Политическая и правовая концепции гражданской службы

<

091313 0359 11 Политическая и правовая концепции гражданской службыНепременным условием повышения эффективности деятельности нынешнего государства является создание работоспособной системы гражданской службы. История Российского государства содержит огромный опыт построения, развития и функционирования аппарата государственной власти.

Впервые целостное правовое закрепление государственной службы как профессиональной деятельности граждан по обеспечению реализации функций государства через исполнение соответствующих должностных обязанностей было оформлено при Петре I в «Табели о рангах всех чинов воинских, статских и придворных, в котором классе чины и которые в одном классе, те имеют по старшинству времени вступления в чин между собою, однако воинское выше прочих, хотя б и старее, кто в ином классе пожалован был» от 24 января 1722 г.1

В последующем российское законодательство о государственной службе постоянно эволюционировало. Однако, как правило, изменения нормативных установлений о государственной службе носили производный характер и были обусловлены причинами социально-экономического и политического свойства. В условиях советского периода понятие государственной службы в законодательстве четко не определялось. Не уточнялись статус государственных служащих, их права и обязанности. Отдельными нормативными правовыми актами регулировались лишь вопросы прохождения военной службы, службы в органах внутренних дел, некоторых других, главным образом в правоохранительных органах.

В настоящее время сформировались две основные концепции государственной службы — политическая и правовая. Хотя политическая концепция доминирует в отечественной теории и законодательстве, сторонники правовой концепции весьма плодовито специализируются на производстве вторичной (неоригинальной) литературы — учебников, популярных книг и статей по государственной службе. При этом одной из центральных идей всех этих работ является утверждение, что государственная служба по научной своей принадлежности, несомненно, относится к номенклатуре юридических специальностей1.

<

Государственная (гражданская) служба как вид профессиональной деятельности возможна и действительно происходит только в системе государственного управления, которое использует не только правовые, но и нравственные (моральные) регуляторы. В особенности моральные нормы широко используются именно в государственной гражданской службе. На этом основании вполне возможно утверждение, что государственная (гражданская) служба есть не только публично-правовой, но и публично-нравственный институт, В некоторых государствах (например, в США, Украине, Казахстане) выработан специальный этический кодекс для гражданских служащих. Отдельные и российские государственные органы вы-работали для себя этические кодексы. Например, он принят и регулирует деятельность государственных служащих в Счетной палате РФ2. В августе 2002 г. Президент РФ В.В. Путин подписал Указ, в котором утвердил этические «Общие принципы служебного поведения государственных служа-щих». Они должны действовать вплоть до принятия соответствующего федерального закона3.

При этом правовая и нравственная составляющие ни сами по себе, ни в совокупности не играют какой-либо определяющей доминирующей роли в гражданской службе. Они явно решают лишь те задачи, выстраиваются лишь в том порядке, который задает им политика. Именно политика определяет все то главное и значительное в гражданской службе и государственном управлении в целом. Гражданская служба — это, прежде всего, политический инструмент, используемый политической властью для исполнения полномочий государственных органов.

Государственное управление в современных условиях относится к группе политических наук. Поэтому резонно утверждение, что к этой группе вполне определенно относится и наука государственной гражданской службы. Она действительно, с одной стороны, политическая наука, а с другой — управленческая, поскольку играет значительную роль в упорядочении данных политических процессов.

В гражданской службе есть правовая и моральная составляющие. Конечно, и право, и мораль резонно могут рассчитывать на формирование при соответствующих условиях своих особых дочерних частных наук. В праве уже сделана заявка Ю.Н. Стариловым на такую научную правовую дисциплину, как «Служебное право»1, а в морали предлагается «Моральный кодекс государственных (гражданских) служащих»2. Конечно, и в одном, и в другом случае эти предложения относятся к разряду желаемых. Сейчас для этого пока нет должных условий.

Начиная с 1998г. в России проводится «административная реформа». Это понятие используется в двух смыслах. — широком и узком. В широком понимании — когда речь идет о глубоких и масштабных изменениях государственных органов, связанных со структурными преобразованиями государственного управления. Правительственная комиссия все функции государства разделила на три группы: «избыточные», «дублирующие» и «необходимые». Всего она насчитала 5400 функций, из которых на начало 2004 г. 800 признаны избыточными, 350 дублирующими и более 500 тре-бующими сокращения масштабов исполнения. В узком смысле административная реформа означает сокращение и коренную перестройку госу-дарственного аппарата (гражданской службы).

После длительного обсуждения Федеральное Собрание РФ приняло за-кон «О системе государственной службы Российской Федерации» (27 мая 2003 г. № 58-ФЗ). К сожалению, этот закон такой же рамочный, как и первый закон 1995 г. В нем лишь повторяются те идеи, которые имеются уже в первом законе. Сверх того предусматривается административный раздел нынешней государственной службы на три специализированные службы, в числе которых будет и «государственная гражданская служба». Этот раздел по существу ничего не дает ни для государственного управления, ни для государственной службы. Российское общество, не привыкнув к использованию понятия «государственная служба», должно будет перейти на другое менее понятное слово — «государственная гражданская служба». И самое главное — положение государственных служащих от этих перестроений никак не улучшается. Несомненно, если Федеральное Собрание продолжит свою законотворческую деятельность и примет, наконец, конкретные законы, регулирующие деятельность этого очень важного контингента государственного управления, то реально послужит делу возрождения России.

Помощь законодателям в работе над проблемами государственной службы оказывает Президент РФ В.В. Путин, который принял ряд указов, нормализующих деятельность, прежде всего, федеральных органов власти. В частности, им был принят указ «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» от 9 марта 2004 г. На его основе должно быть покончено с раздробленностью и несобранностью федеральной власти. Это первая с советских времен административная реформа федерального аппарата. Она предусматривает некоторое сокращение аппарата, но не это в ней главное.

Ее целью является новая структура выстраивания функций и механизмов государственного управления. Согласно данному указу основными органами исполнительной власти на федеральном уровне будут министерства, которым подчинены службы и агентства. В каждом министерстве службы осуществляют функции по контролю и надзору, а агентства – по оказанию государственных услуг в данной сфере деятельности. Эта тройственная схема органов исполнительной власти, судя по всему, действительно сможет избежать тех недостатков и ошибок, которые были свойственны им до настоящего времени. И главное, она нацелена на необходимое оживление гражданской службы, придания ей действенности за счет наделения властными полномочиями. Гражданские служащие, в особенности в агентствах и службах, в значительной мере начнут активно влиять на управленческую политику, принятие вторичных государственных решений станет для них повседневной практикой.

Очевидно, что и в субъектах Федерации будут приняты аналогичные правовые нормы по реформированию государственного аппарата.

27 июля 2004 г. Федеральное Собрание наконец приняло первый реальный федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Он дает целостное представление о деятельности тех работников, которые составляют административный стержень государственного управления, несут всю тяжесть регулирования социального взаимодействия личностей, организаций, субъектов Федерации. Данный закон устанавливает правовые, организационные и экономические основы федеральной и субъектов Федерации государственной гражданской службы.

Предметом регулирования настоящего федерального закона являются отношения, связанные с поступлением на федеральную и субъектов Федерации государственную гражданскую службу, ее прохождением и прекращением, а также определением правового положения (статуса) гражданского служащего.

<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 0.9MB/0.00054 sec

WordPress: 25.73MB | MySQL:118 | 1,322sec