Референдум как форма непосредственной демократии

<

083014 0248 1 Референдум как форма непосредственной демократии Актуальность темы исследования определяется следующими положениями. Особое распространение референдумы получили в ХХ столетии, что было обусловлено ростом правовой и политической культуры, гражданской зрелости населения, демократизацией политических режимов, наличием технических возможностей (связь, средства массовой информации) для проведения подобных мероприятий. Проведение референдумов в отдельных странах зависит от национальной культуры и традиций. Например, референдум никогда не проводился в США на федеральном уровне, Нидерландах, Индии, Германии после Второй мировой войны, в Великобритании этот институт почти не применялся. По числу проведенных после Второй мировой войны референдумов Италия в Европе уступает лишь Швейцарии. В отличие от ее соседей – Франции и Швейцарии – референдум в Италии длительных традиций не имеет. Регулярно референдумы проводятся в Швейцарии, Норвегии. Со времени принятия в 1848 году первой швейцарской Конституции в стране было проведено больше референдумов, чем во всех остальных государствах мира вместе взятых (более 400 раз референдум использовался на федеральном уровне). Можно сказать, что в Швейцарии референдум является основным институтом в функционировании политической системы. Институт референдума в России был известен Конституции СССР 1936 г. Правда, определялся референдум там как всенародный опрос, однако таким определением вряд ли стоит пользоваться, ибо, как вытекает из понятия «опрос», результат голосования в данном случае, скорее всего не имеет обязательного значения ни для публичной власти, ни для граждан. Так же упоминается референдум и в Конституции РСФСР 1978 г., однако стал применяться сравнительно недавно. Первый общероссийский референдум был проведен 17 марта 1991 г. Его формула содержала два вопроса: о сохранении Союза ССР и о введении поста Президента в России. На оба этих вопроса большинство россиян ответили положительно. Вторым стал общероссийский референдум 25 апреля 1993 г. о доверии Президенту и парламенту.

И, наконец 12 декабря 1993 г. состоялся референдум по принятию новой Конституции Российской Федерации. В нем приняло участие 58 млн. 187 тыс. 755 зарегистрированных избирателей, или 54,8%. За принятие Конституции проголосовало 32 млн. 937 тыс. 630 избирателей, или 58,4% избирателей, принявших участие в голосовании. Это означало, что Конституция Российской Федерации принята. Поскольку референдум в соответствии со статьей 3 Конституции Российской Федерации является «высшим непосредственным выражением власти народа1», является одним из важнейших средств прямой демократии, на референдуме могут решаться принципиально важные вопросы жизни страны и всего народа, такие как принятие новой Конституции – все это говорит, о большой практической значимости выбранной темы.

Целью данной работы является стремление показать какую роль играет и какое место занимает референдум как одна из форм прямой (непосредственной) демократии в системе народовластия на местном уровне как базовый элемент местного самоуправления. В работе основное внимание уделяется таким вопросам как право участия в местном референдуме, инициатива и назначение местном референдума, организация местного референдума, а также определение результатов и правовые последствия местного референдума.

Задачи работы:

– раскрыть понятие местного референдума;

– охарактеризовать референдум как форма непосредственной демократии;

– анализ законодательного регулирования местного самоуправления в Российской Федерации;

– рассмотрение порядка и особенности проведения местного референдума на территории Краснодарского края.

Методологической основной работы выступили Конституция Российской федерации, Федеральные законы и Законы Краснодарского края, регулирующие институт местного референдума, порядок и организацию его проведения.

Теоретической базой исследования являются работы отечественных авторов, исследующих механизм проведения местно референдума, среди которых – Аболонин Е.С., Баглай М.В., Козлова Е.И., Комарова В.Ф., Кутафин О.Е., Постовой Н.В., Фадеев В.Л. и др.

1. ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

В соответствии с частью 1 статьи 1 Конституции Российской Федерации Российская Федерация есть демократическое государство. Термин «демократия» – производное от двух греческих слов – demos – народ и cratos – власть и переводится буквально «власть народа». Демократия определяется как народовластие, форма политического, государственного устройства, основанная на признании народа как источника власти, его права принимать участие в решении общественных, государственных вопросов, на признании принципов свободы, равенства и других прав граждан, предусматривающая введение правовых и процедурных гарантий их реализации во всех сферах жизни общества1.

В Конституции Российской Федерации указывается, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ (ч. 1. ст. 3). Это означает, что Россия провозглашается государством народовластия.

Каждая из двух категорий «народ» и «власть», составляющих понятия «народовластие», сложна и требует специального рассмотрения.

С юридической точки зрения понятие «народ» отождествляется с понятием «граждане» и определяется как принадлежность данной, ассоциированной в рамках единого государства совокупности людей к соответствующему государству. Народ образует физический субстрат государства.

Власть есть возможность распоряжаться или управлять кем-либо, подчинять своей воле других. Власть как явление социальное возникает вместе с возникновением общества и существует во всяком обществе, поскольку всякое общество требует управления, которое обеспечивается различными средствами, включая и принуждение1.

С возникновением государства возникает и государственная власть как один из существенных признаков государства. Государственная власть имеет в качестве своих основных элементов общую волю и силу, способную обеспечить подчинение этой общей воле всех членов общества.

Признание народа верховным носителем всей власти является выражением народного суверенитета. Народный суверенитет означает, что народ, ни с кем не деля свою власть, осуществляет ее самостоятельно и независимо от каких бы то ни было социальных сил, использует исключительно в своих собственных интересах.

Конституция Российской Федерации закрепляет прерогативу многонационального народа России на всю власть, его полновластие. Это означает, что российский народ ни с кем не делит власть и никто, кроме него самого, не может претендовать на власть в Российской Федерации. «Никто не может присваивать власть в Российской Федерации, – указывается в части 4, статьи 3. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону»2.

Таким образом, народовластие есть принадлежность всей власти народу, а также свободное осуществление народом этой власти в полном соответствии с его суверенной волей и коренными интересами.

В условиях народовластия осуществление власти конституируется, легитимируется и контролируется народом, т.е. гражданами государства поскольку она выступает в формах самоопределения и самоуправления народа, участвовать в которых могут на равных правах все граждане. Народовластие как форма государства и способ правления превращается таким образом в организационный принцип обладания властью и ее осуществления, определяющий, что решение любых государственных задач или реализация властных полномочий нуждаются в легитимации, исходящей от народа или восходящей к нему. Представление о народе как исходном и конечном пункте демократической легитимации является базовым в понимании демократии.1

В зависимости от формы волеизъявления народа в соответствии с частью 2 статьи 3 Конституции Российской Федерации различаются две формы демократии: прямая (непосредственная) и представительная – осуществление народом власти через выборных полномочных представителей, которые принимают решения, выражающие волю тех, кого они представляют (весь народ, население, проживающее на той или иной территории). Причем, некоторые специалисты в области конституционного права России считают, что нельзя говорить о приоритете той или иной формы демократии, так как они равным образом важны для реализации народовластия.2

Непосредственная демократия исходит из того, что в демократическом государстве воля народа и государственная власть должны быть тождественны, что сам народ должен непосредственно участвовать в принятии важных политических решений, осуществлении власти. Таким образом, непосредственная демократия является формой прямого волеизъявления народа или каких-либо групп населения.

При непосредственной демократии народ изъявляет свою волю в форме: референдума; выборов; всенародных и иных обсуждений проектов законов, других важных вопросов государственной жизни; правотворческой инициативы; участия в управлении делами общества через органы местного самоуправления, общественные организации, собрания и сходы граждан и др.; индивидуальных или коллективных обращений (петиций) в органы государственной власти и местного самоуправления.

«Высшим непосредственным выражением власти народа»3 – указывается в Конституции Российской Федерации (ч. 3 ст. 3), – являются референдум и свободные выборы.

Термин «референдум» происходит от латинского «referendum» – «то, что должно быть сообщено».

Согласно Федеральному конституционному закону «О референдуме в Российской Федерации» от 28 июня 2004 г. № 5-ФКЗ1, референдум Российской Федерации – всенародное голосование граждан Российской Федерации, обладающих правом на участие в референдуме, по вопросам государственного значения Государством гарантируется свободное волеизъявление граждан на референдуме, защите демократических принципов и норм избирательного права и права на участие в референдуме.

Самыми активными и действенными формами народного участия в управлении делами государства и местного сообщества являются голосование на выборах и референдумах.

Референдум и выборы – это институты прямой демократии, которые похожи по целям и субъектам, но различаются по объектам и результатам. Цель у них – выражение воли народа. Субъективный состав – граждане, которые имеют право принимать участие в референдуме и в выборах.

Под выборами понимается участие граждан в осуществлении власти народа посредством выделения из своей среды путем голосования представителей для выполнения в государственных органах или органах местного самоуправления принадлежащих им функций по осуществлению власти в соответствии с волей и интересами граждан, выраженными на выборах.2

Основное отличие процедуры выборов от процедуры референдума состоит в объекте волеизъявления избирателей. При выборах это кандидат в депутаты представительного органа или на какую-нибудь должность. При референдуме объект волеизъявления – не человек (кандидат), а определенный вопрос – принятие закона, поправок к нему, его отмена либо какая-нибудь проблема, касающаяся государства, региона или территории.

На практике проведение выборов является главным средством обеспечения состязательности и реальности политического процесса, дозволенной и узаконенной формой политической борьбы, которая в процессе ее реализации не должна выходить за рамки конституционных установлений. В Российской Федерации, как и во всех демократических государствах, проведение выборов является основной формой и способом мирной борьбы за обладание государственной властью.

Различают следующие виды референдума.

В зависимости от содержания законопроекта выделяют конституционный и обыкновенный референдумы. На конституционный выносят вопросы, связанные с принятием новой конституции или внесением в нее поправок. На обыкновенном или законодательном референдуме решается вопрос о принятии того или иного текущего закона или изменении закона, ранее утвержденного на референдуме.

По времени проведения различают превентивный (дозаконодательный) и утверждающий (послезаконодательный) референдумы.

Кроме того, референдумы могут быть обязательными и факультативными. На первый выносятся вопросы, прямо указанные в Конституции, поскольку иначе как путем референдума они решены быть не могут. На втором решаются вопросы, вынесение которых на всенародное обсуждение не обязательно. Такой референдум происходит по инициативе либо государственных органов, либо избирателей.

По территориальному признаку различают референдум Российской Федерации, референдум субъекта Российской Федерации и местный референдум.

Стоит обратить особое внимание, что в референдуме Российской Федерации имеет право участвовать каждый гражданин Российской Федерации, достигший на день проведения референдума Российской Федерации 18 лет.

Гражданин Российской Федерации, проживающий или находящийся в период подготовки и проведения референдума Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, обладает всей полнотой прав на участие в референдуме Российской Федерации.

Не имеет права участвовать в референдуме Российской Федерации гражданин Российской Федерации, признанный судом недееспособным или содержащийся в местах лишения свободы по приговору суда.

Референдум Российской Федерации проводится на всей территории Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления, при тайном голосовании. Каждый участник референдума Российской Федерации обладает одним голосом.

Важно отметить, что гражданин Российской Федерации голосует на референдуме Российской Федерации лично. Участие в референдуме Российской Федерации является свободным, контроль за волеизъявлением гражданина не допускается. В ходе референдума Российской Федерации никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.

 

 

 

1.2. Система местного самоуправления и ее компетенция

 

Согласно Конституции РФ местное самоуправление в Российской Федерации осуществляется в различных организационных формах (ст. 130)1. В своей совокупности эти формы образуют систему местного самоуправления в рамках соответствующих муниципальных образований, посредством которой обеспечивается решение вопросов местного значения, местной жизни. Единство системы местного самоуправления обусловлено тем, что она основывается на демократических принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации, строится с учетом роли и функций местного самоуправления в обществе и государстве, а также исторических и иных местных традиций и определяется населением соответствующих муниципальных образований самостоятельно.

Единство данной системы проявляется в разграничении предметов ведения и полномочий между различными формами ее осуществления, а также в том, что все ее организационные формы находятся в тесной взаимосвязи, взаимодействии и взаимозависимости. В рамках этой взаимосвязи и взаимозависимости одни формы являются производными от других или связаны между собой отношениями руководства; подотчетности и ответственности или подотчетности и подконтрольности. Между всеми организационными формами местного самоуправления существует тесная организационно-правовая связь.

Вместе с тем следует иметь в виду, что в отличие, например, от государственных органов Российской Федерации, образующих единую систему в рамках государства, местное самоуправление образует единую систему лишь в рамках соответствующих муниципальных образований, а система местного самоуправления, сложившаяся в одном муниципальном образовании, совершенно независима от аналогичной системы в любом другом муниципальном образовании. Закон об общих принципах организаций местного самоуправления запрещает подчиненность одного муниципального образования другому. Аналогичным образом складываются и взаимоотношения между органами самоуправления этих образований.

Закон закрепляет несколько групп организационных форм, посредством которых осуществляется местное самоуправление в Российской Федерации.

К первой группе относятся формы непосредственной демократии, используемые в системе местного самоуправления. Непосредственная демократия в системе местного самоуправления осуществляется посредством различных форм прямого волеизъявления населения или его отдельных групп, проживающих в границах районов, городов, районов в городах, поселков, сельских поселений, в которых осуществляется местное самоуправление. Она играет особую роль в его реализации, которая определяется прежде всего тем, что посредством таких форм прямой демократии, как выборы, собрания населения и ряда других, обеспечиваемся формирование и функционирование всех важнейших звеньев системы местного самоуправления — его органов. Имея это в виду, можно сказать, что в практике местного самоуправления формы непосредственной и представительной демократии переплетаются, дополняя друг друга. Кроме того, роль непосредственной демократии в осуществлении местного самоуправления определяется тем, что некоторые ее формы (местные референдумы, собрания (сходы) граждан и др.) входят в систему местного самоуправления, составляя ее неотъемлемую часть.

Вторую группу составляют выборные и другие органы местного самоуправления, на которые возлагается основная повседневная работа по осуществлению местного самоуправления на территории соответствующих муниципальных образований.

Органы местного самоуправления выступают одной из основ демократической системы управления обществом, позволяющей демократизировать аппарат управления и решать местные вопросы с гораздо большей эффективностью по сравнению с централизованной системой управления; обеспечивать учет интересов малых сообществ при проведении государственной политики; оптимально сочетать интересы и права человека и интересы регионов и государства в целом1.

В третью группу входят формы участия населения в осуществлении местного самоуправления, центральное место в которой занимает территориальное общественное самоуправление. Многочисленные, разнообразные формы участия населения в осуществлении местного самоуправления служат массовой опорой местного самоуправления, укрепляют его связи с населением. В их деятельности проявляется непосредственная гражданская инициатива населения, питаемая устойчивыми интересами различных общественных групп. Они трансформируют эти интересы и традиции в активное гражданское поведение, практическую работу.2

 

1.3. Понятие и предмет местного референдума

 

Местный референдум — голосование граждан, постоянно или преимущественно проживающих в границах одного или нескольких муниципальных образований, по важным вопросам местного значения, отнесенным законодательством к компетенции местного самоуправления. Референдум проводится в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями, уставами, законами субъектов Федерации, а также уставами муниципальных образований. Он является высшим непосредственным выражением воли участвующих в его проведении граждан.

Решение, принятое на местном референдуме, не нуждается в утверждении какими-либо органами государственной власти, государственными должностными лицами или органами местного самоуправления. Таким образом, местный референдум является способом непосредственного решения населением наиболее важных для местного самоуправления вопросов.

Конституция РФ закрепляет референдум в качестве одной из форм осуществления местного самоуправления (ст. 130)1. Она признает за каждым гражданином Российской Федерации право участвовать в референдуме (ст. 32). Гарантии свободного волеизъявления граждан на референдуме, защиты права на участие в референдуме устанавливает Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»2.

Основные вопросы организации и проведения местных референдумов регулируются Законом об общих принципах организации местного самоуправления (ст. 22)3. Так, им установлено, что в местном референдуме имеют право участвовать все граждане, проживающие на территории муниципального образования, обладающие избирательным правом. Граждане участвуют в местном референдуме непосредственно и на добровольной основе. Голосование осуществляется тайно, контроль за волеизъявлением граждан не допускается.

Если для реализации решения, принятого на референдуме, требуется издание нормативного правового акта, орган местного самоуправления, в чью компетенцию входит данный вопрос, обязан принять такой акт. Принятое на местном референдуме решение и итоги голосования подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

Порядок назначения и проведения местного референдума, принятия и изменения решений местного референдума устанавливается уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов Федерации. Такой закон — «О местном референдуме в Краснодарском крае» — принят, например, решением Законодательного собрания 25 ноября 1997 г.

В соответствии с законодательством о местном референдуме на референдум не могут выноситься вопросы, касающиеся досрочного прекращения или продления срока полномочий, приостановления полномочий органов местного самоуправления, а также проведения досрочных выборов органов местного самоуправления либо их отсрочки; формирования состава органов местного самоуправления, персонального состава этих органов; избрания, утверждения, назначения либо дачи согласия на назначение на должность или освобождение от должности депутатов и должностных лиц; принятия или изменения соответствующего бюджета, исполнения и изменения финансовых обязательств муниципального образования; принятия чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения. Кроме того, на референдум не могут быть вынесены Вопросы, не находящиеся в ведении соответствующего муниципального образования, а также связанные с ограничением или отменой общепринятых прав и свобод человека и гражданина, с конституционными гарантиями реализации прав и свобод.

В местном референдуме имеют право участвовать граждане Российской Федерации, достигшие 18 лет, постоянно проживающие на территории, на которой проводится референдум, и обладающие избирательным правом.

В списки для участия в местном референдуме в соответствии с международными договорами Российской Федерации и федеральными законами, законами субъектов Федерации включаются иностранные граждане, достигшие 18 лет, постоянно или преимущественно проживающие на территории муниципального образования, в котором проводится референдум.

Какие-либо прямые или косвенные ограничения прав граждан на участие в местном референдуме в зависимости от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, политических и иных взглядов, рода и характера занятий запрещаются. Не имеют права участвовать в местном референдуме граждане, признанные судом недееспособными, и граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по вступившему в законную силу приговору суда.

Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву в воинских частях, военных организациях и учреждениях, которые расположены на территории соответствующего муниципального образования, если эти военнослужащие до призыва на военную службу постоянно или преимущественно не проживали на территории данного муниципального образования, при проведении референдума не включаются в списки участников референдума и не учитываются при определении числа участников данного референдума.

Согласно общим принципам проведения местного референдума граждане участвуют в референдуме непосредственно и лично, голосование за других лиц не допускается; участие в референдуме является добровольным; никто не вправе оказывать воздействие на граждан с целью принудить их к участию или неучастию в референдуме; голосование осуществляется тайно; граждане участвуют в референдуме на равных основаниях по месту своего постоянного проживания; каждый гражданин имеет один голос.

Важнейшим требованием, связанным с подготовкой и проведением местного референдума, является гласность. Законом установлено, что деятельность органов местного самоуправления, государственных и общественных органов, участвующих в организации и проведении местного референдума, должна осуществляться открыто и гласно. Все решения, касающиеся местного референдума, а также вопросы, выносимые на референдум, подлежат опубликованию местными средствами массовой информации в течение семи дней с момента их принятия соответствующими органами.

Правовая основа проведения местного референдума в Краснодарском крае основывается на Конституции Российской Федерации, Федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Уставе Краснодарского края, Законе Краснодарского края «О местном самоуправлении в Краснодарском крае», Законе Краснодарского края «О местном референдуме».

<

2. ПОРЯДОК И ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ МЕСТНОГО РЕФЕРЕНДУМА В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ

 

2.1. Понятие местного референдума

 

Согласно статье 22 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления»1 в целях решения непосредственно населением вопросов местного значения проводится местный референдум, который может проводиться на всей территории муниципального образования. Необходимо отметить, что решение о назначении местного референдума принимается представительным органом муниципального образования. Это, во-первых, по инициативе, выдвинутой гражданами Российской Федерации, имеющими право на участие в местном референдуме. Во-вторых, по инициативе, выдвинутой избирательными объединениями, иными общественными объединениями, уставы которых предусматривают участие в выборах и (или) референдумах и которые зарегистрированы в порядке и сроки, установленные федеральным законом. В третьих, по инициативе представительного органа муниципального образования и главы местной администрации, выдвинутой ими совместно.

Необходимо отметить, что условием назначения местного референдума по инициативе граждан, избирательных объединений, иных общественных объединений, указанных в пункте 2 части 3 статьи 22 ФЗ № 131-ФЗ, является сбор подписей в поддержку данной инициативы, количество которых устанавливается законом субъекта Российской Федерации и не может превышать 5 процентов от числа участников референдума, зарегистрированных на территории муниципального образования в соответствии с федеральным законом.

Законодательное регулирование местного референдума в Краснодарском крае осуществляет в соответствии со статьей 1 Закона Краснодарского края от 23 июля 2003 г. № 606-КЗ «О референдумах в Краснодарском крае» (далее – Закон КК № 606-КЗ), в которой указано, что референдумы на территории края проводятся в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», иными федеральными законами, Уставом Краснодарского края, настоящим Законом, Законом Краснодарского края «Об избирательной комиссии Краснодарского края», Законом Краснодарского края «О системе избирательных комиссий, комиссий референдума в Краснодарском крае», иными нормативными правовыми актами о референдумах, принимаемыми в Российской Федерации. В случае принятия в период кампании референдума Краснодарского края или местного референдума закона, содержащего положения, которыми определяется порядок подготовки и проведения соответствующего референдума, либо в случае внесения в этот период в закон изменений, касающихся порядка подготовки и проведения соответствующего референдума, указанные закон и изменения применяются к референдуму, инициатива проведения которого выдвинута после вступления в силу указанных законов и изменений. В то же время, при изменении федеральных законов, регулирующих проведение референдумов в Российской Федерации, нормы Закона КК № 606-КЗ применяются в части, не противоречащей нормам федерального закона. Основные принципы, гарантии и права граждан на участие в референдумах определяются Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

В следующей статье 2 Закона КК № 606-КЗ подчеркнуто, что он имеет прямое действие и применяется на всей территории Краснодарского края, а права и обязанности отдельных участников референдума, чей статус определяется федеральными законами (военнослужащие, командиры воинских частей, руководители мест содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, иностранные граждане и другие лица), устанавливаются Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

В статье 3 Закона КК № 606-КЗ раскрыто понятие референдума на уровне краевого законодательства, а также референдума Краснодарского края и местного референдума. Согласно данной статье референдум — форма прямого волеизъявления граждан Российской Федерации по наиболее важным вопросам государственного и местного значения в целях принятия решений, осуществляемого посредством голосования граждан Российской Федерации, обладающих правом на участие в референдуме, референдум Краснодарского края — референдум, проводимый в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом Краснодарского края, настоящим Законом среди обладающих правом на участие в референдуме граждан Российской Федерации, место жительства которых расположено на территории Краснодарского края.

Рферендум местный (местный референдум) — референдум, проводимый в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом Краснодарского края, настоящим Законом, уставом муниципального образования среди обладающих правом на участие в референдуме граждан Российской Федерации, место жительства которых расположено в границах муниципального образования.

Участником референдума является гражданин Российской Федерации, обладающий правом на участие в референдуме, а при проведении голосования по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, а также голосования по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования — житель муниципального образования, обладающий активным избирательным правом;

Право граждан Российской Федерации на участие в референдуме Краснодарского края, местном референдуме устанавливается статьей 4 Закона КК № 606-КЗ. Гражданин Российской Федерации, место жительства которого расположено на территории Краснодарского края, достигший возраста 18 лет, имеет право голосовать на референдуме Краснодарского края. Гражданин Российской Федерации, место жительства которого расположено в границах соответствующего муниципального образования, достигший возраста 18 лет, имеет право голосовать на местном референдуме. Гражданин Российской Федерации, который достигнет на день голосования возраста 18 лет, вправе участвовать в предусмотренных законом и проводимых законными методами других действиях по подготовке и проведению референдума. Гражданин Российской Федерации имеет право участвовать в референдуме независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Данная статья вводит также и ограничения. Так, не имеют права участвовать в референдуме граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Как указано в статье 5 Закона КК № 606-КЗ на референдум Краснодарского края могут быть вынесены только вопросы, находящиеся в ведении Краснодарского края или в совместном ведении Российской Федерации и Краснодарского края, если указанные вопросы не урегулированы Конституцией Российской Федерации, федеральным законом. На местный референдум могут быть вынесены только вопросы местного значения. При этом, едеральным законом, Уставом Краснодарского края, законом Краснодарского края могут быть определены вопросы, подлежащие обязательному вынесению на референдум Краснодарского края. Федеральным законом, Уставом Краснодарского края, законом Краснодарского края, уставом муниципального образования могут быть определены вопросы, подлежащие обязательному вынесению на местный референдум. Подчеркнуто, что вопросы референдума не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина, конституционные гарантии реализации таких прав и свобод. Вопросы референдума Краснодарского края не должны противоречить законодательству Российской Федерации. Вопросы местного референдума не должны противоречить законодательству Российской Федерации, законодательству Краснодарского края. Указанный вопрос референдума должен быть сформулирован таким образом, чтобы исключалась возможность его множественного толкования, то есть на него можно было бы дать только однозначный ответ, а также, чтобы исключалась неопределенность правовых последствий принятого на референдуме решения. На референдум Краснодарского края, местный референдум не могут быть вынесены вопросы:

а) о досрочном прекращении или продлении срока полномочий органов государственной власти Краснодарского края, органов местного самоуправления, о приостановлении осуществления ими своих полномочий, а также о проведении досрочных выборов в органы государственной власти Краснодарского края, органы местного самоуправления либо об отсрочке указанных выборов;

б) о персональном составе органов государственной власти Краснодарского края, органов местного самоуправления;

в) об избрании депутатов и должностных лиц, об утверждении, о назначении на должность и об освобождении от должности должностных лиц, а также о даче согласия на их назначение на должность и освобождение от должности;

г) о принятии или об изменении соответствующего бюджета, исполнении и изменении финансовых обязательств Краснодарского края, муниципального образования;

д) о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения.

Закон КК № 606-КЗ устанавливает также обстоятельства, исключающие назначение и проведение референдума, которые перечислены в статье 6. Так, референдум не назначается и не проводится в условиях военного или чрезвычайного положения, введенного на территории Российской Федерации либо на территории, на которой предполагается проводить референдум, или на части этой территории, а также в течение трех месяцев после отмены военного или чрезвычайного положения. Законодательное Собрание Краснодарского края, представительный орган муниципального образования, уполномоченные в соответствии с Уставом Краснодарского края, законом Краснодарского края, уставом муниципального образования принимать решение о назначении референдума, вправе отказать в назначении референдума только в случае нарушения при выдвижении инициативы проведения референдума нормативных правовых актов, регулирующих подготовку и проведение соответствующего референдума. В течение двух лет со дня официального опубликования результатов соответствующего референдума не может проводиться референдум Краснодарского края, местный референдум с такой же по содержанию или по смыслу формулировкой вопроса.

 

2.2. Инициатива и порядок назначения местного референдума

 

Статья 7 Закон КК № 606-КЗ устанавливает, что инициатива проведения референдума Краснодарского края, местного референдума принадлежит:

– гражданам Российской Федерации, имеющим в соответствии с пунктом 1 статьи 4 Закона КК № 606-КЗ право на участие в референдуме;

– избирательным объединениям, иным общественным объединениям, уставы которых предусматривают участие в выборах и (или) референдумах и которые зарегистрированы в порядке, определенном федеральным законом, на уровне, соответствующем уровню референдума, или на более высоком уровне не позднее чем за один год до дня образования инициативной группы по проведению референдума.

Инициатива проведения местного референдума принадлежит также представительному органу муниципального образования и главе местной администрации, выдвинувшим ее совместно. Инициатива проведения местного референдума, выдвинутая совместно представительным органом муниципального образования и главой местной администрации, оформляется правовыми актами представительного органа муниципального образования и главы местной администрации в порядке, определяемом уставом муниципального образования. Решение представительного органа муниципального образования по выдвижению указанной инициативы принимается на его сессии поименным голосованием депутатов и считается принятым, если за его принятие проголосовало более двух третей депутатов представительного органа. Правовые акты представительного органа муниципального образования и главы местной администрации об инициативе проведения местного референдума вступают в силу после их официального опубликования.

В свою очередь, условием назначения референдума Краснодарского края, местного референдума по инициативе граждан, избирательных объединений, иных общественных объединений, указанных в пункте 1 статьи 5 Закон КК № 606-КЗ, является сбор подписей участников референдума в поддержку инициативы проведения референдума. При этом, в поддержку инициативы проведения местного референдума, выдвинутой совместно представительным органом муниципального образования и главой местной администрации, подписи участников референдума не собираются.

Порядок реализации инициативы проведения референдума определен статьей 8 Закона КК № 606-КЗ, в соответствии с которой каждый гражданин Российской Федерации или группа граждан, имеющие в соответствии с пунктом 1 статьи 4 Закон КК № 606-КЗ право на участие в соответствующем референдуме, вправе образовать инициативную группу по проведению референдума в количестве не менее 20 человек, имеющих право на участие в референдуме Краснодарского края, для выдвижения инициативы проведения референдума Краснодарского края и не менее 10 человек, имеющих право на участие в местном референдуме, для выдвижения инициативы проведения местного референдума. Если инициатором проведения референдума выступает избирательное объединение, иное общественное объединение, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 7 Закона КК № 606-КЗ, руководящий коллегиальный орган этого объединения либо руководящий коллегиальный орган его регионального отделения или иного структурного подразделения выступает в качестве инициативной группы по проведению референдума независимо от своей численности. Если инициатива проведения местного референдума выдвинута совместно представительным органом муниципального образования и главой местной администрации, то в качестве инициативной группы по проведению местного референдума выступают все депутаты, проголосовавшие за принятие данного решения, независимо от их числа, либо представительный орган и глава местной администрации формируют инициативную группу в количестве не менее 10 человек, имеющих право на участие в местном референдуме. По данному вопросу представительным органом муниципального образования принимается соответствующее решение. Инициативная группа по проведению референдума Краснодарского края обращается с ходатайством о регистрации группы в избирательную комиссию Краснодарского края, инициативная группа по проведению местного референдума — в избирательную комиссию муниципального образования либо соответствующую территориальную избирательную комиссию, на которую возложены полномочия избирательной комиссии муниципального образования. В случае выдвижения инициативы проведения местного референдума совместно представительным органом муниципального образования и главой местной администрации после принятия соответствующих правовых актов о выдвижении указанной инициативы в избирательную комиссию муниципального образования направляется ходатайство о регистрации инициативной группы, сформированной в порядке, определенном пунктом 1 статьи 8 Закона КК № 606-КЗ. Указанные избирательные комиссии со дня обращения соответствующей инициативной группы действуют в качестве комиссий референдума.

В ходатайстве инициативной группы по проведению референдума должен (должны) содержаться вопрос (вопросы), предлагаемый (предлагаемые) инициативной группой для вынесения на референдум. В ходатайстве также должны быть указаны фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, с указанием наименования или кода выдавшего его органа, а также адрес места жительства каждого члена инициативной группы и лиц, уполномоченных действовать от ее имени на территории, где предполагается провести референдум. Ходатайство инициативной группы должно быть подписано всеми членами указанной группы. В случае выдвижения инициативы проведения местного референдума совместно представительным органом муниципального образования и главой местной администрации к ходатайству о регистрации инициативной группы должны быть приложены копии правовых актов представительного органа муниципального образования и главы местной администрации о совместной реализации ими инициативы проведения референдума. Кроме того, к ходатайству должен быть приложен протокол собрания инициативной группы по проведению референдума, на котором было принято решение о выдвижении инициативы проведения референдума. Протокол собрания инициативной группы по проведению референдума должен содержать следующие решения:

а) об образовании инициативной группы по проведению референдума;

б) об утверждении вопроса (вопросов), текста проекта закона Краснодарского края, иного нормативного правового акта, выносимых на референдум;

в) о назначении уполномоченных представителей инициативной группы по проведению референдума, в том числе уполномоченного представителя по финансовым вопросам. В случае, если инициатива проведения местного референдума выдвинута избирательным объединением, иным общественным объединением, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 7 Закона КК № 606-КЗ, к ходатайству также прилагается нотариально заверенная копия устава политической партии, являющейся избирательным объединением (в том числе на уровне своих региональных отделений либо иных структурных подразделений), иного общественного объединения. Комиссия, указанная в пункте 2 статьи 8 Закон КК № 606-КЗ, в течение 15 дней со дня поступления ходатайства инициативной группы по проведению референдума обязана рассмотреть ходатайство и приложенные к нему документы и принять решение:

в случае соответствия указанных ходатайства и документов требованиям федерального закона, Устава Краснодарского края, настоящего Закона, устава муниципального образования — о направлении их соответственно в Законодательное Собрание Краснодарского края либо в представительный орган муниципального образования;

в случае несоответствия указанных ходатайства и документов требованиям федерального закона, Устава Краснодарского края, настоящего Закона, устава муниципального образования — об отказе в регистрации инициативной группы.

В случае выдвижения инициативы проведения местного референдума совместно представительным органом муниципального образования и главой местной администрации избирательная комиссия муниципального образования рассматривает поступившие от них документы, на основании которых в течение 15 дней принимает решение о регистрации инициативной группы или об отказе в регистрации инициативной группы при наличии оснований, указанных в пункте 14 статьи 8 Закон КК № 606-КЗ, и незамедлительно направляет указанное решение в представительный орган муниципального образования для принятия соответствующего решения.

Законодательное Собрание Краснодарского края обязано проверить соответствие вопроса, предлагаемого для вынесения на референдум Краснодарского края, требованиям статьи 5 Закона КК № 606-КЗ в порядке, установленном пунктом 8 статьи 8 Закон КК № 606-КЗ, и в срок, не превышающий 20 календарных дней со дня поступления в указанный орган ходатайства инициативной группы по проведению референдума Краснодарского края и приложенных к нему документов. Представительный орган муниципального образования, указанный в пункте 5 статьи 8 Закон КК № 606-КЗ, обязан проверить соответствие вопроса, предлагаемого для вынесения на местный референдум, требованиям статьи 5 Закон КК № 606-КЗ в порядке, установленном пунктом 8 статьи 8 Закон КК № 606-КЗ, и в срок, установленный уставом муниципального образования. При этом срок проверки не может превышать 20 календарных дней со дня поступления в указанный орган ходатайства инициативной группы по проведению местного референдума и приложенных к нему документов.

Законодательное Собрание Краснодарского края не позднее чем через пять дней со дня поступления ходатайства инициативной группы по проведению референдума Краснодарского края и приложенных к нему документов обязано уведомить об этой инициативе Президента Российской Федерации, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации и Центральную избирательную комиссию Российской Федерации. Представительный орган муниципального образования не позднее чем через пять дней со дня поступления ходатайства инициативной группы по проведению местного референдума и приложенных к нему документов, а в случае выдвижения инициативы проведения местного референдума совместно представительным органом муниципального образования и главой местной администрации — со дня принятия данного решения, обязан уведомить об этой инициативе губернатора Краснодарского края, Законодательное Собрание Краснодарского края и избирательную комиссию Краснодарского края.

Законодательное Собрание Краснодарского края, представительный орган муниципального образования рассматривают полученные из соответствующей комиссии референдума документы, проверяют соответствие вопроса, предлагаемого для вынесения на референдум Краснодарского края, местный референдум, требованиям статьи 5 Закон КК № 606-КЗ. Законодательное Собрание Краснодарского края, представительный орган муниципального образования в порядке, установленном регламентом Законодательного Собрания Краснодарского края, уставом муниципального образования на своем заседании принимают одно из следующих решений:

о соответствии вопроса, предлагаемого для вынесения на референдум Краснодарского края, местный референдум, требованиям статьи 5 настоящего Закона;

о несоответствии вопроса, предлагаемого для вынесения на референдум Краснодарского края, местный референдум, требованиям статьи 5 настоящего Закона.

Решение оформляется постановлением Законодательного Собрания Краснодарского края, правовым актом представительного органа муниципального образования. Постановление Законодательного Собрания Краснодарского края, правовой акт представительного органа муниципального образования публикуются в установленном порядке и направляются в соответствующую комиссию референдума.

Если Законодательное Собрание Краснодарского края либо представительный орган муниципального образования признает, что вопрос, выносимый на референдум, отвечает требованиям статьи 5 Закон КК № 606-КЗ, комиссия, указанная в пункте 2 статьи 8 Закон КК № 606-КЗ, осуществляет регистрацию инициативной группы по проведению референдума и сообщает об этом в средства массовой информации. Решение о регистрации инициативной группы по проведению референдума принимается в пятнадцатидневный срок со дня признания Законодательным Собранием Краснодарского края либо представительным органом муниципального образования соответствия вопроса, выносимого на референдум, требованиям статьи 5 Закон КК № 606-КЗ.

При регистрации инициативной группы по проведению референдума комиссия, указанная в пункте 2 статьи 8 Закон КК № 606-КЗ, выдает ей регистрационное свидетельство, форма которого утверждается избирательной комиссией Краснодарского края. Срок действия регистрационного свидетельства оканчивается одновременно с окончанием кампании референдума. Уставом муниципального образования может быть установлен иной срок действия регистрационного свидетельства.

В том случае, если создания в соответствии с требованиями федерального закона согласительной комиссии по вопросу о компетенции в связи с выдвижением инициативы проведения референдума Краснодарского края течение срока, указанного в пункте 9 статьи 8 Закон КК № 606-КЗ, на время работы указанной согласительной комиссии приостанавливается. В работе согласительной комиссии вправе принять участие представители инициативной группы по проведению референдума Краснодарского края. В том случае, если Законодательное Собрание Краснодарского края либо представительный орган муниципального образования признает, что вопрос, выносимый на референдум, не отвечает требованиям статьи 5 Закона КК № 606-КЗ, комиссия, указанная в пункте 2 статьи 8 Закона КК № 606-КЗ, отказывает инициативной группе по проведению референдума в регистрации. При этом, в случае отказа инициативной группе по проведению референдума в регистрации ей выдается решение соответствующей комиссии, в котором указываются основания отказа. В то же время, основанием для отказа в регистрации инициативной группы по проведению референдума может быть только нарушение инициативной группой положений Конституции Российской Федерации, федеральных законов, Устава Краснодарского края, настоящего Закона, иных законов Краснодарского края, устава муниципального образования. Отказ в регистрации может быть обжалован в суд в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Назначение и проведение референдума производится в соответствии со статьей 11 Закона КК № 606-КЗ обязательно, если соблюдены порядок и сроки выдвижения инициативы проведения референдума и ее реализации, установленные федеральным законом, Уставом Краснодарского края, Законом КК № 606-КЗ, уставом муниципального образования. Принятие органом государственной власти Краснодарского края, иным государственным органом Краснодарского края, органом местного самоуправления решения по существу вопроса, который может быть вынесен на референдум, не является обстоятельством, исключающим возможность проведения референдума по данному вопросу.

Референдум Краснодарского края назначается Законодательным Собранием Краснодарского края в соответствии с федеральными законами, Уставом Краснодарского края, Законом КК № 606-КЗ.

Законодательное Собрание Краснодарского края рассматривает представленные избирательной комиссией Краснодарского края документы, указанные в пункте 17 статьи 10 Закона КК № 606-КЗ, необходимые для назначения референдума Краснодарского края, в порядке, установленном регламентом Законодательного Собрания Краснодарского края, на своем заседании рассматривает указанные документы и принимает решение о назначении референдума Краснодарского края. Решение о назначении референдума Краснодарского края оформляется постановлением Законодательного Собрания Краснодарского края. Законодательное Собрание Краснодарского края обязано принять указанное решение не позднее чем через 15 календарных дней после представления ему документов, необходимых для назначения референдума.

Необходимо указать, что местный референдум назначается представительным органом муниципального образования в соответствии с федеральным законом, Уставом Краснодарского края, Закон КК № 606-КЗ, уставом муниципального образования. При этом, представительный орган муниципального образования принимает решение о назначении местного референдума не позднее чем через 15 календарных дней со дня поступления документов, необходимых для назначения референдума, в порядке, предусмотренном уставом муниципального образования. В решении о назначении референдума указываются дата его проведения, вопрос (вопросы) референдума, текст выносимого на референдум законопроекта Краснодарского края, иного нормативного правового акта.

Голосование на референдуме может быть назначено только на воскресенье. Не допускается назначение голосования на предпраздничный и нерабочий праздничный дни, на день, следующий за нерабочим праздничным днем, а также на воскресенье, которое в установленном порядке объявлено рабочим днем. Решение о назначении референдума Краснодарского края подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не менее чем за 60 дней до дня голосования, местного референдума — не менее чем за 45 дней до дня голосования.

Голосование на референдуме не позднее чем за 25 дней до назначенного дня голосования может быть перенесено Законодательным Собранием Краснодарского края, представительным органом местного самоуправления на более поздний срок (но не более чем на 90 дней) в целях совмещения его с днем голосования на назначенных выборах в органы государственной власти или органы местного самоуправления либо с днем голосования на ином назначенном референдуме.

Решение о назначении референдума, а также о перенесении дня голосования на референдуме в соответствии с пунктом 9 настоящей статьи подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия.

При этом, после официального опубликования решения о назначении референдума уполномоченным на то органом инициативная группа по проведению референдума, а также избирательные объединения, списки кандидатов которых были допущены к распределению депутатских мандатов в законодательном (представительном) органе государственной власти, представительном органе местного самоуправления соответственно уровню референдума или в законодательном (представительном) органе более высокого уровня, вправе назначить в соответствующую и нижестоящие комиссии референдума по одному члену комиссии референдума с правом совещательного голоса. Членами комиссий референдума с правом совещательного голоса не могут быть назначены лица, не имеющие гражданства Российской Федерации, граждане Российской Федерации, признанные решением суда, вступившим в законную силу, недееспособными, граждане Российской Федерации, не достигшие возраста 18 лет, члены Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутаты законодательных (представительных) органов государственной власти, органов местного самоуправления, выборные должностные лица, а также высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), главы местных администраций, работники аппаратов комиссий, доверенные лица кандидатов, избирательных объединений, а также лица, замещающие командные должности в воинских частях, военных организациях и учреждениях.

В том случае, если местный референдум не назначен представительным органом муниципального образования в установленные сроки, референдум назначается судом на основании обращения граждан, избирательных объединений, главы муниципального образования, органов государственной власти Краснодарского края, избирательной комиссии Краснодарского края или прокурора. Назначенный судом местный референдум организуется избирательной комиссией муниципального образования, а обеспечение его проведения осуществляется администрацией Краснодарского края или иным органом, на который судом возложено обеспечение проведения местного

 

 

2.3. Порядок проведения референдума

 

Прежде необходимо сказать, что любое мероприятие требует не только законодательного регулирования, но и финансового обеспечения. В соответствии со статьей 33 Закона КК № 606-КЗ расходы, связанные с проведением референдума Краснодарского края, местного референдума осуществляются за счет средств, выделенных соответственно из краевого бюджета, местного бюджета. При этом за счет средств, выделенных комиссиям из соответствующего бюджета, до официального опубликования решения о назначении референдума производятся только расходы комиссии, организующей референдум, связанные с проведением проверки подписей, собранных в поддержку инициативы проведения референдума. Средства на указанные цели выделяются комиссии, организующей референдум, в десятидневный срок со дня регистрации в соответствии с пунктом 9 статьи 8 Закона КК № 606-КЗ инициативной группы по проведению референдума. Средства на подготовку и проведение референдумов предусматриваются отдельной строкой в соответствующем бюджете на очередной финансовый год. Главными распорядителями средств, предусмотренных в соответствующих бюджетах на проведение референдумов, являются комиссии, организующие референдумы, финансирование которых в полном объеме осуществляется в десятидневный срок со дня официального опубликования решения о назначении референдума. Комиссия, организующая референдум, распределяет выделенные денежные средства нижестоящим комиссиям референдума в следующие сроки:

– территориальным комиссиям — не позднее чем за 50 дней до дня голосования;

– участковым комиссиям — не позднее чем за 15 дней до дня голосования.

При этом, за счет средств соответствующего бюджета финансируются следующие расходы комиссий референдума:

– на дополнительную оплату труда (вознаграждение) членов комиссий референдума с правом решающего голоса, работников аппаратов комиссий референдума, выплату компенсаций членам комиссий референдума с правом решающего голоса, освобожденным от основной работы на период подготовки и проведения референдума, а также на выплаты гражданам Российской Федерации, привлекаемым к работе в комиссиях референдума по гражданско-правовым договорам, и специалистам, направляемым для работы в составе контрольно-ревизионных служб при комиссиях референдума;

– на изготовление печатной продукции и осуществление издательской деятельности;

– на приобретение, доставку и установку оборудования (в том числе технологического), других материальных ценностей, необходимых для проведения референдума и обеспечения деятельности комиссий референдума;

– транспортные расходы, в том числе при проведении голосования в труднодоступных или отдаленных местностях;

– на доставку и хранение избирательных документов, связанных с подготовкой и проведением референдума, на подготовку их к передаче в архив или на уничтожение;

– на командировки и другие цели, связанные с подготовкой и проведением референдума, а также с обеспечением деятельности комиссий референдума;

– на использование и эксплуатацию средств автоматизации, повышение правовой культуры участников и организаторов референдума.

Членам комиссий с правом решающего голоса, работающим на постоянной (штатной) основе, работникам аппаратов комиссий производится оплата труда за работу в комиссии по подготовке и проведению референдума в порядке, определенном законами Краснодарского края. Иным членам комиссий с правом решающего голоса производится дополнительная оплата труда (вознаграждение) за работу в комиссии по подготовке и проведению референдума. Размеры и порядок выплаты дополнительной оплаты труда (вознаграждения), а также компенсации за период, в течение которого член комиссии с правом решающего голоса был освобожден от основной работы, устанавливаются комиссией, организующей соответствующий референдум, за счет и в пределах бюджетных средств, выделенных на проведение этого референдума.

Отчеты избирательной комиссии Краснодарского края, избирательных комиссий муниципальных образований о расходовании бюджетных средств, выделенных на подготовку и проведение референдума, представляются соответственно в Законодательное Собрание Краснодарского края, представительные органы местного самоуправления. Председатели комиссий распоряжаются денежными средствами, выделенными на подготовку и проведение референдума, и несут ответственность за соответствие финансовых документов решениям комиссий по финансовым вопросам и за представление отчетов о расходовании указанных средств в порядке и сроки, которые установлены законом.

Порядок открытия и ведения счетов, учета, отчетности и перечисления денежных средств, выделенных из краевого бюджета, местного бюджета избирательной комиссии Краснодарского края, другим комиссиям на подготовку и проведение референдума Краснодарского края, местного референдума, а также на обеспечение деятельности комиссий устанавливается избирательной комиссией Краснодарского края по согласованию с главным управлением Центрального банка Российской Федерации по Краснодарскому краю. Комиссии, получающие денежные средства из бюджетов различных уровней, ведут раздельные учет и отчетность по средствам, полученным из указанных бюджетов. Участковые комиссии представляют финансовые отчеты о расходовании средств, выделенных на подготовку и проведение референдума, в вышестоящую комиссию в течение 10 дней со дня официального объявления результатов голосования. Территориальные комиссии представляют финансовые отчеты о расходовании средств, выделенных на подготовку и проведение референдума, в вышестоящую комиссию в течение 30 дней со дня официального объявления результатов голосования.

Избирательная комиссия муниципального образования представляет финансовый отчет о расходовании средств, выделенных на подготовку и проведение местного референдума, представительному органу местного самоуправления не позднее чем через 45 дней со дня официального опубликования результатов референдума и направляет его в средства массовой информации для официального опубликования.. Избирательная комиссия Краснодарского края представляет финансовый отчет о расходовании средств, выделенных на подготовку и проведение референдума Краснодарского края, Законодательному Собранию Краснодарского края не позднее чем через 60 дней со дня официального опубликования результатов референдума и направляет его в средства массовой информации для официального опубликования.

Статьей 43 Закона КК № 606-КЗ определен следующий порядок голосования, которое проводится в день голосования с 8 до 20 часов по московскому времени. При совмещении дня голосования на референдуме Краснодарского края, местном референдуме с днем голосования на выборах в федеральный орган государственной власти, Палату Представителей Союзного государства, на референдуме Российской Федерации время начала и окончания голосования определяется в соответствии с федеральным законом. О времени и месте голосования территориальные и участковые комиссии обязаны оповестить участников референдума не позднее чем за 20 дней до дня голосования через средства массовой информации или иным способом. В день голосования перед началом голосования председатель участковой комиссии предъявляет к осмотру членам участковой комиссии, присутствующим участникам референдума, членам вышестоящих комиссий, членам или уполномоченным представителям инициативной группы по проведению референдума, наблюдателям, иностранным наблюдателям, представителям средств массовой информации пустые ящики для голосования, которые вслед за этим опечатываются печатью участковой комиссии.

Каждый участник референдума голосует лично, голосование за других участников референдума не допускается.

Бюллетени выдаются участникам референдума, включенным в список участников референдума, по предъявлении паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. Необходимо отметить, что при получении бюллетеня участник референдума проставляет в списке участников референдума серию и номер своего паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. С согласия участника референдума либо по его просьбе серия и номер предъявляемого им паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, могут быть внесены в список участников референдума членом участковой комиссии с правом решающего голоса. Участник референдума проверяет правильность произведенной записи и расписывается в соответствующей графе списка участников референдума в получении бюллетеня. В случае проведения голосования одновременно по нескольким бюллетеням участник референдума расписывается за каждый бюллетень. Член участковой комиссии, выдавший участнику референдума бюллетень (бюллетени), также расписывается в соответствующей графе списка участников референдума.

Голосование проводится путем внесения участником референдума в бюллетене любого знака в квадрат, относящийся к тому из вариантов волеизъявления, в отношении которого сделан выбор. Бюллетень заполняется участником референдума в специально оборудованной кабине, ином специально оборудованном месте, где не допускается присутствие других лиц, за исключением случая, указанного в пункте 10 статьи 43 Закона КК № 606-КЗ.

9. Если участник референдума считает, что при заполнении бюллетеня допустил ошибку, он вправе обратиться к члену комиссии, выдавшему бюллетень, с просьбой выдать ему новый бюллетень взамен испорченного. Член комиссии выдает участнику референдума новый бюллетень, делая при этом соответствующую отметку в списке участников референдума против фамилии данного участника референдума. Испорченный бюллетень, на котором член комиссии с правом решающего голоса делает соответствующую запись и заверяет ее своей подписью, заверяется так же подписью секретаря участковой комиссии, после чего такой бюллетень незамедлительно погашается.

частник референдума, не имеющий возможности самостоятельно расписаться в получении бюллетеня или заполнить бюллетень, вправе воспользоваться для этого помощью другого участника референдума, не являющегося членом комиссии, членом или уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, наблюдателем. В таком случае участник референдума устно извещает комиссию о своем намерении воспользоваться помощью для заполнения бюллетеня. При этом в соответствующей (соответствующих) графе (графах) списка участников референдума указываются фамилия, имя, отчество, серия и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, лица, оказывающего помощь участнику референдума.

Заполненные бюллетени опускаются участниками референдума в опечатанные (опломбированные) ящики для голосования.

Член участковой комиссии немедленно отстраняется от участия в ее работе, а наблюдатель и иные лица удаляются из помещения для голосования, если они нарушают закон о референдуме. Мотивированное решение об этом принимается участковой комиссией или вышестоящей комиссией в письменной форме. Правоохранительные органы обеспечивают исполнение указанного решения и принимают меры по привлечению отстраненного члена участковой комиссии, а также удаленного наблюдателя и иных лиц к ответственности, предусмотренной федеральными законами. Членам и уполномоченным представителям инициативной группы по проведению референдума, а также организациям, учредителями, собственниками, владельцами и (или) членами органов управления или органов контроля которых являются указанные лица и организации, иным физическим и юридическим лицам, действующим по просьбе или по поручению указанных лиц и организаций, запрещается предпринимать действия, направленные на обеспечение доставки участников референдума для участия в голосовании.

Как указано в статье 46 участковая комиссия оформляет свое решение об итогах голосования протоколом об итогах голосования на соответствующем участке референдума. В случае вынесения на референдум нескольких вопросов и проведения голосования по нескольким видам бюллетеней протокол составляется по каждому виду бюллетеня отдельно. Данный протокол об итогах голосования должен быть составлен на одном листе. В то же время,в исключительных случаях он может быть составлен более чем на одном листе, при этом каждый лист должен быть пронумерован, подписан всеми присутствующими членами участковой комиссии с правом решающего голоса и заверен печатью участковой комиссии.

Порядок подсчета голосов участников референдума и составления протокола об итогах голосования участковой комиссией производится в соответствии со статьей 47 Закона КК № 606-КЗ и осуществляется открыто и гласно с оглашением и соответствующим оформлением в увеличенной форме протокола (протоколов) об итогах голосования последовательно всех результатов выполняемых действий по подсчету бюллетеней и голосов участников референдума членами участковой комиссии с правом решающего голоса. Подсчет голосов участников референдума начинается сразу после окончания времени голосования и проводится без перерыва до установления итогов голосования, о которых должны быть извещены все члены участковой комиссии, а также наблюдатели.

После окончания времени голосования члены участковой комиссии с правом решающего голоса в присутствии наблюдателей, иных лиц, указанных в пункте 3 статьи 43 настоящего Закона, подсчитывают и погашают, отрезая левый нижний угол, неиспользованные бюллетени, затем оглашают и вносят число погашенных неиспользованных бюллетеней, а также бюллетеней, испорченных участниками референдума при проведении голосования, в строку 7 протокола об итогах голосования и его увеличенной формы, находящейся в помещении для голосования.

Порядок определения результатов референдума производится в соответствии с положениями статьи 49 Закон КК № 606-КЗ, в которой указано, что на основании первых экземпляров протоколов об итогах голосования, полученных из нижестоящих комиссий, путем суммирования содержащихся в этих протоколах данных результаты референдума Краснодарского края не позднее чем на десятый день со дня голосования определяет избирательная комиссия Краснодарского края, а результаты местного референдума не позднее чем на седьмой день со дня голосования — соответствующая избирательная комиссия муниципального образования (территориальная избирательная комиссия, на которую возложены полномочия избирательной комиссии муниципального образования). Члены соответствующей комиссии с правом решающего голоса определяют результаты референдума лично. О результатах референдума составляются в двух экземплярах протокол и сводная таблица, которые подписывают все присутствующие члены данной комиссии с правом решающего голоса. На основании протокола о результатах референдума комиссия принимает решение о результатах референдума.

Референдум признается соответствующей комиссией не состоявшимся в случае, если в нем приняло участие не более половины участников референдума, внесенных в списки участников референдума на территории проведения референдума. Соответствующая комиссия признает решение не принятым на референдуме в случае, если за это решение проголосовало не более половины участников референдума, принявших участие в голосовании.

Число участников референдума, принявших участие в голосовании, определяется по числу бюллетеней установленной формы, обнаруженных в ящиках для голосования. Число участников референдума, принявших участие в референдуме, определяется по числу подписей участников референдума в списке участников референдума, проголосовавших в помещении для голосования в день голосования, и по числу отметок в списке участников референдума о том, что участник референдума проголосовал вне помещения для голосования либо досрочно.

Соответствующая комиссия признает итоги голосования, результаты референдума Краснодарского края, местного референдума недействительными в следующих случаях:

а) если допущенные при проведении голосования или установлении итогов голосования нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления участников референдума;

б) если они признаны недействительными на части участков референдума, списки участников референдума на которых на момент окончания голосования в совокупности включают не менее чем одну четвертую часть от общего числа участников референдума, внесенных в списки участников референдума на момент окончания голосования в соответствующем округе референдума;

в) по решению суда.

Опубликование и обнародование итогов голосования и результатов референдума производится в соответствии с требованиями статьи 50 Закона КК № 606-КЗ. Комиссия предоставляет для ознакомления итоги голосования по каждому участку референдума, территории, на которую распространяется деятельность комиссии, результаты референдума в объеме данных, содержащихся в ее протоколе об итогах голосования и протоколах об итогах голосования непосредственно нижестоящих комиссий, участникам референдума, уполномоченным представителям инициативной группы по проведению референдума, иных групп участников референдума, наблюдателям, представителям средств массовой информации и другим лицам, предусмотренным федеральным законом, по их требованию.Избирательная комиссия Краснодарского края, избирательная комиссия муниципального образования (территориальная избирательная комиссия, на которую возложены полномочия избирательной комиссии муниципального образования) направляет общие данные о результатах референдума в средства массовой информации в течение одних суток после определения результатов соответствующего референдума.

Комиссия, организующая референдум, публикует общие результаты референдума, а также данные о числе голосов участников референдума, поданных по позициям «Да» и «Нет», в периодических печатных изданиях не позднее чем через один месяц со дня голосования на референдуме.

Комиссии всех уровней, за исключением участковых комиссий, публикуют (обнародуют) данные, которые содержатся в протоколах комиссий соответствующего уровня об итогах голосования и о результатах референдума, и данные, которые содержатся в протоколах об итогах голосования непосредственно нижестоящих комиссий и на основании которых определялись итоги голосования, результаты референдума в соответствующих комиссиях. Официальное опубликование (обнародование) полных данных о результатах референдума и принятом на референдуме решении осуществляется в течение двух месяцев со дня голосования. В течение трех месяцев со дня официального опубликования (обнародования) полных данных о результатах референдума Краснодарского края данные, которые содержатся в протоколах всех комиссий об итогах голосования и о результатах референдума, размещаются в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования «Интернет».

Юридическая сила решения, принятого на референдуме определена статьей 51 Закона КК № 606-КЗ. Это, во-первых, решение, принятое на референдуме, является обязательным и не нуждается в дополнительном утверждении. Во-вторых, решение, принятое на референдуме Краснодарского края, действует на территории Краснодарского края. Решение, принятое на местном референдуме, действует на территории соответствующего муниципального образования. В третьих, решение, принятое на референдуме Краснодарского края, местном референдуме, подлежит регистрации соответственно в органе государственной власти Краснодарского края, органе местного самоуправления в порядке, установленном для регистрации нормативных правовых актов соответствующего уровня. В четвертых, решение, принятое на референдуме Краснодарского края, местном референдуме, может быть отменено или изменено путем принятия иного решения соответственно на референдуме Краснодарского края, местном референдуме, но не ранее чем через два года после его принятия, либо признано недействительным (недействующим) в судебном порядке. В случае принятия на референдуме Краснодарского края, местном референдуме нормативного правового акта он может быть изменен в порядке, установленном указанным нормативным правовым актом. Если данный порядок не установлен, изменения могут быть также внесены в порядке, предусмотренном для внесения изменений в соответствующий нормативный акт, но не ранее чем через пять лет со дня принятия соответствующего решения на референдуме. Если для реализации решения, принятого на референдуме, дополнительно требуется издание закона, иного нормативного правового акта, орган государственной власти Краснодарского края, орган местного самоуправления или должностное лицо местного самоуправления, в чью компетенцию входит данный вопрос, обязаны в течение 15 дней со дня вступления в силу решения, принятого на референдуме, определить срок подготовки и (или) принятия данного закона, нормативного правового акта. Указанный срок не может превышать три месяца. В случае, если после проведения референдума Краснодарского края по вопросу, находящемуся в совместном ведении Российской Федерации и Краснодарского края, вступил в силу федеральный закон по данному вопросу, решение, принятое на референдуме и не соответствующее этому федеральному закону, не применяется.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В атмосфере эйфории, упоения быстрыми и легкими победами демократия стала рассматриваться как абсолютная ценность и универсальная модель, применимая как в развитых странах Запада, прошедших долгий исторический путь формирования совершенного парламентаризма, так и среди отсталых этнических групп Африки, не знавших порой даже государственности.

Следует отметить, что демократические методы и принципы нельзя просто заимствовать, перенять: они должны быть органически освоены, стать осознанной необходимостью, частью национального склада жизни, а это происходит в ходе длительной социальной эволюции.

В демократических государствах, к числу которых относится и Россия, проведение референдума является одной из основных форм участия народа в контроле за осуществлением государственной власти.

Референдум является, одним из важнейших средств прямой, непосредственной демократии. В принципе он имеет преимущества перед представительной демократией, то есть такой формой, при которой волю народа выражают и облекают в законы и иные акты избранные населением представители – депутаты парламента, члены местных органов самоуправления. Референдум дает возможность народу выразить свою волю непосредственно, путем голосования. Однако значение референдума не следует переоценивать. Вопросы, выносимые на референдум, могут быть не всегда доступными для всесторонней оценки со стороны рядовых избирателей, они могут не просчитать всех политических последствий принимаемого решения. Проведение референдума требует полной гласности, справедливой публикации различных мнений, большой предварительной работы по разъяснению формулы референдума и его последствий.

Референдум занимает особое место в политической жизни страны, региона, области, края, его исход во многом определяет дальнейшее развитие государства или местного образования на несколько лет. Следует отметить, что референдум может изменить если не характер государственной власти, то характер и направление ее деятельности. Важно отметить, что на референдуме могут решаться ключевые вопросы жизни страны, региона, края. Также необходимо подчеркнуть, что одобрение на референдуме какого-то проекта решения придает ему высшую юридическую силу, ибо речь идет о прямом волеизъявлении народа. Одновременно это означает и поддержку существующей государственной власти, ее легитимацию, факт удостоверения ее соответствия чаяниям и интересам народа, большинства населения.

Референдум как непосредственное народное волеизъявление имеет, конечно, преимущество перед представительной демократией, в частности, парламентским способом решения общественных и государственных проблем. Однако, важно подчеркнуть, что преимущество это – не абсолютное, о нем мы можем говорить лишь при соблюдении определенных условий. Во-первых, выносимый на референдум вопрос должен быть вполне доступным для понимания рядового избирателя. Как правило, решение принимаемое путем референдума, – это прежде всего политическое решение, хотя и облачаемое в определенную юридическую форму. Во-вторых, до референдума оно должно быть обстоятельно разъяснено через средства массовой информации избирателям с указанием желаемых и возможных нежелательных последствий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Конституция Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. М., 2009.
  2. О референдуме в Российской Федерации: Федеральный конституционный закон Федеральному конституционному закону «О референдуме в Российской Федерации» от 28 июня 2004 г. № 5-ФКЗ (в ред. ФЗ от 24 апреля 2008 г.) // Российская газета. 2004. № 3514.
  3. Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации: Федеральный закон №67-ФЗ от 12 июня 2002 года (в ред. ФЗ от 03 июня 2009 г. №108-ФЗ) // СЗ РФ. 2002. № 24. Ст. 2253.
  4. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон № 131-ФЗ от 6 октября 2003 г (с изм. и доп. ФЗ от 07 мая 2009 г. № 90-ФЗ) // СЗ РФ. №35. Ст. 3508.
  5. О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 17 декабря 2001 г. № 6-ФКЗ // СЗ РФ. 2001. № 52. Ст. 4916.
  6. О государственной автоматизированной системе Российской Федерации «Выборы»: Федеральный закон от 10 января 2003 г. № 20-ФЗ // СЗ РФ. 2003. № 2. Ст. 172.
  7. О внесении изменений и дополнений в статью 18 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации: Федеральный закон от 04 июля 2003 года № 102-ФЗ // Российская газета. 21 июля 2003 г.
  8. Устав Краснодарского края / В ред. Законов Краснодарского края от 18.07.1997 № 95-КЗ, от 04.01.2001 № 331-КЗ, от 10.05.2001 № 355-КЗ, от 07.08.2001 № 393-КЗ, от 22.08.2001 № 405-КЗ.
  9. О местном самоуправлении в Краснодарском крае: Закон Краснодарского края от 7 июня 2004 г. № 717-КЗ (с изменениями от 22 июля 2004 г. и 4 июля 2006 г.) // СПС «КонсультантПлюс»

  10. О референдумах в Краснодарском крае: Закон Краснодарского края от 23 июля 2003 г. № 606-КЗ « (с изменениями от 21 декабря 2004 г., 29 апреля и 26 декабря 2005 г., 8 июня 2007 г. и 26 декабря 2008 г.) // СПС «КонсультантПлюс»

  11. Аболонин Е.С. Муниципальное право. М., 2009.

  12. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. М., 2009.
  13. Ковешников Е.М. Муниципальное право. СПб., 2009.
  14. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М., 2003.
  15. Комарова В.Ф. Формы непосредственной демократии в России. М., 1998.
  16. Конституция Российской Федерации: научно-практический комментарий / Под ред. Топорнина Б.Н. М., 2009.
  17. Конституция Российской Федерации: проблемный комментарий / Отв. ред. Четвернин В.А. М., 2009.
  18. Кутафин О.Е., В.И. Фадеев. Муниципальное право Российской Федерации. М., 2009.
  19. Народовластие в России – очерк истории и современного состояния / Под ред. Ю.А. Дмитриева М., 2009.
  20. Постовой Н.В. Муниципальное право. М., 2009.
  21. Шабров О.Ф. Политическая система: демократия и управление обществом // Государство и право. 2009. №5.
  22. Фадеев ВЛ. Муниципальное право России. М., 2009.

     

     

     

     

     

     

     


     

<

Комментирование закрыто.

WordPress: 22.28MB | MySQL:121 | 1,800sec