СУДЕБНАЯ СИСТЕМА В РОССИИ. СУДЫ ПЕРВОЙ И ВТОРОЙ ИНСТАНЦИИ. НАДЗОРНАЯ ИНСТАНЦИЯ

<

083114 0350 1 СУДЕБНАЯ СИСТЕМА В РОССИИ. СУДЫ ПЕРВОЙ И ВТОРОЙ ИНСТАНЦИИ. НАДЗОРНАЯ ИНСТАНЦИЯСудебная власть является одной из трех ветвей государственной власти, о которых Конституция РФ говорит в ст. 10, закрепляя принцип разделения властей. Под судебной властью понимается самостоятельный вид государственной власти, осуществляемый судебными органами посредством установленных законом видов судопроизводства. Судебная власть действует наряду с другими ветвями власти, но является самостоятельной и действует независимо от них.

Совокупность судебных органов (судов) представляет собой судебную систему, установленную Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом от 26 декабря 1996 г. «О судебной системе Российской Федерации».1 Отождествлять судебную власть и судебную систему не следует, хотя эти два понятия тесно связаны. Судебная власть невозможна без судебных органов (судебной системы), поскольку она в ином случае превратилась бы в чистый лозунг, декларацию. Наличие же только системы судебных органов еще не означает, что в государстве есть судебная власть.

Самостоятельность судебной власти не является абсолютной. Разделение властей существует в форме взаимодействия, взаимоконтроля между властями законодательной, исполнительной и судебной. Такое взаимодействие имеет много конкретных проявлений. Законодательная власть издает законы, на основе которых действуют исполнительная и судебная власти, участвует в формировании органов каждой из них. Так, Федеральное Собрание РФ посредством федерального конституционного закона учредило судебные институты, выстроило иерархию судебных органов, определило их компетенцию. Судебная власть в свою очередь может влиять на власть законодательную, прежде всего через полномочия судебного конституционного контроля, который позволяет признавать законы, акты исполнительной власти или их отдельные предписания не соответствующими Конституции и в силу этого утратившими юридическую силу. Такое право судебной власти, поднимает авторитет суда в определенном смысле выше авторитета другого органа власти, поскольку суд может отменить решение этого органа, а тот не может отменить решение суда1.

Взаимоотношения судебной и исполнительной власти более многообразны. Ряд органов исполнительной власти постоянно взаимодействуют с судами. Исполнительная власть обеспечивает материальную базу деятельности судов, осуществляет подготовку судебных кадров и др. Судьи высших судов назначаются законодательной властью по представлению Президента РФ, а все другие федеральные судьи — самим Президентом. При этом в отборе судей участвует не только Президент, но и судебная власть, поскольку глава государства осуществляет свой выбор из кандидатур, представленных председателями высших судов на основании заключений квалификационных коллегий судей различного уровня.

Взаимоотношения судебной власти с Президентом РФ и Правительством РФ включают в себя и контроль за конституционностью и законностью актов главы государства и Правительства, актов федеральных и региональных органов исполнительной власти, касающихся прав и свобод граждан, а также участие Конституционного и Верховного Судов в процедуре отрешения Президента РФ от должности в силу ст. 93 Конституции РФ.

Однако ни законодательная, ни исполнительная власти не могут вмешиваться в деятельность судебной власти. Суд не должен руководствоваться политическими или какими-либо иными мотивами вне закона и своего правосознания при рассмотрении конкретного дела, принятии конкретного решения.

Основными задачами судебной власти являются: 1) обеспечение и защита от нарушений прав, свобод и законных интересов человека и гражданина; 2) решение возникающих в обществе конфликтов и споров на основе закона; 3) контроль за законностью актов органов государственной власти и должностных лиц; 4) применение мер юридической ответственности за виновные противоправные деяния.

Ст. 1 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» устанавливает, что судебная власть в РФ осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном порядке к осуществлению правосудия присяжных, народных и арбитражных заседателей. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия. В судебной системе России нет деления на федеральную судебную систему и судебные системы субъектов Федерации. Единая судебная система включает: 1) федеральные суды; 2) конституционные (уставные) суды и 3) мировых, судей субъектов РФ.

К федеральным судам относятся: 1) Конституционный Суд РФ; 2) Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды; 3) Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов (кассационные суды), арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов РФ, составляющие систему федеральных арбитражных судов.

К судам субъектов РФ относятся: 1) конституционные (уставные) суды субъектов РФ: 2) мировые судьи, являющиеся судами общей юрисдикции субъектов Федерации.

Судебная система состоит из нескольких специализированных судебных подсистем, или юрисдикции.

1. Суды конституционной (уставной) юрисдикции, к которым относятся Конституционный Суд РФ, конституционные (уставные) суды субъектов РФ. Конституционные (уставные) суды субъектов РФ не образуют единой с Конституционным Судом РФ системы, каждый из них независим от другого, действует на своем правовом поле.

Сложившаяся федеративная система органов государственной власти России, основанная на принципе разделения властей, «не оставляет сомнений в необходимости конституционной юстиции не только в лице Конституционного Суда РФ, но и конституционных (уставных) судов субъектов Федерации»1.

  1. Суды общей юрисдикции (по гражданским, уголовным, административным и иным делам) включают: а) районные суды, рассматривающие дела в качестве суда первой инстанции и являющиеся вышестоящей кассационной инстанцией по отношению к мировым судьям; б) верховные суды республик, краевые (областные) суды, других субъектов Федерации (в том числе суды городов федерального значения), являющиеся вышестоящими инстанциями по отношению к районным судам, а также рассматривающие дела по
    первой инстанции и в порядке надзора; в) возглавляет систему судов общей юрисдикции Верховный Суд РФ.

    Суды арбитражной юрисдикции — судебные органы по разрешению экономических споров и иных дел, отнесенных к их компетенции Арбитражно-процессуальным кодексом РФ и другими федеральными законами. Арбитражные суды относятся к числу специализированных судов. Их система выступает гарантией хозяйственной самостоятельности предприятий, невмешательства государства в их деятельность, развития предпринимательства, охраны интересов
    предпринимателей, способствует достижению баланса интересов отдельных предпринимателей с интересами общества в сфере экономики.

    Систему арбитражных судов составляют: 1) арбитражные суды субъектов Федерации, выполняющие также функции апелляционных судов; 2) окружные федеральные арбитражные суды. Судебный округ каждого из них охватывает, как правило, несколько субъектов Федерации. Эти суды в пределах своей компетенции рассматривают дела в качестве суда кассационной инстанции, а также по вновь открывшимся обстоятельствам. Они являются вышестоящей судебной инстанцией по отношению к действующим на территории соответствующего судебного округа арбитражным судам субъектов РФ; 3) арбитражные апелляционные суды в пределах своей компетенции рассматривают дела в качестве суда апелляционной инстанции, а также по вновь открывшимся обстоятельствам; 4) возглавляет систему арбитражных судов Высший Арбитражный Суд Российской Федерации.

    Согласно Конституции РФ не могут создаваться чрезвычайные суды, а также суды, не предусмотренные Федеральным конституционным законом о судебной системе РФ. Никакой суд не может быть упразднен, если отнесенные к его юрисдикции вопросы не были переданы в юрисдикцию другого суда.

    Конституционно-правовой статус судей — это определяемое Конституцией РФ и федеральным законодательством правовое положение судей, их права, обязанности, порядок назначения на должность, гарантии их деятельности. Основы статуса судей закреплены в Конституции РФ, в ФКЗ «О судебной системе РФ» и находят развитие в Законе РФ «О статусе судей в РФ» от 26 июня 1992 г. (с многочисленными изменениями и дополнениями).

    Судья — должностное лицо, наделенное в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами полномочиями осуществлять правосудие и исполняющее свои обязанности на профессиональной основе. Судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и закону. В своей деятельности по осуществлению правосудия они никому не подотчетны. Закон о статусе судей предусматривает, что всякое вмешательство в деятельность судьи по осуществлению правосудия преследуется по закону.

    Требования и распоряжения судей при осуществлении ими полномочий обязательны для всех без исключения государственных органов, общественных объединений, должностных лиц, других юридических и физических лиц. Неисполнение требований и распоряжений судей влечет установленную законом ответственность.

    Все судьи обладают единым статусом и различаются между собой только полномочиями и компетенцией. Особенностями отличается лишь правовой статус судей военных судов и судей Конституционного Суда РФ.

    Судья не вправе быть депутатом, третейским судьей, арбитром, принадлежать к политическим партиям и движениям, осуществлять предпринимательскую деятельность, а также совмещать работу в должности судьи с другой оплачиваемой работой, кроме научной, преподавательской, литературной и иной творческой деятельности.

    Гарантии независимости судей, а также присяжных, народных и арбитражных заседателей устанавливаются Конституцией РФ и федеральным законом. К числу средств обеспечения независимости судей относятся: а) наличие предусмотренной законом процедуры осуществления правосудия; б) установление под угрозой ответственности запрета чьего бы то ни было вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия; в) установление порядка приостановления и прекращения полномочий судьи; г) право судьи на отставку; д) неприкосновенность судьи; е) система органов судейского сообщества; ж) предоставление судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу; з) наличие особой защиты государством не только судьи, но и членов его семьи, а также имущества.

    Полномочия судьи в Российской Федерации не ограничены определенным сроком, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законодательством. Предельный возраст пребывания в должности судьи — 70 лет. Судья федерального суда (за исключением судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда) в первый раз назначаются на должность сроком на три года, по истечении которого он может быть назначен на ту же должность без ограничения срока полномочий до достижения им предельного возраста пребывания в должности судьи.

    <

    Основания прекращения полномочий судей предусматриваются федеральным законодательством. Такими основаниями могут выступать: 1) письменное заявление судьи об отставке; 2) неспособность по состоянию здоровья или по иным уважительным причинам осуществлять полномочия судьи; 3) письменное заявление судьи о прекращении его полномочий в связи с переходом на другую работу или по иным причинам; 4) достижение судьей предельного возраста пребывания в должности судьи или истечение срока полномочий судьи, если они были ограничены определенным сроком; 5) увольнение судьи военного суда с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе; 6) прекращение гражданства Российской Федерации; 7) занятие деятельностью, не совместимой с должностью судьи; 8) вступление в законную силу обвинительного приговора суда в отношении судьи либо судебного решения о применении к нему принудительных мер медицинского характера; 9) вступление в законную силу решения суда об ограничении дееспособности судьи либо признании его недееспособным; 10) совершение поступка, позорящего честь и достоинство судьи или умаляющего авторитет судебной власти; И) смерть судьи или вступление в законную силу решения суда об объявлении его умершим; 12) отказ судьи от перевода в другой суд в связи с упразднением или реорганизацией суда.

    Конституция устанавливает принцип несменяемости судей, который является важным звеном в системе правовых гарантий независимости судей.

    Неприкосновенность судьи является одним из важнейших средств обеспечения независимости и самостоятельности судей, их способности осуществлять правосудие беспристрастно и справедливо. Неприкосновенность судьи является одной из конституционных гарантий его статуса (ст. 122 Конституции РФ).

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    2. ПОНЯТИЕ, НАЗНАЧЕНИЕ И КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

     

    Прокуратура Российской Федерации — единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ, а также осуществляющая уголовное преследование и координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью и иные функции, установленные федеральными законами.

    Правовой основой деятельности прокуратуры РФ является: Конституция Российской Федерации; Закон Российской Федерации от 17 января 1992 г. «О прокуратуре Российской Федерации»1, другие федеральные законы и международные договоры Российской Федерации.

    Система прокуратуры строится в соответствии с государственным и с административно-территориальным устройством, установленным Конституцией РФ.

    Систему органов прокуратуры составляют: Генеральная прокуратура РФ; управления Генеральной прокуратуры в семи федеральных округах; прокуратуры субъектов РФ; прокуратуры городов (создаются в крупных городах в целях более оперативного руководства и подчинены прокурору субъекта РФ, а сами имеют в подчинении районные прокуратуры); районные прокуратуры; военные прокуратуры (прокуратуры флотов, военных округов, армий, гарнизонов и др.); транспортные; специализированные прокуратуры (прокуратуры по надзору за исполнением законов в исправительных учреждениях, природоохранные прокуратуры, которые могут образовываться Генеральным прокурором РФ и приравниваются к прокуратурам областей или районов); научные и образовательные учреждения (НИИ проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре РФ, Институты повышения квалификации и др.); редакции печатных изданий органов прокуратуры.

    Создание и деятельность на территории Российской Федерации органов прокуратуры, не входящих в систему прокуратуры РФ, допускаются только с согласия высших органов законодательной власти страны.

    Право на образование новых прокуратур в связи с возникающей необходимостью (изменением административно-территориального деления, образованием новых районов, изменением структуры Вооруженных Сил РФ и др.) принадлежит Генеральному прокурору РФ.

    Генеральная прокуратура РФ — высшее звено органов прокуратуры в РФ. В ее состав на правах управления входит Главная военная прокуратура РФ, возглавляемая Главным военным прокурором РФ, который является одним из заместителей Генерального прокурора РФ. В состав Генеральной прокуратуры РФ входят также первый заместитель и заместители Генерального прокурора РФ, назначаемые по его представлению Советом Федерации. Распределение обязанностей между заместителями осуществляется Генеральным прокурором РФ.

    В Генеральной прокуратуре Российской Федерации образуется коллегия, которая является совещательным органом, ее решения реализуются приказами и указаниями Генерального прокурора РФ; действует научно-консультативный совет для рассмотрения вопросов, связанных с организацией и деятельностью органов прокуратуры. На правах управления в Генеральной прокуратуре существует восьмое управление — Главная военная прокуратура (ГВП).

    Возглавляет единую централизованную систему прокурорских органов в Российской Федерации Генеральный прокурор РФ — высшее должное лицо прокуратуры РФ.

    Генеральный прокурор РФ назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ.

    Генеральный прокурор РФ одновременно является Председателем коллегии Генеральной прокуратуры РФ, Председателем координационного совещания руководителей федеральных правоохранительных органов, возглавляет Научно-консультативный совет при Генеральной прокуратуре Российской Федерации.

    Для обеспечения прокурорского надзора в федеральных округах приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 5 июня 2000 г. «Об образовании управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации в федеральных округах» были образованы соответствующие управления. На них возлагаются следующие функции:

  • координация деятельности всех правоохранительных органов, находящихся в пределах федерального округа, по борьбе с преступностью;
  • надзор за исполнением законов федеральными органами, находящимися в пределах федерального округа, органами контроля, их должностными лицами;
  • надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными округами, органами контроля, их должностными лицами;

    —    надзор за исполнением законов федеральными органами в округах, осуществляющими предварительное следствие, дознание и оперативно-розыскную деятельность, а также региональными управлениями по борьбе с организованной преступностью, региональными отделами следственного комитета МВД;

    — расследование уголовных дел о наиболее опасных и общественно значимых преступлениях.

    Прокуратуры субъектов РФ и приравненные к ним военные и иные специализированные прокуратуры возглавляют соответствующие прокуроры.

    Низовым звеном системы прокуратуры РФ являются прокуратуры городов, районов, которые возглавляются соответствующими прокурорами.

    Органы прокуратуры осуществляют свои полномочия по определенным направлениям прокурорской деятельности:

  • прокурорский надзор;
  • осуществление уголовного преследования;
  • участие прокурора в рассмотрении дел судами;
  • координация работы правоохранительных органов по борьбе с преступностью;
  • международное сотрудничество;
  •     участие прокуратуры в правотворческой деятельности.

    Важным условием обеспечения независимости прокуроров и следователей прокуратуры при осуществлении ими своих служебных обязанностей является наделение их служебным иммунитетом. Не допускается задержание, привод, личный досмотр прокурора и следователя, досмотр их вещей и используемого ими транспорта, за исключением случаев, когда это предусмотрено законом для обеспечения безопасности других лиц, а также задержания при совершении преступления.

    3. АДВОКАТУРА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

     

    Адвокатура в Российской Федерации — добровольное самоуправляющееся объединение (сообщество) лиц, занимающихся адвокатской деятельностью. Является одним из институтов правоохранительной системы, призванным на основе закона содействовать охране прав и законных интересов граждан и организаций, осуществлению правосудия, соблюдению и укреплению законности.

    Статья 48 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому человеку право на получение квалифицированной юридической помощи. Адвокатура хотя и основной, но не единственный источник юридической помощи. Ее также могут оказать юрисконсульты, советники по правовым вопросам, которые входят в штат многих предприятий, фирм, организаций. В соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом РФ и Гражданским процессуальным кодексом защиту и представительство по уголовным делам, представительство по гражданским делам могут осуществлять близкие родственники обвиняемого, ответчика и другие приглашенные лица.

    Смыслом и целью существования адвокатуры как института профессиональной защиты и представительства является оказание юридической помощи всем, кто в таковой нуждается. «Адвокаты, — как писал русский дореволюционный историк права Д. Н. Бородин, — это специалисты, правоведы, защищающие на суде права индивидуальных лиц во имя и в интересах общественного блага»1.

    Адвокатура является некоммерческой организацией, так как не преследует цель извлечения прибыли: гонорары адвокатов — это оплата их труда.

    Основная задача адвокатуры — оказание юридической помощи гражданам и организациям. В отличие от коллегий, общественные объединения могут заниматься предпринимательской деятельностью, а также вправе функционировать без приобретения прав юридического лица. С другой стороны, функции адвокатуры имеют государственную значимость, так как прямо связаны с осуществлением правосудия и охраной прав и законных интересов граждан и организаций, и коллегии адвокатов являются юридическими лицами.

    В настоящее время Конституцией РФ деятельность коллегий адвокатов и общественных объединений регулируется различными субъектами. Статья 71 Конституции РФ говорит о том, что регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина, в числе которых находится и право на объединение, отнесены к ведению Российской Федерации; адвокатура же рассматривается ст. 72 Конституции РФ как предмет совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.

    В числе принципов, которые выдвигаются российскими юристами в качестве основных правовых и этических ориентиров адвокатской деятельности, можно выделить следующие:

    законность;

    самоуправление;

    коллегиальность в руководстве;

    независимость адвокатуры;

    соблюдение адвокатской этики.

    Задачи адвокатуры сформулированы в ст. 1 Закона об адвокатуре Российской Федерации «Об адвокатской деятельности и адвокатуре» в Российской Федерации Федеральный закон от 31 мая 2002 г. N 63-Ф31. Основной задачей определено оказание юридической помощи гражданам и организациям, иными словами — защита прав и законных интересов лиц, обратившихся за юридической помощью.

    Виды юридической помощи, оказываемой адвокатами гражданам и организациям:

    – консультации и разъяснения по юридическим вопросам, устные и письменные справки по законодательству;

    – составление заявлений, жалоб и других документов правового характера;

    – осуществление представительства в суде, арбитраже и других государственных органах по гражданским делам и делам об административных правонарушениях;

    – участие на предварительном следствии и в суде по уголовным делам в качестве защитников, представителей потерпевших, гражданских истцов, гражданских ответчиков;

    – участие в качестве представителей сторон в Конституционном Суде РФ;

    — защита прав граждан при оказании им психиатрической помощи.

    Адвокаты могут оказывать гражданам и организациям также и иную, не запрещенную законом юридическую помощь.

    Деятельность адвокатов осуществляется в тесном контакте с судебной деятельностью. Суд, правосудие образуют среду, в которой существует и работает адвокатура.

    Для адвокатской деятельности наибольшее значение имеет принцип независимости суда, закрепленный в ст. 120 Конституции РФ. Этот принцип обеспечивается также другими положениями Конституции РФ, в которых говорится о независимости и неприкосновенности судей, устанавливаются демократические принципы судопроизводства.

    Для адвокатской деятельности чрезвычайно важно, что в главе 2 Конституции РФ устанавливается исключительное право суда ограничивать права и свободы человека и гражданина, например:

    никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда (ст. 35);

    арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению (ст. 22) и т. д.

    В современном мире адвокатура выполняет свое высокое социальное предназначение в качестве института общественного служения, находясь в тесных, достаточно сложных отношениях с государственной властью в целом и одной из ее ветвей — судебной властью. Исполнение судебной властью своих функций в демократическом правовом государстве невозможно без адвокатуры. В противном случае суд превращается в судилище, расправу.

    В ст. 22 Федерального Закона «Об адвокатуре РФ» отмечено: «Коллегия адвокатов является некоммерческой организацией, основанной на членстве и действующей на основании устава, утверждаемого ее учредителями, и заключаемого ее учредителями».

    В каждом субъекте Российской Федерации образуется одна коллегия адвокатов, которая не может иметь филиалов и представительств в других регионах».

    Ст. 22 закона, предусматривающая образование коллегии адвокатов, указывает: «Два и более адвоката вправе учредить коллегию адвокатов».

    Адвокатуру можно причислить к так называемым социальным институтам. Итак, адвокатура – это социально-правовой институт гражданского общества. Он выполняет как государственно значимые функции, так и задачи, обусловленные частным интересом граждан и юридических лиц. Среди людей, занимающихся сходной деятельностью, только адвокаты наделяются профессиональным иммунитетом. Это обусловлено тем, что адвокат – единственный субъект оказания квалифицированной юридической помощи – он независим «как от царя, так и от народа»1 (то есть от государственной власти и общественности), защищен адвокатской тайной и гарантиями невмешательства в профессиональную деятельность, самостоятельно выбирает форму организации своего труда и несет полную ответственность перед клиентом за качество своей работы, подлежит суду адвокатского сообщества через соответствующие органы корпоративного самоуправления в случае нарушения норм профессиональной этики.

    Адвокатура – это все же правоохранительная система, ибо в основе ее организации и деятельности лежит помощь гражданам и юридическим лицам в охране их прав от посягательств или их возможностей

     

    ЗАДАЧА

     

    Гражданин Байкин приобрел в собственность автомобиль «Опель», Через несколько дней на него было совершено разбойное нападение в результате чего автомашина была похищена. Возбуждено уголовное дело.

    В качестве подозреваемого по оперативным данным был задержан гр. М. Следователь в качестве свидетеля вызвал для допроса его родного брата К., которого предупредил об уголовной ответственности за отказ от дачи показаний и за дачу ложных показаний в протоколе допроса, однако последний отказался от дачи показаний.

    Может следовать привлечь к ответственности К. за отказ от дачи показаний в отношении своего брата? Дайте правовую оценку действиям следователя.

     

    РЕШЕНИЕ

     

    Согласно ч. 1 ст. 51 Конституции РФ никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом.

    В соответствии с п. 1 ч. 4 ст. 56 УПК РФ свидетель вправе отказаться свидетельствовать против самого себя, своего супруга (своей супруги) и других близких родственников, круг которых определен пунктом 4 статьи 5 УПК РФ. При согласии свидетеля дать показания он должен быть предупрежден о том, что его показания могут быть использованы в качестве доказательств по уголовному делу, в том числе и в случае его последующего отказа от этих показаний.

    Согласно п. 4 ст. 5 УПК РФ близкие родственники — супруг, супруга, родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и родные сестры, дедушка, бабушка, внуки;

    Таким образом, в соответствии с п. 4 ст. 5 УПК РФ гражданин К. является близким родственником подозреваемого гражданина М, и на основании п. 1 ч. 4 ст. 5 УПК РФ, ч. 1 ст. 51 Конституции РФ, он вправе отказаться от дачи показаний в отношении родного брата, а действия следователя противоречащие Конституции РФ и УПК РФ.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

     

  1. Конституция Российской Федерации: Принята всеобщим голосованием 12 декабря 1993 г.
  2. Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» от 31 мая 2002 г. N 63-Ф3.
  3. Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 №2202-1 с последующими изменениями и дополнениями // Российская газета N 39, 18.02.92.
  4. Федеральный конституционный закон: от 31.12.96 N 1-ФКЗ « #G0О судебной системе Российской Федерации» // #G0Российская газета N 3. 06.01.97.
  5. Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» от 21.07.94 № 1-ФКЗ (в ред. ФЗ от 05.04.2005 № 2-ФКЗ) // СЗ РФ, 1994, № 13, ст. 1447.
  6. Федеральный конституционный закон «Об арбитражных судах в РФ» от 28.04.95 № 1-ФКЗ (в ред. ФЗ от 25.03.2004 № 2-ФКЗ) // СЗ РФ, 1995, № 18, ст. 1589.
  7. Федеральный конституционный закон «О военных судах Российской Федерации» от 23.06.99 // СЗ РФ, 1999, №26, ст. 3170.
  8. Федеральный закон «О мировых судьях в Российской Федерации» от 17.12.98 № 188-ФЗ // СЗ РФ 1998. № 51, ст. 6270.
  9. Адвокатские коллегии: общественные объединения или юридические фирмы? // Российская юстиция. 1998. №12.
  10. Баглай М.В., Габричидзе Б.Н. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для ВУЗов. М., 2006.
  11. Басков В. И. Курс прокурорского надзора. Учебник для студентов юридических вузов и факультетов с приложением нормативных актов. –М.: Издательство «ЗЕРЦАЛО», 2006.
  12. Вязов В. Адвокатура вчера и завтра // Юридический вестник. 2002. N 9.
  13. Еникеев З.Д. Конституционные основы правоохранительной деятельности в России // Российский юридический журнал. 2000. № 3.
  14. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. –М.: Юристъ, 2005.
  15. Кряжков ЕЛ. Органы конституционного контроля субъектов Российской Федерации: проблемы организации и деятельности // Государство и право. 1995. № 9.
  16. Лифшцц Р.З. Судебная практика как источник права. М., 1987.
  17. Чиркин В.Е. Конституционное право России. М., 2004.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     


     

<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 0.96MB/0.00047 sec

WordPress: 22.05MB | MySQL:123 | 1,417sec