав и обязанностей, получают свое развитие в правах и обязанностях, установленных другими отраслями права. В-третьих, для конституционных прав и обязанностей характерна высокая степень обобщения: они едины для каждого человека и каждого гражданина, распространяются на всех. В-четвертых, рассматриваемые правами обязанности характеризуются особым основанием возникновения, вытекают не из конкретных правоотношений (как, например, в случае купли-продажи), а из состояния лица как человека или как гражданина. В-пятых, они обеспечиваются повышенной правовой охраной (обращение лица в специальные конституционные и уставные суды).

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    2 ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ, СВОБОД, ОБЯЗАННОСТЕЙ И ИХ ГАРАНТИЙ

     

    Конституция Российской Федерации 1993 г. исходит из того, что соблюдение прав и свобод, чести и достоинства – главная обязанность государства. В первой статье Конституции Российская Федерация провозглашается правовым государством. В основном законе закреплены не только идеи, но и принципы, присущие правовому государству.

    В главе 2 Конституции РФ устанавливаются основные права человека. Здесь подтверждается, что Российская Федерация признает и гарантирует права и свободы согласно общепризнанным принципам и нормам международного права (ч. 1 ст. 17 Конституции РФ).

    Все права и свободы человека и гражданина объявляются непосредственно действующими (ст. 18 Конституции), т.е. все законы и вся деятельность государственных органов и органов местного самоуправления должны обеспечивать и защищать их. Конечно, законодательного закрепления положений, составляющих основу правового государства, еще недостаточно для его фактического построения. Необходимо, в том числе, преодолеть многие пробелы в правовом сознании и культуре российских граждан. Как определяет С.С.Алексеев в книге «Государство и право»: «Правосознание – это отношение людей к праву … Ключевой пункт правосознания – осознание людьми ценностей естественного права, прав и свобод человека и одновременно представления о действующем позитивном праве, о том, насколько оно соответствует естественному праву, правовым ценностям и идеалам. Правовая культура — это общее состояние законодательства, работы суда, других правоохранительных органов, правосознание всего населения страны, выражающее уровень развития права и правосудия, их место в жизни общества, усвоение правовых ценностей, их реализацию на практике, осуществление требования верховенства права. Одним из показателей правовой культуры является правовая воспитанность каждого человека, т.е. … стремление в любом деле утвердить правовые начала как высшие ценности цивилизации»1.

    Для любого гражданина страны со сложившимися демократическими традициями сам термин «права человека» понятен, поскольку выросли поколения людей, образ жизни которых впитал в себя принцип уважения прав других людей. В российском государстве население воспитано на догматическом, пренебрежительном и поверхностном отношении к правам человека. Дефицит правовой культуры ощущается повсеместно. В деле формирования правовой культуры нашего общества необходимо использовать накопленный человечеством опыт взаимоотношений личности и государства.

    Признание у нас приоритета общечеловеческих ценностей, демократизация и гуманизация общественных процессов поставили на повестку дня вопрос о новых подходах в работе по формированию правовой культуры граждан. Очевидно, что прежние подходы, связанные с воспитанием законопослушных членов общества, явно недостаточны для создания демократического правового государства.

    Закрепление прав человека и основных свобод как одной из основ современного государственного строя предполагает многообразие и свободный выбор взглядов, жизни и деятельности личности, ограниченный только одним условием: запретом действий, разрушающих личные права других людей. Уважение и защита прав человека – это фундамент, на котором строится демократизм государственной власти, политическая структура человеческой свободы. Свобода человека, оберегаемая государством, порождает волю и способность к экономическому и социальному прогрессу, который, в свою очередь, обеспечивает подлинный мир и расцвет всего человечества. Знание своих прав и обязанностей, умение их активно отстаивать и защищать, четкое представление о месте человека в государственной структуре, понимание взаимной ответственности личности и государства, способность использовать имеющиеся государственные механизмы для защиты своих законных прав и интересов — вот что в настоящее время должно быть включено в характеристику правовой культуры каждого человека. Правовое воспитание и правовая информированность населения призваны повысить компетентность граждан и должностных лиц, сформировать новый тип правового мышления личности как необходимое условие ее жизнедеятельности.

    Более детально в этой связи, следует остановиться на указанном в классификации прав человека праве на образование, а также рассмотреть принятую в 1989 году Конвенцию о правах ребенка , так как уважение прав человека начинается, несомненно, с отношения общества к своим детям. Половину населения мира сегодня составляют дети. Им предстоит продолжать созидание справедливого и гуманного социального мирового порядка. Демократическое общество заботится об обеспечении свобод, равенства для подрастающего поколения, создает условия, при которых дети смогут в полной мере раскрыть свои способности и заложить основы для полноценной и плодотворной жизни в последующие годы. Конвенция о правах ребенка (1989 г.) одинаково актуальна для народов всех регионов мира. В документе установлены общие нормы, учтены различные культурные, социальные, экономические и политические реалии отдельных государств. И на основе этих общих для всех правовых норм каждое конкретное государство может выбирать свои собственные национальные средства для воплощения их в жизнь. Основная цель Конвенции состоит в максимальной защите интересов ребенка. Охватывая весь комплекс прав человека, Конвенция признает, что осуществление одного права неотделимо от осуществления других. Конвенция состоит из пятидесяти четырех статей, детализирующих индивидуальные права каждого человека в возрасте до восемнадцати лет на полное развитие своих возможностей в условиях, свободных от голода, нужды, жестокости, эксплуатации и других форм злоупотреблений.

    Конвенция, ставшая результатом десяти лет переговоров, вступила в силу 2 сентября 1990 г., после ратификации документа тем или иным государством Конвенция приобретает на его территории статус закона, контроль за соблюдением которого осуществляется Комитетом ООН по правам человека. Конвенция о правах ребенка делает шаг вперед по сравнению с многими другими действующими международными документами, в том числе и Декларацией прав ребенка 1959 г. Она увязывает права ребенка с правами и обязанностями родителей и других лиц, несущих ответственность за жизнь детей, их развитие и защиту, и предоставляет ребенку право на участие в принятии решений, затрагивающих его настоящее и будущее. В числе наиболее остро стоящих проблем, рассматриваемых в Конвенции (а есть и такие, которые впервые подняты в рамках международного документа), необходимо отметить обязательства по отношению к детям, живущим в наиболее неблагоприятных условиях (статья 22),защиту от сексуальной и других видов эксплуатации (статьи 34 и 36),наркоманию (статья 33), детскую преступность (статья 40), межгосударственную практику усыновления (статья 21),положение детей в вооруженных конфликтах (статья 38 и 39), потребности детей-инвалидов (ст. 23), а также дети меньшинств и коренных народов.

    Говоря о значении Конвенции о правах ребенка, необходимо подчеркнуть, что сила этого международного документа в его гибкости, способности сохранять свою действенность, несмотря на широкое разнообразие подходов государств к решению общих задач. Не оставляя в стороне наиболее деликатные сферы жизни, Конвенция ориентируется на различные культурные, религиозные и иные ценностные системы, предполагающие свои пути решения общих для всех детей проблем.

    Защита государством как самой мощной социальной силой придает правам человека и гражданина основательную надежность и гарантии
    их реального осуществления в наиболее полном объеме.    

    Но эта гарантия не абсолютная. Не следует забывать, что само государство, как это показывает история, может нарушить права и свобод граждан и при этом избежать ответственности за причиненный становясь источником произвола, нарушения элементарных прав человека и гражданина. Принятие в 1934 г. высшими властями СССР печально известного постановления, имевшего силу закона, о борьбе с «врагами народа» стало юридической основой для массовых репрессий второй половины 30-х годов. Этим постановлением подсудимый лишался права на защиту и обжалование приговора, была ликвидирована открытость судебного разбирательства.    

    Конституция РФ предусматривает возможность человека защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

    Формами защиты прав граждан в России являются1:

    защита прав граждан органами государственной власти и местного самоуправления;

    защита прав граждан общественными объединениями;

    самозащита прав человеком, включающая:

    обращения в государственные органы и органы местного самоуправления;

    обжалование в суд действий (бездействий) должностных лиц, нарушающих права граждан;

    обращения в средства массовой информации и правозащитные организации, общественные объединения;

    публичные выступления граждан в защиту своих прав;

    обращения в международные органы по защите прав человека.

    Государственная защита прав и свобод понимается как деятельность управомоченных государственных органов и должностных лиц по соблюдению, обеспечению и охране прав и свобод человека и гражданина.

    Защита прав и свобод государством является основным, главным способом во всем правозащитном механизме. Это обусловлено рядом причин.

    Во-первых, государство располагает системой органов, которые обязаны осуществлять деятельность по защите прав и свобод.

    Во-вторых, государство имеет в своем распоряжении набор эффективных средств не только для защиты и восстановления нарушенных прав и свобод, но и для недопущения подобных нарушений.

    В-третьих, только акт государственного органа обладает необходимой обязательной силой в отношении всех иных актов.

    В-четвертых, государство располагает аппаратом принуждения с целью привлечения виновных в нарушении прав и свобод личности к ответственности. Все остальные способы зашиты прав и свобод дополняют, но не подменяют государственную защиту.

    Обязанность по защите прав и свобод граждан призваны выполнять как Российская Федерация, так и все входящие в нее субъекты, органы государственной власти и органы местного самоуправления. Они должны обеспечить права и свободы гражданина в пределах своих полномочий присущими им способами, методами и средствами на всей территории России.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     

    Конституционные обязанности человека и гражданина — выраженные в конституционно-правовых нормах притязания конкретного государства к поведению любых лиц, находящихся на территории данного государства либо только к поведению граждан данного государства независимо от места их нахождения. В РФ конституционными обязанностями каждого, кто находится на ее территории, согласно Конституции РФ 1993 г., являются следующие: платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57), охранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58), заботиться о сохранение исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры (ч. 3 ст. 44). Конституционными обязанностями только граждан РФ являются соблюдение Конституции РФ и законов (ч. 2 ст. 15) и защита Отечества (ст. 59).

    Утверждение принципа уважения прав человека и основных свобод для всех – свидетельство универсального политико-правового признания государствами всеобщего значения прав человека как существенного фактора мира, развития норм и дружественных отношений и сотрудничества между всеми государствами. Все больше и больше в нашу жизнь входит принцип, что «защита прав человека и основных свобод – неотъемлемый элемент международных отношений, важное направление деятельности государств и международных организаций»1.

    Из наличия у конституционных прав, свобод и обязанностей высшей юридической силы следует, что лицам не могут быть предоставлены такие права или возложены на них такие обязанности, которые противоречат или несовместимы с конституционными. В случае возникновения подобной ситуации действуют конституционные права, свободы и обязанности, а противоречащие им права, свободы и обязанности должны быть отменены компетентными государственными органами. «В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умоляющие права и свободы человека и гражданина» (ч. 2 ст. 55 Конституции РФ). Обеспечение за конституционными правами, свободами и обязанностями высшей юридической силы является гарантией незыблемости всего правового статуса человека и гражданина. Российское государство берет на себя обязанность охранять, обеспечивать и защищать, т.е. гарантировать, все права и свободы человека и гражданина независимо от того, в каком нормативном акте они записаны (ч. 1 ст. 45). Однако повышенное внимание оно уделяет основным правам и свободам, а также обязанностям. Это выражается в том, что указанные правд и свободы закреплены в специальной главе Конституции (гл. 2). Оно также проявляется и в том, что содержащиеся в Основном законе государства положения, направленные на реализацию прав и свобод, имеют ввиду, прежде всего, претворение в жизнь именно основных прав и свобод.

    В то же время, «мало провозгласить права и свободы человека и закрепить их в законах, нужно добиться материального обеспечения этих прав и свобод, гарантировать неукоснительное выполнение законов всеми членами общества, независимо от занимаемой должности, сверху донизу»1. Только при таком подходе к основным правам и свободам человека и их эффективной защите можно построить правовое государство, ибо само понятие прав человека означает главенство, примат закона, одинаково обязательного для всех граждан того или иного государства, примат международного права над внутригосударственными установлениями, верховенство общечеловеческих ценностей над всеми другими.

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

     

  1. Устав Организации Объединенных наций // Международное право в документах / Сост. Блатова Н.Т. М.: Международные отношения, 1997.
  2. Венская декларация и программа действий (Вена, Австрия, 14 – 25 июня 1993 г.) // Международное публичное право. Сборник документов. Т.1. –М., 1996.
  3. Всеобщая декларация прав человека 1948 г. // Российская газета от 10 декабря 1998 г.
  4. Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 ноября 1950 г.) // Бюллетень международных договоров, 2006, № 4.
  5. Международный билль о правах человека / В сб.: Международные акты о правах человека. — 2-е изд. — М., 2008. — С. 38 — 77.
  6. Международный пакт от 16 декабря 1966 г. о гражданских и политических правах // Бюллетень Верховного Суда РФ. — 1994. — № 12.
  7. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (Нью-Йорк, 19 декабря 1966 г.) // Ведомости ВС СССР. — 1976. -№ 17.
  8. Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах / В кн.: Сборник международных документов «Права человека и судопроизводство». ОSСЕ, Poland.
  9. Конституция Российской Федерации: Принята на всенародном референдуме 12 декабря 1993 г. // Российская газета от 25 декабря 1993 г.
  10. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 1 от 30 ноября 1994 г. №51-ФЗ // СЗ РФ. – 1994. — №32. – Ст. 3301.
  11. Гражданский кодекс РФ. Ч. 2 от 26 января 1996 г.// – СЗ РФ. – 1996. – № 5. – Ст. 410.
  12. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть третья от 26 ноября 2006 г. № 146-ФЗ // Российская газета. – 28 дек. 2006.
  13. Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. №1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» // СЗ РФ. — 1994. — № 13. — Ст. 1447.
  14. Федеральный закон от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» // СЗ РФ. 1997. № 1. Ст. 1.
  15. Алексеев С.С. Государство и право. М., 2009.
  16. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. – М.: Норма-Инфра-М, 2009.
  17. Баглай М.В., Габричидзе Б.Н. Конституционное право Российской Федерации. – М., 2009.
  18. Бондарь Н.С. Гражданин и Российское государство: конституционные основы взаимоотношений. – Ростов-на-Дону, 2005.
  19. Венгеров А.Б. Теория государства и права. – М., 2009.
  20. Витрук Н.В. Конституционное правосудие: Учебное пособие. – М., 2008.
  21. Гаврилов В.В. ООН и права человека. Механизмы создания и осуществления нормативных актов. – Владивосток, Изд-во ДВГУ, 2008.
  22. Гончарук Е.В., Альхименко В.В. Конституционная обязанность человека и гражданина Российской Федерации сохранять природу и окружающую среду и роль ОВД в ее обеспечении // Право: теория и практика, №3 (18), 2008. С. 35 – 37.
  23. Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. Л.А. Окунькова. — М., 2009.
  24. Алексеев С.С. Государство и право. М., 2009
  25. Кутафин О.Е. Предмет конституционного права. – М., 2006.
  26. Мартышин О.В. Политическая обязанность // Государство и право. 2006. № 4. – С. 25 – 26.
  27. Мелков Г.М. Международная защита прав и свобод человека. М.: Юридическая литература, 2004.
  28. Николаев А. Проблемы реализации принципа разделения властей в Конституции Российской Федерации // Право и жизнь. — 2007. — № 25. — С. 12.
  29. Николайко Н.В. Права человека и система ООН. – Киев: Наукова Думка, 2006.
  30. Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации / Под общ. ред. В.Д. Карповича. – М., 2009.
  31. Права человека / Отв. ред. Е.А. Лукашева.– М.: Норма, 2009.
  32. Права человека. Сборник универсальных и региональных международных документов. Сост. Шестапов Л.Н. –М.: МГУ, 2007.
  33. Права человека. Словарь-справочник. – М.: Инфра-М, 2006.
  34. Румянцев О.Г., Додонов В.Н. Юридический энциклопедический словарь.–М.: Инфра- М. НОРМА, 2009.
  35. Стрекозов В.Г., Казанчев Ю.Д. Государственное (конституционное) право Российской Федерации. – М.: Зерцало, 2008.
  36. Энтин М. Л. Международные гарантии прав человека. Практика Совета Европы. –М.: Международные отношения, 2008.

    082714 2359 2 ПОНЯТИЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ОБЯЗАННОСТЕЙ ГРАЖДАН  И ИХ ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРИРОДА082714 2359 3 ПОНЯТИЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ОБЯЗАННОСТЕЙ ГРАЖДАН  И ИХ ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРИРОДА082714 2359 4 ПОНЯТИЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ОБЯЗАННОСТЕЙ ГРАЖДАН  И ИХ ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРИРОДА

<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 0.98MB/0.00054 sec

WordPress: 23.01MB | MySQL:121 | 1,962sec