Факторы, влияющие на полноту и правильность восприятия объектов

<

050514 0106 1 Факторы, влияющие на полноту и правильность восприятия объектов Предъявление для опознания представляет собой следственное действие, при котором определенное лицо, ранее допрошенное по данным фактам следователем, опознает живого человека, труп, предмет или их фотографическое изображение. Как правило, опознаваемый объект должен быть предъявлен для опознания в группе с другими однородными объектами в количестве не менее трех. О результатах опознания составляется специальный протокол.

Процесс опознания сводится к сравнению образа объекта, хранящегося в памяти опознающего, с объектами, предъявляемыми следствием. Вывод, который получается в результате такого сравнения, сообщается следователю.

При подготовке и проведении опознания нужно учитывать ряд объективных и субъективных факторов.

К объективным относятся условия, при которых происходило восприятие, характеристика воспринимаемых объектов.

На процесс опознания влияет ряд факторов:

1) условия формирования образа объекта, воспринятого в связи с событием преступления: социально-психологические установки воспринимающего («вор», «бандит» и пр.); эмоциональное состояние субъекта (сильное волнение, аффект); физическое состояние субъекта (т.е. состояние его органов чувств, здоровья); неблагоприятные погодные и иные обстановочные условия (ночное время, ненастье и т.п.); кратковременность восприятия; значительное число объектов и т.д.;

2) объективность восприятия и анализа информации об объектах, предъявленных следователем (это связано главным образом с условиями, в которых проводится опознание);

3) объективность вывода опознающего, который сообщается следователю.

При производстве опознания необходимо учитывать действие факторов, которые могут привести к тенденциозному восприятию опознающим предъявленных объектов (отсутствие шнурков, остриженная наголо голова, помятая одежда и пр.).

Очевидно, что расстояние, условия освещения, продолжительность наблюдения, время, прошедшее с момента восприятия до предъявления на опознание, могут оказать значительное воздействие на его результаты. Так, восприятие свидетелем преступника, находившегося от него на значительном удалении, ночью, на плохо освещенной улице, в течение очень непродолжительного времени уменьшает возможность его последующего опознания. Вот почему на допросе, предшествующем опознанию, необходимо выяснить, при каких условиях происходило восприятие.

Значительное влияние на опознание оказывает длительность первичного восприятия: видел преступника один раз в течение короткого отрезка времени, общался с ним более продолжительное время, видел его неоднократно. Если потерпевшие, свидетели хорошо знают преступника, опознание не нужно вовсе.

В немалой степени психология опознания определяется особенностями личности опознающего, его отношением к событию преступления и правонарушителю, психологическим состоянием, в котором он находился. Это может быть потрясение, гнев, отвращение, стыд, растерянность, ненависть и т.п. Эмоциональные переживания нередко сочетаются с готовностью помочь следствию, в частности, изобличить преступника. Бывает, что опознающий боится мести преступника, его соучастников, родственников, друзей.

Опознающий может испытывать жалость к преступнику (особенно, если он несовершеннолетний, престарелый) в связи с возможным его арестом, осуждением, суровым наказанием в случае изобличения. Возможно и опасение ошибки при опознании.

Сам процесс восприятия и последующие результаты опознания определяются и особенностями воспринимаемых объектов. В ситуациях, связанных с совершением преступления, свидетели, потерпевшие воспринимают обычно внешность преступника, его физические, возрастные, национальные особенности. При необходимости вспомнить и описать воспринятое за основу берется далеко не все, а лишь отдельные, так называемые опорные признаки: возраст, рост, телосложение, черты лица, движения, речь. На практике наблюдатель чаще всего запоминает форму лица, носа, величину и форму лба, бровей, рта, губ, подбородка, цвет глаз.

Нередко потерпевшие, свидетели воспринимают и запоминают преступника по таким признакам его внешнего облика, как особенности одежды, прическа, украшения, которые, строго говоря, не относятся к физическим признакам человека.

При восприятии и последующем, опознании наибольшую ценность имеет восприятие индивидуальных признаков человека, его особых примет. Так, сообщение на допросе о том, что преступник имеет на лице характерный шрам, будет способствовать его розыску и опознанию.

Психологическая характеристика предъявления для опознания основана на анализе двух процессов: усвоения отличительных признаков определенного объекта и использования данных признаков для выделения этого объекта из других, ему подобных. Первый процесс психологи называют формирующим и относят его к стадии усвоения, второй — опознавательным, его относят к стадии распознавания. Первая стадия, в основном доследственная. Усвоение отличительных признаков завершается созданием мысленного образа человека или предмета, который лишь созданием позднее будет представлять интерес для следствия. Вторая целиком входит в содержание рассматриваемого следственного действия, но, как правило, не исчерпает его.

Действие указанных выше объективных и субъективных факторов весьма желательно выявлять еще перед допросом лица, которому впоследствии предстоит участвовать в опознании, с тем, чтобы все нежелательные воздействия указанных факторов были своевременно учтены следователем.

Восприятие, на основе которого строится в последующем опознание, зависит от самых различных личностных качеств человека. Так, возраст потерпевшего свидетеля способен оказать влияние на восприятие и оценку ими признаков другого лица. Несовершеннолетние и особенно малолетние вследствие недостаточного жизненного опыта многие признаки взрослого человека оценивают неверно. Например, ребенок любого взрослого человека считает высоким; молодые люди нередко людей, которые значительно старше их (на 20 – 25 лет), называют старыми. Напротив, пожилые люди зачастую преуменьшают возраст людей, которые их моложе. В показаниях пожилых лица 30 – 40 лет именуются «молодыми людьми».

Говоря о возрасте, следует иметь в вицу, что он по сравнению с другими признаками внешности человека труднее поддается точному установлению. Чем моложе человек, тем выше точность определения его возраста. Наибольшая точность достигается в тех случаях, когда опознаваемый не старше 25 лет. Впечатление о возрасте зависит от различных обстоятельств. Так, ношение старомодных очков, болезнь, усталость, плохое настроение и т.д. как бы увеличивают возраст. На правильное определение возраста человека могут оказывать влияние такие психологические иллюзии, как контраст и подравнивание. Если очевидец воспринимает двух людей разного возраста, то в показаниях они, как правило, фигурирует, как «старый» и «молодой», хотя действительная разница в возрасте может быть и незначительной. При восприятии группы лиц примерно одного возраста отдельные члены как бы подравниваются под средний возраст группы. Может происходить подравнивание возраста под оформление внешности. Однако действие иллюзии подравнивания имеет свои пределы, после которых снова начинает действовать иллюзия контраста. Человек средних лет в группе пожилых людей будет восприниматься значительно моложе своего возраста.

Описание и оценка признаков другого человека обусловлены и другими индивидуальными особенностями опознающих. Замечено, например, что люди невысокого роста обычно склонны преувеличивать рост других людей и наоборот. Следственной практике известно много случаев, ком да потерпевший или свидетель называли преступника «высоким», в то» время как он был среднего роста.

По этой же причине возникают отклонения при описании роста и телосложения нескольких участников расследуемого события. Если, предположим, грабителей было двое, из которых один худой, а другой средней комплекции, то второго зачастую называют толстым. Причем это происходило не только в силу стремления более ярко обозначить каждого, но и в силу известного явления контраста.

Одежда (расцветка, фасон) меняет впечатление о фигуре. Что же касается цветов, то обилие неточностей в этой части показаний давно уже привлекло внимание психологов.

Немаловажное значение при восприятии и опознании предмета имеют возраст, жизненный и профессиональный опыт, интересы, знания опознающего. Дети обычно путано, с ошибками рассказывают о признаках одежды, не разбираются в названиях цветных тонов, не умеют определить размера, расстояния. Портной, как правило, сможет дать обстоятельную характеристику особенностей одежды наблюдаемого человека; фотограф, художник — определить черты внешности; механик, водитель — марку, модель, другие данные автомашины и т.д.

Психологическими исследованиями установлено, что на качество и количество воспринимаемых, а затем используемых при опознании признаков существенное влияние оказывает общая социальная активность личности, ее опыт. Опознание, как и все мыслительные задачи, зависит от интереса, проявляемой при этом психической активности. Однако возможность его реализации зависит кроме того от типа памяти, времени, прошедшего с момента восприятия объекта до момента его опознания.

В восприятии облика человека на первый план выступают те особенности его внешности, которые приобретают для воспринимающего наибольшее значение в данной ситуации, либо несут наиболее значимую информацию о свойствах, намерениях и действиях этого человека, либо по объективным причинам доминируют в его облике. В психологической литературе имеются данные, подтверждающие, что наибольшую информативную нагрузку несут признаки внешности и их-то чаще всего выделяют, воссоздавая образ воспринятого человека. При словесном описании они выполняют роль ведущих признаков, с которыми связываются другие элементы внешности.

<

Кроме статических признаков внешности, существуют динамические признаки, проявляющиеся в процессе жизнедеятельности людей — особенности походки и речи. Они основаны на динамическом стереотипе и весьма индивидуальны. Тем не менее, практика подтверждает возможность опознания людей по динамическим признакам. Только при этом должна этом учтена и нейтрализована возможность сознательного изменения в момент опознания особенностей походки или речи. Опознаваемым нельзя сообщать, что их в этот момент наблюдают иди прослушивают.

В последние годы большее значение криминалисты и психологи придают проблеме идентификации людей по речи. К числу индивидуальных особенностей речи относятся характерная для данного человека ее скорость, длина фраз, типичные конструкции предложений, использование прилагательных, наклонений, глаголов, употребление жаргонных словечек, метафор, грамматические ошибки и оговорки, расстановка ударений и т.д.

Поскольку характеризующая человека манера речи, а также его голос играют роль опознавательного признака, криминалисты с активным привлечением психологов, когда другие способы не эффективны, используя технику, находят нужных людей «по голосу» и по «особенности речи».

Для установления личности и розыска скрывавшегося преступника важное значение имеют результаты исследования приобщенных к делу фонограмм. Специалисты, исследующие зафиксированную на магнитной пленке речь человека, могут сделать обоснованные суждения о многих физических, психологических и социальных признаках личности (о половозрастных и конституционных характеристиках, анатомических особенностях речеобразующего тракта, различной патологии, чертах характера, интеллекте, диалектных особенностях в зависимости от географических районов формирования речи и т.д.).

Язык любой национальности и каждый ее диалект имеют свои интонационные особенности. Кроме того, одним из признаков, позволяют определить национальную принадлежность человека, является неправильное употребление слов и выражений, заимствованных из какого-либо другого языка.

При описании не менее важны жесты, мимика, походка. Отражая многие психологические особенности личности и прежде всего ее эмоционально-волевую сферу, род занятий, привычки, перенесенные болезни, они воспринимаются в комплексе со всеми другими признаками. На них нужно акцентировать внимание, объяснить их значение и. разновидности. Например, походка может быть быстрой, подпрыгивающей, семенящей, с покачиванием туловища, с резким взмахом рук и пр.; поза выдает привычку держать руку за спиной, скрещивать их перед грудью, закладывать одну руку за борт пиджака и т.п.; при жестикуляции человек прижимает руку к груди при заверениях и обещаниях, разводит руки в стороны при удивлении и т.д.

 

 

2. ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ВИДЫ УЗНАВАНИЯ

 

С психологической точки зрения опознание представляет собой следственное действие, при котором лицо воспринимает предъявляемые ему объекты, сопоставляет, сравнивает их с мысленными образами объектов, воспринятых им ранее, и на этой основе приходит к выводу об их тождестве, сходстве или различии. Опознание, если иметь в виду его психологическое содержание, состоит из двух стадий: подготовительной (предварительный допрос об обстоятельствах, при которых опознающие ранее воспринимали определенное лицо, либо предмет, и об особенностях, приметах, по которым они могут их опознать) и основной (само опознание).

В свою очередь, узнавание  — опознание воспринимаемого объекта как такого, который уже известен по прошлому опыту. Основой его является сличение наличного восприятия со следами, сохраняющимися в памяти. Узнавание различается по степени определенности, четкости, полноты и произвольности. В качестве произвольного узнавание выступает, когда оно используется для установления эффективности запоминания или заучивания. Уровень узнавания всегда выше уровня воспроизведения, какие бы приемы воспроизведения ни применялись. В качестве непроизвольного узнавание выступает, когда не стоит специальная задача на опознание. Оно может быть при этом неполным, неопределенным, фантомным, когда переживается, например, чувство знакоместа в отношении человека, которого на самом деле никогда не встречал. Иногда неполное непроизвольное узнавание порождает задачу припоминания и переходит в произвольное.

В основе предъявления для опознания лежит ряд психологических закономерностей. Психологически здесь очень важно выделить уровни перцептивных действий: обнаружение объекта; различение (отличие одного от другого); идентификацию (отождествление); опознание или узнавание знакомых объектов.

В результате этих перцептивных действий у субъекта формируется психический образ человека или предмета, в совокупности всех его отличительных признаков.

Важную роль в формировании перцептивного образа играют движения глаз человека, ибо неподвижный глаз столь же слеп, сколь неподвижная рука перестает быть орудием познания. Специальными психологическими экспериментами установлено, что глаз человека при восприятии предмета или картины совершает большое количество различных движений. Различаются два вида движений: плавные, дрейфовые и скачкообразные, саккадические. А также фиксация глаз на информационных точках объекта.

Психологические стадии формирования показаний опознающего: восприятие объекта; запоминание и сохранение в памяти воспринятого; воспроизведение и передача информации; отождествление объекта.

I. Восприятие объекта – есть психический процесс отражения предмета в совокупности его свойств и признаков. Каждый объект обладает самыми разнообразными признаками и люди их воспринимают избирательно, субъективно, вследствие чего одна и также вещь или человек могут быть восприняты или опознаны по различным признакам. Это не всегда учитывается на практике.

В процессе восприятия признаков объекта происходит формирование образа, создание мысленной модели, используемой затем в качестве эталона для будущего опознания.

Правильность и полнота восприятия зависит от субъективных и объективных факторов.

Объективные факторы влияющие на восприятие: время восприятия; расстояние до наблюдаемого объекта; метеорологические условия; освещенность воспринимаемых объектов; количество объектов; одновременное действие побочных раздражителей.

Во всех этих случаях наблюдается зависимость типа: «хуже освещенность или видимость объекта – хуже восприятие». К примеру, люди с нормальным зрением в условиях хорошей видимости выделяют человека из окружения (фона) на: расстоянии 2 км.; 1 км. – видят общий контур человека; 700 м. – воспринимают движение рук и ног; 400 м. – воспринимают головной убор; 300 м. –голова, плечи, овал лица, цвет одежды; 200 м. – лицо, кисти рук; 60 м. – глаза, нос, пальцы; 20 м. – всего человека.

Субъективные факторы влияющие на восприятие: индивидуальные качества личности; физическое и психическое состояние; направленность внимания; возраст воспринимающего; наличие профессиональных и иных социальных знаний; социально-психологическая установка; эмоциональное возбуждение; тип темперамента воспринимающего лица.

1. Восприятие осуществляется по внутренней субъективной системе. Влияют черты характера, ценностные ориентации, убеждения и т.д.

2. Психическое состояние во многом определяется характером события, степенью эмоционального впечатления. Событие связанное с разбойным нападением, хулиганскими действиями по разному в эмоциональном плане оказывают воздействие на потерпевшего и свидетеля, т.к. первый является непосредственным участником события. В результате испытываемого страха и волнения возникают аффективные реакции, происходит гиперболизация восприятия события. В результате этого преступник кажется более высоким, более крепким по телосложению, более «страшным» и т.п.

3. Направленность восприятия. Наибольшее эмоциональное влияние на потерпевшего оказывает момент действия преступника связанный с насилием. Внимание здесь в основном сосредотачивается на деятельности, а не на внешности участников воспринимаемого события. Этим объясняются полные показания относительно динамики события и скудные, относительно внешности.

От направленности зависит степень адекватности восприятия. Направленность внимания свидетеля определяется интересом к воспринимаемому объекту, а также соотношением интереса и его собственного состояния, мыслей и т.д.

4. Возраст. Возраст существенно сказывается на восприятии. Особенности восприятия взрослых по А.А.Бодалеву: элементы физического облика – 82,5%; экспрессии – 13,6%; оформления внешности – 3,9%.

Взрослые испытуемые выделяют прежде всего рост, цвет глаз, цвет волос, мимику (выражение глаз и лица), нос, особенности телосложения. Почти не отмечаются – руки, плечи, шея и т.д.

Рост, цвет глаз и волос являются в глазах взрослых наиболее значимыми отличительными признаками облика человека. Вместе с тем, установление возраста лица представляет значительную трудность (существенно влияют — субъективные состояния, одежда, очки прическа и т.д.) Оценка возраста тем точнее, чем моложе воспринимаемый субъект.

Определенной спецификой обладает восприятие несовершеннолетних. Наблюдается стремление к детализации.

Пример. Зимой в лесу была обнаружена в бессознательном состоянии девочка 7 лет. Преступник под предлогом покатать ее на санях отвез в лес, снял с нее шубу, валенки и с помощью веревки пытался удушить. Он был уверен, что девочка мертва и уехал домой. При допросе девочки выяснился ряд деталей, которые дали возможность установить преступника. В частности, девочка рассказала, что на преступнике была старая шинель с большим масляным пятном, валенки подшиты резиной с рисунком характерным для автопокрышек, указала правильно и масть лошади.

5. Влияние профессии. Определяет избирательность восприятия черт внешности человека. По данным А.А.Бодалева, лучше воспринимают: учителя – экспрессию, речь; хореографы – движения тела, рук, фигуру; художники – глаза, рот, подбородок.

6. Социально-психологическая установка. Оказывает существенное влияние на восприятие человека человеком. Показательны в этом отношении эксперименты А.А. Бодалева. Если одну и ту же фотографию лица показать различным группам испытуемых с различной инструкцией, то характер восприятия от этого существенно меняется.

Установка «преступник»: «Этот зверюга понять что-то хочет. Умно смотрит и без отрыва. Стандартный бандитский подбородок, мешки под глазами, фигура массивная, стареющая, брошена вперед».

Та же фотография, установка – «Герой». «Молодой человек лет 25 –30. Лицо волевое, мужественное с правильными чертами. Взгляд очень выразительный. Волосы всклокочены, не брит, ворот рубашки расстегнут. Видимо это герой какой-то схватки, хотя у него и не военная форма».

Следователю очень важно учитывать этот эффект при проведении опознания. Следует быть очень внимательным при подготовке к опознанию опознающего, следователю следует избегать таких формулировок, как: «Сейчас Вы должны опознать преступника, который Вас ограбил» и подобных этому. Такие формулировки приводят к возникновению установки на восприятие преступника, а если образ опознаваемого не вяжется со стереотипом «преступника», то это может исказить результаты опознания. В этих случаях следует использовать нейтральные формулировки типа – «Сейчас Вы должны опознать среди предъявленных лиц человека, который отнял у Вас бумажник с деньгами». Это снижает возможность негативного влияния установки.

7. В зависимости от эмоционального состояния человек воспринимает также по разному. Существенное влияние могут оказать такие состояния как: настроение, любопытство, страх, стресс, фрустрация и т.д.

8. Тип темперамента оказывает влияние на силу реакции, решение, как поведет себя человек и т.д.

II. Запоминание и сохранение в памяти воспринятого. Воспринятый облик сохраняется в памяти свидетеля (потерпевшего) разный период времени в зависимости от таких причин, как состояние памяти, уровень ее зрительной функции, сила эмоционального воздействия в момент восприятия. В зависимости от роли в уголовном процессе запоминание протекает по разному у свидетеля и потерпевшего. Оказывает влияние также произвольное и непроизвольное запоминание.

С течением времени воспринятый облик стирается из памяти или подвергается искажению, связанному с осмысливанием воспринятого. В этом случае пробелы, имеющие место при восприятии, могут быть заполнены фантастическими представлениями субъекта и не соответствовать действительности.

III. Воспроизведение и передача информации. Особенности воспроизведения сказываются при описании хода события, словесном портрете, описании внешности и особенностей человека. Отмечается, что в этих случаях человек начинает рассказывать не о том, что произошло на самом деле, а высказывает свое мнение о том, что произошло.

Иногда при описании внешности человека, которое предшествует предъявлению для опознания, встречаются термины, носящие собирательный характер. Необходимо уточнить их содержание. Например, встречаются фразы: «умное лицо», «волевой подбородок», «хитрые глазки», «открытое лицо», «добродушное лицо» и т.д. В таких суждениях, как правило, сказываются житейские представления и эталоны. Так по данным А.А.Бодалева из 72 опрошенных в этом отношении людей 9 – отнесло людей с квадратным подбородком к волевым; 17 – людей с большим лбом к умным; 14 – полных к добродушным; 2 – толстогубых к сексуальным; 5 – маленьких людей к властолюбивым.

IV. Отождествление объекта. Следует помнить, что лицом производящим идентификацию во всех случаях является тот субъект, который сравнивает запечатленный ранее облик и внешность предъявляемых для опознания предметов и лиц. Образ памяти, который сформировался при прежнем восприятии лица или предмета и выполняет роль идентифицирующего объекта. При его отсутствии опознание теряет смысл. Следовательно, психологическое содержание опознания включает в себя момент совпадения следового образа и образа предъявленного объекта. Если все признаки совпадают, происходит опознание.

При рассмотрении системы примет внешности или признаков предмета, являющейся основанием для достоверного вывода о тождестве объекта, предъявляемого для опознания, важное значение имеет их классификация.

Как правило предметы классифицируются по форме, размеру, окраске, наличию дефектов и т.д.

Личность человека – по признакам анатомическим, функциональным и социальным.

Анатомические признаки – статика внешности, рост, пол, возраст.

Функциональные – система движений личности (походка, жесты, привычки).

Социальные – признаки внешнего оформления: одежда, украшения, косметика.

На их основе формируются опорные признаки опознания человека.

Опорные признаки опознания человека; особенности внешности; походка; голос и речь; мимика и жестикуляция; изображения.

Следует также обращать внимание на такие моменты как: потирание рук, поглаживание головы, почесывание носа, пожимание плечами, которые могут служить отличительными признаками при опознании.

Последнее на чем следует остановиться, это типы опознания. В психологии их выделяют два вида.

Типы опознания.

симультанное (синтетическое) – мгновенное узнавание путем общего восприятия объекта, минуя анализ его признаков.

сукцессивное (аналитическое ) – узнавание путем нахождения и выделения в объекте отдельных признаков, элементов, деталей, которые затем синтезируются в общий образ и делается вывод о тождестве, сходстве или различии объектов.

Практика показала, что более надежным является первый вид. Если быстрого и автоматического узнавания не происходит, включается сознательное, осмысленное припоминание и развернутое сопоставление примет, в итоге которого наступает санкция узнавания или неузнавания.

По некоторым данным при симультантном узнавании даже хорошо знакомого предмета опознающие в своих отчетах указывают на те признаки, по которым фактически произведено опознание. Справедливо предположение Сеченова, что интересующий нас процесс подчас происходит в тайниках памяти, вне сознания, следовательно, без всякого участия ума и воли.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. психологическая природа ошибок при опознании

 

Проверка правильности опознания осуществляется путем сопоставления словесного описания объекта опознающим при допросе и при опознании. При оценке результатов этого следственного действия важно учитывать, что словесная реакция участников может расходиться с их поведением. Сопоставление этих элементов, анализ их является обязательным в процессе оценки. В немалой степени психология опознания определяется особенностями личности опознающего, его отношением к событию преступления и правонарушителю, психологическим состоянием, в котором он находился. Это может быть потрясение, гнев, отвращение, стыд, растерянность, ненависть и т. п. Эмоциональные переживания нередко сочетаются с готовностью помочь следствию, в частности, изобличить преступника. Бывает, что опознающий боится мести преступника, его соучастников, родственников, друзей.

Опознающий может испытывать жалость к преступнику (особенно, если он несовершеннолетний, престарелый) в связи с возможным его арестом, осуждением, суровым наказанием в случае изобличения и, возможно, опасение ошибки при опознании.

Кроме того, ошибки опознания могут возникать при резком отличии объектов опознания друг от друга внешними признаками. Среди них могут быть детали, бросающиеся в глаза каждому, например, наголо остриженная голова у одного из лиц, предъявленных на опознание, могут быть и менее заметные: двухдневная щетина на щеках, отсутствие шнурков на ботинках, помятая одежда, отсутствие пояса в брюках и т.п. Указанные детали, как правило, свидетельствующие о нахождении лица в камере предварительного заключения, могут привести к тенденциозному восприятию образа и повлечь ошибки в опознании».

При опознании следователь должен не только наблюдать за поведением его участников, но и контролировать собственное поведение, чтобы соблюсти процессуальные и тактические правила опознания, исключить возможность оказания какого-либо психологического воздействия на участников этого следственного действия. Для этого следователь тщательно отбирает слова, контролирует интонацию, жесты, мимику.

Проверка правильности опознания осуществляется путем сопоставления словесного описания объекта опознающим при допросе и при опознании. При оценке результатов этого следственного действия важно учитывать, что словесная реакция участников может расходиться с их поведением. Сопоставление этих элементов, анализ их является обязательным в процессе оценки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Васильев В.Л. Юридическая психология.
  2. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М., 1982.
  3. Бурданова В.С., Быховский И.Е. Предъявление для опознания на предварительном следствии. М., 1975.
  4. Гапанович Н.Н. Опознание в судопроизводстве. Минск, 1975.
  5. Гинзбург А.Л. Тактика предъявления для опознания, М., 1971
  6. Дулов А.В. Судебная психология. Минск, 1975.
  7. Коновалова В.Е. Правовая психология. Харьков, 1990.
  8. Коченов М.М. Судебно-психологическая экспертиза. М., 1977.
  9. Ратинов А.Р. Судебная психология для следователей. М., 1978.
  10. Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология. М., 2000
  11. Шехтер М.С. Психологические проблемы узнавания, М., 1967
  12. Шехтер М.С. Некоторые теоретические вопросы психологии узнавания// Вопросы психологии, 1993, №4.
  13. Юстицкий В.В. Применение методов психологического воздействия в деятельности сотрудников милиции по предупреждению преступлений. Минск, 1986.

     

     

     

     

     

     

     

     


     

<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 0.95MB/0.00035 sec

WordPress: 22.57MB | MySQL:119 | 1,425sec