ПРАВОВАЯ ПРИРОДА ИНСТИТУТА ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

<

090114 0027 1 ПРАВОВАЯ ПРИРОДА ИНСТИТУТА ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИПроблема политического статуса президента приобретает большую значимость в связи со значительным повышением роли политики в управлении обществом. Неслучайно за последние годы внимание большого количества ученых и политологов приковано к исследованию и разработке теории политической жизни. И, следовательно, изучение проблемы возникновения и становления социально-политических функций, места и роли института президентства приобретает особенно важный характер. Институт президентства является одним из основополагающих элементов политической и государственных систем многих стран мира, в том числе и нашей страны.

Актуальность темы исследования поставленной проблемы обусловлена рядом обстоятельств. Во-первых, определенная новизна института президентства для России, переживающего можно сказать еще период своего становления, так и особым местом Президента в системе государственных органов любой страны. Анализ президентской власти в странах с разными формами правления (например, США — президентская и ФРГ — парламентарная) позволяет выявить те сильные и слабые черты Президента Российской Федерации, которые характерны для вышеназванных стран и восприняты отечественной практикой. Исходя из полномочий Президента, можно прийти к выводу о существовании президентской власти, которая выделяется из традиционной триады разделения властей, но если об исполнительной, законодательной и судебной власти мы можем говорить как о чем-то устоявшемся, универсальном, то в значении президентской власти прослеживается четкая зависимость от той или иной формы т.е. каждому типу государственного правления соответствует определенный тип президентства с его особыми ролевыми функциями. Так, в США, Президент совмещает функции главы государства и главы исполнительной власти, осуществляя непосредственное руководство правительственной политикой. Несмотря на то, что согласно американской модели президентства Президент наделен широкими и разнообразными полномочиями, он действует лишь в рамках федеральной исполнительной власти и в силу конституционного принципа разделения властей не может единолично управлять всем государственным аппаратом. Данная модель отличается своей рациональностью, так как в ней отсутствует присущий ряду других стран дуализм исполнительной власти, при котором Президент и премьер-министр часто соперничают за влияние на политику правительства. Конституция ФРГ наделяет Президента статусом «первого гражданина» имеющего высокий моральный авторитет и представляющего свою страну во многих официальных актах государственной власти. Главой исполнительной власти является федеральный Канцлер, Президент выступает в качестве символа единения нации.

Во-вторых, повышенная роль Президента как гаранта стабильности, проявляется в моменты политических кризисов, которые активизируют его резервную функцию. Глава государства выступает в качестве высшего должностного лица, способствующего сохранению преемственности власти, поддержанию спокойствия в обществе и соблюдения всеми гражданами законности. В нашей стране, где Конституция была принята при активном участии Президента — лидера, закреплена его значительная личная власть, его самостоятельность, при незначительных ограничениях его деятельности полномочиями парламента. Статья 80 Конституции Российской Федерации определяет статус Президента как главы государства, здесь следует отметить, что называясь главой государства Президент может быть номинальной фигурой, но в России была избрана другая модель «президентство с ощутимыми полномочиями» или так называемое «суперпрезидентство», что проявляется в следующих факторах: Полномочия Президента производны от народа, Президент избирается народом непосредственно, в то время как в США выборы Президента проводятся коллегией выборщиков, а в ФРГ для избрания Президента созывается Федеральное Собрание; только Президент наделяется задачей обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия всех иных органов государственной власти — и федеральных, и субъектов Российской Федерации (ст.80, ст.85 Конституции РФ). Никакие другие органы подобными возможностями по отношению к Президенту не располагают Президент в целом независим от других органов государственной власти. Парламентские и судебные сдержки и противовесы в отношении президентской власти, а тем более контроль осуществляются в минимальных размерах. В сущности, можно говорить об отсутствии конституционной ответственности Президента, так, например, предусмотренный Конституцией институт отрешения Президента от должности на практике трудно осуществим. Президент обладает большими возможностями по отношению к парламенту (послания Федеральному Собранию, внесение проектов законов, роспуск нижней палаты парламента — Государственной Думы и т.д.). Правительство вполне можно назвать правительством Президента. Таким образом, Президент выделен за рамки концепции разделения властей, он находится над ними, выполняя роль своеобразного арбитра, олицетворяя собой саму государственную власть.

Анализ литературы по теме исследования свидетельствует что институт президента анализируется многими авторами, среди которых Баглай М.В., Болдырева Р.С., Бушуев И.И., Дмитриев Ю.А., Каинов В.И., Козлова Е.И., Кутафин О.Е., Окуньков Л.А. и др. В этих работах исследованы особенности правового статуса Президента РФ.

Объект исследования – правовой статус Президента Российской Федерации согласно Конституции России.

Предмет исследования – конституционные правоотношения, юридический статус Президента.

Целью данной работы является изучение правовых основ института президентства в Российской Федерации и характеристика конституционно-правового статуса. Президента России.

Достижение поставленной цели предусматривает постановку следующих задач:

– рассмотреть правовую природу института Президента Российской Федерации;

– охарактеризовать правовой статус Президента Российской Федерации;

– провести анализ организации деятельности Президента Российской Федерации.

Теоретико–методологическую основу исследования составляют труда отечественных ученых по анализу и правовой оценки конституционно-правового статуса. Президента России.

Эмпирическую базу исследования составили: Конституция Российской Федерации, Федеративные законы и Указы Президента Российской Федерации.

 

1.1 Становление института в Российской Федерации

 

Президент как глава государства занимает особое, специфическое положение, охватывая своей деятельностью весь широкий круг вопросов государственного значения. Термин «президент» происходит от латинского praesidens, что означает «сидящий впереди», т.е. председательствующий на собрании. Президент государства — это единоличный глава государства, получающий свои полномочия путем выборов.

Зарубежная практика свидетельствует об особой значимости института президентства в политической жизни государства. Прерогативы, исключительное право, президента позволяют ему оказывать огромное влияние на общественно-политические процессы в стране. В демократических странах на него возлагается функция ведущего гаранта стабильности основ конституционного строя. Он контролирует соблюдение конституционных норм всеми органами государства, накладывает вето на законы, не соответствующие основному закону государства, и т.д.

В соответствии с особым статусом и полномочиями президента на нем лежит и особая ответственность за сохранение законности и общественного благополучия.

Президентство является относительно молодым, новым и еще не полностью устоявшимся юридическим институтом в российской конституционно-политической практике. В СССР пост президента учрежден в 1990 г. (президентский пост занимал М.С. Горбачев), в РСФСР — в 1991 г. (первым президентом РСФСР был избран Б.Н. Ельцин).

В начале своей эволюции институт президентства существенно отличался от современного. Он был создан с целью восстановить авторитет государственной власти и укрепить исполнительную власть, обеспечивающую соблюдение законов в стране [28].

В Законе РСФСР от 24 апреля 1991 г. № 1098-1 «О Президенте РСФСР» от 24 апреля 1991 г. было всего 11 статей [18]. В нем Президент был охарактеризован как высшее должностное лицо и глава исполнительной власти в РСФСР. Таким образом, статус Президента РСФСР складывался из двух основных компонентов: он был одновременно фактическим главой государства и конституционным главой исполнительной власти. Однако в таком виде институт президентства просуществовал недолго. Конституционный кризис, завершившийся событиями 3 — 4 октября 1993 г., привел к принятию новой Конституции РФ, иначе определившей статус и полномочия Президента РФ. Указом Президента РФ от 24 декабря 1993 г. № 2288 «О мерах по приведению законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией Российской Федерации» Закон РСФСР «О Президенте РСФСР» [8] был признан недействительным и не подлежащим применению как противоречащий Конституции РФ.

Конституция 1993 г. [1] установила новую систему органов государственной власти. Была отвергнута американская модель президентской республики, где президент совмещает в одном лице пост главы государства и главы правительства. Выбор был сделан в пользу французской модели смешанной, полупрезидентской республики, в которой существует разграничение функций между двумя должностными лицами — главой государства и главой правительства [29]. По действующей Конституции РФ Президент РФ является главой государства (ч. 1 ст. 80) [1]. Его можно назвать символом государства и официальным представителем всего народа.

Закрепляя статус Президента РФ, Конституция РФ в статье 80 предусматривает связанные с этим функции, касающиеся основ жизнедеятельности государства и общества.

 

 

 

1.2 Роль и значение института Президента Российской Федерации

 

Президент РФ является гарантом Конституции РФ. Он обеспечивает соблюдение конституционных норм всеми органами государства, налагает вето на законы, не соответствующие Конституции РФ, приостанавливает действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ, а также наделен правом отменять распоряжения и постановления Правительства РФ. Кроме того, выполнять функцию гаранта Конституции РФ он может не только лично, но и путем обращения в компетентные органы, прежде всего, в суды. Президент РФ вправе направлять в Конституционный Суд РФ запросы о конституционности различных нормативных правовых актов и обращаться в Конституционный Суд РФ по вопросам толкования Конституции.

На Президента РФ возложена функция гаранта прав и свобод человека и гражданина. Эту функцию он реализует в своей личной деятельности, изданием указов и внесением в Государственную Думу законопроектов в порядке законодательной инициативы. Указы и законы могут быть направлены на защиту правового положения личности в целом или регулировать статус отдельных групп населения: пенсионеров, военнослужащих и других групп населения, нуждающихся в защите со стороны государства.

При Президенте РФ действует Комиссия по правам человека, являющаяся совещательным и консультативным органом. В ее задачи входит: создание условий для реализации Президентом РФ его конституционных полномочий гаранта прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации; содействие совершенствованию механизма обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина; содействие деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации по реализации основ государственной политики в области обеспечения и зашиты прав и свобод человека и гражданина; укрепление международного сотрудничества в области обеспечения и защиты прав и свобод человека.

Кроме того, Президент РФ призван принимать необходимые меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности. Например, Президент РФ постановил исключить дублирование функций и полномочий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления; совершенствовать правовое регулирование разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в целях упразднения функций органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления и др. [15].

Государственная нераздельность Российской Федерации обеспечивается целостностью и неприкосновенностью ее территории; единством экономического пространства, которое не допускает установления таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств; верховенством Конституции РФ и федеральных законов на всей территории Российской Федерации; единым гражданством Российской Федерации; отсутствием у субъектов Российской Федерации права выхода из состава Федерации или иного изменения своего статуса без согласия Российской Федерации, поскольку одностороннее решение такого рода вопросов представляет угрозу для государственной целостности Федерации, единства системы государственной власти.

Суверенитет предполагает верховенство, независимость и самостоятельность, т.е. полноту власти государства на всей его территории. Это свойство государственной власти проявляется в ее самостоятельности и независимости в решении внутриполитических и внешнеполитических вопросов.

Охрана суверенитета, независимости, безопасности и целостности являются прямой обязанностью Президента РФ, названной в присяге, которую он приносит при вступлении в должность.

Важнейшая задача Президента РФ — обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти. Президент РФ располагает конкретными средствами для разрешения конфликтов и разногласий между государственными органами. Одним из эффективных и часто используемых на практике средств являются согласительные процедуры (наиболее часто применяемый вид согласительных процедур – это переговоры), которые дают возможности урегулирования отношений между различными органами государственной власти. Сущность таких процедур — поиск компромиссных решений, удовлетворяющих все спорящие стороны, и, в конечном счете, в достижении взаимного согласия [28]. Во всех подобных случаях Президент РФ играет роль арбитра, он выступает не как одна из сторон конфликта, а как общенациональный авторитет. При этом нередко переговоры проводятся либо им лично, либо с участием его представителей.

Обеспечению взаимодействия органов власти способствует направление Президентом РФ своих замечаний в парламент. Впоследствии это позволяет избежать необходимости использования президентского вето. Предусмотрены также процедуры совместного формирования ряда центральных органов государства. Например, состав ЦИК России назначается на паритетных началах Президентом РФ, Государственной Думой и Советом Федерации.

Президент РФ определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Основные направления внутренней и внешней политики определяются в ежегодном послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ. Реализация этих основных направлений политики, проведение их в жизнь является правом и обязанностью уполномоченных органов законодательной и исполнительной власти.

Наконец, Президент РФ как глава государства представляет Россию внутри страны и в международных отношениях. Он вправе признать от имени своего государства текст международного договора или дать согласие государства на обязательность для него договора. Президенту РФ предоставляется возможность активно влиять на внешнюю политику и проводить в жизнь им самим определенные политические установки.

Кроме того, Президент РФ может выступать в разных качествах. При заключении договора между федеральным органом государственной власти и органом власти субъекта Федерации, а также в ряде других внутрифедеральных отношений он выступает от имени федеральных органов. При определении задач единой системы исполнительной власти в Российской Федерации он представляет государство в целом, включая все его субъекты.

В Указе Президента РФ от 27 июля 1999 г. № 906 «Об утверждении описания символа президентской власти — Знака Президента Российской Федерации» определен символ президентской власти — Знак Президента РФ, представляющий собой равноконечный крест с расширяющимися концами [10]. Президент РФ также имеет право на штандарт (флаг), оригинал которого находится у него в служебном кабинете в резиденции в г. Москве, а дубликат поднимается над резиденциями Президента РФ во время его пребывания в них и на транспортных средствах Президента РФ [9].

Президент РФ обладает неприкосновенностью (ст. 91 Конституции РФ). Во время исполнения им своих полномочий никто не имеет права применить против него физическое или психическое насилие, задержать его, обыскать, арестовать, допросить, привлечь к любому виду ответственности, принудительно доставить его в суд в качестве свидетеля.

Наконец, он не может быть ни свергнут, ни отстранен от исполнения обязанностей согласно статье 278 Уголовного кодекса РФ («Насильственный захват власти или насильственное удержание власти»).

Роль Президента РФ в государстве обусловлена его местом в системе разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную. В науке сложились различные мнения по этому вопросу.

Значительная часть ученых (например, Л.А. Окуньков [28], В.И Радченко
[30]) полагают, что Президент РФ не входит ни в одну из ветвей власти и занимает особое место в системе разделения властей, хотя фактически его функции связаны с исполнительной властью (например, М.В. Баглай [20]). Отдельные авторы (например, Р.С. Болдырева, Б.П. Елисеев) в своих работах прямо заявляют о том, что Президент РФ вообще не входит в систему разделения властей [21]. Признают особое положение Президента РФ в системе разделения властей и сторонники (В.Е. Чиркин, Ю.А. Дмитриев, А.М. Николаев, Е.И. Козлова) выделения самостоятельной президентской власти (наряду с законодательной, исполнительной и судебной) [23, 25, 32]. Принципиально иной точки зрения придерживается группа ученых (И.И. Бушуев, И.Г. Шаблинский, С.В. Краюшкина, В.И. Каинов [22, 24, 33]), рассматривающих Президента РФ как одного из субъектов исполнительной власти и считающих, что он должен быть интегрирован в исполнительную власть. Конституция РФ и практика последних лет позволяют говорить об особом положении Президента РФ в системе разделения властей, т.е. о становлении самостоятельной президентской ветви власти. От эффективного использования полномочий Президента РФ зависит устойчивая работа всего государственного механизма. Выделение четвертой ветви власти не дает никаких оснований трактовать президентскую власть как стоящую над другими властями, зависящими от нее. Каждая из них осуществляет свои конституционно закрепленные за ней полномочия, функционирует во взаимодействии с другими властями, обеспечена определенными рычагами влияния на иные власти и на Президента РФ. В Конституции РФ заложена необходимая система сдержек и противовесов, которая способствует сбалансированному взаимодействию властей.

 

1.3 Порядок избрания и вступления в должность Президента Российской Федерации

 

Порядок проведения выборов Президента РФ определяется Конституцией РФ и Федеральным законом от 10 января 2003 г. № 9 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» [7].

Согласно части 1 ст. 81 Конституции РФ [1], Президент РФ избирается на четыре года гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Право избирать Президента РФ получают все граждане, достигшие на день выборов 18-летнего возраста. Отстраняются от участия в выборах только недееспособные граждане и лица, пребывающие в местах лишения свободы по приговору суда. Каждый избиратель имеет один голос, т.е. выборы являются равными. Участие граждан в выборах — добровольное.

Конституция РФ устанавливает некоторые требования к кандидату на пост Президента РФ. На эту должность может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в стране не менее 10 лет (ч. 2 ст. 81) [1].

Президент России может быть переизбран на второй срок, но после этого он не может участвовать в выборах третий раз подряд. В последнее время все чаще стал подниматься вопрос об увеличении срока,

Допускается выполнение лицом полномочий Президента РФ в течение третьего и четвертого сроков только после перерыва, во время которого обязанности Президента РФ выполняет другое лицо, избранное в установленном законом порядке.

Выборы Президента РФ проводятся по единому федеральному избирательному округу, включающему всю территорию России, по мажоритарной системе абсолютного большинства. В Федеральном законе «О выборах Президента Российской Федерации» перечислены все этапы избирательного процесса (приложение А), точно установлена их последовательность и длительность.

Первый этап — это принятие и объявление решения Советом Федерации о назначении выборов Президента РФ. Решение о назначении выборов принимается Советом Федерации не ранее чем за 110 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования, чтобы выделить достаточное количество времени для их организации и последовательного прохождения всех стадий.

Решение о назначении выборов подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через 5 дней со дня его принятия.

Второй — подготовка проведения выборов, которая включает разнообразную подготовительную деятельность избирательных комиссий различных уровней (Центральная избирательная комиссия РФ — ЦИК России, избирательные комиссии субъектов Федерации, территориальные (районные, городские и др.) и участковые избирательные комиссии).

<

Третий — выдвижение и регистрация кандидатов. Кандидаты на должность Президента РФ могут быть выдвинуты политическими партиями, имеющими право принимать участие в выборах и выдвигать кандидатов, избирательными объединениями, а также в порядке самовыдвижения, при условии его поддержки группой избирателей.

Для поддержки самовыдвижения кандидата необходимо создать группу избирателей в количестве не менее 500 граждан России, обладающих активным избирательным правом, и не позднее чем через 20 дней со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов Президента РФ обратиться в ЦИК России с ходатайством в письменной форме о регистрации группы избирателей.

Кандидат, выдвинутый в порядке самовыдвижения, в свою поддержку, а политическая партия (за исключением политической партии, федеральный список кандидатов которой допущен к распределению депутатских мандатов на последних, предшествующих данным выборам Президента РФ выборах депутатов Государственной Думы) в поддержку выдвинутого ею кандидата обязаны собрать не менее двух миллионов подписей избирателей. При этом на один субъект Российской Федерации должно приходиться не более 50 тыс. подписей избирателей, место жительства которых находится на территории данного субъекта Российской Федерации. Если сбор подписей избирателей осуществляется среди избирателей, постоянно проживающих за пределами территории Российской Федерации, общее количество этих подписей не может быть более 50 тыс.

По завершении сбора подписей подписные листы представляются в ЦИК России вместе с рядом других документов: итоговым протоколом, списком лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, сведениями об изменениях в данных о кандидате, первым финансовым отчетом кандидата.

Центральная избирательная комиссия РФ обращается с представлением о проверке достоверности сведений о кандидатах в соответствующие органы, которые обязаны в течение 10 дней, а в отношении сведений о размере и об источниках доходов кандидата и его супруга за 4 года, предшествующие году назначения выборов Президента РФ, об имуществе, принадлежащем кандидату и его супругу на праве собственности, о вкладах в банках, ценных бумагах, об обязательствах имущественного характера кандидата и его супруга, – в течение 20 дней сообщить о результатах проверки. Если указанное представление поступило за 10 и менее дней до дня голосования, соответствующие органы должны сообщить о результатах проверки в срок, установленный ЦИК России [28].

Четвертый — проведение предвыборной агитации, которую осуществляют как непосредственно сами кандидаты, так и выдвинувшие их организации. Под предвыборной агитацией понимается деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании по выборам Президента РФ и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата, либо против кандидата, либо против всех кандидатов.

Зарегистрированные кандидаты в Президенты РФ начинают активную деятельность по разъяснению избирателям своей программы действий в качестве Президента РФ.

Кандидаты могут использовать максимальное разнообразие форм агитации: публикации в прессе, выступления на телевидении и радио; проведение таких мероприятий, как собрания, встречи с избирателями, публичные предварительные дебаты, дискуссии, митинги, шествия, демонстрации; выпуск и распространение печатных, аудиовизуальных и других материалов.

Агитационный период начинается со дня выдвижения кандидата и прекращается в ноль часов по местному времени за сутки до дня голосования. Предвыборная агитация на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях проводится в период, который начинается за 28 дней до дня голосования и прекращается в ноль часов по местному времени за сутки до дня голосования. Проведение предвыборной агитации в день голосования и в предшествующий ему день запрещается. Кроме того, в течение 5 дней, предшествующих дню голосования, а также в день голосования запрещается опубликование (обнародование) результатов опросов общественного мнения, прогнозов результатов выборов, иных исследований, связанных с проводимыми выборами Президента РФ, в том числе их размещение в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования (включая сеть Интернет) [28].

Пятый — голосование. Днем голосования является второе воскресенье месяца, в котором проводилось голосование на предыдущих общих выборах Президента РФ и в котором четыре года тому назад был избран Президент РФ.

Гражданам Российской Федерации обеспечивается возможность проголосовать независимо от того, где они находятся и день выборов. С этой целью образуются избирательные участки не только по месту постоянного проживания избирателей, но и в местах их временного пребывания (санатории, больницы и т.п.), в отдаленных труднодоступных районах, на судах, находящихся в плавании, а также за рубежом. Для избирателей, которые не могут явиться в помещение для голосования, избирательная комиссия должна иметь переносные избирательные ящики. Каждый избиратель голосует лично. Ему предоставляется возможность воспользоваться кабиной для тайного голосования, куда без его желания никто другой войти не может. В целях наилучшего информирования избирателей участковая комиссия оформляет стенд, содержащий материалы обо всех кандидатах. Кроме того, должен быть вывешен образец заполненного избирательного бюллетеня, который не должен содержать фамилии зарегистрированных кандидатов, наименования политических партий, выдвинувших на данных выборах Президента РФ зарегистрированных кандидатов [28].

Шестой — это подсчет голосов за выдвинутых кандидатов на всех избирательных участках, оформление результатов выборов, определение победителя или в некоторых случаях назначение второго тура либо признание выборов несостоявшимися или недействительным и принятие решения о назначении повторных выборов на должность Президента РФ. Выборы считаются несостоявшимися, если: в выборах приняли участие менее половины избирателей, включенных в списки избирателей на момент окончания голосования; число голосов избирателей, поданных за зарегистрированного кандидата, набравшего наибольшее число голосов избирателей по отношению к другому зарегистрированному кандидату, меньше, чем число голосов избирателей, поданных против всех кандидатов; в избирательный бюллетень на общих выборах были включены два кандидата и ни один из них не получил более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании; все кандидаты выбыли до проведения повторного голосования [28].

Выборы считаются недействительными, если: допущенные при проведении голосования или установлении итогов голосования нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей; итоги голосования признаны недействительными на части избирательных участков, списки избирателей на которых на момент окончания голосования в совокупности включают в себя не менее чем одну четвертую часть от общего числа избирателей, включенных в списки избирателей на момент окончания голосования; по решению суда.

После окончания голосования проводится тщательный подсчет голосов избирателей сначала в участковых избирательных комиссиях, затем эти данные суммируются поочередно во всех вышестоящих избирательных комиссиях, и общие результаты выборов определяет ЦИК России не позднее чем через 10 дней после дня голосования.

Избранным считается зарегистрированный кандидат, который получил более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Число избирателей, принявших участие в голосовании, определяется по числу избирательных бюллетеней установленной формы, обнаруженных в ящиках для голосования.

Если в избирательный бюллетень было включено более двух зарегистрированных кандидатов и ни один из них по результатам общих выборов не был избран на должность, то ЦИК России назначает повторное голосование на выборах Президента РФ по двум зарегистрированным кандидатам, получившим наибольшее число голосов избирателей. Повторное голосование по зарегистрированному кандидату назначается при наличии письменного заявления зарегистрированного кандидата о согласии на проведение по его кандидатуре повторного голосования. Повторное голосование проводится через 21 день со дня голосования на общих выборах [28].

Заключительным, седьмым этапом является опубликование результатов прошедших выборов, а также церемония вступления Президента РФ в должность и начало исполнения им возложенных на него обязанностей.

Всенародно избранный Президент РФ вступает в должность на 30-й день со дня официального опубликования ЦИК результатов выборов.

Официальное опубликование результатов выборов Президента РФ осуществляется ЦИК России в течение 3 дней со дня подписания ею протокола о результатах выборов Президента РФ. В течение 2 месяцев со дня голосования ЦИК России осуществляет в своем официальном печатном органе официальное опубликование информации об итогах голосования, включающей в себя полные данные протоколов всех избирательных комиссий, за исключением участковых избирательных комиссий, об итогах голосования, о результатах выборов Президента РФ, а также данных об избранном кандидате. Не позднее чем через 7 дней со дня такого опубликования указанная информация размещается ЦИК России в сети Интернет и содержится там не менее 1 года со дня официального опубликования результатов выборов Президента РФ [25].

Торжественное вступление в должность сопровождается принесением присяги (ч. 1 ст. 82 Конституции РФ) [1]. Присяга приносится в присутствии депутатов парламента, высших должностных лиц, судей органов конституционного контроля, руководителей общественных объединений, деятелей различных конфессий. Эта процедура называется инаугурация — введение в должность. В ходе инаугурации Президент РФ передает преемнику орден «За заслуги перед Отечеством» 1-й степени. Этот орден имеется в единственном числе и является символом высшей государственной власти.

Президент РФ исполняет свои полномочия до момента вступления в должность вновь избранного Президента РФ.

 

2 ПРАВОВОЙ СТАТУС ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

2.1 Компетенция Президента Российской Федерации

 

Полномочия Президента РФ вытекают из его функций и представляют собой конкретные права и обязанности главы государства по вопросам, отнесенным к его компетенции. Те полномочия, которые присущи только Президенту РФ и не разделяются им с парламентом, Правительством РФ и органами судебной власти, называются его прерогативами. Полномочия — официально предоставленные должностному лицу права и обязанности в определенной сфере деятельности. Компетенция — определяемый конституцией или законом объем полномочий государственного органа или должностного лица, за рамки которого они не могут выходить в своей деятельности [25].

Полномочия Президента РФ могут быть разделены на полномочия в области кадровой политики, в сферах взаимодействия с парламентом, Правительством РФ, военно-вооруженных сил, внешней политики, регулирования правового статуса личности.

Президент РФ обладает широкими полномочиями в области кадровой политики. Его участие в формировании органов государственной власти может проявляться по-разному. Конституция РФ предусматривает несколько вариантов назначения и освобождения от должности высших должностных лиц (ст. 83) [1]:

– назначение с согласия Государственной Думы Председателя
Правительства РФ, а также по его предложению назначение на должность и освобождение от нее заместителей Председателя Правительства РФ, федеральных министров;

– назначение и освобождение по представлению Государственной Думы Председателя Центрального банка РФ;

– предоставление Совету Федерации кандидатур для назначения судей федеральных судов и Генерального прокурора РФ, а так же предложение о его освобождении;

– назначение и освобождение полномочных представителей
Президента РФ [12], высшее командование Вооруженных Сил РФ, дипломатических представителей РФ в иностранных государствах и
международных организациях.

Кроме того, Президент РФ формирует Администрацию Президента РФ (п. «и» ст. 83 Конституции РФ) [1], которая обеспечивает деятельность главы государства, создает условия для реализации Президентом РФ его конституционных полномочий [14].

В сфере взаимодействия с парламентом Президент РФ обладает различными полномочиями, в которых учитывается специализация деятельности палат, их конституционная самостоятельность и качественно разный состав их представителей.

Одним из основных средств общения главы государства и парламента является ежегодное послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ (п. «е» ст. 84 Конституции РФ), которое заслушивается на совместном заседании обеих палат [1]. Послание представляет собой программный документ, в котором идет речь о положении в стране в текущий момент и определяются основные направления внутренней и внешней политики. Послание не является нормативным актом. Для парламента оно служит ориентиром в предстоящей законодательной деятельности, а для исполнительных органов имеет директивный характер. Поэтому, хотя послание и адресовано Федеральному Собранию, задача по его выполнению ложится на Правительство РФ, ответственное за реализацию основных направлений политики.

Президент РФ принимает активное участие в законотворческом процессе. Прежде всего он наделен правом законодательной инициативы (п. «г» ст. 84 Конституции РФ) [1]. Законопроекты Президента РФ, внесенные им на рассмотрение Государственной Думы, считаются приоритетными в программе законотворчества.

Кроме того, Президент РФ подписывает и обнародует федеральные законы (п. «д» ст. 84 Конституции РФ) [1]. Эффективным инструментом влияния главы государства на законодательную власть является право президентского вето, под которым подразумевается возвращение Президентом РФ законов парламенту на повторное рассмотрение. Законы, возвращенные Президентом РФ, рассматриваются палатами в первоочередном порядке. После этого может быть принято одно из двух решений: палата принимает закон в редакции Президента РФ (для этого требуется более половины голосов от общего числа депутатов) или повторно принимается закон в ранее принятой редакции (за это решение должны проголосовать не менее 2/3 от общего числа депутатов). Такое требование делает вето Президента РФ труднопреодолимым.

Для преодоления разногласий между Государственной Думой и Президентом РФ могут быть созданы согласительные комиссии, которые с учетом пожеланий обеих сторон вырабатывают компромиссный вариант закона.

Президент РФ назначает выборы Государственной Думы (п. «а» ст. 84 Конституции РФ), при этом он должен придерживаться указанных в законе сроков перевыборов депутатов для обеспечения непрерывного функционирования законодательной власти в стране. Назначение даты выборов — не право, а скорее обязанность Президента РФ, так как он делает это не произвольно, по своему усмотрению, а в строго определенный срок. Это относится и к назначению внеочередных выборов в Думу после ее роспуска (п. 2 ст. 109 Конституции РФ) [1]. Мотивов для использования права отлагательного вето может быть очень много, например, низкое качество юридической техники; противоречие законов Конституции РФ другим федеральным законам и др.

К взаимодействию с законодательной властью можно отнести и право Президента РФ назначать референдум (п. «в» ст. 84 Конституции РФ). Это право обеспечивает ему активную позицию в проведении реформ [6].

Важным средством воздействия Президента РФ на парламент является его право на роспуск Государственной Думы (п. «б» ст. 84 Конституции РФ), означающее прекращение, начиная с момента назначения даты новых выборов, осуществления Государственной Думой предусмотренных Конституцией РФ полномочий по принятию законов, а также иных ее конституционных полномочий, которые реализуются путем принятия решений на заседаниях палаты. При этом исключается осуществление указанных полномочий Государственной Думы Президентом РФ, Советом Федерации, другими органами государственной власти [17].

Конституция РФ предусматривает два случая, когда нижняя палата может быть распущена: трехкратное отклонение представленных кандидатур председателя Правительства РФ (п. 4 ст. 111) и повторное выражение недоверия Правительству РФ в течение 3 месяцев (п. 3 ст. 117) [1]. В последнем случае роспуск Государственной Думы не является обязательным: в качестве альтернативы Президент РФ может объявить об отставке Правительства РФ.

Значительную часть полномочий главы государства составляют полномочия в области исполнительной власти. Президент РФ:

  • участвует в формировании Правительства РФ;
  • объявляет об отставке Правительства РФ;
  • имеет право председательствовать на заседаниях Правительства РФ;
  • проводит регулярные встречи с главой Правительства РФ;
  • является надзорной инстанцией по отношению к Правительству РФ, пользуясь своим правом отмены решений Правительства РФ.

    Президенту РФ непосредственно подведомственны Министерство иностранных дел РФ, Министерство обороны РФ и ряд других федеральных министерств. Главы этих министерств, входящие в состав Правительства РФ, подчиняются Президенту РФ [31].

    Можно выделить полномочия в сфере военно-вооруженных сил. Здесь Президент РФ формирует и возглавляет Совет Безопасности (п. «ж» ст. 83 Конституции РФ), являющийся совещательным коллегиальным органом, в состав которого по должности входят: министры обороны, иностранных дел, внутренних дел, директор Службы внешней разведки, директор Федеральной службы контрразведки и др. лица; утверждает военную доктрину РФ, т.е. документ, в котором зафиксированы военные, военно-политические, военно-технические и экономические основы официально принятых в государстве взглядов на предотвращение войны, конфликтов военного характера, защиту жизненно важных интересов Российской Федерации [11]; является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ (ч. 1 ст. 87 Конституции РФ) [1]; вводит в установленных случаях на территории России или в отдельных ее местностях чрезвычайное и военное положение (ч. 2 ст. 87, ст. 88 Конституции РФ) [1].

    В случае агрессии против России или непосредственной угрозы агрессии Президент РФ издает указ о введении военного положения. В соответствии с Федеральным конституционным законом от 30 января 2002 г. № 1-ФКЗ «О военном положении» [5] под военным положением понимается особый правовой режим, вводимый на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях в соответствии с Конституцией РФ Президентом РФ.

    В период действия военного положения могут в той мере, в какой это необходимо для обеспечения обороны страны и безопасности государства, ограничиваться права и свободы граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, деятельность организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, права их должностных лиц. На граждан, организации и их должностных лиц могут возлагаться дополнительные обязанности.

    Что касается чрезвычайного положения, то оно вводится лишь при наличии обстоятельств, которые представляют собой непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан или конституционному строю Российской Федерации и устранение которых невозможно без применения чрезвычайных мер. В соответствии с Федеральным конституционным законом от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» [4], под чрезвычайным положением понимается вводимый на всей территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях особый правовой режим деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, их должностных лиц, общественных объединений, допускающий отдельные ограничения прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений, а также возложение на них дополнительных обязанностей.

    Президент РФ осуществляет руководство внешней политикой в основном через Министерство иностранных дел. Но и сам он принимает активное участие в реализации внешней политики Российской Федерации. Это проявляется в его регулярных встречах с лидерами иностранных государств, телефонных обменах мнениями с ведущими зарубежными политическими деятелями. Президент РФ также ведет международные переговоры и участвует в важнейших международных дипломатических форумах.

    Выражением личного участия Президента РФ в реализации внешней политики является подписание им международных договоров Российской Федерации, которые признаются составной частью ее правовой системы. Глава государства подписывает ратификационные грамоты — документы, свидетельствующие об утверждении федеральным законом международного договора Российской Федерации. Он принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей иностранных государств (ст. 86 Конституции РФ) [10].

    В сфере регулирования правового статуса личности Президент РФ наделен следующими полномочиями (ст. 89 Конституции РФ):

    решать вопросы гражданства Российской Федерации, т.е. вопросы приема, восстановления в гражданстве Российской Федерации, выхода из гражданства Российской Федерации;

    предоставлять политическое убежище;

    награждать государственными наградами Российской Федерации;

    присваивать почетные звания Российской Федерации, высшие воинские и высшие специальные звания;

    осуществлять помилование [1].

    Президент РФ издает правовые акты двух видов: указы и распоряжения (ст. 90 Конституции РФ) [1]. Указами являются нормативные правовые акты, содержащие общие правила поведения, адресованные неопределенному кругу лиц и рассчитанные на многократное применение, а также являющиеся основной формой реализации прерогатив Президента РФ по управлению государством. Распоряжения не содержат нормативных предписаний.

    Акты Президента РФ не подлежат утверждению законодательным органом, за исключением указов о введении военного и чрезвычайного положения. Они представляют собой разновидность подзаконных актов и не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам, но в иерархии подзаконных актов указ Президента РФ стоят выше, чем постановления Правительства РФ и обладают большей юридической силой.

     

    2.2 Прекращение полномочий Президента Российской Федерации

     

    Президент РФ прекращает исполнение своих полномочий с истечением срока пребывания его в должности. Моментом истечения срока полномочий считается принесение присяги вновь избранным Президентом РФ.

    В части 2 ст. 92 Конституции РФ установлены три случая законного досрочного прекращения исполнения полномочий Президента РФ [1]. Отставка, под которой понимается добровольный уход с поста с подписанием заявления, извещающего об оставлении должности. В этом случае обязанности Президента РФ временно принимает на себя Председатель Правительства РФ. Уход в отставку имеет окончательный характер: Президент РФ не может отозвать заявление об отставке и вернуться к исполнению обязанностей [19]. С момента объявления отставки самим Президентом РФ его полномочия автоматически досрочно прекращаются. Такой случай имел место в российской государственной практике, когда Президент Б.Н. Ельцин 31 декабря 1999 г. объявил о своей отставке, и исполнение его полномочий временно было возложено на Председателя Правительства РФ В.В. Путина.

    Прекращение исполнения полномочий по состоянию здоровья. Здесь возможны два варианта:

    — Президент РФ серьезно болен, но находится в ясном уме и способен самостоятельно принять взвешенное решение. Тогда при стойкой неспособности по состоянию здоровья исполнять свои полномочия Президент РФ прекращает их исполнение, что, по сути, представляет собой ту же отставку, но с указанием конкретного основания;

    — возможны ситуации, когда Президент РФ не в состоянии сам принять решение (он находится в бессознательном состоянии или есть основания сомневаться в ясности его ума и способности принимать обоснованные решения), В этом случае для решения вопроса о досрочном прекращении полномочий требуется специальное авторитетное медицинское заключение.

    Если состояние здоровья лишь временно не позволяет Президенту РФ выполнять свои обязанности, то их исполняет Председатель Правительства РФ до того момента, пока Президент РФ не сможет взять их на себя. Обеспечение деятельности временно исполняющего обязанности Президента РФ осуществляется в установленном порядке Администрацией Президента РФ.

        Существуют некоторые ограничения полномочий Председателя Правительства РФ: он не имеет права распускать Государственную Думу, назначать референдум, вносить предложения о поправках и пересмотре Конституции РФ. Эти ограничения обусловлены тем, что исполняющий обязанности не избирается всенародно в отличие от Президента РФ. Например, когда Президенту РФ Б.Н. Ельцину предстояло перенести операцию на сердце, он 19 сентября 1996 г. издал Указ о временном исполнении обязанностей Президента РФ Председателем Правительства РФ В.С. Черномырдиным в полном объеме, включая полномочия по контролю за стратегическими ядерными силами и ядерным оружием.

    Отрешение Президента от должности (импичмент). Статья 93 Конституции РФ называет в качестве оснований отрешения Президента РФ от должности государственную измену или совершение иного тяжкого преступления.

    В Конституции РФ прописана и процедура отрешения. Для ее осуществления необходимо выполнение нескольких этапов.

    Первый этап состоит в выдвижении Государственной Думой обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности. Согласно части 2 ст. 93 Конституции РФ инициатива в принятии такого решения должна исходить не менее чем от одной трети депутатов Государственной Думы, Для рассмотрения данного вопроса в Государственной Думе требуется также заключение специальной комиссии, образованной этой палатой, она же вправе определять состав комиссии.

    Ввиду важности вопроса в Конституции РФ устанавливается, что решение Государственной Думы о выдвижении обвинения против Президента РФ должно приниматься квалифицированным большинством голосов, т.е. 2/3 голосов от общего числа депутатов палаты.

    Второй этап процедуры отрешения Президента РФ от должности включает подтверждение решения Государственной Думы заключениями Верховного Суда РФ и Конституционного Суда РФ. В части 1 ст. 93 Конституции РФ установлено, что Верховный Суд РФ дает заключение о наличии в действиях Президента РФ признаков преступления, а Конституционный Суд РФ дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения [1].

    Третий этап процедуры отрешения Президента РФ от должности состоит в принятии Советом Федерации соответственного решения. В статье 93 Конституции РФ устанавливается, что данное решение Совет Федерации должен выносить на основании рассмотрения всех материалов: решения Государственной Думы о выдвижении обвинения против Президента РФ; заключений Верховного Суда РФ и Конституционного Суда РФ, подтверждающих решение Государственной Думы; заключения специальной комиссии, образованной Государственной Думой [1]. Такое решение должно приниматься 2/3 голосов от общего числа депутатов Совета Федерации.

    Наряду с этим в Конституции РФ специально оговаривается срок, в течение которого Совет Федерации РФ вправе принять решение об отрешении Президента РФ от должности. Этот срок равен 3 месяцам после выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента РФ. Если в этот срок решение Совета Федерации не будет принято, обвинения, выдвинутые против Президента РФ, считаются отклоненными. Отрешение Президента РФ от должности также не состоится в случае принятия Советом Федерации до истечения трехмесячного срока решения об отклонении обвинения против Президента РФ.

    Отрешение Президента РФ от должности автоматически влечет за собой прекращение исполнения им полномочий. Президент РФ теряет при этом свою неприкосновенность и может быть привлечен к уголовной ответственности в обычном порядке. В этом случае Президент РФ лишается всех гарантий, которые ему предоставляются, как экс-Президенту РФ. Однако это действует, еще раз повторим, только на случай импичмента. Первые же два вида законного досрочного прекращения исполнения полномочий Президента РФ (отставка и прекращение исполнения полномочий по состоянию здоровья), а также прекращение исполнения своих полномочий с истечением срока пребывания в должности, обеспечивают ему и его членам семьи правовые, социальные и иные гарантии, которые закрепляются в Федеральном законе от 12 февраля 2001 г. № 12-ФЗ «О гарантиях Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи» [3]. Такими гарантиями являются:

    – пожизненное предоставление государственной охраны в местах его постоянного или временного пребывания в полном объеме мер, предусмотренных Федеральным законом от 27 мая 1996 г. № 57-ФЗ»О государственной охране» [2], включая предоставление специальной связи и транспортного обслуживания;

    – сохранение права на медицинское обслуживание, которое предоставляется на день прекращения Президентом РФ исполнения своих полномочий;

  • предоставление права обязательного государственного страхования жизни и здоровья за счет средств федерального бюджета на сумму, равную годовому денежному вознаграждению Президента РФ, на случай: гибели (смерти), если она наступила вследствие телесных повреждений или иного причинения вреда здоровью; причинения увечья или иного повреждения здоровья;
  • обладание неприкосновенностью, т.е. Президент РФ, прекративший исполнять свои полномочия, не может быть привлечен к ответственности за деяния, совершенные им в период исполнения полномочий Президента РФ. Его неприкосновенность распространяется и на занимаемые им жилые и служебные помещения, используемые им транспортные средства, средства связи, принадлежащие ему документы и багаж, на его переписку. Однако он может быть лишен неприкосновенности в случае возбуждения уголовного дела по факту совершения им тяжкого преступления;
  • право на ежемесячное пожизненное денежное содержание в размере 75% месячного денежного вознаграждения Президента РФ. Выплата денежного содержания приостанавливается в случае замещения Президентом РФ, прекратившим исполнение своих полномочий, государственной должности Российской Федерации;
  • предоставление в пожизненное пользование одной из государственных дач;
  • право бесплатно пользоваться залами для официальных лиц и делегаций аэропортов и аэровокзалов, железнодорожных вокзалов и станций, морских вокзалов (портов) и речных вокзалов;

    право на бесплатное пользование на территории Российской Федерации правительственной связью и другими видами связи, которыми располагают органы государственной власти, органы местного самоуправления и организации, и право на внеочередное получение услуг связи. Все виды почтовых и телеграфных отправлений пересылаются (передаются), обрабатываются и доставляются в разряде правительственных;

  • право содержать за счет средств федерального бюджета аппарат помощников. Для размещения аппарата помощников Президенту РФ, прекратившему исполнение своих полномочий, предоставляется отдельное служебное помещение, оборудованное мебелью, оргтехникой, средствами связи, в том числе правительственной связью. Помощники несут ответственность за исполнение своих обязанностей только перед ним. Общий месячный фонд оплаты труда помощников устанавливается в первые 30 месяцев со дня прекращения исполнения своих полномочий в сумме, не превышающей 2-кратного размера месячного денежного вознаграждения Президента РФ, а после истечения указанного срока — полуторакратного размера месячного денежного вознаграждения Президента РФ. В пределах указанного фонда оплаты труда Президент РФ, прекративший исполнение своих полномочий, самостоятельно определяет размер должностных окладов своих помощников, порядок и размер их премирования;
  • назначение после его смерти членам семьи ежемесячного пособия в сумме, равной 6-кратному минимальному размеру пенсии по старости, установленному федеральным законом на день его смерти. Им также предоставляется право на пользование служебным автотранспортом, и за ними сохраняется право на медицинское обслуживание, которое им предоставлялось, в течение 5 лет со дня его смерти.

     

    3 ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

     

    Президент РФ осуществляет свою деятельность, опираясь на аппарат государственной власти. В него входят Администрация Президента, консультативные органы в виде комиссий и советов, а также полномочные представители Президента в федеральных округах.

    Материально-техническим и финансовым обеспечением деятельности Президента, его Администрации, а также федеральных государственных органов занимается Управление делами Президента Российской Федерации [13]. Оно является самостоятельным федеральным органом исполнительной власти, т.е. не входит в состав Администрации Президента.

    Многогранность работы Президента РФ, широчайший спектр его деятельности, необходимость постоянного контроля исполнения решений главы государства — эти и другие факторы предполагают существование специального органа, создающего условия для реализации Президентом РФ его конституционных полномочий. Таким органом является Администрация Президента РФ.

    В соответствии с Указом Президента РФ от 25 марта 2004 г. № 400 «Об Администрации Президента Российской Федерации» данный государственный орган обеспечивает деятельность Президента РФ и осуществляет контроль за исполнением его решений [14].

    Основными функциями Администрации Президента являются:

  • организация подготовки законопроектов для внесения их Президентом РФ в Государственную Думу в порядке законодательной инициативы;
  • подготовка предложений о подписании Президентом РФ федеральных законов либо об их отклонении;
  • обеспечение обнародования федеральных законов, выпуск указов и распоряжений Президента РФ, а также иных документов, подписанных Президентом РФ;

    —    подготовка материалов для ежегодных посланий Президента
    РФ Федеральному Собранию и для его программных выступлений;

  • обеспечение деятельности Совета Безопасности РФ, Государственного совета РФ и других совещательных и консультативных органов при Президенте РФ;
  • осуществление контроля за исполнением федеральных законов (в части, касающейся полномочий Президента РФ, в том числе по обеспечению прав и свобод человека и гражданина), указов, других решений Президента РФ;
  • подготовка проектов обращений Президента РФ в Конституционный Суд РФ;
  • подготовка предложений Президенту РФ об обеспечении согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти;
  • обеспечение диалога со структурами гражданского общества,
    содействие их развитию и укреплению;
  • сбор, обработка и анализ информации о социально-экономических и политических процессах в стране и за рубежом;
  • учет и анализ обращений граждан, предложений общественных объединений и органов местного самоуправления, представление соответствующих докладов Президенту РФ [16].

    Реализуя возложенные на нее функции, Администрация взаимодействует с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными органами иностранных государств и их должностными лицами, российскими, международными и иностранными организациями; организует проведение научных и исследовательских работ, в том числе с привлечением на договорной основе научных организаций, ученых и экспертов; исполняет поручения и контролирует исполнение поручений Президента РФ и др.

    Администрация Президента РФ состоит из Руководителя Администрации, двух заместителей Руководителя Администрации, помощников Президента РФ, пресс-секретаря Президента РФ, руководителя протокола Президента РФ, полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах, советников Президента РФ, полномочных представителей Президента РФ в Федеральном Собрании и Конституционном Суде РФ, старших референтов, референтов Президента РФ и иных должностных лиц, а также самостоятельных подразделений.

    Целью данной работы являлось изучение правовых основ института президентства в Российской Федерации и характеристика конституционно-правового статуса. Президента России.

    Анализ результатов исследования позволяет сделать следующие выводы:

    Во-первых, Президент как глава государства занимает особое, специфическое положение, охватывая своей деятельностью весь широкий круг вопросов государственного значения. Только Президент наделяется задачей обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия всех иных органов государственной власти — и федеральных, и субъектов Российской Федерации (ст.80, ст.85 Конституции РФ). Никакие другие органы подобными возможностями по отношению к Президенту не располагают.

    Во-вторых, Президент в целом независим от других органов государственной власти. Парламентские и судебные сдержки и противовесы в отношении президентской власти, а тем более контроль осуществляются в минимальных размерах. В сущности, можно говорить об отсутствии конституционной ответственности Президента, так, например, предусмотренный Конституцией институт отрешения Президента от должности на практике трудно осуществим.

    В-третьих, Президент обладает большими возможностями по отношению к парламенту (послания Федеральному Собранию, внесение проектов законов, роспуск нижней палаты парламента — Государственной Думы и т.д.). Правительство вполне можно назвать правительством Президента. олномочия Президента РФ вытекают из его функций и представляют собой конкретные права и обязанности главы государства по вопросам, отнесенным к его компетенции. Полномочия Президента РФ могут быть разделены на полномочия в области кадровой политики, в сферах взаимодействия с парламентом, Правительством РФ, военно-вооруженных сил, внешней политики, регулирования правового статуса личности. Президент РФ обладает широкими полномочиями в области ядровой политики. Его участие в формировании органов государственной власти может проявляться по-разному. Конституция РФ предусматривает несколько вариантов назначения и освобождения от должности высших должностных лиц (ст. 83): назначение с согласия Государственной Думы Председателя
    Правительства РФ, а также по его предложению назначение на должность и освобождение от нее заместителей Председателя Правительства РФ, федеральных министров; назначение и освобождение по представлению Государственной Думы Председателя Центрального банка РФ; предоставление Совету Федерации кандидатур для назначения судей федеральных судов и Генерального прокурора РФ, а так же предложение о его освобождении; назначение и освобождение полномочных представителей Президента РФ, высшее командование Вооруженных Сил РФ, дипломатических представителей РФ в иностранных государствах и международных организациях.

     

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

     

  1. Конституция Российской Федерации: Принята на всенародном референдуме 12 декабря 1993 г. // Российская газета от 25 декабря 1993 г.
  2. Федеральный закон от 27 мая 1996 г. № 57-ФЗ «О государственной охране» в ред. ФЗ от 14.07.2008 № 118-ФЗ// СЗ РФ. 1996. № 22. Ст. 2594.
  3. Федеральный закон от 12 февраля 2001 г. № 12-ФЗ «О гарантиях Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи» в ред. ФЗ от 24 июля 2007 г. № 214-ФЗ// СЗ РФ. 2001. № 7. Ст. 617.
  4. Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» в ред. ФЗ от 07 марта 2005 г. № 1-ФЗ // СЗ РФ. 2001. № 23. Ст. 2277.
  5. Федеральный конституционный закон от 30 января 2002 г. № 1-ФКЗ «О военном положении» в ред. ФЗ от 03 ноября 2010 г. № 6-ФЗ // СЗ РФ. — 2002. — № 5. — Ст. 375.
  6. Федеральный конституционный закон «О референдуме Российской Федерации» от 28 июня 2004 г. № 5-ФЗ в ред. ФЗ от 24 апреля 2008 г. № 1-ФКЗ // СЗ РФ. 2004. № 27. Ст. 2710.
  7. Федеральный закон от 10 января 2003 г. № 9 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» в ред. ФЗ от 10 января 2003 г. № 91-ФЗ // СЗ РФ. — 2003. № 2. Ст. 171.
  8. Указ Президента РФ от 24 декабря 1993 г. № 2288 «О мерах по приведению законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией Российской Федерации» Закон РСФСР «О Президенте РСФСР» // САПП РФ. 1993. № 52. Ст. 5086.
  9. Указ Президента РФ от 15 февраля 1994 г. № 319 «О штандарте (флаге) Президента Российской Федерации» в ред. Указа Президента РФ от 6 мая 2000 № 832 // САПП РФ. 1994. № 8. Ст. 587
  10. Указ Президента РФ от 27 июля 1999 г. № 906 «Об утверждении описания символа президентской власти — Знака Президента Российской Федерации» в ред. Указа Президента РФ от 6 мая 2000 № 832 /// СЗ РФ. 1999. № 31. Ст. 3993.
  11. Указ Президента РФ от 5 февраля 2010 г. № 146 «Об утверждении Военной доктрины Российской Федерации» // СЗ РФ. 2010. № 7. Ст. 724.
  12. Указ Президента РФ от 13 мая 2000 г. № 849 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе» в ред. Указа Президента РФ от 7 сентября 2010 г. № 1099 // СЗ РФ. 2000. № 20. Ст. 2112.
  13. Указ Президента РФ от 7 августа 2000 г. № 1444 «Вопросы Управления делами Президента Российской Федерации» в ред. Указа Президента РФ от 7 сентября 2010 г. № 1099/ / СЗ РФ. 2000. № 33. Ст. 3350.
  14. Указ Президента РФ от 25 марта 2004 г. № 400 «Об Администрации Президента Российской Федерации» в ред. Указа Президента РФ от 17 февраля 2010 г. № 201 // СЗ РФ. 2004. № 13. Ст. 1188.
  15. Указ Президента РФ от 16 июля 2004 г. № 910 «О мерах по совершенствованию государственного управления» в ред. Указа Президента РФ от 10 июля 2007 г. № 316 / / Российская газета. 2004. № 153.
  16. Положение об Администрации Президента Российской Федерации в ред. Указа Президента РФ от 12 января 2010, утв. Указом Президента РФ от 6 апреля 2004 г. № 490 // СЗ РФ. 2004. № 15. Ст. 1395.
  17. Постановление Конституционного Суда РФ от 11 ноября 1999 г. № 15-П «По делу о толковании статей 84 (пункт «б»), 99 (части 1, 2 и 4) и 109 (часть 1) Конституции Российской Федерации» // СЗ РФ. — 1999. — № 47. Ст. 5787.
  18. Закон РСФСР от 24 апреля 1991 г. № 1098-1 «О Президенте РСФСР» от 24 апреля 1991 г. // Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР. — 1991. — № 52. — Ст. 5086.
  19. Авакъян С.Л. Досрочное прекращение полномочий Президента РФ: проблемы, требующие юридического решения // Законодательство. 1999. — № 3.
  20. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. М., 2007.
  21. Болдырева Р.С. Разделение властей: теоретико-правовые аспекты: Автореф. дисс… д-ра юрид. наук. М., 2008.
  22. Бушуев И. И. Разделение властей в федеративном государстве: Автореф. дисс… канд. юрид. наук. М., 2008.
  23. Дмитриев Ю.А., Николаев А.М. Система государственной власти в России и в мире: историко-правовая ретроспектива: Монография. М., 2007
  24. Каинов В.И. Институт президентства: конституционно-правовой статус: Автореф. дисс… д-ра юрид. наук. СПб., 2009
  25. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М., 2008.
  26. Краюшкина С.В. Принцип разделения властей и его реализация в современной России: Автореф. дисс…канд. полит, наук. М., 2008.
  27. Мушинский В. Президент: власть по праву мандата // Российская Федерация. 2006. № 2. С. 50.
  28. Окуньков Л.А. Президент Российской Федерации. Конституция и политическая практика. М., 2010
  29. Президент — Правительство — Исполнительная власть российская модель / Под ред. И. Шаблинского. М., 2007.
  30. Радченко В.И. Президент РФ в системе разделения властей: Автореф. дисс… канд. юрид. наук. Саратов, 2005.
  31. Сахаров Н.А. Институт президентства в современном мире. М., 2006.
  32. Чиркин В.Е. Конституционное право: Россия и зарубежный опыт. М., 2010.
  33. Шаблинский И.Г. Конституционные реформы в России и принцип разделения властей: Автореф. дисс… докт. юрид. наук. М., 2007.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ А

 

Этапы избрания и вступления в должность Президента России

090114 0027 2 ПРАВОВАЯ ПРИРОДА ИНСТИТУТА ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 


 

<

Комментирование закрыто.

WordPress: 22.34MB | MySQL:122 | 3,181sec