Система органов государственной власти, общественного контроля и местного самоуправления в Российской Федерации

<

083114 0400 1 Система органов государственной власти, общественного    контроля и местного самоуправления в Российской Федерации Конституция России устанавливает принадлежность власти народу и называет три основные формы осуществления власти — непосредственно, через органы государственной власти и через органы местного самоуправления.

Государственная власть в России осуществляется на федеральном и региональном уровнях. На первом из них государственную власть осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, состоящее из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы, Правительство РФ и федеральные суды. На региональном уровне государственная власть осуществляется образуемыми в субъектах Федерации органами государственной власти. Система законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя России.

Конституция РФ 1993 г. оперирует различными понятиями,
среди которых: «органы государственной власти», «органы законодательной, исполнительной и судебной власти», «государственные органы» и др.    

Орган государства — это составная часть государственного механизма (аппарата), которая образуется в установленном законом порядке для выполнения от имени государства его функций и задач и наделена в этих целях властными полномочиями. Совокупность этих признаков позволяет отнести тот или иной орган к числу государственных.

Конституция РФ содержит концептуальное положение об осуществлении государственной власти на основе принципа разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную (ст. 10). Далее Конституция устанавливает, что государственную власть в России осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, суды РФ (ст. 11). В субъектах Федерации также ведущим принципом осуществления власти является принцип разделения властей, и государственную власть в субъектах РФ осуществляют образуемые ими органы государственной власти.

В Конституции РФ речь идет о четырех разновидностях органов государственной власти. Все названные виды органов государственной власти представляют собой, систему, в которой сочетаются три ветви власти, реализующие функции государства и связанные едиными для всех органов конституционно-правовыми нормами. Так, Конституция РФ в ч, 3 ст. 5 закрепляет единство системы государственной власти, т.е. совокупность федеральных и региональных органов власти; в п. «г» ст. 71 говорится о системе федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти; в п. «н» ст. 72 упоминается об общих принципах организации системы органов государственной власти и местного самоуправления; в ч. 2 ст. 77 содержится положение о том, что в пределах ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения России и субъектов Федерации федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ образуют единую систему исполнительной власти в России; из ч. 3 ст. 118 вытекает принцип единства судебной системы РФ. Важнейшие конституционные положения получают развитие в актах текущего законодательства: в Федеральном конституционном законе «О Правительстве Российской Федерации», в Федеральном конституционном законе «О судебной системе РФ», в Федеральном законе «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», в Указе Президента РФ «О полномочном представителе Президента РФ в федеральном округе» и др.

Можно сформулировать следующие конституционные принципы построения и деятельности органов государственной власти:

  • принцип народовластия, означающий, что верховной властью в РФ наделяются органы, получившие свои полномочия от народа;
  • принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина;

    – принцип федерализма, государственной и территориальной
    целостности РФ;

  • принцип разделения властей;
  • принцип единства системы государственной власти;

    — принцип верховенства Конституции РФ и федеральных законов на всей территории России означает, что государственная власть может осуществляться лишь в соответствии с Конституцией РФ и федеральным законодательством.

    Компетенция органов государственной власти складывается из нескольких составляющих: 1) полномочия органа государственной власти, т.е. совокупность его прав и обязанностей; 2) предметы ведения, т.е. круг вопросов, прерогатива в решении которых принадлежит либо федеральным органам государственной власти, либо органам государственной власти субъектов РФ, либо круг вопросов, в решении которых могут принимать участие как федеральные, так и региональные органы государственной власти (так называемые предметы совместного ведения); 3) функции органа, т.е. основные направления его деятельности.

    Полномочия федеральных органов исполнительной власти очерчены Конституцией РФ, Федеральным конституционным законом «О Правительстве РФ» от 17.12.1997 г., другими федеральными законами, актами Президента РФ. Из содержания Конституции РФ вытекает, что исполнительная власть нацелена прежде всего на реализацию законов (ст. 104, 113—115 Конституции РФ). Федеральная Конституция также наделяет органы исполнительной власти полномочиями по участию в законотворческом процессе путем осуществления законодательной инициативы, подготовки заключений по законопроектам финансового характера, а также по изданию собственных нормативных актов (ст. 104, 115 Конституции РФ). Такие акты могут издаваться уполномоченными органами и должностными лицами только на основе и во исполнение закона.

    Согласно Конституции РФ Правительство РФ реализует полномочия исполнительной власти и несет ответственность за ее осуществление в государстве в целом. Оно возглавляет систему органов исполнительной власти. Это следует также из норм ФКЗ «О Правительстве РФ», в котором подчеркивается, что Правительство является коллегиальным органом, возглавляющим единую систему исполнительной власти Российской Федерации. Оно в пределах своих полномочий организует исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов Президента РФ, международных договоров РФ, осуществляет систематический т контроль за исполнением федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Федерации, принимает меры по устранению нарушений законодательства РФ. Правительство как орган общей компетенции обеспечивает общее руководство отраслями хозяйства, социально-культурной и административно-политической деятельностью.

    В Указе Президента РФ «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» от 09.03.2004 г. обозначены следующие функции названных органов: а) по принятию нормативных правовых актов, т.е. издание на основе и во исполнение Конституции РФ федеральных законов, обязательных для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами правил поведения, распространяющихся на неопределенный круг лиц; б) осуществление контроля и надзора за исполнением названными субъектами установленных законодательно общеобязательных правил поведения; выдача соответствующих разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности (конкретных действий); регистрация актов, документов, прав, объектов, а также издание индивидуальных правовых актов; в) правоприменительная функция, под которой понимается издание индивидуальных правовых актов, а также ведение реестров, регистров и кадастров; г) функция по управлению государственным имуществом; д) функция по оказанию государственных услуг, имеющих исключительную общественную значимость и оказываемых на установленных федеральным законодательством условиях неопределенному кругу лиц.

    Органы законодательной (представительной) власти образуются непосредственно народом, ответственны перед ним и уполномочены осуществлять государственную власть в интересах народа.

    В Конституции РФ Правительству РФ уделена специальная глава из восьми статей (ст. 110—117), но ряд полномочий Правительства и норм, регламентирующих его правовое положение, закреплены в других главах (о Президенте РФ, о Федеральном Собрании РФ). Многие полномочия этого органа раскрываются в федеральных законах («Об обороне», «О безопасности» и др.), а также в указах Президента РФ. Основные вопросы правового положения Правительства РФ, порядок его формирования и деятельности закреплены Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации» (в редакции от 3 ноября 2004 г.). Законом определяются принципы, состав и порядок формирования Правительства, его полномочия и организация деятельности, а также взаимоотношения с Президентом РФ, Федеральным Собранием и органами государственной власти субъектов РФ, обеспечение деятельности Правительства.

    Правовым актом, регулирующим деятельность Правительства РФ, выступает также Регламент Правительства РФ, утвержденный постановлением Правительства РФ от 1 июня 2004 г. Этим актом определяется планирование и организация работы Правительства, порядок внесения в Правительство и рассмотрение проектов решений Правительства и иных актов, подготовки и проведения заседаний Правительства и оформления принятых на заседании решений, взаимодействия Правительства с органами судебной власти.

    Конституция РФ (ч. 2 ст. 11) устанавливает, что государственную власть в субъектах РФ осуществляют образуемые ими органы государственной власти. Эта норма расположена в главе «Основы конституционного строя», из чего вытекает ее основополагающий и незыблемый характер. Эту норму следует рассматривать в неразрывной связи с другими основами федеративного устройства страны, и особенно с теми, которые закреплены в ст. 5 Конституции РФ. Вполне логично, что если субъекты Федерации имеют свои конституции (уставы) и законодательство, то они должны иметь собственные органы государственной власти, которые бы эти конституции (уставы) и законы принимали, исполняли и применяли.

    Систему органов государственной власти субъекта РФ составляют: законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ; высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ; иные органы государственной власти субъекта РФ, образуемые в соответствии с конституцией (уставом) субъекта РФ.

    Специфическая концепция государственной службы положена в основу Закона РФ от 5 июля 1995 г. «Об основах государственной службы в Российской Федерации» (далее — Закон РФ о государственной службе), согласно которому государственная служба — профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов. Ее субъекты — не все лица, занимающие в таких органах должности, а лишь те, кто замещает государственные должности государственной службы. Именно они признаны государственными служащими. В законе определено, какие должности относятся к государственным должностям государственной службы, а их перечень подлежит внесению в Реестр государственных должностей РФ, утверждаемый Президентом РФ.

    Легальное определение государственной службы получило свое концептуальное развитие в ФЗ от 27 мая 2003 г. «О системе государственной службы в Российской Федерации». В нем государственная служба РФ определяется как профессиональная служебная деятельность граждан РФ по обеспечению исполнения полномочий: Российской Федерации; федеральных государственных органов; субъектов РФ; государственных органов субъектов РФ; лиц, замещающих государственные должности РФ и субъектов РФ. При этом под государственными органами понимаются как органы государственной власти, так и иные государственные органы, а замещаемые государственные должности устанавливаются соответственно: а) Конституцией РФ, федеральными законами; б) конституциями, уставами, законами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов РФ или ее субъектов.

     

    2. Институт президентства в Российской Федерации. Компетенция администрации Президента РФ

     

    Президент как глава государства занимает особое, специфическое положение, охватывая своей деятельностью весь широкий круг вопросов государственного значения. Термин «президент» происходит от латинского praesidens, что означает «сидящий впереди», т.е. председательствующий на собрании. Президент государства — это единоличный глава государства, получающий свои полномочия путем выборов.

    Зарубежная практика свидетельствует об особой значимости института президентства в политической жизни государства. Прерогативы, исключительное право, президента позволяют ему оказывать огромное влияние на общественно-политические процессы в стране. В демократических странах на него возлагается функция ведущего гаранта стабильности основ конституционного строя. Он контролирует соблюдение конституционных норм всеми органами государства, накладывает вето на законы, не соответствующие основному закону государства, и т.д.

    Президентство является относительно молодым, новым и еще не полностью устоявшимся юридическим институтом в российской конституционно-политической практике.

    В СССР пост президента учрежден в 1990 г. (президентский пост занимал М.С. Горбачев), в РСФСР — в 1991 г. (первым президентом РСФСР был избран Б.Н. Ельцин).

    В начале своей эволюции институт президентства существенно отличался от современного.

    Он был создан с целью восстановить авторитет государственной власти и укрепить исполнительную власть, обеспечивающую соблюдение законов в стране.

    В Законе РСФСР от 24 апреля 1991 г. № 1098-1 «О Президенте РСФСР» от 24 апреля 1991 г. было всего 11 статей. В нем Президент был охарактеризован как высшее должностное лицо и глава исполнительной власти в РСФСР. Таким образом, статус Президента РСФСР складывался из двух основных компонентов: он был одновременно фактическим главой государства и конституционным главой исполнительной власти. Однако в таком виде институт президентства просуществовал недолго. Конституционный кризис, завершившийся событиями 3 — 4 октября 1993 г., привел к принятию новой Конституции РФ, иначе определившей статус и полномочия Президента РФ. Указом Президента РФ от 24 декабря 1993 г. № 2288 «О мерах по приведению законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией Российской Федерации» Закон РСФСР «О Президенте РСФСР» был признан недействительным и не подлежащим применению как противоречащий Конституции РФ.

    Конституция 1993 г. установила новую систему органов государственной власти. Была отвергнута американская модель президентской республики, где президент совмещает в одном лице пост главы государства и главы правительства. Выбор был сделан в пользу французской модели смешанной, полупрезидентской республики, в которой существует разграничение функций между двумя должностными лицами — главой государства и главой правительства. По действующей Конституции РФ Президент РФ является главой государства (ч. 1 ст. 80). Его можно назвать символом государства и официальным представителем всего народа.

    Закрепляя статус Президента РФ, Конституция РФ в статье 80 предусматривает связанные с этим функции, касающиеся основ жизнедеятельности государства и общества.

    Президент РФ является гарантом Конституции РФ. Он обеспечивает соблюдение конституционных норм всеми органами государства, налагает вето на законы, не соответствующие Конституции РФ, приостанавливает действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ, а также наделен правом отменять распоряжения и постановления Правительства РФ. Кроме того, выполнять функцию гаранта Конституции РФ он может не только лично, но и путем обращения в компетентные органы, прежде всего, в суды. Президент РФ вправе направлять в Конституционный Суд РФ запросы о конституционности различных нормативных правовых актов и обращаться в Конституционный Суд РФ по вопросам толкования Конституции.

    На Президента РФ возложена функция гаранта прав и свобод человека и гражданина. Эту функцию он реализует в своей личной деятельности, изданием указов и внесением в Государственную Думу законопроектов в порядке законодательной инициативы. Указы и законы могут быть направлены на защиту правового положения личности в целом или регулировать статус отдельных групп населения: пенсионеров, военнослужащих и других групп населения, нуждающихся в защите со стороны государства.

    При Президенте РФ действует Комиссия по правам человека, являющаяся совещательным и консультативным органом. В ее задачи входит: создание условий для реализации Президентом РФ его конституционных полномочий гаранта прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации; содействие совершенствованию механизма обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина; содействие деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации по реализации основ государственной политики в области обеспечения и зашиты прав и свобод человека и гражданина; укрепление международного сотрудничества в области обеспечения и защиты прав и свобод человека.

    Кроме того, Президент РФ призван принимать необходимые меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности. Например, Президент РФ постановил исключить дублирование функций и полномочий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления; совершенствовать правовое регулирование разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в целях упразднения функций органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления и др.

    Охрана суверенитета, независимости, безопасности и целостности являются прямой обязанностью Президента РФ, названной в присяге, которую он приносит при вступлении в должность.

    Важнейшая задача Президента РФ — обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти. Президент РФ располагает конкретными средствами для разрешения конфликтов и разногласий между государственными органами. Одним из эффективных и часто используемых на практике средств являются согласительные процедуры (наиболее часто применяемый вид согласительных процедур – это переговоры), которые дают возможности урегулирования отношений между различными органами государственной власти. Сущность таких процедур — поиск компромиссных решений, удовлетворяющих все спорящие стороны, и, в конечном счете, в достижении взаимного согласия. Во всех подобных случаях Президент РФ играет роль арбитра, он выступает не как одна из сторон конфликта, а как общенациональный авторитет. При этом нередко переговоры проводятся либо им лично, либо с участием его представителей.

    <

    Президент РФ обладает неприкосновенностью (ст. 91 Конституции РФ). Во время исполнения им своих полномочий никто не имеет права применить против него физическое или психическое насилие, задержать его, обыскать, арестовать, допросить, привлечь к любому виду ответственности, принудительно доставить его в суд в качестве свидетеля. Наконец, он не может быть ни свергнут, ни отстранен от исполнения обязанностей согласно статье 278 Уголовного кодекса РФ («Насильственный захват власти или насильственное удержание власти»).

    Роль Президента РФ в государстве обусловлена его местом в системе разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную. В науке сложились различные мнения по этому вопросу.

    Порядок проведения выборов Президента РФ определяется Конституцией РФ и Федеральным законом от 10 января 2003 г. № 9 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации».

    Президент РФ принимает активное участие в законотворческом процессе. Прежде всего он наделен правом законодательной инициативы (п. «г» ст. 84 Конституции РФ). Законопроекты Президента РФ, внесенные им на рассмотрение Государственной Думы, считаются приоритетными в программе законотворчества.

    Президент РФ издает правовые акты двух видов: указы и распоряжения (ст. 90 Конституции РФ). Указами являются нормативные правовые акты, содержащие общие правила поведения, адресованные неопределенному кругу лиц и рассчитанные на многократное применение, а также являющиеся основной формой реализации прерогатив Президента РФ по управлению государством. Распоряжения не содержат нормативных предписаний.

    В части 2 ст. 92 Конституции РФ установлены три случая законного досрочного прекращения исполнения полномочий Президента РФ. Отставка, под которой понимается добровольный уход с поста с подписанием заявления, извещающего об оставлении должности. В этом случае обязанности Президента РФ временно принимает на себя Председатель Правительства РФ. Уход в отставку имеет окончательный характер: Президент РФ не может отозвать заявление об отставке и вернуться к исполнению обязанностей2. С момента объявления отставки самим Президентом РФ его полномочия автоматически досрочно прекращаются. Прекращение исполнения полномочий по состоянию здоровья. Здесь возможны два варианта:

    — Президент РФ серьезно болен, но находится в ясном уме и способен самостоятельно принять взвешенное решение. Тогда при стойкой неспособности по состоянию здоровья исполнять свои полномочия Президент РФ прекращает их исполнение, что, по сути, представляет собой ту же отставку, но с указанием конкретного основания;

    — возможны ситуации, когда Президент РФ не в состоянии сам принять решение (он находится в бессознательном состоянии или есть основания сомневаться в ясности его ума и способности принимать обоснованные решения), В этом случае для решения вопроса о досрочном прекращении полномочий требуется специальное авторитетное медицинское заключение.

    Отрешение Президента от должности (импичмент). Статья 93 Конституции РФ называет в качестве оснований отрешения Президента РФ от должности государственную измену или совершение иного тяжкого преступления. В Конституции РФ прописана и процедура отрешения. Для ее осуществления необходимо выполнение нескольких этапов.

    Отрешение Президента РФ от должности автоматически влечет за собой прекращение исполнения им полномочий. Президент РФ осуществляет свою деятельность, опираясь на аппарат государственной власти. В него входят Администрация Президента, консультативные органы в виде комиссий и советов, а также полномочные представители Президента в федеральных округах.

    Материально-техническим и финансовым обеспечением деятельности Президента, его Администрации, а также федеральных государственных органов занимается Управление делами Президента Российской Федерации. Оно является самостоятельным федеральным органом исполнительной власти, т.е. не входит в состав Администрации Президента.

    В соответствии с Указом Президента РФ от 25 марта 2004 г. № 400 «Об Администрации Президента Российской Федерации» данный государственный орган обеспечивает деятельность Президента РФ и осуществляет контроль за исполнением его решений.

    Основными функциями Администрации Президента являются: организация подготовки законопроектов для внесения их Президентом РФ в Государственную Думу в порядке законодательной инициативы; подготовка предложений о подписании Президентом РФ федеральных законов либо об их отклонении; обеспечение обнародования федеральных законов, выпуск указов и распоряжений Президента РФ, а также иных документов, подписанных Президентом РФ; подготовка материалов для ежегодных посланий Президента
    РФ Федеральному Собранию и для его программных выступлений; обеспечение деятельности Совета Безопасности РФ, Государственного совета РФ и других совещательных и консультативных органов при Президенте РФ; осуществление контроля за исполнением федеральных законов (в части, касающейся полномочий Президента РФ, в том числе по обеспечению прав и свобод человека и гражданина), указов, других решений Президента РФ; подготовка проектов обращений Президента РФ в Конституционный Суд РФ; подготовка предложений Президенту РФ об обеспечении согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти; обеспечение диалога со структурами гражданского общества, содействие их развитию и укреплению; сбор, обработка и анализ информации о социально-экономических и политических процессах в стране и за рубежом; учет и анализ обращений граждан, предложений общественных объединений и органов местного самоуправления, представление соответствующих докладов Президенту РФ.

    Реализуя возложенные на нее функции, Администрация взаимодействует с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными органами иностранных государств и их должностными лицами, российскими, международными и иностранными организациями; организует проведение научных и исследовательских работ, в том числе с привлечением на договорной основе научных организаций, ученых и экспертов; исполняет поручения и контролирует исполнение поручений Президента РФ и др.

    Администрация Президента РФ состоит из Руководителя Администрации, двух заместителей Руководителя Администрации, помощников Президента РФ, пресс-секретаря Президента РФ, руководителя протокола Президента РФ, полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах, советников Президента РФ, полномочных представителей Президента РФ в Федеральном Собрании и Конституционном Суде РФ, старших референтов, референтов Президента РФ и иных должностных лиц, а также самостоятельных подразделений.

     

     

    3. Структура и компетенция законодательной и исполнительной власти в России. Место общественной палаты Российской Федерации в механизме государства

     

     

    Органы законодательной (представительной) власти образуются непосредственно народом, ответственны перед ним и уполномочены осуществлять государственную власть в интересах народа. Поскольку в федеративных государствах законодательная власть осуществляется на двух уровнях — федеральном и региональном, такими органами являются: Федеральное Собрание РФ, состоящее из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы; государственные советы, законодательные собрания, думы и другие органы законодательной власти субъектов РФ. Этой группе органов государственной власти присущи следующие характерные особенности: сочетание в них представительного и законодательного начал. Представительное начало проявляется в порядке формирования этих органов — путем свободных, всеобщих, равных выборов как на федеральном, так и на региональном уровне, а также в том, что парламенты (законодательные собрания) выражают волю избирателей, представляют их интересы. В состав этих органов входят представители разных социальных слоев общества, граждане разных национальностей, разных профессий и т.д., что позволяет законодательным органам государственной власти решать вопросы, касающиеся различных сфер жизни экономических, политических, социальных, духовных сфер жизнедеятельности общества и государства. Законодательное начало в деятельности представительных органов государственной власти заключается в том, что названная деятельность является основной функцией этих органов. Представительное и законодательное начала тесно взаимосвязаны. Форма рассмотрения и решения вопросов в органах законодательной власти — коллективная. Это так же, как и их выборность, обеспечивает демократизм этой ветви власти.

    Органы законодательной власти не образуют единой системы, как это было в советский период развития Российской Федерации, когда все Советы — от Верховного до сельских (поселковых) — представляли собой единую систему органов государственной власти в центре и на местах, организационно подчинялись друг другу, нижестоящие Советы были подотчетны и подконтрольны вышестоящим.

    Исполнительная власть — ветвь государственной власти, деятельность по управлению делами государства и общества, осуществляемая системой государственных органов, наделяемых исполнительно-распорядительными полномочиями, подконтрольных органам законодательной и судебной власти.

    Цели исполнительной власти: 1) обеспечение безопасности личности, общества, государства; 2) создание условий, способствующих благополучию личности, общества, государства; 3) создание условий для реализации субъектами социальных отношений их прав, свобод, законных интересов; 4) защита человека от противоправных посягательств.

    Функции исполнительной власти: 1) исполнительная (правоприменительная) — исполнение Конституции РФ, федеральных законов и законов субъектов РФ; 2) правозащитная — функция соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина; 3) социально-экономическая (обеспечительная) — создание условий для развития хозяйственного строительства, социально-культурного и административно-политического управления; 4) обеспечения законности и соблюдения конституционного порядка в стране; 5) регулирующая — осуществление руководства, контроля, координации, планирования, учета, прогнозирования и т.д.; 6) нормотворческая — осуществление в установленном порядке по принятию нормативно-правовых актов; 7) охранительная (юрисдикционная) — применение к юридическим и физическим лицам мер государственного (административного) принуждения в случае, если указанными лицами нарушаются нормы законодательства.

    Признаки исполнительной власти: является самостоятельной ветвью единой государственной власти; выступает подзаконной по отношению к представительной (законодательной) власти; осуществляется органами исполнительной власти, которые являются органами государственного управления; обладает предметно-функциональной самостоятельностью; обладает единством, т.е. осуществляется на всей территории Российской Федерации; организуется и осуществляется на началах федерализма при разграничении предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации; ее деятельность носит исполнительно-распорядительный характер; носит универсальный характер, т.е. осуществляется постоянно и непрерывно; имеет в своем распоряжении определенные средства (ресурсы), принудительность.

    Органы исполнительной власти осуществляют особый вид государственной деятельности — исполнительно-распорядительную. Как правило, они формируются представительными учреждениями, т.е. являются производными от последних. В этом состоит одна из особенностей юридической природы органов исполнительной власти.

    Другой особенностью юридической природы органов исполнительной власти является то, что в их деятельности преобладает принцип единоначалия в сочетании с коллегиальностью.

    Органы исполнительной власти выполняют задачи и функции по организации исполнения Конституции РФ, актов органов законодательной власти нормативных актов Президента РФ. Органы исполнительной власти издают собственные акты, которые относятся к числу подзаконных. Основным видом деятельности этих органов является организация государственного управления сферами и отраслями общества: социально-экономической и административно-политической, культурно-духовной и др.

    Конституция РФ подразделяет органы исполнительной власти на федеральные и субъектов Федерации.

    Согласно ч. 1 ст. 1 ФЗ от 4 апреля 2005 г. № 32-ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации» общественная палата Российской Федерации (далее — Общественная палата) обеспечивает взаимодействие граждан Российской Федерации, общественных объединений с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в целях учета потребностей и интересов граждан Российской Федерации, защиты прав и свобод граждан Российской Федерации и прав общественных объединений при формировании и реализации государственной политики в целях осуществления общественного контроля за деятельностью федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также в целях содействия реализации государственной политики в области обеспечения прав человека в местах принудительного содержания.

    Согласно ст. 2 ФЗ от 4 апреля 2005 г. № 32-ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации»Общественная палата призвана обеспечить согласование общественно значимых интересов граждан Российской Федерации, общественных объединений, органов государственной власти и органов местного самоуправления для решения наиболее важных вопросов экономического и социального развития, обеспечения национальной безопасности, защиты прав и свобод граждан Российской Федерации, конституционного строя Российской Федерации и демократических принципов развития гражданского общества в Российской Федерации путем:

    1) привлечения граждан и общественных объединений к реализации государственной политики;

    2) выдвижения и поддержки гражданских инициатив, имеющих общероссийское значение и направленных на реализацию конституционных прав, свобод и законных интересов граждан и общественных объединений;

    3) проведения общественной экспертизы (экспертизы) проектов федеральных законов и проектов законов субъектов Российской Федерации, а также проектов нормативных правовых актов органов исполнительной власти Российской Федерации и проектов правовых актов органов местного самоуправления;

    4) осуществления в соответствии с настоящим Федеральным законом общественного контроля (контроля) за деятельностью Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также за соблюдением свободы слова в средствах массовой информации;

    5) выработки рекомендаций органам государственной власти Российской Федерации при определении приоритетов в области государственной поддержки общественных объединений и иных объединений граждан Российской Федерации, деятельность которых направлена на развитие гражданского общества в Российской Федерации;

    6) оказания информационной, методической и иной поддержки общественным палатам, созданным в субъектах Российской Федерации;

    7) привлечения граждан, общественных объединений и представителей средств массовой информации к обсуждению вопросов, касающихся соблюдения свободы слова в средствах массовой информации, реализации права граждан на распространение информации законным способом, обеспечения гарантий свободы слова и свободы массовой информации, и выработки по данным вопросам рекомендаций;

    8) осуществления международного сотрудничества в соответствии с целями и задачами, определенными настоящей статьей, и участия в работе международных организаций, а также в работе международных конференций, совещаний и других мероприятиях.

    Согласно ст. 8 ФЗ от 4 апреля 2005 г. № 32-ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации» общественная палата вправе по решению совета Общественной палаты проводить экспертизу проектов нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, проектов законов субъектов Российской Федерации и нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, проектов правовых актов органов местного самоуправления либо в связи с обращением Президента Российской Федерации, Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации проводить экспертизу проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов, проектов нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, проектов законов субъектов Российской Федерации и нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, проектов правовых актов органов местного самоуправления.

    По решению совета Общественной палаты Общественная палата проводит экспертизу проектов законов Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации, проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов, затрагивающих вопросы:

    1) государственной социальной политики и конституционных прав граждан Российской Федерации в области социального обеспечения;

    2) обеспечения общественной безопасности и правопорядка.

    Для проведения экспертизы Общественная палата создает рабочую группу, которая вправе: 1) привлекать экспертов; 2) рекомендовать Общественной палате направить в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления запрос о предоставлении документов и материалов, необходимых для проведения экспертизы; 3) предложить Общественной палате направить членов Общественной палаты для участия в работе комитетов и комиссий Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации при рассмотрении законопроектов, являющихся объектом экспертизы; 4) предложить Общественной палате направить членов Общественной палаты на заседания Правительства Российской Федерации, коллегий федеральных органов исполнительной власти, на которых рассматриваются проекты нормативных правовых актов, являющиеся объектом экспертизы.

     

    4. Правосудие и судебная власть. Структура и правомочия судебной системы Российской Федерации

     

     

     

    Судебная власть является одной из трех ветвей государственной власти, о которых Конституция РФ говорит в ст. 10, закрепляя принцип разделения властей. Под судебной властью понимается самостоятельный вид государственной власти, осуществляемый судебными органами посредством установленных законом видов судопроизводства. Судебная власть действует наряду с другими ветвями власти, но является самостоятельной и действует независимо от них.

    Совокупность судебных органов (судов) представляет собой судебную систему, установленную Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом от 26 декабря 1996 г. «О судебной системе Российской Федерации». Отождествлять судебную власть и судебную систему не следует, хотя эти два понятия тесно связаны. Судебная власть невозможна без судебных органов (судебной системы), поскольку она в ином случае превратилась бы в чистый лозунг, декларацию. Наличие же только системы судебных органов еще не означает, что в государстве есть судебная власть.

    Самостоятельность судебной власти не является абсолютной. Разделение властей существует в форме взаимодействия, взаимоконтроля между властями законодательной, исполнительной и судебной. Такое взаимодействие имеет много конкретных проявлений. Законодательная власть издает законы, на основе которых действуют исполнительная и судебная власти, участвует в формировании органов каждой из них. Так, Федеральное Собрание РФ посредством федерального конституционного закона учредило судебные институты, выстроило иерархию судебных органов, определило их компетенцию. Судебная власть в свою очередь может влиять на власть законодательную, прежде всего через полномочия судебного конституционного контроля, который позволяет признавать законы, акты исполнительной власти или их отдельные предписания не соответствующими Конституции и в силу этого утратившими юридическую силу. Такое право судебной власти, поднимает авторитет суда в определенном смысле выше авторитета другого органа власти, поскольку суд может отменить решение этого органа, а тот не может отменить решение суда.

    Взаимоотношения судебной и исполнительной власти более многообразны. Ряд органов исполнительной власти постоянно взаимодействуют с судами. Исполнительная власть обеспечивает материальную базу деятельности судов, осуществляет подготовку судебных кадров и др. Судьи высших судов назначаются законодательной властью по представлению Президента РФ, а все другие федеральные судьи — самим Президентом. При этом в отборе судей участвует не только Президент, но и судебная власть, поскольку глава государства осуществляет свой выбор из кандидатур, представленных председателями высших судов на основании заключений квалификационных коллегий судей различного уровня.

    Взаимоотношения судебной власти с Президентом РФ и Правительством РФ включают в себя и контроль за конституционностью и законностью актов главы государства и Правительства, актов федеральных и региональных органов исполнительной власти, касающихся прав и свобод граждан, а также участие Конституционного и Верховного Судов в процедуре отрешения Президента РФ от должности в силу ст. 93 Конституции РФ.

    Однако ни законодательная, ни исполнительная власти не могут вмешиваться в деятельность судебной власти. Суд не должен руководствоваться политическими или какими-либо иными мотивами вне закона и своего правосознания при рассмотрении конкретного дела, принятии конкретного решения.

    Основными задачами судебной власти являются: 1) обеспечение и защита от нарушений прав, свобод и законных интересов человека и гражданина; 2) решение возникающих в обществе конфликтов и споров на основе закона; 3) контроль за законностью актов органов государственной власти и должностных лиц; 4) применение мер юридической ответственности за виновные противоправные деяния.

    Ст. 1 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» устанавливает, что судебная власть в РФ осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном порядке к осуществлению правосудия присяжных, народных и арбитражных заседателей. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия. В судебной системе России нет деления на федеральную судебную систему и судебные системы субъектов Федерации. Единая судебная система включает: 1) федеральные суды; 2) конституционные (уставные) суды и 3) мировых, судей субъектов РФ.

    К федеральным судам относятся: 1) Конституционный Суд РФ; 2) Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды; 3) Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов (кассационные суды), арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов РФ, составляющие систему федеральных арбитражных судов.

    К судам субъектов РФ относятся: 1) конституционные (уставные) суды субъектов РФ: 2) мировые судьи, являющиеся судами общей юрисдикции субъектов Федерации.

    Судебная система состоит из нескольких специализированных судебных подсистем, или юрисдикции.

    1. Суды конституционной (уставной) юрисдикции, к которым относятся Конституционный Суд РФ, конституционные (уставные) суды субъектов РФ. Конституционные (уставные) суды субъектов РФ не образуют единой с Конституционным Судом РФ системы, каждый из них независим от другого, действует на своем правовом поле.

    Сложившаяся федеративная система органов государственной власти России, основанная на принципе разделения властей, «не оставляет сомнений в необходимости конституционной юстиции не только в лице Конституционного Суда РФ, но и конституционных (уставных) судов субъектов Федерации».

  1. Суды общей юрисдикции (по гражданским, уголовным, административным и иным делам) включают: а) районные суды, рассматривающие дела в качестве суда первой инстанции и являющиеся вышестоящей кассационной инстанцией по отношению к мировым судьям; б) верховные суды республик, краевые (областные) суды, других субъектов Федерации (в том числе суды городов федерального значения), являющиеся вышестоящими инстанциями по отношению к районным судам, а также рассматривающие дела по
    первой инстанции и в порядке надзора; в) возглавляет систему судов общей юрисдикции Верховный Суд РФ.

    Суды арбитражной юрисдикции — судебные органы по разрешению экономических споров и иных дел, отнесенных к их компетенции Арбитражно-процессуальным кодексом РФ и другими федеральными законами. Арбитражные суды относятся к числу специализированных судов. Их система выступает гарантией хозяйственной самостоятельности предприятий, невмешательства государства в их деятельность, развития предпринимательства, охраны интересов
    предпринимателей, способствует достижению баланса интересов отдельных предпринимателей с интересами общества в сфере экономики.

    Систему арбитражных судов составляют: 1) арбитражные суды субъектов Федерации, выполняющие также функции апелляционных судов; 2) окружные федеральные арбитражные суды. Судебный округ каждого из них охватывает, как правило, несколько субъектов Федерации. Эти суды в пределах своей компетенции рассматривают дела в качестве суда кассационной инстанции, а также по вновь открывшимся обстоятельствам. Они являются вышестоящей судебной инстанцией по отношению к действующим на территории соответствующего судебного округа арбитражным судам субъектов РФ; 3) арбитражные апелляционные суды в пределах своей компетенции рассматривают дела в качестве суда апелляционной инстанции, а также по вновь открывшимся обстоятельствам; 4) возглавляет систему арбитражных судов Высший Арбитражный Суд Российской Федерации.

    Согласно Конституции РФ не могут создаваться чрезвычайные суды, а также суды, не предусмотренные Федеральным конституционным законом о судебной системе РФ. Никакой суд не может быть упразднен, если отнесенные к его юрисдикции вопросы не были переданы в юрисдикцию другого суда.

    Конституционно-правовой статус судей — это определяемое Конституцией РФ и федеральным законодательством правовое положение судей, их права, обязанности, порядок назначения на должность, гарантии их деятельности. Основы статуса судей закреплены в Конституции РФ, в ФКЗ «О судебной системе РФ» и находят развитие в Законе РФ «О статусе судей в РФ» от 26 июня 1992 г. (с многочисленными изменениями и дополнениями).

    Судья — должностное лицо, наделенное в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами полномочиями осуществлять правосудие и исполняющее свои обязанности на профессиональной основе. Судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и закону. В своей деятельности по осуществлению правосудия они никому не подотчетны. Закон о статусе судей предусматривает, что всякое вмешательство в деятельность судьи по осуществлению правосудия преследуется по закону.

    Требования и распоряжения судей при осуществлении ими полномочий обязательны для всех без исключения государственных органов, общественных объединений, должностных лиц, других юридических и физических лиц. Неисполнение требований и распоряжений судей влечет установленную законом ответственность.

    Все судьи обладают единым статусом и различаются между собой только полномочиями и компетенцией. Особенностями отличается лишь правовой статус судей военных судов и судей Конституционного Суда РФ.

    Судья не вправе быть депутатом, третейским судьей, арбитром, принадлежать к политическим партиям и движениям, осуществлять предпринимательскую деятельность, а также совмещать работу в должности судьи с другой оплачиваемой работой, кроме научной, преподавательской, литературной и иной творческой деятельности.

    Гарантии независимости судей, а также присяжных, народных и арбитражных заседателей устанавливаются Конституцией РФ и федеральным законом. К числу средств обеспечения независимости судей относятся: а) наличие предусмотренной законом процедуры осуществления правосудия; б) установление под угрозой ответственности запрета чьего бы то ни было вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия; в) установление порядка приостановления и прекращения полномочий судьи; г) право судьи на отставку; д) неприкосновенность судьи; е) система органов судейского сообщества; ж) предоставление судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу; з) наличие особой защиты государством не только судьи, но и членов его семьи, а также имущества.

    Полномочия судьи в Российской Федерации не ограничены определенным сроком, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законодательством. Предельный возраст пребывания в должности судьи — 70 лет. Судья федерального суда (за исключением судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда) в первый раз назначаются на должность сроком на три года, по истечении которого он может быть назначен на ту же должность без ограничения срока полномочий до достижения им предельного возраста пребывания в должности судьи.

    Основания прекращения полномочий судей предусматриваются федеральным законодательством. Такими основаниями могут выступать: 1) письменное заявление судьи об отставке; 2) неспособность по состоянию здоровья или по иным уважительным причинам осуществлять полномочия судьи; 3) письменное заявление судьи о прекращении его полномочий в связи с переходом на другую работу или по иным причинам; 4) достижение судьей предельного возраста пребывания в должности судьи или истечение срока полномочий судьи, если они были ограничены определенным сроком; 5) увольнение судьи военного суда с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе; 6) прекращение гражданства Российской Федерации; 7) занятие деятельностью, не совместимой с должностью судьи; 8) вступление в законную силу обвинительного приговора суда в отношении судьи либо судебного решения о применении к нему принудительных мер медицинского характера; 9) вступление в законную силу решения суда об ограничении дееспособности судьи либо признании его недееспособным; 10) совершение поступка, позорящего честь и достоинство судьи или умаляющего авторитет судебной власти; И) смерть судьи или вступление в законную силу решения суда об объявлении его умершим; 12) отказ судьи от перевода в другой суд в связи с упразднением или реорганизацией суда.

    Конституция устанавливает принцип несменяемости судей, который является важным звеном в системе правовых гарантий независимости судей.

    Неприкосновенность судьи является одним из важнейших средств обеспечения независимости и самостоятельности судей, их способности осуществлять правосудие беспристрастно и справедливо. Неприкосновенность судьи является одной из конституционных гарантий его статуса (ст. 122 Конституции РФ).

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Задача 1

     

    Администрация города Краснодара решила в целях координации предпринимательской деятельности создать ассоциацию сельскохозяйственных предприятий. В учредительном договоре ассоциации предусматривалось, что входящие в нее предприятия теряют свою хозяйственную самостоятельность и права юридического лица, которым выступает ассоциация в целом.

    Соответствует ли данное условие законодательству? Охарактеризует правомочия органов местного самоуправления.

     

    Решение

     

    Правом создания ассоциацией в коммерческой сфере на основании ст. 121 ГК РФ обладают коммерческие организации, которое в целях координации их предпринимательской деятельности, а также представления и защиты общих имущественных интересов могут по договору между собой создавать объединения в форме ассоциаций или союзов, являющихся некоммерческими организациями. Если по решению участников на ассоциацию (союз) возлагается ведение предпринимательской деятельности, такая ассоциация (союз) преобразуется в хозяйственное общество или товарищество в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, либо может создать для осуществления предпринимательской деятельности хозяйственное общество или участвовать в таком обществе.

    В ч. 3 ст. 121 ГК РФ указано, что Члены ассоциации (союза) сохраняют свою самостоятельность и права юридического лица.

    Таким образом, на основании положений ч. 1, ч. 3 ст. 121 ГК РФ, администрация города как государственное учреждение не вправе выступать учредителем ассоциацией в коммерческой сфере.

     

     

    Задача 2

     

    Городской администрацией Калининграда был предъявлен иск к администрации Калининградской области о взыскании задолженности субъекта Российской Федерации – Калининградской области перед городским самоуправлением за выполнение государственной функции – оказание помощи малоимущим гражданам в сумме 164560 рублей.

    Праве ли администрация города обратиться за защитой своих прав в арбитражный суд по данному вопросу? Как решить спор?

     

    Решение

     

    Согласно ч. 2, 3 ст. 52 ФЗ органы местного самоуправления обеспечивают сбалансированность местных бюджетов и соблюдение установленных федеральными законами требований к регулированию бюджетных правоотношений, осуществлению бюджетного процесса, размерам дефицита местных бюджетов, уровню и составу муниципального долга, исполнению бюджетных и долговых обязательств муниципальных образований. Формирование, утверждение, исполнение местного бюджета и контроль за его исполнением осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации.

    В ст. 63 ФЗ определен порядок предоставления субвенций местным бюджетам на осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий. Общий размер субвенций, предоставляемых из федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетам на осуществление органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий, определяется федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год раздельно по каждому из указанных государственных полномочий. Субвенции на осуществление органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий предоставляются местным бюджетам из создаваемого в составе бюджета субъекта Российской Федерации регионального фонда компенсаций. Указанный фонд формируется за счет:

    1) субвенций из федерального фонда компенсаций на осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами;

    2) иных доходов бюджета субъекта Российской Федерации в объеме, необходимом для осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им законами субъектов Российской Федерации.

    Субвенции из регионального фонда компенсаций распределяются между всеми муниципальными образованиями субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления которых осуществляют переданные им отдельные государственные полномочия, пропорционально численности населения (отдельных групп населения) или потребителей соответствующих бюджетных услуг муниципального образования с учетом объективных условий, влияющих на стоимость этих бюджетных услуг (объем выплат), и утверждаются законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год по каждому муниципальному образованию и виду субвенции.

    Формирование, распределение, перечисление и учет субвенций, предоставляемых из регионального фонда компенсаций, производятся в порядке, установленном Бюджетным кодексом Российской Федерации.

    Субвенции, предоставляемые из федерального фонда компенсаций на осуществление отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами, распределяются между всеми субъектами Российской Федерации в порядке, установленном Бюджетным кодексом Российской Федерации, пропорционально численности населения (отдельных групп населения) или потребителей соответствующих бюджетных услуг субъекта Российской Федерации с учетом объективных условий, влияющих на стоимость этих бюджетных услуг (объем выплат), и утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год по каждому субъекту Российской Федерации и виду субвенции.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Список использованной литературы

     

  2. Конституция Российской Федерации: Принята на всенародном референдуме 12 декабря 1993 г. // Российская газета от 25 декабря 1993 г.
  3. ФЗ «О государственной гражданской службе» № 79-ФЗ от 27 июля 2004 года // Российская газета. 5 августа. 2004 г.
  4. ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» № 58-ФЗ от 27 мая 2003 г. // СЗ РФ. 2003. №22. Ст. 2063
  5. Федеральный закон от 12 февраля 2001 г. № 12-ФЗ «О гарантиях Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи» // СЗ РФ. — 2001. — № 7. — Ст. 617.
  6. Федеральный закон от 10 января 2003 г. № 9 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» // СЗ РФ. — 2003. — № 2. — Ст. 171.
  7. Федеральный закон от 4 апреля 2005 г. « 32-ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации» (с изменениями от 27 декабря 2005 г., 30 июня 2007 г., 10 июня 2008 г.) // КонсультантПлюс.
  8. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «и» // СЗ РФ–2003 г.– № 40.– Ст. 3822.
  9. Указ Президента РФ от 24 декабря 1993 г. № 2288 «О мерах по приведению законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией Российской Федерации» Закон РСФСР «О Президенте РСФСР» // Собрание актов Президента и Правительства РФ. — 1993. — № 52. — Ст. 5086.
  10. Указ Президента РФ от 25 марта 2004 г. № 400 «Об Администрации Президента Российской Федерации» // СЗ РФ. — 2004. — № 13. — Ст. 1188.
  11. Указ Президента РФ от 16 июля 2004 г. № 910 «О мерах по совершенствованию государственного управления» / / Российская газета. — 2004. — № 153.
  12. Положение об Администрации Президента Российской Федерации, утв. Указом Президента РФ от 6 апреля 2004 г. № 490 // СЗ РФ. — 2004. — № 15. — Ст. 1395.
  13. Постановление Конституционного Суда РФ от 11 ноября 1999 г. № 15-П «По делу о толковании статей 84 (пункт «б»), 99 (части 1, 2 и 4) и 109 (часть 1) Конституции Российской Федерации» // СЗ РФ. — 1999. — № 47. Ст. 5787.
  14. Закон РСФСР от 24 апреля 1991 г. № 1098-1 «О Президенте РСФСР» от 24 апреля 1991 г. // Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР. — 1991. — № 52. — Ст. 5086.
  15. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М., 2008.
  16. Макаренко С.Н., Байлов А.В. Правоведение: курс лекций. Учебное пособие. М., 2006.
  17. Мирошникова В.А. Основы правоведения. Учебник. М., 2007.
  18. Чиркин В.Е. Конституционное право России. М., 2004.
<

Комментирование закрыто.

WordPress: 23.48MB | MySQL:120 | 1,590sec