Россия Современное демократическое государство

<

083114 0359 1 Россия Современное демократическое государство Современное демократическое государство предполагает развитое гражданское общество, в котором взаимодействуют различные общественные организации, политические партии, в котором никакая идеология не может устанавливаться в качестве официальной государственной идеологии. Политическая жизнь в демократическом государстве строится на основе идеологического, политического многообразия, многопартийности и т. д.

Российская Федерация сейчас находится на пути становления демократического государства.

В последнее время приняты очень многие законодательные акты, создающие основы для дальнейшего развития нашего государства как демократического. Это Декларация о государственном суверенитете Российской Федерации, Декларация прав и свобод человека и гражданина, Закон о гражданстве, Закон о собственности и др. 12 декабря 2008 года путём всенародного голосования была принята Конституция Российской Федерации, которая заложила правовую основу для дальнейшего развития и совершенствования правовой системы России.

К сожалению, нормы, закреплённые в этих и других законодательных актах, на практике в полной мере не реализуются. Поэтому этот вопрос сегодня актуален как никогда, что и послужило причиной выбора мною этой темы. В этой работе рассмотрены пути становления и развития демократического государства, его понятие и сущность, а также демократические принципы конституционного строя Российской Федерации.

 

1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ НАРОДОВЛАСТИЯ

 

Демократическим государством называется такое государство, устройство и деятельность которого соответствуют воле народа, общепризнанным правам и свободам человека и гражданина1. Демократическое государство — важнейший элемент демократии гражданского общества, основанного на правах свободы людей. Источником власти и легитимации всех органов этого государства является суверенитет народа.

Недостаточно только провозгласить государство демократическим (это делают и тоталитарные государства), главное — обеспечить его устройство и деятельность соответствующими правовыми институтами, реальными гарантиями демократизма. Понятие демократического государства неразрывно связано с понятиями конституционного и правового государства, в известном смысле можно говорить о синонимичности всех трёх терминов. Демократическое государство не может не быть одновременно конституционным и правовым2.

Государство может соответствовать характеристике демократического только в условиях сформировавшегося гражданского общества. Это государство не должно стремиться к этатизму, оно должно строго придерживаться установленных пределов вмешательства в экономическую и духовную жизнь, которые обеспечивают свободу предпринимательства и культуры. В функции демократического государства входит обеспечение общих интересов народа, но при безусловном соблюдении и защите прав и свобод человека и гражданина. Такое государство является антиподом тоталитарного государства, эти два понятия взаимно исключают друг друга.

Важнейшие признаки демократического государства: а) реальная представительная демократия; б) обеспечение прав и свобод человека и гражданина; в) непосредственная демократия.

Принцип народовластия характеризует Российскую Федерацию как демократическое государство (ст. 1 Конституции РФ)1. Народовластие предполагает, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является её многонациональный народ (ст.3 Конституции РФ), то характерно для демократического правового государства с республиканской формой правления.     Каждая из двух категорий «народ» и «власть», составляющих понятие «народовластие», представляет собой сложное явление и требует специального рассмотрения.

С юридической точки зрения слово «народ» отождествляется с понятием «граждане» и определяется как принадлежность данной, ассоциированной в рамках единого государства, совокупности людей к соответствующему государству.

«Власть» представляет собой возможность распоряжаться или управлять кем-либо и чем-либо, подчинять своей воле других. Власть — категория социальная. Она возникает вместе с возникновением человеческого общества и существует во всяком человеческом обществе, поскольку всякое человеческое общество требует управления, которое обеспечивается различными средствами, включая и принуждение2.

В условиях народовластия осуществление власти конституируется, легитимируется и контролируется народом, т. е. гражданами государства, ибо она выступает в формах самоопределения и самоуправления народа, участвовать в которых могут на равных правах все граждане. Народовластие, как форма государства и способ правления, превращается таким образом в организационный принцип обладания властью и её осуществления, определяющий, что решение любых государственных задач или реализация властных полномочий нуждаются в легитимации (узаконении), исходящей от народа или восходящей к нему. Представление о народе как исходном и конечном пункте демократической легитимации является базовым в понимании демократии.

Народный суверенитет означает, что народ, ни с кем не деля свою власть, осуществляет её самостоятельно и независимо от каких бы то ни было социальных сил, используя исключительно в своих собственных интересах. В демократическом государстве единственным источником власти и её носителем выступает народ. Признание народа в качестве верховного носителя всей власти является выражением народного суверенитета. Народный суверенитет неделим, имеет и может иметь только одного субъекта — народ.    Конституция РФ закрепляет прерогативу многонационального народа России на всю власть, его полновластие. Это означает, что российский народ ни с кем не делит власть, и никто, кроме него самого, не может претендовать на власть в РФ. «Никто не может присваивать власть в Российской Федерации, — отмечается в ст. 3, п. 4 Конституции, — захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону».

 

 

 

2. МЕХАНИЗМ И ФОРМЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ НАРОДОВЛАСТИЯ

 

а) система представительных учреждений: понятие, принципы, построение, правовая основа

 

Представительная демократия — осуществление народом власти через выборные учреждения, которые представляют граждан и наделены исключительным правом принимать законы1. Представительные органы (парламенты, выборные органы местного самоуправления) наделяются правом решения наиболее важных вопросов жизни народа (объявление войны, принятие бюджета, введение чрезвычайного и военного положения, разрешение территориальных споров и др.). Конституции в различных странах наделяют представительные органы различными полномочиями, но обязательными и важнейшими среди них являются функции законодательной власти и принятие бюджета. Представительные органы не обязательно призваны напрямую контролировать исполнительную власть — это признаётся только в государствах с парламентской формой правления, но при любой системе данные органы всё же наделяются отдельными конституционными полномочиями в этой области. Эффективность деятельности представительных органов в огромной, если не в решающей, степени зависит от сотрудничества с исполнительной властью. Другое не менее важное условие — независимость представительного учреждения в пределах своих полномочий, отсутствие конкурирующей законодательной власти, невмешательство исполнительной власти в прерогативы представительных учреждений.

<

В Российской Федерации представительная демократия обеспечивается выборностью Государственной Думы и конституционно обусловленным формированием Совета Федерации, а также законодательных и представительных учреждений субъектов Федерации и органов местного самоуправления2. На каждом уровне представительные учреждения обладают определёнными полномочиями, которые исключают возможность вмешательства со стороны кого бы то ни было. И в то же время эта система носит целостный характер, характеризует одно суверенное государство — Российскую Федерацию. Единство системы государственной власти закреплено в ч.3 ст.5 Конституции Российской Федерации1.

Обеспечение прав и свобод человека и гражданина — другой важнейший признак демократического государства. Именно здесь появляется тесная связь формально демократических институтов с политическим режимом. Только в условиях демократического режима права и свободы становятся реальными, устанавливается законность и исключается произвол силовых структур государства. Никакие возвышенные цели и демократические декларации не способны придать государству подлинно демократический характер, если не обеспечиваются общепризнанные права и свободы человека и гражданина. Конституция Российской Федерации закрепила известные мировой практике права и свободы, однако для реализации многим из них ещё необходимо создать условия.

Представительная демократия означает осуществление власти народом через представительные органы. Представительные органы избираются непосредственно народом, состоят из его полномочных представителей — народных депутатов, играют огромную роль в формировании и выражении государственной воли народа, олицетворяют его. Парламент России, представительные органы её субъектов осуществляют законодательную власть, выражают государственную волю народа в законах, регулирующих организацию и деятельность других властных структур, поведение всех людей и организаций на территории страны. Представительная демократия должна способствовать подконтрольности государства народу.

 

б) референдум как форма прямой демократии

 

 

Политическое значение института референдума состоит в том, что с его помощью граждане приобретают возможность эффективного воздействия на формирование политики государственных и иных органов власти, а последние, в свою очередь, — возможность сверять свои решения с мнением народа или отдельной его части. Таким образом, референдум является неотъемлемым институтом современного демократического государства, атрибутивным элементом развитого гражданского общества.

Референдум — это высшая форма непосредственной демократии, содержанием которой является волеизъявление установленного законом числа граждан по любому общественно значимому вопросу, кроме тех, которые не могут по закону быть вынесены на референдум, обязательное для исполнения.

Федеральным конституционным законом от 10 октября 1995 г. «О референдуме Российской Федерации»1 референдум Российской Федерации закрепляется как всенародное голосование граждан Российской Федерации по законопроектам, действующим законам и другим вопросам государственного значения2.

В этой же статье закрепляются, в виде характеристики, основополагающие принципиальные позиции: «Референдум Российской Федерации наряду со свободными выборами является высшим непосредственным выражением власти народа.

Федеральным законом от 12 июня 2002 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» дается три определения референдума:

«референдум — форма прямого волеизъявления граждан Российской Федерации по наиболее важным вопросам государственного и местного значения в целях принятия решений, осуществляемого посредством голосования граждан Российской Федерации, обладающих правом на участие в референдуме;

референдум местный (местный референдум) — референдум, проводимый в соответствии с Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования среди обладающих правом на участие в референдуме граждан Российской Федерации, место жительства которых расположено в границах муниципального образования;

референдум Российской Федерации — референдум, проводимый в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом «О референдуме Российской Федерации», настоящим Федеральным законом среди обладающих правом на участие в референдуме граждан Российской Федерации, место жительства которых расположено на территории Российской Федерации, а также граждан Российской Федерации, проживающих или находящихся за пределами территории Российской Федерации;

референдум субъекта Российской Федерации — референдум, проводимый в соответствии с Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации среди обладающих правом на участие в референдуме граждан Российской Федерации, место жительства которых расположено на территории субъекта Российской Федерации».

В статье 22 Федерального закона от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»1 прослеживается аналогичная позиция в определении местного референдума — он служит для непосредственного решения населением вопросов местного значения.

Законодательством субъектов Российской Федерации и в уставах муниципальных образований даются определения референдумов, в основном, в рамках определений, данных федеральным законодателем.

К конституционным основам института референдума можно отнести три группы норм: первая группа основополагающих, общих и специальных.

К основополагающим нормам можно отнести такие конституционные установления, как:

  1. Россия — правовое, демократическое, федеративное государство с республиканской формой правления (ст. 1);
  2. носителем суверенитета и единства источников власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ (ч. 1 ст. 3);
  3. народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления (ч. 2 ст. 3).

    К общим отнесем:

  4. высшим непосредственным выражением власти народа является референдум и свободные выборы (ч. 3 ст. 3);
  5. граждане Российской Федерации имеют право участвовать в
    управлении делами государства как непосредственно, так и через
    своих представителей (ч. 1 ст. 32);
  6. граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть
    избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме (ч. 2 ст. 32);
  7. не имеют право избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда (ч. 3 ст. 32).

    Третья группа конституционных установлений, которую автор условно объединил в группу специальных, включает в себя нормы, закрепляющие элементы механизма проведения референдумов в России:

  8. местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления (ч. 2 ст. 130);
  9. обязанность Президентом РФ назначить референдум (ст. 84);
  10. ссылка на наличие федерального конституционного закона о референдуме Российской Федерации (ст. 84);
  11. отсутствие права назначить референдум у временно исполняющего обязанности Президента Российской Федерации (ст. 92).

    Благодаря конституционному закреплению местного референдума ст. 130 Конституции России и возможности проведения конституционного референдума (ст. 135), можно говорить о конституционном закреплении следующих видов референдумов: по территории проведения — на общероссийский, субъектов Федерации и муниципальный. По юридической силе — императивный (принятие Конституции России); по императивности назначения — факультативный (ст. 135).

     

    в) выборы – как форма прямой демократии

     

    Под непосредственной демократией понимается прямое волеизъявление народа или его части, непосредственное решение ими вопросов государственной и общественной жизни или выражение мнения по этим вопросам. Конституция закрепляет ряд институтов (форм) непосредственной демократии, в том числе как высшее непосредственное выражение власти народа — референдум и свободные выборы. К этим институтам относятся также и другие: собрания, митинги, шествия, демонстрации, пикетирование, индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления, народные обсуждения важных вопросов государственной жизни, законопроектов.

    В системе институтов непосредственной демократии важнейшее место принадлежит выборам — форме наиболее широкого участия граждан в управлении государственными делами1.

    Под выборами понимается участие граждан в осуществлении народовластия посредством выделения из своей среды путём голосования представителей для выполнения в государственных органах или органах местного самоуправления, принадлежащих им функций по осуществлению власти в соответствии с волей и интересами граждан, выраженными на таких выборах.

    Главное в выборах — это то, что они являются формой осуществления гражданами принадлежащей им власти. Наиболее существенный признак выборов — прямое волеизъявление граждан и выдвижение ими из своей среды представителей для осуществления принадлежащей народу власти.

    Этому в полной мере соответствует правило, согласно которому право на участие в управлении государством, прежде всего активное и пассивное избирательное право, предоставляется гражданам конкретного государства, т. е. лицам, обладающим гражданством. Избирательное право — право не просто человека, а гражданина.

    Посредством выборов формируются государственные органы, органы местного самоуправления, определяется их персональный состав. Избираются представительные (законодательные) органы: Федеральное Собрание (однако избирался населением Совет Федерации только первого созыва), законодательные органы субъектов федерации. Избираются и представительные органы местного самоуправления. В настоящее время таким образом избирается и ряд должностных лиц: Президент Российской Федерации, президенты республик в её составе, главы администраций, мэры городов.

    Выборы государственных органов и органов местного самоуправления, предусмотренные Конституцией РФ, являются свободными и проводятся на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

     

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     

    В заключение можно дать следующее определение демократического государства: демократическое государство — это такое государство, в котором обеспечиваются политические права и свободы, участие народа в осуществлении законодательной власти (непосредственно и через представителей). Это предполагает высокий уровень правовой и политической культуры, развитое гражданское сознание в обществе. В демократическом государстве обеспечивается возможность в рамках закона отстаивать и пропагандировать индивидуальные и групповые взгляды и убеждения, что находит своё отражение в формировании и функционировании политических партий, общественных объединений, в политическом плюрализме, свободе прессы и т. п.

    В соответствии с Конституцией РФ (ст.1) Российская Федерация есть демократическое государство. Его демократизм находит выражение прежде всего в обеспечении в нём народовластия; разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную; идеологического и политического многообразия; местного самоуправления. К сожалению, содержащиеся в Конституции РФ нормы, характеризующие Российскую Федерацию как демократическое государство, на практике в полной мере не реализуются, а иногда и грубо нарушаются. Так, объявленный носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации её народ на деле всё больше отстраняется от реальной власти, поскольку свободные выборы, являющиеся высшим непосредственным выражением власти народа, там, где они проводятся, не могут определить волю народа, ибо в них обычно участвует незначительная часть избирателей.

    Не реализуется, в полной мере на практике и принцип разделения властей. Сегодня это разделение характеризуется почти повсеместным господством исполнительной власти, а также президентской власти, стоящей над всеми другими властями.

    Не реализованы на практике в должном виде и нормы Конституции РФ о местном самоуправлении, которое там, где оно создано, носит в значительной мере формальный характер.

    Всё это говорит о том, что становление в России подлинно демократического государства потребует ещё немало времени и усилий её народа для создания условий, в которых конституционные нормы, предусматривающие построение демократического государства, могли бы быть в полной мере реализованы.

     

     

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

     

  12. Конституция Российской Федерации. 12 .12. 1993 // Российская газета. – 1993. 25 декабря.
  13. О референдуме Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 28 июня 2004 г. // Российская газета.– 30 июня 2004– № 137-д.
  14. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «и» // СЗ РФ–2003 г.– № 40.– Ст. 3822.
  15. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. М., 2007.
  16. Баглай М.В., Габричидзе Б.Н. Конституционное право Российской Федерации. М., 2005.
  17. Габричидзе Б.Н., Ким-Кимэн А. Н., Чернявский А. Г. Конституционное право: Учебник. М., 2007.
  18. Четвертин В.А. Демократическое конституционное государство: введение в теорию. М., 2008.
  19. Умнова И.А. Конституционные основы российского федерализма. М., 2003.
<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 0.93MB/0.00053 sec

WordPress: 22.48MB | MySQL:119 | 2,044sec