ПОНЯТИЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ, СВОБОД И ОБЯЗАННОСТЕЙ И ИХ ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРИРОДА

<

082814 0033 1 ПОНЯТИЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ, СВОБОД И ОБЯЗАННОСТЕЙ И ИХ ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРИРОДА Господство права, плюрализм и права человека суть нерасторжимые слагаемые демократии. Не может быть демократии в отсутствие уважения к правам человека. И, наоборот, утверждение демократии создает условия для объединения прав человека. «Отстаивая ценность человеческой личности, государство и гражданское общество закладывают тем самым надежный фундамент политической стабильности, социального консенсуса и динамичного развития»1. Через каждую отдельную личность, ее права и свободы они ограждают себя от опасностей злоупотребления властью. Права человека включаются в систему сдержек и противовесов, только не между отдельными ветвями власти, а в отношении государственной власти как таковой.

История показывает, что каждому поколению нужно вновь и вновь защищать права человека, что человечеству еще незнакома ситуация, при которой не требуется усилий для поддержания и защиты прав и свобод человека. Каждое поколение отвечает на вечный вызов истории, связанный с отстаиванием такой великой ценности, как свобода и права человека.

Сегодня основным делом народов всех стран и международных организаций, а также каждого конкретного человека является защита прав и свободам человека. Именно при демократическом строе можно наиболее полно гарантировать права и свободы человека. Учитывая то, что «права и свободы личности – это общее достижение человеческой цивилизации»2, утверждение и развитие демократии – «мощное оружие в руках народов в их борьбе за мир, взаимопонимание и сотрудничество в целях развития и общественного прогресса нашей цивилизации»3.

С уходом идеологических противоречий времен «холодной войны» разногласия в области прав человека во все большей мере «определяются теперь, с одной стороны, различным уровнем развития социально-экономического и политического развития общества, с другой – и это главное – национальными интересами группы или отдельных государств»1.

Тем не менее, должен существовать определенный минимум прав и свобод, ниже которого опускаться не может ни государство, ни его органы и отдельные личности. Но если с отдельной личностью дело обстоит проще – человек привлекается к ответственности, самой суровой из которых является уголовная, то сложнее обстоит дело с государством. Как и каким образом привлечь государство к ответственности, если оно посягает на права и свободы человека. В данной работе мы не будем затрагивать этот вопрос, более того, ответа на него не существует. Скажем только, что решение вопроса необходимо вести мирными средствами. Сегодняшняя же обстановка в мире, в самом центре Европе показывает, что пока что даже жизнь человека порой зависит от прихоти отдельных политиков.

Тем не менее, международным сообществом принимаются меры к всестороннему обеспечению прав и соблюдению свобод человека.

Задачи исследования:

– рассмотреть сущность, содержание и общую классификацию конституционных прав и свобод;

– проанализировать характеристику гарантий осуществления конституционных прав, свобод и обязанностей;

– проанализировать основные тенденции развития конституционных прав, свобод, обязанностей.

 

Правовой статус личности означает совокупность прав и свобод человека и гражданина, отраженных в нормах всех отраслей действующего права.

Вопрос о правах человека и гражданина является составной частью проблемы фактического положения личности в обществе и государстве. «Этимологически и по существу близки понятия «правовое положение» и «правовой статус» личности, в которых отражаются все основные стороны юридического бытия индивидов: их потребности, интересы, мотивы, трудовая, общественная, политическая и другая деятельность, все виды взаимоотношений друг с другом и с государством»1.

Давая понятие правам и свободам, следует отметить, что право – это свободы или возможности поведения. Институт прав и свобод является центральным в конституционном праве. Он закрепляет свободу народа и каждого человека от произвола государственной власти. Это — сердцевина конституционного строя.

К основам правового статуса личности относятся конституционно закрепленные права и свободы. Они составляют относительно небольшую часть всех прав и свобод. «Свободы (Freedoms) — права индивидов и народов, исконно от природы присущие, а не дарованные государством, которое не может регулировать их, вмешиваться в них, а лишь обязано воспринимать их как данность и констатировать существование их вне своей воли и власти и защищать их»2. Определив понятие свобод человека, перейдем к рассмотрению его прав. «Права человека – это определенные нормативно структурированные свойства и особенности бытия личности, которые выражают ее свободу и являются неотъемлемыми и необходимыми способами и условиями ее жизни, ее взаимоотношений с обществом, государством, другими индивидами»1.

«Права человека – понятие, характеризующее правовой статус человека по отношению к государству, его возможности и притязания в экономической, социальной, политической и #M12291 820001772культурной#S сферах»2.

Причины, по которым одни права и свободы закрепляются в Конституции, другие — в текущем законодательстве, не произвольны.

Правовой статус охватывает все многообразие прав, относящихся к самым различным сторонам деятельности индивида. Одна из сущностных характеристик правового статуса личности, его ядро и системообразующий элемент — права, свободы и обязанности личности. «Современное понимание прогресса государственности выдвигает на первый план «человеческое измерение», т.е. то качество жизни, которое обеспечивает государство. Свобода личности, благоприятные материальные условия, возможность творческого самоутверждения, наличие прав — эти и другие составляющие «человеческого измерения» превращают его в основной критерий оценок прогресса государства»3.

Конституционные права, свободы и обязанности всегда представляют собой систему.

Права человека прежде всего принято делить на абсолютные и относительные. Ограничение или временное приостановление первых не допускается в демократическом государстве ни при каких обстоятельствах.

Абсолютными являются такие фундаментальные личные права человека как #M12291 841500207право на жизнь#S, #M12291 841500049право#S не подвергаться #M12291 841501988пыткам#S, насилию, другому жестокому, унижающему человеческое достоинство обращению или #M12291 841502453наказанию#S, #M12291 841500212право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго#S #M12291 841500212имени#S, #M12291 841501216свободу совести#S, #M12291 841501201свободу вероисповедания#S, а также #M12291 841500049право#S на судебную защиту, #M12291 841500120правосудие#S и связанные с ними важнейшие #M12291 841501971процессуальные права#S. Все остальные права человека являются относительными и могут быть ограничены или приостановлены на определенный срок в случае введения режимов чрезвычайного или #M12291 841501459военного положения#S.

Общепризнанным является деление прав человека на личные (по международной терминологии — гражданские), политические, социальные, экономические, культурные, экологические. Причем этот список постепенно пополняется по мере исторического прогресса общества. Поэтому в науке принято делить #M12291 841500049права#S на т.н. «поколения».

Наиболее распространенным классификационным признаком в науке конституционного права является содержание прав и свобод человека и гражданина. Именно по этому признаку все они делятся одними авторами на личные права и свободы; политические, социально-экономические права и свободы; другими — на личные права и свободы; политические; экономические; социально-культурные права и свободы человека и гражданина1.

Политические, гражданские, трудовые, социальные, культурные и другие права человека – это «не дар государства, правительства, политической партии или ее лидера, а суверенный, не отчуждаемый атрибут каждого человека, каждой личности, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, вероисповедания, политических взглядов и убеждений, социального происхождения или имущественного положения; не народ существует для государства и правительства, а государство и правительство – для народа, не народ для конституции, а конституция для народа»2.

Можно выделить следующие причины, от которых зависит выбор того или иного уровня правовых актов для закрепления прав и свобод.

1. Значимость данного права и данной конституционной свободы для человека и общества. В Конституции закрепляются те права и свободы, которые жизненно важны и в наибольшей мере социально значимы как для конкретного человека, так и в целом для общества, для государства, т.е. основные права и свободы. Для человека они являются условием достойного и свободного его существования, естественным правом на участие в, решении вопросов устройства и управления тем обществом, членом которого человек состоит; экономической и социальной предпосылкой для удовлетворения его жизненно насущных материальных и духовных потребностей.

Для государства, для общества значимость конституционно закрепленных прав и свобод выражается в том, что именно реализация этих прав и свобод означает претворение в жизнь сущностных свойств государства как демократического и правового.

Само существование государства, общества обеспечивается совокупной деятельностью людей во всех сферах их жизнедеятельности — политической, экономической, духовной. Так, без реализации права на свободу предпринимательства не могла бы быть создана соответствующая экономическая среда, без реализаций избирательных прав граждан невозможно было бы формирование структур управления обществом.

Поэтому основные права и свободы не только признаются государством именно в Конституции, но и защищаются им как необходимое условие его существования.

2. Юридические особенности основных прав и свобод. Эти права и свободы:

а) составляют ядро правового статуса личности, лежат в основе всех других прав и свобод, закрепляемых иными нормативными актами. Так, все права, вытекающие из норм трудового права, базируются на конституционных положениях о труде; права, закрепленные в нормах отрасли права социального обеспечения, — на соответствующем конституционно закрепленном основном праве; права граждан в области здравоохранения — на праве на охрану здоровья. Все права и свободы граждан в той или иной сфере жизни производны от основных прав и свобод; поэтому основные права и свободы являются главными в характеристике правового положения личности;

б) адресованы самому широкому кругу субъектов; закрепляются за каждым человеком и гражданином либо за каждым гражданином. Все другие (неосновные) права и свободы, увязываются с обладанием лицом различными статусами — рабочих и служащих, собственников имущества, нанимателей жилой площади, покупателей, истцов, ответчиков и т.д. Основные же права и свободы человека неотчуждаемы, принадлежат каждому от рождения и не предполагают наличия у человека какого-либо конкретного правового статуса. Они не приобретаются и не отчуждаются по волеизъявлению человека;

в) имеют особую юридическую форму их закрепления. Они фиксируются в нормативном правовом акте государства, имеющем высшую юридическую силу, — в Конституции;

г) обеспечиваются повышенной правовой охраной: конституционные нормы, их закрепляющие, не могут быть изменены в рамках действующей Конституции, без принятия новой; граждане вправе обратиться в Конституционный Суд РФ с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод для проверки конституционности закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле; причем жалоба допустима, если закон затрагивает именно конституционные права и свободы граждан; в Уголовном кодексе РФ имеется специальная глава (гл. 19) «Преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина».

Указанные выше свойства характеризуют понятие основных прав и свобод человека и гражданина. Оно может быть сформулировано следующим образом: конституционные (основные) права и свободы человека и гражданина — это его неотъемлемые права и свободы, принадлежащие ему от рождения (в надлежащих случаях в силу его гражданства), защищаемые государством и составляющие ядро правового статуса личности.

Правовой статус охватывает все многообразие прав, относящихся к самым различным сторонам деятельности индивида. Одна из сущностных характеристик правового статуса личности, его ядро и системообразующий элемент — права, свободы и обязанности личности. «Современное понимание прогресса государственности выдвигает на первый план «человеческое измерение», т.е. то качество жизни, которое обеспечивает государство. Свобода личности, благоприятные материальные условия, возможность творческого самоутверждения, наличие прав — эти и другие составляющие «человеческого измерения» превращают его в основной критерий оценок прогресса государства»1.

Конституционные права, свободы и обязанности всегда представляют собой систему.

Права человека, прежде всего, принято делить на абсолютные и относительные. Ограничение или временное приостановление первых не допускается в демократическом государстве ни при каких обстоятельствах.

Различие между понятиями «право» и «свобода» в достаточной мере условно. И то и другое означает юридически признанную возможность каждого избирать вид и меру своего поведения как человека, как гражданина государства.

Вместе с тем понятие «свобода» в большей мере увязано с такими правомочиями личности, которые очерчивают сферу ее самостоятельности, защищают от вмешательства в ее внутренний мир (свободы совести, вероисповедания, мысли, слова, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания).

Понятие «право» в большей мере предполагает позитивные действия, услуги со стороны государства или правомочия человеку на участие в деятельности определенных общественно-политических, хозяйственных структур.    

Конституционные права и свободы — это не все права и свободы, которыми обладает человек, а только основные, или фундаментальные. Почти все демократические конституции при самом полном перечислении прав и свобод в заключение признают, что перечень не является исчерпывающим, т. е. что за человеком и гражданином остаются и другие права и свободы. В Конституции РФ по этому поводу говорится (ч 1 ст. 55): «Перечисление в Конституции Российской Федерации основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина». Ясно, что если бы эти «другие», да еще общепризнанные, права и свободы были законодателю известны, то они должны были бы попасть в перечень конституционных. А раз этого нет, то данную формулировку можно толковать только как признание неисчерпаемости свободы и как уважение многогранных прав и свобод, которые при всей их важности не относятся к категории основных. Такие права и свободы неконституционного уровня закрепляются всеми отраслями национальной системы права.

Следовательно, под конституционными правами и свободами понимаются «наиболее важные права и свободы человека и гражданина, раскрывающие естественное состояние свободы и получающие высшую юридическую защиту».1.

Глава 2 Конституции РФ « Права и свободы человека и гражданина» включает 48 статей, подавляющая часть которых посвящена конкретным правам и свободам2. Их принято классифицировать на три основные группы: личные; политические; экономические, социальные и культурные. В российском законодательстве такая последовательность прав и свобод впервые была воспроизведена в Декларации прав и свобод человека и гражданина, а затем отражена в Конституции РФ 1993 г.

Итак, права человека носят естественный и #M12291 820002183неотчуждаемый#S характер. Свободное и эффективное осуществление прав человека является одним из основных признаков #M12291 820000863гражданского общества#S и правового государства.

Основные права человека и гражданина ныне закреплены в конституциях как определенное единство. В отличие от философских концепций прошлого, когда в борьбе с абсолютизмом естественные права человека провозглашались неотчуждаемыми, абсолютными, неограничиваемыми, на деле и те, и другие могут быть в определенных ситуациях (например, чрезвычайное положение) ограниченны, но только на основе закона и в соответствии с установленными им процедурами.

Основы правового статуса личности закреплены в гл. 2 Конституции РФ. Согласно ст. 64 положения этой главы не могут быть изменены иначе как в порядке, установленном Конституцией, т.е. путем ее общего пересмотра. Эта норма составляет одну из важнейших юридических гарантий прав личности в России.

Основы правового статуса личности служат исходным пунктом для регулирования всех других прав и обязанностей человека и гражданина в иных отраслях права.

Регулирование прав и свобод человека и гражданина относится к федеральной компетенции (их защита — предмет совместного ведения Федерации и ее субъектов). Конституции и уставы (основные законы) субъектов РФ не вправе сокращать их перечень, вводить иное регулирование.

Восприняв международные стандарты в области прав человека, Конституция РФ включила в перечень основных прав некоторые дополнительные права и уточнила их формулировки в соответствии с условиями России. Однако в сфере реализации прав еще много пробелов, связанных с несовершенством правовых норм и механизмов их осуществления.

Принципы правового статуса личности — это те основные начала, руководящие положения, которые определяют предоставление ей прав и исполнение ею обязанностей перед другими личностями, коллективами, государством и обществом. Эти начала имеют юридический характер, они охраняются государством и правом, именно из них исходит детальное регулирование правового статуса личности.

К числу принципов правового статуса личности в Российской Федерации относятся: 1) определяющие значения правовой связи лица с государством для статуса личности; 2) сочетание прав и обязанностей личности, которая имеет не только права, но и несет обязанности перед другими людьми, их коллективами, государством и обществом; 3) неотъемлемость основных прав и свобод (хотя некоторые из них, как уже говорилось, могут быть в определенных условиях ограниченны) и недопустимость одностороннего, произвольного отказа от выполнения конституционных обязанностей; 4) равенство людей в своем статусе человека или гражданина в отношении их прав и обязанностей; 5) гарантированность прав и обеспечение выполнения обязанностей.

Характер правовой связи определяет статус лица в государстве. Гражданин имеет такие права и несет такие обязанности, которых нет у иностранца или лица без гражданства.

Сочетание прав и обязанностей, во-первых, предполагает, что конкретному конституционному праву личности, как правило, соответствует обязанность другой личности, государства или общества (например, право гражданина на пенсию и соответствующая обязанность государственных органов выплачивать ее от имени государства из ресурсов общества). Во-вторых, многие права могут выступать и как обязанности. Так, забота о детях, их воспитание — одновременно и право, и обязанность родителей (ч. 2 ст. 38). В-третьих, в регулировании прав и обязанностей могут сочетаться юридические и моральные элементы. Иногда право имеет преимущественный характер общественного долга (право на защиту конституционного строя), а обязанность — юридический характер (например, служба в армии для определенной категории лиц). В иных случаях право может иметь отчетливо выраженный юридический характер, а корреспондирующая ему обязанность — моральный (например, право голосовать на выборах Президента РФ и обязанность проголосовать).

Принцип неотъемлемости конституционных прав личности и недопустимости произвольного отказа от выполнения обязанностей зафиксирован в ряде норм Конституции РФ. Так, о неотчуждаемости основных прав и свобод человека говорится в ч. 2 ст. 17. Согласно ч. 2 ст. 55, не должны издаваться законы, умаляющие права и свободы человека и гражданина.

Равенство людей в отношении их прав и обязанностей обычно выражается термином «равноправие» — равенство в правах (и обязанностях). Это не социальное, а юридическое понятие. Всеобщее фактическое равенство людей обеспечить невозможно хотя бы потому, что сами люди неодинаковы, например, по своим способностям. Попытки стран тоталитарного социализма создать общество всеобщей уравнительности успехом не увенчались.

В праве речь идет не о фактическом равенстве, что в жизни недостижимо, а о юридическом равенстве, о равенстве возможностей, хотя, разумеется, фактическое и особенно социальное неравенство нарушают одинаковые возможности использования своих прав и одинаковое для всех выполнение обязанностей. Поэтому общество и государство должно использовать все средства, в том числе и юридические, чтобы не допустить чрезмерного расслоения общества. Этому служит, в частности, социальная деятельность государства.

Равенство прав и обязанностей означает, что не допускается дискриминация (различие) в правах и обязанностях в связи с естественными особенностями личности или ее социальным статусом. Согласно ч. 2 ст. 19 Конституции РФ равенство прав человека и гражданина признается независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств. Указание на «другие обстоятельства» означает, что такой перечень имеет открытый характер: любое неравенство в основных правах и обязанностях недопустимо.

Наконец, равенство прав и обязанностей осуществляется в сопоставимых измерениях. Права гражданина и права иностранца в данном государстве неодинаковы, они равны в сфере прав человека, но не равны в сфере, скажем, политических прав. Права и обязанности, в том числе конституционные, зависят от возраста (например, избирательные права или обязанность военной службы). Все эти обстоятельства необходимо учитывать.

Гарантированность прав и обеспечение выполнения обязанностей человеком и гражданином имеет различные формы проявления. Обычно принято различать три разновидности гарантий: социально-экономические, политические и юридические.

Субъектом гарантий является, прежде всего, государство. Оно создает условия для осуществления прав и выполнения обязанностей (например, органы правопорядка охраняют законную демонстрацию от нападений оппозиции или хулиганствующих элементов, государственные органы проводят призыв в армию, обеспечивая выполнение конституционной обязанности граждан). Государство вправе применять меры принуждения, если кто-то (человек, коллектив, орган государства и т.д.) препятствует кому-либо осуществлять права или выполнять обязанности (например, нарушают свободу голосования граждан или препятствуют реализации норм закона об обязательном образовании детей).

Субъектом гарантий может быть коллектив, например общественное объединение или трудовой коллектив, в составе которого лицо работает.

Гарантии своих прав и меры воздействия для выполнения обязанностей по отношению к себе или иным субъектам может использовать сама личность. Часть 2 ст. 45 Конституции РФ гласит: «Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом»1 (в последние годы многие нормы изменены и дают больше возможностей человеку защищать себя, свои права). Человек может обратиться в суд, в определенной ситуации может использовать нормы УК РФ о необходимой обороне при посягательствах на него.

Человек, вступая в различные отношения (имущественные, трудовые, служебные и др.), приобретает множество прав и несет разнообразные обязанности. Во многих случаях эти права и обязанности зафиксированы в ГК, ТК, УПК или иных кодексах (например, права и обязанности сторон при договоре подряда или права и обязанности подследственного, в отношении которого в качестве меры пресечения избрана подписка о невыезде). Основные права и обязанности закреплены в юридическом документе, имеющем высшую юридическую силу, — в конституции, что обусловлено особыми свойствами этих прав и обязанностей. Во-первых, для них характерна повышенная значимость. Данные права и обязанности жизненно важны для конкретного человека и социально значимы для общества и государства. Во-вторых, конституционные права, свободы и обязанности составляют ядро других прав и обязанностей, получают свое развитие в правах и обязанностях, установленных другими отраслями права. В-третьих, для конституционных прав и обязанностей характерна высокая степень обобщения: они едины для каждого человека и каждого гражданина, распространяются на всех. В-четвертых, рассматриваемые правами обязанности характеризуются особым основанием возникновения, вытекают не из конкретных правоотношений (как, например, в случае купли-продажи), а из состояния лица как человека или как гражданина. В-пятых, они обеспечиваются повышенной правовой охраной (обращение лица в специальные конституционные и уставные суды).

Традиционно основные права и свободы делятся на две группы: 1) естественные права человека, 2) позитивные права гражданина. Считается, что первые (право на жизнь, свобода и неприкосновенность личности, свобода передвижения и выбора места жительства, право собственности и др.) принадлежат человеку от рождения и не могут быть дарованы или отчуждены государственной властью. Права гражданина — это права человека как члена политического сообщества, в этом качестве они предоставляются государством и потому могут быть ограничены им. В современном конституционном праве естественные права человека закреплены в конституциях, гарантируются государством и могут быть ограничены (например, в условиях чрезвычайного положения) и даже отчуждены (право на жизнь).

Другое деление конституционных прав — это различение личных,
политических и социально-экономических прав и свобод, основанное на различиях сфер жизни общества, характере отношений. Часто особо выделяют культурные (социокультурные) права. Иногда их рассматривают как одну группу вместе с экономическими и социальными правами. Существуют и иные классификации, в частности отдельно выделяют экономические и социальные права. Все чаще в конституциях называют коллективные права, которые принадлежат не отдельно взятому индивиду, а определенной общности, выделяемой на основе естественных или социальных признаков (право наций или народов на самоопределение и др.). Однако любая классификация в определенной мере условна. Свобода слова — личное, индивидуальное право, человек сам решает, как его использовать, но оно имеет общественно-политический характер: частные беседы не есть осуществление этого права в конституционно-правовом смысле.

Конституционные обязанности личности – лишь небольшая часть всех тех обязанностей, которые закон возлагает на нее. Они отличаются от прочих обязанностей граждан рядом особенностей, и все же можно говорить о едином понятии юридической обязанности независимо от того, в каком нормативном акте она записана. «В Уголовном кодексе, в законах, регулирующих финансовую деятельность государства, административную деятельность государства и т.д., всюду мы найдем указания на известного рода обязанности и повинности гражданина»1.

Основные обязанности человека и гражданина являются основополагающими (вместе с правами и свободами) понятиями в вопросе о правовом статусе личности.

<

В правовом государстве обязанности представляют собой комплекс морально-правовых требований, предъявляемых к личности и вытекающих из объективных потребностей развития и совершенствования общества, самой личности2. «Нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав»3.

Конституционные права, свободы и обязанности прежде всего опосредуют отношения и связи между государством и его гражданами. Возлагая на граждан основные обязанности, государство сохраняет за собой возможность в лице соответствующих органов устанавливать содержание и объем этих обязанностей путем издания конкретизирующих актов, определять условия их исполнения, принимать меры воздействия к тем, кто злостно уклоняется от их несения. Подобно тому как конституционным правам и свободам соответствуют обязанности государства, выражающиеся в гарантиях этих прав, так и конституционные обязанности сопряжены с полномочиями государства и его органов создавать, руководствуясь принципами законности, такие условия, предпринимать такие меры, которые должны обеспечить неуклонное исполнение содержащихся в обязанностях предписаний. Иначе говоря, предоставляя гражданам права и свободы и возлагая на них обязанности, государство берет на себя бремя гарантировать эти права и сохраняет за собой возможность в пределах правопорядка прибегнуть к широкому диапазону мер от убеждения до принуждения – с тем, чтобы установленные обязанности были исполнены.

Единство прав и обязанностей в обществе является важнейшим принципом, выражающим гармоническое сочетание личных и общественных интересов, взаимную ответственность и взаимные социальные требования, притязания гражданина и правового государства. Тезис о том, что «нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав», получает здесь реальное воплощение. При этом обязанности, как и права, носят реальный характер и коренным образом отличаются от тех обязанностей, которые декларативно провозглашаются в Конституциях социалистических стран, где государство – чужая для них сила, сила, служащая интересам одной лишь, господствующей во всех сферах общественной жизни партии1.

Именно в обязанностях раскрывается связь человека и гражданина с государством. Обязывающие нормы помогают проследить те моменты, в которых государство выступает не только как «даритель» (прав, свобод…) но и как непосредственный «получатель». В современном развивающемся обществе, с постепенным переходом к правовому государству очень важно четко определять и прослеживать связь государства и личности, развитие и становление правового статуса личности2.

Различие между правами и обязанностями проявляется в стимулах их реализации.

Особенность закрепления обязанностей в Конституции РФ заключается в том, что обязанности не выделены в отдельный раздел или параграф.

Обязанности — составная часть правового статуса личности. Они тесно связаны с правами и свободами человека и гражданина, и этим следует объяснить то обстоятельство, что обязанности закрепляются в гл. 2 Конституции России («Права и свободы человека и гражданина»). Нельзя представить себе человека несущего только обязанности как невозможны права человека без обязанностей. Свобода только тогда становится реальной когда она обретает черты порядка основанного на праве, а порядок это и есть единство прав и обязанностей.

Конституционные обязанности человека и гражданина – это выраженные в конституционно-правовых нормах притязания конкретного государства к поведению любых лиц, находящихся на его территории. К этому определению, соответственно, относятся как граждане, так и не граждане данного государства.

Иными словами обязанности можно определить как конкретную (нормированную) форму выражения ответственности. Юридические обязанности – лишь официальные определители вида и меры желательного поведения, выражение государственной необходимости. Общественно необходимое поведение постулируется в законе как юридическая обязанность, исполнение которой поддерживается авторитетом власти.

И в то же время – это выражение свободы индивида, ибо свобода есть мера необходимости. Обязанности устанавливаются как в интересах общества, так и в интересах самого правообязанного субъекта.

В конституционных обязанностях выражается ответственность личности перед обществом, человека перед государством. Осуществление конституционных обязанностей обеспечивает нормальное функционирование государства и жизнедеятельность общества. Несоблюдение конституционных обязанностей влечёт юридическую ответственность, установленную законом.

В отличие от прав (свобод) основные обязанности имеют широкомасштабное содержание. В Конституции они проявляются прежде всем в форме правового требования исполнять установленные законом вид и меру поведения либо воздерживаться от этого. Вследствие широкой формы обобщения обязанность нередко опирается не только на правовые нормы, но и нормы морали.

Российская Конституция устанавливает прямое действие своих предписаний (ч. 1 ст. 15). «Права и свободы человека и гражданина, – согласно ст. 18, – являются непосредственно действующими»1. Если закрепленные конституцией права и свободы в отдельных случаях могут применяться непосредственно, то записанные в ней обязанности по общему правилу лишены такой возможности. В самом деле, ст. 57 предписывает каждому обязанность платить установленные законом налоги и сборы. Как видно из содержания указанной статьи, тут провозглашается общий принцип – «платить установленные законом налоги и сборы». Однако для осуществления этого принципа недостаточно выполнения лишь этого правила. Для претворения в жизнь этого требования необходим специальный закон или даже несколько, которые определяли бы субъектов налогообложения, размер и виды налога и пр. Поэтому прямое действие норм, закрепляющих конституционные обязанности, без подкрепления их специальным законодательством крайне затруднительно или вообще невозможно.

Обязанности в основе правового статуса человека и гражданина в реальной действительности выполняют разнообразные многоцелевые функции и социальные роли. В литературе они характеризуются следующим образом: «одно из составляющих правового статуса личности; вид и мера должного поведения; гарантия и необходимое условие осуществления прав и свобод граждан; фактор укрепления законности и правопорядка, выполнения функций государства»1.

Если юридические права характеризуются содержащейся в них личной свободой, то наиболее существенное в обязанностях заключается в ответственности за исполнение предписаний закона. Ответственность – социально-правовой фактор, который, с одной стороны, связывает обязанного субъекта существующим правопорядком, а с другой – стимулирует его активность, обеспечивает строгое и неуклонное исполнение обязанностей.

Конституционные обязанности устанавливаются как в целях осуществления интересов всего общества, государства, так и в интересах каждого отдельного гражданина. Обязанности, подобно конституционным правам и свободам, не следует отрывать от целей, выражением которых являются интересы.

Весь проделанный анализ позволяет определить понятие конституционных (основных) обязанностей.

Конституционная «основная» обязанность – это установленная государством в интересах всех членов общества и закрепленная в его Конституции необходимость, предписывающая каждому гражданину определенные вид и меру поведения и ответственность за ненадлежащее его исполнение.

Но прежде чем начать разговор об основных обязанностях граждан Российской Федерации нужно особо отметить принцип равенства обязанностей, он закреплен в ч.2 ст. 6 Конституции Российской Федерации 1993 года. В нем в частности говорится, что каждый гражданин обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации. В практическом плане это означает, что ни один гражданин не должен уклоняться от обязанностей, и это правило в равной мере распространяется на всех граждан.

Нельзя представить себе человека, несущего только обязанности, как невозможны и права человека без обязанностей. Свобода только тогда становится реальной, когда она обретает черты порядка, основанного на праве, а порядок это и есть единство прав и обязанностей.

Некоторые обязанности человека, наряду с правами, возникают только с достижением определенного возраста, например, воинская обязанность.

Согласно ч. 2 ст. 6 Конституции, что ни один гражданин не должен освобождаться или уклоняться от обязанностей, это бремя в равной мере распространяется на всех граждан. Принцип равенства обязанностей по общему понятию распространяется на граждан и не граждан. Конституция не освобождает не граждан от некоторых обязанностей (платить налоги, сохранять природу), коль скоро за ними закреплены многие права и свободы. Но некоторые обязанности на этих лиц не распространяются, они свойственны только гражданам (защищать Отечество и др.).

Некоторые конституционные нормы устанавливают обязанности специальных субъектов права (например, обязанность должностных лиц органов государственной власти и органов местного самоуправления обеспечить возможность граждан возможность ознакомиться с документами и материалами, непосредственно затрагивающих их права и свободы). Некоторые конституционные нормы устанавливают обязанности-запреты (например, запрет пропаганды социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства).

Итак, конституционные обязанности как равноценная составная часть правового статуса личности – это закрепленное конституционными нормами обязательное поведение человека и гражданина, когда на стороне государственных органов, органов местного самоуправления и других физических лиц имеется право требовать выполнение предписанных Конституцией правил.

Конституционные обязанности могут возникать у гражданина и (или) человека, следовательно возможно разделение конституционных обязанностей на обязанности граждан и обязанности людей (сюда необходимо включить лиц без гражданства и иностранных граждан).

Конституция Российской Федерации закрепляет следующие обязанности:

  • обязанность соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы (ст. 15 п. 2);
  • обязанность в ходе экономической деятельности не допускать монополизацию и недобросовестную конкуренцию (ст. 34 п. 2);
  • обязанность не наносить ущерба окружающей среде (ст. 36 п. 2);
  • обязанность заботиться о детях и их воспитании (ст. 38 п. 2);
  • обязанность трудоспособных детей с 18 лет заботиться о нетрудоспособных родителях (ст. 38 п. 3);
  • обязанность получить основное общее образование (ст. 43 п. 4);
  • обязанность заботиться о сохранении культурного и исторического наследия, беречь памятники истории и культуры (ст. 44 п. 3);
  • обязанность уплаты налогов и сборов (ст. 57);
  • обязанность охраны природы и окружающей среды (ст. 58);
  • обязанность защиты Отечества (ст. 59);
  • обязанность воинской или альтернативной службы (ст. 58 п.2 и п.3).

    Из-за небольшого количества обязанностей, непосредственно обозначенных в Конституции РФ, их сложно вставить в какую либо систему и проследить их подчиненность.

     

     

     

     

    2 ГАРАНТИИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ, СВОБОД И ОБЯЗАННОСТЕЙ: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ, СОДЕРЖАНИЕ

     

    В широком смысле конституционные гарантии — это определения закона, образующие составную часть конституции, которые обеспечивают защиту населения от произвольного нарушения или изменения основных законов страны. В узком смысле под конституционными гарантиями понимаются правовые средства реализации и защиты гражданами своих прав. Рост числа научных работ и статей за последние несколько лет свидетельствует о неподдельном интересе исследователей и ученых к проблеме должной реализации конституционных норм и необходимости создания правовых и иных гарантий для последовательного проведения в жизнь прямого порядка действия основных конституционных норм.

    Используемая в части 1 ст. 45 Конституции РФ формулировка «гарантируется» звучит более весомо, нежели «каждый имеет право», и чаще встречается в тех случаях, когда государство обладает системой, способной обеспечить права всех индивидов. Например, часть 1 ст. 39 Конституции России гласит: «Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности».

    Формулировки конституционных положений разнообразны. Одни закреплены непосредственно в виде гарантии, например, «гарантируется свобода массовой информации» (ч. 5 ст. 29), «каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту» (ч. 1 ст. 39). Другие конституционные положения закреплены в качестве объекта охраны или защиты со стороны государства или закона, например, «право частной собственности охраняется законом» (ч. 1 ст. 35), «материнство и детство, семья находятся под защитой государства» (ч. 1 ст. 38). Различие формулировок не умаляет признания тех или иных прав граждан, поскольку Конституция РФ имеет прямое действие, и само по себе закрепление того или иного права есть своеобразная его гарантия, во всяком случае, невозможность его отрицания.1

    В целях максимальной охраны прав и свобод личности их основополагающие юридические гарантии закреплены на конституционном уровне (Приложение 2).

    Ученые-правоведы М.В. Баглай и Б.Н. Габричидзе условно подразделяют конституционные гарантии на две группы: общие и специальные (гарантии правосудия)1. Наиболее общей гарантией прав и свобод, имеющей наивысшую юридическую силу, является конституционный строй, основанный на строгом соблюдении Конституции РФ, неотчуждаемом естественном праве и общепризнанных принципах и нормах международного права. Эта гарантия трансформируется Конституцией РФ в систему определенных прав граждан и обязанностей государства по обеспечению прав и свобод и сформулирована в статьях 45, 46, 53, 55, 56, 60 и 61 Конституции РФ. Без этих основ требования личности к обществу бы формальными2.

    К общим конституционным гарантиям прав и свобод человека и гражданина относятся:

    Конституционно-судебный механизм защиты прав и свобод (ст. 125 Конституции РФ) — это возможность обращения в Конституционный Суд РФ, которая детально регулируется Федеральным конституционным законом от 21 июля 1994 г. №1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации»3.

    Конституционный Суд РФ — судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства. В соответствии со статьей 2 ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда РФ определяются Конституцией РФ (в частности, гл. 7 «Судебная власть») и указанным Законом.

    Защита Конституционным Судом РФ конституционных прав и свобод граждан осуществляется косвенно (с различной степенью эффективности) при рассмотрении ряда категорий дел;

  • при проверке конституционности актов и договоров, указанных в пунктах «а», «б», «в», «г», «д» ч. 2 ст. 125 Конституции РФ;
  • при разрешении споров между органами государственной власти, определенными пунктами «а», «б», «в» ч. 3 ст. 125 Конституции РФ;

    —    при толковании Конституции (ч. 5 ст. 125 Конституции РФ)1.

    Почти все дела, разрешенные Конституционным Судом РФ, затрагивают вопросы защиты конституционных прав и свобод граждан. Конституционный Суд РФ по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, а также по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном
    деле, полагая, что данный закон нарушает конституционные права и свободы граждан, в порядке, установленном федеральным законом (ч. 4 ст. 125 Конституции РФ; п. 3 ч. 1 ст. 3 ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации»)2.

    Рассмотрение конституционных жалоб граждан в конституционных судах — особая категория дел. Во-первых, заявитель должен отчетливо выразить в жалобе свое мнение о том, что нарушено его конкретное конституционное право или свобода. Во-вторых, конституционные суды — это не кассационная, апелляционная или надзорная судебная инстанция в рассмотрении дел, связанных с нарушением прав и свобод граждан в судах общей юрисдикции. Конституционный суд лишь оценивает конституционность закона или подзаконного акта, действия (бездействие) должностных лиц.

    Процедура рассмотрения конституционной жалобы не означает замену юрисдикции иных судов в защите конституционных прав и свобод личности3. Защита гражданами своих прав посредством конституционного судопроизводства способствовала утверждению свободы передвижения и запрету института прописки, защите избирательных прав, права частной собственности, всем видам прав человека и гражданина1.

    Таким образом, полномочия Конституционного Суда РФ, порядок обращения и общие правила производства являются реализацией конституционной гарантии права граждан на судебную защиту его прав и свобод. Этот способ защиты индивидами своих прав особенно важен, поскольку определения и постановления Конституционного Суда РФ при удовлетворении жалобы отдельной личности или группы лиц обеспечивают в то же время соответствие действующего законодательства Конституции.

    Судебная защита прав и свобод гарантируется каждому (ч. 1 ст. 46 Конституции РФ) и регулируется федеральными законами: от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»2, от 17 декабря 1998 г. № 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации»3, от 26 июня 1992 г. № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации»4, от 27 апреля 1993 г. № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан»5 и др.

    В законах, принятых после вступления в силу Конституции РФ, содержатся положения, дублирующие конституционные нормы. Так, часть 3 ст. 1 ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» дословно воспроизводит норму части 2 ст. 118 Конституции РФ (судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства).

     

    Законная самозащита человеком своих прав и свобод осуществляется лично или через общественные объединения в пределах, оговоренных в нормативных правовых актах. Согласно части 2 ст. 45 Конституции РФ каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Индивид имеет право использовать для защиты своих прав и свобод все государственные средства защиты согласно статьям 33, 35, 36, 46, 47 — 54 Конституции РФ, т.е. может использовать все виды обращений, обжалований, в особенности судебную систему1.

    Защищая свои права и свободы, личность вправе использовать демократические институты гражданского общества: обращаться в средства массовой информации, партии и иные общественные объединения. Используя свои гражданские права, личность может осуществлять пикетирование, обращаться к общественности с просьбой о проведении массовых акций в свою защиту в виде митингов, демонстраций, письменных обращений. Законодательное регулирование получили вопросы о видах оружия, используемых лицом в целях самообороны и защиты своих прав.

    В частности, детализирует конституционную гарантию возможности законной самозащиты человеком своих прав и свобод Закон РФ от 13 декабря 1996 г. «Об оружии»2. Согласно части 1 ст. 3 и статье 13 этого Закона гражданское оружие в целях самообороны определенного вида граждане Российской Федерации, достигшие 18 лет, вправе приобретать без получения лицензии. Согласно статье 13 Закона РФ «Об оружии» механические распылители, аэрозольные и другие устройства, снаряженные слезоточивыми или раздражающими веществами, электрошоковые устройства и искровые разрядники отечественного производства, пневматическое оружие с дульной энергией не более 7,5 Дж и калибра до 4,5 мм включительно регистрации не подлежат.

     

    За каждым человеком признается право на необходимую оборону и действия в состоянии крайней необходимости. Необходимая оборона содействует предотвращению насильственных посягательств, так как лицо, намеревающееся совершить преступление, знает, что может встретить активное противодействие со стороны потерпевшего и что закон расценивает это противодействие, равно как и причинение вреда нападающему, правомерным. 1

    Административно-правовая защита прав и свобод человека и гражданина предопределяется издаваемыми в соответствии с Конституцией РФ федеральными конституционными законами и федеральными законами, устанавливающими полномочия органов исполнительной власти в конкретных сферах управления и определяющих в этих сферах взаимоотношения органов публичной власти с индивидами, обязанности соответствующих органов и формы защиты граждан от неправомерных действий должностных лиц2.

    Среди административно-правовых форм защиты прав человека и гражданина можно выделить следующие:

  • законодательные гарантии в сфере исполнительной власти;
  • административный (внесудебный) порядок обжалования актов органов исполнительной власти;
  • специфические формы государственного контроля в системе исполнительной власти: контроль Президента РФ за законностью и целесообразностью действий и актов Правительства РФ, федеральных министерств и ведомств, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации; государственный надзор как особая форма государственного контроля в отраслях хозяйства и социально-культурной сферы в целях обеспечения законности, охраны социально-экономических прав граждан, охраны и защиты их жизни, здоровья, обеспечения трудовых, жилищных и иных, прав человека;

    — прокурорский надзор за соблюдением законов органами исполнительной власти, начиная с федеральных министерств и ведомств и заканчивая всеми органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления1.

    Международная защита прав и свобод — возможность обращения в Европейский суд по правам человека или иные между, народные правозащитные организации в соответствии с международными договорами России в том случае, если исчерпаны все имеющиеся средства правовой защиты внутри страны (пройдены все судебные инстанции).

    Принятие Билля о правах человека2, включающего Всеобщую декларацию прав человека 1948 г.3, Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г.4, Международный пакт об) экономических, социальных и культурных правах 1966 г.5, Факультативный протокол № 1 и Факультативный протокол № 2 к Международному пакту о гражданских и политических правах6, внесло коренные изменения в статус человека. Так, согласно статье 2 Факультативного протокола № 1 к Международному пакту о гражданских и политических правах «лица, которые утверждают, что какое-либо из их прав, перечисленных в Пакте, было нарушено, и которые исчерпали все имеющиеся внутренние средства правовой защиты, могут предъявить на рассмотрение Комитета письменные сообщения».

    С 5 мая 1998 г. (дата вступления в силу для России Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г.) по 2007 г. в Европейский суд по правам человека поступило чуть более 10000 жалоб на действия российских властей.

    Примерно 3500 из этих жалоб суд отклонил по различным основаниям1.

    К специальным конституционным гарантиям (гарантиям правосудия) относятся:

    Гарантии подсудности. В части 1 ст. 47 Конституции РФ впервые за историю развития российской государственности сформулирован принцип; «Никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом».

    Для человека важно, чтобы его дело рассматривалось в том суде и тем судьей, которые в соответствии с законом должны его рассматривать, о чем он заранее должен быть надлежащим образом извещен. Определение законом такого суда и судьи называется подсудностью2. Это право, широко известное на Западе как право на законного судью, на «своего» судью (например, ст. 101 Конституции ФРГ), ранее никогда не фигурировало в российском законодательстве даже в качестве постулата прав и свобод человека. Гражданский кодекс РФ, введенный в действие 1 января 1995 г., содержит специальную норму о судебной защите гражданских прав (ст. 11). В ней предусмотрено, что защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляют в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суды общей юрисдикции, арбитражные суды или третейские суды. Защита гражданских прав в суде является основным способом защиты3.

    Право на юридическую помощь является многоплановым, сложным, комплексным институтом, в котором переплетаются нормы конституционного, гражданского, уголовно-процессуального, процессуального, административного, финансового и некоторых норм. Лицо вправе не давать показаний против самого себя, в каком бы правовом положении оно ни находилось (свидетель, потерпевший, подозреваемый, обвиняемый и т.д.), что особенно важно в уголовном судопроизводстве. Недобровольная дача показания против самого себя недопустима, поскольку лицо, по существу, становится в положение подозреваемого, начиная свидетельствовать против самого себя.

    Права потерпевших. В соответствии со статьей 52 Конституции РФ права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом. Если в результате преступления или злоупотребления властью человеку причинен моральный, физический или имущественный вред, этот вред подлежит возмещению. Обеспечивать потерпевшим такую компенсацию призвано государство. Принимая на себя обязательства как участник Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г. обеспечивать любому лицу правовую защиту его экономических, социальных, культурных и иных гражданских и политических прав и свобод в случае их нарушения, государство осуществляет меры по развитию системы правовой защиты этих прав, когда они нарушаются и в применении этих прав возникает необходимость.

    Запрет обратной силы закона. Согласно части 1 ст. 54 Конституции РФ закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет. Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон. Данный конституционный принцип подчеркивает гуманность законодательства и полностью отражает положения Всеобщей декларации прав человека (ч. 2 ст. 11), а также Международного пакта о гражданских и политических правах (ст. 15), которые согласуются с общими принципами международного права. 1

     

     

     

     

    3 ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ, СВОБОД, ОБЯЗАННОСТЕЙ И ИХ ГАРАНТИЙ

     

    Конституция Российской Федерации 1993 г. исходит из того, что соблюдение прав и свобод, чести и достоинства – главная обязанность государства. В первой статье Конституции Российская Федерация провозглашается правовым государством. В основном законе закреплены не только идеи, но и принципы, присущие правовому государству.

    В главе 2 Конституции РФ устанавливаются основные права человека. Здесь подтверждается, что Российская Федерация признает и гарантирует права и свободы согласно общепризнанным принципам и нормам международного права (ч. 1 ст. 17 Конституции РФ).

    Все права и свободы человека и гражданина объявляются непосредственно действующими (ст. 18 Конституции), т.е. все законы и вся деятельность государственных органов и органов местного самоуправления должны обеспечивать и защищать их. Конечно, законодательного закрепления положений, составляющих основу правового государства, еще недостаточно для его фактического построения. Необходимо, в том числе, преодолеть многие пробелы в правовом сознании и культуре российских граждан. Как определяет С.С.Алексеев в книге «Государство и право»: «Правосознание – это отношение людей к праву … Ключевой пункт правосознания – осознание людьми ценностей естественного права, прав и свобод человека и одновременно представления о действующем позитивном праве, о том, насколько оно соответствует естественному праву, правовым ценностям и идеалам. Правовая культура — это общее состояние законодательства, работы суда, других правоохранительных органов, правосознание всего населения страны, выражающее уровень развития права и правосудия, их место в жизни общества, усвоение правовых ценностей, их реализацию на практике, осуществление требования верховенства права. Одним из показателей правовой культуры является правовая воспитанность каждого человека, т.е. … стремление в любом деле утвердить правовые начала как высшие ценности цивилизации»1.

    Для любого гражданина страны со сложившимися демократическими традициями сам термин «права человека» понятен, поскольку выросли поколения людей, образ жизни которых впитал в себя принцип уважения прав других людей. В российском государстве население воспитано на догматическом, пренебрежительном и поверхностном отношении к правам человека. Дефицит правовой культуры ощущается повсеместно. В деле формирования правовой культуры нашего общества необходимо использовать накопленный человечеством опыт взаимоотношений личности и государства.

    Признание у нас приоритета общечеловеческих ценностей, демократизация и гуманизация общественных процессов поставили на повестку дня вопрос о новых подходах в работе по формированию правовой культуры граждан. Очевидно, что прежние подходы, связанные с воспитанием законопослушных членов общества, явно недостаточны для создания демократического правового государства.

    Закрепление прав человека и основных свобод как одной из основ современного государственного строя предполагает многообразие и свободный выбор взглядов, жизни и деятельности личности, ограниченный только одним условием: запретом действий, разрушающих личные права других людей. Уважение и защита прав человека – это фундамент, на котором строится демократизм государственной власти, политическая структура человеческой свободы. Свобода человека, оберегаемая государством, порождает волю и способность к экономическому и социальному прогрессу, который, в свою очередь, обеспечивает подлинный мир и расцвет всего человечества. Знание своих прав и обязанностей, умение их активно отстаивать и защищать, четкое представление о месте человека в государственной структуре, понимание взаимной ответственности личности и государства, способность использовать имеющиеся государственные механизмы для защиты своих законных прав и интересов — вот что в настоящее время должно быть включено в характеристику правовой культуры каждого человека. Правовое воспитание и правовая информированность населения призваны повысить компетентность граждан и должностных лиц, сформировать новый тип правового мышления личности как необходимое условие ее жизнедеятельности.

    Более детально в этой связи, следует остановиться на указанном в классификации прав человека праве на образование, а также рассмотреть принятую в 1989 году Конвенцию о правах ребенка , так как уважение прав человека начинается, несомненно, с отношения общества к своим детям. Половину населения мира сегодня составляют дети. Им предстоит продолжать созидание справедливого и гуманного социального мирового порядка. Демократическое общество заботится об обеспечении свобод, равенства для подрастающего поколения, создает условия, при которых дети смогут в полной мере раскрыть свои способности и заложить основы для полноценной и плодотворной жизни в последующие годы. Конвенция о правах ребенка (1989 г.) одинаково актуальна для народов всех регионов мира. В документе установлены общие нормы, учтены различные культурные, социальные, экономические и политические реалии отдельных государств. И на основе этих общих для всех правовых норм каждое конкретное государство может выбирать свои собственные национальные средства для воплощения их в жизнь. Основная цель Конвенции состоит в максимальной защите интересов ребенка. Охватывая весь комплекс прав человека, Конвенция признает, что осуществление одного права неотделимо от осуществления других. Конвенция состоит из пятидесяти четырех статей, детализирующих индивидуальные права каждого человека в возрасте до восемнадцати лет на полное развитие своих возможностей в условиях, свободных от голода, нужды, жестокости, эксплуатации и других форм злоупотреблений.

    Конвенция, ставшая результатом десяти лет переговоров, вступила в силу 2 сентября 1990 г., после ратификации документа тем или иным государством Конвенция приобретает на его территории статус закона, контроль за соблюдением которого осуществляется Комитетом ООН по правам человека. Конвенция о правах ребенка делает шаг вперед по сравнению с многими другими действующими международными документами, в том числе и Декларацией прав ребенка 1959 г. Она увязывает права ребенка с правами и обязанностями родителей и других лиц, несущих ответственность за жизнь детей, их развитие и защиту, и предоставляет ребенку право на участие в принятии решений, затрагивающих его настоящее и будущее. В числе наиболее остро стоящих проблем, рассматриваемых в Конвенции (а есть и такие, которые впервые подняты в рамках международного документа), необходимо отметить обязательства по отношению к детям, живущим в наиболее неблагоприятных условиях (статья 22),защиту от сексуальной и других видов эксплуатации (статьи 34 и 36),наркоманию (статья 33), детскую преступность (статья 40), межгосударственную практику усыновления (статья 21),положение детей в вооруженных конфликтах (статья 38 и 39), потребности детей-инвалидов (ст. 23), а также дети меньшинств и коренных народов.

    Говоря о значении Конвенции о правах ребенка, необходимо подчеркнуть, что сила этого международного документа в его гибкости, способности сохранять свою действенность, несмотря на широкое разнообразие подходов государств к решению общих задач. Не оставляя в стороне наиболее деликатные сферы жизни, Конвенция ориентируется на различные культурные, религиозные и иные ценностные системы, предполагающие свои пути решения общих для всех детей проблем.

    Защита государством как самой мощной социальной силой придает правам человека и гражданина основательную надежность и гарантии
    их реального осуществления в наиболее полном объеме.    

    Но эта гарантия не абсолютная. Не следует забывать, что само государство, как это показывает история, может нарушить права и свобод граждан и при этом избежать ответственности за причиненный становясь источником произвола, нарушения элементарных прав человека и гражданина. Принятие в 1934 г. высшими властями СССР печально известного постановления, имевшего силу закона, о борьбе с «врагами народа» стало юридической основой для массовых репрессий второй половины 30-х годов. Этим постановлением подсудимый лишался права на защиту и обжалование приговора, была ликвидирована открытость судебного разбирательства.    

    Конституция РФ предусматривает возможность человека защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

    Формами защиты прав граждан в России являются1:

    защита прав граждан органами государственной власти и местного самоуправления;

    защита прав граждан общественными объединениями;

    самозащита прав человеком, включающая:

    обращения в государственные органы и органы местного самоуправления;

    обжалование в суд действий (бездействий) должностных лиц, нарушающих права граждан;

    обращения в средства массовой информации и правозащитные организации, общественные объединения;

    публичные выступления граждан в защиту своих прав;

    обращения в международные органы по защите прав человека.

    Государственная защита прав и свобод понимается как деятельность управомоченных государственных органов и должностных лиц по соблюдению, обеспечению и охране прав и свобод человека и гражданина.

    Защита прав и свобод государством является основным, главным способом во всем правозащитном механизме. Это обусловлено рядом причин.

    Во-первых, государство располагает системой органов, которые обязаны осуществлять деятельность по защите прав и свобод.

    Во-вторых, государство имеет в своем распоряжении набор эффективных средств не только для защиты и восстановления нарушенных прав и свобод, но и для недопущения подобных нарушений.

    В-третьих, только акт государственного органа обладает необходимой обязательной силой в отношении всех иных актов.

    В-четвертых, государство располагает аппаратом принуждения с целью привлечения виновных в нарушении прав и свобод личности к ответственности. Все остальные способы зашиты прав и свобод дополняют, но не подменяют государственную защиту.

    Обязанность по защите прав и свобод граждан призваны выполнять как Российская Федерация, так и все входящие в нее субъекты, органы государственной власти и органы местного самоуправления. Они должны обеспечить права и свободы гражданина в пределах своих полномочий присущими им способами, методами и средствами на всей территории России.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     

    Утверждение принципа уважения прав человека и основных свобод для всех – свидетельство универсального политико-правового признания государствами всеобщего значения прав человека как существенного фактора мира, развития норм и дружественных отношений и сотрудничества между всеми государствами. Все больше и больше в нашу жизнь входит принцип, что «защита прав человека и основных свобод – неотъемлемый элемент международных отношений, важное направление деятельности государств и международных организаций»1.

    Из наличия у конституционных прав, свобод и обязанностей высшей юридической силы следует, что лицам не могут быть предоставлены такие права или возложены на них такие обязанности, которые противоречат или несовместимы с конституционными. В случае возникновения подобной ситуации действуют конституционные права, свободы и обязанности, а противоречащие им права, свободы и обязанности должны быть отменены компетентными государственными органами. «В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умоляющие права и свободы человека и гражданина» (ч. 2 ст. 55 Конституции РФ). Обеспечение за конституционными правами, свободами и обязанностями высшей юридической силы является гарантией незыблемости всего правового статуса человека и гражданина. Российское государство берет на себя обязанность охранять, обеспечивать и защищать, т.е. гарантировать, все права и свободы человека и гражданина независимо от того, в каком нормативном акте они записаны (ч. 1 ст. 45). Однако повышенное внимание оно уделяет основным правам и свободам, а также обязанностям. Это выражается в том, что указанные правд и свободы закреплены в специальной главе Конституции (гл. 2). Оно также проявляется и в том, что содержащиеся в Основном законе государства положения, направленные на реализацию прав и свобод, имеют в виду прежде всего претворение в жизнь именно основных прав и свобод.

    В то же время, «мало провозгласить права и свободы человека и закрепить их в законах, нужно добиться материального обеспечения этих прав и свобод, гарантировать неукоснительное выполнение законов всеми членами общества, независимо от занимаемой должности, сверху донизу»1. Только при таком подходе к основным правам и свободам человека и их эффективной защите можно построить правовое государство, ибо само понятие прав человека означает главенство, примат закона, одинаково обязательного для всех граждан того или иного государства, примат международного права над внутригосударственными установлениями, верховенство общечеловеческих ценностей над всеми другими.

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

     

    I. Нормативно-правовые акты

  1. Устав Организации Объединенных наций // Международное право в документах / Сост. Блатова Н.Т. М.: Международные отношения, 1997.
  2. Венская декларация и программа действий (Вена, Австрия, 14 – 25 июня 1993 г.) // Международное публичное право. Сборник документов. Т.1. –М., 1996.
  3. Всеобщая декларация прав человека 1948 г. // Российская газета от 10 декабря 1998 г.
  4. Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 ноября 1950 г.) // Бюллетень международных договоров, 2001, № 4.
  5. Международный билль о правах человека / В сб.: Международные акты о правах человека. — 2-е изд. — М., 2002. — С. 38 — 77.
  6. Международный пакт от 16 декабря 1966 г. о гражданских и политических правах // Бюллетень Верховного Суда РФ. — 1994. — № 12.
  7. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (Нью-Йорк, 19 декабря 1966 г.) // Ведомости ВС СССР. — 1976. -№ 17.
  8. Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах / В кн.: Сборник международных документов «Права человека и судопроизводство». ОSСЕ, Poland.
  9. Конституция Российской Федерации: Принята на всенародном референдуме 12 декабря 1993 г. // Российская газета от 25 декабря 1993 г.
  10. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 1 от 30 ноября 1994 г. №51-ФЗ // СЗ РФ. – 1994. — №32. – Ст. 3301.
  11. Гражданский кодекс РФ. Ч. 2 от 26 января 1996 г.// – СЗ РФ. – 1996. – № 5. – Ст. 410.
  12. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть третья от 26 ноября 2001 г. № 146-ФЗ // Российская газета. – 28 дек. 2001.
  13. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ // Российская газета. – 31 дек. 2001.
  14. Семейный кодекс РФ от 29 декабря 1995 г. № 223-ФЗ // СЗ РФ. – 1996. – № 1 . – Ст. 16.
  15. Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. №1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» // СЗ РФ. — 1994. — № 13. — Ст. 1447.
  16. Федеральный закон от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» // СЗ РФ. — 1997, — № 1. — Ст. 1.
  17. Федеральный закон от 26 июня 1992 г. № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» // Ведомости РФ. — 1992. — № 30. — Ст. 1792.
  18. Федеральный закон от 27 апреля 1993 г. № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» // Сборник законодательных актов РФ. — 1993. — Вып. VIII. — С. 117.
  19. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24 июля 1998 г. (в ред. ФЗ от 21.12.2004 № 170-ФЗ) // СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3802.
  20. Федеральный закон «О мировых судьях в Российской Федерации» от 17 декабря 1998 г. № 188-ФЗ // СЗ РФ. — 1998. — № 51. — Ст. 6270.
  21. Закон Российской Федерации от 27 апреля 1993 г. «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» (с изменениями от 14 декабря 1995 г.) // Сборник законодательных актов Российской Федерации, выпуск VIII, 1993 г., ст. 117; Российская газета от 26 декабря 1995 г.
  22. Закон РФ от 13 декабря 1996 г. «Об оружии» // СЗ РФ. — 1996. — 51. — Ст. 5681.
  23. Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 11 января 2000 г. № КАС 99-390; определение Судебной коллегии Верховного Суда РФ от 24 августа 2000 г.; Обзор судебной практики Верховного Суда РФ за I квартал 1998 г. по гражданским делам (утв. постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 6 мая 1998 г.) // Обзор судебной практики верховного Суда РФ за II квартал 1998 г. по гражданским делам (утв. постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 4 августа 1998 г.) .
  24. Постановление Конституционного Суда РФ от 6 июня 1995 г. № 7-П по делу о проверке конституционности абзаца 2 ч. 7 ст. 19 Закона РСФСР от 18 апреля 1991 г. «О милиции» в связи с жалобой гражданина В.М. Минакова (с особым мнением судьи Конституционного Суда российской Федерации А.Л. Кононова); постановление по делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» в связи с жалобой гражданина В. А. Мостипанова; определение по жалобе гражданина П.М. Терзияна на нарушение его конституционных прав положениями статей 159 и 199 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях // КонсультантПлюс.

    II. Иследования

     

  25. Алексеев С.С. Государство и право. М., 2009
  26. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. –М.: Норма-Инфра-М, 2009.
  27. Баглай М.В., Габричидзе Б.Н. Конституционное право Российской Федерации. –М., 2009.
  28. Бондарь Н.С. Гражданин и Российское государство: конституционные основы взаимоотношений. – Ростов-на-Дону, 2005.
  29. Венгеров А.Б. Теория государства и права. – М., 2009.
  30. Витрук Н.В. Конституционное правосудие: Учебное пособие. – М., 2003.
  31. Гаврилов В.В. ООН и права человека. Механизмы создания и осуществления нормативных актов. – Владивосток, Изд-во ДВГУ, 2002.
  32. Гончарук Е.В., Альхименко В.В. Конституционная обязанность человека и гражданина Российской Федерации сохранять природу и окружающую среду и роль ОВД в ее обеспечении // Право: теория и практика, №3 (18), 2003. С. 35 – 37.
  33. Действия российских властей в Европейский Суд по правам человека обжаловали Анатолий Бурдов и еще 10 000 его сограждан // Бюллетень Европейского Суда по правам человека. — М., 2007. — № 3. — С. 3, 4.
  34. Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. Л.А. Окунькова. — М., 2007.
  35. Алексеев С.С. Государство и право. М., 2009
  36. Кутафин О.Е. Предмет конституционного права. – М., 2006.
  37. Мартышин О.В. Политическая обязанность // Государство и право. 2006. № 4. – С. 25 – 26.
  38. Мелков Г.М. Международная защита прав и свобод человека. М.: Юридическая литература, 2004.
  39. Николаев А. Проблемы реализации принципа разделения властей в Конституции Российской Федерации // Право и жизнь. — 2000. — № 25. — С. 12.
  40. Николайко Н.В. Права человека и система ООН. – Киев: Наукова Думка, 2001.
  41. Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации / Под общ. ред. В.Д. Карповича. – М., 2007.
  42. Права человека / Отв. ред. Е.А. Лукашева.– М.: Норма, 2009.
  43. Права человека. Сборник универсальных и региональных международных документов. Сост. Шестапов Л.Н. –М.: МГУ, 2000.
  44. Права человека. Словарь-справочник. – М.: Инфра-М, 2006.
  45. Румянцев О.Г., Додонов В.Н. Юридический энциклопедический словарь.–М.: Инфра- М. НОРМА, 2009.
  46. Стрекозов В.Г., Казанчев Ю.Д. Государственное (конституционное) право Российской Федерации. – М.: Зерцало, 2008.
  47. Энтин М. Л. Международные гарантии прав человека. Практика Совета Европы. –М.: Международные отношения, 2002.

     

     

    ПРИЛОЖЕНИЕ 1

    Классификация прав человека

    082814 0033 2 ПОНЯТИЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ, СВОБОД И ОБЯЗАННОСТЕЙ И ИХ ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРИРОДА

     

    082814 0033 3 ПОНЯТИЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ, СВОБОД И ОБЯЗАННОСТЕЙ И ИХ ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРИРОДА082814 0033 4 ПОНЯТИЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ, СВОБОД И ОБЯЗАННОСТЕЙ И ИХ ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРИРОДА082814 0033 5 ПОНЯТИЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ, СВОБОД И ОБЯЗАННОСТЕЙ И ИХ ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРИРОДА

     

    082814 0033 6 ПОНЯТИЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ, СВОБОД И ОБЯЗАННОСТЕЙ И ИХ ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРИРОДА082814 0033 7 ПОНЯТИЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ, СВОБОД И ОБЯЗАННОСТЕЙ И ИХ ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРИРОДА082814 0033 8 ПОНЯТИЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ, СВОБОД И ОБЯЗАННОСТЕЙ И ИХ ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРИРОДА

    082814 0033 9 ПОНЯТИЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ, СВОБОД И ОБЯЗАННОСТЕЙ И ИХ ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРИРОДА

    082814 0033 10 ПОНЯТИЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ, СВОБОД И ОБЯЗАННОСТЕЙ И ИХ ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРИРОДА082814 0033 11 ПОНЯТИЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ, СВОБОД И ОБЯЗАННОСТЕЙ И ИХ ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРИРОДА082814 0033 12 ПОНЯТИЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ, СВОБОД И ОБЯЗАННОСТЕЙ И ИХ ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРИРОДА

    082814 0033 13 ПОНЯТИЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ, СВОБОД И ОБЯЗАННОСТЕЙ И ИХ ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРИРОДА082814 0033 14 ПОНЯТИЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ, СВОБОД И ОБЯЗАННОСТЕЙ И ИХ ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРИРОДА082814 0033 15 ПОНЯТИЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ, СВОБОД И ОБЯЗАННОСТЕЙ И ИХ ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРИРОДА

    082814 0033 16 ПОНЯТИЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ, СВОБОД И ОБЯЗАННОСТЕЙ И ИХ ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРИРОДА082814 0033 17 ПОНЯТИЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ, СВОБОД И ОБЯЗАННОСТЕЙ И ИХ ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРИРОДА082814 0033 18 ПОНЯТИЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ, СВОБОД И ОБЯЗАННОСТЕЙ И ИХ ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРИРОДА

    082814 0033 19 ПОНЯТИЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ, СВОБОД И ОБЯЗАННОСТЕЙ И ИХ ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРИРОДА082814 0033 20 ПОНЯТИЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ, СВОБОД И ОБЯЗАННОСТЕЙ И ИХ ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРИРОДА082814 0033 21 ПОНЯТИЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ, СВОБОД И ОБЯЗАННОСТЕЙ И ИХ ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРИРОДА

    082814 0033 22 ПОНЯТИЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ, СВОБОД И ОБЯЗАННОСТЕЙ И ИХ ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРИРОДА082814 0033 23 ПОНЯТИЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ, СВОБОД И ОБЯЗАННОСТЕЙ И ИХ ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРИРОДА

    082814 0033 24 ПОНЯТИЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ, СВОБОД И ОБЯЗАННОСТЕЙ И ИХ ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРИРОДА082814 0033 25 ПОНЯТИЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ, СВОБОД И ОБЯЗАННОСТЕЙ И ИХ ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРИРОДА

    082814 0033 26 ПОНЯТИЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ, СВОБОД И ОБЯЗАННОСТЕЙ И ИХ ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРИРОДА082814 0033 27 ПОНЯТИЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ, СВОБОД И ОБЯЗАННОСТЕЙ И ИХ ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРИРОДА082814 0033 28 ПОНЯТИЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ, СВОБОД И ОБЯЗАННОСТЕЙ И ИХ ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРИРОДА

     

    082814 0033 29 ПОНЯТИЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ, СВОБОД И ОБЯЗАННОСТЕЙ И ИХ ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРИРОДА082814 0033 30 ПОНЯТИЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ, СВОБОД И ОБЯЗАННОСТЕЙ И ИХ ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРИРОДА082814 0033 31 ПОНЯТИЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ, СВОБОД И ОБЯЗАННОСТЕЙ И ИХ ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРИРОДА082814 0033 32 ПОНЯТИЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ, СВОБОД И ОБЯЗАННОСТЕЙ И ИХ ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРИРОДА082814 0033 33 ПОНЯТИЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ, СВОБОД И ОБЯЗАННОСТЕЙ И ИХ ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРИРОДА082814 0033 34 ПОНЯТИЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ, СВОБОД И ОБЯЗАННОСТЕЙ И ИХ ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРИРОДА082814 0033 35 ПОНЯТИЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ, СВОБОД И ОБЯЗАННОСТЕЙ И ИХ ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРИРОДА082814 0033 36 ПОНЯТИЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ, СВОБОД И ОБЯЗАННОСТЕЙ И ИХ ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРИРОДА082814 0033 37 ПОНЯТИЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ, СВОБОД И ОБЯЗАННОСТЕЙ И ИХ ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРИРОДА082814 0033 38 ПОНЯТИЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ, СВОБОД И ОБЯЗАННОСТЕЙ И ИХ ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРИРОДА082814 0033 39 ПОНЯТИЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ, СВОБОД И ОБЯЗАННОСТЕЙ И ИХ ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРИРОДА082814 0033 40 ПОНЯТИЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ, СВОБОД И ОБЯЗАННОСТЕЙ И ИХ ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРИРОДА082814 0033 41 ПОНЯТИЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ, СВОБОД И ОБЯЗАННОСТЕЙ И ИХ ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРИРОДА082814 0033 42 ПОНЯТИЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ, СВОБОД И ОБЯЗАННОСТЕЙ И ИХ ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРИРОДА082814 0033 43 ПОНЯТИЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ, СВОБОД И ОБЯЗАННОСТЕЙ И ИХ ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРИРОДА082814 0033 44 ПОНЯТИЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ, СВОБОД И ОБЯЗАННОСТЕЙ И ИХ ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРИРОДА082814 0033 45 ПОНЯТИЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ, СВОБОД И ОБЯЗАННОСТЕЙ И ИХ ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРИРОДА082814 0033 46 ПОНЯТИЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ, СВОБОД И ОБЯЗАННОСТЕЙ И ИХ ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРИРОДА082814 0033 47 ПОНЯТИЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ, СВОБОД И ОБЯЗАННОСТЕЙ И ИХ ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРИРОДА082814 0033 48 ПОНЯТИЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ, СВОБОД И ОБЯЗАННОСТЕЙ И ИХ ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРИРОДА082814 0033 49 ПОНЯТИЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ, СВОБОД И ОБЯЗАННОСТЕЙ И ИХ ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРИРОДА082814 0033 50 ПОНЯТИЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ, СВОБОД И ОБЯЗАННОСТЕЙ И ИХ ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРИРОДА082814 0033 51 ПОНЯТИЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ, СВОБОД И ОБЯЗАННОСТЕЙ И ИХ ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРИРОДА082814 0033 52 ПОНЯТИЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ, СВОБОД И ОБЯЗАННОСТЕЙ И ИХ ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРИРОДА

    082814 0033 53 ПОНЯТИЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ, СВОБОД И ОБЯЗАННОСТЕЙ И ИХ ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРИРОДА

     

    082814 0033 54 ПОНЯТИЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ, СВОБОД И ОБЯЗАННОСТЕЙ И ИХ ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРИРОДА

    082814 0033 55 ПОНЯТИЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ, СВОБОД И ОБЯЗАННОСТЕЙ И ИХ ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРИРОДА

     

    082814 0033 56 ПОНЯТИЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ, СВОБОД И ОБЯЗАННОСТЕЙ И ИХ ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРИРОДА

     

    082814 0033 57 ПОНЯТИЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ, СВОБОД И ОБЯЗАННОСТЕЙ И ИХ ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРИРОДА

    082814 0033 58 ПОНЯТИЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ, СВОБОД И ОБЯЗАННОСТЕЙ И ИХ ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРИРОДА

    082814 0033 59 ПОНЯТИЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ, СВОБОД И ОБЯЗАННОСТЕЙ И ИХ ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРИРОДА

    082814 0033 60 ПОНЯТИЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ, СВОБОД И ОБЯЗАННОСТЕЙ И ИХ ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРИРОДА082814 0033 61 ПОНЯТИЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ, СВОБОД И ОБЯЗАННОСТЕЙ И ИХ ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРИРОДА

     

    082814 0033 62 ПОНЯТИЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ, СВОБОД И ОБЯЗАННОСТЕЙ И ИХ ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРИРОДА

    082814 0033 63 ПОНЯТИЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ, СВОБОД И ОБЯЗАННОСТЕЙ И ИХ ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРИРОДА

    ПРИЛОЖЕНИЕ 2

    Виды конституционных гарантий

    082814 0033 64 ПОНЯТИЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ, СВОБОД И ОБЯЗАННОСТЕЙ И ИХ ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРИРОДА

    082814 0033 65 ПОНЯТИЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ, СВОБОД И ОБЯЗАННОСТЕЙ И ИХ ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРИРОДА

    082814 0033 66 ПОНЯТИЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ, СВОБОД И ОБЯЗАННОСТЕЙ И ИХ ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРИРОДА082814 0033 67 ПОНЯТИЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ, СВОБОД И ОБЯЗАННОСТЕЙ И ИХ ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРИРОДА082814 0033 68 ПОНЯТИЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ, СВОБОД И ОБЯЗАННОСТЕЙ И ИХ ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРИРОДА

    082814 0033 69 ПОНЯТИЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ, СВОБОД И ОБЯЗАННОСТЕЙ И ИХ ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРИРОДА082814 0033 70 ПОНЯТИЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ, СВОБОД И ОБЯЗАННОСТЕЙ И ИХ ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРИРОДА082814 0033 71 ПОНЯТИЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ, СВОБОД И ОБЯЗАННОСТЕЙ И ИХ ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРИРОДА082814 0033 72 ПОНЯТИЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ, СВОБОД И ОБЯЗАННОСТЕЙ И ИХ ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРИРОДА082814 0033 73 ПОНЯТИЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ, СВОБОД И ОБЯЗАННОСТЕЙ И ИХ ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРИРОДА082814 0033 74 ПОНЯТИЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ, СВОБОД И ОБЯЗАННОСТЕЙ И ИХ ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРИРОДА082814 0033 75 ПОНЯТИЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ, СВОБОД И ОБЯЗАННОСТЕЙ И ИХ ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРИРОДА082814 0033 76 ПОНЯТИЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ, СВОБОД И ОБЯЗАННОСТЕЙ И ИХ ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРИРОДА082814 0033 77 ПОНЯТИЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ, СВОБОД И ОБЯЗАННОСТЕЙ И ИХ ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРИРОДА082814 0033 78 ПОНЯТИЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ, СВОБОД И ОБЯЗАННОСТЕЙ И ИХ ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРИРОДА082814 0033 79 ПОНЯТИЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ, СВОБОД И ОБЯЗАННОСТЕЙ И ИХ ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРИРОДА082814 0033 80 ПОНЯТИЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ, СВОБОД И ОБЯЗАННОСТЕЙ И ИХ ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРИРОДА082814 0033 81 ПОНЯТИЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ, СВОБОД И ОБЯЗАННОСТЕЙ И ИХ ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРИРОДА082814 0033 82 ПОНЯТИЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ, СВОБОД И ОБЯЗАННОСТЕЙ И ИХ ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРИРОДА082814 0033 83 ПОНЯТИЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ, СВОБОД И ОБЯЗАННОСТЕЙ И ИХ ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРИРОДА082814 0033 84 ПОНЯТИЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ, СВОБОД И ОБЯЗАННОСТЕЙ И ИХ ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРИРОДА082814 0033 85 ПОНЯТИЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ, СВОБОД И ОБЯЗАННОСТЕЙ И ИХ ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРИРОДА082814 0033 86 ПОНЯТИЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ, СВОБОД И ОБЯЗАННОСТЕЙ И ИХ ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРИРОДА082814 0033 87 ПОНЯТИЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ, СВОБОД И ОБЯЗАННОСТЕЙ И ИХ ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРИРОДА082814 0033 88 ПОНЯТИЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ, СВОБОД И ОБЯЗАННОСТЕЙ И ИХ ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРИРОДА082814 0033 89 ПОНЯТИЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ, СВОБОД И ОБЯЗАННОСТЕЙ И ИХ ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРИРОДА082814 0033 90 ПОНЯТИЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ, СВОБОД И ОБЯЗАННОСТЕЙ И ИХ ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРИРОДА082814 0033 91 ПОНЯТИЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ, СВОБОД И ОБЯЗАННОСТЕЙ И ИХ ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРИРОДА082814 0033 92 ПОНЯТИЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ, СВОБОД И ОБЯЗАННОСТЕЙ И ИХ ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРИРОДА082814 0033 93 ПОНЯТИЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ, СВОБОД И ОБЯЗАННОСТЕЙ И ИХ ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРИРОДА082814 0033 94 ПОНЯТИЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ, СВОБОД И ОБЯЗАННОСТЕЙ И ИХ ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРИРОДА082814 0033 95 ПОНЯТИЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ, СВОБОД И ОБЯЗАННОСТЕЙ И ИХ ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРИРОДА082814 0033 96 ПОНЯТИЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ, СВОБОД И ОБЯЗАННОСТЕЙ И ИХ ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРИРОДА082814 0033 97 ПОНЯТИЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ, СВОБОД И ОБЯЗАННОСТЕЙ И ИХ ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРИРОДА082814 0033 98 ПОНЯТИЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ, СВОБОД И ОБЯЗАННОСТЕЙ И ИХ ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРИРОДА082814 0033 99 ПОНЯТИЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ, СВОБОД И ОБЯЗАННОСТЕЙ И ИХ ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРИРОДА082814 0033 100 ПОНЯТИЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ, СВОБОД И ОБЯЗАННОСТЕЙ И ИХ ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРИРОДА082814 0033 101 ПОНЯТИЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ, СВОБОД И ОБЯЗАННОСТЕЙ И ИХ ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРИРОДА082814 0033 102 ПОНЯТИЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ, СВОБОД И ОБЯЗАННОСТЕЙ И ИХ ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРИРОДА

<

Комментирование закрыто.

WordPress: 21.94MB | MySQL:121 | 2,023sec