Криминалистические особенности расследования преступлений несовершеннолетних

<

091913 0151 1 Криминалистические особенности расследования преступлений несовершеннолетних

1.1 Особенности криминалистических характеристик преступлений несовершеннолетних

Поскольку в УК РФ глава 20 «Преступления против семьи и несовершеннолетних» является составной частью раздела VII «Преступления против личности», существенное значение имеет выяснение соотношения понятий «личность» и «человек». В научной литературе по данному вопросу единой позиции не существует. Одни авторы утверждают, что личностью не рождаются, ею становятся, а потому понятие «личность» несколько уже понятия «человек» . Аналогичную позицию занимает А.Н. Красиков, который считает, что «личностью в праве может считаться не всякий человек, а только тот, кто, получая при рождении права и свободы, способен самостоятельно ими владеть, распоряжаться, а также самостоятельно исполнять установленные государством обязанности»1

Однако, с нашей точки зрения, такая трактовка соотношения рассматриваемых понятий для уголовного права вряд ли может быть приемлема. В такой ситуации раздел VII УК РФ защищает права, свободы и законные интересы только тех индивидов, которые уже стали личностью и в состоянии самостоятельно осуществлять свои права и свободы и выполнять обязанности.

Мы считаем справедливой позицию С.В. Бородина, который утверждает, что «при таком подходе без уголовно-правовой защиты остались бы подростки, престарелые, лица, находящиеся в беспомощном состоянии, а также лица, страдающие психическими расстройствами. Сказанное дает основания для вывода о том, что понятия «личность» и «человек» в уголовном праве необходимо воспринимать как равнозначные»1. И.Л. Петрухин полагает, что и в более широком плане с юридических позиций понятия «личность» и «человек» равны.2

Наука уголовного права рассматривает человека как существо одновременно и биологическое, и социальное. Личность выступает его социальной характеристикой, хотя ее формирование зависит как от биологических, так и от социальных факторов, находящихся во взаимозависимости . Поэтому нормальное физическое развитие, обусловленное биологическими особенностями человека и социальными условиями, в которых оно протекает, является основой гармонического формирования личности в целом. В связи с этим, уголовный закон в качестве объекта уголовно-правовой охраны предусматривает не только человека как индивида: его жизнь, здоровье, свободу, честь и достоинство, но и те общественные отношения, которые обеспечивают условия всестороннего развития личности. Поэтому несовершеннолетний рассматривается как личность, т.е. социо-биологический индивид, которому причиняются нравственно-психологический вред. Взрослый человек, при вовлечении им несовершеннолетнего в совершение преступления, своими преступными действиями нарушает созданную и действующую систему государственной политики по реализации основных гарантий прав и законных интересов ребенка в Российской Федерации и посягает на заинтересованность общества и государства в формировании и воспитании подрастающего поколения.

Уголовно-правовая охрана несовершеннолетних, защита их законных прав и интересов является одним из основных направлений деятельности государства. Так, статья 38 Конституции Российской Федерации, отражая задачу по воспитанию подрастающего поколения, закрепляет положение о том, что «материнство и детство, семья находятся под защитой государства»3.

Необходимость защиты несовершеннолетних от отрицательного влияния взрослых лиц объясняется тем, что «моральные чувства у них еще не имеют характера устойчивых нравственных убеждений. Они могут восхищаться героическим поступком и в то же время не испытывать отвращения к аморальному, безнравственному. Несовершеннолетних нередко привлекают внешние проявления личности. Вместе с тем они не всегда умеют за ними увидеть действительные побуждения. Отсюда возникают псевдоувлечения. Вот почему подростки, особенно нравственно неустойчивые, сравнительно легко могут быть вовлечены взрослыми лицами в преступную или иную антиобщественную деятельность»1.

Государством и обществом допускается, и даже приветствуется, вовлечение подростков и несовершеннолетних в такие досуговые мероприятия, как спортивные игры и лагеря, культурно-массовые сборы, историко-научные и практические конференции, театрально-игровые мероприятия и т.п. с целью формирования интересов несовершеннолетних. Подобное вовлечение оценивается обществом и государством как полезное в активной общественной жизни, а также с точки зрения оплаты, производимой педагогам за потраченные время и труд. Поэтому при отсутствии указанных возможностей для несовершеннолетних их интересы их повышенная активность будут направляться не в спорт или культурные мероприятия, а в негативно-криминальную сферу.

Зависимость преступности взрослых лиц от преступности несовершеннолетних давно известна, поскольку последняя является источником и резервом всей преступности. Вместе с тем, необходимо иметь в виду, что «преступность несовершеннолетних, «питая» преступность взрослых, на уровне обратной связи при вовлечении последними в преступную или иную антиобщественную деятельность — общая и основная причина преступности несовершеннолетних»2. Именно этим объясняется постоянное и устойчивое внимание со стороны общества и государства к уголовно-правовой охране законных прав и интересов несовершеннолетних. Однако внимание государства не всегда характеризуется реальностью оценки той отрицательной деятельности взрослых лиц, которая провоцирует, способствует или склоняет несовершеннолетних на совершение антиобщественного или преступного деяния.

Типовые криминалистические характеристики преступлений соответствующих видов и групп, если эти преступления совершают несовершеннолетние, несколько отличаются от криминалистических характеристик аналогичных преступлений, совершаемых взрослыми. Так, непосредственным предметом преступного посягательства применительно к имущественным преступлениям часто является похищение малогабаритных легко транспортируемых вещей, как правило, престижных в молодежной среде (кроссовок, курток, видеокассет, магнитофонов и т. д.). Способы совершения преступлений несовершеннолетними характеризуются подражанием действиям взрослых преступников, известным из литературы, кино, телевидения; невыраженностью стойкой приверженности к однажды избранному способу (за исключением групп несовершеннолетних, в которых есть взрослый подстрекатель); отсутствием тщательной подготовки к совершению преступления, попыток скрыть следы преступления.1

Место, время и обстоятельства совершения преступлений несовершеннолетними также специфичны. В вечернее время несовершеннолетние чаще совершают хулиганства, нанесение вреда здоровью, грабежи, разбои, иные преступления против личности; в дневное — кражи из квартир (преимущественно через форточки на первых этажах домов), половые преступления и некоторые другие виды правонарушений. В общественных местах несовершеннолетние нередко учиняют хулиганские действия, массовые беспорядки (особенно болельщики различных футбольных команд). Подростки совершают преступления преимущественно неподалеку от мест, где они проживают.

Говоря об особенностях оставляемых преступниками следов, важно констатировать наличие по этим делам значительного количества материальных следов (следы рук, ног, зубов, надписи на стенах и так называемые «кляксы», которые делаются с помощью аэрозольных распылителей). Эта информация нередко дополняется идеальными следами преступления (из показаний свидетелей, потерпевших и иных осведомленных лиц, воспринимавших противоправные действия подростков). 1

Подростки нередко совершают преступления группой. Так, в составе группы совершается более половины краж, более 1/3 грабежей и около 90 % разбоев.

Практика свидетельствует о том, что объектами преступных посягательств несовершеннолетних бывают, как правило, продукты питания; предметы, особо значимые для несовершеннолетних (радиоприемники, магнитофоны, аудио- и видеоаппаратура, часы, спортивные товары, фотоаппаратура, предметы молодежной моды, деньги).

Способ совершения преступлений несовершеннолетними обычно характеризуется: отсутствием целеустремленных, продуманных действий, направленных на подготовку к совершению преступления; отсутствием специфических профессиональных преступных навыков; выбором таких способов взлома, которые не требуют значительных физических усилий; совершением на месте преступления озорных, а иногда циничных действий; отсутствием действий по сокрытию следов преступления.2

Преступники-подростки обычно характеризуются высокой эмоциональной возбудимостью, сопряженной с колебаниями настроения, раздражительностью. Но решение совершить преступление — это, как правило, следствие нравственной деформации личности, искажений в социальном развитии подростка, а не его возрастных особенностей.

Для подростков характерны: неадекватная оценка конкретной ситуации из-за недостаточного жизненного опыта, что нередко приводит к выбору антисоциального образа поведения; переоценка своих сил и возможностей, несоответствие притязаний фактическому положению вещей; склонность к копированию действий старших и проявления инфантильности мотивов; влияние окружающей среды на мотивацию их действий. 1

Как показывают исследования, значительная доля несовершеннолетних преступников систематически употребляли алкоголь или наркотические средства. У определенной части подростков замечена привычка к азартным играм, праздному, бесцельному времяпрепровождению; в школе они, как правило, были неуспевающими.

Потерпевшими по рассматриваемым делам бывают как взрослые, так и несовершеннолетние. В отношении взрослых подростки чаще совершают преступления группой (убийства, хулиганства, грабежи, разбои и т. д.). В отношении сверстников преобладают половые преступления, причинение вреда здоровью, хулиганские проявления. Определенная часть этих преступлений также совершается группой.

 

1.2 Особенности возбуждения уголовного дела и обстоятельства, подлежащие установлению

 

Порядок производства по делам несовершеннолетних определяется гл. 50 УПК РФ. Содержащиеся в ней положения применяются к лицам, которые к моменту совершения преступления не достигли 18-летнего возраста (по закону лицо считается достигшим совершеннолетия не в день рождения, а начиная со следующих суток). Число, месяц, год рождения должны быть установлены копией свидетельства о рождении (приобщенной к делу после осмотра подлинника), паспортом либо протоколом его осмотра.

Существенная особенность дел данной категории — необходимость установления одновременно с другими обстоятельств, указанных в ст. 421 УПК РФ. По любому такого рода делу обязательно выясняются возраст (число, месяц, год рождения), условия жизни и воспитания подростка, несовершеннолетнего, уровень психического развития и иные особенности его личности, влияние на несовершеннолетнего старших по возрасту лиц. При наличии данных, свидетельствующих об отставании в психическом развитии, не связанном с психическим расстройством, устанавливается также, мог ли несовершеннолетний в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий. Для установления этих обстоятельств допрашиваются родители несовершеннолетнего, его учителя, воспитатели и другие лица, могущие дать нужные сведения, а равно истребуются необходимые документы и проводятся иные следственные и судебные действия. При этом полезно проконсультироваться с психиатрами или психологами, которые специализируются в области детской и юношеской психологии. 1

Проверка в порядке ст. 144 УПК РФ необходима в следующих случаях: в заявлении (сообщении) о преступлении несовершеннолетних имеются существенные противоречия; достоверно неизвестно, от кого исходит сообщение; заявление подано спустя значительный промежуток времени после совершения действий, о которых в нем говорится; описание преступного события дано неконкретно; есть предположение о том, что подросток, заподозренный в совершении преступления, не достиг возраста уголовной ответственности.

По каждому делу о преступлении, совершенном несовершеннолетним, необходимо проверить следующие версии: имеются взрослые подстрекатели или иные соучастники; существует преступная группа подростков и взрослых, совершившая несколько преступлений; похищенное подростками имущество приобретено взрослыми; несовершеннолетние вовлечены в занятие попрошайничеством, пьянством, азартными играми, употребление наркотиков и других одурманивающих веществ; имеются факты недоносительства или заранее не обещанного укрывательства со стороны взрослых.

При совершении преступлений группой несовершеннолетних следует выяснить обстоятельства формирования и особенности функционирования группы, роли каждого соучастника. Важно проверить возможную связь этой группы с организованными преступными формированиями (лидерами, рядовыми исполнителями, иными соучастниками).

2 ОСОБЕННОСТИ ПЕРВОНАЧАЛЬНОГО ЭТАПА РАССЛЕДОВАНИЯ преступлений, совершенных НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ

 

2.1 Типичные следственные ситуации

 

Действия следователя по делам о преступлениях несовершеннолетних в основном обусловливаются теми типичными следственными ситуациями, которые складываются при расследовании преступлений определенных видов (краж, грабежей, изнасилований и т. д.). Наряду с этим в первичных материалах о преступлениях могут быть указания на то, что лица, их совершившие, являются несовершеннолетними. На практике встречаются следующие типичные следственные ситуации:

  • потерпевшие или свидетели, не зная преступников, утверждают, что
    судя по внешнему виду, манере держаться и другим признакам это, вероятно, несовершеннолетние;
  • обстановка места происшествия, следы и другие данные свидетельствуют о том, что преступление совершено подростками;

    — потерпевшие и свидетели знают преступников и их возраст. 1

    Проверка в порядке ст. 144 УПК РФ, как правило, бывает необходима при первых двух ситуациях.

    Программа действий следователя по делам о преступлениях несовершеннолетних во многом обусловливается теми типичными следственными ситуациями, которые складываются при расследовании преступлений определенных видов (краж, грабежей, разбоев, изнасилований и др.).

    При первой ситуации, когда имеются интеллектуальные следы преступления, акцент делается на установление материальных следов. Обычно в таких случаях проводятся: осмотр места происшествия (важно выявить признаки, указывающие на совершение преступления несовершеннолетним); допросы потерпевших и иных осведомленных либо материально-ответственных лиц; оперативно-розыскные мероприятия с целью розыска преступника по горячим следам; задержание преступников; допрос и обыск по месту жительства, учебы или работы несовершеннолетнего; личный обыск; судебные экспертизы. 1

    <

    Во второй ситуации, при наличии материальных следов, программа следователя в основном определяется необходимостью работы с интеллектуальными следами преступления. Здесь первостепенное значение имеют допросы осведомленных или материально ответственных лиц, потерпевшего, целенаправленный поиск преступников по горячим следам силами оперативных аппаратов милиции, а также задержание преступников и предъявление их для опознания. Затем следует безотлагательно провести допрос задержанных, обыск по месту жительства, учебы или работы, личный обыск, назначить соответствующие судебные экспертизы. Параллельно следы, обнаруженные на месте происшествия, могут быть проверены по криминалистическим учетам.2

    При третьей ситуации обычно осуществляются: задержание несовершеннолетних; их личный обыск; осмотр места происшествия; допросы задержанных и осведомленных лиц; предъявление задержанных для опознания; проверка следов по учетам; обыск по месту жительства, учебы или работы; назначение судебных экспертиз.3

    При планировании расследования необходимо исходить из особенностей предмета доказывания по делам несовершеннолетних. Закон предписывает обратить особое внимание на выяснение числа, месяца, года рождения подростка; условий его жизни и воспитания; наличие взрослых подстрекателей и соучастников; иных причин и условий, способствовавших совершению преступления несовершеннолетним.

    Исходя из этого план расследования должен включать выяснение следующих вопросов: 1) кем воспитывается подросток (характеристика родителей, их отношение к подростку; не имеется ли обстоятельств, препятствующих осуществлению должного надзора за детьми; существуют ли отрицательные влияния в семье и т. д.); 2) каково ближайшее окружение подростка, не имеется ли в нем источника отрицательных влияний; 3) отношение подростка к учебе или работе; 4) характер, привычки, наклонности; 5) употребляет ли спиртные напитки или наркотики; 6) не совершал ли ранее правонарушений и антиобщественных поступков, какие меры и кем принимались в связи с этим; 7) как и под чьим влиянием возник умысел совершить данное преступление, не было ли со стороны взрослых подстрекательства, вовлечения подростка в преступную деятельность, попрошайничество, проституцию, азартные игры, пьянство и употребление наркотиков.1

    При совершении группового преступления изучается процесс формирования преступной группы, выясняется действительная роль каждого участника преступления.

    Тщательно изучается поведение несовершеннолетнего после преступления, а также отношение к содеянному. Специально исследуются мотивы совершения преступления, их «детский характер» (озорство, желание «покататься», получить инструменты для работы и т. д.).

    При наличии сведений об отставании уровня развития подростка от присущего данному возрасту выяснение данного вопроса также включается в план расследования.

     

    2.2 Основные направления тактики осмотра места происшествия

     

    Осмотр места происшествия — это неотложное следственное действие, которое состоит из познавательных и удостоверительных операций следователя (дознавателя), выполняемых на месте обнаружения признаков совершенного или предполагаемого преступления с целью отыскания и закрепления следов, предметов и других объектов, позволяющих уяснить механизм происшедшего события и установить обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

    В ходе осмотра места происшествия следователь (дознаватель) решает общую и частную задачи. Общей задачей осмотра места происшествия являя ется получение фактических данных об обстоятельствах происшедшего события, объектах и лицах, имеющих к нему отношение, их связях и взаимодействиях. К частным задачам относятся: установление возможных очевидцев и свидетелей, которые, судя по обстановке места происшествия, могли видеть или слышать происходящее; обнаружение следов, которые могли остаться на участниках происшедшего события и на использованных ими транспортных средствах, орудиях и т.п.; определение объектов, подлежащих изъятию с места происшествия с целью установления участников происшедшего события; и др.

    Важной задачей осмотра места происшествия преступлений, совершенных несовершеннолетними, является обнаружение, фиксация и изъятие следов и других вещественных доказательств, подтверждающих совместное совершение преступления несовершеннолетними. При осмотре места происшествия по делам, по которым установлено или предполагается участие в преступлении несовершеннолетних, необходимо обращать внимание на размеры следов рук и ног; на количество, габариты и вес похищенного; на наличие признаков специфического для подростков интереса к определенным предметам; на использование способов совершения преступлений, связанных с подражанием героям книг и кинофильмов. Обнаружение в процессе осмотра вышеуказанных обстоятельств дает основания для предположения о совершении, расследуемого преступления несовершеннолетними.3

    В ряде случаев в ходе целенаправленного и квалифицированного осмотра места происшествия удается обнаружить следы и другие вещественные доказательства, которые позволяют выдвинуть версию о том, что преступление совершено несовершеннолетними.

    Известен ряд признаков, которые могут быть положены в основу подобной версии.

    1. Особенности следов, обнаруженных при осмотре. По размерам следов рук можно установить примерный возраст. В частности, существует методика определения, кем оставлен след – взрослым или подростком, хотя следует иметь в виду, что небольшие по размеру следы могут быть оставлены и женщинами. Иногда специалист может достаточно точно определить возраст по количеству папиллярных линий на единицу длины: на отрезке черты в 0,5 см, проведенной перпендикулярно к папиллярным линиям на дактилоскопическом отпечатке, у детей 8-12 лет обычно имеется 12-13, у подростков — 10-12, у взрослых — 9-10 папиллярных линий. Небольшие по размеру следы ног могут свидетельствовать о том, что они оставлены несовершеннолетними. При обнаружении дорожки следов можно по длине шага и длине стопы определить примерный рост человека. Известно, например, что длина шага мужчины среднего роста при скорой ходьбе равна 90 см, при деловой — 30, при медленной — 70 см. Правда, учитывая акселерацию, некоторые опытные выводы криминалистов нуждаются в корректировке.

    Если в ходе осмотра будут обнаружены следы зубов на таких продуктах, как конфеты, сыр, шоколад, масло, то можно сделать ориентировочный вывод о том, что они принадлежат подросткам. Дополнительное измерение зубных дуг и отдельных следов зубов, произведенное с помощью специалиста-стоматолога, позволит сделать более достоверный вывод о том, что эти следы оставлены подростком.

    2. Следы, указывающие на алогичность действий преступников. Как правило, несовершеннолетние не всегда продумывают все детали предстоящего преступления. При осмотре места происшествия может быть зафиксирована излишняя разбросанность предметов (при совершении имущественных преступлений), их повреждения, не вызываемые необходимостью.

    3.    Характер похищенных с места происшествия объектов, наличие
    признаков специфического для подростков интереса к определенным
    продуктам или вещам (сладости, видео- и радиоаппаратура, импортные часы, зажигалки, брелоки и т. п.).

    4.    Особенности способов совершения преступлений. Анализируя обстановку места происшествия, можно выделить признаки, указывающие на
    непоследовательность в действиях преступников, безмотивные повреждения вещей, наличие бутылок из-под спиртного, упаковок из-под наркотиков, различных надписей и так называемых «клякс» — признаков озорства
    несовершеннолетних. При изучении надписей следует обращать внимание
    на почерк, содержание и высоту расположения надписей на стенах, дверях
    и других вертикальных поверхностях, что позволяет сделать вывод о росте
    и пристрастиях писавшего. Довольно точным ориентиром, указывающим
    на участие в преступлении подростка, является обнаружение небольших по размеру отверстий, через которые преступники могли проникнуть к местам хранения похищенного.

    В соответствии с требованиями ст. 176 и ст. 421 УПК РФ при осмотре места происшествия следователь должен зафиксировать обстоятельства, не только прямо указывающие на совершение преступления взрослым (например, обнаружение следов обуви, следов на определенной высоте и т.п.).

    При осмотре места происшествия следует устанавливать обстоятельства, прямо указывающие на причастность к совершению преступления несовершеннолетнего. К ним относятся различные предметы и личные вещи (головной убор, перчатки и т.д.), которые не могли быть оставлены взрослым преступником, а также некоторые несоответствия между физическими характеристиками взрослого человека и отобразившимися признаками, спецификой способа совершения противоправного деяния и т.п. 1

    Поскольку место преступления, совершенного подростками, часто совпадает с районом их жительства, целесообразно сразу же организовать розыск на прилегающей территории по приметам, сообщенным очевидцами и установленным при осмотре; организовать осмотр работниками милиции сараев, чердаков, подвалов и других мест, где может быть спрятано похищенное.

    Получив информацию об индивидуальных качествах и признаках несовершеннолетнего подозреваемого (о физической силе, возрасте, телосложении, других признаках внешности), следователь в процессе осмотра места происшествия проверяет, нет ли следов и других вещественных доказательств, подтверждающих эти данные или опровергающих их.1

     

     

    2.3. Задержание подозреваемого или обвиняемого несовершеннолетнего и его обыск

     

    Задержание подозреваемого или обвиняемого несовершеннолетнего
    и его заключение под стражу применяется в случае, если он подозревается или обвиняется в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления, а в исключительных случаях — преступления средней тяжести (ч. 2 ст. 108 УПК РФ) и при наличии оснований, указанных в ст. 91, 97, 99, 100 и 108 УПК РФ. При этом учитываются особенности личности подростка, его поведение после совершения преступления, связи с преступными элементами, дерзость и агрессивность преступных действий, направленность умысла и последствия, повторность совершения преступлений, а также исследуется, насколько реальна опасность продолжения им преступной деятельности.

    Задержание несовершеннолетних должно быть подготовлено. Следует иметь в виду возможность оказания подростком сопротивления, в том числе и вооруженного. Как правило, задержание проводится днем. Задержанному объясняются причины применения данной меры, его права и обязанности. О задержании и месте нахождения несовершеннолетнего информируются его родители или законные представители. В протоколе задержания указывается на необходимость содержания подростка отдельно от взрослых и от осужденных несовершеннолетних. Следователь должен также обеспечить участие в деле защитника. 1

    К несовершеннолетнему часто применяется и такая мера пресечения, как отдача его под присмотр законных представителей, администрации школ-интернатов и других закрытых детских учреждений.

    Подростки при обыске обычно хуже владеют собой, нежели взрослые. Поэтому важно наблюдать за их поведением. В ходе обыска, должны быть собраны сведения о личности подростка, условиях его жизни и воспитания, круге интересов. С этой целью надо обращать внимание на то, есть ли у подростка обособленное место, имеются ли у него вещи, так или иначе характеризующие его (инструменты, книги, коллекции, видеокассеты и т. п.). Следует также искать записные книжки, дневники, фотографии знакомых и др. Целесообразно получить сведения, относительно употребления несовершеннолетним спиртных напитков, наркотиков.

    По делам несовершеннолетних необходимо истребовать значительное число документов: о возрасте, характеристики, справки о судимости и т. д.

    Документы о возрасте несовершеннолетних обвиняемых — это свидетельство о рождении в подлиннике или копии, протоколы осмотра свидетельства или паспорта. Обязательными являются характеристики на подростка с места его учебы, работы и жительства. При установлении безнадзорности, отрицательного влияния в семье необходимо получить характеристику с места работы и жительства родителей.2

    К уголовному делу приобщаются справки из инспекции по дедам несовершеннолетних, общественных пунктов охраны порядка. Материалы о поведении родителей и других взрослых лиц из бытового окружения подростков могут быть у участкового инспектора, в административной комиссии, в органах опеки и попечительства, в органах здравоохранения и т. д.

    К обследованию условий жизни и воспитания несовершеннолетнего могут быть привлечены представители общественности. Результаты обследования приобщаются к делу в качестве документа.

     

    2.3 Допрос несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого)

     

    Несовершеннолетний подозреваемый (обвиняемый) это лицо, которому ко времени совершения преступления исполнилось 14, но не исполнилось 18 лет, и в отношении которого вынесено постановление привлечении его в качестве обвиняемого (по делам о преступлениях, расследуемым в форме предварительного следствия) или вынесен обвинительный акт (по делам о преступлениях, расследуемым в форме дознания) (ч. 1 ст. 87 Уголовного кодекса РФ, ч.ст. 47 УПК РФ).

    Ученые выделяют шесть групп несовершеннолетних в зависимости от их возраста и развития психики, однако на практике допрашиваются: дошкольники от 3 до 7 лет; дети младшего возраста от 7 до 11 лет; подростки среднего школьного возраста от 11 до 14 – 15 лет; школьники старшего возраста (с 14 – 15 до 17 – 18 лет).1 Допрос несовершеннолетних каждой из перечисленных групп, в свою очередь, также специфичен. Это связано со следующим:

    дети первой возрастной группы плохо разбираются в причинных связях, воспринимают событие не в целом, а лишь отдельные факты, второстепенные его стороны;

    дети второй возрастной группы могут правильно отличить главное от второстепенного, поэтому отсутствие знаний заменяют воображением и фантазией, а их результаты выдают за подлинную действительность. При восприятии пространственных отношений они склонны к преувеличению, не всегда способны описать виденные ими предметы, но хорошо их узнают;

    подростки от 11 до 14—15 лет не всегда правильно воспринимают поступки людей. Поэтому иногда встречаются случаи, когда они одобряют отрицательные действия морально неустойчивых людей. Дети этого возраста подвержены внушению, которое особенно сильно сказывается в тех случаях, когда обстоятельства, подлежащие выяснению при допросе, были предметом обсуждения взрослых в присутствии детей. В этой ситуации дети повторяют высказывания взрослых;

    школьники старшего возраста (с 14—15 до 17—18 лет) характеризуются стремлением к самостоятельности и независимости, преувеличенным мнением о своих способностях и возможностях, их поведению свойственны повышенная активность и подвижность, большая возбудимость и резкая смена настроения. Порой подростки этого возраста не в состоянии отличить хорошее от плохого, смелость от лихачества, свободу от своеволия, чувство собственного достоинства от себялюбия, реальную мечту от фантазии; бывают готовы ради ложного геройства и неправильно понятого товарищества совершить преступление, взять на себя чужую вину.

    Возраст от 14 до 18 лет характеризуется глубокими изменениями в организме человека, важными процессами в его психике. Это переход от детского состояния к взрослому, когда происходит физическое, в частности половое, созревание подростка, когда особенно энергично, бурно развиваются его моральные и интеллектуальные силы, формируются нравственные взгляды и представления. Переходный период – период становления личности, особенно обостренного отношения ко всему окружающему, жадного влечения ко всему новому, незнакомому, непонятному. Отсутствие жизненного опыта, конкретные условия воспитания и развития приводят порой к тому, что у некоторых подростков складываются поверхностные, а то и просто ошибочные, искаженные представления о нравственных категориях и понятиях: чести, дружбе, смелости и т.п. Для несовершеннолетних характерны стремление к самостоятельности и независимости, страстное желание освободиться от контроля и опеки, большая внушаемость, излишняя доверчивость, склонность к подражательству. К психологическим особенностям переходного возраста относится большая возбудимость подростка, неуравновешенность его поведения, неустойчивость чувств, резкая смена настроений. Многие поступки несовершеннолетних обусловлены непосредственными побуждениями и эмоциями, которые обычно преобладают над разумным волевым решением1.

    Учитывая перечисленные особенности лиц в возрасте 14 – 18 лет, законодатель устанавливает особенности производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних, которые в большинстве своем нормативно закреплены к гл. 50 УПК РФ (ст.ст. 420—432).

    Допрос несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) – одно из ключевых следственных действий, проводимых в процессе расследования дел о преступлениях несовершеннолетних. Под допросом понимается процессуальное действие, заключающееся в получении и закреплении лицом (органом), ведущим производство по делу, в установленной законом форме показаний – сообщаемых допрашиваемым сведений, на основе которых суд, прокурор, следователь, дознаватель устанавливают наличие или отсутствие обстоятельств, подлежащих доказыванию и имеющих значение для уголовного дела.

    Допрос является наиболее распространенным следственным действием, которое неоднократно проводится по каждому из уголовных дел, а на его результаты – показания – содержатся многочисленные ссылки, как в обвинительных заключениях, так и в приговорах. Допрос – это «универсальное следственное действие, с помощью которого следователь может получить доказательственную информацию практически по всем обстоятельствам предмета доказывания»2.

    Допрос – это многогранное и сложное следственное действие, которое в литературе изучается и рассматривается с уголовно-процессуальной, тактико-криминалистической, психологической, логической, этической (нравственной) и иных точек зрения3.

    Например, Г.А. Зорин дает процессуальное определение допроса: это следственное действие, предусмотренное и регламентированное УПК, состоящее в получении управомоченным органом показаний от лиц, располагающих сведениями об обстоятельствах, имеющих значение для дела и подлежащих доказыванию1. А.В. Дулов рассматривает допрос с точки зрения психологии и определяет его как заранее прогнозируемое и планируемое формализованное общение следователя с допрашиваемым, во время которого осуществляется реализуемое законом воздействие на мыслительную и волевую сферу последнего2.

    Некоторые авторы с позиция комплексного подхода исследуют допрос подозреваемого (обвиняемого) сразу в нескольких аспектах (например, процессуальном и криминалистическом, процессуальном и психологическом). Так, по мнению Г.Г. Доспулова процессуальное определение допроса не раскрывает его сущности. Допрос – это психологический процесс взаимодействия допрашивающего с допрашиваемым в рамках уголовно-процессуального закона в целях собирания, исследования и проверки доказательств3.

    Н.И. Порубов4 отмечает, что сущность допроса состоит в востребовании от допрашиваемого показаний при помощи приемов, разработанных на основе следственной и судебной практики криминалистической тактикой. С точки зрения уголовного процесса и криминалистики, допрос – это процесс получения доказательств, с точки прения судебной психологии – это процесс специфического общения допрашивающего с допрашиваемым, с точки зрения теории информации – это процесс получения информации, имеющей значение для дела. Допрос может быть рассмотрен и как социальное явление, имеющее этический и воспитательный аспекты. Общим для этих определений является то, что они с разных позиций верно отражают ту или иную сторону этого следственного действия.

    На наш взгляд, достаточно полное определение допроса предложил Н.П. Сафин: это вербальное, коммуникативное следственное действие, основанное на методе расспроса, процессуальных правилах и тактических приемах, специально разрабатываемых в криминалистике, заключающееся в получении на основе общения следователя с несовершеннолетним подозреваемым, обвиняемым или свидетелем и закреплении в установленной законом форме его показаний по поводу предъявленного обвинения и других обстоятельств, имеющих значение для уголовного дела1.

    Представляется, что сущность допроса несовершеннолетнего обвиняемого можно выразить в следующих его признаках (характерных чертах).

  1. Допрос несовершеннолетнего свидетеля – это процессуальное действие, так как его производство урегулировано уголовно-процессуальным законодательством.
  2. Допрос несовершеннолетнего свидетеля – это процессуальное следственное действие, так как оно направлено на собирание проверку доказательств. Допрос свидетеля является способом собирания такого вида доказательств, как показания свидетеля.

    3.    Допрос несовершеннолетнего свидетеля представляет собой процесс общения (взаимодействия), участниками которого являются и первую очередь следователь и допрашиваемый (несовершеннолетний свидетеля) и в ходе которого допрашивающее лицо воздействует на несовершеннолетнего, побуждая его сообщить сведения об обстоятельствах, имеющих или могущих иметь значение для правильного расследования уголовного дела.

    Основным методом уголовно-процессуального познания при допросе несовершеннолетнего свидетеля является расспрос, «Под расспросом следует понимать постановку перед лицом, обладающим информацией, задачи на се воспроизведение, т.е. побуждение к передаче сведений от одного участника общения другому»2.

    В ходе допроса, не будучи основным, используется и такой метод познания, как наблюдение. «Объектом его является речевая артикуляция допрашиваемого, исходящее от него сообщение как система звуковых раздражителей. Эта информация дополняется жестами, мимикой, звуковыми явлениями, сопровождающими речь, а также интонацией, т.е. дополнительными неязыковыми средствами, способными не только уточнять, но и изменять смысл сообщения. При собственноручном изложении показаний допрашиваемым следователь воспринимает систему письменных знаков»1.

    Допрос несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) , как и любое другое следственное действие, помимо познавательных, включает в себя удостоверительные операции, связанные с закреплением (фиксацией) сообщенных несовершеннолетним сведений в установленной законом форме с целью дальнейшего их использования в уголовном деле в качестве доказательств.

    Для получения показаний несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) следователь использует тактические приемы, разработанные наукой криминалистикой и апробированные следственной практикой.

    Предмет допроса в науке уголовно-процессуального права обычно отождествляется с предметом показаний соответствующего участника. Следовательно, под ним понимают круг вопросов, по которым может быть допрошен свидетель, потерпевший, подозреваемый, обвиняемый и эксперт. Предмет допроса несовершеннолетнего свидетеля – это круг обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу, о которых он может быть допрошен. В этой связи приведем замечание Р.С. Белкина о том, что предмет допроса в общей форме предопределен предметом доказывания2. С другой стороны, предмет допроса фактически ограничен той имеющей отношение к делу информацией, которой располагает несовершеннолетний обвиняемый к моменту допроса.

    «Совершенно очевидно, – пишет О.Я. Баев. – что в содержание допроса входит не только установление обстоятельств, очерченных ст. 68 УПК (ныне –ст. 73 УПК РФ), но и так называемых промежуточных, доказательственных фактов и обстоятельств»3.

    Одной из особенностей производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних является расширенный предмет доказывания, который предполагает установление помимо обстоятельств, перечисленных в ст. 73 УПК РФ, также обстоятельств, указанных в ст. 421 УПК РФ.

    Следовательно, пределы допроса несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) ограничены следующими обстоятельствами:

  • обстоятельства, подлежащие доказыванию по любому уголовному делу (ст. 73 УПК РФ): событие преступления (время, место, способ и другие обстоятельства совершения преступления); характер и размер вреда, причиненного преступлением; обстоятельства, исключающие преступность и наказуемость деяния; обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание; обстоятельства, которые могут повлечь за собой освобождение от уголовной ответственности и наказания; обстоятельства, способствовавшие совершению преступления;
  • обстоятельства, подлежащие доказыванию по делам несовершеннолетних (ст. 421 УПК РФ): возраст несовершеннолетнего; условия его жизни и воспитания; уровень психического развития и иные особенности личности несовершеннолетнего; влияние на него старших по возрасту лиц; возможность несовершеннолетнего в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими;

    —    иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения уголовного дела.

    Общая цель допроса несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) отражает его познавательную сторону – это установление обстоятельств, подлежащих доказыванию по делам о преступлениях несовершеннолетних (ст.ст. 73, 421 УПК РФ), а, в конечном счете, – достижение назначения уголовного судопроизводства (ст. 6 УПК РФ).

    Допрос несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) имеет некоторую уголовно-процессуальную специфику. Особенности допроса несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) на стадии предварительного расследования в основном урегулированы ст. 191 УПК РФ1.

    Согласно ч. 8 ст. 234, ч. 3 ст. 235 УПК РФ судья на предварительном слушании вправе произвести допрос по ходатайству сторон в качестве свидетелей (в том числе и несовершеннолетних свидетелей) лиц, которым что-либо известно об обстоятельствах производства следственных действий или изъятия и приобщения к уголовному делу документов, за исключением тех, кто обладает свидетельским иммунитетом. Особенностям допроса несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) на стадии судебного разбирательства посвящена специальная статья (ст. 280 УПК РФ). Поэтому следует заключить, что помимо вышеуказанных должностных лиц и органов допрос несовершеннолетних свидетелей производить вправе также судья на стадии подготовки к судебному заседанию и суд на стадиях судебного разбирательства, апелляционного производства (ч. 1 ст. 365 УПК РФ) и кассационного производства (ч. 3 ст. 377 УПК РФ).

    Результаты такого допроса фиксируются в протоколе судебного заседания.

    В качестве свидетеля несовершеннолетний может быть допрошен только тогда, когда в распоряжении дознавателя, следователя, руководителя (члена) следственной группы, начальника следственного отдела или прокурора имеются материалы (доказательства), из которых следует, что ему могут быть известны какие-либо обстоятельства, подлежащие установлению или проверке по данному уголовному делу.

    В качестве свидетеля несовершеннолетний может быть вызван только после возбуждения уголовного дела. До возбуждения уголовного дела нет свидетелей, а есть очевидцы. Допрос не являющегося свидетелем (потерпевшим, обвиняемым или подозреваемым) очевидца преступления УПК РФ не предусмотрен.

    Следует также иметь в виду, что, исходя из содержания конкретных решений Верховного Суда РФ, не является свидетелем лицо, в отношении деяния которого возбуждено уголовное дело (хотя в постановлении о возбуждении уголовного дела упоминание о нем и отсутствует), когда у органов предварительного расследования имелись все основания разъяснить ему требования ст. 51 Конституции РФ о том, что никто не обязан свидетельствовать против себя самого. Такой несовершеннолетний должен допрашиваться в порядке, предусмотренном для допроса подозреваемого .

    Соответственно его допрос не может продолжаться без перерыва более 2 часов, а в общей сложности более 4 часов в день. В этом следственном действии участвует защитник, который вправе задавать ему вопросы, а по окончании допроса знакомиться с протоколом и делать замечания о правильности и полноте сделанных в нем записей. Если такой допрашиваемый не достиг возраста шестнадцати лет либо достиг этого возраста, но страдает психическим расстройством или отстает в психическом развитии, участие педагога или психолога в допросе обязательно (ч. ч. 1 – 3 ст. 425 УПК РФ).

    Кальницкий В.В., более того, рекомендует делать в допросе несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) перерыв для отдыха через каждые 45 минут.1 Когда же лицо обладает статусом свидетеля или потерпевшего, участие педагога обязательно, лишь если он не достиг четырнадцати, а не шестнадцати лет, как это закреплено в отношении подозреваемого (обвиняемого). Причем в статье 191 УПК РФ речь идет об участии именно педагога. Его не может заменить психолог. А при допросе не достигшего шестнадцати лет подозреваемого (обвиняемого) вместо педагога в следственном действии может принять участие психолог.2

     

     

     

    2.4 Назначение экспертизы

     

    Специфическими для дел данной категории являются судебно-медицинская и судебно-психологическая экспертизы. Первая является обязательной, когда необходимо установить возраст, а документы о возрасте отсутствуют и их получение или восстановление невозможно. Судебно-медицинский эксперт на основании совокупности показателей роста, веса, состояния костей головы и конечностей, зубов, волос, вторичных половых признаков и других данных может прийти к выводу о возрасте несовершеннолетнего.

    Специфическим для дел о несовершеннолетних видом экспертизы является судебно-медицинская экспертиза возраста. Она назначается в случаях: 1) когда отсутствуют документы о возрасте подростка и получить их невозможно; 2) если возраст скрывается умышленно; 3) когда имеются сомнения в подлинности документов о возрасте подростка.

    Оценивая заключение эксперта, необходимо обратить внимание на то, все ли существенные признаки возраста выявлены, применены ли такие методы исследования, как антропометрические, рентгенографические, использовались ли справочные данные. 1

    При экспертизе возраста путем антроскопических, антропометрических, рентгенологических и других медицинских исследований анализируется комплекс анатомических и физиологических признаков, на основе которых делается вывод о возрасте обвиняемого. Следует иметь в виду, что экспертиза может установить лишь год рождения или даже указать возраст в пределах «от — до». В первом случае за месяц и число рождения принимается 31 декабря, во втором случае за установленный принимают минимальный возраст.

    Предмет исследования судебно-психологической экспертизы — степень развития подростка в случаях, когда есть сведения о существенном отставании его развития от возрастной нормы. Перед экспертами (обычно это педагоги или психологи, а иногда и психиатры, обладающие познаниями в области возрастных характеристик человека) ставятся такие вопросы: имеются ли в умственном развитии несовершеннолетнего отклонения, с чем они связаны; какому возрасту соответствует фактическое развитие подростка; можно ли, исходя из данных психологии, сделать вывод, что несовершеннолетний не полностью понимал значение инкриминируемого ему деяния. В зависимости от обстоятельств дела могут быть поставлены и другие вопросы.

    В соответствии с процессуальным законом судебно-психоло-гическая экспертиза назначается и в тех случаях, когда возникают сомнения в способности несовершеннолетнего или малолетнего свидетеля (потерпевшего) правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать о них объективные показания. Наконец, судебно-психологическая экспертиза назначается для установления факта беспомощного состояния потерпевшей в случае изнасилования. Естественно, при обнаружении у несовершеннолетнего признаков душевного заболевания назначается судебно-психиатрическая экспертиза.1

    Несовершеннолетний может быть подвергнут и комплексной психолого-психиатрической экспертизе. Она должна проводиться в тех случаях, когда следователь располагает данными о том, что признаки отставания несовершеннолетнего в психическом развитии могут иметь болезненное происхождение.

    Назначая любую экспертизу, необходимо обеспечить права несовершеннолетнего обвиняемого (подозреваемого), связанные с ее проведением, и, в частности, обеспечить присутствие при этом защитника или законного представителя. Они же должны присутствовать при получении образцов для сравнительного исследования.

<

Комментирование закрыто.

WordPress: 22.33MB | MySQL:121 | 1,471sec