Вопрос об избирательной системе

<

083114 0404 1 Вопрос об избирательной системе Вопрос об избирательной системе не утрачивает своей актуальности и в настоящее время. Представляется, что избирательная система, избирательное право и избирательный процесс — это важнейшие институты демократии, которые в современных условиях объективно выдвигаются в разряд самостоятельных и весьма значимых явлений публично-правовой и социально-политической действительности. Происходит становление принципиально новой российской избирательной системы, избирательного права и избирательного процесса.

Проблема выбора избирательной системы является одним из ключевых вопросов политической жизни страны в условиях смены общественно-политического устройства, формирования новых структур и политических элит и зависит, прежде всего, от того, что, в конечном счете, государство желает получить. В этой связи избирательная система во многом определяет формат партийной системы, выражающей интересы различных общественно-политических сил.

В современных условиях избирательные системы отличаются друг от друга по многим параметрам. Реально существует столько их модификаций, сколько государств использующих в политических целях процедуру выборов. Однако базовых систем две — это мажоритарная (плюральная) и пропорциональная. Так, стремление преодолеть несправедливость мажоритарной системы по отношению к участвующим в выборах политическим партиям породило систему пропорционального представительства, которая предполагает «соперничество» между списками различных политических партий в многомандатных округах и установление определенной пропорции между количеством голосов избирателей, отданных за конкретную партию, и полученных ею мест в представительном округе, что позволяет свести до минимума потерю голосов избирателей и обеспечить более широкое представительство политических партий и объединений. Пропорциональная избирательная система впервые была применена в 1899 г. в Бельгии и в настоящее время получила распространение во многих странах мира [7].

К началу прошедшего столетия насчитывалось уже 152 разновидности пропорциональной избирательной системы, которые в основном используются в большинстве стран с парламентской системой правления (Австрия, Бельгия, Греция, Дания, Израиль, Испания, Колумбия, Норвегия, Португалия и др.) [1].

Следует отметить, что только в течение 90-х годов в трех относительно стабильных политических системах были проведены избирательные реформы в пользу пропорциональной избирательной системы (Новая Зеландия, Япония, Израиль) [1].

Например, Новая Зеландия отказалась от использовавшейся более ста лет мажоритарной системы выборов относительного большинства в пользу системы персонифицированного пропорционального представительства немецкого образца [1].

Перечислим возможные и потенциальные достоинства пропорциональной избирательной системы. Это, во-первых, система пропорционального представительства позволяет каждой политической партии получить число мест пропорционально числу голосов. Вот почему эта система может показаться более справедливой, чем мажоритарная система. Во-вторых, в случае, если квота достаточна низкая, то мелкие партии тоже получают места. В-третьих, самые различные группы избирателей могут обеспечить места для своих представителей, и поэтому результат выборов рассматривается населением как справедливый. В-четвертых, при этой системе избиратели более склонны голосовать за кандидатов, близких к их собственной позиции, а не за кандидатов, которые имеют больше шансов быть избранными. В-пятых, система пропорционального представительства при открытых списках позволяет избирателям выбирать и кандидата, и политическую партию, и таким образом уменьшается влияние партий на персональный состав своих представителей в парламенте. В-шестых, пропорциональная система с низким проходным барьером позволяет наиболее адекватно отразить в парламенте весь спектр политических сил страны согласно их реальному влиянию на массы [3].

Несмотря на множество казалось бы несомненных достоинств, пропорциональная избирательная система обладает и рядом недостатков, которые и заставляют применять мажоритарно-пропорциональную систему. К первому недостатку пропорциональной системы следует отнести то положение, что при закрытых списках возможно использование «технологии паровоза», когда во главу избирательного списка ставятся популярные личности, которые затем отказываются от своих мандатов, в результате чего в парламент попадают никому не известные личности из конца списка («вагоны»). Вторым недостатком является то, что коалиционное правительство, если оно состоит из идеологических противников, будет не в состоянии провести какие-либо крупные реформы. Третий недостаток – в регионах, где имеются многочисленные разнородные группы избирателей, может появиться большое число мелких партий, и таким образом будет затруднено создание работоспособной коалиции. Однако использование избирательных квот может уменьшить эту проблему. Четвертым недостатком является то, что в случае, если партийные списки «закрытые» и избиратели голосуют за весь список, то ослабевает связь между избирателями и их выборными представителями. Эта проблема не возникает в случае «открытых» партийных списков. В-пятых, закрытые партийные списки дают большую власть партийным лидерам, которые определяют очередность кандидатов в списке партии, и это может привести к диктатуре внутри партии. Хотя, вероятно, разные партии решают этот вопрос по-разному. В-шестых, система распределения голосов зачастую непонятна плохо информированным избирателям, и это может сделать систему пропорционального представительства непопулярной [3].

Несмотря на наличие целого ряда достоинств и недостатков пропорциональйной системы необходимо подчеркнуть, что в условиях многопартийности пропорциональная система более демократична по сравнению с мажоритарными, а поэтому более целесообразна, исходя, по крайней мере, из двух моментов:

  1. Автономов А.С., Веденеев Ю.А. Избирательные системы // Сравнительное избирательное право: Учеб. пос. — М., 2012. – 206 с.
  2. Баглай М.В. Конституционализм и политическая система в современной России // Журнал российского права. — 2008. — № 12. — С. 11-20
  3. Веденеев Ю.А., Васильев А.В. Сравнительный анализ избирательных систем России и Германии // Журнал о выборах. — 2007. — № 4. — С. 22-28.
  4. Зиновьев А.В., Поляшова И.С. Избирательная система России: теория, практика и перспективы. — СПб., 2008. — 357 с.
  5. Луговская М.Л. Введение пропорциональной избирательной системы в региональное законодательство о выборах // Журнал о выборах. — 2009. -№4.-С. 2-5.
  6. Страшун Б.А. Понятие и виды избирательных систем // Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации / Отв. ред. А.А. Вешняков: Учеб. для вузов. – М., 2012. — 807 с.
  7. Фомин А.А. Международные избирательные стандарты и их реализация в законодательстве Российской Федерации // Представительная власть. XXI век. — 2009. С. 21-24.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     


     

<

Комментирование закрыто.

WordPress: 23.07MB | MySQL:119 | 1,340sec